Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Нетрадиционные лекции как форма проблемного метода на уроке истории

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Технические — мультимедийный проектор, ПК; — информационные — сеть Интернет, компьютерные презентации, интерактивные задания. Эффективность определялась на основе сопоставления успеваемости учеников до внедрения нетрадиционных лекций в структуру обучения и после (см. таблицы 2.1).Таблица 2.1Сопоставление результатов успеваемости до и после проведения эксперимента. Таким образом, исходя из таблицы… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические основы нетрадиционных методов обучения
    • 1. 1. Недостатки традиционных лекций
    • 1. 2. Проблемная лекция как словесный метод нетрадиционного обучения
    • 1. 3. Элементы системы уроков нетрадиционного типа
  • Глава II. Практика применения нетрадиционных лекций на уроках истории
    • 2. 1. Методы нетрадиционного обучения, применяемые на уроках истории
    • 2. 2. Использование методов нетрадиционного обучения на уроках истории в разных классах
    • 2. 3. Эффективность внедрения нетрадиционных форм обучения
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Нетрадиционные лекции как форма проблемного метода на уроке истории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К ним относят практические занятия, исследовательские уроки. Их полезность заключается в формировании собственно представления исторического материала, аргументации личных оценочных суждений, совершенствовании умения анализировать, сравнивать, сопоставлять. На подобных уроках я выдвигаю учебную проблему, определяю форму самостоятельной работы учащихся (групповая, индивидуальная, дифференцированная), затем дается задание. Они могут быть различными: на проверку понимания прочитанного (текст с выбором ответов); составления календаря событий (хронологическая таблица); работа с исторической картой (контурная карта); написание простого или информативного плана параграфа; предлагаю тексты с ошибками и так далее. Еще одной формой обучении, позволяющей организовать самостоятельную работу учащихся, являются семинарские занятия. В отличие от других нетрадиционных уроков на семинаре школьники не просто овладевают основными навыками и умениями, а представляют их на коллективное обсуждение в классе после самостоятельной предварительной работы дома с рекомендованной литературой. На взгляд автора, семинар является более сложной организацией учебного процесса по истории. Поэтому семинарские занятия возможны только в старших классах.

Раскрывая данную тему, педагог исходит из своего опыта и тех методов, которые применяет на практике чаще всего. 2.3 Эффективность внедрения нетрадиционных форм обучения

Для определения эффективности нетрадиционной лекции был разработан проект использования нетрадиционных форм обучения на уроках истории. Сущность темы проекта заключается в том, что нетрадиционные формы урока истории реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока осуществляются при обязательном участии всех учеников класса, а также реализуются с непременным использованием средств зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;

обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;

предусматривается максимальное участие детей в уроке. Высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются:

урок — игра;

урок — экскурсия;

урок — презентация;

урок — путешествие;

урок — лекция и др. Способы реализации проекта:

Для достижения цели и решения поставленных задач будет применён комплекс теоретических и эмпирических методов: теоретический анализ социологической, психолого-педагогической литературы и исследований по проблеме неудовлетворённости степенью познавательной активности учащихся на уроках истории; изучение документов, определяющих политику государства в области образования; изучение и обобщение существующего практического опыта по теме «Нетрадиционный урок как фактор формирования познавательной активности учащихся»; проведение анализа деятельности учащихся, статистическая обработка результатов плана реализации проекта. План реализации проекта:

Этап проекта

СрокиМероприятие, форма

ОтветственныеПромежуточный результат Организационно-подготовительный

Январь-август 2012 г. Создание методической базы данных по проблеме повышения познавательной активности учащихся на уроках истории

Разработка рабочей концепции Проекта «Нетрадиционная форма урока истории как фактор формирования познавательной активности учащихся"Учитель истории и обществознания

Учитель истории и обществознания

Методическая база данных по проблеме повышения познавательной активности учащихся на уроках истории

Рабочая концепция проекта

Основной, развивающий

Сентябрь-ноябрь 2012 г. Создание условий для проведения нетрадиционных уроков истории с целью повышения познавательной активности учащихся

Учитель истории и обществознания

Конспекты уроков, проведённые уроки

Аналитико-прогностический

Декабрь 2012 г. Анализ результативности участия учащихся школы во внеурочных мероприятиях по истории как результат повышения познавательной активности к изучению истории

Учитель истории и обществознания

Таблица участия учащихся в мероприятиях

Существующие ресурсы для реализации проекта:

кадровые — учитель истории и обществознания;

— технические — мультимедийный проектор, ПК; - информационные — сеть Интернет, компьютерные презентации, интерактивные задания. Эффективность определялась на основе сопоставления успеваемости учеников до внедрения нетрадиционных лекций в структуру обучения и после (см. таблицы 2.1).Таблица 2.1Сопоставление результатов успеваемости до и после проведения эксперимента

Уровень обученности

До эксперимента

После эксперимента человек%человек%"5″ - «4"1043,481 878,26"3"1356,52 521,74"2"0000

Всего в классе2 310 023 100

Таким образом, исходя из таблицы 2.1, можно сделать вывод об эффективности применяемых технологий нестандартного обучения на основе нетрадиционных лекций на уроках истории. Эта эффективность выражается в активном вовлечении учеников в образовательный процесс и формирования у них интереса к предмету. Заключение

Представленными в параграфе типами учебных занятий не исчерпывается современный арсенал способов организации учебно-воспитательной работы по истории (таких уроков насчитывается больше ста), тем не менее актуальность нетрадиционных форм обучения очень важна. Как показывает мониторинг эффект значительный: за 3 года качество успеваемости учащихся повысилось на 20%, у учеников появился интерес, любознательность к изучению предмета. Исходя из таблицы 2.1, можно сделать вывод об эффективности применяемых технологий нестандартного обучения на основе нетрадиционных лекций на уроках истории. Эта эффективность выражается в активном вовлечении учеников в образовательный процесс и формирования у них интереса к предмету. Творчество учителей являет собой удивительное многообразие и выдумку. Это связано с теми задачами, которые стоят перед современным учителем истории. Историческая наука как развивающаяся, находящаяся в постоянном движении требует творческого подхода. Нетрадиционные уроки, благодаря своей необычности содержания, разнообразия методов и форм проведения придают необходимое ускорение развитию личности, способствуют воспитанию интереса учащихся к предмету, повышают эффективность обучения. Список использованной литературы

Акулова О.В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А. П. Тряпицыной. ;

СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 290 с. Бадмаев Б. Ц. Психология в работе учителя. 1−2 ч. М., 2000 г.

Берберян А. С. Использование технологий личностно-центрированного обучения в процессе аудиторной работы в вузе. Четвёртая годичная научная конференция (30 ноября-4 декабря 2009 г.). Сборник научных статей: в 2 частях.

— Часть 2. Ереван, Изд-во РАУ, 2010. — С. 546−556.Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю в школе.

М., 2000 г. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания в школе. М., 2000 г Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М., 2001 г. Иванова О. В. Проблемное обучение в курсе истории. // Преподавание истории в школе.

№ 8, 1999 г. Историческое образование в современной России. М., 2002 г. Коджаспирова Г. К., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М., 2001 г Краля Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред.

Ю.П. Дубенского. — Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. — 59 с. Кузнецова Н. М. Применение проблемного метода обучения в преподавании экономических дисциплин.

www ostu.ru / filial/livhy/…/sekcia 1.htm.Кульничев С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок. Вторая часть. В., 2001 г. Кучерук И. В. Учебные игры как средство активизации познавательной деятельности Учащихся на уроках истории СССР. М., 1991 г. Лазукова Н. Н. Альтернативные ситуации на уроках истории. //

Преподавание истории в школе. № 1,1993 г. Ларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели. М., 1997 г. Махмутов М. И. Проблемное обучение.

— М., 1975

Мкртчян Л. А., Казданян С. Ш. Инновационные технологии обучения в системе вузовского образования. Сборник статей Международной научной конференции «Вызовы ХХI века и аспекты человеческого развития» (20−22 октября 2010), Ереван, 2010.

— С. 27−31.Николаева Л. С., Лесных Л. И. Использование нетрадиционных форм занятий. // Специалист.

№ 2, 1992 г. Оганесян Н. Т. Педагогическая психология. Система разноуровневых контрольных заданий: учебное пособие.

— М., 2006

Основы разработки педагогических технологий и инноваций. Астр. 1998 г. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс. Учебник.

1−2 ч. М., 1996 г. Смирнова Н. А. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике. — Псков: ПГПИ, 2004. ;

124 с. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика:

учебникМ., 2010;640 с. Трофимова О. В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся. № 1 2003 г. — c. 143 — 215.

Трофимова О. В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся. // Преподавание истории и обществознания в школе. № 1, 2003 г. Фрадкина Ф. И. Психологический анализ и их роль в учении школьников.

// Советская педагогика. № 4, 1953 г.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 290 с.
  2. .Ц. Психология в работе учителя. 1−2 ч. М., 2000 г.
  3. Е.Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. М., 2000 г.
  4. Е.Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания в школе. М., 2000г
  5. Е.Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М., 2001 г.
  6. О.В. Проблемное обучение в курсе истории. // Преподавание истории в школе. № 8, 1999 г.
  7. Историческое образование в современной России. М., 2002 г.
  8. Г. К., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М., 2001г
  9. Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю. П. Дубенского. — Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. — 59 с.
  10. Н. М. Применение проблемного метода обучения в преподавании экономических дисциплин. www ostu.ru / filial/livhy/…/sekcia 1.htm.
  11. С.В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок. Вторая часть. В., 2001 г.
  12. И.В. Учебные игры как средство активизации познавательной деятельности Учащихся на уроках истории СССР. М., 1991 г.
  13. Н.Н. Альтернативные ситуации на уроках истории. // Преподавание истории в школе. № 1,1993 г.
  14. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. М., 1997 г.
  15. М. И. Проблемное обучение. — М., 1975.
  16. Л. А., Казданян С. Ш. Инновационные технологии обучения в системе вузовского образования. Сборник статей Международной научной конференции «Вызовы ХХI века и аспекты человеческого развития» (20−22 октября 2010), Ереван, 2010. — С. 27−31.
  17. Л.С., Лесных Л. И. Использование нетрадиционных форм занятий. // Специалист. № 2, 1992 г.
  18. Н. Т. Педагогическая психология. Система разноуровневых контрольных заданий: учебное пособие. — М., 2006.
  19. Основы разработки педагогических технологий и инноваций. Астр. 1998 г.
  20. И.П. Педагогика: Новый курс. Учебник. 1−2 ч. М., 1996 г.
  21. Н.А. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике. — Псков: ПГПИ, 2004. — 124 с.
  22. Л.Д. Психология и педагогика:учебник-М., 2010−640 с.
  23. О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся. № 1 2003 г. — c. 143 — 215.
  24. О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся. // Преподавание истории и обществознания в школе. № 1, 2003 г.
  25. Ф.И. Психологический анализ и их роль в учении школьников. // Советская педагогика. № 4, 1953 г.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ