Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогическое сопровождение развития креативности младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблемеизучение опыта практической работы учителей в аспекте исследуемого вопросаанализ исследований, выполненных в области возрастной, педагогической и социальной психологиитеоретико-прикладное моделирование программы изучения креативности детей 7−10 лет в условиях… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
    • 1. 1. Диалектика развития креативности личности в педагогической науке и образовательной практике
    • 1. 2. Педагогическое сопровождение учащихся как условие развития креативности личности
    • 1. 3. Концептуальные основы развития креативности личности в начальной школе средствами педагогического сопровождения
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. Модель развития креативности младших школьников в современных образовательных системах
    • 2. 2. Программно-технологический комплекс педагогического сопровождения развития креативности младшего школьника
    • 2. 3. Опытно-экспериментальная работа по выявлению и обоснованию эффективности педагогического сопровождения развития креативности у младших школьников
  • Выводы по второй главе

Педагогическое сопровождение развития креативности младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменение ценностных ориентаций, отмечающееся в настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества — политике, экономике, науке, культурной сфере, обусловлено сменой цивилизаций, которая произошла на рубеже XX и XXI столетий. Век техники уступает место веку человека, и человечество находится в творческом поиске путей перехода от техногенной цивилизации XX века к антропогенной цивилизации будущего.

Ориентация на человека, признание личности как высшей ценности государственной, социально-экономической политики, приоритет образования в социально-культурной сфере общества — отличительные черты становления современной цивилизации. В мире усиливаются процессы глобализации и интеграции, формируется новая информационная среда, что создает беспрецедентные возможности для развития человека, более эффективного решения его профессиональных, экономических, социальных и личностных проблем.

Тенденции эволюции общества отражают рост образованности населения, повышение требований к уровню культуры и профессиональной квалификации граждан. Смена парадигм образования от традиционной к личностно-ориентированной (Е.В. Бондаревская, Н. В. Бочкина, О. В. Гукаленко, В. И. Данильчук, И. А. Колесникова, Ю. Г. Круглов, В. Я. Лыкова, В. М. Монахов, A.M. Саранов, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков, В. Т. Фоменко, И. С. Якиманская и др.) выдвигают перед образовательными учреждениями проблему совершенствования подготовки учащегося, становления его как целостной личности, обладающей высокой культурой, компетентностью, мобильностью, конкурентоспособностью.

Основной ценностью гуманистического личностно-ориентированного образования выступает творчество как способ развития человека в культуре. Творческая ориентация обучения и воспитания позволяет осуществлять личностно-ориентированное образование как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры и истории.

Актуальность проблемы развития творческой личности обусловлена, с одной стороны, социально-экономической динамикой и потребностями общества, необходимостью разработки инновационных, нестандартных идей, поиска эффективных стратегий в развитии всех социальных отношений (человек — человек, человек — природа, человек — общество, человектехника, человек — знаковая система, человек — художественный образ), с другой — процессами гуманизации образования, где центром и ценностью является человек, его способности и возможности реализации в современном мире.

Творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее формирования. В связи с этим возникает необходимость развития прикладной антропологии, психокультуры, разработки технологий саморазвития, самосозидания.

Современная теория творчества находится в стадии становления, характеризуется многоаспектностью и включает в себя множество различных теорий, концепций, теоретических и эмпирических знаний. Несмотря на ряд существенных открытий, обобщений и наблюдений, проблема творчества и, особенно феномен креативности, до настоящего времени остается недостаточно исследованным явлением. Отсутствуют однозначно интерпретируемые понятия в этой области. До сих пор феномен креативности не имеет единого объяснения и содержания, не определена психологическая структура креативности, слабо изучены связь креативности с другими свойствами личности, уровни и особенности генеза, не найдены надежные способы изучения и развития креативности.

Исследование зарубежных авторов (Дж. Гилфорда, Е. П. Торранса, JI. Термена, Р. Стернберга, М. Воллаха), отечественных психологов (Л.Д. Даниловой, П. Я. Гальперина, З. И. Калмыковой, Д. Б. Богоявленского, А.Я.

Пономарева, В. Н. Пушкина, В. Д. Шадрикова, В. И. Тютюнника, С. Медника, Е. Г. Алиевой, Н. М. Гнатько, В. Н. Дружинина, Н.В. Хозратовой) в области творческого мышления достаточно глубоко теоретически обоснованы, однако работа над улучшением креативности по-прежнему является актуальной. Большое внимание следует уделить выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

Обновление современной системы образования, связанное с гуманизацией учебно-воспитательного процесса, обусловливает необходимость создания педагогических условий для становления личности каждого ребенка, формирования учащегося как развитого субъекта учебной деятельности. Это особенно актуально для начального звена школьного обучения, так как по мнению ряда ученых (J1.C. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др.) учебная деятельность в этот период является ведущей в психическом развитии детей, а становление у младших школьников такого важнейшего психического новообразования, как теоретическое мышление, во многом определяет успешность дальнейшего учения ребенка. В связи с этим большое значение приобретает выявление эффективных психолого-педагогических условий, оптимизирующих развитие всех форм мышления у детей 7−10 лет в процессе обучения.

Методологическим основанием проблемы и теоретическим аспектом нашего исследования явились труды П. Я. Гальперина, М. Е. Гамезо, В. В. Давыдова, З. И. Калмыковой, В. В. Рубцова.

Условия формирования умственных действий, а, следовательно, и их креативности в современной психолого-педагогической науке представлены через:

— теоретическое предметное содержание обучения (В.В. Давыдов, А. З. Зак, В. В. Репкин, Д. Б. Эльконин и др.) — активные методы обучения — частично-поисковый и квазиисследование (В.В. Давыдов, Л. В. Занков, А. И. Раев, В. В. Репкин и др.);

— социальные взаимодействия детей в учебной деятельности (В.К. Дьяченко, Г. М. Кучинский, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и др.).

В работах отечественных и зарубежных авторов доказана эффективность коллективного решения интеллектуальных задач детьми 7−10 лет (В.В. Андриевская, Р. Я. Гузман, В. Дойз, К. Казден, Г. К. Костюк, Г. Магни, JI. Мартин, Т. Я. Матис, А.Н. Перре-Клерион), выявлена продуктивность становления содержательного анализа, самостоятельности и критичности мышления у детей в условиях специально организованной совместной учебной деятельности. В качестве эффективного способа познавательного общения в учебной деятельности, оптимизирующего развития умственных действий младших школьников, назван диалог (В.К. Дьяченко, В. В. Рубцов, Г. М. Кучинский, С. Ю. Курганов, Г. А. Цукерман и др.). Однако следует отметить, что в большинстве исследований в этой области рассматривается только детская совместная деятельность, роль и место учителя в предметно-содержательном общении освещены незначительно, непосредственная организация учебного взаимодействия в младшем школьном возрасте представлена фрагментарно. В ряде научных трудов указывается на возможность и оптимальность совместных учебных действий, но для подросткового возраста. В этой связи особо актуальными нам представляются следующие вопросы: разработка подходов к конструированию программы формирования содержательно-познавательного диалогического общения у учащихся младшего школьного возраста с учителем и друг с другомизучение влияния содержательного диалогического общения со сверстниками и учителем в учебной деятельности на формирование креативности у детей 7−10 лет как характеристики личности.

Значительная практическая ценность этой проблемы и ее недостаточная разработанность позволяют определить выбранную тему как актуальную.

Объективные предпосылки настоящего исследования опираются на противоречия между:

— уровнем научных трудов в области креативности и недостаточным изучением данного вопроса в контексте практического обучения в начальной школе;

— имеющейся системой теоретических исследований в области диалогизации учебного процесса и слабой разработанностью механизмов его внедрения в педагогический процесс;

— востребованностью современного общества в креативной личности и реальным состоянием образовательной практики, которая опирается на традиционную знаниевую парадигму образования;

— реальными потребностями общества в эффективном педагогическом сопровождении в целях совершенствования качества знаний учащихся и неготовностью современного учителя реализовывать продуктивные личностно-ориентированные технологии обучения.

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы, а также выявленные противоречия определили тему настоящего исследования:

Педагогическое сопровождение развития креативности младших школьников.

Объект исследования: процесс развития креативной личности на начальной ступени обучения в школе.

Предмет исследования: педагогическое сопровождение развития креативности младших школьников.

Цель исследования: разработать и научно обосновать систему педагогического сопровождения развития креативности младших школьников.

Гипотеза: процесс развития креативности младших школьников будет эффективным, если:

— педагогическое взаимодействие «учитель — ученик» в начальной школе будет основано на принципах педагогики творчества;

— в системе образования будут созданы педагогические условия диалогического субъект-субъектного обучения;

— личностно-ориентированный подход выступит одним из ключевых условий в системе педагогического сопровождения развития креативности младших школьников;

— будут разработаны и апробированы технологические методики, позволяющие формировать креативную личность младшего школьника;

— будут выявлены и обоснованы условия и критерии эффективного развития креативности личности;

— профессиональная компетентность учителя начальной школы будет отвечать требованиям, предъявляемым к творческому педагогу.

Задачи исследования:

1. Осуществить ретроспективный анализ исследования проблемы развития креативности личности в теории и практике отечественных и зарубежных ученых.

2. Раскрыть сущностные характеристики педагогического сопровождения учащихся в процессе развития креативности личности.

3. Разработать и обосновать пути и механизмы становления креативности младших школьников в ходе педагогического сопровождения.

4. Спроектировать модель развития креативности младших школьников.

5. Разработать и внедрить программно-технологический комплекс диалоговых форм по развитию креативности младших школьников.

6. Подготовить методические рекомендации и программу по педагогическому сопровождению развития креативности в начальной школе.

Теоретико-методологической основой исследования являются: философские положения гуманизма, которые исходят из приоритета интересов и потребностей личностиконцепция природосообразности, в основе которой заложена необходимость учета природных задатков человека и опора на нихтеория личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков, В. Т. Фоменко, И. С. Якиманская, P.M. Чумичева,.

A.А. Греков, К. Роджерс и др.) — проективный подход к организации педагогического процесса (В.И. Боголюбов, В. П. Беспалько, В. И. Мареев,.

B.C. Безрукова, В. И. Загвязинский, А.С. Макаренко) — теория сравнительного педагогического анализа (В.П. Борисенков, О. В. Гукаленко, Г. Д. Дмитриев, М. Н. Кузьмин, Л. Л. Супрунова, Л. М. Сухорукова, Дж. Бэнкс и др.) — идеи интеграции (Г.В. Абросимова, А. Я. Данилюк, Л. М. Сухорукова, С. Д. Федотова, Е. Н. Сорочинская, Г. А. Монахов, А. И. Новиков и др.) — концепция педагогического проектирования (А.П. Аношкин, С. И. Архангельский, П. П. Пивненко, А. Н. Чалов, А. Д. Алферов, B.C. Безручко, В. П. Беспалько, Е.С. Заир-Бек, А. С. Макаренко, А. Сухомлинский), ведущие положения о достижениях психологической науки, о социально-исторической природе психики человека, о значении общения в ее развитииосновные концептуальные подходы к пониманию связи развития психики ребенка с обучением и воспитанием и взгляды на развитие психики в деятельности и роли субъективного фактора в этом процессе (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин и др.) — теории творческого потенциала развития личности и особенностей креативного мышления (Е.Л. Яковлева, В. Н. Дружинин, П. Я. Гальперин и др.) — педагогические технологии (А.Г. Казакова, В. В. Карпов, Д. Ш. Матрос, Н. Н. Мельникова, Г. К. Селевко и.

ДР-).

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблемеизучение опыта практической работы учителей в аспекте исследуемого вопросаанализ исследований, выполненных в области возрастной, педагогической и социальной психологиитеоретико-прикладное моделирование программы изучения креативности детей 7−10 лет в условиях констатирующего и формирующего экспериментовконстатирующий эксперимент, направленный на диагностику уровня психической готовности детей к учению, а также на изучение особенностей развития умственных и социальных действий учащихсяформирующий эксперимент с целью внедрения диалога в процесс обучения как условия становления креативности у младших школьниковконтрольный констатирующий эксперимент для оценки эффективности программы формирующего эксперимента на основе количественного и качественного анализа его результатовлонгитюдное наблюдение. В качестве дополнительных методов использовались беседа, изучение продуктов творческой деятельности детей. Применялись также методы математической статистики. При выборе методов исследования учитывались принципы: личностный подход, объективность, информационная открытость, сравнимость, систематичность, целостность.

Опытно-экспериментальной базой служили государственные образовательные учреждения: Бендерский педагогический колледж, русская средняя общеобразовательная школа № 13 (г. Бендеры) — муниципальные образовательные учреждения: гимназия № 1 (г. Бендеры), детский сад № 17 (г. Бендеры).

Этапы исследования:

Исследование проводилось в четыре этапа — с 2002 по 2007 гг.

Первый этап (2002 г.) — проблемно-поисковый. Изучалась философская, психолого-педагогическая, методическая и учебная литература по исследуемой теме, определялись основные проблемы и противоречия между уровнем научных разработок в области педагогического сопровождения развития креативности и неразработанностью данного вопроса в контексте личностно-ориентированного образования. Осуществлялись выработка гипотезы, постановка целей и задач исследования.

Второй этап (2003;2004 гг.) — этап концептуализации. Осуществлялись теоретическое и практическое исследование проблемы, анализ и синтез педагогических, психологических, общенаучных знаний, связанных с разработкой теоретических аспектов развития креативности. Проводилось методологическое обоснование сущности и содержания педагогического сопровождения развития креативности в начальной школе как аспекта организации личностно-ориентированного образования.

Третий этап (2004;2005 гг.) — комплексно-моделирующий. Проводилась апробация материалов исследования, была продолжена экспериментальная работа, систематизация полученной информации, анализ проведенной работы по промежуточным итогам внедрения программы, по интеграции специального педагогического сопровождения и содержания обучения, по развитию креативности мышления в начальной школе. Разрабатывались практические рекомендации и предложения, делались выводы.

Четвертый этап (2005;2007 гг.) — заключительный. Осуществлялось литературное оформление диссертации, публиковались основные итоги исследования, проводилась комплексная апробация результатов исследования в образовательных системах Приднестровья.

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации: уточнено и расширено понятие «креативность» по отношению к конкретным задачам нашего исследования, выявлены закономерности развития креативности у детей 7−10 лет и определено значение педагогического сопровождения как условия развития креативности, которое включает в себя компоненты: мотивационный, интеллектуальный, коммуникативный и эмоциональныйобоснованы концептуальные основы развития креативности младших школьников в контексте личностной ориентации, с опорой на природосообразность, жизнетворчество, сотрудничество и творческий подход в обучениивыявлены и научно обоснованы критерии компетентности педагога, позволяющие эффективно реализовывать программу педагогического сопровождения развития креативности младших школьников.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ходе работы спроектирована модель педагогического сопровождения развития креативности младших школьников с учетом особенностей организации учебной деятельности как на содержательном, так и на деятельностно-операционном уровняхразработан диагностический инструментарий и осуществлен мониторинг эффективности педагогического сопровождения и оценки качества развития креативности младшего школьникаустановлены закономерности и динамика развития креативности через внедрение диалоговых форм взаимодействия с учителем и сверстниками у детей 7−10 лет на протяжении младшего школьного возраста в традиционном и в личностно-ориентированном обучениивыявлены особенности интеллектуального и социального развития младших школьников при целенаправленном использовании диалоговых форм в учебной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в ходе его проведения были разработаны и апробированы:

— вариативные технологии, которые могут внедряться в разнообразные формы работы в общеобразовательной и профессиональной школе;

— программа по интеграции педагогического сопровождения и содержания обучения по развитию креативности в начальной школе (2, 3, 4 классы);

— критериально-уровневые методики диагностики креативности младших школьников;

— методические рекомендации по внедрению программы развития креативности и его педагогического сопровождения.

Результаты исследования могут быть использованы в работе начальной школы, в лекционных курсах, спецкурсах по педагогике, педагогической психологии, на практических и семинарских занятиях студентов, а также в системе повышения квалификации педагогических кадров.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие креативности младших школьников есть процесс и результат педагогического сопровождения учащихся. Креативность как интегральная характеристика выступает в качестве субъективной детерминанты творчества и, с одной стороны, представляет его мотивационно-потребностную основу, а с другой — развивается и формируется в зависимости от особенностей и условий протекания деятельности.

Содержательными компонентами выступают: мотивационный, состоящий из мотивации саморазвития, творческой позиции и спектра интересовинтеллектуальный, представленный дивергированностью мышления (оригинальность, гибкость, беглость), а также способностью к преобразованиям и прогнозированиюкоммуникативный, включающий способность к сотрудничеству в творческой деятельности и умения мотивировать творчество другихэмоциональный (объем, содержание и эмоционально-ценностная доминанта творческой деятельности).

2. Педагогическое сопровождение развития креативности младшего школьного возраста представляет собой комплексную технологию поддержки и помощи ребенку, которая является особым видом организованного взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого связанная с изменением ценностно-смысловых ориентации и установок взрослых, которые создают оптимальные условия обучения и обеспечивают креативное развитие ребенка.

Педагогическое сопровождение развития креативности младших школьников основано на диалоговых формах обучения, педагогической поддержке и помощи, индивидуально-ориентированном подходе, обучении с опорой на личностные интересы школьника, творчестве в учебной деятельности.

3. Система педагогического сопровождения развития креативности выстроена на принципах: природосообразности: учет закономерностей природного развития детей, укрепление их физического и психического здоровьятворческого подхода: удовлетворение интересов и потребностей каждого ребенка в разнообразных видах творческой деятельностиучета индивидуальной перспективы самореализации младшего школьникажизнетворчестве: включение детей в решение реальных проблем их коллективной и личной жизни, обучение технологиям построения собственной жизни в изменяющихся экономических и социокультурных условияхсотрудничестве: объединение детей и взрослых, общая деятельность и согласованность действий, общение и взаимопонимание, взаимоуважение и взаимопомощь, общая устремленность в будущее и взаимная поддержка.

4. Модель, обеспечивающая развитие креативности младших школьников в пространстве учебной деятельности в начальной школе, представлена двумя уровнями: а) программно-содержательным, включающим задания на развитие дивергентности мышлениякомбинаторные заданиятворческие работызадания на развитие вербальной креативностиучет личностных познавательных интересов школьника. б) деятельностно-операционным, объединяющим диалоговые формы обученияпедагогическая помощь и поддержкаиндивидуально-ориентированный подходсоздание креативной педагогической развивающей средыиспользование современных технологий и методиквнедрение субъект-субъектных отношений в учебно-воспитательную деятельность.

5. Программно-технологический комплекс, обеспечивающий педагогическое сопровождение развития креативности, включает: программу педагогического сопровождения в начальной школе, в которой представлены креативный компонент в содержании заданий, а также деятельность сопровождаемого и сопровождающего по выполнению этих заданийметодики, направленные на стимулирование творческой активности школьников («Банк вопросов», «Ромашка Блума», «Сиквейн», «Словесное рисование», «Направляемое изложение» и др.) — нетрадиционные формы педагогического взаимодействия, оптимизирующие проявления креативности в учебной деятельности (работа в парах постоянного и сменного состава, микрогруппах, организация диалогов: «ученик — учитель», ученик — ученик", «ученик — информация», внутриличностный диалог и ДР-).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены совокупностью исходных методологических и научно-теоретических позиций, связанных с целостным подходом к выдвинутой проблемеиспользованием теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций, выступлений на семинарах и научно-практических конференциях: Международный научно-практический конгресс «Поликультурное образовательное пространство: пути и формы интеграции» (Москва, 2006) — Международная научно-практическая конференция «Управление образовательными системами: традиции и инновации» (Тирасполь, 2006) — Республиканская научно-практическая конференция «Педагог и общество» (Бендеры, 2005) — Международные славянские педагогические чтения (Кривой Рог, 2004) — XXV психолого-педагогические чтения Юга России. XIII годичное собрание Южного отделения РАО «Развитие личности в системах южно-российского региона» (Ростов-на-Дону, 2006) — на заседаниях кафедры педагогического менеджмента и психологии ГИПК, на методологических семинарах, педсоветах, республиканских методических объединениях, городских методических объединений учителей начальных классов городов Тирасполь и Бендеры. Материалы исследования, программа «Педагогическое сопровождение развития креативности на уроках русского языка в начальной школе», научно-методические рекомендации, методические пособия внедрены в учебно-педагогический процесс Бендерского педагогического колледжа, МОУ «Средняя школа № 13», ГОУ «Бендерская гимназия № 1», а также в содержание курсов повышения квалификации ГИПК для учителей начальной школы. Материалы исследования представлены в 19 публикациях.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложения на 50 листах.

Выводы по второй главе.

1. Проблема диагностики уровня развития компонентов креативности личности школьников приобретает важное значение. В условиях обучения на современном этапе необходим учет потенциальных возможностей каждого обучаемого с тем, чтобы максимально реализовать задатки и способности в ходе учебной деятельности. В условиях существования конкуренции на рынке труда начинает формироваться социальный запрос на личность, обладающую высокой культурой, мобильностью и нестандартностью мышления и действий. Внедрение разработанной модели развития креативности младших школьников предполагает диагностирование креативности с учетом изучения уровня мотивации в творческой деятельности, навыков дивергентного мышления, коммуникативных способностей и эмоционального отношения к творческой деятельности.

2. Оценка эффективности педагогического сопровождения определяется особенностями стиля педагогического общения учителя и ученика, наличием диалоговых форм обучения на различных уровнях общения в ходе учебной деятельности («ученик — ученик», ученик — учитель", «ученикинформация» и т. д.). Оптимальное педагогическое сопровождение развития креативности школьников предполагает внедрение на программно-содержательном уровне обучения введения компонента обучения с опорой на развитие дивергентности мышления, на деятельностно-операционном уровне организацию диалогических форм обучения. Важным условием педагогического сопровождения является педагогическая поддержка учителем инициативы и нестандартности умственных действий младших школьников.

3. Разработанный программно-технологический комплекс педагогического сопровождения развития креативности включает программу педагогического сопровождения в начальной школе, в которой представлены креативный компонент в содержании заданий, а также деятельность сопровождаемого и сопровождающего по выполнению этих заданийметодики, направленные на стимулирование творческой активности школьников («Банк вопросов», «Ромашка Блума», «Сиквейн», «Словесное рисование», «Направляемое изложение» и др.) — нетрадиционные формы педагогического взаимодействия, оптимизирующие проявления креативности в учебной деятельности (работа в парах постоянного и сменного состава, микрогруппах, организация диалогов.

4. В ходе опытно-экспериментальной работы было подтверждено, что внедрение модели развития креативности средствами педагогического сопровождения в начальной школе способствует повышению креативности школьников и обеспечивает базу для дальнейшего развития потенциальных возможностей обучаемых.

На основе проведенного исследования подготовлены методические рекомендации по организации педагогического сопровождения развития креативности в начальной школе и разработана программа, обеспечивающая внедрение программно-технологического комплекса по развитию креативности на уроках русского языка в начальной школе, которая может быть использована в работе начальной школы, в лекционных курсах, спецкурсах по педагогике, педагогической психологии, на практических и семинарских занятиях студентов, а также в системе повышения квалификации педагогических кадров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящая работа представляет собой исследование особенностей влияния педагогического сопровождения на развитие креативности младших школьников. В теоретической части работы был обоснован выбор подхода рассматривающего креативность как потребность личности в поисково-преобразовательном отношении к действительности, проявляющейся в поисково-преобразовательной активности при активном взаимодействии с социальной средой, достигающей высшей продуктивности в творчестве. Исследования проводились на выборке детей младшего школьного возраста.

Креативность рассматривается в работе как социально-обусловленное явление, имеющее дифференцированно выраженные показатели в зависимости от особенностей педагогического сопровождения. Были рассмотрены особенности развития креативности с учетом всех ее составляющих.

Теоретической основой исследования особенностей педагогического сопровождения учащихся младших классов был подход, рассматривающий педагогическое сопровождение развития креативности как комплексную технологию поддержки и помощи ребенку, которая представляет собой особый вид организованного взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого с изменением ценностно-смысловых ориентаций и установок взрослых, создает оптимальные условия обучения и обеспечивает креативное развитие ребенка.

Анализ результатов экспериментального исследования позволяет констатировать четкое расхождение интеллектуального и креативного факторов при проведении тестовых методик диагностики, так как методики диагностики креативности дают возможность зафиксировать различные показатели креативности более дифференцировано. Это справедливо в отношении психометрической креативности, диагностируемой с помощью тестов. Созданные в целях диагностики творческих способностей методики позволяют измерять более или менее «свободные» от интеллектуальных компонентов показатели креативности по отдельности.

Как показал анализ экспериментальной группы развития креативности зависит от степени регламентации педагогического взаимодействия на всех уровнях общения в ходе учебной деятельности.

Введение

в учебный процесс программы по развитию креативности позволил повысить показатели креативности в экспериментальной группе по параметрам:

— дивергентность мышления а) беглость на 15% б) оригинальность на 19% в) гибкость на 24%.

— мотивационный компонент в отношении выполнения творческих заданий вырос на 15%.

— коммуникативные параметры были представлены знаниями и умениями по работе со сверстниками, что значительно изменило социометрические показатели. Так, количество изолированных учащихся в учебной деятельности уменьшилось на 5%;

— эмоциональный компонент не диагностировался отдельно, но общий эмоциональный фон при введении программы педагогического сопровождения развития креативности, служил дополнительной мотивировкой к учебному процессу.

Анализ результатов исследования креативности, а также исследования особенностей педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста различного уровня креативности позволяет сделать следующие выводы.

Выявлены уровни развития креативности учащихся: высокий, средний, низкий. Также была выделена группа детей с неравномерным уровнем развития креативности.

Установлена закономерность между педагогическим стилем общения учителя и уровнем креативности обучаемых. Таким образом, при снижении степени регламентации поведения, поощрения самостоятельности, активности повышается мотивация к творческой деятельности у учащихся.

Динамика выраженности уровней креативности имеет особенности. Высокий уровень обусловлен стилем педагогического взаимодействия при котором ребенку предоставляется больше возможности для самовыражения, саморазвития («Недостаточность требований-обязанностей»,.

Неустойчивость стиля педагогического общения". Сковывание инициативы ребенка, препятствие его личностному росту приводит к низкому уровню развития креативности.

Введения в содержание обучения креативного компонента (дивергентности) позволяет улучшить показатели интеллектуального развития младших школьников.

Учет эмоционального компонента в ходе реализации программы по педагогическому сопровождению развития креативности младших школьников значительно повышает мотивационный компонент к творческой активности, а соответственно и к учебной деятельности в целом.

Учащиеся с высоким уровнем креативности могут обладать в равной мере высоким и низким социальным статусом. Таким образом, связь между уровнем развития креативности и социометрическим статусом младших школьников существует, но она не однозначна.

Учащиеся с высоким уровнем интеллектуального развития обладают высоким и выше среднего социальным статусом, с низким — средним и ниже среднего социальным статусом. Существует тесная взаимосвязь между уровнем интеллектуального развития и социометрическим статусом учащегося в группе, таким образом развитие коммуникативных навыков в учебной деятельности улучшает систему межличностных отношений в начальной школе.

В перспективе дальнейшей разработки данной проблемы мы предполагаем изучение факторов педагогического сопровождения в более широких аспектах, а также проведение сравнительного анализа взаимосвязи этих факторов и креативности детей в разные возрастные периоды.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, М. К. Стратегия жизни. Текст. — М.: Мысль, 1991.-299с.
  2. , Н.Г., Семенов И. Н. Уровни познавательной деятельности при решении творческих задач: к постановке проблемы. Текст. / Новые исследования в психологии. 1979, № 2, — 3−7с.
  3. , Б.Г., Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. Т 2 Текст. М., Психология, 1980. — 287с.
  4. , В.И., Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Текст. / Казань, 1986. 95с.
  5. , А.Г., Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. Текст. М.: Издательство МГУ, 1986. — 95с.
  6. , О.А. Динамика логических и творческих компонентов мышления школьников подростков. Дис. канд. психологических наук. Текст.-М., 1998 г.
  7. , Н.А. Смысл творчества. Текст. П., 1916. — 212с.
  8. , М.А. Творчество в науке и технике. Текст. П., 1920. — 65с.
  9. , А. Творческая эволюция. Текст. М., Сотрудничество, 1909. -320с.
  10. Ю.Бернштейн, М.С. О природе научного творчества. // Вопросы философии. Текст. 1966, № 6. -131−142с.
  11. , Л. Общая теория систем: критический обзор. //Исследование по общей теории систем. Текст. М.: Наука, 1969. — 39−84с.
  12. , М.К. Социальные корни и регуляция поведения. Текст. М., 1978.
  13. , Д.Б. Исследование проблем психологии творчества. Текст. М.: Наука. — 336с.
  14. Н.Богоявленская, Д. Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества. //Вопросы психологии. Текст. 1976, № 4. — 69−80с.
  15. , Д.Б. Путь к творчеству. Текст. М., 1981. -96с.
  16. , Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону. Текст. 1983. — 173с.
  17. , Д.Б. Проблема валидности метода «креативного поля». -В кн. Вопросы диагностики и психологического развития. Текст. -Таллин. Изд-во НИИ педагогики, 1971. 22−23с.
  18. , Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности. //Вопросы психологии. Текст. 1971, № 1. — 144—146с.
  19. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Текст. -М., Просвещение, 1968. 146с.
  20. , Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. //Изучение мотивации поведения детей и подростков. Текст. М., 1972.
  21. , А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. Текст. -М.: Флинта- Наука, 1988. 50−69с.
  22. , Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность. // Педагогика. Текст. 1999. — № 3. — 37- 43с.
  23. , Э. Рождение новой идеи. Текст. М., 1976. — 286с.
  24. , B.C. Мышление как творчество. Текст. М., 1975. -430с.
  25. , Дж. Психология познания. Текст. М., 1977. — 412с.
  26. , А.В. Психология мышления и кибернетика. Текст. М., Мысль, 1970.- 189с.
  27. , А.В. О природных предпосылках психического развития человека. Текст. -М., Знание, 1977. -61с.
  28. , А.В. Мышление и прогнозирование. Текст. -М.: Знание, 1979.-230с.
  29. , Л.П. Социальная среда и сознание личности. //Вопросы философии. Текст. № 7. — 25−27с.
  30. , А. От действия к мысли. Текст. М., 1956. — 238с.
  31. , А. Психическое развитие ребенка. Текст. М., 1967. — 196с.
  32. , Л.А. Психологические основы умственного развития школьников. Текст. -М.: Педагогика, 1972. 7−81с.
  33. , Н.Е. Роль противоречивых ситуаций в развитии мышления детей. //Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. Под ред. Н. Н. Поддъякова. Текст. М., Педагогика, 1985. — 50−84с.
  34. , М. Продуктивное мышление. Текст. М.: Прогресс, 1987. -335с.
  35. Внешняя среда и психическое развитие ребенка. Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е Шмидт-Кольмер. Текст. -М: Медицина, 1984. -207с.
  36. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., Просвещение, 1967. -93 с.
  37. , Л.С. Психология искусства. Текст. М.: Искусство, 1968. -576с.
  38. , Г. В., Алексеева Л. Г. Диагностика и развитие креативности. //Развитие и диагностика способностей. Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. Текст. -М.: Наука, 1991. 170−178с.
  39. , П.Я. Функциональные различия между орудием и средством. //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. И. И. Ильясова, В. Д. Ляудис. Текст. М.: Издательство МГУ, 1980.-97−101с.
  40. , Е.И. Способности и успешность проф. обучения. //Психологический анализ учебной деятельности. Текст. М.: ИП АН СССР, 1991. — 36—46с.
  41. , Ю.Э., Гарнец, О.Н., Коробко, С. Я. Феномен умственной одаренности. //Вопросы психологии. Текст. 1990, № 4. — 147−185с.
  42. , Дж. Три стороны интеллекта. //Психология мышления. Под ред. А. М. Матюшкина. Текст. М.: Прогресс, 1968. — 433−456с.
  43. , Ж. Что такое психология. Текст. М., Мир, 1992, в 2-х томах.
  44. , С.О. Гений и творчество. Текст. Л., 1924.
  45. , С. За пределами мозга. Текст. М., Издательство Трансперсонального института, 1993. -497с.
  46. , Л.Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности. //Вопросы психологии. Текст. 1991, № 6. — 14−20с.
  47. , К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. Текст.-М., 1938.-428с.
  48. , В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном общении. Текст. Томск, Пеленг, 1992. — 112с. — 7с.
  49. , В.В. Проблемы развивающего обучения. Текст. М, Педагогика, 1986.-240с.
  50. , B.C. Психология личности и ВИД. /Психофизиологические очерки/.Текст. Л.: Наука, 1980. — 204с.
  51. , Ю. Соотношение конвергентности и дивергентности мышления у детей школьного возраста.: Автореф. дис. канд. психолог, наук. Текст. -1987.-23с.
  52. , К. Психология продуктивного /творческого/ мышления. Под ред. А. М. Матюшкина. Текст. -М., Прогресс, 1965. 86с.
  53. , В.Н., Хазратова, Н.В. Экспериментальные исследования формирующего влияния микросреды на креативность. Текст. М., Психологический журнал, 1994, № 4.
  54. , З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. Текст. -Л., Наука, 1978.-143с.
  55. Исследования по психологии научного творчества в США. Текст. М., 1966.
  56. , Э.В. Психика и мозг. // Вопросы философии. Текст. 1968, № 4.-151с.
  57. , З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. Текст. М.: Педагогика, 1981. — 200с.
  58. , У.В. О креативности в области общения. В кн.: Измерение и исследование проблем воспитания. Текст. — Тарту, 1973. — 171—181с.
  59. , И.П. Структура и механизмы творческой деятельности /нормативный подход/. Текст. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 168с.
  60. Кабанова-Меллер, Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников // Проблемы приемов умственной деятельности. Текст. -М.: АПН РСФСР, 1962.
  61. , Е.С. Основы социальной психологии. Текст. JI., ЛГУ, 1967. 146с. -13—14с.
  62. , Н.В. Творчество как сущность активности психики и как основа ее развития. Дис. канд. психолог, наук. Текст. Тбилиси, 1986.
  63. , У.В., Лийметс Х. И. Творческость в процессе общения. В кн.: Материалы Вильнюсской конференции психологов Прибалтики. Текст. Вильнюс, 1972. — 20−21 с.
  64. , А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Способности. Текст. Л., Изд-во ЛГУ, 1960, т. 1 — 264с, т. 2 — 303с.
  65. , Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Текст. Минск: БГУ, 1976. — 350с.
  66. , И.М. Творческий поиск: энерго-мотивационный аспект. //Вопросы психологии. Текст. 1992, № 1. -56−62с.
  67. , В.Н. Произвольная креативность личности и социальная инициативность. В кн.: Организация внеклассной воспитательной работы в школе. Текст. — Тамбов, 1977. -118−122с.
  68. , В.Н. Психологические особенности креативности в старшем школьном возрасте и ее влияние на статус. Дис. канд. психологических наук. Текст.-М., 1982.
  69. , Ю.Н., Сухобская, Г.С. Развитие творческого мышления школьников. Текст. -JL, 1972.- 152с.
  70. , Ф. Пробуждающее мышление: История развития человеческого интеллекта. Текст. Киев, 1985. — 251с.
  71. Крутецкий, В.А.К вопросу о природе способностей. Текст. Тбилиси, 1971. — 43—44с.
  72. , Ц.П., Фролова, Т.В. Чудо воображения. Новосибирск, наука. Текст.-1975.-210с.
  73. , Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. Текст. -М., Прогресс, 1980. -383с.
  74. , И.С., Степанов С. Ю. Рефлексивное развитие познавательно-творческой активности. Новосибирск: СО АН СССР. Текст. 1990. -52с.
  75. , Н.С. К вопросу о возрастных особенностях школьников. В кн.: Типологические особенности ВНД человека. Текст. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1967, т. 5.-9−56с.
  76. , Н.С. Умственные способности и возраст. Текст. М.: Педагогика, 1971.280с, — 252с.
  77. , Н.С. Об умственной одаренности. Текст. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-215с.
  78. , М.И. Развитие познавательной активности в ходе общения со взрослыми и сверстниками. // Вопросы психологии. Текст. 1982, № 4. -18−3 5с.
  79. Лук, А. Н. Мышление и творчество. Текст. М.: Политиздат, 1976. -144с.
  80. Лук, А. Н. Юмор, остроумие, творчество. Текст. М.: Искусство, 1977. -125с.
  81. Лук, А. Н. Психология творчества. Текст. М., 1978. — 183с.
  82. , А.Р. Мозг и психические процессы. Текст. М.: Педагогика, 1970, т. 2.-494с.
  83. , А. Условия творческого труда. Текст. М., Мир, 1970. 302с.
  84. , A.M., Петросян, А.Г. Психологические предпосылки групповых форм проблемного обучения. Текст. М., 1981, вып. № 4. -37−82с.
  85. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Текст. М., Педагогика, 1972. — 208с.
  86. , A.M. Концепция творческой одаренности. //Вопросы психологии. Текст. 1989, № 6.
  87. , В.А. Проблема психологии творчества и разработки подхода к изучению одаренности. //Вопросы психологии. Текст. 1994, № 5.
  88. , М.Н. Творческая активность сознания. Текст. Киев: Вища школа, 1976.- 182с.
  89. , Дж. Социометрия. Текст. М., 1958. — 50с.
  90. Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З. Н. Ступеньки к творчеству. Текст. -М.: Педагогика, 1987. 126с.
  91. Мид, М. Культура и мир детства. Текст. М., 1988. — 429с.
  92. , В.Н. Социальная психология и психология отношений. В кн.: Проблемы общественной психологии. Текст. -М., 1965. -277с.
  93. , Е.С. Основы социальной психологии. Текст. Л., Изд-во ЛГУ, 1967.- 146с.
  94. , В.И. О движущих силах творчества. Дис. канд. филос. Наук. Текст.-М., 1971.-190с.
  95. , Б.П. Гипотеза возникновения и развития творческих способностей. Текст. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР. 8с.
  96. ЮО.Ньюэл, А., Шоу, Д., Саймон, Г. Процесс творческого мышления. Текст. М.: Прогресс, 1965. — 263с.
  97. Одаренные дети- Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. Под ред. Я. А. Пономарева. Текст. М., 1990. — 224с.
  98. Одаренные дети. Пер. с англ. Общ. ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. Текст. М., 1991. — 376с.
  99. Педагогические аспекты социальной психологии. Текст. Минск, 1978.-224с.
  100. Ю4.Перленев, Б. Ф. Социальная психология и история. Текст. М., 1966. -163с.
  101. Ю5.Петрайтите. A.M. Связь интеллектуальных творческих способностей с интроверсией-экстроверсией.' //Вопросы психологии. Текст. 1979, УГПИ.-98−121с.
  102. , Ж. О природе креативности. //Вестник московского университета. 1996, № 3.
  103. , Ж. Психология интеллекта. //Избранные психологические труды. Пер. с франц. /Под спец. ред. O.K. Тихомирова. Текст. М., 1963.-448с.
  104. , Я.А. Психология творческого мышления. Текст. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 352с.
  105. , Я.А. Психика и интуиция. Текст. М.: Политиздат, 1967. -256с.
  106. Ю.Пономарев, Я. А Психология творчества. Текст. М., Наука, 1967, -302с.
  107. , Я.А. Творчество и психология. //Психологический журнал. Текст. М., 1980, № 6. — 18−25с.
  108. , Я.А. Фазы творческого процесса. //Исследование проблем психологии творчества. Под ред. Я. А. Пономарева. Текст. М: Наука, 1983. -3−26с.
  109. Психологические исследования творческой деятельности. Текст. -М., Наука. -253с.
  110. М.Психология возрастных коллективов. Текст. -М.: Б.И., 1978. 213с.
  111. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. //Отв. ред. Я. А. Пономарев. Текст.
  112. Процесс научного творчества. //Реферативный сборник. Текст. М, 1977.
  113. , В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. Текст. — М.: Политиздат, 1967. — 271 с.
  114. , Т. Опыт исследования творческого воображения. Текст. Сиб., 1901.-232с.
  115. , А. Развитие гибкости и творческого характера мышления. //Вопросы психологии. Текст. 1996, № 4. — 26−31с.
  116. , C.JI. Проблемы общей психологии. Текст. М., Педагогика, 1973.-424с.
  117. , C.JI. Основы общей психологии. Текст. М., Учпедгиз, 1946.-704с.
  118. , Н.В. Воспитание активности детей старшего дошкольного возраста в творческих ролевых играх. Автореф. дис. канд. пед. наук. Текст.-Л., 1969.-28с.
  119. , Ю.М. Общественное и индивидуальное сознание. Текст. М., 1964.-45с.
  120. , Д. Изучение будущего. //Вопросы психологии. Текст. 1996, № 4.-5−1 Ос.
  121. , Ю.В. Микросреда и личность. Философские и социальные аспекты. Текст. М., Мысль, 1974. — 190с.
  122. , И.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. Текст. М.: Просвещение, 1988. — 73с.
  123. , Р.Е. Анализ исследований творческих способностей в американской психологии. //Вопросы психологии. Текст. 1972, № 4. -166—173с.
  124. , Р.Е., Файн, В.М. К исследованию диагностических методик для идентификации творческих личностей. //Вопросы психологии. Текст. 1974, № 6. — 12Ы26с.
  125. Творчество. В кн.: БСЭ, изд-во 3-е, т. 25. Текст.
  126. , Б.М. Способности и одаренность. Психология индивидуальных различий. Под ред. Гиппенрейтера. Текст. М., 1982. — 129−140с.
  127. , Э.Д., Гагай, В.Н. Виды учебных действий и их роль в развитии творческого мышления младших школьников. //Вопросы психологии, 1986, № 1. 47−53 с.
  128. , Э.Д. Мотивация в структуре мыслительной деятельности. В кн.: «Искусственный интеллект» и психология. Текст. М., Наука, 1976. — 41—94с.
  129. , Э.Д. Роль мотивов учебной деятельности в развитии творческой активности учащихся. В кн.: Вопросы психологии познавательной деятельности. Текст. М., МГПИ им. Ленина, 1980. -30−40с.
  130. , Э.Д., Терехов, В.А. Исследование креативности как свойства мышления. В кн.: Вопросы психологии познавательной деятельности. Текст. М: МГПИ им. Ленина, 1979. — 20−27с.
  131. , Э.Д. Воспитание творческой личности в современных социальных условиях. //Мир психологии. Текст. М., 1996, № 3.-181−189с.136. .Тихомиров, O.K. Психологические исследования творческой деятельности. Текст. М.: Наука, 1975. — 253с.
  132. , O.K. Понятие «цель» и «целеобразование» в психологии. В кн.: Психологические механизмы целеобразования. Текст. М., Наука, 1977. -5−20с.
  133. , O.K., Ротенберг, B.C. О возможном механизме связи сновидений с творчеством. //Вопросы психологии. Текст. 1979, № 4. -130—133с.
  134. , А.К. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии. // Вопросы психологии. Текст. 1998, № 4. -123—133с.
  135. Факторы определения креативного потенциала личности. //Психологический журнал. Текст. т. 12, № 1. — 31^42с.
  136. , Р.А. Статистические методы для исследователей. Текст. М.: Госполитиздат, 1958. — 268с.
  137. Формирование творческой самостоятельности учащихся. Сборник научно-методических работ под ред. Юсупова-Кирова В. З. Текст. -Изд-во ВГПУ, 1997.-56с.
  138. МЗ.Флейвел, Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. Текст. М.: Просвещение, 1967.-623с.
  139. , В. Человек в поисках смысла. Текст. М., Прогресс, 1990. -365с.
  140. , Н.В. Формирование креативности под влиянием социальной микросреды. Дис.канд. психологических наук. Текст. -М., 1994.
  141. , Ф.Д., Брайен, О. Одаренные и талантливые дети- состояние проблемы и направления исследований. //Общественные науки за рубежом. Текст. 1988, № 1.
  142. , А.Е. К проблеме сознания и бессознательного психического. Текст. Тбилиси, 1969, т. 1 — 522с, т. 2. — 383с.
  143. , В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования. Текст. Харьков., 1926. — 403с.
  144. , Н.Б., Щебланова, Е.И., Щербо, Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников. //Возрастная психология. Текст. 1991, № 1.
  145. , Е.Н. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности.//Вопросы психологии. Текст. 1996, № 1. — 97−107с.
  146. , H.JI. К вопросу о возникновении новых проблем. В кн.: Экспериментальные исследования по психологии установки. Текст. -Тбилиси, Мецинежба, 1971. — 216—226с.
  147. , П.К. Теория творчества. Спб., Текст. 1990. — 205 с.
  148. , Д.Б. Детская психология. Текст. М.: Учпедгиз, 1960. -328с.
  149. , Э.Г., Юстицкий, В.В. Семейная психотерапия. Текст. -М., 1990.
  150. , Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: методическое пособие. Текст. М. — СПб., 1996.
  151. , П.М. Психология художественного творчества. Текст. М: Знание, 1974.-460с.
  152. , E.JI. Эмоциональные механизмы личностного и творческогоразвития. // Вопросы психологии. Текст. 1997, № 4.
  153. , М.Г. Проблемы научного творчества в современной психологии. Текст. -М.: Наука, 1971. 334с.
  154. Amabile, Т.М., Hennessy, В A. The conditions of creativity //R. Strenberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 11,-43.
  155. Barron, F., Harrington D. iCreativity, intelligence and perconality // Ann. Rev. of Psychol. V. 32. 1981. P. 439−476.
  156. Barron F. Putting creativity to work // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 76 98.
  157. Barron F. The Disposition Towards Originality. In: P.E. Vernon. /Ed./. «Creativity» — Pengwin books, 1978, p. 273−288.
  158. Bloom B.S. Developing talent in yung people. N.Y., 1985.
  159. Bloom B.S. The role of gifts and markers in the development of talent. //Exceptional Children, 48 (6), 1982, p. 510−522.
  160. Gallaher J. Theaching the gifted child. Boston: Allyn and Bacon, 1975.
  161. Cattell R.B., Butcher H.I. Creativity and Personality. In: P.E. Vernon /Ed/. «Creativity» — Pengwin books, 1978, p. 312−326.
  162. Cropley A.I. Creativity. London — Harlow Logman, 1969,121p.
  163. Getzels I.W., Jackson P.W. Creativity and Intelligence. N.Y., wiluy, 1962,293p.
  164. Guilford J.P. Trait of Creativity. In: P.E. Vernon /Ed./. «Creativity», 1978, p. 167−188.
  165. Foster I. Creativity and Thea ching. London: Macmillan, 1971. 184p.
  166. Krech D., Rrutchfild K., Livson N. Element of Psigcholiegy. N.-Y., 1970, 6 p. Unit 16.
  167. Lytton H. Creativity and education. N.Y., Schocken books, 1972,133 p.
  168. Mednick S.A. The associative basis of the creative process. //Psychological Review, 1962, vol. 69,3, p. 220−223.
  169. Plowman R. An interpretation of the taxonomy of educatinal objectives. -Sacramento: Auther, 1968.
  170. Rogers C.R. Towards a Theory of Creativity. In: P.E. Vernon /Ed/. Creativity, 1978, p. 137−153.
  171. Sinnot E.W. The creativness of life. In: Creativity and its cultivation. -N.Y., Harpen, 1959, p. 12−30.
  172. Strang R. Helping your gifted child. N.-Y., 1960.
  173. Taylor 1. A. The nature of creative process. In: Smith P. /Ed. / Creativity. Hasting House. Xe4,1959.
  174. Torrance E.P. Rewarding Creative behavior. Prentice hall, 1965, 353.
  175. Torrance E.D. The Torrance Tests of Creative Thinking. Norms Technical Mamial /Res. E. D/ Princetal. N.y.- Personal Press, 1966.
  176. Torreance E.D. Guiding creative talent. N.Y. 1962.
  177. Yones T.P. Creative learning in perspektive London Press, 1972.
  178. Wallach M.A., Kogan N.A. A New look at the Creativity. Intelligence Distinction. — In: P.E. Vernon /Ed./. «Creativity», 1978, p. 235−256.
  179. Williams F. Classroom ideas for encouraging thin king and feding. Buffalo. -N.Y.: DOK Pullishess, 1970.
  180. Wollas J. The Art of thougt. London, 1946, 129p.
Заполнить форму текущей работой