Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обеспечение конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе формирования его образовательного потенциала

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Информационную базу исследования составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации в сфере хозяйственной деятельности и профессионального образованияматериалы Российского статистического агентства и Челябинского областного комитета государственной статистикистатистические данные, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных экономистовматериалы периодических специальных… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методологические основы обеспечения конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе формирования его образовательного потенциала
    • 1. 1. Образовательный потенциал как элемент совокупного экономического потенциала машиностроительного предприятия
    • 1. 2. Сущность конкурентоспособности машиностроительного предприятия и теоретические основы ее взаимодействия с образовательным потенциалом
    • 1. 3. Современное состояние научного решения проблемы обеспечения конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе формирования его образовательного потенциала
    • 1. 4. Методология исследования обеспечения конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе формирования его образовательного потенциала
  • 2. Повышение конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе его образовательного потенциала
    • 2. 1. Состояние взаимодействия конкурентоспособности машиностроительного предприятия с его образовательным потенциалом
    • 2. 2. Концептуальные подходы к обеспечению конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе его образовательного потенциала
    • 2. 3. Модель формирования образовательного потенциала машиностроительного предприятия, адекватного условиям обеспечения его конкурентоспособности
  • 3. Качество образовательного потенциала как условие обеспечения конкурентоспособности машиностроительного предприятия
    • 3. 1. Содержание понятия «качество образовательного потенциала машиностроительного предприятия»
    • 3. 2. Свойства образовательного потенциала машиностроительного предприятия и показатели его качества
    • 3. 3. Методы оценки качества образовательного потенциала машиностроительного предприятия
  • 4. Управление качеством образовательного потенциала машиностроительного предприятия
    • 4. 1. Содержание и методы управления качеством образовательного потенциала машиностроительного предприятия
    • 4. 2. Принципы управления качеством образовательного потенциала машиностроительного предприятия
    • 4. 3. Резервы повышения качества образовательного потенциала машиностроительного предприятия
  • 5. Методические подходы к оценке влияния образовательного потенциала машиностроительного предприятия на конкурентоспособность и моделированию конкурентоспособности
    • 5. 1. Оценка влияния на конкурентоспособность машиностроительного предприятия его образовательного потенциала
    • 5. 2. Моделирование конкурентоспособности машиностроительного предприятия с учетом его образовательного потенциала
    • 5. 3. Оценка эффективности образовательного потенциала машиностроительного предприятия, необходимого для обеспечения конкурентоспособности

Обеспечение конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе формирования его образовательного потенциала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Место и роль машиностроительных предприятий в экономике обусловливают необходимость усиления интеграции машиностроительного производства с наукой, увеличения его наукоемкости, ускорения процесса накопления информации и усиления значимости ее использования в качестве экономического ресурса, повышения требований к образовательному уровню работников и выпускаемой ими машиностроительной продукции, ориентации на интенсивные факторы экономического роста и повышения конкурентоспособности. Эта необходимость усиливается в условиях обозначившейся тенденции резкого повышения роли факторов образовательного характера в обеспечении экономического роста в целом, роста машиностроительного производства и его конкурентоспособности.

Наука отреагировала на эту тенденцию активизацией исследований, посвященных взаимодействию экономического роста и образования. Однако все новые свидетельства замедления темпов экономического роста позволяют сделать вывод о том, что вне поля зрения оказываются существенные аспекты его обеспечения. Главным из таких аспектов является взаимодействие роста производства и образовательного потенциала предприятий ведущих отраслей народного хозяйства, обеспечивающих научно-технический прогресс, и в первую очередь — машиностроения.

В условиях усиления конкуренции обеспечение роста машиностроительного производства неотделимо от повышения конкурентоспособности производителей машиностроительной продукции, что выдвигает на первый план необходимость изучения взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительных предприятий.

Таким образом, обеспечение конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе формирования его образовательного потенциала становится одной из важнейших проблем экономической науки, а исследования в области взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала приобретают высокую актуальность.

Проблема обеспечения конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе формирования его образовательного потенциала требует создания системы знаний, позволяющих учесть сложнейшее переплетение различных аспектов взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала. Политэкономические, управленческие, экономико-математические, научно-технические, образовательные, маркетинговые и другие аспекты взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительного предприятия тесно связаны между собой, а также с обеспечением экономического роста в целом на методологическом, теоретическом, методическом и прикладном уровнях исследования. Необходим особый подход к проблеме обеспечения конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе формирования его образовательного потенциала, объединяющий все эти аспекты в единое комплексное экономическое исследование.

Особую актуальность для повышения конкурентоспособности машиностроения имеют исследования, направленные на разработку методологических и методических подходов к обеспечению конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе формирования его образовательного потенциала, учитывающих современные достижения экономической науки в этой области, специфику современного этапа экономического развития машиностроительных предприятий, накопленный отечественный и зарубежный опыт.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Общим проблемам обеспечения конкурентоспособности и формирования образовательного потенциала предприятий посвящен ряд исследований отечественных и зарубежных авторов.

Методологические и методические проблемы научного исследования, в том числе в экономике разработали И. Д. Андреев, Н. Г. Герасимов, Н. В. Карлов, Н. И. Кондаков, В. И. Купцов, Л. И. Лопатников, Г. И. Рузавин, О. М. Сичивица, И. П. Суслов, И. Т. Фролов и многие другие.

Большой вклад в разработку общих теоретических положений экономики и управления народным хозяйством внесли Ю. П. Анискин, И. Ансофф, Д. В. Валовой, О. С. Виханский, Д. Н. Гвишиани, П. Драккер, С. Д. Ильенкова, Г. Б. Клей-нер, Д. М. Крук, М. Мескон, В. Ю. Микрюков, А. И. Наумов, Р. М. Петухов, Б. Н. Радионов, Ю. А. Санамов, Н. А. Сафронов, И. В. Сергеев, И. М. Сыроежин, Ф. У. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон и другие.

Подходы к определению сочетания ресурсов, необходимых для обеспечения конкурентоспособности предприятия, представлены в теории альтернативной стоимости и содержатся в трудах С. Л. Брю, Э. Дж. Долана, Д. Линдсея, К. Р. Макконнелла, А. Маршалла, Д. Рикардо, А. Смита, П. Хейне и других.

Развитие научных положений по определению количества и структуры ресурсов, обеспечивающих конкурентоспособность предприятия, содержатся в теории оптимального функционирования экономики, освещенной в трудах.

A. Г. Гранберга, Л. В. Канторовича, Я. Корнай, В. С. Немчинова, В. В. Новожилова, Н. Я. Петракова, Н. П: Федоренко и других.

Современная концепция конкуренции и конкурентных преимуществ представлена в работах Г. Л. Азоева, М. Г. Долинской, В. А. Лапидуса, Ж. Ламбена,.

B. В. Окрепилова, М. Портера, М. А. Соловьевой, Р. Уотермена, Дж. X. Харрингтона, А. П. Челенкова.

Разработки в области теории человеческого капитала и методики оценки влияния образования на экономический рост представлены в исследованиях Г. Беккера, Р. Н. Боццо, Г. А. Егиазаряна, В. А. Жамина, Р. И. Капелюшникова, М. М. Критского, В. И. Марцинкевича, Р. Мэрриса, И: В. Соболевой, С. Г. Стру-милина, Д. Уилл ера, Н. Хикса, Т. П. Шульца, Т. У. Шульца и других.

Проблема подготовки кадров для отраслей народного хозяйства, рассматриваемая в рамках теории экономики образования, получила свое освещение в работах В. А. Антропова, А. А. Воронина, А. И. Галагана, С. Н. Глазачева, С. А. Дятлова, С. Л. Костаняна, Н. П. Литвинова, В. А. Матюхина, М. В. Никитина, Д. А. Новикова, М. М. Поташника, Б. С. Рябушкина, А. Н. Тихонова, И. Б. Федорова, Н. А. Хроменкова, Ю. Н. Царегородцева, В. В. Чекмарева, В. П. Щетинина и других.

Проблема экономического сэбеспечения цикла «наука — техника — производство», а также теоретические и прикладные вопросы формирования трудовых, научно-информационных и материально-технических ресурсов, необходимых для осуществления наукоемкого производства, освещены в теории экономики научно-технического прогресса И. А. Баевым, В. К. Беклешовым, Л. С. Бляхманом, В. П. Галенко, А. А. Голиковым, С. И. Голосовским, А. В. Горшковым, Б. М. Гринчелем, П. Н. Завлиным, В. С. Кабаковым, А. К. Казанцевым, Г. А. Краюхиным, Г. А. Лахтиным, Н. К. Моисеевой, А. Г. Мокроносовым, А. В. Молодчиком, К. Ф. Пузыней, Ю. В. Яковцом, М. А. Юделевичем и другими.

В то же время не нашел терретико-методологического и методического решения ряд вопросов в области обеспечения конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе формирования его образовательного потенциала:

— отсутствует понятие образовательного потенциала, что затрудняет решение проблемы его формирования, использования и развития для обеспечения конкурентоспособности предприятия, и не разработана модель формирования образовательного потенциала, адекватного условиям обеспечения конкурентоспособности машиностроительного предприятия;

— не раскрыты теоретические и методические основы взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала;

— слабо разработаны концептуальные подходы к обеспечению конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе его образовательного потенциала;

— существует весьма схематичное научное представление о качестве образовательного потенциала как условии обеспечения конкурентоспособности предприятия и отсутствуют теоретические и методические подходы к оценке качества образовательного потенциала и управлению им на машиностроительном предприятии;

— отсутствуют методические подходы к оценке влияния образовательного потенциала машиностроительного предприятия на конкурентоспособность и моделированию конкурентоспособности с учетом образовательного потенциала.

Все это требует активизации исследовательской и практической деятельности по обеспечению конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе формирования его образовательного потенциала.

В современных условиях недостаточная теоретико-методологическая и методическая проработка указанных выше вопросов становится тормозом для решения проблемы обеспечения конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе формирования его образовательного потенциала. Особо это актуально для наукоемких машиностроительных предприятий.

Актуальность обеспечения конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе формирования его образовательного потенциала и недостаточная научная изученность данной проблемы предопределили выбор темы исследования и ее общую направленность.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретико-методологических-и методических подходов к обеспечению конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе формирования его образовательного потенциала.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач теоретического, методологического, методического и прикладного характера, определивших логику диссертационного исследования и его структуру:

— выявить сущность образовательного потенциала, совокупного экономического потенциала машиностроительного предприятия и обосновать подход к оптимизации образовательного потенциала с позиций обеспечения им конкурентоспособности предприятия;

— разработать теоретические основы взаимодействия конкурентоспособности машиностроительного предприятия с его образовательным потенциалом;

— сформировать методологию исследования обеспечения конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе его образовательного потенциала;

— выявить особенности обеспечения конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе формирования его образовательного потенциала;

— сформировать концептуальные подходы к обеспечению конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе его образовательного потенциаларазработать модель формирования образовательного потенциала машиностроительного предприятия, адекватного условиям обеспечения его конкурентоспособности;

— разработать теоретико-методологические и методические вопросы качества образовательного потенциала с позиций обеспечения конкурентоспособности машиностроительного предприятия;

— сформировать подходы к управлению качеством образовательного потенциала машиностроительного предприятия;

— разработать методики оценки влияния образовательного потенциала на конкурентоспособность машиностроительного предприятия и моделирования конкурентоспособности машиностроительного предприятия с учетом его образовательного потенциала;

— разработать методические подходы к оценке эффективности образовательного потенциала машиностроительного предприятия, необходимого для обеспечения конкурентоспособности.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе обеспечения конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе формирования его образовательного потенциала.

Объектом исследования являются машиностроительные предприятия.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологическую базу диссертационной работы составляют диалектический и комплексный подходы к исследованию обеспечения конкурентоспособности на основе формирования образовательного потенциала, а также фундаментальные положения теорий альтернативной стоимости, оптимального функционирования экономики, конкурентных преимуществ, человеческого капитала, экономического взаимодействия, экономики образования и экономики научно-технического прогресса.

Теоретическую основу исследования образуют положения отечественных и зарубежных ученых по проблемам качества и управления качеством, экономической эффективности, экономического прогнозирования, обеспечения экономического роста на основе образования.

Решение поставленных в диссертации задач потребовало применения диалектики как общефилософского метода познанияобщенаучных методов анализа и синтеза, абстрагирования, моделированиячастнонаучных методов корреляционно-регрессионного анализа и моделирования, функционально-стоимостного анализа, экспертных оценок, графического метода, метода статистического анализа.

Диссертационная работа по своему содержанию соответствует пунктам 15.1 (Разработка новых и адаптация существующих методов, механизмов и инструментов функционирования экономики, организации и управления хозяйственными образованьями промышленности), 15.15 (Теоретические и методологические, основы эффективности развития предприятий, отраслей и комплексов народного хозяйства), 15.26 (Методологические и методические подходы к решению проблем в области экономики, организации и управления отраслями и предприятиями машиностроительного комплекса) паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством.

Информационную базу исследования составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации в сфере хозяйственной деятельности и профессионального образованияматериалы Российского статистического агентства и Челябинского областного комитета государственной статистикистатистические данные, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных экономистовматериалы периодических специальных изданийсправочные и инструктивные материалыинформационно-справочные базы данных, информационные Иню тернет-сайтыпоказатели производственно-хозяйственной деятельности ряда машиностроительных предприятий Челябинской области, а также результаты проведенных автором исследований, включающих расчеты и анализ трудоемкости научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок по видам работ и технико-экономических характеристик разработки товаров-аналогов в Государственном ракетном центре «КБ им. академика В. П. Макеева» за 1970;2003 гг., экспертные опросы специалистов машиностроительных предприятий Челябинской области для оценки резервов качества образовательного потенциала.

Наиболее существенные результаты, полученные автором. В результате проведенного исследования получены следующие наиболее существенные результаты, которые выносятся на защиту:

— определены понятия образовательного потенциала, совокупного экономического потенциала машиностроительного предприятияразработана классификация совокупного экономического потенциала, сформирована двухкритери-альная оптимизационная модель образовательного потенциала (п. 15.26);

— уточнено понятие конкурентоспособности машиностроительного предприятия, выявлены сущность, закономерности и принципы взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительного предприятия (15.26);

— сформирована методология исследования обеспечения конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе его образовательного потенциала (15.26);

— выявлены особенности обеспечения конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе формирования его образовательного потенциала (15.26);

— сформированы концептуальные подходы к обеспечению конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе его образовательного потенциаларазработана модель формирования образовательного потенциала машиностроительного предприятия, адекватного условиям обеспечения конкурентоспособности предприятия на основе предложенной функциональной модели образовательного потенциала (15.1);

— разработаны теоретико-методологические и методические вопросы качества образовательного потенциала с позиций обеспечения конкурентоспособности машиностроительного предприятия (15.26);

— сформированы подходы к управлению качеством образовательного потенциала машиностроительного предприятия (15.26);

— разработана методика оценки влияния на конкурентоспособность машиностроительного предприятия его образовательного потенциала, базирующаяся на графическом методе, экспертных оценках, статистическом анализе и моделированииразработана методика моделирования конкурентоспособности машиностроительного предприятия с учетом его образовательного потенциала (15.1);

— разработаны методические подходы к оценке эффективности образовательного потенциала машиностроительного предприятия, необходимого для обеспечения конкурентоспособности, в том числе предложены классификация и совокупность показателей эффективности образовательного потенциала, представленных в матричной форме (15.15).

Достоверность наиболее существенных научных результатов исследования обеспечивается использованием теоретико-методологической основы, соответствующей поставленной целиприменением диалектики как общефилософского метода познания, общенаучных методов анализа и синтеза, абстрагирования, моделирования, а также частнонаучных методов корреляционно-регрессионного анализа и моделирования, функционально-стоимостного анализа, экспертных оценок, статистического анализа, графического методаэкспериментальными расчетамисправками об использовании результатов исследования.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— введение в научный оборот понятий образовательного потенциала и совокупного экономического потенциала впервые позволило определить место образовательного потенциала в составе совокупного экономического потенциала,.

12 увязать образовательный потенциал с возможностями обеспечения конкурентоспособности и с этих позиций проводить его оптимизацию, что ранее в экономической литературе не рассматривалось;

— предложенный авторский вариант понятия конкурентоспособности предприятия дает экономической науке и хозяйственной практике комплексное представление об экономической сущности конкурентоспособности и определяет конкурентоспособность предприятия в целом, а не отдельных результатов его деятельности, что впервые позволило провести классификацию взаимодействия конкурентоспособности машиностроительного предприятия с его образовательным потенциалом, раскрывающую сущность такого взаимодействия, а также выявить закономерности и принципы взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительного предприятия;

— сформированная методология исследования впервые создает основу для комплексного решения проблем, возникающих при взаимодействии конкурентоспособности и образовательного потенциала, которые не могли быть решены ранее на основе подходов, предлагаемых теориями альтернативной стоимости, оптимального функционирования экономики, конкурентных преимуществ, человеческого капитала, экономического взаимодействия, экономики образования и научно-технического прогресса, изучавшими отдельные аспекты такого взаимодействия вне рамок комплексного экономического исследования;

— сформированные концептуальные подходы к обеспечению конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе его образовательного потенциала впервые создали возможности для моделирования образовательного потенциала предприятия, адекватного условиям обеспечения его конкурентоспособностиразработанные функциональная модель образовательного потенциала машиностроительного предприятия и модель формирования образовательного потенциала позволили сформировать теоретическое представление о функциях образовательного потенциала, факторах и субъектах формирования образовательного потенциала, функциях этих субъектов, рассматриваемых в качестве системы, что отсутствовало ранее;

— впервые определено содержание понятия качества образовательного потенциала, раскрыты свойства образовательного потенциала, предложена совокупность показателей, отражающих эти свойства, что позволило сформировать научное представление о качестве образовательного потенциала;

— сформированные подходы к управлению качеством образовательного потенциала машиностроительного предприятия впервые создали основу для оказания эффективного целенаправленного воздействия на качество образовательного потенциалах целью обеспечения его соответствия требуемому уровню конкурентоспособности предприятия;

— разработанные методики оценки влияния образовательного потенциала на конкурентоспособность машиностроительного предприятия и моделирования конкурентоспособности машиностроительного предприятия с учетом его образовательного потенциала впервые' позволили выделять и прогнозировать влияние образовательного потенциала наряду с потенциалом необразовательного характера на конкурентоспособность машиностроительного предприятия, что создало основу для выбора направлений разработки управленческих решений в сфере совершенствования образовательного потенциала, конкурентоспособности и их взаимодействия;

— предложенные подходы к формированию показателей эффективности образовательного потенциала, в отличие от имеющихся подходов к оценке отдачи затрат на образование на макроуровне, позволяют комплексно подходить к оценке эффективности образовательного потенциала предприятия в процессе формирования, использования и развития его кадровой, материально-технической и науч-но-информационйои составляющих, а также осуществлять поиск оптимального варианта обеспечения конкурентоспособности предприятия по критерию максимума эффективности его образовательного потенциала, что на данном микроэкономическом уровне ранее не раскрывалось.

Практическая значимость результатов диссертационной работы заключается в том, что теоретические и методические положения и выводы исследования доведены до рекомендаций по организации обеспечения конкурентоспособ.

14 ности машиностроительного предприятия на основе формирования его образовательного потенциала.

Полученные результаты позволяют осуществлять более действенное управление взаимодействием конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительных предприятий. Разработанные в исследовании модели и методики направлены на решение научной проблемы обеспечения конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе формирования его образовательного потенциала, что оказывает решающее влияние на эффективность функционирования экономики машиностроения.

Результаты исследования могут быть использованы:

— при разработке программ развития дополнительного профессионального образования и программ подготовки управленческих кадров для отраслей народного хозяйства Российской Федерации;

— в деятельности машиностроительных предприятий при прогнозировании конкурентоспособности, разработке и создании систем качества, выработке стратегических и тактических решений, направленных на повышение конкурентоспособности путем формирования образовательного потенциала;

— в учебном процессе высших учебных заведений, выпускающих специалистов по экономике и управлению на предприятии машиностроения, менеджменту организациив системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленческих кадров машиностроительных предприятий.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования внедрены в виде:

— программы развития высшего профессионального, послевузовского и дополнительного профессионального образования в Челябинской области на. 2000;2005 год;

— методических рекомендаций по оценке резервов повышения качества образовательного потенциала в Главном управлении образования и науки Челябинской области;

— методики корреляционно-регрессионного моделирования конкурентоспособности предприятия и многофакторной корреляционно-регрессионной модели научно-технического уровня продукции на ОАО «Автомобильный завод «Урал» (Челябинская область, г. Миасс);

— методики оценки влияния образовательного потенциала на конкурентоспособность предприятия на ООО «ИВЕКО-УралАЗ» (Челябинская область, г. Миасс), ФГУП «Челябинский автоматно-механический завод» (раздел «Статистическое моделирование»);

— концептуальных подходов к обеспечению конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе его образовательного потенциала на ОАО «Уралавтоприцеп» (г. Челябинск);

— методики моделирования конкурентоспособности машиностроительного предприятия с учетом его образовательного потенциала на ФГУП «Государственный ракетный центр КБ им. академика В. П. Макеева» (Челябинская область, Г. Миасс), ФГУП «НПО Электромеханики» (Челябинская область, г. Миасс);

— методических подходов к оценке эффективности образовательного потенциала предприятия на ФГУП «Завод «Прибор» (г. Челябинск);

— методических рекомендаций по оценке резервов совершенствования управления качеством образовательного потенциала на ОАО «Электромашина» (г. Челябинск).

Внедрение результатов исследования документально подтверждено справками, прилагаемыми к диссертации.

Теоретические и методические положения диссертации использованы при повышении квалификации руководящих работников и специалистов в МРЦПК при ЧелГУ (г. Челябинск), при проведении занятий по курсу «Экономика организаций (предприятий)» в ЮУрГУ и ЧелГУ (г. Челябинск), а также в изданных методических пособиях.

Основные положения диссертационного исследования докладывались на 6ти Международных научно-практических конференциях (Москва, 1998 г.- Пенза,.

2000 г., 2001 г.- Екатеринбург, 2001 г.- Уфа, 2001 г.- Челябинск, 2003 г.), Междуна.

16 родном консалтинг-семинаре (Москва-Барселона, 1999 г.), 11-ти Всероссийских научно-практических конференциях и симпозиумах (Пенза, 1998 г., 1999 г., 2000 г., 2001 г., 2002 г.- Самара, 1999 г.- Москва, 2000 г., 2002 г.- Екатеринбург, 2002 г., 2003 г., 2004 г.), Межрегиональной научно-практической конференции (Челябинск, 2002 г.).

Публикации. Основные научные результаты диссертационного исследования опубликованы в монографии, учебных пособиях, брошюрах, научных статьях, тезисах научно-практических конференций. Всего по теме диссертации опубликовано 27 работ общим объемом 37,0 печ. л. авторского текста.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

3 Результаты исследования состояния взаимодействия конкурентоспособности машиностроительного предприятия с его образовательным потенциалом свидетельствуют о несоответствии такого взаимодействия требованиям обеспечения образовательным потенциалом условий повышения конкурентоспособности и роста совокупного экономического потенциала предприятия, гибкости и мобильности взаимодействия конкурентоспособности с образовательным потенциалом, обеспечения расширенного воспроизводства образовательного потенциала, рациональности взаимодействия субъектов формирования конкурентоспособности и образовательного потенциала, обеспечения адекватного реагирования образовательного потенциала и его взаимодействия с конкурентоспособностью предприятия на изменения конъюнктуры рынка. Выявленные особенности взаимодействия конкурентоспособности с образовательным потенциалом указывают на несоответствие его принципам обоснованности, динамичности и гибкости, плановости и перспективности, эффективности, а также на нарушение таких закономерностей формирования и развития взаимодействия конкурентоспособности с образовательным потенциалом, как: направленность на повышение экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятияориентация на конкурентоспособность предприятия и рост образовательного потенциаласоответствие форм и методов управления взаимодействием конкурентоспособности с образовательным потенциалом состоянию и тенденциям развития этого взаимодействия, целям Предприятияориентация на цели повышения конкурентоспособности машиностроительного предприятия.

4 Выработанные в диссертации концептуальные подходы к обеспечению конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе развития его образовательного потенциала базируются на сформированных критериях конкурентоспособности, требованиях к обеспечению конкурентоспособности, факторах конкурентоспособности машиностроительного предприятия, классифицированных по признакам места возникновения, характеру и контролируемости воздействия, направленности действия, степени зависимости от субъекта управления. Сформулированы условия, создаваемые развитием образовательного потенциала машиностроительного предприятия, для обеспечения соответствия конкурентоспособности предприятия критериям и требованиям конкурентоспособности.

Сформированные в диссертации совокупности критериев, факторов конкурентоспособности, условий обеспечения конкурентоспособности на основе развития образовательного потенциала сделали возможным разработку методического подхода к обеспечению конкурентоспособности машиностроительного предприятия за счет развития образовательного потенциала.

Суть подхода заключается в формировании модели образовательного потенциала, определении субъектов формирования образовательного потенциала машиностроительного предприятия и выполняемых ими функций, а также выявлении факторов, оказывающих влияние на формирование образовательного потенциала.

5 Разработанная в диссертационной работе совокупность теоретических и методических подходов к изучению качества образовательного потенциала машиностроительного предприятия позволила впервые обосновать методологию качества образовательного потенциала машиностроительного предприятия, служащую основой для разработки проблем качества и управления качеством образовательного потенциала, что обеспечивает решение основной проблемы исследования.

Раскрытое с системных позиций содержание управления качеством образовательного потенциала дало возможность сформировать совокупность методов управления качеством, разработать принципы управления качеством. На основе этого даны практические рекомендации по выявлению резервов повышения качества образовательного потенциала для машиностроительных предприятий и определены основные резервы повышения качества образовательного потенциала машиностроительных предприятий Челябинской области с наукоемким производством, кроющиеся в совершенствовании управления качеством кадровой и научно-информационной составляющих образовательного потенциала. Это создало условия для повышения эффективности образовательного потенциала и обеспечения на этой основе роста конкурентоспособности машиностроительных предприятий.

6 Разработана методика оценки влияния на конкурентоспособность машиностроительного предприятия его образовательного потенциала, базирующаяся на экспертных оценках, графическом методе и методах статистического анализа и моделирования.

Предложенная методика обеспечивает определение влияния образовательного потенциала на конкурентоспособность предприятияпринятие научно обоснованных управленческих решений по поводу формирования и использования образовательного потенциала в целях повышения конкурентоспособности предприятияопределение эффективности совершенствования элементов образовательного потенциала, обеспечивающих конкурентоспособность предприятияформирование совокупности показателей конкурентоспособности и образовательного потенциала, составляющих основу анализа, учета и контроля влияния образовательного, потенциала на конкурентоспособностьсреднеи долгосрочное прогнозирование конкурентоспособности предприятия при планируемом изменении формирующих конкурентоспособность факторов (показателей образовательного потенциала). Это создает научную основу обеспечения перспективных путей повышения конкурентоспособности, базирующихся на стратегии развития образовательного потенциала машиностроительного предприятия, а не на стратегии адаптации образовательного потенциала к существующим на данный момент требованиям рынка.

Разработка методики корреляционно-регрессионного моделирования конкурентоспособности машиностроительного предприятия с учетом его образовательного потенциала обеспечивает информационную базу для стратегического и тактического планирования конкурентоспособности, позволяет своевременно выявлять тенденции изменения конкурентоспособности и проводить оценку альтернативных путей формирования, использования и развития образовательного потенциала предприятия, позволяющего повышать конкурентоспособность.

7 В диссертации обоснованы подходы к оценке эффективности образовательного потенциала, необходимого для обеспечения конкурентоспособности машиностроительного предприятия, которые автор применил в виде разработанной совокупности показателей эффекта и затрат формирования, использования и развития образовательного потенциала, сформированной классификации показателей эффективности образовательного потенциала и совокупности показателей эффективности образовательного потенциала машиностроительного предприятия.

Это способствует решению проблемы оценки эффективности образовательного потенциала машиностроительного предприятия, оптимизации образовательного потенциала по критерию эффективности и получению ориентиров для управления конкурентоспособностью машиностроительного предприятия.

Совокупность разработанных в диссертационном исследовании методологических и методических подходов позволяет решить научную проблему обеспечения конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе формирования его образовательного потенциала, имеющую важное значение для эффективного функционирования экономики.

Таким образом, изложенное выше свидетельствует о том, что выдвинутая в исследовании научная гипотеза нашла свое подтверждение, а поставленная в диссертационной работе цель достигнута.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование проблемы обеспечения конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе формирования его образовательного потенциала позволило сформулировать следующие основные выводы.

1 Установлено, что образовательный потенциал следует рассматривать как элемент совокупного экономического потенциала во взаимосвязи с трудовым, финансовым, производственным, научно-техническим, инновационным и природным потенциалом.

Выделено понятие образовательного потенциала машиностроительного предприятия и доказано, что необходимость его формирования обусловлена современным развитием производительных сил, при котором знание, информация, инновации и способы их применения становятся стратегическим ресурсом машиностроительных предприятий, а их использование в условиях современного рынка — важнейшим источником обеспечения конкурентоспособности.

Доказано, что образовательный потенциал является фактором экономического роста на макроэкономическом уровне и фактором обеспечения и повышения конкурентоспособности на уровне предприятия, а также установлена сущность взаимодействия конкурентоспособности с образовательным потенциалом машиностроительного предприятия, проявляющаяся во взаимном влиянии конкурентоспособности и образовательного потенциала, определяющем состояние конкурентоспособности и образовательного потенциала предприятия, форму изменения этих состояний.

Разработанные классификации совокупного экономического потенциала и взаимодействия конкурентоспособности с образовательным потенциалом, выявленные закономерности и принципы взаимодействия конкурентоспособности с образовательным потенциалом составили теоретические основы взаимодействия конкурентоспособности с образовательным потенциалом, позволили установить сущность взаимодействия конкурентоспособности с образовательным потенциалом, а также выработать адекватный современной хозяйственной практике экономический механизм взаимодействия конкурентоспособности с совокупным экономическим потенциалом в целом, конкурентоспособности с образовательным потенциалом в частности на основе построения области Парето.

2 Сформированная в диссертации методология исследования конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе формирования его образовательного потенциала позволила установить противоречие между потребностью в повышении конкурентоспособности машиностроительного предприятия и ограниченными возможностями увеличения наукоемкости машиностроительного производства, расширение которого обеспечивается опорой на образовательный потенциал. Это позволяет по-новому рассматривать взаимодействие конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительного предприятия и выявлять закономерности, требования и принципы такого взаимодействия, которые ранее оставались незамеченными и использование которых стимулирует повышение конкурентоспособности машиностроительных предприятий.

Обеспечение конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе формирования его образовательного потенциала, основанное на разработанной методологии, в отличие от методологических подходов к решению этой проблемы, предлагаемых теорией альтернативной стоимости, оптимального функционирования экономики, конкурентных преимуществ, человеческого капитала, экономического взаимодействия, экономики образования и научно-технического прогресса, носит комплексный характер. Это создает условия для углубленного изучения проблемы обеспечения конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе формирования его образовательного потенциала, а также развития названных теорий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Азбука рынка: справочник предпринимателя и хозяйственника. Челябинск: УДЭНТП, 1991. 147с.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть II) // Референт. 2001. № 16.
  3. Об образовании: Федеральный закон РФ от 13 января 1996 года № 12-ФЗ // Сб. нормативно-правовых и методических документов в сфере дополнительного профессионального образования. М.: МОПО, 1996. С. 3−62.
  4. О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации: Указ Президента РФ от 23 июля 1997 года № 774 // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30, ст. 3607.
  5. Программа развития высшего профессионального, послевузовского и дополнительного профессионального образования в Челябинской области на 2000−2005год. Челябинск: Администрация Челябинской области, 2000. 28с.
  6. В. С. Человек в зеркале экономической теории. М.: 1993.
  7. Г. Г., Райхман Э. П. О квалиметрии. М.: Изд-во стандартов, 1973.
  8. Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: ОАО «Типография «Новости», 2000. 256с.
  9. М. М. Планирование деятельности фирмы. М.: ФиС, 1997. 248с.
  10. В. Г. НТП и подготовка производства. М.: Экономика, 1987.
  11. Анализ конкурентных преимуществ коммерческой организации. Екатеринбург: Изд-во ИПК УГТУ, 1997. 50с.
  12. И. Д. Проблемы логики и методологии познания. М.: Наука, 1972. 320с.
  13. П. Ф., Демин В. М., Олейникова О. Н. Финансирование профессионального образования за рубежом. М.: Мастерство, 2001. 88с.
  14. Ю. П., Моисеева Н. К., Просьсуряков А. В. Новая техника: повышение эффективности создания и освоения. М.: Машиностроение, 1984. 358с.
  15. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. 519с.
  16. В. А. Организация управления подготовкой кадров промышленности. Екатеринбург: УГТУ, 1995. 308с.
  17. П. П., Витин В. Ф., Голубев И. С. Оценка качества машиностроительной продукции. М.: Изд-во МАИ, 1995.
  18. И. А. Оценка экономического положения фирмы в условиях рынка // Сб. науч. трудов ЧГТУ. 1994.
  19. Т. Ю. Управление персоналом: Учеб. пособие. М.: Академия, 2003.219с.
  20. Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учеб. М.: ИНФРА-М, 2000. 212с.
  21. В. И. Организация управления качества продукции в условиях рынка. Минск: 1995.
  22. Г. С. Человеческий капитал (главы из книги) // США: экономика, политика, идеология. 1993. № 11−12.
  23. Г. С. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS. 1993. Вып. 1.
  24. Г. С. Экономика семьи и макроповедение // США: экономика, политика, идеология. 1994. № 2−3.
  25. В. К., Корнфельд И. И. Структура кадров научной организации // Проблемы управления научными исследованиями. М.: Наука, 1973.
  26. В. К., Янсон Э. Ж. Совершенствование структуры отраслевой НТО // Экономика и управление НИОКР. Л.: 1981. С. 15−18.
  27. Берко’вич Д. М. Формирование науки управления производством: Краткий исторический очерк. М.: Наука, 1973. 164с.
  28. С. Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки. М.: Наука, 1973. 158с.
  29. В. Ф., Стерлин Б. А. Анализ и совершенствование структуры НИИ и КБ. Л.: 1973. 42с.
  30. A. B. Информационное обеспечение научных исследований. Л.: Наука, 1974.
  31. Л. С. Экономика научно-технического прогресса. М.: Высш. шк., 1979. 272с.
  32. Г. Н., Гаврилова Л. Д. Деятельность международных организаций по преодолению технических барьеров в торговле. М.: Академия народного хозяйства, 1991. 60с.
  33. Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. 3-е изд. М.: Сов. Энциклопедия, 1970.
  34. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 4-е изд. М.: Ин-т новоц экономики, 1999. 1248с.
  35. Е. Ф. Экономическая теория: Учеб. М.: Юристъ, 2002. 568с.
  36. Р. Н. Человеческий капитал в процессе управления кооперативной собственностью. М.: 1992.
  37. Н. П. Управление персоналом. Минск: Экоперспектива, 2002.348с.
  38. Д. В. Популярный словарь-справочник ЭК — Эффективность, качество. М.: Знание, 1977. 208с.
  39. Ю. А. Дорогой человек эпохи НТР // МЭиМО. 1991. № 11.
  40. Ю. А. Трансформация потребностей развитие личности и общества // ПОЛИС. 1994. № 5.
  41. Ю. А. Эпоха НТР: масштабы перемен // ПОЛИС. 1991. № 1.
  42. О. С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Высшая школа, 1994. 224с.
  43. Р. ФСА в управлении. М.: Экономика, 1986. 176с.
  44. Внутришкольное управление / Под ред. А. М. Моисеева. М.: 1998.
  45. А. А. Предпринимательская деятельность учреждений профессионального образования. М.: НИИВО, 1996. 92с.
  46. Всемирный доклад по образованию. ЮНЕСКО, 1995.
  47. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации: Стат. справ. / Под ред. А. Я. Савельева. М.: НИИВО, 1999. 100с.
  48. Высшее образование в России: очерк истории до 1917 года / Под ред. В. Г. Кинелева. М.: НИИВО, 1995. 352с.
  49. Е. И. Методы определения экономической эффективности новой техники, ОКР и НИР. Минск: Вышейшая школа, 1972. 208с.
  50. А. И. Университеты в региональных и экономических управленческих структурах США, стран Западной Европы и Японии. М: НИИВО, 1994.
  51. А. И., Соколова И. Ф. Непрерывное образование за рубежом: концепции и практика. М.: 1981.
  52. М. Г. Принятие решений при многих критериях. М.: Сов. радио, 1979. 64с.
  53. М. Г., Озерной В. М., Ларичев О. И. и др. Метод принятия решений о выборе наиболее предпочтительных вариантов проекта сложной системы // Приборы и системы управления. 1973. № 6. С. 110.
  54. Н. Г. Структура научного исследования (Философский анализ познавательной деятельности в науке). М.: Мысль, 1985. 215с.
  55. И. Н. Международное коммерческое дело. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
  56. С. Н. Последипломное образование в СССР: опыт, проблемы, перспективы // Современная высш. шк. 1990. № 3−4. С.93−108.
  57. А. В., Круглов М. И. Управление качеством продукции. М.: Экономика, 1979.
  58. А. В., Панов В. П., Азгальдов Г. Г. Что такое качество? М.:1. Экономика, 1968.
  59. В. Г., Флиорент Г. И. Теоретические основы инженерного прогнозирования. М.: Наука, 1973. 303с.
  60. В. Политическая экономия интеллектуального труда // МЭи-МО. 1994. № 11.
  61. С. И. Эффективность научных исследований в промышленности. М.: Экономика, 1986.
  62. В. Л., Мельникова Е. И. Основы прогнозирования систем. М.: Высш. шк., 1986. 285с.
  63. Л. П., Крыжановская Е. П., Муравская В. В. Организация функционально-стоимостного анализа на предприятии. М.: ФиС, 1982. 128с.
  64. А. В. Совокупный работник науки и особенности его воспроизводства. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1991. 172с.
  65. В. И. Методы управления качеством продукции. М.: Машиностроение, 1980. 260с.
  66. А. Г. Математические модели социалистической экономики. М.: Экономика, 1978.
  67. . М. Измерение эффективности научно-технического прогресса. М.: Экономика, 1974. 182с.
  68. В. Н. и др. Управление инновациями. М.: ИНФРА-М, 2000. 272с.
  69. Деловое планирование: Учеб. пособие / Под ред. В. М. Попова. М.: ФиС, 1997. 368с.
  70. Э. Выход из кризиса. Тверь: Альба, 1994. 497с.
  71. Дж. Два века качества // Европейское качество. 1999. № 2. С. 5−7.
  72. Дж. У истоков статистического контроля качества // Надежность и контроль качества. 1998. № 7−8.
  73. Ю. Я. Категории качества, количества и меры в историко-философском процессе. Генезис. Закономерности развития. Функции. М.: Наука, 1995.
  74. Г. М., Молдованов М. И. Повышение эффективности внедрения научно-технических программ. Киев: Техшка, 1987. 198с.
  75. К. М. Некоторые вопросы методологии организации научной работы. М.: 1970. 72с.
  76. Доклад о положении дел в области образования в мире за 1993 год. ЮНЕСКО, 1995. 186с.
  77. Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: макроэкономическая модель / Под ред. Б. С. Лесорика и В. В. Лукашевича. СПб.: 1992.
  78. Т. Г. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение. М.: Дело Лтд, 1995. 288с.
  79. М. Г., Соловьев М. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. М.: Изд-во стандартов, 1991. 128с.
  80. П. Управление, нацеленное на результат. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. 195с.
  81. П. Ф. Рынок: как выйти в лидеры (инновации и предпринимательство). М.: 1992.
  82. С. А. Основы теории человеческого капитала. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
  83. Л. Н., Антропов В. А. Механизм управления качеством подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2004. 50с.
  84. В. А., Егиазарян Г. А. Эффективность квалифицированного труда. М.: 1968.
  85. П. Н., Васильев А. В. Оценка эффективности инноваций. СПб.: Бизнес-пресса, 1998. 216с.
  86. ЗавлиН П. Н., Юделевич М. А. Научный труд в условиях НТР: эффективность и качество. М.: Экономика, 1985. 107с.
  87. П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. М.: ИНФРА-М, 2001.496с.
  88. Измерение качества продукции. Вопросы квалиметрии / Под ред. А. В. Гличева. М.: Изд-во стандартов, 1976.
  89. В. В., Калинкин А. Т. Природа науки: гносеологический анализ. М.: Высш. шк., 1985. 230с.
  90. И. В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  91. К. Японские методы управления качеством: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1988. 215с.
  92. ИСО 9000 ИСО 9004, ИСО 8402. Управление качеством продукции. М.: Изд-во стандартов, 1988. 96с.
  93. В. С. Нововведения в хозяйственном механизме в условиях интенсификации производства. М.: Высш. шк., 1988.
  94. В. С., Лебедев А. Д. Совершенствование кадровой политики на предприятиях машиностроения. Л.: Машиностроение, 1988.
  95. Л. В. Экономический расчет наилучшего использования ресурсов. М.: Изд-во АН СССР, 1960.
  96. Р. И. Современные буржуазные концепции формирования рабочей силы. М.: 1981.
  97. Р. И. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению // США: экономика, политика, идеология. 1993. № 11.
  98. Н. В. Путь познания. М.: Воскресенье, 1998. 256с.
  99. М. Г. Функционально-стоимостный анализ в электротехнической промышленности. М.: Энергоатомиздат, 1984. 287с.
  100. М. Г., Майданчик Б. И. Функционально-стоимостный анализ в отраслевом управлении эффективностью. М.: Экономика, 1983. 199с.
  101. Качество продукции: экономический словарь / Под ред. Т. Н. Кали-новской. М.: Экономика, 1990. 96с.
  102. Г. Б. и др. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика, 1997. 288с.
  103. Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М.:1. Сов. радио, 1974. 297с.
  104. Комплексная система повышения эффективности производства и качества работы. М.: Изд-во стандартов, 1983. 150с.
  105. Н. И. Логический словарь. М.: Наука, 1971. 656с.
  106. Н. И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. 720с.
  107. Концепция управления качеством образования. Пермь: ДОНАПО, 1997.
  108. Я. Дефицит: Пер. с венгер. М.: Наука, 1990. 607с.
  109. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. 736с.
  110. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник / Под ред. В. Е. Рыбалкина. М.: Международные отношения, 1991. 256с.
  111. Краткий словарь иностранных слов / Под ред. И. В. Лехина, Ф. Н. Петрова. 5-е изд. М.: Гос. изд-во ин. и нац. словарей, 1950. 454с.
  112. Г. Р. Управление производительностью и качеством. М.: ИНФРА-М, 2000. 256с.
  113. Краткий экономический словарь / Под ред. Ю. А. Велика М.: Политиздат, 1989. 399с.
  114. М. М. Человеческий капитал. Л.: 1991.
  115. Курс экономической теории / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. Киров: АСА, 1999.
  116. В. И. Взаимодействие науки и производства: пути, формы, эффективность. М.: Экономика, 1986.
  117. . Стратегический маркетинг. СПб: Наука, 1996. 590с.
  118. В. А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. М.: ОАО «Типография «Новости», 2000. 432с.
  119. О. И. Наука и искусство принятия решений. М.: Наука, 1979. 200с.
  120. О. И., Зуев Ю. А., Гнеденко Л. С. Метод запрос. Решения слабоструктуризованных проблем выбора при многих критериях. М.: 1979.75с.
  121. Г. А. Основы управления наукой. М.: Наука, 1983. 215с.
  122. Г. А. Тактика науки. Новосибирск: Наука, 1969. 250с.
  123. . Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 1996.
  124. Н. П. и др. Маркетинг образовательных услуг. СПб: 1997.
  125. И. М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учеб. 2-е изд. М.: Юрайт-М, 2001. 268с.
  126. Логика научного исследования. М.: Наука, 1965.
  127. Л. И. Экономико-математический словарь. М.: Наука, 1987. 509с.
  128. М. И. Организация обучения персонала компании. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. 192с.
  129. А. С. Искусство открытия: Методология и логика научного творчества. М.: 1993. 256с.
  130. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: Республика, 1992. Т. 1−2.
  131. И. С. Управление предприятием и инженер. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1997. 208с.
  132. Маркетинг-словарь. М.: ЭКОТРАНС, 1990. 46с.
  133. К. Капитал. Т. 3 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25. С. 3−505.
  134. В. И. США: человеческий фактор и эффективность экономики. М.: 1991.
  135. В. «Экономический человек»: прошлое и будущее // МЭиМО. 1994.» № 10. С. 146−150.
  136. В. И., Соболева И. В. Экономика человека: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1995. 286с.
  137. А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 1993. Т. 1−3.
  138. В. А. Образование для промышленных производств будущего // Проблемы зарубежной высшей школы: Обзор информ. Вып. 5. М.: НИИВО, 1992.С.48.
  139. А. А. Управление эффективностью и качеством работы. Киев: 1992. .
  140. А. Д., Ханов Н. Н. Качество научного труда. Д.: Лениздат, 1986.
  141. М. и др. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.
  142. Методологические основы научного познания / Под ред. П. В. Попова. М.: Высш. шк., 1972. 272с.
  143. Методологические проблемы экономической науки. Сб. науч. тр. Новосибирск: Наука, 1988. 288с.
  144. В. Ю. Теория взаимодействия экономических субъектов. М.: Вузовская книга, 1999. 96с.
  145. Дж. С. Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии, т. 2. М.: Прогресс, 1980. 480с.
  146. Модели и методы управления персоналом / Под ред. Е. Б. Моргунова. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001. 464с.
  147. Моделирование в экономических исследованиях. Новосибирск: Наука, 1987. 183с.
  148. Н. К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М.: Внешторгиздат, 1993.
  149. Н. К. Международный маркетинг: Учеб. пособие. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. 320с.
  150. Н. К. Функционально-стоимостной анализ в машиностроении. М.: Машиностроение, 1987. 318с.
  151. А. В. Теория и практика формирования саморазвивающейся организации. Екатеринбург: УрО РАН, 2001. 246с.
  152. Дж. Целевое управление организацией: Пер. с англ. М.: Сов. радио, 1979. 144с.
  153. В. С. Статистические методы в управлении качеством продукции. M.: ФиС, 1982.
  154. Научно-технический прогресс: экономика и управление / Под ред. Ю. В. Яковца. М.: Экономика, 1988. 186с.
  155. Научные основы экономического прогноза. М.: Мысль, 1971. 424с.
  156. Е. А. Взаимодействие конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительного предприятия. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2003. 305с.
  157. Е. А. Концептуальные подходы к обеспечению конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе развития его образовательного потенциала// Вестн. Оренб. ун-та. 2002. № 7. С. 164−171.
  158. Е. А. Концептуальные подходы к управлению социальной защитой населения города // Управление-98: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Вып. 1. Москва: ГУУ, 1998. С. 80−82.
  159. Е. А. Методология исследования взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительного предприятия //.Труды Всерос. симпозиума по миниэкономике. Т. 3. Екатеринбург: УрО РАН, 2002. С. 69−70.
  160. Е. А. Модель оптимизации образовательного потенциала в исследованиях совокупного экономического потенциала машиностроительного предприятия //.Труды Всерос. симпозиума по миниэкономике. Т. 4. Екатеринбург: УрО РАН, 2002. С. 91−92.
  161. Е. А. Модель формирования образовательного потенциала промышленного предприятия // Человек общество — окружающая среда: Сб. науч. тр. Ч. 2. Екатеринбург: УрО РАН, 2001. С. 230−232.
  162. Е. А. Некоторые аспекты состояния взаимодействия конкурентоспособносги машиностроительного предприятия с его образовательным потенциалом // Вестн. Оренб. ун-та. 2003. № 3. С. 78−84.
  163. Е. А. Образовательный потенциал и производственные возможности промышленного предприятия // Стратегия развития предприятия в условиях рынка: Сб. материалов 1 Г Всерос. науч.-практ. конф. Ч. II. Пенза: ПДЗ, 2001. С. 14−16.
  164. Е. А. Образовательный потенциал как элемент совокупного экономического потенциала машиностроительного предприятия // Вестн. Оренб. ун-та. 2002. № 4. С. 163−170.
  165. Е. А. О моделировании структуры затрат, необходимых для обеспечения эффективности НИОКР на машиностроительных предприятиях// Труды Всерос. симпозиума по миниэкономике. Т. 3. Екатеринбург: УрО РАН, 2002. С. 72−74.
  166. Е. А. Проблема обеспечения качества образовательного потенциала машиностроительного предприятия // Проблемы менеджмента на предприятиях России в современных условиях: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Пенза: ПДЗ, 2002. С. 97−99.
  167. Е. А. Проблема обеспечения конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе формирования его образовательного потенциала и научные основы ее исследования // Вестн. Оренб. ун-та. 2002. № 2. С. 155−162.
  168. Е. А. Теоретические основы взаимодействия конкурентоспособности машиностроительного предприятия с его образовательным потенциалом // Вестн. Оренб. ун-та. 2003. № 4.
  169. Е. А. Экономическая и социальная эффективность производства. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1993. 30с.
  170. Е. А., Гончаров А. Г. Прогнозирование конкурентоспособности промышленного предприятия. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2000. 41с.
  171. Е. А., Дрокин С. А. Качество образовательного потенциала машиностроительного предприятия: теория, методика, управление: Учеб. пособие. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2003. 79с.
  172. Е. А., Причина О. С. Организационные структуры промышленного предприятия. Методика формирования: Учеб. пособие. Челябинск: МРЦПК ЧелГУ, 1999. 44с.
  173. Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. М.: Наука, 1970. 707с.
  174. В. С. Эконометрия // Соч. Т. 3. М.: Наука, 1967.
  175. М. В. Практический маркетинг в микроэкономике учреждения профессионального образования. М.: БУК лтд, 1999.
  176. А. М. Российское образование в новой эпохе. М.: Эгвес, 2000.
  177. Д. А. Модели и механизмы управления развитием региональных образовательных систем (концептуальные положения). М.: ИПУ РАН, 2001.83с.
  178. Д. А. Стимулирование в социально-экономических системах. М.: ИЛУ РАН,' 1998. 216с.
  179. В. В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании. М.: Наука, 1972.
  180. В. В. Хозяйственный механизм в системе оптимального функционирования. М.: Наука, 1985.
  181. Р. М. Основы экономической теории. Микроэкономика: Учеб. для вузов. М.: Высш. шк., 1998.
  182. Образование, которое мы можем потерять / Под ред. В. А. Садовниче-го. М.: МГУ, 2002. 288с.
  183. Общая теория систем: Пер. с англ. М.: Мир, 1966. 186с.
  184. Общая теория статистики / Под ред. А. М. Гольдберга, В. С. Козлова. М.: ФиС, 1985. 367с.
  185. Общая теория финансов: Учеб. / Под ред. JI. А. Дробозиной. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. 256с.
  186. С. И. Словарь русского языка. 10-е изд. М.: Сов. Энциклопедия, 1973. 846с.
  187. В. В. Управление качеством. СПб.: ОАО «Изд-во «Наука», 2000.912с.
  188. О мерах по реализации Министерством общего и профессионального образования рекомендаций парламентских слушаний в Государственной Думе РФ «Образование и национальная безопасность России» // Образование в документах. 1997. № 4.
  189. Организация промышленных исследований и разработок новой техники / Под ред. К. Ф. Пузыни. JI.: Лениздат, 1987. 150с.
  190. Организация, планирование и управление машиностроительным производством / Под ред. Б. Н. Радионова. М.: Машиностроение, 1989.
  191. Организация, планирование и управление промышленным предприятием: Учеб. для экон. вузов / Под ред. Д. М. Крука. М.: Экономика, 1982.
  192. А. Б. Подготовка инженерно-технических кадров во Франции // Проблемы зарубежной высшей школы: Обзор информ. Вып. 3. М.: НИИВО, 1988. С. 52.
  193. Основные принципы и общие проблемы управления наукой / Под ред. Д. Н. Гвишиани. М.: Наука, 1973. 320с.
  194. Основы науковедения / Под ред. Н. Стефанова. М.: Наука, 1985. 431с.
  195. Основы функционально-стоимостного анализа / Под ред. М. Г. Кар-пунина, Б. И. Майданчика. М.: Энергия, 1980. 175с.
  196. В. П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. СПб.: 1998.
  197. Н. Я. Кибернетические проблемы управления экономикой. М.: Наука, 1974. 161с.
  198. Р. М. Оценка эффективности промышленного производства (Методы и показатели). М.: Экономика, 1990. 95с.
  199. Р., Рубинфельд Ф. Микроэкономика: Пер. с англ. М.: Экономика, ФиС, 1992. 510с.
  200. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний): Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. 288с.
  201. А. А., Лапкин А. В. Курс «Экономика образования». Самара: Изд-во СИПКРО, 1996.
  202. Политическая экономия / Под ред. А. В. Сидоровича. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.
  203. Т. М. и др. Основы управления качеством продукции. М.: 1991.
  204. М. Международная конкуренция. М.: Междунар. отношения, 1993. 896с.
  205. Практика проведения функционально-стоимостного анализа в электротехнической промышленности / Под ред. М. Г. Карпунина. М.: Энерго-атомиздат, 1987. 288с.
  206. Прогнозирование в образовании: теория и практика / Под ред. Л. М. Гершунского. М.: ИТПИМИО, 1993.
  207. К. Ф. Планирование в научно-технических организациях машиностроения. Л.: Машиностроение, 1980.
  208. К. Ф., Запаснюк А. С. Экономическая эффективность научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в машиностроении. Л.: Машиностроение, 1978. 303с.
  209. Рабочая книга по прогнозированию. М.: Мысль, 1982. 430с.
  210. . А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1996. 496с.
  211. Г. Анализ решений. Введение в проблему выбора в условиях неопределенности. М.: Наука, 1977. 407с.
  212. А. И. Историческое познание: системно-гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982. 303с.
  213. Д. Сочинения: В 3 т. М.: Политиздат, 1955. Т. 1: Начала политической экономии и налогового обложения. 360с.
  214. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993.
  215. Г. И. Методы научного исследования. М.: Мысль, 1974.
  216. П. А. Экономика: В 2 т. М.: Алгон, 1994. Т. 1−2.
  217. И. В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. М.: ФиС, 1997. 304с.
  218. Система профессионального образования в Российской Федерации: Национальный доклад. М.: МОПО, 1998. 102с.
  219. О. М. Методы научного познания. М.: Высш. шк., 1972.
  220. Словарь делового человека / Под ред. О. В. Амуржуева. М.: Экономика, 1992. 236с.
  221. А. Исследование о природе и причинах богатства народов (книги ^1−111). М.: Наука, 1992. 572с.
  222. Е. Н. Экономические отношения на рынке образовательных услуг: Дис.. канд. экон. наук. Кострома, 1996. 138с.
  223. Состояние и основные тенденции развития системы образования в 2000 году. М.: Мин. образования РФ, 2001. 181с.
  224. Справочник по функционально-стоимостному анализу / Под ред. М. Г. Карпунина, Б. И. Майданчика. М.: ФиС, 1988. 431с.
  225. Статистические методы повышения качества / Под ред. Хитоси Кумэ. М.: ФиС, 1990.
  226. Статистическое моделирование и прогнозирование: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А. Г. Гранберга. М.: ФиС, 1990. 383с.
  227. С. Г. К методологии учета научного труда. Л.: АН СССР, 1932.
  228. С. Г. Хозяйственное значение народного образования. М.-Л.: 1924.
  229. А. И. Введение в квалиметрию высшей школы. М.: ИЦ, 1991.
  230. И. П. Методология экономического исследования. М.: Экономика, 1983. 214с.
  231. И. М. Совершенствование системы показателей эффективности и качества. М.: Экономика, 1980. 190с.
  232. Творчество в научном познании. Минск: Наука и техника, 1976. 232с.
  233. Ф. У. Менеджмент: Пер. с англ. // Контроллинг. 1992. Вып. 4. 137с.
  234. Ф. У. Принципы научного менеджмента: Пер. с англ. // Контроллинг. 1991. Вып. 1. 104с. щ 244. Тенденции развития и роль сферы образования: экономический и социальный аспекты / Под ред. В. И. Марцинкевича. М.: ИМЭМО РАН, 1994.
  235. Н. Н. Предприятие и его структура: Диагностика. Управление. Оздоровление. М.: ПРИОР, 2000. 240с.
  236. Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании: Пер. с англ. / Под общ. ред. В. Г. Рысина. М.: Прогресс, 1988. 363с.0} 247. Управление качеством: Учеб. для вузов / Под ред. С. Д. Ильенковой. ч
  237. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 199с.
  238. Управление качеством образования / Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. 448с.
  239. Управление научно-техническим прогрессом / Под ред. Г. X. Попова. М.: Экономика, 1982. 304с.
  240. Управление персоналом / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. JI. Еремина. 2-е
  241. Ф' изд. М.: ЮНИТИ, 2002. 554с.
  242. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / Под ред. А. Н. Тихонова. М.: Вита-Пресс, 1998. 256с.
  243. Ускорение научно-технического прогресса основа интенсификации: Учеб. пособие для работников НИИ и КБ'/ Под ред. Г. А. Краюхина. М.: Экономика, 1987. 303с.
  244. А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление — это наука иискусство. М.: Республика, 1992.
  245. Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000. 312с.
  246. Н. П. Вопросы оптимального функционирования экономики. М.: Наука, 1980.
  247. Н. П. Оптимизация экономики. М.: Наука, 1977. ф 257. Федоров И. Б., Еркович С. П., Коршунов С. В. Высшее профессиональное образование. Мировые тенденции (социальный и философский аспекты). М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. 368с.
  248. А. Контроль качества продукции: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1986.471с.
  249. Философия и методология науки / Под ред. В. И. Купцова. М.: Аспект пресс, 1996. 551с.
  250. Философия качества по Тагути: Пер. с англ. М.: НТК «Трек» 1997. 17с.
  251. Философская энциклопедия: В 5 т. М.: Сов. Энциклопедия, 1962. Т. о
  252. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1981. 445с.
  253. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. 576с.
  254. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981. 176с.
  255. Дж. X. Управление качеством в американских корпорациях. М.: Экономика, 1990. 272с.
  256. П. Экономический образ мышления: Пер. с англ. М.: Изд-во «Дело», 1992. 704с.
  257. . Ю. Нетрадиционные методы подбора и оценки персонала. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001. 271с.
  258. Ю. Н. Дополнительное профессиональное образование: тенденции, проблемы, перспективы. М.: Внешторгиздат, 1998.
  259. Ю. Н. Развитие кадрового потенциала предприятий: Учеб. пособие. М.: Черметинформация, 1997.
  260. В. В. Экономические проблемы сферы образования. Кострома: Изд-во КГПУ им. Н. А. Некрасова, 1996. Ч. 1−2.
  261. Человек, наука и производство: перспективы развития / Отв. ред. И. М. Рогов. СПб.: 1992.
  262. Человеческая ориентация социального и научно-технического прогресса / Отв. ред. А. Т. Москаленко. Новосибирск: 1992.
  263. С. С. Функционирование экономики развитого социализма: теория, методы и проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1982.
  264. С. В. Управление персоналом современной организации. 5-е изд. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. 354с.
  265. С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.: 1998.
  266. Р. Японские методы управления производством. Девять простых уроков: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1988. 251с.
  267. В. П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. С. Экономика образования: Учеб. пособие. М.: МПУ, 1995. 201с.
  268. Экономика и управление в отраслевых НТО: Справ, пособие / Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева. М.: Экономика, 1990. 447с.
  269. Экономика народного образования / Под ред. С. JI. Костаняна. 2-е изд. М.: МГПИ, 1986.
  270. Экономика, организация и планирование промышленного производства / Под ред. Ю. А. Санамова. М.: Высш. шк., 1985. 415с.
  271. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Н. А. Сафронова. М.: Юристъ, 1998. 584с.
  272. Экономическая теория / Под ред. В. Д. Камаева. М.: ВЛАДОС, 1999.
  273. С. Н., Лисичкин В. М. Прогнозирование научно-технического прогресса. М.: Экономика, 1974. 207с.
  274. Э. Ж. Теория и практика нормирования труда в отраслевых научно-исследовательских организациях. Л.: ЛГУ, 1985.
  275. Becker G. S. Economic Theory. New York, 1971.
  276. Becker G. S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education. 2nd ed. New York, 1975.
  277. Crosby Ph. B. Quality is Free. New York: Mentor, 1980.
  278. Crosby Ph. B. Quality without Tears. 1984.
  279. Gerstenfeld A. Effective Management of Research and Development.
  280. Reading, Mass:» Addison-Wesley, 1970.
  281. Hicks N. Economic Growth and Human Resources / World Bank Staff Working Paper no. 408. Washington, D.C., 1980.
  282. Juran J. M. A History of Managing for Quality: the Evolution, Trends, and Future Directions of Managing for Quality. 1995. 688p.
  283. Juran «J. M., Grina F. M. Juran’s Quality Control Handbook. 4th edition. New York: McGraw-Hill, 1988.
  284. Mansfield E. Research and Innovation in Modern Corporation. New York, 1971.
  285. Marris R. Economic Growth in Gross Section. London: Birkbeck College, 1982.
  286. Shultz T.P. Human Capital Investment in Women and Men: Micro and Macro Evidence of Econ. Returns. San Francisco, 1994.
  287. Shultz T.P. Integrated Approaches to Human Resource Development, World Bank. Washington, D. C., 1994.
  288. Shultz T.P. Investments in Schooling and Health of Women and Men: Quantities and Return / Journal of Human Resources, 1993, 28(4), p. 694−734.
  289. Shultz T.W. Education and Economic Growth / In Social Forces Influencing America Education, ed. Henry N.B. Chicago: National Society for the Study of Education, 1961.
  290. Shultz T.W. The Economic Value of Education. New York, Colambia University Press, 1963.
  291. Taguchi G. Introduction to Quality Engineering. Tokyo: Asian Productivity Organizatiori, 1986.
  292. Turner B. T. Management of Engineering Change // Chartered Mechanical Engineer 1991. № 28. p. 52−55.
  293. Wheeler D. Human Resource Development and Economic Growth in Developing Countries: A Simultaneous Model / World Bank Staff Working Paper no. 407. Washington, D.C., 1980.
Заполнить форму текущей работой