Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование системы менеджмента таможенной службы Российской Федерации: На материалах Калужской таможни

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-первых, в целях профилактики преступлений и правонарушений среди сотрудников таможенных органов необходим целевой комплексный подход к формированию личности государственного служащего, в результате применения которого пресечение и профилактика должностных преступлений среди сотрудников таможенных органов приобретут глобальный, общегосударственный комплексный характер и будут затрагивать все… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Таможенный менеджмент в системе государственного управления внешнеэкономической деятельностью
    • 1. 1. Система государственного управления внешнеэкономической деятельностью в современной
  • России
    • 1. 2. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации
    • 1. 3. Мировой опыт регулирования внешнеэкономической деятельности и возможность его использования в России
  • Выводы к главе
  • Глава II. Совершенствование системы управления таможенными органами в Российской Федерации
    • 2. 1. Управление кадровыми ресурсами.,
    • 2. 2. Целевой подход к формированию кадрового потенциала таможенной системы
    • 2. 3. Управление инновационными процессами
    • 2. 4. Новые управленческие подходы к инновационной деятельности таможенных органов
  • Выводы к главе II
  • Глава III. Совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности
    • 3. 1. Фискальное направление таможенного менеджмента
    • 3. 2. Нетрадиционные методы управления фискальной деятельностью таможенных органов
    • 3. 3. Управление правоохранительной деятельностью таможенных органов
    • 3. 4. Принципы конкуренции, контрактивности и разумной достаточности в правоохранительной деятельности таможенных органов
  • Выводы к главе III

Совершенствование системы менеджмента таможенной службы Российской Федерации: На материалах Калужской таможни (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Осуществляемые в России преобразования не имеют аналогов в мировой практике и принципиально отличаются от всех ранее проводимых в стране экономических реформ своей масштабностью и радикальностью мер. На этот раз они затрагивают не отдельные звенья, блоки или отрасли, а всю хозяйственную и общественно-политическую систему. Однако, грубые ошибки и просчеты, допущенные при их осуществлении, ввергли страну в глубочайший экономический кризис, по своим масштабам сопоставимый лишь с Великой депрессией 30-х гг.

Слишком поспешная и преждевременная либерализация внешней торговли, непомерно высокие налоговые сборы, отсутствие отлаженного механизма регулирования цен на энергоносители, недостаточно продуманная приватизация добывающих отраслей промышленности, безоговорочное исполнение рекомендаций МВФ и других международных организаций, защищающих в первую очередь интересы развитых стран, а не российских предпринимателей.

Очевидно, что почти всего этого можно было бы избежать, имея хорошо отлаженную и эффективно функционирующую систему государственного управления экономикой.

Согласно мнению ведущих специалистов в области управления, успехи нации во многом определяются не столько природными ресурсами, экономическим базисом или современными технологиями, а эффективностью управления. Наиболее емко смысл подобного взгляда на управление выразил известный американский теоретик П. Дракер в своем высказывании о том, что нет слаборазвитых стран, а есть только слабоуправляемые страны.

Таким образом, в сложившейся ситуации, одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед Россией, является разработка научно обоснованной стратегии экономического регулирования и построения на ее основе хорошо отлаженной и эффективно функционирующей системы государственного управления, направленной на стимулирование развития внешнеэкономической деятельности.

Центральное место в решении поставленной задачи занимает государственная таможенная служба, как один из непосредственных субъектов экономического регулирования. Поэтому в первую очередь возникает необходимость инновации теории и практики таможенного менеджмента на основе интеграции зарубежных и отечественных достижений теории и практики управления. Однако следует заметить, что использование опыта других стран возможно лишь при условии его предварительной критической оценки с позиций самобытности российской экономики.

При этом первостепенным должен стать принцип ориентации на потребителя, заказчика, клиента. Государство для предпринимателя — а не предприниматель для государства. Из федерального бюджета уже нельзя черпать столько, сколько вздумается, все должно подчиняться коммерческому расчету и координации деятельности людей.

Руководствуясь тем, что в настоящее время механизм государственного управления в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности остается довольно неисследованным, практически отсутствуют научносистематизированные издания в этой области, а также актуальностью и практическим значением обозначенной проблемы, автор избрал в качестве темы диссертационного исследования таможенный менеджмент.

Степень изученности проблемы. Проблемы государственного регулирования экономики глубоко исследованы в работах таких известных ученых как А. Смит, Д. Рикардо, Ж. Сэй, Д. Милль, А. Маршалл, Дж. М. Кейнс. Среди современных исследователей, работающих в этой области, можно выделить П. Дракера, Кэмпбелл Р. Макконела, Стэнли JI. Брю и др. В нашей стране вопросам государственного управления экономикой уделяется пристальное внимание со стороны таких крупных ученых как Дюмулен И. И., Кокорев М. В., Фаминский И. П., Городецкий А. Е., Блинов Н. М. Пресняков В.Ю., которые внесли значительный вклад в разработку управленческих, экономических, правовых и социальных аспектов таможенной деятельности, способствовали формированию организационно-экономического механизма управления таможенными органами.

Целью диссертационного исследования является совершенствование менеджмента таможенной службы Российской Федерации, как непременное условие повышения экономической безопасности страны и стимулирования развития отечественного предпринимательства.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

• исследовать цели, задачи и спектр действий таможенного менеджмента как одного из важнейших элементов управления внешнеэкономической деятельностью;

• разработать предложения по повышению эффективности работы с кадрами в системе таможенных органов;

• разработать меры по повышению эффективности управления инновационными процессами в таможенных органах,.

• усовершенствовать процесс планирования фискальной деятельности таможенных органов по формирования доходной части федерального бюджета;

• усовершенствовать процесс управления правоохранительной деятельностью таможенных органов.

Объектом исследования является таможенная служба Российской Федерации в целом и Калужская таможня в частности.

Предмет исследования — управленческие отношения во внутренней и внешней среде таможенных органов.

Теоретической и методологической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных авторов, а также исторические архивные данные по теме диссертационного исследования.

Фактологической базой диссертационного исследования явились аналитические материалы комитета по статистике Калужской области, а также первичные данные Калужской таможни и результаты проведенного автором анализа внутригодовой динамики внешнеторгового оборота по Калужской области.

В качестве инструментария исследования использовались методы диалектического познания.

В процессе написания диссертации автором был собран, проанализирован и обобщен большой практический материал, в том числе в виде графических и табличных данных, полученный посредством электронной обработки первичных данных. В ходе сбора, обработки и анализа информации использовались методы анализа и синтеза, системный, группировки.

Научная новизна исследования:

• обосновано, что регулирование внешнеэкономической деятельности является непременным условием становления, развития и успешного функционирования рыночных отношений;

• предложен комплексный целевой подход к формированию кадрового потенциала таможенной службы Российской Федерации, предусматривающий воздействие на личность каждого отдельного гражданина на всех этапах ее формирования, а не только с момента приема на работу в таможенные органы, как это практикуется в настоящее время;

• разработан цикличный метод непрерывной инновации нормативно-правовой базы таможенных органов;

• предложен метод планирования поступления таможенных платежей в федеральный бюджет, учитывающий внутригодовые колебания внешнеторгового оборота страны;

• разработана методика применения принципов конкуренции, контрактивности и разумной достаточности в правоохранительной деятельности таможенных органов.

Практическая значимость работы состоит в следующем:

• предложен и проработан комплексный целевой подход к формированию личности сотрудника таможенной службы;

• разработаны предложения по совершенствованию управления инновационными процессами в таможенной системе, направленные на стимулирование развития перерабатывающих и экспортоориентированных отраслей промышленности и АПК;

• разработаны предложения по совершенствованию процесса планирования фискальной деятельности таможенных органов, позволяющие учитывать внутригодовые колебания внешнеторгового оборота страны при составлений годовых и квартальных планов поступления средств в доходную часть федерального бюджета;

• разработана методика применения нетрадиционных принципов в правоохранительной деятельности таможенных органов.

Таким образом на защиту выносятся следующие положения:

• анализ методов и форм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, направленный на выявление недостатков таможенного менеджмента в Российской Федерации, а также на поиск возможных способов их решения;

• механизм управления таможенной службой Российской Федерации, предусматривающий целевой подход к формированию кадрового потенциала таможенной системы и цикличный метод непрерывной инновации нормативно-правовой базы таможенных органов;

• механизм государственного регулирования внешнеторгового оборота, включающий метод планирования поступления таможенных платежей в федеральный бюджет, учитывающий внутригодовые колебания внешнеторгового оборота страны, а также методику взаимодействия функциональных подразделений таможенного органа в процессе проведения фискальных мероприятий и методику применения принципов конкуренции, контрактивности и разумной достаточности в правоохранительной деятельности таможенных органов.

Предлагаемые в диссертации принципы организации управления субъектами экономического регулирования в полной мере отвечают нормам и правилам Всемирной Таможенной организации и соответствуют законодательной базе Российской Федерации. На основе анализа, сделанного в работе, обосновывается значимость уровня таможенной службы и раскрывается ее роль в системе государственного управления экономикой.

Апробация и реализация результатов работы.

Результаты исследования были широко использованы в практической работе таможенных органов, что позволило значительно усовершенствовать стратегию и тактику управления. Эффективная организация таможенного контроля позволила повысить результативность работы по пополнению доходной части федерального бюджета, защите экономического суверенитета страны и стимулированию развития отечественного предпринимательства.

В частности, методика взаимодействия функциональных подразделений таможенного органа в процессе проведения фискальных мероприятий внедрена и успешно функционирует в Калужской таможне.

Кроме того, представляется возможным использование настоящей работы в качестве учебного пособия для студентов, аспирантов и практических работников таможенных органов в системе повышения их квалификации.

Публикации. По теме диссертационного исследования автором опубликовано три работы общим объемом 2,3 п.л. (список работ приводится в заключительной части автореферата).

Объем, содержание и структура работы определены логикой, поставленными целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, в том числе 6 схем, 7 диаграмм и 5 таблиц. Общий объем работы 140 листов.

Выводы к главе III.

• Фискальная и правоохранительная деятельность таможенных органов являются одними из основных направлений внешнеторговой политики России на современном этапе;

• в процессе планирования фискальной деятельности таможенных органов следует учитывать внутригодовые колебания внешнеторгового оборота страны, вызванные политическими, экономическими, социальными и иными причинами, что позволит в значительной мере повысить достоверность составления квартальных планов и обеспечить более стабильное и своевременное поступление средств в дохордную часть федерального бюджета;

• в качестве совершенствования системы управления правоохранительной деятельностью таможенных органов представляется целесообразным применение принципов конкуренции, контрактивности и разумной достаточности, которые сконцентрируют усилия таможенной службы в первую очередь на подрыве экономической мощи международных преступных сообществ.

Заключение

.

Внешнеторговая политика современной России представляет собой основную и, пожалуй, наиболее важную часть проводимых в нашей стране экономических преобразований, и во многом определяет возможность их успешного завершения.

Интеграция российской экономики в мировую систему хозяйственных связей на выгодной для отечественных предпринимателей основе является неотъемлемым условием становления и развития рыночных отношений.

Основными направлениями внешнеторговой политики являются с одной стороны защита внутреннего рынка от иностранных товаров, импорт которых может нанести значительный ущерб отечественным производителям аналогичной продукции, с другой — стимулирование экспорта товаров отечественного производства.

Решение этих задач должно осуществляться посредством применения широкого арсенала научно-обоснованных методов регулирования внешнеторгового оборота. Такие методы можно условно разделить на две группы: экономические и административные.

Действие экономических методов основано на применении таможенного тарифа, которым дифференцированно облагаются все ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары и часть вывозимых, представляющих стратегическую ценность для отечественной экономики.

Административные методы предполагают применение нетарифных мер ограничения или стимулирования внешнеторгового оборота.

Проведенное в настоящей работе исследование в первую очередь направлено на выявление и устранение недостатков в теории и практике применения экономических и административных методов регулирования внешнеторговых связей. К подобным недостаткам прежде всего можно отнести следующие.

Во-первых, в процессе планирования фискальной деятельности таможенных органов абсолютно не учитываются внутригодовые колебания внешнеторгового оборота страны, вызванные международными, политическими, экономическими, социальными и другими причинами объективного и субъективного характера.

Во-вторых, отмечается недостаточно четкое взаимодействие структурных подразделений таможенных органов в ходе проведения плановых и внеплановых оперативных мероприятий по пополнению доходной части федерального бюджета.

В-третьих, борьба таможенных органов Российской Федерации с незаконным внешнеторговым оборотом оружия и наркотических средств носит в основном фрагментальный, поверхностный характер и направлена прежде всего на следствие, а не на причину этого в высшей мере социально опасного явления.

С целью устранения вышеперечисленных недостатков предлагается:

Во-первых, внедрить в процесс планирования фискальной деятельности таможенных органов метод учета внутригодовых колебаний внешнеторгового оборота страны.

Во-вторых, предлагается типовая схема взаимодействия функциональных подразделений таможен и таможенных постов в ходе проведения документальных проверок финансовохозяйственной деятельности участников внешнеэкономических связей.

В-третьих, применять в правоохранительной деятельности таможенных органов, направленной на борьбу с незаконным оборотом оружия и наркотических средств, принципы конкуренции, контрактивности и разумной достаточности.

Основным субъектом регулирования внешнеторговых связей в Российской Федерации является таможенная служба. А эффективность ее функционирования во многом зависит от того, насколько продуманно и грамотно построена система управления таможенными органами.

По результатам исследования, проведенного в этом направлении выявлены следующие недостатки: работа с кадрами в таможенных органах начинается только с момента приема сотрудника на работу, при этом службы по работе с личным составом совершенно не затрагивают основные этапы становления личности индивида, которые прежде всего связаны с его обучением в средних и высших учебных заведенияхнедостаточно четко налажена обратная связь при осуществлении инновационных процессов в таможенных органах.

Для устранения вышеназванных недостатков предлагается следующее.

Во-первых, в целях профилактики преступлений и правонарушений среди сотрудников таможенных органов необходим целевой комплексный подход к формированию личности государственного служащего, в результате применения которого пресечение и профилактика должностных преступлений среди сотрудников таможенных органов приобретут глобальный, общегосударственный комплексный характер и будут затрагивать все сферы общественной жизни, а не ограничиваться лишь системой государственного управления.

Во-вторых, необходимо внедрение цикличного метода непрерывной инновации системы управления таможенными органами, который обеспечит наличие обратной связи на всех этапах процесса обновления нормативно-правовой базы и совершенствования технологии государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Реализация этих положений в практике деятельности таможенных органов Российской Федерации позволит в значительной мере повысить эффективность государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.В. Совершенствование механизма управления таможенной системой Российской Федерации. М., 1997.
  2. Актуальные проблемы современной таможенной политики России. Под научной редакцией Н. М. Блинова. М.: Российская таможенная академия, 1996.
  3. А.В. Юность науки: жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. М.: Мысль, 1985.
  4. Э.П. Основы внешнеэкономической политики. М.:1. Экономика, 1997.
  5. Н.В. Влияние теневой экономики на экономическую безопасность. Новосибирск, 1998.
  6. Белая книга. Экономика и политика России в 1997 году. Институт экономических проблем переходного периода. М.: Икар, 1998.
  7. Н.М. Финансовое расследование: принципы, методы анализа, практика. М.: Российская таможенная академия, 1997.
  8. Н.М., Съедин С. И. Таможенный менеджмент. М.: РИО РТА, 1996
  9. С.А. Экономические теории и школы (история и современность) М., 1996
  10. В.Б., Ливенцев Н. Н. Международные экономические отношения. М.: Финансы и статистика, 1996.
  11. П.Булатов А. С. Вывоз капитала: своя компания за рубежом. М.: Издательство БЕК, 1996.
  12. Буржуазное государство и внешнеэкономические связи. Отв. ред. М. М. Максимова. М.: Наука, 1986.
  13. Внешнеэкономический бизнес в России. Справочник. Отв. ред. И. П. Фаминский. М.: Республика, 1997.
  14. А.А. Инвестиционные процессы в экономике переходного периода. М.: ИМЭИ, 1995.
  15. Валютное регулирование в России: Сборник основных нормативных актов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля/ Под ред. Т. П. Базарова. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.
  16. Генеральное соглашение по тарифам и торговле от 30 октября 1947 г.
  17. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Заключено в рамках Уругвайского раунда торговых переговоров ГАТТ/ВТО.
  18. И. Н. Менеджмент М. ЮНИТИ, 199 519. Деловой мир. 12 мая 1996.
  19. Договор о создании ВТО (ГАТТ-94).
  20. О.Д. Внешняя торговля: время перемен. М.: АО «Марко Медиа», 1996.
  21. И.И. Барьеры на торговых путях. М.: Международные отношения, 1977.
  22. И.И. Таможенно-тарифное регулирование (зарубежная практика). М.: Всероссийская академия внешней торговли, 1996.
  23. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с протоколом 1972 года. Документы ООН.
  24. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. № 3615−1
  25. Закон РФ «О таможенном тарифе Российской Федерации» от 21 мая 1993 г.
  26. П.С., Г.Л. Азоев, К. В. Швандар. Международная конкурентоспособность и ее оценка (на уровне национальной экономики, отрасли, предприятия, товара). М.: Всероссийский научно-исследовательский институт внешнеэкономических связей, 1997.
  27. Западная Европа: парадоксы регулирования. Отв. ред. В. Н. Шенаев, В. И. Кузнецов. М.: Мысль, 1988.
  28. И.С. Внешнеэкономические операции: право и практика. М.: Международные отношения, 1994.
  29. Иностранные инвестиции в России: Современное состояние и перспективы. Под ред. И. П. Фаминского. М.: Международные отношения, 1995.
  30. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях
  31. Конвенция ООН о психотропных веществах 1971 г.
  32. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция). Принята 11 апреля 1980 года.
  33. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988г.)
  34. Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества. Вступила в силу 4 ноября 1952 г.
  35. Конвенция об определении стоимости товаров для таможенных целей. Вступила в силу 28 июля 1953 г.
  36. В.М. Внешнеэкономические связи: стратегия и регулирование. М.: Наука, 1990.
  37. А.П. Международная экономика. М.: Международные отношения, 1997.
  38. Э.В. Корпорации США в борьбе за внешние рынки сбыта. М.: Наука, 1981.
  39. Ю.Г. История таможни государства Российского. М.: Автор, 1995.
  40. Ю.Г. Контрабанда: история и современность. М.: Автор, 1996.
  41. Г. В. Экономическая безопасность России: внешние связи. М.: Информдинамо, 1996.
  42. Р. Макконел, Стэнли J1. Брю «Экономикс», М.:1990
  43. В. Экономические Эссе. М., 1990
  44. А.Д. Финансовая деятельность таможенных органов Российской Федерации: Учебное пособие. М.: РИО РТА, 1996
  45. Менеджмент: Учебник для вузов/М.М. Максимцов, А. В. Игнатьева и др. -М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1998
  46. Менделеев Д. И. Толковый тариф или исследование о развитии промышленности в связи с ее общим таможенным тарифом 1891
  47. Мир безопасности. № 3: 1998
  48. ИпёТапёёё ёшшТёаб. '124-А (26): 1998
  49. Ю.М., Кудрявцева И. В. Практика таможенного регулирования. М.: ИПО «Автор», 1994.
  50. В.В. Международные коммерческие операции и их регламентация. Внешнеторговый практикум. М.: Инфра-М, 1996.
  51. В.Ю. Таможенная политика России на современном этапе. М.: Российская таможенная академия, 1996.
  52. В.Ю. Современная зарубежная практика регулирования внешней торговли: таможенный аспект. М.: Российская таможенная академия, 1996.
  53. В.Ю. Государственное регулирование внешней торговли России в условиях перехода к рыночной экономике: проблемы и перспективы. Монография. М.: Российская таможенная академия, 1997.
  54. А.Н. Формирование экономического механизма развития таможенной службы Российской Федерации. М.: 1999.
  55. А.В. Государственно-правовой механизм регулирования внешнеэкономических связей и таможенной политики. М., 1991.
  56. СамуэльсонП. Экономика. Т.1.-М.:ВНИИСИ, 1992
  57. А.Ю. Проблемы внешней торговли США со странами ЕЭС и Японии. М., 1981.
  58. Теория, методология и практика таможенного дела: Сборник научных трудов: В 2 частях/ Под научной редакцией профессора Н. М. Блинова.-М.: РИО РТА, 1996. Часть 1, 1996.
  59. Таможенная конвенция о международных перевозках грузов с использованием карнета TIR (книжек МДП). Вступила в силу 20 марта 1978 г.
  60. Таможенный кодекс Российской Федерации. Принят Верховным Советом РФ 18 июня 1993 г.
  61. Таможенный менеджмент: Учебное пособие/ Н. М. Блинов, С. И. Съедин.-М.: РИО РТА, 1996
  62. Туган-Барановский М. Основы политической экономии. Петроград, 1917
  63. В., Нэш Дж. и др. Внешнеторговая политика: опыт реформ. Пер. с англ. М.: Инфра-М, 1996.
  64. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. С изменениями и дополнениями по состоянию на 15 июня 1997 г.
  65. Уголовный кодекс Российской Федерации: Принят Государственной Думой 24 мая 1996 г.
  66. Федеральный закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности». Принят Государственной Думой 5 июня 1995 г.
  67. Федеральный закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ
  68. Федеральный закон РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации». Принят Государственной Думой 18 июня 1997 г.
  69. А.Н. Внешнеторговая политика современной России.-Калуга: «Издательство УВД по Калужской области», 1999 (1 п.л.)
  70. А.Н. Правоохранительная деятельность таможенных органов.- Калуга: «Издательство УВД по Калужской области», 1999 (1 п.л.)
  71. А.Н. Целевой подход к формированию кадрового потенциала таможенной службы РФ. Анализ результатов экономических преобразований в России: Сборник научных статей.-М.: «Экономическое Образование», 1999 (0,3 п.л.)
  72. В.Н. Особенности экономического развития Западной Европы. М.: Наука, 1993.
  73. В.Н. Послевоенное экономическое развитие Западной Европы. Доклады Института Европы № 24. М., 1996.
  74. В.Н. Концепция экономического развития России в теории и практике. Доклады института Европы № 1. М., 1997.
  75. С.В. Роль буржуазного государства в регулировании внешнеэкономических связей (на примере США). М., 1980.
  76. Экономика и организация рыночного хозяйства / Под. ред. Злобина Б. Н. д.э.н. М.: Луч, 1995
  77. А.Ю. Теории «открытой экономики»: доктрины и действительность. М.: Мысль, 1983.
  78. Япония в системе мировых хозяйственных связей. Отв. ред. Ю. С. Столяров, Е. С. Хесин. М.: Наука, 1977.
  79. Fiscal Year 1986 Budget for Customms, Hearing. May 12,1986.
  80. Grey Market Imports Stemming the Tide. Oregon Zav Rew/ Eygene, 1986.
  81. Transformation and Integration. Spapping the Future of Central and Eastern Europe. Institute for Public Polisy Research. London, 1995.
  82. Managing for the Future/ Peter F. Druker. USA, 1992
Заполнить форму текущей работой