Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психолого-педагогические аспекты развития межличностных отношений одаренных младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Источником этих проблем является противоречие между необходимостью развития межличностных отношений одаренных младших школьников и недостаточной исследованностью психолого-педагогических аспектов организации этого процесса в образовательной среде современной школы. Стремление найти пути разрешения данного противоречия и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи межличностных отношений и творческого мышления одаренных 13 младших школьников
    • 1. 1. Понятие творческого мышления как ведущего показателя ^ одаренности детей
    • 1. 2. Современные представления о проявлении одаренности в ^ младшем школьном возрасте
    • 1. 3. Особенности межличностных отношений одаренных младших школьников
  • ГЛАВА II. Эмпирическое исследование межличностных отношений одаренных младших школьников
    • 2. 1. Организация и ход эксперимента
    • 2. 2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа эксперимента
    • 2. 3. Анализ и обобщение результатов формирующего этапаq эксперимента
  • ВЫВОДЫ

Психолого-педагогические аспекты развития межличностных отношений одаренных младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Значение одаренности для современного общества определяется не только характером социально-экономических изменений, но и процессами гуманизации социума, перестройки его ценностных ориентиров. Идея развития межличностных отношений одаренных детей через приобщение их к социальным ценностям в системе образования и воспитания является не просто отображением попыток противостояния деструктивным процессам в обществе, но и определяет поиск таких методов психолого-педагогической работы, применение которых позволит оптимизировать процесс сохранения и развития одаренности подрастающих поколений.

Появилось понимание того, что суть противоречия, которое в своем сознании разрешает одаренный ребенок, вступающий в социум, заключается в совмещении потребности в самовыражении, как основы становления устойчивых и повторяющихся связей, с миром и другими людьми, с теми социально-психологическими стереотипами, которые сложились в современном обществе в отношении одаренного человека.

В отечественной психологии проблема одаренности ставилась и исследовалась учеными (Д.Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, В. Н. Дружинин, Л. И. Ларионова, Н. С. Лейтес, A.M. Матюшкин, В. И. Панов, В.Д. Шадриков), пришедшими к пониманию того, что не только мышление, но и социальное поведение одаренного ребенка не соответствует общепринятым стандартам. Одаренным детям недостает эмоционального баланса. Реакции сверстников воспринимаются ими как противодействие, и приводят либо к депрессии и разочарованию в своих способностях, либо к ярко выраженным агрессивным реакциям.

Требования одаренного ребенка, которые он предъявляет сверстникам и взрослым, отличаются от социальных потребностей детей возрастной нормы. Поведение одаренного ребенка менее прогнозируемо, и часто не совпадает с социальными ожиданиями.

Анализ педагогической практики показывает, что недостаточный уровень подготовки педагогов и психологов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и в мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности.

Поэтому ряд исследователей детской одаренности (В.В. Барулин, Д.Б.

Богоявленская, Э. Ландау, Л. И. Ларионова, В. И. Панов, А. И. Савенков, В.М.

Слуцкий) говорят о необходимости выделения и разработки психологопедагогических аспектов обучения и воспитания одаренных детей.

Особое значение разработка данных психолого-педагогических аспектов приобретает при организации работы с одаренными младшими школьниками, в период их обучения в начальной школе. Это важнейший этап вхождения ребенка в систему общественных отношений. Для одаренного ребенка этот возрастной период связан со многими трудностями. i.

Возникает переживание себя как «социального индивида», с ощущением своего социального «я», с потребностью выйти за рамки детского образа жизни, занять новое место в системе отношений со взрослыми и сверстниками, осуществить серьезную, общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. Удовлетворение этой потребности напрямую зависит от благополучия межличностных отношений одаренного младшего школьника с учителем, сверстниками и родителями.

Следует отметить исследования, посвященные изучению одаренности в младшем школьном возрасте (Э. М. Александровская, В. В. Гагай, Дж. Гилфорд, Ю. З. Гильбух, Н. С. Лейтес, A.M. Матюшкин, В. А. Моляко, Н. Н. Поддьяков, Дж. Рензулли, А. И. Савенков, Э. Д. Телегина, П. Торренс и др.). Анализ данных исследований показывает, что в зависимости от того, как проблема одаренности вписана в круг научных интересов исследователей, выбираются основные аспекты ее изучения в данном возрастном периоде. Обосновывается проблемный характер межличностных отношений одаренного младшего школьника, раскрывается содержание дезадаптивных поведенческих стратегий в отношениях одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми (Э.М. Александровская, А.И. Савенков). Определяется специфика организации учебной деятельности одаренного младшего школьника, заключающаяся в высоком темпе усвоения учебного материала и познавательном эгоцентризме (Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин). Обосновывается зависимость мыслительных процессов от когнитивных и личностных конструктов одаренного младшего школьника, уровня его зрительного восприятия, памяти, воображения, познавательной мотивации и рефлексии, которые выступают в качестве процессуальных механизмов творческого мышления одаренных детей, определяя его уровень и динамику развития в младшем школьном возрасте (В.В. Гагай, Э.Д. Телегина).

Для дальнейшего углубления научных представлений об одаренности в младшем школьном возрасте и особенностях взаимодействия одаренных детей со сверстниками и взрослыми среди многих проблем, возникающих при изучении феномена одаренности, на наш взгляд, необходимо исследовать такие, которые связаны с психолого-педагогическим сопровождением развития межличностных отношений одаренных младших школьников.

Анализ исследований тематически связанных с нашим показывает, что проблема развития межличностных отношений, как правило, изучается в контексте психологической науки в аспекте поиска психологических резервов формирования у одаренных детей адаптационных механизмов.

Источником этих проблем является противоречие между необходимостью развития межличностных отношений одаренных младших школьников и недостаточной исследованностью психолого-педагогических аспектов организации этого процесса в образовательной среде современной школы. Стремление найти пути разрешения данного противоречия и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема выделения психолого-педагогических аспектов развития межличностных отношений одаренного младшего школьника. В практическом плане — это проблема апробации развивающей программы, направленной на включение одаренного ребенка в систему межличностных взаимоотношений в начальной школе.

Объект исследования: межличностные отношения одаренных младших школьников.

Предмет исследования: развитие межличностных отношений одаренных младших школьников в аспекте психолого-педагогического сопровождения.

Цель исследования:

Теоретическое обоснование психолого-педагогического подхода к развитию межличностных отношений одаренных детей в начальной школе.

Гипотеза исследования. В исследовании мы исходим из предположений, в соответствии с которыми развитие межличностных отношений одаренных младших школьников эффективно тогда, когда строится с учетом:

— выявления качественного своеобразия межличностных отношений одаренных детей в отличие от детей возрастной нормы;

— определения содержания взаимосвязи между характеристиками творческого мышления и показателями межличностных отношений одаренных младших школьников;

— включения в его содержание психолого-педагогических аспектов, предусматривающих организацию методической помощи педагогу и апробацию развивающей программы, способствующей преодолению дисбаланса между когнитивным и эмоциональным развитием одаренного младшего школьника и формированию у него навыков эмпатийного слушания.

Задачи исследования: 1) расширить научные представления о качественном своеобразии межличностных отношений одаренных младших школьников и. выявить характеризующие их показатели- 2) определить содержание взаимосвязи характеристик творческого мышления одаренных детей и показателей межличностных отношений- 3) модифицировать программу, направленную на развитие эмоциональной сферы, с учетом качественного своеобразия межличностных отношений одаренных младших школьников- 4) определить результативность работы по развитию межличностных отношений одаренных младших школьников.

Научная новизна исследования.

— расширены научные представления о качественном своеобразии межличностных отношений одаренных младших школьников и выявлены характеризующие их показатели (для межличностных отношений одаренных младших школьников характерны: перфекционизм, социальная автономность, эмоциональный эгоцентризм, соревновательность, повышенная уязвимостьпоказателями межличностных отношений одаренных детей выступают: агрессивность, директивность, аффектация, коммуникация, зависимость, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, а также показателей социального статуса в коллективе сверстников, а именно, дифференцированность отношения, неоднозначность оценок, предпочтение, удовлетворенность группой);

— определено содержание взаимосвязи характеристик творческого мышления одаренных детей и показателей межличностных отношений (установлена взаимосвязь между характеристиками творческого мышления (беглостью, гибкостью, оригинальностью и разработанностью) и показателями эмоционального фона межличностных взаимодействий одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми (тревожность, аффективность и агрессивность);

— модифицирована программа по развитию эмоциональной сферы с учетом качественного своеобразия межличностных отношений одаренных младших школьников (программа по эмоциональному развитию модифицирована с учетом перфекционизма, социальной автономности, эмоционального эгоцентризма, соревновательности, повышенной уязвимости, агрессивности межличностных отношений одаренных младших школьников и дополнена упражнениями на развитие эмоциональной децентрации и формирование эмпатийных навыков);

— определена результативность работы по развитию межличностных отношений одаренных младших школьников (она обеспечивает увеличение удовлетворенности одаренного ребенка окружающими его людьми, повышает его социальный статус в коллективе сверстников, снижает уровень агрессивности, создает условия для развития аффективности в коммуникации, формирует эмпатийные навыки).

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования расширяют научные представления об особенностях проявления межличностных отношений одаренных младших школьников, позволяют определить подходы к решению проблем социальной адаптации одаренного ребенка и развития его творческого потенциала. Обоснование взаимосвязи между характером развития межличностных отношений и показателями творческого мышления составляет основу для новых научных представлений о возможностях дифференцированного обучения в воспитании одаренных младших школьников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволяют обосновать подходы к психологическому сопровождению одаренных детей в процессе их обучения в начальной школев апробации модифицированной программы развития межличностных отношений младших школьников. Проведение психологопедагогических консультаций для родителей и педагогов в рамках программы обеспечивает эмоциональное развитие одаренного ребенка, способствует преодолению эгоцентризма. Отдельные части и положения работы могут быть применены в психопрофилактическом консультировании, а также в подготовке и повышении квалификации школьных педагогов и психологов.

Методологической основой исследования являются отечественные и зарубежные теории и концепции психического развития ребенка, концепции одаренности, представления о влиянии одаренности на социальное развитие ребенка, современные подходы к коррекционно — развивающей работе с одаренными младшими школьниками.

Источниками исследования являются фундаментальные положения и идеи:

— о психическом развитии ребенка (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, JI.C. Выготский, А. В. Запорожец, Ж. Пиаже, C.JI. Рубинштейн, В. Штерн);

— о природе одаренности (Д.Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, Дж. Гилфорд, Э. Ландау, Н. С. Лейтес, A.M. Матюшкин, В. А. Моляко, В. И. Панов, Н. Н. Поддьяков, А. Я. Пономарёв, Дж. Рензулли, Б. М. Теплов, П. Торренс, В.Д. Шадриков);

— об особенностях социального развития одаренного ребенка (А.А. Адаскина, Э. М. Александровская, М. Р. Битянова, Ю. З. Гильбух, В. Н. Дружинин, А. А. Лосева, Л. А. Матвеева, А.И. Савенков).

— о методологии психодиагностического исследования (А. Анастази, А. А. Бодалев, В. М.' Минияров, Н. Н. Обозов, В. В. Столин, Л. Н. Собчик, В. А. Ядов, П. В. Яньшин);

— о теории организации образовательной среды современной школы (Г.В. Акопов, В. П. Бездухов, В. В. Гузеев, В.А. Ясвин).

Организация и этапы исследования.

Исследование проводилось в течение 2001 — 2004 гг. В исследовании приняло участие 109 учащихся 2-х классов школ г. Кинеля.

Исследование проходило в 3 этапа:

На первом этапе 2001 — 2002 гг. проводился теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме изучения природы одаренности, выявления закономерностей когнитивного и социального развития одаренного ребенка, а также по проблемам развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте.

На втором этапе 2002 — 2003 гг. проводилась диагностика творческого мышления и межличностных отношений у младших школьников, формировалась группа одаренных детей, осуществлялся сравнительный анализ характера межличностных отношений одаренных младших школьников и их сверстников, чей уровень творческого мышления соответствует возрастной норме, модифицировалась и апробировалась программа развития межличностных отношений у одаренных детей, проводились консультации с родителями и педагогами.

На третьем этапе осуществлялся сравнительный анализ стартовой и итоговой диагностики для определения результативности работы по развитию межличностных отношений одаренных младших школьников с учетом психолого-педагогических аспектов ее реализации. Осуществлялись интерпретация и обобщение полученных в исследовании результатов, формулировались выводы (2003;2004 гг.).

Методы исследования:

1. Теоретический анализ проблемы с использованием психологической, педагогической и философской литературы.

2. Формирующий эксперимент, включающий проведение модифицированной программы О. В. Хухлаевой.

3. Комплексный пакет психодиагностических методик для выявления одаренных детей, оценки показателей их творческого мышления и характера межличностных отношений, представленный следующими эмпирическими методами:

Hand — тест;

Тест школьной тревожности Р. Филлипса;

Цветосоциометрия;

Тест творческого мышления П. Торренса.

3. Методы математической обработки данных с помощью статистического пакета SPSS 12.0.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблемеосуществлением исследования на теоретическом и практическом уровнеприменением комплекса методов, адекватных цели, объекту и предмету работыдлительностью экспериментальной работы и возможностью ее повторениярепрезентативностью объема выборки и статистической значимостью полученных результатов.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Результаты теоретического и практического исследования нашли свое отражение в материалах, опубликованных автором. Окончательные результаты исследования обсуждены и одобрены на расширенном заседании кафедры психологии образования Самарского государственного педагогического университета. Модифицированная программа используется при организации психологического сопровождения одаренных детей в школах № 1 и № 2 г. Кинеля.

Положения, выносимые на защиту:

1. Качественное своеобразие межличностных отношений одаренных младших школьников в сравнении с детьми возрастной нормы проявляется в перфекционизме, социальной автономности, эмоциональном эгоцентризме, соревновательности, повышенной уязвимости, которые определяют конфликтный характер и нарушения эмоционального фона межличностных взаимодействий одаренных детей со сверстниками и взрослыми, что осложняет адаптацию одаренного младшего школьника к системе обучения и воспитания начальной школы.

2. Межличностные отношения одаренного младшего школьника определяют содержание взаимосвязи между показателями социального статуса одаренного ребенка, уровня его агрессивности, аффективности и тревожности в системе межличностных взаимодействий с окружающими и показателями творческого мышления, его скоростью, гибкостью, разработанностью и оригинальностью, что оказывает влияние на качественное своеобразие социального поведения одаренного ребенка.

3. Развитие межличностных отношений одаренных младших школьников направлено на преодоление дисбаланса между когнитивным и эмоциональным развитием одаренного ребенка и формирование у него навыков эмпатийного слушания, снижение агрессивности и тревожности в коммуникациях со сверстниками и педагогами, что обеспечивает социальную адаптацию в коллективе сверстников и создает условия продуктивного учебного и воспитательного процесса, способствует сохранению и развитию творческого потенциала личности учащихся.

4. Работа по развитию межличностных отношений одаренных младших школьников результативна, если предусматривает психолого-педагогические аспекты ее реализации, включающие методическую помощь педагогу, проведение психолого-педагогических консультаций для родителей, реализацию дифференцированного обучения в воспитании одаренных младших школьников и апробацию развивающей программы с одаренными детьми в системе психологического сопровождения одаренного ребенка в начальной школе.

Структура диссертации соответствует логике исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Текст иллюстрирован таблицами и схемами.

выводы.

1. Качественное своеобразие межличностных отношений одаренных младших школьников в сравнении с детьми возрастной нормы заключается в следующем:

— низкий уровень аффективной составляющей процесса коммуникации. Межличностные отношения носят формальный характер. Процессуальные характеристики деятельности и ее результат имеют приоритетное значение в сравнении с эмоциональными проявлениями и личностными особенностями партнера по общению. Способность к эмпатии находится на низком уровне развития.

— выраженность потребности в самовыражении, в демонстрации результатов своей мыследеятельности, в соревновательности, в доказательстве своих возможностейстрах несоответствия ожиданиям окружающих. Стремление доводить продукты любой своей деятельности до совершенства, высокий уровень притязаний, требований к себе и другим. Взаимодействие с родителями и учителями часто осуществляется на негативном эмоциональном фоне и в ситуации соревнования.

— дифференцированное отношение к сверстникам. Оценка окружающих дается на основе анализа их преимуществ и недостатков, то есть не с эмоциональных, а с когнитивных позиций. Повышенная социальная чувствительность к вербальным и невербальным проявлениям партнера по общениюнизкий уровень конформности. Наличие собственной точки зрения в оценке окружающих людей. Познавательный эгоцентризм. Наличие убежденности, что все должны видеть и понимать то, что замечает и понимает оннизкий уровень предпочтений со стороны окружающих. Конфликты со сверстниками на почве неприятия и непониманияреалистичность и адекватность самооценивания на основе развитой рефлексии и критичности мышления.

2. Установлена взаимосвязь между характеристиками творческого мышления (беглостью, гибкостью, оригинальностью и разработанностью) и показателями эмоционального фона межличностных взаимодействий одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми (тревожность, аффективность и агрессивность): показатель творческого мышления «скорость» прямо пропорционально связан с показателями межличностных отношений «агрессивность», «коммуникативность», «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» и «проблемы и страхи в отношении с учителями" — и обратно пропорционально связан с показателями «предпочтение в коллективе сверстников» и «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу». показатель творческого мышления «гибкость» прямо пропорционально связан с показателями межличностных отношений «агрессивность», «коммуникативность», «переживание социального стресса», «страх не соответствовать ожиданиям окружающих" — и обратно пропорционально связан с показателями «неоднозначность оценок в коллективе сверстников» и «склонность к открытому агрессивному поведению». показатель творческого мышления «оригинальность» прямо пропорционально связан с показателями межличностных отношений «агрессивность», «коммуникативность" — и обратно пропорционально связан с показателем «проблемы и страхи в отношениях с учителями».

— показатель творческого мышления «разработанность» прямо пропорционально связан с показателями межличностных отношений «агрессивность», «коммуникативность» и «удовлетворенность окружающими" — и обратно пропорционально связан с показателем «страх самовыражения».

3. Модификация развивающей программы должна происходить с учетом качественного своеобразия межличностных отношений одаренных младших школьников (перфекционизма, социальной автономности, эмоционального эгоцентризма, соревновательности, повышенной уязвимости, агрессивности межличностных отношений одаренных младших школьников), а также с учетом наличия взаимосвязи между характеристиками творческого мышления и показателями эмоционального фона межличностных взаимодействий одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми.

Для обеспечения социальной адаптации одаренного младшего школьника в коллективе сверстников и оптимизации его взаимоотношений с родителями и педагогами необходимо преодолеть дисбаланс между когнитивным и эмоциональным развитием одаренного ребенка заключающийся в эмоциональном эгоцентризме одаренных младших школьников, который выступает как основной фактор, определяющий проблемность их межличностных отношений со сверстниками и взрослыми.

Программа по развитию межличностных отношений одаренных младших школьников должна строиться на принципе принятия любых эмоциональных проявлений самого себя и другого человека. Отношение к эмоциональному самовыражению как к ценности.

Для развития межличностных отношений одаренных младших школьников необходимо обеспечить формирование у него эмоциональной децентрации и эмпатийных навыков.

4. Психолого-педагогические аспекты реализации развивающей работы, включающие методическую помощь педагогу и проведение программы с одаренными детьми, определяют ее результативность, так как обеспечивают развитие межличностных отношений одаренных младших школьников, которое заключается в следующем:

— повышение дифференцированности отношения к окружающим, степени удовлетворенности окружающими и социального статуса в коллективе сверстников.

— повышение аффективности в коммуникативном процессе и снижение агрессивности в общении со взрослыми и сверстниками.

— снижение страха самовыражения и страха не соответствовать ожиданиям окружающих, уменьшение числа негативных переживаний в ситуациях взаимодействия со сверстниками.

Таким образом, благодаря реализации развивающей программы отношения со сверстниками и взрослыми перестают быть для одаренного ребенка стрессогенным фактором, а развитие его межличностных отношений создает условия для сотрудничества и успешной адаптации к учебно-воспитательному процессу начальной школы.

Заключение

.

В ходе данного диссертационного исследования было проведено теоретическое обоснование и практическая реализация психолого-педагогического подхода к развитию межличностных отношений одаренных детей в начальной школе.

Для одаренного ребенка этот возрастной период связан со многими трудностями. Возникает переживание себя как «социального индивида», с ощущением своего социального «я», с потребностью выйти за рамки детского образа жизни, занять новое место в системе отношений со взрослыми и сверстниками, осуществить серьезную, общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. Удовлетворение этой потребности напрямую зависит от благополучия межличностных отношений одаренного младшего школьника с учителем и одноклассниками.

В исследовании мы исходим из предположений, в соответствии с которыми развитие межличностных отношений одаренных младших школьников эффективно тогда, когда строится с учетом:

— выявления качественного своеобразия межличностных отношений одаренных детей в отличие от детей возрастной нормы;

— определения содержания взаимосвязи между характеристиками творческого мышления и показателями межличностных отношений одаренных младших школьников;

— включения в его содержание психолого-педагогических аспектов, предусматривающих организацию методической помощи педагогу и апробацию развивающей программы, способствующей преодолению дисбаланса между когнитивным и эмоциональным развитием одаренного младшего школьника и формированию у него навыков эмпатийного слушания.

Теоретический анализ проблемы, предпринятый в первой главе, позволил установить, что межличностные отношения одаренных младших школьников определяются дисбалансом между когнитивным и эмоциональным развитием одаренного ребенка и характеризуются перфекционизмом, социальной автономностью, эгоцентризмом, стремлением к лидерству, соревновательностью, повышенной эмоциональной уязвимостью. Поведение одаренного младшего школьника менее прогнозируемо, и часто не совпадает с социальными ожиданиями.

Анализ литературы по проблеме исследования позволил нам сделать вывод, основной причиной затруднений межличностных отношений одаренного ребенка является, прежде всего, эмоциональный эгоцентризм, то есть неспособность встать на позицию другого человека, «децентрироваться». Затруднения в «децентрации» возникают тогда, когда одаренному ребенку необходимо понять чувства другого человека, эмоционально присоединиться к нему. Одаренные младшие школьники в отличии от своих сверстников придают эмоциональному компоненту общения значительно меньшее значение, чем информационному компоненту коммуникации, что неизменно приводит к конфликтам и проявлению агрессивности и тревожности в общении со сверстниками и педагогами.

В ходе реализации констатирующего эксперимента были расширены научные представления о качественном своеобразии межличностных отношений одаренных младших школьников. Установлена взаимосвязь между характеристиками творческого мышления (беглостью, гибкостью, оригинальностью и разработанностью) и показателями эмоционального фона межличностных взаимодействий одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми (тревожность, аффективность и агрессивность).

В практической части диссертационной работы модифицирована программа по развитию эмоциональной сферы одаренных младших школьников, которая была дополнена упражнениями на развитие эмоциональной децентрации и формирование эмпатийных навыков.

В ходе проведенного формирующего эксперимента, гипотеза исследования подтвердилась. Развивающая работа, включающая психолого-педагогические аспекты, реализуемые с учетом качественного своеобразия межличностных отношений одаренных детей и их взаимосвязей с творческим мышлением, является эффективным средством в развитии межличностных отношений у одаренных младших школьников, так как обеспечивает эмоциональное развитие одаренного ребенка, способствует преодолению эгоцентризма, увеличению удовлетворенности одаренного ребенка окружающими его людьми, повышает его социальный статус в коллективе сверстников, снижает уровень агрессивности, создает условия для развития аффективности в коммуникации.

Реализация развивающей программы позволяет обосновать подходы к психологическому сопровождению одаренных детей, отношения со сверстниками и взрослыми перестают быть для одаренного ребенка стрессогенным фактором, а развитие его межличностных отношений создает условия для сотрудничества и успешной адаптации к учебно-воспитательному процессу начальной школы.

Отдельные части и положения работы могут быть применены в психопрофилактическом консультировании, а также в подготовке и повышении квалификации школьных педагогов и психологов.

Полученные в работе результаты и выводы, не претендуют на полное освещение всех взаимосвязей таких сложных и многогранных явлений как межличностные отношения и одаренность.

Наше исследование выявило ряд проблем, которые требуют более глубокого изучения. В частности, это проблема динамики творческого мышления и сохранения творческого потенциала личности в ситуации развития межличностных отношений одаренного ребенка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию. М., 1995
  2. Т.З. Социально значимые закономерности в толерантных и нетолерантных реакциях современных детей// мир психологии. 2004. — № 1. — С. 95−105.
  3. Азарова JLH. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога.- 1998.- № 4.- с. 83.
  4. С.Ю. Межличностные отношения в школе// Социологический журнал. 1998. — № 3−4. — С.230−235.
  5. Э. М. Социально-психологические критерии адаптации к школе. // Школа и психическое здоровье учащихся. М.: Медицина, 1988.
  6. Э.М. Типологические варианты формирования личности младшего школьников. М.: Формула, 1993.
  7. .Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т.З. — м., 1980
  8. А. Психологическое тестирование. В 2-х т. М., 1982.
  9. Т.Ю., Карабекова Н. В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения / Вопросы психологии. 1993. — № 1. — С. 47−53
  10. Ю.Барулин В. В. Одаренность: проблемы и исследования// Лучшие страницы педагогической прессы. 2003. — № 6. — С. 83−92.
  11. П.Басин Е. Я. Двуликий Янус: О природе творческой личности. М.: Магистр, 1996.
  12. В.Н. Диалог ребенка со сверстниками: общие проблемы детского сада и начальной школы// Начальная школа. 2003. — № 7. -С. 9−17.
  13. Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М. 1998 г.
  14. М.Беркинблит М. Б., ПетровскийА. В. Фантазия и реальность. М. Политиздат, 1968 г.
  15. М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М., 1998
  16. М.Р. Социометрический метод в школьной практике // Школьный психолог. 1999.-№ 5. — С.21−25.
  17. Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1983. С. 182 — 195.
  18. Д.Б., Богоявленская М. Е. Творческая работа — просто устойчивое словосочетание. // Педагогика.- 1998.- № 3.- с. 36.
  19. Л.И. Избранные психологические труды/Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1995.
  20. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М., 1968.
  21. А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
  22. ., Малви Р., Назарет Л. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика// Психологический журнал. -1995. Т.16. — № 4. — С. 73−78.
  23. Е.П. Принцип рефлексивных контрастов в развитии творческой уникальности человека. // Журнал практического психолога.- 1998.- № 3.- с. 48.
  24. Л.И. Неосознанные причины конфликтного поведения // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. М.: Педагогика, 1986. — С. 104−111.
  25. Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации.- М., 1995
  26. Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. М. Просвещение, 1997г
  27. Д.Б. Три стороны интеллекта/ Под ред. Матюшкина А.М.-М. 1965 г.
  28. Ю. 3. Внимание: одаренные дети. М. Знание., 1991 г.
  29. Г. А. Информационный подход в психологии творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я. А. Пономарева. -М.: Наука, 1983. С. 210−231.
  30. В.Г., Петровский В. А. Одаренные дети: экология творчества. -Москва-Челябябинск: ИЛИ РАО, ЧГИИК, 1993. 40 с.
  31. JI.A. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности. Вопросы психологии, № 6. 1991 г.
  32. В.В., Эльконин Д. Б., Маркова А. К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1978. — С. 180−205.
  33. М. Интеллектуальная деятельность детей. М.: Педагогика, 1985.
  34. В.Н. Диагностика общих познавательных способностей. // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. М.: Изд. Институт психологии РАН, 1997
  35. В.Н. Психология общих способностей СПб.: Питер Ком, 1999. — 368 е.: (Серия «Мастера психологии»)
  36. В.Н. Тестирование познавательных способностей при решении практических задач // Развитие и диагностика способностей. Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. М.1991.
  37. И.В. Практическая психология образования. М., 1997
  38. К.Э. Психология эмоций. СПб: Изд-во «Питер», 2000
  39. В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. // Вопросы психологии. 1984.- № 4. — С. 44−52
  40. В. Прикладная психология. СПб.: Питер, 2000
  41. В. В. Психологические тесты таланта, Харьков, 1996
  42. Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -М.: Педагогика, 1986
  43. Коршунова J1. С. Воображение и его роль в познании. М. Изд. МГУ, 1999
  44. .Б. Творческое мышление, восприятие и личность. М.: Ин-т практической психологии, 1997
  45. Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1983.
  46. Г. Психология развития. СПб: Изд-во «Питер», 2000
  47. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А.Карпенко- Под общ. ред. т) А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- М. ВЛАДОСД995.
  48. И.Ю. Возрастная психология. М.: УРАО, 1997.
  49. Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка/ Пер. с нем. М.: Издательский Центр «Академия», 2002
  50. Л.И. Социальная адаптация одаренных детей// Журнал прикладной психологии. 2002. — № 1. — С. 32−37.
  51. В.Л. Нестандартный ребенок. М.: Леви — Центр, 1996.
  52. Н.С. Возрастная одаренность// Семья и школа -1990. № 9. — С. 31−37.
  53. Н. С. Об умственной одаренности. М. Прос., 1960
  54. Н. С. Умственные способности и возраст. М. Педагогика, 1971
  55. А.А. Психологическая диагностика одаренности. М.: Трикста, 2004
  56. А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. // Журнал практического психолога.- 1998.-№ 3, — с. 84−98
  57. Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство, 1998
  58. Н.Г. Диагностика школьной дезадаптации М., 1989
  59. Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. -М., 1993
  60. В.Н., Старшинов Б. Л. Одаренный ученик социальная личность или эгоист? // Лучшие страницы педагогической прессы. -2003.-№ 3.-С. 90−94
  61. А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. Татлыбаевой A.M. — СПб.: Евразия, 1999
  62. Л.А. Развитие свойств субъекта учебной деятельности в младшем школьном возрасте. М., 1991
  63. Л.А. Одаренный ребенок в кругу сверстников и взрослых// Начальная школа. 2003. — № 6. — С. 19−21
  64. A.M. Концепция творческой одаренности. // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — с.29−33
  65. A.M. Загадки одаренности. М., 1992
  66. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972
  67. Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989
  68. А.Л. Управленческие взаимоотношения с талантливыми людьми// Управление персоналом. 2000. — № 3. — С. 15−19
  69. Д. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 1998. — С. 109−112
  70. В.Н. Психология отношений/ Под ред. Бодалева А. А. — М.: Институт практической психологии, 1995
  71. Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика. М.: ВШ, 1991
  72. Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту /Вестник МГУ. -Сер. 14: Психология, 1988. С. 16
  73. Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС- 1999. — Кн. З: Психодиагностика. Введение в научно-психологическое исследование с элементами математической статистики
  74. Е.В. Психология, коррекция школьной дезадаптации. Психологические проблемы индивидуальности. М., 1985
  75. Л.Ф. Возрастная психология. М.: Российское педагогическое общество, 1996
  76. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 199 580.0вчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996
  77. Л., Джон О. Психология личности: Теории и исследования / Пер. с англ. М. С. Жамкочьян под ред. B.C. Магуна М.: Аспект Пресс, 2001
  78. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: ВШ, 1982
  79. Я.А. Психология творчества. М.: Издательство «Наука», 1976
  80. A.JI., Соболева А. И. О межличностных отношениях в детском коллективе// Начальная школа. 2002. — № 9. — С. 80−82
  81. Практическая психология образования. / Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1997
  82. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Моляко В. А.// Вопросы психологии. № 5. — 1994. — с. 86−95.
  83. Психологическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. М, 1990
  84. Психология одаренности: от теории к практике/ Адаскина А. А., Битянова М. Р., Дружинин В. Н. и др.- под ред. Д.В. Ушакова- М.: Ин-т психологии, 2000
  85. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. М., 1990
  86. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся /Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. М.: ВШ, 1980
  87. С.Л. Основы общей психологии СПб.: «Питер», 1999
  88. А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. М.: Сентябрь, 2001
  89. А.И. Особенности психосоциального развития одаренных детей// Народное образование. 1999. — № 5. — С. 281−283
  90. А.И., Беляева Н. П. Одаренные дети в обычной школе// Народное образование. 1999. — № 9. — С. 183−185
  91. А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1996
  92. Р.Л. Когнитивная психология. Пер. с англ. — М.: Тривола, 1996
  93. A.M. Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления. М, 1988
  94. Э.Д., Гагай В. В. Когнитивно личностные конструкты развития творческого мышления младших школьников// Мир психологии. — 2003. — № 2. — С. 233−245
  95. .М. Избранные труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1985
  96. O.K. Психология мышления. М.: МГУ, 1984
  97. Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. Спб., 1997
  98. Д.И. Психология становления личности. М.: ВЛАДОС, 1994
  99. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Сб. науч. тр. Свердловск. СИПИ, 1990
  100. Фридман J1.M. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1987
  101. JI.M. Психолого-педагогические проблемы начального образования. Новгород, 1995
  102. JI.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя.-М., 1993
  103. X. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т.2. М.: Педагогика, 1986
  104. Г. Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте. // Вопросы психологии. 1988. — № 4. — С. 25−38
  105. Г. Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопросы психологии. 1991.- № 6.- с.31−44
  106. В.Д. Способности человека. М.: Институт практической психологии, 1997
  107. Н.И. Социальная психология в образовании: 4.1 Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: ВЛАДОС, 1995
  108. Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников. // Вопросы психологии. 1991.- № 1.- с. 27 — 36
  109. Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопросы психологии. 1996.- № 3.- с. 34 — 44
  110. Н.Б., Щелбанова Е. И., Щербо Н. П. Фигурная форма теста творческого мышления П. Торренса. ТТСТ: методические рекомендации по работе с тестом. — М, 1990
  111. Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности // Вопросы психологии. 1996.- № 1.- с. 97 — 107
  112. Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте/ЛЗопросы психологии обучения и воспитания. М.-Киев: 1961. — С.45−48.
  113. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. -М., 1984
  114. В. П. Загадка гениальности. М. Знание, 1991
  115. B.C. Одаренный ребенок: иллюзия и реальность. М.: Просвещение, 1996
  116. B.C. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога // Школа здоровья. 1997.- № 1.- с.59−70
  117. П.В. Цветосоциометрический тест как инструмент комплексного анализа эмоционального климата группы// Вопросы психологии. 2000. — № 3. — С. 128−138
  118. MacKinnon D.W. Creativity: a multi-faceted phenomenon. N.Y. 1994
  119. Torrance E.P. Causes for Concern. Creativity. Selected Readings / Edited by P.E. Vernon. Harmondsworth: Richard Clay (The Chaucer Press) Ltd, 1975 P. 355−371.
Заполнить форму текущей работой