Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика учебно-исследовательской работы учащихся при углубленном изучении общей биологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в учебно-воспитательном процессе школ гг. Санкт-Петербурга (№ 230, 387) и Южно-Сахалинска (№ 8, 13). Основные положения и результаты исследования обсуждались на кафедре методики обучения биологии и экологии РГТТУ им. А. И. Герцена, на Международных научно-практических конференциях «Личность. Образование. Общество» (С.-Петербург… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ.,
  • ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОБЛЕМЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В ПЕДАГОГИКЕ, ПСИХОЛОГИИ И МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
    • 1. 1. Исторический аспект изучения учебно-исследовательской работы учащихся в методике естествознания
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы учебно-исследовательской работы учащихся
    • 1. 3. Практика организации учебно-исследовательской работы учащихся в классах с углубленным изучением курса «Общая биология»
  • ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В
  • ПРОЦЕССЕ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ
    • 2. 1. Роль и место учебно-исследовательской работы учащихся в углубленном курсе «Общая биология»
    • 2. 2. Модель методики учебно-исследовательской работы учащихся при углубленном изучении курса «Общая биология»
  • ГЛАВА III. МЕТОДИКА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
    • 3. 1. Организация и методические условия проведения педагогического эксперимента
    • 3. 2. Экспериментальная методика учебно-исследовательской работы учащихся при углубленном изучении общей биологии в 10−11 классах
    • 3. 3. Результаты экспериментального обучения

Методика учебно-исследовательской работы учащихся при углубленном изучении общей биологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ведущей тенденцией современного образовательного процесса является обращение к личности обучаемого. Такая ориентация на личность и ее развитие отражает гуманистическую направленность образования. Гуманизация образования, в том числе и биологического, является объективной потребностью современности, так как является одним из путей решения проблемы утверждения гуманистических ценностей. Поэтому в преподавании биологии необходимо учитывать как личностные, так и деятельностные характеристики обучаемого, обращать особое внимание на обеспечение возможностей для осуществления самореализации, личностного роста, создание условий для саморазвития творческой индивидуальности, новые субъект — субъектные отношения ученика и учителя. Значимым должно стать не сколько приобретение готового знания, сколько собственные усилия, инициатива, поисковая деятельность и, главное, понимание личного смысла этой деятельности [25, 51, 73, 132].

В связи с этим, модернизация содержания образования предполагает усиление практической ориентации и инструментальной направленности среднего (полного) общего образования, то есть достижения оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний, направленности образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков, расширения различного рода практикумов.

Решение задачи усиления практической направленности биологического образования может осуществляться за счет целенаправленной, системной организации учебно-исследовательской работы учащихся, обеспечивающей единство теории и практики в обучении, формирование и развитие общеучебных и исследовательских умений и навыков учащихся. Учебно-исследовательская работа концентрирует в себе активную познавательную и профессиональную компоненту, моделирует социальные взаимодействия и иерархии, поведенческие ситуации, что обеспечивает социальные функции современного школьного образования.

Педагогическая востребованность решения исследуемой проблемы в современной системе среднего (полного) общего образования связана с признанием приоритета развития над научением, выдвижением в качестве ведущей образовательной задачи формирование определенных видов деятельности, которые будут переносимы в будущую учебную и профессиональную деятельностьа также личностно-ориентированной системой обучения, предполагающей учет индивидуальных психологических особенностей учащихся и использование их личного опыта при осуществлении процесса обучения.

Организация учебно-исследовательской работы учащихся может успешно осуществляться в школах и классах с углубленным теоретическим и практическим изучением биологии, где создаются необходимые условия для наиболее полной реализации исследовательского подхода .в обучении данному предмету. Анализ содержания программ по биологии для общеобразовательной школы, а также — классов и школ с углубленным изучением предмета показал, что они ориентируют учителя на ознакомление учащихся с методами биологических и экологических исследований, на раскрытие перед учащимися сущности и логики научного поиска [126, 127].

Однако рекомендуемое число лабораторных, практических работ, экскурсий в этих программах незначительно. Подавляющее число вопросов программы предполагается изучать преимущественно в теоретическом плане, что снижает возможность включения учащихся в активную, творческую деятельность, обеспечивающую высокий уровень усвоения знаний, развитие потребности по преобразованию знаний биологического и экологического содержания и развитию соответствующих способов деятельности, формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся.

Проблема познавательной, самостоятельной, исследовательской деятельности учащихся освещена в работах многих психологов и дидактов (В.И. Андреев, Т. К. Ахаян, Ю. К. Бабанский, А. П. Беляева, Т. В. Габай, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, П. И. Пидкасистый, С. А. Расчетина, Н. Ф. Талызина, А. В. Усова, Г. И. Щукина и др.). В исследованиях по методике обучения биологии рассматриваются отдельные вопросы использования учебно-исследовательской работы учащихся с целью формирования и развития системы биологических знаний, общеучебных и исследовательских умений и навыков учащихся, повышения интереса к биологии (Е.П. Бруновт, Н. М. Верзилин, А .Я. Герд, Н. В. Добрецова, И. Д. Зверев, Б. Д. Комиссаров, В. М. Корсунская, А. В. Кулев, A.M. Мягкова, В. В. Половцов, И. Н. Пономарева, Б. Е. Райков, Н. А. Рыков,.

В.Ю. Ульянинский, К. П. Ягодовский и др.) Однако в имеющихся трудах, посвященных данной проблеме, не обнаруживается системного подхода к применению учебно-исследовательской работы учащихся на уроках биологии, недостаточно полно раскрывается методика организации исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе.

Несмотря на приоритетность и актуальность данной проблемы, к настоящему времени опубликовано очень мало работ, содержащих систему заданий для исследовательской деятельности учащихся по биологии и методические рекомендации по их использованию.

Вышесказанное указывает, что проблема содержания, организации исследовательской работы учащихся недостаточно разработана и нуждается в дальнейшем исследовании. Это подтверждается и результатами констатирующего эксперимента, проведенного среди учителей биологии и учащихся старших профильных классов гг. Санкт-Петербурга и Южно-Сахалинска. Таким образом, в теории и практике обучения общей биологии сложились противоречия между: усовершенствованным системным содержанием углубленного курса «Общая биология» обладающим значительной практической направленностью и преобладанием информативности в обучении, что обусловливает низкий уровень познавательной деятельности учащихсяжеланием учащихся проникать в творческий процесс поиска знаний и действительностью обучения, методы которого в основном направлены на их сообщение в готовом видесуществующими дидактико-методическими условиями обучения в общеобразовательной школе и потенциальными возможностями учащихся по овладению новыми знаниями, умениями и навыками в познавательной деятельности;

— потребностями учителей биологии в разработанной методике учебно-исследовательской работы учащихся, системой исследовательских задач иих отсутствием в теории и практике обучения общей биологии;

— инновационными тенденциями в среднем (полном) общем образовании и уровнем подготовки учителей.

Выявленные противоречия и недостатки определили проблему исследования, которая состоит в объективной необходимости создания научно обоснованной методики учебно-исследовательской работы учащихся при углубленном изучении общей биологии.

Цель исследования заключается в повышении эффективности учебно-воспитательного процесса в школах, классах с углубленным изучением курса «Общая биология» посредством специально разработанной методики учебно-исследовательской работы учащихся (УИРУ).

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс углубленного изучения общей биологии в старших классах.

Предмет исследования: методика учебно-исследовательской работы учащихся при углубленном изучении курса «Общая биология».

Гипотеза исследования состоит в предположении, что эффективность процесса углубленного изучения курса «Общая биология» повысится, если:

— предложено теоретическое обоснование методики учебно-исследовательской работы учащихся;

— обоснованы дидактические и методические принципы отбора содержания и организации учебно-исследовательской деятельности учащихся;

— отобран содержательный компонент учебно-исследовательской работы учащихся в структуре содержания среднего (полного) общего биологического образования;

— определены функции, формы организации, методы и методические приемы, средства учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Для реализации поставленной цели исследования и в соответствии с выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. На основе анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы определить состояние исследуемой проблемы в историческом аспекте и на современном этапе развития школы.

2. Изучить состояние практики организации УИРУ в условиях углубленного изучения общей биологии в современной школе.

3. Выявить возможности содержания углубленного курса «Общая биология» в реализации методики учебно-исследовательской работы учащихся.

4. Определить психолого-педагогические и методические условия реализации УИРУ в школах и классах с углубленным изучением общей биологии.

5. Спроектировать модель методики УИРУ и на ее основе разработать методику учебно-исследовательской работы учащихся при углубленном изучении общей биологии.

6. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— методология и теория познания, теория деятельности, теории развития личности (П.К. Анохин, Н. Н. Батищев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов,.

A.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, B.C. Швырев, Г. И. Щукина и др. [8, 12, 43, 46, 84, 137, 170, 174]);

— системный, историко-сопоставительный, личностно-деятельный, личностно-ориентированный, акмеологический, интегративный, комплексный подходы (Н.М. Александрова, Ю. К. Бабанский, А. П. Беляева,.

B.П. Беспалько, Н. М. Верзилин, Б. В. Всесвятский, Л. С. Выготский, В. И. Загвязинский, И. Д. Зверев, Н. Е. Кузнецова, А. Н. Леонтьев, В. Н. Максимова, М. Н. Скаткин, Л. Н. Сухорукова и др. 1, 10, 16, 18, 31, 38, 40,49,53,58,79,84,88,152]);

— концепции гуманизации, экологизации общества и образования (Н.М. Александрова, С. В. Алексеев, Н. Д. Андреева, В. А. Бордовский, Л. П. Викторова, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, П. В. Станкевич, И. Т. Суравегина и др. [1, 3, 7, 25, 33, 57, 90, 121, 149, 150]);

— теории и положения методики обучения биологии в средней школе, методические основы активизации познавательной деятельности учащихся в обучении биологии (Л.П. Анастасова, Н. М. Верзилин, Б. Е. Всесвятский,.

A.Я. Герд, В. Ф. Зуев, Б. Д. Комиссаров, В. М. Корсунская, А. Н. Мягкова,.

B.В. Пасечник, В. В. Половцов, И. И. Полянский, И. Н. Пономарева, Б. Е. Райков, В. А. Смирнов, Д. И. Трайтак, К. П. Ягодовский и др. [5, 30, 37, 45, 61,71, 75,98, 112, 117, 119, 120, 131, 147,156, 179]).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. Теоретические: анализ и синтез философской, психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследованияизучение, нормативных и программно-методических документов об образованиитеоретико-методический анализ состояния исследуемой проблемымоделированиепроектирование методики учебно-исследовательской работы учащихся и разработка методических основ ее реализации в процессе обучения биологии.

2. Эмпирические: педагогическое наблюдение, интервьюирование и анкетирование учителей и учащихся, беседа, педагогический эксперимент.

3. Методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных: поэлементный и пооперационный анализ ответов, статистические методы обработки результатов эксперимента, графические и табличные интерпретации данных.

Исследование проводилось в 1999;2002 гг. и включало три этапа: На первом этапе (1999;2000 гг.) были определены цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследованияизучено состояние исследуемой проблемы в философской, психолого-педагогической литературе и в практике обучения биологииопределена методика констатирующего экспериментаобобщен опыт работы учителей школ гг. Санкт-Петербурга и Южно-Сахалинскапроведен констатирующий эксперимент, обобщены полученные результаты.

На втором этапе (2000;2001 гг.) была разработана методика учебно-исследовательской работы учащихся по общей биологииобоснованы дидактические и методические принципы отбора содержания и организации учебно-исследовательской работы учащихсяотобран содержательный компонент УИРУопределены формы, методы, средства исследовательской деятельности учащихся по общей биологии. Разработанная методика была внедрена в учебно-воспитательный процесс классов с углубленным изучением общей биологии школ № 230, 387 г. Санкт-Петербурга и № 8, 13 г. Южно-Сахалинскаосуществлена первичная обработка результатов исследованиявнесены коррективы в методику УИРУ.

На третьем этапе (2001;2002 гг.) был продолжен формирующий эксперимент, проведена экспериментальная проверка результативности разработанной методики УИРУ в классах с углубленным изучением курса «Общая биология" — осуществлены анализ и интерпретация результатов экспериментального исследованиясформулированы выводы.

Научная новизна исследования заключается в том, что проблема учебно-исследовательской работы учащихся в школах, классах с углубленным изучением общей биологии явилась предметом специального изучения в методике обучения биологиивыделены основные функции УИРУструктура учебно-исследовательских умений и навыков учащихся по общей биологииопределены требования к разработке методики УИРУ в соответствии с целями обучения биологии, вытекающие из общедидактических, методических принциповразработана модель методики УИРУ при углубленном изучении общей биологии, обоснованы условия ее реализациипредложены учебно-исследовательские работы по общей биологии с учетом индивидуального развития учащихся.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дано определение понятия «учебно-исследовательская работа учащихся по биологии" — определены методические требования к отбору содержания ч учебно-исследовательских задачпредложена обобщенная классификация учебно-исследовательских работ по общей биологииразработана модельметодики УИРУ при углубленном изучении общей биологии в целях совершенствования процесса биологического обучения и воспитания учащихся, которая может быть перенесена в другие курсы биологии и дисциплины естественнонаучного циклаопределены и обоснованы принципы отбора содержания и организации учебно-исследовательской работы учащихся: системности, гуманизации, экологизации, научности и фундаментальности образования, обучения на высоком уровне трудности, самостоятельности, развивающего обучения, психологической комфортности, интеграции, креативности, индивидуализации, политехнизма, этапности, исследовательскийвыявлены дидактические условия включения учебно-исследовательских работ в учебно-воспитательный процесс по общей биологии в профильных классах.

Практическая значимость исследования заключается в создании, реализации методики УИРУ при углубленном изучении общей биологии и определении ее влияния на формирование системных знаний, умений и навыковразработке тематического планирования учебно-исследовательской деятельности учащихся при углубленном изучении общей биологии в 10−11 классахпредложены рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях. Разработанная методика и полученные выводы исследования могут найти массовое применение в практике биологического образования, при подготовке учителей в педагогических вузах, в системе повышения квалификации учителей, подготовке и переподготовке педагогических кадров.

Достоверность результатов исследования обеспечена: методической целостностью работы, базирующейся на принципах системного, личностно-деятельностного, интегративного и комплексного подходових согласованностью с фундаментальными положениями философии, психологии, педагогики и методики обучения биологииадекватностью используемых методов цели и задачам исследованиямногосторонним качественным и количественным анализом фактического материала, полученного в ходе исследованиярезультатами педагогического экспериментакачественной и количественной обработки экспериментальных данных и их методического анализа.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в учебно-воспитательном процессе школ гг. Санкт-Петербурга (№ 230, 387) и Южно-Сахалинска (№ 8, 13). Основные положения и результаты исследования обсуждались на кафедре методики обучения биологии и экологии РГТТУ им. А. И. Герцена, на Международных научно-практических конференциях «Личность. Образование. Общество» (С.-Петербург, 20 002 002) — Межвузовской конференции «Гуманитарное образование: традиции и новации» (С.-Петербург, 2000) — на конференциях «Методика обучения биологии и экологии в XXI веке», «Эколого-педагогическое образование: проблемы и перспективы развития», «Экологическое и биологическое образование: методология, теория и методика обучения», «Проблемы управления организациями социальной сферы» (С.-Петербург, 2000;2002) — на Герценовских чтениях, посвященных наследию А. Я. Герда, памяти И. Д. Зверева (С.-Петербург, 2001;2002).

На защиту выносятся:

1. Результаты анализа состояния проблемы учебно-исследовательской работы учащихся в теории и практике углубленного изучения общей биологии.

2. Методика учебно-исследовательской работы учащихся при углубленном изучении общей биологии.

3. Психолого-педагогические и методические условия включения в учебно-воспитательный процесс по биологии исследовательской деятельности учащихся.

4. Позитивные результаты педагогического эксперимента, теоретические положения и выводы исследования.

Выводы по III главе:

1. В ходе экспериментального обучения нами были определены следующие важнейшие условия эффективности реализации разработанной методики учебно-исследовательской работы учащихся при углубленном изучении общей ' биологии: определение структуры и содержания учебно-исследовательской работы учащихся по биологиинепрерывное, поэтапное, преемственное включение УИРУ в процесс углубленного обучения биологии в старших классахсоздание мотивационной установки учащихсяподготовленность учителей биологии к проведению исследовательской деятельности учащихся при углубленном обучении биологиикомплексное применение словесных, наглядных, практических методов обучения, различных форм организации УИРУиспользование разнообразных видов средств обученияактивизация самостоятельной УИРУ по биологии.

2. Экспериментальное обучение, направленное на проверку гипотезы, подтвердило правильность идей о том, что эффективность усвоения биологических знаний, общеучебных и исследовательских умений и навыков в школах и классах с углубленным изучением общей биологии может быть успешной, если: определены объем и содержание учебно-исследовательских работ учащихся по общей биологии, выявлены их взаимосвязиразработана методика учебно-исследовательской деятельности учащихся при углубленном изучении общей биологии. Данные анализа контрольных, проверочных работ, результаты наблюдений, анкетирования подтверждают правильность гипотезы исследования, регистрируют показатель стабильности усвоения знаний.

3. Методика учебно-исследовательской работы учащихся при углубленном изучении биологии в старших классах повышает эффективность усвоения и прочность биологических знаний, полноту освоения общеучебных, исследовательских умений и навыков. Исследовательская деятельность, значительно повышает качество освоения интеллектуальных, практических, организационно-коммуникативных умений и навыков учащихся.

Заключение

.

1. Вопросам содержания, организации учебно-исследовательской работы учащихся уделялось большое внимание учеными, практическими работниками на длительном пути исторического развития методики естествознания. На единстве теории и практики в обучении естествознанию посредством обязательного использования исследовательских работ, направленных на развитие у учащихся интереса к познанию окружающего мира, повышение качества знаний, формирование и развитие интеллектуальных, практических умений и навыков настаивали такие известные педагоги, как Я. А. Коменский, М. В. Ломоносов, И. Г. Песталоцци, В. Ф. Зуев, К. Д. Ушинский, А. Я. Герд и другие. Понятие «исследовательская работа учащихся», заложенное в трудах А. Я. Герда, Б. Е. Райкова, Н. Н. Рождественского, М. М. Рубинштейна, К. П. Ягодовского, сформировалось в философской, психолого-педагогической науке и опирается на теорию деятельности (C.JI. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина, Д.Б. Эльконин).

На основе анализа работ В. И. Андреева, С. Л. Леонтьева, Г. И. Щукиной и других ученых сформулировано понятие «учебно-исследовательская работа учащихся», применимое к методике обучения биологииразработана обобщенная классификация учебно-исследовательских работ учащихся (по методам научного познания, дидактическим целям, особенностям умственных действий, формам обучения, способам организации, срокам выполнения, степени самостоятельности, месту проведения) — определены методические требования к отбору содержания учебно-исследовательских задачпредложена структура учебно-исследовательских умений и навыков, формируемых и развиваемых при выполнении учащимися исследовательской деятельности в процессе углубленного изучения курса «Общая биология».

2. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о желании учащихся заниматься исследовательской работой при изучении биологии, однако большинство из них не владеют в достаточной степени практическими умениями и навыками. Значительная часть учителей биологии организует исследовательскую деятельность на уроках эпизодически, причем предпочтение уделяют работам теоретического характера. Учителя испытывают определенные трудности именно в организации практической деятельности, связанные с недостатком методической литературы по вопросам содержания, методики учебно-исследовательской работы учащихся профильных биологических классов.

3. Анализ учебных программ, методической литературы, учебников позволяет обосновать, сконструировать и внедрить методику учебно-исследовательской работы учащихся в курс «Общая биология». Полученные нами результаты показали, что исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии может успешно реализовываться в школах и классах с углубленным теоретическим и практическим изучением предмета, где создаются необходимые условия для наиболее полной реализации исследовательского подхода в обучении данному предмету.

4. На основе системного, личностно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов разработана методика учебно-исследовательской работы учащихся при углубленном изучении общей биологии. Она представляет собой взаимосвязь целей биологического образования, целей и функций УИРУ, содержания курса «Общая биология», дидактических и методических принципов содержания и организации УИРУ, ее компонентов, методов организации и проведения исследовательской деятельности, форм организации, средств обучения и результатов УИРУ.

5. В ходе исследования были установлены методические условия, обеспечивающие эффективность реализации разработанной методики учебно-исследовательской работы учащихся, а именно: определение структуры и содержания УИРУнепрерывное, поэтапное, преемственное включение исследовательских работ учащихся в содержание курса «Общая биология" — усиление аксиологического аспекта биологических знаний, как основы мотивационного включения УИРУ в учебно-воспитательный процесскомплексное использование методов обучения, методов экологических исследований, различных видов средств обучения и форм организации УИРУподготовленность учителей биологии к проведению исследовательской работы учащихся при углубленном изучении общей биологии.

6. Экспериментальная проверка эффективности разработанной методики учебно-исследовательской работы учащихся при углубленном изучении общей биологии показала, что проведение исследовательских работ при учете особенностей содержания учебных тем курса и при применении адекватных методов обучения, а также форм организации УИРУ, способствует повышению эффективности усвоения биологических понятий и овладению общеучебными, исследовательскими умениями и навыками.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.М. Научные основы подготовки учащихся в профессиональных учебных заведениях по профессиям экологического профиля. — СПб.: ИПТО РАО, 1997. — 174 с.
  2. Т.К. Работа учителя — экспериментатора над авторской программой (обоснование, поиск, опыт). //Сб. Материалы Междунар. Семинара. СПб.: Образование, 1996. С. 94−117.
  3. С. В. Беккер A.M. Изучаем экологию — экспериментально. СПб.: СПбУПМ, 1993. 64 с. р 4. Алексеев С. В., Груздева Н. В., Муравьев А. Г., Гущина Э. В. Практикумпо экологии: Учебное пособие / Под ред. С. В. Алексеева. М.: АО МДС, 1996.- 192 с.
  4. Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1989.-175 с.
  5. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: Методическое пособие. М.: Высшая школа. 1981.-240 с.
  6. Н.Д. Система эколого-педагогического образования р студентов-биологов в педагогическом вузе: Монография. СПб.: Изд-во
  7. РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 112 с.
  8. П.К. Теория отражения и современная наука о мозге. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1970 — 46 с.
  9. Т.К. Методические рекомендации студентам по организации общественно-трудовой деятельности школьников. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1986. — 52 с.
  10. Ю.К. Избранные педагогические труды. /Сост. М.Ю. 4″ Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  11. Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект).-М.: Педагогика, 1977.-256 с.
  12. Н.Н. Неисчерпаемые возможности и границы применения категории деятельности / Деятельность: теория, методология, проблемы. -М.: Политиздат, 1990. 366 с.
  13. М.Д. Статистическая обработка данных: Учебное пособие. -Таллин: центр информационных и социальных технологий «Регалис», 1997.-85 с.
  14. А.Н. О приложении индуктивного метода мышления к преподаванию естественной истории в гимназиях // Журнал министерства Народного просвещения. 1863. № 12. — С. 198−224.
  15. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. М.: Высшая школа, 1991. — 208 с.
  16. А.П. Методология и теория профессиональной педагогики. -СПб.: ИГТГО РАО, 1999. 480 с.
  17. М.Б., Глаголев С. М., Иванова Н. П. и др. Методическое пособие к учебнику «Общая биология».- М.: МИРОС, 2000. 96 с.
  18. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. 190 с.
  19. Т.А. Использование учебно-исследовательской работы учащихся по биологии в профильных классах // Личность, образование и общество в России в начале XXI века: Межвуз. сб. науч. тр. СПб.: ЛОИРО, 2001. С. 345 — 348.
  20. Биологический эксперимент в школе: Кн. для учителя. /А.В. Бинас, Р. Д. Маш, А. И. Никишов и др. М.: Просвещение, 1990.-192 с.
  21. Биология в вопросах и ответах: Учебник: Задачник для углубл. занятий по биологии. /М.Б. Беркинблит, С. М. Глаголев, М. В. Голубева и др. -М.: МИРОС, 1995.-216 с.
  22. Биология: Сборник тестов, задач и заданий с ответами: По материалам Всерос. и Междунар. олимпиад: Пособие для учащихся сред, и ст. классов. /В.В. Пасечник, Т. А. Дмитриева, М. В. Касаткин и др.- Сост. B.C. Кучменко. М.: Мнемозина, 1998. — 415 с.
  23. Н.Г. Методика организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках общей биологии в средней школе: Дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук. СПб, 1997. — 194 с.
  24. Н.В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. — 512с.
  25. В.А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и вузе: Учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.- 169 с.
  26. П.И. Методика естествознания в средней школе. М., Л.: Гос. учебно, пед. изд-во, 1934. -256 с.
  27. А.Н. Учебно-методическое пособие к курсу физиологии растений. -М.: Просвещение, 1986. 80 с.
  28. Э.Ф. Формирование у школьников исследовательских умений и навыков в процессе обучения зоологии: Дис. на соиск. ученой степ, канд. пед. наук. Л, 1982. — 178 с.
  29. З.В., Кириллова Г. А., Ласкина А. С. Лабораторные работы по микробиологии. -М.: Просвещение, 1979. 80 с.
  30. Н. М. Проблемы методики преподавания биологии. М.: Педагогика, 1974. -224 с.
  31. Н.М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии. Учебник для студентов биол. фак-та педвузов. М.: Просвещение, 1972. -386 с.
  32. Н.М. Как преподавать ботанику. М.:Изд-во АПН РСФСР, 1953. -380 с.
  33. Л.П. Методолого-теоретические основы и методика развития экологической культуры в биологическом образовании школьников: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — 166 с.
  34. Внеклассная работа по биологии: Пособие для учителей. / А. Н. Никишов, З. А. Мокеева, Е. В. Орловская, A.M. Семенова. -2 е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1980. -239 с.
  35. Г. А. Нитраты вокруг нас (101 вопрос и ответ). СПб.: Гидрометеоиздат, 1992. — 64 с.
  36. Г. А., Маркаров A.M., Бредихин В. Н. Физиология растений в вопросах и ответах: Учебное пособие для студентов биологических специальностей. СПб.: Образование, 1994.-118 с.
  37. . В. Исследовательский подход к природе и жизни. М.: Изд-во Работник просвещения. 1926. -79 с.
  38. . В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе.: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1985. -143 с.
  39. . Е. Метод исканий (исследовательский) и новые программы. // На путях к новой школе. 1924, № 4 5, с. 5−19.
  40. JI.C. Педагогическая психология./ Под ред. В. В. Давыдова.-М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  41. Выпускная экзаменационная работа: путь от индивидуальной исследовательской темы до публичной защиты. -СПб.: Изд-во ОН НМЦ ВРОО, 2000.-196 с.
  42. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1988.-256 с.
  43. П.Я. Психология как объективная наука. /Под ред. А. И. Подольского. -М.:Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1998.-480 с.
  44. А. Я, Герд В. А. Наша природа. Часть 1. Земля, воздух, вода. Л.: Гос. Изд-во, 1925. -228 с.
  45. А.Я. О методах преподавания описательных естественных наук. // Учитель. 1866. № 2,3. С. 50−56.
  46. В.В., Варданян А. У. и др. Учебная деятельность и моделирование. Ер.: Луйс, 1981. — 220 с.
  47. А.В. Невский край. СПб.: Фирма «Глагол», 2000. — 256 с.
  48. Дидактика современной школы: пособие для учителей. / Под ред. В. А. Онищука. -К.: Рад.шк., 1987.-351 с.
  49. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы соврем, дидактики. /Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  50. Н.В. Как приобщить школьников к исследовательской деятельности. // Биология в школе. 1991. № 4. С. 59−62.
  51. А.В. Основы развивающего образования: Теория, методы, технологии креативной педагогики /Под научной ред. А. Ю. Рунеева, -СПб.: ВУС, 1998.- 196 с.
  52. Естественно-историческое образование в СССР./ Под общей ред. Проф. Б. Е. Райкова. Л, 1924. -386 с.
  53. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 208 с.
  54. А.В. Психология действия. -М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.-736 с.
  55. В.Б. и др. Общая биология: Учеб. для 10−11 кл. общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 2001. — 624 с.
  56. В.Б., Мамонтов С. Г., Сивоглазов В. И. Биология: Общие закономерности: Учебник для 10−11 кл. общеобразовательных учебных заведений. М.: Школа — Пресс, 1996. — 624 с.
  57. А.Н., Суравегина ИТ. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1984.-160 с.
  58. Зверев И. Д, Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 191 с.
  59. И.Д. Основы системы обучения анатомии, физиологии и гигиене в средней школе. Л.: Просвещение, 1971. — 408 с.
  60. И.Д. Практические занятия по экологии для учащихся 9 класса. -М.: Просвещение, 1998. 78 с.
  61. В. Ф. Педагогические труды / Под ред. Б. Е. Райкова. М.: 1956. -148 с.
  62. Т.А. Педагогика: Курс лекций. -М.: Просвещение, 1984 496 с
  63. И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. -М.: Знание, 1985.-30 с.
  64. Использование средств обучения на уроках биологии / A.M. Розенштейн, Н. А. Пугал, И. Н. Ковалева, В. Г. Лепина. М.: Просвещение, 1989.- 191 с.
  65. Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиск, решения. Под ред. М.А. Ушакова-М.: Сентябрь, 1999. 192 с.
  66. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Знание, 1981. -96 с.
  67. Д.Н. На разные темы преимущественно педагогические. -СПб.: Издание А. С. Суворина, 1907. 150 с.
  68. З.С., Мягкова А. Н. Методика преподавания факультативного курса по генетике: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. -192 с.
  69. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 229 с.
  70. Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 Т. М., 1982, Т.1.-656 с.
  71. .Д. Методологические проблемы школьного биологического образования.-М.: Просвещение, 1991−160 с.
  72. .Д. Самостоятельные и лабораторные работы по общей биологии: Учеб. Пособие для СПТУ.-М.: Высш. шк., 1988. 143 с.
  73. Концепция биологического образования на современном этапе. // Биология в школе. 2000. № 2. С.8−11
  74. JI.C. Дидактический материал по общей биологии: 11 кл. Пособие для учителей веч. (смен.) общеобразоват. школы. М.: Просвещение, 1981. — 58 с.
  75. В. М. Активизация методов обучения на уроках биологии. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. -96 с.
  76. В. М., Мироненко Г. Н., Мокеева 3. А., Верзилин В. М. Уроки общей биологии. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1986. -288 с.
  77. Краеведение: Пособие для учителя /А.В. Даринский, Л. Н. Кривоносова, В.А. Круглова- Под ред. А. В. Даринского. М.: Прсвещение, 1987. — 158 с.
  78. С.В. Методика приобщения учащихся к методам научного познания как средства формирования рефлексивных умений при изучении химии в современной школе. (Спецкурс для учителей и методические рекомендации).- Новокузнецк: Изд. ИПК, 1998. 151 с.
  79. Н.Е., Шаталов М. А. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции (на примере дисциплин естественнонаучного цикла): Уч. Пос. СПб.: Образование, 1998.- 48 с.
  80. М.М., Торопова Н. А. Полевые экологические исследования: Методическое пособие для студентов географического и биологического факультетов. Тамбов: Изд-во ТТУ им. Т. Р. Державина, 1999. — 32 с.
  81. А.В. Развитие исследовательских умений у школьников при углубленном обучении биологии (раздел «Животные»): Дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук. СПб, 1991. — 189 с.
  82. А.В. Биологические задачи исследовательского характера. // Биология в школе. 1991. № 6. С. 32−34.
  83. И.Я., Соломин В. П. Экскурсии в природу по физике и биологии: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998, — 185 с.
  84. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. II. -М.: Педагогика, 1983.-320 с.
  85. М.В. О воспитании и образовании. / Сост. Т. С. Буторина. -М.: Педагогика, 1991. 344 с.
  86. Н.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся. // Биология в школе. 2000. № 8. С. 55−58.
  87. А. Руководство к систематическому изучению зоологии и антропологии для школ и самообучения. СПб.: Издание П. П. Кончаловского, 1871. -280 с.
  88. В.Н. Акмеология школьного образования. СПб.: ЛОИРО, 2000.-231 с.
  89. Г. Г. и др. Методика проведения факультативных занятий по биологии. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. — 275 с.
  90. А.В., Соломин В. П., Станкевич П. В. Современные проблемы школьного биологического образования: Учебное пособие к курсу методики преподавания биологии. -СПб: НИИХимии СпбГУ, 2000. -132 с
  91. М.И. Методы проблемно развивающего обучения в средних профтехучилищах. -М.: АПНСССР, 1983. — 64 с.
  92. .А. Организация учебного процесса в специализированных биологических классах. //Биология в школе. 1992. № 1−2. С. 47−50.
  93. Методические рекомендации по организации и содержанию внеклассной работы по биологии. /Сост. А. В. Кулев, И. Н. Пономарева, В. П. Соломин. Л.: 1990. — 60 с.
  94. Д.С. Приготовительный курс зоологии. М СПб, Издание М. О. Вольфа, 1867.-180 с.
  95. Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии:10 кл. Пособие для учащихся вечер, (сменной) и заоч. школ. М.: Просвещение, 1984.-63 с.
  96. Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии:11 кл. Пособие для учащихся вечер, (сменной) и заоч. школ. М.: Просвещение, 1985. — 64 с.
  97. Г. М. Задачи и упражнения по общей биологии: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1981.-192 с.
  98. А.Н., Комиссаров Б. Д. Методика обучения общей биологии: Пособие для учителей .-М.: Просвещение, 1985.-287 с.
  99. В. Ф. Экскурсионно-исследовательский метод в преподавании биологии. // Естествознание в школе. 1922, № 1 2, с. 1−9.
  100. Г. А., Федорос Е. И. Основы методологии и методики биоэкологических исследований: Программа для факультативного курса для 9−11 классов. Методические материалы СПб.: Летний Сад, 2001. -76 с.
  101. Общая биология: Учеб. для 10−11 кл. с углубл. изуч. биологии. /А.О. Рувинский, Л. В. Высоцкая, С. М. Глаголев и др- Под ред. А. О. Рувинского. М.: Просвещение, 1993. — 544 с.
  102. Общая биология: Учеб. для 10−11 кл. с углубл. изучением биологии в шк. /Л.В. Высоцкая, С. М. Глаголев, Г. М. Дымшиц и др.- Под ред. В. К. Шумного и др. 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2001. — 462 с.
  103. Общая биология: Учеб. для 10−11 кл. сред. шк. /Под ред. Д. К. Беляева,
  104. A.О. Рувинского. М.: Просвещение, 1993. — 271 с.
  105. Общая биология: Учеб. для 10−11 кл. сред. шк. /Под ред. Ю. И. Полянского. М.: Прсвещение, 1990. — 287 с.
  106. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7500 фраз, логических выражений./ Российская Академия наук. Институт русского языка- Российский фонд культуры. М.: АЗЪ, 1993.960 с.
  107. Олимпиады по биологии для школьников: Книга для учителя / Сост.
  108. B.П. Соломин, А. В. Марина, П. В. Станкевич. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. — 166 с.
  109. Организация и проведение педагогического эксперимента в учебных заведениях профтехобразования: Сб. науч. тр. / Под ред. А. П. Беляевой. -СПб., 1992.- 126 с.
  110. Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии. / А. Н. Мягкова, Е. Т. Бровкина, Г. С. Калинова и др. -М.: Просвещение, 1988.- 192 с.
  111. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по биологии. /Сост. B.C. Кучменко. М.: Дрофа, 2001. — 128 с.
  112. А.П. Избранные педагогические труды / Под ред. Б. Е. Райкова. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 175 с.
  113. И.П. Полное собрание сочинений. M.-JL: Изд-во Академии Наук СССР, 1951. T.IV. 1951. 452 с.
  114. В.В. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в процессе обучения ботанике: Дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук.-Л., 1982, — 18* с.
  115. ИЗ. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения. М.: 1981. Т 1. -336 с.
  116. Г. А. Активные методы изучения эволюционной теории. Учебно-методической пособие. Петрозаводск, 1993. — 56 с.
  117. Р. А. и др. Дидактический материал по общей биологии: Пособие для учителей биологии. / Под ред. А. И. Никишова. М.: «РАУБ — Цитадель», МН.: ООО «Белфарпост», 1997. — 224 с.
  118. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование. -М.: Педагогика, 1980.-140 с.
  119. В. В. Избранные педагогические труды. М.: Изд-во АПН, 1957. -132 с.
  120. И. И. Внеклассные самостоятельные опыты, наблюдения и экскурсии учащихся как обязательный элемент трудового воспитания. Петроград, 1923. -46 с.
  121. И.И. Избранные педагогические труды. — М.: Изд-во АПН, 1962.- 176 с.
  122. И.Н. Экологические понятия, их система и развитие в курсе биологии. JL: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1979. — 88 с.
  123. И.Н. Экология. М.: Вентана-Графф, 2001. — 272 с.
  124. Р.И. Методические основы формирования исследовательских умений учащихся при изучении курса ботаники: Дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук.- СПб, 2000. 199 с.
  125. Практикум по физиологии растений /Н.Н. Третьяков, Т. В. Карнаухова, JI.A. Паничкин и др. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Агропромиздат, 1990.-271 с.
  126. Практикум по экологии: Учебно-методическое пособие. /Н.Д. Андреева, Н. Н. Наумова, Г. Д. Сидельникова, В. П. Соломин. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 50 с.
  127. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5−11 кл. 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2000. — 224 с.
  128. Программы общеобразовательных учреждений. Биология. V-XI. -М.: Просвещение, 1998. 288 с.
  129. Н. Ботаника для реальных училищ по новой 1895 г. программе. СПб.: Типография Ю. А. Мансфельда. 1900. -193 с.
  130. Развитие общебиологических понятий в школах взрослых. -М.: Просвещение, 1967.-90 с.
  131. . Е. Практические занятия по естествознанию. // Русская школа, 1911, № 5−6, с. 88−120
  132. . Е. Пути и методы натуралистического просвещения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. -488 с.
  133. С.А. Деятельность как фактор формирования личности в юношеском возрасте. Д.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1984. — 20 с.
  134. Рождественский Н. Н Опыт классификации методов преподавания экспериментальных дисциплин. // Естествознание в школе. 1927, № 1 с. 8−37.
  135. Н.Н. Юный исследователь. Гос. Изд-во Украины, 1925.- 100 с.
  136. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 с. Т. 1.
  137. М. М. Основы общей методики. М.: Изд-во «Мир», 1927. -176 с.
  138. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998.688 с.
  139. Н.А. Методика преподавания зоологии. М., Л.: Учпедгиз, 1951.312 с.
  140. Н.А. Руководство к практическим занятиям по методике преподавания зоологии: Учебное пособие для студентов биологических специальностей пед. институтов. М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
  141. Самостоятельные работы учащихся по биологии: Пособие для учителя / Е. П. Бруновт, А. Е. Богоявленская, Е. Т. Бровкина и др. -М.: Просвещение, 1984. 160 с.
  142. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ (Учебное пособие). Сост. В. И. Тимохов. — СПб.: Изд-во ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1996.- 105 с.
  143. JI.B. Краткий словарь терминов современной агробиоценологии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1995. — 44 с.
  144. В.Н. Зачеты и промежуточный контроль и самоконтроль в курсе общей биологии в IX (X) X (XI) классах: Методические рекомендации. Л.: ЛГПУУ, 1988. — 54 с.
  145. Сент Илер К. К. Преподавание естественной истории в Германии и главнейшие учебники и руководства по этому предмету // Педагогический сборник, 1868, № 5, с. 623−662
  146. Сент — Илер К. К. Элементарный курс зоологии с приложением задач и летних занятий по зоологии. СПб.: Издание товарищества «Общественная польза», 1885. -228 с.
  147. В.И., Сухова Т. С., Козлова Т. А. Биология: общие закономерности: Кн. для учителя. -М.: Школа Пресс, 1996, — 184 с.
  148. В.А. Обучение биологии в условиях информатизации общества: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. -120 с.
  149. Совершенствование содержания образования в школе. / Под ред. И. Д. Зверева, М. П. Кашина. -М.: Педагогика, 1985. 272 с.
  150. В.П. Теоретико методологические основы и особенности организации образовательного процесса в Институте естествознания педагогического университета: Монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 224 с.
  151. И.Т., Сенкевич В. М. Как учить экологии: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1995. — 96 с.
  152. Т.С., Козлова Т. А., Сивоглазов В. И. Рабочая тетрадь по общей биологии: Вопросы, задания, лабораторные работы и наблюдения. /Под ред. В. Б. Захарова. М.: Школа — Пресс, 1995. — 158
  153. JI.H. Личностно-ориентированное обучение биологии в старших классах: Монография. Я.: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1999.-206 с.
  154. .И., Егорова Е. И. Сборник задач, упражнений и контрольных заданий по общей биологии. Учебное пособие по курсам «Общая экология», «Экология и безопасность жизнедеятельности». — Обнинск: ИАТЭ, 1999. 92 с.
  155. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во-Московского ун-та, 1975.-344 с.
  156. Д.И. Кабинет биологии. М.: ВЛАДОС, 2000. — 192 с.
  157. Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии: Пособие для учителей. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1979. — 144 с.
  158. А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Л.: ЛГПУ им. А. И. Герцена, 1989. 92 с.
  159. В. Ю. Как надо понимать исследовательский метод в преподавании школьного естествознания. // Естественно-историческое образование в СССР. 1924. С. 41−55
  160. В. Ю. Методика естествознания в трудовой школе. М., J1.: Гос. Изд-во, 1930. -276 с.
  161. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
  162. А.В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений у учащихся // Советская педагогика. 1980. № 2. С.45−48.
  163. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. -М.: Педагогика, 1986. 186 с.
  164. К.Д. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. Т 3. -512с.
  165. А.И., Никольская А. Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 288 с.
  166. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.
  167. Формирование учебной деятельности школьников. /Под ред. В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой. -М.: Педагогика, 1982.-216 с.
  168. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991.-288 с.
  169. Н.М. Лабораторный практикум по экологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по биол.спец. М.: Просвещение, 1986. — 96 с.
  170. Д. Настольная книга для преподавателей биологии. -М.: Просвещение, 1974. 416 с.
  171. B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. -М.: Наука, 1978.-384 с.
  172. Е.В. Исследовательский принцип в обучении. // Биология в школе. 1995. № 4. С. 19−21.
  173. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие. /Под ред. Т. Я. Ашихминой. М.: АГАР, 2000.- 400 с.
  174. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. -М.Просвещение, 1979,-160 с.
  175. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: .Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1986.-144 с.
  176. Экологические аспекты биологических исследований: научные труды кафедры биологии и экологии. М.: Изд. Центр «Альфа», 1999, — 70 с.
  177. Эксперименты и наблюдения на уроках биологии: Метод, пособие. /B.C. Анохина, Л. Д. Бурко, Г. И. Захаревская и др. -Мн.: БелЭн, 1998. 208 с.
  178. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. -392 с.
  179. П. К. Исследовательский метод в школьном обучении. М. -Л., Гос. Изд-во, 1929. 168 с.
  180. П. К. Работы по естествознанию. Растения. Часть II. М. Л., Гос. Изд-во, 1923.-116 с.
  181. А.В. Организация кабинета для углубленного изучения биологии в школе: Автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук.- М., 2000. 20 с.
  182. И.Н. Внеклассная работа по общей биологии с профессиональной направленностью: Метод. Пособие для ПТУ. — М.: Высшая школа, 1989. -79 с.
  183. Egan, К. Primary understanding: Education in early childhood / Kieran Egan, — New-York- London: Routledge, 1988. XVI,-287 c.
  184. Eggen, Paul D. Strategies for teachers: In from. Processing models in the classroom / Paul D. Eggen, Donald P. Kauchar, Robert J.- Hcarder. -Englewood cliffs: Prentice hall, cop. 1979 — XIV, 367 c.
  185. Joyce B. Changing school culture through staff development / Ed. by Bruce Joyce Alexandria: ASCD, 1990.- XVIII, 256 c.
Заполнить форму текущей работой