Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Понятие о системах и формах организации педагогического процесса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Чтобы анализировать педагогический процесс как систему, необходимо установить критерий анализа. В качестве такого критерия может выступать любой достаточно веский показатель процесса. Структура — это расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по принятому критерию элементы (компоненты), а также связи между ними. Педагогический процесс состоит из подсистем… Читать ещё >

Понятие о системах и формах организации педагогического процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса.

Педагогический процесс состоит из подсистем, внедренных одна в другую или объединенных между собой разными типами связей.

В качестве систем, в которых протекает педагогический процесс, выступают система народного образования, взятая в целом, школа, класс, учебное занятие и другие. Каждая из этих систем функционирует в определенных внешних условиях: природно-географических, общественных, про­изводственных, культурных и других. Есть и специфические для каждой системы условия. К внутришкольным условиям, например, относятся материально-технические, санитарно-гигиенические, морально-психологические, эстетические и другие условия.

Структура — это расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по принятому критерию элементы (компоненты), а также связи между ними.

Чтобы анализировать педагогический процесс как систему, необходимо установить критерий анализа. В качестве такого критерия может выступать любой достаточно веский показатель процесса.

Компоненты системы педагогического процесса:

целевой содержательный деятельностный результативный Связи компонентов системы:

информационные, организационно-деятельностные, коммуникативные, связи управления и самоуправления (регуляции и саморегуляции), причинно-следственные связи, генетических (исторических тенденции, традиции). Учёт связей позволяет увеличить эффективность педагогического процесса.

Слагаемые системы народного образования (Ф.Г. Кумбс, амер. уч.) 1) цели; 2) ученики; 3) управление; 4) структура и распределение учебного времени и потоков учеников; 5) содержание; 6) преподаватели; 7) учебные пособия; 8) помещения; 9) технологию (приемы и методы); 10) контроль и оценку знаний; 11) исследовательская; 12) затраты показателей эффективности системы.

Компоненты российской системы образования (И.П. Раченко):

  • 1. Цели и задачи.
  • 2. Содержание.
  • 3. Педагогические кадры, обеспечивающие реализацию целей.
  • 4. Научные кадры, обеспечивающие научно обоснованное функционирование системы.
  • 5. Ученики.
  • 6. Материально-техническое обеспечение (помещения, оборудование, технические средства, учебные пособия и др.).
  • 7. Финансовое обеспечение системы и показателей ее эффективности.
  • 8. Условия (психофизиологические, санитарно-гигиенические, эстетические и социальные).
  • 9. Организация и управление.

Формы организации педагогического процесса Формы организации обучения — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

В настоящее время в нашей школе применяются следующие формы организации учебной работы: урок, экскурсия, занятия в учебных мастерских, формы трудового и производственного обучения, факультативные занятия, домашняя учебная работа, формы внеклассной работы (предметные кружки, студии, научные общества, олимпиады, конкурсы), интерактивное обучение (компьютер).

Классно-урочная форма организации обучения получила широкое распространение в мировой школьной практике. В этом смысле урок является коллективной формой обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, устойчивые временные рамки занятий (40 мин), заранее составленное их расписание и организация учебной работы над одним и тем же материалом.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой