Совершенствование методов профессиональной подготовки членов экипажа воздушного судна к действиям в особых ситуациях полета
Методика исследования. В работе над диссертацией автор руководствовался задачами, изложенными в руководящих документах ИКАО, МАК, ГСГА МТ РФ, а также Государственной Администрации ГА Республики Молдова, направленными на дальнейшее повьппение эффективности подготовки летного состава к действиям в ОС полета. Для решения задач использовались системно-информационный анализ процессов управления… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Анализ системы профессиональной подготовки летного состава, обоснование необходимости совершенствования методов подготовки пилота к действиям в особых ситуациях
- 1. 1. Система подготовки членов экипажа ВС к полетам
- 1. 1. 1. Структура подготовки летного состава
- 1. 1. 2. Программы подготовки летного состава к полетам
- 12. Подготовка летного состава к действшЕм в особых ситуациях
- 1. 2. 1. Система подготовки членов экипажа ВС
- 1. 2. 2. Этапы теоретического и практического обучения
- 1. 2. 3. Роль оператора в повышении надежности системы управления «пилот воздушное судно»
- 1. 1. Система подготовки членов экипажа ВС к полетам
- Глава 2. Специальная психологическая подготовка членов экипажа возщушного судна к действиям в особых ситуациях
- 3. 1. Исследование возможностей определения качественных и количественных характеристик ПМС пилота
- 3. 1. 1. Разработка структуры ПМС пилота на этапе анализа ОС
- 3. 1. 2. Оценка влияния составляющих внимания на формирование концептуальной модели деятельности оператора
- 3. 2. Совершенствование когнитивных процессов деятельности тшлота на этапе анализа информации
- 4. 1. Ошимизация деятельности пилота по информационнозиу анализу особой ситуации полета на ВС Ан
- 4. 1. 1. Совершенствование форм гфедставления информации в инструкции «Заход на посадку и посадка с авторотируюпрш винтом отказавшего двигателя на ВС Ан-24»
- 4. 1. 2. Совершенствование форм представления информации в инструкции
- 4. 2. Проведение эксперимента по вне/фению разработанных форм и методов подготовки пилота
- 4. 2. 1. Основные требования к экспериментальному исследованию деятельности
- 4. 2. 2. Оценка результатов эксперимента
- 4. 2. 3. Оценка влияния применяемых методов теоретической подготовки пилота на эффективность деятельности в условиях реального полета
Совершенствование методов профессиональной подготовки членов экипажа воздушного судна к действиям в особых ситуациях полета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Постоянное совершенствование и усложнение оборудования современных самолетов выдвигает всё более высокие требования к профессиональной подготовке летного персонала. Анализ безопасности полетов в гражданской авиатщи Российской Федерации за период с 1997 по 2001 годы показывает, что 30−65% авиационных происшествий (АП) и инцидентов связаны с ошибочными действиями членов экипажа воздушного судна (ВС) [4,5].
Данные «Отчета фирмы „Боинг“ о безопасности полетов воздушных судов в период с 1959 по 1995 годы» [101] свидетельствуют, что 62,7% аварий воздупшых судов в мире происходит на этапах снижения и захода на посад! ЛА. При этом 50,1% аварийный ситуаций приходится на конечный участок захода на посадку и непосредственно посадки. В 357 из 459 случаев (77,8%) основной причиной аварий на этом этапе являются действия экипажа ВС. В целом причинами 59,8% всех аварий с коммерческими реактивными самолетами в мире за последние 10 лет явились действия экипажа ВС.
Таким образом, проблема совершенствования методов подготовки членов экипажа ВС к особым ситуациям (ОС) полета на современном этапе функционирования гражданской авиации является важной и актуальной. Это подтверждает и анализ подготовки летного состава к ОС в ГА Молдовы [6−9], который выявил существенные недостатки в путях достижения целей и решения постеленных профессиональной подготовкой задач. Даже такие основные задачи как взаимодействие в экипаже, принятие решений в условиях поступления информации по каналам различных модальностей при операционной напряженности оператора превышаюшей порог стресса [52] не решаются полностью существующими методами.
Оператор действует как регулятор, зависящий от большого числа переменных, т. е. свойств той кошфетной ситуации, в которой он находится.
Недостаточный учет их взаимного влияния не позволяет достигнуть целей профессиональной подготовки летного состава.
Огромные капиталовложения в создание новых технологий и совершенствование системы подготовки экипажей ВС в мире не привели к желаемым результатам и количество АН, связанньпА с «человеческим фактором» практачески не изменяется на протяжении последних 30 лет [4−9, 45,63, 101]. Возможными причинами такого положения вещей являются:
1. «Эскалация внедрения» новой техники, технологии, инструкций.
2. Несовершенство имеющихся форм обучения экипажей ВС к действиям в ОС полета.
3. Недостаточный учет «человеческого фактора» (ЧФ) на всех этапах конструирования ВС, планирования, организации и выполнения полетов.
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) проанализировал материалы расследований 100 катастроф с самолетами 1−3 классов за период с 1990 по 1994 годы [45]. Установлено, что в 82% из них «пусковым фактором» развития ОС явились собственно действия экипажа ВС и лишь в 18% случаевиные причины (таб. 1.2). Причем, 48,5% АП по причинам, связанным с ЧФ составили осознанные нарушения членами экипажа ВС норм профессиональной деятельности, производственной и летной дисциплины.
Современная практика подготовки пилотов по вопросам ЧФ в зарубежных авиакомпаниях и центрах показывает, что наибольшее распространение получили две программы подготовки [78], которые эксперты считают в настоящее время основными: LOFT, ориентированная на расширенное применение технические средств обучения при создании условий, приближенных к реальнымCRM — управление ресурсами экипажа. Но и эти программы имеют свои недостатки. Так, к примеру, для программы LOFT характерны две основные проблемы.
— первая (технологическая) — как обучить пилота способности решать все задачи, с которыми он может столкнуться. Необходимо разрабатывать соответствующие сценарии, что достаточно сложно, а в полном объеме невозможно в принципе;
— вторая (юридическая) — что делать с членом экипажа, который неудовлетворительно выполняет свои функциональные обязанности.
И, хотя эффективность программ CRM и LOFT в процессе подготовки с учетом «человеческого фактора» шщюко известна, до сих пор не существует общепризнанного инструмента оценки поведения обучаемых.
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод об актуальности проводимых исследований и целесообразности совершенствования форм и методов подготовки летного состава к ОС.
Предметом исследования является система профессиональной подготовки летного состава к ОС полета.
Таким образом, актуальность проблемы повышения уровня профессиональной подготовки летного состава обоснована. С учетом вышеизложенного, целью исследования является повышение надежности деятельности пилота при возникновении ОС по критериям своевременности и безошибочности выполнения операций.
Методика исследования. В работе над диссертацией автор руководствовался задачами, изложенными в руководящих документах ИКАО, МАК, ГСГА МТ РФ, а также Государственной Администрации ГА Республики Молдова, направленными на дальнейшее повьппение эффективности подготовки летного состава к действиям в ОС полета. Для решения задач использовались системно-информационный анализ процессов управления, теория памяти, математический аппарат теории устойчивости и бифуркаций динамических систем, теории особенностей гладких отображений, теории катастроф, методы математической обработки данных эксперимента.
Эмпирические данные для диссертации были собраны в авиакомпаниях «Air Moldova», «Moldavian Airlines», «Air Moldova International», «Renam), «Volan». Также были использованы данные, предостгюленнью «Центром специальной подготовки авиационного персонала (ЦСПАП)» Академии ГА. В сборе эмпирических данных для настоящего исследования применялись современные психодиагностические методики, а для их обработки использовались результаты последних достижений инженерной психологии. Методической основой работы является математическое моделирование.
Результаты исследования базируются на данных экспериментов, проведенных в «Центре подготовки авиащюнного персонала ГА Республики Молдова» (г. Кишинев).
Научная новизна работы. Проведенные в диссертации исследования содержат следующие основные научные результаты:
1. Разработана и обоснована методика системного подхода к обучению летного состава действиям в особых ситуациях.
2. Разработана математическая модель деформации эмоционального опыта пилота в процессе особой ситуации.
3. Усовершенствован способ оценки потенциальной экстремальной работоспособности пилота.
4. Определена структура и разработаны методы совершенствования профессиональной мыслительной способности пилота.
5, Предложен подход к разработке алгоритмов разрешения противоречий при различных типах взаимодействия между целями и программами деятельности пилота, которые могут быть использованы при разработке экспертных систем информационной поддержки принятия решения пилотом при возникновении особых ситуахщй.
Практическая значимость. Полученные в работе результаты позволяют:
1) применять стратегии обработки информации пилотом не только в процессе анализа сшуации, но и на других этапах летной деятельности;
2) определять с высокой степенью достоверности причины ошибочных действий пилота с помощью вритериев оценки его деятельности на этапах теоретической и тренажерной подготовок;
3) применять разработанные уровни сложности задач деятельности и порядки сложности профессиональной мыслительной способности пилота при методической разработке составляющих профессиональной подготовки пилота;
4) определять потенциальную экстремальную работоспособность летного состава авиакомпании.
Основные положения, выносимые на защшу:
1. Структура подготовки пилота к деятельности на этапе информационного анализа особой ситуации полета на основе комплексного подхода.
2. Методика оценки потенциаланой экстремальной работоспособности на базе уточненной математической модели деформации эмоционального опыта пилота в процессе особой ситуации.
3. Методы и формы дотренажерного этапа подготовки летного состава к действиям в особых ситуациях полета.
Апробация работы. Основные результаты работы докладывались и обсуждались на следующих конференциях и семинарах:
— семинаре «Эргономика, дизайн, безопасность» (МАНЭБ, Санкт-Петербург, февраль 1996 г.);
— XXX Юбилейной научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Академия ГА, Санкт-Петербург, май 1998 г.);
— XXXI Научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Академия ГА, Санкт-Петербург, май 1999 г.);
— межкафедральном научном семинаре (Академия ГА, Санкт-Петербург, июнь 1999 г.);
— научно-практическом семинаре, посвященном 10-летию государственной авиакомпании «Air Moldova» (ГАК «Air Moldova», Кишинев, август 2001 г.);
— семинаре кафедры «Летная эксплуатация и профессиональная подготовка летного состава» (Академия ГА, Санкт-Петербург, сентябрь 2001 г.);
— межкафедральном научном семинаре (Академия ГА, Санкт-Петербург, февраль 2002 г.).
Реализа1щя ршультатов исследований. Полученные результаты внедрены в учебный процесс Академии ГА по предмету «Методика летного обучения», в учебный процесс Ульяновского высшего авиационного училища ГА, в процесс профессиональной подготовки летного состава «Центра профессиональной подготовки авиационного персонала ГА Республики Молдова». Имеются соответствующие акты о внедрении.
Публикации. По материалам диссертационных исследований опубликовано 8 печатных работ, написанных как самостоятельно, так и с другими авторами.
Основное содержание диссертационной работы опубликовано в следующих печатных работах:
1. Концепция опорных фрагментов деятельности летного персонала // Тезисы докладов семинара «Эргономика, дизайн, безопасность» — С-Пб.: МАНЭБ, 1996. — С. 9.
2. Система индивидуализации проверок летного персонала // Тезисы докладов семинара «Эргономика, дизайн, безопасность» — С-Пб.: МАНЭБ,.
1996. — С. 19 (соавт. Коваленко Г. В.).
3. Значение сенсорной информации в особых ситуациях полета на его ответственных этапах // Тезисы докладов XXIX Научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых — С-ПБ., Академия ГА,.
1997. — С. 7 (соавт Черняев В. Ю.).
4. Роль многофакторного анализа процессов переработки информации пилотом в совершенствовании методов периодической подготовки членов экипажа воздушного судна к особым ситуациям полета на авиационных тренажерах // Тезисы докладов XXX Юбилейной научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых — С-ПБ., Академия ГА,.
1998. — С. 5 (соавт. Коваленко Г. В.). u.
5. Исследование возможностей тренировки профессиональной мыслительной способности пилота методами профессиональной подготовки членов экипажа воздушного судна к особым ситуациям полета // Тезисы докладов XXX Юбилейной научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых — С-ПБ., Академия ГА, 1998. — С. 6 (соавт. Коваленко Г. В.).
6. Проблема совершенствования методов профессиональной подготовки летного состава к действиям в особых ситуациях // Подготовка авиационного персонала в области человеческого фактора (выпуск 1): Межвузовский тематический сборник научных трудов / Под ред. Г. В. Коваленко. Академия ГА, С.-Петербург, 1998. — С. 13−15 (соавт. Коваленко Г. В., Прокопенко В. В.).
7. Управление <шротиворечием" в задачах прогнозируемого возникновения особой ситуации // Подготовка авиационного персонала в области человеческого фактора (выпуск 1): Межвузовский тематический сборник научных трудов / Под ред. Г. В. Коваленко. Академия ГА, С. Петербург, 1998. — С. 77−79.
8. Профессиональная мыслительная способность пилота и проблемы ее тренировки XXXI научно-техническая конференция студентов, асглярантов и молодых ученых — С-ПБ., Академия ГА, 1999.
Структура и объем. Диссертация состоит из введения, 4-х глав, заключения, списка литературы из 115 наименований и приложений. В основной части содержится 208 страниц машинописного текста. Текст содержит 43 рисунка, 25 таблиц.
Выводы к главе 4:
1. Достоинствами предлагаемых способов получения оценок уровня подготовки пшюта являются:
— простота и универсальность;
— возможность накошхения информации о ходе процессов индивидуального и группового обучения;
— возможность оценки качества контрольных тестов и выявления «узких» мест в процессе подготовки авиационных специалистов.
2. Оптимальность обучения связана с глубиной учета внутренних закономерностей развития отдельных способностей обучаемого, как свойств его функциональных систем, участвующих в реализации профессиональной деятельности на различных этапах ее освоения.
3. Проведенные исследования по применению в теоретическом обучении пилотов усовершенствованного инструктивного материала по действиям в ОС показали статистически достоверное повышение уровня подготовки летного персонала, а также устойчивость во времени, полученных в процессе теоретической подготовки знаний и навыков.
4. Разработанный алфавит символов и рекомендаций по структуре их изложения целесообразно использовать при разработке инструкций экипажу ВС в целях:
— сокращения времени на запоминание материала;
— оптимизации концептуальной модели оператора применительно к решаемой задаче;
— ускорения поиска необходимой информации в долговременном храншшще памяти (ДВХ);
— увеличения продолжительности сохранения материала в ДВХ оператора.
Заключение
.
На основании проведенной в диссертации работы можно выделить следующие основные выводы и результаты исследования:
1. Обучение пилота управлению «противоречием», выбору стратегий обработю! информации применительно к решаемой задаче позволяет снизить его операционную напряженность при возникновении ОС.
2. Совершенствование ПМС пилота на этапах наземной подготовки к ОС полета позволяет значительно уменьшить сложность деятельности оператора при работе с концептуальной моделью.
3. Предложенная структура наземной подготовки пилота к действиям в ОС позволяет определять причины ошибочных действий летного состава и осуществлять адресное совершенствование составляющих деятельности пилота.
4. Подход к формам предьявления инстрзпктивного материала на этапе теоретической подготовки позволяет решить проблему оптимизащш процесса его целенаправленного мышления.
5. Разработанные в диссертации стратегии идентификации и интерпретации обнаруженных отклонений в работе систем ВС могут быть использованы не только в процессе анализа ситуации, но и на других этапах переработки информации оператором.
6. Предложенные в работе методы и формы обучения находят свое применение не только в системе подготовки летного персонала к действиям в ОС полета, но и при методической подготовке инструкторского состава тренажерных комплексов авиакомпаний, в процессе подготовки летного персонала в учебных заведениях гражданской авиации.
7. Разработан подход к специальной психологической подготовке пилотов к действиям в ОС, как неотъемлемой части профессиональной подготовки летного состава.
Список литературы
- Автоматизированные обучающие системы профессиональной подготовки операторов летательных аппаратов / Л. С. Демин, Ю. Г. Жуковский, П. П. Се-менин и др./ Под ред. В. Е. Шукщунова. — М.: Машиностроение, 1986. — 240 с.
- Акофф P.A., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М.: Сов. Радио, 1974.-176 с.
- Амосов Н.М. Моделирование мышления и психики. Киев: Наук, Думка, 1965.
- Анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации в 1997 году / Утвержден начальником УГНБП ФАС Департамента ВТ РФ А. В. Нерадько 12.08.98. М.: ФАС Департамента ВТ РФ, 1998. — 75 с.
- Анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации в 2001 году / Утвержден начальником УШБП ГСГА МТ РФ В. А. Рудаковым 15.01.02.-м.: ГСГАМТРФ, 2002. 101 с.
- Анализ состояния безопасности полетов ГАК «AIR MOLDOVA» за 1996 год / Утвержден генеральным директором ГАК «АШ. MOLDOVA» Б. Е. Саловым1501.97. Кипшнев: Инспекция по безопасности полетов, 1997. — 23 с.
- Анализ состояния безопасности полетов ГАК «AIR MOLDOVA» за 1997 год / Утвержден генеральным директором ГАК «AIR MOLDOVA» П. А. Чебан1401.98. Кишинев: Инспекция по безопасности полетов, 1998. — 23 с.
- Анализ состояния безопасности полетов ГАК «AIR MOLDOVA» за 1998 год / Утвержден генеральным директором ГАК «AIR MOLDOVA» П. А. Чебан1801.99. Кишинев: Шспекция по безопасности полетов, 1999. — 23 с.
- Анализ состояния безопасности полетов ГАК «AIR MOLDOVA» за 1999 год / Утвержден генеральным директором ГАК «AIR MOLDOVA» П. А. Чебан 12.01.00. Кишинев: Инспекция по безопасности полетов, 2000. — 23 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 1- Пер. с англ. / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982. — 320 с.
- Андоеев O.A., Хромов Л. Н. Тренировка внимания. Мн.: Утверс1тэцкая, 1997.-205 с.
- Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина. 1968. — 320 с,
- Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. — 220 с,
- Арнольд В. И. Теория катастроф. М.: Наука, 1990. -128 с.
- Араб-Оглы Э. А, Бестужев-Лада И. В., Гаврилов Н. Ф. Рабочая книга по прогнозированию. М.- Мысль, 1982. 430 с.
- Арнольд В. И, Варченко А. Н., Гусейн-Заде С. М. Особенности дифференцируемых отображений. Том 1. -М.: Наука, 1984. — 336 с.
- Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Пер. с англ. Под ред. Ю. М. Забродина. М.: Прогресс, 1980. — 526 с.
- Береговой Г. Т., Завалова Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Экспериментально-психологические исследования в авиатщи и космонавтике. М.: Наука, 1978.-302 с.
- Блейк Р. Р., Маутон Дж. С. Cocpit Resource Management (CRM) Кн. 2 «Управление ресурсами кабины согласно сетке „Грид“ (второе издание)» —США, Техас, Остин: «Сайентифик Методе Инк», 1990. — 133 с.
- Бодров В. А. Экспериментально-психологическое исследование совмещенной операторской деятельности / Методология инженерной психологии, психологии труда и управления. М.: Наука, 1981. — С. 192−209.
- Бодров В. А., Орлов В. Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. — 288 с.
- Бодров В. А., Орлов В. Я. Требования к символической форме записи программы работы оператора // Техническая эстетика. 1976, № 10. С. 12−15.
- Боровиков В. П. Популярное введение в программу STATISTICA. М.: КомпьютерПресс, 1998, — 267 с.
- Бугаев Б.П. Предотвращение авиатщонных происшествий, М.: Транспорт, 1982. — 55 с.
- Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова дАка, 1989. — 199 с.
- Венда В. Ф. Инженерная психология и синтез систем отображения информации. М.: Машиностроение, 1975. — 400 с.
- Вентцель Е. С., Овчаров Л. А. Теория вероятностей и ее инженерные приложения. М.: Наука, 1988. — 480 с.
- Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М.: АПН РСФСР, 1959. — С. 441 -469.
- Гилмор Р. Прикладная теория катастроф. Кн. 1 — М.: Мир, 1984. — 350 с.
- Горяинов В. П. Инженерно-психологическое проектирование деятельности оператора с символами и условными знаками / Эргономика. Принципы и рекомендации. Вып. 6. М.: ВНИИТЭ, 1974.
- Джафарзаде Р. М. Оценка работоспособности и повышение эффективности действий членов экипажа воздушного судна в особых ситуациях // Психофизиологические аспекты безопасности полетов СПб.: Академия ГА, 1997.-С. 70−74.
- Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1994.- 163 с.
- Душков Б. А., Ломов Б. Ф., Рубахин В. Р. Основы инженерной психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Высшая школа, 1986. — 448 с.
- Жуковин В.Е. Многокритериальные модели принятия решений с неопределенностью. Тбилиси: Мецнепреба, 1983. — 104 с.
- Завалова Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.: Наука, 1986. — 173 с.
- Зараковский Г. М., Магазанник В. Д. Психологические критерии сложности процесса принятия решения человеком-оператором / Методология ниженерной психологии, психологии труда и управления. Отв. ред. Б. Ф. Ломов и В. Ф. Венда. М.: Наука, 1981. — С. 63−78.
- Зинченко Т. П. Оценка эффективности кодирования информации / Эргономика. Принципы и рекомендации. Вып. 4. М.: ВНЙИТЭ, 1972. — С. 27−34.
- Нвахненко А.Г. и др. Моделирование сложных систем по эксплуатационным данным. М.: Радио и связь, 1986. — 119 с.
- Информационно-управляюпще человеко-машинные системы: исследование, проектирование, испытания: Справочник / Адаменко А. Н., Ашеров А. Т., Берников И. Л. и др. / Ред. Губинский А. И., Евграфов В. Г. М.: Машиностроение, 1993. — 528 с.
- Карапетян Г. С, Михайлик Н. Ф., Пичко С. П. Прокофьев А. И. Предупреждение неблагоприятных событий в полете, обусловленных деятельностью экипажа. -М.: Транспорт. 1989. 173 с.
- Карпов А. В., Карпов В. В. Об одном понятии, характеризующем надежность системы «человек-машина» / Проблемы инженерной психологии. Ярославль: ЯрГУ, 1980. — С. 32−55.
- Карпов А. В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности. Ярославль: ЯрГУ, 1991. — 153 с.
- Картамышев П.В., Игнатович М. В., Оркин А. И. Методика летного обучения. М.: Транспорт, 1987. — 279 с.
- Коваленко Г. В. Некоторые вопросы создания экспертных систем, используемых в профессиональной подготовке // Кн. Оптимизация летной эксплуатации в ожидаемых условиях и особых ситуациях. Межвузовский тематический сб. науч. тр. Л.: ОЛАГА, 1989. — С. 69−78.
- Коваленко FJB., Крыжановский Г. А. Подход к определению уровня профессиональной подготовки пилотов // Оптимизация ЛЭ в ожидаемых условиях и особых ситуациях. Межвузовский тематический сборник научных трудов. -Л.:ОЛАГА, 1988.-С. 3−7.
- Коваленко Г. В., Крыжановский Г. А., Терещенко М. М. Моделирование в профессиональной подготовке летного состава ГА // Итоги науки и техники. Сер. Воздушный транспорт № 25. М.: ВИНИТИ, 1992.
- Колосов В.А., Рачко A.A. Принципы определения и конкретизации содержания тренажерных тренировок летного состава. Межвузовский тематический сборник научных трудов. Л.: ОЛАГА, 1990. с.63−68.
- Корн Г., Корн Т. Справочник по математике (для научных работников и инженеров). М.: Наука, 1978. — 382 с.
- Котик М.А. Курс инженерной психологии. Таллин: Валгус, 1978. — 364 с.
- Красовский A.A. Основы теории авиационных тренажеров. М.: Машиностроение, 1995. — 304 с.
- Красовский A.A., Лопатин В. И., Наумов А. И., Самолаев Ю. Н. Авиационные тренажеры. М.: ВВИА им. Проф. Н. Е. Жуковского, 1992. — 320 с.
- Краткая философская эшщклопедия. М., Издательская группа «Прогресс» — «Энциклопедия», 1994. — 576 с.
- Крылов А. А. Концегщия «включения» / Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. 4.2. Л.: ЛГУ, 1975. — С. 18−32.
- Лами П., Фокс М. А, Стандарты подготовки персонала // Журнал ИКАО, январь 1999. С. 15.
- Ленгаров А. О. Оценка работоспособности члена экипажа воздушного судна в особых ситуациях / Автореф. дисс. канд. техн. наук. СПб.: Академия ГА, 1998.
- Летная эксплуатация воздушных судов. / А. Л. Микинелов, В. Е. Чепига, В. Г. Шахвердов. М.: Машиностроение, 1986. — 216 с.
- Ломов Б. Ф. Человек и техника. М.: Советское радио. Издание 2-е, 1966. -464 с.
- Малишевский А. В. Подход к анализу процесса деформации эмоционального опыта с точки зрения теории нечетких множеств. Постановка проблемы // Проблема человеческого фактора в авиации СПб.: Академия ГА, 1998. — С. 51−56.
- Меерович Г. Ш, Годунов А. И., Ермолов O.K. Авиационные тренажеры и безопасность полетов. Под ред. Мееровича Г. Ш. — М.: Воздушный транспорт, 1990. — С. 343.
- Ментон К.Э. Ошибка человека в авиации может быть преднамеренной, неумышленной или отражающей уровень квалификации // Бюллетень ИКАО, официальное издание международной организатщи ГА, № 4 (12), 1988. С. 12.
- Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М.: Мир, 1973. — 344 с.
- Микинелов А.Л., Чепига В. Е. Оптимизация летной эксплуататщи. М.: Воздушный транспорт, 1992. — 192 с.
- Миллер Д. Ю., Суэйн А, Ошибки человека и его надежность / Человеческий фактсА. Под ред. Г. Сальвенди. Т. 1, М.: Мир, 1991, — С, 360−417.
- Мйхайлик Н. Ф., Джафарзаде Р. М., Малишевский А. В. Способ оценки работоспособности членов экипажа воздушного судна. Патент РФ Ш 2 128 006 от 26.08.97 // Бюллетень «Патенты РФ на изобретения» № 9 от 27.03.99 С. 274.
- Мйхайлик Н. Ф., Малишевский А. В. Концегщия национальной системы специальной психологической подготовки летного состава // Прикладная психология № 4,1999. — С. 30−44.
- Мйхайлик Н. Ф., Малишевский А. В., Романенко В. В. Способ повышения профессиональной подготовки летного состава заявка на изобретение № 2 000 104 895 от 18.02.2000.
- Наатанен Р. Внимание и функции мозга: Учеб. пособие / Пер. с англ. Под ред. E.H. Соколова. М.: Изд-во МГУ, 1998. — 560 с.
- Наставление по производству полетов в гражданской авиации СССР. М.: Возддпный транспорт, 1985. — 254 е.
- Новиков П. П. Диспозиционное моделирование принятия решений человеком при управлении / тезисы докладов Ш Всесоюзн. Научно-техн. конф. «Тренажеры и компьютеризация профессиональной подготовки». а Калининград, 1−3 октября 1991. С. 92−94.
- Новые тенденции в развитии авиационных тренажеров // Авиастроение. Экспресс-информация. М.: ВИНИТИ. 1989. № 42. — С. 1−4.
- Осуга С. Обработка знаний. М.: Мир, 1989. — 293 с.
- Ошибка пилота: человеческий фактор / Пер. с ашл. A.C. Щеброва. М.: Транспорт, 1986. — 262 с.
- Подготовка летного экипажа: отггамизация работы экипажа в кабине (CRM) и летная подготовка в условиях, приближенных к реальным (LOFT) / Циркуляр ИКАО 217-AN/32 Монреаль, Канада, 1989. — 72 с.
- Пономаренко В. А., Ворона А. А, Алешин С. В. Применение технических средств обучения для развития пространственных представлешш у операторов подвижных объектов // Эргономика. Вып. 1.1987. С. 85−93.
- Пономаренко В. А., Лапа В. В. Профессия летчик. — М.: Воениздат, 1985. -136 с.
- Постои Т., Стюарт И. Теория катастроф и ее приложения. М.: Прогресс, 1994.-344 с.
- Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздупшыми судами в Российской Федерации / Утверждены Постановлением Правительства Российской авиации 18.06.98. М.: Авиаиздат, 1998.-140 с.
- Приобретение знаний. Перевод с яп. / Ред. Осуга С, Саэни Ю. М.: Мир, 1990. — 304 с.
- Программа подготовки летного состава на воздушных судах транспортной авиации ГА. М.: Воздушный транспорт, 1992. -144 с.
- Руководство по летной эксплуатации самолета Ан-24. М.: Воздупшый транспорт, 1983.
- Савельев А. Я. Автоматизированные обучаюпще системы. М.: Изд-во МВТУ, 1981.-354 с.
- CRM России: тренинг сильного командира (пятая редакция). Методическое пособие по проведению тренинга (часть четвертая) / Сост.: А. В. Мали-шевский, И. Ф. Михайлик СПб.: Академия ГА, НЛМК. ЦСПАП, 2000. — 89 с.
- Сидорешсо Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2001. — 350 с.
- Системно-информационный анализ процессов управления / Горский Ю. М. -Новосибирск: Наука. Сиб. Отделетше, 1988. -327 с.
- Совершенствование профессиональной подготовки летного и диспетчерского составов / Г. В. Коваленко, Г. А. Крыжановский, H.H. Сухих, Ю.Е. Хо-рошавцев- Под ред. Г. А. Крыжановского, М.: Транспорт, 1996. — 320 с.
- Сухих H.H. Экспертные системы средство информащюнной поддержки принятия решения экипажем самолета. — С-ПБ.: О-ВО «Знание» РСФСР, ЛО, ЛДНТП, 1991.-24С.
- Тренажерные системы / Под ред. В. Е. Шукшунова, М.: Мапшностроение, 1981.-256 с.
- Факторный, дискриминантный и кластерный анализ: Пер. с англ./ Дж.-О. Киш, Ч. У. Мьюллер, У. Р. Клекка и др.- Под ред. И. С. Ешокова. М.: Финансы и статистика, 1989. — 215 с.
- Цибулевский И. Е. Человек как звено следящей системы. М.: Наука, 1981. -288 с.
- Чебышева В.В. Психологические основы формирования производственных умений и навыков. М.: Высшая писола, 1980. — 112 с.
- Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: Изд. корпорация «Логос», 1994. — 320 с.
- Шадриков В. Д. Психологический анализ деятельности (системно-генетический подход). Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1979. 92 с.
- Шевавдрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. — 512 с.
- Шеридан Т.Б., Феррелл У. Р. Системы человек машина: Модели обработки информации, управления и принятия решений человеком — оператором: Пер. с англ./ Под ред. К. В. Фролова. — М.: Мапшностроение, 1980. — 400 с.
- Шифрин К. А. Безопасность полетов в центре внимания во всем мире // Еженедельник авиации и космической технологии / Издание на русском языке — февраль 1997. — С. 10−14.
- Эстес В. Статистические модели способностей человека-наблюдателя вспоминать и опознавать возбуждающие образы. М.: Мир. 1964. — С. 17−19.
- Atkinson R. C, Shiffiin R. M. Human memory: A proposed system and its control processes. In: K. W. Spence, J. T. Spence, (Eds.). The psychology of learning and motivation. Vol. n. New York, Academic Press, 1968.
- Eysenck H. Y., Eysenck S. D. G. Manual of the Eysenck personality. London Press, London G. B., 1964. — 648 p.
- Gagne R. M."Muitaiy training and principles of learning. American Psychologist 17. 1962.-P. 83−91.
- Hale A. R., Glendon A. J. Individual Behaviour in the Control of Danger. Elsevier, Amsterdam. 1987.
- Hubbard E. The Cognition Stress System: Attitudes, Beliefs and Expectations / In. P. L. Pice: Stress and Health Books / Cole Publishing Company, Pacific Grove. California. 1992. P. 61−84.
- John E. R. Mechanisms of memory. N. Y.: Academic Press. 1967.
- Knowles W. B. Operator loading tasks // Human Factors 5.1963. P. 151−161.
- O’Hare D., Wiggins M., Batte R., Morrison D. Cognitive failure analisis for aircraft accident investigation // Ergonomics. 1994. Vol. 37. № 11. P. 1855−1869.
- Roland P. E. Cortical organization of voluntary behavior in man // Human Neurobiol. 4. 1985. P. 155−167.
- Roland P. E. Somatotopical tuning of postcentral gyrus during focal attention in man. A regional cerebral blood flow study // Journal of Neurophysiology. 1981.
- Shififrin R. M., Schneider W. Controlled and automatic information processing: n. Perceptual learning, automatic attending, and a general theory // Psychological Rewiew. 84.1977. P. 127−139.
- Thom R. Topological models in biology // Topology. 1969 — v. 8 — p. 313 336.