Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование методов профессиональной подготовки членов экипажа воздушного судна к действиям в особых ситуациях полета

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методика исследования. В работе над диссертацией автор руководствовался задачами, изложенными в руководящих документах ИКАО, МАК, ГСГА МТ РФ, а также Государственной Администрации ГА Республики Молдова, направленными на дальнейшее повьппение эффективности подготовки летного состава к действиям в ОС полета. Для решения задач использовались системно-информационный анализ процессов управления… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ системы профессиональной подготовки летного состава, обоснование необходимости совершенствования методов подготовки пилота к действиям в особых ситуациях
    • 1. 1. Система подготовки членов экипажа ВС к полетам
      • 1. 1. 1. Структура подготовки летного состава
      • 1. 1. 2. Программы подготовки летного состава к полетам
    • 12. Подготовка летного состава к действшЕм в особых ситуациях
      • 1. 2. 1. Система подготовки членов экипажа ВС
      • 1. 2. 2. Этапы теоретического и практического обучения
      • 1. 2. 3. Роль оператора в повышении надежности системы управления «пилот воздушное судно»
  • Выводы
    • Глава 2. Специальная психологическая подготовка членов экипажа возщушного судна к действиям в особых ситуациях
  • 2. 1. Эмоциональный опыт и его структура
  • 2. 2. Влияние эмоционального опыта на поведение члена экипажа ВС в особой ситуации
  • 2. 3. Деформация эмоционального опыта с точки зрения теории катастроф
  • 2. 4. Пример расчета параметров аффинного преобразования субъективной оценки опасности в объективную
  • 2. 5. Функции и флаги катастроф
  • 2. 6. Катастрофа сборки как математическая модель деформации эмоционального опыта
  • 2. 7. Уточнение параметров линейного преобразования координат дия представления многообразия катастрофы сборки в каноническом виде
  • 2. 8. Спе1щальная псикологическая подготовка пшютов к действиям в особых ситуациях как неотъемлемая часть профессиональной подготовки пилота
  • Выводы
  • Глава 3. Разработка стр5Актуры и методов совершенствования профессиональной мыслительной способности пилота
    • 3. 1. Исследование возможностей определения качественных и количественных характеристик ПМС пилота
      • 3. 1. 1. Разработка структуры ПМС пилота на этапе анализа ОС
      • 3. 1. 2. Оценка влияния составляющих внимания на формирование концептуальной модели деятельности оператора
    • 3. 2. Совершенствование когнитивных процессов деятельности тшлота на этапе анализа информации
  • Выводы
  • Глава 4. Исследование разработанных форм и методов подготовки пилота к особым ситуациям полета на основе системного подхода
    • 4. 1. Ошимизация деятельности пилота по информационнозиу анализу особой ситуации полета на ВС Ан
      • 4. 1. 1. Совершенствование форм гфедставления информации в инструкции «Заход на посадку и посадка с авторотируюпрш винтом отказавшего двигателя на ВС Ан-24»
      • 4. 1. 2. Совершенствование форм представления информации в инструкции
  • Пожар внутри двигателя АИ-24″
    • 4. 2. Проведение эксперимента по вне/фению разработанных форм и методов подготовки пилота
      • 4. 2. 1. Основные требования к экспериментальному исследованию деятельности
      • 4. 2. 2. Оценка результатов эксперимента
      • 4. 2. 3. Оценка влияния применяемых методов теоретической подготовки пилота на эффективность деятельности в условиях реального полета
  • Выводы
  • Совершенствование методов профессиональной подготовки членов экипажа воздушного судна к действиям в особых ситуациях полета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Постоянное совершенствование и усложнение оборудования современных самолетов выдвигает всё более высокие требования к профессиональной подготовке летного персонала. Анализ безопасности полетов в гражданской авиатщи Российской Федерации за период с 1997 по 2001 годы показывает, что 30−65% авиационных происшествий (АП) и инцидентов связаны с ошибочными действиями членов экипажа воздушного судна (ВС) [4,5].

    Данные «Отчета фирмы „Боинг“ о безопасности полетов воздушных судов в период с 1959 по 1995 годы» [101] свидетельствуют, что 62,7% аварий воздупшых судов в мире происходит на этапах снижения и захода на посад! ЛА. При этом 50,1% аварийный ситуаций приходится на конечный участок захода на посадку и непосредственно посадки. В 357 из 459 случаев (77,8%) основной причиной аварий на этом этапе являются действия экипажа ВС. В целом причинами 59,8% всех аварий с коммерческими реактивными самолетами в мире за последние 10 лет явились действия экипажа ВС.

    Таким образом, проблема совершенствования методов подготовки членов экипажа ВС к особым ситуациям (ОС) полета на современном этапе функционирования гражданской авиации является важной и актуальной. Это подтверждает и анализ подготовки летного состава к ОС в ГА Молдовы [6−9], который выявил существенные недостатки в путях достижения целей и решения постеленных профессиональной подготовкой задач. Даже такие основные задачи как взаимодействие в экипаже, принятие решений в условиях поступления информации по каналам различных модальностей при операционной напряженности оператора превышаюшей порог стресса [52] не решаются полностью существующими методами.

    Оператор действует как регулятор, зависящий от большого числа переменных, т. е. свойств той кошфетной ситуации, в которой он находится.

    Недостаточный учет их взаимного влияния не позволяет достигнуть целей профессиональной подготовки летного состава.

    Огромные капиталовложения в создание новых технологий и совершенствование системы подготовки экипажей ВС в мире не привели к желаемым результатам и количество АН, связанньпА с «человеческим фактором» практачески не изменяется на протяжении последних 30 лет [4−9, 45,63, 101]. Возможными причинами такого положения вещей являются:

    1. «Эскалация внедрения» новой техники, технологии, инструкций.

    2. Несовершенство имеющихся форм обучения экипажей ВС к действиям в ОС полета.

    3. Недостаточный учет «человеческого фактора» (ЧФ) на всех этапах конструирования ВС, планирования, организации и выполнения полетов.

    Межгосударственный авиационный комитет (МАК) проанализировал материалы расследований 100 катастроф с самолетами 1−3 классов за период с 1990 по 1994 годы [45]. Установлено, что в 82% из них «пусковым фактором» развития ОС явились собственно действия экипажа ВС и лишь в 18% случаевиные причины (таб. 1.2). Причем, 48,5% АП по причинам, связанным с ЧФ составили осознанные нарушения членами экипажа ВС норм профессиональной деятельности, производственной и летной дисциплины.

    Современная практика подготовки пилотов по вопросам ЧФ в зарубежных авиакомпаниях и центрах показывает, что наибольшее распространение получили две программы подготовки [78], которые эксперты считают в настоящее время основными: LOFT, ориентированная на расширенное применение технические средств обучения при создании условий, приближенных к реальнымCRM — управление ресурсами экипажа. Но и эти программы имеют свои недостатки. Так, к примеру, для программы LOFT характерны две основные проблемы.

    — первая (технологическая) — как обучить пилота способности решать все задачи, с которыми он может столкнуться. Необходимо разрабатывать соответствующие сценарии, что достаточно сложно, а в полном объеме невозможно в принципе;

    — вторая (юридическая) — что делать с членом экипажа, который неудовлетворительно выполняет свои функциональные обязанности.

    И, хотя эффективность программ CRM и LOFT в процессе подготовки с учетом «человеческого фактора» шщюко известна, до сих пор не существует общепризнанного инструмента оценки поведения обучаемых.

    Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод об актуальности проводимых исследований и целесообразности совершенствования форм и методов подготовки летного состава к ОС.

    Предметом исследования является система профессиональной подготовки летного состава к ОС полета.

    Таким образом, актуальность проблемы повышения уровня профессиональной подготовки летного состава обоснована. С учетом вышеизложенного, целью исследования является повышение надежности деятельности пилота при возникновении ОС по критериям своевременности и безошибочности выполнения операций.

    Методика исследования. В работе над диссертацией автор руководствовался задачами, изложенными в руководящих документах ИКАО, МАК, ГСГА МТ РФ, а также Государственной Администрации ГА Республики Молдова, направленными на дальнейшее повьппение эффективности подготовки летного состава к действиям в ОС полета. Для решения задач использовались системно-информационный анализ процессов управления, теория памяти, математический аппарат теории устойчивости и бифуркаций динамических систем, теории особенностей гладких отображений, теории катастроф, методы математической обработки данных эксперимента.

    Эмпирические данные для диссертации были собраны в авиакомпаниях «Air Moldova», «Moldavian Airlines», «Air Moldova International», «Renam), «Volan». Также были использованы данные, предостгюленнью «Центром специальной подготовки авиационного персонала (ЦСПАП)» Академии ГА. В сборе эмпирических данных для настоящего исследования применялись современные психодиагностические методики, а для их обработки использовались результаты последних достижений инженерной психологии. Методической основой работы является математическое моделирование.

    Результаты исследования базируются на данных экспериментов, проведенных в «Центре подготовки авиащюнного персонала ГА Республики Молдова» (г. Кишинев).

    Научная новизна работы. Проведенные в диссертации исследования содержат следующие основные научные результаты:

    1. Разработана и обоснована методика системного подхода к обучению летного состава действиям в особых ситуациях.

    2. Разработана математическая модель деформации эмоционального опыта пилота в процессе особой ситуации.

    3. Усовершенствован способ оценки потенциальной экстремальной работоспособности пилота.

    4. Определена структура и разработаны методы совершенствования профессиональной мыслительной способности пилота.

    5, Предложен подход к разработке алгоритмов разрешения противоречий при различных типах взаимодействия между целями и программами деятельности пилота, которые могут быть использованы при разработке экспертных систем информационной поддержки принятия решения пилотом при возникновении особых ситуахщй.

    Практическая значимость. Полученные в работе результаты позволяют:

    1) применять стратегии обработки информации пилотом не только в процессе анализа сшуации, но и на других этапах летной деятельности;

    2) определять с высокой степенью достоверности причины ошибочных действий пилота с помощью вритериев оценки его деятельности на этапах теоретической и тренажерной подготовок;

    3) применять разработанные уровни сложности задач деятельности и порядки сложности профессиональной мыслительной способности пилота при методической разработке составляющих профессиональной подготовки пилота;

    4) определять потенциальную экстремальную работоспособность летного состава авиакомпании.

    Основные положения, выносимые на защшу:

    1. Структура подготовки пилота к деятельности на этапе информационного анализа особой ситуации полета на основе комплексного подхода.

    2. Методика оценки потенциаланой экстремальной работоспособности на базе уточненной математической модели деформации эмоционального опыта пилота в процессе особой ситуации.

    3. Методы и формы дотренажерного этапа подготовки летного состава к действиям в особых ситуациях полета.

    Апробация работы. Основные результаты работы докладывались и обсуждались на следующих конференциях и семинарах:

    — семинаре «Эргономика, дизайн, безопасность» (МАНЭБ, Санкт-Петербург, февраль 1996 г.);

    — XXX Юбилейной научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Академия ГА, Санкт-Петербург, май 1998 г.);

    — XXXI Научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Академия ГА, Санкт-Петербург, май 1999 г.);

    — межкафедральном научном семинаре (Академия ГА, Санкт-Петербург, июнь 1999 г.);

    — научно-практическом семинаре, посвященном 10-летию государственной авиакомпании «Air Moldova» (ГАК «Air Moldova», Кишинев, август 2001 г.);

    — семинаре кафедры «Летная эксплуатация и профессиональная подготовка летного состава» (Академия ГА, Санкт-Петербург, сентябрь 2001 г.);

    — межкафедральном научном семинаре (Академия ГА, Санкт-Петербург, февраль 2002 г.).

    Реализа1щя ршультатов исследований. Полученные результаты внедрены в учебный процесс Академии ГА по предмету «Методика летного обучения», в учебный процесс Ульяновского высшего авиационного училища ГА, в процесс профессиональной подготовки летного состава «Центра профессиональной подготовки авиационного персонала ГА Республики Молдова». Имеются соответствующие акты о внедрении.

    Публикации. По материалам диссертационных исследований опубликовано 8 печатных работ, написанных как самостоятельно, так и с другими авторами.

    Основное содержание диссертационной работы опубликовано в следующих печатных работах:

    1. Концепция опорных фрагментов деятельности летного персонала // Тезисы докладов семинара «Эргономика, дизайн, безопасность» — С-Пб.: МАНЭБ, 1996. — С. 9.

    2. Система индивидуализации проверок летного персонала // Тезисы докладов семинара «Эргономика, дизайн, безопасность» — С-Пб.: МАНЭБ,.

    1996. — С. 19 (соавт. Коваленко Г. В.).

    3. Значение сенсорной информации в особых ситуациях полета на его ответственных этапах // Тезисы докладов XXIX Научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых — С-ПБ., Академия ГА,.

    1997. — С. 7 (соавт Черняев В. Ю.).

    4. Роль многофакторного анализа процессов переработки информации пилотом в совершенствовании методов периодической подготовки членов экипажа воздушного судна к особым ситуациям полета на авиационных тренажерах // Тезисы докладов XXX Юбилейной научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых — С-ПБ., Академия ГА,.

    1998. — С. 5 (соавт. Коваленко Г. В.). u.

    5. Исследование возможностей тренировки профессиональной мыслительной способности пилота методами профессиональной подготовки членов экипажа воздушного судна к особым ситуациям полета // Тезисы докладов XXX Юбилейной научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых — С-ПБ., Академия ГА, 1998. — С. 6 (соавт. Коваленко Г. В.).

    6. Проблема совершенствования методов профессиональной подготовки летного состава к действиям в особых ситуациях // Подготовка авиационного персонала в области человеческого фактора (выпуск 1): Межвузовский тематический сборник научных трудов / Под ред. Г. В. Коваленко. Академия ГА, С.-Петербург, 1998. — С. 13−15 (соавт. Коваленко Г. В., Прокопенко В. В.).

    7. Управление <шротиворечием" в задачах прогнозируемого возникновения особой ситуации // Подготовка авиационного персонала в области человеческого фактора (выпуск 1): Межвузовский тематический сборник научных трудов / Под ред. Г. В. Коваленко. Академия ГА, С. Петербург, 1998. — С. 77−79.

    8. Профессиональная мыслительная способность пилота и проблемы ее тренировки XXXI научно-техническая конференция студентов, асглярантов и молодых ученых — С-ПБ., Академия ГА, 1999.

    Структура и объем. Диссертация состоит из введения, 4-х глав, заключения, списка литературы из 115 наименований и приложений. В основной части содержится 208 страниц машинописного текста. Текст содержит 43 рисунка, 25 таблиц.

    Выводы к главе 4:

    1. Достоинствами предлагаемых способов получения оценок уровня подготовки пшюта являются:

    — простота и универсальность;

    — возможность накошхения информации о ходе процессов индивидуального и группового обучения;

    — возможность оценки качества контрольных тестов и выявления «узких» мест в процессе подготовки авиационных специалистов.

    2. Оптимальность обучения связана с глубиной учета внутренних закономерностей развития отдельных способностей обучаемого, как свойств его функциональных систем, участвующих в реализации профессиональной деятельности на различных этапах ее освоения.

    3. Проведенные исследования по применению в теоретическом обучении пилотов усовершенствованного инструктивного материала по действиям в ОС показали статистически достоверное повышение уровня подготовки летного персонала, а также устойчивость во времени, полученных в процессе теоретической подготовки знаний и навыков.

    4. Разработанный алфавит символов и рекомендаций по структуре их изложения целесообразно использовать при разработке инструкций экипажу ВС в целях:

    — сокращения времени на запоминание материала;

    — оптимизации концептуальной модели оператора применительно к решаемой задаче;

    — ускорения поиска необходимой информации в долговременном храншшще памяти (ДВХ);

    — увеличения продолжительности сохранения материала в ДВХ оператора.

    Заключение

    .

    На основании проведенной в диссертации работы можно выделить следующие основные выводы и результаты исследования:

    1. Обучение пилота управлению «противоречием», выбору стратегий обработю! информации применительно к решаемой задаче позволяет снизить его операционную напряженность при возникновении ОС.

    2. Совершенствование ПМС пилота на этапах наземной подготовки к ОС полета позволяет значительно уменьшить сложность деятельности оператора при работе с концептуальной моделью.

    3. Предложенная структура наземной подготовки пилота к действиям в ОС позволяет определять причины ошибочных действий летного состава и осуществлять адресное совершенствование составляющих деятельности пилота.

    4. Подход к формам предьявления инстрзпктивного материала на этапе теоретической подготовки позволяет решить проблему оптимизащш процесса его целенаправленного мышления.

    5. Разработанные в диссертации стратегии идентификации и интерпретации обнаруженных отклонений в работе систем ВС могут быть использованы не только в процессе анализа ситуации, но и на других этапах переработки информации оператором.

    6. Предложенные в работе методы и формы обучения находят свое применение не только в системе подготовки летного персонала к действиям в ОС полета, но и при методической подготовке инструкторского состава тренажерных комплексов авиакомпаний, в процессе подготовки летного персонала в учебных заведениях гражданской авиации.

    7. Разработан подход к специальной психологической подготовке пилотов к действиям в ОС, как неотъемлемой части профессиональной подготовки летного состава.

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. Автоматизированные обучающие системы профессиональной подготовки операторов летательных аппаратов / Л. С. Демин, Ю. Г. Жуковский, П. П. Се-менин и др./ Под ред. В. Е. Шукщунова. — М.: Машиностроение, 1986. — 240 с.
    2. P.A., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М.: Сов. Радио, 1974.-176 с.
    3. Н.М. Моделирование мышления и психики. Киев: Наук, Думка, 1965.
    4. Анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации в 1997 году / Утвержден начальником УГНБП ФАС Департамента ВТ РФ А. В. Нерадько 12.08.98. М.: ФАС Департамента ВТ РФ, 1998. — 75 с.
    5. Анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации в 2001 году / Утвержден начальником УШБП ГСГА МТ РФ В. А. Рудаковым 15.01.02.-м.: ГСГАМТРФ, 2002. 101 с.
    6. Анализ состояния безопасности полетов ГАК «AIR MOLDOVA» за 1996 год / Утвержден генеральным директором ГАК «АШ. MOLDOVA» Б. Е. Саловым1501.97. Кипшнев: Инспекция по безопасности полетов, 1997. — 23 с.
    7. Анализ состояния безопасности полетов ГАК «AIR MOLDOVA» за 1997 год / Утвержден генеральным директором ГАК «AIR MOLDOVA» П. А. Чебан1401.98. Кишинев: Инспекция по безопасности полетов, 1998. — 23 с.
    8. Анализ состояния безопасности полетов ГАК «AIR MOLDOVA» за 1998 год / Утвержден генеральным директором ГАК «AIR MOLDOVA» П. А. Чебан1801.99. Кишинев: Шспекция по безопасности полетов, 1999. — 23 с.
    9. Анализ состояния безопасности полетов ГАК «AIR MOLDOVA» за 1999 год / Утвержден генеральным директором ГАК «AIR MOLDOVA» П. А. Чебан 12.01.00. Кишинев: Инспекция по безопасности полетов, 2000. — 23 с.
    10. А. Психологическое тестирование: Книга 1- Пер. с англ. / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982. — 320 с.
    11. O.A., Хромов Л. Н. Тренировка внимания. Мн.: Утверс1тэцкая, 1997.-205 с.
    12. П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина. 1968. — 320 с,
    13. П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. — 220 с,
    14. В. И. Теория катастроф. М.: Наука, 1990. -128 с.
    15. Араб-Оглы Э. А, Бестужев-Лада И. В., Гаврилов Н. Ф. Рабочая книга по прогнозированию. М.- Мысль, 1982. 430 с.
    16. В. И, Варченко А. Н., Гусейн-Заде С. М. Особенности дифференцируемых отображений. Том 1. -М.: Наука, 1984. — 336 с.
    17. Р. Человеческая память и процесс обучения / Пер. с англ. Под ред. Ю. М. Забродина. М.: Прогресс, 1980. — 526 с.
    18. Г. Т., Завалова Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Экспериментально-психологические исследования в авиатщи и космонавтике. М.: Наука, 1978.-302 с.
    19. Р. Р., Маутон Дж. С. Cocpit Resource Management (CRM) Кн. 2 «Управление ресурсами кабины согласно сетке „Грид“ (второе издание)» —США, Техас, Остин: «Сайентифик Методе Инк», 1990. — 133 с.
    20. В. А. Экспериментально-психологическое исследование совмещенной операторской деятельности / Методология инженерной психологии, психологии труда и управления. М.: Наука, 1981. — С. 192−209.
    21. В. А., Орлов В. Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. — 288 с.
    22. В. А., Орлов В. Я. Требования к символической форме записи программы работы оператора // Техническая эстетика. 1976, № 10. С. 12−15.
    23. В. П. Популярное введение в программу STATISTICA. М.: КомпьютерПресс, 1998, — 267 с.
    24. .П. Предотвращение авиатщонных происшествий, М.: Транспорт, 1982. — 55 с.
    25. Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова дАка, 1989. — 199 с.
    26. В. Ф. Инженерная психология и синтез систем отображения информации. М.: Машиностроение, 1975. — 400 с.
    27. Е. С., Овчаров Л. А. Теория вероятностей и ее инженерные приложения. М.: Наука, 1988. — 480 с.
    28. П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М.: АПН РСФСР, 1959. — С. 441 -469.
    29. Р. Прикладная теория катастроф. Кн. 1 — М.: Мир, 1984. — 350 с.
    30. В. П. Инженерно-психологическое проектирование деятельности оператора с символами и условными знаками / Эргономика. Принципы и рекомендации. Вып. 6. М.: ВНИИТЭ, 1974.
    31. Р. М. Оценка работоспособности и повышение эффективности действий членов экипажа воздушного судна в особых ситуациях // Психофизиологические аспекты безопасности полетов СПб.: Академия ГА, 1997.-С. 70−74.
    32. В. Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1994.- 163 с.
    33. . А., Ломов Б. Ф., Рубахин В. Р. Основы инженерной психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Высшая школа, 1986. — 448 с.
    34. В.Е. Многокритериальные модели принятия решений с неопределенностью. Тбилиси: Мецнепреба, 1983. — 104 с.
    35. Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.: Наука, 1986. — 173 с.
    36. Г. М., Магазанник В. Д. Психологические критерии сложности процесса принятия решения человеком-оператором / Методология ниженерной психологии, психологии труда и управления. Отв. ред. Б. Ф. Ломов и В. Ф. Венда. М.: Наука, 1981. — С. 63−78.
    37. Т. П. Оценка эффективности кодирования информации / Эргономика. Принципы и рекомендации. Вып. 4. М.: ВНЙИТЭ, 1972. — С. 27−34.
    38. А.Г. и др. Моделирование сложных систем по эксплуатационным данным. М.: Радио и связь, 1986. — 119 с.
    39. Информационно-управляюпще человеко-машинные системы: исследование, проектирование, испытания: Справочник / Адаменко А. Н., Ашеров А. Т., Берников И. Л. и др. / Ред. Губинский А. И., Евграфов В. Г. М.: Машиностроение, 1993. — 528 с.
    40. Г. С, Михайлик Н. Ф., Пичко С. П. Прокофьев А. И. Предупреждение неблагоприятных событий в полете, обусловленных деятельностью экипажа. -М.: Транспорт. 1989. 173 с.
    41. А. В., Карпов В. В. Об одном понятии, характеризующем надежность системы «человек-машина» / Проблемы инженерной психологии. Ярославль: ЯрГУ, 1980. — С. 32−55.
    42. А. В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности. Ярославль: ЯрГУ, 1991. — 153 с.
    43. П.В., Игнатович М. В., Оркин А. И. Методика летного обучения. М.: Транспорт, 1987. — 279 с.
    44. Г. В. Некоторые вопросы создания экспертных систем, используемых в профессиональной подготовке // Кн. Оптимизация летной эксплуатации в ожидаемых условиях и особых ситуациях. Межвузовский тематический сб. науч. тр. Л.: ОЛАГА, 1989. — С. 69−78.
    45. Коваленко FJB., Крыжановский Г. А. Подход к определению уровня профессиональной подготовки пилотов // Оптимизация ЛЭ в ожидаемых условиях и особых ситуациях. Межвузовский тематический сборник научных трудов. -Л.:ОЛАГА, 1988.-С. 3−7.
    46. Г. В., Крыжановский Г. А., Терещенко М. М. Моделирование в профессиональной подготовке летного состава ГА // Итоги науки и техники. Сер. Воздушный транспорт № 25. М.: ВИНИТИ, 1992.
    47. В.А., Рачко A.A. Принципы определения и конкретизации содержания тренажерных тренировок летного состава. Межвузовский тематический сборник научных трудов. Л.: ОЛАГА, 1990. с.63−68.
    48. Г., Корн Т. Справочник по математике (для научных работников и инженеров). М.: Наука, 1978. — 382 с.
    49. М.А. Курс инженерной психологии. Таллин: Валгус, 1978. — 364 с.
    50. A.A. Основы теории авиационных тренажеров. М.: Машиностроение, 1995. — 304 с.
    51. A.A., Лопатин В. И., Наумов А. И., Самолаев Ю. Н. Авиационные тренажеры. М.: ВВИА им. Проф. Н. Е. Жуковского, 1992. — 320 с.
    52. Краткая философская эшщклопедия. М., Издательская группа «Прогресс» — «Энциклопедия», 1994. — 576 с.
    53. А. А. Концегщия «включения» / Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. 4.2. Л.: ЛГУ, 1975. — С. 18−32.
    54. П., Фокс М. А, Стандарты подготовки персонала // Журнал ИКАО, январь 1999. С. 15.
    55. А. О. Оценка работоспособности члена экипажа воздушного судна в особых ситуациях / Автореф. дисс. канд. техн. наук. СПб.: Академия ГА, 1998.
    56. Летная эксплуатация воздушных судов. / А. Л. Микинелов, В. Е. Чепига, В. Г. Шахвердов. М.: Машиностроение, 1986. — 216 с.
    57. . Ф. Человек и техника. М.: Советское радио. Издание 2-е, 1966. -464 с.
    58. А. В. Подход к анализу процесса деформации эмоционального опыта с точки зрения теории нечетких множеств. Постановка проблемы // Проблема человеческого фактора в авиации СПб.: Академия ГА, 1998. — С. 51−56.
    59. Меерович Г. Ш, Годунов А. И., Ермолов O.K. Авиационные тренажеры и безопасность полетов. Под ред. Мееровича Г. Ш. — М.: Воздушный транспорт, 1990. — С. 343.
    60. К.Э. Ошибка человека в авиации может быть преднамеренной, неумышленной или отражающей уровень квалификации // Бюллетень ИКАО, официальное издание международной организатщи ГА, № 4 (12), 1988. С. 12.
    61. М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М.: Мир, 1973. — 344 с.
    62. А.Л., Чепига В. Е. Оптимизация летной эксплуататщи. М.: Воздушный транспорт, 1992. — 192 с.
    63. Д. Ю., Суэйн А, Ошибки человека и его надежность / Человеческий фактсА. Под ред. Г. Сальвенди. Т. 1, М.: Мир, 1991, — С, 360−417.
    64. Н. Ф., Джафарзаде Р. М., Малишевский А. В. Способ оценки работоспособности членов экипажа воздушного судна. Патент РФ Ш 2 128 006 от 26.08.97 // Бюллетень «Патенты РФ на изобретения» № 9 от 27.03.99 С. 274.
    65. Н. Ф., Малишевский А. В. Концегщия национальной системы специальной психологической подготовки летного состава // Прикладная психология № 4,1999. — С. 30−44.
    66. Н. Ф., Малишевский А. В., Романенко В. В. Способ повышения профессиональной подготовки летного состава заявка на изобретение № 2 000 104 895 от 18.02.2000.
    67. Р. Внимание и функции мозга: Учеб. пособие / Пер. с англ. Под ред. E.H. Соколова. М.: Изд-во МГУ, 1998. — 560 с.
    68. Наставление по производству полетов в гражданской авиации СССР. М.: Возддпный транспорт, 1985. — 254 е.
    69. П. П. Диспозиционное моделирование принятия решений человеком при управлении / тезисы докладов Ш Всесоюзн. Научно-техн. конф. «Тренажеры и компьютеризация профессиональной подготовки». а Калининград, 1−3 октября 1991. С. 92−94.
    70. Новые тенденции в развитии авиационных тренажеров // Авиастроение. Экспресс-информация. М.: ВИНИТИ. 1989. № 42. — С. 1−4.
    71. С. Обработка знаний. М.: Мир, 1989. — 293 с.
    72. Ошибка пилота: человеческий фактор / Пер. с ашл. A.C. Щеброва. М.: Транспорт, 1986. — 262 с.
    73. Подготовка летного экипажа: отггамизация работы экипажа в кабине (CRM) и летная подготовка в условиях, приближенных к реальным (LOFT) / Циркуляр ИКАО 217-AN/32 Монреаль, Канада, 1989. — 72 с.
    74. В. А., Ворона А. А, Алешин С. В. Применение технических средств обучения для развития пространственных представлешш у операторов подвижных объектов // Эргономика. Вып. 1.1987. С. 85−93.
    75. В. А., Лапа В. В. Профессия летчик. — М.: Воениздат, 1985. -136 с.
    76. Т., Стюарт И. Теория катастроф и ее приложения. М.: Прогресс, 1994.-344 с.
    77. Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздупшыми судами в Российской Федерации / Утверждены Постановлением Правительства Российской авиации 18.06.98. М.: Авиаиздат, 1998.-140 с.
    78. Приобретение знаний. Перевод с яп. / Ред. Осуга С, Саэни Ю. М.: Мир, 1990. — 304 с.
    79. Программа подготовки летного состава на воздушных судах транспортной авиации ГА. М.: Воздушный транспорт, 1992. -144 с.
    80. Руководство по летной эксплуатации самолета Ан-24. М.: Воздупшый транспорт, 1983.
    81. А. Я. Автоматизированные обучаюпще системы. М.: Изд-во МВТУ, 1981.-354 с.
    82. CRM России: тренинг сильного командира (пятая редакция). Методическое пособие по проведению тренинга (часть четвертая) / Сост.: А. В. Мали-шевский, И. Ф. Михайлик СПб.: Академия ГА, НЛМК. ЦСПАП, 2000. — 89 с.
    83. Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2001. — 350 с.
    84. Системно-информационный анализ процессов управления / Горский Ю. М. -Новосибирск: Наука. Сиб. Отделетше, 1988. -327 с.
    85. Совершенствование профессиональной подготовки летного и диспетчерского составов / Г. В. Коваленко, Г. А. Крыжановский, H.H. Сухих, Ю.Е. Хо-рошавцев- Под ред. Г. А. Крыжановского, М.: Транспорт, 1996. — 320 с.
    86. H.H. Экспертные системы средство информащюнной поддержки принятия решения экипажем самолета. — С-ПБ.: О-ВО «Знание» РСФСР, ЛО, ЛДНТП, 1991.-24С.
    87. Тренажерные системы / Под ред. В. Е. Шукшунова, М.: Мапшностроение, 1981.-256 с.
    88. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ: Пер. с англ./ Дж.-О. Киш, Ч. У. Мьюллер, У. Р. Клекка и др.- Под ред. И. С. Ешокова. М.: Финансы и статистика, 1989. — 215 с.
    89. И. Е. Человек как звено следящей системы. М.: Наука, 1981. -288 с.
    90. В.В. Психологические основы формирования производственных умений и навыков. М.: Высшая писола, 1980. — 112 с.
    91. В. Д. Деятельность и способности. М.: Изд. корпорация «Логос», 1994. — 320 с.
    92. В. Д. Психологический анализ деятельности (системно-генетический подход). Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1979. 92 с.
    93. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. — 512 с.
    94. Т.Б., Феррелл У. Р. Системы человек машина: Модели обработки информации, управления и принятия решений человеком — оператором: Пер. с англ./ Под ред. К. В. Фролова. — М.: Мапшностроение, 1980. — 400 с.
    95. К. А. Безопасность полетов в центре внимания во всем мире // Еженедельник авиации и космической технологии / Издание на русском языке — февраль 1997. — С. 10−14.
    96. В. Статистические модели способностей человека-наблюдателя вспоминать и опознавать возбуждающие образы. М.: Мир. 1964. — С. 17−19.
    97. Atkinson R. C, Shiffiin R. M. Human memory: A proposed system and its control processes. In: K. W. Spence, J. T. Spence, (Eds.). The psychology of learning and motivation. Vol. n. New York, Academic Press, 1968.
    98. Eysenck H. Y., Eysenck S. D. G. Manual of the Eysenck personality. London Press, London G. B., 1964. — 648 p.
    99. Gagne R. M."Muitaiy training and principles of learning. American Psychologist 17. 1962.-P. 83−91.
    100. Hale A. R., Glendon A. J. Individual Behaviour in the Control of Danger. Elsevier, Amsterdam. 1987.
    101. Hubbard E. The Cognition Stress System: Attitudes, Beliefs and Expectations / In. P. L. Pice: Stress and Health Books / Cole Publishing Company, Pacific Grove. California. 1992. P. 61−84.
    102. John E. R. Mechanisms of memory. N. Y.: Academic Press. 1967.
    103. Knowles W. B. Operator loading tasks // Human Factors 5.1963. P. 151−161.
    104. O’Hare D., Wiggins M., Batte R., Morrison D. Cognitive failure analisis for aircraft accident investigation // Ergonomics. 1994. Vol. 37. № 11. P. 1855−1869.
    105. Roland P. E. Cortical organization of voluntary behavior in man // Human Neurobiol. 4. 1985. P. 155−167.
    106. Roland P. E. Somatotopical tuning of postcentral gyrus during focal attention in man. A regional cerebral blood flow study // Journal of Neurophysiology. 1981.
    107. Shififrin R. M., Schneider W. Controlled and automatic information processing: n. Perceptual learning, automatic attending, and a general theory // Psychological Rewiew. 84.1977. P. 127−139.
    108. Thom R. Topological models in biology // Topology. 1969 — v. 8 — p. 313 336.
    Заполнить форму текущей работой