Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Коммуникационный менеджмент во внешней политике Франции в конце XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С одной стороны, ВКМ позволил усилить идеологическую составляющую французской внешней политики. В противовес американской стратегии доминирования Франция предлагает собственное видение мирового порядка, в основе которого лежит утверждение системы международных отношений, базирующейся на главенстве международного права и роли ООН как международного арбитра и способной обеспечить равноправный… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Коммуникационный менеджмент в системе международных политических коммуникаций
    • 1. Генезис, эволюция и современное состояние коммуникационного менеджмента как управленческой дисциплины
    • 2. Становление внешнеполитического коммуникационного менеджмента как одного из направлений государственного коммуникационного менеджмента
    • 3. Особенности управления информационно-коммуникационным процессом в международном политическом пространстве
  • Глава II. Система внешнеполитического коммуникационного менеджмента Франции и ее основные структурные элементы
    • 1. МИД Франции как главный элемент системы внешнеполитического коммуникационного менеджмента Франции
    • 2. Роль государственных СМИ в системе внешнеполитического коммуникационного менеджмента Франции
    • 3. Цели и средства коммуникационного менеджмента французской внешней разведки
    • 4. Значение репутационного менеджмента экономических и культурных достижений в системе внешнеполитического коммуникационного менеджмента Франции
  • Глава III. Коммуникационный! менеджмент на основных направлениях внешней политики Франции в 90-е годы XX века
    • 1. Коммуникационный менеджмент в политике Франции в Европейском
  • Союзе
    • 2. Коммуникационный менеджмент в политике Франции в ее бывших колониях и заморских владениях
    • 3. Коммуникационный менеджмент в отношениях Франции с Россией, США и Китаем

Коммуникационный менеджмент во внешней политике Франции в конце XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В предлагаемом вниманию исследовании анализируется система внешнеполитического коммуникационного менеджмента Франции, а также средства и технологии коммуникационного менеджмента, применявшиеся на основных направлениях внешней политики Франции в 90-е годы XX века.

Одним из факторов развития1 внешнеполитического коммуникационного менеджмента* в конце XX века стал особый исторический контекст, обусловленный переходом от индустриального общества к информационному. В отношениях между субъектами международной политики повышается значение коммуникационных технологий, которые все чаще используются в целях управления целевыми аудиториями. Способность государства эффективно использовать такие параметры как государственные имидж и репутация становится одним из средств, политического влияния. Стремление участников международных политических отношений управлять деятельностью друг друга посредством обеспечения* системного контроля над информационным пространством становится фактором общественно-политического развития. Этим обусловлена значимость изучения коммуникационного менеджмента (КМ), в рамках исторической науки.

Развитию КМ во внешней политике, помимо историко-экономического контекста, способствовали геополитические изменения начала 1990;х годов. После распада СССР немалую роль в обеспечении лидерских позиций Соединенных Штатов в глобальной политике и экономике сыграла системная.

В настоящем исследовании используется ряд определений коммуникационного менеджмента, среди которых наиболее ёмким представляется определение, рассматривающее КМ как «профессиональное управление людьми и капиталами посредством коммуникаций» (Е.Н.Пашенцев). Опираясь на него, автор дает собственное определение внешнеполитического коммуникационного менеджмента: это управление деятельностью участников международных политических отношений (государств и неправительственных структур, международных организаций, транснациональных корпораций) посредством системного использования коммуникационных технологий с целью обеспечения внешней политики государства. коммуникационная поддержка, направленная на распространение американских ценностей. Это способствовало повышению роли КМ во внешнеполитических стратегиях европейских партнеров США.

Помимо вышеназванных объективных факторов развития внешнеполитического коммуникационного менеджмента (ВКМ) в конце XX века во Франции создались внутренние предпосылки для его становления. Коллапс биполярной системы международных отношений заставил Францию пересмотреть свою внешнюю политику, которая прежде часто использовала тактику «лавирования» между двумя сверхдержавами в своих национальных интересах. В поисках нового средства, способного компенсировать ее относительно слабый экономический и политический ресурсы, Франция обращается к ВКМ, видя в нем возможность обеспечить себе новые преимущества в международной политической конкуренции.

С одной стороны, ВКМ позволил усилить идеологическую составляющую французской внешней политики. В противовес американской стратегии доминирования Франция предлагает собственное видение мирового порядка, в основе которого лежит утверждение системы международных отношений, базирующейся на главенстве международного права и роли ООН как международного арбитра и способной обеспечить равноправный диалог между государствами. Главной площадкой для реализации этих идей становится Европейский Союз, который является олицетворением французского представления о мировом порядке, построенном не по иерархической, а по эгалитарной модели. Активно участвуя в европейском строительстве, Франция широко использует такие средства ВКМ как пропаганда, РБ1, репутационный менеджмент и др. Данные средства, направленные на повышение престижа ЕС как политического и экономического мирового центра, косвенно способствовали продвижению французской идеологии и делали французскую внешнюю политику привлекательной для других стран. С другой стороны, ВКМ дал Франции возможность эффективно развивать свои нематериальные активы (имидж державы с глобальными интересами и репутацию успешного международного политического посредника), что позволило осуществлять управление целевыми аудиториями на новом уровне, качественно превосходящем традиционную пропаганду времен холодной войны.

В связи с этим опыт независимой внешней политики Франции и ее коммуникационного сопровождения в 1990;е годы приобретает особую актуальность. Именно Франции удалось противодействовать американской экспансии, при этом находя общие точки для сотрудничества с этой страной.

Необходимо отметить, что французский опыт использования коммуникационных средств и технологий во внешней политике далеко не ограничивается 90-ми годами XX века. Коммуникационная составляющая исторически являлась одним из системообразующих измерений внешней политики Франции, которая имеет многовековую традицию позиционирования себя как страны с глобальной прозелитической миссией. Началом этой традиции можно считать Французскую революцию 1789 г., давшую французам знаменитую Декларацию прав человека и гражданина. Принципы, изложенные в Декларации, позволяли французским властям насаждать французский образ жизни за пределами Франции. При этом, если в эпоху Наполеона Бонапарта Франция предлагала подвластным странам «антифеодальные» ценности (отмену сословий, церковной десятины и др.), то в постбиполярную эпоху она предлагает миру собственную концепцию мирового устройства, являющуюся альтернативой Pax Americana. Таким образом, развитие понимания французов о себе как о нации, способной нести свои ценности миру, интересно именно в историческом контексте. Этим обусловлен выбор ВКМ Франции в качестве предмета исследования настоящей работы.

Под системой ВКМ в данном исследовании мы будем понимать комплекс находящихся во взаимной связи элементов (государственных органов и негосударственных институтов, материальных средств и технологий), обеспечивающих управление целевыми аудиториями и их капиталами.

Взаимосвязь элементов системы ВКМ основана на общем для них качествевсе они необходимы для ее успешного функционирования.

В отличие от более разработанной тематики коммуникационного менеджмента во внутренней политике государств и бизнесе, тема ВКМ только сегодня начинает вызывать интерес исследователей. Поэтому на настоящий момент преобладают исследования, посвященные отдельным аспектам КМ во внешней политике государств, и практически отсутствуют исследования, в которых ВКМ рассматривается как система. Малая степень изученности ВКМ как научной дисциплины и профессиональной деятельности придает особое значение исследованию данного направления в коммуникационном менеджменте.

Проведенный анализ литературы показал, что существующие страноведческие работы уделяют внимание изучению лишь отдельных инструментов ВКМ Франции, относящихся, как правило, к области открытых коммуникаций (РЫ, пропаганда, лоббирование, технологии использования СМИ и Интернета и др.). При этом наблюдается отсутствие исследований, посвященных феномену закрытых коммуникаций*, и, тем более, отсутствуют работы, предлагающие интегрированный подход к историческому анализу использования «открытых» и «закрытых» коммуникаций во французской внешней политике. Следовательно, исторический контекст развития системы французского ВКМ в 1990;е годы представляется недостаточно изученным, что также определяет актуальность выбранной темы. Под закрытыми коммуникациями, как правило, понимается вид непубличных коммуникаций, использующих сложные системы, включающие латентные цепочки воздействия на целевые аудитории с целью достижения результатов в материальной сфере, выгодных для коммуникатора. К непубличным коммуникациям наряду с закрытыми относятся приватные, секретные, специальные и другие виды коммуникаций. Для закрытых коммуникаций характерно использование коммуникационных технологий, широко применяемых в деятельности спецслужб и частично в практике лоббирования, таких как: технологии дезинформации, антипереговорные стратегии, нейролингвистическое программирование, коммуникационно-психологические аспекты вербовки и работы с ключевыми лицами принятия решений и др.

Практическая значимость изучения ВКМ объясняется несколькими причинами. Во-первых, она связана с противоречием между потребностью в ВКМ и злоупотреблениями его средствами (манипулирование общественным мнением, применение технологий «черного» РЫ и др.). Одним из последствий таких злоупотреблений на государственном уровне является появление «разочарованности» электората и целевых групп общественности за рубежом. В результате неэтичного использования коммуникационных технологий в политике деятельность государства становится неподконтрольной общественности внутри страны и «непрозрачной» для целевых аудиторий за ее пределами. Последнее отрицательно сказывается на международном имидже и репутации государства. Второй причиной является возросшая роль коммуникационных технологий в области государственной безопасности. Здесь ВКМ может способствовать защите населения от нежелательного информационного воздействия извне. Данная сторона практической деятельности в рамках ВКМ приобрела особую актуальность в связи с возникновением феномена информационных войн и расширением практики их применения в конце XX века.

Актуальность темы

исследования определяется не только ее значением для изучения исторического развития системы ВКМ Франции и ее современного состояния. Она также определяется возможностью использования опыта Франции применительно к современным реалиям российской внешней политики. Сегодня она нуждается в разработке единой системы, способной обеспечить комплексное применение коммуникационных технологий для достижения стратегических целей.

Объект исследования.

Объектом исследования является внешняя политика Франции на основных ее направлениях (политика Франции в Европейском Союзе, отношения с ведущими внеевропейскими державами, а также с ее бывшими колониями).

Выбор внешнеполитической деятельности французского государства в качестве объекта исследования обусловлен уникальностью опыта Франции в международной деятельности, ее способностью приспосабливаться к жестким политическим условиям, разрабатывать оригинальные внешнеполитические стратегии и находить удачные дипломатические решения. Все эти особенности французской внешней политики ярко проявились в 90-е годы XX века, когда Франция сумела адаптироваться к произошедшим в Европе геополитическим изменениям и стала страной, наиболее активно участвовавшей в европейском строительстве, стремясь при этом быть инициатором и лидером всех политических процессов. Способность гибко реагировать на вызовы времени делают французскую внешнюю политику особенно интересным объектом изучения.

Предмет исследования.

Предметом исследования является коммуникационный менеджмент во внешней политике Франции, его развитие и состояние, как части общегосударственного коммуникационного менеджмента.

Хронологические рамки исследования.

В работе рассматривается коммуникационный менеджмент во внешней политике Франции в период с 1991 по 2000 гг.

Начальной датой изучаемого периода представляется целесообразным считать 1991 г., поскольку в этот год прекращает свое существование биполярная политическая система, и Франция больше не может строить свою внешнюю политику исходя из контекста противостояния двух сверхдержав. С другой стороны, она получает уникальную возможность проявить собственную инициативу. В поисках новых средств, способных обеспечить ей конкурентные преимущества во внешней политике, Франция обращается к более активному использованию технологий ВКМ, что создает серьезные стимулы для его развития.

Кроме того, начало 90-х ознаменовалось изменением принципов ведения информационных войн*. Война в Персидском заливе заставила Францию провести реформу вооруженных сил (1996г.) с акцентом на высокие технологии, неотъемлемой части и залога развития ВКМ.

Выбор хронологических рамок исследования также обусловлен рядом событий, показательных для развития ВКМ Франции. Среди них выделяются основание в 1991 г. Французской ассоциации консалтинга по вопросам лоббирования и общественных связей (l'Association Francaise des Conseils en Lobbying et affaires publiques), провозглашающей в качестве одной из своих целей обеспечение «концентрации и присутствия своих профессионалов при французских органах государственной власти и институтах Европейского союза», а также создание в октябре 1995 г. сайта МИД Франции, занимающего особое место среди аналогичных ресурсов сети Интернет и называющегося «витриной министерства и всей Франции».

Двухтысячный год также является рубежным, поскольку к концу 1990;х годов во Франции возникло понимание значения вопросов, касающихся области коммуникации, во внешней политике государства. Вступление в силу 1 января 1998 г. закона о регулировании телекоммуникаций способствовало «продвижению интерактивных телесервисов» с целью «распространения культуры». Военная реформа 1996 г. была направленна, в частности, на адаптацию армии к киберугрозам. Реформа французской внешней разведки (1996г.) также была связана с необходимостью усиления коммуникационной составляющей в ее работе. В 1996 г. ответственность за обеспечение информационной безопасности была возложена на Генерального секретаря по национальной обороне, подчиняющегося премьер-министру. К концу 1990;х гг. Данные изменения были связаны не только с использованием спутниковых технологий для нейтрализации деятельности противника, но и с резким повышением роли СМИ в создании так называемой псевдореальности, позволяющей качественно повысить эффективность управления целевыми аудиториями.

1997 г.) обретает четкие формы французская концепция «нового оперативного искусства», уделяющая особое внимание применению информационного оружия в психологическом воздействии на население нападающей и защищающейся сторон. Развитие НИОКР в области коммуникаций было предусмотрено в законе о военном планировании на 1997;2002 гг., направленном на увеличение национального и общеевропейского потенциала информационного оружия. Принятие закона способствовало созданию новых центров военной промышленности, которое началось в июне 1997 года.

Внешним фактором, определившим двухтысячный год как завершение этапа формирования системы ВКМ во Франции, стал новый политический контекст, связанный с террористическими атаками 11 сентября 2001 г. Этот контекст заставил ведущие мировые державы, в том числе и Францию, переосмыслить свои коммуникационные стратегии с учетом того факта, что терроризм становится основным средством информационного воздействия во внешней политике.

Кроме того, серьезным фактором (который, однако, выходит за непосредственные хронологические рамки настоящего исследования), определившим конец XX века в качестве рубежной даты, является изменение концептуального оформления французской внешней политики в 2002 г., что было связано с избранием нового президента. Новая политика, во многом связанная с отказом от голлистских ориентиров предшественников Николя Саркози, потребовала изменения содержания коммуникационного сопровождения, что может стать предметом самостоятельных исследований.

Цель и задачи исследования

.

Цель настоящей диссертационной работы состоит в том, чтобы на основе комплексного рассмотрения ВКМ Франции, выяснить основные тенденции и эффективность применения технологий КМ во французской внешней политике в 1990;е годы. В рамках основной цели работы предстоит решить следующие задачи:

• определить основные направления внешней политики Франции;

• определить цели и задачи ВКМ;

• проанализировать системное применение средств и технологий ВКМ во внешнеполитической деятельности Франции в 1990;е гг.;

• рассмотреть технико-организационные основы, формы и методы применения коммуникационного менеджмента, используемые.

Францией во внешней политике 1990;х годов.

Методология исследования.

Методология исследования основана на принципах научной объективности и системности, которые предполагают, что все процессы рассматриваются в контексте конкретной исторической ситуации, а факты и события анализируются в совокупности, а не отдельно друг от друга. Важнейшее значение при этом имел принцип историзма, который дает возможность установить, учитывая историческую ситуацию, причинно-следственные связи, проследить определенные тенденции и закономерности, сделать конкретные выводы и обобщения.

В качестве общенаучного метода познания в работе использовался содержательно-аналитический подход (выявление содержания изучаемого предмета с учетом совокупности его элементов, взаимодействий между ними, их характера, обращения к фактам, анализу и синтезу теоретических заключений).

При исследовании данной темы применялись следующие исторические методы:

• описательно-повествовательный;

• сравнительно-исторический;

• статистический (описательная статистика).

Исторический подход позволил рассмотреть генезис, эволюцию и современное состояние ВКМ как направления общего коммуникационного менеджмента, выявить научные предпосылки его зарождения, исторические этапы его развития, проблемы и основные тенденции и направления в его эволюции во Франции.

В качестве приемов исследования использовались:

• теоретический анализ научной литературы по истории, политологии, коммуникационному менеджменту, теории коммуникации и др.;

• анализ ВКМ Франции как практической деятельности в конкретный исторический период, синтез теоретической и практической информации в области исследования и её обобщение.

Степень научной разработанности темы.

По избранной теме в отечественной историографии нет обобщающих трудов. Литературу, в которой отражены проблемы, являющиеся предметом исследования данной работы, можно подразделить на четыре тематических раздела.

Раздел, посвященный внешней политике Франции в 1990;е годы, представляют работы отечественных и зарубежных авторов, затрагивающие вопросы внешней политики французского государства в конце XX века. Из современных исследований отечественных авторов выделяется работа Е. О. Обичкиной, в которой предлагается объяснение деятельности французской дипломатии с точки зрения ее собственной «концепции мирового порядка"1. Активное изучение проблем новейшей истории Франции ведется в Институте Европы РАН (в Центре французских исследований). Из исследований ИЕ РАН, использовавшихся в настоящей работе, выделяется монография под редакцией.

1 Обичкина Е. О. Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире. М., 2004.

2 Франция. В поисках новых путей / Под ред. Ю. И. Рубинского. М., 2007; Европейский Союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития / Под ред. Ю. А. Борко и О. В. Буториной. М., 2001; Европейский Союз: Справочник-путеводитель / Под ред. О. В. Буториной и др. М.,.

Ю.И.Рубинского «Франция. В поисках новых путей», авторы которой делают попытку «подвести предварительный итог исследованиям новых процессов в жизни этой традиционно дружественной нам великой европейской державы». Работы авторов монографии охватывают период конца XX — начала XXI вв. и включают раздел, посвященный собственно внешней политике Франции начиная с эпохи президентства Ф. Миттерана, в котором особое внимание уделяется роли Франции в европейских интеграционных процессах и французской политике в ее бывших колониях.

Вопросы внешней политики Франции на различных ее направлениях также рассматриваются в ряде исторических работ1.

Работы англоязычных авторов, посвященные этой теме, представляют собой аналитическое исследование различных направлений французской внешней политики в конце XX века. В настоящем исследовании были использованы работа американского политолога Дэвида Белла «French politics» today", в которой отдельная глава посвящена вопросам французской внешней политики в конце XX века1, коллективная* монография под редакцией Кристофера Хилла «The actors in Europe’s foreign policy», одна из частей которой «посвящена внешней политике Франции времен президентства Франсуа Миттерана, и коллективная монография под редакцией Сабрины Рамэ «Coming in from the Cold War: changes in U.S.-European interactions since 1980», в которой внешняя политика Франции рассматривается сквозь призму трансатлантических отношений после окончания холодной войны2. Несмотря на то что для работ американских и британских исследователей порой характерен чрезмерно субъективный взгляд на французскую внешнюю.

2003; Европейский Союз: факты и комментарии. Выпуски 5−19. / под ред. Ю. А. Борко и др. 1996;2000.

1 Арзаканян М. Ц. Политическая история Франции XX века. М., 2003; Смирнов В. П. Франция в XX веке. М., 2001; Арзаканян М. Ц., Ревякин А. В., Уваров П. Ю. История Франции. М., 2007.

2 The actors in Europe’s foreign policy / Ed. by Christopher Hill. London, 1996; Coming in from the Cold War: changes in U.S.-European interactions since 1980 / Ed. by Sabrina P. Ramet, Christine Ingebritsen. Oxford, 2002; Bell D. S. French politics today. N.Y., 2002. политику, их ценность для настоящего исследования заключается в том внимании, которое их авторы уделяют коммуникационному аспекту внешнеполитической деятельности Франции.

Из французских исследований в настоящей работе использовались: монография С. Берштайна и П. Милза, один из параграфов которой посвящен внешней политике Франции во время первого президентского срока Ж. Ширакаколлективная монография под редакцией К. Розана и В. Розу, в которой описывается природа внешней политики в конце XX века, на примере моделей различных стран, в том числе и Францииработа Г. Робэна, одна из частей которой посвящена идеологическому обоснованию внешней политики Франции и др1.

Раздел работ по коммуникационному менеджменту включает работы отечественных и зарубежных исследователей данного вида управления и уделяет особое внимание ВКМ как одному из его направлений.

Одной из первых работ, посвященных КМ, стало диссертационное исследование Т. М. Орловой, которое внесло серьезный вклад в определение роли КМ в экономике и бизнесе. В работе A.C. Орлова предпринимается попытка обобщения всех средств управления, относящихся к области коммуникаций, в рамках КМ .

Среди зарубежных теоретиков КМ, проследивших динамику развития коммуникационных дисциплин, общую тенденцию к их интеграции в рамках КМ, следует назвать Рэя Майкла («Реклама и коммуникационный менеджмент») и Джеймса Грюнига («Мастерство в паблик релейшнз и коммуникационном менеджменте»). Также выделяется монография под редакцией Беттеке ван Рулер «Паблик релейшнз и коммуникационный.

1 Berstein S., Milza P. Histoire de la France au XXe siecle: Tome 5, De 1974 a nos jours. P., 2006; Roosens C., Rosoux V. La politique etrangere: le modele classique a l’epreuve. Bruxelles, 2004; Robin G. Entre empire et nations: penser la politique etrangere. P., 2004.

2 Орлова T. M. Коммуникационный менеджмент в управлении экономическими системами: Дис. докт. экон. наук. М., 2002; Орлов А. С.

Введение

в коммуникационный менеджмент. М., 2005. менеджмент в Европе", освещающая опыт КМ не только в странах западной, но и восточной Европы1. При этом следует отметить, что данные авторы анализируют опыт применения КМ только в области внутренней экономической и политической жизни стран, не рассматривая практику ВКМ. В совместной работе Дж. и Л. Грюниг и Д. Дозье, рассматривается практика применения КМ в США, Канаде и Великобритании на корпоративном уровне. КМ на уровне государственной внутренней и внешней политики также остается за рамками исследования.

В настоящее время наблюдается повышение интереса к изучению роли КМ в международной политике. Изучению данного направления КМ посвящены л работы как российских, так и зарубежных ученых. Системному анализу применения технологий КМ во внешней политике также посвящен ряд диссертаций4. Так, попытка представить всесторонний анализ применения технологий КМ во внешней политике США была сделана в диссертационном исследовании Т. В. Щербаковой «Коммуникационный менеджмент во внешней политике США в конце XX века (1990;е г. г.)». Диссертационное исследование О. С. Полуниной «Становление и развитие современной системы связей с общественностью в Великобритании 1992;2005 г. г.» представляет интерес с.

1 Ray Michael L. Advertising and Communication Management. Prentice Hall College, 1981; Excellence in Public Relations and Communication Management / Ed. by James E.Grunig. N.J., 1992; Ruler Betteke van, Vercic Dejan. Public Relations and Communication Management in Europe. Mouton Publishers, 2004.

2 Grunig Larissa A., Grunig James E., Dozier David M. Excellent Public Relations and Effective Organizations: A Study of Communication Management in Three Countries. Lawrence Erlbaum Associates, 2002.

Коммуникационный менеджмент в мировой политике и бизнесе / Под ред. Е. Н. Пашенцева. В 2-х т.т. М., 2007; Коммуникационный менеджмент как новый фактор мировой политики и международных отношений / Под ред. Е. Н. Пашенцева. М.: 2007; Щербакова Т. В. Внешняя политика США 90-х годов XX века: коммуникационный аспект. М., 2006; The rising role of communication management in world politics and business / Ed. by Evgeny Pashentsev and Greg Simons. Moscow, 2009.

4 Щербакова Т. В. Коммуникационный менеджмент во внешней политике США в конце XX века (1990;е г. г.): Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 2006; Полунина О. С. Становление и развитие современной системы связей с общественностью в Великобритании 1992;2005 г. г.: Дис.. канд. ист. наук. М., 2008. точки зрения исследования ВКМ, поскольку систему британского РЯ можно рассматривать как часть более комплексной системы ВКМ Великобритании.

Раздел, посвященный исследованию отдельных методов информационного воздействия на сознание людей и современным информационным технологиям. Это работы отечественных и зарубежных авторов, обративших внимание на психологические1, социологические2, политологические3 и другие аспекты информационного воздействия. Среди исследований, посвященных психологическому аспекту информационного воздействия, выделяется блок работ, касающихся феномена маркетинговых коммуникаций4. Изучению практики использования информационно-коммуникационных технологий в политике посвящены исследования, затрагивающие проблематику информационных войн5. В данный блок включены как труды основоположников данного направления (Э. Тоффлер), так и более поздние исследования, посвященные роли информационных войн в государственной информационной политике и сопровождении военных операций. Среди.

1 Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб, М., 2002; Грачев Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. http://www.library.cjes.ru/online/?bid=193.

2 The communication of ideas / Ed. by L. Bryson. N.Y., 1948; Речевая коммуникация в современном обществе / Под ред. JI. В. Минаевой. М., 2002.

3 Политические коммуникации / Под ред. А. И. Соловьева. М., 2004; Соловьев А. И. Политическая теория, политические технологии. М., 2003; Политическая имиджелогия / Под ред. А. А. Деркача, Е. Б. Перелыгиной и др. М., 2006; Комаровский В. С. Связи с общественностью в политике и государственном управлении. М., 2001; Сухотерин JL, Юдинцев И. Информационная работа в государственном аппарате. М., 2007; Pye L. Political Communicaton // The Blackwell Encyclopedia Political Institutions. OxfordN.Y., 1987; Nye, J.S., Jr. Soft power: The means to success in world politics. N.Y., 2004.

4 Почепцов Г. Г. PR для профессионалов. M., 1999; Пашенцев Е. H. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики. М., 2002; Шарабарина Н. Э. Коммуникации в системе «Паблик Рилейшнз»: модели функционирования и типологические характеристики текстов: Дис. канд. филол. наук. М., 2004; Барнет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход. СПб, 2001; Bernays Е. L. The later years. Public relations insights 1956;1986. Rhinebeck, 1986; Cutlip S.M. a.o. Effective public relations. Englewood Cliffs, 1994.

5 Почепцов Г. Г. Информационные войны. M., 2001; Манойло А. В., Петренко А. И., Фролов Д. Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. М., 2007; Toffler A. War and anti-war. Survival at the dawn of the 21st century. L., 1993; Berkowitz B. The New Face of War: How War Will be Fought in the 21st Century. N.Y., 2003; Jensen О. E. Information warfare: principles of third-wave war // Airpower Journal. Winter 1994. отечественных исследований ' по этой теме следует отметить работы Г. Г. Почепцова «Информационные войны», коллективную монографию Манойло А. В., Петренко А. И. и Фролова Д. Б. «Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны».

Использование в настоящей работе исследований, посвященных практике лоббирования1 в политической сфере, позволило составить более глубокое представление о природе КМ, предполагающей интеграцию как открытых, так и закрытых коммуникаций, что наглядно демонстрируется на примере лоббистской деятельности.

Раздел исследований по истории развития и применения отдельных элементов внешнеполитического колшуникационного менеджмента Франции в конце XX века позволяет проследить развитие этого вида управления. В этом разделе следует отметить работу Т. Ю. Лебедевой2, посвященную практике, концепциям и тенденциям развития паблик релейшнз во французской политике. Характерной особенностью работы является рассмотрение специфики французского PR в контексте его отличий от англо-саксонской и латинской традиций коммуникации. о.

Среди работ французских исследователей выделяются монографии Ф.-Б. Ига, посвященные использованию коммуникационных технологий в конце XX века с учетом опыта Франции. Исследованию практики применения коммуникационных технологий в информационных войнах посвящена работа К. Арбюло, в которой автор делает попытку определить коммуникационную стратегию Франции в условиях глобализационных процессов. В контексте страноведческого аспекта также интересна работа Ф. Жере «Demain la guerre»,.

1 Белоусов А. Б. Лоббизм как политическая коммуникация. Екатеринбург, 2005; Чиркунова М. В. Роль политики ЕС в повышении конкурентоспособности европейских предприятий: Дис. канд. экон. наук. М, 1993.

2 Лебедева Т. Ю. Искусство обольщения: паблик рилейшнз по-французски. М., 1996.

3 Huyghe F.-B. Maitres du faire croire. De la propagande a l’influence. P., 2008; Huyghe F.-B. Quatrieme guerre mondiale. Faire mourir et faire croire. P., 2004; Harbulot C., Pichot-Duclos J. La France doit dire non. P., 1999; Gere F. Demain la guerre. Paris, 1997. посвященная анализу способности Франции реагировать на изменения принципов ведения войны в конце XX столетия.

Специфике функционирования французских СМИ, в том числе и в контексте внешней политики, посвящен ряд диссертационных исследований, монографических работ и материалов научных конференций1.

При анализе системы ВКМ Франции конца XX века автором в основном использовалась литература начала XXI века в виду почти полного отсутствия исследований по КМ во французской внешней политике, датированных 90-ми годами XX века. Автор также использовал материалы франкоязычных сайтов для описания структуры системы ВКМ Франции конца XX века. Эти материалы в основном представляют собой различные исторические справки, опубликованные на сайтах французских властей, государственных институтов и организаций, позволяющие судить о развитии ВКМ.

Проведенный анализ литературы показал, что при наличии значительного большинства работ, посвященных управленческой роли коммуникации в области бизнеса и политики, внешнеполитический КМ остается сравнительно мало исследованной областью.

Источниковая база диссертационного исследования.

В работе использовались следующие источники:

• Опубликованные официальные документы и материалы:

— законодательные акты2,.

— информационные, справочные и аналитические издания французских.

1 Быкова А. С. Массмедиа стран-членов Европейского Союза: политико-правовое регулирование содержания информации: Автореф. дис.. канд. полит, наук. СПб, 2004; Гачечиладзе И. И. Телевидение Франции в контексте национальной культурной политики: Дис.. канд. филол. наук. М., 2006; Кирия И. В. Телевидение и интернет Франции на пути к информационному обществу. М., 2005; Les medias et la mondialisation: nouveaux territoiresnouveaux enjeux / Conference scientifique international: Resumes des communications. Mastere franco-russe de journalisme, Faculte de journalisme, Universite d’Etat Lomonossov (MGU), Moscou, 2004.

2 Loi de reglementation des telecommunications n° 96−659 du 26 juillet 1996. властей, государственных институтов и организаций1- доклады депутатов Национального собрания Франции и парламентских комиссий2 (посвященные аудиовизуальной внешней политике Франции, роли информационных и коммуникационных технологий в обеспечении конкурентоспособности Франции на мировом рынке, проблемам европейской и национальной и безопасности и др. На основе этих документов можно определить основные области и тенденции применения средств и технологий ВКМ Франции в 90-е годы XX века.

• Мемуары и биографии политических деятелей .

• Материалы Международного центра социально-политических исследований и консалтинга, Центра коммуникационного менеджмента Российско-немецкой высшей школы управления Академии народного хозяйства при Правительстве РФ4, отражающие различные аспекты роли КМ во внешнеполитической деятельности.

• Статьи в периодических изданиях французских государственных.

1 Guide de la politique etrangere et de securite commune (PESC) / Ministere des affaires etrangeres, Service de la politique etrangere et de securite commune, 2006; Petit guide de la politique eropeenne de securite et de defense (PESD) / Representation permanente de la France aupres de l’Union Europeenne a Bruxelles, 2005. Migration et phenomenes migratoires. Flux financiers, mobilisation de l’epargne et investissement local / L’Agence Francaise de Developpement, 2004.

2 Kergueris J. Medias (Audiovisuel exterieur). Avis n°102, T. VIII (2008;2009) / Commission des affaires etrangeres. 20 novembre 2008; Cerisier-ben Guiga M. Action exterieure de l’Etat (rayonnement culturel et scientifique). Avis n°102, T. II (2008;2009) / Commission des affaires etrangeres. 20 novembre 2008; Joyandet A., Herisson P., Tiirk A. L’entree dans la societe de l’information. Rapport d’information n°436 / L’Office parlementaire d’evaluation des choix scientifiques et technologiques. Mission commune d’information. 6 fevrier 1997; Laffitte P. L’entree dans la societe de l’information. Conclusions du rapporteur. Rapport d’information n°213 / L’Office parlementaire d’evaluation des choix scientifiques et technologiques. 6 fevrier 1997; Serusclat F. Les nouvelles techniques d’information et de communication pour la vie des hommes: l’homme cybernetique? Rapport d’information n°232, tome I / L’Office parlementaire d’evaluation des choix scientifiques et technologiques. 9 mars 1995; Romani R. Cyberdefense: un nouvel enjeu de securite nationale. Rapport n° 449 (2007;2008) / Commission des affaires etrangeres. 8 juillet 2008 и др.

3 Жискар д’Эстен В. Французы. Размышления о судьбе народа. М., 2004; Саркози II. Мое мнение. Франция, Европа и мир в XXI веке. СПб, 2009.

4 Электронное досье МЦСПИК «Информационные войны в бизнесе и политике" — документы и материалы электронного досье ЦКМ АНХ при Правительстве РФ «Коммуникационный менеджмент в мировой политике и бизнесе». органов1, содержащие аналитическую информацию и интервью представителей власти и позволяющие судить о применении средств и технологий ВКМ Франции.

• Общественно-политические публикации ведущих французских газет и журналов за период с 1991 по 2000 гг.2, позволяющие судить о степени использования СМИ в целях ВКМ.

• Французские Интернет-ресурсы: официальные сайты французских государственных органов3, а также организаций, деятельность которых связана с тем или иным аспектом ВКМ4.

Новизна исследования.

Комплексный анализ коммуникационного менеджмента во внешней политике Франции в конце XX века в отечественной историографии проведен впервые. Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

• определены цели, задачи и основное содержание ВКМ Франции в рассматриваемый период;

• дана подробная характеристика основных элементов системы ВКМ Франции и проанализировано функциональное значение соответствующих государственных и негосударственных структур;

• проведен системный анализ роли ВКМ в достижении внешнеполитических целей;

1 Журналы: «Лабель Франс» («Label France»), выпускаемый МИД Франции, «Армэ д’ожурдюи» («Armees d’Aujourd’hui»), выпускаемый Министерством обороны Франции.

2 Le Monde, Le Monde Diplomatique, Le Point.

3 Сайт МИД Франции, сайт Министерства обороны Франции, сайт Министерства культуры и коммуникации Франции, сайт Постоянного представительства Франции в ЕС, сайт посольства Франции в России, сайт Генерального управления внешней безопасности Франции и др.

4 Сайт Французской ассоциации консалтинга по вопросам лоббирования и общественных связей, сайт агентства EuroMediations, сайт Международной организации Франкофонии, сайт Французского альянса и др.

• введено в научный оборот большое количество источников и литературы, ранее не использовавшихся в отечественной исторической науке.

Научно-практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость исследования.

• результаты проведенного в теоретической части исследования анализа этапов развития КМ и основных теоретических подходов к изучению КМ как самостоятельной части теории управления обогащают теорию коммуникационного менеджмента и могут быть использованы в дальнейших исследованиях в этой области;

• анализ системы ВКМ Франции, а также тенденций его использования на основных направлениях французской внешней политики в конце XX века является основой для прогнозирования возможных внешнеполитических коммуникационных стратегий как Франции, так и других стран, обладающих развитой системой ВКМ;

• анализ практики использования средств и технологий КМ в рамках внешнеполитической деятельности Франции позволяет судить о степени их эффективности, выявлять наиболее эффективные из них, а также находить из числа последних наиболее приемлемые для тех или иных условий международной политической конъюнктуры.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что:

• ее результаты могут быть использованы специалистами соответствующих российских министерств и ведомств на различных направлениях внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, а также в учебном процессе — на занятиях и факультативах по новейшей истории, международным отношениям, коммуникационному менеджменту, связям с общественностью, медиаобразованию, и другим дисциплинам в вузах и учреждениях дополнительного образования, в системе профессионального экономического образования, а также на факультетах профессиональной переподготовки и повышения квалификации- • материалы и результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных пособий по КМ, рекомендаций для обучающихся и преподавателей.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в публикациях1 и выступлениях автора на научных конференциях (VIII Международная научная конференция «Общественная коммуникация и глобализация», София, май 2005 г.- 4-й Конвент Российской ассоциации международных исследований «Пространство и время в мировой политике и международных отношениях», МГИМО, сентябрь 2006 г.- «XX век и< современность: проблемы демократии и свободы выбора», МГПУ, декабрь 2006 г., международной конференции. «Ломоносов 2010» в МГУ им. М. В. Ломоносова.

Структура работы.

Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Содержание диссертации.

1 Карбасова О. В. Коммуникационный менеджмент внешней политики Франции в Европейском союзе // Коммуникационный менеджмент в мировой политике и бизнесе / Под ред. Е. Н. Пашенцева. T. I. М., 2007; Reputation management of the economic and cultural progress of France: objectives, methods and results // The rising role of communication management in world politics and business / Ed. by E. Pashentsev and G.Simons. Moscow, 2009; Коммуникационный менеджмент в деятельности французской внешней разведки в 90-е годы XX века // Вестник МГОУ, серия «История и политические науки». М., 2009. № 3 и др.

Во введении обоснованы актуальность темы, научная новизна и практическая значимость, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, дается характеристика источников, содержится обзор литературы.

Первая глава диссертации посвящена роли КМ в системе международных политических коммуникаций. Автор подробно рассматривает процесс зарождения, эволюции и становления КМ с целью определить его место в современной науке об управлении.

Вторая глава посвящена анализу системы ВКМ Франции и ее основных структурных элементов, среди которых наиболее подробно рассматриваются соответствующие управления и подразделения МИД Франции (Управление по коммуникации и информации, пресс-служба МИД, Постоянное представительство Франции в ЕС), служба внешней разведки (Генеральное управление внешней безопасности) и ее подразделения, деятельность которых связана с ВКМ (Центр управления чрезвычайными ситуациями, Отдел по борьбе с терроризмом, оперативный, разведывательный и стратегический отделы, Служба технической разведки и радиоперехвата и др.) и государственные СМИ (информационное агентство «Франс-Пресс», телесеть ТУ5 и международное французское радио КР1).

В третьей главе представлен анализ функций КМ, а также его средств и технологий, применявшихся на основных направлениях внешней политики Франции в 90-е годы XX века — в Европейском Союзе, в ее бывших колониях (в первую очередь африканских) и заморских владениях, а также в ее отношениях с Россией, США и Китаем.

В заключении диссертационного исследования подведены итоги и сформулированы основные выводы исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Развитие ВКМ в конце XX века было обусловлено создавшимся спросом на применение КМ-технологий со стороны государственной власти и крупного бизнеса, в сфере внешней политики и международных отношений. Высокий спрос объясняется постоянно возраставшей в 1990;е годы конкурентностью международного политического пространства. Последняя, в свою очередь, была связана с геополитическими изменениями в Европе после распада биполярной системы, процессами глобализации, растущей ролью информационного пространства в различных областях человеческой деятельности. Данные условия заставляли политических игроков искать новые конкурентные преимущества, которые могли предоставить им доступ к механизмам принятия решений на международном уровне. В конце XX века ВКМ оказался средством, способным обеспечить такие преимущества.

В результате проведенного нами исследования была достигнута цель диссертационной работы: на основе комплексного рассмотрения ВКМ Франции выяснить основные тенденции и эффективность применения технологий КМ во французской внешней политике в 1990;е годы.

На основе изложенного и проанализированного в диссертации фактического материала можно прийти к следующим выводам:

Рассмотренная практика применения коммуникационных средств и технологий позволила определить структуру системы ВКМ Франции 1991 — 2000 гг. Ее основными элементами являлись соответствующие управления и подразделения МИД Франции (Управление по коммуникации и информации, пресс-служба МИД, Постоянное представительство Франции в ЕС и др.), служба внешней разведки (Генеральное управление внешней безопасности) и ее подразделения, деятельность которых связана с ВКМ (Центр управления чрезвычайными ситуациями, Отдел по борьбе с терроризмом, оперативный, разведывательный и стратегический отделы, Служба технической разведки и радиоперехвата и др.) и государственные СМИ (в первую очередь, информационное агентство «Франс-Пресс», телесеть ТУ5 и международное французское радио КР1).

Автор подчеркивает, что система ВКМ Франции не ограничивается вышеназванными элементами. Она способна включать в себя дополнительные элементы в зависимости от поставленных целей. Так, к системе ВКМ Франции можно отнести различные лоббистские агентства и ассоциации, занимающиеся продвижением интересов французской экономики и бизнеса на международном уровне. Автор приходит к выводу о том, что в 1990;е гг. ВКМ Франции представлял собой развитую систему, в которой деятельность государственных органов сочеталась с использованием других средств коммуникационного обеспечения внешней политики.

Деятельность, осуществляемая с помощью системы ВКМ, в 1990;е годы была направлена на решение ряда вопросов, требовавших не только дипломатических усилий и зависевших не только от экономического потенциала страны, но и от умения обеспечить общественную поддержку внешнеполитических инициатив на международном уровне. Эти вопросы были неразрывно связаны с проблемами, решаемыми в рамках трех основных направлений внешней политики Франции, и предполагали выполнение таких задач как: укрепление французского государства как европейского лидера, сохранение позиций Франции в бывших колониях, создание наиболее выгодных условий для продвижения французских политических интересов (нередко тесно связанных с интересами бизнеса), создание идеологической базы для претерпевших изменения политических отношений и др.

Автор приходит к выводу о том, что применение средств и технологий КМ во французской внешней политике осуществлялось с целью воздействия на международных партнеров Франции для достижения необходимых ей результатов. Ситуационное применение технологий ВКМ могло носить реагирующий характер и быть направленным на демонстрацию отношения.

Франции к тому или иному политическому событию и интерпретацию этого отношения для различных целевых аудиторий (сдержанность в оценке события, критическое отношение, осуждение, солидарность, поддержка, признание или непризнание и т. п.). С другой стороны, средства и технологии ВКМ могли использоваться с целью предварительной организации информационного пространства для обеспечения необходимого восприятия события общественным мнением.

Однако, несмотря на широкое употребление в целях ситуационного управления, основным предназначением ВКМ является управление стратегическое. В случае Франции одной из стратегических задач ВКМ в 1990;е гг. являлось повышение привлекательности ее внешней политики в глазах международных партнеров с целью обеспечить поддержку французских политических инициатив и тем самым увеличить политический вес Франции на мировой арене. Для достижения этой стратегической цели Франция наиболее активно использовала репутационный и имидж-менеджмент (для формирования репутации эффективного политического посредника, способного обеспечить успешное решение международных проблем, развития собственного имиджа как высокотехнологичной державы и др.) в сочетании с методами пропаганды, направленной на распространение французского представления о мировом порядке, отличном от иерархичной модели, предлагаемой США.

Автор также делает вывод о том, что закрытые технологии, использовавшиеся в рамках ВКМ Франции в исследуемый период, применялись в основном для решения ситуационных задач, связанных с областью разведки (предоставление французским фирмам информации, дающей им конкурентные преимущества в борьбе за международные контракты и др.) и лоббирования. Такое использование закрытых коммуникационных технологий, по мнению автора, отнюдь не говорит об их операциональном характере и предназначении, т. е. способности применяться только в конкретных ситуациях и невозможности использоваться в целях стратегического управления. Область коммуникационной безопасности является той сферой, где закрытые технологии могут служить стратегическим целям ВКМ: защите населения от негативного воздействия извне с целью манипуляции общественным мнением (путем контроля за распространением слухов, нейтрализации манипуляций в СМИ и др.).

Анализ внешнеполитической деятельности французского государства в 1990;е годы привел автора к выводу о том, что системная работа по ВКМ в рамках вышеназванных функций позволяла Франции разрабатывать оригинальные коммуникационные решения, позволяющие сглаживать противоречия, поддерживать постоянный диалог с «неудобными» партнерами, формировать необходимое общественное мнение как внутри страны, так и за ее пределами. Это позволило Франции создать себе репутацию международного посредника, обладающего уникальными связями и возможностями.

Автор также приходит к выводу о том, что, несмотря на широкое применение ВКМ, недостаточный уровень развития высоких технологий во Франции (по сравнению с США) был причиной отставания французского государства от Соединенных Штатов в области информационных войн. Пример применения США информационного оружия во время войны в Персидском заливе заставил Францию осознать эту проблему. В 1990;е годы принимается ряд мер реформационного характера, направленных на повышение уровня применяемых коммуникационных технологий. Среди них обращают на себя внимание военная реформа 1996 г., направленная на адаптацию армии к киберугрозам, усилия по развитию использования Интернет-пространства во внешней политике, повышенная активность Франции в вопросах обеспечения коллективной безопасности в Европе, реформирование основных принципов работы французской внешней разведки, связанных с использованием коммуникационных ресурсов, распространение практики лоббирования в отстаивании интересов Франции на международном уровне и др. Развитие.

НИОКР в области коммуникаций было предусмотрено в законе о военном планировании на 1997;2002 гг., направленном на увеличение национального и общеевропейского потенциала информационного оружия. Принятие закона способствовало созданию новых центров военной промышленности, которое началось в июне 1997 года. Тот факт, что в 1996 г. ответственность за обеспечение информационной безопасности была возложена на Генерального секретаря по национальной обороне, подчиняющегося премьер-министру, говорит о том значении, которое придавалось вопросам, касающимся области коммуникации, во внешней политике государства в конце XX века.

Отвечая на вопрос о том, была ли успешна деятельность по ВКМ Франции в 1990;е годы, автор не дает однозначного ответа. В работе помимо примеров эффективного использования коммуникационных технологий приводятся и примеры неудачного ВКМ. Наличие как положительных, так и отрицательных примеров, говорит о том, что в 1990;е годы система французского ВКМ переживает процесс становления и развития, что невозможно без относительно высокой доли неудач.

Однако, несмотря на то что в исследуемый период ВКМ Франции на различных направлениях ее внешней политики видел и взлеты, и падения, благодаря широкому использованию средств ВКМ Франция приобрела уникальный опыт, в том числе и в области ведения информационных войн, сопровождающих не только экономические, но и военные конфликты (как, например, во время участия Франции в информационной кампании, сопровождавшей косовский кризис). Данный факт при наличии соответствующей технической базы, сопоставимой с американской, способен в перспективе упрочить положение Франции в числе лидеров по применению коммуникационных технологий в целях управления.

Способность оценить собственные успехи и неудачи, умение адаптироваться к вызовам нового времени характерно для политического истеблишмента Франции. Повышенное внимание к использованию средств.

ВКМ в 1990;е гг. указывает на то, что французская внешняя политика, как и всегда на протяжении своего исторического развития, демонстрирует большую адаптивность к меняющимся условиям и учитывает все факторы, способные повысить успешность реализуемой в ее рамках деятельности.

Успешность применения ВКМ в 1990;е гг. создала серьезные основания для использования данного вида управления в XXI веке. Террористические атаки И сентября 2001 г. создали новый политический контекст, в котором КМ становится незаменимым средством решения управленческих задач в области внешней политики. Противостояние между Вашингтоном и исламскими террористами легло в основу «четвертой мировой войны», в которой основным оружием стали терроризм как средство информационного воздействия и СМИ как источник фабрикуемой «другой реальности"1. В новых условиях, когда «защита и управление информацией становятся реальным фактором влияния"2, ВКМ позволяет осуществлять систематическую и планомерную работу по предотвращению информационных атак и управлению противником в ходе информационной войны, а также предоставляет средства ситуационного реагирования на возникающие кризисные ситуации.

Реакцией французского государства на новые вызовы времени стало обновление прежней военной доктрины от 1994 г., изложенной втак называемой «Белой книге». В 2008 г. спустя четырнадцать лет с момента ее появления возникает новый государственный документ по вопросам обороны, в котором огромное значение придается разработке стратегий участия Франции в информационных войнах. Среди причин, вызвавших необходимость создания новой концепции национальной безопасности Франции, называются принципиально новые угрозы, создавшиеся в XXI веке и не учитывавшиеся в «Белой книге» 1994 года. В числе этих угроз наряду с глобальными климатическими изменениями, возникновением пандемий, распространением.

1 См.: Huyghe F.-B. Quatrieme guerre mondiale. Faire mourir et faire croire. P., 2004.

Ministere de la Defense. [Электронный pecypc]. URL: http://www.defense.gouv.fr/livreblanc/lesreperes/lenouvelenvironnementgeostrategique/lagu erreinformatiquel/laguerreinformatique (дата обращения: 09.05.2010). баллистического оружия называются атаки на системы информации и коммуникации1. В качестве источников последних указываются в первую очередь «государства и негосударственные транснациональные группы"2.

Под негосударственными политическими акторами понимаются, прежде всего, неправительственные организации, крупнейшие медиа-холдинги, частные военные организации (societes militaires privees) и криминал. Влияние этих акторов учитывалось с точки зрения их способности управлять общественным мнением и оказывать давление при принятии политических решений. В деятельности медиа-холдингов особое внимание уделяется их способности формирования общественного мнения по поводу «легитимности военных интервенций» и создания так называемых «эффектов Си-Эн-Эн и Аль-Джазиры» как следствия влияния СМИ. Среди криминальных организаций в качестве основного источника опасности рассматривается международный терроризм. Потенциальными объектами террористических атак в XXI веке, согласно «Белой книге», являются «системы производства и транспортировки углеводородов, другие средства производства энергии, продовольственная система, а также системы информации, ставшие неотъемлемой частью человеческой деятельности"3.

Атаки на государственные системы информации могут привести к блокировке важной информации, физическому уничтожению (например, спутника или инфраструктур), утечке или изменению данных и т. п. и могут исходить не только от террористических организаций, но и являться результатом «разведывательной деятельности против Франции и Европы» с целью «получить закрытую или секретную информацию, касающуюся национальной стратегии безопасности, дипломатии, гражданских и военных технологий и стратегических планов предприятий"4. При этом, помимо атак на информационные системы, в деятельности иностранных разведок могут.

1 Le Livre Blanc. Paris, 2008. P. 14.

2 Ibid. P. 16.

3 Ibid. P.50.

4 Ibid. P.52. использоваться технологии дезинформации и дискредитации, направленные на «ослабление позиций предприятия или конкретного человека». В качестве средств борьбы с этой деятельностью в «Белой книге» предлагается развивать собственные службы разведки, а также осуществлять работу, выражающуюся в обеспечении «присутствия в СМИ и Интернете, развитии культуры предпринимательства, а также повышении уровня ответственности руководителей как государственных, так и частных структур"1.

Помимо угроз, исходящих от негосударственных акторов, в новой «Белой книге» описываются угрозы, исходящие от государств, на службе которых уже находятся технологии, заимствованные из области информационного пиратства, которые активно применяются в политике. Эти условия заставляют Францию переходить от «стратегии пассивной обороны к стратегии обороны активной, предполагающей внутреннюю защиту систем, постоянный мониторинг, быструю реакцию и ответную атаку». Кроме того, «внезапная и непредсказуемая природа информационных атак требует способности кризисного и пост-кризисного управления, гарантирующего непрерывность государственной деятельности, а также неотвратимость преследования и наказания агрессора"2.

В своей книге «Мое мнение. Франция, Европа и мир в XXI веке» президент Николя Саркози так комментирует активную политическую позицию Франции в решении вышеназванных вопросов: «Во всех этих ситуациях Франция действовала не одна и начинала не с нуля. Мы развивали успех, достигнутый другими. Однако во всех упомянутых случаях именно Франция взяла на себя инициативу и сыграла решающую роль. Я хочу подчеркнуть, что оказаться на первых ролях для нас не самоцельда мы и не собираемся вмешиваться во все ситуации без исключения. Мы занимаем активную позицию не для того, чтобы напомнить о своем существовании, но для того, чтобы принести пользу"3.

1 Ibid.

2 Ibid. P.53.

3 Саркози H. Мое мнение. Франция, Европа и мир в XXI веке. СПб, 2009. С. 13.

Несмотря на подчеркнутую незаинтересованность и отрицание стремления «оказаться на первых ролях», такая активная позиция, несомненно, приносит свои дивиденды, которые Франция умеет эффективно использовать в своей внешней политике. Участие Франции в решении международных и межнациональных конфликтов, а также кризисных политических ситуаций, соответствующим образом преподнесенное по различным информационным каналам, является частью ВКМ Франции, поскольку создает основу для формирования репутации международного политического посредника, чьи усилия могут стать решающими в достижении необходимого результата. Данная репутация открывает новые перспективы в политической деятельности: выдвижение политических инициатив и успешное их осуществление повышают политический авторитет Франции, что способствует получению ей статуса европейского лидера. Кроме того, выдвижение политических инициатив от имени Евросоюза означают для Франции возможность оказывать влияние в самых разных регионах мира.

Пример Франции демонстрирует, что ВКМ способствовал выведению французской внешней политики из тупика, в который она была поставлена после проведения референдума 2005 г., когда большинство французов высказалось против принятия Европейской конституции. Отказ французов принять Конституцию повлек за собой кризис идей европейской интеграции и поставил под вопрос жизнеспособность проекта объединенной Европы. Для Франции, которая всегда претендовала на роль автора этого проекта, роль «архитектора» Евросоюза, это означало кризис ее внешнеполитических планов.

Однако реакцией Франции не стал глубокий пессимизм: стремление реабилитироваться в глазах партнеров по ЕС, желание вернуть себе репутацию вдохновителя процессов европейского строительства подталкивало её к активным действиям. Страна должна была доказать свою способность вновь стать во главе интеграционных процессов в Европе. Поэтому ответом Франции стала новая инициатива по реорганизации ЕС. В феврале 2006 г. Франция начинает продвигать новый проект — упрощенный вариант конституции Европейского Союза, способный обеспечить его эффективное функционирование. Франция сумела обеспечить своему проекту широкую международную поддержку. В результате, на заседании Совета Европы в июне 2006 г. упрощенный вариант конституции был принят всеми членами ЕС.

По мнению Н. Саркози, автора предложения об упрощенном договоре, «Это хороший пример возвращения Франции в Европу: во-первых, в основу обновления Евросоюза легла идея, предложенная Францией, а во-вторых, на заседании Совета Европы Франция сыграла решающую роль: мы убедили наших партнеров, в том числе и самых сомневающихся, поддержать идею упрощенного договора"1.

Говоря о будущем КМ во’внешней политике Франции, следует указать на те области, в которых его применение представляется наиболее необходимым. Прежде всего, это вопросы, связанные с дальнейшим развитием ЕС. По этим вопросам политика Франции в первое десятилетие XXI века характеризуется четкой позицией. Франция отрицательно смотрит на дальнейшее расширение Евросоюза, особенно за счет вступления в него Турции, способной разбалансировать основы европейской интеграции и «размыть» саму идею ЕС как нового «полюса силы».

Для отношений Франции и России в начале XXI века характерно стремление к развитию сотрудничества в самых различных областях, среди которых, по словам премьер-министра Франции Ф: Фийона, находятся не только ставшие традиционными энергетика и космическая отрасль, но и информационные технологии2.

Ярким примером сотрудничества Франции и России по международным вопросам явилась разработка плана Медведева-Саркози (во французской.

1 Саркози Н. Указ. соч. С. 16.

2 Le role de l’Etat moderne dans une economie de marche responsable / Discours du Premier ministre, Francois Fillon. Seminaire de Iaroslavl. 14 septembre 2009. L’ambassade de la France en Russie. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ambafrance-ru.org/francerussie/spip.php?article7677 (дата обращения: 12.05.2010). дипломатии — le plan Sarkozy-Medvedev), участие в которой принесло несомненные преимущества для обеих сторон с точки зрения ВКМ. Для России это демонстрация доброй воли и желания сотрудничества по дипломатическому урегулированию конфликта. Для Франции, по словам министра иностранных дел Франции Б. Кушнера, это стало еще одним поводом продемонстрировать от лица всего Евросоюза «политический и дипломатический динамизм, который всеми приветствовался» и позволил французской дипломатии показать, что «она озабочена многими проблемами и находится в центре этих проблем"1.

В будущем, принимая во внимание огромное значение для французских производителей и инвесторов растущих рынков, таких как российского и китайского, ВКМ способен сыграть серьезную роль в экономическом сотрудничестве Франции с этими странами. Учитывая, что одним из следствий экономического кризиса 2008 года стало падение уровня потребления и обострение конкурентной борьбы, ВКМ способен в этих условиях обеспечить дополнительные конкурентные преимущества французскому бизнесу и способствовать расширению французского присутствия на этих рынках в посткризисный период.

В дальнейшем в связи с возрастанием роли коммуникационной составляющей во внешнеполитической деятельности государств значение ВКМ будет увеличиваться. Франция, несомненно, входит в число стран, которые, отвечая на вызовы XXI века, активно используют ВКМ, видя в нем залог эффективного решения международных конфликтов и политических кризисов, успешного развития экономического сотрудничества, а также фактор обеспечения государственной безопасности. ВКМ способен обеспечить адекватное реагирование на вызовы, диктуемые новыми политическими условиями, а также придать французской внешней политике динамизм и привлекательность для политических партнеров.

1 Interview de M. Bernard Kouchner a la radio «Echo de Moscou» (1er octobre 2009) / L’ambassade de la France en Russie. [Электронный pecypc]. URL: http://'www.ambafrance-ru.org/francerussie/spip.php?article7783 (дата обращения: 12.05.2010).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Документы и материалы
  2. Bidard-Reydet D. Les measures financieres et techniques accompagnant la reforme des structures economiques et sociales dans le cadre du partenariat euro-mediterraneen (MEDA) / Rapport n°322 (1999−2000). Commission des affaires etrangeres. 3 mai 2000.
  3. Cerisier-ben Guiga M. Action exterieure de l’Etat (rayonnement culturel et scientifique) / Avis n°102, T. II (2008−2009). Commission des affaires etrangeres. 20 novembre 2008.
  4. Dossier DGSE // Armees d’Aujourd’hui. № 276 dec. 2002 — janv. 2003.
  5. Guide de la politique etrangere et de securite commune (PESC) / Ministere des affaires etrangeres, Service de la politique etrangere et de securite commune, 2006.
  6. Joint doctrine for informational operations. Department of defense, USA. 1998.
  7. Migration et phenomenes migratoires. Flux financiers, mobilisation de l’epargne et investissement local / L’Agence Francaise de Developpement, 2004.
  8. Petit guide de la politique eropeenne de securite et de defense (PESD) / Representation permanente de la France aupres de l’Union Europeenne a Bruxelles, 2005.
  9. Romani R. Cyberdefense: un nouvel enjeu de securite nationale / Rapport n° 449 (2007−2008). Commission des affaires etrangeres. 8 juillet 2008.
  10. Serusclat F. Les nouvelles techniques d’information et de communication pour la vie des hommes: l’homme cybernetique? / Rap port d’information n°232, tome I. L’Office parlementaire d’evaluation des choix scientifiques et technologiques. 9 mars 1995.
  11. The International CIIP Handbook 2004: An inventory and analysis of protection policies in fourteen countries. Zurich, 2004.1. Мемуары
  12. Жискар д’Эстен В. Французы. Размышления о судьбе народа. М.: Ладомир, 2004.
  13. Н. Мое мнение. Франция, Европа и мир в XXI веке. СПб: Александрия Симпозиум, 2009.1. Справочные издания
  14. Европейский Союз: факты и комментарии. Выпуск 5. Июль-сентябрь 1996. / под ред. Ю. А. Борко, В. В. Журкина, В. Г. Шемятенкова. Институт Европы РАН, Ассоциация Европейских исследований. М., октябрь 1996.
  15. Л.М. Коммуникативистика и средства информации. Англорусский толковый словарь концепций и терминов. М.: Издательство МГУ, 2004.
  16. Философский словарь/Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987.
  17. Франция: Справочное издание МИД Франции. М.: ЗАО «Интердиалект+», 1999.1. Монографии и сборники
  18. М. Ц. Политическая история Франции XX века. М.: Высшая школа, 2003.
  19. М. Ц., Ревякин А. В., Уваров П. Ю. История Франции. М.: Дрофа, 2007.
  20. Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход. СПб: Питер, 2001.
  21. А. С. Международный менеджмент. М.: Экономистъ, 2007.
  22. А. Б. Лоббизм как политическая коммуникация. Екатеринбург: УрО РАН, 2005.
  23. Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М.: Советское радио, 1968.
  24. Европейский Союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития / Под ред. Ю. А. Борко и О. В. Буториной. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  25. А. Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера РЯ. СПб: Изд-во Буковского, 1995.
  26. И. В. Телевидение и интернет Франции на пути к информационному обществу. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005.
  27. Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под общ. ред. В. С. Комаровского. М.: изд-во. РАГС, 2001.
  28. Коммуникационный менеджмент / Под ред. В. М. Шепеля. М.: Гардарики, 2004.
  29. А. В. Основы информационного менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2001.
  30. А. В., Петренко А. И., Фролов Д. Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. М.: Горячая линия Телеком, 2007.
  31. Н. Де Голль. М.: Изд-во Эксмо, 2003.
  32. Моро-Дефарж Ф. Введение в геополитику. М.: Конкорд, 1996.
  33. К. Г. Россия и последние войны XX века (1989−2000). К истории падения сверхдержавы. М.: Вече, 2002.
  34. Е. О. Франция в по исках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире. М.: МГИМО, 2004.
  35. А. С. Введение в коммуникационный менеджмент. М.: Гардарики, 2005.
  36. Е. Н. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики. М.: Издательство «Финпресс», 2002.
  37. Политическая имиджелогия / Под ред. Деркача А. А., Перелыгиной Е. Б. и др. М.: Аспект Пресс, 2006.
  38. Политические коммуникации / Под ред. А. И. Соловьева М.: Аспект Пресс, 2004.
  39. Г. Г. Информационные войны. М.: АДЕФ-Украина, 2001.
  40. Г. Г. Теория коммуникации. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2001.
  41. Речевая коммуникация в современном обществе / Под общ. ред. JI. В. Минаевой. М.: НОПАЯЗ, 2002.
  42. В. П. Франция в XX веке. М.: Дрофа, 2001.
  43. А. И. Политическая теория, политические технологии. М.: Аспект Пресс, 2003.
  44. Сухотерин JL, Юдинцев И. Информационная работа в государственном аппарате. Электронный pecypcj. URL: http://www.smi-nn.ru/?id=7556 (дата обращения: 04.11.2009).
  45. Е.Тарашвили. Связи с общественностью в государственных структурах. Электронный ресурс. .URL: http://www.pressclub.host.ru/techn15.htm (дата обращения: 05.11.2009).
  46. Франция. В поисках новых путей / Под ред. Ю. И. Рубинского. Институт Европы РАН. М.: Издательство «Весь Мир», 2007.
  47. Р. Психология массовых коммуникаций / 4-е международное издание. СПб: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, Издательский дом НЕВА, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  48. П. А. Политическая социология международных отношений. М.: Радикс, 1994.
  49. Т. В. Внешняя политика США 90-х годов XX века: коммуникационный аспект. М.:БРФГТЗ «Слово», 2006.
  50. Bell D. S. French politics today. N.Y., 2002.
  51. Berkowitz В. The New Face of War: How War Will be Fought in the 21st Century. New York, 2003.
  52. Bernays E.L. The later years. Public relations insights 1956−1986. Rhinebeck, 1986.
  53. Berstein S., Milza P. Histoire de la France au XXe siecle: Tome 5, De 1974 a nos jours. P., 2006.
  54. Corning in from the Cold War: changes in U.S.-European interactions since 1980 / Ed. by Sabrina P. Ramet, Christine Ingebritsen. Oxford, 2002.
  55. Cutlip S.M. Effective public relations. Englewood Cliffs, 1994.
  56. Denton R.E., Woodward G.C. Political Communication in America. N.Y., 1990.
  57. Excellence in Public Relations and Communication Management / Ed. by James E. Grunig. N.J., 1992.
  58. Gere F. Demain la guerre. Paris, 1997.
  59. Grunig Larissa A., Grunig James E., Dozier David M. Excellent Public Relations and Effective Organizations: A Study of Communication Management in Three Countries. Lawrence Erlbaum Associates, 2002.
  60. Huyghe, F.-B. Maitres du faire croire. De la propagande a l’influence. P., 2008.
  61. Huyghe, F.-B. Quatrieme guerre mondiale. Faire mourir et faire croire. P., 2004.
  62. Nye, J. S., Jr. Soft power: The means to success in world politics. New York, 2004.
  63. Ray Michael L. Advertising and Communication Management. Prentice Hall College, 1981.
  64. Roosens C., Rosoux V. La politique etrangere: le modele classique a l’epreuve. Bruxelles, 2004.
  65. Ruler Betteke van, Vercic Dejan. Public Relations and Communication Management in Europe. Mouton Publishers, 2004.
  66. The actors in Europe’s foreign policy / Ed. by Christopher Hill. London, 1996.
  67. The communication of ideas / Ed. by L. Bryson. N.Y., 1948.
  68. The rising role of communication management in world politics and business / Ed. by Evgeny Pashentsev and Greg Simons. Moscow, 2009.
  69. Toffler A. War and anti-war. Survival at the dawn of the 21st century. L., 1993.
  70. Turner С. Trans-European telecommunication networks: the challenges for industrial policy. L., 1997.1. Статьи
  71. M. Иммиграционная политика Франции: выводы и уроки для России. Электронный ресурс. URL: antropotok.archipelag.ru/text/al72.htm (дата обращения: 06.03.2010).
  72. Т. М. Социальная коммуникация и фундаментальная социология на рубеже XXI века // Вестник МГУ. Сер. Социология и политология, 1999. № 4.
  73. К. П. Внешняя политика Франции в эпоху «неоголлизма» // Мировая экономика и международные отношения, 2004. № 1.
  74. Имидж Франции" PR на государственном уровне. Электронный pecypc. URL: http://b2blogger.com/pressroom/release/937.html (дата обращения: 17.11.2009).
  75. В. Разведка Франции не на высоте // Независимая газета. 28.12.1999. Электронный ресурс. URL: www.ng.ru/world/1999−12−28/6france.html (дата обращения: 01.04.2010).
  76. JI.B. Основы лингвоимиджелогии // Речевая коммуникация в современном обществе / Под общ. ред. JI. В. Минаевой. М.: НОПАЯЗ, 2002.
  77. И. А. У бизнес-разведки — глубокие корни / Частный охранный бизнес. 2006. № 1.
  78. И. А. Бизнес в горячих точках опыт стран Запада. Электронный ресурс. URL: http://www.it2b.ru/it2b3.view3.pagel87.html (дата обращения: 01.04.2010).
  79. Т.М. Коммуникация, информация, коммуникационный менеджмент. Электронный ресурс. URL: www.koism.rags.ru/publ/articles/18.php (дата обращения: 17.01.2010).
  80. Г. В. Политические коммуникации // Политическое обеспечение бизнеса / Под ред. Ю. С. Коноплина. М.: Изд-во МАИ, 1995.
  81. Г. Почувствуйте разницу. Между брендом, репутацией и имиджем. Электронный ресурс. URL: http://www.adme.ru/articles/2006/08/10/8111.html (дата обращения: 17.11.2009).
  82. R. Е. Public relations as a weapon of modern warfare // Public Relations Review. Summer 1991.
  83. Ruler, Betteke van. Communication management in the Netherlands // Public Relations Review. Winter 2000.
  84. Simons G. Propaganda in post-cold war conflict: Georgia-Russian War of 2008 // The rising role of communication management in world politics and business / Ed. by Evgeny Pashentsev and Greg Simons. Moscow, 2009.
  85. В. Г. Европейское сообщество в системе международных отношений: Дис.. докт. ист. наук. М., 1985.
  86. А. С. Массмедиа стран-членов Европейского Союза: политико-правовое регулирование содержания информации: Автореф. дис.. канд. полит, наук. СПб, 2004.
  87. И. И. Телевидение Франции в контексте национальной культурной политики: Дис.. канд. филол. наук. М., 2006.
  88. Т. М. Коммуникационный менеджмент в управлении экономическими системами: Дис. докт. экон. наук. М., 2002.
  89. О. С. Становление и развитие современной системы связей с общественностью в Великобритании 1992−2005 г.г.: Дис.. канд. ист. наук. М., 2008.
  90. Н. В. Роль и место агентства «Франс-Пресс» в мировых информационных процессах: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 2005.
  91. М. В. Роль политики ЕС в повышении конкурентоспособности европейских предприятий: Дис.. канд. экон. наук. М, 1993.
  92. Н. Э. Коммуникации в системе «Паблик Рилейшнз»: модели функционирования и типологические характеристики текстов: Д ис.. канд. филол. наук. М., 2004.
  93. Т. В. Коммуникационный менеджмент во внешней политике США в конце XX века (1990-е г. г.): Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 2006.1. Интернет-исто чники
  94. Интернет-сайт Сената Франции. Электронный ресурс. URL: www.senat.fr (дата обращения: 10.11.2009).
  95. Интернет-архив La documentation francaise. Электронный ресурс. URL: www.ladocumentationfrancaise.fr (дата обращения: 04.03.2010).
  96. Интернет-портал франко-германского сотрудничества. Электронный ресурс. URL: www. france-allemagne.fr (дата обращения: 25.10.2009).
  97. Интернет-сайт EuroMediations. Электронный ресурс. URL: http://www.euromediations.org/edito.htm (дата обращения: 29.01.2010).
  98. Интернет-сайт агентства «Франс-Пресс». Электронный ресурс. URL: www.afp.fr (дата обращения: 05.09.2009).
  99. Интернет-сайт Генерального управления внешней безопасности Франции. Электронный ресурс. URL: www.dgse.org (дата обращения: 11.05.2010).
  100. Интернет-сайт Национального центра космических исследований Франции (КНЕС). Электронный ресурс. URL: www.cnes.fr (дата обращения: 17.11.2009).
  101. Интернет-сайт Международной организации Франкофонии. Электронный ресурс. URL: www.francophonie.org (дата обращения: 05.09.2009).
  102. Интернет-сайт МИД Франции. Электронный ресурс. URL: www.diplomatie.gouv.fr (дата обращения: 16.08.2010).
  103. Интернет-сайт Министерства культуры и коммуникации Франции. Электронный ресурс. URL: www.culture.gouv.fr (дата обращения: 19.04.2010).
  104. Интернет-сайт Министерства обороны Франции. Электронный ресурс. URL: www.defense.gouv.fr (дата обращения: 09.05.2010)).
  105. Интернет-сайт посольства Франции в России. Электронный ресурс. URL: www.ambafrance.ru (дата обращения: 12.05.2010).
  106. Интернет-сайт Постоянного представительства Франции в ЕС. Электронный ресурс. URL: www.rpfrance.eu (дата обращения: 14.02.2010).
  107. Интернет-сайт Совета по аудиовизуальной политике Франции. Электронный ресурс. URL: www.csa.fr (дата обращения: 24.03.2010).
  108. Интернет-сайт Французского альянса. Электронный ресурс. URL: www.alliancefr.org (дата обращения: 26.11.2009).
  109. Интернет-сайт Французской ассоциации консалтинга по вопросам лоббирования и общественных связей. Электронный ресурс. URL: www.afcl.net (дата обращения: 29.01.2010).
  110. Интернет-сайт журнала «Франко-германский форум». Электронный ресурс. URL: www.leforum.de/fr (дата обращения: 13.02.2010).
  111. Франко-германский молодежный Интернет-портал Office franco-allemand pour la jeunesse. Электронный ресурс. URL: www.ofaj.org (дата обращения: 13.02.2010).
  112. Интернет-сайт French Intelligence Agencies. Электронный ресурс. URL: www.fas.org (дата обращения: 27.03.2010).
  113. Интернет-сайт Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ Polpred.com. Электронный ресурс. URL: www.polpred.ru (дата обращения: 20.04.2010).
Заполнить форму текущей работой