Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Движения под музыку в системе организации здорового образа жизни дошкольников в детском саду

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Программа социально-экономического развития нашей страны, гуманитаризация образования предусматривает разработку принципиально новых условий для свободного развития всех резервов физического и духовного становления личности. Существенная роль в этом принадлежит научно обоснованной организации здорового образа жизни в дошкольном учреждении. Именно в многообразии факторов, влияющих на состояние… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 1. Психофизиологические основы здорового образа жизни ребёнка
    • 2. Педагогические основы организации здорового образа жизни дошкольников
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДВИЖЕНИЙ ПОД МУЗЫКУ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
    • 1. Место и роль движений под музыку в общей системе организации здорового образа жизни ребенка
    • 2. Особенности содержания, форм, методов обучения дошкольников движениям под музыку в системе организации здорового образа жизни
    • 3. Основные показатели здоровья детей в ходе опытно-экспериментальной работы

Движения под музыку в системе организации здорового образа жизни дошкольников в детском саду (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для современного этапа развития нашего общества характерен процесс пересмотра ценностных оснований социального существования человека. Оптимизация общественной жизни России невозможна без граждан, которые могли бы активно строить свою собственную жизнь, возлагая за неё ответственность, прежде всего, на самих себя.

Появление таких людей связано с деятельностью всех социальных институтов воспитания, с одной стороны, и созданием, развитием социокультурной среды, с другой.

Возрастот трех до семи лет — важный период, в котором формируется человеческая личность и закладываются прочные основы здоровья. Задача укрепления здоровья детей дошкольного возраста является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма.

Это объясняется тем, что к ребенку для обеспечения высокого уровня интеллектуально-познавательного развития предъявляются высокие требования, реализовать которые может только здоровый дошкольник.

Программа социально-экономического развития нашей страны, гуманитаризация образования предусматривает разработку принципиально новых условий для свободного развития всех резервов физического и духовного становления личности. Существенная роль в этом принадлежит научно обоснованной организации здорового образа жизни в дошкольном учреждении. Именно в многообразии факторов, влияющих на состояние физического, психического и нравственного здоровья, на Физическое и духовное развитие детей, здоровый образ жизни играет ведущую роль. О его необходимости свидетельствуют данные о все ухудшающемся здоровье детей. Увеличивается количество легочных, аллергических заболеваний, нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения. Привычки к здоровому образу жизни, выработанные с детства, будут определять всю последующую жизнь человека.

Понятие «образ жизни» охватывает все сферы жизнедеятельности и поэтому рассматривается учеными в рамках многих научных дисциплин: философии, социологии, культурологии, педагогике, психологии и других отраслях познания.

Проблема здорового образа жизни начала наиболее активно разрабатываться с конца ?0-х годов в основном представителями медицины, которые рассматривали это понятие через взаимосвязи и взаимовлияния образа жизни и здоровья населения. Об этом говорит целый ряд работ отечественных и зарубежных ученых С Н. М. Амосов, И. И. Брехман, А. М. Изуткин, Г. И. Куценко, К. Купер, А. П. Лаптев, Ю. П. Лисицын, В. П. Петленко, Л. Г. Татарникова и др.).

Далее определились новые направления в исследовании здорового образа жизни: философско-социологическое и психолого-педагогическое.

Представители философско-социологического направления: П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, 0. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и другие рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть образа жизни личности и общества в целом.

Представители психолого-педагогического направления: Г. П. Аксенов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. 0. Мартынюк, Л. С. Ко-белянская и другие рассматривают образ жизни с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации.

Следует отметить, что резкой грани между философско-социоло-гическим, медико-биологическим и психолого-педагогическим направлениями не существует, т.к. они нацелены на одну социальную проблему — укрепление здоровья.

Большинство авторов включают в содержание здорового образа жизни такие компоненты, как рациональную организацию труда и отдыха, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, отсутствие вредных привычек.

Вопросы здоровья детей и организации их жизни были предметом исследования педагогов прошлого: Я. А. Коменского, Д. Локка, Ж. Ж. Руссо, отечественных ученых М. В. Ломоносова, И. И. Бецкого, Н. П. Гундобина, Н. И. Пирогова, П. Ф. Лесгафта, В. В. Гориневского и других. В начале XX века большой вклад в разработку этой проблемы внесли работы М. Монтессори, Р. Штейнера, С. Френе.

В современной педагогике эта проблема рассматривается многими отечественными исследователями: М. В. Антроповой, Е. А. Аркиным, И. А. Аршавским, Е. Н. Вавиловой, Ю. Ф. Змановским, Е. И. Иорданской, Д. В. Колесовым, Н. Н. Поддьяковым, А. Г. Хрипковой, Д. В. Хухлаевой, Л. И. Чулицкой и другими. В их работах поднимаются вопросы проведения активной оздоровительной работы среди дошкольников с использованием в режиме дня всех естественных факторов внешней среды, повышения двигательной активности детей, обеспечения максимального пребывания их на открытом воздухе, рационального, богатого витаминами питания, соблюдения санитарно-гигиенических требований.

Однако, в научной и методической литературе мы не находим рассмотрения понятия «здоровый образ жизни дошкольника», недостаточно освещены вопросы изучения полного комплекса организационно-педагогических условий здорового образа жизни детей в детском саду, недостаточно рассматриваются личностные, образовательные и воспитательные аспекты Формирования Физического, психического и нравственного здоровья, мало изучен вопрос влияния танцевальных и музыкально-двигательных упражнений на здоровье и развитие ребёнка.

Проведенный анализ показывает, что движения под музыку, танцы традиционно рассматривались в процессе музыкального воспитания детей в детском саду С Н. А. Ветлугина, А. Н. Зимина, Н. Г. Конорова, 0.П. Радынова, И. А. Румер и др.) как Фактор развития у детей музыкального восприятия, чувства ритма, темпа, развития творчества.

Однако, в отечественной и зарубежной литературе музыкальные движения не были предметом анализа как средства двигательной активности, несущего оздоровительную функцию. На наш взгляд, недостаточно изучена роль образного и сюжетно-игрового метода в обучении музыкальным движениям, в эстетическом и нравственном развитии личности. Проблема организации здорового образа жизни детей дошкольного возраста с использованием музыкально-двигательных упражнений в научной и методической литературе отражена недостаточно.

Все вышесказанное позволило нам выделить противоречия между:

— необходимостью изучения проблемы формирования физического, психического и нравственного здоровья развивающейся личности и недостаточной разработанностью вопроса организации здорового образа жизни дошкольников в детском саду;

— между глубоким изучением двигательной активности детей средствами физической культуры и спорта для оздоровления и развития детей и недостаточным рассмотрением этого вопроса с применением движений под музыку;

— между признанием необходимости проведения закаливания детей как основного составляющего компонента здорового образа жизни и недостаточным применением холодового воздействия природной среды.

Необходимость разрешения указанных противоречий определила актуальность нашего исследования.

Их разрешение, на наш взгляд, возможно при теоретическом обосновании и экспериментальной апробации новых педагогических условий организации здорового образа жизни детей в детском саду, что обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Движения под музыку в системе организации здорового образа жизни дошкольников в детском саду» .

Объектом исследования является процесс воспитания в дошкольном учреждении.

Предметом исследования — процесс организации здорового образа жизни дошкольников с использованием движений под музыку.

Цель исследования — разработать теоретико-методические основы применения движений под музыку в организации здорового образа жизни дошкольников.

В основу исследования была положена гипотеза согласно которой, движения под музыку способствуют организации здорового образа жизни дошкольников, если: учитываются психофизиологические основы здорового образа жизни детейразработаны педагогические основы организации здорового образа жизни ребенка;

— определено место, содержание, функции движений под музыку, методы воспитания и обучения этим движениям в общей системе здорового образа жизни дошкольников;

— разработаны научные основы и методические рекомендации по использованию движений под музыку в организации здорового образа жизни детей.

Задачи исследования:

— раскрыть психофизиологические основы здорового образа жизни дошкольников;

— обосновать педагогические основы организации здорового образа жизни дошкольников;

— обосновать место, содержание, функции движений под музыку, методы воспитания и обучения этим движениям в обшей системе здорового образа жизни ребенка;

— разработать научные основы и методические рекомендации по использованию движений под музыку в организации здорового образа жизни дошкольников;

— выявить экспериментальным путем и обосновать взаимосвязь состояния здоровья детей с движениями под музыку в комплексном педагогическом процессе организации здорового образа жизни детей в детском саду.

Методологической основой исследования являются философские положения о единстве биологического и социального в структуре личности, о ведущей роли деятельности и социокультурных условий в её формировании и развитииработы педагогов и психологов о Физическом, психическом и духовном развитии ребенка как неотъемлемой части всестороннего развития личностиосновные положения концепции дошкольного воспитанияфизиологическая концепция Формирования здоровья детей.

Специальную методологию исследования составляют системный и личностно-деятельностный подходы к изучению педагогических явлений, а также принцип единства исторического и логического в педагогическом познании, касающийся раскрытия природы личности как субъекта общественных отношений, носителя сознания, продукта общественного развития С Н. А. Бердяев,. К. Платонов, Д. Дьюи и др. 3- деятельности личности С А. П. Владиславлев, А. Гоймахер С Германия?, Р. Даве (Франция), А. И. Тонконогая и др.) — теории воспитывающего и развивающего обучения. Формирования личности в процессе деятельности С Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д.Б.Эльконин) — современные разработки педагогической науки в области здорового образа жизни, экологической культуры личности.

С Ю. П. Андреев, Б. Т. Лихачев, Л. Г. Татарникова, В. П. Петленко и др.) — в области педагогического мастерства С И. Я. Зязюн, В.А.Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, Н. Д. Никандров и др.) — работы по теории и методике педагогических исследований С В. И. Загвязинский, М. Н. Скаткин и др.) — теории педагогической технологии С В. П, Беспалько, А. С. Белкин, В. М. Коротов и др.).

В ходе исследования использовались различные научно-педагогические методы: теоретический анализ источниковизучение, обобщение массового педагогического опытаретроспективный анализ собственного педагогического опытаопытно-экспериментальная работа с использованием методов педагогического наблюдения, анкетирования, тестирования, видеозаписи, хронометража, медико-физиологических методов С антропометрию, пульсометрию и т. д.), методов математической статистики.

Изучение практики воспитательной работы и оздоровления детей осуществлялось на б, а з е детских садов N 98, 368, 386, 395 г. Самары. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в дошкольном учреждении N 407 Промышленного района г. Самары.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап С1988;1994гг.) — информационно-поисковый. Он был связан с изучением состояния исследуемой проблемы воспитания и развития здорового ребёнка и возможных путях её решения. Анализировалась философская, социологическая, психологическая и педагогическая литература, посвященная вопросам здорового образа жизни, изучалось состояние вопроса о музыкально-двигательной деятельности дошкольников в детском саду — осуществлялся практический поиск организационных Форм и методов здорового образа жизни дошкольников, содержания. Форм и методов воспитания и обучения музыкальным движениям в детском садуизучался педагогический опыт оздоровления детей и процесс формирования музыкально-двигательных навыков на музыкальных занятиях в дошкольных учреждениях.

Второй этап С 1994 — 1996гг.) — экспериментально-аналитический. На этом этапе проводилось углубленное теоретическое и экспериментальное изучение проблемы организации здорового образа жизни дошкольников с применением движений под музыкупроводилась опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий и заключительный срезы медико-педагогического исследования, разработку программы движений под музыку и включения её средств в различные формы организации здорового образа жизни детей, проводился сравнительный анализ эффективности организации здорового образа жизни дошкольников в разных условиях.

Третий этап С1996 — 199? гг.) — обобщающий, завершающий. Он включал анализ результатов исследования, обработку и внедрения их в практику дошкольных учрежденийоформление диссертации и программы движений под музыку дошкольников в детском саду.

Научная новизна:

— выявлена сущность здорового образа жизни дошкольников, которая рассматривается как совокупность Форм жизнедеятельности во взаимосвязи с окружающей средой С природными и социальными Факторами) и комплексом оздоровительных мероприятий, обеспечивающих положительно-эмоциональный фон во всех видах деятельности, гармоничное развитие духовных и физических сил ребенка на основе Формирования осознанного отношения к своему здоровью;

— определены педагогические основы его организации с применением движений под музыку;

— движения под музыку выделены в отдельную форму занятий и представлены как педагогическая дисциплина в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения;

— разработана авторская программа движений под музыку для дошкольников, обоснованы её содержание, формы и методы;

— определены и экспериментально обоснованы педагогические условия и механизм Формирования здорового образа жизни дошкольников с применением движений под музыку на основе русской национальной культуры и принципов природного оздоровления.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что на основе анализа зарубежного и отечественного опыта изучения организации здорового образа жизни, указаны основные закономерности, факторы, влияющие на Формирование здорового образа жизни дошкольникатеоретически обоснована программа движений под музыку как системообразующего элемента организации здорового образа жизни в детском саду.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что педагогические особенности организации здорового образа жизни дошкольников с применением движений под музыку стали составной частью в разработке программы по валеологии в дошкольном учрежденииразработана модель системы организации здорового образа жизни дошкольников, обеспечивающая высокий уровень мотивации детей на здоровый образ жизни, развитие их физического, духовного здоровья, которая может быть использована не только в детских садах, но и в семьях, во внеиь-кольных учреждениях.

Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций исследуемой проблемыприменением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных задачампоэтапным количественным и качественным анализом полученных данных и их математической обработкойведением педагогических исследований в единстве с практической деятельностью и ориентированных на неёсравнением результатов исследования с результатами других авторов и коллективоввнедрением в массовую практику дошкольных учреждений аргументированных выводов и выдвинутых теоретических положений.

Основные положения выносимые на защиту:

— целенаправленное использование педагогом движений под музыку способствует организации здорового образа жизни дошкольников;

— гармоничное сочетание движений и музыки на основе единения с природой и русской национальной культурой способствует духовному и физическому развитию детей, оказывает развивающее и образовательное воздействие;

— учет психофизиологических особенностей дошкольников — необходимое условие использования движений под музыку в организации здорового образа жизни детей;

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы в дошкольных учреждениях г. Самары, Самарской области. Основные теоретические положения и экспериментальные данные исследования освещались в докладах и тезисах на Всесоюзных, республиканских, областных научно-практических конференциях С Москва, 1989; Самара, 1993, 1995, 1996; Тольятти, 1992, 1995; Чебоксары, 1994) — в лекциях и семинарских занятиях для студентов Самарского государственного педагогического университета, для учителей Самарской области, работников детских садов на базе СИПКРО.

Разработанные автором идеи, принципы, технологии заложены в Общероссийскую программу «Развитие образования в России», в областную программу «Здоровье населения г. Самары». Результаты исследования внедрены в практику дошкольных учреждений г. Самары, нашли отражение в 10 публикациях автора С общий объём публикаций составляет 12 печатных листов).

Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, указателя литературы, приложений.

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ.

Изучение массового педагогического опыта позволило нам расширить представления о состоянии и перспективах применения движений под музыку в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения.

Музыкально-ритмические движения, ритмику специалисты относят к музыкальному воспитанию и рассматривают их как один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движениях.

Ритм — основа музыки и он взаимосвязан со всеми остальными средствами музыкальной выразительности. Воспринимая выразительность музыкального ритма, ребёнок в своей слухо-двигательной реакции передает эмоциональный характер музыкального произведения со всеми её выразительными средствами. Все это воспитывает слухо-двигательный аппарат в целом, что и лежит в основе воспитания музыкально-ритмического чувства, которое является способностью активно переживать С отображать в движении) музыку и вслед-ствии этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного кода музыкального движения.

Мы рассматриваем музыкально-ритмические движения несколько шире, а именно как полифункциональное средство в воспитании и развитии здорового ребенка, как Физически, так и духовно. В связи с этим, термины «музыкальные движения», «музыкально-двигательные упражнения» мы считаем здесь более уместными.

Музыка, являясь мощным средством эстетического и этического воспитания, имеет и оздоровительный эффект, оказывая влияние на жизненные функции организма.

Музыка и движения органически взаимосвязаны. Адекватно подобранные музыкальному образу движения способствуют более полному отражению музыкис другой стороны — музыка развивает чувство ритма, темпа, выразительность и эмоциональность движений.

Большое разнообразие движений под музыку дает основание рассматривать их как средство двигательной активности, несущее функции физического развития и оздоровления детей. Не менее важная функция движений связана с эстетическим воспитанием — формирование культуры движений. Важным показателем культуры движений является красивая осанка. Кроме этого состояние осанки является одним из показателей здоровья детей. Поэтому задача формирования правильной осанки стоит в ряду первостепенных в занятиях музыкальными движениями. Музыка и движения представляют собой мощное средство для развития музыкально-двигательного творчества детей. Разностороннее воздействие на человека движений и музыки, тесная взаимосвязь музыки и движений выполняют образовательно-воспитывающую функцию.

Содержание музыкальных движений дошкольников представлено в авторской программе, цель которой обусловлена включением её в организацию здорового образа жизни детей в детской саду и направлена на решение общих и частных педагогических задач, имеющих оздоровительную, воспитательную и образовательную направленность.

Отбор музыкального материала осуществлялся с учетом его доступности дошкольникам.

В двигательную программу включаются такие виды движений, как Физические упражнения, хореография и музыкальные игры, среди которых танцам, ритмической гимнастике и играм мы отводим ведущее место.

Особенности обучения движениям под музыку обуславливаются целями и задачами педагогического процесса и зависят от возрастных психофизиологических особенностей развития детей дошкольного возраста. Большую роль в выборе методов и приемов играют специфические особенности рассматриваемых движений — их органическая связь с музыкой.

В качестве основных методов обучения музыкальным движениям наиболее эффективны наглядный, словесный, практический. Сюжетно-игровой метод, как разновидность практического, в нашей опытно-экспериментальной работе является одним из ведущих. Он применяется нами как в процессе обучения отдельным упражнениям, так и в построении всего занятия. В связи с этим большинство музыкально-двигательных упражнений имеют понятное детям содержание, которое усиливает, уточняет, углубляет воздействие музыки. Сюжетный метод дает широкие возможности, не нарушая природного развития детей, научить их правильно и красиво двигаться, танцевать, слушать и понимать музыку. Содержание сюжета выражается в названии темы. Как основные сюжетные линии целесообразно использовать темы природы и русский народный Фольклор.

Повышение эффективности организации здорового образа жизни детей обеспечивается реализацией принципов природного оздоровления, т. к. жизнь и здоровье человека находятся в природе и зависят от неё.

Таким образом, музыкальный и двигательный материал, формы и методы, положенные нами в основу программы движений под музыку дошкольников, способствуют решению поставленных педагогических задач. В экспериментальной группе по сравнению с контрольной дети имеют более развитое музыкальное восприятие, чувство ритма, знают больше танцевальных элементов и музыкально-ритмических движений, выполняют их более качественно, наблюдается развитие музыкально-двигательного творчества. Вместе с этим музыкальные движения, являясь основным средством в нашей опытно-экспериментальной работе по организации здорового образа жизни детей в сочетании с закаливающими мероприятиями способствуют укреплению соматического и Физического здоровья. Формированию правильной осанки, снижению простудных заболеваний, о чем свидетельствуют данные медикопедагогического исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное нами исследование проблемы организации здорового образа жизни дошкольников с применением движений под музыку подтвердило исходную гипотезу, позволило подтвердить, что движения под музыку способствуют организации здорового образа жизни дошкольников в том случае, если учитываются следующие условия:

— происходит опора на психофизиологические основы здорового образа жизни детей;

— исследуются педагогические основы организации здорового образа жизни ребёнка, возрастные психологические особенности дошкольников;

— определяется место, содержание, функции движений под музыку, методы воспитания и обучения этим движениям в общей системе здорового образа жизни дошкольников;

— разрабатываются научные основы и методические рекомендации по использованию движений под музыку в организации здорового образа жизни детей.

В ходе опытно-эспериментальной работы были раскрыты теоретико-методические основы движений под музыку в организации здорового образа жизни дошкольников, для чего нами была дана характеристика психофизиологических основ здорового образа жизниизучены педагогические основы организации здорового образа жизни дошкольниковобосновано место и роль движений под музыку в общей системе здорового образа жизни ребенкаразработаны методические рекомендации по использованию движений под музыку в организации здорового образа жизни дошкольников.

Исследование связано с проблемой воспитания здорового человека, формирования полноценной личности развивающегося дошкольника. В многообразии факторов, влияющих на физическое, психическое и нравственное здоровье, здоровый образ жизни играет ведущую роль.

Сущность данного понятия заключается в том, что здоровый образ жизни — это научно обоснованный, культурный, наиболее рациональный и оптимальный в конкретных условиях образ жизни, осознанный личностью, как жизненная необходимость. К отличительной черте Феномена здорового образа жизни относится его неразрывная связь с общей культурой личности.

Нами выявлена сущность здорового образа жизни дошкольников, которая рассматривается как совокупность форм жизнедеятельности во взаимосвязи с окружающей средой (природными и социальными Факторами) и комплексом оздоровительных мероприятий, обеспечивающих положительно-эмоциональный фон во всех видах деятельности, гармоничное развитие духовных и физических сил ребёнка на основе формирования осознанного отношения к своему здоровью.

Проведенное исследование направлено на решение вопроса организации здорового образа жизни детей дошкольного возраста в детском саду с применением движений под музыку.

Анализ состояния дел в педагогической практике, изучение специальной литературы позволили обнаружить противоречия между необходимостью укрепления здоровья и духовным Формированием личности ребенка и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий, средств и методов, способствующих решению этого вопроса.

Результаты теоретического и экспериментального исследования дают основание утверждать, что движения под музыку и методы обучения им дошкольников способствуют укреплению здоровья. Физическому и духовному развитию ребёнка.

Для успешного решения вопроса организации здорового образа жизни мы научно обосновали содержание движений под музыку, их Формы и функции для детей дошкольного возраста. Из всего многообразия движений, включенных нами в программу музыкальных движений, мы отдаем предпочтение хореографии (танцы), музыкальным играм и ритмической гимнастике, в которых в наибольшей степени проявляется взаимосвязь музыки и движений. Эти музыкальные движения развивают у ребенка двигательные навыки, двигательные качества — ловкость и координацию движений, быстроту слухо-двигательной реакции, общую выносливость, способствующие улучшению состояния здоровья и физического развития старших дошкольников. Перечисленные упражнения способствуют укреплению мышц спины, живота, плечевого пояса и ног, что приводит к Формированию правильной осанки. Кроме оздоравливающей и развивающей функций музыкальные движения имеют ив воспитывающую функцию, проявляющуюся в Формировании культуры движений, приобщающей детей к музыкальному и народному творчеству. Культура движений включает такие компоненты, как красота, пластичность, легкость, ритмичность, точность движений, выразительность исполнения и эмоциональную отзывчивость на музыкальное восприятие. Данные исследования подтверждают наличие вышеперечисленных функций и воздействий движений под музыку на ребенка с положительным эффектом.

Сюжетно-игровой, наглядный и образный методы являются ведущими в решении педагогических задач нашего исследования. Эти методы способствуют быстрому усвоению движений, развитию памяти, мышления, музыкально-двигательному творчеству. На основе этих методов дети получают различную информацию, связанную со здоровым образом жизни, музыкой, танцами, народными праздниками и обычаями. Такая информация способствует формированию мотивов и развитию интереса и потребностей к укреплению здоровья, активному участию в занятиях музыкальными движениями. Результаты исследования подтверждают эти положения.

Методы и методические приёмы воспитания и обучения в ходе опытно-экспериментальной работы направлены также и на создание положительно-эмоционального Фона не только на занятиях музыкальными движениями, но и в других видах деятельности детей, связанных с организацией здорового образа жизни. В результате, ребёнок получает радость, эмоциональное благополучие, которые придают ему уверенность в своих силах.

Таким образом, музыкальный и двигательный материал. Формы и методы, а также природная и фольклорная тематика, положенные в основу авторской программы движений под музыку для дошкольников, способствуют укреплению здоровья, физическому и духовному развитию детей.

Организация здорового образа жизни в исследовании определяется как педагогический процесс, имеющий свои оздоровительные, воспитательные, образовательные задачи и формы, реализуемые с помощью движений под музыку. К Формам организации здорового образа жизни относятся: учебная работа — занятия музыкальными движениямиутренняя зарядка средствами ритмической гимнастикиоздоровительные мероприятия в режиме дня — музыкальные и танцевальные паузыактивный отдых — развлечения и праздникиконтакт с семьей.

Организация здорового образа жизни как педагогического процесса предполагает учёт физиологических и психических особенностей развития дошкольников, что обуславливает включение их в процесс Формирования здорового образа жизни без насилия и давления, через развитие интереса к творческой деятельности, который необходимо постоянно поддерживать и углублять. Данные исследования подтверждают, что выбранное нами направление не нарушает хода естественного развития ребенка, а лишь активизирует его.

Систематическое осуществление комплексной системы оздоровительно-закаливающих мероприятий способствует повышению устойчивости организма к различного рода раздражителям, что ведет к снижению заболеваемости и улучшению здоровья детей старшего дошкольного возраста при условии соблюдения следующих принципов: систематичности и последовательности, учёта индивидуальных особенностей ребенка и состояния его здоровьяиспользования преимущественно холодовых воздействий естественной природной среды в сочетании с оздоровительными мероприятиями.

Комплексная медико-педагогическая диагностика С диагностика здоровья), предполагающая поэтапное проведение тестов и проб, определяет трехуровневые показатели физического и соматического здоровья. Существующая система подсчета результатов педагогического исследования подтвердила наличие прямой и обратной корреляций между уровнем здоровья, состоянием осанки и заболеваемостью.

Выявленные результаты улучшения, укрепления здоровья, развития детей, отраженные в динамике показателей состояния соматического и физического здоровья, осанки и снижении заболеваемости, свидетельствуют о благоприятном протекании процесса развития, укрепления физического и духовного здоровья детей старшего дошкольного возраста при организации здорового образа жизни в детском саду с применением движений под музыку.

На основе материалов исследования подготовлена программа движений под музыку для детей дошкольного возраста и методические рекомендации к ней по использованию её средств в организации здорового образа жизни детей в детском саду.

Проблема воспитания и развития здорового человека, являющаяся важнейшей составной частью целостного процесса всестороннего формирования личности, может быть успешно решена при осуществлении преемственности в работе детского сада и семьи, детского сада и школы. Немаловажное значение в решении этой проблемы имеет подготовка специалистов по музыкально — двигательной деятельности дошкольников, специалистов по валеологии в системе образования.

Проведенное исследование подтвердило свою практическую значимость, поскольку способствовало укреплению физического, психического, духовного здоровья детей, прошло необходимую апробацию в лекциях диссертанта перед студентами, педагогами, работниками дошкольных учреждений Самарской области, на Всероссийских, областных конференциях. Основные результаты исследования вошли составной частью в Государственную программу России по укреплению здоровья детей С 1995), в областную программу «Здоровье населения Самары» С1996), а главное — внедрены в практику дошкольных учреждений г. Самары.

Исследование не претендовало на исчерпывающий анализ проблемы. За пределами диссертации остались такие вопросы как:

— преемственность в организации здорового образа жизни детей дошкольного возраста и школьниковдетского сада и семьи;

— педагогическое руководство организацией здорового образа жизни дошкольников;

— подготовка педагогов к организации здорового образа жизни детей;

— создание социокультурной среды, направленной на организацию здорового образа жизни детей.

Исследование включает конкретный круг обозначенных проблем и имеет перспективу для дальнейшей экспериментальной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. И., Алексеева В. Г., Вишневский С. С. и др. Социалистический образ жизни. М.: Политиздат, 1984. — 318 с.
  2. Н. А. Музыка и здоровье: В кн. Зерно жизни. М.: Сов. Россия, 1977, — С. 224−242.
  3. Э.й. Формирование двигательных действий у старших дошкольников С На примере обучения действиям с мячом) — Авторе®.дис.. .. канд.пед. наук. М.: 197?. — 1? с.
  4. Н. М. Раздумья о здоровье. -М.: Физкультура и спорт, 1987. 64 с.
  5. Н.М., Никитина Л. В., Воронцов Д. Д. Страна детства. Сб. М.: Знание, 1991. — 288 с.
  6. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980. 198 с.
  7. М. В. Гигиена детей и подростков. М.: Медицина, 1982. — 335 с.
  8. М. В., Дубовицкая H.A., Вольцова М. М. Морфофун-кциональные особенности детей дошкольного возраста // Морфофун-кциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1983. с. 6−27.
  9. Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровья человека. СПб, 1992. — 123 с.
  10. Н. И., Медвецкая Г. Ф. Внутримышечное периферическое сердце. Минск, 1974. С.124
  11. Е.А. Ребенок в дошкольные годы. / Под ред. Запорожца А. В. и Давыдова В. В. М.: Просвещение, 1968. 445 с.
  12. И.А. Очерки по возрастной физиологии. М. :Медицина, 1967. — 176 с.
  13. Ф. Г. Методика закаливания детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания. Дисс.канд. пед. наук. М.: 1985. — 205 с.
  14. В. К. Физическая культура для веек и для каждого. И.: Физкультура и спорт, 1988. 207 с.
  15. С.И. Музыка и движение. М.: Просвещение, 1984. -288 с.
  16. Е.М. Гигиенические основы воспитания от 3 до 7 лет. М.: Просвещение, 1987. — 140 с.
  17. Н. А. Самопознание. М.: «ДЭМ», 1990.
  18. Н.А. О ловкости и её развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991. С. 270−276.
  19. Н. А. Очерки по Физиологии движений и Физиологической активности. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
  20. Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: Возможные пути реализации целей общества //Опыт систематизации /Отв. ред. Осипов Г. В. М.: Наука, 1987.
  21. П. П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
  22. В.В. Образ жизни современной молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М.: Высш. школа, 1988. — 144 с.
  23. Богданова 0.С., Калинина 0. Д. Содержание м методика эстетических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982.
  24. М. С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. М.: Просвещение, 1986.
  25. Л.А. Ритмика и танец в 1−3 классах общеобразовательной школы. Изд. 2-е. — К.: Музична Укра1на, 1976, — 172 с.
  26. М. М., ВиленскийМ. Я. Психолого-педагогические аспекты Формирования здорового образа жизни у студенческой молодежи // Профилактика пьянства, наркомании, токсикомании, курения, СПИДа: курс лекций. М.: 1990. — С. 30−42.
  27. Л. Г. Молодой учитель: труд, быт, творчество. М.: 1983. — 23 с.
  28. И. И. Валеология наука о здоровье. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 208 с.
  29. А. И. Обучение детей дошкольного возраста основным движениям. // Пособие для воспитателей детского сада. М.: Учпедгиз, 1961. — 152 с.
  30. Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость // Пособие для воспитателей детского сада. -М.: Просвещение, 1981. 96 с.
  31. E.H. Исследование выносливости у детей дошкольного возраста // Сб. научных трудов. -М.: 1970. С.61−63.
  32. Валеологические и культурологические основы петербургской школы: на путях к школе здоровья //Проблемы педагогической валео-логии / Под ред. Л. Г. Татарниковой. СПб. «PETR0C», 1995. 280 с.
  33. А. Л. Как воспитать здорового ребенка.- Грозный.: Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1979. 69 с.
  34. Л. А. Педагогика способностей. М. ¦¦ Знание, 1973. -96 с.
  35. Н.А. Нравствено-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. М.: Просвещение, 1989. — 78 с.
  36. Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1983. — 225 с.
  37. Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М.: изд-во АПН РСФСР, 1958. — 248 с.
  38. Н. А. Музыкальное развитие ребенка. -М.: Просвещение, 1968. 415 с.
  39. М. А. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения // Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. Н. Новгород, 1995. — 136 с.
  40. М. Я., Бердников И. Г. Физическая культура в Формировании здорового образа жизни студентов // Физическая культура в процессе обучения и профессиональной подготовки будущего учителя: Сб. научных трудов /Под ред. М. Я. Виленского. М.: 1982.
  41. Э. С. Развитие двигательной функции у детей. -Киев, «Здоровье», 1983. 208 с.
  42. Э.С. Эстетика в физическом воспитании // Дошкольное воспитание.- 1971.- N 6. С. 27−31.
  43. П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. Монография С Проблемы и перспективы в использовании средств массовой информации в их пропаганде). М.: Мысль, 1990. — 287 с.
  44. С.С. Как воспитать здорового ребенка. Киев: Рад. шк., 1981. — 93 с.
  45. Восприятие музыки // Сб. статей / Ред.-сост. В. Н. Максимов. М.: Музыка, 1980. — 256 с.
  46. Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
  47. Л. С. Психология искусства. -М.: Педагогика, 1987.
  48. Л.С. Детская психология //Собр. соч. В 6-ти т. Т. 4 / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  49. С.И. Физиологические особенности детей: Пособие для студентов фак. естествознания пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1965. — 243 с.
  50. Л. X., Квакина Е. Б., Уколова М. А. Адаптационные реакции и резистентность организма. Ростов н /Дону, 1990, — 223с.
  51. Генезис сенсорных способностей / Л. А. Венгер, К. В. Тарасова, Т. В. Лаврентьева и др. / Под ред. Л. А. Венгера. НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. — М.: Педагогика, 1976. — 256 с.
  52. Г. Е. Образ жизни как социологическая категория // Социологические исследования. М., 1976.
  53. С., Юрко Г. О функциональных возможностях детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1972. — N 9.1. С. 32−36.
  54. А.А. Проблема «критических» периодов онтогенеза и её значение для теории и практики Физического воспитания // Очерки по теории физической культуры: Труды ученых соц. стран / Сост. и общ. ред. Л. П. Матвеева. М., 1984. — С. 211−224.
  55. Н. П. Особенности детского возраста. Спб: Прак-тич. медицина, 1906. — <480 с.
  56. Д. Н. Основы здорового образа жизни. Вестник Балтийской Академии, 1996., Вып. 8.- С. 16−24.
  57. В. В. Выготский Л. С. и современная психология /Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.
  58. Дитлс Роберт. Убеждения: Пути к здоровью и благополучию. -Б. м.: Метаморфоз пресс, 1993.- 173 с.
  59. Д. Введение в философию воспитания. М., 1921.
  60. . С. Социальная культурология: СУч-к для вузов). М.: Аспект-пресс, 1996. 590 с.
  61. В. А. Адаптационные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой системы при максимальной физической нагрузке // Дошкольное воспитание. 1977. — N 11. — С. 33−36.
  62. Жак-Далькроз, Эмиль. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства. 6 лекций // Театр и искусство, М. , — 1922.
  63. Жак-Далькроз, Эмиль, Шторк К. Система Далькроза. Л.-М.. , 1924.
  64. Ю. С. Средства и методы эстетического воспитания юных гимнастов на начальном этапе: Автореф. дис.. канд.пел. наук. М.: 1979.- 19 с.
  65. А. В. Избранные психологические труды. В 2-х т. -Т.П. М.: Педагогика, 1986. — 296 с.
  66. А. В. Развитие произвольных движений. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 430 с.
  67. Р.В. Беседы о танце. М.: Профиздат, 1963. -72 с.
  68. Здоровый образ жизни / Под ред. С. А. Симбирцева. Л.: ИУВ, 1988.
  69. А.Н. Музыкально-ритмическое воспитание детей 5−6 лет в детском саду: АвтореФ. дис. канд.пед. наук. М., 1963.
  70. Ю. Ф. Воспитываем детей здоровыми. М.: Медицина, 1989. — 128 с.
  71. Ю.Ф. Психофизиологические и психологические особенности шестилетних детей // Дошкольное воспитание. 1983,-N2, — С. 41−45.
  72. Ю.Ф. Двигательная активность и закаливание -ведущие факторы укрепления здоровья ребенка // Дошкольное воспитание 1978. — N 8, — С.45−51.
  73. ГО. Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в детском учреждении // Дошкольное воспитание 1993. N 9.1. С. 23−25.
  74. Ю.Г. Новое-небывалое. Опыт Дела Учителя Иванова.- М.: КСП. СПб.: Марина, 1995, — 320 с.
  75. Иванова 0. Г. О закаливающих мероприятиях у детей дошкольного возраста после перенесенного ОРЗ. В кн.: Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста. — М., 1981.- С. 83−84.
  76. А.М., Петленко В. П., Царегородцев Г. И. Социология медицины. Киев: Здоровье, 1991. — 178 с.
  77. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / Сост. Н. Б. Мчелидзе и др./ Под.ред. С. Ф. Егорова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, — 432 с.
  78. Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1981.
  79. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.- М., 1990.
  80. A.B., Хухлаева Д. В. Теория и методика Физического воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. для студентов пед. ин-тов. 3-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1985. — 271 с.
  81. Кей 3. Век ребенка. На пороге жизни С молодое поколение).- М., 1914.
  82. М. С. Учет анатомо-физиологических особенностей при проведении физических упражнений с младшими школьниками. Рига, 1981. — 38 с.
  83. П.И. Физическое воспитание в процессе формирования социально активной личности будущего учителя: Авторе®-. дис.. канд.пед. наук. М., 1988. — 24 с.
  84. Книга о здоровье: Сборник сост. Махотин Ю. В., Карева Ю. П. / Под ред. Ю. П. Лисицына. М.: Медицина, 1988. — 512 с.
  85. Л.Ф. Состояние здоровья детей в дошкольных учреждениях и мероприятия по снижению их заболеваемости в период адаптации: Автореф. дис.. канд. пед.наук. М., 1975. — 15 с.
  86. Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда //Вопросы психологии. 1993, N 4.
  87. И. Ф. Единство воспитания и жизни детей. -М.: Просвещение, 1964.
  88. А. Н., Короткова Л. И. Лекарство от простуды. М.: Знание, 1989.
  89. Д. В. Сельверова Н.Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. М., 1978.
  90. Д. В., Хрипкова А. Г. Девочка-подросток-девушка. М., 1981.
  91. Д. В., Хрипкова А. Г. Мальчик-подросток-юноша. М., 1982.
  92. Д.В., Хрипкова А. Г. В семье сын и дочь. М., 1995.
  93. М.М. Двигательная активность и развитие Функций мозга ребенка. М.: Педагогика, 1973.
  94. Я.А., Локк Д., Руссо Ж., Песталоцци Ф. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1987. — 412 с.
  95. Я.А. Законы хорошо организованной школы //Избр. пед. соч. т. 2 М.: ГОС. уч. педаг. из-во, 1939. — 288 с.
  96. Кон И. С. Ребенок и общество. М. = Наука, 1988.
  97. Е.В. Ритмика в театральной школе. Госиздат «Искусство», М., 1947.
  98. Е.В., Андреева М. П. Первые шаги в музыке / Методическое пособие.- М.: Советский композитор, 1991. 151 с.
  99. А. И. Основы гармонического базового Физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста //Теория и практика физической культуры, 1990. N11. — С. 17.
  100. Краткий педагогический словарь пропагандиста / Под общ. ред. М. И. Кондакова, А. С. Вишнякова. М.: Политиздат, 1988.1. С. 172−173.
  101. А.Н. Очерки по физиологии Физических упражнений. М.: Физкультура и спорт, 1951. — С. 53−61.
  102. Т.Д. Возрастные особенности движений детей и подростков. М.: Медицина, 1986. — 127 с.
  103. Н. В. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.
  104. К. Аэробика для хорошего самочувствия. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 192 с.
  105. Г. И., Новиков Ю. В. Книга о здоровом образе жизни. -М .: Профиздат, 1987. 256 с.
  106. А. П. Закаливайтесь на здоровье. М.: Медицина, 1991. — 159 с.
  107. А. П. Как закалять детей. М.: Советский спорт, 1988. — 47 с.
  108. Леви-Гориневская Е. Г. Развитие основных движений у детей дошкольного возраста. М.: АПН РСФСР, 1955. — 168 с.
  109. Н. А. Развитие двигательной функции // Физиология развития ребенка. М.: Педагогика, 1983. С. 62−89.
  110. А. Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 584 с.
  111. П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Избр. пед.соч. М., 1952, т. 2.
  112. Г. П. Осознование детьми 6−7 лет характера и качества своих движений в процессе обучения прыжкам // Дошкольная педагогика: ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1967. — С. 70−88.
  113. И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: 1981.
  114. Т. Ртим. Пластика. М.: Физкультура и спорт, 1987.
  115. Ю. П. Образ жизни социалистический образ жизни -здоровый образ жизни: Комплексные социально-гигиенические исследования. — И.: Ростов-на -Дону, 1983. — С. 5−30.
  116. Ю.П., Сахно А. В. Здоровье человека социальная ценность. — М.: Мысль, 1989. — 270 с.
  117. Ш. П. Слово о здоровье. М.: Сов. Россия, 1987. -192 с.
  118. А. В. Активизация процесса обучения сложным Физическим упражнениям детей старшего дошкольного возраста: Авторе®-. дис.. канд. пед. наук. М., 1979. — 25 с.
  119. . Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972.
  120. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов и слушателей ин-тов и Фак. повышения квалификации и переподготовки науч. -пед. кадров. М.: Прометей, 1993.
  121. . Т. философия воспитания. -М.: Прометей, 281 с.
  122. .Т. Простые истины воспитания. М.: Педагогика, 1983.
  123. Д.Н., Лукьянов В. С. Азбука здоровья. М.: Про-Физдат, 1990. — 172 с.
  124. И. Д. О формировании правильной осанки //Дошкольное воспитание 1985. — N 3. — С. 77.
  125. Д. Педагогические сочинения. Пер. с анг. М.: Учпедгиз, 1939. — 318 с.
  126. В. П. Точность движений: проблемные аспекты теории и их прикладное значение // Теория и практика физической культуры. 1991. — N 4. — С. 2−9.
  127. Л. Е. Возрастные особенности движений детей и подростков. М.: Педагогика, 1979. — 96 с.
  128. Лях В. И. Исследование ловкости детей и подростков в подвижных играх: Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М.: 1976. 24 с.
  129. Н. М. Методология и методика свободного воспитания. Самара: СИУ, 1995. — 230 с.
  130. A.C. Сочинения в 7 томах. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960, т. 5.
  131. А. В., Валентик КЗ. В. и др. Формирование здорового образа жизни молодежи С гигиенический аспект). М.: Медицина, 1988.- 192 с.
  132. С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
  133. Международный терминологический словарь «Санитарное просвещение» ЦНИИСП. Ин-т музея гигиены ГДР. М.: Медицина, 1981. 237 с.
  134. В.В. 0 закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 253 с.
  135. Медик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  136. Методическое пособие по проведению закаливающих процедур в детских дошкольных учреждениях. Эст. ССР. — Тарту, 1978.-9 с.
  137. Методические рекомендации по созданию центров валеологии вузов России / Под ред. А. Г. Кураева // Валеология 1996. — N 1. — С. 63−64.
  138. Л. Гимнастика, подобная танцу // Физкультура и спорт 1990. — N 57 — С.13−15.
  139. Мильштейн 0.А., Алексеев А. А. // Тез. докл. конференции «Актуальные медико-социологические аспекты пропаганды здорового образа жизни». Иваново, 1986. — С. 46−48.
  140. М. Дом ребенка. Метод научной педагогики: Пер. с итал. М.: Сотрудник школ, 1915. — 375 с.
  141. М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка: Пер. с итал. -М.: Задруга, 1920. 211 с.
  142. Музыка и движение / Упражнения .игры и пляски для детей 3−4 лет/ Сост. С. И. Бекина и др. -М.: Просвещение, 1981. 158 с.
  143. Музыка и движения. / Упражнения, игры и пляски для детей 5−6 лет/ Сост. С. И. Бекина и др. М.: Просвещение, 1983.-208 с.
  144. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду: Кн. для воспитателей и музыкального руководителя в детском саду / Сост. Е. П. Раевская и др. -М.: Просвещение, 1991. 222 с.
  145. Музыкальное воспитание дошкольников / Учеб. пособ. для студентов муз.-пед. фак. пед. ин-ов/ Под ред. 0.П.Радыновой.
  146. М.: Просвещение, 1994. С. 107−119, 133−135.
  147. В.С. Детская психология. СПб.: Просвещение, t
  148. Санкт-Петербургское отд., 1992.
  149. Е.В. О психологии восприятия. М.: Музыка, 1972. — 383 с.
  150. Г. М. Фольклорная азбука: Учебное пособие для начальной школы. М.: Изд. центр «Академия», 1996. — 136 с.
  151. Н. Д., Гершунский Б. С. Актуальные вопросы методологии педагогики. М., 1984.
  152. М.И. Закаливание детей дошкольного возраста. Куйбышев, 1988. 62 с.
  153. Л. И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории. М.: Педагогика, 1978.
  154. Н.А. Влияние физических упражнений разной направленности на Формирование двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста: Авторе®-. дис... канд.пед.наук.1. Л.: 1980. 17 с.
  155. Об ориентирах и требованиях к обновлению содержания дошкольного образования // Вестник образования, МО РФ, 1991. N12.
  156. Оздоровительный комплекс для детей и методы оценки его эффективности: Метод, рек. для врачей-педиатров, реабилитологов и валеологов / Сост. В. С. Коваленко, К. М. Сергеева, Т. Л. Попова и др.- Санкт-Петербург, 1994.
  157. Т. И. Развитие Функции равновесия // Физическое воспитание детей дошкольного возраста С Развитие некоторых основных движений и двигательных качеств)/ Под. ред. М. Ю. Кистяковской, — М.: Педагогика, 1978. С. 66−92.
  158. Основы дошкольной педагогики / А. В. Запорожец, Л. А. Венгер и др. М.: Педагогика, 1980. — 271 с.
  159. И.П. Избранные произведения. М.: Изд-во АН СССР, 1949. — 639 с.
  160. В.М. Волшебный мир танца: Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 1985. 223 с.
  161. Педагогика среды и методы её изучения / Под ред. М. В. Крупениной. М., 1930, IV.
  162. Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5−6 лет. -П: Просвещение, 1988. 140 с.
  163. Л. И. Исследование физической подготовленности детей дошкольного возраста: Авторе®-, дис.. канд. пед. наук.1. М., 1973. 20 с.
  164. В.П. Валеология человека. Здоровье любовь красота. В 5-ти т. Т.1. Валеология и мудрость здоровья. — Санкт-Петербург, изд. «Петроградский и К», 1996. — 304 с.
  165. . Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. -М.: Просвещение, 1969. 659 с.
  166. Н.И. Избранные педагогические сочинения С сост. А. Н. Алексюк, Г. Г. Савенок). М.: педагогика, 1985. — С.174, 198, 202.
  167. Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. — 270 с.
  168. А. К. Закаливание человека. Киев: Здоровья, 1986. — 76 с.
  169. В. А. Боремся с аллергией. М.: Сов. спорт, 1990. 47 с.
  170. Н. В. Обучение основным движениям на этапе их совершенствования // Физическая подготовка детей 5−6 лет к занятиям в школе / Под ред. А. В. Кенеман, М. Ю. Кистяковской, Т.И.Осоки-ной. М.: Просвещение, 1980. — С. 32−48.
  171. В.П. Закаливание детей дошкольного возраста. -2-е изд., перераб. и доп. Л.: Медицина, 1988. — 244 с.
  172. Проблемы методологии, педагогики и методики исследований / Под ред. Данилова М. А., Болдырева Н. И. М.: Педагогика, 1971.
  173. Программа воспитания и обучения в детском саду. М. :1. Просвещение, 1987.
  174. Психология развивающейся личности /Пол ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.
  175. Психолого-педагогические вопросы совершенствования воспитания и обучения в детском саду: Сб.науч. тр. /АПН СССР, НИИ дошк. воспитания / Отв. ред. Н. Н. Поддьяков. М.: АПН СССР, 1984. -95с.
  176. Радуга: Прогр. и руководство для воспитателей второй мл. группы дет. сада/ Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др. / Сост. Т. Н. Доронова. И.: Просвещение, 1993. — 224 с.
  177. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. -М.: Педагогика, 1986. 174 с.
  178. Развитие личности ребенка / Общ. ред. А. И. Фонарева. М.: Прогресс, 1987.
  179. Ю.Ю. Оптимизация занятий по обучению основным движениям детей старшего дошкольного возраста: Авторе®-, дис. канд.пед. наук. М.: 1976. — 23 с.
  180. Резуненко 3. J1. Исследование средств и методов эстетического воспитания на занятиях физической культурой с дошкольниками: АвтореФ. дис.. канд.пед. наук. Л., 1976.
  181. В. К. Физическая культура для ослабленных детей. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 80 с.
  182. С.Д. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
  183. С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение, 1972. 334 с.
  184. М.А. Из опыта работы по музыке и ритмике в детском саду. М.: Отдел 0. П. У. Главсоцвос, 1926. — 39 с.
  185. А.А. Пантомима и её возможности. М.: Знание, 1966.
  186. Е.А. Воспитание волевых качеств у старшихдошкольников при выполнении физических упражнений: Авторе®-. дис.. .. канд. пед. наук. М., 1988. — 23 с.
  187. А.А. Формирование правильной ходьбы у детей младшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания: Автореф. дис.. .. канд. пед. наук. М.: 1983, 23 с.
  188. И.И. Физическая подготовленность детей дошкольного возраста // Вопросы теории и практики физической культуры и спорта: Республ. межвед. сб. Минск, 1985. — вып. 15.1. С. 14−17.
  189. И.М. Избранные произведения. Т.1. — АН СССР, 1952. — С. 512 — 517.
  190. И.М. Рефлексы головного мозга. М.: Изд-во АН СССР, 1961, — 100 с.
  191. В. С. И снова холод полюбить. М.: Молодая гвардия, 1988. — 191 с.
  192. Н. Ю. Использование средств художественой гимнастики в системе физических упражнений с целью подготовки детей к обучению в школе: Автореф. дис.. канд.пед. наук. СПб.: 1993. — 23 с.
  193. Э. Психопедагогика. М., 1989.
  194. Л. А., Александрович И. Ж. Закаливание детей раннего и дошкольного возраста: Учебн. пособие для врачей, курсантов. Изд-во Лен. ин-т усовершенств. врачей, 1981. — 21 с.
  195. Л. Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития. СПб. — изд. «Петроградский и К», 1995, — 352 с.
  196. В.А. Основные принципы закаливания и его организация / Гигиена детей и подростков. М.: Медицина, 1986. — С. 220−231.
  197. .М. Психология музыкальных способностей. М.: 1948. — С. 271, 278.
  198. .М. Проблемы индивидуальных различий. М. = 1961.1. С. 214, 219.
  199. Е. А. Развитие основных движений детей младшего дошкольного возраста в подвижных играх: Авторе®-, дис.. .. канд. пед. наук. М.: 1976. — 24 с.
  200. Л. Н. Педагогические сочинения. М., 1953.
  201. Тонкова-Ямпольская Р. В. Ради здоровья детей. М.: Просвещение, 1985. 128 с.
  202. A.A. Собрание сочинений. Изд-во ЛГУ, 1950. Т. 1. — С. 232−235.
  203. К.Д. Избранные произведения. Вып. 4., Человек как предмет воспитания. Книга 1. tt. -Л.: Изд-во АПН РСЗСР, 1946.
  204. Д. Д. О сохранении психического здоровья. М.: Медицина, 1986.-46 с.
  205. Д. И. Психология личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1990.
  206. Н. А. Физиологические основы двигательной активности. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 223 с.
  207. М. И. Физиологические основы развития движений детей // Развитие движений ребенка-дошкольника. М.: Медицина, 1975. — С. 5−13.
  208. Формирование личности в онтогенезе: Сб. науч. тр.- М.: АПН СССР, 1991. 159 с.
  209. Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей: Учеб. пособие для студ. муз.- педагог, фак. пед. ин-тов. М.: Сов. композитор, 1989.
  210. Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. -М.: Музыка, 1987.
  211. В. Г. Физкультурные занятия, игры, упражнения на прогулке. М.: Просвещение, 1986. — 157 с.
  212. Т.П. Движения ребенка и электрическая активность мозга. М. ¦¦ Педагогика, 1973. — 187 с.
  213. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлу-гиной. -М.: Просвещение, 1972. 287 с.
  214. Д.В. О Формировании двигательных навыков у детей дошкольного возраста: Авторе®-, дис.. канд.пед. наук. М., 1953. — 24 с.
  215. М.И. Психогимнастика. -М.: Просвещение, 1995. -156 с.
  216. Ю.Н. Содержание процесса закаливания // Теория ипрактика Физической культуры 1982. — N 3. — С. 20−23.
  217. С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / Под ред. Н. П. Кузина, M. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980.
  218. . В. Если малыш часто болеет. -М. •• Просвещение, 1992. 94 с.
  219. Т.Я., Димова И. Г. О русской национальной куль-туре // Сов. педагогика 1989. — N 7.
  220. В. Н. Основные вопросы социального воспитания. 2 изд. — М.: Работник просвещения, 1924.
  221. C.B. Здоровье по нотам. М., 1994. — 170 с.
  222. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: педагогика, 1989.
  223. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства/ Под ред. Е. В. Коноровой. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1953.
  224. Г. Н., Веркович И. В. Некоторые особенности закаливания часто болеющих детей дошкольного возраста // Медицинская сестра 1988. — N12.- С. 38−42.
  225. E.H. От трех до семи. М.: Физкультура и спорт, 1977. -120 с.
  226. Magdolen Е. Socialistickej sposob 2ivota ako sucast rosvoja vyspelej socialistikej spolocnosti. zlvotna uroven. -1974, n 1. -s. 5−35.
  227. Hronskij F., Suchy J. e.a. Synteticka Studia o teorii socialistickeho sposobu zivota. Bratislava, 1975, — S. 15.
  228. Clark R.P., Erdholm Q.L. Man and his thermal envirenment, London, 1985. — pp. 175.
  229. Kopelman L.U., Mosking 2.C. Children and Health care. Kluwer Academie Publishery, Boston/London, 1989. pp. 349.1. АНКЕТА1. УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
  230. Просим помочь искренними ответами нашему педагогическому исследованию, связанному с приобщением Ваших детей к здоровому образу жизни
  231. Что Вы вкладываете, а понятие «здоровый образ жизни» (ЗОЖ)?1. Перечислите:
  232. Как часто болеет Ваш ребенок в течение учебного года? а) 5 раз и более-б) 3−5 раз-в) 1−2 раза-г) не болеет
  233. При лечении простудных заболеваний какие Вы предпочитаете средства: медицинские препараты, лекарственные растения, народной медицины. (Укажите цифрами 1,2,3 в порядке значимости для Вас).
  234. Считаете ли Вы закаливающие процедуры одним из основных средств в укреплении здоровья? ДА НЕТ
  235. Кто из членов Вашей семьи регулярно выполняет закаливающие процедуры:
  236. Как Вы оцениваете двигательную активность Вашего ребёнка? а) большая- б) средняя- в) малая.
  237. Кто из членов Вашей семьи занимается Физическими упражнениями?
  238. Какими упражнениями С подчеркните):утренняя зарядка, оздоровительный бег или ходьба, комплекс оздоровительных упражнений, аэробика, плавание, лыжи, тренажеры, теннис, занятия в спортивной секции, танцевальном кружке. Что ещё? Напишите
  239. Есть ли у вас дома какие-либо тренажеры или спортивный инвентарь? ДА НЕТ
  240. Знаете ли Вы, что такое: а) рациональное питание? ДА НЕТб) адекватное питание? ДА НЕТ
  241. Какие продукты преобладают в Вашем рационе: растительные, мясные, молочные, злаковые С каши), мучные С макароны, хлеб, выпечка). Обозначте цифрами 1,2,3,4,5 по степени значимости для Вас.
  242. Как вы относитесь к русской национальной культуре, русскому народному творчеству, фольклору? а) очень нравится-б) интересуюсь-в) не вызывает интереса-г) хотелось бы знать больше-д) занимаюсь народным ремеслом С рукоделием).
  243. Укажите Ваш вес и рост: 1 2
  244. Считаете ли Вы, что Ваш вес соответствует росту и возрасту?1. ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ
  245. Укажите вес и рост Вашего ребёнка: 1 2 — 3- НЕ ЗНАЮ.
  246. Как Вы относитесь к Природе? а) любите- б) бережете- в) равнодушны. С Подчеркните).
  247. Есть ли у членов Вашей семьи вредные привычки С пристрастие к курению, алкоголю, наркотикам и т. п.)? ДА НЕТ
  248. Желаете ли Вы, чтобы Ваш ребенок приобщался к здоровому образу жизни в детском саду? ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ
  249. Хотели ли Вы расширить свои знания о ЗОЖ С валеологии) и применять их в своей жизни? ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ
  250. Благодарим за участие Желаем здоровья Вамванкетировании. Вашим детям!
  251. Танец «Веселая капель» Сдля старших дошкольников)
  252. Музыкальное сопровождение: песня «Тронулся лед», исп. гр."Золотое кольцо". Музыкальный размер 4/4.
  253. Счет: 1−32 пары выполняют подскоки по кругу. .2.я Фигура: «Хлопушки» С Припев).
  254. Припев: повторить 2-ю фигуру «X л о п у ш к и».
  255. Проигрыш: повторить 3-ю Фигуру «П р у ж и н к а».5.я фигура «С о л н ы ш к о» С Припев).
Заполнить форму текущей работой