Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Преемственность в организации самостоятельной деятельности студентов: На материале изучения иностранного языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следуя модели организации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка на основе установления преемственных связей, была разработана технология ее реализации. Представленная технология объединяет четыре этапа и располагается внутри временных границ обучения в вузе. Технология организации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и практические предпосылки преемственности в организации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка
    • 1. 1. Сущность преемственности в процессе изучения иностранного языка
    • 1. 2. Состояние проблемы исследования в теории и практике высшего образования
    • 1. 3. Модель и технология организации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка на основе установления преемственных связей

    Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению эффективности модели организации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка на основе установления преемственных связей

    2.1 Организация и методика исследования.

    2.2 Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по изучению эффективности модели организации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка на основе установления преемственных связей.

Преемственность в организации самостоятельной деятельности студентов: На материале изучения иностранного языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования Успешно участвовать в жизни современного общества, обладать полной свободой действий и решений для того, чтобы устраивать свою личную жизнь, понимать культурное многообразие мира способна личность, принимающая и активно действующая в творческих процессах преображения и развития реальной действительности. В связи с этими требованиями все большее значение приобретает проблема повышения качества современного образования, а значит и организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов. Этой проблеме уделяется особое внимание в литературе по педагогике, психологии, обобщается опыт практической работы, изучается бюджет времени, способы рациональной организации и культуры умственного труда. В процессе самостоятельной деятельности развивается умение «мыслить о мысли», овладеть которым необходимо каждому современному человеку, поскольку именно оно является одной из основных характеристик самореализующейся личности сегодняшнего специалиста, которая необходима обществу для прогрессивного движения.

Как одно из средств общения, познания окружающего мира и расширения границ этого мира иностранный язык занимает особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций. Изучение иностранного языкаэффективное средство социализации личности, интеллектуального развития, самовыражения, эмоционального и нравственного развития личности. Усилившаяся в последнее время интернационализация всех сфер общественной жизни делают жизненно важным и с практической точки зрения владение иностранными языками. Знание иностранных языков необходимо для продолжения обучения и осуществления профессиональной деятельности в иноязычной среде.

Курс иностранно языка способствует овладению культурой мышления, дает знания его основных законов, помогает организовать свой труд на научной основе, обучает рефлексии на основе анализа и оценки собственно * уровня владения иностранным языком. Получаемые. в процессе изучения иностранного языка страноведческие знания расширяют общий кругозор, позволяют лучше оценить существенность и социальную значимость своей деятельности. Владение иностранным языком позволяет приобрести большую компетентность в профессиональной деятельности, вырабатывает методическую и психологическую готовность к изменению вида и характера будущей профессиональной деятельности.

Значимость умения организовать самостоятельную деятельность также наиболее ярко определяется процессом изучения иностранного языка, так как устная и письменная речевая иноязычная практика требует ^ самостоятельного анализа языковых фактов — их грамматических, стилистических, лексических особенностей, умения организовать собственную учебно-познавательную деятельность, распределять время учения и отдыха.

Недостаточная успеваемость в усвоении материала в процессе изучения иностранного языка также зачастую объясняется тем, что студенты недостаточно осознанно овладевают грамматическими понятиями, механически запоминают правила и не умеют их применить не только в несколько видоизмененной, но и в аналогичной речевой ситуации. Кроме того, ими недостаточно понимается механизм преемственности в постоянном накоплении единиц языка и речи в процессе изучения иностранного языка.

Таким образом, при условии установления четких преемственных связей в процессе изучения иностранного языка возникает возможность повышения эффективности процесса формирования умения организовать самостоятельную деятельность, что удовлетворяет потребностям социального заказа в самоактуализирующейся личности.

Понятие преемственности принадлежит сферам философии, педагогики, психологии, методики, определяя в каждом случае преломление накопленного опыта через его прогрессивное осмысление, использование непреходящих ценностей прошлого для создания настоящего и будущего.

Философские аспекты проблемы преемственности (В.С.Батурин, Г. Н. Исаенко, А. О, Стернин, А.В.Тимофеева) освещают методологию определения путей поступательного развития с сохранением прогрессивного элемента.

Учет требований преемственности в обучении придает перспективу формированию способности к глубокому и самостоятельному научному поиску. Такая способность формируется на основе приемов познавательной деятельности.

Проблема преемственности в педагогике не является недавним открытием. В трудах Я. А. Коменского мы находим ее понимание как внутренней взаимосвязи. Педагоги эпохи Возрождения называли наиболее важным такой аспект преемственности как развитие творчества на основе преодоления негатива (В. да-Фельтре, Т. Мор, М. Монтень). К. Д. Ушинский рассматривал этот вопрос с точки зрения развития знаний, умений и навыков учащихся.

Ю.К.Бабанский, Т. КБолдышева, А. А. Кыверялг обращали внимание на преемственность при анализе закономерностей познавательной деятельности учащихся и студентов.

С.М.Годник, анализируя проблему преемственности, раскрывает многосторонность этого явления, изучая его как по горизонтали (внутри предмета или уровня обучения), так и по вертикали. В цепочке школа — вузинститут повышения квалификации преемственность обеспечивает взаимодействие и взаимообогащение этапов образования. Безусловно положение о том, что для целостного анализа педагогического процесса и развития личности необходимо оказывать пристальное внимание каждой из сторон данной проблемы.

В работах А. П. Сманцера мы находим определение дидактической сущности преемственности, где она рассматривается как прогрессивные взаимосвязи в развитии объекта.

Глубокий анализ преемственности как категории педагогики представлен В. Э. Тамариным. Он доказывает, что преемственность является закономерностью и принципом обучения, называет педагогические функции преемственности.

Обращение к категории преемственности можно найти в работах, посвященных взаимодействию школы и педвуза в ориентации учащихся и студентов на учительскую профессию (Х.Абдукаримов) — системе подготовки технических специалистов (Ю.А.Кустов) — проблемам управления подготовкой учительских кадров в процессе непрерывного образования (А.Н.Орлов) — подготовке учителей начальных классов (Д.С.Яковлева) и др.

При изучении качественных образовательных уровней большое значение и много внимания уделяется самостоятельной учебно-познавательной деятельности, ее методологическим, теоретическим, технологическим и диагностическим проблемам. Они освещены в работах Е. Я. Голант, Б. П. Есипова, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, И. Т. Огородникова, П. И. Пидкасистого, М. Н. Скаткина, И. Ф. Харламова, Т. И. Шамовой и др.

П.И.Пидкасистый дал определение, что есть самостоятельная деятельность и самостоятельная работа, выделил закономерные связи между самостоятельными работами и характером самостоятельной познавательной деятельности, соотношение воспроизводящих и творческих самостоятельных работ в рамках самостоятельной деятельности.

Е.Я.Голант, Б. П. Есипов, И. Я. Лернер обращались к определению понятия «самостоятельная работа», обосновывали классификацию типов самостоятельных работ.

Опыт организации самостоятельной деятельности и контроля освещается Е. А. Андросюк, А. П. Вербицким, А. И. Логиновой, Ю. Г. Поповым.

Т.В.Напольнова, Н. А. Шаламова предлагают рассматривать коммуникативно-познавательную задачу в качестве стимула и основы участия обучаемого в самостоятельных работах.

Состояние научной литературы показывает, что наряду с многочисленными исследованиями самостоятельной деятельности, роли преемственности в развитии образования и значимости иностранного языка в любой образовательной системе, проблема преемственности в организации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка по-прежнему остается недостаточно изученной.

Таким образом, налицо противоречие между низким уровнем умений самостоятельно организовывать процесс учения на основе преемственности и неразработанностью дидактических условий использования преемственности в организации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка. Указанное противоречие определяет проблему исследования: разработка дидактических условий реализации структурных компонентов преемственности в организации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка.

Цель исследования состоит в разработке совокупности средств, форм и методов функционирования преемственности в организации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка.

Объектом исследования является самостоятельная деятельность студентов в процессе изучения иностранного языка.

Предметом исследования выступает процесс преемственности в организации самостоятельной деятельности студентов в ходе изучения иностранного языка.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования возникает необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Выявить и теоретически обосновать роль и функции преемственности как дидактического условия организации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка.

2. Проанализировать и обобщить теоретические и практические основы обеспечения преемственности в организации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка.

3. Сконструировать модель организации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка, опираясь на категорию преемственности.

4. Разработать программное обеспечение модели и технологию организации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка и внедрить в практику научно-методические рекомендации по организации самостоятельной деятельности студентов.

Гипотеза исследования базируется на том, что эффективность и качество преемственности между уровнями самостоятельной деятельности студентов в процессе изучении иностранного языка повышаются, если:

— разработан организационно-планирующий компонент учебно-познавательной преемственности в деятельности учения;

— организация самостоятельной деятельности студентов осуществляется на основе организационно-планирующего компонента учебно-познавательной преемственности в деятельности учения посредством самостоятельных работ с единицами языка и речи;

— каждому типу преемственно связанных самостоятельных работ.

Н соответствует система определенных преемственно связанных коммуникативно-познавательных задач.

— Методологическую основу исследования составляют: на общефилософском уровне: положения о всеобщей связи, целостности и взаимообусловленности явлений и процессов, сохранении тех или иных элементов целого при изменении целого как системы (Э.А.Баллер, А. М. Коршунов и др.);

— на общенаучном уровне: теоретические основы моделирования как метода научного исследования (В.Г.Афанасьев, В. А. Штофф и др.);

— на конкретно-научном уровне: принципы связи теории и практики, д. единства познавательной и практической деятельности, творческой активности личности в обучении (С.И.Архангельский,.

Ю.К.Бабанский, В. А. Сластенин и др.).

В работе использован комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблемеизучение и обобщение педагогического опытамоделированиеэкспериментнаблюдениеанкетирование, беседа, тестированиеметоды статистической обработки полученных данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился гуманитарный факультет Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова.

Организация исследования. Решение задач исследования и проверка гипотезы осуществлялась в несколько этапов.

Первый этап — предварительный (1995;1996) — проведение анализа литературных источников по проблеме исследования, опыта развития процесса изучения иностранного языкавыделение особенностей организации самостоятельной деятельности в процессе изучения иностранного языкавыявление роли и функций преемственности в данной деятельностиопределение объекта и предмета, уточнение гипотезы fr исследованияотбор методов исследованияпроведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов.

Второй этап — теоретико-экспериментальный (1997;1998) -конструирование и апробирование экспериментальной модели организации самостоятельной деятельности в процессе изучения иностранного языка на основе установления преемственных связейстатистическая обработка результатов формирующего эксперимента.

Третий этап — описательно-итоговый (1999;200) — анализ и систематизация полученных в ходе теоретического исследования и эксперимента данныхформулирование основных выводов и рекомендаций, ^ внедрение их в практикулитературное оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем разработана совокупность средств, форм и методов функционирования преемственности в организации самостоятельной деятельности студентовсконструирована модель и подготовлена технология организации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка на основе установления преемственностисоотнесены преемственные типы самостоятельных работ и системы коммуникативно-познавательных задачочерчены границы групп коммуникативно-познавательных задач, значимых для организации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что, А обоснована роль преемственности в процессе изучения иностранного языкаопределено понятие «коммуникативно-познавательная задача» для самостоятельных работ по иностранному языкуустановлены и оформлены этапы организации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языкадополнена методика диагностирования значения показателя реализации преемственностивнесены изменения в определение значения коэффициента готовности студентов к переходу на следующий уровень самостоятельной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана, апробирована и внедрена программа по изучению иностранного языка, где через установление преемственных связей организуется самостоятельная деятельность студентовподобраны преемственные группы коммуникативно-познавательных задач для всех типов самостоятельных работ.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечиваются исходными положениями методологии исследованияформированием комплекса методов исследованияиспользованием методов математической статистики и статистической значимостью экспериментальных данных.

Положения, выносимые на защиту:

— преемственность в организации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка получает необходимую четкость и законченность при разработке ее организационно-планирующего компонента;

— организация самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка достигает своей оптимальной эффективности при ее опоре на установление преемственных связей между уровнями самостоятельной деятельности в ходе выполнения преемственно связанных типов самостоятельных работ с единицами языка и речи, ядром и начальной точкой которых является коммуникативно-познавательная задача;

— результат самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка корригируется только в ходе выбора способа решения коммуникативно-познавательной задачи, что позволяет поддерживать наличие элемента творчества в деятельности учения.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования излагались на Международной научно-практической конференции «Пути формирования нравственных основ личности школьника. Проблемы. Методика. Опыт.» (1997, г. Барнаул), на педагогических чтениях «Развитие личности и проблемы непрерывного образования» (1997, г. Новосибирск), на второй международной конференции «Развитие личности в системе непрерывного образования» (1997, г. Новосибирск), на научно-практической конференции «Наукагороду Барнаулу» (1999, г. Барнаул), обсуждались на заседаниях кафедры регионологии АлтГТУ, в рамках учебного курса «Пресса» на гуманитарном факультете АлтГТУ, на заседаниях кафедры педагогики БГПУ и кафедры иностранных языков ААЭП.

Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Результаты исследования понимания структуры учения после проведения формирующего эксперимента.

Группа Понимание структуры учения, %.

Присутствует отсутствует.

РВ-62а (э) 60 40.

РВ-62б (к) 42 58.

РВ-72а (э) 48 52.

РВ-72б (к) 40 60.

По результатам итогового констатирующего измерения понимание структуры учения присутствует у 60% и 48% студентов экспериментальных групп и у 42% и 40% студентов контрольных групп. Отсутствие понимания структуры учения обнаружили 40% и 52% студентов экспериментальных групп и 58% и 60% студентов контрольных групп.

Следует отметить, что после проведения формирующего эксперимента выровнялось значение ответов на вопрос № 10: «Понимаете ли Вы, что изучение каждой темы следует определенному порядку?" — и вопрос № 7: «Как Вы работаете над текстом?». Структура работы над текстом приобрела четкий последовательный характер.

В ходе беседы студенты говорили также о том, что при осознанной организации учения значительно упрощается восприятие материала и за счет этого появляется возможность увеличить его объем без ущерба для качества восприятия.

Динамика изменения понимания структуры учения представлена диаграммой на рисунке № 9.

Динамика изменения понимания структуры учения.

РВ-62 РВ-72 РВ-62а РВ-626 РВ-72а РВ-726 Группы.

В исследовании доказательству было подвержено положение о том, что разработка организационно-планирующего компонента учебно-познавательной преемственности в деятельности учения позволяет организовать самостоятельную деятельность студентов и, тем самым, повысить эффективность процесса обучения.

Для обработки результатов исследования и подтверждения их значимости использовался один из методов математической статистикикорреляционный анализ.

В ходе проведения корреляционного анализа данных, полученных до и после проведения формирующего эксперимента устанавливалась корреляционная связь между преемственностью и характером мотива в процессе изучения иностранного языка, преемственностью и характером предпочитаемых заданий (продуктивный, репродуктивный), выполняемых в ходе изучения иностранного языка. Преемственностью и пониманием роли языковых единиц для успешного осуществления коммуникации на иностранном языке, преемственностью и пониманием структуры учения в процессе иностранного языка. При проведении корреляционного анализа мы получаем значение коэффициента корреляции и наглядное представление о наглядно Рис. 9. корреляционной зависимости выбранных характеристик, представленное в виде графиков.

Вычисления и графики корреляции расположены в приложениях №№ 48.

До проведения формирующего эксперимента корреляционный анализ данных исследования зависимости преемственности и характера мотива в процессе изучения иностранного языка показал присутствие корреляционной связи. Значение коэффициента корреляции составило г=0,6972. Такой результат представляется возможным объяснить через общую начальную заинтересованность в изучении иностранного языка. Абитуриенты выбирают специальность «регионология» зачастую именно из-за интереса к иностранным языкам, из-за возможности изучать два обязательных иностранных языка, то есть положительный мотив формируется и поддерживается как во время обучения в средней школе, так и во время получения профессионального образования в вузе.

Корреляционный анализ результатов исследования наличия корреляционной связи между преемственностью и' характером предпочитаемых заданий в процессе изучения иностранного языка до проведения формирующего эксперимента определил значение коэффициента корреляции г=0,1897. Такое значение коэффициента корреляции указывает на обособленность привлеченных в данной работе характеристик.

Значение коэффициента корреляции г=0,2431, выявленное при проведении корреляционного анализа результатов исследования преемственности и понимания роли языковых единиц для успешного осуществления коммуникации на иностранном языке, так же позволяет говорить о фактическом отсутствии корреляционной связи между исследуемыми точками.

Некоторое увеличение значения коэффициента корреляции мы получаем в ходе корреляционного анализа результатов исследования преемственности и понимания структуры учения в процессе изучения иностранного языка — г=0,3596. Однако и подобный результат указывает лишь на очень слабое проявление корреляционной зависимости.

Приведенные выше результаты исследования корреляционной зависимости между реализацией преемственности и характером предпочитаемых заданий, выполняемых в процессе изучения иностранного языка, реализацией преемственности и пониманием роли языковых единиц для успешного осуществления коммуникации на иностранном языке, реализацией преемственности и пониманием структуры учения в процессе изучения иностранного языка могут объясняться недостаточным владением обучаемыми средствами организации самостоятельной деятельности в процессе изучения иностранного языка, что, в свою очередь, в целом снижает эффективность процесса изучения иностранного языка. Такое предположение может быть аргументировано присутствием преемственности в ткани процесса обучения в роли одного из компонентов структуры сложноорганизованной системы процесса обучения и процесса изучения иностранного языка.

Формирующий эксперимент нашего диссертационного исследования базировался на предположении возможности преодоления затруднений в ходе процесса обучения и процесса изучения иностранного языка и возможности повышения эффективности данных процессов при разработке организационно-планирующего компонента учебно-познавательной преемственности в деятельности учения. Дидактическая сущность огранизационно-планирующего компонента получает реализацию в организации самостоятельной деятельности, в частности в процессе изучения иностранного языка. Средством организации самостоятельной деятельности выступают самостоятельные работы, каждому типу которых соответствует тип коммуникативно-познавательных задач, являющихся в то же время начальной точкой и основой самостоятельных работ.

Преемственность проявляется в постепенном, организуемом переходе от этапа накопления языковых знаний к этапу их реализации в жизненных речевых ситуациях, от выполнения упражнений, преимущественно репродуктивного характера к выполнению творческих заданий.

После проведения формирующего эксперимента корреляционный анализ показал изменение значений коэффициента корреляции в исследовании реализации преемственности и всех привлеченных качественных характеристик. Графики корреляции, наглядно представляющие результаты проведенного анализа представлены в приложениях №№ 9−12.

Значение коэффициента корреляционной связи реализации преемственности и характера мотива в процессе изучения иностранного языка составило г=0,9393 (предыдущее значение г=0,6972). Такой результат указывает на наличие корреляционной связи между привлеченными характеристиками.

Была установлена корреляционная связь между реализацией преемственности и характером предпочитаемых заданий, выполняемых в процессе изучения иностранного языка, и значение коэффициента преемственности составило г=0,8070 (предыдущее значение г=0,1897).

Значение коэффициента корреляции г=0,9500, которое было получено в ходе корреляционного анализа данных исследования понимания роли языковых знаний для успешного осуществления коммуникации на иностранном языке и реализации преемственности позволяет говорить о наличии прочной корреляционной связи между величинами.

Корреляционный анализ данных до проведения формирующего эксперимента выявил значение коэффициента корреляции r=0,2431. t.

После проведения формирующего эксперимента значительно упрочилась корреляционная связь между реализацией преемственности и пониманием структуры учения в процессе изучения иностранного языка. Значение коэффициента корреляции возросло с г=0,3596 до г=0,9190.

Наглядное изменение коэффициента корреляции привлеченных характеристик показывает таблица № 11.

Заключение

.

Для успешной реализации своего личностного потенциала в сегодняшнем обществе человеку необходимо уверенно ориентироваться во всем многообразии современного мира. Такое умение подразумевает сейчас не только принятие творческих процессов изменения реальности жизни, где анализируется прошлое, выделяется лучший опыт и определяются возможности его трансформации для нужд будущего, но от личности требуется активное участие в процессах подобного преобразования и развития.

Несомненным достижением современного общества является понимание поликультурности условий для своего успешного развития. Разрабатываемые концепции глобализации мирового сообщества в новом тысячелетии единодушно определяют одним из компонентов рационального и эмоционального построения процесса интеграции преодоление проблемы неприятия человека, принадлежащего к иной культуре.

Для преодоления названного «порога» на пути к свободному взаимодействию в ходе совместной работы по развитию цивилизаций предлагается, среди прочего, поставить перед собой задачу воспитания личности, которая обладает таким качеством, как терпимость по отношению к людям, не принадлежащим к той же культуре, что она сама. Воспитать понимание и уважение ценностей другого мировоззрения, иной религии, образа жизни, отличного от того, что является привычным и воспринимается само собой разумеющимся. Необходимо научить чувствовать, выделять, самостоятельно находить черты, полезные для прогресса как своей культуры, так и мирового сообщества в целом. Дальнейшее прогрессивное развитие общества нуждается в наличии у членов общества умения преломлять имеющийся опыт и с максимальной пользой самостоятельно трансформировать его для реализации в современных условиях.

Процесс полного понимание другой культуры не может считаться завершенным и состоявшимся без знания иностранного языка, языка, который для представителей этой культуры является, в отличие от нас, родным. Иностранный язык играет важную роль в процессе расширения границ кругозора личности, выступая одним из средств общения и познания окружающего мира. Изучение иностранного языка может быть расценено как средство интеллектуального развития личности, ее самовыражения, социализации. Кроме того, нельзя не упомянуть и о практической пользе знания иностранного языка во время усилившейся интернационализации всех сфер общественной жизни. Владение иностранным языком позволяет выигрышнее выглядеть при построении профессиональной сферы деятельности, адекватнее оценить ее существенность и социальную значимость.

В процессе изучения иностранного языка, в котором преследуется цель не просто научиться произносить иноязычные фразы в готовом виде в соответствующей коммуникативной ситуации, но овладеть умением осознанно строить фразы в процессе общения, используя языковые единицы и грамматический инструментарий, создавать фразы, аутентично звучащие в ситуации иноязычного общения. В этом случае недостаточно механически запомнить правила и выучить слова, так как устная и письменная речевая практика требует самостоятельного анализа языковых фактов.

Растущий объем необходимой информации, который нужно проанализировать и усвоить в процессе добывания знаний, обращает внимание на проблему сформированности у современного человека и умения организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность, то есть наличествует ли у человека умение «мыслить о мысли». Процесс трансформирования прогрессивного опыта прошлого для использования при построении будущего так же требует умения самостоятельно выделить лучшие черты и приложить их в настоящем в наиболее выигрышном виде.

Так и в процессе изучения иностранного языка важно понимание категории преемственности и ее использование в ходе практической речевой деятельности на иностранном языке. Само накопление единиц языка и обязательная проверка их действенности в речевых ситуациях немыслимо организовать без привлечения названной категории.

Категория преемственности принадлежит к разным сферам науки, объединена однако общей сущностью — использование опыта прошлого для прогрессивного построения будущего. Настоящее диссертационное исследование обращено к проблеме разработки одного из путей повышения эффективности процесса обучения, где задействована дидактическая сторона категории преемственности в организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Исследование было проведено на материале процесса изучения иностранного языка.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что интересующая нас проблема получила достаточно широкое освещение в научной литературе. Многие источники посвящены реализации категории преемственности в организации многоуровневого образования, проблеме категории преемственности во взаимодействии школы и вуза, в научных исследованиях рассматривается и разность преемственностей для процесса учения и для процесса преподавания. Свое отражение в психолого-педагогической литературе получила и проблема самостоятельной деятельности, а также проблема средств ее организации.

Вместе с тем, при анализе научных источников выяснилось, что проблема разработки организационно-планирующего компонента структуры учебно-познавательной преемственности в деятельности учения не получила достаточного внимания, несмотря на свою важную роль в организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности, столь необходимой в процессе научения самостоятельно находить способ деятельности.

Процесс изучения иностранного языка определяется как процесс, в котором организация самостоятельной деятельности в процессе учения отдается самое важное место, так как иностранному языку нельзя научить, иностранный язык можно только выучить самостоятельно. В то же время, в процессе изучения иностранного языка не показано формирование умения анализировать действенность языковых единиц в речевых ситуациях.

Проведенный анализ теоретических источников указал на наличие серьезных разработок в сфере исследования самостоятельной деятельности в процессе учения. Средством организации самостоятельной деятельности студентов, выступает самостоятельная работа. Начальной точкой и пусковым механизмом самостоятельной работы является познавательная задача.

Однако необходимость разработки организации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка не получила достаточного освещения в проанализированной научной литературе, равно как и недостаточно освещено обращение к разработке категории преемственности в процессе изучения иностранного языка.

В настоящем исследовании представлен опыт разработки модели организации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка на основе установления преемственных связей. Данная модель построена на попытке разработки организационно-планирующего компонента учебно-познавательной преемственности в деятельности учения. Сущность разрабатываемого компонента выражается в организации самостоятельной деятельности учения, где средством организации самостоятельной деятельности выступают самостоятельные работы. Каждому типу самостоятельных работ соответствует группа коммуникативно-познавательных задач. Коммуникативно-познавательные задачи объединяются в группы по степени самостоятельности, продуктивности деятельности, то есть можно определить преемственный переход от выполнения коммуникативно-познавательных задач одной группы к решению коммуникативно-познавательных задач следующей группы, как преемственность между двумя качественно разными системами — переход от репродуктивности к продуктивности, к творчеству.

Следуя модели организации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка на основе установления преемственных связей, была разработана технология ее реализации. Представленная технология объединяет четыре этапа и располагается внутри временных границ обучения в вузе. Технология организации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка на основе установления преемственных связей протягивается с этап овладения элементарными навыками работы над языком до этапа сознательной организации самостоятельной деятельности по нахождению способа деятельности. Внутри каждого этапа также решаются группы коммуникативно-познавательных задач в ходе выполнения самостоятельных работ, как средства организации самостоятельной деятельности.

На содержание этапов разработанной технологии оказывают влияние два фактора: лингвистический и психолого-педагогический. Под влиянием лингвистического фактора могут произойти изменения в изучаемом материале страноведческого плана, изменения в наборе языкового материала. Психолого-педагогический фактор оказывает влияние на приемы подачи учебного материала, методы обучения и формирования умений самостоятельной деятельности учения и т. п.

Предложенная технология организации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка на основе установления преемственных связей может использоваться также для разработки отдельных специальных курсов.

Разработанная модель организации самостоятельной деятельности" 1 студентов в процессе изучения иностранного языка на основе установления преемственных связей показала в ходе своей практической апробации необходимость построения организации самостоятельной деятельности в процессе изучения иностранного языка на основе разработки организационно-планирующего компонента учебно-познавательной преемственности в деятельности учения, а также подтвердила объективность сформулированных в гипотезе предположений. Объективность предположений, определяемых гипотезой исследования, была подтверждена в ходе проверки результатов исследования с помощью методов математической статистики — корреляционного анализа, дисперсионного анализа.

Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной проверки позволили сделать следующие выводы. Эффективность и прочность установления преемственных связей в организации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка повышаются при обеспечении следующих условий:

1. организация самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка выстраивается на основе установления преемственных связей между уровнями структуры самостоятельной деятельности;

2. преемственность в организации самостоятельной деятельности студентов осуществляется с учетом организационно-планирующего компонента преемственности;

3. в модели организации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка на основе установления преемственности средством организации самостоятельной деятельности выступает самостоятельная работа, в ходе выполнения которой решаются коммуникативно-познавательные задачи соответствующей группы;

4. учет сложившихся умений организации самостоятельной деятельности на ее настоящем уровне позволяет определять момент перехода на более сложный уровень и выстраивать логику следующего этапа организации самостоятельной деятельности студентов;

5. технология организации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка основывается на преемственности количественных и качественных изменений внутри этапов, а также на взаимосвязи между этапами представленной технологии.

Таким образом, полученные результаты исследования преемственности в организации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка позволяют считать его задачи решенными, а гипотезу подтвержденной.

Настоящее диссертационное исследование не раскрывает всех вопросов, связанных с разработкой компонентов учебно-познавательной преемственности в деятельности учения. Так широкое поле деятельности представляет собой исследование развития контроля, оценки, анализа, познания, которое обеспечивается оценочно-рефлексивным компонентом учебно-познавательной преемственности в деятельности учения.

Определенное внимание. в поиске возможных путей повышения эффективности процесса профессиональной подготовки будущего учителя притягивает к себе также сфера разработки процессуально-деятельностной преемственности в деятельности преподавания.

Остается нерешенной проблема преемственности во внеаудиторной самостоятельной работе студентов, проблема регулирования стиля общения для стимулирования учебной деятельности, которая вновь приобретает особое звучание при рассмотрении ее значимости для процесса изучения иностранного языка.

С решением этих и других проблем мы связываем перспективы нашего дальнейшего исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.Д. Иностранный язык за 200 часов. — М., 1994. — 128 с.
  2. Л.И. Обучение устной немецкой речи на коммуникативно-когнитивной основе на начальном этапе средней общеобразовательной школы (5−6 кл.). СПб., 1993. — 205 с.
  3. А.Ю. Творческие задания как средство активизации познавательной деятельности учащихся старших классов на предметах гуманитарного цикла: Автореф. дис.канд.пед.наук. Челябинск, 1995. -16 с.
  4. Активизация учебной деятельности / Сб. ст. под ред. Китайгородской Г. А. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 176 с.
  5. Активизация СРС /под ред. В. А. Никанорова. М.: Изд-во МГУ, 1990. -171 с.
  6. Г. И. Основы дидактики высшей школы: курс лекций / Уфим. авиац. ин-т. Уфа, 1973, — 4.1. — 105 с.
  7. А.А. Основы овладения устной иностранной речью. М.:1. Просвещение, 1988. 206 с.
  8. В.Р. Опыт инновационно-моделирующей деятельности попроектированию образовательных процессов // Педагогика. 1998. — № 1. — С.23.28
  9. А.Р. Самостоятельная поиско-познавательная деятельность учащихся и ее роль в повышении практически направленных уроков русского языка: Автореф. дис.канд.пед.наук. Л., — 1989. — 15 с.
  10. Г. С. Самостоятельные работы по географии СССР. М.: Просвещение, 1974. — 128 с. if 11. Афанасьева О. В. Творчество: свобода и необходимость. (Сущностьтворчества. Пути повышения творческой активности). М., 1995. — 105 с.
  11. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М: «Знание», — 1981.-96 с.
  12. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, — 1985. — 119 с.
  13. М.Батаршев А. В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе: (Теоретико-методологический аспект). Сиб. Ин-т профтехобразования РАО, — 1996. — 80 с.
  14. Г. С. Творчество с собственно философской точки зрения. -Наука и творчество. Сб. научных трудов. // Под ред. Нажмутдинова. -Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1986. — С.20−27
  15. B.C. Проблемы преемственности в диалектико-материалистическом учении о развитии. Автореф. дисс.канд. Филосовских наук. — Алма-Ата, — 1981. — 19 с.
  16. Бим И. Л. Немецкий язык Базовый курс. Концепция, программа. М.: Новая школа. — 1995, — 128 с.
  17. Бим И.Л., Биболетова М. З., Вайсбурд М. Л., Якушина О. З. К проблеме базового уровня образования по иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1990. — № 5. — С. 16−26
  18. Р.А. Развитие у студентов опыта самостоятельной деятельности на основе межпредметных связей. Автореф. дис.канд.пед.наук — М., -1983.- 15 с.
  19. М.Я., Филиппов В. Н. Исходные условия превращения знаний в творческую активность сознания / Пути и условия формирования творчески активной личности учителя. Барнаул. — 1984. — С.7−12
  20. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов, ун-та. — 1983. — 173 с.
  21. Г. И. Использование межпредметных связей при обучении иностранному языку на младших курсах языкового вуза (на материале французского языка). Дис. .канд.пед.наук. — М., — 1982. — 231 с.
  22. Т.Н. Формирование у студентов младших курсов культуры умственного труда. Автореф. дис.канд.пед.наук. — Томск, — 1969. — 24 с.
  23. В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Учебное пособие по спецкурсу. Вологда, — 1988. — 75 с.
  24. А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, — 1979. -230 с.
  25. Г. В. Управление развитием творческого мышления. Дис.канд. пед. наук. — Барнаул, — 1998. — 287 с.
  26. М.Л., Рубинская Б. И. Деятельностный подход при отборе ' коммуникативного минимума для средней школы // Иностранные языки в школе, 1990. — № 1. — С.23−36
  27. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, — 1991. — 207 с.
  28. В.М. Активизация познавательной деятельности студентов. 2-е изд., доп. и перераб. — Киев: Вища школа, — 1985. — 174 с.
  29. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. -М.: Русский язык, 1990. — 94 с.
  30. Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся средней школы и студентов. М., — 1981. — 294 с.
  31. Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. М.:Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, — 1956. — С.517
  32. Л.Г. Самостоятельная работа учащихся на уроке: (Лекция по педагогике для студентов ун-та). Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, — 1978. -25 с.
  33. Ю.А. Человек и его сущностные силы / науч. ред. В. Н. Филлипова. Б.: Изд-во БГПУ, — 1995. — 224 с.
  34. Э.В. Педагогические условия повышения эффективности СРС. -Автореф.дис.канд.пед.наук. Киев, — 1991. — 16 с.
  35. М.Г. Исследования по проблемам активизации СРС в вузах страны / Подготовлено канд.пед.наук М. П. Гаруновым /.- М.:НИИВШ, -1976.-52 с.
  36. М.Г., Пидкасистый П. И. Самостоятельная работа студентов. -М.: Знание, 1978. — 204 с.
  37. Н.А. Самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком на спец.факультете: Учебное пособие. -Свердловск, 1990. — 94 с.
  38. С.В. Познавательная активность и понимание // Вопросы психологии, 1994. — № 3. — С.88−93
  39. С.М. Теоретические основы преемственности средней и высшей школы в условиях непрерывного образования. Автореф. дис. д-ра пед.наук. — М, — 1990. — 32 с.
  40. С.М. Преемственность высшей и средней школы. Воронеж: Изд-во ВГУ, — 1981.-208 с.
  41. Е.Я. К вопросу о видах учебно-логических заданий в работе над книгой // Вопросы воспитания мышления в процессе обучения. М, -1949. — С.203−237
  42. Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, — 1993. -306 с.
  43. Г. И. Использование проблемных задач при обучении немецкому языку как второму иностранному. Дис.канд.пед.наук. — М., — 1987. -197 с.
  44. В.Н., Филиппов В. Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. Барнаул, — 1993. — С. 173−362
  45. В.Н., Филиппов В. Н. Формирование творческой активности сознания учащихся: Беседы с учителем / Науч. ред. И. К. Шалаева. -Барнаул, 1992. — 138 с.
  46. В. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов / В. Граф, И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, — 1981.-79 с.
  47. Е.В., Генкин А. А. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях. Л., — 1973. — С. 127
  48. С.И. Создание и методика использования комплекса средств обучения для самостоятельной работы учащихся (на примере курса «Техническая графика и основы дизайна»). Дис.канд.пед.наук. — М., -1995.- 194 с.
  49. JI.JI. Психологический анализ решения задач / Л.Л.Гурова- Академия пед. наук СССР, Науч.-исслед. ин-т общей и пед.психологии. -Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1976. — 327 с.
  50. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, -1986.-264 с.
  51. Н.Г. Важнейшие пути организации активной самостоятельной деятельности, связи обучения с жизнью // Обучение истории в старших классах средней школы: Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. М.:Просвещение, — 1966. -С.314−411
  52. О.М. Обучение школьников приемам самостоятельной работы. -М., — 1963.-217 с.
  53. JI.H., Прядко Г. А., Капица Г. А. Организация СРС: Метод. рекомендации для преподавателей, слушателей ИПК и студентов пед.факультета. М., — 1990. — 33 с.
  54. А.А. Искусство овладения иностранным языком. М.: Педагогика, — 1991. — 97 с.
  55. Деркач J1.C. Система организации СРС на основе диагностики типа учебной деятельности. Автореф. дис. .канд.пед.наук. — Л., — 1989. — 16 с.
  56. А.А., Щербак С. Ф. Педагогическая эвристика: Искусство овладения ин.языком. М.: Педагогика, — 224 с.
  57. Диагностика познавательных способностей: Межвуз. сб. научных трудов / Ярослав, гос. пед. ин-т им. К.Д.Ушинского- Ред. кол.: В. Д. Шадриков.(отв. ред.). Ярославль, — 1986. — 150 с.
  58. Е.С. Единство и преемственность в преподавании лингвистических единиц // Оптимизация учебно-воспитательного процесса: единство и преемственность, проф.направл., межпредм. в преподавании лингвистических дисциплин. М.:МГЗПИ, — 1989. — 130 с.
  59. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М., — 1975. — С. 174
  60. В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Издательский центр «Академия», — 1996. — 224 с.
  61. Р.Ю. Ненасилие как условие формирования творческих качеств // Ненасилие как условие развития творческой личности. Тезисы докладов. -ЕГПИ, — 1997.-С. 125
  62. С.Ф. Проблема активности и самостоятельности в русской дидактике конца 19 и начала 20 в. Дис.канд. пед. наук. — М., — 1965. -284 с.
  63. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.:Учпедгиз, — 1961.-239 с.
  64. Jl.Д. Диалектическое единство управляемой и самостоятельной учебной деятельностью студентов при овладении ин.языком // Иностранные языки в высшей школе. — Вып.24. С. 14−18
  65. Л.Д. Управление СРС над рецептивной лексикой. Автореф. дис.канд.пед.наук. — М., — 1990. — 17 с.
  66. Н.В. Некоторые пути рационализации учебной деятельности студентов 1 курса языкового факультета пед.института по овладению устной иноязычной речью (на материале немецкого языка) -Дис.канд.пед.наук. -М., 1978.-216 с.
  67. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. Л., — 1986. -163 с. 70.3авалишина Д. Н. Творческий аспект практического мышления // Психологический журнал, 1991. — Т.12. — № 2. — С. 16−26
  68. М.П., Расторгуева В. Н. Единство и преемственность сознания. Томск: Изд-во Томского ун-та, — 1988. — 208 с.
  69. В.И. Противоречия процесса обучения. Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, -1971.-181с.
  70. И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. —
  71. М. :Просвещение, 1991. — 220 с.
  72. И.А., Сахарова Т. Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе, — 1991. № 3. — С.9−15
  73. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. Пособие для преп. вузов. 2-е изд. — М.: Высшая школа, — 1975. — 314 с.
  74. B.C. Проблема воспитания потребности в знаниях у школьников.
  75. Ростов-на-Дону, 1971. — 250 с.
  76. Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал, * 1995.-Т.16.-№ 2.-С.27−41
  77. И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во МГУ, — 1986. -198 с.
  78. М.С. Творческий поиск: Энерго-мотивационный аспект // Вопросы психологии. 1992. — № 12. — С. 138−146
  79. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). -М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  80. JI.JI. Учись учиться, учись трудиться. Минск, — 1978. — 211
  81. К. СРС и индивидуализированное чтение как одна из возможностей реализации самостоятельности студента. Автореф. дис.канд.пед.наук. -М., — 1983. — 15 с.
  82. В.Г. Преемственность в обучении творческим видам работ в школе и вузе. Автореф.дис.-.канд.пед.наук. — М., — 1989. — 17 с.
  83. Н.А., Шатилов С. Ф. Самостоятельная работа в обучении иностранным языкам в школе и вузе / Межвузовский сборник научных трудов.-Л., 1990.-С.З-10
  84. Л.Г. Формирование универсальных умений билингва. -М.:Высшая школа, 1983. — 139 с.
  85. Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. М.: Высшая школа, — 1986. — 317 с.
  86. М.В. Инновации в обучении: Метафоры и модели. (Анализ зарубежного опыта). М.: Наука, — 1997. — 223 с.
  87. В.И. Общее языкознание. Учебник для студентов филологических специальностей ун-тов и пед. ин-тов. М.: «Высшая школа», — 1974. — 303 с.
  88. В.А., Калинина В. Н. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник / Под ред. В. А. Колемаева. М.:ИНФРА-М, 1997.-302 с.
  89. О.И. Преемственность формирования учебной деятельности в системе «лицей-вуз». Автореф. дис.канд. пед. наук. — Саратов.1998.-26 с.
  90. А.В. Сущностный подход в педагогическом исследовании // Педагогика, 1998. — № 2. — С.22−28
  91. A.M. Отражение, деятельность, познание. М.: Политиздат, — 1979. — С.216
  92. A.M. Теория отражения и творчество. М.: Политиздат, -1971. — С.45−56
  93. A.M. Теория отражения и активность субъекта. М.: «Знание», (Новое в жизни науки и техники). — Серия «Философия», -1978−64 с.
  94. A.M. Познание и деятельность. 2-е изд. — М.: Политиздат, — 1984.- 142 с.
  95. В.К., Дудкевич Т. В. Роль совместной деятельности в формировании познавательной активности // Вопросы психологии, -1991. № 3. — с.50−66
  96. Н.А. Ненасилие в развитии творческой личности (психологический аспект) // Ненасилие как условие развития творческой личности. Тезисы докладов. ЕГПИ, — 1997. — С.51−53
  97. Н.П. Педагогические основы организации и методики проведения контроля СРС. Автореф. дис.канд.пед.наук. — Минск, -1975.- 17 с.
  98. В.В. Методология педагогического исследования. Пособие для педагога исследователя. — Самара: Изд-во СамГПИ, -1994.- 165 с.
  99. В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: «Знание», — 1991. — 80 с.
  100. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, — 1970. — 114 с.
  101. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, — 1985. — 128 с.
  102. Л.С. Активизация учения: сущность и содержание // Педагогика, 1994. — № 1. — С.7−11
  103. А.А., Михайлов З. Е. Преемственность как принцип обучения в среднем ПТУ // Принципы обучения в среднем профессионально техническом училище: Сб. научых трудов / Редкол: А. А. Кирсанов и др. — М.:Изд-во АПН СССР, — 1986. — С.70−78
  104. .А. Некоторые теоретические вопросы методики обучения неродному языку // Общая методика обучения ин. языку: Хрестоматия / Сост. Леонтьев А. А. М.: Рус. язык, — 1991. — С.61−68
  105. .А. Типология упражнений: дискуссия продолжается // ИЯ в высшей школе, 1979. — Вып.14. — С.24−38
  106. .А. Проблемы содержания обучения языку в языковом вузе: Учебное пособие. М.: Высшая школа, — 1986. — 144 с.
  107. Н.С. Способности: труд и талант. М.: Знание, — 1961. -32 с.
  108. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, — 1977. — 304 с.
  109. А. А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком // Иностранный язык в школе, 1985. -№ 5.-С. 18−23.
  110. А.А. Принцип коммуникативной направленности и психологические основы интенсификации обучения иностранным языкам. Русский язык за рубежом, — 1982. — № 14. — С.24−28
  111. А.А., Ленская Е. А., Розанова Е. Д. Единый подход к предметам языкового цикла. Иностранные языки в школе, — 1990. -№ 5. — С.26−32
  112. И.Я. Дидактическая система методов обучения. М, -1976.-246 с.
  113. И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, — 1981. — С. 186
  114. И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика, 1997. — № 2. — С.7−11
  115. И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. Научное творчество. — М.: Наука, — 1969. -450 с.
  116. Лингвистические и методические вопросы преподавания иностранных языков в вузе и школе / Редколлегия: О. Мутт отв.ред и др. Тарту, — 1979. — 169 с.
  117. А.Ф. Принципы преемственности в психологической трактовке // Преемственность и перспективность в развитии речи шк-ков. Л.:Изд-во ЛГПИ, — 1983 — 90 с.
  118. Лук А. Н. Учить мыслить / А. Н. Лук. М.: Знание, — 1975. — 96 с.
  119. В.И. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение, — 1984. — 257 с.
  120. В.И. Межпредметные связи в процессе обучения. — М.: Просвещение, 1988. — 270 с.
  121. В.Г., Малигонова Т. А. Педагогические игры: Содержание и возможности // Советская педагогика, 1981. — № 2. -С.96−104
  122. И.И. Рационально организовать самостоятельную работу учащихся // Народное образование, 1966. — № 10. — С.2−16
  123. А.К. Формирование интереса к учению у школьников. -М.: Педагогика, 1986. — 325 с.
  124. Ю.С. Введение в языкознание. Учеб. пособие для филол. специальностей ун-тов. М.: «Высшая школа», — 1975. — 328 с.
  125. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- Дис.докт.пед.наук. -М, 1973. — 360 с.
  126. М.И. Организация проблемного обучения в школе. -М,-1977.- 16 с.
  127. Т.М. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку как специальности и его реализация в действующих учебниках по практике устной и письменной речи для пед.вузов (на материале немецкого языка). Дис.канд.пед.наук, — 1993.- 188 с.
  128. Межпредметные связи в учебно-познавательной деятельности учащихся. // Сб. научных трудов. Тула: Изд-во Тул.гос.пед.ин-та им. Л. Н. Толстого, — 1983. — С.5−11
  129. Методы и формы организации СРС (Межвузов.науч.-метод.сб.) / НИИ проблем высшей школы и др.- Редкол.:Г.Вяткин (отв.ред.) и др.- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1985. — 182 с.
  130. Методы педагогического исследования. Лекции (для студентов пед. институтов) / Под ред. Журавлева. М., — 1972. — 97 с.
  131. Р.П. Проблема развития школьников средствами иностранного языка. // Иностранные языки в школе, 1990. — № 6.- С. З-9
  132. В.И. Телевидение как средство развития познавательной активности // А. В. Запорожец и современная наука о детях. Тезисы конференции, посвященной 90-летию А. В. Запорожца.
  133. Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, Московский департамент образования, филиал МИКПРО (Центр инноваций в педагогике), 1995. — С.38−39
  134. Т.М. Цели и задачи курса практической грамматики в языковом вузе. Автореф. дис. .канд.пед.наук. — М., — 1983. — 26 с.
  135. А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. Минск: Высшая школа, — 1975. — 85 с.
  136. А.Г. Пути обеспечения преемственности в самостоятельной работе учащихся средней общеобразовательной школы и студентов вуза. Автореф.канд.пед.наук. — Киев, — 1972. -17 с.
  137. А.В. Социализация в «смутное время». М.: Знание, -1991.-80 с.
  138. Т.В. Познавательные задачи в обучении русскому языку (Указание для учителей). Под ред. И. Я. Лернер. -М.:Просвещение, 1968. — 52 с.
  139. И.Л. Самостоятельный учебный труд студентов. — Саратов: Изд-во саратовского ун-та, 1983. — 148 с.
  140. Н.И. Психологический анализ начальных этапов обучения. Автореф. дис. .докт. пед. наук. — М., — 1972. — 24 с.
  141. Т. А.Организационно-педагогические факторы активизации СРС. Автореф. дис.канд.пед.наук. — СПб.,-1992.-16 с.
  142. Н.Ю. Некоторые проблемы дидактики высшей школы в зарубежных странах. (Материалы лекций). М.: Знание, -1972.-58 с.
  143. С.Ю. Основы индивидуального проблемного обучения иностранному языку в языковом педагогическом вузе. -Автореф. дис. д-ра пед.наук. -М., 1988.-35 с.
  144. А.О. Теория и практика самостоятельной работы учащихся. Таллинн: Валгус, — 1978. — 73 с.
  145. И.Т. Педагогика: Учебное пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, — 1968. — 374 с.
  146. В. Основы проблемного обучения. М., — 1968. — С.68
  147. Организация СРС и новые государственные образовательные стандарты: Тез. докл. науч.-метод. конф., 15 ноября 1996 г. / Редкол.: Мелихов В. В. (отв.ред.) и др. Тюмень, — 1996. — 138 с.
  148. Организация СРС на языковом факультете пед. вуза: Межвузовский сб. научных трудов / Хабаровский гос.пед.ун-т. -Хабаровск, 1990. — 122 с.
  149. Организация самостоятельной работы и непрерывного контроля знаний студентов: Тезисы докладов краевой научно-практ. конф. / БГПИ / (отв. ред. В.М.Лопаткин). Барнаул, — 1989. — 203 с.
  150. А.Н. Управление подготовкой учительских кадров в процессе непрерывного образования: проблемы и перспективы. М., 1991.- 195 с.
  151. В.И. Дидактические условия оптимизации CP как метода обучения (на материале подгот. отделения вуза). автореф. дис.канд.пед.наук. — Челябинск, — 1988. -20 с.
  152. Е.Л. Преемственность подготовки специалистов в профессионально-педагогическом колледже и вузе. Дисс.канд. пед. наук, — Тольятти. — 1996. — 153 с.
  153. Педагогика и логика: (Сборник) Г. Щедровицкий, В.Розин. Н. Алексеев, Н. Непомнящая М.: Касталь: ТОО Международный журнал «Магистерум», — 1993. — 412 с.
  154. Г. В. Адаптивные умения как компонент профессиональной подготовки будущих учителей ИЯ / Профессионально-направленная самостоятельная работа студента языкового факультета: Межвузовский сб.науч.трудов. Иваново, -1988. — С.31−41
  155. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. -М.:Педагогика, 1972. — 184 с.
  156. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, — 1980.- 173 с.
  157. П.И., Коротяев Б. И. Организация деятельности школьников на уроке. М., — 1985. — 173 с.
  158. М.У. Организация учебного труда студентов. -Минск:Изд-во БГУ, 1982. — 142 с.
  159. Т.И., Парубочая И. М. Пути совершенствования СРС в вузе: Учебное пособие / для ун-тов, втузов, фак. повышения квалификации преподавателей / Челяб.гос.техн.ун-т. -Челябинск:ЧГТУ, 1991. — 123 с.
  160. Познавательные процессы и способности в обучении // Под ред. Шадрикова. М.:Просвещение, — 1990. — 237 с.
  161. В.М. Методы исследования. К проблемам образования. // Педагогика, 1994. — № 2. — С.10−15
  162. В.М. Типология и уровни исследовательской проблематики (в педагогике) // Педагогика, — 1997. № 5. — С. 14−19
  163. Н.А. Исследования процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении. -Автореф. дис.канд.пед.наук, 1976. — 16 с.
  164. Н.А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности школьников в обучении. Казань: Татар.кн.изд-во, — 1968. — 203 с.
  165. Я.А. Исследование творческого потенциала человека //Психологический журнал, 1991.-Т. 12. -№ 1.-С.З-11
  166. Я.А. Знания, мышление, умственное развитие. Изд-во «Просвещение». — М., — 1967. — 264 с.
  167. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, — 1976. — 280 с.
  168. Преемственность в системе непрерывного образования: Метод. рекомендации по спецкурсу для студентов пед. отделений ун-та, слушателей фак. повышения квалификации / Сост. А. П. Сманцер. -Минск:Изд-во БГУ, 1992. — С.40−42
  169. Проблемы организации СРС: Методические рекомендации для преподавателей / Калининский гос. мед. ун-т- Сост. доц. П. Б. Виноградов и др. Калинин, — 1979. — 12 с.
  170. Проблемы организации СРС / Тезисы докладов Всерос. научно-метод.конференции, 18−20 октября 1994 г.- Волгоград, 1994. — 207 с.
  171. Проблемы активизации самостоятельной работы студентов. Материалы всесоюзного совещания-семинара. Пермь: Изд-во ПТУ. -1979,-97 с.
  172. Проблемы методологии педагогики и методики исследований. Под ред. М. А. Данилова и Н. И. Болдырева (Академия пед. наук. Науч.-исслед. ин-т общей педагогики). М.: Педагогика, — 1971. — 345 с.
  173. Г. В. Познавательная активность человека: Сущность, природные и социальные предпосылки. М.: Политиздат,-1985.-96 с.
  174. Рабочая книга социолога / Под ред. Т. В. Осипова. М.: Наука, -1976.-512 с.
  175. Развитие познавательной активности в процессе овладения речевой деятельностью на иностранном языке: Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ содерж. и методов обучения- Редкол.: А. Д. Климентенко (отв.ред.) и др. М.: АПН СССР, — 1983. — 93 е.
  176. А.И. Как разработать программу эксперимента? // Народное образование, № 4. — 1998. — С.36−43
  177. Т.И. Сочетание самостоятельной и аудиторной форм профессионально-направленной учебной деятельности студентов на ознакомительно-адаптационном этапе педагогической практики по второму иностранному языку. М., — 122 с.
  178. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», — 1997. -С.84−92
  179. В.И., Исаев Е. И. Психология человека: Ведение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, — 1995. — С.205−207
  180. А.П. Показатели и уровни реализации преемственности в учебно-познавательной деятельности будущего учителя // Уровни в системе непрерывного образования: Тез. докл. и выступ, на респ. научно-практической конф. Гродно, — 1990. — 4.2. — С. 122−125
  181. А.П. Диагностика сформированности учебно-познавательной деятельности студентов-первокурсников // Научно-метод.основы преподавания в вузе: Тез. докл. науч.-метод, конф. преподавателей и сотрудников БГУ, 17−18 апр.1991г. Минск, — 1991. — С.24−26
  182. А.П. Теория и практика преемственности в обучении школьников и студентов. Дис. доктора пед.наук. — Минск, — 1992. -414 с.
  183. Е.А. Развитие творческой активности учащихся на основе интеграции предметов гуманитарного цикла. Дис.канд. пед. наук. — М., — 1995. — 246 с.
  184. В.Ф. Роль эвристических средств в развитии процессов решения творческой задачи // Вестник МГУ, серия 14, Психология, 1994. — № 2. — С. 13−25
  185. СРС под руководством преподавания: Методические указания и рекомендации преподавателям / Дагестанский гос. ун-т им. В.И.Ленина- Сост.:Багандов Б. М., д-р пед. наук, проф. Гарунов М. Г., канд.пед.наук. -Махачкала, — 1989. 37 с.
  186. Л.А. Проблема активности и самостоятельности учащихся в советской дидактике (1917−1931). Дис.канд. пед. наук. -М., — 1966.-201 с.
  187. В.Е. Совершенствованиеучебно-познавательной деятельности школьников средствами межпредметных учебных заданий. Автореф.дис.. канд.пед.наук. — Челябинск, — 1981. — 16 с.
  188. В.П. Руководство учебным процессом в школе. Планирование и организация работы. М.'.Просвещение, -1972.-270 с.
  189. В.П. Развитие творческой активности студентов ХГФ на занятиях по художественной обработке древесины. Дис.канд. пед. наук. — МГПУ. — М., — 1992. — 264 с.
  190. З.Ю. Преемственность самостоятельной учебной работе уч-ся средней общеобразовательной школы ст-тов пед.вуза / на материале преподавания ин.яз. в Лит. СССР /. -Автореф.дис. .канд.пед.наук. Вильнюс, — 1987. — 16 с.
  191. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.:МГУ, — 1975.-89 с.
  192. В.Э. Единство и особенности различных форм познавательной деятельности учащихся. — Советская педагогика, -1969. -№ 2.-С.7−13
  193. Т.Ю. О развитии речемышления учащихся с помощью коммуникативных задач // Иностранные языки в школе, -1990. -№ 2.-С.7−15
  194. Теоретико методологические вопросы педагогики. Сб. науч. трудов // АПН СССР. — М.: НИИОП, — 1990. — 166 с.
  195. В.И. Организация и управление. М., — 1965. — 231 с.
  196. Тестовая методика проверки знаний / (Авт. сост.: Э. М. Кузьмина, Н. В. Лизина, С. Н. Мищенко, О.В.Набатова). — Барнаул: Изд-во АРУЦ, — 1995. — 62 с.
  197. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. (Опыт теор. и эксперим. исследований). М.: Изд-во МГУ, -1969.-304 с.
  198. А.А. Динамические модели как средство активизации познавательной деятельности учащихся. Дис.канд. пед. наук. -Минск, — 1992. — С.125−156
  199. К.Д. Человек как предмет воспитания. Полн. соб. соч. в 8-ми т. Т.8. — 4.1. — Москва-Ленинград, изд-во Акад. пед. Наук, -1950. -С.11−61
  200. В.Н. Проблема раскрепощения сущностных сил человека. / Науч. ред. М.Я.Боброва- Мин-во образования. БГПИ, — Барнаул. — 1991.- 138 с.
  201. В.Н. Роль творческого общения в формировании личности учителя / Пути и условия формирования творчески активной личности учителя. Барнаул, — 1984. — С.43−50
  202. В.Н. Человек в концепции современного научного познания: Учебное пособие. Барнаул: Изд-во БГГГУ. — 1997. — 380 с.
  203. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во М. ун-та, — 1989. — 240 с.
  204. И.Ф. Как активизировать учение школьников. (Дидактические очерки). Изд. 2-е, доп. и перераб. Минск: «Нар.асвета», — 1975. — 207 с.
  205. Н.А. Роль методов в реализации преемственности II Основные направления совершенствования методов обучения: Материалы семинара, Москва, октябрь 1982 г. М., — 1983. — С.75−77
  206. Е.В. Дифференцированный подход к формированию рецептивных грамматических навыков в процессе самостоятельной деятельности студентов. Дис.канд.пед.наук. — М., — 1994. — 260 с.
  207. Н.А. Дидактические условия активизации познавательной самостоятельности студентов ИФК (на примере изучения ин. языка). Дис. .канд.пед.наук. — Челябинск, — 1995. — 234 с.
  208. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Просвещение, — 1982. — 209 с.
  209. З.Г. Проблемные речевые задачи как средство активизации речемыслительной деятельности студентов языкового пед.вуза. Дис. .канд.пед.наук. — М., — 196 с.
  210. В.А. Моделирование и философия. M.-JI-.: «Наука», (Ленинградское отделение), — 1966. — 301 с.
  211. В.А. Роль моделей в познании. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, — 1963. — 128 с.
  212. Н.В. Исследования активности в форме вопросов // Вопросы психологии, 1986. — № 1. — С.42−58
  213. JI.B. Преподавание иностранных языков в школе. Общие вопросы методики. М.: Высшая школа, — 1974. — 110 с.
  214. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя. М.: Просвещение, — 1986. — 144 с.
  215. Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. М., — 1988. — 208 с.
  216. Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. М., — 1979. — С. 116
  217. Н.В. Сборник задач и заданий по методике преподавания иностранных языков. Пособие для студентов пед. ин-тов. Л.: «Просвещение», — 1977. — 263 с.
  218. С.В. Познавательные задачи как средство повышения эффективности учебного процесса. Дис.канд.пед.наук. — Минск, — 1991.-С.20
  219. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии, 1994. — № 2. — С.64−76
  220. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Изд. фирма «Сентябрь», — 1996. — 96 с.
  221. Aljes N. Einige linguistische und metodische Voraussetzungen fuer die Gestaltung des Lehrstoffes zum erfolgreichen Erwerb der deutschen Sprache im Selbststudium. — Leipzig-Verlag. 1982. — 43 S.
  222. Haeussermann U., Piepo H.-E. Aufgaben Handbuch. -Muenchen:Iudicium. — 1996. — 528 S.
  223. Hexelschneider E. Interkulturelle Verstaendigung und Fremdsprachenunterricht || Deutsch als Fremdsprache. 1986. — Jg.23, H.i. — S.23−34
  224. Mikenberg T. Ueber Schwierigkeiten bei selbstaendiger Uebersetzung in aelteren Studiejahren. Leipzig-Verlag. — 1982. — 83 S.
Заполнить форму текущей работой