Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Инвестиционный проект как условие формирования экономической культуры будущего менеджера туризма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следовательно, принципиальная ситуация в профессиональном образовании, требует радикальных изменений в системе подготовки специалистов с позиций обеспечения их готовности участвовать в производстве конкурентоспособной на мировом рынке продукции, повышения качества обучения в части формирования творческой личности, выступающей мощным механизмом изменения общества, обеспечения высокой мобильности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Влияние социально-экономических преобразований на подготовку будущего менеджера туризма
    • 1. 2. Сущность экономической культуры личности менеджера туризма
    • 1. 3. Анализ практики формирования экономической культуры менеджера туризма
  • ГЛАВА II. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЕНЕДЖЕРА ТУРИЗМА
    • 2. 1. Инвестиционный проект как условие формирования экономической культуры будущего менеджера туризма
    • 2. 2. Технология формирования экономической культуры личности будущего менеджера туризма
    • 2. 3. Экспериментальная проверка эффективности технологии формирования экономической культуры менеджера туризма

Инвестиционный проект как условие формирования экономической культуры будущего менеджера туризма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Изменения в российском обществе, практически неисчерпаемый туристско-рекреационный потенциал страны связанный с разнообразным природным и архитектурным ландшафтом, развитие перспективных направлений экономики требуют универсальности специалиста — организатора производства, выступающего одновременно собственником, конструктором, менеджером, технологом, экономистом и т. д., высокого уровня интеллектуального развития и предприимчивости, конкретных практических умений и высокой специальной и экономической подготовки.

В настоящее время мировой туристский рынок характеризуется высокой степенью конкурентной борьбы, одним из главных инструментов которой является повышение качества туристских услуг. Рынок сервисных услуг повышает требования к профессиональной подготовке будущего менеджера туризма, ибо именно качеством подготовленности выпускников оценивается уровень конкурентоспособности современного специалиста, его профессиональная мобильность, готовность к продуктивной реализации своих потенциальных возможностей. Вследствие сказанного во многих вузах открыты или усилены направления подготовки специалистов в сфере гостиничного хозяйства, сервиса и туризма.

Следовательно, принципиальная ситуация в профессиональном образовании, требует радикальных изменений в системе подготовки специалистов с позиций обеспечения их готовности участвовать в производстве конкурентоспособной на мировом рынке продукции, повышения качества обучения в части формирования творческой личности, выступающей мощным механизмом изменения общества, обеспечения высокой мобильности и перехода к цивилизованным рыночным отношениям. При этом правильно сформированная экономическая культура специалиста в области сервиса и туризма создаёт возможность развития его интеллектуального и научного потенциала, а так же определяет успешность его профессиональной деятельности и самореализацию в соответствии с личными и общественными потребностями.

Сравнительный анализ литературы показывает, что экономическая культура личности находится на пересечении нескольких областей знаний и стала объектом исследования и практического внедрения, прежде всего экономистов (Л.И. Абалкин, П. Г. Бунич, И. Т. Балабанов, В. Д. Камаев, Н. Я. Клепач, А. Я. Лившиц, М. Л. Левицкий, Л. Л. Любимов, О. Ю. Мамедов, Б. А. Райзберг, В. П. Щетинин, В. Ф. Щербина, С. С. Шаталин, Г. А. Явлинский) — педагогов (А.И. Абрамова, А. Ф. Аменд,. В. В. Берман, О. С. Газман, А.С. Ни-симчук, А. С. Прутченков, И. А. Сасова, Б. П. Шемякин и др.) — психологов (К.А. Абульханова-Славская, В. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович. Л. С. Выготский, И. С. Кон, А. И. Китов, А. Н. Леонтьев, А. К. Марков, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн и др.).

Концептуальные основы формирования личности в контексте профессиональной подготовки специалиста рассмотрены в исследованиях Ш. М.-Х. Арсалиева, Г. М. Гаджиева, Л. Н. Давыдовой, Д. М. Маллаева, В.А. Сластени-на, 3.3. Сулеймановой и др.

Для нашего исследования определенный интерес представляют разработки зарубежных ученых (С. Брю. М. Вудкок, Ф. Котлер, К. Кембелл, Д. Линдсей, К. Леви-Строс, А. Маслоу, К. Макконелл, Д. Рубинфельд, П. Сорокин, П. Хейнеи др.), свидетельствующие о серьезном внимании к вопросам экономического образования молодежи.

Анализ психолого-педагогической, экономической и другой литературы показывает, что выпускники вузов в условиях рыночных отношений, обладая недостаточным уровнем экономической культуры, вне зависимости от рода деятельности, во многом не выдерживают конкуренции, не подготовлены к содержательной инновационной деятельности, испытывают проблемы в социализации и адаптации и т. д. Кроме того, существующая педагогическая практика подготовки специалистов для сферы туризма не ориентирована на реализацию личностно-креативного аспекта формирования компетентного профессионала, что объясняется традиционным представлением о процессе обучения как акте воздействия на личность студента. Последнее усугубляется тем, что преподаватели не придерживаются в должной мере личностного подхода в образовании, ориентированного на развитие и саморазвитие личности будущего менеджера туризма.

Проведенный с этих позиций анализ практики профессиональной подготовки специалиста в области туризма указывает на отсутствие должного внимания к экономическому образованию личности, вследствие чего актуальной остаётся проблема формирования экономической культуры, обусловленная наличием противоречий между:

— значимостью экономической культуры личности, для всех сфер жизнедеятельности и реально низким ее уровнем;

— социальным заказом на формирование экономически грамотного, конкурентоспособного, обладающего необходимыми личностными качествами менеджера туризма и отсутствием соответствующей системы профессиональной подготовки в условиях складывающихся рыночных отношений;

— потенциалом проектных методов в формирования экономической культуры личности и отсутствием практики их применения в подготовке будущего менеджера туризма.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования предопределяется объективной необходимостью разработки содержания и технологии формирования экономической культуры будущего менеджера туризма как составляющей общепрофессиональной подготовки, проблема которой заключается в выявлении организационно-педагогических условий обеспечения готовности к профессиональной деятельности.

Все выше изложенное и предопределило выбор темы диссертационного исследования «Инвестиционный проект как условие формирования экономической культуры будущего менеджера туризма».

Цель исследования — обоснование педагогических условий формирования экономической культуры будущего менеджера туризма.

Объект исследования — условия профессиональной подготовки будущего менеджера туризма.

Предмет исследования — условия формирования экономической культуры будущего менеджера туризма.

Гипотеза исследования: Формирование экономической культуры будущего менеджера туризма будет успешным, если:

• выявить сущность и структуру экономической культуры менеджера туризма;

• обосновать условия формирования экономической культуры личности будущего менеджера туризма;

• использовать инвестиционный проект как условие формирования экономической культуры будущего менеджера туризма;

• обеспечить технологизацию процесса подготовки будущего менеджера туризма.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:

1. Выявление роли и места экономической культуры в профессиональной деятельности менеджера туризма.

2. Определение сущности и структуры экономической культуры личности менеджера туризма с анализом практики ее формирования.

3. Обоснование организационно-педагогических условий формирования экономической культуры будущего менеджера туризма в учебно-воспитательном процессе современного вуза.

4. Обоснование возможности инвестиционного проекта в формировании экономической культуры будущего менеджера туризма и экспериментальная проверка ее эффективности.

Методологической основой исследования выступают концепции диалектического единства социального и индивидуальногоактивности личности в деятельности экономического образования личности (Л.И. Абалкин,.

П.Г. Бунин, И. Т. Балабанов, В. Д. Камаев, Н. Я. Клепач и др.) — проектного анализа экономической деятельности (Л.Л. Любимов, О. Ю. Мамедов, Б. А. Райзберг, В. П. Щетинин и др.) — формирования экономической культуры в профессиональной подготовке (В.Ф. Щербина, С. С. Шаталин, Г. А. Явлинский и др.).а также системный (актуализирующий требования к формированию личности будущего специалиста в тесной взаимосвязи с другими компонентами его подготовки) — аксиологический (рассматривающий личность как высшую ценность общества) — социокультурный (определяющий специфику управленческой деятельности в туризме) — культурологический (определяющий учет национальных и региональных особенностей) — личностно-деятельностный (ориентирующий образовательный процесс на личность, раскрытие его индивидуальных возможностей).

Теоретической основой исследования выступают теории профессионального образования и становления личности (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульха-нова-Славская, С. Н. Бегидова, А. А. Деркач, А. А. Кузьмина, А. К. Маркова, С. Д. Неверкович, В. А. Сластенин, К. Д. Чермит, Д. В. Чернилевский и др.) — личностно-ориентированного образования (Е.В Бондаревская, Н. Г. Пешкова, В. В. Сериков, Б. Н. Шиянов и др.) — педагогических и воспитательных систем (Г.И. Батурина, Г. М. Гаджиев, Г. А. Караханова, В. А. Караковский, А. И. Кочетов, М. С. Печерский и др.) — формирования экономической культуры личности будущего менеджера туризма (Т.Е.Джагаева, М. В. Ковалев, Е. А. Крюкова, Н. А. Савотина, Ф. Котлер, К. Кембелл, К. Леви-Строс, З. З. Сулейманова, А. Х. Чупанов и др.), исследователей профессиональной туристской педагогики (И.В. Зорин, В. А. Квартальнов, А. С. Запесоцкий, Г. А. Яковлев, Е.М. Джанджу-газова и др.) способствующих реализации социального заказа общества на экономически грамотного, конкурентоспособного специалиста.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использован комплекс методов, взаимодополняющих друг друга: теоретические (сравнительный анализ литературных источников, моделирование, теоретическое обобщение результатов исследования) — эмпирические (наблюдение, анкетирование, эксперимент) — диагностические (тестирование, опросные методики) — педагогический эксперимент, методы математической и статистической обработки экспериментальных данных.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в Северо-Кавказском филиале Московского гуманитарно-экономического института, где экспериментом было охвачено 235 студентов, из которых 116 респондентов составляли контрольную и 119 экспериментальную группу.

Этапы исследования. Исследовательская работа осуществлялась в три взаимосвязанных этапа:

• теоретический этап (2004;2006 гг.) предполагал анализ психолого-педагогической, экономической, методической и другой литературы с позиции выявления сущности экономической культуры личности будущего менеджера туризма, определение цели, задач, объекта, предмета исследования, гипотезы и других компонентов понятийного аппарата, конкретизацию методов исследования.

• опытно-экспериментальный этап (2006;2008 гг.) включал разработку основных направлений исследования, проведение педагогического эксперимента, апробацию комплекса педагогических условий формирования экономической культуры личности будущего менеджера туризма, накопление материалов и анализ результатов экспериментальной работы.

• завершающий этап (2008;2010 гг.) включал внедрение результатов исследования в практику работы образовательных учреждений, математическую и статистическую обработку экспериментальных данных путем обобщения качественных и количественных показателей на основе сравнительно-сопоставительного анализа, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в:

• выявлении структуры, функций и содержания экономической культуры личности менеджера туризма, включающей экономическое мировоззрение, мастерство и поведение в совокупности, характеризующих готовность к инвестиционной проектной деятельности в туризме;

• обосновании организационно-педагогических условий формирования экономической культуры будущего менеджера туризма в учебно-воспитательном процессе вуза, включающих: учебно-методическую и учебно-материальную базы, образовательную среду, активные методы и приемы подготовки, проектный анализ и т. д.;

• определении возможности инвестиционного проекта в формировании экономической культуры будущего менеджера туризма, включающей технический, организационный, экологический и др. составляющие;

• обосновании технологии формирования экономической культуры личности будущего менеджера, включающих подготовительный, основной и заключительные этапы, способствующие формированию экономического мировоззрения мастерства и поведения.

Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании организационно-педагогических условий и технологий формирования экономической культуры будущего менеджера туризма, в выявлении структуры и функций экономической культуры личности будущего менеджера. Результаты исследования вносят вклад в развитие теории профессионального образования, в частности в процесс формирования экономической культуры личности будущего менеджера туризмареализацию целостного непрерывного педагогического процесса в условиях вуза, его целевых, содержательных и процессуальных компонентовметодику использования проектного анализа экономической деятельности в области социально-культурного сервиса в подготовке будущего менеджера туризма.

Практическая значимость исследования состоит в апробации технологии использования инвестиционного проекта в формировании экономической культуры будущего менеджера туризма, в реализации организационно-педагогических условий (образовательная среда, активные методы, приемы подготовки и т. д.) формирования экономической культуры личности будущего менеджера туризма, в разработке научно-методических материалов по включению в проектную деятельность и проектный анализ будущего менеджера туризма.

Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходных теоретико-методологических позицийсочетанием количественного и качественного анализарепрезентативностью и достаточным объемом выборкикорректным применением комплекса методов, адекватных предмету, задачам и логике исследования и подбором методов математической и статистической обработки результатов.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования внедрены в ряде вузов региона Кавказских Минеральных Вод, в частности: на гуманитарном факультете Северо-Кавказкого филиала Московского гуманитарно-экономического института.

На защиту выносятся следующие положения:

• организационно-педагогические условия формирования экономической культуры будущего менеджера туризма, включающие: создание в вузе динамично развивающейся образовательной среды, позволяющей обеспечить индивидуальную траекторию развития познавательной самостоятельности студентамотивацию познавательной деятельности студентов через профессиональную ориентацию образовательного процессавключение в инвестиционный проект и проектный анализ, способствующий формированию компонентов экономической культурысоздание ситуаций успеха через стимулирование творческой деятельности студентов.

• технология формирования экономической культуры личности будущего менеджера туризма, состоящая из предварительного, основного и заключительного этапов через усвоение содержания спецкурса, и включение в проектный анализ и в проектную экономическую деятельность;

• инвестиционный проект как условие, способствующее формированию экономически грамотного, конкурентоспособного, обладающего необходимыми личностными качествами специалиста в области туризма.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Результаты исследования подтвердили предположение о том, что формирование экономической культуры будущего менеджера туризма будет проходить успешнее, если будут созданы условия, обеспечивающие продуктивную мотивацию, оперирование методологическими экономическими знаниями в деятельности и т. д.

Результаты опытно-экспериментальной работы позволили сформулировать следующие выводы:

• интегрированный спецкурс компенсирует разрыв между теорией и практикой, экономической подготовки;

• система взаимосвязанных и взаимообусловленных творческих заданий по применению проектного анализа в решении экономических и профессиональных задач, ориентирует студентов на актуализацию творческого мышления, на применение всего комплекса теоретических и практических знаний, полученных в процессе изучения дисциплин общегуманитарного и социально-экономического, общепрофессионального и специального циклов государственного образовательного стандарта по подготовке специалиста в области сервиса и туризма;

• применение разнообразных средств и методов активизации учебно-познавательной деятельности студентов способствует формированию самостоятельности и навыков грамотной аргументации собственных решений, а так же обеспечивает эмоциональную вовлечённость студентов в выполнение проектных заданий и влечёт за собой положительные изменения личностного отношения к проблемам инвестиционной деятельности. Грамотно организованная и управляемая самостоятельная работа студентов выступает в качестве средства вовлечения и ориентации студента на профессиональную деятельность на основе сформированных компонентов экономической культуры.

Заключение

.

Изменения в российском обществе, практически неисчерпаемый тури-стско-рекреационный потенциал страны связанный с разнообразным природным и архитектурным ландшафтом, развитие перспективных направлений экономики требуют универсальности специалиста — организатора производства, выступающего одновременно собственником, конструктором, менеджером, технологом, экономистом и т. д., высокого уровня интеллектуального развития и предприимчивости, конкретных практических умений и высокой специальной и экономической подготовки.

Актуальность диссертационного исследования предопределяется объективной необходимостью разработки содержания и технологии формирования экономической культуры будущего менеджера туризма как составляющей общепрофессиональной подготовки, проблема которой заключается в выявлении организационно-педагогических условий обеспечения готовности к профессиональной деятельности.

1. Методологическими предпосылками исследования культуры будущего менеджера туризма выступали философские положения о ведущей роли деятельности, деятельностный подход, выступающий в качестве интегра-тивного основания формирования экономической культуры студентов.

2. На основе теоретического анализа философской, экономической, социологической и психолого-педагогической литературы, а так же анализ ГОСта ВПО по специальности 100 201 «Туризм», сформулировано следующее определение экономической культуры личности менеджера туризма — это целостное личностное образование, формируемое в процессе обучения и воспитания, синтезирующее в себе экономическое мировоззрение, прочные системные знания о закономерностях и механизмах функционирования индустрии туризма, и формируемые на их основе поведение и деятельность, способствующие и определяющие успешность профессиональной деятельности и самореализации специалиста в сфере сервиса и туризма.

3. Основными компонентами экономической культуры менеджера туризма выступают:

• экономическое мировоззрение, включающее систему представлений о закономерностях и механизмах функционирования индустрии туризма как динамично развивающейся отрасли экономики;

• экономическое мастерство, включающее интегративные умения по реализации процедур профессиональной деятельности в сфере туриндустрии и.

• экономическое поведение, включающее совокупность целенаправленных и последовательных поступков и действий, вызванных экономическими стимулами.

4. Определены следующие функции экономической культуры менеджера туризма:

• информационная — способствующая получению знаний, умений, навыков и опыта туристической деятельности;

• воспитательная — способствующая формированию личности, её способностей, качеств, свойств, необходимых для эффективной экономической деятельности в сфере туризма;

• инновационная — направленная на формирование новых социально и индивидуально значимых форм экономического поведения и навыков эффективной экономической деятельности в сфере туризма.

5. Проведён анализ практики формирования экономической культуры будущего менеджера туризма (ГОСТы по специальностям, рабочие планы, программы, учебно-методические комплексы), который показал недостаточную практическую готовность будущих специалистов к профессиональной деятельности.

6. Обоснованы возможности инвестиционного проекта и проектного анализа в формировании экономической культуры будущего менеджера, рассматриваемого в качестве одного из ключевых условий позволяющего организовать лучший выбор среди альтернативных вариантов с помощью моделирования ситуации конкурентного рынка. Основными этапами проектного анализа, позволяющего осуществить наиболее полный учёт, анализ и оценку всей совокупности факторов для достижения максимального социально-экономического эффекта, являются: Коммерческая экспертиза, в рамках которой проводится оценка перспектив конечного рынка предлагаемой проектом продукции (услуги), анализ спроса на продукцию, маркетинговые исследования и анализ снабжения проекта;

Финансовая экспертиза, как показатель эффективности жизнеспособности проекта для всех его участников, как средство оценки жизнеспособности проекта, как общий прогноз финансового состояния проекта и его отдельных аспектов, так же анализ эффективности затратЭкономическая экспертиза, как показатель эффективности проекта для общества, соотношение выгод и затрат, определяемых и исчисляемых с позиций эффективности для общества;

Социальная экспертиза, определяющая степень направленности проекта на решение социальных проблем, социокультурные и демографические характеристики, приемлимость проекта с точки зрения местной культуры, заинтересованность в проекте местного населения и организаций;

Экологическая экспертиза является оценка влияния проекта на окружающую среду, определение соответствия мероприятий, заложенных в проект существующим нормам и требованиям;

Техническая экспертиза проекта, которая предполагает проверку соответствие проекта существующим стандартам и нормам, оценку ресурсов и применяемых технологий, а так же масштаб и сроки осуществления проекта;

Институциональная экспертиза. В рамках которой проводится оценка организационных, правовых, политических и административных условий реализации проекта, оценка влияния законов, норм и социально-политической ситуации на осуществление и эксплуатацию и управление проектом.

7. На основании теоретико-методологического анализа и исследовательских решений в работе разработана технология формирования экономической культуры, в структуре которой выделяется три этапа: предварительный, основной и заключительный, наличие и поэтапное функционирование которых обеспечивает достижение конечного результата — повышение уровня экономической культуры студентов и, как следствие, качества профессиональной подготовки будущих выпускников.

8. Особенность спроектированной технологии формирования экономической культуры студентов выступает то, что ее основные положения, теоретические подходы и прикладные решения обладают возможностью адаптивности к образовательному потенциалу всех субъектов образовательного процесса.

9. Обоснованы критерии {ценностно-мотивационный, характеризующий устойчивость мотивации и экономическую компетентностьинтеллектуально-познавательный, характеризующий наличие соответствующих знаний, умений и навыковделтелъностно-креативный, характеризующий организацию деятельности студентов по формированию экономической культуры, в соответствии с которыми в диссертации выявлены: подражательно-пассивный, активно-поисковый, интенсивно-творческий уровни сформированности экономической культуры будущего менеджера туризма.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы формирования экономической культуры будущих специалистов. В дальнейших исследованиях нуждаются вопросы, связанные с поиском новых технологических решений, направленных на развитие экономической культуры специалистов в процессе профессиональной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Новый тип экономического мышления. Текст.- М.: Экономика, 1987 г.-191 с.
  2. Абульханова Славская К. А. Социальное мышление личности Текст./Психологический журнал. — 1994. — № 4.
  3. Абульханова- Славская К. А. Деятельность и психология личности Текст. -.М.: Наука. 1991 г.-ЗЗб с.
  4. В.А. Основы предпринимательства. Текст.: Учебное пособие для 10−11 кл. по прикладной экономике. М: Вита-Пресс.- 1997. — 240 с.
  5. Автономов В. С. Человек в зеркале экономической теории. Очерк истории западной экономической мысли. Текст. М.: Наука. 1999 Г.-215 с.
  6. А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. Текст.-М.: Наука, 1991.-112 с.
  7. И.В. Экономическая образование в России: динамика социальных функций. Текст. СПб. 2001 г. С 28−33
  8. Арсалиев Ш-М.Х. Профессиональная деятельность педагога. Текст. -Грозный.-2000.-180с.
  9. Ю.Архангельский С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. Текст. М.: Просвещение, 1976. — 96 с. 11 .Архангельский СИ. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы. Текст. М: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  10. А.Ю. Экономическое мышление : содержание и пути формирования. Текст. -М.: Луч, 1994 г.-122 с.
  11. З.Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. Текст. -М.: Мысль, 1976.- 158 с.
  12. Н.Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Текст. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  13. Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса. Текст. Киев, 1984. -260 с.
  14. В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода Текст. // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  15. Ю.А. Актуальные вопросы государственной поддержки инвестиционной деятельности в сфере туризма в Российской Федерации. Интернет ресурс: www.aasp.ru/info/articles/9/125.html.
  16. И.С. Методы научного исследования в туризме. Учебное пособие. Текст. М.: Изд-во Академия, 2008, 224с.
  17. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно-методическое пособие. Текст. М.: Высшая школа, 1989. — 144 с.
  18. Беспалько BJI. Слагаемые педагогической технологии. Текст. М.:Педагогика, 1989.-192 с.
  19. Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов Текст./ пер. с англ. под ред. Л. П. Белых. М.: Банки и биржи, ЮНИ-ТИ. — 2002.
  20. JI.C. Перестройка экономического мышления. Текст. М.: Политиздат, 1990.-270 с.
  21. JI.C. Экономика, организация управления и планирование научно-технического прогресса. Текст. М.: Высшая школа, 1991 г.- 240 с.
  22. Н.И. Экономическая культура. Проблемы и тенденции развития. Текст. СПб. 2005 г. С 5−10
  23. Л.И. Проблемы формирования личности Текст. /Избранные психологические труды под ред. Д. Н. Фельдштеина. Москва — Воронеж, 1995.-325 с.
  24. Бордовская., Н. В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов Текст.-СПб.: Издательство «Питер», 2000. 304 с.
  25. Т.Д. Сфера услуг: менеджмент: учебное пособие. Текст. -М.: КНОРУС, 2007. 416с.
  26. П. 10 заповедей творческой личности Текст. /пер. с англ. C.JI. Лойко, Ф. Б. Сарнова, М.: Прогресс, 1990. — 187 с.
  27. Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. Текст. М.: Просвещение, 1986.
  28. Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. Текст.- М.: Просвещение, 1986.
  29. М. История хозяйства. Город. Текст.-М.: КАНОН-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001.
  30. Т.Г. Педагогические основы коммуникационных технологий непрерывного образования. Текст. -Махачкала.-2000.-275с.
  31. Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент: учебник. 4-е издание. -Текст.- М.: Экономиста, 2006. 670 с.
  32. М.В. Развитие творческого потенциала будущих специалистов по туризму на основе технологии учебного проектирования. Текст.: Автореф. канд.дис. пед. наук.- Екатеринбург.:2009 21 с.
  33. И.М., Грачёва М. В. Проектный анализ. Учебное пособие. Текст.- М.: Изд-во ИНФРА-М. 2004 г., 495с.
  34. Ю.Ф. Гостиничный и туристический бизнес. Текст. Ростов н/Д: Феникс, 2008. -637с.
  35. Г. М. Проектно-преобразовательная деятельность школьников Текст. Махачкала: ДГПУ, 2002. — 274 с.
  36. О.С. Базовая культура и самоопределение личности. Экономическая культура личности. Текст. // Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. М., 1989, с. 5 13.
  37. М.А., Нохрина Н. Н. О необходимости разработки системы диагностики качества профессиональной подготовки «рыночных» специальностей. Текст. //Проблемы образования, науки и культуры. Образование и педагогика, 2009. № 1.2 (62)
  38. Н.Д., Иванов И. П. Инновационная экономика и человеческие ресурсы Текст. // Мировая экономика и международные отношения. 1994 г.-№ 3.-72 с.
  39. .С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) Текст. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. -608 с.
  40. Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования по специальности 100 103 (230 500) «Социально-культурный сервис и туризм» № 293 от 27.03.2000 г. Интернет ресурс: http://www.edu.ru/db/portal/spe/oszip/2 305 002 000.html
  41. О.Н., Петрова A.M. Предпринимательство в сфере сервиса: учеб. пособие. Текст.- М.: ФОРУМ, 2009. 176с.
  42. Давыдова J1.H. Педагогическое диагностирование как компонент управления качеством образованияТекст.: Автореф. дисс.. док. пед. наук.- Ярославль, 2006 г.
  43. JI.H. Система обеспечения качества образования в университете: концепция и интеграция Российского и Европейского опыта. Текст. Астрахань.-2004.-152с.
  44. О.С. Экономическая психология: Учебное пособие. Текст. СПб.: Изд-во С-Петербургского университета, 2000. — 160с.
  45. Т.Е. Формирование экономической культуры личности в условиях региональной образовательной системы. Текст.: Автореф. дисс.. док. пед. наук.- Пятигорск, 2007 г.
  46. Е.А. Портфолио студента — успешный путь к работодателю. // Современные проблемы сервиса и туризма. №, 2007, С 76.
  47. М.Н., Забаева М. Н. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: учебник. Текст. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2009. — 399с.
  48. В.К. Экономическое сознание как фактор развития общественного производства при социализме. (Методологический анализ) Текст./ В. Н. Драчев. -Минск: Изд-во БГУ, 1977. 64 с.
  49. Дудина О. Н. Формирование профессиональной позиции студентов туристского вуза. Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- М.-2009.-23с.
  50. А.А., Зайцев Н. И., Машненков В. В. Культура как способ реализации творческих возможностей человека. Текст./ Введение в культу-рологию.М.: Владос, 1995. -С. 75−80.
  51. Е.И., Евсеенко Ф. П. Овладение экономическими знаниями -необходимое условие подготовки учащихся к труду Текст. //Политехническая направленность в изучении наук и трудовой подготовки школьников. Ярославль, 1990. С. 141−150.
  52. В.Е. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма: инновационный подход к их решению. Текст. / Егоров В. Е. //Туризм: право и экономика, № 1, 2008, С. 17.
  53. Еникеев М. И. Психологическая диагностика. Стандартизированные тесты. Текст. М.: «Изд-во ПРИОР», 2002. — 288с.
  54. Ю.И., Громов И. А. Человеческий фактор и культура. Текст. /Под ред. В. Д. Комарова. JL: Наука. Ленингр. отд-е, 1989. — 190 с.
  55. Закон Российской Федерации об образовании. Интернет ресурс: http://www.consultant.ru/popular/edu/62.3апесоцкий А. С. Стратегический маркетинг в туризме. Теория и практика. Текст. Изд-во СПбГУП, 2003, 352с.
  56. Т. И., Рывкина Р. А. Социология экономической жизни. Очерки теории. Текст. Новосибирск: Наука. Сиб.отд., 1991. — 442 с.
  57. Т.И. Человек в реформируемом российском обществе // Общество и экономика. 1995. — № 9. — С. 3−12.
  58. И.Г., Хорошилова JI.B. Современные тенденции развития экономической культуры: Монография. Текст. -СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2008.- 181с.
  59. А.Н. Педагогическая психология. Текст.-М.: Логос, 2005. -384с.
  60. И.В., Квартальное В. А. Туризм как вид деятельности. Текст.-М.: Академкнига, 2003. 270с.
  61. А. Б., Картышев С. В., Постников А. В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. Текст. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ». — 2002, 272с.
  62. С.Д., Гохберг Л. М., Ягудин С. Ю. и другие. «Инновационный менеджмент: учебник для ВУЗов» под редакцией С. Д. Ильенковой. Текст.- М. Банки и биржи. ЮНИТИ. 1997 г. с. 275−279.
  63. И.Ф. Сущность и основные тенденции формирования профессионально-педагогической культуры / Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология. Текст. Белгород: Изд-во БГУ, 1996. — С.8 -13.
  64. Н.И. Менеджмент туризма: учебник. Текст.-Мн.: Новое знание, 2007. 408с.
  65. .И. Культурология Учебное пособие. Текст. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  66. В.А. Туризм: учебник. Текст. -М.: Финансы и статистика, 2007.-336с.
  67. В.М. Актуальные проблемы методологии культуры: (по материалам работы теоретического семинара Северо-Кавказского научного центра высшей школы) Текст. //Общие проблемы культуры и культурного строительства. Вып. 4. — 1980. — 15 с.
  68. А.И. Экономическая психология. Текст. М.: Экономика, 1987. -Зс.
  69. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: Пособие по спец. курсу. Текст. М, 1994. — 222 с.
  70. Л.А. К проблеме сущностных противоречий культуры Текст. //Философские науки. 1986. — № 3. — С. 37−44.
  71. Л.Н. Культура и технология. Проблемы планирования, прогнозирования, управления и изучения культуры как целого (на предприятии, в городе, регионе) Текст. //Тезисы научно-практического семинара. — 4.1. — Пермь, 1981. — С. 20−27
  72. В.Г. Средства и методы формирования экономической культуры на факультете технологии и предпринимательства педвуза Текст. //
  73. Гуманитарные и социально-экономические науки. Ростов на Дону, 2000. -№ 1.-С. 125−126.
  74. Е.В. Психологические особенности экономической социализации молодежи в современных условиях. Текст.- М., 2004
  75. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Интернет ресурс: http:// www.osu.ru
  76. Ф. Основы маркетинга. Текст. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.- 736 с.
  77. В. Новому времени новый стандарт. Текст. / Кружалин В. // Туризм: практика, проблемы, перспективы, № 6, 2007, С 56−57.
  78. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Методическое пособие. Текст. М.: Высшая школа, 1990. — 142 с.
  79. Я.К. Советская экономическая культура наследие и пути модернизации. Текст. / Кузьминов Я. К. // Вопросы экономики N-3 1992.-С. 53
  80. А.С., Джаладян Ю. А. Основы туризма: учебник. Текст. -М.: КноРус, 2008.-400с.
  81. О. Туристское образование в России: необходимость или обязанность? Текст. / Лабзина О. //Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2004. № 3. С.36
  82. В.Н. Социология. Учебник для студентов вузов. Текст.: Москва. 2001 г. С 51−68
  83. А.Ю. От мнений к пониманию. Социологические очерки 19 932 000гг. Текст. -М., 2000, 576с.
  84. ИЛ. Дидактические основы методов обучения. Текст. -М.:Педагогика, 1981−185с
  85. И. В. Коссов В.В. Инвестиционный проект. Методы подготовки и анализа. Текст. М.: Изд-во БЕК, 2005,.304с.
  86. С.А. Управление инвестиционной деятельностью в сфере коммерческой недвижимости на примере гостиничных комплексов.
  87. Текст. / Ломакина С. А. //Современные проблемы сервиса и туризма, № 1,2007, С.72−75.
  88. К.А. Особенности структуры и содержания федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Туризм». Текст. / Мазин К. А. // Современные проблемы сервиса и туризма. № 1, 2007, С 103.
  89. О.Ю. Тесты по экономике: Пособие для учителя к «Сборнику тестов по экономике» с ответами и объяснениями. Текст. М.: Ви-та-Пресс, 1997. — 80 с.
  90. В.И. Экономическая культура личности. // Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. Текст. -М., 1989. с. 99- 104.
  91. Д.М. Теоретические проблемы игровой деятельности. Текст. -Махачкала.-1999.-64с.
  92. Л.В. Культура и психологическая культура личности синонимы? Текст. / Марищук Л. В. // Психология обучения, № 2, 2008. — С.8 -23.
  93. Э.С. Теория культуры и современная наука. Логико-методологический анализ. Текст.-М.: Изд-во Мысль, 1983.-284с.
  94. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Текст. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  95. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. Текст. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
  96. С.Г., Кавкаева Н. В. Экономическая культура студентов в условиях рыночной экономики. Текст. / Медянцева С. Г., Кавкаева Н. В. // Знание, понимание, умение. № 4, 2005, С. 74−79.
  97. В.М. Актуальные проблемы методологии культуры и культурного строительства Текст. / Межуев В.М./Юбщие проблемы культуры и культурного строительства Вып. 4. — 1980. -16с.
  98. В.М. О понятии «культура». Текст.- М., 1982. 270 с.
  99. Методы педагогических исследований /Под ред. А. И. Пискунова. Г. В. Воробьева. Текст. М.: Педагогика, 1979. — 255 с.
  100. П.А. «Экономическое развитие региона: программный подход» Текст.-М.: Наука.- 1983 г.
  101. Молодчик А. В, Молодчик М. А. Менеджмент: стратегия, структура, персонал, знание. Учебное пособие для вузов Текст. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. — 296с.
  102. А.В. Коммуникативная культура учителя и формирование профессиональной культуры учителя. Учебное пособие. Текст.-М.: Прометей, 1993.
  103. В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности. Тексты. Текст.- М.: Наука, 1982.-С35−38.
  104. Р.С. Психология: Учебник для студентов учебных заведений. Том 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. Текст.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 512 с.
  105. А.Н. Интеграционные процессы в педагогическом образовании. Текст. -Махачкала.-1998.-180с.
  106. Ю.М. Опыт философии хозяйства. Текст. -М.:1990.-С.74
  107. Особенности структуры и содержания федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Туризм». Текст. / Мазин К. А. // № 1, 2007. С. 103 -107.
  108. М.П., Шайденко Н. А., Басовский Л. Е. Мененджмент: учебник/ под общей редакцией профессора М. П. Переверзева. Текст. -М.: ИНФРА-М, 2004 288с.
  109. Ю.П. Психологические феномены поведения персонала в группах и организациях. В 2-х т.:Т2. Текст. СПб.: Речь, 2007. -488с.
  110. А.В. Психологические особенности развития конкурентоспособной личности. Текст. / Плугарёва А. В. // Психология обучения. № 6, 2008 г. С. 103−109.
  111. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. Текст. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 1996.-432 с
  112. Г. П., Киселёва Н. В. Инвестиционная деятельность: учебное пособие. Текст. -М.:КНОРУС, 2005. -432с.
  113. Е.С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образовани-ия: учеб. пособие. Текст. -М.: Издат. Центр «Академия», 2009. 272с.
  114. В.А., Сасова И. А. Непрерывное экономическое образование молодежи. Текст. / Поляков В. А., Сасова И. А. // Педагогика -2001. № 4, с. 19 — 26.
  115. Ю.А. Основы экономической культуры. Текст.- СПб. 2000 г. С 26−48
  116. JI.H. Экономическая культура: сущность, направления развития. Л. Н. Пономарев, В. Д. Попов, В. П. Чичканов. Текст.- М.: Мысль, 1987. 268 с.
  117. А.С., Райзберг Б. А. Мир рыночной экономики: Сборник деловых игр для старшеклассников. Текст. М.: Рос.Пед.Агенство, 1992. — 58 с.
  118. А.С., Райзберг Б. А. Основы экономики. Практикум. Текст.-М.: ИН ФОЛИО, 1993.-96с.
  119. Психологическая диагностика детей и подростков. Учебное пособие для студентов: М. К. Акимова, Г. А. Берулова, Е. М. Борисова и др. /Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. Текст.- М.: Международная педагогическая академия, 1995. 360 с.
  120. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. Текст.- М: Педагогика -Пресс, 1998. 440 с.
  121. В.В. Выступление на расширенном заседании Государственного Совета 08.02.2008. «О стратегии развития России до 2020 года» Полный текст, www.regnum.ru/news/954 426.html.
  122. О.А. Формирование профессиональной готовности будущих менеджеров — аниматоров к туристской деятельности. Текст.: Автореф. канд.дис. пед. наук. Москва.: 2008 — 23 с.
  123. В.В. Экономическая социология. Курс лекций // учебное пособие. Текст.-М.: 1997.- С.57−79
  124. .А. Введение в экономику: Учеб. пособие для уч-ся общеобр. школ, лицеев, гимназий и колледжей. Текст. М: Новая школа, 1993.- 144 с.
  125. А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум. Текст.СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. -255с.
  126. В.К., Шемякин Б. П., Шемякин П. А. Методика экономического воспитания школьников: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. институтов. Текст.- М.: Просвещение, 1985. 160 с.
  127. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./ Под ред. В. В. Давыдова. Текст.- М, 1993.-608с.
  128. СЛ. Бытие и сознание. Текст.- М., 1957. С. 256−257.
  129. Р.В. Математическая обработка результатов эксперимента. Справочное руководство. Текст.- М.: Наука. 1994. 240 с.
  130. Р.В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры России. Текст.- М.: Наука, 1994. 210 с.
  131. В. Как Россия конкурирует в туристском секторе. Текст. / Савельев В. // Туризм: практика, проблемы, перспективы. № 6. 2009 г. С 16−17.
  132. М.Е. Психология коммерции: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений. Текст. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 224с.
  133. И.А. Теория и практика экономической подготовки школьников к труду в новых условиях хозяйствования Текст.: Авто-реф. дисс.. д-ра пед наук. М., 1989.-28 с.
  134. JT.B. Социальные технологии в сфере туризма: учеб. Пособие. Текст. -М.: Издательский центр «Академия», 2007. 128с.
  135. С.А. / Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства: учебное пособие. Текст. М.: КНОРУС, 2007.-256 с.
  136. Г. К. Современные образовательные технологии". Текст. М.:Народное образование, НИИ школьных технологий, 1998 — 256 с.
  137. B.C. Культура и развитие человека Текст. / Семенов
  138. B.C. //Вопросы философии. -1982. -№ 4. -С. 15−29.
  139. В.Д. Взаимосвязь и взаимообусловленность содержания экономической подготовки учителя требованиям социально-экономического развития общества Текст. Брянск: БГПУ, 1995, — С. 57.
  140. В.Д. Методика обучения основам предпринимательства. Учебно-методическое пособие Текст. Брянск.: БГПУ, 1994.1. C.7
  141. В.Д. Основы предпринимательства: Брянск. БГПУ, 1996.-С 123−125.
  142. В.Д., Сорока В. Ф. Практикум по домашней экономике. Учебно-методическое пособие Текст. Брянск: БГПУ, 1995. — 7 п.л.
  143. В.А. Формирование социально активной личности: Общая концепция исследования // Формирование социально активной личности учителя Текст. -М.:МГПИ, 1986.-180.
  144. В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. Текст. -М.: Издательский центр «Академия», 2005. 576 с.
  145. В.А., Подымова JT.C. Креативные механизмы инновационной деятельности учителя. В сб. «Научные труды МГПУ им.
  146. В.И.Ленина. Серия: Психолого-педагогические науки. Текст. М.: Прометей, 1996. — 276 с.
  147. С.Д. Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности. Текст. М.: Аспект-Пресс, 1995. — 271 с.
  148. Смит Адам. Исследование о природе и причинах богатства народов Текст. М.: Наука, 1992.-584с.
  149. В.Н. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятельности. Текст. М: Аспект-Пресс, 1995.-255 с.
  150. ЮЛ. Системный подход в исследовании воспитания. Текст. М.: Прометей, 1993.-200 с.
  151. А.Г. Философия: учебник. Текст. М.: Гардарики, 2004, — 736с.
  152. Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2015 года. Интернет ресурс http://www.tourprom.m/tv
  153. Существующее состояние сферы туризма в Российской Федерации. Текст. //Федеральный научно-практический журнал «Туризм: право и экономика» 2008. № 2. С.6
  154. Н.Ф., Карпов Ю. В. Педагогическая психология: Психодиагностика интеллекта. Текст. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 63 с
  155. Н. Н. Взаимосвязь экономического и нравственного воспитания в социально-экономической подготовке школьников в современных условиях. Текст. // Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.-2000.
  156. В.А., Петровский А. В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии Текст. / Татенко В. А., Петровский А. В. // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С.26−29
  157. Федеральная целевая программа «Юг России» // Туризм: право и экономика. № 2, 2009, С 13−14.
  158. Федеральный государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образованию по направлению 100 400 «Туризм» № 488 от 28.10. 2009 г. (квалификация (степень) бакалавр). Интернет ресурс: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d09/m488.html
  159. Федеральный государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образованию по направлению 100 400 «Туризм» № 489 от 28.10. 2009 г. (квалификация (степень) магистр). Интернет ресурс: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d09/m488.html
  160. Федеральный закон об основах туристской деятельности в Российской Федерации № 12 от 5.02.2007г. Интернет ресурс: http://www.korint.ru/law/
  161. А.А. Слово главного редактора. Текст. / Федулин А. А. // Современные проблемы сервиса и туризма. № 1, 2007 г. С. З
  162. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2009, 570с.
  163. Формирование профессиональной позиции студентов туристского вуза Текст.: Автореф. канд.дис. пед. наук. Москва.: 2009 -22 с.
  164. В.П. Экономические отношения и экономическое сознание. Текст. -Новосибирск: Наука, 1979. 270 с.
  165. П. Экономический образ мышления. Пер. с англ. Изд. 2-е, стереотипное. Текст.- М.: Изд-во «Дело» при участии Изд-ва С, 1993. -704 с.
  166. Хокен Пол. Я начинаю свое Дело/Пер.с англ.В. И. Бабенко Текст.-М.: Текст, 1992.-207 с.
  167. А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения Текст.-М.: Изд. МГУ, 2003.
  168. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития Текст.-М.: Интерфакс, 1995.-288 с.
  169. А.Х. Система формирования профессиональной культуры будущего менеджера туризма Текст.: Автореф. доктор.дис. пед. наук. — Махачкала.: 2006. — 31с.
  170. В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход Текст./ Шадриков В. Д. //Высшее образование сегодня. № 8. 2004.
  171. Е.В. Формирование профессионально-экономической культуры студента колледжа : на материале экономической специальности Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-Белгород. -2001. 24 с.
  172. Й. «Теория экономического развития» Текст.-М. Прогресс. 1982 г.
  173. Ю.В. Психология предпринимательства и бизнеса: Учебное пособие Текст.- СПБ.: Питер, 2008. 304с.
  174. В.Ф. Культура экономики. М: Молодая гвардия, 1986. — 191 с.
  175. Экономическая подготовка в условиях рыночных отношений. Текст.-Сост. Аверьянова Л. Н., науч. ред. Сасова И. А. М., 1989.
  176. Экономическое образование и воспитание учащихся: Пособие для учителя / Н. И. Горлач, И. Ф. Прокопенко, В. К. Розов и др.// Под ред. Н. И. Горлача и др. Текст.- Киев, 1989 334 с.
  177. Д.Б. Развивающее обучение. Текст.-М: 1999.
  178. Г. А. Экономика и статистика туризма. Учебное пособие. 2-е изд., Текст. М.: Издательство РДП.- 2004.- 376с.
Заполнить форму текущей работой