Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Повышение эффективности преподавания гуманитарных дисциплин в ВУЗах МО РФ: На материалах авиац. 
лет. училищ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общий замысел исследования предусматривал разработку и применение комплексной методики анализа процесса повышения эффективности преподавания гуманитарных дисциплин в авиационных летных ВУЗах. Она включала следующие основные методы: педагогическое наблюдение, групповые и индивидуальные беседы, опросы, анкетирование, интервьюирование, обобщение независимых характеристик, анализ результатов… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И АНАЛИЗ ПРАКТИКИ СОВЕР-1 ШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
    • 1. Современные требования к преподаванию гуманитарных дисциплин в ВУЗе
    • 2. Педагогический анализ процесса повышения эффективности преподавания гуманитарных дисциплин в военно-учебном заведении
    • 3. Состояние преподавания гуманитарных дисциплин в военных авиационных летных училищах
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ
    • 1. Задачи и методика опытно-экспериментальной работы
    • 2. Критерии оценки эффективности преподавания гуманитарных дисциплин в высшей военной школе
    • 3. Ход и результаты экспериментального исследования эффективности процесса преподавания — гуманитарных дисциплин
  • ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В АВИАЦИОННЫХ ЛЕТНЫХ УЧИЛИЩАХ
    • 1. Развитие потенциала самообучения курсантов в процессе преподавания
    • 2. Совершенствование технологии преподавания гуманитарных дисциплин
    • 3. Повышение профессионализма преподавателей
  • ВУЗов

Повышение эффективности преподавания гуманитарных дисциплин в ВУЗах МО РФ: На материалах авиац. лет. училищ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное военное строительство в Российской Федерации осуществляется на фоне сложных процессов в жизни государства: трудностей экономических преобразований, снижения жизненного уровня многих слоев населения, потери нравственных ориентиров значительной частью общества, негативного отношения к военной службе и др.

Налицо духовно-нравственный кризис, поразивший в той или иной мере все уровни армейского организма. Результат — падение престижа офицерской и солдатской службыдевальвация таких понятий, как воинская честь, исполнение «священного и почетного» долганежелание значительной части офицеров, особенно молодых, продолжать военную службу, рост преступности среди военнослужащих.

В сложившихся условиях решение задач реформирования Вооруженных Сил под силу только специалистам с широким политическим кругозором, глубокими военными, военно-техническими, экономическими и правовыми знаниями, имеющим твердую нравственную позицию, умеющим творчески мыслить. Речь идет о преодолении узко профессионального подхода к подготовке выпускников ВУЗов, об актуализации значения разностороннего гуманитарного образования, о значимости гуманитарных знаний в становлении личности офицера, как гражданина России и военного профессионала.

Гуманитаризация — неотъемлемый элемент реформирования системы высшего военного образования. Гуманитарная образованность делает людей эмоционально полифоничными, а потому — более открытыми для разнообразной информации, активизирует деятельность их интеллекта, способствует развитию потенциала самоопределения личности. Гуманитарная образованность является несущей конструкцией духовности людей, которая характеризуется возвышенностью их мыслей, желаний и благородной мотивацией поступков. Гуманитарная образованность чрезвычайно важна в формировании у будущих офицеров-руководителей способности к обучению и воспитанию подчиненных.

Вот почему сегодня задача гуманитаризации высшей школы поставлена в ранг государственной политики1.

Однако, существующая система военно-профессионального обучения не в полной мере отвечает этим требованиям. Усилившийся технократический подход в преподавании не формирует у курсантов стремления совершенствовать себя в гуманитарном плане.

Анализ отзывов из войск свидетельствует о том, что у выпускников не сформирована осознанная ценностная ориентация, низок уровень развития нравственных качеств личности, недостаточны практические умения и навыки работы с людьми, отсутствует стремление к расширению своего познавательного кругозора, не развиты умения самостоятельной работы и др. Наличие данных обстоятельств актуализирует проблему качества преподавания гуманитарных дисциплин, повышения его эффективности.

Исследование показало, что в авиационных летных ВУЗах есть понимание необходимости совершенствования преподавательской деятельности, стремление придать ей организованный целенаправленный характер. Училища располагают определенным потенциалом и условиями для решения этой задачи.

В современных условиях возросла социальная ответственность преподавателя — центральной фигуры, системообразующего начала про.

1 См.: Об образовании: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. //Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.- М., 1992. -N30: 0 развитии системы военного образования Вооруженных Сил Российской Федерации: Приказ МО РФ N191. М., 1993. цесса обучения — за результаты его труда, повысились требования к преподавателю как к личности, передовому человеку своего времени. Он является носителем содержания образования и воспитания, организатором всей познавательной деятельности обучаемых. Именно он должен научить их учиться, рационально организовать свой учебный труд, разбудить и направить их познавательные интересы и познавательную активность.

В летных училищах трудится высококвалифицированный преподавательский состав, способный успешно решать задачу обучения и воспитания курсантов, подготовки их к самостоятельной военно-профессиональной деятельности.

Перестройка процесса обучения в ВУЗе предполагает возможность использования преподавателем в соответствии со своими возможностями и творческими планами новых форм обучения, которые не предусмотрены программой или содержанием учебников. Именно возможность выхода за рамки традиционных схем преподавания и программ позволяет преподавателю организовать высокопродуктивную творческую деятельность обучаемых, в том числе и на основе профессионально ориентированных учебно-ролевых игр.

На кафедрах гуманитарных и социально-экономических дисциплин накоплен богатый опыт методики преподавания, который должен быть обобщен и доступен для использования всеми педагогами.

Преподавание гуманитарных дисциплин в авиационных летных ВУЗах имеет свои особенности, знание которых, а также стремление преподавателя-обществоведа расширить диапазон своих профессиональных навыков и умений, оказывают ему существенную помощь в развитии взаимоотношений с курсантами — будущими военными летчиками — на основе сотрудничества, делового партнерства, доверительности и взаимной ответственности.

Авиационные летные училища имеют солидную учебно-материальную базу, располагаются в крупных административных центрах, богатых историческими традициями и высоким научным и культурным потенциалом.

Однако, эти возможности используются не полностью. Повышение эффективности преподавания гуманитарных дисциплин затрудняется: ежегодно понижающимся уровнем интеллектуального развития абитуриентов, поступающих в летные училищанизким уровнем мотивации курсантов к учебе, слабым интересом у них к изучению гуманитарных и социально-экономических дисциплиннедостаточной психолого-педагогической подготовленностью отдельных преподавателей к осуществлению педагогической деятельности, к сотрудничеству с курсантами и к выбору оптимальных методов и форм педагогического воздействияотсутствием продуманной системы учета годовой учебной нагрузки преподавателей и четко сформулированных критериев оценки их трудаотсутствием материальных и денежных средств в армии, особенно в ВУЗах и наличием у многих преподавателей проблем социально-бытового характера.

Различные аспекты теории и практики преподавательской деятельности нашли отражение в диссертационных исследованиях военных педагогов1. Вместе с тем, преподавание, обоснование основных направлений и путей повышения его эффективности специально ни кем не рассматривалось.

1 См.: Барабанщиков А. В. Педагогические основы обучения советских воинов: Дис.. д-ра пед. наук.- М., 1968; Бешенцев В. Н. Развитие познавательной активности курсантов высших военных училищ (на материалах преподавания общественных наук): Дис.. канд. пед. наук.- М., 1989; Быков А. К. Совершенствование педагогической техники преподавателей высших военных училищ: Дис.. канд. пед. наук. М., 1994; Вдовюк В. И. Военно-педагогическая этика и совершенствование военно-этической подготовки советских офицеров: Дис.. д-ра пед. наук, — М., 1983; Давыдов В. П. Исследование путей повышения эффективности воспитания курсантов высших военно-учебных.

Учитывая практическую актуальность и важность теоретической разработки проблемы повышения эффективности преподавания гуманитарных дисциплин в ВУЗах, автор избрал ее в качестве темы диссертации.

Объектом исследования является деятельность преподавателя высшей военной школы в процессе обучения, а его предметом — основные направления и пути повышения эффективности преподавания гуманитарных дисциплин.

Цель исследования заключается в выявлении педагогического содержания, основных направлений и путей повышения эффективности преподавания гуманитарных дисциплин в ВУЗе.

Исходя из поставленной цели в диссертационном исследовании решались следующие задачи:

1. Выявить сущность, содержание и особенности процесса повышения эффективности преподавания гуманитарных дисциплин в высших военно-учебных заведениях.

2. Разработать и опытно-экспериментальным путем проверить Комплексную программу повышения эффективности преподавания гуманитарных дисциплин в авиационных летных ВУЗах.

3. Обосновать основные направления и пути повышения эффективности преподавания гуманитарных дисциплин в авиационных летных заведений в процессе обучения (На материалах высших военно-политических училищ): Дис.. д-ра пед. наук.- М., 1977; Капустин А. Н. Культура общения преподавателя высшего военно-учебного заведения: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1985; Лазукин А. Д. Формирование авторитета преподавателя военного училища: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1989; Скопылатов И. А. Педагогические основы индивидуализации обучения курсантов военно-инженерных училищ: Дис.. канд. пед. наук.- М., 1992; Солоницын В. А. Становление молодого преподавателя военного училища: Дис.. канд. пед. наук.- М., 1982; Ху-долеев Ю. Ф. Развитие у курсантов военных училищ познавательных интересов к общественным наукам: Дис.. канд. пед. наук, — М., 1973; Шабанов Г. А. Развитие педагогического творчества преподавателей военно-учебных заведений: Дис.. канд. пед. наук. М., 1991 и др. училищах.

Для достижения поставленной цели и решения задач исследования в качестве основной гипотезы было выдвинуто положение о том, что в условиях реформирования Вооруженных Сил РФ, преодоления объективных трудностей в решении военно-профессиональных задач повысились требования к подготовленности выпускников ВУЗов, к уровню их гуманитарной образованности. Современная же практика обучения и воспитания курсантов не обеспечивает ее в полной мере, обостряя противоречие между существующим уровнем преподавания и реальным потенциалом, заложенным в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Объективно возросла необходимость совершенствования преподавательской деятельности, которое способствовало бы гармоничному развитию личности курсанта и качественной подготовке его к активной самостоятельной служебной деятельности. Предполагается, что основными направлениями преодоления данного противоречия могут стать:

— целенаправленная деятельность преподавателя по развитию у курсантов потенциала самообучения;

— оптимизация технологии преподавания гуманитарных дисциплин:

— рост профессионализма преподавателя-обществоведа в деятельности и в общении.

Методологическую основу исследования составили научные положения о роли гуманитарных знаний в профессиональной деятельности современного специалиста, о личности преподавателя, о его умении организовывать творческо-поисковый характер обучения. Автор опирался на педагогические идеи, изложенные в трудах Я. А. Коменского, А. Дистервега, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого, Л. С. Выготского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, а также деятелей военной школы Д. А. Милютина, М. И. Драгомирова, М. В. Фрунзе и др.

В диссертации использовались научно-теоретические выводы и практические рекомендации, разработанные военными педагогами А. В. Барабанщиковым, А. К. Быковым, В. И. Вдовюком, В. П. Давыдовым, А. Н. Капустиным, Ю. Ф. Худолеевым, Г. А. Шабановым и др. Учитывались идеи, содержащиеся в работах В. М. Блинова, И. Ф. Выдрина, З.Ф. Есаре-вой, Н. Ф. Талызиной, Ю. И. Турчаниновой и др. Диссертант опирался на опыт Инновационного центра Военного университета по подготовке слушателей и преподавателей.

Общий замысел исследования предусматривал разработку и применение комплексной методики анализа процесса повышения эффективности преподавания гуманитарных дисциплин в авиационных летных ВУЗах. Она включала следующие основные методы: педагогическое наблюдение, групповые и индивидуальные беседы, опросы, анкетирование, интервьюирование, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности, экспертные оценки, математический и статистический анализ результатов опытно-экспериментальной работы и др. Центральным элементом методики стал формирующий педагогический эксперимент, проведенный на базе Качинского ВВАУЛ. Кроме того, исследовательский материал был получен из Армавирского ВВАУЛ, Балашовско-го ВВАУЛ, Барнаульского ВВАУЛ, Краснодарского ВВАУ, Сызранского ВВАУЛ, Уфимского ВВАУЛ и Челябинского ВВАУШ.

Исследование проведено в три взаимосвязанных этапа с 1994 по 1998 гг.

Первый этап (1994;1995 гг.) состоял в определении уровня теоретической разработанности проблемы, в изучении реального состояния процесса преподавания гуманитарных дисциплин в авиационных летных ВУЗах. Был осуществлен теоретический анализ психолого-педа-готической литературы, руководящих документов планирования и организации преподавательской деятельности, проанализирован ее практический опыт. На данном этапе были обозначены объект и предмет, цели и задачи исследования, сформулирована предварительная рабочая гипотеза, выявлены и обоснованы критерии оценки эффективности преподавания гуманитарных дисциплин, определены замысел и методика опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (1996;1997 гг.) представлял собой непосредственно опытно-экспериментальную часть исследования по внедрению Комплексной программы повышения эффективности преподавания гуманитарных дисциплин в авиационных летных ВУЗах. Одновременно продолжалось углубленное изучение теории проблемы, осуществлялся сбор, анализ и обработка исследовательского материала, вносились коррективы в методику исследования, формулировались предварительные выводы и рекомендации, которые внедрялись в педагогический процесс ВУЗов. В это же время выявлялись основные направления и пути повышения эффективности преподавания гуманитарных дисциплин.

Третий этап (1997;1998 гг.) был посвящен систематизации, обработке, и обобщению полученных в ходе опытно-экспериментальной работы результатов, формулированию теоретических выводов и практических рекомендаций, их проверке, обсуждению в ходе научно-практических конференций, сборов, -совещаний, семинаров и внедрению в практику военных авиационных летных училищ. Завершающий этап включал также литературное оформление диссертации и подготовку и издание публикаций по проблеме исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась применением комплекса теоретических, эмпирических и математических методов исследования, широкой педагогической экспертизой получаемых результатов, математической обработкой данных исследования, апробацией теоретических выводов и практических рекомендаций.

Общий объем проделанной работы характеризуется следующими данными: изучено и проанализировано более 200 литературных источников по основной и смежным проблемам исследования, 36 докторских и кандидатских диссертацийосуществлено комплексное изучение деятельности восьми кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин авиационных летных училищ, проведено анкетирование 68 преподавателей и 254 курсантов различных курсовпроанализировано более 100 индивидуальных и групповых бесед с различными категориями постоянного состава ВУЗовизучено более 150 документов (планы учебных занятий преподавателей, планы работы кафедр, протоколы заседаний кафедр и предметно-методических комиссий, протоколы заседаний Ученых советов) — разработаны и опубликованы конкретные рекомендации и частные методики проведения различных учебных занятий.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Выявлены педагогическая сущность и содержание процесса повышения эффективности преподавания гуманитарных дисциплин в ВУЗепроанализировано современное состояние процесса преподавания гуманитарных дисциплин в авиационных летных училищах.

2. Разработаны критерии оценки эффективности преподавания гуманитарных дисциплинобоснованы и выделены уровни педагогического взаимодействия преподавателя с курсантами в процессе занятия (организационно-коммуникативный, организационно-деятельностный, организационно-мыслительный) — опытно-экспериментальным путем проверена Комплексная программа повышения эффективности преподавания гуманитарных дисциплин в авиационных летных ВУЗах.

3.Исследованы основные направления и пути повышения эффективности преподавания гуманитарных дисциплин в авиационных летных училищах.

На защиту выносятся:

1. Уточненное понимание сущности, содержания и особенностей процесса повышения эффективности преподавания гуманитарных дисциплин в ВУЗах МО РФ.

2. Экспериментально проверенная Комплексная программа повышения эффективности преподавания гуманитарных дисциплин в авиационных летных ВУЗах, включающая разработанную методику исследования и обоснованные критерии оценки эффективности преподавательской деятельности (уровень организации взаимодействия и степень обученнос-ти).

3. Апробированные и опытно-экспериментальным путем проверенные основные направления и пути повышения эффективности преподавания гуманитарных дисциплин в авиационных летных училищах (развитие потенциала самообучения курсантов в процессе преподавания, совершенствование технологии преподавания, повышение профессионализма преподавателей).

4. Практические рекомендации командованию авиационных летных ВУЗов, преподавательскому составу кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин по повышению эффективности преподавательской деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно направлено на повышение эффективности преподавания гуманитарных дисциплин в высших военно-учебных заведениях МО РФ (в частности — в авиационных летных ВУЗах). Результаты исследования, теоретические выводы и практические рекомендации вооружают руководство училищ, преподавательский состав знаниями по данной проблеме. Обоснованные критерии эффективности преподавательской деятельности дают возможность ее объективно оценивать и своевременно вносить коррективы в содержание, организацию и методику. Материалы диссертации также могут быть использованы на занятиях по психологии и педагогике, по методике преподавания учебного предмета на педагогических факультетах и факультетах переподготовки и повышения квалификации преподавателей.

Апробация теоретических положений, выводов и рекомендаций осуществлялась на протяжении всего периода исследования и в ходе проведения опытно-экспериментальной работы по реализации мер, способствующих повышению эффективности преподавания гуманитарных дисциплин в авиационных летных ВУЗах. Результаты исследования обсуждались в ходе научно-методических и научно-практических конференций, на сборах, совещаниях, семинарах, на занятиях со слушателями «Школы молодого преподавателя». Основные положения исследования использовались в научных сообщениях на заседаниях секции гуманитарных и социально-психологических наук «Качинских чтений» (1996 и 1997 гг.). Ряд выводов и рекомендаций диссертанта реализуется преподавателями кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Качинского ВВАУЛ в процессе проведения учебных занятий. Материалы диссертации нашли применение при разработке новых учебных программ и тематических планов по гуманитарным дисциплинам. По теме исследования издано два учебно-методических пособия и пять методик, которые используются преподавателями различных кафедр.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по III главе: Исследование основных путей и педагогических условий повышения эффективности преподавания гуманитарных дисциплин в авиационных летных ВУЗах подтверждает центральное положение рабочей гипотезы, выдвинутой в диссертационном исследовании.

Основными направлениями практической реализации исследуемой проблемы являются развитие потенциала самообучения курсантов в процессе преподавания, оптимизация технологии преподавания и рост профессионализма преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Изменение педагогической технологии направлено на переориентацию деятельности преподавателя с информационной на организационную, приоритетным направлением которой должно быть руководство самостоятельной учебно-познавательной, научно-исследовательской и профессионально-практической деятельностью курсантов.

Главной отличительной чертой современного преподавателя должно быть умение выбирать, разрабатывать и разумно использовать, целесообразно сочетая, различные технологии преподавания в соответствии с целями, содержанием и организационными формами каждого конкретного занятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современное военное строительство в Российской Федерации осуществляется на фоне сложных процессов в жизни государства: трудностей экономических преобразований, снижения жизненного уровня многих слоев населения, потери нравственных ориентиров значительной частью общества, негативного отношения к военной службе и др. На этапе коренного реформирования находятся и Вооруженные Силы Российской Федерации.

Создать же новую армию немыслимо без четко продуманной, научно обоснованной военной реформы, охватывающей все стороны ее жизни и деятельности. Первая и главная ее задача состоит в том, чтобы одновременно с созданием и реорганизацией Российских Вооруженных Сил сформировать адекватную им систему военного образования, вывести ее на качественно новый уровень, обеспечивающий радикальное повышение профессионализма и общей культуры военных кадров.

Гуманитаризация — неотъемлемый элемент реформирования системы высшего военного образования. Однако, сегодня уже признано, что одним из существенных недостатков отечественной высшей, в том числе и военной школы, является недооценка общекультурной, гуманитарной подготовки ее выпускников.

Вот почему задача гуманитаризации высшей школы поставлена в ранг государственной политики, закреплена в Законе Российской Федерации «Об образовании». А Приказ Министра Обороны Российской Федерации N 191 от 13 апреля 1993 г. «О развитии системы военного образования Вооруженных Сил Российской Федерации» проблему гуманитаризации обучения и воспитания выделяет как приоритетную.

Речь, таким образом, идет о преодолении узко профессионального подхода к подготовке специалистов, о сохранении и расширении веса общекультурного блока образования, об актуализации значения разностороннего гуманитарного образования.

В этих условиях на первый план выдвигается задача повышения эффективности преподавания гуманитарных дисциплин.

Не будет преувеличением сказать, что основную нагрузку в деле реформирования обучения и воспитания будущих офицеров-руководителей, способных творчески мыслить, своевременно и эффективно решать задачи обучения и воспитания личного состава, приняли на себя кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин — центры научно-педагогической мысли и действия.

Проблема преподавания давно привлекала внимание прогрессивных общественных деятелей и педагогов прошлого и настоящего. Их теоретические выводы и практические рекомендации служат хорошим основанием для проведения последующих исследований. Приведенный в диссертации далеко не полный перечень исследований по военной педагогике и психологии свидетельствует о наличии в арсенале этих наук значительного объема теоретического и эмпирического материала.

Вместе с тем, на наш взгляд, ключевыми проблемами высшей военной школы остаются: во-первых, организация и методика учебно-воспитательного процессаво-вторых, профессиональный уровень преподавательского состава и, в-третьих, степень устойчивой мотивации к обучению у курсантов к овладению знаниями. Иными словами, вопрос о том, чему, кому и как учить, является по-прежнему центральным для военного образования.

Безусловно, очень важно определить, какими знаниями должен обладать будущий военный специалист, то есть чему его должны научить на каждой стадии обучения. Однако не менее важным в процессе обучения является и то, как его будут учить.

— 188.

Важно учащемуся дать не столько и не только определенный объем знаний и навыков, но «инструмент познания». Изменяя идеологию обучения, делая его понятным и осмысленным, необходимо прежде всего основной целью каждого этапа обучения сделать определенные проблемы, достаточно понятные курсанту, и заинтересовать его в их разрешении. То есть научить его учиться!

Новая концепция высшего образования предусматривает повышение эффективности преподавательской деятельности за счет совершенствования технологии преподавания и предъявления повышенных требований к преподавательским кадрам.

Комплексно рассматривая проблему совершенствования процесса преподавания гуманитарных дисциплин в авиационных летных ВУЗах, автор настоящего исследования пришел к следующим обобщениям и тео-уетическим выводам:

1. Изучение опыта преподавания гуманитарных дисциплин в авиационных летных ВУЗах свидетельствует о том, что военные училища располагают определенным потенциалом и возможностями по его совершенствования. Однако, они реализуются не в полной мере вследствие недостаточной теоретической разработанности проблемы повышения эффективности преподавательской деятельности и отсутствием стройной системы работы руководящего и преподавательского состава ВУЗов в этом направлении.

Несмотря на это, можно утверждать, что на современном этапе высшего военного образования есть реальная база для повышения эффективности педагогической деятельности.

2. Анализ имеющихся диссертационных исследований, монографических работ и материалов периодической печати позволяет определить преподавание как сложную, многоуровневую творческую деятельность преподавателя в процессе обучения, которая заключается в.

— 189 постановке перед обучаемыми учебных задач, в активизации их познавательной деятельности и поддержании самодеятельности, в объективной оценке качества приобретаемых знаний, навыков и умений, а также в формировании и развитии их интеллектуальных и нравственных качеств.

Это — совместная деятельность, взаимодействие преподавателя и обучаемых в ходе занятия. Достижение ее конечной цели — определенного уровня обученности — зависит как от профессионального уровня воздействия преподавателя на обучаемых, так и от их способности адекватно реагировать на это воздействие, с высоким качеством воспринимая преподносимый материал, то есть — от способности обучаться, от обучаемости.

Достижение конечной цели преподавательской деятельности — определенного уровня обученности — зависит как от профессионального уровня воздействия преподавателя на обучаемых, так и от способности обучаемых адекватно реагировать на это воздействие, с высоким качеством воспринимая преподносимый им материал, то есть — от способности обучаться, от обучаемости.

3. Особенность преподавания гуманитарных дисциплин в военных авиационных летных училищах — в их особой социальной миссии. Гуманитарные знания способствуют становлению мировоззренческих компонентов сознания будущих военных летчиков, формированию в их сознании критериальной, экспертной функции миропонимания, способности разбираться в таких нравственных понятиях, как добро и зло, благородство и подлость, правда и ложь.

Преподавание гуманитарных дисциплин помогает курсантам в расширении их общекультурного кругозора, побуждает в них стремление к духовному и профессиональному самосовершенствованию, к проявлению своего творческого начала.

— 190.

Особенностью авиационного летного ВУЗа является то, что первичная должность, на которую назначается выпускник, — должность рядового летчика имеет слабо выраженный командный характер, в отличии от любого другого командного училища. Летчиком-инструктором, командиром авиационной эскадрильи, а тем более авиационного полка, суждено стать не каждому.

Это обусловливает еще одну функцию гуманитарных знаний, получаемых в летном училище, — формирование у курсантов (будущих авиационных командиров) педагогической способности трансляции знаний различных уровней будущим поколениям (своим подчиненным).

4. Суть деятельности преподавателя в процессе взаимодействия проявляется в сопровождении деятельности обучаемых при выходе на новые уровни обученности.

Оценивая труд преподавателя, его способность организовать учебную деятельность курсантов, на наш взгляд, целесообразно выделить три уровня организации взаимодействия с курсантами в процессе преподавания: организационно-коммуникативный, организационно-дея-тельностный и организационно-мыслительный. Результатом каждого из них является тот или иной тип формируемых знаний и уровень их усвоения, являющиеся показателями степени обученности.

Уровни взаимодействия не являются оценочными. Их гармония в процессе преподавания показывает возможность многоуровневости передачи знаний обучаемым. Опытный преподаватель в течение одного занятия может выходить в той или иной форме на различные уровни взаимодействия, в зависимости от цели занятия и от диагностируемого индивидуального уровня обучаемости каждого отдельно взятого курсанта.

5. Знание качества достигаемых результатов преподавательской деятельности является непременным условием успешной работы препо.

— 191 давателя. Успеваемость, выраженная в абсолютных показателях, в процентном отношении или в какой-то иной форме, является наиболее распространенной мерой успешности.

Решающим же условием достижения высокого результата преподавательской деятельности является уровень организации взаимодействия преподавателя и обучаемых в процессе занятия. Использование в исследовании операционально-деятельностного (уровень организации взаимодействия) и результативно-практического (степень обученности) критериев оценки эффективности преподавания позволяет оценить соответствие способа передачи знаний обучаемым типу формируемых у них знаний.

6. Решая задачу подготовки будущих офицеров еще в стенах училища к выполнению своих профессиональных обязанностей, военное образование должно уделять внимание развитию потенциала самообучения курсантов.

Основу деятельности преподавателя ВУЗа по решению этой задачи составляют: индивидуальный подход в обученииразвитие потенциального уровня обучаемости курсантовповышение уровня их познавательной активности.

7. Одним из важных направлений повышения эффективности преподавания гуманитарных дисциплин является совершенствование технологии преподавания.

Одна из многих побудительных причин этого — низкая познавательная активность курсантов. Поэтому изменение педагогической технологии должно быть прежде всего направлено на переориентацию деятельности преподавателя с информационной на организационную, приоритетным должно быть руководство самостоятельной учебно-познавательной, научно-исследовательской и профессионально-практической деятельностью курсантов.

— 192.

Основным содержанием оптимизации наиболее распространенной сегодня в высшей военной школе технологии преподавания, предполагающей широкое использование активных методов обучения, является совершенствование существующих форм педагогического процесса, которое возможно либо путем изменения структуры дидактического цикла занятий, либо путем совершенствования форм обучения (видов занятий). Перспективной является подготовка преподавателей к овладению технологией, использующей игровые формы обучения.

8. Успех реформы высшего образования в России во многом связан с повышением качества и эффективности деятельности преподавателя вуза — центральной фигуры, системообразующего начала процесса обучения. Он является носителем содержания образования и воспитания, организатором всей познавательной деятельности обучаемых. Именно он должен научить их учиться, рационально организовать свой учебный труд, разбудить и направить их познавательные интересы и познавательную активность.

Решающим условием повышения эффективности преподавательской деятельности, в условиях возросшей социальной ответственности за ее результаты, является повышение профессионализма преподавателя в деятельности и в общении при условии всестороннего развития личности.

Главной отличительной чертой современного преподавателя должно быть умение выбирать, разрабатывать и разумно использовать, целесообразно сочетая, различные педагогические технологии в соответствии с целями, содержанием и организационными формами каждого конкретного занятия.

— 193.

Практические рекомендации автора целесообразно свести к следующим положениям:

1. В целях повышения эффективности преподавания гуманитарных дисциплин руководству авиационных летных училищ, педагогическим коллективам кафедр рекомендуется:

— внедрить в ВУЗах Комплексную программу повышения эффективности преподавания гуманитарных дисциплин (См. приложение 8);

— прогнозирование эффективности преподавательской деятельности осуществлять на основе критериев и показателей, разработанных и апробированных в исследования;

— в целях реализации принципа дифференциации (многоуровневос-ти) обучения, предоставлять курсантам возможность выбора не только уровня, но и профиля образования (заместитель командира по воспитательной работе) и занятий по интересам;

— шире использовать в преподавательской деятельности результаты профессионального психологического отбора (начальные и промежуточные) для выбора оптимальных форм педагогического воздействия и взаимодействия;

— по причине низкой эффективности не допускать при планировании проведение занятий по гуманитарным дисциплинам на аэродромах в период прохождения курсантами летной практики;

— для развития потенциального уровня обучаемости курсантов использовать факультативно или в качестве спецкурса проведение занятий по специальной психологической подготовке согласно предложенному в диссертации примерному плану (См. приложение 14);

— возродить при военных училищах деятельность изостудий и творческих самодеятельных театральных мастерских, использовать их потенциал для формирования и развития профессионально важных качеств личности офицера, военного летчика;

— 194.

— в интересах повышения уровня методической работы преподавателей повысить качество внутривузовских мероприятий (научно-практических и методических конференций, межкафедральных совещаний, совместных заседаний кафедр и др.), чаще практиковать посещения других государственных учреждений высшего профессионального образования с целью ознакомления с учебно-педагогической деятельностью «родственных» кафедр и методикой проведения занятий;

— всячески поощрять, поддерживать и использовать деятельность «Школы молодого преподавателя» и постоянно действующего «Семинара методического мастерства» при кафедре гуманитарных и социаль-но-экономи-ческих дисциплин — центров повышения теоретической и методической грамотности преподавательского состава (См. приложение 10);

— для повышения индивидуальной подготовленности преподавателей использовать изданные диссертантом учебно-методические пособия и статьи: «Критерии эффективности преподавания гуманитарных дисциплин в военных училищах», «Высокий профессионализм преподавателярешающее условие эффективности педагогической деятельности», «Методика подготовки и приема экзаменов (зачетов) по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам» ;

— преподавателям гуманитарных дисциплин шире использовать компьютерные технологии в учебно-педагогической практике;

— не оставлять без внимания эффективный творческий труд педагога, адекватно материально и морально его стимулировать.

2. Для улучшения профессионально-педагогической подготовки слушателей военно-педагогических факультетов и групп, факультетов переподготовки и повышения квалификации преподавателей, адъюнктов ВУЗов рекомендуется:

— усилить рефлексивную направленность семинарских и практичес.

— 195 ких занятий по курсам: «Педагогика высшей военной школы» и «Методика преподавания учебной дисциплины», используя рекомендации диссертанта;

— полнее использовать созданный при Военном университете Инновационный центр по разработке и внедрению новых технологий и форм обучения для подготовки преподавателей ВУЗов к использованию инновационных технологий в процессе преподавания, уделяя особое внимание обучению игротехнике;

— практическую летную деятельность считать одной из основных задач проведения войсковой стажировки представителей ВВС из числа слушателей и адъюнктов, а также преподавателей гуманитарных дисциплин авиационных летных училищ.

3. В целях совершенствования педагогического процесса в авиационных летных ВУЗах Главному управлению военно-учебных заведений Вооруженных Сил РФ и Главному управлению кадров МО РФ предлагается:

— пересмотреть нормы учебной нагрузки преподавателей гуманитарных дисциплин в сторону их уменьшения, как не учитывающих их реальный труд в учебное и во внеучебное время, а также тормозящих процесс роста педагогического мастерства;

— предусмотреть введение надбавок к должностному окладу преподавателей за активную научно-исследовательскую и творческую педагогическую деятельность;

— ввести в авиационных летных ВУЗах государственный экзамен «Психолого-педагогические аспекты управленческой деятельности авиационного командира» ;

— внедрить в практику назначения на должность преподавателей кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин авиационного летного училища специалистов ВВС (летчиков или штурманов);

— 196.

— оказать помощь в организации в авиационных летных ВУЗах специальных курсов летной доподготовки преподавателей и практических полетов на самолете самостоятельно или с инструктором, а также прыжков с парашютом.

— целесообразно иметь в журналах «Военная мысль», «Ориентир» и «Армейский сборник» постоянно действующую рубрику «Трибуна передового педагогического опыта», на страницах которой творчески работающие преподаватели смогли бы делиться своим методическим мастерством, профессиональными приемами и способами овладения педагогическим искусством.

Дальнейшее исследование проблемы целесообразно продолжить по следующим направлениям:

— оптимизация технологии преподавания гуманитарных дисциплин;

— профессионализм преподавателя гуманитарных дисциплин авиационного летного ВУЗа;

— 8оенно-профессиональное воспитание личности курсанта в процессе преподавания гуманитарных дисциплин;

— развитие теории и практики педагогической диагностики результативности преподавательской деятельности;

— применение рейтингового контроля при изучении гуманитарных дисциплин.

Выполнение указанных рекомендаций будет способствовать повышению эффективности преподавательской деятельности и внесет существенный вклад в процесс профессионального роста преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин авиационных летных училищ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ. а) Журналы:
  2. Абасов 3.А. Познавательная активность школьников //Советская педагогика.- 1989. -АГ7. -С. 40−43.
  3. O.A. Личность студента в процессе профессиональной подготовки //Высшее образование в России.- 1993. -N3. -С. 165−170.
  4. В. Преподаватель и студент (Вопросы общения) //Высшее образование в России.- 1997. -N1. -С.87−94.
  5. Н. В. Проблемы программированного обучения //Советская педагогика.- 1965. -N6. -С.3−11.
  6. .Г. Интеллектуальное развитие взрослых людей как характеристика обучаемости //Советская педагогика.- 1969. -МО. -С. 7−12.
  7. В.М. Концептуальные основы военно-кадровой политики //Военная мысль.- 1995. -N2. -С.31−37.
  8. О.С. Профессиональное мышление преподавателя //Вестник высшей школы.- 1987. -N9. -С.40−45.
  9. С. Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования //Высшее образование в России, — 1994. -Ivl. -С.82−89.
  10. В., Буданов В., Суханов А. Естественно-научное образование гуманитариев: на пути к единой культуре //Общественные науки и современность.- 1994. -N5. -С.113−117.
  11. Ю.И. Еще один подход к уроку //Советская педагогика, — 1987. -М. -С. 57−58.
  12. В. П. Митин В.Я. Об оценке качества лекций //Высшее образование в России. 1994. -И. -С. 160−165.
  13. В., Митин В. Из опыта оценки качества учебных занятий //Высшее образование в России. 1995. -N3. -С.90−96.
  14. А., Немировский М., Новикова А. Внеучебное время воспитанию студентов //Высшее образование в России.-1995. -Ail. -С. 50−58.
  15. Г. И. Байер У. Цели и критерии эффективности обучения (к постановке проблемы) //Советская педагогика.- 1975. -N4. -С.41−49.
  16. М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования //Педагогика.- 1994. -N5. -С.21−25.
  17. В.П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний //Советская педагогика. 1968. -М. -С.52−69.
  18. А. Опыт применения игр в обучении //Военный вестник.- 1994. -N2. -С.49−53.
  19. БогдановЛ.П. Культурологическое образование. Состояние и перспективы //Высшее образование в России.- 1993. -N3. -С.28−36.
  20. Л.А., Грачев Б. Ф. Как оценить качество лекции //Вестник высшей школы, 1986. -МО. -С. 36−38.
  21. Л., Арзамаскин Ю. На идеях патриотизма //Ориентир.-1994. -N2. -С. 20−25.
  22. Н. О современном направлении русских университетов и о потребностях высшего образования //Высшее образование в России.- 1994. -N2. -С.129−135.
  23. А. Дорога в училище. С чего она начинается? //Ориентир, — 1994. -М. -С.57−60.
  24. С. Реформа началась, вопросы остаются //Военный вестник.- 1993. -N7. -С.9−11.
  25. Ю. В. Педагогическое управление (теоретико-методологический аспект рассмотрения) //Советская педагогика, — 1982. -N11. -С.59−63.
  26. А., Попов Ю., Подлеснов В., Андросюк Е. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт //Высшее образование в РОССИИ.- 1995. -N2. -С.137−145.
  27. В. Кто придет в училища завтра? //Армейский сборник.- 1994. -N3. -С.57−59.
  28. А. Союз науки и практики //Авиация и космонавтика.-1993. -N6. -С.14−15.
  29. И. Российская ментальность и модернизация //Общественные науки и современность. 1994. -N4. -С. 63−73.
  30. C.B. Когда учение становится привлекательным //Педагогика.- 1993. -N2. -С.51−54.
  31. .С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании //Педагогика.- 1992. -N5/6. -С.3−13.
  32. С.Ю. Основа обеспечения экономической безопасности страны альтернативный реформационный курс //Российский экономический журнал, — 1997. -N1. -С.3−19.
  33. В.М., Ржанов А.В: Условия эффективного использования методов, приемов и средств обучения //Советская педагогика.-1982. -N11. -С.55−58.
  34. Ю. Не учите много, не учите мало. //Армейский Сборник, — 1995. -N9. -С.59−62.
  35. В.М. Демократизация высшей школы и проблемы перестройки преподавания общественных наук //Социально-политические науки. 1990. -N11. -С.95−99.
  36. Е. Гуманитаризация как педагогическая проблема //Alma Mater.- 1993. -N3. -С.31.
  37. Э.Р. Российская система образования сегодня: силы «за» и «против» реформ //Кентавр.- 1995. -N1. -С.146−156.
  38. М.Т. О педагогической подготовке преподавателя высшей школы //Высшее образование в России.- 1994. -N4. -С.105−108.
  39. K.M., Горбачева Е. И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы //Педагогика и психология.- М.: Знание, 1992. -N1. -80 с.
  40. В. Деловая и ролевая игры: Активные формы обучения //Ориентир, — 1995. -N2. -С.73−75.
  41. В. Реформа обязывает к творчеству //Ориентир, — 1994. -N2. -С.60−62.
  42. К. Мировоззренческие основания современной цивилизации и ее глобальный кризис //Общественные науки и современность, — 1994. -N2. -С.89−98.
  43. В.П. Выпускник ввуза и методология его подготовки //Военная мысль.- 1994. -N3. -С.35−41.
  44. В. П. Оценка эффективности учебного процесса в вву-зе //Военная мысль, 1995. -М. -С. 60−64.
  45. А. Высшая школа: гуманитарный аспект реформы //Ориентир, — 1994. -N1. -С.52−56.
  46. П.М. Оценка эффективности обучения методами математической статистики //Советская педагогика.- 1965. -W6. -С.83−96.
  47. Н. Осмыслив прошлое увидеть будущее //Авиация и космонавтика.- 1993. -N5. -С.11.
  48. В.И. Преподавание как творческий процесс //Вестник высшей школы.- 1987. -N7. -С.22−29.
  49. Казимеж Денек, Януш Гнитецки. Критерии и показатели оценки эффективности обучения в высшей школе //Современная высшая школа.- 1984. -N2. -С.37−59.
  50. З.И. К вопросу о методах диагностики обучаемости школьников //Вопросы психологии.- 1968. -N6. -С.27−34.
  51. М.Г. О критерии оценки знаний студентов //Советская педагогика.- 1975. -W4. -С.90−96.
  52. В. Об итогах работы высшей школы в 1994 году и основных направлениях ее деятельности в 1995 году //Высшее образование в России, — 1995. -N1. -С. 7−27.
  53. А. Можно ли бороться со «шпаргализацией»? //Высшее образование в России.- 1995. -N2. -С.126−129.
  54. A.A., Яковлев Б. Г. Не дань моде! (О культурологических забавах и реальных духовно-возрожденческих проблемах) //Высшее образование в России. 1994. -Ail. -С. 129−133.
  55. В. Обучаемые и обучающие (о путях совершенствования высшего инженерного образования) //Высшее образование в России.- 1995. -N1. -С.98−101.
  56. A.A. Ценностно-нормативный аспект отношения к труду //Социологические исследования.- 1984. -W1. -С.46−55.
  57. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. (Анализ зарубежного опыта) //Педагогика и психология, — М.: Знание, 1989. -т. -64 с.
  58. М.В. Сильного студента готовит сильный преподаватель //Высшее образование в России. 1993. -М. -С. 97−102.
  59. В. Сохранить и приумножить научно-педагогический потенциал //Авиация и космонавтика, 1993. -М. -С. 31−32.
  60. Э. Система комплексной оценки качества образования специалиста //Высшее образование в России.- 1995. -N2. -С.72−78.
  61. Ф. Учить по-новому //Педагогика.- 1992. -N5/6. -С.121−124.
  62. Э.А. Активизация учебного познания //Советская педагогика.- 1989. -N5. -С.9−22.
  63. В. Нетленные ценности //Ориентир.- 1994. -N2. -С.3−6.
  64. Л.М. От познавательного интереса к созиданию знаний //Педагогика, — 1993. -М. -С. 35−39.
  65. Л. С. Активизация учения: сущность и содержание //Педагогика, — 1994. -N1. -С.7−11.
  66. Г. М. О формировании личностных качеств будущих специалистов //Высшее образование в России.- 1994. -N2. -С.103−105.
  67. И.Я. Болевые точки процесса обучения //Советская педагогика, — 1991. -N5. -С.24−25.
  68. И.Я. О «природосообразности» и «воспитывающем обучении» //Советская педагогика, — 1988. -N8. -С.101−108.
  69. И. С техникой работать учим. А с людьми ?. //Ориентир, — 1995. -N7. -С.49−52.
  70. Т. е. Творческая атмосфера условие гуманизации учебного процесса //Советская педагогика, — 1991. N12. -С.70−73.
  71. М.Р. Передовой опыт и творчество учителей //Советская педагогика.- 1989. -N1. -С.52−56.
  72. Н.М., Шушарина О. П. Социально-гуманитарное образование: новый взгляд на старую проблему //Высшее образование в России.- 1993. -N3. -С.69−79.
  73. С. Поддаются внушению //Ориентир.- 1994. -N2. -С.3−6.
  74. К.Н. Эффективность обучения //Советская педагогика.- 1988. -N6. -С.26−30.
  75. И. Воспитание нельзя откладывать «на потом». //Ориентир.- 1994. -N1. -С.6−11.
  76. А. Активные формы и методы обучения //Военная мысль, — 1990. -N9. -С. 47−51.
  77. Г. В., Романенко В. Н. Гуманизация образования в техническом вузе //Высшее образование в России.- 1994. -N1. -С.124−125.
  78. Новоселов 0. Студенты и преподаватели на волнах перестройки (заметки на полях указов и постановлений по высшей школе) //Высшее образование в России.- 1995. -N1. -С.106−112.
  79. Р.Н. Педагогические убеждения учителя и их формирование //Советская педагогика. 1982. -АГ4. -С. 85−90.
  80. Околелов 0.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития //Высшее образование в России.- 1994. -N2. -С.45−50.
  81. A.A., Орлова E.H. Подготовка педагога к управлению учебно-воспитательным процессом //Советская педагогика.-1982. -М. -С. 81−85.
  82. Отец Алексей. «За други своя» /Духовность и воинский долг //Ориентир.- 1994. -N2. -С.3−6.
  83. В.Т. О гуманизации математического образования //Высшее образование в России.- 1994. -N4. -С.45−49.
  84. И. Как побуждать к учению и самовоспитанию //Народное образование.- 1993. -N9/10. -С.28−37.
  85. Р. О модели урока //Советская педагогика.- 1987. -N3. -С.53.
  86. В.А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания //Педагогика.- 1994. -N3. -С.13−18.
  87. Г. Военное образование сегодня и завтра //Ориентир.- 1994. -N3. -С.3−8.
  88. Г. Стратегия и реформы //Армейский сборник.- 1995. -N9. -С.56−58.
  89. И.Н. Проблемы отбора и обучения офицерских кадров высшей квалификации //Военная мысль. 1993. -N9. -С.42−47.
  90. В.Д. Наука, образование, реформа //Военная мысль.-1994. -N2. -С.33−39.
  91. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования //Высшее образование в России, — 1994, -N2. -С.29−37.
  92. В.А. Профессиональная подготовка офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации //Военная мысль.- 1993. -N9. -С.48−52.
  93. В. «Патриотизм не потускнеет»//Ориентир. 1994. -JV4. -С.27−30.
  94. В. В. Личностно ориентированное образование //Педагогика.- 1994. -N5. -С.16−21.
  95. В.П. К вопросу о проверке и оценке знаний учащихся //Советская педагогика.- 1978. -N8. -С.91−96.
  96. В.П. Системный подход и анализ урока //Советская педагогика, — 1988. -М. -С. 32−35.
  97. В., Курдюмов Г., Кулагин А. В поисках критериев эффективности преподавательского труда //Высшее образование в России, — 1997. -N1. -С.72−76.
  98. Стратегия реформы //Армейский сборник.- 1995. -N9. -С.56−58.
  99. A.B., Яковлев Б. Г. Образовательная «ниша» //Высшее образование в России, — 1994. -N3. -С.34−38.
  100. Н.Ф. Как управлять усвоением знаний? //Советская педагогика, — 1983. -N3. -С.94−99.1 001 011 021 031 041 105 347 556 853 915 930 591 232. ИЗ1 141 151
Заполнить форму текущей работой