Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-педагогические условия формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологической основой исследования ЯвлякУгся научные знания, базирующиеся на основополагающих подходах: антропологическом (Ф.Больнов, П. Дистреверг, Л. Фейербах и др.), феноменологическом (Э.Гуссерль, М. Мерло-Понти и др.), экзистенциальном (МБубер, Ж-KCaprp, КЯспцх й др.), синергетическом (И.Г1ригожин, и др.), диалогическом. (MivL Бахтин, П. Флоренский, Г. Г. Шпет и др.), системном… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основания исследования феномена абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с ~ нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста
    • 1. 1. Теоретические основы изучения феномена компетентности родителей контент-анализ научной литературы) Т. ТГГ
    • 1. ^.Компетентность родителей: дефиниция"понятия, компонентная структура
      • 1. 3. Абилитационная компетентность родителей, имеющих детей с — нарушениями психофизического развития младенческого и- раннего возраста, и социально-педагогические условия ее формирования
  • Выводы по I главе

Глава II. исследование состояния абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста на констатирующем этапе экспериментальной деятельности.

2.1 .Организация экспериментального исследования: основные направления, содержание, методы исследования.~.

2.2.Анализ результатов экспериментального исследования исходного уровня развития детей.

2.3.Анализ результатов экспериментального исследования уровня ~ абилитационной компетентности родителей, — имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста.

Выводы по II главе.

Глава ill. Формирование абилитационной. компетентности родителей, «имеющих детей с нарушениями психофизического развития J z младенческого и раннего возраста, в специально организованных социально-педагогических условиях.- - - ~ ~

3.1 .Теоретические основы лостроения. «Интерактивной программы формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста», и ее реализации в специально организованных социальнопедагогических условияхг.

3.2.Содержание экспериментальной работы по формированию абилитационной компетентности родителей в рамках реализации «Интерактивной программы формирования абшштационной-компетентности родителей, имеющих детей — с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста».

3.3.Обсуждение результатов экспериментального исследования.

Выводы по Ш главе.

Социально-педагогические условия формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Изменение государственного. и общественного отношения к институту семьи детерминирует процессггнаучногоГ исследования различньгс аспектов ее функционирования. Приоритетным направлением психолого-педагогических исследований является изучение проблем помощи семье в реализации ее репродуктивной и воспитательной функцийгОсобую актуальность такая помощь приобретает па ранних этапах жизни-человека, лсогдд складываю тся основы и механизмы его социального функционирования.

Важность младенческого и раннего периода в формировании личности ребенка, роль социального-окружения^-влияние опыта-отношений с-близкими людьми отмечается в отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследованиях-(ДВинникотт, Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Р. Ж. Мухамедрахимов и др.). Авторы подчеркивают необходимость изучения и внедрения программ помощи семье и поддержки родителей именно в первые годы жизни ребенка (В.И.Брутман, Г. Г. Фйлиппбва й др).

Особое положениезанимают семьи, имеющие ребенка с нарушениями психофизического развития. Исследователи различных научных дисциплин: специальной педагогики (Т.А.Басилова, С. М. Хорош, Л. М. Шипицына «и др.), специальной психологии (Т.Г.Богданова, РЖМухамедрахимов, М. М. Семаго, В. В. Ткачева и др.), социальной педагогики й социальной работы (ЛЖАксенова, Е.Р.Смирнова-Ярская), медицинbi (Б.А.Воскресёнский, В. А. Бишневский, Г. Г. Гузеёв, Р. А. Даирова, А. И. Захаров и др.) констатируют возникновение в такой семье изменении на — социальном, психологическом, соматическом уровнях. Многоаспектный — анализлитературы показал, что-» психофизическое нарушение ребенка приводит к изменениям всей семейной системы.

Взаимообусловленность негативных факторов, связанных с нарушением психофизического-развития, указываетна-необходимость включения ребенкаи семьи в программы-помоши" уже-наранних этапах его жизни. В современной педагогической науке ранняя комплексная помощь детям от 0 до 3 лет признана эффективным средством.лрофилактики. и. компенсации имеющихся, нарушении развития (ЛИ.Аксёнова, ЕБ. Кожевникова, В. ИгЛубовский, Н. Н. Малофеев, Р. Ж. Мухамедрахимов, Е. А. Сгребелева й др.). Основной целью реализаций программ ранней комплексной помощиявляется абшштация младенца и ребенка раннего возраста.

Абилнтацня — современный термин, используемый в медицине, г психологии, специальной и социальной педагогике. С точки зрения специальной педагогики, абилитация (от лат. habilis — быть способным к чему-либо, приспособленность) — комплекс услуг, мер, направленных: на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального, — психофизического развития ребенка. Исследователи констатируют, что важной задачей процесса абилитации младенца и ребенка раннего возраста является содействие формированию. компетентности родителей (M.Guralnick, K. Sarimski, H.Weis. и др).

Компетентность — широко используемое понятие, обозначающее, в первую очередь, результат профессиональной подготовки специалиста, включающее когнитивную, операционально-технологическую, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие (И.А.Зимняя, Дж. Равен и др.). В последние годы-в-педагогике и-психологии возрос интерес к исследованию феномена компетентного родительства (ЕЛАрнаутова, Т. О. Смолева, Г. Г. Филиппова и др.). Авторы также подчеркивают интегративную природу изучаемого свойства личности, объединяющую разум, чувства и действия родителя- ¦¦ ¦•.

Психолого-педапшгческое исследование феномена-компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития,-находит отражение в работах зарубежных авторов (H.Bode, S. Gavidia-Payne, K. Ziemen, G. Theunissen и др.). Несмотря на то, что компетентность данной категории родителей не является предметом целенаправленного изучения, отечественными исследователями в области специальной педагогики и психологии подчеркивается значимость максимально раннего включения родителей в процесс комплексной помощи ребенку (Г.Л.Выгодская, А. А. Венгер, В. ИЛубовский, Э. М. Леонгард, Н. НМалофеев и др): Значительное количество отечественных психолош-педагогических исследований также посвящено вопросам помощи особой семье, нормализациилсихологинеского, состояния ее членов,^обучению" родителей приемамзжмодёислвия с ребенком^ (С.БЛазуренко, ГА. Мишина, О. И. Пальмов, О.Б.Пол6винкина, В .В .Ткачева и др.). Таким образом, современной специальной педагогикой и психологией накоплен большой опыт изучения комплекса проблем семьи и родителей, «имеющих ребенка с нарушениями психофизического развития, и путей их решения. Однако проблема исследования феномена — абишггацконной компетентности родителей, выявления социально-педагогических условий ее — формирования нуждается в дальнейшей разработке. г;

Актуальность настоящегоисследования феномена абилитационной компетентности родителей определяется также наметившейся позитивной тенденцией на повышение уровня воспитательной деятельности семьи. Родители, имеющие детей с нарушениями психофизического развития, стремятся к активному участию в процессе абилиташш младенца и ребенка раннего возраста. Это свидетельствует о необходимости изменения стиля взаимодействия с родителями, признания в них равноправных партнеров, ориентированных на достижение единой со специалистами целисоциализации ребенка.

Таким образом, актуальность заявленной проблемы: исследования, обусловлена, противоречиямигмСл^зу:—- «—-•.

— увеличивающимся-числом-обращений исследователей и-практиков к понятию компетентность родителей и отсутствием четкой дефиниции «абилитационная компетентность родителей" — - - •.

— необходимостью формирования абилитационной компетентности-родителей и теоретической неразработанностью содержания и условий ее реализации^ - — —.

— принятыми гуманистическими личностно-ориентированными стратегиями образования и сохранением в социально-педагогической практике традиционных, директивных подходов к организации процесса взаимодействия специалистов и родителей, имеющих Детей с нарушениями психофизического развития.

Проблема исследования определяется необходимостью выявления социально-педагогических условий ф ормирования компетентности родителей, в которых семья выступает активным. субъектом процесса, абилитации ребенка, младенческого и раннего возраста.

Определение противоречий-и проблемы позволили сформулировать тему илргтряпмшл<�т //f^nfrifi Tf LiFn-n^iromrrnTOprinyn imrmnrm Лпг"мх"пт>1ыпгг.

Дмя VTA Як iwiuiw J wauixtiii i^ivpitiiej/vhH4iixiii ofijT rin milumninri •.'¦пмпрпчггнпртт" nnniiwriPH auptnninr пэт^н p — ninvnipmiouti illfii^iii ilH^iiifiiinni uUiilliVa vUAiawiiB ^ru^ii ¦ Ma^ij ^ v Д w v иирJ uavuuMiiui психофизического рззвитпя яшзденчсского и раннего возрзега". — —.

Цель исследования — выявление и научное обоснование социально-педагогических условий формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста.

Объект исследования — абилитационная компетентность родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста.

Предмет исследования — социально-педагогические условия формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и ражеш возраста.

Гипотезой исследования является предположение .о том, что эффективное формирование абилитационной." «компетентности родителей, .имеющих «детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста, возможно, если будут реализованы следующие социально-педагогические условия:

— раннее включение и активизация участия" родителей б процессе абилитации младенца и ребенка раппего возраста- ~~ ——.

— совместная деятельность родителей и междисциплинарной команды специалистов в процессе абилитации младенца к ребенка раннего возраста;

— обеспечение интерактивного взаимодействия участников-процесса абилитации младенца и ребенка раннего возраста. ——- —.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены задачи исследования:. Изучить теоретико-методологические основы феномена абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста.

2. Определить содержание: понятия «абилитационнаякомпетентность .родителей», имеющих детей с ~ нарушениями^ психофизического «р^вйтия младенческого и раннего возраста. » ;

5. Выявить it экспериментально апробировать социалыю-педагогаческие-условия формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста.

4. Исследовать взаимосвязь между компонентами абилитационной компетентности родителя и формированием отдельных областей развития ребенка. ——— —.

5. Разработать и экспериментально апробировать «Интерактивную программу формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста».

Теоретико-методологической основой исследования ЯвлякУгся научные знания, базирующиеся на основополагающих подходах: антропологическом (Ф.Больнов, П. Дистреверг, Л. Фейербах и др.), феноменологическом (Э.Гуссерль, М. Мерло-Понти и др.), экзистенциальном (МБубер, Ж-KCaprp, КЯспцх й др.), синергетическом (И.Г1ригожин, и др.), диалогическом. (MivL Бахтин, П. Флоренский, Г. Г. Шпет и др.), системном (А.АЛэо~гданов, Э.Г.Юдин), личностно-ориентированном (Е.Б.Бондаревская, • С.В.Кульневйч), средовом (В.А.Петр6вский, Ю. С. Мануйлов и др), деятельностном (Л.С.Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.), компетентностном (Дж.Равен, И. А. Зимняя, А.В.Хуторской) — положения радикального конструктивизма (ПВатцлавик, У-.- Матурап и др.), шггегрировшшая теория раннего развития7 (Дж.Боулби, М. ИЛисина, Р. Ж. Мухамедрахимов и др.) — концепции социокультурного развития ребенка* (Л.С.Выготский, В. В. Лубовский и др.) — положения гуманистической психологии (АтМаслоу^ К. Роджерс и др.). ————;

Для реализации-поставленных — задач и-подтверждения гипотезы-с-учетомобъекта и предмета исследования использовались следующие методы исследования:

— теоретический анализ философской, общей и специальной психолого педагогйческой литературы по проблеме исследованияпсихолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, — формирующий иконтрольный этапы;

— качественный и количественный анализ полученных данных с применением методов описательной и математической статистики (критерий Вилкоксона, Манна-Уитни, корреляционный анализ Спирмена).

ОсiOGfibic зтапъг исследования: Первый этап (2000;2001 г.) был посвящен изучению и анализу философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, — позволяющейопределить цель, объект, предмет и задачи исследованиясформулировать-предварительную гипотезу.

Второй этап (2001;2002 г.) предусматривал первоначальное обследование пар мать-ребенок для выявления состава участников экспериментального исследованияподбор диагностического инструментария констатирующего этапа экспериментавыявление уровня развития детейизучение уровня абилитационной компетентности родителейуточнение структуры потребностей данной категории родителей.

На базе ДОУ комбинированного вида № 1678 Центрального «Административного округа города Москвы проведен констатирующий. эксперимент, обобщены его. результаты, обоснованаиразработана „Интерактивная программа формирования абшштационной кбШешнтности родителей, имеющих детей с нарушениями ~ психофизического развития младенческого и раннего возрастав. На третьем этапе- (2002;2007г.) социально-педагогическиеусловия-апробировались в процессе реалгоащш“ <<�Интерактивной программы формирования 1 абилитационной компетентности родителей», осуществлялся анализ полученных результатов, оформлялось диссертационное исследование. JJ (iy>4!ic!fi новизна исследовать:

— определена сущностная характеристика понятия абилитационной компетентности — -родителей как интегративного свойства личности, выражающегося в совокупности эмопионально-ценностных, социальных, коммуникативных и педагогических компетенций:

— выявлены и обоснованы социально-педагогияеские .условия,':обешетшваю1ще .LL.'.j -: эффективность процесга1|юрмирошнйяабшш^ родителей:.— - г. 1 имеющих детей с нарушениями психофизического р^вйтйя ли1аденческ6г6 и-раинего возраста-: предложено программно-методическое^ обеспечение процесса формирования • абишгпщиспкой компетештгости родителей, имеющих детей с нарушениями псжофшического развитая младенческого и раннего возраста. Теоретическая значимость исследовашт:

— расширены современные — представления обабилитационньтх возможностям ——-: родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возрастаобосновано понятие абилитационной компетентности родителей как интегративного свойства личности;

— определен компонентный состав абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нар^ёнйями псйхофижческого развитей' младенческого и раннего возраста;

— выявлены критерии оценки абилитационной компетентности родителей,[имеющих, .: Г. -: детей с нарушенйя^псжофйзйчёского раз^ !;

— доказана юаимоашзь7 между кбшюнентами абилитационной компе^итносш7 • • родителей и формированием отдельных областей развития детей с нарушениями «'- ' • психофизическоюразвю^мааденческогоира^ - —¦ —.

— экспериментально — доказана эффективность социально-педагогичес1сих условийг 1 -формирования абилитащошюй ко*шетшшости родителей, — имеющих детей с нар>апения&шпсихофш1"ескогоразв1Ш1я лшаденческого ират1его возраста-^' - ••• -.-••.

Практическоезначениеисследования. Разработаны — и — экспериментально —: * апробированьт: ——.————;

— инструментарий диагностики уровня абилитационной компетентности родителей, включающий критерии и методику, «Междисциплинарная оценка абилитационной компетентности родителей»;

— социальнопедагогические условия, определяющие эффективность формирования, абилитационной компетешности родителей, имеющих Гдетей с нарушениями Iюихофизи4еско1хз «развития младёнческогои раннего возраста;

— содержание интерактивных занятий по формированию абилитационной компетентности" родителей, имеющих-детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста,-которое может быть использовано з работе с данной категорией населения в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного и компенсирующего вида, в службах ранней помощи, в группах «Особый ребенок», психолого-меднко-социальных центрахсопровождения и реабилитации, родительских клубах, -а также при подготовке студентовк профессиональной деятельности.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивается сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных, использованием методов статистической обработки результатов и верифицируемостыо экспериментальных данных в абилитационной практике. Положениявыносимые на защиту:

1. Изучение и формирование абилитационной компетентности родителей необходимо осуществлять на: — основе междисциплинарного,.^, подхода, интегрирующегознания других областей «liayк, «прежде всего «философии, психологии, социологии и медицины. * —.

2. Абилитациоппая компетентность родителей—-этошггегративное свойство личности, выражающееся • в • совокупности компетенций социального, педагошческого, коммуникативного и эмоционально-ценностного компонентов.

3. Разработанная методика —"Междисциплинарная—оценка — абилитационной компетентностиродителей" позволяет выявить-три-уровня ее сформированности:-интуитивный, социально-нормативный, креативный.

4. Выявлена взаимосвязь между компонентами абилитационной компетентности родителей и формированием отдельных областей развития детей. Ценностно-эмоциональный, социальный, коммуникативный и педагогический компоненты положительно связаны с основными областями развития: коммуникативными и социальными навыками, предметной деятельностью, навыками самообслуживания, активной и пассивной речью, позволяющими ребенку овладевать ~ социальным опытом и достштъ максимально возможной степени независимосш и автономий.

5. Социально-педагогические условия формирования абилитационной компетентности родителей складываются из:-раннего включения и активизации участия родителей в процессе абилитации младенца и ребенка и раннего возрастасовместной деятельности родителей и мехздисциплинарной команды специалистов в процессе абилитации младенца и ребенка раннего возрастаобеспечении ш’терактивного взаимодействияучастников процесса абилитации младенца и ребенка раннего возраста.

6. «Интерактивная программа формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста» позволяет качественно повысить эффективность процесса абилитации ребенка.

Апробация и внедрение результатов исследования. «Интерактивная программа формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста» апробировалась и: внедрена в практику работы,. Городской Экспериментальной Площадки в рамках программы «Столичное образование ^». Основные положениям диссертационного исследования обсуждались на заседаниях-ученого совета факультета специальной педагошки МГЛУ в 2007 и 2008 гг. Материалы исследования докладывались и обсуждались на IV Международной научно-практической конференции «Образование и семья: проблемы сопровождения» (СПб, 2008), Международной научно-практической конференции «Молодых ученых» (СПб, 2008), на Ш и IV Международном Конгрессе «Мир семьи» (2005, 2008.). Межвузовской научно-практической конференции «Особенности оазвития и воспитания детей оаннего возоаста в условиях столичного мегаполиса».

Л • * Ж л.

Москва, 2006), Всероссийской конференции «Молодежь и будущее России» ИНИОНРАН (Москва, 2003).

Структура и объем диссертации

Диссергациясостоит из введения, трех глав, закиючения, спискаиспользованной шт^атурыиприложений. ~ :

Результаты исследования по проблеме свидетельствуют, что процесс абилитации ребенка младенческого и раннего возраста с нарушениями психофизического развития направлен, в том числе на содействие становлению компетентного родительского поведения. Исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Проведенный контент-анализ научной литературы позволил определить теоретико-методологические основы феномена абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста. В соответствии с уровнями современной методологии знания: Философскими основаниями абилитационной компетентности родителей являются положения антропологического, феноменологического, экзистенциального, синергетического, диалогического подходов. Методологической основой исследования феномена компетентности родителей являются идеи гуманизма, как системы мировоззрения, исходящей из признания абсолютного достоинства человеческого естества, уникальности и целостности человека как атрибутивной характеристики человеческого бытия. Философские основания феномена компетентности родителей позволяют признать за каждым родителем право на индивидуальность и различия, формирование у них собственных представлений о «жизненном мире» своей семьи и своего ребенка. Признание человеческой способности к саморазвитию и самоактуализации изменяет методологию педагогического взаимодействия. Современный подход, строится на основе диалога всех участников взаимодействия как «открытых» систем. Диалогический подход позволяет принимать членов семьи, как активных субъектов становления своего родительского опыта, конструирующих свои модели родительского поведения, в зависимости от разнообразных (внешних и внутренних) факторов.

Кроме этоговажной методологической установкой является философская концепция о безусловной ценности жизни. Особое значение такой императив приобретает в сфере помощи лицам с нарушениями в развитии. Принятие данного этического подхода способствует гуманизации социально-педагогической деятельности, являясь важной предпосылкой для нравственного развития и саморазвития человека.

На общенаучном уровне основой методологии исследования является системный подход — связующее звено мёжДу философской и конкретно-научной методологией.

Системный подход позволяет рассматривать абилитационную компетентность родителей, как систему взаимосвязанных компонентов. Каждый компонент системы оказывает взаимное влияние на эффективность родительского поведения. Кроме этого, системный подход позволяет выявить зависимость между компонентами абилитационной компетентности родителей и областями развития ребенка".

Конкретно-научный уровень теоретико-методологических основ понимания феномена представлен совокупностью научных подходов к реализации социально-педагогических условий обеспечивающих формирование абилитационной компетентности родителей. К таковым относятся: личностно — ориентированный, средовой, деятельностный и компетентностный подходы^.

2. Теоретический анализ оснований феномена компетентности родителей позволил сформулировать и раскрыть содержание понятия — «абилитационная компетентность родителей, имеющих детей со сложной структурой нарушения психофизического развития младенческого и раннего возраста».

Абилитационная компетентность родителей — это интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности компетенций эмоционально-ценностного, социального, педагогического, коммуникативного компонентов.

3. Исследование абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития, позволило выявить три уровня изучаемого свойства личностям интуитивный, социально-нормативный, креативный. По нашему мнению, к значимым показателям абилитационной компетентности родителей отнесены: сформированность взглядов на проблему нетипичности, способность к рефлексии, типы эмоционального реагирования на сигналы ребенка, социальная информированность и активность, коммуникативная компетентность, воспитательная эффективность.

4. Экспериментально установлено, что процесс формирования абилитационной компетентности родителей эффективен, если соблюдаются социально «педагогические условия: раннее включение и активизация участия родителей в процессе абилитации младенца и ребенка раннего возрастасовместная деятельность родителей и междисциплинарной команды специалистовобеспечение интерактивного взаимодействия участников процесса абилитации младенца и ребенка раннего возраста.

5. Диссертационное исследование позволило выявить взаимосвязь между компонентами абилитационной компетентности родителей и формированием отдельных областей развития детей. Ценностно-эмоциональный, коммуникативный и педагогический компоненты положительно связаны с основными областями развития: коммуникативными, социальными навыками, предметной деятельностью, активной и пассивной речью детей.

6. Экспериментальные данные свидетельствуют, что созданные социально-педагогические условия формирования абилитационной компетентности родителей, детерминируют максимальные изменения в социальном и коммуникативном развитии ребенка, позволяющем ему овладевать социальным опытом и достигать максимально возможной степени независимости и автономии.

7. «Интерактивная программа формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста», реализованная в выделенных социально-педагогических условиях, позволяет последовательно формировать аксиологическую, когнитивную и праксиологическую составляющие компонентов изучаемого свойства личности. С этой целью в программе выделено два взаимосвязанных блока: мотивационный и конструктивный.

Целевой, содержательный и организационные компоненты «Интерактивной программы формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста», каждого блока направлены на формирование единства: ценности-знания-навыки.

8. Программно-методическое обеспечение процесса формирования абилитационной компетентности родителей успешно внедрено в практику деятельности ДОУ, реализующих инновационный подход к сопровождению детей с нарушениями в развитии и их семей. Предполагаем, что использование «Интерактивной программы формирования абилитационной компетентности родителей» возможно также в условиях деятельности служб ранней помощи, лекотек, групп «Особый ребенок».

9. Опыт реализации «Интерактивной программы формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста», в специально-созданных социально-педагогических условиях, выявил перспективу дальнейших направлений исследований. В дальнейшем изучении нуждается проблема формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с ранним детским аутизмом, церебральным параличом и другими нарушениями развития. Кроме того, необходима разработка практико-ориентированных учебных курсов для студентов педагогических ВУЗОВ, специалистов образовательных учреждений, направленных на их подготовку к формированию абилитационной компетентности родителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Авдеева Н. Н. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до 3-х лет в семье и доме ребенка/Н.НАвдеева, Н. А. Хаймовская.-М.-Смысл.-2003 .-152 с.
  2. Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогике /Л.И.Аксенова// Дефектология.- 2002.- № 3.-С.9−20.
  3. Л.И. Социально-педагогические основы организации комплексной помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии: автореферат дис.канд.пед.наук: / Л. И. Аксенова. Москва, 1999.-18 с.
  4. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике/ Ш. А. Амонашвили.- М. Педагогика.-1995.
  5. .Г. О проблемах современного чёловекознания/ Б. Г. Ананьев.-М. Наука. — 1977. — 380 с.
  6. Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей/ Е.П. Аранутова-М.-000 «Линка-Пресс». 2004.-208 с.
  7. А.Г. Психология личности /А.Г.Асмолов.- М.: Изд-во МГУ,-1990. с-351
  8. И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка: автореферат дис. кан. псих. наук. / И. С. Багдасарьян.- Н. Новгород, Изд-во, 2000, — 18 с.
  9. Е.Н. Аутичный ребенок. Пути помощи/ Е. Н. Баенская, О. С. Никольская, М. М. Либлинг.- М. -Теревинф.-2000.-335 с.
  10. Ю.Басилова Т. А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественными нарушениями/Т. А. Басилова// Дефектология.-1996.-33.-с.47−55.
  11. М.М. Эстетика словесного творчества/ М. М. Бахтин. М., 1979. — С. 336.
  12. БёЯ0П0ЛЬская HJI. Некоторые вопросы псйхолого-педагогйчеекого консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии/ Белопольская Н. Л.//Дефектология,-1984,-№ 5,-С.15−18
  13. Бельтюков В. И Системный процесс саморазвития живой природы/ В. И. Бельтюков. М.: Спб.: НОУ «Союз». — 2003.-255 с.
  14. М.Бердяев НА, Самопознание/ НА. Бердяев, М., Международные отношения. 1990.
  15. Л.Ф. Общая теория систем: критический обзор.//Исследования по общей теории систем. -М. 1969.
  16. . Диалог с «К. Книга об идентичности/ Б. Берьесон.- Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2003.-192 С.
  17. Бестужев-Лада И. В, Идеальные представления о системе народного образования/ И. В. Бестужев Лада // Педагогика, 1998, № 6.
  18. Биосоциальная природа материнства и раннего детства// Батуев А. С., Безрукова О. Н., Кощавцев А. Г. и др. /Под редакцией А. С. Батуева. — Спб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 2007.-374 с.
  19. Б0гдан0 В А. А. Тектология: Всеобщая Организационная наука/ А. А. Богданов. — М. Финансы.- 2003.- 496 с.
  20. Т.Г. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников/Т.Г.Богданова, И.В. Мазурова//Дефектология/1998.-№ 2
  21. Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания /Е.В.Бондаревская, С. В. Кульнёвич. Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр „Учитель“. 1999,
  22. Д. Создание и разрушение эмоциональных связей/Пер.с англ. В.В. Старовойтова-2-е изд.-М.- Академический Проект.-2004.-232 с.
  23. Б рак У. Ранняя диагностика и коррекция./Удо Б.Брак. Академия.-2007.-T.2.-C.217.
  24. У. Два мира детства: Дети в США и СССР. Пер. с англ. М.:Прогресс. — 1976.
  25. В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности /В.И. Брутман // Вопросы психологии. -1997, — № 6.-е.
  26. М. Два образа веры/ М.Бубер. М.: ACT.- 1999.- 592 с.
  27. П. Социальное пространство и символ. П. Бурдье. Электронный ресурс. Режим доступа: http:/sochet.narod.ru/library/autors/Ilyin/hrest/burde.htm
  28. П. Конструктивизм и психотерапия/П.Ватцлавик// Вопросы психологии. -2001. № 5.-с.10Ы 13.
  29. Е.Е. Концепция самоактуализации в решении задач Федеральной целевой программы развития образования на 12 006-Юг.п/Психологические проблемы смысла жизни и акме.- Материалы XI симпозиума. Под ред. Г. А. Вайзер, Е. Е. Вахромова — 2006.-С.65−68
  30. Д.В. Семья и развитие личности. Мать и -дитя./ Д.ВЗинникотт. — Екатеринбург: Изд-во „Литур“.-2004.- 400 с.
  31. B.JI. Некоторые аспекты медико-педагогической работы с родителями больных с ДЦП/ ВЛ. Вишневский, Б. А. Воскресенский. Вопросы клинической психиатрии. Тезисы докладов. Кемерово.-1985
  32. Л.С. История развития высших психических функций /Л.С.Выготский.- Собр. соч. Т. 3. М.: Педагогика, 1983 — с. 144.
  33. JI.C. Основы дефектологии/Л.С.Выготский. Москва: Педагогика, 1983. — с.62.
  34. Л.С. Педагогическая псйхология/Л.С.ВыготсШй. М.-1991, — с, 82.
  35. О.А. Особый ребенок: исследования и опыт помощи/ О. А. Герасименко, Р. П. Дименштейн. — М. 2000. — 121 с.
  36. С. Гештальт-терапия контакта/С.Гингер, А.Гингер. Спб, Спецлит.- 2001.- с.ЗЗ.
  37. Городская программа „Московская семья компетентные родители“. Серия „Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве“. — М.: центр „Школьная Книга“.-2007. — 32 с.
  38. И.В. Воспитательный климат семьи/И.В. Гребенников. М.- 1975.-204 с.
  39. В.В. Методы и организационные формы обучения /В.В. Гузеев — Мл Народное образование, -2001» 97 стр.
  40. Г. Г. Эффективность генетического консультирования Москва/Г.Г. Гузеев. -2005.- 240 с.
  41. Э. Основные проблемы феноменологии/Э Гуссерль. Д.Н. Разеев/ пер. с нем. А. А. Анипко. Изд-во Спб Ун-та.-2004.-367 с.
  42. Р.А. Особенности образа тела у ребенка с психосоматическим заболеванием в контексте его внутрисемейных отношений/Р.А. Даирова, О.В.Залесская//Семейная психология и семейная терапия.-2004.-№ 4.
  43. Н.Ф. Роль семьи в воспитании и обучении детей с особыми нуждами/ Н. Ф. Дементьева. М., -1996.
  44. Г. Л. Проектное образование личности/ Г. Л. Ильин.-М. с.50
  45. П.Ф. Детская и педагогическая психология. -М.:МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «Модэк».-1999.-336 с. 5 5. Кащенко В .П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков/В.П. Кащенко.- М.:Прсвещенеи.-1994.-223 с.
  46. Кон И. С. Этнография родительства /И.С. Кон// Ребенок и общество. -М.- Наука, 1988. 270 с.
  47. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.—ML, 2002,61 .Крайг Г. Психология развития/ Г. Крайг. Серия Мастера психологии -СПб.: «Питер».-2000.-992с.
  48. М.П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям/ М. П. Краузе. М.:Издательский центр «Академия"-2006.-208 с.
  49. Е.В. Адаптация семей с детьми-инвалидами к современным экономическим условиям: автореф. дисс. канд.эк. наук. М., 2004.
  50. Куликова Т. А, Семейная педагогика и домашнее воспитание/ Т-А. Куликова. М.: Академия.- 1999.- с. 232.
  51. С.Б. Педагогические технологии в системе комплексной реабилитации недоношенных детей/ С. Б. Лазуренко, О. Б, Половинкина//Дефектология.-2003.-34.- с.53−56.
  52. М.И. Проблема онтогенеза общения/М.И. Дисина.-М.-1986.-159 с.
  53. В.И. Психологические проблемы аномального развития детей.-М.- 1989.
  54. Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок: автореф.канд.мед.наук/Р.Ф.Майрамян.-М.-197б.-24 с.
  55. И.И. Психолого-педагогическая помощь семье/
  56. И.И- Мамайчук, Л. А. Киреева. Л.:3нание.~1986.-117 с.
  57. Ю.С. Средовой подход в воспитании ДО.С. Мануйлов//Педагогика.-2000.-№ 7.-с.36−41.
  58. А. Экзистенциоыальыая психология./А, Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс и др. Изд.: Инициатива, Общегуманитарных исследований институт.-2005.-160 с.
  59. Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии/Е.М.Мастюкова, А. Г. Московкина. -~М.: Владос.- 2004, — 408 с.
  60. У. Древо познания/ У. Матурана, Ф. Варела М.: Прогресс -Традиция,-2001, — 224 G.
  61. Мерло Понти М. Феноменология восприятия/ М. Мерло — Понти. Спб.: Наука.-1999.- 608 с.
  62. Г. А. Пути формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии: автореф. дисс. канд.пед. наук. /Г.А.Мишина-- М., 1998.
  63. Морозова ЕЛ, Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста /Е.Н. Морозова//Дефектология.-1999.-№ 3
  64. Р.Ж. Мать и младенец, психологическое взаимодействие/ Р. Ж. Мухамедрахимов. Изд-во С.-Петербургского университета, — 1999.- 288 с.
  65. . В.П. Педагогическая антропология: поиски и перспективы/ В Л. Огурцов // Человек.-2002 № 1.-с.71−87.
  66. О.И. Психическое развитие детей с синдромом Дауна в процессе раннего вмешательства: дис.. канд. психол. наук* 19,00.04 СПб., 2006
  67. X., Папушек М., Солоед К. Значение невербального общения в младенческом возрасте для психического развития/ X. Папушек, М. «Папушек, К. Солоед //Журнал практической психологии и психоанализа. 2000.- № 3, — с.65−72.
  68. А.В. Всегда ли правы родители? Психология воспитаний А.В. Петровский, В. А. Петровский. -М.: Астрель.-2003.-с.399
  69. Л.Г. Образование родителей и школа/Л.Г. Петряевская,-Изд «Владос».-2000.-120 с.
  70. О.Б. Психолого-педагогическая работа дефектолога с родителями в отделении по выхаживанию и реабилитации маловесных детей/ О.Б. Половинкина//Дефектология.- 2003.-№ 2.- С. 35−39.
  71. Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста/ Ю. А. Разенкова.-М.: Школьная пресса.-2000.- 156 с, 92, Рассуждения о счастливой и достойной жизни/ Сост. И. Л. Зеленкова.-Минск.-Харвест.-1999.- 608 с.
  72. С. JI. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -М., 1973.-С. 295.
  73. Рыскина В Л. Групповые модели работы с родителями/ВЛРыскина,
  74. A.В. Осиев/ Материалы Конгресса по детской психиатрии^ Москва, 2528 сентября 2001 г. Москва: РОСИНЭКС, 2001. С. 82−83.
  75. В.Б. Субъектный подход и проблема измерения в психологии/
  76. B.Б.Рябов Электронный ресурс. Режим доступа: http://vsrww.matlab.mgppu.ru/book/0058.htm
  77. Саралиева ЗХ Социально-психологическая субъектность и компетентность семьи / З. Х. Саралиева // Вестник ННГУ. Серия Социальные науки. Вып. 1 (2). ННГУ.- 2002.- С. 179−189-
  78. М. Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития/ М. Селигман,~Р.Б.Дарлинг.-М.: Теревинф -2007.- 368 с.
  79. М.М. Консультирование семьи «проблемного'1 ребенка: (Психокоррекционные аспекты работы психолога-консультанта) / М.М. Семаго// Семейная психология и семейная терапия. 1998. — N 1. — С. 32−46.
  80. В.А. Педагогика/В.А. Сластенин. М.: Академия, — 2003.-151 с.
  81. Е.Р. Семья нетипичного ребенка: социокультурные аспекты / Е. Р. Смирнова. Саратов: Изд-во Рос. учеб. центра: Изд-во Сарат. ун-та.- 1996.
  82. Т.О. Феномен неуверенности ребенка и акцентуации матери/Т.О.Смолева.- Иркутский гос.пед.ун-т.-М.:Штыкова.-2001.-92 с.
  83. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М.-Национальный фонд подготовки кадров.- 2001.
  84. СтребелеваЕ. А. Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья /Е.А.Стребелева// Дефектология. 2003. — Кг 3, — С, 39−42.
  85. В.В. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: дис. доктора псих, наук: 19.00.10, — М, -2006. 422 с.
  86. П. Педагогика угнетенных /П.Фрейре Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.avtonom-irk.mahost.org/bibl.htm
  87. Г. Г. Психология материнства/Г.Г.Филиппова. М. — Изд-во Ин-та Психотерапии.- 2002. — 240 с.
  88. Ю7.ФирсовМ.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики /М.В.Фирсов, Б. Ю. Шапиро. М.: Издательский центр «Академия», 2-е изд., стер., 2005 е.-192 с.
  89. П. А. У водоразделов мысли/П.А.Флоренский,-Новосибиоск.- 1991.- С. 167. д
  90. Фюр Г. «Запрещенное горе"/ Г. Фюр. Мн.: Минсктиппроект.-2003.-64 С.
  91. С.М. Влияние позиций родителей на раннее развитие ребенка/ С.М. Хорош// Дефектология.-1991.- № 3.-с.88−93.
  92. Ш. Хуторской А. В. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб.науч.тр./под ред. А. В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «Инэк».-2007.-327 с.
  93. П2.Цоколов С. А. Конструктивистский дискурс как философско-методологическая основа изучения когнитивных функций головного мозга/С.А. Цоколов // Сознание и физическая реальность, 2000, т.5, № 6, стр, 2−17,
  94. Т.И. Социальная реабилитация «нетипичных» детей/ Т. И. Черняева // Социологические исследования. -2005.- № 6.-С. 85−94.114,Швейцер А. Благоговение перед жизнью/ А.Швейцер.- М.: Прогресс,-1992, -576 С.
  95. A.M. Идеи семейной психотерапии в истории отечественной психиатрии/А .Н.Шерешевский//Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях /под. ред. В. К. Мягер, Р. А. Зачепицкого.-JL-1978.-е. 142−146.
  96. JI.M. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта/Л.М.Шипицьша. — Спб.: «Дидактика Плюс».- 2002.- 496с.
  97. О. Люди с умственной отсталостью. Обучение й воспитание/О. Шпек.- М.: Академия.- 2003.- 428 с,
  98. ШпетГ.Г. Философские этюды/Г.Г. Шпет. М.- 1994. -С. 105.
  99. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности.- М.: Наука.-1978.-391 с.
  100. В.В. Семья и ребенок с «особыми нуждами»/В.В. Юртайкин, О.Г. Комарова/ЯИкола здоровья.-1996.-№ 1
  101. ЯрскаяВ.Н. Концепция развития человеческих ресурсов: социальное образование и социальный сервис/ В. Н. Ярская //Социальные проблемы развития человеческих ресурсов. Саратов, 1997
  102. Ярская-Смирнова Е. Р. Когда в семье ребенок-инвалид/ Е.Р. Смирнова-Ярская// Социологические исследования. № 1.-1997.- С. 8390.
  103. Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности/ Е.Р. Смирнова-Ярская. —Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, — 1997.
  104. Ярская-Смирнова Е. Р. Спациальное и темпоральное измерение нетипичности/ Е.Р.Смирнова-Ярская //Пространство и время в современной еоциологичеекой теории под ред. Качанова Ю. Л. -Москва: Изд-во «Институт социологии РАН»: С.128−145.
  105. Bode Н. Die Bedeutung der Eltern fur erne erfolgreiche Fruhforderung. //Fruhforderung interdisziplmar.-2002.-32.- S.88−95
  106. Bruder M.B. Everyday family and community life and children’s naturally occurring learning opportunities/ C.J.Dunst, D. Hamby, C. M. Trivette, M.B. Bruder // Journal of Early Intervention-2000.-Nb2J, 151−164.
  107. Chalk R. Committee on the Assessment of Family Violence Interventions Board on Children, Youth, and Families./R. Chalk// National Academy Press, Washington, D.C. 1998.-219 p.
  108. Gavidia-Payne S. Family predictors of maternal and paternal involvement in programs for young children with disabilities./S.Gavidia-Payne Z. Stoneman//Child Development, 1997.-v.68.-n4.-p. 701−717.
  109. Guralnick M. The developmental Systems Approach to early intervention/ M.J. Guralnick. Publishing Co, ink. 2005.-674 p.
  110. Hamner. T. Parenting in contemporary society. Needham Heights/ T. J. TIamner, P. H.Turner. «Fourth Edition. «Needham Heights, MA: Allyn & Bacon-Boston. 2001.
  111. Hintermair M. Das Koharenzgefuhl von Eltern starken eine psychologische Aufgabe in der padagogischen Fruhfordemng. // Fruhforderung Interdisziplinar. 22/2003, s. 61−70.
  112. Huber H.D. Visuelle Netze. Wissenraume in der Kunst/ H. Di. Huber, B. Lockemann, M. Scheibel// Ostfildem-Ruit- HatjeCantz Verlag 2004, S. 3138.
  113. Johnston C. A Measure of Parenting Satisfaction and Efficacy/ C. Johnston, E.J.Maeh //Journal of Clinieal Child Psychology. 1989. Vol.18, No.2. p.167−175.
  114. Seifert M. Zur Rolle der Familieim Kontext von Autonomie und Abhangigkeit geistig behinderter MenscherL J J Geistige Behinderung, 2001.-№ 3.- s. 247−261.
  115. Theunissen G. Kompetente Eltern. Vergessen in der Professionalitat der JBehindertenarbeit?/G.Theunissen, Ъ. Garfipp/ZBehinderte in Famllie, Schule und Gesellschaft.-1999.-4/5.- s. 53−66.
  116. Tomison A.M. Valuing Parent Education: a Cornerstone of Child Abuse Prevention/ A.M. Tomison// Issues in Child Abuse Prevention. -№ 10.-1998-.p.1−19.
  117. Weis H. Die Bedeutung der Eltern iur eine erfolgreiche Friihftjrderung/H.Weis, D. McDermot, H.Bode.//Fruhforderung interdisziplinMr 2002 № 2. -S.88−95
  118. Weifi H. Alter-Werden mit behinderten Angehorigen. Einleitende Thesen zu einer gleichnamigen Arbeitsgruppe. «Familien mit behinderten Angehorigen». / H. WeiB//Lebenshilfe Verlag.- 2002. S. 167−177.
  119. WeiB H. Eltern stark machenj Eltern und Therapeuten/innen — ein Verhaltnis, das in Spannung halt //Geistige Behinderung. 3/2001 S. 210−222
  120. Werkele C. Prevention of child physical abuse and neglect: promising new directions/ C, Werkele, D. A, Wolfe//Clin!cal Psychology Review-1993,-vol. 13.- pp. 501—540.
  121. Ziemen К. Die Situation von Eltern behinderter {Cinder unter Beriicksichtigung der Kompetcnzen/ K. Ziemen K.//Die neue Sonderschuie-2002.-ЛМ, — S. 277−290.
Заполнить форму текущей работой