Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Опытно-экспериментальная работа по орагнизации взаимодействия ДОУ и семьи при подготовке дошкольников к школе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для реализации поставленных задач в МДОУ № 4 используется Программа воспитания и обучения в детском саду" М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой. Наряду с комплексной программой в детском саду используются парциальные программы и пособия, рекомендованные Министерством образования РФ: программа экологического образования «Юный эколог «С. Н. Николаевой, программа по социальному развитию… Читать ещё >

Опытно-экспериментальная работа по орагнизации взаимодействия ДОУ и семьи при подготовке дошкольников к школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ уровня взаимодействия ДОУ и семьи при подготовке дошкольников к школе

Опытно-экспериментальная работа была организованна на базе МДОУ — детского сада комбинированного вида № 4 «Аленушка» города Димитровграда Ульяновской области, которое аккредитовано в декабре 2007 г.

Режим работы в МДОУ № 4 — пятидневный, с 7.00 до 18.00. Детский сад полностью укомплектован педагогическими кадрами и обслуживающим персоналом. По результатам аттестации 8 педагогов имеют первую категорию, 10 — вторую категорию, 3 — высшую квалификационную категорию.

В МДОУ работают специалисты: педагог, инструктор по физическому воспитанию, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель — дефектолог, музыкальный руководитель. Уровень подготовки специалистов в наибольшей степени соответствует требованиям, предъявляемым к обучению и воспитанию детей, обеспечению предшкольной подготовки. Все педагоги регулярно проходят переподготовку на курсах по обновлению содержания дошкольного образования.

Центром педагогической работы МДОУ № 4 является методический кабинет, оборудованный в соответствии с современными требованиями. Имеется в достаточном количестве материалов и пособий, методических разработок по всем видам деятельности, уголок новейшей литературы в аннотациях. На стенде отражен ход аттестации, план работы на год, месяц. В МДОУ имеется музыкальный зал, оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Имеются необходимые атрибуты для проведения занятий, утренников, ритмической гимнастики, фонотека для слушания.

Коллективом определены следующие задачи на 2009;2010 годы.

  • 1. Воспитание здорового ребенка при взаимном участии семьи, детского сада, общественности на основе использования здоровьесберегающих технологий и традиций народов Поволжья.
  • 2. Исследование интеллектуальных возможностей детей 3−7 лет с целью обеспечения медико-психолого-педагогического сопровождения естественного развития каждого ребенка.
  • 3. Поиск оптимальных путей обеспечения преемственности воспитания и образования детей 3−7 лет на основе использования технологии проблемного обучения и реализации деятельностного подхода, воспитание активной гражданской личности.
  • 4. Обеспечение творческого участия коллектива и родителей в реализации поставленных задач на основе принципов развития личности каждого ребенка.

Для реализации поставленных задач в МДОУ № 4 используется Программа воспитания и обучения в детском саду" М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой. Наряду с комплексной программой в детском саду используются парциальные программы и пособия, рекомендованные Министерством образования РФ: программа экологического образования «Юный эколог «С. Н. Николаевой, программа по социальному развитию дошкольников «Я — человек» С. А. Козловой, программа «Вместе веселее» Е. В. Рылеевой по развитию самосознания и речевой активности; программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С. Г. Шевченко, Р. Д. Тригер; программа «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.

Таким образом, анализ условий показал, что МДОУ № 4 является оптимальной базой для проведения исследования эффективности взаимодействия ДОУ с семьей на этапе подготовки к обучению в школе.

Опытно-экспериментальное исследование состояло из трех этапов:

  • — констатирующий эксперимент (сентябрь — октябрь 2009);
  • — формирующий эксперимент (октябрь 2009 — март 2010);
  • — контрольный эксперимент (март — апрель 2010).

В исследовании приняли участие 20 родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Все являются биологическими родителями детей. Возраст испытуемых от 28 до 45 лет, и 20 детей в возрасте от 6 до 7 лет. Все испытуемые родители работают.

Целью констатирующего эксперимента явилось выявление особенностей взаимодействия ДОУ с семьей в процессе подготовки старших дошкольников к школе.

Для решения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • 1. Определить уровень готовности старших дошкольников к школе;
  • 2. Определить особенности взаимодействия ДОУ и семьи в процессе подготовки детей к школе.

Для организации работы дети были разделены на контрольную и экспериментальную группу, с которой проводилась работа. В каждой группе было по 10 человек.

Для осуществления первой задачи были использованы такие тестовые процедуры:

  • 1. «Нелепицы»: Цель: установление эмоционального контакта с ребенком.
  • 2. Пространственно-арифметический диктант. Цель: диагностика произвольности (умения действовать по правилам) и диагностика наглядно-образного мышления (ориентировка в пространстве). Педагогический аспект — диагностика сформированности навыков счета в пределах 10.
  • 3. «Последовательные картинки». Цель: диагностика уменияразвития монологической речи.
  • 4. «Геометрические фигуры». Цель: диагностика уровня развития наглядно-схематического мышления и умения действовать по образцу. Педагогический аспект — диагностика знания ребенком названий геометрических фигур.
  • 5. «Аналогии». Цель: диагностика сформированности основ понятийного мышления.
  • 6. «Логопедический». Цель: диагностика звукопроизношения и умения произвести звукобуквенный анализ.
  • 7. «Запрещенные слова». Цель: диагностика произвольности в общении со взрослым и умения действовать по правилам.
  • 8. «Ключи». Цель: диагностика умения устанавливать и использовать закономерности.
  • 9. «Чтение». Педагогический аспект — диагностика знания букв, умения читать.
  • 10. «Рисунок человека». Цель: диагностика образного мышления и тонкой моторики.
  • 11. «Составление слов». Цель: диагностика наглядно-схематического мышления и словарного запаса.

В содержание диагностики можно выделить группы субтестов: субтесты 1, 3, 6 и 7 в совокупности дают достаточно хорошее представление о речевом развитии ребенка; субтесты 2, 4 и 8 — о развитии его пространственных представлений; субтесты 5, 8 и 11 — о развитии логического мышления. Если видно, что результаты всех субтестов в какой-либо из указанных групп низкие, то можно сразу предполагать, что у этого ребенка существуют проблемы в развитии определенной сферы и учитывать это как при проведении дополнительной углубленной диагностике, так и при выборе корректирующих заданий, обычно предлагаемых родителям для занятий дома.

Данные процедуры отобраны на основе методических рекомендаций по проведению диагностики готовности к школе Л. А. Венгера и Г. Г. Кравцова.

За выполнение каждого субтеста выставлялись следующие баллы:

  • 3 балла — правильное, точное и быстрое выполнение задания;
  • 2 балла — выполнение с некоторыми неточностями, допуск незначительных ошибок, сниженная скорость выполнения;
  • 1 балл — неправильное выполнение задания, допуск грубых ошибок, отказ от выполнения.

По полученным результатам была составлена следующая таблица.

Таблица 1

Показатели по выполненным субтестам

Имя ребенка.

№ субтеста.

итого.

КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА.

1. Аня.

2. Антон.

3. Витя.

4. Дима.

5. Ира К.

6. Ира Б.

7. Коля.

8. Катя.

9. Настя.

10. Оля.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА.

11. Олег.

12. Семен.

13. Таня.

14. Федя.

15. Юра.

16. Марат.

17. Алина.

18. Даша.

19. Леша.

20. Никита.

Анализ полученных результатов позволил нам выделить 3 уровня готовности старших дошкольников к школе.

1 уровень — высокий (27 — 33 баллов).

Высокий уровень характеризуется выполнением всех заданий. У ребенка отмечается высокий уровень развития образного мышления, произвольности, достаточно прочные основы понятийного мышления, развитая речь, сформированные умения рассуждать, большой словарный запас.

2 уровень — средний (20 — 26).

Средний уровень характеризуется выполнением всех заданий, но с некоторыми неточностями и ошибками. У ребенка отмечается хорошо сформированное наглядно-образное мышление, но понятийное мышление только на стадии становления, речевые умения хорошие, но недостаточно грамотно строит рассуждения, словарный запас в норме.

3 уровень — низкий (10 — 19).

Низкий уровень характеризуется частичным выполнением заданий, наличием грубых ошибок при выполнении, отказом от заданий. У ребенка недостаточно развито наглядно-образное мышление, нет элементарных форм понятийного мышления, низкие речевые умения, маленький словарный запас.

Проанализировав полученные результаты, было выявлено следующее количество детей высокого уровня — 4 ребенка; среднего — 10 человек; низкого уровня — 6 детей.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о недостаточной готовности детей к школе. У детей зарегистрирован недостаточный уровень развития понятийного мышления, речевых умений и т. д. В связи с этим было выдвинуто предположение о том, что такие результаты связаны с тем, что семья не включена в процесс подготовки детей к школе, т.к. в детском саду педагоги ведут целенаправленную подготовку на занятиях.

Для решения второй задачи были использованы следующие диагностические процедуры:

  • — анкетирование родителей, направленное на выявление отношения к проблеме готовности ребенка к школе, определение предпринимаемых действий по отношению к подготовке собственного ребенка, а также анкетирование по определению степени вовлеченности в управление образовательным процессом ДОУ (см. Приложение 2).
  • — «Опросник родительского отношения» А. Я Варга и В. В. Столина, направленный на выявление родительского отношения к детям, на эмоциональную связь и родительскую установку.

Последняя методика включена для того, чтобы определить основную воспитательную тактику и уровень эмоциональной связи с ребенком, для наиболее эффективного построения модели общения родителя и ребенка, для коррекции этого общения. Так как родительская установка во многом обуславливает эффективность занятий ребенка;

— анализ педагогической документации и педагогического опыта взаимодействия ДОУ и семьи на этапе подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе, а также анкета для педагогов ДОУ по определению степени удовлетворенности существующим взаимодействием с родителями (см. Приложение 3).

В начале была изучена педагогическая документация и передовой педагогический опыт, накопленный в МДОУ № 4 по организации взаимодействия детского сада и семьи при подготовке дошкольников к школе. Были проанализированы годовые планы, перспективные планы педагогов, программа развития ДОУ, проведено анкетирование заведующей и педагогов дошкольного учреждения.

Необходимо отметить, что проблема взаимодействия с семьей в данном дошкольном учреждении заявлена во всех педагогических документах как приоритетная.

Имеется перспективный план работы с родителями детей всех групп на учебный год. Анализ данного плана показал, что в ДОУ проводятся разнообразные формы работы с родителями — собрания, консультации, семинары, совместные праздники и т. д. Но в плане мало мероприятий, связанных с вопросами подготовки старших дошкольников к школе при взаимодействии с родителями (см. Таблицу 2).

Таблица 2

Выписка из перспективного плана мероприятияй по взаимодействию с родителями по вопросам подготовки детей к школе.

Формы работы.

Задачи.

Срок.

Группа.

Ответственные.

Групповые родительские собрание.

  • — Знакомство родителей с задачами воспитания детей на учебный год, психологическими и возрастными особенностями детей
  • -Выборы родительского комитета группы

Сентябрь.

Все возрастные группы.

Зам. зав. по УВР заведующий, воспитатели групп, педагог-психолог.

Консультация «Учимся, играя».

  • -Активизация педагогических умений родителей в интеллектуальном развитии ребенка в семье
  • -Повышение уровня ответственности родителей за успешного обучение ребенка в школе

Сентябрь.

Родители подготовительной группы.

Зам. зав. по УВР.

Анкетирование.

«Скоро в школу».

  • -Анализ родительского запроса по подготовке детей к школе
  • -Разработка и реализация обоснованного плана работы ДОУ по подготовке детей к школе

Сентябрь.

Родители подготовительной группы.

Воспитатели, Зам. зав. по УВР.

Педагогический совет «Стратегия взаимодействия детского сада и семьи».

Активизация педагогических умений воспитателей по взаимодействию с родителями.

Октябрь.

воспитатели всех возрастных групп.

Заведующий Зам. зав. по УВР.

Проведенное анкетирование педагогов старших групп и заведующей ДОУ показало, что не все родители знакомы с приоритетными направлениями работы, но большинство из них знают всех основных специалистов, работающих с детьми, и специфику их деятельности т.к. они регулярно принимают участие в родительских собраниях.

С основными нормативными документами ДОУ (Уставом, Типовым положением) родители ознакомлены на собрании.

По мнению педагогов, родители не всегда удовлетворены образованием детей в ДОУ и они не совсем удовлетворены уровнем образования, поэтому многие из них водят детей на курсы интенсивной подготовки к школе.

Чаще всего родители обращаются за помощью к воспитателю группы по проблемам с поведением. Но сами родители редко предлагают свою помощь специалистам ДОУ.

Не все родители активно участвуют в совместных мероприятиях с детьми, большинство ссылаются на свою занятость. По возможности родители принимают участие в организации предметно-развивающей среды, пополняя по просьбе педагогов фонд игр, учебных пособий, дидактических пособий.

Родители, на взгляд педагогов, не всегда придерживаются единства требований, т.к. некоторые из них считают, что педагоги не совсем компетентны в вопросах воспитания их детей.

Таким образом, анализ условий ДОУ и педагогической документации показал, что при организации взаимодействия с семьей по проблеме подготовки дошкольников к школе используются традиционные формы. Также необходимо отметить, что работа проводится не систематически. Отмечаются некоторые проблемы во взаимодействиях с родителями, по мнению педагогов.

В рамках констатирующего этапа также было проведено анкетирование родителей, направленное на выявление отношения к проблеме готовности ребенка к школе.

Была разработана специальная анкета, которая содержала следующие вопросы:

  • — Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать ребенок для успешного начала обучения в школе?
  • — Считаете ли Вы, что ребенка необходимо целенаправленно готовить к школе? Почему? И как?
  • — Посещаете ли Вы дополнительные занятия, кружки? Занимаетесь ли Вы самостоятельно с ребенком дома? Чем?
  • — На Ваш взгляд, обеспечивает ли детский сад, который посещает Ваш ребенок, хорошую подготовку к школе? Какие Вы видите недостатки?
  • — Принимаете ли активное участие в жизни детского сада? В чем это выражается?
  • — В каких мероприятиях детского сада Вы участвуете? В чем Ваша роль?
  • — Чтобы Вы хотели изменить в детском саду, чтобы Ваш ребенок оптимально подготовился к школе?

Данные, полученные после обработки анкет, говорят о том, что большинство родителей заинтересованы в интенсивной подготовке к школе. Особо родители уделяют вниманию качеству развития таких навыков, как чтение, письмо, счет и пр. Многие предпочитают не заниматься самостоятельно с ребенком, т.к. не имеют достаточно времени и знаний, а водят ребенка на курсы интенсивной подготовки к школе. Родители в основном ходят на родительские собрания и праздники. В образовательном процессе никто из родителей не участвует. Многие считают, что детский сад не может полноценно подготовить ребенка к школе, т.к. требования школы высоки и требуется интенсивное обучение, которое не может обеспечить детский сад. Для улучшения подготовки ребенка к школе в детском саду практически все родители указали введение дополнительных занятий по математике, развитию речи, обучению чтению и пр.

Другое анкетирование, проведенное с родителями, было направлено на определение степени их вовлеченности в управление образовательным процессом ДОУ.

Данные анкетирования показали, что не все родители ознакомлены с документацией ДОУ, большинство знакомы с Уставом и образовательной программой ДОУ. Практически никто из родителей не знаком с приоритетными направлениями, но они осведомлены о деятельности педагогов, т.к. часто с ними общаются.

По мнению родителей, более привлекательными формами сотрудничества являются участие в совместных мероприятиях, а также обмен мнениями с педагогом.

Родители стараются по возможности принимать участие в различных совместных мероприятиях с детьми, если есть у них свободное время. Все родители хотели бы участвовать в работе педагогического Совета с правом совещательного голоса и хотели бы создать Попечительский совет.

Также нами была проведена еще одна диагностика «Опросник родительского отношения» А. Я Варга и В. В. Столина (см. Приложение 1), которая представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Опросник состоит из 5 шкал:

  • — «Принятие—отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
  • — «Кооперация» — социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
  • — «Симбиоз» — шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так — родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
  • — «Авторитарная гиперсоциализация» — отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
  • — «Маленький неудачник» — отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Высокий тестовый балл свидетельствует о преобладании следующих стилей родительского отношения:

  • — отвержение;
  • — кооперация;
  • — симбиоз;
  • — гиперсоциализация;
  • — инфантилизация (инвалидизация).

Наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как кооперация — это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.

К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу «симбиоз» и «маленький неудачник». Родитель видит своего ребенка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.

К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип родительских отношений, как отвержение и «авторитарная гиперсоциализация». Родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребенку злость, раздражение, досаду.

Результаты исследования выраженности различных типов родительского отношения (см. Таблицу 3) показали, что чаще всего высокий тестовый балл (от 80 баллов и выше) проявляется у типа родительского отношения симбиоз (15 человек), менее всего — отвержение (3 человека) (см. Рис. 1).

Таблица 3

Результаты исследования ведущего типа родительского отношения по методике А. Я. Варга и В. В. Столина «Опросник родительского отношения»

№.

Отвержение.

Кооперация.

Симбиоз.

Гипер социализация.

Инфанти лизация.

31,01.

80,93.

39,06.

95,76.

45,57.

92,40.

80,93.

39,06.

100,00.

14,55.

53,79.

80,93.

39,06.

100,00.

84,81.

68,35.

80,93.

39,06.

95,76.

45,57.

92,40.

12,29.

39,06.

100,00.

45,57.

53,79.

48,82.

86,63.

69,30.

70,25.

0,63.

48,82.

86,63.

69,30.

70,25.

53,79.

48,82.

92,93.

83,79.

45,57.

31,01.

48,82.

86,63.

69,30.

45,57.

53,79.

80,93.

86,63.

69,30.

45,57.

31,01.

48,82.

86,63.

69,30.

14,55.

68,35.

48,82.

86,63.

69,30.

84,81.

92,40.

80,93.

86,63.

69,30.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой