Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Содержание умственного воспитания детей дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе изучения различных способов познавательной деятельности, таких как наблюдение (А. К. Матвеева, А. И. Васильева), сравнение (Ю. Е. Золотарева), классификация, обобщение, моделирование (С. Н. Николаева, А. М. Федотова, В. И. Логинова, Н. М. Крылова), исследователи приходят к выводу, что в условиях специально организованного обучения у детей дошкольного возраста возможно формирование… Читать ещё >

Содержание умственного воспитания детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

составляет часть социально-исторического опыта, включающего сферы окружающей действительности, которые могут быть освоены ребенком в период дошкольного детства посредством разных видов деятельности. Познание ребенком окружающего мира осуществляется в процессе приобщения к тем объектам, предметам и явлениям, которые являются доступными в соответствии с возможностями его возрастного и индивидуального психического развития.

Содержание умственного воспитания представляет собой совокупность знаний, интересов, потребностей, познавательных способностей, которыми ребенок овладевает в организованном педагогическом процессе, и определяется для каждой возрастной группы по разным образовательным областям.

В обобщенном виде содержание представлено в программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Целенаправленная организация умственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении предполагает формирование знаний:

  • 1) о многообразии предметного, природного и социального мира; свойствах и качествах предметов и объектов фауны и флоры; специфике взаимодействия человека с окружающим миром; общественных явлениях;
  • 2) о физической культуре, ее значении в физическом развитии; разных видах спорта, достижениях отечественных спортсменов; здоровом образе жизни, использовании различных средств его организации, способствующих становлению познавательного интереса к физической культуре и потребности к использованию имеющихся знаний в разных видах деятельности, и т. д.;
  • 3) об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • 4) о правилах безопасного для человека и окружающего мира поведения;
  • 5) об особенностях развития ребенка, правилах его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, способствующих формированию гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;
  • 6) о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека, способствующих формированию положительного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • 7) о целостной картине мира, художественно-эстетической ценности музыкального и изобразительного искусства.

В содержание умственного воспитания входят также способы познавательной деятельности, связанные с познанием, преобразованием окружающего мира и культуротворчеством.

Способ познавательной деятельности рассматривается как инструмент, средство решения познавательных задач, система логических и практических операций.

В дошкольном возрасте детям доступны следующие способы познавательной деятельности: наблюдение, сравнение, аналогия, обобщение, классификация, обследование, экспериментирование, моделирование и др.

В процессе изучения различных способов познавательной деятельности, таких как наблюдение (А. К. Матвеева, А. И. Васильева), сравнение (Ю. Е. Золотарева), классификация, обобщение, моделирование (С. Н. Николаева, А. М. Федотова, В. И. Логинова, Н. М. Крылова), исследователи приходят к выводу, что в условиях специально организованного обучения у детей дошкольного возраста возможно формирование системы способов познавательной деятельности и их самостоятельного использования.

Формирование способов познавательной деятельности тесно связано с развитием психических функций и процессов (восприятие, память, речь, мышление и т. д.). Исследования (Л. А. Венгер, Н. Н. Поддьяков, О. М. Дьяченко и др.) свидетельствуют о том, что между данными психическими процессами и функциями и успешностью формирования способов познавательной деятельности существует прямая связь, имеющая взаимообратный характер.

Помимо способов познавательной деятельности в процессе умственного воспитания формируются также конструктивные способы и средства взаимодействия с окружающими людьми, осуществляется развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя, связной речи, ее диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности; происходит практическое овладение речевыми нормами.

В процессе умственного воспитания происходит становление интеллектуальных способностей как совокупности операций, обеспечивающих успешность познавательной деятельности; формируется культура умственного труда, проявляющаяся в умении ставить и принимать познавательную задачу, планировать процесс ее решения, осуществлять отбор наиболее адекватных средств, использовать рациональные способы, достигать результата и оценивать его (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой