Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика проектирования спецкурса «Основы педагогической графики» для студентов факультетов технологии и предпринимательства педвузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внедрение в учебный процесс общеобразовательной средней школы новой образовательной области «Технология» расширило сферу профессиональных умений учителя труда. В школьную программу введены новые учебные дисциплины. Многие из них предполагают разнообразную графическую деятельность учителя и учащихся: выполнение технических рисунковнабросков, схем, эскизов бытовых предметов, инструментов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГРАФИКА И ЕЕ РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ И ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
    • 1. 1. Роль графического представления информации в обучении и познании
    • 1. 2. поиск оптимального определения понятия «педагогическая графика»
    • 1. 3. Анализ программ факультета технологии и предпринимательства
    • 1. 4. Обзор и анализ содержания программ и учебных пособий по обучению будущих учителей «педагогической графике»
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ СПЕЦКУРСА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГРАФИКЕ
    • 2. 1. Цели и задачи обучения студентов ФТиП педвуза педагогической графике
    • 2. 2. Основные принципы проектирования спецкурса по педагогической графике
    • 2. 2. Содержательное наполнение программы спецкурса по педагогической графике
    • 2. 3. Структура программы спецкурса «Основы педагогической графики»
    • 2. 4. Три уровня (варианта) содержания спецкурса
    • 2. 5. Формы, методы и средства обучения студентов основам педагогической графики
  • ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
    • 3. 1. Констатирующий этап эксперимента
    • 3. 2. Развивающий этап эксперимента
    • 3. 3. Контрольный этап эксперимента

Методика проектирования спецкурса «Основы педагогической графики» для студентов факультетов технологии и предпринимательства педвузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В последние годы в системе образования происходят изменения, направленные на повышение качества обучения и предоставление большей самостоятельности образовательным учреждениям. Педагоги получают возможность работать по экспериментальным программам, появляются новые учебные программы, требующие высокого уровня профессиональных умений. В новой ситуации главной задачей педагогического образования является повышение уровня профессиональной подготовки педагогов.

Одним из важнейших профессиональных качеств учителя практически любого предмета является наличие у него умений и навыков графического представления информации. Особенно важно это качество для учителя трудового обучения (ТО), общетехнических дисциплин (ОТД), технологии и предпринимательства (ТиП), который знакомит детей с технологиями материального производства, с материальной культурой человечества. Современный уровень развития науки и техники, широкое использование графических изображений как средства передачи информации, появление новых графических технологий предъявляют повышенные требования к профессионализму учителя. Графические навыки, графическая грамотность для учителя — не только возможность обеспечить учебный процесс комплексом наглядных пособий, но и важнейшее средство умственного, нравственного и эстетического развития учащихся. Графика в учебном процессе — это способ приобщения учащихся к достижениям науки и техники. Это возможность улучшения наглядности, доходчивости преподавания и достижения скорейшего усвоения детьми учебного материала. Умелое использование графики — это условие повышения авторитета педагога.

Внедрение в учебный процесс общеобразовательной средней школы новой образовательной области «Технология» расширило сферу профессиональных умений учителя труда. В школьную программу введены новые учебные дисциплины. Многие из них предполагают разнообразную графическую деятельность учителя и учащихся: выполнение технических рисунковнабросков, схем, эскизов бытовых предметов, инструментов, архитектурных объектов, машин, их деталей и многого другого. Все это требует от учителя ТО, ОТД и ТиП основательной графической подготовки, которая заключается не только в наличии определенных графических навыков, но и в умении использовать графику как педагогическое средство, т. е. как средство объяснения учебного материала, как средство выражения идеи, сути предмета, явления или процесса. Графику, которая используется для объяснения, иллюстрации и облегчения понимания сути явлений или процессов, устройства каких-либо предметов, можно назвать педагогической графикой.

Отдельным вопросам педагогической графики посвящены работы русских и зарубежных педагогов, художников и дизайнеров Бот-винникова А.Д., Боумена У., Вебера Э., Вышнепольского И. С., Гагарина Б. Г., Колокольникова В. В., Коноплевой М. С., Корзиновой Е. И., Кузина B.C., Левштейна М. И., Мурзаева B.C., Павловой А. А., Прессмана Л. П., Ростовцева Н. Н., Рывчина В. И., Ситниковой Н. А., Смирнова С. А., Соколовой А. В., Ткаченко Н. И., Харитонова М. Ф. и др.

Комплексной подготовке педагогов в области рисунка посвящены методические пособия Колокольникова В. В., Лилиевой Л. А. (для педагогических училищ), Евдокимова И. И. (географический факультет), Беды Г. В., Ростовцева Н. Н. (художественно-графический факультет) и др.

Приемы работы мелом на классной доске рассматривали в своих работах Ботвинников А. Д., Вебер Э., Вышнепольский И. С., Гагарин Б. Г., Коноплева М. С., Корзинова Е. И., Мурзаев B.C., Павлова А. А., Харитонов М. Ф. и др.

Выполнению и использованию научно-технической и познавательной иллюстрации посвящены работы Атабекова Н. А., Боумена У, Вудсона У. и Коновера Д., Левштейна М. И., Рывчина В. И и др.

Отдельные сведения по выполнению учебных плакатов содержатся в работах Беккермана Л. И., Иванова B.C., Кирилло А. А., Кирце-ра Ю. М Лебедевой Е. В. и Черных P.M., Мироновой Л. Н., Нестеренко О. И., Смирнова С. И. и др.

По изготовлению носителей информации для экранной проекции и работе с ними учителя нами были рассмотрены пособия Оваки-мяна Ю.О., Прессмана Л. П., Ситниковой Н. А. и Соколовой А. В. и др.

На факультетах технологии и предпринимательства (ФТиП) студенты получают серьезную подготовку по начертательной геометрии и машиностроительному черчению, изучают основы дизайна. Мы проводили опросы выпускников ФТиП, учителей трудового обучения и технологии. Наблюдали за процессом исполнения студентами базовых графических работ и качеством графических пособий, провели анализ программы «Графика» на ФТиП. 70% студентов указывали, что необходимо ввести в обучение курс рисования: учить рисовать на классной доске и на бумаге, уделять больше внимания способам и приемам изготовления графических пособий. Студенты отмечали также трудности, связанные с выполнением быстрых набросков, эскизов от руки на доске и на бумаге, что чаще всего требуется во время ведения урока. Констатирующий эксперимент показал, что у многих студентов возникают затруднения при создании познавательного рисунка. Таким образом, графическая подготовка на факультете нуждается в определенном расширении и дополнении — введении специального курса педагогической графики.

Нами были рассмотрены учебные программы педагогических учебных заведений по графической подготовке педагогов, учебные пособия по рисунку для педагогов, по отдельным элементам обучения студентов технике рисования на классной доске, технологии изготовления учебных плакатов и по другим графическим технологиям. Но нам не удалось найти курса, полностью соответствующего специфике графической подготовки учителя ТО, ОТД и ТиП с учетом особенностей преподаваемого предмета и современного уровня развития графических технологий.

Таким образом, в настоящее время сложилось противоречие между необходимым выпускнику ФТиП уровнем владения графикой как педагогическим средством и реальным состоянием уровня разработанности проблемы графической подготовки в педвузах учителя технологии, предпринимательства, трудового обучения и ОТД. Указанное противоречие обусловило выбор темы исследования и ее актуальность.

Объект исследования — графическая деятельность студента ФТиП и учителя трудового обучения, общетехнических дисциплин, технологии и предпринимательства.

Предмет исследования — содержание, структура и методика обучения будущих учителей ТО, ОТД, ТиП педагогической графике.

Гипотеза исследования. Качество знаний студентов ФТиП педвуза в области педагогической графики повысится, если базовый.

• интегративный курс графики на ФТиП педвузов будет дополнен специальным курсом педагогической графики, содержание которого спроектировано в соответствии с предлагаемой методикой.

Цель исследования состоит в разработке методики проектирования содержания и структуры программы спецкурса по педагогической графике для студентов ФТиП педвузов.

Задачи исследования:

— дать рабочее определение термина «педагогическая графика»;

— проанализировать состояние теории и практики подготовки учителей трудового обучения в области педагогической графики;

— разработать методику проектирования спецкурса по педагогической графике;

— разработать содержание и структуру спецкурса по обучению студентов ФТиП педагогической графике на основе изучения специфики профессиональной деятельности учителя ТО,.

ОТД и ТиП;

— разработать формы, методы и средства обучения студентов ФТиП педвуза педагогической графике;

— экспериментально проверить педагогический результат обучения студентов ФТиП педвуза разработанному курсу педагогической графики.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют концепция общего и среднего образования и трудовой подготовкитеоретические и практические разработки в области графического и технологического образования русских и советских ученых Атутова П. Р., Бабанского Ю. К., Белова А. А., Ботвинникова А. Д., Давыдова В. В., Занкова Л. В., Зинченко В. П., Кальней В. А., Кузина B.C., Лернера И. Я., Ломова В. Ф., Павловой А. А., Полякова В. А., Ростовцева Н. Н., Симоненко В. Д., Тхоржевского Д. А., Хотунцева Ю. Л., Холмянского Л.М.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, технической и методической литературыанализ и обобщение педагогического опыта по обучению будущих педагогов использованию графики в качестве педагогического средствапедагогический эксперимент: наблюдение и изучение графической деятельности студентов и учителей технологиианкетированиебеседапроведение занятий по разработанной программеанализ количественных и качественных показателей, полученных в ходе педагогического эксперимента.

Исследование проходило в три этапа.

На первом — констатирующем — этапе (1996;1997 гг.) проводилось изучение и анализ имеющегося педагогического опыта, теории и практики исследуемой проблемы.

На втором этапе (1998;1999 гг.) разрабатывались содержание и структура программы в соответствие с предлагаемой методикой проектирования спецкурса «Основы педагогической графики». Велся поиск оптимальной методики обучения студентов использованию графики в качестве педагогического средства. Создавались дидактические и методические пособия по предмету. Осуществлялся развивающий этап эксперимента.

На третьем этапе (1999;2000 гг.) были уточнены структура и содержание программы спецкурса по обучению студентов педагогической графике, завершен педагогический эксперимент, подведены его итоги, обобщены результаты и оформлена диссертация.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— предложено рабочее определение понятия «педагогическая графика»;

— на основе изучения специфики профессиональной деятельности учителя определена роль педагогической графики в деятельности учителя ТО, ОТД, ТиП ;

— разработана методика проектирования программы спецкурса педагогической графики для студентов ФТиП педвуза;

— определены цели и задачи обучения студентов ФТиП педвуза педагогической графике;

— систематизированы и представлены в виде единого комплекса знания и умения учителя в области педагогической графики;

— на основе изучения научно-технической и методической литературы и учебных программ педагогических вузов и училищ по графической подготовке педагогов определены содержание и структура учебного материала спецкурса «Основы педагогической графики» для студентов ФТиП педвуза.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

— предложены 3 варианта программы спецкурса по педагогической графике для студентов ФТиП педвуза;

— экспериментально проверены все варианты программы спецкурса «Основы педагогической графики» для студентов ФТиП педвуза;

— разработан набор заданий для практических и самостоятельных занятий по педагогической графике;

— предложены формы, методы (в виде рекомендаций) и дидактические средства (учебные плакаты и таблицы, транспаранты для графопроектора, раздаточный и иллюстративный материал) для обучения студентов педагогической графике.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась применением комплексной методики, адекватной природе изучаемого процесса и задачам исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

— рабочее определение понятия «педагогическая графика»;

— методика проектирования содержания и структуры программы спецкурса по педагогической графике;

— комплекс знаний и умений учителя в области педагогической графики;

— содержание и структура программы спецкурса по педагогической графике;

— методы и формы обучения студентов ФТиП педагогической графике;

— содержание набора заданий для практических и самостоятельных занятий по педагогической графике;

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования докладывались и обсуждались на семинарах, посвященных проблемам методической подготовки будущих учителей технологии (МПГУ ФТиП, февраль 1997;1999 гг.), на Моековской городской научно-практической конференции 2−3 марта 2000 года, на занятиях в Московском институте повышения квалификации работников образования МИПКРО (1998, 2000 гг.).

Результаты исследования внедрены в практику работы факультета технологии и предпринимательства Московского педагогического государственного университета.

Структура и содержание диссертации отражает логику исследования и его результаты. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературных источников и приложений. Общее число страниц 213, основного текста 165 страниц, 7 таблиц, 21 рисуноксписок литературных источников содержит 168 наименований, в том числе 7 — на английском языке.

Выводы по 3 главе:

1. Владение педагогической графикой является необходимым профессиональным умением учителя ТО и ОТД.

2. Выпускники школ имеют очень низкий уровень графической грамотыизучение базового курса «Графика» и других дисциплин ФТиП не формирует к 5 курсу удовлетворительный уровень знаний и умений студентов в области педагогической графики.

3. Сравнение результатов констатирующего этапа эксперимента и итоговых работ показало, что после прохождения студентами спецкурса «Основы педагогической графики» значительно улучшилось качество графических работ. Для них стали более характерны простота и ясность изображения, приближенность к чертежу, соответствие учебным задачам, аккуратность и выразительность, повысилась скорость исполнения.

4. Проведение занятий по трем вариантам разработанной программы показало, что вариант № 1 позволяет более детально проработать все темы и более качественно выполнить задачи обучения.

5. Педагогический эксперимент подтвердил наше предположение о том, что качество знаний студентов ФТиП в области педагогической графики повысится, если базовый интегративный курс графики на ФТиП педвузов будет дополнен специальным курсом педагогической графики, разработанным в соответствии с предложенной методикой.

Заключение

.

1. На основе изучения специфики графической деятельности учителя разработано рабочее определение термина «педагогическая графика».

2. Анализ состояния теории и практики подготовки учителей ТО, ОТД и ТиП показал, что традиционный курс графики на ФТиП педвузов необходимо дополнить специальным курсом педагогической графики, рассматривающим графику как важнейшее педагогическое средство.

3. Разработана методика проектирования спецкурса по педагогической графике, основой которой является структура требований к программе спецкурса. Методика включает в себя следующие положения:

• Определение целей и задач обучения студентов ФТиП педагогической графике.

• Определение основных требований к программе спецкурса.

• Анализ исходных данных.

• Выбор инструментов проектирования.

• Отбор содержания программы.

• Структурирование содержания программы.

• Анализ и отбор форм, методов и средств реализации разработанной программы на базе педагогического эксперимента.

4. Систематизированы и представлены в виде единого комплекса знания и умения учителя в области педагогической графики, которые позволили конкретизировать и расширить содержательную часть графического ядра квалификационной характеристики учителя ТО и ОТД.

5. Содержание и структура спецкурса по педагогической графике, разработанные на основе изучения специфики профессиональной деятельности учителя ТО, ОТД и ТиП, включают в себя в качестве основных блоки «Основы рисунка», «Графический язык» и «Графические технологии».

6. На основе экспериментальной проверки разработанной программы предложены формы, методы (в виде рекомендаций) и дидактические средства (учебные таблицы, плакаты, транспаранты для графопроектора) по обучению студентов педагогической графике.

7. Разработан набор заданий для практических и самостоятельных работ по всем разделам спецкурса.

8. Проведен педагогический эксперимент, подтвердивший наше предположение о том, что качество знаний студентов ФТиП в области педагогической графики повысится, если базовый интегра-тивный курс графики на ФТиП педвузов будет дополнен специальным курсом педагогической графики, разработанным в соответствии с предложенной методикой.

Разработанная программа курса «Основы педагогической графики» может быть использована не только для обучения студентов, но и для повышения квалификации учителей ТО, ОТД и ТиП, преподавателей факультетов технологии, предпринимательства, общетехнических дисциплин и трудового обучения. Данная программа с небольшой коррекцией содержания может быть использована также для повышения квалификации и преподавателей технических вузов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. М., «Мир», 1982.
  2. К.Н. Рисунок: В помощь начинающему художнику оформителю. — М.: Прометей, 1987, — 200 с.
  3. А.Д. О языке изобразительного искусства. М.- «Знание», 1973.-46 е.- 4 л. ил.
  4. П.К. Теория отражения и современная наука о мозге. М.'."Знание", 1970.-46 с.
  5. Р. Искусство и визуальное восприятие. Сокр.пер. с англ. В. М. Самохина. Общ. ред. и вступит, статья В. П. Шестакова. М., «Прогресс», 1974. — 392 е.: ил.
  6. Р. Новые очерки по психологии искусства: Пер. с англ. / [Науч.ред. и вступ.ст. В.П. Шестакова]. М.: Прометей, 1994, — 352 е.: ил.
  7. Н.А. Словарь-справочник иллюстратора научно-технической книги. М."Книга", 1974. 283с.
  8. Р.Ч. Специфика методов преподавания художественной графики на ХГФ педвузов. Дисс. На соиск. уч. степ. к. пед. наук. М., 1997.
  9. Г. В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция. Учебное пособие для педагогических институтов по специальности 2109 «Черчение, рисунок и труд». М.:"Просвещение", 1981, — 192 с.
  10. Ю.Бейер В. И. Графическая грамотность и педагогический рисунок. Петербург, Петроградский журнал «Внешкольное образование», 1919.
  11. П.Беккерман Л. И. Материалы для художественно-оформительских работ: Учебное пособие. М., 1989.
  12. С.К., Воинов А. В. Черчение: Учебник для машиностроительных специальных учебных заведений. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1984. — с. 304 с ил.
  13. Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. М.: изд. «Советская энциклопедия», 1973.
  14. А.Д. Использование технического рисунка и чертежа на уроках труда как одно из средств повышения культуры труда и развития графической грамотности учащихся. М., изд. АПН РСФСР, 1957.-28 с.
  15. А.Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников. М.: Педагогика, 1979. 255 с.
  16. А.Д. Современные средства механизации графических работ. М., «Высшая школа», 1963. 271 с.
  17. У. Графическое представление информации. Перевод с англ. канд. филос. наук A.M. Пашутина. Под редакцией канд. техн. наук В. Ф. Бонда. М.:"Мир", 1971.- 225 с.
  18. Н.С. Черчение. 2-е изд., переработанное и дополненное. М., Стройиздат, 1989.- 420 е.: ил.
  19. Э. Техника рисования на классной доске белым и цветным мелом. Пособие для преподавателей общеобразовательных предметов во всех учебных заведениях. СПб, редакция «Художественно-педагогического журнала», 1912. 26 с.
  20. Возрастные особенности познавательной деятельности школьников и студентов. Сборник научных трудов МГПИ им. Ленина- редкол.: И. Л. Баскакова (отв. ред.) и др. -М.: МГПИ, 1979.- 104 с.
  21. Возрастная психология и школьная гигиена. / Хрипкова А. Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. М.: Просвещение, 1990.
  22. Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: изд. АПН РСФСР, 1950.-508 е., ил.
  23. Вопросы совершенствования графической подготовки инженера-педагога: Сб.науч.трудов / Свердловский инженерно-педагогический институт, Свердловск: СИПИ, 1988.- 120 с.
  24. У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. Перевод с англ. канд. фи-лос. наук A.M. Пашутина. Под ред. канд. техн. наук В. Ф. Венда. М., «Мир», 1968.- 518 с.
  25. И.С. Преподавание черчения в СПТУ. М.:"Высшая школа", 1986.
  26. .Г. Рисование на школьной доске: Советы начинающему учителю. Магнитогорский педагогический институт- Магнитогорск, 1998.-56 с.
  27. А.Р. Использование простого технического чертежа на уроках труда в начальной школе. // Вопросы трудового обучения/ М., 1985, с. 37.
  28. И.П. Как рисовать фигуру человека. M.-JL: «Просвещение», 1964.
  29. И.Т. Теоретические и технологические основы вербально-графической системы обучения студентов педвузов (на материале преподавания ОТД) Дисс. на соиск. уч. степ. к. пед. наук. Липецк, 1995.
  30. В.В. Проблемы развивающего обучения. -М.: Педагогика, 1986,-240 с.
  31. Д.Р., Вышецки Г. Цвет в науке и технике. М., «Мир», 1978.
  32. А.И. Рисование. Организация и методика педагогического процесса. Л., 1937.- 3 с.
  33. A.M. Анатомия учебника. // Совершенствование подготовки учителей общетехнических дисциплин и трудового обучения. МПГИ им. В. И. Ленина, М., 1984.
  34. В.И., Зильберштейн А. И., Федоренко И. Т. Использование средств наглядности при проблемном обучении. Харьков, 1975.
  35. И.И. Рисование. Учебное пособие для естественно-географических отделений учительских институтов. М., Учпедгиз, 1949.
  36. В.В. Графическая грамотность. Рисование. (Руководства и пособия для техникумов и рабфаков) М. ГИЗ, 1926.- 136 с.
  37. B.C. Как создается плакат. М., Издательство Академии Художеств СССР, 1976. 62 с.
  38. Изобразительное искусство и художественный труд. 5−8 классы. Книга для учителя. / Н. Н. Фомина, А. А. Дмитриева, Н. А. Горяева и др.- Сост. Н. Н. Фомина. М., «Просвещение», 1995.- 272 е.: и.
  39. И.И., Галатенко Н. А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: пособие для преподавателей. М.: Издат. Корпорация «Логос», 1994. — 205 с.
  40. Т.В., Ромашин В. А. Технические средства обучения. М.: «Просвещение», 1979.
  41. А.Г., Бабаян Г. Р. Учимся рисовать. Выпуск 1. Животные. Методический альбом. М.: «Народное образование», 1996. — 64 с. илл.
  42. А.А. Учителю об изобразительных материалах. М., «Просвещение», 1971.- 326 е., ил.
  43. А.Ф. Черчение и рисование: Учебник для строительных техникумов. 4-е изд., переработанное и дополненное. — М.: Высшая школа, 1987. — 352 е.: илл.
  44. Н.А. Основы изобразительной грамоты. -Киев: Вища школа, 1982.
  45. Ю.М. Рисунок и живопись. М.: «Высшая школа», 1992 270 с.
  46. А.Г. К вопросу о структуре способностей к изобразительной деятельности. // Проблемы способностей. / Ответственный редактор В. Н. Мясищев. М.: АПН РСФСР, 1962.
  47. Я.А. Великая дидактика. Перевел с латинского А. Ще-пинский, инспектор С.-Петерб. 2-й гимназии. СПб., тип. Э. Арн-гольда, 1893. 26 с.
  48. Ю.И. Строительное черчение и рисование: Учебник для строительных специальностей вузов. М.: Высшая школа, 1983. -288 е., ил.
  49. М.С. Графические изображения на классной доске. М.1968.
  50. П.А., Ломов Б. Ф., Митькин А. А. Восприятие несмысловых композиций. // «Техническая эстетика», 1970, № 8, с. 4−6.
  51. П.А., Ломов Б. Ф., Митькин А. А. Использование средств архитектурной композиции для организации внимания оператора при зрительном восприятии. // Инженерная психология в приборостроении. М.: Машиностроение, 1967.
  52. П.А., Ломов Б. Ф., Митькин А. А. О восприятии элементарных ритмических композиций на плоскости. // «Техническая эстетика», 1969 г., № 8.
  53. А.А. Краткий очерк истории чертежа в России. Пособие для учителей. 1956.- 110 е., с илл.
  54. B.C. Психология. Учебник для художественных училищ. М., 1982.
  55. Г. И. Рисунок и основы композиции. М.: Высшая школа, 1983.
  56. А.А. Применение наглядных средств обучения. // в книге «Технические средства в учебном процессе» Таллин: НИИ Педагогики, ЭССР, 1985, с. 6−31.
  57. Е.В., Черных P.M. Искусство художника-оформителя. Практические советы. М.,"Советский художник", 1981.
  58. М.И. Иллюстрация в современных информационных изданиях. М., 1987.
  59. А.Н. Деятельность, сознание, личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977, — 304 с.
  60. А.Н. Психологические вопросы сознательности учения.// Известия АПН РСФСР, 1947, № 7.
  61. Л.А. Рисование. Методическое пособие для заочн. пед. училищ. М. Учпедгиз, 1948. 96 с. с илл.
  62. .Ф., Кудин П. А., Митькин А. А. Психология восприятия и искусство плаката. М. 1987.
  63. М.Н. Перспектива. Учебное пособие. М., 1989.
  64. Ю.М. Искусство учить рисованию. Фрунзе, 1974.
  65. Н.Г. Содержание и функции наглядности при разных типах учения. Дисс. на соиск. уч. степ. к. пед. наук. М., 11 980.
  66. Л.Н. Цветоведение. Учебное пособие для студентов. Минск, 1984.
  67. А.А. «Законы гештальта» и фазность восприятия. // Психологический журнал, 1983, № 6, с. 30−38.
  68. А. Теория информации и эстетическое восприятие. / Пер. с фр. М.: Мир, 1966.
  69. И. Рисуем животных. СПб.: Кристалл, 1998. — 224 е., ил.
  70. B.C. Педагогический рисунок. (Искусство иллюстрирования на классной доске). М., Ж-л «Педагогическое обозрение», 1912.
  71. Мурзаев В. С Педагогический рисунок. (Искусство иллюстрирования на классной доске). М., «Школа», 1916.
  72. У.Е. Принцип наглядности в современной педагогике. Дисс. на соиск. уч. степ. к. пед. наук. М., 1978.
  73. Научно-теоретическая и художественная подготовка учителей рисования, черчения и труда: Межвуз. Сб. научных трудов / Башкирский
  74. Государственный педагогический институт, Уфа, 1998.
  75. О.И. Краткая энциклопедия дизайна. -М., Мол. гвардия, 1994. 315 е.: ил.
  76. Р.А. Технические средства обучения. Казань, 1970.
  77. Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1975.
  78. Обучение школьников оптимальным приемам графической деятельности. Методические рекомендации и учебные задания. Ростов-на-Дону, РГПИ, 1991.840 материалах и технике оформительских работ. Методические рекомендации. МЛ 982.
  79. Г. И. Учитесь смотреть и видеть. -М.: Просвещение, 1968.
  80. П.Я. Графическая грамота. М. Учпедгиз, 1961.
  81. П.Я. Каждый может научиться рисовать. Советы рисовальщика. М.: «Советский художник», 1966.
  82. А.А. Методические основы графической подготовки учителей труда и общетехнических дисциплин. Диссерт. на соиск. уч. степ, доктора педагогических наук. 13.00.02 Методика преподавания общетехнических дисциплин и трудового обучения. Москва,
  83. МПГУ им. В. И. Ленина, 1992.
  84. А.А., Корзинова Е. И. Графика в средней школе: Методическое пособие для учителя графики учебного модуля образовательной области «Технология» в средней общеобразовательной школе. -М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — 96 е.: ил.
  85. А.А., Корзинова Е. И. Графика и черчение: 7−9 классы: Рабочая тетрадь № 1- М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. -112 е.: ил.
  86. А.А., Корзинова Е. И. Графика и черчение: 7−9 классы: Рабочая тетрадь № 2.- М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. -128 е.: ил.
  87. А.А. Начертательная геометрия. Учебник для студентов педагогических институтов по специальности 03.02 (2120) «Общетехнические дисциплины и труд». -М.:Прометей, 1993. 280с.: ил. 427.
  88. Претте, Каппальдо. «Творчество и выражение». 4.1,2.
  89. Ю.М., Розенштейн A.M. О применении экранных пособий. // Советская педагогика, № 7, 1986, с. 52−54.т 97. Прессман Л. П. Основы методики применения экранно-звуковыхсредств в школе. М., 1979.
  90. Проблема преподавания графических дисциплин в педагогическом институте и в средней школе. Сб.трудов. М.: Ml II И им. В. И. Ленина, 1974.
  91. Программы педагогических институтов. Сб. № 16. Методика трудового обучения и преподавания общетехнических дисциплин. Для спец. № 2109 «Черчение, изобразительное искусство и труд» / М-во просвещения СССР. -М.: Просвещение, 1987.
  92. Программы педагогических институтов. Сб. № 14. Рисунок. Живопись. Композиция. Пленэр. Скульптура и пластическая анатомия. История искусств./ М-во просвещения СССР. М.: Просвещение, 1988.
  93. Программы педагогических институтов. Сб. № 19. Начертательная геометрия и черчение. Для спец. № 2120 «Общетехнические дисциплины и труд» / М-во просвещения СССР. М.: Просвещение, 1988.
  94. Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология / Под. ред. Ю. Л. Хотунцева. 1998.
  95. А. Педагогический рисунок. М., т-во Сытина, 1915.
  96. Г. П. Методические рекомендации к выполнению наглядных пособий по черчению. М., 1989.
  97. Рисование в педагогическом училище. Пособие для преподавателей./ под ред. Колокольникова В.В. Л. Учпедгиз., 1961.
  98. Рисунок. Специальность «Архитектура». Авторы Тихонов С. В., Демьянов В. Г., Подрезков В. Б. М.: Стройиздат, 1996.
  99. Рисунок и живопись. Т. 1,2. Руководство для самодеятельных художников. М.: «Искусство», 1963.
  100. Рисунок. Учебное пособие для художников и модельеров. М.: Легкопромбытиздат, 1988. — 290 е.: ил.
  101. Рок Ирвин. Введение в зрительное восприятие. -М.: Просвещение, 1980.
  102. Н.Н. Академический рисунок. Учебник для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов. 3-е изд., дополненное и переработанное. М.: Просвещение, Вла-дос, 1995.-239 е.: ил.
  103. Н.Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школа. М.: Просвещение, 1982.
  104. Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Агар, 1998, — 250 с.
  105. Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка. М., 1983.
  106. Н.Н., Соловьев С. А. Техническое рисование. М.: «Просвещение», 1979.
  107. В.И. О художественном конструировании учебников. М.: и Книга", 1980.
  108. Ю.П. Как стать изобретателем. М.: «Просвещение" — 1990.-238 е., ил.
  109. Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М., издательство МГУ, 1981.- 134 е., ил.
  110. Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Издательство МГУ, 1988.- 286 е.: ил.
  111. Н.А., Соколова А. В. Как изготовить транспарант? Методические рекомендации для студентов педагогических ВУЗов и колледжей. М., МПГУ им. Ленина, 1996. 26 е., ил.
  112. М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986, — 150с.
  113. .Г. Технические средства обучения в педагогическом институте. Учебное пособие. Л., 1973.
  114. С.А. Графическая подготовка. 4.1,2.
  115. A.M. Системы отражения информации и инженерная психология. Учебное пособие. М.: „Просвещение“, 1979.
  116. Совершенствование подготовки учителей общетехнических дисциплин и труда. Межвуз. сб. научных трудов / МГПИ им. В. И. Ленина, М.: МПГИ, 1986.
  117. Е.Н. Восприятие и условный рефлекс. М. 1958.
  118. Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5−8 кл.: в 4 частях. Ч. 1. Основы рисунка. Обнинск: „Титул“, 1996.96 е.: цв. ил.
  119. С.И. Шрифт и шрифтовой плакат. М., 1980.
  120. А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. М.'"Просвещение», 1981.
  121. Технические средства обучения и контроля. / Ю. Н. Кшелев, Г. Г. Орлов.М.: Высшая школа, 1973.
  122. Технология: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. Учреждений: Вариант для мальчиков / А. Т. Тищенко, П. С. Самородский, В.Д. Симо-ненко, Н.П.Шипицын- Под ред. В. Д. Симоненко. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1998. — 176 е.: ил.
  123. Технология: Учебник для учащихся % класса общеобразовательной школы. / Под ред. В. Д. Симоненко. М.: «Вентана-Граф», 1997. -256 с.
  124. Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 7 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы. / Под ред. В. Д. Симоненко. М.: «Вентана-Граф», 1998. — 192 с.
  125. Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. / Под ред. В. Д. Симоненко. М.: «Вентана-Граф», 1998. — 240 с.
  126. Н.И. Графическая грамота и первоначальное черчение.
  127. Заочные политехнические курсы. М., б.г.
  128. Н.И. Педагогическое рисование, лепка, аппликация. М.: «Работник просвещения», 1924.
  129. Требования к раздаточному материалу. Методические указания для преподавателя. М., Институт стали и сплавов, 1980.
  130. В. Основы техники рисунка. М.: Профиздат, 1966.
  131. JI.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. — 288 е.: ил. — (Психол. наукашколе).
  132. Функции художественно-графического оформления учебников. М., 1986.
  133. М.Ф. Рисование мелом на классной доске: Учебное пособие для студентов заочников. М.: Просвещение, 1968.- 132 с.
  134. Ю.А. Эскизный рисунок художника-конструктора. Л.: «Знание», 1975.
  135. Г. И. Некоторые гносеологические вопросы наглядности в обучении. М.: «Знание», 1976.-35 с.
  136. Л.М. Макетирование и графика в художественном конструировании. МАРХИ. М., 1978.
  137. Г. А. Изготовление наглядных пособий по рисованию. М., Учпедгиз, 1954.
  138. Е.В. Язык графического дизайна. М., 1975.
  139. А.Я. История технической книги: Учебник. М.: Книга, 1981.
  140. А.А. Декоративно-оформительские работы в школе. М.: «Просвещение», 1968.
  141. В.Ф. Эксперимент продолжается. М., «Педагогика», 1989.
  142. Экология: 9 класс: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений / Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник, А. П. Сидорин. М.: Дрофа, 1995.240 е.: ил.
  143. JI.M. От пещерного рисунка до кинопанорамы. Занимательные проекции. М., Учпедгиз, 1963. 206 с. с илл.
  144. Эймис J1. Дж. Рисуем вместе с Ли Эймисом портреты / Перевел с англ. А.Ф. Зеников- Худ. обл. М. В. Драко. Минск: ООО «Попурри», 1997.-80 с.:ил.
  145. Л. Дж. Рисуем вместе с Ли Эймисом разнообразные объекты / Перевел с англ. А.Ф. Зеников- Худ. обл. М. В. Драко. Минск: ООО «Попурри», 1997. — 80 с.:ил.
  146. Л. Дж. Рисуем вместе с Ли Эймисом человека без одежды. / Перевел с англ. А.Ф. Зеников- Худ. обл. М. В. Драко. Минск: ООО «Попурри», 1997. — 80 с.:ил.
  147. Л. Дж. Рисуем вместе с Ли Эймисом человека в одежде / Перевел с англ. А.Ф. Зеников- Худ. обл. М. В. Драко. Минск: ООО «Попурри», 1997. — 80 с.:ил.
  148. Л. Дж. Рисуем вместе с Ли Эймисом пейзажи и натюрморты / Перевел с англ. А.Ф. Зеников- Худ. обл. М. В. Драко. -Минск: ООО «Попурри», 1997. 80 с.:ил.
  149. Энциклопедический словарь. Государственное научное издательство «Большая Советская Энциклопедия», М., 1955.
  150. Collins CDT. Craft, Designand, Technology. Foundation Course. Written in association with hinoolnchire County Council/ 1986. Authors M. Finney, P. Fowler. Editor A. Breckon. Artist S. Denley. Collins Edi-cational 1986.
  151. Collins CDT. Craft, Designand, Technology. Technology. Foundation Course. Written in association with hinoolnchire County Council/ 1988. Authors M. Finney, P. Fowler. Editor A. Breckon. Artist S. Denley.1. Collins Edicational 1988.
  152. Understanding technology. Wright / Smith. South. Holland, Illinois/ Ghe goodheart Willcox company, INC/ Publishers. Copyright 1993.
  153. Arnheim R. Education of Vision. London, 1965.
  154. Bloom B. Taxonomy of Educational objectives. New York, 1956.
  155. Goetsch D.L., Nelson J.A. Technical Drawing and Design. Delmar, 1986.
  156. Hawtin W.E. Graphic Communication. Australia, 1976/
Заполнить форму текущей работой