Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Заключение. 
Формирование адаптивной воспитательно-образовательной среды в современном дошкольном образовании

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирующий этап исследования позволил обосновать и реализовать программу по проектированию адаптивной воспитательно-образовательной среды в МБДОУ «Светлячок». При проектировании и построении адаптивной воспитательно-образовательной среды в ДОО учитывались следующие принципы: безопасность, насыщенность культурно значимыми объектами, доступность для полисенсорного восприятия, смысловая… Читать ещё >

Заключение. Формирование адаптивной воспитательно-образовательной среды в современном дошкольном образовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Образовательная среда выступает неотъемлемой характеристикой любого учреждения образования. Это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление и удовлетворить потребности актуального и ближайшего развития ребенка. Для того, чтобы образовательная среда обладала развивающим эффектом, она должна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса (педагогов, воспитанников и их законных представителей).

Понятие «образовательная среда образовательной организации» в последние десятилетия разрабатывается отечественными и зарубежными учеными и рассматривается авторами с разных позиций.

Рассматривая воспитательно-образовательную среду как социальную микросферу, мы выделяем следующие ее характеристики: во-первых, воспитательно-образовательная среда — это совокупность условий, в которых протекает жизнедеятельность ученика, во-вторых, дети, развиваясь в воспитательно-образовательной среде, влияют на ее содержание, требуют расширения видов деятельности для удовлетворения развивающихся потребностей. В результате становится необходимым изменяться и самим людям, создающим эту воспитательно-образовательную среду — педагогам и руководителям образовательной организации, родителям.

Системообразующие факторы организации и функционирования ДОО представлены целью, концепцией и программой развития, парциальными программами, фиксирующими совокупность ведущих идей, цель и результаты деятельности ДОО. Логика развертывания процессов развития в каждом из пространств заключается в смене этапов и уровней развития: адаптация, интеграция, индивидуализация.

Содержание воспитательно-образовательного процесса не может быть изолировано от той развивающей среды, в которой оно реализовывается.

С учетом вышеизложенного адаптивную воспитательнообразовательную среду можно определить как совокупность организационно-педагогических и социально-гигиенических условий, психолого-физиологических факторов, способствующих реализации приспособительных возможностей индивида, сохранению, укреплению психического и физического здоровья обучающихся, социализации и самоактуализации личности.

Важная задача педагогов и специалистов, работающих в условиях специальной группы, — обеспечить безбарьерную, адаптивную, развивающую, личностно ориентированную образовательную среду, модифицируя при этом каждую группу средовых ресурсов применительно к детям с особенностями психофизического развития.

Адаптивная воспитательно-образовательная среда должна способствовать развитию самостоятельности ребенка, удовлетворению его потребностей сферы, включающей физиологические потребности, потребности в безопасности, любви, привязанности, признании, уважении, самоактуализации, формированию умения общаться, чувствовать себя частью сообщества.

Нами было организовано опытно-экспериментальное исследование, включающее три этапа.

На начальном этапе был проведен анализ и оценка современного состояния проблемы исследования, поставлена гипотеза исследования, определены цель и задачи исследования, проанализировано состояния воспитательно-образовательной среды в МБДОУ «Светлячок» г. Губкинский ЯНАО. Итоги анализа показали, что в МБДОУ создана развивающая предметно-пространственная среда, однако она не полностью удовлетворяет запросы детей и родителей, а так же требует особой направленности на поддержку и сопровождение детей с физическими и психическими потребностями.

Формирующий этап исследования позволил обосновать и реализовать программу по проектированию адаптивной воспитательно-образовательной среды в МБДОУ «Светлячок». При проектировании и построении адаптивной воспитательно-образовательной среды в ДОО учитывались следующие принципы: безопасность, насыщенность культурно значимыми объектами, доступность для полисенсорного восприятия, смысловая упорядоченность, погружение в систему социальных отношений, развивающий характер. Были предложены объединения (кружки, секции): кружок физкультурно-оздоровительной направленности «Непоседы»; секция по плаванию «Послушные волны»; индивидуальная коррекционно-логопедическая услуга; групповая коррекционно-логопедическая услуга; арт-терапевтические занятия. Реализация программы предполагает следующие формы организации образовательного процесса: фронтальная; групповая; индивидуальная. Использовались следующие воспитательно-образовательные технологии: игровые технологии; технологии личностно-ориентированного обучения; групповые технологии; здоровьесберегающиее технологии.

На заключительном этапе анализировались результаты формирующего эксперимента, формулировались выводы по итогам исследования. Результаты данного этапа эксперимента показали, что поставленная гипотеза о том, что если разработать программу по проектированию адаптивной воспитательно-образовательной среды в ДОО, то позволит повысить конкурентоспособность и удовлетворить потребности детей и взрослых в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании доказана.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой