Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование навыка продуцирования собственного текста у учащихся начальных классов: на примере фольклора

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую основу исследования составляют: теория речевой деятельности, сформулированная в трудах Т. В. Ахутиной, JI.C. Выготского, А. А. Леонтьева, Н. И. Жинкина, И. А. Зимней, С.Л. Рубинштейнакоммуника-тивно-деятельностный, системный и личностный подходы к процессу обучения младших школьников родному языку (М.Т. Баранов, Н. И. Демидова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, М… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы развития речи
    • 1. 1. Психолого-лингвистические основы развития речи
    • 1. 2. История методики развития речи
    • 1. 3. Методы развития речи учащихся
    • 1. 4. Развитие речи в современной системе обучения русскому языку
    • 1. 5. Урок развития речи в начальной школе как интеграция уроков литературного чтения, риторики и русского языка
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Фольклор как литературная основа формирования у младших школьников навыка продуцирования текста
    • 2. 1. Теоретические основы фольклора
    • 2. 2. Понятие о детском фольклоре
    • 2. 3. Сказка — основной жанр детского фольклора
    • 2. 4. Сочинение сказки — один из приёмов формирования навыка продуцирования текста у младших школьников
  • Выводы по II главе
  • Глава III. Экспериментальная проверка разработанной методической системы формирования у младших школьников навыка продуцирования текста на примере фольклора
    • 3. 1. Констатирующий эксперимент
    • 3. 2. Обучающий эксперимент
    • 3. 3. Данные контрольного эксперимента
  • Выводы по III главе

Формирование навыка продуцирования собственного текста у учащихся начальных классов: на примере фольклора (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема развития речи традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших.

Вопросы развития связной речи находили всестороннее освещение в трудах выдающихся лингвистов и методистов прошлого (Ф.И. Буслаев, К. Д. Ушинский, И. И. Срезневский, В. Я. Стоюнин, А. Д. Алферов, В. П. Шереметевский, Л. И. Поливанов, В. И. Чернышев, К. Б. Бархин, М. А. Рыбникова и др.). И в настоящее время целенаправленное, системное, опирающееся на лингвистические знания обучение школьников различным видам речевой деятельности (говорению, аудированию, чтению и письму) находится в центре внимания ученых-методистов и учителей-практиков. Различные аспекты методики обучения связной речи отражены в трудах Л. П. Федоренко, Т. А. Ладыженской, О. В. Сосновской, В. И. Капинос, Н. А. Пленкина, М. Р. Львова, Е. И. Никитиной, Е. В. Архиповой.

Проблема создания на уроке речевой ситуации, побуждающей ученика к коммуникации, остается весьма актуальной и во многом определяет пути методического поиска.

Актуальность. Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками.

Одно из решающих условий этой задачи — хорошо развитая речь каждого человека общества.

Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего поколения зависит от того, насколько хорошо школьники овладеют родным языком, речевыми умениями и навыками.

Развитие речи школьников — одна из ведущих задач первой ступени обучения. Это одно из главных направлений работы в начальных классах. В Государственном стандарте общего образования отмечается, что качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников во многом зависит от уровня развития их речи и мышления.

Таким образом, развитие речи учащихся — это практическая сторона обучения языку, формирование тех умений и навыков, которые способствуют обогащению активного словарного запаса, свободному пользованию всеми грамматическими средствами — формами частей речи, словосочетаниями, предложениями различных типов, словообразовательными моделями, а также формирование навыка продуцировать текст (как устно, так письменно) для выражения своих мыслей, знаний, чувств, намерений.

Проблема развития речи всегда находилась и находится в центре внимания многих наук, изучающих деятельность человека: педагогики, психологии, филологии, методики.

В лингвистических кругах термин «речь» рассматривается в научных трудах М. Р. Львова. О проблеме соотношения языка и речи говорится в истории лингвистических учений (В. Гумбольт, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Фердинанд де Соссюр).

В психолого-педагогических науках процесс развития речи рассматривался такими учеными: как Р. С. Немов, Н. И. Жинкин, JI.C. Выготский. Модели порождения речи изучали Дж. Миллер, JI.C. Выготский, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя.

Методика развития речи опирается на общедидактические принципы обучения русскому языку (К.Д. Ушинский) и методические принципы, предложенные и разработанные М. Р. Львовым и Л. П. Федоренко.

Опираясь на анализ научных источников, мы пришли к убеждению, что начинать работу по развитию речи надо с первых дней пребывания ребёнка в школе, на уроках обучения грамоте и в дальнейшем на уроках русского языка и литературного чтения и специальных уроках по развитию речи учащихся.

Всё более очевидной становится необходимость включения в работу по развитию речи учащихся новых методов и приёмов, основу которых составляет речетворчество учащихся.

Одним из направлений в работе по обучению младших школьников продуцировать свой собственный текст является включение в систему работы по развитию речи моделей урока, на которых создание собственного текста будет опираться на активную работу воображения учащихся, осуществляться в ситуации фантазирования посредством близкого учащимся начальной школы жанра, как фольклор.

Фольклор — художественное народное искусство, художественная творческая деятельность народа. Богатейшие образы, темы, мотивы, формы фольклора возникают в сложном диалектическом единстве индивидуального и коллективного творчества. Произведения фольклора непосредственно передаются из поколения в поколение. Словесное художественное творчество возникло в процессе формирования человеческой речи.

Фольклор очень тесно связан с формированием и развитием речи у человека, это — одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Устное народное творчество (УНТ) предоставляет нам богатейший языковой материал, который мы можем использовать при работе над развитием речи младших школьников. Учащиеся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения неоднократно встречаются с произведениями детского фольклора, которые знакомы им ещё с дошкольного возраста.

Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в речевом развитии.

Проведённое нами исследование теории и практики формирования у младших школьников навыка продуцирования текста на примере фольклора показало значимость данной проблемы и недостаточность её разработанности.

Таким образом, обращение к теме диссертационного исследования объясняется её актуальностью.

Цель исследования — разработка научно обоснованной и экспериментально проверенной методики формирования навыка продуцирования текста учащимися начальных классов с использованием фольклора на уроках русского языка, литературного чтения, а также на специальных уроках развития речи.

Объект исследования — процесс формирования навыка продуцирования текста учащимися начальных классов на примере фольклора.

Предмет исследования — содержание, методика работы по развитию речи учащихся, в процессе формирования у младших школьников навыка продуцирования текста на уроках чтения и русского языка, а также специальных уроках развития речи на примере фольклора.

Гипотеза: целенаправленная, систематическая и последовательная работа по формированию навыка продуцирования собственного текста у учащихся начальных классов будет действенной, если опираться на структуру произведений устного народного творчества и специальную систему упражнений, включающую эффективные методы обучения во взаимосвязи со всеми видами речевой деятельности.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы формирования у младших школьников навыка продуцирования текста в контексте современной методики, лингвистики, педагогики и психологии.

2. Сформулировать принципы, цели современного урока развития речи, описать его структуру.

3. Определить теоретические основы фольклора (в частности, детского) и работы по продуцированию текста на примере пословиц, поговорок, скороговорок, загадок и сказок.

4. Выявить уровень сформированности у младших школьников навыка продуцирования текста посредством проведения констатирующего эксперимента и анализа его данных.

5. Разработать методическую систему, последовательность уроков, описать типологию упражнений, направленных на формирование у учащихся навыка продуцирования текста.

6. Экспериментально проверить и оценить эффективность предложенной методической системы формирования у младших школьников навыка продуцирования текста на примере фольклора.

Методологическую основу исследования составляют: теория речевой деятельности, сформулированная в трудах Т. В. Ахутиной, JI.C. Выготского, А. А. Леонтьева, Н. И. Жинкина, И. А. Зимней, С.Л. Рубинштейнакоммуника-тивно-деятельностный, системный и личностный подходы к процессу обучения младших школьников родному языку (М.Т. Баранов, Н. И. Демидова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, М. С. Соловейчик и др.) — теория закономерностей усвоения родной речи (Л.П. Федоренко) — теория принципов речевого развития (М.Р. Львов, Е.В. Архипова) — методики преподавания русского языка и развития речи учащихся (Т.А.Ладыженская, М. Р. Львов, В. И. Капинос, Н. И. Демидова, М. С. Соловейчик, Г. Я. Солганик, Г. Г. Граник, Е. И. Никитина, Л. П. Федоренко).

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования:

— теоретический (анализ методической, психолого-педагогической и лингвистической литературы по избранной теме);

— сопоставительный (сравнительный анализ работ младших школьников экспериментального и контрольного классов);

— экспериментальный (проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов).

Организация и этапы исследования.

Исследование проводилось поэтапно в течение трёх лет во 2 — 4-х классах ГОУ СОШ № 2008 ЮЗАО г. Москвы.

1 этап — 2004 — 2005 гг. — определялась теоретическая база исследованияосуществлялся анализ состояния проблемы в лингвистической, психологической и методической литературе по теме исследованиябыли определены цель, задачи и гипотеза исследования, методы и приёмы работыразрабатывалась система упражнений, был подобран дидактический материалпроводился констатирующий эксперимент и пропедевтическая работа обучающего эксперимента.

2 этап — 2005 — 2006 гг. — проводился обучающий экспериментвнедрялась система упражнений.

3 этап — 2006 — 2007 гг. — проводился контрольный эксперимент, обрабатывались и анализировались результаты исследования, оформлялся окончательный вариант текста диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что теоретически разработана и экспериментально проверена методическая система по формированию навыка продуцирования текста на примере фольклора у детей младшего школьного возраста. При этом:

1. Представлена теоретически обоснованная и экспериментально проверенная методическая система формирования навыка продуцирования собственного текста у учащихся начальных классов (на примере фольклора);

2. Определены лингвистические, психолого-педагогические и методические особенности развития речи младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения и специальных уроках развития речи;

3. Методически обосновано введение в содержание обучения русскому языку и литературному чтению в начальной школе системы специальных уроков «Я сочиняю сказку» при формировании у младших школьников навыка продуцирования собственного текста;

4. Разработана система упражнений и уроков, направленная на формирование навыка продуцирования собственного текста у учащихся начальных классов (на примере фольклора).

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

1. На основе лингвистических, психолого-педагогических, методических данных выявлено позитивное значение фольклора как дидактического материала для развития речи младших школьников, методические условия и возможность его использования на уроках русского языка, литературного чтения и развития речи для формирования у школьников навыка продуцирования текста.

2. Определены эффективные методы и приёмы работы с детским фольклором (со сказками в частности) в свете решения задачи развития речи младших школьников.

3. Рассмотрена морфология сказок по В. Я. Проппу как эффективный способ работы с текстом учащихся младших классов, раскрыта четкая и устойчивая структура сказки на основе функций действующих лиц, доступная учащимся начальной школы.

4. Определены критерии отбора материала для работы по развитию речи и продуцированию текста (на примере фольклора).

5. Доказана эффективность разработанной системы в ходе экспериментального обучения.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Разработана научно обоснованная методика формирования у младших школьников навыка продуцирования текста на примере фольклора. Методика формирования навыка текста на примере фольклора, в частности сочинение сказки, может быть рекомендована учителям начальных классов и учителям-словесникам для использования в профессиональной деятельности как на специальных уроках развития речи, так и на уроках русского языка и литературного чтения.

2. Разработан, апробирован и внедрен в практику обучения в 2004 — 2007 гг. система уроков по развитию речи «Я сочиняю сказку» для 2−4-х классов, направленная на формирование у младших школьников навыка продуцирования текста на примере фольклора.

3. Разработана, апробирована и внедрена в практику обучения первых классов в 2006 — 2007 учебном году система уроков по развитию речи «Я сочиняю сказку».

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается:

• опорой на достижение современной лингвистики, психолого-педагогической и методической наук;

• внутренней непротиворечивостью результатов исследования и их соответствием теоретическим положениям;

• длительностью эксперимента, его повторяемостью и контролируемостью;

• выбором методов исследования, адекватности его целям и задачам.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Для формирования у младших школьников навыка продуцирования текста необходима специально разработанная методическая система, включающая специально отобранный дидактический материал, с произведениями устного народного творчества (УНТ), и систему упражнений для работы с ним (упражнения, направленные на изучение композиционных требований, предъявляемых к произведениям устного народного творчестваупражнения, направленные на изучение структуры волшебной сказкиупражнения, направленные на совершенствование лексической структуры речиупраэ/снения, направленные на совершенствование грамматической структуры речи).

2. Использование методики «Я сочиняю сказку «как основополагающей при формировании у младших школьников навыка продуцирования текста на примере фольклора отвечает задачам развивающего обучения в школе, способствует формированию языковой личности, совершенствованию произносительной, лексической, грамматической структур речи, развитию творческих способностей учащихся начальных классов.

3. Эффективность введения предлагаемой системы уроков по развитию речи «Я сочиняю сказку» в обучение младших школьников обусловлена применением литературного материала (а именно фольклора), который включен в специальную систему упражнений, направленных на совершенствование лексического, грамматического и орфографического уровня учащихся.

4. Использование предлагаемой программы, направленной на формирование навыка продуцирования текста, приведёт к развитию речи учащихся, умению точно, правильно, логично излагать свои мысли как устно, так и письменно, повышению уровня лексической, грамматической и орфографической подготовки, а также к повышению коммуникативных способностей учащихся.

Апробация основных положений и результат исследования.

В течение трёх лет осуществлялась апробация разработанной системы уроков по развитию речи «Я сочиняю сказку» и проходило исследование в начальных классах ГОУ СОШ № 2008 ЮЗАО г. Москвы. О результатах исследования докладывалось на межвузовских научных конференциях, на заседаниях МО и педагогических советах школы, на заседаниях кафедры методики русского языка и литературы Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина в 2004 — 2007гг.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в 4 публикациях.

Структура диссертационного исследования.

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.

Выводы по третьей главе.

1. Для выяснения эффективности предложенной нами методики работы, направленной на развитие связной устной и письменной речи на уроках развития речи на материале УНТ, был проведен методический эксперимент, задачей которого было проверить целесообразность предложенных упражнений в структуре различных уроков развития речи на начальном и завершающем этапах обучения.

2. Длительность эксперимента — три года (2004 — 2007 учебные года).

3. Констатирующий эксперимент показал, что учащиеся мало знакомы со строением сказки, а также выявил небольшой лексический запас и низкий уровень связной устной и письменной речи.

3. В ходе обучающего эксперимента были выделены четыре этапа работы.

В основу первого этапа легли требования, предъявляемые к произведениям УНТ (положительные и отрицательные герои, волшебные предметы, сказочные действия, сказочные места, трудные задачи, сказочное время, сказочные превращения), также велась работа над выразительностью чтения и рассказывания сказок.

2 этап обучения сочинению сказки основывается на упражнениях из книги Дж. Родари «Грамматика фантазии».

Не менее интересен 3-ий этап работы над сказкой, когда детям предлагаются готовые варианты сюжетов. В этом случае учащиеся могут сосредоточиться на отработке деталей композиционного построения сказки. Неотъемлемую помощь в этом случае предоставили опорные карты В. Я. Проппа, с которыми учащиеся познакомились на подготовительном этапе работы.

4-й этап предполагает обобщение и завершение работы над сказкой.

На этом этапе работы необходима отработка интригующей завязки и динамического развития действия. Следует отметить, что знакомство с большим количеством произведений устного народного творчества и их особенностями даёт детям возможность сочинять сказку на современном материале в русле народных традиций, но без назойливого повторения уже известных ситуаций.

Особое внимание следует уделять стилевому своеобразию сказки. Детям рекомендуется использовать в своём творчестве постоянные эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, повторы, рифмы, инверсию подлежащего и сказуемого и т. п.

5. Итоговое творческое задание после всех этапов — сочинение своей собственной сказки с использованием тех приёмов и знаний, которые были получены в процессе обучения.

6. В ходе обучающего эксперимента было доказано, что предложенная система уроков и упражнений способствует:

• обогащению словарного запаса;

• становлению логики изложения и связанности текста;

• обогащению грамматического строя речи;

• усвоению закономерностей строения произведений УНТ;

• формированию навыка обучения сочинению сказок у учащихся младших школьников.

Это значит, что разработанная методика способствует заметному укреплению навыков устной и письменной речи. Сравнение сказок, сочиненных учащимися на начальном и завершающем этапах, показывает, возросший уровень навыка продуцирования текста у учащихся начальных классов после введения в уроки развития речи, русского языка и литературного чтения специальной системы уроков «Я сочиняю сказку».

Заключение

.

Наше исследование было направлено на формирование навыка продуцирования собственного текста у учащихся начальных классов. Изучение психологической, лингвистической, педагогической и методической литературы позволило выделить теоретические основы развития речи и формирования у младших школьников навыка продуцирования текста. Психологической основой развития речи является учение о речевой деятельности и процессе порождения высказыванияфакторы речевого развития: речевая среда, потребность контакта, тренировка физиологического механизма, речевая активность, осмысление.

В первой главе диссертации «Теоретические основы речи» излагаются психолого-лингвистические основы речи, история становления методики развития речи, определяются тенденции её развития, анализируются наиболее эффективные методы развития речи, раскрывается сущность урок развития речи в начальной школе как интеграция уроков литературного чтения, риторики и русского языка.

Во II главе диссертации «Фольклор как литературная основа формирования у младших школьников навыка продуцирования текста» излагаются теоретические основы фольклора, формулируется понятие о детском фольклоре, приводится классификация жанров детского фольклора, которые изучаются учащимися начальных классов, определяется основной жанр детского фольклора — сказка, анализируется работа со структурой волшебной сказки в начальной школе по морфологии сказок В. Я. Проппа.

В третьей главе диссертации «Экспериментальная проверка разработанной методической системы формирования у младших школьников навыка продуцирования текста на примере фольклора» представлено описание организации констатирующего и контрольного экспериментов и проанализированы их результаты. Выбор приёмов констатирующего эксперименту в нашем исследовании был обусловлен гипотезой и общими задачами исследования. Также в третьей главе излагаются задачи и организация обучающего эксперимента, определяются исходные положения методики, даётся характеристика особенностей предлагаемой системы работы над формированием навыка продуцирования текста у учащихся начальной школы, раскрывается её содержание.

Обобщение, систематизация и анализ полученных результатов позволяют сделать следующие выводы.

1. В процессе проведенного методического исследования доказано, что работа по формированию навыка продуцирования текста (на примере фольклора) дает высокие результаты, если строится с опорой на закономерности усвоения родной речи и в соответствии с принципами речевого развития, а также базируется на использовании специально подобранного дидактического материала и градуальной системы упражнений.

2. Для успешного формирования навыка продуцирования собственного текста у учащихся начальных классов (на примере фольклора) необходимо использовать методическую систему, в которой ключевые элементы (цель и задачи, содержание, принципы и методы обучения) разработаны в соответствии с закономерностями усвоения родного языка и принципами речевого развития (принципом градуальности, опоры на модели языка и алгоритмы речи, принципом единства изучения языка и обучения речи и др.).

3. Проведенный эксперимент доказал правильность исходных теоретических положений, эффективность разработанной методики и позволил наметить систему уроков по формированию у младших школьников навыка продуцирования собственного текста (на примере фольклора).

4. Данное исследование находится в русле стержневых задач школьного преподавания русского языка и литературы: формирование языковой, лингвистической, литературоведческой, эстетической и нравственной компетенции. Анализ ученических работ показал, что школьники успешно овладевают умениями и навыками, предусмотренными программой экспериментального обучения.

5. Работа над продуцированием собственного текста способствует общему развитию детей, формированию интереса к русскому языку, созданию положительной мотивации обучения.

6. Эксперимент подтвердил правомерность моделирования учебной ситуации, позволяющей сочетать лингвистический, речеведческий и фольклорный материал для формирования у младших школьников навыка продуцирования собственного текста.

7. Результаты экспериментального обучения доказали эффективность предложенной методической системы и подтвердили сформулированную гипотезу о том, что целенаправленная, систематическая и последовательная работа по формированию навыка продуцирования собственного текста у учащихся начальных классов будет действенной, если опираться на структуру произведений устного народного творчества и специальную систему упражнений, включающую эффективные методы обучения во взаимосвязи со всеми видами речевой деятельности.

8. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для составления учебных программ и пособий по развитию речи для начальной школыпри разработке курса методики преподавания русского языка и литературного чтения, спецкурсов и спецсеминаров. Разумеется, подход к проблеме, изложенной в диссертации, не является единственно возможным. Полученные результаты позволяют наметить следующие перспективы исследования: 1) дальнейшее изучение процесса формирования навыка продуцирования текста у учащихся начальных классов (на примере фольклора) — 2) анализ ошибок и недочетов в построение собственного текста учащимися, установление причин их появления и поиск путей преодоления- 3) дальнейшее ш оптимальных форм и методов обучения. совершенствование и обогащение Щ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.Г. О развитии письменной речи /Н.Г.Абидова // Русский язык. 1996.-№ П. — с.4.
  2. , Л.И. Маленькие школьники и родной язык /Л.И. Айдарова. -Москва: Педагогика, 1983 154 с.
  3. , Е.В. Вопросы речевого развития младших школьников /Е.В. Архипова. Рязань: Изд-во РГПУ, 1995. — 92 с.
  4. , Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе /Е.В.Архипова // Начальная школа. 2000 г. — № 4 — с. 6 — 14 .
  5. , Е.В. Работа над значением слова в начальной школе / Е. В. Архипова. Рязань: РГПУ, 1996. — 168 с.
  6. , Е. В., Пирогова, Т. В. Уроки развития речи в начальной школе: Учеб.-метод. пособие /Е.В. Архипова, Т. В. Пирогова. Рязань: Ряз. обл. ин-т развития образования, 1999. — 113 с.
  7. , О.С. Словарь лингвистических терминов /О.С. Ахманова. -Москва: Издательство «Советское просвещение», 1996. 543 с.
  8. , В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор /В.П. Аникин. Москва: Учпедгиз, 1957. — 240с.
  9. Ю.Баранов, М. Т. Словарная работа в школе /М.Т. Баранов. Москва: Педагогическая энциклопедия, 1966. — Т. 3 — с. 868 — 869.
  10. П.Баранов, М. Т., Ладыженская, Т. А., Львов, М. Р., Ипполитов, Н. А., Ивченко, П. Ф. Методика русского языка /Под ред. М. Т. Баранова. -Москва: Просвещение, 1990 с. 365.
  11. , Е.А. Методика русского языка: Учебное пособие для студентов педагогических институтов /Е.А. Баринова. Москва: Просвещение, 1974.-509 с.
  12. , В.К., Каткова, Е.Г., Литвинова, Е. А. Сборник тестовых заданий / В. К. Баталова, Е.Г. Каткова, Е.А. Литвинова. Москва: Интеллект -Центр, 2001.-54 с.
  13. , Н.Н., Свириденков, В.П. Развитие речи на уроках русского языка во вспомогательной школе / Н. Н. Бебешина, В. П Свириденков. -Москва: Просвещение, 1978.-256 с.
  14. , О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству /О.А.Белобрыкина. Новосибирск: Развитие, 1993. — 168 с.
  15. , О.А. Речь и общение /О.А.Белобрыкина. Ярославль: Академия развития, 1998. — 240 с.
  16. , В. А. Современный русский язык / В. А. Белошапкова. -Москва: Просвещение, 1981.-301 с.
  17. , Ю.А., Панюшева, М.С. Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка. Словарь-справочник /Ю.А. Бельчиков, М. С. Панюшева. Москва: Советская энциклопедия, 1968. -432 с.
  18. , А.Н. Развитие речи при изучении глагольных форм /А.Н. Боброва. Ленинград: Учпедгиз, 1963. — 203 с.
  19. , Д. И., Менчинская, П. А. Психология усвоения знаний в школе /Д.И. Богоявленский, П. А. Менчинская. Москва: АПН РСФСР, 1989.-207 с.
  20. , A.M. Методика развития речи детей /A.M. Бородич. Москва: Просвещение, 1981. — 255 с.
  21. , В.Ш. Русский язык в рисунках /В.Ш. Бурмако. Москва: Просвещение, 1981.-324 с.
  22. , Ф.И. О преподавании отечественного языка /И.Ф. Буслаев. -Ленинград: Учпедгиз, 1941. 248 с.
  23. , И.Д. Лексическая работа на уроках русского языка и чтения /И.Д. Бутузова // Начальная школа. 1992. — № 1. — с. 14−20.
  24. Т. А. Образные коллизии в речи детей // Детская речь и пути её преодоления: Межвузовский сборник научных трудов Свердловск -СГИ, 1989.
  25. Г. С. Детский фольклор /Г.С. Виноградов. ЛДенинград: Наука, Ленингр. отделение, 1978. — с. 306.
  26. , Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей, родителей /Н.К.Винокурова. Москва: АСТ-ПРЕСС, 1999.-306 с.
  27. , А. Я говорю, мы говорим /А.Я. Войкунский. Москва: ACT.- 1990.-243 с.
  28. , В.В. Веселая грамматика /В.В. Волина. Москва: Знание, 1995. -154 с.
  29. , Т. Тренировка ума /Т. Вуджек. Санкт-Петербург: Питер Пресс, 1996−176 с.
  30. , Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л.С. Выготский. Москва: Просвещение, 1991. — 465 с.
  31. , Л.С. Избранные психологические исследования /Л.С. Выготский. Москва: Педагогика, 1956. — 403 с.
  32. Л. С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6 т. Т. 2. /Л.С. Выготский. — Москва: Педагогика, 1982. — 504с.
  33. Галкина Федорук, Е. М. Современный русский язык. Курс лекций для вузов /Е.М. Федорчук — Галкина. — Москва: Изд-во Московского университета, 1954. — 204 с.
  34. , Ю.Б. Курс развития творческого мышления. Первый год обучения (для детей 6−10 лет) /Ю.Б. Гатанов. Санкт-Петербург: Иматон, 1996. — 204 с.
  35. , В.М. Фольклор и молдавско-русско-украинские связи /В.М.Гауак. Москва: Наука, 1975.-315 е.-
  36. , А.Н. Вопросы изучения детской речи /А.Н. Гвоздев. Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 234 с.
  37. Георгиевская, J1.A. Упражнения по развитию речи /А.Л. Георгиевская //Начальная школа. 1973. — № 7. — с. 37 — 40.
  38. Гин, С. И. Мир фантазии. Методическое пособие для учителя начальной школы /С.И. Гин. Москва: Вита-пресс, 2001. — 127 с.
  39. , Б.Н. Введение в языкознание /Б.Н. Головин. Москва: Высшая школа, 1947.-е. 28.
  40. , А.Г. Картина как средство развития речи / А. Г. Горчак. Москва: Просвещение, 1965.-е. 86.
  41. , Е.С. Работа над предложением и словосочетанием /Е.С. Грабчикова //Начальная школа. 1988. — № 3. — с. 38 — 41.
  42. , В.И. Толковый словарь русского языка /В.И.Даль. Москва: ACT, 2006.-589 с.
  43. , В.В. Виды обобщения в обучении /В.В. Давыдов. Москва: Пед. общ. России, 1972. — 231 с.
  44. , Н.И. Тексты и задания для развития речи младших школьников /Н.И. Демидова. Рязань: РГПИ, 1992. — 107 с.
  45. , В.А. Обогащение активного словарного запаса учащихся /В.А. Добромыслов //Русский язык в школе. 1958. — № 3. — с. 31 — 38
  46. , А.В. Методика изучения грамматики в восьмилетней школе /А.В. Дудников. Москва: Просвещение, 1977. — с. 304
  47. , О. Что на свете не бывает /О. Дьяченко. Москва: Просвещение, 1981.-276 с.
  48. , Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе /Н.И. Жинкин // Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку в 4 8 классах. — Москва: АПН РСФСР, 1969.-306 с.
  49. , Н. И. Механизмы речи /Н.И. Жинкин. Москва: Просвещение, 1958.-209 с.
  50. , Н. И. Психологические основы развития речи /Н.И. Жинкин // В защиту живого слова. Москва: Просвещение, 1966. — 271с.
  51. , Н.И. Язык речь — творчество. (Избранные труды) /Н.И. Жинкин. — Москва: Просвещение, 1998. — 188 с.
  52. , С.П. Развитие речи в связи с изучением грамматики в средней школе /С.П. Иванов. Ленинград: Учпедгиз, 1969. — с. 180.
  53. , П.П. Словарная работа на уроках русского языка /П.П. Иванова. Москва: Учпедгиз, 1954. с. 207
  54. , Т.В., Вохмянина, Л.А. Программы общеобразовательных учреждений /Т.В. Игнатьева, Л. А. Вохмянина. Москва: Просвещение, 2001.-305 с.
  55. , С.Г. Актуальные проблемы развития речи /С.Г. Ильенко // Лингвистические основы аспекта программы «Развитие речи». -Ленинград: Наука, 1979. 134 с.
  56. , И.Е. О богатстве русского языка /И.Е. Ильинская. Москва: Изд. АН СССР, 1963.
  57. , В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения /В.И. Капиное. Москва: Просвещение, 1991. — 192с.
  58. С., Труве Э. Психология речевого развития ребёнка /С. Карпова, Э. Труве. Ростов: Изд. Ростовского университета, 1987. — 99 с.
  59. , Л.Н. Обучение младших школьников письму сочинений и изложений/Л.Н. Ковалева//Начальная школа. 1991.-№ 12.-е. 16−20.
  60. , Н. И. Слово в речи / Н. И. Комлев. Москва: УРСС, 1992. — 65 с.
  61. , А.В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками /А.В. Корзун. Минск: Дидактика, 2000. — 400 с.
  62. Ф.Д. Дидактический материал по развитию речи: 2-й класс: Пособие для учителя /Ф.Д. Костенко. Москва: Просвещение, 1980. -100 с.
  63. Ф.Д. Дидактический материал по развитию речи: 3-ий класс: Пособие для учителя /Ф.Д. Костенко. Москва: Просвещение, 1980. -100 с.
  64. , В.Г., Леонтьев, А.А. Шварцкопф, Б. С. Теория речевой деятельности и культура речи /В.Г. Костоиаров, А. А. Леонтьев, Б. С. Шварцкопф. Москва: Наука, 1974,
  65. , Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Ю.Г. Круглов. Москва: Высшая школа, 1986. — с. 305.
  66. , Н. К. Занятия по стилистике /Н.К.Курапов. Москва: Учпедгиз, 1960.- 156 с.
  67. , Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя. 2-е издание /Т.А. Ладыженская- Москва: Просвещение, 1991. 240 с.
  68. , Т.А. Речевые секреты. /Т.А.Ладыженская. Москва: Просвещение, 1992.- 142с.
  69. , Т. А. Речевые уроки: книга для учителя начальных классов /Т.А. Ладыженская. Москва: Педагогика, 1994. — 54 с.
  70. , Т. А. Речь. Речь. Речь.: Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся / Т. А. Ладыженская .- М.: Педагогика, 1983 178 с.
  71. , Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся /Т.А. Ладыженская. Москва: Просвещение, 1975. — 208 с.
  72. , Т.А., Вершинина, Г.Б., Выборнова, В.Ю. и др. Развитие речи: Школьная риторика. 5 кл.: Пособие для учащихся. В 2 ч. ч. 2. 3-е изд. /Т. А. Ладыженская, Г. Б. Вершинина, В. Ю. Выборнова и др-Москва: Дрофа, 1998. — 144 с.
  73. , Г. К. Обогащение речи важнейший фактор развития и воспитания учащихся /Т.К. Ларина //Начальная школа. — 1991. — № 5. — с. 23−25.
  74. , Е.Н. Предмет русского языка и развития речи /Е.Н. Леонович // Начальная школа. 2000. — № 4. — с. 34.
  75. , А.А. Основы теории речевой деятельности /А.А. Леонтьев. Моска: Наука, 1974. 368 с.
  76. , А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания /А.А. Леонтьев. Москва: КомКнига, 2007 г. — 309 с.
  77. , А.А. Слово в речевой деятельности /А.А. Леонтьев. Москва: МГУ, 1969.-209 с.
  78. , А.А. Функции и формы речи /А.А. Леонтьев. Москва: Наука, 1974.-200 с.
  79. , А.А. Язык, речь, речевая деятельность /А.А. Леонтьев. -Москва: УРСС, 1969. 267 с.
  80. , И.Я. Дидактические основы методов обучения /И.Я. Лернер. -Москва: Педагогика, 1981.- 185 с.
  81. Лингвистический энциклопедический словарь. Москва: Педагогика 1990.-560 с
  82. , С.В. Как развить способности ребенка /С.В. Лободина. -Санкт-Петербург: ПитерПаблишинг, 1997.-204 с.
  83. , М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов педагогических институтов /М.Р. Львов. -Москва: Просвещение, 1987.-409 с.
  84. , М.Р. Методика развития речи младших школьников /М.Р. Львов. Москва: Просвещение. 1985. 109 с.
  85. , М. Р. Речь младших школьников и пути её развития /М.Р. Львов. -Москва: Просвещение, 1975.- 176 с.
  86. , М.Р. Риторика в начальной школе /М.Р.Львов // Начальная школа. 1994.-№ 9.-с. 56−61.
  87. , М. Р. Язык и речь. /М.Р. Львов //Начальная школа. 2000. — № 1. -с.83−88.
  88. , М. Р., Горецкий, В. Г., Сосновская, О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах /М.Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. Москва: Издательский центр «Академия», 2002. -464с.
  89. , М.Е. Взаимосвязь обучения изложениям и сочинениям /М.Е.Львова // Начальная школа. 1984. — № 3. — с. 32 — 36.
  90. , М. Е. Русская народная сказка на уроке и на внеклассном занятии /М.Е.Львова//Начальная школа. -2001.-№ 12.-с. 12- 17-
  91. , С.И. Там, где кончается слово /С.И. Львова. Москва: Просвещение, 1991.- 165 с.
  92. , Л.Д., Арямова, О.С., Климова, С.А., Пескова, Н. С. Речевое развитие младших школьников: Методические рекомендации к работе по программе «Речь» /Л.Д. Мали, О. С. Арямова, С. А. Климова, Н. С. Пескова. Пенза: Учебные пособия, 1995. — 112с.
  93. , А.Н. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку /А.Н. Матвеева. Москва: Просвещение, 1982. — 167 с. 101,Матюшкин, А. Развитие творческой активности школьников /А. Матюшкина. Москва: Педагогика, 1991. 207 с.
  94. Ю2.Мелик-Пашаев, А., Новлянская 3. Ступеньки к творчеству /А. Мелик-Пашаев, З.Новлянская. Москва, 1982.
  95. , М.Н. Русский детский фольклор /М.Н. Мельников. -Москва: Просвещение, 1987. -239 с.
  96. , С.М. Фольклор музыка — театр /С.М. Мерзлякова. -Москва: Владос, 1999.-214с.
  97. , А.А. Страна загадок /А.А. Нестеренко. Ростов-на Дону, 1993.-98 с.
  98. , A.M. Русское народное поэтическое творчество /A.M. Новикова. Москва: Высшая школа, 1986, — 135с.
  99. Н. В. Развитие речи детей /Н.В. Новотерцев. Ярославль: Учитель, 1996.- 124 с.
  100. , С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов.- Москва: Русский язык, 1990.-980 с.
  101. , И.П. Избранные труды /И.П.Павлов. Москва: Наука, 1954. -345 с.
  102. , Б.Т., Яковлева, Л.Б Хрестоматия по методике русского языка- Организация учебного процесса по русскому языку в школе- Пособие для учителя /Б.Т. Панов, Л. Б. Яковлева. Москва: Просвещение, 1991.-543 с.
  103. , Н.А. Изложение с языковым разбором текста /Н.А. Пленкин. -Ленинград: Просвещение, 1968. 165 с.
  104. , Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов /Н.ИЛолитова. Москва: Просвещение, 1984.- 191 с.
  105. Программы обучения по системе академика Занкова J1. В., 1 3 классы. Москва: Просвещение, 1993. — 1 Юс.
  106. Программы общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации, 1 -4 классы. Москва: Просвещение, 2000. 110 с.
  107. , В.Я. Исторические корни волшебной сказки /В.Я. Пропп. -Москва: Лабиринт, 2000. 209 с.
  108. , В.Я. Морфология сказки /В.Я. Пропп. Москва: Лабиринт, 2000.- 198 с.
  109. , Т.Г. Уроки русского языка в 1 классе /Т.Г. Рамзаева. -Москва: Просвещение, 2000. 104 с.
  110. , Т.Г. Уроки русского языка в 2 классе /Т.Г. Рамзаева. -Москва: Просвещение, 2000. 108 с.
  111. , Т.Г. Уроки русского языка в 3 классе /Т.Г. Рамзаева. -Москва: Просвещение, 2000. 110 с.
  112. , Т.Г. Уроки русского языка в 4 классе /Т.Г. Рамзаева. -Москва: Просвещение, 2000. 114 с.
  113. , С.П. Методика русского языка в начальной школе /С.П. Редозубов. Москва: Учпедгиз, 1963. 368с.
  114. , Е.М. Использование методики скороговорения для развития речи младших школьников / Е. М. Рендакова //Начальная школа. 2000. -№ 11.-с. 34−35
  115. , Н.С. Речевое развитие младших школьников / Н. С. Рождественский. Москва: Просвещение, 1970. — 136 с.
  116. Дж. Грамматика фантазии /Дж. Родари. Москва: Лабиринт, 2000.- 154 с.
  117. , З.И. Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л. В. Занкова. /З.И. Романовская // Начальная школа. 1984. — № Ь-с.6−9.
  118. , Н.В. Школа сказок. Курс развития творческого воображения для 1 класса/Н.В. Рубина. Петрозаводск, 1997. -309 с.
  119. Рубинштейн, С. JL Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. -Москва: Наука, 1940. 305 с.
  120. Русские волшебные сказки. Москва: Советская Россия, 1988. — 487 с.
  121. Сборник загадок / Сост. М. Т. Карпенко. Москва: Просвещение, 1988. -187 с.
  122. , А.Б. Шанс на приключение /А.Б. Селюцкий. Петрозаводск, 1991.-209 с.
  123. , М.С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика. Учебное пособие /М.С. Соловейчик. Москва: Академия, 1993.-365 с.
  124. , Г. М. Работа с фразеологизмами в системе развития речи и общего развития учащихся /Г.М. Ставская // Начальная школа. 2000. -№ 12.-с.30−35.
  125. Страунинг, А. М, Страунинг, М. А. Игры по развитию творческого воображения по книге Дж. Родари «Грамматика фантазии» /А. Стаунинг, М. Страунинг. Ростов-на-Дону: Учебная книга, 1992. — 254 с.
  126. , Л. Уроки сказки /Л. Стрелкова. -Москва: Педагогика, 1998. -187 с.
  127. , JI. Мастерская слова /Л. Стрельцова. Тверь: «Мартин» -«Полина», 1994. 176 с.
  128. , Е. Развитие речи детей /Е.Тихеева. Москва: Просвещение, 1972.- 138 с.
  129. , Л. Е. Кружок «Сочини сказку» /Л.Е. Тумина. Москва: Дрофа, 1995−220 с.
  130. , О. В., Нефедова, Е. А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы /О.В. Узорова, Е. А. Нефедова. Москва: ACT. Премьера, 2000. 176 с.
  131. , К.Д. О первоначальном преподавании русского языка / Избранные пед. сочинения: В 2 т /К.Д.Ушинский. Москва: Педагогика, 1974.-409 с.
  132. , Л.П. Закономерности усвоения родной речи /Л.П. Федоренко. Москва: Просвещение. 1984. 168 с.
  133. , Л.П. Принципы обучения русскому языку /Л.П. Федоренко/ Москва: Просвещение. 1973 117 с.
  134. Л. Воспитание сказкой /Л. Фесюкова. Харьков: Фолио- Москва: «АСТ», 2000.-464 с.
  135. Л. От трёх до семи /Л. Фесюкова. Харьков: Фолио, 1996. -342 с.
  136. , Г. А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах /Т.А. Фомичева. Москва: Просвещение, 1981. 159 с.
  137. К.И. От двух до пяти /К.И. Чуковский. Москва: Педагогика, 1990. — 384 с.
  138. , А. И. Работа над средствами выразительной устной речи на уроках русского языка /А.И. Шпунтов // Начальная школа. 1991. — № 4-с. 10.
  139. , О.Н. Работа над метафоричностью речи младших школьников /О.Н. Шумкина // Начальная школа. 2001. — № 12. — с.25 -27.
  140. , М.Н. Новые приключения колобка /М.Н. Шустерман. -Москва: Педагогика-Пресс, 1993. 108 с.
  141. , Г. С. О системе работы по развитию связной речи /Г.С. Щеголева // Начальная школа. 1985. — № 6. — с.70 — 76.
  142. , JI. В. Языковая система и речевая деятельность /JI.B. Щерба. Ленинград: Наука, 1974.-476 с.
  143. Л. Язык и его функционирование /Л. Якубинский. Москва: Педагогика, 1986. 432 с.• J" ft
  144. Общ кол-во бал-лов 19 7 1 6 8 1 1 1 0 6 0 0 9 7 3 17 15 15 -20 0 96
  145. Макс кол-во бал-лов 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 360успеваемости 26,6%• J" #
  146. Общ кол-во бал-лов 16 8 1 6 7 1 1 0 0 5 0 0 6 7 1 14 9 11 -20 0 73
  147. Макс кол-во бал-лов 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 360успеваемости 20,3%
  148. Сводный анализ работ учащихся 4 «А» класса
  149. Общ кол-во 20 20 12 11 15 12 13 14 10 20 11 9 17 12 12 20 16 14 0 10 268бал-лов
  150. Макс кол-во 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 360бал-лов успе- 74,4%ваемости i J 9
Заполнить форму текущей работой