Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Воспитание креативной личности на индивидуальных занятиях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Любой педагог знает, что вовлеченность родителей в жизнь ребёнка во многом определяет качество его учёбы, а в некоторые периоды жизни ребёнка (например, начальные период обучения игре на фортепиано) без помощи родителей просто не обойтись. В ситуации сегодняшнего кризиса педагогу нужно уметь постоянно поддерживать диалог с родителями учащихся, постараться объяснить им пользу музыкальных занятий… Читать ещё >

Воспитание креативной личности на индивидуальных занятиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном мире музыкальное искусство рассматривается как часть общей мировой культуры. Оно одновременно выступает как составной элемент общего процесса познания мира, как часть общего развития человеческой культуры и в то же время является специфической формой эстетической деятельности. Музыка по своей природе многофункциональна и в отношении к человеку является инструментом познания и самопознания, средством общения и источником наслаждения и т. д. Признание мощного воздействия музыкального искусства на человеческую психику дает основания рассматривать его как действенную силу развития и интеграции личности, в том числе концентрации внимания, интеллектуальных способностей. Не случайно многие великие ученые имели прекрасную музыкальную подготовку. Например, А. Бородин, Д. Менделеев, А. Эйнштейн были убеждены, что музыка помогала им в научной работе. Занятия музыкой (в любой форме) развивают воображение, фантазию, активизирует творческий потенциал личности, развивает эвристические способности ребенка, а также способствует эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. (Это то, что делает нас человеком.).

Сегодня музыковеды, ученые, педагоги бьют тревогу. Выросло поколение людей, «зависимых» от массовой культуры — не выносящих тишины, испытывающих дискомфорт при звуках музыкальной классики. Музыка, которая в течение тысячелетий признавалась даром богов, сопровождала человека в особо торжественных моментах жизни, стала пустым фоном, ненужным, непонятным явлением. Обилие «механических», электронных звучаний, окружающих детей с младенческого возраста замедляет развитие голосовых связок, формирование музыкального слуха, музыкального восприятия. Усложняет ситуацию в культуре перегруженность и «загрязненность» бытового музыкального фона, связанного с развитием воспроизводящей аппаратуры; засильем в СМИ и шоу-бизнесе низкопробных музыкальных произведений. Главным музыкальным знаком нашего времени является музыка масс-культуры. Оглушительный успех музыкального шоу-бизнеса в нашей стране сформировал не только «вкусы», но и устойчивое нежелание миллионов вообще замечать всю совокупность величайшего богатства, накопленного человечеством в ходе многовековой истории. Здесь же таится смертельная угроза фольклору. Высокое искусство музыки во всём мире сегодня находится, пожалуй, в наихудшем положении, поскольку получило затмевающую горизонт альтернативу. Такое господство так называемой массовой культуры, которая не имеет каких-либо национальных корней, приводит к ослаблению, а иногда и разрушению культурных традиций. «Если хотите узнать, как страна управляется и какова ее нравственность, прислушайтесь к ее музыке», — писал двадцать пять веков назад Конфуций [1, 38]. Нынешний шоу-поток практически полностью занял не только время телеи радиоэфиров, но и узурпировал само понятие «современная музыка». По мнению исследователей, музыкальные интересы и вкусы молодых людей нашего времени кардинальным образом расходятся с художественными предпочтениями предшествующих поколений. Появляется прослойка так называемых «тусовщиков», нашедших смысл своей жизни в медитативном, наркотическом погружении в немузыкальные ритмы и созвучия, которые вряд ли можно назвать «гармонией». Массовая музыкальная культура в современном обществе по особенностям музыкального языка (эстетически примитивным) и по формам существования в обществе (бесконтрольным) зачастую враждебна целям и задачам истинного искусства. Противостоять ей может всемерное развитие системы массового музыкального воспитания, возрождение тех его форм, которые существовали в недавнем прошлом и создание новых, учитывающих реалии современности, а так же объединение усилий неравнодушных деятелей культуры и педагогики.

Важной частью работы педагогического коллектива МЭЛ является процесс создания и апробирования новых образовательных программ, технологий, типов уроков и т. д. Такие методики позволяют осуществлять процесс преподавания более эффективно, при этом сберегают силы и время участников педагогического процесса. Для МЭЛ также характерен и поиск нового учебного содержания, ведь вопрос «чему учить?» в настоящее время не менее актуален вопроса «как учить?».

Последние несколько лет педагоги кафедры специального фортепиано активно ищут новые методы работы с учащимися, предлагая им возможность обучения по различным программам и методикам (зачастую авторским). Разнообразие программ даёт возможность индивидуального подхода в обучении каждого ученика в соответствии с его способностями и индивидуальной траекторией развития. Начиная с младших классов, учащиеся начинают заниматься одновременно несколькими предметами (направлениями) музыкально-эстетического цикла, что даёт им возможность проявить свои склонности, сориентироваться в сложной системе исполнительских спецклассов и факультативов, а также продемонстрировать некий начальный уровень творческих достижений. С младших классов учащиеся принимают активное участие в инновационно-проектной деятельности, осуществляемой в рамках федерального эксперимента, способствующей формированию нового культурологического мышления. Это проекты «Блюменштюк», «Русская масленица», «300 лет фортепиано», «В музыку с радостью» и другие. Главное отличие такого вида творческой деятельности — в интегративности учебно-организационных форм работы. Кроме того, учащиеся МЭЛ уже с младших классов имеют возможность разных модификаций учебного плана и создания индивидуально-личной образовательной модели.

Инновационная деятельность на кафедре коснулась и формы отчётности учащихся. Интегративность, разомкнутость учебного пространства, концертность как открытость, возможность свободного посещения уроков, репетиций, творческих зачётов, экзаменов родителями, учащимися, педагогами МЭЛ и других школ, использование информационно-коммуникативных технологий — все эти качества определяют нестандартность учебного заведения. Наряду с традиционными формами академического концерта, технического зачёта, переводного экзамена проводится ряд мероприятий творческого, игрового, интегрированного характера. Например, в 2008 году на фортепианном отделе было решено провести технический зачёт в игровой форме. Состоялось музыкальное соревнование, где дети тянули билеты с заданиями из гамм, угадывали музыкальные термины, соревновались командами. Победители получили заслуженные призы, все в восторге!

Для первого класса первая учебная четверть 2008;2009 года закончилась интересным событием. Педагоги отдела придумали для первоклассников интересный проект под названием «В музыку — с радостью!». Это творческое соревнование, подытоживающее знания и умения учащихся, приобретённые в процессе занятий на предметах «Специальность» и «Сольфеджио». Дети играли, пели, угадывали ноты, рассказывали о характере услышанной музыки. В мероприятии принимали участие родители и учащиеся старших классов в качестве сказочных персонажей: Скрипичного и Басового ключей, Феи Музыки. Всем очень понравилась атмосфера живой сказки, возможность поиграть, посмеяться, узнать что-то новое.

Ни для кого не секрет увлечённость современных школьников компьютерами. Как у всякого явления здесь есть две стороны. Зачастую компьютерные увлечения школьников ограничиваются игрушками, которые отнюдь не способствуют их развитию и образованию. Более того, наши школьники играют в компьютерные игрушки, запрещённые в странах Европы и Америки. С другой стороны — использование компьютера это мощный толчок в развитии не только детей, но и взрослых. В этой ситуации в наших силах направить творческую энергию детей в нужное русло. Кроме возможности почерпнуть большое количество информации в Интернете, у педагога, владеющего компьютерными технологиями, есть возможность разнообразить форму и содержание урока, вывести ученика на новый уровень понимания материала. При чём всё это индивидуально. Приведем пример. Преподаватель кафедры специального фортепиано провела открытый урок по изучению произведения П. И. Чайковского (Ноктюрн cis-moll) с использованием информационно-коммуникативных технологий. Преподаватель продемонстрировала ученице разные исполнения ноктюрна, звучание этого произведения на разных музыкальных инструментах. Была представлена прекрасная презентация об эмоциональном и образном содержании ноктюрна. Такой метод работы позволяет заниматься с учащимся многогранно, глубоко затрагивая ум, эмоции, возбуждая интерес к музыке, к исполнительской культуре. Нельзя сказать, что наши старые методы преподавания устарели. Последнее время заметен процесс изменения подхода к музыкальной педагогике, в том числе и с помощью использования информационно-коммуникативных технологий.

Любой педагог знает, что вовлеченность родителей в жизнь ребёнка во многом определяет качество его учёбы, а в некоторые периоды жизни ребёнка (например, начальные период обучения игре на фортепиано) без помощи родителей просто не обойтись. В ситуации сегодняшнего кризиса педагогу нужно уметь постоянно поддерживать диалог с родителями учащихся, постараться объяснить им пользу музыкальных занятий и направления домашней работы их детей. В современном обществе, на мой взгляд, нет единства духовных ценностей. Это определяет и разное отношение родителей учащихся к музыкальным занятиям. Тех родителей, кого интересует успех в жизни детей, может заинтересовать идея воспитания лидерских качеств с помощью занятий музыкой. Регулярные выступления на сцене, стремление быть лучшим в чём-либо, преодоление психологических трудностей воспитывают характер, придают уверенности в себе и, конечно, могут повлиять на жизнь ребёнка. Для некоторых важно просто занять своего ребёнка чем-либо, тем самым придумать ему хобби на несколько лет и постараться отодвинуть, насколько возможно, от улицы. Многих разумных и образованных родителей в занятиях музыкой привлекает сама идея развития: мыслительных способностей, памяти и логики, концентрации внимания и концептуального мышления, интуиции, эмоций и т. д. Конечно, они правы.

Обучение в общеобразовательной школе — это занятия в группе. Какова бы ни была эта группа (большой или маленькой, сильной или не очень), при всём желании педагог не имеет возможности учесть уровень и потребности каждого учащегося. Такое обучение всегда происходит по определённой образовательной программе, и все учащиеся в ходе занятий должны выполнять одинаковые требования. Важной составляющей занятий музыкой является форма индивидуального общения ребёнка с педагогом. Обучение игре на фортепиано проходит также как и в общеобразовательной школе согласно с определённой программой (зачастую созданной самим преподавателем). Но только в условиях индивидуальных занятий преподаватель может «подстроиться» под каждого ученика, говорить на языке, понятном и доступном именно ему. Для педагога — это постоянный интуитивный поиск путей к ученику. Ведь на самом деле учитель думает об ученике не только в момент занятия с ним. Это происходит где-то в уме, наверное, постоянно. Каждый ученик уникален, и ему нужно наметить индивидуальный путь развития. Преподавателю приходится иметь дело с детьми самого разного возраста, темперамента, способностей. Самое важное в работе с ними — найти такой стиль работы, метод преподавания, при котором ребёнок «загорится» хоть на несколько минут и «выплеснет» свои душевные силы, тем самым узнает самого себя, свои возможности, потенциал. Это происходит при хорошем взаимопонимании, при правильном способе вести диалог. Замечательно, если на уроке ученик делает какое-то «открытие». Ведь только сотворив, мы можем ощутить себя творцом в самый ценный момент жизни — Сейчас. Это эвристический метод преподавания. Но на озарения не стоит надеяться. Всем музыкантам известно высказывание П. И. Чайковского: «Вдохновения нельзя ожидать, да и одного его недостаточно… Нужен, прежде всего, труд. И чем больше человеку дано, тем больше он должен трудиться…» [2, 98].

Психологами давно установлена связь поступков человека и стимулов, побуждающих к ним. Что же является стимулом для учащегося, что поддерживает его интерес, желание трудиться, выступать? Процесс обучения музыки очень затратен — не только материально, но главное эмоционально, духовно. В связи с вышесказанным вспоминается диалог Платона, в котором звучит вопрос: что является предметом труда человека, занимающегося искусством? Ответ — он сам. Занимаясь искусством, человек работает над собой, это путь самосовершенствования [3, 167]. В процессе музыкальных занятий человек открывает для себя «дверь» в иной мир. Этот мир может быть разным: скучным, трудным, пустым, там можно запутаться в дебрях правил, запретов и законов и не увидеть за этим ничего, или блистательным, неповторимым, всегда неожиданным и безумно интересным. Там можно растратить все силы и не получить ничего, а можно наполнять себя счастьем и радостью каждое мгновенье. Кто-то расценит путь музыканта как путь к Богу, кто-то как любовь, кто-то видит в этом тяжёлый труд, кто-то развлечение. Всё это верно. Каким будет этот путь — наш выбор. Возвращаясь к вопросу о стимулах, осмелимся сказать вот что: если ученик найдёт в мире музыки для себя что-то, то это и будет для него стимулом, наградой, поддержкой и т. д. Учитель только показывает путь, «открывает» эту дверь.

В заключение хочется сказать, что сейчас не так много учащихся музыкальных школ становятся профессиональными музыкантами, в МЭЛ их примерно 3−5%. Но все учащиеся МЭЛ имеют возможность получить качественное эстетическое воспитание, проявить свои способности и по-настоящему творить.

воспитание креативный музыкальный индивидуальный.

  • 1. Конфуций. Изречения. — АСТ, 2000.
  • 2. Чайковский П. И. Байрейтское музыкальное торжество. — Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1964.
  • 3. Платон. Диалоги. — Москва: Аграф, 2006
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой