Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия и барьеры творческой самореализации студентов в обучении на художественно-графических факультетах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Представляется особенно актуальной проблема творческой самореализации будущих педагогов изобразительного искусства, так как творчество педагога-художника не исчерпывается выходом за пределы только нормативно-профессиональной деятельности, он реализует себя и в собственном творчестве, для которого необходима внутренняя сопричастность к этому виду искусства. Художественное образование… Читать ещё >

Содержание

  • I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ
    • 1. 1. Теоретический анализ основных понятий исследования: творчество, творческая деятельность, творческий потенциал, творческая личность
    • 1. 2. Сущность творческой самореализации будущего художника-педагога
    • 1. 3. Педагогические условия обучения, способствующие творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов
    • 1. 4. Профессиональное мастерство педагога — условие творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов
    • 1. 5. Барьеры творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов
  • Выводы по I главе
  • II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ
    • 2. 1. Модель условий обучения для творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов
    • 2. 2. Общие вопросы организации эксперимента
    • 2. 3. Процесс и результат педагогического эксперимента
  • Выводы по П главе

Педагогические условия и барьеры творческой самореализации студентов в обучении на художественно-графических факультетах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Для современной социально-культурной ситуации России характерно стремление общества вернуться к общечеловеческим ценностям, главными из которых являются реальный мир и человек. Это требует новых задач, целей образования, подходов к построению учебно-воспитательного процесса. В этих условиях возросла необходимость максимального стимулирования творческого развития, воспитания личности, которая должна стать моделью и идеалом человека XXI века.

Сегодня ощущается острая потребность в подготовке нового поколения педагогов, а также в подготовке специалистов, которые со студенческой скамьи, впитав эти ценности, станут творцами себя и других. Это становится возможным лишь в условиях гуманизации образования. Для гуманистической педагогики идеалом является свободная творческая личность, способная к самоидентификации, саморазвитию и самореализации в постоянно меняющейся социально-культурной среде.

К различным аспектам творческого саморазвития, самоопределения, самосовершенствования, творческой самореализации обращались в своих трудах многие отечественные и зарубежные философы, психологи, педагоги. Среди них В. И. Андреев, Л. И. Анциферов, H.A. Бердяев Л. И. Божович, И. П. Волков, Д. Гилфорд, М. Р. Гинзбург, Е. Я. Голант, B.C. Ильин, JI.A. Казанцева, А. Н. Леонтьев, П. Н. Осипов, А. Маслоу, К. Роджерс, М. И. Ситникова, В. А. Сластенин, B.C. Соловьев, Л. Н. Толстой, B.C. Шубинский и др. Процесс творческой самореализации — как важнейшая форма проявления личностью ее творческого потенциала, рассматривался в работах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, A.A. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, М. М. Якобсон и др. К рассмотрению творчества как важного элемента развития личности и необходимого условия ее самореализации — проявления индивидуальнести, неповторимости — обращались В. И. Андреев, В. Т. Кудрявцев, Я. А. Пономарев и др.

Являясь актуальной, эта проблема в настоящее время подтолкнула и теоретиков и практиков — преподавателей педагогических вузов к пересмотру взглядов относительно проблемы творчества и творческой самореализации студентов — будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки. Одним из важных аспектов в решении этой задачи является вопрос условий организации творческого процесса в высшей школе, итогом которого является творческая самореализация его субъектов.

Самореализация это новое качество, новообразование в личности, результат взаимодействия внутренних (исходящих от самого студента) и внешних влияний (учебно-воспитательного процесса). При этом большое значение имеет среда, в которой находится человек. На важность организации внешней творческой среды указывают В. И. Андреев, М. Т. Громкова, JIM. Попов, Н. Ю. Посталюк, В. Г. Рындак, H.A. Савотина, В. В. Сериков и др.

Известно, что источником формирования творческой личности является деятельность, как основной путь развития человека, фактор, обеспечивающий развитие способностей. Проблемой деятельности занимались К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, Г. И. Щукина, C.JI. Рубинштейн и др.

Если подходить к творчеству как механизму самореализации, то условия должны ориентировать преподавателя на расширение и углубление субъект-субъектного взаимодействия между участниками учебно-творческого процесса. На наш взгляд, деятельность педагога по осуществлению развития творческой личности студента, формированию эстетических, эмоциональных, ценностных отношений, творческой активности, направленности и способностей, должна предполагать системное формирование у студентов ценностей познания, самопознания, творческой самореализации, сотворчестваобеспечение овладения студентами культурой учебно-исследовательской, художественно-творческой деятельности в области изобразительного и декоративно-прикчя гшого искусства с учетом их взаимосвязиреализацию сотворчества студентов и преподавателей в решении художественно-творческих задачвыявление и преодоление барьеров, препятствующих творческой самореализации студентов.

В ряду условий огромное значение имеет мастерство, творчество, профессионализм педагога. Факт творческой самореализации преподавателя является значимым условием творческой самореализации студентов.

Однако, вступая в противоречие с гуманистическими ценностями, иногда прослеживаются тенденции к исключению субъектности учащихся, в результате чего происходит разрушение содружества, сотрудничества, взаимоуважения и доверия субъектов совместной деятельности. Этому в большей степени способствуют следующие барьеры: эмоции страха, чувство неудовлетворенности, низкий уровень эмоциональной насыщенности социально-педагогической среды, барьеры диалогического взаимодействия, ситуативные барьеры, конфликты, профессионально-педагогические стереотипы, шаблоны, формализованное обучение, следствие воспитательной и образовательной политики, которая отличалось большей информативностью. Этого для творчества, творческой самореализации недостаточно. Такое отношение к учению препятствовало прогрессивным преобразованиям образовательного процесса.

Представляется особенно актуальной проблема творческой самореализации будущих педагогов изобразительного искусства, так как творчество педагога-художника не исчерпывается выходом за пределы только нормативно-профессиональной деятельности, он реализует себя и в собственном творчестве, для которого необходима внутренняя сопричастность к этому виду искусства. Художественное образование и эстетическое воспитание школьников во многом зависят от качества подготовки будущих учителей изобразительного искусства. В свою очередь, успех образовательной подготовки, ориентированный на творческую самореализацию, зависит от создания гпеттяттъных услгтий. содействующих развитию личности, формирующих потребности в самовыражении, саморазвитии.

Анализ теории и практики творческой самореализации студентов — будущих художников-педагогов показывает наличие противоречия, которое выражается в необходимости творческой самореализации на начальном этапе профессионализации и недостаточной разработанностью данной проблемы, как в науке, так и в педагогической практике.

В настоящее время большое число педагогических исследований направлено на изучение условий проблемы творческой самореализации. Изучаются отдельные условия, рассматривается субъект творческой деятельности, предлагаются методы, формы творческого процесса. Важной задачей всех этих исследований является активизация творческого процесса. Но если во многих исследованиях условия рассматриваются по отдельности, то только реализация совокупности педагогических условий позволит решить указанную выше задачу.

Проблема исследования: каковы педагогические условия, способствующие творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов?

Цель исследования: выявить, систематизировать, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, способствующие творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов в обучении.

Объект исследования: учебно-познавательная, учебно-исследовательская и художественно-творческая деятельность студентов художественно-графических факультетов.

Предмет исследования: педагогические условия и барьеры творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов.

Гипотеза исследования: творческая самореализация студентов художественно-графических факультетов будет более эффективна, если в процессе обучения:

• системно (Ьопмипояять V сгтл^гтентон ценности почнянтля сямогто^ня.

Л. Л. Л ^. — — ———— • — - 7 — - ¦ ния, творческой самореализации, сотворчества;

• обеспечивать овладение студентами культурой учебно-исследовательской, художественно-творческой деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства с учетом их взаимосвязи;

• реализовывать сотворчество студентов и преподавателей в решении художественно-творческих задач;

• выявлять и стимулировать преодоление барьеров творческой самореализации студентов.

Для экспериментальной проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи исследования:

• Теоретически обосновать сущность творческой самореализации студентов — будущих художников-педагогов.

• Выявить, систематизировать, установить рейтинг значимости педагогических условий творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов.

• Экспериментально проверить влияние выявленных педагогических условий творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов и их вариативного сочетания.

• Выявить, систематизировать, установить рейтинг значимости барьеров творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов.

Методологическая основа исследования.

В нашей работе мы опирались на следующие принципы: единства исторического и логического, системности, детерминизма, личностно-деятельностный подход.

В исследовании использовались работы по проблеме.

• твоочества ГВ.И. Анппеев. А. Гопаттъг. ки МГ ТСягян HB Кузьмин, ж N ' 'Л. A J — •• - J Э.

Ю.Н. Кулюткин, A.A. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, Я. Н. Пономарев, JI.M. Попов B.C. Соловьев);

• педагогического творчества (П.Ф. Каптерев, Г. М Коган, Н. В. Кузьмина, Н. Д. Левитов, В. Д. Шадриков, В.А. Кан-Калик);

• художественного мастерства (В.Д. Шадриков, Б. А. Асафьев, Г. И. Панкевич, П. М. Якобсон, A.A. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский);

• творческой самореализации личности (Б.Г. Ананьев, Л. И. Анциферов, H.A. Бердяев, Дж. Гилфорд, М. Р. Гинзбург, И. В. Золотухина, JI.A. Казанцева, Я. А. Пономарев, C.JI. Рубинштейн, В.В. Садовая).

Методы исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературыпоэлементный анализ учебно-познавательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности студентов и преподавателейпедагогическое наблюдениемоделированиеанкетирование студентов и преподавателейвариативный педагогический экспериментметод экспертных оценоккачественные и количественные методы обработки экспериментальных результатов. Выбор методов определялся целями и задачами, решаемыми на каждом этапе исследования.

Комплексное использование разнообразных методов исследования обеспечило достоверность результатов, полученных при сборе фактического материала и его обработке.

Экспериментальная база исследования.

Исследование проводилось в Набережночелнинском государственном педагогическом институте на художественно-графическом факультете. Специфика подготовки на данном факультете заключается в направленности на реализацию художественно-творческой деятельности, наряду с традиционными для других факультетов сферами — преподавательской, научно-методической, социально-педагогической, культурно-просветительной. Средствами деятельности будущего специалиста данного профиля в обеспечении оазвития. обучения и воспитания учащихся являются и^пбпя-читеггкное и декоративное искусство.

В проведении исследования принимали участие более 200 человек: студенты различных курсов художественно-графического факультета и преподаватели, которые ведут занятия по специальным дисциплинам.

Основные этапы исследования.

Исследование проводилось в 1997;2002 г. г. по программе, содержащей четыре этапа.

Первый этап (1997;1998) — проводился теоретико-методологический анализ исследуемой проблемы, определение цели, предмета, задач и выдвижение гипотезы исследования. На данном этапе изучалась философская, психологическая и педагогическая литература по проблеме исследования.

Второй этап (1998 — 1999) — в процессе теоретико-экспериментального исследования выявлялись и систематизировались педагогические условия и барьеры творческой самореализации студентов. Осуществлялось моделирование учебно-исследовательской и художественно-творческой деятельности, обеспечивающее наиболее эффективную творческую самореализацию студентов художественно-графических факультетов.

Третий этап (1999;2000) — осуществлялся вариативный дидактический эксперимент.

Четвертый этап (2000 — 2002) — обработка полученных результатов, анализ, проверка и интерпретация данных, оформление выводов и рекомендаций по обоснованию условий творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов и преодолению барьеров. Также были написаны статьи, в которых отражены основное содержание и результаты исследования, оформлена диссертация.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

• Обоснована сущность творческой самореализации студентов — будущих педагогов. Творческая самореализация студентов художественно-графических факультетов рассматривается как многомерный, многоуровневый интегоативный процесс, который включает н себя, их ггичностно-ценностное самоопределение, самоактуализацию и самореализацию в учебно-познавательной, учебно-исследовательской, художественно-творческой и моделируемой профессиональной деятельности будущего художника-педагога.

• Выявлены и систематизированы педагогические условия творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов и установлен рейтинг их значимости:

1) системное поэтапное овладение студентами общечеловеческими ценностями (мир, доброта, любовь, здоровье, и др.), а также ценностями познания, самопознания, творческой самореализации, сотворчества;

2) формирование у студентов культуры учебно-познавательной, учебно-исследовательской и художественно-творческой деятельности;

3) реализация сотворчества студентов и преподавателей в решении учебно-исследовательских и художественно-творческих задач и заданий;

4) осмысление и преодоление барьеров творческой самореализации студентов.

• Выявлены и систематизированы следующие барьеры творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов:

1) барьер «стереотипа» познавательной сферы (мышления, воображения, восприятия и др.);

2) барьер «разрывности» — существование практики в отрыве от теории и наоборот;

3) «барьер оцепенения» — возникновение состояний робости, скованности, боязнь ошибиться по причине категоричности и строгости преподавателя, а также неодобрительной оценки, критики воображения, фантазии со стороны окружающих;

4) барьер «белого листа» (трудности начала работы, например рисунка) — мнимая" лень (бездействие студенток вызванное ожиданием вдохновения).

6) «застревание» на этапе (невозможность следовать алгоритму изобразительной деятельности, как следствие трудности перехода от предыдущего этапа к новому, завершения работы);

• Теоретически обосновано и экспериментально подтверждено, что устойчивая положительная динамика творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов обеспечивается развитием таких особенностей творческого мышления, как: ассоциативность, эмпатийность, рефлексивность, противоречивость, проблемность, интуитивность и др. ^.

Практическая значимость исследования.

Выявленные дидактические условия творческой самореализации позволяют существенно повысить эффективность процесса обучения и профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов в целом. Теоретические положения, выводы и рекомендации исследования являются основой в практической работе преподавателей и студентов на художественно-графическом факультете Набережночелнинского педагогического института, а также могут быть использованы в моделировании и реализации процесса творческого саморазвития студентов других вузов.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Творческая самореализация студентов художественно-графических факультетов — это многомерный, многоуровневый интегративный процесс, который включает в себя, их личностно-ценностное самоопределение, самоактуализацию и самореализацию в учебно-познавательной, учебно-исследовательской, художественно-творческой и моделируемой профессиональной деятельности будущего художника-педагога.

2. Наиболее эффективными педагогическими условиями творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов являются:

• системное поэтапное Лопмилоиянме V студентов ценностей познан" «, хж» ——-г ~ «^ -/ ^ ' самопознания, творческой самореализации, сотворчества;

• овладение студентами культурой учебно-исследовательской, художественно-творческой деятельности;

• реализация сотворчества студентов и преподавателей в решении учебно-исследовательских и художественно-творческих задач и заданий;

• выявление и преодоление барьеров творческой самореализации студентов.

3. Барьерами творческой самореализации студентов являются:

• барьер «стереотипа»;

• барьер «разрывности»;

• «барьер оцепенения»;

• барьер «белого листа»;

• «мнимая» лень;

• «застревание» на этапе.

4. Устойчивая положительная динамика творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов обеспечивается развитием таких особенностей творческого мышления, как: ассоциативность, эмпатийность, рефлексивность, противоречивость, проблемность, интуитивность и др.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечены методологией и логикой исследованияприменением комплекса методов адекватных целям, задачам исследованиясистемным качественным и количественным анализом результатов вариативных педагогических экспериментов, продолжительностью исследования, а также непосредственной педагогической деятельностью соискателя.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Результаты исследования дают основание сделать вывод, что принятая нами гипотеза об условиях творческой самореализации будущих художников-педагогов получила подтверждение в ходе нашего диссертационного исследования, поставленные задачи решены. Однако наше исследование не претендует на то, чтобы исчерпывать все проблемы творческой самореализации студентов. За рамками нашего исследования остались неизученными влияния на творческую самореализацию будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки этнокультурных, наследственных факторов, не изучена непрерывность и преемственность в цепи: «ученик ДХШ — студент ХГФ — ХУДОЖНИК-ПЕДАГОГ». Также возможно рассмотрение проблемы подготовки будущих специалистов других эстетических профессий, что дает основание для дальнейшего изучения проблемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современную эпоху традиционные для нашей страны основания теории и практики образования перестали быть адекватными. Гуманизация образования предполагает переход от информативного обучения к личностно-ориентированному, субъективно-смысловому обучению. И только такое обучение может быть обращено к личности обучаемого, позволит воспитать свободного человека, умеющего адекватно оценивать свои внутренние потенции. Появилась необходимость пересмотра взглядов в подготовке будущих специалистов относительно проблемы творчества и творческой самореализации студентов.

В работе проводится анализ проблемы творческой самореализации на примере подготовки учителей изобразительного искусства.

Эмпирический анализ, направленный на проверку внедрения в учебный процесс разработанных в ходе диссертационного исследования условий, показал, что именно их система способствует творческой самореализации будущих педагогов-художников.

В результате внедрения совокупности условий в учебный процесс ХГФ, мы получили данные, которые позволяют заключить, что только при творческой организации учебного процесса возможно развитие творческой личности, что в большей степени зависит от профессиональной подготовленности, мастерства, личностных качеств педагога, который организует и осуществляет непосредственно обучение.

Творческой самореализации студентов содействуют следующие педагогические условия обучения: системное поэтапное формирование у студентов ценности познания, самопознания, творческой самореализации, сотворчестваовладение студентами культурой учебно-исследовательской, творческой деятельностисотворчество студентов и преподавателей в решении учебно-исследовательских и творческих задач и заданийвыявление и стимулирование преодоления барьеров творческой самореализации студентов, мастерство педагога, и его творческий потенциал.

При комплексном воздействии педагогических условий учебно-познавательной, учебно-исследовательской, художественно-творческой деятельности происходит устойчивая положительная динамика творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов. Она обеспечивается развитием таких особенностей творческого мышления, как: ассоциативность, эмпатийность, рефлексивность, противоречивость, про-блемность, интуитивность и др.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в практической работе преподавателей и студентов на художественно-графических факультетах педагогических вузов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М.: Мысль, 1977.- 234 с.
  2. Г. С. Алгоритм изобретения. М., Московский рабочий, 1973.-296 с.
  3. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 1996. 494 с.
  4. .Г. Избранные психологические труды: Т. 1. — М.: Педагогика, 1980.-232 с.
  5. .Г. Психология и проблема человекознания. М.: Издательство института практической психологии, 1996. — 384 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 389 с.
  7. В. А. Саморазвитие менеджера М.: Народное образование, 1995. -159 с.
  8. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: КГУ, 1988. — 236 с.
  9. В.И. Пакет из десяти тестов на оценку интеллигентности, конкурентноспособности и творческого потенциала личности. — Казань: СКАМ, 1992.-45 с.
  10. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс: В 2-х кн. Кн. 1.- Казань: КГУ, 1996. — 567 с.
  11. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс: В 2-х кн. Кн. 2. — Казань: КГУ, 1998.-318 с.
  12. В.И. Эвристика для творческого саморазвития Казань: КГУ, 1994.-246 с.
  13. В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Инновационный курс: В 2-х кн. Кн. 1. — Казань: КГУ, 1996. — 568 с.
  14. М.М. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов при изучении дисциплин педагогического цикла М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1989.-238 с.
  15. Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности //Психологический журнал. 1981. — № 2. — С.8−18
  16. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  17. Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. — М., 1984.-111 с.
  18. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996.-768 с.
  19. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. — 382 с.
  20. Ю.Г. Избранные педагогические труды /Сост. М.Ю. Бабан-ский. АПН СССР М.: Педагогика, 1989. — 558 с.
  21. Ю.Г. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981.-96 с.
  22. Ю.Г. Интенсификация процесса обучения. М: Знание, 1987. -78 с.
  23. Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры: учебное пособие для художественных специализаций вузов культуры и искусства и педагогических институтов. М.: Московский Государственный институт культуры, 1994. — 120 с.
  24. Е.А. Психология художественного творчества /Личностный подход -М.: Знание, 1985. -64 с.
  25. Е.Я. Творческая личность художника. М.: Знание. 1988. — 64 с.
  26. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд.- М., 1979. 318 с.
  27. М.М. Эстетика словесного творчества М.: Искусство, 1979. -421 с.
  28. В.П. Гуманистическая направленность учителя. Самара -СПб., 1997. — 172 с.
  29. В.П. О ценностном подходе к отбору содержания нравственного воспитания. //Интернативные процессы в образовании взрослых. СПб, 1997. -111 с.
  30. A.C. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 168 с.
  31. H.A. Самопознание. М.: Международные отношения, 1990. — 45 с.
  32. H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т.1. -М.: Искусство, 1994. 544 с.
  33. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. — 420 с.
  34. H.A. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990. -494 с.
  35. П.П. Как изучать школьника. М.: Новая Москва, 1926. — 31 с.
  36. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. /Под ред. A.B. Петровского Т. 1. 1979. — 304 с.
  37. A.A. Личность и общение М., 1983. — 272 с.
  38. A.A. Психология о личности М.: МГУ, 1988. -188 с.
  39. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.-463 с.
  40. Л.И., Чудновский B.C. Нравственные установки личности. М.: Педагогика, 1981.-206 с.
  41. Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении. М.: Прогресс, 1976.- 143 с.
  42. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961. -111 с.
  43. А.Н. Ориентация на творческую самореализацию педагога-музыканта как условие его профессионального совершенствования. Российская академия образования, институт образования взрослых. — СПб., 1995. -16 с.
  44. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь- Справочник по психодиагностике.- СПб.: Питер КОМ, 1999. 528 с.
  45. Буш Г. Диалогика и творчество. Р.: Авотс, 1985. — 318 с.
  46. Ф. Сочинения: В 2-х т. Т. 1. — М.: Мысль, 1972. — 582 с.
  47. П. Десять заповедей творческой личности. Пер. с англ. М., 1990.-192 с.
  48. А. Проблема художественного чувства: Вопросы психологии художественного творчества. Тбилиси: Мецниереба, 1978. — 174 с.
  49. Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. Минск, 1995. — 239 с.
  50. И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1982. 144 с.
  51. Л.А., Мухаметзянова Г. В., Тихонова Л. П. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе: теоретико-методический подход. Казань: ИССО РАО, 1997. — 104 с.
  52. Л.С. Воображение и творческая деятельность в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. для учителя М.: Просвещение, 1991. -79 с.
  53. Л.С. Психология искусства. М., 1987. — 344 с.
  54. Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т.2. Проблемы общей психологии.-М., 1982.-504 с.
  55. Р.В. Моделирование в познавательной деятельности студентов. -Казань: ЮГУ, 1983.-111 с.
  56. О. С. Ответственность школы за воспитание детей.//Педагогика.- 1997. № 4. — С.45−52
  57. О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы //Новые ценности образования. Вып.2. М., 1995.- С. 16−45
  58. Г. Сочинения. Т.7, М. Л., 1934. — 222 с.
  59. Дж. Три стороны интеллекта //Психология мышления /Под ред. А.М. Матюппсина- М.: Прогресс, 1965. -С.433−456.
  60. Г. M. Педагогические условия духовно-творческого потенциала будущего художника-педагога. Дис.к.п.н. Оренбург, 2000. -205 с.
  61. Д.И. Творческое воображение и эстетические чувства. Киев: Выща школа, 1990. — 143 с.
  62. Гозман Л. Я, Кроз М. В, Латинская М. В. Самоактуализационный тест. М., 1995.-44 с.
  63. С.С. Творчество как философская проблема. М.: Высшая школа, 1986. — 94 с.
  64. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 260 с.
  65. А. Пути изучения творчества. //Вопросы психологии. 1986. -№ 5. — С. 175
  66. Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов.- СПб: OMS, 1994. 192 с.
  67. М.Т. Заочное обучение в среднеспециальном заведении. М.: Высшая школа, 1990 — 174 с.
  68. С.А. Трудовое воспитание студентов: методология, теория управления. M.: Высшая школа, 1986 — 94 с.
  69. В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников. М: Педагогика, 1982. -С. 10−21
  70. Г. А. Творчество и диалектика. М.: Наука, 1976. — 175 с.
  71. A.A. Правила для руководства ума. Пер. с лат. В. И. Пикова. М. -Л.: Соцэкгиз, 1936. 175 с.
  72. A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: Российская академия управления, 1993. — 23 с.
  73. Дидактика средней школы /Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М., 1975.-303 с.
  74. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. -374 с.
  75. М.С. Управление учебным процессом в высшей школе. Новосибирск, 1971. -180 с.
  76. П.С., Худяков В. Т. Оценки качеств творческих кадров. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1973. — 111 с.
  77. Живопись /Бесчастнов Н.П., В. Я. Кулаков, Стор И. Н. и др. М.: Легпром-издат, 1993.-256 с.
  78. Э. Профессия педагога. М., 1997. — 512 с.
  79. Зись А. Я, Н. Г. Ярошевская. Художественное творчество и психология. -М: Наука, 1991.- 192 с.
  80. И.В. Сравнительный анализ творческой самореализации учителей в условиях инновационных и традиционных школ. Дис.к.п.н. Казань, 1997.- 171 с.
  81. И.А. Самореализация личности в непроизводственной сфере общества (онтологический и гносеологический анализ). Дис.к.ф.н. -Фрунзе, 1990. -171 с.
  82. В.С. Формирование личности школьника /целостный процесс/ М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  83. Е.П. Проблема способностей: два подхода к ее решению //Психологический журнал. 1982. — № 2 — С.37−47
  84. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально — педагогической культуры преподавателей высшей школы. Белгород, 1993. — 219 с.
  85. Использование идей «педагогики сотрудничества» в процессе интенсивной подготовки творческого специалиста в вузе. Н. Ю. Посталюк //Интенсификация творческой деятельности студентов. Казань: КГУ, 1990. — 200 с.
  86. Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. М.: Педагогика, 1986. — 192 с.
  87. М.С. Философская теория ценностей. СПб.: Петрополис, 1997. -206 с.
  88. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  89. Л.А. Дидактические основы применения исследовательского метода в условиях гуманизации образования Автореф. дис. д.п.н. Казань. 1999.-41 с.
  90. А. Творчество и свобода. Сб.11, М.: Радуга, 1990. — 602 с.
  91. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. -Грозный, 1979.- 138 с.
  92. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Педагогика, 1987.-190 с.
  93. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 140 с.
  94. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя -М.: Просвещение, 1987. 190 с.
  95. П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи //Эксперимент, теория, практика. -М.: Наука, 1974. -287 с.
  96. П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования //Избранные педагогические сочинения. М., 1982. 192 с.
  97. Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992. -172 с.
  98. А.И. Эстетическое творчество. М., 1984. — 119 с.
  99. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 223 с.
  100. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание, 1983. — 95 с.
  101. А.Г. К вопросу о структуре способностей к изобразительной деятельности //Проблемы способностей. М.: Издательство АПН РСФСР, 1962. — С. 154−164
  102. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. — 319 с.
  103. А.Г. Три парадигмы в психологии три стратегии психического воздействия //Вопросы психологии. — 1987. — № 3. — С.41—49
  104. А.Г., Мясшцев В. А. Психологические особенности человека: Т. 12, Л.: ЛГУ- Т. 1. Характер, 1957.-264 е.- Т 2. Способности. 1960. 304 с.
  105. Г. М. У врат мастерства: Психологические предпосылки успешности пианистской работы. М.: Советский композитор, 1961. — 115 с.
  106. Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. -252 с.
  107. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: «Академия», 2001. — 176 с.
  108. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее средства. М.: Политическая культура, 1984. -333 с.
  109. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание — М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  110. А.Ф. Теория и практика психологического исследования. -Казань: Казанский педагогический университет, 2000. 258 с.
  111. К.А. Жизнь и творчество. Письма, документы, воспоминания. -М., 1963.-563 с.
  112. Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке //Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997. С.3−19
  113. .И. Учение процесс творческий: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1980. — 120 с.
  114. В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968.-431 с.
  115. В.А. Психология обучения и воспитания школьников М.: Просвещение, 1976. — 303 с.
  116. В.Т. Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности детей к развивающему обучению. М.: РИНО, 1999. — 156 с.
  117. B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971.-144 с.
  118. В.П. Преподавание в вузе: наука и искусство. //Педагогика. 2000. -№ 1.-С.52
  119. Н.В. Очерки психологии труда учителя. JL, 1967. — 43 с.
  120. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. JL: Знание, 1985.-32 с.
  121. И.А. Проблемы развития познавательных способностей учащихся //Вопросы психологии. 1986. — № 4. — С. 186
  122. Культурологический подход к преподаванию и проблемы повышений функций грамотности педагогов в области гуманитарной культуры: сборник материалов научно-практической конференции, часть П. /Под ред. Т.Г. Бра-же, СПб., 1994. 146 с.
  123. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С.21−30
  124. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970. — 147 с.
  125. Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуации.-М., 1981.-120 с.
  126. С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1989. 127 с.
  127. А.Ф. Классификация личностей. Л.: Госиздат, 1924. — 290 с.
  128. Н.Д. Психотехника и профессиональная пригодность. Проблемы и методы. М: Мосздравотдел, 1928. — 264 с.
  129. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
  130. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
  131. .Т. Эстетическое воспитание. М.: Педагогика, 1972. — 87 с.
  132. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
  133. Лук А. Н. Проблемы научного творчества Сборник аналитических обзоров. М.: ИНИОН, 1983. — 162 с.
  134. Лук А. Н. Учить мыслить. М.: Знание, 1985 — 216 с.
  135. Т.Н. Социальная активность старшеклассников: (педагогическая наука реформы школы). — М.: Педагогика, 1988. — 144 с.
  136. А.К. Психология труда учителя: книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  137. А. Самоактуализация //Психология личности. Тексты. М.: МГУ, 1982.- 117 с.
  138. А. Дальние пределы человеческой психики /перевод с англ.- М.: Евразия, 1997.-430 с.
  139. Мастера искусства об искусстве. М.- Л.: Гос. издательство изобразительных искусств, 1937, Tl. — 625 с.
  140. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. 208 с.
  141. М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань: Таткнигоиздат, 1972. — 551 с.
  142. .С. Процесс творчества и художественное восприятие: комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. М.: Искусство, 1985. — 318 с.
  143. .С., Высочина Е. И. Новое в изучении художественного творчества (проблемы комплексного подхода). М.: Знание, 1983. — 64 с.
  144. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. — М.: Знание, 1981.-96 с.
  145. Мелик-Пашаев A.A. Мир художника. М.: Прогресс-Традиция, 2000. -271 с.
  146. Мелик-Пашаев A.A., Новоявленская З. Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. М.: Педагогика, 1987. — 144 с.
  147. Д.И. Заметки о народном просвещении России. СПб: тип. В. Демакова, 1901. — 67 с.
  148. H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. -218 с.
  149. JI.M. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.-200 с.
  150. JI.M., Абульханова Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. -М., 1977. — 104 с.
  151. К.Е. Математическое моделирование в научном познании. М.: Мысль, 1969.-212 с.
  152. A.A. Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие, успех. Общая риторика в компактном изложении. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 96 с.
  153. Г. В. Гуманизация и гуманитаризация средней и высшей технической школы. Казань: Информационный центр ИССО РАО, 1996. -327 с.
  154. Н.П. Крымов художник и педагог. Статьи, воспоминания. — 2-е изд. испр. и доп. -М.: Изобразительное искусство, 1989. -224 с.
  155. .М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания: кн. для учителей. М., 1987. — 255 с.
  156. .М. Познание искусством. М.: УРАО, 2000. —192 с.
  157. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Гелиос. АРВ., 2000. — 229 с.
  158. Ф. Избранные произведения: (Перевод) М.: Просвещение, 1993. -571 с.
  159. И.Б., Мамедов Н. М. Метод моделирования в современной науке. -М.: Знание, 1981 -40 с.
  160. В.Ф. Научно-технический прогресс и развитие творческого потенциала работника производства. JL, 1974. — 30 с.
  161. А.П. Исторические типы дискуссий и становление классической науки //Роль дискуссий в развитии науки. — М., 1986. — 89 с.
  162. С.И. Словарь русского языка: около 57 000 слов /Под ред. Н. Ю. Шведовой. 16 изд., испр. М.: Русский язык, 1984. — 797 с.
  163. П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. Казань: Кар-пол, 1997.-215 с.
  164. Очерки по философии образования. М.: Промо — Медиа, 1995. — 240 с.
  165. Г. И. Музыка и идеология. М.: Музыка, 1985. — 48 с.
  166. Педагогические идеи К. Д. Ушинского. М.: Знание, 1971. — 80 с.
  167. А. Жизнь Гогена: Пер. с франц. М.: Радуга, 1989. — 336 с.
  168. И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. /Под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. М.: Педагогика, 1981.-21 с.
  169. В. А. Личность в психологии. Р-на-Д: Феникс, 1996. — 509 с.
  170. П.И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999. 354 с.
  171. К. И Л. Шварц. Очерки психологии для летчиков. М.: Воениз-дат, 1948.-172 с.
  172. Д. Как решать задачу Львов: Квантор, 1991. — 215 с.
  173. Я. А. Психология творчества. М.: Педагогика, 1976. — 303 с.
  174. Я.А. Творчество и психология //Психологический журнал. -1980.- № 6, — С. 18−25
  175. Я.Н. Психология труда: в 2-х т. Т 1. М.: Педагогика, 1980. -232 с.
  176. Л.М., Кашин А. П., Страшинова Т. А. Добро и Зло в психологии человека. Казань: КГУ, 2000. — 176 с.
  177. Н.Ю. Дидактические системы развития творческого стиля деятельности студентов. Дис. д.п.н. Казань. 1993. — 361 с.
  178. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект. -Казань: КГУ, 1989. 207 с.
  179. Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975 -254с. /O.K. Тихомиров. В. А. Райков, И. А. Березанская. об одном подходе к исследованию мышления как деятельности личности).
  180. Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-пресс, 1996. — 440 с.
  181. Пути совершенствования профессиональной квалификации учителей средней школы (методические рекомендации) /Сост. Ю. Н. Кулюткин, Т. Г. Браже, Е. А. Марон. Л., 1980. — 142 с.
  182. В.Н. Психологические возможности человека М.: Знание, 1972. -63 с.
  183. В.Н. Психологические возможности человека. М.: Знание, 1972. -63 с.
  184. Л.М. Ориентация будущего воспитателя на творчество в условиях дополнительного художественного обучения педагогических коллективов. Дис.к.п.н. Сургут, 1998. — 150 с.
  185. В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. М.: Просвещение, 1975. — 272 с.
  186. Н.К. Избранное /Сост. В.М. Сидоров- М.: Советская Россия, 1979. — 384 с.
  187. Рисунок. Живопись. Композиция /Сост. H.H. Ростовцев и др. М.: Просвещение, 1989. -207 с.
  188. Н. Творчество как усиление себя //Вопросы психологии. 1990. -№ 1.- С.164−168
  189. A.A. Учебный рисунок. М.: Просвещение, 1976. — 268 с.
  190. С. Л. Бытие и сознание. М.: АПН СССР, 1957. — 328 с.
  191. С.Л. Основы общей психологии. М.: Минпрос РСФСР, 1946. -704 с.
  192. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -416 с.
  193. П.А. Психология. М.: Физкультура и спорт, 1958. — 311 с.
  194. В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействии). М.: Педагогический вестник, 1997. -244 с.
  195. В.Н. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения. В Зч. Ч.1:Введение: Философская жизнь.- СПб., 1997.- 224 с.
  196. В.В. Творческая самореализация учащихся в познавательной деятельности в условиях индивидуального обучения. Казань, 1999. — Дис.к.п.н — 170 с.
  197. И.Г. Опросник терминальных ценностей. Ярославль: Психодиагностика, 1991. -19 с.
  198. В.В. Личностный подход в образовании концепция и технологии.- М. Волгоград, 1994. — 90 с.
  199. Е.Г. Методологический анализ социокультурного процесса отечественного образования //Духовно-нравственные и государственные правовые основы отечественного просвещения. М., 1998. — С.71−75
  200. М.И. Педагогические условия творчества самореализации личности молодого учителя. Дис. к.п.н. 160 с.
  201. В.А. Педагогика творчества //Советская педагогика. 1991. -№ 1.- С. 147−149
  202. В.А. Педагогическая профессия и личность учителя. М.: Просвещение, 1976. -С.3−10
  203. В.А., Шутенко А. И. Профессиональное самосознание учителя //Магистр. 1995. — № 3. — С.52−58
  204. Современная дидактика: теория -практике /Под науч. ред. И .Я. Лернера, И. К. Журавлева. М.: ИТП и МИО РАО, 1993. — 288 с.
  205. Н.М. Изобразительное искусство: В 4 ч. ч.1. Основы рисунка. Обнинск: Титул, 1996. — 96 с.
  206. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. — 303 с.
  207. С.Ю., Дружинин В. Н. Рефлексивная практика творческого развития человека и организации. М.: Наука, 2000. — 174 с.
  208. JI. Д. Основы психологии. Ростов на Дону: Феникс, 1997. -736 с.
  209. .В. Основы математической статистики для психологов. -Л.: ЛГУ, 1972.-430 с.
  210. В.А. Избранные произведения: Т.4. Киев, 1935.— 670 с.
  211. В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1975. — 272 с.
  212. В.А. Потребность человека в человеке. М.: Советская Россия, 1978.-96 с.
  213. .М. Избранные труды: в 2-х томах. М.: Педагогика, 1985. — т. 1. -328 с.
  214. Л.Н. Полное собрание сочинении в 90 т. Юбилейное издание. -М.-Л., 1928 -1958,-666 с.
  215. А.Ф. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Л., 1989. — 91 с.
  216. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 451с.
  217. Уроки изобразительного искусства. А. Бондарева. Гипсовая голова.
  218. Юный художник. 1998. — № 2. — С.40−43
  219. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Избранные пед. соч.: В 4 т. — М.: Педагогика, 1976. — Т 1. -444 с.
  220. Философская энциклопедия /ред. Ф. В. Константинов. М.: Советская энциклопедия, 1970. — 740 с.
  221. Формирование творческих способностей студентов будущих учителей в условиях интенсификации их эстетической подготовки. Г. А. Петрова // Интенсификация творческой деятельности студентов. — Казань: КГУ, 1990. — 200 с.
  222. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. -368 с.
  223. Фрейд 3. Художник и фантазирование: пер. с нем. /Под ред. Р.Ф. Додель-цева, K.M. Долгова. М.: Республика, 1995. — 400 с.
  224. Э. Человек для себя. Бегство для свободы. М.: ООО «ПОПУРРИ», 1998.-672 с.
  225. Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1991.отв. ред. А Я. Зись, М. Г. Ярошевский -192 с.
  226. В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль: Ярославский государственный университет, 1991. — 52 с.
  227. П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М. —JL: Искусство, 1953. — 592 с.
  228. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. — 320 с.
  229. В.Д. Духовные способности. Издания 3-е, дополнненое и переработанное. М.: Магистр, 1998. -182 с.
  230. Р.Х. Мотивация и стимулирование качества педагогической деятельности в ССУЗ. 4.1. Мотивирующее управление. Казань, 1999. -56 с.
  231. Е.В. Композиция. М.: Просвещение, 1986. — 289 с.
  232. Р. Воспитание и Свобода: педагогика Р. Штайнера: Из опыта международного движения вальдорфских школ: (Пер. с нем.) Текст: Ф. Кар-лгрен- Ред. А.Клинборг. 1993. 268 с.
  233. В.А. Моделирование и философия. М.-Л.: Наука, 1966. — 301 с.
  234. B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988. -79 с.
  235. А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1989. -144 с.
  236. А.И. Психолого-педагогическая подготовка учителя воспитателя и пути ее оптимизации в школе //Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя. — С. 46
  237. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.-144 с.
  238. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974. -98 с.
  239. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Высшая школа, 1982. — 223 с.
  240. И.С. Знание и мышление школьника. М.: Знание, 1985. — 78 с.
  241. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  242. П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964.-85 с.
  243. E.JI. Психология развития творческого потенциала личности. -М.: Флинта 2, 1997. 224 с.
  244. Masloy А.Н. Motivation and personaliti N. Y., Harper, 1959 — p. 98.
  245. Torrance E. P. The Torrance Test of Creative Thinking: technical norm manual 1974,-p. 49
Заполнить форму текущей работой