Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Изучение поэтики лирики Б.Л. Пастернака и ее интерпретация школьниками на уроках литературы в 11 классе средней школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Включение различных форм работы по анализу и интерпретации лирики Б. JI. Пастернака в урочные и внеурочные занятия позволяет опираться на личностно-ориентированный подход, формирует у учеников представление о лирике поэта как о художественном целом, на новом уровне восприятия позволяет осмыслять его поэтику, создавать личностно-окрашенную модель произведения. Это в свою очередь, позволяет… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы изучения поэзии Б. Л. Пастернака в школе
    • 1. 1. Особенности поэтики лирики Б. Л. Пастернака в трудах литературоведов и методистов
    • 1. 2. Анализ поэтики художественного произведения и его интерпретация в школе как актуальная проблема современной теории и методики обучения литературы
    • 1. 3. Особенности восприятия лирики Б. Л. Пастернака современными школьниками
  • ГЛАВА II. Лирика Б. Л. Пастернака в системе литературного образования одиннадцатиклассников
    • 2. 1. Урочные занятия с одиннадцатиклассниками по постижению поэтики и интерпретации лирики Б. Л. Пастернака
    • 2. 2. Внеурочные занятия со старшеклассниками по постижению поэтики и интерпретации лирики Б. Л. Пастернака
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментального обучения

Изучение поэтики лирики Б.Л. Пастернака и ее интерпретация школьниками на уроках литературы в 11 классе средней школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема изучения поэтики художественного произведения и его интерпретация на уроках литературы относится к числу актуальных в современной методической науке. Одной из приоритетных задач педагогики является воспитание квалифицированного читателя. Это предполагает умение интерпретировать художественное произведение, как на интуитивном уровне, так и с опорой на школьный анализ. Интерпретация как результат комплексного подхода дает школьникам наиболее адекватную картину замысла автора и способа его реализации.

Обновление школьного литературного образования сегодня требует поиска новых подходов к обучению литературе. В своей работе мы опирались на точку зрения О. Ю. Богдановой, которая неоднократно указывает на «необходимость совершенствования школьного литературоведения на основе целостного изучения поэтики художественного текста, знания читательского восприятия, психологии, мотивации его деятельности"1.

В поисках новых путей изучения литературы в школе важное место занимает лирика как особый род словесного искусства, отражающий внутренний мир человека. Современная теория и практика изучения лирических произведений нашла отражение в трудах таких филологов и ученых-методистов, как В. В. Голубков, М. А. Рыбникова, М. Г. Ахметзянов, Р. В. Банчуков, Г. И. Беленький, О. Ю. Богданова, Б. А. Буяльский, Г. АГуковский, И. С. Збарский, Г. Н. Ионии, Е. В. Карсалова, Д. А. Клумбите, Н. И. Кудряшев, Т. Ф. Курдюмова, А. Г. Кутузов, А. М. Лисовский, А. А. Липаев, Б. С. Локшина, Ю. М. Медведев, Н. Я. Мещерякова, Н. Д. Молдавская, К. М. Нартов, Я. Г. Нестурх, 3. Я. Рез, Н. Н. Светловская, 3. С. Смелкова, Н. А. Стан чек, Л. В. Тодоров, Р. Р. Майман, М. Б. Успенский, И. Д. Хмарский, М. В. Черкезова, Р. В. Якименко и др.

1 Богданова О. Ю. Проблемы и перспективы изучения поэтики художественного произведения на уроках литературы // Поэтика художественного текста на уроках литературы: Сборник статей / Отв. ред. О. Ю. Богданова. — М.: МПГУ им В. И. Ленина, 1997. — С. 9.

В связи с тем, что лирика Б. JI. Пастернака представляет собой сложное литературное явление и трудна для восприятия, становится очевидным поиск новых аспектов школьного анализа.

Недостаточная научно-методическая разработанность вопросов изучения поэтики лирики Б. J1. Пастернака и ее интерпретация на уроках литературы, определяют важность избранной темы исследования.

Названные проблемы всегда находились в поле зрения ученых. В XIX веке возникли работы Ф. И. Буслаева, В. И. Водовозова, В. Я. Стоюнина, отличавшиеся обстоятельностью и глубиной подхода к решению поставленных задач. В XX веке продолжают появляться авторитетные труды Н. М. Соколова, В. В. Голубкова, М. А. Рыбниковой, Н. О. Корст, 3. Я. Рез, А. М. Лисовского, В. П. Медведева. В конце XX века изучение поэтики художественного произведения было выделено в качестве отдельной научной проблемы в исследованиях О. Ю. Богдановой, С. А. Зинина, С. А. Леонова, А. А. Маныкина, Н. Ю. Маны-шевой, И. В. Сосновской, В. Ф. Чертова и др.

Вопросы поэтического языка в разное время привлекали внимание таких ученых, как Б. Я. Бухштаб, В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Л. Я. Гинзбург, М М. Гиршман, В. М. Жирмунский, И. И. Ковтунова, Ю. М. Лотман, А. А. Потеб-ня, Б. В. Томашевский, Ю. Н. Тынянов, Л. В. Щерба, Б. М. Эйхенбаум и др.

Актуальность диссертации во многом объясняется необходимостью определения условий, позволяющих углубить связь между восприятием лирики Б. Л. Пастернака и интерпретацией его текстов.

Проблема интерпретации нашла детальное изучение в трудах философов и литературоведов (Р. Барт, Л. Винтгенштейн, А. К. Долинин, Я. Мукаржов-ский, А. И. Новиков, М. Хайдеггер и др.), так и ученых-методистов (Л. Р. Без-менова, С. А. Зинин, Г. Н. Ионин, С. А. Леонов, Р. Р. Майман, В. Г. Маранцман, Е. Н. Рощина и др.).

Создание научно обоснованной системы изучения лирики Б. Л. Пастернака не возможно без учета эстетических и психологических основ восприятия искусства, возрастных особенностей школьников, особенностей понимания и интерпретации лирики учащимися. Изучение поставленных задач потребовало обращение к работам В. Ф. Асмуса, М. М. Бахтина, П. IL Блонского, Ю. Ю. Борева, JL С. Выготского, Б. В. Кондакова, П. М. Якобсона и др.

Диссертация выполнялась в русле традиций, сложившихся в литературоведении и пастернаковедении (В. Н. Альфонсов, В. Ф. Асмус, В. С. Баевский, Б. М. Гаспаров, М. Л. Гаспаров, JL Я. Гинзбург, Вяч. Вс. Иванов, К. О' Коннор, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, Т. И. Меркулова, Л. А. Озеров, Е. Б. Пастернак, Е. В. Пастернак, 3. С. Паперный, А. Д. Синявский, И. П. Смирнов, К. О. Таранов-ский, Е. Фарьшо, Л. Флейшман, И. В. Фоменко, Т. Н. Фроловская, Р. Якобсон и ДР-).

Названные исследования определили качественный выбор содержания обучения, направленности, инструментария анализа, научно обоснованных подходов к постановке изучения поэтики лирики Б. Л. Пастернака и ее интерпретации в 11 классе средней школы.

Цель исследования — разработать и научно обосновать методику изучения лирики Б. Л. Пастернака в 11 классе средней школы, учитывающую особенности поэтики, способствующую углублению восприятия стихотворений поэта на основе создания старшеклассниками личностно окрашенной модели произведения (интерпретации).

Объект диссертационного исследования — лирические произведения Б. Л. Пастернака в выпускном классе.

Предмет диссертационного исследования — методика изучения лирики Б. Л. Пастернака с точки зрения особенностей ее поэтики и способов интерпретации стихотворений школьниками.

В ходе данного исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: изучение лирических произведений Б. Л. Пастернака в 11 классе средней школы будет наиболее эффективным, повысит уровень восприятия поэтических текстов, если:

— лирика Б. JL Пастернака в процессе изучения будет рассмотрена с учетом особенностей поэтики, специфики восприятия и понимания учащимися выпускного класса;

— учитываются возрастные и интеллектуальные возможности одиннадцатиклассников в выборе направления работы и форм уроковуровень восприятия ими лирических произведений;

— формы организации учебно-воспитательного процесса помогут вызвать интерес к лирике Б. JI. Пастернака, стимулировать исследовательскую деятельность старшеклассников;

— главное внимание при изучении лирики поэта будет уделяться специфическим чертам поэтики и способам интерпретации его текстов.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость постановки и решения следующих задач:

• изучить психолого-дидактическую и методическую литературу с целью изучения опыта анализа поэтики лирических произведений и их интерпретации на уроках литературы в старших классах;

• с учетом трудов по философии, эстетике, литературоведению, психологии, лингвистике раскрыть содержание понятий «поэтика» и «интерпретация» в применении к изучению поэзии Б. JL Пастернака в 11 классе средней школы;

• выявить условия, методы и приемы анализа лирического текста, способствующие постижению своеобразия поэтики лирики Б. JI. Пастернака и созданию школьниками интерпретаций на тексты поэта;

• установить уровень подготовленности школьников к изучению сложной в плане поэтики лирики Б. JL Пастернака;

• теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность обучения анализу поэтических текстов Б. JI. Пастернака в 11 классе средней школы по предложенной нами системе работы, обобщить результаты.

При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

• теоретический анализ психолого-педагогической, методической, л* литературоведческой и философской литературы по проблеме исследования;

• изучение и анализ школьных программучебников для одиннадцатиклассникованкетирование и беседы с учителями, библиотекарями, учениками, обработка результатов анкетирования учащимися школ г. Южно-Сахалинска (проанализировано 284 анкет), анализ письменных работ (проанализировано 282 работы);

• анализ уроков по исследуемой работе;

• изучение результатов литературно-творческой деятельности учащихся;

• педагогический эксперимент (констатирующий срез, опытное обучение).

• качественно-количественный анализ данных.

Методологической основой исследования являются труды по философии, эстетике, литературоведению, психологии, педагогике, методике литераф туры, в которых рассматриваются вопросы поэтики Б. JL Пастернака, проблемы художественного восприятия, понимания и интерпретации лирики, изучения лирики в школе.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (2001;2002 гг.) — изучение философских, педагогических, психологических, литературоведческих работ, наблюдение за деятельностью учащихся на уроках по изучению поэтики лирики Б. Л. Пастернака и ее интерпретации, констатирующий эксперимент в 11 классах средних школ № 3, 16, № 21, № 22 г. Южно-Сахалинска (цель эксперимента — выявление отношения к лирике Б. Л. Пастернака старшеклассников, уровень ее восприятия ими), разработана гипотеза исследования.

Второй этап (2002;2003 гт.) — проведение обучающего эксперимента диссертантом и учителями в школах № 3, № 16, № 21, № 22 г. Южно-Сахалинска, № 1 г. Холмска, № 2 г. Долинска (учителя — Т. Н. Исаченко, М. В. Хасанова, Н. И. Бых, О. А. Абраменкова, М. А. Покровская, Д. Н. Фролова). Цель эксперимента — проверка разработанной методики изучения лирики Б. JL Пастернака.

Третий этап (2003;2004 гг.) — анализ, обобщение и систематизация полученных данных, оформление работы.

Научная новизна и теоретическая значимость заключается в следующем:

• выявлены основные черты поэтики лирики Б. JL Пастернака, являющиеся фундаментом школьного изучения творчества поэта;

• теоретически обоснована и экспериментально проверена методика изучения поэтических текстов Б. JL Пастернака с учетом возрастных и интеллектуальных возможностей выпускников;

• выявлены основные аспекты содержания, реализуемые в методических рекомендациях по проведению системы уроков и выполнению заданий творческого характера, направленные на создание личностно окрашенной модели произведения (интерпретации);

• разработаны формы уроков (урок-мастерская, урок-исследование, урок-практикум, урок-литературно-музыкальная композиция, урок-семинар, урок-литературно-художественная гостиная и др.), способствующие совершенствованию процесса изучения лирики Б. JL Пастернака. При изучении лирики Б. JL Пастернака в урочной и внеурочной работе, доказана целесообразность обращения к особенностям поэтики его произведений на основе их глубокой интерпретации, что позволяет комплексно решать задачи литературного образования и нравственно-эстетического воспитания школьников.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их использования в общих курсах по методике преподавания литературы, в специальных курсах, посвященных изучению поэтики и интерпретации лирического текста, в применении на практике теоретически обоснованных и экспериментально проверенных методических рекомендациях по изучению лирики Б. Л. ПастернакаМатериалы диссертации могут быть использованы на курсах повышения квалификации учителей.

Достоверность результатов обеспечивается тем, что работа опирается на современные исследования и достижения литературоведения, педагогики, психологии, теории и методики обучения литературе, данные констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов, проводившихся диссертантом и учителями литературы г. Южно-Сахалинска. Результаты работы оценивались на основе данных анкетирования, бесед с учителями и учащимися, письменных ответов и творческих работ выпускников средних школ.

Апробация основных положений исследования проведена через освещение рассматриваемых диссертантом проблем в научных работах, опубликованных с 2001 по 2004 гг. С ходом и результатами исследования автор диссертации неоднократно знакомил научную общественность, выступая на научно-методических семинарах кафедры русской и зарубежной литературы СахГУ, аспирантском объединении ЮСПК СаХГУ (2001;2004), на научно-методических семинарах кафедры методики преподавания литературы ЮСПК СахГУ в 2002;2004 гг., на заседании кафедры русской и зарубежной литературы СахГУ (2004 гг.). Материалы исследования публиковались в научных периодических изданиях («Филологический журнал») и сборниках научных трудов и работах учебно-методического характера («Маймановские чтения», «Проблемы филологического образования в средней и высшей школе: X Го-лубковские чтения» и др.).

Методические рекомендации внедрены в практику школ № 3, № 16, № 21, № 22 г. Южно-Сахалинска № 1 г. Холмска, № 2 г. Долинска и получили положительную оценку со стороны учителей. Материалы исследования внедрены в курс лекций, практических занятий, спецкурс по методике преподавания литературы ЮСГ1К СахГУ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Главное внимание при изучении лирики Б. JI. Пастернака должно уделяться особенностям поэтики и созданию школьниками интерпретации стихотворений поэта, что позволяет углубить восприятие поэтического текста.

2. Изучение лирики Б. JI. Пастернака с точки зрения особенностей ее поэтики и способов интерпретации стихотворений школьниками пробуждает интерес старшеклассников не только к лирике поэта, но и лирики вообще, как одного из родов литературы и имеет большое значение в нравственно-эстетическом воспитании школьников.

3. Совершенствованию изучения лирики Б. JI. Пастернака способствует разработанная автором система форм работы, выполнение заданий творческого характера, построенных в соответствии с возрастными и интеллектуальными возможностями одиннадцатиклассников, вызывающих у них интерес к чтению стихотворений поэта.

Выводы по II главе.

1. Наблюдения и обучающий эксперимент показали, что методическая система, основанная на углубленном внимании к поэтике и интерпретации лирики Б. JL Пастернака в 11 классе средней школы, активизирует усвоение старшеклассниками лирики поэта.

2. Анализ стихотворений Б. JI. Пастернака с учетом особенностей их поэтики способствует повышению уровня восприятия его лирики выпускниками.

3. Использование различных видов уроков в процессе изучения лирики Б. JI. Пастернака повышает интерес школьников к стихотворениям поэта и формирует их интеллектуальный и эмоциональный мир.

4. Включение различных форм работы по анализу и интерпретации лирики Б. JI. Пастернака в урочные и внеурочные занятия позволяет опираться на личностно-ориентированный подход, формирует у учеников представление о лирике поэта как о художественном целом, на новом уровне восприятия позволяет осмыслять его поэтику, создавать личностно-окрашенную модель произведения. Это в свою очередь, позволяет ученикам глубже осмыслить поэтическое мастерство поэта, увеличить долю творческой самостоятельности, развить умения применять имеющиеся знания в новых ситуациях, сформировать эмоциональный и интеллектуальный мир старшеклассников, решить задачу воспитания ученика, самостоятельно мыслящего, способного интерпретировать стихотворения поэта.

Таким образом, опытно-экспериментальное обучение по разработанной методике (включая систему уроков, внеклассные занятия) показало целесообразность внедрения в практику школу предложенных нами методических разработок и рекомендацийпоказало результативность самостоятельной, творческой деятельности учеников.

Апробация предлагаемой нами методики изучения лирики Б. JT. Пастернака доказала возможность освоения его сложной поэзии выпускниками 11 класса средней школы.

Заключение

.

Теоретическая значимость проведенного исследования, а также результаты опытно экспериментальной работы убеждают в правомерности и научно-методической целесообразности совершенствования изучения лирики Б. JI. Пастернака на основе анализа ее поэтики и интерпретации, знания читательского восприятия.

Проблему изучения поэтики художественного произведения и его интерпретации на уроках литературы можно отнести к одной из сложнейших проблем преподавания литературы. Ее составляющими являются знание читательского восприятия, психологии, мотивации деятельности ученика.

Опытно-экспериментальное обучение подтвердило правильность цели и обоснованность гипотезы диссертационного исследования: во-первых, на основе теоретического и экспериментального исследования разработана методика изучения лирики Б. JI. Пастернака в 11 классе средней школы, основанная на анализе поэтики и создании интерпретаций на стихотворения поэта, способствующая углублению восприятия его поэтических текстовво-вторых, в соответствии с высказанной гипотезой, изучение лирики Б. JI. Пастернака в 11 классе средней школы стало эффективным, повысило уровень восприятия стихотворений поэта за счет рассмотрения особенностей их поэтики, специфики восприятия и понимания учащимися выпускного классаиспользования различных видов уроков и внеклассных занятийсоздания личностно окрашенной модели произведения (интерпретации).

В результате проведенного исследования были выявлены следующие методические закономерности, которые составили его научную новизну: использование заданий творческого характера, различных урочных и внеурочных форм уроков (урок-мастерская, урок-исследование, урок-практикум, урок-литературно-музыкальная композиция, урок-семинар, урок-литературно-художественная гостиная и др.), создание одиннадцатиклассниками интерпретаций на стихотворения Б. JI. Пастернака, углубляет восприятие лирических произведений поэта и акцентирует внимание учеников на особенностях поэтики, способствует выявлению авторской позиции и развитию личного интереса к лирике поэта и лирики как рода литературы, что позволяет раскрывать творческий и интеллектуальный потенциал личности выпускников и комплексно решать задачи литературного образования и нравственно-эстетического воспитания школьников.

Данное исследование доказало необходимость поисков эффективных путей изучения лирики Б. JI. Пастернака в 11 классе средней школы. В нашем диссертационном исследовании в качестве одного из возможных путей рассматривается методика изучения лирики Б. JI. Пастернака с точки зрения особенностей ее поэтики и способов интерпретации стихотворений одиннадцатиклассниками.

В свете сказанного выше возникает вопрос о перспективах дальнейшего исследования в области лирики Б. JI. Пастернака в процессе изучения ее в школе. Опыт экспериментальной работы позволил определить круг проблем, решение которых потребует специальных научных изысканий. Прежде всего, это проблема комплексного изучения поэтики Б. JI. Пастернака, его лирики и прозы на завершающем этапе школьного литературного образования. Проблема поэтапного изучения поэтики лирического наследия Б. JI. Пастернака и его интерпретация — этот вопрос также требует научного анализа и практического решения. К перспективным направлениям работы могут быть отнесены и исследования в области изучения особенностей поэтики лирических произведений и их интерпретация в старших классах средней школы на материале изучения поэзии XX века.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. В. Письма «Начальной поры» как проект поэтики Пастернака // Пастернаковские чтения. Материалы межвуз. конф-ии. Пермь, 1990.-С. 3−16.
  2. Авлова-Шперлинг Т. Г., Краснова Н. В. Введение в поэтику. М., 1994.
  3. Авлова-Шпрелинг Т. Г., Краснова Н. В. Тайны словесного искусства. (Введение в поэтику). Книга для учителя. М., 1994. — 64 с.
  4. В. Н. Поэзия Б. Пастернака. -JL: Сов. писатель, 1990.-368 с.
  5. А. Н. Вакансия поэта // Пастернак Б. Стихотворения, поэмы, проза. М.: ACT Олимп, 1996. — С.5−16.
  6. А. Н. «Он награжден каким-то вечным детством»: Тема детства в творчестве Пастернака // Дет. лит. 1989. — № 3. — с.26−30.
  7. Н. Дневник поэта. Л.: Прибой, 1929. — 227 с.
  8. В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство. -1968.-654 с.
  9. В. Ф.Творческая эстетика Б. Пастернака // Б. Пастернак об искусстве. М.: Искусство, 1990. — С.8−35.
  10. В. С. История русской поэзии (1730−1980): Компендиум. -Смоленск: Русич, 1994 302с.
  11. В. С. Лирика Пастернака в историко-культурном контексте // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. 1988. Т. 47. — № 2. — С. 123−126.
  12. В. С. Миф в поэтическом сознании и лирике Пастернака. -Изв. АН СССР. Сер лит. и яз., 1980. № 2. — С.122−124.
  13. В. С. Б. Пастернак лирик. Основы поэтической системы. -Смоленск: Траст-имаком, 1993. — 240 с.
  14. М. М. Эстетика словесного искусства. М.: Искусство, 1979. -443 с.
  15. М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -444 с.
  16. С. Е. Зевгма: Русская поэзия от модернизма до постмодернизма. Пособие для учащихся. М., 1994. — 288 с.
  17. Т. И. Обучение анализу поэтического произведения. Калуга: Бочкарева, 1999.- 238 с.
  18. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологические исследования. М.: Политиздат, 1978. — 144 с.
  19. Большая советская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1980. -1600 с.
  20. Ю. Б. Методология анализа художественного произведения // Методология анализа художественного произведения/ Под ред. Ю. Б. Борева. М.: Наука, 1988. — С. 3−32.
  21. Ю. Б. Эстетика. 3-е изд. — М.: Политиздат, 1981. — 399 с.
  22. В. И. Вчера, сегодня, завтра русской поэзии // Печать и революция. 1922. — № 7. — С. 38−68.
  23. Т. А. Лингвопоэтика Б. Л. Пастернака и ее эволюция (на материале оригинальной поэзии). Дис. канд. филол. наук. Казань, 1997.
  24. Ф. И. О преподавании отечественного языка. М., 1884.
  25. И. Н. О ранней лирике Пастернака // Сб. статей, посвященных творчеству Б. Л. Пастернака. Мюнхен, 1962. — С. 204−225.
  26. А. Д., Краснова Н. В. Поэтика. Комплексный анализ художественного текста: Пособие для старших классов общеобразовательных учреждений и студентов филологических факультетов. М., 1994.
  27. А. Н. Историческая поэтика. Л., 1940. — 305 с.
  28. Н. Б. Пастернак и Г. Нейгауз // Музыкальная школьная жизнь. 1987. — № 12. — С. 37−45.
  29. Н. Н. О Борисе Пастернаке: Воспоминания и мысли. М.: Сов. писатель, 1989. — 222 с.
  30. В. В. Проблема авторства и теория стилей. М.: Гослитиздат, 1961.-405 с.
  31. В. В. Проблемы русской стилистики. М.: Высш. школа, 1991.-448 с.
  32. В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. -М.: Изд-во АН СССР, 1963. -С. 7−25.
  33. В. И. Словесность в образцах и разборах с объяснением общих свойств сочинения и главных родов прозы и поэзии. СПб., 1868.-С. 6−11.
  34. Г. М. Некоторые методические пути развития у старшеклассников понимания современной поэзии // Вопросы методики анализа лирического произведения в его художественной «специфике». -М., 1979.-С. 70−74.
  35. Т. В. Художественное восприятие как форма общения: Ав-тореф. дисс. канд. филос. наук. Л., 1983. — 15 с.
  36. Воспоминания о Борисе Пастернаке / Сост.: Е. В. Пастернак и М. Фейнберг. -М.: Слово, 1993 750с.
  37. JI. С. Психология искусства / Предисл. А. Н. Леонтьева- Коммент. Л. С. Выготского, Вяч. Вс. Иванова. 3-е изд. — М.: Искусство, 1986.-572 с.
  38. А. В. Поэт-читатель: творческий диалог: Учебное пособие. -Орехово-Зуево: ОЗПИ, 1996. 72 с.
  39. . М. «Gradus ad Parnassum»: (самосовершенствование как категория творческого мира Пастернака // Wien Slaw. Aim. 1992. -Bd.29. — s.75−105.
  40. . M. Лермонтов и Ламартин. Семантическая композиция стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» // Историко-филологические исследования: Сб. статей памяти академика Н. И. Конрада. М., 1974. — С.113−120.
  41. . М. Очерки истории русского стиха. Метрика, ритмика, рифма, строфика. -М.: Наука, 1984. -319 с.
  42. .М. Поэтика Бориса Пастернака в культурно-историческом изменении: Б. Л. Пастернак и О. М. Фрейденберг // Сб. статей к 70-летию Ю. М. Лотмана. Тарту: Тартус. гос. университет, 1992.- с. 366 384.
  43. . М. Рифма и жанр в стихах Пастернака // Рус.речь. 1990. -№ 1. — С. 17−22.
  44. . М. Русские стихи 1890-х 1925-годов в комментариях. -М.: Высшая школа, 1993. — 307 с.
  45. . М. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М.: Наука, 1974.-487 с.
  46. JI. Я. Мандельштам и Пастернак в читательском восприятии 20-х годов // Даугава. 1989. — № 1. — С. 92−95.
  47. Гинзбург JL Я. О лирике. 2-е изд., допол. — JL: Сов. писатель, 1974. -407 с.
  48. Г. Н. Некоторые особенности поздней лирики Б. JI. Пастернака // Русск. язык в школе. 1990. — № 1. — С. 54−59.
  49. Г. Н. Поэтика лирики Б. Пастернака (Лингвистический аспект)-М., 1991.
  50. В. П. Поэтика слова. М.: Наука, 1979. — С.72−94.
  51. В. П. Словотворчество и смежные проблемы языка поэта. -М.: Наука, 1986. 256 с.
  52. Г. Г. Копцева Л. А., Бондаренко С. М. Когда книга учит. М., 1991.-302 с.
  53. В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Худ. лит. — 1997. — 700 с.
  54. Дейк Ван Т. А. Язык. Познание. Личность. Коммуникация. М: Прогресс, 1989.-312 с.
  55. А. К. Интерпретация текста.-М.: Просвещение, 1985. 232 с.
  56. А. Д. Как постигать язык поэзии. М.: Просвещение, 1997.-48 с.
  57. Н. И. Язык. Речь Творчество. -М., 1998. -368 с.
  58. А. К. «Мне хочется домой в огромность.» Б. Пастернака: «социальный заказ», тематика, структура // Изв. АН СССР. Сер. лит. и языка. — Т.50. — 1991. — № 1. — С.20−34.
  59. А. К. Механизмы второго рождения // Лит. обозр. 1990. — № 2. — С. 36−39.
  60. А. К. Ранний Пастернак: Актеон или Геракл?: К структуре одной контрмифемы // Лит. обоз. 1991. — № 11. — С. 67−90.
  61. . Пастернак в революции // Писатель и время. М., 1991. — С. 45−50.
  62. Иванов Вяч. Вс. Семантика возможных миров и филология // Проблемы структурной лингвистики. М., 1982. — С. 62−79.
  63. О. В. Годы с Борисом Пастернаком: В плену времени // Вильнюс. 1989. — № 8 -12.
  64. И. А. История искусства и эстетика. М.: Искусство, 1983. -288 с.
  65. Г. Н. Проблемы интерпретации художественного текста в учебной и профессиональной деятельности // Интерпретация художественного текста в вузе и школе. СПб., 1993. — С. 16−20 с.
  66. Кац. Б. «.Музыкой хлынув с дуги бытия»: Заметки к теме «Борис Пастернак и музыка» // Пастернак Б. Стихотворения, поэмы, проза. -М.: ACT Олимп, 1996. С. 646−660.
  67. С. Лысая гора // Красная новь. 1923. — № 5. — С. 385 394.
  68. М. Гамлет XX века // Комсомольская правда. 1990. — № 10 февраля. — с. 7−9.
  69. М. Л. Время Пастернака // Рус. яз. и лит. в сред. учеб. заведениях УССР. Киев. — 1998. — № 5. — С. 49−55.
  70. И. И. Поэтический синтаксис. М.: Наука, 1986. -208с.
  71. Н. А. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века. М.: Наука, 1986. -С. 3−14.
  72. Кон И. С. Психология старшеклассников. М.: Просвещение, 1982.-207 с.
  73. . В., Кондаков И. В. Классика в свете современной ее интерпретации // Классика и современность. М.: Изд-во МГУ, 1991. -С. 20−48.
  74. С. А. Изучение особенностей поэтического языка в процессе анализа лирических произведений в старших классах средней школы. Автореф. канд. дисс. М., 2000. — 16 с.
  75. Н. О. Очерки по методике анализа художественных произведений. М.: Учпедгиз, 1963. — 280 с.
  76. С. П. Восприятие и понимание стихотворений учащимися 5−7 классов средней школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Киев, 1959. -19 с.
  77. В. Н. Психология обучения и воспитания школьников: Кн. для учителей. М., 1976. — 303 с.
  78. В. А. Интерпретация текста.- М.: Наука, 1988. 192 с.
  79. Ю. И. О некоторых чертах плана содержания в поэтических текстах. Н Структурная типология языков. М., 1966. — С. 17−21.
  80. Ю. М. Структура русской метафоры // Труды по знаковым системам, 2. Тарту, 1965. — 365 с.
  81. Ю. И. Тезисы к проблеме непонимания текста И Структура и семиотика художественного текста: Труды по знаковым системам. XII. Тарту: Изд-во Тартуск. гос. ун-та, 1981. — С. 83−96.
  82. А. Борис Пастернак // Красная новь. 1926. — № 8. — С. 205−219.
  83. А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. -214 с.
  84. А. М. Изучение лирики в школе. Киев: Рад. школа, 1987. -192 с.
  85. Ю. М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. -Л.: Просвещение, 1972. 207 с.
  86. Ю. М. Стихотворения раннего Пастернака и некоторые вопросы структурного изучения текста // Труды по знаковым системам. 4 Тарту: Издательство Тартуск. гос. ун-та, 1969. — С.206−238.
  87. Ю. М. Лекции по структуральной поэтике: Введение- теория стиха. Тарту, 1964. — 329 с.
  88. Р. Д. Уроки-беседы по современной поэзии в старших классах. М.: Просвещение, 1986. — 95 с.
  89. Маллак Ги де Эстетические воззрения Пастернака // Борис Пастернак. 1890−1990. Париж, 1979. — С. 63−80.
  90. О. Э. Заметки о поэзии // Пастернак Б. Л. Стихотворения. Поэмы. Проза. -М., 1996. С. 613.
  91. Масленникова 3. Портрет Бориса Пастернака: Записки скульптора. М.: Сов. Россия, 1990. — 286 с.
  92. В. П. Изучение лирики в школе: Книга для учителя. -М: Просвещение, 1985. 208 с.
  93. . С. Процесс творчества и художественное восприятие. М.: Искусство, 1985. — 318 с.
  94. В. Катарсис в поэзии Пастернака // Академические тетради. М., 1995. — № 1. — С. 22.
  95. Миллер-Будницкая Р. О «философии искусства» Б. Пастернака и Р. М. Рильке // Звезда. 1932. — № 5. — С. 160−165.
  96. Н. Л., Шрейдер Ю. А. Значение текста как внутренний образ // Вопросы психологии. 1997. — № 3. — С. 79−91.
  97. . С., Коренюк Л. Ю., Майман Р. Р., Соловьева Н. М., Завадская Т. Ф. Методика выразительного чтения. М.: Просвещение, 1985. — 87 с.
  98. Е. А. Идиостиль Б. JL Пастернака // Бакина М. А., Некрасова Е. А. Эволюция поэтической речи 19−20 вв. Перифраза. Сравнение. М., 1986. — 123−129с.
  99. Е. А., Бакина М. А. Языковые процессы в современной русской поэзии. М.: Наука, 1982. — 312 с.
  100. А. И. Семантика текста и его формализация. М.: Наука, 1983.-215 с.
  101. С. И. Словарь русского языка. М., 1990.
  102. Л. А. О Борисе Пастернаке. М.: Знание, 1990.- 64 с.
  103. В. Б. Практическая психология для учителей. М.: Онега, 1994. — 272 с.
  104. Основы стиховедения: Русское стихосложение. 3-е изд., пере-раб. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. — 224 с.
  105. О. Г. «Жизнь и случай: смерть и страсть»: О факультативных занятиях по творчеству Б. Пастернака // Стихотворения, поэмы, проза. М.: ACT Олимп, 1996. — С. 675−682.
  106. А. Пастернак—Маяковский, 1924 // Книжное обозрение. 1990. — № 2. — С. 32−37.
  107. . Воздушные пути. М.: Худож. лит., 1982. — 384 с.
  108. . Люди и положения // Пастернак Б. Сочинения: В 2 т.- Т. 2. -М., 1994.
  109. . Л. Переписка с Ольгой Фрейденберг / Под ред. Э Моссмана. New York- London: Н. a. k. Wolff book: Harcourt, Brace, Yovanovieh, cop. — 1981. — 7. — 397 p.
  110. . Стихотворения и поэмы. М. — Л.: Худож. лит., 1965.- 632 с.
  111. Е. Б. Борис Пастернак: Материалы для биографии. -М.: Сов писатель, 1989. 685 с.
  112. Е. Б. Нобелевская премия Бориса Пастернака // Новый мир. 1990. — № 2. — С. 191−194.
  113. Переписка Бориса Пастернака / Сост. Е. В. Пастернак, Е. Б. Пастернак. -М.: Худож. лит., 1990. 574 с.
  114. И. Ю. Пастернак и Верлен // De visi 1993 — № 1 (2). -С. 47−56.
  115. И. Б. Пастернак // Новый мир. 1928. — № 2. — С. 229−237.
  116. А. А. Из записок по теории словесности. Харьков, 1905.
  117. А. А. Мысль и язык. Киев, 1993. — 192 с.
  118. А. А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976.-614 с.
  119. Проблемы современного урока словесности.- Псков, 1994.-156 с.
  120. Работа с текстом на уроке словесности. Псков, 1997. — 83 с.
  121. С. X. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972. — 168 с. 198. «Раскат импровизаций»: Музыка в творчестве, судьбе и доме Бориса Пастернака: Сб. лит., музыкальных и изобразительных материалов / Сост. Б. А. Кац. Л.: Сов. композитор, 1991 — 328 с.
  122. И. И. Грамматическая правильность, поэтическая речь и проблема управления // Труды по знаковым системам. Тарту: Изд-во Тартуск. гос. ун-та, 1971. -С. 124−131.
  123. Рез 3. Я. Изучение лирических произведений в школе. М., 1968 -175 с.
  124. Рез 3. Я. Методика изучения лирики в школе. Автореф. докт. дисс.-Л., 1971. -24 с.
  125. В. В. Лирика Б. Л. Пастернака: конспект урока // Рус.яз. и лит. в сред. учеб. заведениях УССР. Киев. — 1990. — № 1. — С. 44−50.
  126. И. Борис Пастернак // Розанов И. Русские лирики: Очерки.-М., 1929.-С. 130−131.
  127. К. Рецензия на «Русский современник», кн. 1, 2, 3. // Правда. 1924. — 5 ноября. — № 253.
  128. Е. Н. Интерпретация художественного (поэтического) текста как средство развития выразительности речи студентов педагогического вуза — Дисс. канд. пед. наук. — Нижний Новгород, 1996. -187 с.
  129. JI. Борис Пастернак и его творчество в западной критике последних лет // Нов. литер, обозрение. 1995. -№ 12. — С.371−374.
  130. М. А. Избранные труды. М., 1958. — 611 с.
  131. М. А. Изучение родного языка (заметки и задачи). -Вып. 1.-М., 1921.- 104 с.
  132. А. Д. Поэзия Б. Пастернака // Пастернак Б. Л. Стихотворения и поэмы. М.-Л.: Сов писатель, 1965. — С. 9−62.
  133. И. П. Порождение интертекста: Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б. JI. Пастернака. -СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1995. 201 с.
  134. И. В. Развитие эмоциональной сферы старшеклассников при изучении лирики: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. / Мое. гос. пед. ун-т им. В. И. Ленина. М., 1994. — 233 с.
  135. Н. Рецензия на «Две книги» Б. Пастернака // Звезда. -1927.-№ 11.-С. 166−168.
  136. Ф. Б. Л. Пастернак // Сборник статей, посвященный творчеству Б. Л. Пастернака. Мюнхен, 1962. — С. 45−59.
  137. С. Л. «Ты больше, чем просят, даешь (Борис Пастернак) // Страшнов С. Л. Русская поэзия XX века в выпускном классе: Книга для учителя / С. Л. Страшнов. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2001.-144 с.
  138. К. О. О взаимодействии стихотворного ритма и тематики // Amerikan Contributions to the 5th Ynternasional Congress of Slavists. The Hague, 1963. P. 287−332.
  139. К. О. Три весенних дня в русской поэзии начала 20-го века // Культура русского модернизма. М.: Наука, 1993. — С. 326 337.
  140. Л. В. Жизнь стиха: Как читать и понимать стихи. М.: Просвещение, 2000. — 84 с.
  141. JI. В. Методика освоения закономерностей русского стиха//Мир образования образование в мире-2001. — № 4. — С. 66−77.
  142. JI. В. Новая педагогия изящной словесности для грядущего. М., 2003.
  143. JI. В. Русское стихосложение в школьном изучении / JI. В. Тодоров. -М.: Просвещение, 2002.-96 с.
  144. В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М.: Изд. «Прогресс», 1983 С. 47−49.
  145. Ю. Н. Проблема стихотворного языка. М.: Сов. писатель, 1965. — 308 с.
  146. Ю. Н. Промежуток // Лит. факт. М., 1993. — С. 279.
  147. Ю. М. Творчество Б. Пастернака 1910−1920-х годов: мифо-мышление и поэтика текста. Дисс. канд. филол. наук, Иваново, 1997. — 176 с.
  148. К. Д. Педагогические сочинения в 6-ти томах. Т. 5. -М.: Педагогика, 1990. 526 с.
  149. Е. К проблеме кода лирики Пастернака // «Russian Literature». VI-I. Amsterdam, 1978.
  150. Л. С. Борис Пастернак в 20-е годы. Munhen: Wilhem Fink Verlag, 1981. — 340c.
  151. Л. С. Борис Пастернак в 30-е годы. The Magnes Press, The Hebrew University, Yerusalem, 1984.
  152. Л. С. О поэзии Пастернака / Пастернак Б. Стихотворения. Париж, 1998. — с.7−12.
  153. JI. С. Первая советская монография о Борисе Пастернаке: Рецензия // Новый мир. — 1991. № 5. — С. 252−258.
  154. JI. С. Статьи о Пастернаке. Bremen: K-press, 1977. -149 с.
  155. И. В. Музыкальная композиция как черта романтического стиля (на примере творчества Пастернака 20-х годов) // Вопросы романтизма. Калинин, 1975. — Вып. 5.
  156. И. В. Поэтическое творчество Бориса Пастернака 10−20-х годов: Дис. .канд. филолог, наук / Моск. гос. ун-т. М., 1971. -398 с.
  157. М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. — 445 с.
  158. . Ф. Изучение лирики Бориса Пастернака в национальных школах Татарстана: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.02. Казань, 1997. — 232 с.
  159. В. Е. Типы интонации русского классического стиха // Слово и образ. М., 1964. — 189 с.
  160. Художественное восприятие: Основные термины и понятия: Словарь-справочник / Ред. М. В. Строганов. Тверь: Изд-во Твер. гос. унта, 1991.-90 с.
  161. М. И. Об искусстве. М.: Искусство, 1991. 479 с.
  162. М. И. Световой ливень. Поэзия вечной мужественности //Эпопея. -1922.- № 3. -С.13−25.
  163. М. И. Сочинения. В 2-х т. Т. 2: Проза- Письма.- М.: Худож. лит., 1988.- 639 с.
  164. А. Я. Эмоциональная регуляция учебной деятельности: Автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 1991. — 31с.
  165. Н. М. Среди поэтических строк Б. Л. Пастернака. // Русский язык в школе. 1989. — № 6. — С. 60−64.
  166. В. Б. Художественная проза. Размышления и разборы.-М., 1961.
  167. В. В. О стиле Б. Пастернака // Пастернаковские чтения. Материалы межвуз. конф-ии. Пермь, 1990. С. 21−35.
  168. И. Пастернак // Портреты современных поэтов. М.: Первина, 1923. — С. 61−63.
  169. Эстетика: Словарь / Под ред. А. А. Беляева. М: Политиздат, 1989.-447 с.
  170. Эстетическое воспитание в школе. / Сост. Г. А. Петрова и др. -Казань: Издательство Казан, гос. ун-та, 1991. 182 с.
  171. A. Yuvennila Б. Пастернака: 6 фрагментов Релеквимини. Стокгольм, 1984.
  172. П. М. Эмоциональная жизнь школьника. (Психологический очерк). М., 1966. — 291 с.
  173. Р. О. Заметки о прозе поэта Пастернака // Якобсон Р. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. — С. 324−338.
  174. Р. О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М., 1975. — С. 28−36.
  175. Р. О. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. -350 с.
Заполнить форму текущей работой