Изучение поэтики лирики Б.Л. Пастернака и ее интерпретация школьниками на уроках литературы в 11 классе средней школы
Включение различных форм работы по анализу и интерпретации лирики Б. JI. Пастернака в урочные и внеурочные занятия позволяет опираться на личностно-ориентированный подход, формирует у учеников представление о лирике поэта как о художественном целом, на новом уровне восприятия позволяет осмыслять его поэтику, создавать личностно-окрашенную модель произведения. Это в свою очередь, позволяет… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Теоретические основы изучения поэзии Б. Л. Пастернака в школе
- 1. 1. Особенности поэтики лирики Б. Л. Пастернака в трудах литературоведов и методистов
- 1. 2. Анализ поэтики художественного произведения и его интерпретация в школе как актуальная проблема современной теории и методики обучения литературы
- 1. 3. Особенности восприятия лирики Б. Л. Пастернака современными школьниками
- ГЛАВА II. Лирика Б. Л. Пастернака в системе литературного образования одиннадцатиклассников
- 2. 1. Урочные занятия с одиннадцатиклассниками по постижению поэтики и интерпретации лирики Б. Л. Пастернака
- 2. 2. Внеурочные занятия со старшеклассниками по постижению поэтики и интерпретации лирики Б. Л. Пастернака
- 2. 3. Результаты опытно-экспериментального обучения
Изучение поэтики лирики Б.Л. Пастернака и ее интерпретация школьниками на уроках литературы в 11 классе средней школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Проблема изучения поэтики художественного произведения и его интерпретация на уроках литературы относится к числу актуальных в современной методической науке. Одной из приоритетных задач педагогики является воспитание квалифицированного читателя. Это предполагает умение интерпретировать художественное произведение, как на интуитивном уровне, так и с опорой на школьный анализ. Интерпретация как результат комплексного подхода дает школьникам наиболее адекватную картину замысла автора и способа его реализации.
Обновление школьного литературного образования сегодня требует поиска новых подходов к обучению литературе. В своей работе мы опирались на точку зрения О. Ю. Богдановой, которая неоднократно указывает на «необходимость совершенствования школьного литературоведения на основе целостного изучения поэтики художественного текста, знания читательского восприятия, психологии, мотивации его деятельности"1.
В поисках новых путей изучения литературы в школе важное место занимает лирика как особый род словесного искусства, отражающий внутренний мир человека. Современная теория и практика изучения лирических произведений нашла отражение в трудах таких филологов и ученых-методистов, как В. В. Голубков, М. А. Рыбникова, М. Г. Ахметзянов, Р. В. Банчуков, Г. И. Беленький, О. Ю. Богданова, Б. А. Буяльский, Г. АГуковский, И. С. Збарский, Г. Н. Ионии, Е. В. Карсалова, Д. А. Клумбите, Н. И. Кудряшев, Т. Ф. Курдюмова, А. Г. Кутузов, А. М. Лисовский, А. А. Липаев, Б. С. Локшина, Ю. М. Медведев, Н. Я. Мещерякова, Н. Д. Молдавская, К. М. Нартов, Я. Г. Нестурх, 3. Я. Рез, Н. Н. Светловская, 3. С. Смелкова, Н. А. Стан чек, Л. В. Тодоров, Р. Р. Майман, М. Б. Успенский, И. Д. Хмарский, М. В. Черкезова, Р. В. Якименко и др.
1 Богданова О. Ю. Проблемы и перспективы изучения поэтики художественного произведения на уроках литературы // Поэтика художественного текста на уроках литературы: Сборник статей / Отв. ред. О. Ю. Богданова. — М.: МПГУ им В. И. Ленина, 1997. — С. 9.
В связи с тем, что лирика Б. JI. Пастернака представляет собой сложное литературное явление и трудна для восприятия, становится очевидным поиск новых аспектов школьного анализа.
Недостаточная научно-методическая разработанность вопросов изучения поэтики лирики Б. J1. Пастернака и ее интерпретация на уроках литературы, определяют важность избранной темы исследования.
Названные проблемы всегда находились в поле зрения ученых. В XIX веке возникли работы Ф. И. Буслаева, В. И. Водовозова, В. Я. Стоюнина, отличавшиеся обстоятельностью и глубиной подхода к решению поставленных задач. В XX веке продолжают появляться авторитетные труды Н. М. Соколова, В. В. Голубкова, М. А. Рыбниковой, Н. О. Корст, 3. Я. Рез, А. М. Лисовского, В. П. Медведева. В конце XX века изучение поэтики художественного произведения было выделено в качестве отдельной научной проблемы в исследованиях О. Ю. Богдановой, С. А. Зинина, С. А. Леонова, А. А. Маныкина, Н. Ю. Маны-шевой, И. В. Сосновской, В. Ф. Чертова и др.
Вопросы поэтического языка в разное время привлекали внимание таких ученых, как Б. Я. Бухштаб, В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Л. Я. Гинзбург, М М. Гиршман, В. М. Жирмунский, И. И. Ковтунова, Ю. М. Лотман, А. А. Потеб-ня, Б. В. Томашевский, Ю. Н. Тынянов, Л. В. Щерба, Б. М. Эйхенбаум и др.
Актуальность диссертации во многом объясняется необходимостью определения условий, позволяющих углубить связь между восприятием лирики Б. Л. Пастернака и интерпретацией его текстов.
Проблема интерпретации нашла детальное изучение в трудах философов и литературоведов (Р. Барт, Л. Винтгенштейн, А. К. Долинин, Я. Мукаржов-ский, А. И. Новиков, М. Хайдеггер и др.), так и ученых-методистов (Л. Р. Без-менова, С. А. Зинин, Г. Н. Ионин, С. А. Леонов, Р. Р. Майман, В. Г. Маранцман, Е. Н. Рощина и др.).
Создание научно обоснованной системы изучения лирики Б. Л. Пастернака не возможно без учета эстетических и психологических основ восприятия искусства, возрастных особенностей школьников, особенностей понимания и интерпретации лирики учащимися. Изучение поставленных задач потребовало обращение к работам В. Ф. Асмуса, М. М. Бахтина, П. IL Блонского, Ю. Ю. Борева, JL С. Выготского, Б. В. Кондакова, П. М. Якобсона и др.
Диссертация выполнялась в русле традиций, сложившихся в литературоведении и пастернаковедении (В. Н. Альфонсов, В. Ф. Асмус, В. С. Баевский, Б. М. Гаспаров, М. Л. Гаспаров, JL Я. Гинзбург, Вяч. Вс. Иванов, К. О' Коннор, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, Т. И. Меркулова, Л. А. Озеров, Е. Б. Пастернак, Е. В. Пастернак, 3. С. Паперный, А. Д. Синявский, И. П. Смирнов, К. О. Таранов-ский, Е. Фарьшо, Л. Флейшман, И. В. Фоменко, Т. Н. Фроловская, Р. Якобсон и ДР-).
Названные исследования определили качественный выбор содержания обучения, направленности, инструментария анализа, научно обоснованных подходов к постановке изучения поэтики лирики Б. Л. Пастернака и ее интерпретации в 11 классе средней школы.
Цель исследования — разработать и научно обосновать методику изучения лирики Б. Л. Пастернака в 11 классе средней школы, учитывающую особенности поэтики, способствующую углублению восприятия стихотворений поэта на основе создания старшеклассниками личностно окрашенной модели произведения (интерпретации).
Объект диссертационного исследования — лирические произведения Б. Л. Пастернака в выпускном классе.
Предмет диссертационного исследования — методика изучения лирики Б. Л. Пастернака с точки зрения особенностей ее поэтики и способов интерпретации стихотворений школьниками.
В ходе данного исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: изучение лирических произведений Б. Л. Пастернака в 11 классе средней школы будет наиболее эффективным, повысит уровень восприятия поэтических текстов, если:
— лирика Б. JL Пастернака в процессе изучения будет рассмотрена с учетом особенностей поэтики, специфики восприятия и понимания учащимися выпускного класса;
— учитываются возрастные и интеллектуальные возможности одиннадцатиклассников в выборе направления работы и форм уроковуровень восприятия ими лирических произведений;
— формы организации учебно-воспитательного процесса помогут вызвать интерес к лирике Б. JI. Пастернака, стимулировать исследовательскую деятельность старшеклассников;
— главное внимание при изучении лирики поэта будет уделяться специфическим чертам поэтики и способам интерпретации его текстов.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость постановки и решения следующих задач:
• изучить психолого-дидактическую и методическую литературу с целью изучения опыта анализа поэтики лирических произведений и их интерпретации на уроках литературы в старших классах;
• с учетом трудов по философии, эстетике, литературоведению, психологии, лингвистике раскрыть содержание понятий «поэтика» и «интерпретация» в применении к изучению поэзии Б. JL Пастернака в 11 классе средней школы;
• выявить условия, методы и приемы анализа лирического текста, способствующие постижению своеобразия поэтики лирики Б. JI. Пастернака и созданию школьниками интерпретаций на тексты поэта;
• установить уровень подготовленности школьников к изучению сложной в плане поэтики лирики Б. JL Пастернака;
• теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность обучения анализу поэтических текстов Б. JI. Пастернака в 11 классе средней школы по предложенной нами системе работы, обобщить результаты.
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретический анализ психолого-педагогической, методической, л* литературоведческой и философской литературы по проблеме исследования;
• изучение и анализ школьных программучебников для одиннадцатиклассникованкетирование и беседы с учителями, библиотекарями, учениками, обработка результатов анкетирования учащимися школ г. Южно-Сахалинска (проанализировано 284 анкет), анализ письменных работ (проанализировано 282 работы);
• анализ уроков по исследуемой работе;
• изучение результатов литературно-творческой деятельности учащихся;
• педагогический эксперимент (констатирующий срез, опытное обучение).
• качественно-количественный анализ данных.
Методологической основой исследования являются труды по философии, эстетике, литературоведению, психологии, педагогике, методике литераф туры, в которых рассматриваются вопросы поэтики Б. JL Пастернака, проблемы художественного восприятия, понимания и интерпретации лирики, изучения лирики в школе.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (2001;2002 гг.) — изучение философских, педагогических, психологических, литературоведческих работ, наблюдение за деятельностью учащихся на уроках по изучению поэтики лирики Б. Л. Пастернака и ее интерпретации, констатирующий эксперимент в 11 классах средних школ № 3, 16, № 21, № 22 г. Южно-Сахалинска (цель эксперимента — выявление отношения к лирике Б. Л. Пастернака старшеклассников, уровень ее восприятия ими), разработана гипотеза исследования.
Второй этап (2002;2003 гт.) — проведение обучающего эксперимента диссертантом и учителями в школах № 3, № 16, № 21, № 22 г. Южно-Сахалинска, № 1 г. Холмска, № 2 г. Долинска (учителя — Т. Н. Исаченко, М. В. Хасанова, Н. И. Бых, О. А. Абраменкова, М. А. Покровская, Д. Н. Фролова). Цель эксперимента — проверка разработанной методики изучения лирики Б. JL Пастернака.
Третий этап (2003;2004 гг.) — анализ, обобщение и систематизация полученных данных, оформление работы.
Научная новизна и теоретическая значимость заключается в следующем:
• выявлены основные черты поэтики лирики Б. JL Пастернака, являющиеся фундаментом школьного изучения творчества поэта;
• теоретически обоснована и экспериментально проверена методика изучения поэтических текстов Б. JL Пастернака с учетом возрастных и интеллектуальных возможностей выпускников;
• выявлены основные аспекты содержания, реализуемые в методических рекомендациях по проведению системы уроков и выполнению заданий творческого характера, направленные на создание личностно окрашенной модели произведения (интерпретации);
• разработаны формы уроков (урок-мастерская, урок-исследование, урок-практикум, урок-литературно-музыкальная композиция, урок-семинар, урок-литературно-художественная гостиная и др.), способствующие совершенствованию процесса изучения лирики Б. JL Пастернака. При изучении лирики Б. JL Пастернака в урочной и внеурочной работе, доказана целесообразность обращения к особенностям поэтики его произведений на основе их глубокой интерпретации, что позволяет комплексно решать задачи литературного образования и нравственно-эстетического воспитания школьников.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их использования в общих курсах по методике преподавания литературы, в специальных курсах, посвященных изучению поэтики и интерпретации лирического текста, в применении на практике теоретически обоснованных и экспериментально проверенных методических рекомендациях по изучению лирики Б. Л. ПастернакаМатериалы диссертации могут быть использованы на курсах повышения квалификации учителей.
Достоверность результатов обеспечивается тем, что работа опирается на современные исследования и достижения литературоведения, педагогики, психологии, теории и методики обучения литературе, данные констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов, проводившихся диссертантом и учителями литературы г. Южно-Сахалинска. Результаты работы оценивались на основе данных анкетирования, бесед с учителями и учащимися, письменных ответов и творческих работ выпускников средних школ.
Апробация основных положений исследования проведена через освещение рассматриваемых диссертантом проблем в научных работах, опубликованных с 2001 по 2004 гг. С ходом и результатами исследования автор диссертации неоднократно знакомил научную общественность, выступая на научно-методических семинарах кафедры русской и зарубежной литературы СахГУ, аспирантском объединении ЮСПК СаХГУ (2001;2004), на научно-методических семинарах кафедры методики преподавания литературы ЮСПК СахГУ в 2002;2004 гг., на заседании кафедры русской и зарубежной литературы СахГУ (2004 гг.). Материалы исследования публиковались в научных периодических изданиях («Филологический журнал») и сборниках научных трудов и работах учебно-методического характера («Маймановские чтения», «Проблемы филологического образования в средней и высшей школе: X Го-лубковские чтения» и др.).
Методические рекомендации внедрены в практику школ № 3, № 16, № 21, № 22 г. Южно-Сахалинска № 1 г. Холмска, № 2 г. Долинска и получили положительную оценку со стороны учителей. Материалы исследования внедрены в курс лекций, практических занятий, спецкурс по методике преподавания литературы ЮСГ1К СахГУ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Главное внимание при изучении лирики Б. JI. Пастернака должно уделяться особенностям поэтики и созданию школьниками интерпретации стихотворений поэта, что позволяет углубить восприятие поэтического текста.
2. Изучение лирики Б. JI. Пастернака с точки зрения особенностей ее поэтики и способов интерпретации стихотворений школьниками пробуждает интерес старшеклассников не только к лирике поэта, но и лирики вообще, как одного из родов литературы и имеет большое значение в нравственно-эстетическом воспитании школьников.
3. Совершенствованию изучения лирики Б. JI. Пастернака способствует разработанная автором система форм работы, выполнение заданий творческого характера, построенных в соответствии с возрастными и интеллектуальными возможностями одиннадцатиклассников, вызывающих у них интерес к чтению стихотворений поэта.
Выводы по II главе.
1. Наблюдения и обучающий эксперимент показали, что методическая система, основанная на углубленном внимании к поэтике и интерпретации лирики Б. JL Пастернака в 11 классе средней школы, активизирует усвоение старшеклассниками лирики поэта.
2. Анализ стихотворений Б. JI. Пастернака с учетом особенностей их поэтики способствует повышению уровня восприятия его лирики выпускниками.
3. Использование различных видов уроков в процессе изучения лирики Б. JI. Пастернака повышает интерес школьников к стихотворениям поэта и формирует их интеллектуальный и эмоциональный мир.
4. Включение различных форм работы по анализу и интерпретации лирики Б. JI. Пастернака в урочные и внеурочные занятия позволяет опираться на личностно-ориентированный подход, формирует у учеников представление о лирике поэта как о художественном целом, на новом уровне восприятия позволяет осмыслять его поэтику, создавать личностно-окрашенную модель произведения. Это в свою очередь, позволяет ученикам глубже осмыслить поэтическое мастерство поэта, увеличить долю творческой самостоятельности, развить умения применять имеющиеся знания в новых ситуациях, сформировать эмоциональный и интеллектуальный мир старшеклассников, решить задачу воспитания ученика, самостоятельно мыслящего, способного интерпретировать стихотворения поэта.
Таким образом, опытно-экспериментальное обучение по разработанной методике (включая систему уроков, внеклассные занятия) показало целесообразность внедрения в практику школу предложенных нами методических разработок и рекомендацийпоказало результативность самостоятельной, творческой деятельности учеников.
Апробация предлагаемой нами методики изучения лирики Б. JT. Пастернака доказала возможность освоения его сложной поэзии выпускниками 11 класса средней школы.
Заключение
.
Теоретическая значимость проведенного исследования, а также результаты опытно экспериментальной работы убеждают в правомерности и научно-методической целесообразности совершенствования изучения лирики Б. JI. Пастернака на основе анализа ее поэтики и интерпретации, знания читательского восприятия.
Проблему изучения поэтики художественного произведения и его интерпретации на уроках литературы можно отнести к одной из сложнейших проблем преподавания литературы. Ее составляющими являются знание читательского восприятия, психологии, мотивации деятельности ученика.
Опытно-экспериментальное обучение подтвердило правильность цели и обоснованность гипотезы диссертационного исследования: во-первых, на основе теоретического и экспериментального исследования разработана методика изучения лирики Б. JI. Пастернака в 11 классе средней школы, основанная на анализе поэтики и создании интерпретаций на стихотворения поэта, способствующая углублению восприятия его поэтических текстовво-вторых, в соответствии с высказанной гипотезой, изучение лирики Б. JI. Пастернака в 11 классе средней школы стало эффективным, повысило уровень восприятия стихотворений поэта за счет рассмотрения особенностей их поэтики, специфики восприятия и понимания учащимися выпускного классаиспользования различных видов уроков и внеклассных занятийсоздания личностно окрашенной модели произведения (интерпретации).
В результате проведенного исследования были выявлены следующие методические закономерности, которые составили его научную новизну: использование заданий творческого характера, различных урочных и внеурочных форм уроков (урок-мастерская, урок-исследование, урок-практикум, урок-литературно-музыкальная композиция, урок-семинар, урок-литературно-художественная гостиная и др.), создание одиннадцатиклассниками интерпретаций на стихотворения Б. JI. Пастернака, углубляет восприятие лирических произведений поэта и акцентирует внимание учеников на особенностях поэтики, способствует выявлению авторской позиции и развитию личного интереса к лирике поэта и лирики как рода литературы, что позволяет раскрывать творческий и интеллектуальный потенциал личности выпускников и комплексно решать задачи литературного образования и нравственно-эстетического воспитания школьников.
Данное исследование доказало необходимость поисков эффективных путей изучения лирики Б. JI. Пастернака в 11 классе средней школы. В нашем диссертационном исследовании в качестве одного из возможных путей рассматривается методика изучения лирики Б. JI. Пастернака с точки зрения особенностей ее поэтики и способов интерпретации стихотворений одиннадцатиклассниками.
В свете сказанного выше возникает вопрос о перспективах дальнейшего исследования в области лирики Б. JI. Пастернака в процессе изучения ее в школе. Опыт экспериментальной работы позволил определить круг проблем, решение которых потребует специальных научных изысканий. Прежде всего, это проблема комплексного изучения поэтики Б. JI. Пастернака, его лирики и прозы на завершающем этапе школьного литературного образования. Проблема поэтапного изучения поэтики лирического наследия Б. JI. Пастернака и его интерпретация — этот вопрос также требует научного анализа и практического решения. К перспективным направлениям работы могут быть отнесены и исследования в области изучения особенностей поэтики лирических произведений и их интерпретация в старших классах средней школы на материале изучения поэзии XX века.
Список литературы
- Абашев В. В. Письма «Начальной поры» как проект поэтики Пастернака // Пастернаковские чтения. Материалы межвуз. конф-ии. Пермь, 1990.-С. 3−16.
- Авлова-Шперлинг Т. Г., Краснова Н. В. Введение в поэтику. М., 1994.
- Авлова-Шпрелинг Т. Г., Краснова Н. В. Тайны словесного искусства. (Введение в поэтику). Книга для учителя. М., 1994. — 64 с.
- Альфонсов В. Н. Поэзия Б. Пастернака. -JL: Сов. писатель, 1990.-368 с.
- Архангельский А. Н. Вакансия поэта // Пастернак Б. Стихотворения, поэмы, проза. М.: ACT Олимп, 1996. — С.5−16.
- Архангельский А. Н. «Он награжден каким-то вечным детством»: Тема детства в творчестве Пастернака // Дет. лит. 1989. — № 3. — с.26−30.
- Асеев Н. Дневник поэта. Л.: Прибой, 1929. — 227 с.
- Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство. -1968.-654 с.
- Асмус В. Ф.Творческая эстетика Б. Пастернака // Б. Пастернак об искусстве. М.: Искусство, 1990. — С.8−35.
- Баевский В. С. История русской поэзии (1730−1980): Компендиум. -Смоленск: Русич, 1994 302с.
- Баевский В. С. Лирика Пастернака в историко-культурном контексте // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. 1988. Т. 47. — № 2. — С. 123−126.
- Баевский В. С. Миф в поэтическом сознании и лирике Пастернака. -Изв. АН СССР. Сер лит. и яз., 1980. № 2. — С.122−124.
- Баевский В. С. Б. Пастернак лирик. Основы поэтической системы. -Смоленск: Траст-имаком, 1993. — 240 с.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного искусства. М.: Искусство, 1979. -443 с.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -444 с.
- Бирюков С. Е. Зевгма: Русская поэзия от модернизма до постмодернизма. Пособие для учащихся. М., 1994. — 288 с.
- Богомолова Т. И. Обучение анализу поэтического произведения. Калуга: Бочкарева, 1999.- 238 с.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологические исследования. М.: Политиздат, 1978. — 144 с.
- Большая советская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1980. -1600 с.
- Борев Ю. Б. Методология анализа художественного произведения // Методология анализа художественного произведения/ Под ред. Ю. Б. Борева. М.: Наука, 1988. — С. 3−32.
- Борев Ю. Б. Эстетика. 3-е изд. — М.: Политиздат, 1981. — 399 с.
- Брюсов В. И. Вчера, сегодня, завтра русской поэзии // Печать и революция. 1922. — № 7. — С. 38−68.
- Бурцева Т. А. Лингвопоэтика Б. Л. Пастернака и ее эволюция (на материале оригинальной поэзии). Дис. канд. филол. наук. Казань, 1997.
- Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. М., 1884.
- Бушман И. Н. О ранней лирике Пастернака // Сб. статей, посвященных творчеству Б. Л. Пастернака. Мюнхен, 1962. — С. 204−225.
- Вартьянц А. Д., Краснова Н. В. Поэтика. Комплексный анализ художественного текста: Пособие для старших классов общеобразовательных учреждений и студентов филологических факультетов. М., 1994.
- Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л., 1940. — 305 с.
- Вильмонт Н. Б. Пастернак и Г. Нейгауз // Музыкальная школьная жизнь. 1987. — № 12. — С. 37−45.
- Вильмонт Н. Н. О Борисе Пастернаке: Воспоминания и мысли. М.: Сов. писатель, 1989. — 222 с.
- Виноградов В. В. Проблема авторства и теория стилей. М.: Гослитиздат, 1961.-405 с.
- Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики. М.: Высш. школа, 1991.-448 с.
- Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. -М.: Изд-во АН СССР, 1963. -С. 7−25.
- Водовозов В. И. Словесность в образцах и разборах с объяснением общих свойств сочинения и главных родов прозы и поэзии. СПб., 1868.-С. 6−11.
- Воловникова Г. М. Некоторые методические пути развития у старшеклассников понимания современной поэзии // Вопросы методики анализа лирического произведения в его художественной «специфике». -М., 1979.-С. 70−74.
- Воробьева Т. В. Художественное восприятие как форма общения: Ав-тореф. дисс. канд. филос. наук. Л., 1983. — 15 с.
- Воспоминания о Борисе Пастернаке / Сост.: Е. В. Пастернак и М. Фейнберг. -М.: Слово, 1993 750с.
- Выготский JI. С. Психология искусства / Предисл. А. Н. Леонтьева- Коммент. Л. С. Выготского, Вяч. Вс. Иванова. 3-е изд. — М.: Искусство, 1986.-572 с.
- Вязьмина А. В. Поэт-читатель: творческий диалог: Учебное пособие. -Орехово-Зуево: ОЗПИ, 1996. 72 с.
- Гаспаров Б. М. «Gradus ad Parnassum»: (самосовершенствование как категория творческого мира Пастернака // Wien Slaw. Aim. 1992. -Bd.29. — s.75−105.
- Гаспаров Б. M. Лермонтов и Ламартин. Семантическая композиция стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» // Историко-филологические исследования: Сб. статей памяти академика Н. И. Конрада. М., 1974. — С.113−120.
- Гаспаров Б. М. Очерки истории русского стиха. Метрика, ритмика, рифма, строфика. -М.: Наука, 1984. -319 с.
- Гаспаров Б.М. Поэтика Бориса Пастернака в культурно-историческом изменении: Б. Л. Пастернак и О. М. Фрейденберг // Сб. статей к 70-летию Ю. М. Лотмана. Тарту: Тартус. гос. университет, 1992.- с. 366 384.
- Гаспаров Б. М. Рифма и жанр в стихах Пастернака // Рус.речь. 1990. -№ 1. — С. 17−22.
- Гаспаров Б. М. Русские стихи 1890-х 1925-годов в комментариях. -М.: Высшая школа, 1993. — 307 с.
- Гаспаров Б. М. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М.: Наука, 1974.-487 с.
- Гинзбург JI. Я. Мандельштам и Пастернак в читательском восприятии 20-х годов // Даугава. 1989. — № 1. — С. 92−95.
- Гинзбург JL Я. О лирике. 2-е изд., допол. — JL: Сов. писатель, 1974. -407 с.
- Гиржева Г. Н. Некоторые особенности поздней лирики Б. JI. Пастернака // Русск. язык в школе. 1990. — № 1. — С. 54−59.
- Гиржева Г. Н. Поэтика лирики Б. Пастернака (Лингвистический аспект)-М., 1991.
- Григорьев В. П. Поэтика слова. М.: Наука, 1979. — С.72−94.
- Григорьев В. П. Словотворчество и смежные проблемы языка поэта. -М.: Наука, 1986. 256 с.
- Граник Г. Г. Копцева Л. А., Бондаренко С. М. Когда книга учит. М., 1991.-302 с.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Худ. лит. — 1997. — 700 с.
- Дейк Ван Т. А. Язык. Познание. Личность. Коммуникация. М: Прогресс, 1989.-312 с.
- Долинин А. К. Интерпретация текста.-М.: Просвещение, 1985. 232 с.
- Жижина А. Д. Как постигать язык поэзии. М.: Просвещение, 1997.-48 с.
- Жинкин Н. И. Язык. Речь Творчество. -М., 1998. -368 с.
- Жолковский А. К. «Мне хочется домой в огромность.» Б. Пастернака: «социальный заказ», тематика, структура // Изв. АН СССР. Сер. лит. и языка. — Т.50. — 1991. — № 1. — С.20−34.
- Жолковский А. К. Механизмы второго рождения // Лит. обозр. 1990. — № 2. — С. 36−39.
- Жолковский А. К. Ранний Пастернак: Актеон или Геракл?: К структуре одной контрмифемы // Лит. обоз. 1991. — № 11. — С. 67−90.
- Зайцев Б. Пастернак в революции // Писатель и время. М., 1991. — С. 45−50.
- Иванов Вяч. Вс. Семантика возможных миров и филология // Проблемы структурной лингвистики. М., 1982. — С. 62−79.
- Ивинская О. В. Годы с Борисом Пастернаком: В плену времени // Вильнюс. 1989. — № 8 -12.
- Ильин И. А. История искусства и эстетика. М.: Искусство, 1983. -288 с.
- Ионин Г. Н. Проблемы интерпретации художественного текста в учебной и профессиональной деятельности // Интерпретация художественного текста в вузе и школе. СПб., 1993. — С. 16−20 с.
- Кац. Б. «.Музыкой хлынув с дуги бытия»: Заметки к теме «Борис Пастернак и музыка» // Пастернак Б. Стихотворения, поэмы, проза. -М.: ACT Олимп, 1996. С. 646−660.
- Клычков С. Лысая гора // Красная новь. 1923. — № 5. — С. 385 394.
- Князева М. Гамлет XX века // Комсомольская правда. 1990. — № 10 февраля. — с. 7−9.
- Ковсан М. Л. Время Пастернака // Рус. яз. и лит. в сред. учеб. заведениях УССР. Киев. — 1998. — № 5. — С. 49−55.
- Ковтунова И. И. Поэтический синтаксис. М.: Наука, 1986. -208с.
- Кожевникова Н. А. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века. М.: Наука, 1986. -С. 3−14.
- Кон И. С. Психология старшеклассников. М.: Просвещение, 1982.-207 с.
- Кондаков Б. В., Кондаков И. В. Классика в свете современной ее интерпретации // Классика и современность. М.: Изд-во МГУ, 1991. -С. 20−48.
- Королева С. А. Изучение особенностей поэтического языка в процессе анализа лирических произведений в старших классах средней школы. Автореф. канд. дисс. М., 2000. — 16 с.
- Корст Н. О. Очерки по методике анализа художественных произведений. М.: Учпедгиз, 1963. — 280 с.
- Крегжде С. П. Восприятие и понимание стихотворений учащимися 5−7 классов средней школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Киев, 1959. -19 с.
- Крутецкий В. Н. Психология обучения и воспитания школьников: Кн. для учителей. М., 1976. — 303 с.
- Кухаренко В. А. Интерпретация текста.- М.: Наука, 1988. 192 с.
- Левин Ю. И. О некоторых чертах плана содержания в поэтических текстах. Н Структурная типология языков. М., 1966. — С. 17−21.
- Левин Ю. М. Структура русской метафоры // Труды по знаковым системам, 2. Тарту, 1965. — 365 с.
- Левин Ю. И. Тезисы к проблеме непонимания текста И Структура и семиотика художественного текста: Труды по знаковым системам. XII. Тарту: Изд-во Тартуск. гос. ун-та, 1981. — С. 83−96.
- Лежнев А. Борис Пастернак // Красная новь. 1926. — № 8. — С. 205−219.
- Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. -214 с.
- Лисовский А. М. Изучение лирики в школе. Киев: Рад. школа, 1987. -192 с.
- Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. -Л.: Просвещение, 1972. 207 с.
- Лотман Ю. М. Стихотворения раннего Пастернака и некоторые вопросы структурного изучения текста // Труды по знаковым системам. 4 Тарту: Издательство Тартуск. гос. ун-та, 1969. — С.206−238.
- Лотман Ю. М. Лекции по структуральной поэтике: Введение- теория стиха. Тарту, 1964. — 329 с.
- Мадер Р. Д. Уроки-беседы по современной поэзии в старших классах. М.: Просвещение, 1986. — 95 с.
- Маллак Ги де Эстетические воззрения Пастернака // Борис Пастернак. 1890−1990. Париж, 1979. — С. 63−80.
- Мандельштам О. Э. Заметки о поэзии // Пастернак Б. Л. Стихотворения. Поэмы. Проза. -М., 1996. С. 613.
- Масленникова 3. Портрет Бориса Пастернака: Записки скульптора. М.: Сов. Россия, 1990. — 286 с.
- Медведев В. П. Изучение лирики в школе: Книга для учителя. -М: Просвещение, 1985. 208 с.
- Мейлах Б. С. Процесс творчества и художественное восприятие. М.: Искусство, 1985. — 318 с.
- Микушевич В. Катарсис в поэзии Пастернака // Академические тетради. М., 1995. — № 1. — С. 22.
- Миллер-Будницкая Р. О «философии искусства» Б. Пастернака и Р. М. Рильке // Звезда. 1932. — № 5. — С. 160−165.
- Мусхелешвили Н. Л., Шрейдер Ю. А. Значение текста как внутренний образ // Вопросы психологии. 1997. — № 3. — С. 79−91.
- Найденов Б. С., Коренюк Л. Ю., Майман Р. Р., Соловьева Н. М., Завадская Т. Ф. Методика выразительного чтения. М.: Просвещение, 1985. — 87 с.
- Некрасова Е. А. Идиостиль Б. JL Пастернака // Бакина М. А., Некрасова Е. А. Эволюция поэтической речи 19−20 вв. Перифраза. Сравнение. М., 1986. — 123−129с.
- Некрасова Е. А., Бакина М. А. Языковые процессы в современной русской поэзии. М.: Наука, 1982. — 312 с.
- Новиков А. И. Семантика текста и его формализация. М.: Наука, 1983.-215 с.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1990.
- Озеров Л. А. О Борисе Пастернаке. М.: Знание, 1990.- 64 с.
- Ольшанский В. Б. Практическая психология для учителей. М.: Онега, 1994. — 272 с.
- Основы стиховедения: Русское стихосложение. 3-е изд., пере-раб. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. — 224 с.
- Парамонов О. Г. «Жизнь и случай: смерть и страсть»: О факультативных занятиях по творчеству Б. Пастернака // Стихотворения, поэмы, проза. М.: ACT Олимп, 1996. — С. 675−682.
- Парнис А. Пастернак—Маяковский, 1924 // Книжное обозрение. 1990. — № 2. — С. 32−37.
- Пастернак Б. Воздушные пути. М.: Худож. лит., 1982. — 384 с.
- Пастернак Б. Люди и положения // Пастернак Б. Сочинения: В 2 т.- Т. 2. -М., 1994.
- Пастернак Б. Л. Переписка с Ольгой Фрейденберг / Под ред. Э Моссмана. New York- London: Н. a. k. Wolff book: Harcourt, Brace, Yovanovieh, cop. — 1981. — 7. — 397 p.
- Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. М. — Л.: Худож. лит., 1965.- 632 с.
- Пастернак Е. Б. Борис Пастернак: Материалы для биографии. -М.: Сов писатель, 1989. 685 с.
- Пастернак Е. Б. Нобелевская премия Бориса Пастернака // Новый мир. 1990. — № 2. — С. 191−194.
- Переписка Бориса Пастернака / Сост. Е. В. Пастернак, Е. Б. Пастернак. -М.: Худож. лит., 1990. 574 с.
- Подгаецкая И. Ю. Пастернак и Верлен // De visi 1993 — № 1 (2). -С. 47−56.
- Поступальский И. Б. Пастернак // Новый мир. 1928. — № 2. — С. 229−237.
- Потебня А. А. Из записок по теории словесности. Харьков, 1905.
- Потебня А. А. Мысль и язык. Киев, 1993. — 192 с.
- Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976.-614 с.
- Проблемы современного урока словесности.- Псков, 1994.-156 с.
- Работа с текстом на уроке словесности. Псков, 1997. — 83 с.
- Раппопорт С. X. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972. — 168 с. 198. «Раскат импровизаций»: Музыка в творчестве, судьбе и доме Бориса Пастернака: Сб. лит., музыкальных и изобразительных материалов / Сост. Б. А. Кац. Л.: Сов. композитор, 1991 — 328 с.
- Ревзин И. И. Грамматическая правильность, поэтическая речь и проблема управления // Труды по знаковым системам. Тарту: Изд-во Тартуск. гос. ун-та, 1971. -С. 124−131.
- Рез 3. Я. Изучение лирических произведений в школе. М., 1968 -175 с.
- Рез 3. Я. Методика изучения лирики в школе. Автореф. докт. дисс.-Л., 1971. -24 с.
- Рогозинский В. В. Лирика Б. Л. Пастернака: конспект урока // Рус.яз. и лит. в сред. учеб. заведениях УССР. Киев. — 1990. — № 1. — С. 44−50.
- Розанов И. Борис Пастернак // Розанов И. Русские лирики: Очерки.-М., 1929.-С. 130−131.
- Розенталь К. Рецензия на «Русский современник», кн. 1, 2, 3. // Правда. 1924. — 5 ноября. — № 253.
- Рощина Е. Н. Интерпретация художественного (поэтического) текста как средство развития выразительности речи студентов педагогического вуза — Дисс. канд. пед. наук. — Нижний Новгород, 1996. -187 с.
- Рудова JI. Борис Пастернак и его творчество в западной критике последних лет // Нов. литер, обозрение. 1995. -№ 12. — С.371−374.
- Рыбникова М. А. Избранные труды. М., 1958. — 611 с.
- Рыбникова М. А. Изучение родного языка (заметки и задачи). -Вып. 1.-М., 1921.- 104 с.
- Синявский А. Д. Поэзия Б. Пастернака // Пастернак Б. Л. Стихотворения и поэмы. М.-Л.: Сов писатель, 1965. — С. 9−62.
- Смирнов И. П. Порождение интертекста: Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б. JI. Пастернака. -СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1995. 201 с.
- Сосновская И. В. Развитие эмоциональной сферы старшеклассников при изучении лирики: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. / Мое. гос. пед. ун-т им. В. И. Ленина. М., 1994. — 233 с.
- Степанов Н. Рецензия на «Две книги» Б. Пастернака // Звезда. -1927.-№ 11.-С. 166−168.
- Степун Ф. Б. Л. Пастернак // Сборник статей, посвященный творчеству Б. Л. Пастернака. Мюнхен, 1962. — С. 45−59.
- Страшнов С. Л. «Ты больше, чем просят, даешь (Борис Пастернак) // Страшнов С. Л. Русская поэзия XX века в выпускном классе: Книга для учителя / С. Л. Страшнов. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2001.-144 с.
- Тарановский К. О. О взаимодействии стихотворного ритма и тематики // Amerikan Contributions to the 5th Ynternasional Congress of Slavists. The Hague, 1963. P. 287−332.
- Тарановский К. О. Три весенних дня в русской поэзии начала 20-го века // Культура русского модернизма. М.: Наука, 1993. — С. 326 337.
- Тодоров Л. В. Жизнь стиха: Как читать и понимать стихи. М.: Просвещение, 2000. — 84 с.
- Тодоров JI. В. Методика освоения закономерностей русского стиха//Мир образования образование в мире-2001. — № 4. — С. 66−77.
- Тодоров JI. В. Новая педагогия изящной словесности для грядущего. М., 2003.
- Тодоров JI. В. Русское стихосложение в школьном изучении / JI. В. Тодоров. -М.: Просвещение, 2002.-96 с.
- Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М.: Изд. «Прогресс», 1983 С. 47−49.
- Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка. М.: Сов. писатель, 1965. — 308 с.
- Тынянов Ю. Н. Промежуток // Лит. факт. М., 1993. — С. 279.
- Тюленева Ю. М. Творчество Б. Пастернака 1910−1920-х годов: мифо-мышление и поэтика текста. Дисс. канд. филол. наук, Иваново, 1997. — 176 с.
- Ушинский К. Д. Педагогические сочинения в 6-ти томах. Т. 5. -М.: Педагогика, 1990. 526 с.
- Фарыно Е. К проблеме кода лирики Пастернака // «Russian Literature». VI-I. Amsterdam, 1978.
- Флейшман Л. С. Борис Пастернак в 20-е годы. Munhen: Wilhem Fink Verlag, 1981. — 340c.
- Флейшман Л. С. Борис Пастернак в 30-е годы. The Magnes Press, The Hebrew University, Yerusalem, 1984.
- Флейшман Л. С. О поэзии Пастернака / Пастернак Б. Стихотворения. Париж, 1998. — с.7−12.
- Флейшман JI. С. Первая советская монография о Борисе Пастернаке: Рецензия // Новый мир. — 1991. № 5. — С. 252−258.
- Флейшман JI. С. Статьи о Пастернаке. Bremen: K-press, 1977. -149 с.
- Фоменко И. В. Музыкальная композиция как черта романтического стиля (на примере творчества Пастернака 20-х годов) // Вопросы романтизма. Калинин, 1975. — Вып. 5.
- Фоменко И. В. Поэтическое творчество Бориса Пастернака 10−20-х годов: Дис. .канд. филолог, наук / Моск. гос. ун-т. М., 1971. -398 с.
- Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. — 445 с.
- Хакимова Ж. Ф. Изучение лирики Бориса Пастернака в национальных школах Татарстана: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.02. Казань, 1997. — 232 с.
- Холшевников В. Е. Типы интонации русского классического стиха // Слово и образ. М., 1964. — 189 с.
- Художественное восприятие: Основные термины и понятия: Словарь-справочник / Ред. М. В. Строганов. Тверь: Изд-во Твер. гос. унта, 1991.-90 с.
- Цветаева М. И. Об искусстве. М.: Искусство, 1991. 479 с.
- Цветаева М. И. Световой ливень. Поэзия вечной мужественности //Эпопея. -1922.- № 3. -С.13−25.
- Цветаева М. И. Сочинения. В 2-х т. Т. 2: Проза- Письма.- М.: Худож. лит., 1988.- 639 с.
- Чебыкин А. Я. Эмоциональная регуляция учебной деятельности: Автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 1991. — 31с.
- Шанский Н. М. Среди поэтических строк Б. Л. Пастернака. // Русский язык в школе. 1989. — № 6. — С. 60−64.
- Шкловский В. Б. Художественная проза. Размышления и разборы.-М., 1961.
- Эйдинова В. В. О стиле Б. Пастернака // Пастернаковские чтения. Материалы межвуз. конф-ии. Пермь, 1990. С. 21−35.
- Эренбург И. Пастернак // Портреты современных поэтов. М.: Первина, 1923. — С. 61−63.
- Эстетика: Словарь / Под ред. А. А. Беляева. М: Политиздат, 1989.-447 с.
- Эстетическое воспитание в школе. / Сост. Г. А. Петрова и др. -Казань: Издательство Казан, гос. ун-та, 1991. 182 с.
- Юнггрен A. Yuvennila Б. Пастернака: 6 фрагментов Релеквимини. Стокгольм, 1984.
- Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника. (Психологический очерк). М., 1966. — 291 с.
- Якобсон Р. О. Заметки о прозе поэта Пастернака // Якобсон Р. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. — С. 324−338.
- Якобсон Р. О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М., 1975. — С. 28−36.
- Якобсон Р. О. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. -350 с.