Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Философия и история образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оценивая современную ситуацию, К. Ясперс, А. Швейцер, X. Ортега-и-Гассет, И. Хейзинга, Э. Фромм и другие авторы отмечают также, что научно-технический прогресс, узкая специализация, омассовление и т. п. подрывают веру человека в ценность его деятельности, его труда. Отвергая, презирая бездуховный труд, человек и в свободное время отнюдь не стремится к духовности, к познанию и развитию… Читать ещё >

Введение. Философия и история образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Образование — один из решающих факторов, определяющих социальную эффективность общества, его развитие, обновление, прогресс.

Не экономика, не политические амбиции, не военная сила, а культура, образование наиболее ярко определяют облик современного общества. В них заключается тот творческий потенциал, от которого зависит успех прогрессивных социальных преобразований.

Безусловно, нужны соответствующие экономические и политические предпосылки. Нужны материальная база, сырье, финансовые ресурсы. Нужны политические реформы. Но главное — люди. Люди знающие, профессионально подготовленные, нравственные, справедливые, обладающие развитым эстетическим чувством — словом, люди образованные.

Сколько бы мы ни говорили сегодня о возрождении России, без глубокого образования народа, т. е. без восстановления авторитета знания, науки, высоких нравственных принципов, добра и солидарности, расцвета литературы и искусства мы не сможем создать общество подлинного гуманизма и свободы, общество счастливых и духовно богатых людей.

Сейчас, в начале XXI в., человечество переживает переломный момент своей истории. Обнаруживается острое разнообразие и глубокая противоречивость социальных и духовных установок людей. Вместе с тем наряду с беспредельной дифференциацией жизненных целей и установок кристаллизуются характерные умонастроения, захватывающие как интеллектуальные слои, так и весьма широкие народные массы. К числу стойких духовных устремлений нашего времени следует отнести антипрогрессизм и антитехницизм. Дело в том, что до середины XX в. в общественном сознании господствовали, по сути, апологетические прогрессистские концепции с характерным для них представлением о науке и технике как единственном и всесильном средстве разрешения любых человеческих проблем и достижения социальной гармонии на путях рационально спроектированного миропорядка.

Как показало реальное историческое развитие, представление о «технической рациональности», якобы присущей современной цивилизации, оказалось иллюзией.

Многие гуманистически ориентированные мыслители подняли тревогу: научно-технический прогресс нанес огромный ущерб человеку. Наука и техника, создав массовое производство и породив массовое потребление, превратили всю жизнь, все существование человека в подобие некоего технического механизма, а всю планету — в единую фабрику. Человек, его ум, весь его дух сводится к способности совершать полезные функции. В результате человек становится легко заменяемым и пригодным для осуществления любой поставленной перед ним цели.

Люди превратились в анонимную массу, которая не может и не хочет действовать самостоятельно. Ей должно быть сказано, чего она хочет. Ей нужен выразитель ее воли — вождь, диктатор[1].

Оценивая современную ситуацию, К. Ясперс, А. Швейцер, X. Ортега-и-Гассет, И. Хейзинга, Э. Фромм и другие авторы отмечают также, что научно-технический прогресс, узкая специализация, омассовление и т. п. подрывают веру человека в ценность его деятельности, его труда. Отвергая, презирая бездуховный труд, человек и в свободное время отнюдь не стремится к духовности, к познанию и развитию; он испытывает прежде всего желание отвлечься, т. е. тяготеет к праздности и развлечению. Хейзинга характеризует как опаснейший симптом нашей общественной жизни снижение у человека способности суждения. Конечно, современный человек «судит обо всем», но все эти суждения — поверхностны, примитивны, а главное — навязаны извне. Несвободный, разобщенный, ограниченный человек становится негуманным. Признаки этого налицо. Падает, деградирует мораль. Процветает индифферентность. Люди слишком легко, спокойно, равнодушно говорят о войне, крови, преступлениях, мафии, цинизме, коррупции политиков. Утверждается сугубо расчетливое, эгоистическое отношение к окружающим людям. Они все больше становятся средством, а не целью.

Конечно, это — тенденция, симптом. Человек не может перестать быть человеком. Он может впасть в апатию, попасть в плен мрачных иллюзий, пугающих утопических и антиутопических учений, он может на время утратить свои глубинные, сущностные черты и т. д., но он никогда не захочет превратиться в механизм рефлексов, в простую функцию технобюрократической машины. Однако угроза есть, и человек должен ясно осознать ее глубину.

Именно образованию принадлежит важнейшая роль в осознании человеком нависшей над ним угрозы и в то же время — в пробуждении надежды, в раскрытии перспективы.

Образование должно помочь людям осознать себя, обрести смысл своей жизни, верно выбрать индивидуальную программу деятельности, научить их защищать свое достоинство и свободу. Оно должно разъяснить людям важность таких понятий, как демократия и гражданские права и свободы. Оно должно содействовать взаимопониманию и единению людей. Оно необходимо, чтобы люди поняли и признали, что подлинная культура, общечеловеческая культура утверждается и развивается в условиях равноправия и взаимодействия национальных культур. Как писал М. Ганди: «Я хочу, чтобы ветер культуры всех стран свободно веял у моего порога, но я не хочу, чтобы он сбил меня с ног». Наши ожидания, наши надежды на этот счет пока не сбываются. Об этом красноречиво напоминают нам жестокие конфликты, все еще вспыхивающие на нашей земле, все еще сбивающие нас с ног. Образование должно учить граждан выносить взвешенные суждения по тем или иным важным политическим решениям и событиям.

Образование — важнейший фактор решения таких общемировых, общечеловеческих проблем, как взаимопонимание и мир, сохранение земли для будущих поколений.

Образование по определению нацелено на всестороннее развитие человека. Оно предполагает формирование интеллекта, посредством которого человек раскрывает свой умственный потенциал и на этой основе самостоятельно расширяет горизонт знания. Оно включает эстетическую подготовку, позволяющую человеку воспринимать прекрасное и, более того, научиться создавать прекрасное. Образование включает нравственное воспитание, формирование личности; личности свободной и вместе с тем доброй, сердечной, ответственной перед другими людьми, перед обществом.

Необразованный человек, человек без знаний, не знающий, что такое добро и зло, не имеющий эстетических идеалов, не понимающий красоту, вряд ли сможет правильно ориентироваться в окружающем его природном и социальном мире. Чтобы правильно воздействовать на природу, самостоятельно и компетентно судить о положении дел в обществе, надо быть образованным, надо понимать законы природы и общественной жизни, надо видеть, какие социальные силы стоят за объективными тенденциями прогресса (или регресса) общества.

Чтобы правильно строить свои отношения с другими людьми, человек должен быть нравственным; чтобы правильно судить об истории своей страны, он должен не только хорошо ее знать, но и оценивать с нравственных позиций.

Чтобы быть способным обогащать культуру своего народа, человечества в целом, формировать социальные и духовные ценности и идеалы, человек должен чувствовать и понимать красоту, прекрасное, возвышенное.

Словом, образование должно научить человека мыслить, делать, жить. Жить творчески, достойно. Жить, обогащая себя достижениями цивилизации, жить, создавая высокие духовные ценности. Жак Делор, бывший председатель международной комиссии по образованию для XXI в., в своем докладе, представленном ЮНЕСКО, воспроизвел отрывок из басни Лафонтена «Пахарь и его дети»: «Сохрани вас бог (сказал пахарь) продать свое наследство, оставленное вам вашими родителями, так как в нем сокрыто сокровище»[2]. Образование, подчеркивает Ж. Делор, заключает в себя все то, что человечество узнало о самом себе. Образование — это и есть сокровище.

  • [1] См.: Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 115—116.
  • [2] Образование: сокрытое сокровище. Доклад международной комиссиипо образованию для XXI века. М.: Изд-во ЮНЕСКО, 1997. С. 37.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой