Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Коррекционно-педагогическая работа с младшими школьниками с задержкой психического развития церебрально-органического генеза в общеобразовательной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологические основы исследования базируются на культурно-исторической теории развития высших психических функций и положения об общности закономерностей развития нормально развивающегося ребенка и ребенка с нарушениями психофизического развития (JI.C. Выготский), на теории деятельности, разработанной в трудах А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, теории общей обучаемости… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние проблемы специальной педагогической помощи детям с трудностями в обучении
    • 1. 1. Система коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательной школы
    • 1. 2. Определение приемов умственной деятельности в психолого-педагогической литературе
    • 1. 3. Особенности умственного развития детей с ЗПР
  • Глава 2. Изучение особенностей умственного развития младших школьников с ЗПР, обучающихся в классах КРО
    • 2. 1. Организация, задачи и методики исследования
    • 2. 2. Результаты исследования умственного развития детей с ЗПР, испытывающих трудности в обучении в системе КРО
    • 2. 3. Результаты изучения приемов мыслительной деятельности младших школьников с ЗПР церебрально-органического генеза
  • Глава 3. Содержание коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками с ЗПР церебрально-органического генеза в условиях общеобразовательной школы
    • 3. 1. Организация экспериментального обучения
    • 3. 2. Психолого-педагогические условия формирования приемов мыслительной деятельности на индивидуальных и групповых занятиях учителя-дефектолога у младших школьников с ЗПР
    • 3. 3. Экспериментальное обучение по формированию приемов мыслительной деятельности учащихся с ЗПР церебрально-органического генеза
    • 3. 4. Оценка эффективности обучающего эксперимента по формированию приемов мыслительной деятельности у младших школьников с ЗПР церебрально-органического генеза

Коррекционно-педагогическая работа с младшими школьниками с задержкой психического развития церебрально-органического генеза в общеобразовательной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема организации и содержания коррекционно-педагогической работы с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях общеобразовательной школы является актуальной для общей и коррекционной педагогики, поскольку тесно связана с преодолением и профилактикой школьной неуспеваемости.

По клинико-физиологической и психолого-педагогической классификации основная часть неуспевающих учащихся массовой школы относится к категории детей с ЗПР различной этиологии (Т.А. Власова, В. В. Лебединский, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, И. Ф. Марковская, Н. А. Никашина, М. С. Певзнер, Н. А. Цыпина, С. Г. Шевченко и др.). Для них в общеобразовательных школах с 1994 г. создаются классы коррекционно-развивающего обучения (по нормативным документам с 2002 г. — специальные (коррекционные) классы VII вида). В соответствии с данными исследования консультативно-диагностического центра ГНУ «ИКП РАО» (З.М. Дунаева), проводимого в рамках мониторингового изучения состава классов коррекционно-развивающего обучения (классов КРО), около 80% обучающихся составляют дети с задержкой психического развития различной этиологии.

Построение учебно-воспитательного процесса в классах КРО предполагает создание в общеобразовательной школе целостной системы коррекционно-развивающего обучения (системы КРО), обеспечивающей детям с ЗПР оптимальные педагогические условия обучения, для эффективности которого разработано специальное учебно-методическое оснащение (учебные планы, программы, пособия, дидактический материал), предусмотрена меньшая наполняемость классов, что позволяет осуществлять индивидуализированный подход к учащимся, а также работа специалистов (психолога, логопеда, учите-ля-дефектолога, врача).

Коррекционно-развивающее обучение детей с ЗПР выстроено на системном подходе и, будучи индивидуально ориентированным на каждого ребенка, должно обеспечивать успешность и качество усвоения знаний, общее развитие учащихся, решение коррекционно-развивающих задач (мотивационно-ценностных, общеобразовательных и коррекционных) на основе междисциплинарного взаимодействия специалистов (С.Г. Шевченко, 2001). В образовательном учреждении создается психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) с целью обеспечения комплексного психолого-педагогического и медико-социального изучения и сопровождения развития ребенка.

Вместе с тем среди учащихся классов КРО выделяется часть детей (как правило, это дети с ЗПР церебрально-органического генеза по классификации К.С. Лебединской), которые продолжают испытывать трудности в овладении учебными знаниями, умениями, навыками и в условиях обучения в коррекционных классах. Задержка психического развития церебрально-органического происхождения у детей, по данным клинико-физиологических и психологических исследований, обусловлена перенесенным органическим заболеванием ЦНС на ранних этапах онтогенеза, что негативно влияет на общее развитие ребенка, его интеллектуальную деятельность и характеризуется ограниченными возможностями компенсации нарушения (В.В. Лебединский, К. С. Лебединская, В. В. Ковалев, И. Ф. Марковская, М. С. Певзнер, М. Н. Фишман, Wender, Н. Spionek и др.). Для повышения успешности их обучения в системе КРО предусматривается целенаправленная коррекционно-педагогическая работа специального педагога (учителя-дефектолога).

Анализ литературы и нормативных документов по проблеме исследования показывает, что в имеющихся работах обозначены основные направления деятельности специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума, но исследований, определяющих содержание деятельности учителя-дефектолога с детьми с ЗПР церебрально-органического генеза, методы и приемы коррекционной работы, условий взаимодействия специалистов, до настоящего времени не проводилось.

Вместе с тем известно, что в компетенцию учителя-дефектолога входит психолого-педагогическое обследование ребенка, выявление уровня умственного развития и коррекционное обучение, направленное на активизацию его познавательной и учебной деятельности. Значимыми аспектами этой работы являются вопросы индивидуализации обучения детей с ЗПР, что тесно связано с запросами практики. Дальнейшая разработка проблемы обусловлена необходимостью определения индивидуальных путей интеллектуального развития школьников с ЗПР церебрально-органического генеза с целью повышения возможностей их обучения в условиях общеобразовательной школы и преодоления трудностей в усвоении программного материала.

В связи с этим требуется специальное изучение и научное обоснование цели, задач, основных направлений и организационных форм коррекцион-но-педагогической работы в условиях общеобразовательной школы, разработка индивидуально ориентированных методов и приемов коррекцион-но-развивающего обучения, направленных на повышение уровня умственного развития учащихся.

Важным средством умственного развития и его коррекции является формирование у учащихся приемов умственной деятельности и, в частности, приемов мышления, определяемых как способы, которыми осуществляется умственная деятельность и которые могут быть выражены в перечне соответствующих интеллектуальных действий (Е.Н. Кабанова-Меллер, В. И. Решетников и др.).

В методике обучения младших школьников подчеркивается, что в процессе овладения программными знаниями у большинства учащихся массовой школы приемы мыслительной деятельности формируются на основе осуществляемой на уроке работы. Для детей с ЗПР учебных упражнений, используемых в классе, оказывается недостаточно. В педагогических исследованиях (М.В. Ипполи-това, Г. М. Капустина, Н. А. Никашина, Р. Д. Тригер, Н. А. Цыпина, С. Г. Шевченко и др.) отмечается неумение младших школьников с ЗПР использовать приемы мыслительной деятельности при решении учебных задач.

По данным психологических исследований (С.А. Домишкевич, Т. В. Егорова, С. Д. Забрамная, З. И. Калмыкова, И. А. Коробейников, И. Ю. Кулагина, В. И. Лубовский, Н. А. Менчинская, Т. Д. Пускаева, У. В. Ульенкова, А.И. Цым-балюк, Г. Б. Шаумаров и др.), дети с ЗПР имеют специфические особенности мышления (отмечается поверхностность мышления, его направленность на случайные, единичные признаки, инертность, малоподвижность мыслительных процессов, склонность к копированию, подражательности, несформирован-ность основных мыслительных операций) и нуждаются в специальной целенаправленной коррекционной работе. При этом особо выделяются дети с ЗПР церебрально-органического генеза, у которых нарушения умственного развития более выражены, поскольку они обусловлены резидуально-органической недостаточностью центральной нервной системы (ЦНС).

Специальное формирование приемов мыслительной деятельности у детей с ЗПР церебрально-органического генеза может существенно повысить возможности их обучения в условиях общеобразовательной школы. Приемы мыслительной деятельности должны стать предметом специального коррекционного обучения на занятиях учителя-дефектолога, что требует, во-первых, специально разработанной системы коррекционно-развивающих заданий, модифицированных и адаптированных в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями данной категории учащихся, и, во-вторых, определения психолого-педагогических условий, способствующих формированию приемов.

Практическая значимость проблемы в сочетании с ее недостаточной научной разработанностью обусловливают актуальность темы данного исследования.

Цель исследования — разработать содержание и методы коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками с задержкой психического развития церебрально-органического генеза в условиях общеобразовательной школы.

Объектом исследования является мыслительная деятельность младших школьников с задержкой психического развития.

Предмет исследования — индивидуально ориентированные методы кор-рекционно-развивающей работы по формированию приемов мыслительной деятельности младших школьников с ЗПР (церебрально-органического генеза) на учебном материале.

Гипотеза исследования.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ЗПР церебрально-органического генеза в общеобразовательной школе должна осуществляться учителем-дефектологом на основе комплексного подхода к ее содержанию с целью определения индивидуально ориентированных методов и приемов повышения уровня умственного развития детей с ЗПР в процессе усвоения учебных знаний.

Специальное формирование приемов мыслительной деятельности у детей с ЗПР церебрально-органического генеза обеспечивается системой коррекцион-но-развивающих заданий, определяющей постепенный переход мыслительной деятельности учащихся с репродуктивного на продуктивный уровень и содержащей определенные этапы обобщения приемов мыслительной деятельности на материале различных школьных дисциплин с их последующим переносом в учебную деятельность ребенка.

Задачи исследования.

1. Определить содержание и основные направления коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога с детьми младшего школьного возраста с ЗПР (церебрально-органического генеза), обучающихся в коррекци-онных классах VII вида общеобразовательной школы.

2. Обосновать необходимость комплексного подхода к содержанию кор-рекционно-педагогической работы учителя-дефектолога с целью определения индивидуально ориентированных методов и приемов повышения уровня умственного развития и формирования учебных знаний у младших школьников с ЗПР.

3. Определить психолого-педагогические условия и эффективные методы обучения, направленные на формирование приемов мыслительной деятельности у детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза на индивидуальных и групповых занятиях учителя-дефектолога в общеобразовательной школе.

4. Апробировать систему коррекционно-развивающих заданий по формированию приемов мыслительной деятельности (на материале учебных предметов) у детей с ЗПР церебрально-органического генеза.

5. Изучить эффективность влияния специального коррекционного обучения, направленного на повышение уровня умственного развития младших школьников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза.

Методологические основы исследования базируются на культурно-исторической теории развития высших психических функций и положения об общности закономерностей развития нормально развивающегося ребенка и ребенка с нарушениями психофизического развития (JI.C. Выготский), на теории деятельности, разработанной в трудах А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, теории общей обучаемости и личностно-ориентированного обучения (Н.А. Менчинская, З. И. Калмыкова, И.С. Якиманская), исследованиях, раскрывающих клинико-физиологические, психолого-педагогические особенности детей с ЗПР (Т.А. Власова, Т. В. Егорова, В. В. Лебединский, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, И. Ф. Марковская, М. С. Певзнер, Р. Д. Тригер, У. В. Ульенкова, М. Н. Фишман, С. Г. Шевченко и др.), концепции коррекцион-но-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях, разработанной в ИКП РАО и утвержденной МО РФ в 1994 г.

Методы исследования:

1. Обзорно-аналитическое изучение специальной литературы по теме исследования.

2. Эмпирические методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за детьми в процессе экспериментальных исследований и на занятиях.

3. Экспериментальные методы: констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты.

4. Статистические методы обработки экспериментальных результатов.

Организация исследования.

Всего исследованием было охвачено 167 учащихся начальных классов школы, из них 45 нормально развивающихся школьников, 122 учащихся с задержкой психического развития различной этиологии.

Констатирующий эксперимент проводился на базе общеобразовательной школы № 40, Лицея № 3 Кировского района, в подготовительной группе ДОУ компенсирующего вида и общеобразовательной школы № 64 Трусовского района г. Астраханиобщеобразовательной школы-лаборатории № 960 СевероВосточного округа г. Москвыобщеобразовательных школ № 60, № 732 Западного округа Москвы.

Экспериментальное обучение было организовано на базе шко-лы-лаборотории № 960 Северо-Восточного округа г. Москвы.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались исходными теоретическими положениями, применением комплекса методов, соответствующих предмету и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, статистическим анализом результатов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Разработаны и научно обоснованы содержание и основные направления коррекционно-педагогической работы специального педагога (учителя-дефектолога) с младшими школьниками с ЗПР церебрально-органического генеза в условиях общеобразовательной школы.

Выделены и описаны уровни сформированности приемов мыслительной деятельности нормально развивающихся учащихся и детей с ЗПР церебрально-органического генеза младшего школьного возраста.

Доказана эффективность комплексного подхода к содержанию коррекци-онно-педагогической работы учителя-дефектолога с целью определения индивидуально ориентированных методов и приемов повышения уровня умственного развития и формирования учебных знаний у младших школьников с ЗПР.

Определены психолого-педагогические условия и разработаны эффективные методы коррекционного обучения, направленного на формирование приемов мыслительной деятельности детей с ЗПР (церебрально-органического генеза) на индивидуальных и групповых занятиях учителя-дефектолога в общеобразовательной школе.

Разработана система специальных коррекционно-развивающих заданий по формированию приемов мыслительной деятельности младших школьников с ЗПР церебрально-органического генеза.

Практическая значимость.

Основные направления, содержание и методы коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога с младшими школьниками с ЗПР церебрально-органического генеза в условиях общеобразовательной школы апробированы и внедрены в практику образовательных учреждений.

Предложенные методы выявления готовности к школьному обучению детей с ЗПР, нуждающихся в специализированной помощи учителя-дефектолога в соответствии с уровнем их умственного развития, позволяют осуществлять дифференцированный подход к выбору организационных форм школьного обучения и определять условия взаимодействия специалистов ПМПк образовательного учреждения.

Разработанная система специальных коррекционно-развивающих заданий по формированию приемов мыслительной деятельности учащихся 3−4 классов (на учебном материале) может быть использована в практике коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития в начальных классах школы.

Предложенные методические рекомендации способствуют повышению компетенции учителей общеобразовательной школы в вопросах коррекционно-развивающего обучения младших школьников с ЗПР и могут применяться в системе повышения квалификации учителей классов КРО и специалистов ПМПк образовательных учреждений.

На основании материалов исследования разработана рабочая документация учителя-дефектолога, которая может быть рекомендована к использованию специалистами в условиях общеобразовательных школ и специальных (коррек-ционных) образовательных учреждений VII вида.

Положения, выносимые на защиту.

1. Организация коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР церебрально-органического генеза в условиях общеобразовательной школы требует обеспечения комплексного подхода к определению содержания работы учителя-дефектолога и разработке индивидуально-ориентированных методов и приемов, направленных на повышение умственного развития и формирование учебных знаний учащихся.

2. Система коррекционно-развивающих заданий, способствующая формированию приемов мыслительной деятельности у детей с ЗПР церебрально-органического генеза должна обеспечивать: 1) постепенный переход мыслительной деятельности учащихся с репродуктивного на продуктивный уровень- 2) определенные этапы обобщения приемов мыслительной деятельности на материале различных школьных дисциплин и переноса их в учебную деятельность ребенка.

3. Целенаправленное формирование приемов мыслительной деятельности (проводимое на учебном материале) у младших школьников с ЗПР церебрально-органического генеза на занятиях учителя-дефектолога с использованием системы специальных коррекционно-развивающих заданий должно оказать позитивное влияние на умственное развитие учащихся, повысить эффективность усвоения знаний в соответствии с обязательным минимумом содержания образования.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования были представлены на I Всероссийских педагогических чтениях «Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонениями в развитии» (Москва, 2001), IV Всероссийской конференции «Компенсирующее и коррекционно-развивающее обучение» (Москва, 2003), Городских научно-методических семинарах (Астрахань, 2001, 2002), заседаниях лаборатории содержания и методов обучения детей с трудностями в обучении ИКП РАО (2001;2004), на методических объединениях и семинарах учите-лей-дефектологов Северо-Восточного окружного управления образования г. Москвы (2002;2004).

Материалы исследования используются в лекциях для слушателей Московского института открытого образования, при проведении методических консультаций для учителей, работающих в классах КРО общеобразовательной школы, и специалистов школьного ПМПк Западного, Северо-Восточного округов г. Москвы, а также в практике работы учителей начальных классов и педа-гогов-дефектологов г. Москвы, Астрахани.

Материалы исследования отражены в 5 печатных работах.

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Результаты изучения уровня готовности к школьному обучению и особенностей умственного развития учащихся с ЗПР, обучающихся в классах КРО общеобразовательной школы, позволили выделить детей, нуждающихся в специально организованной коррекционно-педагогической работе учителя-дефектолога, для определения индивидуально ориентированных методов и приемов работы по повышению уровня умственного развития и формированию учебных знаний учащихся.

2. Сравнительное изучение уровня готовности к школьному обучению двух групп детей с ЗПР, поступающих в первые классы КРО (выпускников дошкольных учебных заведений общего вида, детей, не посещавших ДОУ до школы и выпускников дошкольных учреждений для детей с ЗПР, получивших подготовку к школе по программам КРО), позволило показать, что специальные условия дошкольных коррекционно-развивающих групп для детей с ЗПР способствуют повышению их умственного развития и оказывают существенное влияние на общую способность к обучению, что значительно расширяет их потенциальные возможности в усвоении школьной программы. Исследование подтверждает необходимость раннего выявления и ранней коррекции отклонений в умственном развитии, что должно найти широкое применение в образовательной практике.

3. На основе экспериментального исследования обоснована необходимость комплексного подхода, определены содержание и основные направления кор-рекционно-педагогической работы учителя-дефектолога в условиях общеобразовательной школы, сформулированы ее основные положения, цель и задачи.

4. На основании сравнительного изучения умственного развития нормально развивающихся учащихся и детей с ЗПР церебрально-органического генеза выделены группы детей в соответствии с уровнем сформированности приемов мыслительной деятельности, выявлены и описаны особенности использования приемов многоаспектного анализа и синтезирования объектов у детей с ЗПР (показавших III-IV уровень), обоснована необходимость коррекционно-развивающей работы, предполагающей использование определенной системы упражнений, специальных приемов и методов, обеспечивающих «особые образовательные потребности» детей с ЗПР церебрально-органического генеза.

5. Специальное формирование приемов мыслительной деятельности у детей с ЗПР церебрально-органического генеза обеспечивается системой коррекционно-развивающих заданий, определяющей постепенный переход мыслительной деятельности учащихся с репродуктивного на продуктивный уровень и содержащей определенные этапы обобщения приемов мыслительной деятельности на материале различных школьных дисциплин с их последующим переносом в учебную деятельность ребенка.

Формирование приемов многоаспектного анализа и синтезирования объектов у детей экспериментальной группы привело к качественному улучшению показателей уровня сформированности приемов мыслительной деятельности, что оказало существенное влияние на умственное развитие учащихся, повысив возможности их обучения в общеобразовательной школе.

6. Разработанная система специальных коррекционно-развивающих заданий по формированию приемов мыслительной деятельности (на учебном материале) может быть использована в практике коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития на начальной ступени обучения в школе. Полученные данные могут применяться при разработке методических рекомендаций для работы специального педагога (учителя-дефектолога) с детьми, испытывающими трудности в условиях классов КРО.

Заключение

.

Разработка системы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР) с начала 70-х годов осуществлялась поэтапно: от создания школ, школ-интернатов и классов выравнивания для детей с ЗПР в системе специального образования до системы коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений на современном этапе. Обучение в коррекционных классах VII вида в условиях общеобразовательной школы (классах КРО) осуществляется на принципах дифференциации образования и индивидуализации учебно-воспитательного процесса. Индивидуализация обучения становится возможной в условиях комплексного подхода к диагностике и коррекции развития ребенка, обеспечивающего активную дифференцированную помощь учащемуся различных специалистов (врачей, психологов, дефек-тологов), что является одним из важных положений системы коррекционно-развивающего обучения широко реализуемой с 1994 г. в общеобразовательных школах. Анализ литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод о необходимости определения направлений и содержания коррекцион-но-педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении в системе КРО. В данном исследовании раскрывается содержание, методы и приемы работы учителя-дефектолога с младшими школьниками с ЗПР церебрально-органического генеза в условиях общеобразовательной школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. К., Козлова В. Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 160 с.
  2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. К. С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982. — 128 с.
  3. Актуальные проблемы интегрированного обучения: Сб. матер, конференц. М.: Права человека, 2001. — 152 с.
  4. Н. В. Психолого-педагогические условия формирования саморегуляции познавательной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 2003. — 24 с.
  5. Н. В. Радость познания. Логические задачи для детей младшего школьного возраста. М.: АРКТИ, 2000. — 24 с.
  6. Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — 144 с.
  7. Н. Л. Коррекция эмоциональной реакции на неуспех у детей с интеллектуальной недостаточностью // Вопросы психологии. 1992. — № 1−2. -С. 33−42.
  8. Н. Л. Мотивация детей с задержкой психического развития в условиях психического насыщения // Дефектология. 1975. — № 1. — С. 25−28.
  9. Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М.: Изд-во УРАО, 1999. — 148 с.
  10. Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. — 136 с.
  11. П. П. Память и мышление. Психологический анализ припоминания // Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964. -547 с.
  12. Д. Н. Формирование приемов умственной работы учащихся как путь развития мышления и активизации учения // Вопросы психологии. -1962.-№ 4.- С. 74−82.
  13. Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд. Акад. пед. наук РСФСР, ин-т психологии, 1959. — 347 с.
  14. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946 1980гг. / Под. ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.-С. 129−138.
  15. Е. М., Арсланьян В. П. Тест умственного развития младшего школьника. М.: Психол. институт РАО, 1997. — 30 с.
  16. Н. Ю. Особенности формирования речевого высказывания у старших дошкольников с задержкой психического развития: Автореф. дис.. канд. пихол. наук. -М., 1983 16 с.
  17. Е. А., Венгер А. Л., Политова К. Н., Сушкова Е. Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. М.: Мин. Обр. РФ, 1992. — 127с.
  18. Т. А., Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития // Дефектология. 1975. — № 6. — С. 817.
  19. Л. С. Мышление и речь // Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.- С. 262−462.
  20. Л. С. Основы дефектологии // Собр. соч.: т. 5 / Под ред. Т. А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
  21. Л. С. Развитие высших психических функций. М.: Изд. Акад. пед. наук, 1960. — 500 с.
  22. П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии / Под ред Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1966. — С. 236−277.
  23. П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М.: АПН РСФСР, 1959. — Т.1. -С. 441−469.
  24. Е. JI. Методика оценки сформированности базовых компонентов читательской деятельности у детей с различными нарушениями в развитии // Дефектология. 2001. — № 3. — С. 81−96.
  25. К. М., Горбачева Е. И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М.: Знание, 1992. — 80 с.
  26. Ю. И. Неврологический анализ неуспевающих учеников массовых школ: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1973. — 19 с.
  27. Ю. Г. Клинико-психологическое обследование детей с так называемой «задержкой психического развития» // Дефектология, л. 1967. — С. 129−133.
  28. Ю. Г. Некоторые данные исследований памяти у детей с задержкой психического развития // Материалы III Всесоюзного Общества психологов СССР. Т. II, вып. 1. — М., 1971, С. 67 — 71.
  29. Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М.: Педагогика, 1971. — 208 с.
  30. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М.: Педагогика, 1984. — 167 с.
  31. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С. Г. Шевченко. М.: АРКТИ, 2001. — 224 с.
  32. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: НИИ ОПП АПН СССР, 1981. -157 с.
  33. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов / Сост. Семаго Н. Я., Семаго М. М. М.: АРКТИ, 2000. — 43 с.
  34. С. А. Продуктивность и динамические особенности интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -М., 1977. -21 с.
  35. Досмаева (Михайличенко), Г. Н., Лидере А. Г. Об одном опыте адаптации теста способностей к обучению в школе // Вопросы психологии. 1985. — № 1. -С. 162−166.
  36. А. О. Школьные трудности «нестандартных» детей. М.: Школа-Пресс, 1999. — 144 с.
  37. А. О., Фишман М. Н. Дети с трудностями в обучении (к вопросу об этиопатогенезе) // Дефектология. 1995. — № 5. — С. 22−28.
  38. Дунаева 3. М. Особенности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития и методы их коррекции: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1980 — 22 с.
  39. Дунаева 3. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1980. — № 4. — С. 27−34.
  40. Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М.: Педагогика, 1973. — 150 с.
  41. Т. В. Своеобразие процесса запоминания у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1972. — № 4. — С. 16−23.
  42. Т. В., Лонина В. А., Розанова Т. В. Развитие наглядно-образного мышления у аномальных детей // Дефектология. 1975. — № 4. — С. 3−16.
  43. Г. И. Действие детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология. 1972. — № 4. — С. 29−35.
  44. Г. И. Психолого-педагогическое изучение учащихся с задержкой психического развития в специальной школе // Дефектология. — 1981. № 2.-С. 14−26.
  45. Н. А. Некоторые особенности прогностической самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. 1981. — № 4. — С. 32−40.
  46. С. Д. Программа изучения ребенка различными специалистами // Школа для всех: Адаптивная модель / Ямбург Е. А. М.: Новая школа, 1996. -С. 318−323.
  47. С. Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. М.: Новая школа, 1998 — 144 с.
  48. С. Д., Боровик О. С. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — 115карт.- 32 с.
  49. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение: Владос, 1994. — 318 с.
  50. Л. В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. -418 с.
  51. А.В. Развитие мышления // Психология детей дошкольного возраста / Под. ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1964. -352 с.
  52. Н. Н., Ополинский Э. С., Рейдибойм М. Г. Исследование функционального состояния мозга по данным электроэнцефалографии у детей с задержкой развития // Дефектология. 1972. — № 3. — С. 9−15.
  53. Е. С. Клинико-психологическое изучение детей с задержкой психического развития // Матер. 3-го Всесоюзн. Съезда о-ва психологов СССР. -М&bdquo- 1968.-т.З, вып.1.-С. 416−417.
  54. Инструкция по приему в специальные школы-интернаты (школы с продленным днем) для детей с задержкой психического развития: Утв. приказом Министерства просвещения СССР от 03.07.81 № 103 // Бюл. нормат. актов Мин. Просвещения СССР. 1982. -№ 3. — С. 27−29.
  55. М. В. Изучение трудностей решения арифметических задач у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1974. — № 1. — С. 3−11.
  56. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. — М.: Знание, 1981.-95 с.
  57. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
  58. Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников: Проблема приемов умственной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-376 с.
  59. О. В. Программа курса «Уроки общения» для младших школьников// Система коррекционно-развивающего обучения в Москве. Выпуск 8 / Отв. ред. Jl. Е. Курнишова. М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2003. — С. 48−71.
  60. Калмыкова 3. И. Некоторые психические особенности мыслительной деятельности неуспевающих школьников // Дети с временной задержкой в развитии / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М.: Педагогика 1971 — С. 132— 139.
  61. Калмыкова 3. И. Особенности абстрагирования и обобщения существенного в материале детьми с задержками в психическом развитии // Дефектология. 1977.-№ 4.-С. 19−26.
  62. Калмыкова 3. И. Особенности генезиса продуктивного мышления детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1978. — № 3. — С. 3−8.
  63. Г. М. Усвоение математических знаний детьми с задержкой психического развития // Дефектология. 1981. — № 3. — С. 57−62.
  64. В. В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1979 — 607с.
  65. И. А. Патопсихологическая дифференциация некоторых форм психического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста: Ав-тореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1980. — 23 с.
  66. Н. И. Коррекция нарушений ориентирования в учебных заданиях у детей с задержкой психического развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М&bdquo- 1988.- 17 с.
  67. Ю. А., Тригер Р. Д., Шевченко С. Г. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения. М: Школьная Пресса, 2004. — 64 с.
  68. И.Г. Коррекционно-развивающее обучение русскому языку младших школьников с задержкой психического развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2003. — 24 с.
  69. JI. В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: Автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 1986. — 19 с.
  70. Т. В. Формирование общетрудовых умений у младших школьников с задержкой психического развития в условиях организации групповых форм обучения // Дефектология. -1988.-№ 4.-С. 24−32.
  71. И. Ю Эмоциональные реакции детей с задержкой психического развития в оценочной ситуации // Дефектология. -1987. № 3. — С. 21−30.
  72. И. Ю., Пускаева Т. Д. Познавательная деятельность и ее детерминанты при задержке психического развития // Дефектология. 1989. — № 1. — С. 11−21.
  73. И. Ю. О возможностях формирования учебной мотивации у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1982. — № 6. — С. 3— 10.
  74. Р. И, Бойков Д. И. Особенности семантического структурирования текста у школьников с умственной отсталостью и задержкой психического развития // Дефектология. 1994. — № 1. — С. 6−10.
  75. Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-304 с.
  76. К. С. Клинические варианты задержки психического развития. // Журн. невропатол. и психиатр, им. С. С. Корсакова. 1980. — № 3. — С. 407−412.
  77. В. В. Нарушения психического развития детей. М.: Изд. МГУ, 1985.- 167 с.
  78. Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. — 279 с.
  79. А. Н. Деятельность, сознание, личность. М. Политиздат, 1975. -304 с.
  80. А. Н. Мышление // Вопросы философии. 1972. — № 12. — С. 129−140.
  81. А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. МГУ, 1972. — 575 с.
  82. Л. И. Развитие мышления на уроках объяснительного чтения. -М.: Изд. пед. наук РСФСР, 1961.- 164 с.
  83. Е. А. Коррекция дисграфии у школьников с задержкой психического развития // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития: Тезисы докл. СПб., 1955. — С. 170−171.
  84. В. И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой развития // Дефектология. 1972. — № 4. — С. 10−16.
  85. В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М.: Педагогика, 1978. — 223 с.
  86. Н. Т. Формирование рациональных способов запоминания у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1977. — № 3. — С. 18−27.
  87. Ю. Б. Особенности формирования самоконтроля в деятельности детей с задержкой психического развития: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1986 — 15 с.
  88. Н. Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1996. — 80 с.
  89. Е. В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1991.-21 с.
  90. Е. В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1980. — № 6. — С. 14−21.
  91. К. К. Особенности динамики интеллектуальной деятельности школьников с задержкой психического развития: Автореф. дисс.. канд. психол. наук.-М., 1991.-22 с.
  92. А. Г., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. — Петрозаводск, 1993. -С. 99−139.
  93. И. Ф. Задержка психического развития (клини-ко-нейропсихологическая диагностика). М.: изд. н/о «Компенс-центр». — 1993.- 198 с.
  94. И. Ф. Нейропсихологический анализ клинических вариантов задержки психического развития. // Дефектология. 1977. — № 6. — С. 22−29.
  95. И. Ф. Прогностическое значение комплексного клинико-нейропсихологического исследования // Хрестоматия. Дети с трудностями в обучении / Сост. В. М. Астапов М., 1996. — С. 186−194.
  96. Н. А. Краткий обзор проблемы неуспеваемости школьников // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М. 1971. — С. 252 264.
  97. Н. А. Мышление в процессе обучения // Исследование мышления в советской психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1966. — С. 349 387.
  98. Н. А. Проблемы учения и умственное развитие школьника // Избр. психол. труды / Ред-сост. И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1989. -218 с.
  99. О. П. Динамика различных видов мышления у детей с ЗПР в среднем школьном возрасте: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. — М., 1988. -16 с.
  100. В. И. Особенности межанализаторных связей и их роль в усвоении навыков чтения и письма детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1979. — № 2. — С. 17−25.
  101. Р.Г. Об овладении «конкретными» естественнонаучными понятиями в школе // Материалы совещания по психологии. М.: АПН СССР, 1957. — С. 433−437.
  102. Н. А. Педагогическое изучение детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1972. — № 5. — С. 7−12.
  103. Никольская И. JL, Тигранова JI. И. Гимнастика для ума. М.: Просвещение, 1997.-208 с.
  104. О специальных классах выравнивания для детей с задержкой психического развития // Письмо Министерства просвещения РСФСР от 3.06.1988 № 10−1366 М / Бюл. норм, актов Мин. Просвещения СССР. 1989. — № 1. — С. 26−29.
  105. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Никашиной. М.: Просвещение, 1981. — 119 с.
  106. Отстающие в учении школьники (проблемы психического развития) / Под ред. 3. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной. М.: Педагогика, 1986. — 208 с.
  107. Т. Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития // Дефектология. 2000. -№ 4. — С. 36−42.
  108. М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1972. — № 3. — С. 3−9.
  109. Л. И. Некоторые особенности внимания у детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1972. — № 4. — С. 23−29.
  110. Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. М.: «Когито-центр», 1996 — 72 с.
  111. Л. И., Слободяник Н. П. Опыт использования теста Г. Витцлака при определении обследования детей, поступающих в школу // Детский практический психолог. 1996. — № 1,2. — С. 40−43.
  112. Л. И., Слободяник Н. П., Щушковская А. А. К проблеме отбора детей в коррекционно-развивающие классы и классы коррекции недостатков развития младших школьников // Дефектология. 1988. — № 2. — С. 10−18.
  113. Н. Г. Особенности воспроизведения непроизвольно запечатленного материала детьми с задержкой психического развития // Дефектология.- 1983.-№ 2.-С. 13−18
  114. Н. Г. Особенности непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития: Автореф. дисс.. канд. психол.наук. М., 1981. — 18 с.
  115. Н. Н. Мышление дошкольника.- М.: Педагогика, 1977. 271 с.
  116. В. Л. Особенности кратковременной памяти у детей с задержкой психического развития: Автореф. дисс.. канд.психол.наук. М., 1981. — 18 с.
  117. В. Л. Формирование мнемического приема смыслового соотнесения у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1985. — № 3.- С.4−10.
  118. В. Л. Формирование мнемического приема смысловой группировки у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1987.- № 2. — С.3−9.
  119. Г. М. Динамика организованности внимания у детей с задержкой психического развития и учащихся вспомогательной школы // Дефектология. 1974. -№ 4. — С. 16−20
  120. Е. А. Интеллектуальный тренинг как средство умственного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дис. .канд. психол. наук. — М., 1997. -21 с.
  121. Психологическая коррекция умственного развития учащихся / Под ред. К. М. Гуревича, И. В. Дубровиной. М.: НИИ общ. и пед. психол АПН СССР, 1990.- 124 с.
  122. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н. А. Менчинской М.: Педагогика, 1971.- 272 с.
  123. Психология: Словарь / Под. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. 272 с.
  124. Т. Д. Об изучении специфики структуры познавательной деятельности детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1980 — № 3. С. 10−18.
  125. Т. Д. Структура хмыслительной деятельности школьников и пути ее коррекции при задержке психического развития // Отстающие в учении школьники / Под. ред. 3. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной. М.: Педагогика, 1986.-С. 43−65.
  126. Г. Н. Некоторые особенности письменной речи младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология- 1991. — № 2. — С.12−19.
  127. Г. Н. Формирование умений построения предложений в речи детей с задержкой психического развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1985.- 18 с.
  128. М. Г. Материалы клинического изучения неуспевающих школьников // Дефектология. 1972. — № 3. — С. 15−21.
  129. В. И. Формирование приемов мышления школьников. Владимир: Мин. Прос. РСФСР, Владимирск. Гос пед инст. — 1973. — 183 с.
  130. С. JT. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд. АН СССР, 1958.- 147 с.
  131. Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностики и кор-рекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2001. — 203 с.
  132. Е. И. Обучение изложению как средство активизации речевой деятельности младших школьников с задержкой психического развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997. — 19 с.
  133. Е.С. Особенности активной речи дошкольников, отстающих в развитии: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1978. -21 с.
  134. Н. П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004. — 256 с.
  135. X. Нарушения развития учащихся начальных школ и испытываемые ими затруднения в учебной деятельности // Дефектология. 1972.- № 3. — С.21−28
  136. Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 184с.
  137. Т. А. Особенности логического мышления дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. 1982. — № 4. — С. 51−56.
  138. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т.— 2. М.: Медгиз, 1959. — 406 с.
  139. Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
  140. Л. И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха. М.: Просвещение, 1991. — 64 с.
  141. Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. Ярославль: Академия развития, 1998. — 208 с.
  142. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте: Пер. с чеш. -М.: Медицина, 1986. 226 с.
  143. Р. Д. Некоторые особенности младших школьников с задержкой психического развития в овладении грамматическим строем речи // Дефектология.- 1987.-№ 5.-С. 12−21.
  144. Р. Д. Ориентировка детей с задержкой психического развития в грамматическом материале // Дефектология. 1974. — № 2. — С.40−49.
  145. У. В. Об особенностях саморегуляции в интеллектуальной деятельности шестилетних детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1987. — № 4. — С. 46−50.
  146. У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. -М.: Педагогика, 1990. 217 с.
  147. М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей. М.: Изд-во УРАО, 2001 — 76с.
  148. М. Н. Функциональная асимметрия мозга у детей с задержкой психического развития и умственной отсталость // Дефектология. 1996. -№ 4. — С. 3−6.
  149. М. Н. Электрофизиологический анализ функционального состояния мозга детей с трудностями в обучении // Дефектология. 1999. — № 5. — С. 19−24.
  150. М. Н., Лукашевич И. П., Мачинская Р. И. Особенности функционального состояния мозга детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1998. — № 1. — С. 24−29.
  151. Т. А. Сравнительное исследование особенностей познавательной деятельности при общем недоразвитии речи и при задержке психического развития у младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993. — 17 с.
  152. А. А. Формирование словообразования у младших школьников с задержкой психического развития в процессе логопедической работы: Автореф. дисс.. канд. пед наук. СПб., 1999. — 16 с.
  153. А. Н. Особенности познавательной активности младших школьников с пониженной обучаемостью: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1974.-20 с.
  154. Н. А. Обучение чтению детей с задержкой психического развития: пособие для учителя. М: изд. н/о «Компенс — центр», 1994. — 204 с.
  155. Н. А. Понимание прочитанного текста первоклассниками с задержкой психического развития // Дефектология. 1974. — № 1. — С. 11−19.
  156. JT. Ф. Особенности произвольного внимания и познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. 1987. — № 6 — С. 17−22.
  157. Г. Б. Дифференциальная психологическая диагностика задержки психического развития на основе анализа стандартизированной методики: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1980 — 22 с.
  158. С. Г. Вариативные формы образования детей с трудностями в обучении // Дефектология. 1996. — № 1. — С. 17−24.
  159. С. Г. К вопросу об умственном и речевом развитии детей с ЗПР //Дефектология. 1994.-№ 1.-С. 15−18.
  160. С. Г. Комплексный подход к диагностике, коррекции и реабилитации детей с трудностями в обучении // Дефектология. 1995. — № 1. — С. 3037.
  161. С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод, пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. М: Гуманист, изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 136 с.
  162. С. Г. Особенности знаний и представлений о ближайшем окружении у первоклассников с задержкой психического развития // Дефектология.- 1974. — № 1. С.26−29.
  163. Л. М. и др. Школа-центр диагностики и интегрированного обучения детей с проблемами в психическом развитии. СПб.: «Образование», 1994.-79 с.
  164. П. Б. Опознание простых изображений детьми с задержкой психического развития // Дефектология. 1972. — № 4. — С. 35−41. 172. Эльконин Д. Б. К проблеме контроля возрастной динамики психического развития личности. — Таллин, 1974. — 145 с.
  165. ПЗ.Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974.-64 с.
  166. И. А. О некоторых клинических особенностях психического инфантилизма.// В кн. Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М.: Педагогика, 1971 — С. 25−31.
  167. И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. — 112 с.
  168. Л.В. Особенности употребления грамматических категорий детьми с задержкой психического развития // Дефектология. 1976. — № 3. — С. 35−44.
  169. Gaddes W.H. Learning disabilities and Brain function: A neuropsychological approach. NY. Etc: Springer, 1980. — 403p.
  170. Gross M., Willson W. Minimal brain disfuncion. NY.: Brunner/Mazel, Publishers, 1974 — 206p.
  171. Spionek H. Zaburzenia rozwoju ucznoin a miepowodzenia szkolne. -Warszawa.: Pantswowe Wydawnictwo Naukowe. 1975. 459.
  172. Strauss A. A., Lehtinen L.E. Psyhopathalogy and iducation of bain-injured child. N.Y.: Grime and Stratton, 1947. — 206p.
  173. Tranopol L. Learning disorders in children. Boston, 1971. — 378p.
  174. Wender P.H. Minimal brain disfunction syndrome in children.// J. Neuropathol-ogycal Mental Disorders. 1972., V. 155, P. 55−57.
  175. Witzlack G. Fur Bedingungsansanalyse des Leistunsversagens von Schulern. -Berlin, 1968. 156 s.
  176. Witzlack G. Fur Diagnostik und Entwicklung der Schulfahigkeit. Berlin, 1968. -289s.
Заполнить форму текущей работой