Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Представления младших школьников о родительских ролях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вербализованными доминантами когнитивного компонента представлений младших школьников о функциях семьи и родительской роли явились: 1) понимание семьи как главной жизненной ценности для человека, понимание того, что в ней реализуется его потребность в эмоциональной поддержке. Предпочитаемый тип будущей семьи — это супружеская пара с двумя детьми разного пола- 2) четкая дифференциация функций… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социально-психологические исследования детских представлений о родительских ролях. Аналитический обзор
    • 1. 1. Представление как социально-психологический феномен
    • 1. 2. Особенности современной семьи
    • 1. 3. Особенности полоролевой социализации ребенка в семье
    • 1. 4. Освоение ролей в процессе социализации
    • 1. 5. Особенности распределения ролей в семье
    • 1. 6. Родительские роли
  • Глава 2. Программа и методы исследования представлений младших школьников о родительских ролях
    • 2. 1. Методы и методики эмпирического исследования представлений младших школьников о родительских ролях
    • 2. 2. Выборка и процедура исследования
  • Глава 3. Результаты эмпирического исследования представлений младших школьников о родительских ролях
    • 3. 1. Представления младших школьников о структуре семьи и родительских ролях
    • 3. 2. Представления младших школьников о роли родителей в создании эмоционального климата в семье
    • 3. 3. Представления младших школьников о роли родителей во взаимодействии с детьми
    • 3. 4. Представления младших школьников о будущей семье
  • Выводы диссертационного исследования

Представления младших школьников о родительских ролях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важность социально-психологического исследования представлений младших школьников о родительских ролях обусловлена нестабильным состоянием современным семьи, в котором отразились радикальность, динамичность и противоречивость перемен во всех сферах социальной жизни нашего общества. Проблема формирования у подрастающего поколения ориентации на крепкую семью и рождение двух и> более детей приобрела актуальность в условиях, когда семья, по признанию большинства ученых, переживает кризис, выражающийся, прежде всего, в невыполнении ею основных функций по рождению и социализации новых поколений, обесценивании родительства и снижении ценности детей [14, 29, 102, 149]. 1.

Особенно это. важно для современного крупного города, где «малодетная семья стала типичной» [29, с. 3]. Согласно статистическим данным, с 1995 по 2008 год численность детей сократилась с 38 миллионов до 26 миллионов [55, с. 10]. | Суммарный коэффициент рождаемости на одну женщину фертильного возраста также уменьшается и не соответствует необходимому для простого воспроизводства поколений числу детей [149]. Ограничение числа детей, как «форма поведения родителей», обусловлено ростом значимости образования, материального и карьерного успеха, личной свободы, доступностью средств контрацепции — с одной стороны, и снижением ценности супружества и родительства — с другой. 14, 15]. Все это приводит к изменению у людей образа будущей семьи и родительства.

Специалисты продолжают отмечать снижение воспитательного потенциала |Семьи. Одной из наиболее острых социальных проблем, поставившей' во главу угла необходимость формирования ответственного родительства у подрастающего поколения, стала проблема «детей-сирот» при живых родителях. Нестабильное состояние современной семьи порождает ряд проблем рвязанных с усвоением ребенком младшего школьного возраста представлений о семье и ответственности родителей за своих детей.

Отечественные и зарубежные исследователи, изучающие проблемы семьи, ставят вопрос о необходимости начинать подготовку к ответственному материнству и отцовству как можно раньше, поскольку большинство проблем, возникающих после образования семьи, берут свое начало в детстве. В младшем школьном возрасте происходит выбор и усвоение стереотипа полоролевого поведения, проигрывание ролей родителей, которыми они станут в будущем (Т.В. Андреева, А. И. Антонов, А. Бандура, С. Бем, Ш. Берн, В. В. Бойко, С. И. Голод, М. Земска, И.С.

Клецина, И. С. Кон, М. Мид, Р. В. Овчарова, Т. А. Репина, A.JI. Свенцицкий, A.C. Спиваковская, Л. И. Столярчук, Г. Г. Филиппова, Г. Г. Харчев, Г. Т. Хоментаускас, Т. Г. Яничева и др.) [13, 14, 19, 22, 25, 30, 48, 72, 85, 89, 113, 125, 136, 146, 157, 159, 167, 172, 176, 202]. Однако младший школьный возраст оказался наименее изученным в плане специфики представлений о будущих семейных и родительских ролях, что и определило тему нашего исследования.

Актуальность данной работы состоит в том, что в ней предпринята попытка изучить содержание представлений о родительских ролях современных младших школьников, проанализировать факторы, определяющие эти представления в новых условиях нестабильности семьи и вытекающие из нее изменения отцовской и материнской роли. Анализ содержания представлений о родительских ролях у детей, которые станут родителями в первой четверти третьего тысячелетия, позволит определить возможные траектории развития родительства будущих поколений.

Объектом диссертационного исследования являются представления младших школьников о родительских ролях в современных условиях. младших школьников о родительских ролях и их тендерная специфика. диссертационного исследования — структура представлений.

Цель диссертационного исследования — выявить общее и особенное в обусловленных тендером компонентах представлениях младших школьников о родительских ролях.

Гипотез^ исследования:

1. Когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты представлений младших школьников содержат доминанты, характеризующие их представления о родительских ролях.

2. В современной семье происходит перераспределение ролей, в результате которого мать начинает лидировать во всех сферах семейной жизни.

3. Представления мальчиков’и девочек о распределении функций матери и отца по отношению к своему будущему ребенку не совпадают.

4. Представления младших школьников о родительских ролях актуализируется в играх, отражаются в рисунках на тему семьи и имеют тендерную специфику.

Достижение поставленной цели и выдвинутых гипотез предполагает решение следующих задач:

1. Проанализировать теоретические подходы к изучению представлений о родительских ролях в отечественной и зарубежной научной литературе.

2. Изучить понимание младшими школьниками феномена семьи и функций, которые в ней выполняют родители и дети.

3. Определить представления младших школьников о структуре будущей семьи и распределении семейных ролей.

4. Исследовать представления, младших школьников об организации взаимодействия родителей и детей.

5. Изучить содержание представления младших школьников о будущем ребенке и о своих функциях как отца или матери.

6. Выявить специфику в представлениях о родительских ролях мальчиков и девочек на примере представлений учащихся младших классов общеобразовательной школы.

7. Проанализировать внутрисемейные условия, определяющие представления младших школьников о родительских ролях и их будущей семье.

Положения, выносимые на защиту:

1. Для содержания представлений младших школьников о родительских ролях характерны тендерные особенности и доминанты, выраженные в: а) когнитивном! компоненте (знание функций семьи, родительской и детской роли в ней, распределения обязанностей обоих родителей по отношению к ребенку) — б) эмоциональном компоненте (отношение к роли матери, отца, своему будущему ребенку, осознание его ценности, желание говорить о своей будущей семье) — в) поведенческом компоненте (взаимодействие родителей с детьми в хозяйственно-бытовой, игровой и развивающей деятельности).

2. Семья от традиционной семейной иерархии с главенством отца и соответствующим этому распределению обязанностей по выполнению родительски}]: ролей перестраивается в сторону доминирования матери не только во взаимодействии с ребенком, но и в принятии важных решений в семье, а традиционно дисциплинирующая роль отца смещается в сторону поощрений, похвалы и оказания эмоциональной поддержки членам семьи, что находит отражение в детских представлениях.

3. Воспитание детей мальчики и девочки считают ответственностью обоих родителей. Однако их представления о распределении функций между матерью и отцом, связанных с уходом за будущим ребенком, оказанием ему помощи и участием в совместных играх, не совпадают.

4. Занятость родителей (особенно отца) порождает дефицит взаимодействия в значимых для детей видах совместной деятельности (игровой, досуговой), который младшие школьники хотели бы компенсировать в общении со своими будущими детьми.

5. Желание младших школьников в будущем иметь более одного ребенка связано с наличием у них братьев/сестер в родительской семье, положительной эмоциональной атмосферой семьи и включенностью детей в совместную деятельность с родителями.

6. Игрушки, в которые играет ребенок, и рисунки, в которых отражаются его представления о семье, являются достаточным основанием для анализа и прогнозирования его родительского поведения в будущем.

Научная новизна исследования заключается в решении актуальной научной задачи — в комплексном изучении содержания представлений детей младшего шк! ольного возраста о родительских ролях и желаемом числе детей в их будущей семье, изучении условий формирования этих представлений с учетом тендерных различий, в выявлении тенденций, определяющих будущее родительство новых поколений.

Теоретическая значимость исследования состоит в теоретическом анализе факторов и условий формирования у детей младшего школьного возраста представлений о будущих родительских ролях в процессе социализациианализе тендерной специфики в содержании представлений детей младшего школьного возраста о будущем родительстве и определяющих их факторахвыявлении взаимосвязи между родительской и своей будущей семейной жизньюв анализе социально-психологических условий развития у несовершеннолетних социально одобряемых образцов родительства.

Практическая значимость исследования заключается в анализе содержания представлений младших школьников о родительских ролях, позволившем определить наиболее устойчивые стереотипы в этих представлениях, выявить тенденции возможных изменений в функциях отцовской и материнской роли у будущих родителей. Результаты исследования показали необходимость разработки психологического подхода, направленного на создание социально-психологических, психологопедагогических условий для развития у несовершеннолетних адекватного представления о родительской роли в семье, об ответственном материнстве и отцовстве. Сформулированные на основе полученных данных выводы, могут быть использованы в семейном^ консультировании родителей, в осуществлении дифференцированного подхода в подготовке детей младшего школьного возраста к семейной жизни с учетом их тендерной специфики.

Методологической основой нашего исследования является социально-психологический подход к анализу социальных явлений, разработанный в трудах Г. М. Андреевой, Д. Майерса, А. Л. Свенцицкого и др. В определении сущности и тендерной специфики представлений мы опирались на работы С. Бем, Ш. Берн, В. Е. Кагана, И. С. Клециной, И. С. Кона, Ю. М. Орлова,.

Т.А.Репиной^ В. Л. Ситникова. Изучение социальных представлений младших 1 школьников о родительских ролях строилось на теории социальных представлений С. Московичи, К. А. Абульхановой-Славской, Г. М. Андреевой, Т. Н Емельяновой, А. И. Донцова, теории социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана.

Методы исследования: Для проверки гипотез и поставленных • исследовательских задач были использованы метод научного анализа проблемы, интервью, проективный метод и психологическое тестирование.

Методики исследования: Сбор эмпирического материала осуществлялся с помощью комплекса качественных методик: 1 — специально разработанного вопросника • для проведения полуструктурированного интервью- 2 — психологических рисуночных тестов «Моя семья», «Моя будущая семья», «Мой будущий ребенок" — 3 — проективной методики «Незавершенные предложения».

Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 215 источников, из которых 12 на английском языке и приложений.

Выводы диссертационного исследования.

1. Представления младших школьников о родительских ролях формируют установку на образ своей будущей семьи и специфику этих установок у мальчиков и девочек.

2. Детские игры и рисунки на семейную тематику являются отражением представлений младших школьников о родительских ролях, что позволяет выявить: 1)' особенности взаимоотношений в родительской семье и ее ролевую структуру- 2) возможное родительское поведение учащихся по отношению к своим будущим детям.

3. Вербализованными доминантами когнитивного компонента представлений младших школьников о функциях семьи и родительской роли явились: 1) понимание семьи как главной жизненной ценности для человека, понимание того, что в ней реализуется его потребность в эмоциональной поддержке. Предпочитаемый тип будущей семьи — это супружеская пара с двумя детьми разного пола- 2) четкая дифференциация функций матери и отца в соответствии со стереотипными тендерными ролями, принятыми в обществе (мать — рожает детей и обеспечивает домашний уют, а отец — глава и «кормилец» семьи, принимающий ответственные решения). При этом традиционно дисциплинирующая роль отца, смещается в сторону поощрений и похвалы ребенка, значимой становится его роль в проявлении эмоциональной поддержки и теплоты в отношениях. Однако распределение иерархических функций в будущей семье, в большинстве случаев, предполагается строить по другим основаниям: от отца ожидают не ответственности за принятие решений, а защиты и помощи, а от материответственности за принятие решений в семье.

4.3афиксированы различия в представлениях мальчиков и девочек относительно занятости будущей жены: девочки хотят доминировать как в профессиональной, так и в семейной сфере, в то время как мальчики лидирующую роль в данных сферах отводят себе.

5. Невербализованной доминантой когнитивного компонента представлений о типе будущей семьи у 58,0% испытуемых является образ: нуклеарной семьи. Однако у 42,0% учащихся выявленыструктурные: деформации, в образах будущей семьи: неполные и родительскиесемьи- «холостяки». Выявлена взаимосвязь представленийо- будущей: семье с детьми и более старшим возрастом младших школьников.

6. Эмоциональныйкомпонент представлений младших школьников о семье и родительских ролях имеет тендерную специфику: 1) в представленияхдевочек, в отличие: от мальчиков, отсутствует негативный-образ будущей семьи- 2) для девочек ценность ребенка более значима, чем для мальчиков — приоритет детейони ставят выше, чем мужа, выбирая свое место рядом с ребенком- 3)'у мальчиков, в отличие от девочек, в рисунках образа будущего ребенка выявлены психологические деформации в представлениях о будущем родительстве- 4) из родительской семьи В: представления о будущей семье учащиеся переносят разные элементы эмоциональных связей, девочки — взаимодействие с ребенком в совместной деятельности, а мальчикипроявление эмпатии^ доброжелательности.

7. Желание учащихся вербализовать своипредставленияо будущей семейной жизни взаимосвязано с возрастом- (по меревзросления оно повышается) |И полом (у девочек это желание выше, чем у мальчиков).

8: Поведенческий.- компонент представлений содержит:

• тендерную специфику: 1) игры насемейно-бытовую тематику, в которые, играют только девочки, способны культивировать у них заботливое отношение к детям, обучать практикам ухода за ребенком- 2) домашние обязанности девочек по уходу за младшими братьями и сестрами, приготовление пищи, развивают их представления о материнстве.

• расхождение представлений мальчиков и девочек о распределении их родительских обязанностей в будущей семье: зафиксирована конкуренция между будущими матерью и отцом за игры со своими детьми, участие в оказании им необходимой помощи, уходе за ними.

9. Семейные факторы, определяющие представления о родительских ролях: 1) связанный уровень сплоченности в большей степени присущ полным ceм? ямдоброжелательность в отношениях выше представлена у детей из семей с двумя и более детьми- 2) установлена взаимосвязь между числом детей в родительской семье (двухдетной и многодетной), ее положительной эмоциональной атмосферой, включенностью ребенка в совместную деятельность с родителями и желанием учащихся обоего пола иметь такое же число детей в будущей семье- 3) эмоциональный настрой в родительским семье (позитивный, амбивалентный, негативный), включенность ребенка в совместную деятельность с родителями, доброжелательность/агрессивность отношений между членами семьи и представления младших школьников о будущей семье и родительских ролях — взаимосвязаны- 4) негативный климат в родительской семье фрустрирует желание детей говорить о будущей семье и приводит к структурным и психологическим деформациям в представлениях о ней- 5) недостаточное внимание родителей младших школьников к совместным с ними играм, учащиеся часто компенсируют, представляя себя в роли родителя, активно играющего со своими будущими детьми.

10. Выявленные в исследовании содержательные доминанты представлений младших школьников о родительских ролях указывают на необходимость целенаправленного формирования у детей установки на ответственное родительство, которое включает не только обогащение их представлений о родительских ролях, но и сглаживание тендерных противоречий в ролях матери и отца во взаимодействии с ребенком, с целью гармонизации отношений «союза разных» для будущего семейного благополучия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ теоретической литературы и данных эмпирического исследования доказал актуальность изучения представлений младших школьников о родительских ролях в условиях современной семьи. В диссертационном исследовании мы изучили понимание младшими школьниками феномена семьи, материнских, отцовских и детских ролей, их представления о структуре будущей семьи и распределении семейных ролей в ней. Изучение содержания представлений об образе будущего ребенка и о своих, функциях как отца или матери строилось на выявлении специфики представлений мальчиков и девочек на примере учащихся младших классов городской школы и определении внутрисемейных условий, влияющих на формирование этих представлений. Итак, поставленные нами исследовательские задачи были достигнуты, а гипотезы — подтверждены. Интерпретация полученных в исследовании эмпирических данных доказала влияние психологической атмосферы родительской семьи на представление детей о будущей семье. Нами было установлено, что вовлечение детей в совместную деятельность семьи (независимо от ее типа), является фактором, влияющим на их желание в будущем иметь полную семью с двумя, тремя и более детьми, что является важной социальной задачей для будущего страны.

Исследование также выявило проблемы, которые необходимо решать: деформации в представлениях части младших школьников о семье и родительских роляхотсутствие взаимодействия мальчиков и девочек в видах < деятельности, развивающих представления о родительских ролях (игра, специально организованные занятия), отсутствие игр для мальчиков, развивающих представления и навыки будущей отцовской роли, конфликт ожиданий младших школьников разного пола о характере и степени включенности матери и отца в различные виды детско-родительских отношений, что может привести в их будущей семье к конфликту ролевых образов. Все это делает необходимым разработку комплексного.

I / -. , психологического подхода, направленногона создание социальнопсихологических условий-для развития у несовершеннолетних адекватного: представления-о родительской роли в семьесоздание специальных-игр для. мальчиков, способствующих формированию качеств будущего семьянина:

Исследование показало, что разработанное нами интервью какметод изученияпредставлений оказался эффективным для получения информации у детей, младшего школьноговозраста. Данныйвопросник может стать основойдля> беседы сдетьмио семье. Методика, рисунка «Мой5, будущийребенок» оказалась эффективной: для актуализациипредставлений младшихшкольниково себе, как о родителе. Она позволила узнать отношение: к ребенку, диагностировать деформации в отношении к детям ш своей будущей родительской роли.

На основе материалов нашего исследования мы пришли к выводу, что современные младшие школьники готовы кобсуждению проблем семьи. О ними целесообразно проводить уроки и групповые занятия (в условиях общеобразовательных школ или психологических центров) по развитию их представлений об ответственном родительстве с учетом возрастных особенностей. Это позволит проводить коррекцию их негативного: — опыта, ¦ I ¦ ¦. почерпнутого в родительской семье, который они воспроизводят в своих представлениях о родительских ролях (в рисунках, впроцессе игр-, на семейную тематику и др.).

Сформулированные на основе полученных данных выводы могут быть использованы для разработки программ подготовки к семейной’жизни детей младшего школьного возраста, с целью решения актуальной: задачи формирования у подрастающего поколения представлений об ответственном материнстве и отцовстве, что представляется для нас целесообразным и важным направлением работы с семьей: Выявленные исследованием противоречия транслируемых детьми вербальных и" невербальных к представлений требуют специального исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абулъханова-Славская К. А. Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. ¡-С. 92−99.
  2. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: Проблемы и стратегии исследования // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. А. Л. Свенцицкого. СПб.: Питер, 2000. С. 289−314.
  3. Д.С. Отцовская любовь. М.: Профиздат, 1989. С. 26−42.
  4. Л.С. Представления супругов о семье в юридически значимом развитии отношений в браке: Дис.. канд. психол. наук. М., 1984. 304 с.
  5. О.В. Ответственное отцовство. Шаг навстречу: Методические рекомендации по проведению «Дня отца». Барнаул, 2002. 62 с.
  6. Е. В. Особенности работы психолога с семьёй. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2000. 60 с.
  7. .Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1996. 384 с.
  8. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленинградского Университета, 1969. 338 с.
  9. Г. М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов психол. и пед. специальностей вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.
  10. Ю.Андреева Г. М. Социальная психология.М.: Издательство Московского университета, 1988. 432 с.
  11. Н.Андреева Г. М. Социальная психология в современном мире. Учеб. пособие для вузов / Т. Л. Алавидзе, Е. В. Антонюк, Г. М. Андреева и др. / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Аспект-пресс, 2002. 332 с.
  12. T.B. Семейная психология: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. 244 с.
  13. Т.В. Социальная психология семьи . СПб.: Изд-во С.-Пб.1. Ун-та, 2006. 211 с.
  14. А.И. Микросоциология семьи. М.: ИНФРА-М, 2005. 272 с.
  15. А.И., Медков В. М. Социология семьи. М: Изд-во МГУ: Изд-во МУБиУ, 1?996. 304с.
  16. Л. И., Цветкова Н. А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших школьников о семье // Современные гуманитарные исследования. 2006. № 1, С. 276−278.
  17. П.Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. М.: Просвещение, 1968. 445с.
  18. Т.М. Семейные портреты. М.: Молодая гвардия, 1980. 287 с.
  19. А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 320 с.
  20. БеланЬвский С. А. Сравнительный анализ свободного и формализованного интервью в социально-экономических исследованиях // Сравнительный анализ и методика социологических исследований. М.: Институт социологии АН СССР, 1989. С. 121.
  21. К.Н. Культурные модели материнства и отцовства как факторы формирования родительского отношения. Первая научнопрактическая Интернет-конференция „Психология и семья“: Электронныйtресурс.: http://www.psy-family.narod.ru/konfl .htm
  22. Бем С. Трансформация дебатов о половом неравенстве // Феминизм и тендерные исследования. Хрестоматия /Под ред. В. Успенской. Тверь: ТвГУ, 1999, С. 68−82.
  23. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.
  24. Д. Доэдиповы отношения между отцом и ребенком // Журнал практической психологии и психоанализа. М.: Институт практической психологии и психоанализа, 2002 № 2. 193 с.
  25. Ш. Тендерная психология. Законы мужского и женского поведения. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. 318 с.
  26. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.420с.
  27. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978. 318 с.
  28. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд.Моск.ун-та, 1982. 198с.
  29. В.В. Малодетная семья: Социально-психологический аспект. М.: Мысль, 1988. 24 с.
  30. В.В. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России / В. В. Бойко, К. М. Оганян, О. И. Копытенкова. СПб.: Сударыня, 1999. 236 с.
  31. Ю.В. Модель взаимосвязи факторов, определяющих специфику отцовства // Семейная психология и семейная терапия. 2006. № 2. С. 44—55. 1
  32. Е.Б. Основы демографии. Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2007. 388 с.
  33. Ф. Философские работы. М.: Гнозис, РФО, 1996. 323 с.
  34. Ф. • О происхождении нравственного познания. СПб.: Алетейя, 2000. 186 с.
  35. А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис. канд. психол. наук. М.: Изд-во МГУ, 1986. 206 с.
  36. а.л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководствоJm.: Изд-во владос-пресс, 2006. 159 с.
  37. Д.В. Маленькие дети и их матери. М.: „Класс“, 1998. 80 с.
  38. ЗЬ'.Виткин Дж. Правда о женщинах (14 мифов, сочиненных мужчинами). СПб.: Питер, 1996. 254 с.
  39. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: просвещение', 1991. 261 с.
  40. Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. 1966, № 6. С. 62−76.
  41. Л. С. Мышление и речь // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 тт. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. 504 с.
  42. Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл- Эксмо, 2005. 1136 с.
  43. Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  44. И. А. Структура семьи. М.: Статистика, 1976. 168 с.
  45. Д. Становление мужественности: культурные концепты маскулинности. М.: Российская политическая энциклопедия, 2005. 264 с.
  46. . Что такое психология: В 2-х т. Т. 2- М.: Мир, 1992. 376 с.
  47. С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. 800 с.
  48. С.И. Стабильность семьи: Социологический и демографический аспекты. Л.: Наука, 1984. 136с.
  49. П. П. Личность и роль: Ролевой подход в социальной психологии личности. К.: Интерпресс ЛТД, 2007. 312 с.
  50. О.М. Влияние самодеятельных игровых объединений на формирование справедливых отношений дошкольников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1984. 24 с.
  51. Л.В. Педагогические особенности нравственного воспитания мальчиков дошкольников в сюжетно-ролевых играх героической тематики: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1990. 16 с.
  52. И. В. Основы семейной жизни: Учебн. пособие. М.: Просвещение, 1991. 157 с.
  53. С. Г. Динамика социальных представлений учащейся молодежи в условиях социально-экономического кризиса: На примере курсантов летного училища: Дис.. канд. психол. наук. Самара, 2000. 160 с.
  54. Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях. М.: Социс, 1997, № 11. С. 72−79.
  55. Т., Босс П. Отношения мужчин и женщин в браке // Семья на пороге третьего тысячелетия /Под ред. А. И. Антонова, М. С. Мацковского. М.: ИС РАН, Центр общечеловеческих ценностей, 1995. 177 с.
  56. Э. Феноменология: / Предисл., пер. и примеч.
  57. B. И. Молчанова М.: Логос, 1991 № 1. — С. 12—21.
  58. Демографический энциклопедический словарь. М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1985. 608 с.
  59. Дети 1 В России. Стат. Сб./ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ „Статистика России“, 2009 121 с.
  60. Дж. Детский рисунок: Диагностика и интерпретация. М.: Апрель Пресс, Психотерапия, 2007. 256 с.
  61. М. Мыслительная деятельность детей. М.: Педагогика, 1985.192 с.
  62. А.И., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений в современной французской социологии. М.: Изд-во МГУ, 1987. 128 с.
  63. В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.208 с. !
  64. И.В. Проблемы психологической подготовки молодежи к семейной жизни // Вопросы психологии, 1981, № 4. С. 146−151.
  65. Т.П. Социальное представление понятие и концепция: Итоги последнего десятилетия // Психологический журнал. 2001. Т.22, № 6.1. C. 39−47
  66. A.B. Изменение моторики ребенка-дошкольника в зависимости от условий и мотивов его деятельности // Изв. АПН РСФСР. 1948. Вып. 14. С. 125−167.
  67. A.B. Психическое развитие ребенка // Избр. психол. труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1986. Т. 1. 316с.
  68. А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М: Апрель-Пресс, 2000. 444 с.
  69. А.И. Психологические особенности диагностики оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье. Вопросы психологии, 1981 № 3. С. 58—68.
  70. А. И. Ребенок до рождения. СПб.: Союз, 1998. 144с.72.3емска М. Семья и личность. М.: Прогресс, 1986. 133 с. 73.3ритнева Е. И. Подготовка молодежи к браку и семейной жизни: Теория и практика. Ставрополь: СКИПКРО, 2005. 206 с.
  71. P.A. Педагогические условия формирования положительных взаимоотношений у детей четвертого года жизни: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1970. 20 с.
  72. Л.Ю., Снурникова H.H. Семья в рисунках детей из общеобразовательной школы и учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. М.: Семья в России, 2004. № 3. С. 105- 114.
  73. Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л.: Медицина, 1979. 183 с.
  74. В.Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика, 1991. 256 с.
  75. Каган' В. Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопр. психологии. 1987. № 2. С.54−61.
  76. Г. Н. Особенности системы отношений одиноких женщин // Ананьевские чтения 2001: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 2001. С. 83−84.
  77. Т.В. Действенность родительских наказаний как метода формирования структуры ценностей детей (по материалам зарубежных исследований) // Семья в современном мире / Сост. и науч. ред. В. Н. Куницына. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2010. С. 77−88
  78. Кара?>анова O.A. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2004. 320 с.
  79. С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2009. 301 с.
  80. Р. Как на самом деле любить детей. М.: „Знание“. Серия „Народный университет“, педагогический факультет,» 1990. № 4. 155 с.
  81. К. Сердце отца. СПб- Киев: Руфь, 2001. 237 с.
  82. И.С. Тендерная социализация: Учебное пособие. СПб.: Издательство РГПУ имени А. И. Герцена, 1998. 92 с.
  83. Г. В. Нарушения психического развития у детей раннего возраста в условиях шизофреногенной семьи // Социокогнитивное развитие ребенка в раннем детстве. М., 1995. 214 с.
  84. Я.Л. Мальчики и девочки // Знание сила. 1971. № 2. С. 33−36.
  85. Кон И. Мужчина в меняющемся мире. М.: Время, 2009. 496 с.
  86. Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 47−57
  87. Кон И. С. Половые различия и дифференциация половых ролей // Соотношение биологического и социального в человеке. Материалы к симпозиуму. !М., 1975. С. 763−776.
  88. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Академия, 2003. 336 с.
  89. Кон И. С. Этнография родительства. М.: Высшая школа, 2001. 199 с.
  90. Р.В. Стратегическая семейная терапия. 4.1. Новосибирск: Институт семейной терапии, 2001. 47 с.
  91. Г. Мужественность и женственность // Изменения положения женщины в семье. М.: Наука, 1977. 214 с.
  92. JI.B. Психологическое исследование. СПб.: «Речь», 2002. 184с.
  93. В.Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
  94. Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. 334 с.
  95. А.Н. Деятельность, Сознание. Личность. М.: Полит.лит., 1977. 304 с.
  96. ЮО.Леус Т. В. Материнство опыт трех поколений: Психологическое сопровождение беременной женщины. М.: Институт психологии, 2000. 34 с.
  97. А.Г. Психологическое обследование семьи: Учеб. Пособие. M.:Academia, 2006. 430 с.
  98. В.Т. Молодежь: Любовь, брак, семья. (Социологическое исследованиё). СПб.: Наука, 2003. 368 с.
  99. С. Д. Психологические условия становления представлений о времени у младшего школьника: Дис.. канд. психол. наук. М., 2000. 132 с.
  100. К. Стратегическая семейная терапия / Пер. Т. В. Снегиревой. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. 272 с.
  101. Д. Изучаем социальную психологию. СПб.: Прайм-Еврознак, 2000. 512 с.
  102. Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997. 688 с.
  103. Малкина-Пых И. Г. Тендерная терапия. М.: ЭКСМО, 2007. 928 с.
  104. К. Работа психотерапевта с детским рисунком: Постижение детского рисунка. Электронный ресурс.: http ://zhurnal.lib.ru/s/shkolxnyjp/malchiodi.shtml
  105. M. Первый год жизни ребенка. М.: Топикал, 1994. 283 с. 1.Ч.Маценова Е. Б. Представления о семье в разных группахстаршеклассников и студентов: Дис.. канд. психол. наук. М., 2001. 241 с.
  106. О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании. Методология и техники качественных исследований в социальной психологии. М.: АС ADEMA, 2003. с. 28
  107. ИЗ.Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. М.: Наука, 1988. 429 с.
  108. Мид М. Мужское и женское. Исследование полового вопроса в меняющемся мире. М.: Российская политическая энциклопедия. М.: 2004. 416 с.
  109. С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М.: Независимая фирма «Класс», 1988. 304 с.
  110. С.А., Тетерлева Е. А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства // Вопр. психологии, 2003. № 4. С.63−75. |
  111. Н.Я. Формирование сюжетной игры у детей шестого года жизни // Дошкольное воспитание. 1989. № 8. С.9−16.
  112. С. От коллективных представлений — к социальным // Вопросы социологии. 1992. № 2. С.83−97.
  113. С. Социальное представление — исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 1. С. 3−18- № 2. С. 3−14.
  114. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. М.: Издательский центр «Академия», 11 999. 456 с.
  115. B.C. Проблема генезиса личности: Учеб. пособие к спецкурсу. М.: МГПИ, 1985. 106 с.
  116. А. А. Социально-психологические детерминанты семейных мифов: Дис.. канд. психол. наук. М., 2004. 193 с.
  117. М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методы. М.: ЭКСМО, 2004. с.423
  118. . Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004. 608 с. 125.0вчарова Р. В. Психология родительства. Рекомендовано УМО в качестве учебного пособия для психологических ф-тов ун-тов. М.: Академия, 2005. 368 с.
  119. Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.:ЗАО «Институт психотерапии», 2003. 295 с.
  120. Ю.М. Половое развитие и воспитание: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. 239 с.
  121. И. В. Тендерные аспекты детско-отцовских отношений / И. В. Павлов // Семейная психология и семейная терапия. 2007. — N 2. — С. 5966
  122. Панкова JIM. Воспитание внуков. СПб.: Питер, 1998. 282 с.
  123. JI.A. Комплексный подход к исследованию социальногопредставления о стабильности. М.: Социология, 2004. № 19. С. 35−36
  124. A.B. Личность, деятельность, коллектив. М.: Политиздат, 1982. 254с.
  125. Н.В. Генезис" половой идентификации в дошкольном возрасте: Дис.. канд. психол. наук. М., 1984. 174 с.
  126. Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. Учебное пособие. СПб.: Изд-во Речь, 2002. 298 с.
  127. Г. П. Мир семьи: Кн. для учащихся ст. классов по курсу «Этика и психология семейной жизни». М.: Просвещение, 1986. 208 с.
  128. В.А. Материнство и культура: Филос.-культурол. анализ.
  129. Ростов н/ Д.: Дон. гос. техн. ун-т, 1997. 143 с.
  130. Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. 288 с.
  131. Р. Сила семейных уз. Руководство по психотерапии и помощь семье. СПб.: Акцидент- Ленато, 1994. 136 с.138'.Розинаева Г. Супружество, материнство и отцовство. Минск: Полымя, 1984. 143 с.
  132. Е. В. Развитие представлений о цикличности событий уIдетей дошкольного возраста: Дис. канд. психол. наук. М., 2000. 131 с.
  133. Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. 256 с.
  134. М.М. Вопрос о совместном обучении в свете современной педагогики. М., 1912. 38 с.
  135. С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Изд-во «Питер», 1999. 720 с. .
  136. И.В. Трансформация отцовства в современной России: Автореф. дис. канд. социол. наук. Саратов, 2006. 19 с.
  137. В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика Пресс, 1992. 190 с.
  138. А. Л. Краткий психологический словарь. М.: Проспект, 2009. 512 с.
  139. А.Л. Социальная психология: Учебник для студентов. I
  140. М.: Проспект: Велбе, 2003. 332 с.
  141. А. В. Социальные представления как способ познания // Актуальные проблемы психологии и педагогики: Межвузовский сборник научных работ: В 2 ч. / Отв. ред. Г. М. Коджаспирова. М.: ООО НИЦ «Инженер», 2005. Ч. I. С. 139−151.
  142. О.С. эмоциональные отношения в семье: Социально-психологическое исследование / Отв. ред. Л. Я. Гозман. Кишенев: Штиинца, 1991. 86 с.
  143. А. Б. Сколько детей надо иметь в семье чтобы население не стало уменьшаться? //Рождаемость: Известное и неизвестное. М.: Финансы и статистика, 1983. С. 50−60.
  144. В.Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых) / В. Л. Ситников. СПб.: Химииздат, 2001. 455 с.
  145. В.Л. Психология образа ребенка: В сознании субъектов педагогического процесса: Дис.. д-рапсихол. наук. СПб, 2001. 455 с.
  146. Е.О., Гударева О. В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование. 2005. № 2. С.76−86.
  147. B.C., Кузнецова Н. И. Российский подросток 90-х: Движение в зону риска: Аналит. докл. М.: М-во общ. и проф. образования РФ., 1998. 119 с. !I
  148. Социальная психология / Под ред. С. Московичи. СПб: Питер, 2007. 591 с.
  149. A.C. Игра-это серьезно. М.: Педагогика, 1981. 143 с.
  150. A.C. Психотерапия: Игра, детство, семья: В 2 тт. М.: ООО Апрель Пресс- ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. Т. 2. С. 398−437.
  151. Р.Б. Роль деятельности в формировании самооценки у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1976. 15 с.
  152. Л.И. Воспитание школьников в процессе полоролевой социализации: Учебное пособие. Волгоград: Перемена, 1997. 189 с.
  153. Л.И. Полоролевая социализация школьников: Теория и практика воспитания: Монография. Волгоград: Перемена, 1999. 275 с.
  154. Л.П. Мальчик, мужчина, отец. М.: Знание, 1992. 127 с.
  155. Тру^кова С. В. Особенности представлений о средней школе в различных социальных группах: Дис.. канд. психол. наук. М., 1996. 157 с.
  156. М. Семейная психотерапия. Диагностика, техники, секреты мастерства. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 309 с.
  157. А.Б. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 1976. 275 с.
  158. К.Д. Проблемы педагогики. М.: Изд-во УРАО, 2002. 591
  159. Л.Е. Кризис института брака и семьи // Ломоносовские чтения 2002 г. Студенты. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова. 2002. Т. 1. или: Электронный ресурс.: http://lib.socio.msu.ru
  160. Г. Г. Психология материнства (Сравнительно-психологический анализ): Дис. :. д-ра психол. наук. М., 2000. 449 с.
  161. Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 240 с.
  162. Фрейд 3. Психология бессознательного. Санкт-Петербург: Питер, 2002. 390 с.
  163. Е. Триангуляция // Психоаналитический вестник, 1998. № 6. С. 14−19.
  164. Р. Грамматика и лексика векторы социальных представлений // Вопросы социологии. 1993. № 1−2. С.118−128.
  165. А.Г. Брак и семья в СССР: Опыт социологического исследования. М.: Мысль, 1964. 325 с.
  166. А. Г. Образ жизни, мораль, воспитание. М.: Мысль, 1977. 222 с.
  167. Дж. Что такое психотерапия. СПб.: Питер, 2002. 224 с.
  168. И.Ю. Внутрисемейное взаимодействие в психологически благополучной семье: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб, 2008. 26 с.
  169. Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989. 160 с.
  170. Ф. Любовь, материнство, будущее. М.: Прогресс, 1982. 96 с.
  171. К. Женская психология. СПб.: Восточно-европейский институт психоанализа, 1993. 222 с.
  172. А.Г. В семье растут сын и дочь. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. 240 с.
  173. Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб.: Питер Пресс, 1997. 608
  174. Ш. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 256 с.
  175. A.B. Введение в семейную психотерапию. Интегративная модель диагностики. // «Семейная психология и семейная терапия». Специальный выпуск. 1998. 152 с.
  176. A.B. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. 208 с.
  177. A.B. Системная семейная терапия: Классика и современность. М.: Изд-во «Класс», 2005. 400 с.
  178. Н. Воспроизводство материнства. Психоанализ и социология тендера. М.: Российская политическая энциклопедия, 2006. 496 с.
  179. Ю.А. Методика психологического рисунка в качественном социально-психологическом исследовании: Дис. канд. психологических наук: 19.00.05. М.: 2005. 248 с.
  180. .Ю. Психологические аспекты подготовки молодежи к семейной жизни. М.: Знание, 1983 40 с.
  181. П. Н. Современная социальная психология. М.: ИП РАН- КСП+ Екатеринбург: Деловая книга, 2000: 448 с.
  182. А.Г. Мир поправимых ошибок // Вычислительная техника и ее применение. Компьютерные игры. 1988, № 3. С. 16−84.
  183. Е. В. Представления о педагогическом общении у разных групп учителей: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1996. 182 с.
  184. JT. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 512 с.
  185. У. Совершенная ясность: Основы жизненной философии. М.: Гуманитарный центр, 2004. 276 с.
  186. Я. Элементарные понятия социологии. Новосибирск: Наука, 1967. 247 с.
  187. Э.Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999. 651 с.
  188. Элы-сонин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  189. Д.Б. Психология игры. М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 1999.360 с.
  190. .Д. Психология развития. М.: Академия, 2001. 144 с. 198. Эриксон М., Хейли Дж. Стратегии семейной терапии. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007. 432 с.
  191. Юнг К. Г. Алхимия снов. СПб.: Тимошка, 1997. с. 332.
  192. Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопросы псикологии. 1985 № 3. С. 68 75.
  193. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Ядов В. А. Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С.89−105.
  194. Т.Г., Яковлева М. Д. Представление о семье у современной молодежи // Семья в современном мире / Сост. и науч. ред. В. Н. Куницына. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2010. С. 68−76.
  195. З.А. Городская семья. М.: Наука, 1979. 183 с.
  196. Bern S. L. Sex-role adaptability: One consequence of psychological androgyny //1 of Personality and Social Psychology, 1977, v. 31. P. 634−643.
  197. Bern S.L. The lenses of gender: Transforming the debate on sexual inequality. New Haven: Yale University Press, 1993. 244 p.
  198. Eccles (Parsons) J.S. Gender-role socialization. In R.M. Baron & W.G. Graziano (Eds.), Social psychology Forth Worth, TX: Holt Rinehart and Wiston, 1990. P. 160−191.
  199. Ehrhard A. A., Epstein R., Money J. Fetal androgens and female gender identity in the early-treated androgenital syndrome // Johns Hopkins Medical Journal, 1968, V. 122. P. 160−167.
  200. Fagot B.I. The influence of sex of child on parental reactions to toddier children. Child Development, 1978. P. 459−465.
  201. N. D. & Kramer K. B. The marriages and divorces of the children of divorce. Journal of Marriage and the Family, 49 (4), 1987. P. 811−825
  202. Kohlberg L. A cognitive developmental analysis of children’s sex-role concepts and 'attitudes // Maccoby E. (ed.) The development of sex lifferrences. Stanford: Univ Pres., 1966. P. 82−172.
  203. Maccoby E.E. The Two Sexes: Growing Up Apart, Coming Together. Cambridge: Harward University Press, 1998. P.32−58.
  204. Parke R. D. Fathers. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1981. P.21−84.
  205. Pleck J. H., Sonenstein F. L., Ku L. C. Masculinity ideology and its correlates // eds. S. Oskamp, M. Costanzo. Gender issues in contemporary society. Newbury Park, CA, Sage, 1993. P. 85−110.
  206. Serttn L.A. et al. The development of sex typing in middle childhood / Monographs of the Society for Research in Child Development. 1993. Serial N 232. Vol. 58. N2. P. 1−74.
  207. Trivers R. L. Natural Selection and Social Theory: Selected Papers of Robert L. Trivers. (Evolution and Cognition Series) Oxford University Press, Oxford, 2002. 368 p.
  208. Полуструктурированное интервью1. Дата интервью
  209. Время начала и окончанияинтервью1. «Социально-демографические характеристики"1. Фамилия, имя2. Пол3. Возраст |4. Класс
  210. Тип семьи: полная/неполная6. Сколько детей в семье?
  211. Порядок рождения ребенка в семье (старший, средний, младший)
  212. Мать/отец: работает/не работает9. Кем работают мать/отец10.Посещал ли детский сад?2. «Ролевая структура родительской семьи»
  213. Кто главней в твоей семье? Почему?
  214. Какие домашние обязанности выполняет мама/ папа?
  215. Кто учит тебя домашним обязанностям? Чему научила мама/папа?
  216. Тебя просят помогать по дому/даче? Кто? Что ты делаешь?
  217. Какие у тебя домашние обязанности?
  218. С кем и как ты обычно проводишь: 1 выходные- 2 — школьные каникулы- 3 — летний отдых?
  219. Кто из родителей с тобой играет? В какие игры? Как часто?
  220. Какие у тебя любимые игрушки? Что тебя в них привлекает?
  221. В какие ирры ты любишь играть: 1 когда играешь один? 2 — вместе с1друзьями (с мальчиками, с девочками)? 3 В какие игры играли в детском саду?
  222. На какие темы родители с тобой разговаривают?
  223. Кто помогает тебе в подготовке домашних заданий?
  224. К кому в семье ты обращаешься за помощью, если: 2 тебя обидели- 2 -тебе что-то не понятно- 3 — у тебя не получается что-то сделать?
  225. Кому ты обычно рассказываешь о своих успехах?
  226. Тебя родители ругают? Наказывают? Кто и за что?
  227. За что тебя родителя хвалят: 1 мама- 2 — папа?
  228. Какие у тебя взаимоотношения с братьями/сестрами?
  229. Ухаживаешь ли ты за младшими братьями/сестрами? Как?
  230. Ухаживают ли за тобой старшие братья/сестры? Как?
  231. Какие семейные традиции есть в твоей семье?
  232. Что тебе особенно нравится в твоих родителях: 1 в маме- 2 — в папе? 21. Ты хотел/а бы, чтобы в семье сейчас что-то изменилось? Что?3. «Представления о будущей семье»
  233. Какой ты представляешь себе свою будущую семью, когда станешь взрослым? Кто в ней будет?
  234. Какого (ую) ты хотел (а) бы иметь мужа/жену? Чем он/а будет заниматься?
  235. Какие домашние обязанности будут у тебя и у твоего/ей мужа/жены?
  236. Сколько детей ты хотел (а) бы иметь? Почему? Кто это будет — мальчик/девочка? Почему?
  237. Какие обязанности будут у детей в твоей будущей семье?
  238. Кто будет заниматься воспитанием детей? Как это будет происходить?
  239. Кто будет помогать детям в случае необходимости?
  240. Кто будет играть с детьми? В какие игры?
  241. Каким (ой) ты будешь папой /мамой?
  242. Ты хотел/а бы быть похожим/ей на свою маму/папу?
Заполнить форму текущей работой