Конструктивные формы легких комбинизированных металлических систем шпренгельного типа для зданий и сооружений на транспорте
В четвертом разделе приводится критический анализ методов расчета пространственных перекрестно-стержневых конструкций. Обоснован выбор расчетной схемы пространственных перекрестно-шпренгельных конструкций (111И ТТК). Разработаны алгоритмы расчета ПППЖ методом сил и с применением метода конечных разностей. Приводятся результаты численного анализа поведения блоков 111 ПИК с различными условиями… Читать ещё >
Содержание
- 1. Совершенствование конструктивной формы строительных металлических конструкций для зданий и сооружений на транспорте
- 1. 1. Эволюция конструктивной формы металлических опорных конструкций контактной сети и задачи по ее дальнейшему совершенствованию
- 1. 2. Пути совершенствования металлических конструкций каркасов транспортных зданий
- 1. 3. Эффективность применения комбинированных систем шпрен-гельного типа и направления дальнейшего совершенствования их конструктивной формы
- 1. 4. Новые конструктивные формы легких комбинированных систем шпренгельного типа для зданий и сооружений на транспорте
- Выводы по 1-му разделу
- 2. Работа плоских и отдельно стоящих пространственно-шпренгельных систем на действие поперечных нагрузок
- 2. 1. Анализ существующих подходов к расчету комбинированных систем на поперечные нагрузки
- 2. 2. Напряженно-деформированное состояние комбинированной системы шпренгельного типа в упругой стадии работы при свободном опирании по концам
- 2. 3. Особенности работы комбинированных систем шпренгельного типа в упруго-пластической стадии
- 2. 4. Экспериментальное исследование работы комбинированных систем шпренгельного типа с верхними и нижними затяжками на действие поперечных нагрузок
- 2. 5. Особенности работы комбинированных систем шпренгельного типа при действии закручивающих нагрузок
- 2. 6. Особенности работы шпренгельной системы с перфорированной балкой жесткости и комбинированным предварительным напряжением
- 2. 7. Численный анализ нелинейного поведения под нагрузкой легкой комбинированной арки шпренгельного типа в упругой стадии работы материала
- 2. 8. Напряженно-деформированное состояние легких комбинированных систем шпренгельного типа при их совместной работе с опорным контуром
- Выводы по 2-ому разделу
- 3. Устойчивость предварительно напряженных комбинированных систем шпренгельного типа
- 3. 1. Анализ существующих подходов в решении задач устойчивости комбинированных конструкций с затяжками
- 3. 2. Пространственная устойчивость комбинированных систем шпренгельного типа
- 3. 3. Устойчивость комбинированной системы шпренгельного типа при действии продольной силы Р
- 3. 4. Влияние усилий предварительного натяжения затяжек на устойчивость комбинированной системы шпренгельного типа
- 3. 5. Влияние на устойчивость шпренгельной конструкции с перфорированной балкой компонентов комбинированного предварительного напряжения
- 3. 6. Работа комбинированной системы шпренгельного типа при совместном действии продольной и поперечной нагрузок
- Выводы по 3-ему разделу
- 4. Исследование работы пространственных перекрестно-шпренгельных конструкций
- 4. 1. Анализ методов расчета пространственных перекрестностержневых конструкций
- 4. 2. Обоснование расчетной схемы пространственной перекрестно-шпренгельной системы
- 4. 3. Алгоритм расчета пространственной перекрестно-шпренгельной конструкции методом сил
- 4. 4. Применение метода конечных разностей к анализу напряженно-деформированного состояния перекрестно-шпренгельных систем
- 4. 5. Численный анализ напряженно-деформированного состояния перекрестно-шпренгельных блоков покрытий при различных условиях их опирания по контуру
- 4. 6. Особенности расчета перекрестно-шпренгельных конструкций при упруго-пластической работе материала
- 4. 7. Экспериментальное исследование напряженно-деформированного состояния ШПИК на крупногабаритной модели
- 4. 8. Экспериментальное исследование натурной конструкции пространственного перекрестно-шпренгельного покрытия
- Выводы по 4-ому разделу
- 5. Особенности проектирования легких комбинированных систем шпренгельного типа и технико-экономическая оценка эффективности их применения
- 5. 1. Особенности проектирования плоских комбинированных систем шпренгельного типа с нижними затяжками
- 5. 2. Особенности проектирования отдельно стоящих пространствен-но-шпренгельных конструкций
- 5. 3. Особенности проектирования пространственных перекрестно-шпренгельных систем покрытий
- 5. 4. Оценка экономической эффективности легких комбинированных систем шпренгельного типа и оптимизация их параметров
- Выводы по 5-му разделу
- 6. Практическое использование результатов исследований и рекомендации по расширению области их применения
- 6. 1. Применение пространственно-шпренгельных и комбинированных вантовых конструкций жестких поперечин
- 6. 2. Применение плоских комбинированных конструкций шпрен-гельного типа при реконструкции транспортных сооружений
- 6. 3. Использование пространственных перекрестно-шпренгельных конструкций покрытий и рекомендации по расширению области их применения
- 6. 4. Использование результатов исследования при разработке проектов усиления строительных конструкций
- Выводы по 6-ому разделу
Конструктивные формы легких комбинизированных металлических систем шпренгельного типа для зданий и сооружений на транспорте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Капитальное строительство является одной из наиболее материалоемких отраслей народного хозяйства и ежегодно потребляет около одной трети общего объема металлопродукции черных металлов [272]. При расходовании на нужды капитального строительства огромных объемов материальных ресурсов повышение эффективности их использования приобретает особо важный характер и становится проблемой стратегического значения. В связи с этим наряду с новым строительством все более важное место отводится реконструкции, техническому перевооружению и капитальному ремонту эксплуатируемых сооружений, в том числе на транспорте.
Одним из важнейших направлений технической реконструкции железнодорожного транспорта является электрификация железных дорог. Из всего комплекса работ по электрификации наиболее дорогостоящими и трудоемкими являются работы по сооружению контактной сети, на опорные и поддерживающие устройства которой расходуется около 25% денежных средств и 85% стали от общих затрат на электрификацию. Более половины этого количества металла используется на устройство гибких и жестких поперечин, являющихся несущими конструкциями для проводов контактной подвески [266].
Большое количество металла расходуется на несущие и ограждающие конструкции при возведении и реконструкции транспортных зданий, особенно на конструкции покрытий. Причем покрытие производственных зданий — одна из наиболее трудоемких работ, на долю которой приходится около 60% затрат труда при монтаже объекта [154].
Работы по реконструкции зданий ведутся, как правило, в стесненных условиях действующего предприятия. Кроме того, при реконструкции объектов железнодорожного транспорта приходится иметь дело не только с прямоугольными в плане зданиями, но и с круглыми, овальными, веерными, имеющими часто пролеты и шаги опорных конструкций, отличающиеся от унифицированных, что исключает возможность применения серийно выпускаемых конструкций.
В связи с изложенным разработка новых конструктивных форм строительных металлоконструкций с гибкой компоновочной схемой, внедрение новых конструктивных решений при возведении, реконструкции и капитальном ремонте зданий и сооружений на транспорте, с целью уменьшения расхода металла и трудоемкости производства работ, является важной для народного хозяйства проблемой.
Задачи совершенствования строительных металлоконструкций сформулированы в целевых комплексных программах, в том числе в программе О.Ц.ОЗ 1.055.16.Ц.02 «Разработать и внедрить новые прогрессивные металлические конструкции с применением сталей повышенной и высокой прочности, а также коррозионно стойких сталей и экономичных профилей проката, включая конструкции массового применения, изготовленные на механизированных и автоматизированных поточных линиях, участках или установках, обеспечивающих повышение производительности труда при изготовлении металлоконструкций на 15.20% в расчете на кв. м здания и экономию стали на 8.10%» (№ 1 840 072 554).
Задача по разработке специальных конструкций необходимых при реконструкции и капитальном ремонте железнодорожных сооружений была сформулирована в комплексном плане творческого сотрудничества в общественном научно-исследовательском институте ученых ВНИИЖТа, ЛИИЖТа и работников Октябрьской железной дороги по повышению эффективности использования действующих основных производственных фондов «Разработка и внедрение легких комбинированных металлических конструкций при реконструкции и капитальном ремонте объектов локомотивного хозяйства» (№ 1 830 031 591).
Всесторонний анализ условий возведения, реконструкции, расширения, технического перевооружения и капитального ремонта ряда зданий и сооружений на транспорте показал целесообразность применения для указанных целей легких комбинированных систем шпренгельного типа с гибкой компоновочной схемой, основу которых составляют жесткие элементы, усиленные шпренгель-ными затяжками.
Предложены новые конструктивные формы плоских и пространственных легких комбинированных систем шпренгельного типа, а также способы их изготовления и монтажа с учетом условий возведения, реконструкции и капитального ремонта транспортных зданий и сооружений, которые защищены двадцатью авторскими свидетельствами на изобретения.
Предложенные новые конструктивные формы легких комбинированных систем шпренгельного типа являются экономичными по расходу металла, а также по трудоемкости изготовления и монтажа и удовлетворяют основным тенденциям развития современного строительного производства. Однако, стремление к снижению расхода металла и улучшению других технико-экономических показателей должно сочетаться с обеспечением надежности работы предложенных конструкций, поэтому большое значение имеют теоретические и экспериментальные исследования методов расчета, разработка рекомендаций по выбору рациональных параметров с оценкой экономической эффективности применения таких систем, накопление опыта их проектирования, изготовления, монтажа и эксплуатации.
Целью работы являлось разработка и внедрение новых конструктивных форм легких металлических конструкций при возведении, реконструкции и капитальном ремонте транспортных сооружений, исследование их напряженно-деформированного состояния.
Для достижения этой цели:
— выполнен анализ развития строительных металлических конструкций зданий и сооружений на транспорте;
— обоснована целесообразность и эффективность применения для транспортных сооружений легких комбинированных систем шпренгельного типа;
— предложены новые конструктивные формы плоских и пространственных легких комбинированных систем шпренгельного типа, а также способы их изготовления и монтажа;
— теоретически и экспериментально исследована работа плоских и пространственных комбинированных систем шпренгельного типа на действие поперечных нагрузок;
— исследована устойчивость комбинированных систем шпренгельного типа с учетом изгибно-крутильных форм равновесия;
— разработаны рекомендации по выбору рациональных параметров предложенных комбинированных систем и по оценке экономической эффективности их применения;
— разработаны и внедрены в практику строительства, реконструкции и капитального ремонта транспортных сооружений плоские и пространственные легкие комбинированные системы шпренгельного типа.
Научная новизна работы заключается в том, что:
— научно обоснована целесообразность и эффективность применения для зданий и сооружений на транспорте, особенно с параметрами, отличающимися от унифицированных, легких комбинированных систем шпренгельного типа;
— предложены конструктивные формы плоских и пространственных комбинированных систем шпренгельного типа, новизна которых защищена двадцатью авторскими свидетельствами на изобретения;
— предложен комбинированный способ предварительного напряжения шпрен-гельной конструкции с перфорированной балкой жесткости: выгибом отдельных тавров в пределах упругости и натяжением затяжек;
— исследовано взаимодействие лёгких комбинированных систем шпренгельного типа с недеформируемым и упруго-податливым опорным контуром;
— проведен численный анализ с учетом геометрической нелинейности поведения под нагрузкой комбинированных систем повышенной деформативности;
— поставлена и решена задача устойчивости комбинированных систем шпренгельного типа с учетом изгибно-крутильных форм равновесия;
— установлена степень влияния усилий предварительного напряжения затяжек на величину внешней продольной критической нагрузки в зависимости от числа стоек шпренгеля;
— исследовано влияние предварительного напряжения выгибом на устойчивость плоской формы изгиба шпренгельных конструкций с перфорированнорй балкой жесткости;
— теоретически и экспериментально исследована работа пространственных пере-крестно-шпренгельных конструкций покрытий на действие поперечных нагрузок, в упругой и упруго-пластической стадиях на жестком и деформируемом контуре.
Практическая ценность работы заключается в том, что:
— полученные результаты исследований и разработки дают возможность использовать при возведении, реконструкции и капитальном ремонте транспортных сооружений, в том числе с параметрами, отличающимися от унифицированных, новые высоко эффективные конструктивные формы легких комбинированных систем шпренгельного типа, применение которых позволяет получить экономию металла в пределах 15.40% при одновременном снижении трудоемкости изготовления и монтажа;
— разработаны практические методы расчета и конструирования предварительно напряженных пространственно-шпренгельных конструкций, использованные ПКБ ЦНИИСа и институтом «Ленжелдорпроект» при проектировании жестких и комбинированных вантовых поперечин контактной сети;
— разработаны «Руководство по проектированию шпренгельных балок с перфорированной стенкой» и «Руководство по проектированию пространственных пе-рекрестно-шпренгельных конструкций покрытий зданий и сооружений», принятые для использования в проектной практике институтом «Ленжелдорпроект»;
— разработаны технические решения, вошедшие составной частью в каталог легких металлических конструкций для использования в проектах института «Ленаэропроект»;
— обоснована и практически доказана техническая возможность изготовления и сборки комбинированных систем шпренгельного типа с их предварительным напряжением как на заводах металлоконструкций, так и в построечных условиях, а также возможность монтажа пространственных перекрестно-шпренгельных конструкций покрытий крупными блоками совместно с настилом и без него.
На защиту выносятся следующие научные результаты:
— новые эффективные конструктивные решения легких плоских и пространственных комбинированных систем шпренгельного типа;
— комбинированный способ предварительного напряжения шпренгельных конструкций с перфорированной балкой жесткостии.
— результаты теоретического и экспериментального исследования НДС плоских и отдельно стоящих пространственно-шпренгельных конструкций при действии поперечных нагрузок в упругой и упруго-пластической стадиях деформирования;
— результаты теоретического и экспериментального исследования пространст-венно-шпренгельной конструкции при кручении;
— результаты численного анализа НДС комбинированных систем повышенной деформативности с учетом нелинейного их поведения под нагрузкой;
— результаты исследования взаимодействия легких комбинированных систем шпрегельного типа с недеформируемым и упруго-податливым опорным контуром;
— результаты исследования устойчивости комбинированных шпренгельных систем в процессе их предварительного напряжения и при работе под нагрузкой;
— алгоритмы расчета и результаты численного анализа пространственных пере-крестно-шпренгельных систем на действие поперечных нагрузок при опирании на жесткий и деформируемый контур;
— результаты экспериментального исследования 111 ПИК на крупномасштабных моделях и на натурной конструкции;
— методики определения рациональных параметров плоских, отдельно стоящих пространственно-шпренгельных и пространственных перекрестно-шпренгель-ных конструкций;
— методика технико-экономического анализа эффективности применения легких комбинированных систем шпренгельного типа.
Внедрение результатов работы На основе проведенных исследований разработаны проекты пространственно-шпренгельных ригелей жесткой поперечины для подвески контактной сети на Одесско-Кишиневекой и Северной дорогахпроекты комбинированных вантовых поперечин для подвески контактной сети и установки приборов освещения на ст. Ховрино Октябрьской железной дорогипроекты лодкрановых балок шпренгельного типапроекты плоских и пространственных перекрестно-шпренгельных конструкций покрытий более двадцати зданий и сооружений на.
Октябрьской железной дороге.
Многие из этих проектов реализованы.
Обоснованность и достоверность положений и выводов диссертации подтверждается комплексным характером работы, включающей теоретические исследования, численный анализ на ЭВМ, экспериментальные исследования на крупномасштабных моделях и на натурных конструкциях, сравнение результатов исследований с данными, полученными другими авторами, а также наблюдения за поведением конструкций в процессе их эксплуатации.
Настоящая работа включает введение, шесть разделов, основные выводы, список использованной литературы и приложения.
В первом разделе проведен анализ эволюционного развития строительных металлических конструкций зданий и сооружений на транспорте, который выявил необходимость разработки новых конструктивных форм опорных конструкций контактной сети, а также легких металлических конструкций каркасов производственных зданий, необходимых для возведения, реконструкции и капитального ремонта сооружений с параметрами, отличающимися от типовых и в стесненных условиях действующих предприятий. Научно обоснована целесообразность применения для этих целей легких комбинированных металлических конструкций шпренгельного типа.
Предложены новые конструктивные формы плоских и пространственных легких комбинированных систем шпренгельного типа, а также способы их изготовления и монтажа с учетом условий возведения, реконструкции и капитального ремонта транспортных зданий и сооружений.
Во втором разделе изложен анализ существующих подходов к расчету комбинированных систем с затяжками на действие поперечных нагрузок. Приводятся результаты теоретического и экспериментального исследования на моделях и на натурных конструкциях плоских и пространственно-шпренгельных конструкций на действие поперечных нагрузок в упругой и упруго-пластической стадиях деформирования при свободном и несвободном опирании по концам.
Исследуются компоненты напряженного состояния шпренгельной балки с перфорированной стенкой и комбинированным предварительным напряжением.
Приводятся результаты численного анализа поведения под нагрузкой двух вариантов легких комбинированных арок шпренгельного типа различной де-формативности с учетом геометрической нелинейности и в линейном приближении.
Излагается методика и результаты исследования взаимодействия комбинированных систем шпренгельного типа с недеформируемым и упруго-податливым опорным контуром.
В третьем разделе проведен анализ существующих подходов в решении задач устойчивости комбинированных конструкций с затяжками.
На основании теории пространственной устойчивости тонкостенных стержней В. З. Власова с учетом ограничений, приемлемых для рассматриваемых конструкций, получено общее уравнение устойчивости пространственно-шпрен-гельной конструкции с учетом изгибно-крутильных форм равновесия.
Исследованы частные случаи загружения конструкции. Получены формулы для определения степени влияния усилий предварительного натяжения затяжек на величину внешней продольной критической силы в зависимости от числа стоек шпренгеля. Исследовано влияние компонентов комбинированного предварительного напряжения шпренгельной балки с перфорированной стенкой на устойчивость плоской формы изгиба конструкции. Исследована изгибная жесткость и устойчивость комбинированной конструкции шпренгельного типа при одновременном действии продольных и поперечных нагрузок.
В четвертом разделе приводится критический анализ методов расчета пространственных перекрестно-стержневых конструкций. Обоснован выбор расчетной схемы пространственных перекрестно-шпренгельных конструкций (111И ТТК). Разработаны алгоритмы расчета ПППЖ методом сил и с применением метода конечных разностей. Приводятся результаты численного анализа поведения блоков 111 ПИК с различными условиями опирания на контуре. Исследованы особенности работы ПППЖ за пределами упругости. Анализируются результаты экспериментального исследования ПППЖ на крупномасштабных моделях и на натурной конструкции покрытия площадью в плане -425 м2.
В пятом разделе разработаны рекомендации по рациональному выбору материалов и профилей конструктивных элементов, диапазону выноса затяжек за пределы сечений жестких элементов, формам очертания поясов и конструктивного решения основных узлов плоских, пространственно-шпренгельных и пространственных перекрестно-шпренгельных конструкций.
Излагается методика оценки экономической эффективности применения легких комбинированных систем шпренгельного типа по приведенным затратам. Получено выражение для приведенной стоимости в функции массы конструкции и ее основных геометрических параметров, которое рекомендуется использовать в качестве целевой функции при решении задач по оптимизации параметров таких систем.
В шестом разделе приводятся сведения о практическом использовании результатов исследований и применении легких металлических комбинированных конструкций шпренгельного типа на Одесско-Кишиневской, Северной и Октябрьской железных дорогах. Разработаны проекты жестких и комбинированных вантовых поперечин шпренгельного типа для подвески контактной сети и установки приборов освещения на станциях, проекты легких шпренгельных подкрановых балок, проекты плоских комбинированных и пространственных перекрестно-шпренгельных конструкций покрытий различных зданий и сооружений на транспорте. Отдельные результаты исследований использованы в проектах усиления строительных конструкций при реконструкции сооружений на транспорте. Многие проекты реализованы.
Результаты выполненных исследований докладывались на:
— Ш-ей Международной конференции по предварительно напряженным металлическим конструкциям. Ленинград, 1971.
— Международном симпозиуме по конструкциям их гибких нитей. Братислава, 1975.
— Всесоюзной конференции по пространственным стержневым металлическим конструкциям. Красноярск, 1976.
— Научно-технической конференции по проблемам проектирования, строительства и эксплуатации БАМа. Ленинград, 1976.
— Симпозиуме Международной ассоциации по мостам и конструкциям (АИПК) «Основные направления развития стальных конструкций и современные методы их изготовления». Москва, 1978.
— Украинской Республиканской научно-технической конференции «Современное проектирование и прогрессивная технология изготовления строительных металлоконструкций». Жданов, 1978.
— Научно-технических конференциях по состоянию, применению в строительстве и перспективам развития пространственных конструкций. Свердловск, 1980, 1989.
— Научно-технической конференции «Повышение эффективности применения металлических строительных конструкций регулированием усилий и деформаций». Свердловск, 1982.
— Всесоюзном семинаре «Индустриальные технические решения для реконструкции зданий и сооружений промышленных предприятий». Макеевка, 1986.
— Научно-техническом семинаре «Опыт реконструкции и технического перевооружения промышленных предприятий, реконструкции жилых и общественных зданий». Ленинград, 1986.
— V Ленинградской конференции по проблемам применения легких алюминиевых и стальных конструкций в народном хозяйстве. Ленинград, 1989.
— Всесоюзной конференции «Проблемы прочности материалов и сооружений на транспорте». Ленинград, 1990.
— Ш-ей Международной конференции «Проблемы прочности материалов и сооружений на транспорте». Санкт-Петербург, 1995.
— Семинаре «Эффективность реконструкции зданий различного назначения и оценка ее с применением персональных ЭВМ». Санкт-Петербург, 1995.
— Научно-технической конференции «Проблемы железнодорожного транспорта решают ученые». Санкт-Петербург, 1995.
— Научно-методическрой конференции «Проблемы строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений на железнодорожном транспорте». Санкт-Петербург, 1997;
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.
1. Анализ эволюционного развития строительных металлических конструкций зданий и сооружений на транспорте выявил необходимость поиска принципиально новых конструктивных форм опорных конструкций контактной сети, а также легких металлических конструкций каркасов производственных зданий, необходимых при возведении, реконструкции и капитальном ремонте сооружений с параметрами, отличающимися от типовых и в стесненных условиях действующего предприятия.
Научно обоснована целесообразность и эффективность применения для этих целей легких комбинированных металлических систем шпренгельного типа, которые стимулируют использование прогрессивных профилей, высокопрочных сталей и легких сплавовискусственное регулирование усилий и напряжений в элементах конструкций.
2. Предложены новые конструктивные формы плоских и пространственных легких комбинированных систем шпренгельного типа с гибкой компоновочной схемой, а также способы их изготовления и монтажа с учетом условий возведения реконструкции и капитального ремонта транспортных зданий и сооружений, которые защищены двадцатью авторскими свидетельствами на изобретения.
3. Теоретически и экспериментально на крупномасштабных моделях и натурных конструкциях исследована работа плоских и отдельно стоящих про-странственно-шпренгельных систем на действие поперечных нагрузок в упругой и упругопластической стадиях деформирования. Предложено при действии на шпренгельную систему неравновесных и, особенно внеузловых нагрузок, устраивать ее с перфорированной балкой жесткости переменной высоты и комбинированным способом предварительного напряжения: выгибом отдельных тавров в пределах упругости и натяжением затяжек.
В результате численного анализа установлено, что неучет геометрической нелинейности при расчете комбинированных систем повышенной деформатив-ности может приводить к грубым ошибкам в оценке их несущей способности и жесткости.
4. Исследовано взаимодействие легких комбинированных систем шпрен-гельного типа с опорным контуром. Показано, что включение опорного контура в совместную работу на поперечные нагрузки со шпренгельной конструкцией открывает широкие возможности для целенаправленного регулирования усилий в элементах системы путем изменения соотношений между стрелой строительного подъема балки жесткости и стрелой выноса затяжек. Варьируя этот параметр, можно находить наиболее экономичные решения сооружения. Особенно эффективно включение опорного контура в совместную работу со шпренгельной системой в сооружениях с замкнутым опорным контуром.
5. Исследована устойчивость комбинированных систем шпренгельного типа. Установлено, что в общем случае конструкция теряет устойчивость по из-гибно-крутильной форме: в процессе предварительного напряжения в промежутках между стойками шпренгелей, а под действием внешних нагрузок по одной или двум полуволнам, в зависимости от соотношения жесткостей балки и затяжек.
Установлено, что степень влияния усилий предварительного натяженения затяжек на величину внешней продольной критической силы зависит от количества стоек шпренгеля, быстро убывая с увеличением их числа.
Показано, что предварительное напряжение выгибом может увеличить крутильную жесткость перфорированной балки на 30.50% и тем самым повысить устойчивость плоской формы изгиба шпренгельной конструкции.
6. Теоретически исследована работа пространственных перекрестно-шпренгельных конструкций (111II ТУК) покрытий на действие поперечных нагрузок в упругой и упругопластической стадиях на жестком и деформируемом контуре. Показано, что с учетом ряда особенностей системы ее можно рассчитывать только с дискретной формулировкой задачи.
Разработаны алгоритмы расчета таких конструкций методом сил и с применением метода конечных разностей. Выполнен численный анализ поведения блоков 11 111ТТК при различных условиях опирания по контуру, который позволил сформулировать рекомендации по проектированию рациональных соотношений жесткостей рядовых и контурных шпренгельных ферм.
7. Экспериментально исследована на крупномасштабных моделях и на натурной конструкции покрытия работа ППШК в упругой и упруго-пластической стадиях. Результаты испытаний подтвердили правильность выбора расчетной схемы конструкции и теоретических предпосылок, положенных в основу расчета, а также показали, что наиболее эффективны ППШК с включением в их работу настила и предварительным напряжением системы натяжением затяжек.
8. Разработаны рекомендации по рациональному выбору материалов и профилей конструктивных элементов, диапазону выноса затяжек за пределы сечения жестких элементов, формам очертания затяжек и конструктивного решения основных узлов плоских и пространственных систем шпренгельного типа.
Показано, что рациональное значение стрелы выноса затяжек в шпренгельных конструкциях в значительной мере зависит от изгибной жесткости балки. Для плоских и отдельно стоящих пространственно-шпренгельных систем рациональное отношение стрелы выноса затяжек к радиусу инерции сечения балки жесткости находится в пределах 12.30, в зависимости от формы очертания затяжек и отношения осевых жесткостей балки и затяжек.
Высоту блоков ППШК покрытий без включения настила в совместную работу целесообразно принимать в пределах 1/8. 1/10 пролета, а при совместной работе с настилом — в пределах 1/12. 1/15 пролета. Рациональные размеры ячейки поясной сетки находятся в пределах 2,5.3,2 м.
9. Оценку экономической эффективности применения легких комбинированных систем шпренгельного типа, особенно работающих в составе покрытий зданий и сооружений, на стадии проектирования следует производить по приведенным затратам. Получено выражение для приведенной стоимости в функции массы конструкции и ее основных геометрических параметров, которое может быть использовано в качестве целевой функции при решении задач по оптимизации таких конструкций.
10. Практическое применение предложенные легкие комбинированные конструкции шпренгельного типа нашли на Одесско-Кишиневской, Северной и Октябрьской железных дорогах. Разработаны жесткие и комбинированные ван.
326 товые поперечины шпренгельного типа для подвески контактной сети и установки приборов освещения, легкие шпренгельные подкрановые балки, плоские комбинированные и пространственные перекрестно-шпренгельные конструкции покрытий зданий и сооружений на транспорте. Отдельные результаты исследований использованы в проектах усиления несущих конструкций транспортных сооружений. Многолетний опыт проектирования, изготовления, монтажа и эксплуатации конструкций подтверждает их экономичность и хорошие эксплуатационные качества.
Список литературы
- A.C. 505 779 (СССР), МКИ Е 04 С 3/10. Пространственная предварительно напряженная шпренгельная ферма /Ю.В.Гайдаров, А. А. Кудрявцев, М. П. Забродин. Опубл. 10.03.76 в БИ № 9.
- A.C. 614 192 (СССР), МКИ Е 04 С 3/08. Шпренгельная ферма. /М.П.Забродин, Е. Н. Алексашкин. Опубл. 05.07.78 в БИ № 25.
- A.C. 626 177 (СССР), МКИ Е 04 С 3/08. Шпренгельная ферма /Ю.В.Гайдаров, В. П. Шурыгин, Е. Н. Алексашкин, А. И. Шелест, М. П. Забродин. Опубл. 30.09.78 в БИ № 36.
- A.C. 524 898 (СССР), МКИ Е 04 H 12/00. Мачта /Е.Н.Алексашкин, Ю. В. Гайдаров, М. П. Забродин, В. П. Шурыгин. Опубл. 15.08.76 в БИ№ 30.
- A.C. 652 304 (СССР), МКИ Е 04 H 12/00. Мачта /Е.Н.Алексашкин, Ю. В. Гайдаров, М. П. Забродин. Опубл. 15.03.79 в БИ № 10.
- A.C. 672 319 (СССР), МКИ Е 04 H 12/00. Мачта /Е.Н.Алексашкин, Ю. В. Гайдаров, М. П. Забродин, В. П. Шурыгин. Опубл. 05.07.79 в БИ № 25.
- A.C. 773 240 (СССР), МКИ Е 04 H 12/00. Мачта / Е. Н. Алексашкин, Ю. В. Гайдаров, М. П. Забродин. Опубл. 23.10.80 в БИ № 39.
- A.C. 767 316 (СССР), МКИ Е 04 С 3/08. Способ монтажа шпренгельной фермы /Е.Н.Алексашкин, Ю. В. Гайдаров, М. П. Забродин, C.B. Стихии. Опубл. 30.09.80 в БИ № 36.
- A.C. 1 294 944 (СССР), МКИ Е 04 В 7/00. Арочное покрытие /М.П.Забродин, Е. Н. Алексашкин, А. Б. Паутов, Е. Н. Клещев. Опубл. 07.03.87 в БИ№ 9.
- A.C. 785 446 (СССР), МКИ Е 04 В 7/14. Висячее покрытие /Ю.В.Гайдаров, М. П. Забродин, Е. Н. Алексашкин, В. В. Егоров. Опубл. 07.12.80 в БИ№ 45.
- И. A.C. 912 871 (СССР), МКИ Е 04 В 7/14. Висячее покрытие /Ю.В.Гайдаров, В. В. Егоров, М. П. Забродин, Е. Н. Алексашкин. Опубл. 15.03.82 в БИ№ 10.
- A.C. 916 699 (СССР), МКИ Е 04 В 7/14. Висячее покрытие /Ю.В.Гайдаров, М. П. Забродин, Е. Н. Алексашкин. Опубл. 30.03.82 в БИ № 12.
- A.C. 909 067 (СССР), МКИ Е 04 В 7/10. Сетчатый купол /В.К.Козьмина, Ю. В. Гайдаров, М. П. Забродин, В. В. Егоров. Опубл. 28.02.82 в БИ № 8.
- A.C. 1 159 995 (СССР), МКИ Е 04 С 3/08, 3/10. Способ изготовления предварительно напряженной перфорированной металлической балки /М.П.Забродин, В. В. Егоров, Е. Н. Алексашкин, А. Б. Паутов. Опубл. 07.06.85 в БИ№ 21.
- A.C. 747 958 (СССР), МКИ Е 04 В 7/14. Покрытие зданий и сооружений /М.П.Забродин, Ю. В. Гайдаров, Х. А. Онтенсонс, К. Б. Ремизов, Е. Н. Алексашкин. Опубл. 15.07.80 в БИ № 26.
- A.C. 894 114 (СССР), МКИ Е 04 В 7/14. Покрытие зданий и сооружений /М.П.Забродин, Е. Н. Алексашкин, Г. А. Козин, Х. А. Онтенсонс. Опубл. 30.12.81 в БИ № 48.
- A.C. 850 828 (СССР), МКИ Е 04 В 7/14. Покрытие зданий и сооружений/М.П.Забродин, Е. Н. Алексашкин, Х. А. Онтенсонс. 0публ.30.07.81 в БИ№ 28.
- A.C. 912 872 (СССР), МКИ Е 04 В 7/14. Способ монтажа покрытия. /М.П.Забродин, Е. Н. Алексашкин, Х. А. Онтенсонс. Опубл. 15.03.82 в БИ № 10.
- A.C. 975 956 (СССР), МКИ Е 04 В 7/14. Покрытие здания и сооружения /В.В.Егоров, Ю. В. Гайдаров, М. П. Забродин, Е. Н. Алексашкин. Опубл. 23.11.82 в БИ № 43.
- A.C. 975 955 (СССР), МКИ Е 04 В 7/14. Покрытие здания и сооружения. /М.П.Забродин, Е. Н. Алексашкин, В. В. Егоров. Опубл. 23.11.82 в БИ№ 43.
- Алексашкин E.H. Совершенствование конструктивной формы и оптимизация параметров пространственных перекрестно-шпренгельных систем покрытий зданий и сооружений. -Диссертация на соискание ученой степени канд. техн. наук. СПб.: 1995. -252 с.
- Баландин П.П. К расчету устойчивости стержней в упругих защемлениях. -Сб. научно-технических работ Ленинградского института механизации сельского хозяйства. -Л.: 1939, № 1. -С.45−65.
- Безухов Н.И. Основы теории упругости, пластичности и ползучести. -М.: Стройиздат, 1968.
- Бейлин Е.А. Общие уравнения деформационного расчета и устойчивости тонкостенных стержней. -Строит, механика и расчет сооружений, 1969, № 5. -С.35−41.
- Беленя Е.И. Предварительно напряженные металлические несущие конструкции. -М.: Госстройиздат, 1963. -324 с.
- Беленя Е.И. Предварительно напряженные несущие металлические конструкции. -М.: Стройиздат, 1975. -416 с.
- Беленя Е.И., Килимник Л. Ш. Работа предварительно напряженных стальных балок при развитии пластических деформаций. -Промышленное строительство, 1965, № 5.
- Белогужев В.Н. Исследование общей устойчивости стальных балок в процекссе предварительного напряжения. -Труды Ш-ей Международной конференции по предварительно напряженным металлическим конструкциям, СССР, 1971, т.1. -С.39−49.
- Белый Г. И. Расчет упруго-пластических тонкостенных стержней по пространственно-деформированной схеме. -В кн.: Строительная механика сооружений. Межвуз. темат. сб. тр. -Л.: ЛИСИ, 1983. -С.40−48.
- Белый Г. И. О расчете упругих стержней по деформированной схеме при действии активных и параметричсеких нагрузок. -В кн.: Механика стержневых систем и сплошных сред. Межвуз. темат. сб. тр. -Л.: ЛИСИ, 1980. -С.48−55.
- Белый Г. И. К деформационному расчету тонкостенных стержней несимметричного сечения. -В кн.: Металлические конструкции и испытание сооружений. Межвуз. темат. сб. тр. -Л.: ЛИСИ, 1984. -С.26−30.
- Беседин М.Т. Балки из развитых прокатных двутавров с отверстиями в стенке. -Труды Харьковского инженерно-строительного института. Харьков, 1972, вып. 19.
- Бирюлев В.В., Кошин И. И., Крылов И. И., Сильвестров A.B. Проектирование металлических конструкций. Спецкурс. -JL: Стройиздат, 1990. -432 с.
- Бирюлев В.В. О стальных балках с предварительно напряженной затяжкой. -Известия вузов. Строительство и архитектура, 1958, № 3.
- Бирюлев В.В., Крылов И. И. О работе неразрезных двухпролетных предварительно напряженных стальных балок в упруго-пластической стадии. -Известия вузов. Строительство и архитектура, 1971, № 9.
- Бирюлев В.В. Металлические неразрезные конструкции с регулированием уровня опор. -М.: Стройиздат, 1984. -88 с.
- Бирюлев В.В., Добрачев В. М. Экспериментальное исследование неразрезных сквозных двутавровых балок с регулированием напряжений. -Известия вузов. Строительство и архитектура, 1981, № 11. -С.3−8.
- Бирюлев В.В., Добрачев В. М. Об опыте применения неразрезных сквозных двутавровых балок с регулированием напряжений. -В кн.: Металлические конструкции и испытание сооружений. Межвуз. темат. сб. тр. -Л.: ЛИСИ, 1979. -С.149−152.
- Бирюлев В.В., Добрачев В. М. Стальные неразрезные балки из сквозных двутавров. -Известия вузов. Строительство и архитектура, 1978,№ 11.-С.7−11.
- Бовин В.А. Разностно-вариационные методы строительной механики. -Киев: Госстройиздат УССР, 1963.
- Богуславский П.Е. Металлические конструкции грузоподъемных машин и сооружений. -М.: Машгиз, 1961. -520 с.
- Борисов М.Д. Крутильная жесткость составных тонкостенных стержней с упругими планками. -Труды Ленинградского текстильного института. -Л., 1955, № 6.
- Броуде Б.М. Предельные состояния стальных балок. -М.: Стройиздат,
- БрудкаЯ. Трубчатые стальные конструкции. Перевод с польского. -М.: Стройиздат, 1975. -206 с.
- БрудкаЯ., Лубиньски М. Легкие стальные конструкции. -М.: Стройиздат, 1974. -342 с.
- Бубнов И.Г. Строительная механика корабля. Т.1. Типография Морского Министерства, СПб, 1974.
- Бурмистрова А.Г. Повышение эффективности стальных перекрестных балок из прокатных профилей, усиленных предварительно напряженными шпренгелями. -Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. техн. наук. -М.: МИСИ, 1989. -19 с.
- Бычков Д.В. Строительная механика стержневых тонкостенных конструкций. -М.: Стройиздат, 1962. -476 с.
- Бычков Д.В., Мрощинский А. К. Кручение металлических балок. -М.: Стройиздат, 1944.
- Варвак П.М. Развитие и приложение метода сеток к расчету пластинок. 4.1. Издательство АН УССР. -Киев, 1949. -136 с.
- Варвак П.М. Развитие и приложение метода сеток к расчету пластинок. Ч. П. Издательство АН УССР. -Киев, 1952. -115 с.
- Васильев А.А. Оптимальное напряженное состояние металлических предварительно напряженных балок, работающих в упругой стадии. -Известия вузов. Строительство и архитектура, 1966, № 1.
- Вахуркин В.М. К выбору форм стальной балки с предварительным напряжением. -Строительная механика и расчет сооружений, 1961, № 1.
- Веселы В. Кровельная пространственная решетчатая конструкция, комбинированная с тросовыми элементами. -Доклады Ш-ей Международной конференции по предварительно напряженным металлическим конструкциям. Том 3, СССР, 1971.
- Вильга М.А., Нудельман Я. Л. Продольный изгиб предварительно напряженного стержня. -Строительная механика и расчет сооружений. 1964, № 5.
- Винокурский Х.А., Исаев Т. Е. и др. Шагающие экскаваторы Уралмаш-завода. -Свердловск: Машгиз, 1958.
- Власов В.З. Тонкостенные упругие стержни. -М.: Физматгиз, 1959.568 с.
- Воеводин A.A. Предварительно напряженные системы элементов конструкций. -М.: Стройиздат, 1989. -304 с.
- Воеводин A.A. Шпренгельные радиомачты. -М.: Радио и связь, 1981.176 с.
- Воеводин A.A. Стальные предварительно напряженные радиомачты шпренгельного типа. -Доклады Ш-ей Международной конференции по предварительно напряженным металлическим конструкциям. Том 1. СССР, 1971. -С.76−88.
- Воеводин A.A. О влиянии изгибной жесткости распорок и предварительного напряжения на устойчивость многопанельной шпренгельной стойки. -Строительная механика и расчет сооружений. 1974, № 6. -С.55−59.
- Волков Е.А. Численные методы. -М.:1987. -248 с.
- Временные указания по проектированию и расчету трубопроводов в виде провисающей нити. РСН 240−72.-Киев, НИИСП Госстроя УССР, 1972.-86 с.
- Гайдаров Ю.В. Предварительно напряженные металлические конструкции. -Л.:Стройиздат, 1971. -144 с.
- Гайдаров Ю.В. Предварительно напряженные стальные конструкции. -Строительная промышленность, 1957, № 6.
- Гайдаров Ю.В. К вопросу о предварительном напряжении в элементах стальных конструкций. -Бюллетень строительной техники, 1950, № 23.
- Гайдаров Ю.В. Работоспособность предварительно напряженных металлических балок в упруго-пластической стадии изгиба. -Труды ЗападноСибирского филиала АСИА СССР, 1959, вып.2
- Гайдаров Ю.В. Предварительно напряженные стальные конструкции в промышленном строительстве. -М.: Госстройиздат, 1960. -88 с.
- Гайдаров Ю.В., Забродин М. П. Использование безраспорных конструкций из гибких нитей для поддерживающих и несущих устройств контактной сети. -Доклады на Международном симпозиуме по конструкциям из гибких нитей. Брастислава, 1975.
- Гайдаров Ю.В., Забродин М. П. К применению предварительно напряженных шпренгельных систем в строительстве. -Известия вузов. Строительство и архитектура, 1976, № 10. -С.3−6.
- Гайдаров Ю.В., Шурыгин В. П., Забродин М. П., Титова Н. И. Экономичная конструкция жесткой поперечины для электрифицированных железных дорог. -Транспортное строительство, 1973, № 9. -С.9−10.
- Гайдаров Ю.В. Устойчивость предварительно напряженных металлических конструкций с затяжками. -Известия вузов. Строительство и архитектура. -1968, № 1.
- Гайдаров Ю.В., Забродин М. П. Жесткость и устойчивость предварительно напряженной шпренгельной балки с нижней и верхней затяжками. -Сборник трудов ЛИИЖТа, № 342. -Л.: 1972.
- Гайдаров Ю.В., Забродин М. П., Егоров В. В., Бугаев В. Я., Алексашкин E.H. Совершенствование конструктивных форм покрытий с применением широкополочных двутавров и тавров. -Отчет о НИР №г.р. 1 840 072 554. -Л.:ЛИИЖТ, 1984. -38 с.
- Гемеррлинг A.B. Об устойчивости предварительно напряженных балок. -Строительная механика и расчет сооружений. -1960, № 9, с. 14−17.
- Гемерлинг A.B., Оськин Б. И. Расчет предварительно напряженных балок в упруго-пластической стадии. Сборник ЦЕИИСК «Расчет конструкций, работающих в упругопластической стадии». -М.:Госстройиздат, 1961.
- Главтранспроект. Типовые решения наружного освещения железнодорожных станций. Рабочие чертежи. Жесткие поперечины для подвески контактной сети и установки осветительных приборов. Инв.№ 9751. -М/.1961.
- Главтранспроект. Гипромтрансстрой. Металлические жесткие поперечины опор контактной сети на станциях для перекрытия 5−7 путей. Рабочие чертежи. Инв.№ 158. -М.-1961.
- Главтранспроект. Гипромтрансстрой. Унифицированные жесткие поперечины для контактных сетей перегонов и станций. Типовой проект 501−10, инв.№ 391/1, 396/2. -М.:1965.
- Главтранспроект. Типовые узлы и детали контактной сети электрифицированных железных дорог. 3.501−55. Жесткие поперечины контактной сети рамной конструкции. -М.: 1970.
- Горохов Е.В., Чернодедова O.A. Экономическое обоснование усиления металлических конструкций реконструируемых промышленных предприятий. -В кн.: Реконструкция промышленных зданий и сооружений. -М.:Стройиздат, 1988. -С. 86−91.
- Горшков В.В., Кутухтин Е. Г., Хромец Ю. Н. Одноэтажные промышленные здания с применением легких металлических конструкций. -Промышленное строительство, 1975, № 11.
- Гребень Е.С. Вопросы матричного расчета многократно статически неопределимых систем. -Труды ЛИИЖТа, вып.172. -JI.:1960.
- Гурари М.Д. К вопросу о проектировании покрытий из перекрестных ферм и балок. -Строительная механика и расчет сооружений, 1960, № 2.
- Дадыко С.Р., Драйчик И. И. Вагоностроение. -М.:Машгиз, 1954. -564 с.
- Дарков A.B., Кузнецов В. И. Статика сооружений. -М.: Гострансжел-дориздат, 1951. -532 с.
- Демидов H.H., Бурмистрова А. Г. Повышение эффективности стальных перекрестных балок со стальными затяжками. -В кн.: Вопросы совершенствования расчета и проектирования пространственных конструкций. -Волгоград, ВИСИ, 1987.
- Диденко В.Н. Разработка и исследование новых преднапряженных опор ЛЭП на оттяжках со шпренгельными элементами. -Доклады Ш-ей Международной конференции по предварительно напряженным металлическим конструкциям. -СССР, 1971. Т.2. -С.80−93.
- Диденко В.Н. Исследование работы сжатоизогнутых преднапряженных шпренгельных стержней из стальных труб. -Известия вузов. Строительство и архитектура, 1970, № 11.
- Дмитриев Л.Г., Касилов A.B. Байтовые покрытия. -Киев: Будавельник, 1974. -364 с.
- Добрачев В. М, Пути повышения эффективности стальных балок с перфорированной стенкой. -Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. техн. наук. -Новосибирск, 1982. -19 с.
- Дробязко Л.Е. Легкие конструкции сельскохозяйственных зданий. -Киев: Бущвельник, 1985. -136 с.
- Дробязко Л.Е. Исследование области рационального применения и выбор типов стальных конструкций каркасов сельскохозяйственных зданий.-Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. техн. наук. -Киев, 1981.-17 с.
- Дукарский Ю.М., Новов Р. Д., Сергеев Ю. В. Изготовление предварительно напряженных панелей из стального профилированного листа. -Доклады Ш-ей Международной конференции по предварительно напряженным металлическим конструкциям. -СССР, т.2, 1971.
- Дукарский Ю.М., Руссоник А. Б. Исследование облегченных конструкций из развитых двутавров. -Промышленное строительство, 1975, № 12. -С.38−40.
- Дыховичный Ю.А. Большепролетные конструкции сооружений 0лимпиады-80 в Москве. -М.: Стройиздат, 1982. -277 с.
- Егоров В.В. Повышение эффективности шпренгельных балок с перфорированной стенкой комбинированным способом регулирования напряжений. Диссертация на соискание ученой степени канд. техн. наук. -Л.: 1986. -228 с.
- Жербин М.М. Проблемы создания особо легких стальных конструкций в строительстве. -В кн.: Перспективы развития и пути повышения эффективности применения легких и особо легких металлических конструкций. -Тезисы докладов. -Киев: 1984. -С.8−10.
- Забродин М.П. Пространственная устойчивость предварительно напряженной металлической конструкции. -Деп. ЦИНИСом Госкомитета Совмина СССР по делам строительства, № 4 НТЛ, раздел Б, серия 8. -М.: 1973. -15 с.
- Забродин М.П. Экспериментальное исследование работы предварительно напряженной пространственно-шпренгельной металлической конструкции. -В кн.: Исследования в области строительных конструкций. -Сб. тр. -JL: ЛИИЖТ, 1972, вып.342.
- Забродин М.П., Егоров В. В. Эффективность комбинированного предварительного напряжения шпренгельных систем. В кн.: Металлические конструкции и испытания сооружений. -Межвуз. сб. тр. -Л.: ЛИСИ, 1982. -С.78−85.
- Забродин М.П., Егоров В. В. Шпренгельные балки с перфорированной стенкой. -Транспортное строительство, 1983, № 9. -С.29−30.
- ИЗ. Забродин М. П., Егоров В. В. Исследование потери устойчивости плоской формы изгиба шпренгельных балок с перфорированной стенкой и комбинированным предварительным напряжением. -Известия вузов. Строительство и архитектура, 1984, № 8. -С. 15−19.
- Забродин М.П., Шелест А. И. Усовершенствованные конструкции жестких поперечин. -Транспортное строительство, 1988, № 9. -С. 12−14.
- Забродин М.П. К вопросу о совершенствовании конструктивной формы пространственных перекрестно-стержневых систем. -Известия вузов. Строительство и архитектура, 1982, № 9. -С.1−5.
- Забродин М.П., Козин Г. А., Онтенсонс Х. А., Паутов А. Б. Легкие комбинированные металлические конструкции. -Транспортное строительство, 1984, № 12. -С.22−24.
- Забродин М.П., Гуков С. Е. Резервы несущей способности пространственных перекрестно-шпренгельных конструкций покрытий при работе ее элементов за пределами упругости. -Там же, с. 24.
- Забродин М.П. Металлы. -В кн.: Российская архитектурно-строительная энциклопедия (РАСЭ). Том I. -М.: Издательство «Триада», 1995. -С.213−214.
- Забродин М.П. Легкие сплавы. -Там же. -С. 197−198.
- Забродин М.П. Арматурные стали. -Там же. -С. 17.
- Забродин М.П., Егоров В. В. Анализ напряженного состояния шпрен-гельных систем с комбинированным преднапряжением. -Доклады Ш-ей Международной конференции «Проблемы прочности материалов и конструкций на транспорте». -СПб, 1997. -С.25−30.
- Зевин A.A., Чернов H.JI. Экспериментальное исследование предварительно напряженных стальных балок за пределами упругости при подвижных нагрузках. -Известия вузов. Строительство и архитектура, 1967, № 1.
- Игнатьев В.А. Расчет регулярных статически неопределимых стержневых систем. -Издательство Саратовского университета, 1979. -295 с.
- Игнатьев В.А., Глотов И. Б. К расчету составных стержней с дискретными регулярными связями. -Известия вузов. Строительство и архитектура, 1974, №Ю.
- Ильин В.П., Карпов В. В., Масленников А. М. Численные методы решения задач строительной механики. -Минск: Вышэйшая школа, 1990. -350 с.
- Инженерно-технический справочник ИТС. Электрификация железных дорог. -М.: Трансжелдориздат, 1934, часть I.
- Инструкция по определению экономической эффективности капитальных вложений в строительство (СНИ23−71). -М.:Стройиздат, 1972.
- Калинин A.A. Некоторые вопросы рационального проектирования перекрестных систем. -Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. техн. наук. -Ростов-на-Дону, РИСИ, 1972.
- Калушин В.М. Сравнительный анализ влияния связей (решеток, планок, перфорированных листов) на предельное состояние сжатых составных сквозных стержней. -Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. техн. наук. -М.:1960.
- Каплун Я.А. Стальные конструкции из широкополочных двутавров и тавров. -М.: Стройиздат, 1981. -144 с.
- Каплун Я.А., Вроно Б. М., Березин В. В. Прогоны из сквозных двутавров пролетом 12 м. -В сб.: Материалы по легким металлическим конструкциям. Центральное правление НТО стройиндустрии. -М.:Стройиздат, 1976.
- Каталог производственных зданий для транспортного строительства с применением легких металличсеких конструкций на основе комплектной поставки заводами. -JL: Ленгипротранс, 1979. -26 с.
- Качурин В.К. Теория висячих систем. -М.-Л.: Госстройиздат, 1962.224 с.
- Качурин В.К. Гибкие нити с малыми стрелками. -М.:Стройиздат, 1956.-167 с.
- Качурин В.К. Статический расчет вантовых систем. -Л.: Стройиздат, 1969. -140 с.
- Кирсанов Н.М. Висячие системы повышенной жесткости. -М. .'Стройиздат, 1973. -116 с.
- Кирсанов Н.М. Висячие покрытия большепролетных промышленных зданий с подвесным крановым оборудованием. -Доклады на симпозиуме Международной ассоциации по мостам и конструкциям. -М.:1978, т.4. -С.202−206.
- Клещев Н.Е. Решение геометрически нелинейных задач строительной механики транспортных сооружений методом конечных элементов. -Диссертация на соискание ученой степени канд. техн. наук. -СПб, 1995. -139 с.
- Клещев Н.Е. Программа расчета геометрически нелинейных стержневых систем ПР-С 119. Описание программы. -JL: Ленгипротрансмост, 1989. -74 с.
- Клинов И.Г. Экспериментальное и теоретическое исследование некоторых вопросов предварительного напряжения и механического упрочнения стальных балок. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. техн. наук. -Л.: 1954.
- Клячин А.З., Фурманов Б. А. Структурные конструкции из пирамид с фланцевыми узловыми сопряжениями. -М.: Стройиздат, 1983. -84 с.
- Ковальский Б.С. Расчет стоек, усиленных шпренгелями. -Внутризаводской транспорт и стальные конструкции, 1935, № 1. -С.43−45.
- Копьггов М.М. Перфорированные стержни. -Томск: издательство Томского университета, 1980. -138 с.
- Корноухов Н.В. Прочность и устойчивость стержневых систем. -М.:Стройиздат, 1949. -376 с.
- Кротов A.A., Шахпаронов В. В. Возведение промышленных зданий с применением легких металлических пространственных конструкций. М.:Стройиздат, 1985. -137 с.
- Крылов А.Н. О формах равновесия сжатых стоек при продольном изгибе. -Изв. АН СССР, 1935, сер.7, № 7. -С.963−1012.
- Кудрявцев A.A. Процессы износа и пути повышения долговечности опорных и поддерживающих конструкций контактной сети электрических железных дорог. -Диссертация на соискание ученой степени доктора техн. наук. -Омск, 1995. -447 с.
- Кузнецов А.Ф., Смирнягин Ю. С. Эффективность применения стальных гнутых профилей в строительных конструкциях. -В кн.: Легкие металлические конструкции. -М.: 1975.
- Кузнецов А.Ф. Проектирование и изготовление стальных строительных конструкций в США (обзор). -Опыт зарубежного строительства. ЦИНИС Госстроя СССР, 1976.
- Курбатов O.A. Предварительно напряженные вантовые покрытия в виде системы тросов и распорок. -Доклады Ш-ей Международной конференции по предварительно напряженным металлическим конструкциям. Том 2, СССР, 1971.
- Курбатов O.A., Постников B.JL, Давыдов Б. И. Исследование рациональных форм шпренгельных ферм. -В кн.: Исследование и расчет новых типов пространственных конструкций гражданских зданий. -Сб. научных трудов. -JL: ЛенЗНИИЭП, 1985. -С. 10−14.
- Кучко А.П. Выбор опор контактной сети для многопутных участков станций. -Железнодорожный транспорт, 1953, № 6.
- Лащенко М.Н. Регулирование напряжений в металличсеких конструкциях. -М.-Л.: Стройиздат, 1966. -191 с.
- Левитанский И.В., Севрюгин В. В., Тихина Е. Л. Применение гнутос-варных профилей в фермах покрытий промышленных зданий. -Проектирование металлических конструкций. -Сер.VII. Реф. сб. ЦИНИС Союзметаллостройпро-екта Госстроя СССР. -М.: 1974, вып. З (50).
- Ленько О.Н., Никольский М. Д., Чернева И. М. Численные методы решения задач по расчету транспортных сооружений с использованием ЭВМ. Учебное пособие. -Л.: ЛИИЖТ, 1986. -108 с.
- Литцка Ф. Патент США 52−636 кл. СССР 37 В 3/02. Официальная газета. Т.832, тетр.2, 1966.
- Лихтарников Я.М. Вариантное проектирование и оптимизация стальных конструкций. -М.:Стройиздат, 1979. -319 с.
- Лубо Л.Н. Стержневые модели сплошных упругих тел. -Строительная механика и расчет сооружений, 1967, № 4. -С.12−13.
- Лубо Л.Н., Миронков Б. А. Плиты регулярной пространственной структуры. -Л.: Стройиздат, 1976. -104 с.
- Маньель Г. Предварительно напряженный железобетон. -М.: Гос-стройиздат, 1958. -283 с.
- Масленников А.М. Расчет строительных конструкций численными методами. -Л.: Стройиздат, 1987. -225 с.
- Мельников Н.П. Металлические конструкции за рубежом. -М.: Стройиздат, 1971. -399 с.
- Мельников Н.П. Применение легких металлических конструкций -важное направление технического прогресса в строительстве. -В кн.: Легкие металлические конструкции промышленных зданий. -М.:Стройиздат, 1975. -С.3−24.
- Мельников Н.П., Савельев В. А., Троицкий Н. П. Новые конструктивные решения покрытий. -В кн.: Пространственные конструкции в Красноярском крае. -Межвуз. сб. научных работ, вып.ЕХ. -Красноярск, 1976. -С.21−33.
- Мельников Н.П. Металлические конструкции. Современное состояние и перспективы развития. -М.: Стройиздат, 1983. -541 с.
- Мельников Н.П. Современное состояние и перспективы развития предварительно напряженных металлических конструкций. -Доклады Ш-ей Международной конференции по предварительно напряженным металлическим конструкциям. Том V, СССР, 1971. -С.3−27.
- Металлические конструкции (Под редакцией Е.И.Беленя). -М.: Стройиздат, 1985. -560 с.
- Минцковский М.Ш. Перекрестные фермы. -Киев: Академия архитектуры УССР, 1950. -144 с.
- Москалев Н.С. Конструкции висячих покрытий. -М.:Стройиздат, 1980. -336 с.
- Муханов К.К. Металлические конструкции. -М.: Стройиздат, 1978.572 с.
- Налепа А.И. Особо легкие стальные фермы покрытий производственных зданий. -В кн.: Перспективы развития и пути повышения эффективности применения легких и особо легких металлических конструкций. -Тезисы докладов. -Киев: 1984. -С.25−26.
- Никольский M.Д. Новый подход к решению геометрически нелинейных задач теории упругости методом конечных элементов. -В кн.: Проблемы прочности материалов и конструкций на транспорте. -Сб. научных статей. -М.: Транспорт, 1990. -С.204−210.
- Никольский М.Д., Клещев Н. Е. Вариационная постановка и численные методы расчета гибких упругих стержней. -В кн.: Проблемы прочности материалов и конструкций на транспорте. -Тезисы докладов Ш-ей Международной конференции. -СПб, 1995. -С.99.
- Нормы проектирования конструкций контактной сети ВСН-141−68. -М.: Минтрансстрой, 1969. -115 с.
- Нормы проектирования конструкций контактной сети ВСН-141−84. -М.: Минтрансстрой, 1985. -170 с.
- Нормы проектирования конструкций контактной сети ВСН-141−91. -М.: Минтрансстрой, 1991. -170 с.
- Носов А.К. Теоретическое и экспериментальное исследование некоторых типов сквозных пластинок и пологих оболочек в виде регулярных перекрестных систем. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. техн. наук. -Саратов: СПИ, 1972. -21 с.
- Огородников В.Е., Очинский В. В., Ротштейн Л. М. Некоторые вопросы расчета балок с перфорированной стенкой. -Известия вузов. Строительство и архитектура, 1975, № 10. -С. 18−22.
- Пакет прикладных программ для автоматизированного проектирования железобетонных конструкций надземных и подземных сооружений в промышленности и гражданском строительстве. -Описание применения. (ЛИРА) НИИАС. -Киев: 1984.
- Панкратов С.А. Конструкция и основы расчета главных узлов экскаваторов и кранов. -М.: Машгиз, 1962. -540 с.
- Папкович П.Ф. Строительная механика корабля. Том П. Часть 1. -М.: Морской транспорт, 1947.
- Першаков В.Н., Антонюк А. Б., Любченко И. Г., Хущев О. И. Архитектурные конструкции сельских гражданских зданий. -Киев: Буд1вельник, 1984. -127 с.
- Попов Т.Д. Регулирование усилий в мостовых конструкциях. -Научные труды МИСИ им. В. В. Куйбышева. -М.: 1962. -С.271−282.
- Протасов К.Г. Новые вантовые фермы. -М.: Трансжелдориздат, 1963.-100 с.
- Райнус Г. Э. Расчет многопролетных тросов и многопролетных ферм из тросов. -Л.: Стройиздат, 1968. -136 с.
- Рекомендации по проектированию структурных конструкций. -ЦНИИСК им. Кучеренко. -М.: Стройиздат, 1984. -303 с.
- Реконструкция промышленных зданий и сооружений: Передовой опыт научных исследований, проектно-конструкторских разработок, технологии и организации строительства. -Под ред. Е. В. Горохова. -М.: Стройиздат, 1988. -136 с.
- Ржаницын А.Р. Теория составных стержней строительных конструкций. -М.: Госстройиздат, 1948. -192 с.
- Ржаницын А.Р. Представление сплошного изотропного упругого тела в виде шарнирно-стержневой системы. -В кн.: Исследования по вопросам строительной механики и теории пластичности. -Сб. трудов ЦНИИАСС. -М.: Госстройиздат, 1956.
- Розин Л.А. Метод конечных элементов в строительной механике. -Строительная механика и расчет сооружений, 1972, № 3.
- Романов В.П. Теоретическое и экспериментальное исследование некоторых типов шпренгельных систем. -Диссертация на соискание ученой степени канд. техн. наук. -Л.:ЛИСИ, 1966.
- Романов В.П. Об устойчивости многостоечного шпренгеля. -Строительная механика и расчет сооружений, 1966, № 1. -С.45−47.
- Рочев A.A. Исследование работы внецентренно сжатых стальных перфорированных стержней в упруго-пластической стадии. -Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. техн. наук. -Л.: 1979. -26 с.
- Руководство по проектированию стальных балок с перфорированной стенкой. -М.:ЦНИИПСК, 1978. -43 с.
- Руководство по проектированию пространственных перекрестно-шпренгельных конструкций покрытий зданий и сооружений. -Отчет о НИР ЛИИЖТ. № г. р. 1 850 023 147. -Л.:1990. -138 с.
- Руководство по проектированию шпренгельных балок с перфорированной стенкой. -Отчет о НИР. ЛИИЖТ. № г. р. 1 850 023 147. -Л.: 1990. -103 с.
- Сахновский М.М. Легкие конструкции стальных каркасов зданий и сооружений. -Киев: Бущвельник, 1984. -160 с.
- Светов A.A. Устойчивость сжатого стержня, ограниченного натянутой нитью. -Строительная механика и расчет сооружений, 1963, № 6. -С.29−32.
- Семенов Н.П. Испытание сварного шпренгельного прогона. -В кн.: Теоретическое и экспериментальное исследование новых типов металлических конструкций. -Под ред. Н. С. Стрелецкого. -М.: Госстройиздат, 1936.
- Сергеев Н.Д., Гайдаров Ю. В. Об устойчивости предварительно напряженных центрально сжатых стержней. -Тр. Зап.-Сиб. Филиала АСиА СССР. -Новокузнецк, 1961, вып.6. -С.17−23.
- Сергеев Н.Д. Об изгибной устойчивости упругих предварительно напряженных центрально сжатых стержней. -Тр. ЛИИЖТ, 1962, вып. 190.
- Сергеев Н.Д. О форме выпучивания стержня, теряющего устойчивость в процессе предварительного напряжения. -Строительная механика и расчет сооружений, 1963, № 6. -С.18−21.
- Сикало П.И. Оптимизация сечений упругих стальных двухпролетных балок из перфорированных прокатных двутавров. -В кн.: Металлические конструкции и испытания сооружений. -Межвуз. темат. сб. тр. -JL: ЛИСИ, 1981. -С.146−153.
- Сильницкий Ю.М. Расчет висячих мостов по деформированной схеме. -Л.: ЛИИЖТ, 1967. -108 с.
- Симаков Ю.Н. О результатах экспериментальных исследований конструкций из сквозных развитых двутавров. -В кн.: Теоретические и экспериментальные исследования по строительным конструкциям. -Тр. ЦНИИСК.-М.: 1976.
- Симеонов C.B. Общая теория расчета судовых перекрытий. -Труды ЛКИ, вып.26. -Л.: 1959.
- Скляднев А.И. Пути повышения эффективности применения перфорированных балок. -Известия вузов. Строительство и архитектура, 1981, № 10. -С.11−16.
- Словинский В.А. Устойчивость и прочность гибких железобетонных элементов в процессе их предварительного напряжения. -Бетон и железобетон, 1956, № 10.
- Смирнов А.Ф. Устойчивость и колебания сооружений. -М.: Транс-желдориздат, 1958. -571 с.
- Смирнов А.Ф. О выборе алгоритма решения системы перекрестных балок с большим числом неизвестных. -Тр. МИИТа, 1962, № 155. -С.4−16.
- Смирнов В.А. Висячие мосты больших пролетов. -М.: Высшая школа, 1975. -368 с.
- СНиП П-23−8Г (Строительные нормы и правила). Стальные конструкции. Нормы проектирования. -М.: Стройиздат, 1991. -96 с.
- Соболев Г. А. Исследование предварительно напряженных металлических конструкций для некоторых сооружений водного транспорта. -Доклады П1-ей Международной конференции по предварительно напряженным металлическим конструкциям. Том 2. -СССР, 1971.
- Солодарь М.В. Развитые стальные балки из прокатных профилей. -Бюллетень строительной техники, 1950, № 2.
- Сперанский Б.А. Развитие регулярных металлических стержневых пространственных систем покрытий зданий. -В кн.: Состояние и перспективы применения в строительстве пространственных конструкций. -Тезисы докладов. -Свердловск, 1980. -С.50−52.
- Сперанский Б.А. Решетчатые металлические предварительно напряженные конструкции. -М.: Стройиздат, 1970. -240 с.
- Стальные конструкции. Под общей ред. Н. С. Стрелецкого. -М.:Госстройиздат, 1952. -852 с.
- Стрелецкий Н.С. Работа сжатых стоек. -Материалы к курсу стальных конструкций. 4.1. -М.: Госстройиздат, 1959, вып.2. -283 с.
- Стрелецкий H.H., Слоним Э. Я., Кравцов М. М., Фридкин В. М. Проектирование и исследование висячих и вантовых мостов в НИИ стальных конструкций. -Доклады на симпозиуме Международной ассоциации по мостам и конструкциям. АИПК. -М.: 1978. -С.28−40.
- Стрелецкий H.H. Прочность стальных предварительно напряженных балок. -Промышленное строительство, 1961, № 2.
- Строительное проектирование промышленных предприятий. -Реферативный сборник. -Сер.Ш. Вып.4. ЦИНИС Госстроя СССР, 1975.
- Сухоруков Е.С. Исследование предварительно напряженной шпрен-гельной конструкции из алюминиевого сплава Д16Т. -В кн.: Стальные предварительно напряженные и тросовые конструкции. -Сб. тр. ВНИИСК им. В. Н. Кучеренко. -М.:Стройиздат, 1964. -С.84−108.
- Телепнев H.A., Крытов Г. М. Влияние остаточного усилия затяжек на величину критической силы шпренгельной стойки. -Сб. материалов VI научно-технической конференции УЗПИ. -Харьков, 1966. -С. 143−150.
- Тимошенко С.П. Устойчивость упругих систем. -M.-JL: ОГИЗ, 1946.532 с.
- Тимошенко С.П., Войновский-Кригер С. Пластинки и оболочки. Перевод с англ. В. И. Контовта. Под ред. Г. С. Шапиро. -М.: Наука, 1966. -635 с.
- Типовые опоры и фундаменты контактной сети электрических железных дорог. -М.: Главтранспроект, 1954. -14 с.
- Толмачев К.Х. Регулирование напряжений в металлических пролетных строениях мостов. -М.: Автотрансиздат, 1960. -116 с.
- Трофимов В.И., Бегун Г. Б. Структурные конструкции. -М.: Стройиз-дат, 1972. -272 с.
- Трофимов В.И., Мкрчанц Ю. С., Третьякова Э. В. Стальные конструкции типа структур для покрытий производственных и общественных зданий. -В кн.: Материалы по легким металлическим конструкциям. -М.: 1975.
- Трофимович В.В. Работа стальных шпренгельных балок в упруго-пластической стадии при неподвижной и подвижной нагрузках. -Сб. тр. ИСМ АН УССР, № 21. -Киев: Издательство АН УССР, 1956.
- Трофимович В.В., Пермяков В. А. Проектирование предваритеьно напряженных вантовых систем. -Киев: Буд1вельник, 1970.
- Трущев А.Г. Пространственные металлические конструкции. -М.: Стройиздат, 1983. -215 с.
- Урбан И.В. Исследование устойчивости стрелы деррик-крана, усиленной шпренгелем. -Вестник инженеров и техников, 1932, № 12. -С.515−517.
- Файбишенко В.К. Исследование перекрестно-ребристых систем. -Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. техн. наук. -М.:МАИ, 1967.
- Федорович А.И., Рогонский В. А., Шергин З. И. Реконструкция производственных объектов железнодорожного транспорта. -Транспортное строительство, 1984, № 12. -С.22.
- Ференчик П., Тохачек М. Предварительно напряженные стальные конструкции (Перевод с немецкого). -М.: Стройиздат, 1979. -423 с.
- Филин А.П. Об устойчивости предварительно напряженных элементов. -Изв.АН СССР, сер. ОТН, 1957, № 12. -С.57−68.
- Филин А.П. Расчет пространственных стержневых конструкций типа перекрестных связей и его применение при использовании ЭВМ. -Труды ЛИ-ИЖТа, вып. 190. -Л.: 1962. -С.7−83.
- Хисамов Р.И. Расчет и конструирование структурных покрытий. -Киев: Буд1вельник, 1981. -123 с.
- Хисамов Р.И. Исследование на модели плоских покрытий из перекрестных ферм трех направлений. -Строительная механика и расчет сооружений, 1966, № 1. -С.34−36.
- Холопцев В.В. Расчет составных многопролетных неразрезных балок. -Строительная механика и расчет сооружений, 1966, № 3.
- Хромец Ю.Н. Промышленные здания из легких конструкций. -М.: Стройиздат, 1978. -176 с.
- Хромец Ю.Н. Пути снижения веса ограждающих конструкций производственных зданий. -Бюллетень строительной техники, 1972, № 1.
- Чернашин В.Г., Чернов Ю. А., Симаков Ю. А., Громацкий В. А., Гоге-швили А.А. Изготовление облегченных металлических конструкций из развитых двутавров. -Промышленное строительство, 1974, № 10. -С.19−21.
- Чернов H.JI. Несущая способность стальных неразрезных предварительно напряженных балок за пределами упругости при подвижных нагрузках. -В кн.: Стальные предварительно напряженные и тросовые конструкции. -М.: Стройиздат, 1964. -С.4−14.
- Чернов Ю.А. Особенности применения серийных структурных конструкций из прокатных профилей. -В кн.: Состояние и перспективы применения в строительстве пространственных конструкций. -Тезисы докладов. -Свердловск, 1980. -С.66−68.
- Шарапан И.А. О моделировании сплошной среды шарнирно-стержневой системой. -В кн.: Теоретическая механика, сопротивление материалов, строительная механика. -Сб. тр. -Л.: ЛИСИ, 1966.
- Шашков С.М. Задачи статического расчета регулярных систем перекрестных балок и ферм. -Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. техн. наук. -Саратов: СПИ, 1972. -21 с.
- Шелест А.И. Исследование условий работы и методов расчета жестких поперечин контактной сети электрифицированных железных дорог. -Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. техн. наук. -М.: 1970. -22 с.
- Шелест А.И. Типы жестких поперечин на электрифицированных железных дорогах. -Транспортное строительство, 1968, № 10.
- Шимановский В.Н. Висячие системы. -Киев: Бущвельник, 1984.-208 с.
- Шоломов A.M. Устойчивость стоек, подкрепленных шпрегелями. -Тр. Харьковского авиационного института, 1955, вып.16. -С.179−197.
- Штепа Б.А. Структурные конструкции массового применения, область их применения и перспективы развития. -В кн.: Пространственные конструкции в Красноярском Крае. -Межвуз. сб. работ, вып.IX. -Красноярск, 1976. -С.60−71.
- Шурыгин В.П. Исследование методов расчета, проектирования и сооружения несущих конструкций контактной сети электрифицируемых железных дорог. -Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора техн. наук. -М.: МИИТ, 1971. -37 с.
- Этмекджиян А.А. Капитальное строительство и резервы повышения его эффективности. -М.: Стройиздат, 1982. -201 с.
- Ягубов Б.Б. Предварительно напряженные системы перекрестных балок при помощи осадки опор. -Доклады Ш-ей Международной конференции по предварительно напряженным металлическим конструкциям. Том I. -СССР, 1971. -С.144−155.
- Яковлев В.Г. Статический расчет трапецевидных и треугольных шпренгельных кранов. -В кн.: Исследование мостовых кранов. -М.: Машгиз, 1949. -С.132−143.
- Adjustable Catenary structures. Railway Age. News issue. Vol.136, № 1. January, 4, 1954.
- Barlow S., Foster J. The Universal Beam. -The Structural Engineer, 11,1957.
- Chu K.H., Berge S.S. Bucling of struts with tcusion ties. -Proc. 4th U.S. Nat. Congr. of appl. Mech. -Berceley, Calif., Pergamon Press. Vol.1, 1962.
- Crompton O.J., Wallace G.A. Economic Aspects of overhead equipment for D.C.Railway Electrification of electrical Engineers. Vol.100, part 1, № 124, 1953.
- Deist F.H., Dimitrion C. The finite element method. S.Afric. Mech. Engr., 1969, 19, № 5.
- Faltus F. Prvky ocelovych Konstrukci. -Prague, 1962.353
- Ferjencik P., Tochacek M. Predpate kovove konstrukcie. -Bratislava, 1966.
- Otto F. Zugbeanspruchte Konstruktionen. Berlin, 1966.
- Rozsa M. A hajlitott tartoracsok differencia legyenlitei. Budapest, Madyar tud. akad. miisz. tud. osrt. kozl, 1954,13, № 1−4.
- Ruhle H. Raumliche Dachtragwerke Konstructionen und Ausfuhrung. Band 2, Berlin, 1960.
- Schleyer F. Berechnung von Seilwerken. Hanging roofs. Proceeding of the IASS Collagium. Paris, 1962.
- Stand A., Greenspan M. Perforated Cover Plates for Steel Columns. Summary of Compressive Proparties JRNBS, Vol.40, № 5,1948.354