Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование технологии регенерации отработанных гидротрансмиссионных масел путем восстановления маслянистости

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В нашей стране вопросами регенерации отработанных смазочных масел занимались Папок К. К., Рогозин H.A., Черножуков Н. И., Гончаренко В. Г., Фукс И. Г., Фукс Г. И., Евдокимов А. Ю., Коваленко В. П., Шашкин П. И., Григорьев М. А., Семенидо Е. Г., Рыбаков К. В., Топилин Г. Е. Научноисследовательскими учреждениями страны (ГОСНИТИ, ВИМ, ГИПХ, АЧИМСХ, ВНИПТИМЭСХ, ВИИТиН, ГАНГ) разрабатывались… Читать ещё >

Содержание

  • 1. " Состояние вопроса и задачи исследований
    • 1. 1. Условия работы гидротрансмиссионных масел
    • 1. 2. Старение гидротрансмиссионных масел в процессе эксплуатации
    • 1. 3. Влияние ультразвуковой обработки на состояние смазочных масел
    • 1. 4. Маслянистость смазочных масел
    • 1. 5. Анализ методов регенерации отработанных смазочных масел
    • 1. 6. Анализ средств для регенерации отработанных смазочных масел
    • 1. 7. Задачи исследований
  • 2. Расчетно-теоретическое обоснование технологии восстановления маслянистости гидротрансмиссионных масел
    • 2. 1. Обоснование критерия маслянистости гидротрансмиссионных масел
    • 2. 2. Модель диспергирования отработанных гидротрансмиссионных масел
    • 2. 3. Методика расчета фильтра водопоглотителя при регенерации гидротрансмиссионных масел
    • 2. 4. Выводы расчетно-теоретических исследований
  • 3. Методика экспериментальных исследований
    • 3. 1. Общая методика исследований
    • 3. 2. Методика исследования процессов регенерации отработанных гидротрансмиссионных масел
      • 3. 2. 1. Методика исследования процессов ультразвуковой обработки регенерируемых гидротрансмиссионных масел
      • 3. 2. 2. Методика исследования процесса водопоглощения
    • 3. 3. Методика исследования углеводородного состава регенерируемых гидротрансмиссионных масел
    • 3. 4. Методика исследования маслянистости при регенерации гидротрансмиссионных масел
    • 3. 5. Методика исследования противоизносных свойств регенерируемых гидротрансмиссионных масел
    • 3. 6. Обоснование технологии регенерации гидротрансмиссионных масел на малогабаритном регенерационном модуле
    • 3. 7. Методика исследования работоспособности регенерированных гидротрансмиссионных масел в условиях стендовых испытаний
    • 3. 8. Методика эксплуатационной проверки регенерированных гидротрансмиссионных масел
    • 3. 9. Методика исследования физико-химических показателей регенерированных гидротрансмиссионных масел
    • 3. 10. Экспериментальная установка и применяемое оборудование
  • 4. Результаты экспериментальных исследований регенерационного модуля
    • 4. 1. Результаты экспериментальных исследований процессов регенерации отработанных гидротрансмиссионных масел
      • 4. 1. 1. Результаты исследования процессов ультразвуковой обработки регенерируемых гидротрансмиссионных масел
      • 4. 1. 2. Результаты исследования процесса водопоглощения
    • 4. 2. Результаты экспериментальных исследований углеводородного состава регенерируемых гидротрансмиссионных масел
    • 4. 3. Результаты экспериментальных исследований маслянистости гидротрансмиссионных масел
    • 4. 4. Результаты исследования противоизносных свойств регенерируемых гидротрансмиссионных масел Ю
    • 4. 5. Технология регенерации гидротрансмиссионных масел на малогабаритном регенерационном модуле. Ю
    • 4. 6. Результаты исследования работоспособности регенерированных гидротрансмиссионных масел в условиях стендовых испытаний
    • 4. 7. Результаты эксплуатационной проверки регенерированных гидротрансмиссионных масел
    • 4. 8. Выводы
    • 4. 9. Экономическая эффективность

Совершенствование технологии регенерации отработанных гидротрансмиссионных масел путем восстановления маслянистости (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Неотъемлемой частью эксплуатации машинно-тракторного парка (МТП) является использование нефтепродуктов, от качества которых в значительной степени зависит надежность работы тракторов, автомобилей и мобильных сельскохозяйственных машин. Качество топлива и смазочных материалов в значительной степени определяет величину эксплуатационных расходов, трудоемкость технического обслуживания, а также долговечность работы узлов и агрегатов [42, 93].

Следует учитывать, что стоимость добычи нефти с каждым годом возрастает из-за сокращения ее запасов в легкодоступных районах и необходимости осуществления дорогостоящих мероприятий по транспортировке к месту переработки. В связи с этим себестоимость нефтепродуктов постоянно повышается, поэтому народнохозяйственный эффект от их повторного использования становится все более весомым.

Нефть и нефтепродукты наряду с промышленными стоками, выбросами и бытовыми отходами представляют основную экологическую опасность на планете [85]. Ежегодно в мире в биосферу попадает около 6 млн. т нефтепродуктов, из них более половины приходится на отработанные смазочные материалы (ОСМ) [33]. Поэтому рациональное использование отработанных масел не только улучшает обеспечение народного хозяйства смазочными материалами и способствует сохранению запасов нефти, но и имеет большое значение для охраны окружающей среды [63, 74].

Наиболее рациональным способом использования отработанных масел является регенерация и повторное использование по прямому назначению. При этом экономический эффект, не менее чем в 2 раза, выше эффекта от использования их в качестве котельного топлива [50, 63].

Сбору, очистке и повторному использованию отработанных масел уделяется в настоящее время большое внимание. Отработанные масла направляют, главным образом, на технологические нужды, на переработку в смеси со свежей нефтью, на сжигание в качестве компонентов котельного топлива и на регенерацию [32, 66, 74].

Всевозрастающее внимание проблемам регенерации ОСМ уделяют во многих промышленно развитых странах, таких как Германия, Япония, Италия, США, Франция, Канада и др. [32]. Ведутся исследования в целях совершенствования и создания новых методов регенерации, не дающих экологически опасных отходов и способствующих повышению качества и выхода конечного продукта.

В нашей стране вопросами регенерации отработанных смазочных масел занимались Папок К. К., Рогозин H.A., Черножуков Н. И., Гончаренко В. Г., Фукс И. Г., Фукс Г. И., Евдокимов А. Ю., Коваленко В. П., Шашкин П. И., Григорьев М. А., Семенидо Е. Г., Рыбаков К. В., Топилин Г. Е. Научноисследовательскими учреждениями страны (ГОСНИТИ, ВИМ, ГИПХ, АЧИМСХ, ВНИПТИМЭСХ, ВИИТиН, ГАНГ) разрабатывались и создавались технические средства и технологии по переработке отработанных масел. Существующие технические средства в основном стационарные, различного типажа и назначения, использующие ограниченное количество упрощенных физических методов регенерации.

Анализ состояния отрасли регенерации в России и других странах СНГ свидетельствует о преобладании устаревших процессов и несовершенной технологии. Качество регенерированных масел, получаемых на всех приведенных установках, недостаточно высоко, т.к. в настоящее время сбор всех ОСМ регламентируется по ГОСТ 21 046–86, который подразделяет все масла не по маркам, а по группам масел ММО, МИО и СНО.

Одним из важных вопросов данной проблемы является использование при регенерации комбинированных, экологически безопасных методов. Для их реализации необходимо создать малогабаритные стационарные (передвижные) регенерационные установки небольшой производительности.

Целью диссертационной работы является совершенствование технологии регенерации отработанных гидротрансмиссионных масел (ГТМ) путем восстановления маслянистости.

Научную новизну работы представляют следующие положения, выносимые на защиту:

1. Критерий маслянистости ГТМ.

2. Модель диспергирования отработанных ГТМ.

3. Численная модель и методика расчета процесса поглощения воды при регенерации ГТМ.

4. Усовершенствованная технология регенерации отработанных ГТМ.

5. Количественные характеристики и закономерности изменения маслянистости масел при регенерации.

Практическую значимость работы имеют:

1. Установка для определения маслянистости ГТМ.

2. Технология регенерации отработанных ГТМ.

3. Регенерационный модуль для восстановления маслянистости регенерированных ГТМ.

Тема диссертационной работы утверждена Советом инженерного факультета Санкт-Петербургского государственного аграрного университета и соответствует Республиканской целевой научно-технической программе «Механизация, энергетика, автоматизация и ресурсосбережение».

1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. В результате выполненных теоретических и экспериментальных исследований разработана усовершенствованная технология регенерации отработанных ГТМ. При реализации разработанной технологии обеспечивается регламентированная исходная маслянистость ГТМ и их противоизносные свойства.

2. Разработанная математическая модель прогнозирования влияния маслянистости ГТМ на противоизносные свойства трибосопряжений по критерию маслянистости и транспортной способности позволяет оценить работу трибосопряжений и обосновать выбор смазочных масел без проведения длительных эксплуатационных испытаний.

3. Предлагаемая модель процесса диспергирования отработанных ГТМ позволяет установить необходимую кратность ультразвуковой обработки для отделения смолистой составляющей от механических примесей с целью обеспечения требуемой маслянистости масла.

4. На основании предлагаемой численной модели процесса поглощения влаги при регенерации ГТМ разработана методика расчета процесса поглощения воды, позволяющая оптимизировать геометрические параметры фильтра по коэффициенту влагоемкости (Кв=0,335), толщине (Ь=28мм) и перепаду давления (ДР=0,5Мпа).

5. В результате расчетно-теоретических исследований обоснованы технологические процессы регенерации ГТМ, к которым относятся: восстановление маслянистости путем диспергирования смолистых фракций с помощью ультразвуковой обработки, их отделение от механических примесей с последующим удалением последних и поглощение воды с помощью синтетического водопоглатителя.

6. В. результате экспериментальных исследований получены зависимости физико-химических свойств масла И-20А от ультразвуковой обработки. При этом установлено, что при изменении кратности обработки от 0 до 10 л кинематическая вязкость снижается с 75,85 до 60,38 мм /с, содержание воды с 5,0 до 1,5%, что характеризует положительное воздействие ультразвуковой обработки на качество масла.

7. На основании экспериментальных исследований методом ядерно-магнитного резонанса (ЯМР) установлено, что отработанные ГТМ в процессе старения не изменяют свой углеводородный состав и могут повторно подвергаться регенерации.

8. При диспергировании отработанных масел наблюдается их частичная деструкция, что регламентирует кратность ультразвуковой обработки не более 2, с учетом энергии, выделяемой генератором кавитации и достаточной для разрушения мицелл, образованных моюще-диспергирующими присадками и смолистыми веществами масла с продуктами износа конструкционных материалов, что способствует более полному отделению образованных частиц штатными средствами очистки масла и сохранению в нем присадок и смолистых составляющих, улучшающих эксплуатационные свойства масла.

9. Созданная установка и разработанная методика испытаний, основанная на отрыве контактирующих поверхностей, между которыми находится слой испытуемого масла, позволяет производить экспериментальную оценку маслянистости ГТМ и прогнозировать их противоизносные свойства. Метод и установка защищены патентом РФ № 2 125 256 от 20.01.1999 г.

10. В результате исследований на машине трения установлено влияние маслянистости смазочных масел различных марок при их одинаковой кинематической вязкости на износ трибосопряжений. При этом установлено, что л л масло М-11 с большей маслянистостью (2,21−10″ Н/мм) имеет износ пар трения на 50% меньше по сравнению с маслом (М-10Г2К) имеющим значение маслянистости 1,77−10″ 3 Н/мм2.

Усовершенствованная технология регенерации обеспечивает восстановление маслянистости отработанных ГТМ при соблюдении следующей последовательности их обработки: а) двукратная ультразвуковая обработка при частоте ультразвука 20−22кГцб) центробежное сепарирование с частотой вращения ротора центрифуги не менее 7000 мин" 1- в) водоотделение и нейтрализация кислых продуктов (полное «высушивание» масла и снижение кислотности на 40%).

При этих условиях достигается значение маслянистости 3,0−10″ Н/мм для масла ТМ-3−18 (для товарного масла2,6−10″ Н/мм) и 3,3−10″ Н/мм для.

3 2 масла И-20А (для товарного масла 2,5−10″ Н/мм).

11. В результате исследований на машине трения регенерированных по разработанной технологии ГТМ, а также при 20 часовых стендовых испытаниях на износ сопряжений КПП и гидросистемы трактора К-701М, установлено, что разработанная технология обеспечивает регламентированное качество регенерированного масла. При этом износ сопряжений на регенерированном масле идентичен износу на товарном масле.

12. Эксплуатационные испытания регенерированных ГТМ при использовании в трансмиссиях автобусов ЛАЗ в ДГУП «Гатчинапассажиравтот-ранс» г. Гатчина подтвердили их соответствие эксплуатационным требованиям. Технология регенерации принята к внедрению министерством промышленности, энергетики и транспорта Республики Бурятия.

13. Экономическая эффективность от повторного использования масел марок ТМ-3−18 и И-20А регенерированных на МРМ составит 1115,2 тыс. руб. в год.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автоматизированные смазочные системы и устройства. /Под редакцией Д. Н. Гаркунова. М.: Машиностроение, 1982. — 176 с.
  2. В.Н., Кувайцев И. Ф. Автотракторные эксплуатационные материалы. М.: Воен. изд-во МО СССР, 1958. — 101 с.
  3. Ах. 1 233 578 СССР, МКИ F02 M 33/00. Генератор кавитации / Браславский М. И. и др.
  4. A.c. 1 753 182 СССР, МКИ F16N39/04. Установка для очистки отработанных масел / Остриков В. В., Гущин В. А., Леднев В. П. и др.
  5. A.C. Трение и износ в машинах // Труд Всесоюзной конференции М., АН СССР. — 1948. Том III.
  6. A.C. Молекулярная физика граничного трения. М.: Физматгиз, 1963. — 472 с.
  7. И.В. Установки для регенерации отработанных автолов. -М.: Сельхозгиз, 1950. 96 с.
  8. Д. Поверхностные явления при адгезии и фрикционном взаимодействии.
  9. Ч.Дж. Редукторные и трансмиссионные масла. М.: Химия, 1967. — 540 с.
  10. Г. Ф. Восстановление и контроль качества нефтепродуктов. Л.: Недра, 1974. — 318 с.
  11. И.Я. //ХТТМ. 1994. — № 3. С.29−44
  12. Н.П. Система восстановления и использования отработанных автотракторных масел в АПК: Автореф. дис. .д-ра техн. Наук. Зерноград., 1998.-40 с.
  13. Л. Инфракрасные спектры молекул. М.: ИЛ, 1957, — 444 с.
  14. Л. Новые данные по ИК спектрам сложных молекул. — М.: Мир, 1971,-318 с.
  15. C.B. // Вестник машиностроения. 1955. — № 9 -С.21.
  16. C.B. Применение смазочных масел в автомобильных и тракторных двигателях. М.: Химия, 1969. — 228 с.
  17. C.B., Асеев Н. В., Ваулин В. Д., Применение ультразвука для улучшения антифрикционных свойств смазочных масел. // Вестник машиностроения. 1968 -№ 9. С 25−29.
  18. В.Р. Топливо, смазочные материалы и вода. М.: — 2-е изд. перераб. и доп. Госсельхозиздат, 1951. — 495 е.
  19. Н.П. Подбор смазочных масел для обкатки двигателей и механизмов. М.: Гостоптехиздат, 1950 — 248 с.
  20. А., Форд Р. Спутник химика. М.: Мир, 1976. — 541 с.
  21. ГОСТ 9490–88. Масла смазочные. Метод определения смазывающих свойств на четырехшариковой машине.) —
  22. A.A., Фукс И. Г., Лашхи В. Л. Химмотология. М.: Химия, 1986.-368 с.
  23. О.Н. Современные методы переработки и рационального использования отработанных масел. М.: Машиностроение 1987. — 56 с.
  24. X. Введение в курс спектроскопии ЯМР. М.: Мир, 1984. 478 с.
  25. П.Е. Применение радиоактивных изотопов в технике. М.: Машгиз, 1958. — 154 с.
  26. Е.В., Никифоров O.A. Исследование состояния дисперсной фазы работавших дизельных масел. // НИИ ИНФОРМТЯЖМАШ. / реферативная информация, дв. вн. сгорания, 4−72−13, М., 1972.
  27. .В. Что такое трение?. М.: Изд-во АН СССР, 1963. — 156 с.
  28. .В. Проблемы трения твердых тел и граничной смазки. // ДАН СССР. 1948. — № 5. — С. 24−28.
  29. .В. и др. О природе маслянистости смазочных средств и методах ее количественной оценки. «Трение и износ в машинах». // Труды Всесоюзной конференции Том I. М., Изд-во АН СССР, 1939.
  30. Ю.И. Обратный осмос и ультрафильтрация. М.: Химия, 1978.-351 с.
  31. А.Ю., Фукс И. Г. Использование отработанных смазочных материалов в капиталистических странах. М.: ЦНИИТЭИМС, 1989. — 51 с.
  32. А.Ю., Фукс И. Г., Загородный Н. Г. Экологические аспекты использования отработанных смазочных материалов // ХТТМ. 1990. -№ 11. С 3.
  33. А.Ю., Лашхи В. Л., Джамалов A.A. Отработанные смазочные материалы и вопросы экологии // ХТТМ. -1982. -№ 11. -С 26−30.
  34. Н.Г., Ильин Б. В., Пономарева М. А. Использование ультразвука для улучшения качества масла в тракторных двигателях. // Реферативная информация. Киев. Изд. Вица-школа, 1972.
  35. .А. Спектроскопия ядерного магнитного резонанса в органической химии. С-Пб.: Изд-во С-Пб Университета, 1995. — 263 с.
  36. А.Д. Что такое адгезия. М.: Наука, 1983. — 176 с.
  37. Л.Е. Нефтеперерабатывающая промышленность России сегодня и завтра. // ХТТМ. 1997. — № 1.
  38. К. Теоретические основы органической химии. -М.: Мир, 1973.- 1055 с.
  39. Испытания с/х техники, оценка эксплуатационных свойств топлива и смазочных материалов: ОСТ 10.2.25−87. М.: Изд-во стандартов, 1987. — 4с.
  40. Исследование возможности создания эффективных ультразвуковых резонаторов различной производительности для обработки тяжелых топлив на судах минречфлота: Отчет о НИР / ЛИВТ Тема 83−739. — Ленинград., -1986.-38 с.
  41. Н.И., Кузнецов H.A. Топливо, масла и технические жидкости. М.: Агропромиздат, 1989. — 304 с.
  42. Л.А., Куплетская Н. Б. Применение УФ-, Ж- и ЯМР-спектроскопии в органической химии. М.: Высшая школа. 1971. — 152 с.
  43. А.Г. Основные процессы и аппараты химической технологии. М.: Химия, 1971. — 782 с.
  44. Ф., Сандберг Р. Углубленный курс органической химии. М.: Химия, Т.1. 1981.-520с.
  45. С.К. Оценка износа двигателей внутреннего сгорания методом спектрального анализа. М.: Машиностроение, 1966. — 152 с.
  46. К.И., Кичкин Г. И. Трансмиссионные масла. М.: Химия, 1970. -232 с.
  47. В.П., Чуртуков Е. С., Турчанинов B.C. Современные способы и средства регенерации отработанных масел. М.: ЦНИИТИнефтехим, 1987. — 74 с.
  48. В.П. Загрязнение и очистка нефтяных масел. М. Химия, 1978.-304 с.
  49. В.П., Карпекина Т. П. Экономия масел и смазок при эксплуатации машин. М.: ВО Агропромиздат, 1988. — 55 с.
  50. В.П., Турчанинов В. Е. Средства очистки нефтепродуктов от механических загрязнений. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1984. -63 с.
  51. H.H., Кузнецов В. Г., Казарновский С. Н., Цареградский В. А. Технология смазочных и защитных материалов. М.: Гос. трансп. жел,-дор. изд-во, 1952 — с. 16−17.
  52. .И. Трение, смазка, износ в машинах. Киев.: Техника, 1970.-56 с.
  53. Г. И. Исследование влияния смазочных масел на процесс приработки деталей цилиндро-поршневой группы тракторных дизельных двигателей: Автореф. дис.. канд. техн. Наук. Ленинград., 1974. — 24 с.
  54. B.JI., Чосебидзе Д. С., Анакидзе Т. М. Оценка Эффективности смазочного действия // ХТТМ. 1997. — N5. -С. 4−5.
  55. Р.Г., Перри Д. Л., // Прикладная механика и машиностроение.- 1952. -№L- С 72.
  56. Г., Нельсон Г., Руководство по ядерному магнитному резонансу углерода 13С для химиков-органиков. М.: Мир, 1975. — 296 с.
  57. .В., Пучков Н. Г. Энглин Б.А. Основы применения нефтепродуктов. М.: Гостоптехиздат, 1955. — 54 с.
  58. Г. П., Жосан А. А. Исследования влияния ультразвуковой обработки дизельного масла с присадкой на изменение его качества при эксплуатации тракторов // Труды Кишиневского СХИ 1967. — т. 53, — Сб. 1.
  59. А.Т. Применение ультразвука для получения эмульсий. // Текстильная промышленность, 1960. — № 1.
  60. P.M. Температурная стойкость граничных смазочных слоев и твердых смазочных покрытий при трении металлов и сплавов. -М.: Машиностроение, 1971. 87 с.
  61. Ю.К. Трибология конструкционных материалов. -М.: 1995.
  62. Мероньо-Пелисер Л.Б., Давыдов Б. Н., Бухтер А. И. Экономическое стимулирование работ по регенерации отработанных смазочных материалов // ХТТМ. 1985. — № 7 — С. 30.
  63. А.Д. Регенерация отработанных масел в СССР и за рубежом. М.: НИИТэхим, 1987. — 54 с.
  64. Р., Бойд Р. Органическая химия. М.: Мир, 1974, — 1132с.
  65. В.В. Основные направления снижения расхода смазывающих масел на предприятиях системы АПК. /Техн. Обсл. И ремонт МТП и оборудования: Доклад/ Госагропром СССР. АгроНИИТЭИИТО 1988.- С. 87.
  66. С. А. Обеспечение надежности отремонтированных агрегатов рациональным комплектованием деталей (на примере трансмиссиитрактора «Кировец»: Автореф. дис.. канд. техн. Наук. Ленинград., 1991. 17 с.
  67. А.И. Применение радиоактивных изотопов для изучения долговечности деталей машин. М.: Госполитиздат, 1962. — 64 с.
  68. .Б. Применение радиоактивных изотопов для исследования износов деталей двигателя и оценки качества дизельного масла: В сб. «Методы, приборы и оборудование, применяемые при исследовании и испытании с.х. техники». М, Изд. МСХ СССР, 1961. — 51 с.
  69. Основы трибологии (трение, износ, смазка) / Э. Д. Браун, Н. А. Буше, И. Я. Буяновский и др. /Под ред. А. В. Чичинадзе: Учебник для технических вузов М., 1995. — 65 с.
  70. Оборудование участка сбора и очистки масел. Тамбов.: 1996. — 8 с.
  71. К.К., Семенидо Е. Г. Моторные топлива, масла и жидкости. Т. 2. Масла, консистентные смазки и жидкости. М.: Гостоптехиздат, 1953. -346 с.
  72. К.К., Рагозин H.A. Словарь по топливам, маслам, смазкам, присадкам и специальным жидкостям. М.: Химия, 1975, — 392 с.
  73. И.Г. Химическое действие кавитации // Общая химия.- 1947.-№ 17.-С 1048.
  74. Регенерация отработанных масел и их повторное использование. Обзорная информация. / Сост. Рыбаков К. В., Коваленко В. П., Нигородов В.В.- М.: Госагропром СССР. АгроНИИТЭИИТО, 1989. 26 с.
  75. С.Н., Островский Е. П. Получение эмульсий при помощи ультразвука // Ж. физ. хим., 1935. — № 1. — С. 73.
  76. А.И., Чувыгин A.B. Исследование влияния ультразвука на эксплуатационные свойства отработавшего дизельного масла // Труды ГОСНИТИ. 1972. т. 34.
  77. Сбор и очистка отработанных масел: Обзор. Информ. / Госагропром СССР. АгроНИИТЭИИТО, Рыбаков К. В., Коваленко В. П., Нигородов В.В.1. М.: 1988.-30 с.
  78. Е.Г., Кроль Б. Б., // Труды ЦИАТИМ. вып. 1, Гостоптехиздат. 1941. — С. 262.
  79. Р., Баеслер Г., Моррис Т. Спектрометрическая идентификация органических соединений. М.: Мир, 1977. — 590 с.
  80. Словарь-справочник по трению, износу и смазке деталей машин/ В. Д. Зозуля, Е. Л. Шведков, Д. Я. Ровинский, Э.Д.Браун- Отв.ред. И. М. Федорченко. АН УССР. Ин-т проблем материаловедения, — 2-е изд., перераб. и доп. Киев: Наук. думка, 1990. — С.71−72.
  81. Смазочные материалы: Антифрикционные и противоизносные свойства. Методы испытаний: Справочник/ P.M. Матвиевский, В. Л. Лашхи, И. А. Буяновский и др. М.: Машиностроение, 1989. — 224с.
  82. СмитА. Прикладная ИК спектроскопия. — М.: Мир, 1982. — 328 с.
  83. Справочник по триботехнике т.1. Теоретические основы. М.: Машиностроение, 1989. -400 с.
  84. Г. В., Родионов А. И. Экология. М.: Высшая школа, 1988.-272 с.
  85. Теоретические основы химмотологии. М.: Химия, 1985. — 320 с.
  86. Топливо, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение. Справочное издание. М.: Химия, 1989. — 432 с.
  87. Г. И. Коллоидная химия нефти и нефтепродуктов. М.: Знание, 1984.-63 с.
  88. Г. И., Лосиков Б. В., Пучков Н. Г., Энглин Б. А. Основы применения нефтепродуктов. -М: 1959. 352 с.
  89. И.Г., Евдокимов А. Ю., Лашхи В. Л., Сайдахмедов Ш. М. Экологические проблемы рационального использования смазочных материалов. М.: Изд. Нефть и газ, 1993. — 164 с.
  90. A.B. Лабораторная установка для обработки картерного масла ультразвуком // Труды ГОСНИТИ. 1972. т. 34.
  91. Н.И., Крейн С. Э. Окисляемость минеральных масел. -М.: Гостоптехиздат, 1955. 372 с.
  92. П.И., Брай И. В. Регенерация отработанных нефтяных масел. -М.: Химия, 1970. -304 с.
  93. В.М. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение. М.: Химия, 1989. — 432 с.
  94. Эксплуатационные свойства смазочных масел / Зуидема Г. Г.- Под ред. Б. В. Лосикова. Пер. с англ. М.: Гостоптехиздат, 1957.-С. 12−16.
  95. Avitrur, B.- and Kohser, R.A.- Disk and Strip Forging for the Determination of Friction and Flow Strenght Values. ASLE Trans., Vol.21,no2, Apr. 1978, pp. 143−151.
  96. Bondy C., Sollner R. On the mechanism of emulsification by ultrasonis waves, Trans. Farad. Soc., 31.835, 1935.
  97. Schmid G., Paret P., Pfleiderer H. Die mechanische natur desabbaus von makromolekulen mit Ultraschall, kolloid, Zs, 124, 150,1950.
  98. Demann W., Asbach H.R. Chemische Wirkung des Ultraschalls, Techn. Mitt. Krupp, 1, 12, 1940.
  99. Furbach E. Beeinflussung des flammpunktes von mineralolen durch ultraschallweellen, Akust., Zs., 5, 212, 1940.
  100. Sadakiyo G., Siraisi F. Ermicdrigung des entflammungspunktes won mineralos durch ultraschallwellen, Res. Elektrotechn. Lab. Tokyo, 430, 10 1939.
Заполнить форму текущей работой