Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Повышение качества обкатки двухтактных двигателей внутреннего сгорания при помощи металлосодержащих присадок к маслу

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На рынке сельскохозяйственной техники представленно более 100 наименований средств малой механизации. Примерное количество эксплуатируемых на них двигателей 5,5 млн. шт. Двухтактные двигатели составляют 37%, что соответствует 2 млн. шт. Существуют несколько объективных причин популярности средств малой механизации, выпускаемых российскими предприятиями. К их числу относится сравнительно низкая… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Состояния вопроса и задачи исследований
    • 1. 1. Обзор и классификация средств малой механизации
    • 1. 2. Мотокультиватор «Крот» МК-1А и способы обкатки
    • 1. 3. Особенности двухтактных двигателей
    • 1. 4. Методы ускорения приработки деталей
    • 1. 5. Экологические проблемы
    • 1. 6. Выводы. Цель и задачи работы
  • 2. Теоретическое обоснование применения присадок 46 на основе мелкодисперсного никеля
  • 3. Методы исследования
    • 3. 1. Перечень критериев оценки качества приработки 84 деталей двигателя
    • 3. 2. Краткая характеристика двигателя ММЗКО
    • 3. 3. Машина для испытания материалов на трение и износ 89 СМЦ
    • 3. 4. Методика лабораторного получения углерода (II) 93 оксида СО
    • 3. 5. Масла и присадки для испытаний
  • 4. Методика стендовых и эксплуатационных 97 испытаний
    • 4. 1. Стендовые испытания двигателей ММЗКО
      • 4. 1. 1. Подготовка двигателей к испытанию
      • 4. 1. 2. Определение величины стендового и полного 100 приработочного износа деталей двигателя
      • 4. 1. 3. Определение шероховатости рабочих поверхностей 100 деталей
      • 4. 1. 4. Определение срабатываемости присадок
    • 4. 2. Эксплуатационные испытания двигателей ММЗКО
  • 5. Результаты исследований и обсуждение 103 результатов
    • 5. 1. Исследование влияния присадок к маслу на износ 103 образцов при лабораторных исследованиях
    • 5. 2. Исследование влияния присадок к маслу на 123 1йероховатос+ь и начальный износ деталей цилиндропоршневой группы
    • 5. 3. Эксплуатационные испытания
    • 5. 4. Выводы
  • 6. Внедрение технологического процесса. Расчет 151 экономического эффекта от внедрения
    • 6. 1. Внедрение технологического процесса обкатки
    • 6. 2. Расчет экономического эффекта от внедрения 152 процесса обкатки двигателей
    • 6. 3. Выводы

Повышение качества обкатки двухтактных двигателей внутреннего сгорания при помощи металлосодержащих присадок к маслу (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В соответствии с тяжелой ситуацией, сложившейся в сельском хозяйстве России, необходимо повышать качество производства техники и ее техническое обслуживание.

На рынке сельскохозяйственной техники представленно более 100 наименований средств малой механизации. Примерное количество эксплуатируемых на них двигателей 5,5 млн. шт. Двухтактные двигатели составляют 37%, что соответствует 2 млн. шт. Существуют несколько объективных причин популярности средств малой механизации, выпускаемых российскими предприятиями. К их числу относится сравнительно низкая стоимость самих средств малой механизации и запасных частей к ним. Недостатком является их низкая надежность. На ремонтные заводы и заводы производители, предоставляющие сервисные услуги, ежегодно поступает 400.500 тыс. шт. мотокультиваторов и других средств малой механизации, причем большинство с дефектами двигателей внутреннего сгорания. Данные цифры не учитывают количество средств малой механизации, ремонтируемых самостоятельно владельцами и другими путями в обход сервисных структур. Стоимость ремонтов за период эксплуатации превышает по самым скромным подсчетам стоимость двигателя в 5.6 раз. Кроме того после ремонта, как правило, снижаются производительность и ресурс двигателя. Ввиду всего вышесказанного можно сделать вывод о необходимости повышения качества производства и ремонта двигателей внутреннего сгорания, устанавливаемых на средства малой механизации.

Одним из путей повышения качества производства и ремонта двигателей внутреннего сгорания является проведение качественной заводской обкатки. Основной задачей заводской обкатки должна являться подготовка двигателя к восприятию эксплуатационных нагрузок. Показателями готовности могут являться многие факторы, но в общем нужно говорить об установлении некоторой установившейся шероховатости трущихся деталей двигателя (качество приработки) и работа без поломок на максимальных эксплуатационных режимах. От качества приработки деталей зависит как межремонтный ресурс, так и срок службы двигателя. Однако в реальности заводская обкатка скорее выполняет роль ОТК. Например двигатели мотокультиваторов обкатывают примерно 15 мин., что недостаточно для того, чтобы довести процесс обкатки до конца. Поэтому в руководствах к мотоблокам, мотокультиваторам и другим средствам малой механизации оговорена необходимость эксплуатационной обкатки. Для двухтактных двигателей, устанавливаемых на средства малой механизации, это составляет примерно 20 часов работы. Период эксплуатационной обкатки характеризуется использованием неполной" мощности' двигателя, меньшей глубиной обработки почвы и т. п. Также в период обкатки двухтактных двигателей изменяется соотношение частей бензина и масла в двухтактной смеси в сторону увеличения содержания масла. Однако данные требования часто не выдерживаются, особенно если мотоблок или другое средство малой механизации приобретено перед или непосредственно в период сева, вспашки почвы и т. д., либо собственник заранее не позаботился о проведении эксплуатационной обкатки. Также не всегда возможно соблюсти равномерную глубину обработки и другие требования, учитывая что агрегатом управляет шагающий за ним оператор (не всегда опытный). Все вышесказанное свидетельствует о необходимости проведения полноценной заводской (предэксплуатационной) обкатки с исключением эксплуатационной обкатки.

Анализ литературы и патентов показал, что наиболее перспективным и экономичным способом обкатки двигателей внутреннего сгорания является обкатка с применением специальных присадок к моторному маслу и использование обкаточных масел. Данный способ позволяет минимизировать время обкатки с получением качественной приработки деталей. Среди присадок выделяются своими свойствами композиционные присадки к маслу. Составленные по принципу композиции из веществ, реализующих различные способы воздействия на детали двигателя, эти присадки имеют широкие температурные и нагрузочных диапазоны, внутри которых они эффективны. На определенный момент композиционные присадки проявляют свои металлоплакирующие свойства. На основе анализа литературы выявлено, что металлоплакирующие присадки стоят на втором месте по эффективности достижения равновесной шероховатости и ускорению приработки после композиционных. Однако ни один из способов ускорения обкатки, позволяющей увеличить ресурс двигателя и снизить процент отказов, не нашел применения при обкатке двухтактных двигателей внутреннего сгорания, устанавливаемых на средствах малой механизации.

Для ускорения и улучшения качества обкатки двухтактных двигателей была разработана металлосодержащая присадка. Присадка является никелесодержащей и добавляется к маслу М-8-В. Применение этой присадки во время обкатки позволяет сократить ее время за счет увеличения скорости изнашивания при одновременном сокращении приработочного износа основных деталей цилиндропоршневой группы двигателя в среднем в 1,5 раза по сравнению с деталями двигателей, обкатанных на чистом масле. Одновременно достигается более оптимальная шероховатость трущихся поверхностей.

Принцип действия присадки основан на разложении мицелл карбонила никеля, полученных пропусканием оксида углерода через высокодисперсную систему с дисперсной средой в виде масла М-8-В и дисперсной фазой в виде тонкоизмельченного никеля, в зоне трения под воздействием фрикционного нагрева. Таким образом, получаются кластеры никеля, которые адсорбируются под воздействием ван-дер-ваальсовых сил и образуют на поверхностях трения пленку никеля.

Основным недостатком никелесодержащей присадки, является повышенная токсичность карбонила никеля, что накладывает ограничения и обязывает к более строгой технике безопасности. Поскольку карбонил никеля летучее соединение, необходимо также тщательно герметизировать устройство для приготовления присадки и присоединять его к вытяжке.

1. Состояние вопроса. Цель и задачи исследований.

Общие выводы.

1. Анализ литературных и патентных источников показал, что наиболее перспективным направлением повышения качества приработки деталей ЦПГ является применение приработочных присадок, особенно для обкатки двухтактных двигателей внутреннего сгорания, применяемых на средствах малой механизации, в качестве пусковых двигателей и т. д.

2. Изучена зона контакта двух трущихся тел с точки зрения коллоидной химии, когда поверхность зеркала цилиндра является твердой фазой, а смесь масла с присадкой никеля — высоко дисперсной системой. В процессе работы двигателя карбонил никеля, разлагаясь в зоне взаимодействия микронеровностей за счет возрастания температуры, высвобождает никель в виде кластерных частиц, которые за счет физической адсорбции осаждаются на зеркале цилиндра.

3. Разработана присадка к маслу на основе мелкодисперсного никеля, позволяющая снизить сопротивление трению и износ деталей за счет образования антифрикционной пленки никеля. Определен оптимальный состав концентрации присадки 2% мае. к маслу.

4. Сравнительными лабораторными испытаниями установлено, что присадка никеля является наиболее эффективной приработочной присадкой по сравнению с присадкой ОГМ-3 и другими составами. Шероховатость поверхности снижается в 1,1 раза. Противозадирная стойкость повышается в 4,5 раза, момент силы трения стабилизируется через 10.20 минут.

5. Натурные испытания двигателей показали, что добавление присадки никеля к маслу обеспечивает более качественную приработку с меньшими приработочными износами основных деталей ЦПГ (на 10% меньше по сравнению с присадкой ОГМ-3). Суммарный приработочный износ поршневых колец уменьшается на 48.56%, шероховатость гильз цилиндров уменьшается на 5% после 20-часовых натурных испытаний, в сравнении с износом на чистом масле.

6. Эксплуатационные испытания показали, что использование во время обкатки приработочного состава на основе присадки никеля обеспечивает снижение износа поршневых колец и зеркал цилиндров в 1,6. 1,7 раза, по сравнению с обкаткой на масле с присадкой ОГМ-3.

7. Технологичесий процесс ускоренной обкатки с применением присадки никеля к маслу внедрен в производство на научно-производственном предприятии «Агродизель» на ремонтном участке при обкатке отремонтированных двигателей МД-6, МД-8 и на ОАО «Ростокинский ремонтный завод» при обкатке отремонтированных двухтактных двигателей ПД-10. Процесс обеспечивает сокращение времени стендовой обкатки в 2,3 раза, дает экономию электроэнергии в 2,2 раза, топлива — в 3,1 раза, повышает надежность работы двигателя. Расчетный экономический эффект от внедрения данного технологического процесса (на примере обкатки двигателей ПД-10 на ОАО «Ростокинский ремонтный завод») за расчетный период 2000 — 2004 гг сотавил 1 493 718 рубля.. ,.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Сельскохозяйственная техника й оборудование для фермерских хозяйств. Каталог. Т.1. М.: Информагротех, 1994. 384с.
  2. Средства малой механизации в растениеводстве и животноводстве. Каталог. М.: Информагротех, 1993. 108с.
  3. Новая техника для агропромышленного комплекса. Каталог. М. Информагротех, 1994. -315с.
  4. Сельскохозяйственная техника и оборудование для фермерских хозяйств. Каталог. Т.2. М.: Информагротех, 1994. 387с.
  5. Ландшафтный дизайн. № 2(3), 1997. 64с.
  6. Мой прекрасный сад. № 9,1997. 66с.
  7. Мотокультиватор «Крот». Руководство по эксплуатации 15 00 300 00 РЭ. Редакция 17. М.: Московское МПО им. В. В. Чернышева. 45с.
  8. Документация НПЦ «Arpo УМ» (эксклюзивный дистрибьютор «Мантис» в России.
  9. В.В., Попов В. Н., Карпенков В. Ф. Ресурсосберегающая ускоренная обкатка отремонтированных двигателей. М.: Колос, 1995. 175с.
  10. Пути повышения качества и ускорения обкатки двигателей при ремонте сельскохозяйственной техники. М.: ЦНТИПР, 1992. 40с.
  11. П.Мухин Е. М., Столяров H.H. Приработка и испытание автомобильных двигателей. М.: Транспорт, 1981. 52с.
  12. RU А/с 2 020 250 CI, кл. F 02 В 79/00
  13. RU А/с 2 054 569 С1, кл. F 02 В 79/00
  14. .Н. Трение, смазка и износ в машинах. Киев: Техника, 1970. -396с.
  15. РЖ ВИНИТИ. Двигатели внутреннего сгорания. № 9, 1987. Реф. 9.39.6. 17. SU 1 809 349 А1, кл. G 01 М 15/00
  16. RU А/с 2 066 776 С1, кл. F 02 В 79/00
  17. RU А/с 2 015 379 С1, кл. F 02 В 79/00
  18. И.В. Долговечность автомобильных двигателей. М.: Машиностроение, 1967.-103с.
  19. И.П. Обкатка и испытание тракторных и автомобильных двигателей. М.: Колос, 1973. -208с.
  20. Т.П., Кутателадзе Т. Ш. Стенд для испытания мотоблоков. Автомобильная промышленность, № 5, 1994. стр. 26.
  21. Ф. Двухтактный двигатель с чистым выхлопом. В мире науки, № 11−12, 1992.
  22. В.Б., Токарев В. И., Минеев A.M. Двигатели. С учетом спроса. Автомобильная промышленность, № 7, 1995. стр.29−30.
  23. А. Проектирование двухтактных двигателей. (Особенности проектирования гильз, поршней, коленчатых валов, масляной системы). -«Дзидося гидзюцу», 1984, т.38, № 4, стр. 472 477.
  24. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение: Справочное издание. Под ред. Школьникова В. М. М.: Химия, 1989.
  25. Двигатели внутреннего сгорания. Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей. Под общ. ред. Орлина A.C., Крылова М. Г. М.: Машиностроение, 1990. 284с.
  26. Герберт Герман. Плазменное напыление покрытий. В мире науки, № 11, 1988. -стр.64−70.
  27. Автомобильные и тракторные двигатели. Часть 2. Конструкция и расчет двигателей. Под ред. Ленина И. М. М.: Высшая школа, 1976. 280с.
  28. М., Сэки К., Кобаяси М. Введение в трибологию двигателей внутреннего сгорания. «Найнэн кикан», 1976, т. 15, № 5, с. 56 — 64.
  29. И.Я. Развитие систем смазывания двухтактных ДВС. Автомобильная промышленность, № 5, 1994. стр.31−35.
  30. Д. Изобретения Дедала. М.: Мир, 1985. 232с.
  31. С.Г. Ускоренная обкатка тракторных двигателей. Труды НАТИ, вып. 216. М.: 1971. с.60−71.
  32. Г. П., Цыпцын В. И. Влияние иттрия в масле на приработку и надежность тракторного дизеля. Труды Саратовского института механизации сельского хозяйства. Вып. 76,1976. стр.90−97.
  33. РЖ ВИНИТИ. Двигатели внутреннего сгорания, № 5, 1969. реф. 5.29.189.
  34. М.Н. и др. Исследование жидких смазочных материалов с металлоорганическими присадками Гретерин. Эффект безызносности и триботехнологии, № 2, 1993. стр. 41−46.
  35. Статистический анализ двухтактных бензиновых двигателей на материале Японии. «Найнэн кикан», 1980, т. 19, № 239.
  36. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 2. Динамика и конструирование. Под ред. В. Н. Луканина. М.: Высш. Шк., 1995 — 319с.: ил.
  37. М., Комацу X., Кобаяси М. Введение в трибологию двигателей внутреннего сгорания. Оптимальные материалы с точки зрения трибологии. -«Найнэн кикан», 1976, т. 15, № 10, с.35- 47.
  38. А. Н. Научные основы использования топлива и смазочных материалов в сельском хозяйстве. М.: Агропромиздат, 1987. — 247с.
  39. ГОСТ 23.002 78. Обеспечение износостойкости изделий. Трение, изнашивание и смазка. Термины и определения.
  40. Физические величины: Справочник /А.П. Бабичев, H.A. Бабушкина, A.M. Братковский и др./- Под ред. И. С. Григорьева, Е. З. Мейлихова. М.: Энергоатом издат, 1991, — 1232с.
  41. Б.М.Яворский, А. А. Детлаф. Справочник по физике для инженеров и студентов вузов. Изд. Шестое. М.: Наука, 1974. 944с.44.RU А/с 1 631 342
  42. И.Г., Добычин М. Н. Контактные задачи в трибологии. -М.Машиностроение, 1988. -256с.
  43. И.В., Чупилко Г. Е., Чичинадзе A.B. Процессы трения в тормозах авиаколес. Подбор фрикционных пар. М.:Из-во АН СССР, 1955. — 220с.
  44. И.В. Трение и износ. М.: Машиностроение, 1968. — 480с.
  45. Основы трибологии (трение, износ, смазка). Под ред. A.B. Чичинадзе. М.: Центр «Наука и техника», 1995. — 778с.
  46. B.C. Трибологические методы испытания масла и присадок. М.: Машиностроение, 1983. 183с.
  47. Л.И. Методы подобия и размерности в механике. М.: Гостехиздат, 1987. -430с.
  48. К. Статистика в аналитической химии. М.: Мир, 1994. 268с.
  49. A.M. Система прикладных статистико-математических методов обработки экспериментальных данных в сельском хозяйстве. М.: Изд-во МСХА, 1992. Ч. 1. 160с.
  50. Ю.А., Колесников В. И., Тетерин А. Н. Планирование и анализ экспериментов при решении задач трения и износа. М.: Наука, 1980. 230с.
  51. Д.Н. Триботехника. М.: Машиностроение, 1985. 424с.
  52. В.А., Хавин З. Я. Краткий химический справочник: Справ. Изд. /Под ред. А. А. Потехина, А. И. Ефимова. Л.: Химия, 1991. 432с.
  53. Дж. Элементы. М.: Мир, 1993. 256с.
  54. Химия синтеза сжиганием. /Ред. М. Коидзуми. М.: Мир, 1998. 247с58.3оммер К. Аккумулятор знаний по химии. М.: Мир, 1984. 294с.• • t
  55. В.H., Трофименко Ю. В. Экологические воздействия автомобильных двигателей на окружающую среду. Итоги науки и техники. — Автомобильный и городской транспорт. Т. 17., 1993. — 223с.
  56. Машина для испытания материалов на трение и износ СМЦ-2. Инструкция по эксплуатации. Иваново, Завод Испытательных Приборов ЗИП., 1971. 64с.
  57. А. Л., Кардашевский C.B. Статистические методы в сельхозмашиностроении. М.: Машиностроение, 1978. 360с.
  58. А.Т. Эрратология или как избежать наиболее неприятных ошибок при подготовке диссертации. М.: Вузовская книга, 1998. 176с.
  59. И.Э. Физические методы исследования противозадирных присадок к маслам. В кн. Методы оценки противозадирных и противоизносных свойств смазочных материалов. М.: Наука, 1969. — 230с.
  60. А.И., Артемьев Ю. Н. Теоретические основы ремонта и надежности сельскохозяйственной техники. М: Колос, 1978. 248с.
  61. Ю.Н. Качество ремонта и надежность машин в сельском хозяйстве. М: Колос, 1981.-238с.660 повышенных износах поршневых колец в судовых дизелях. РЖВИНИТИ. Двигатели внутреннего сгорания, 1965, № 6, реф. 6. 39. 45.
  62. В.И. и др. Технико-экономическая эффективность применения металлоплакирующих смазок в узлах трения ходовой части автомобиля. Сб. «Избирательный перенос при трении и его экономическая эффективность». М.: Изд-воМДНТП, 1971.
  63. Смазка и износ поршневых колец ДВС. РЖВИНИТИ. Двигатели внутреннего сгорания. 1971, № 8, реф. 8. 39. 52.
  64. H.H., Углов A.A., Зуев И. В., Кокора А. Н. Лазерная и электроннолучевая обработка материалов. М.: Машиностроение, 1985. 495с.
  65. .С. Порошковая металлургия и напыленные покрытия. М.: Металлургия, 1987. 790с.
  66. М.Д., Кулик А. Я., Захаров Н. И. Теплозащитные и износостойкие покрытия деталей дизеля. Л.: Машиностроение, 1977. 168с.74.0гава. Трение скольжения металлов. Дзюнкацу, т. 15, № 5.
  67. Мацунага. Обработка поверхности деталей для повышения износостойкости и смазки. Дзюнкацу, т.21, № 6.
  68. К. Поршневые кольца. Т.2. М.:Машгиз. 1963. 36с.
  69. Ю.Г. Надежность и долговечность деталей с регулярным микрорельефом поверхности. Из сборника 1. Технологическое обеспечение точности и надежности деталей машин и приборов (материалы семинара). М., 1970. с.24−33.
  70. Г. Н. и др. Новое в чистовой обработке цилиндров методом раскатки роликами. Из сборника 1. Технологическое обеспечение точности и надежности деталей машин и приборов (материалы семинара). М., 1970. с.88−95.
  71. В.Ф. и др. Электроалмазное хонингование гильз цилиндров двигателей. Пущино: МГАУ, 1996. 1 Юс.
  72. Ю.М. и др. Антифрикционные бронзовые плазменные покрытия. Сб. «Защитные высокотемпературные покрытия». М.: наука, 1972. с.82−90.
  73. Ю.Г. Эксплуатационные свойства деталей с регулярным микрорельефом. Л.: Машиностроение, 1982. 246с.
  74. A.M., Шулов В. А., Ягодкин Ю. Д. Поверхностный слой и эксплуатационные свойства деталей машин. М.: Машиностроение, 1988. -246с.
  75. Н.М. Металлические покрытия опор скольжения. М.: Наука, 1973. -75с.
  76. .К. Графит в смазке автомобильных двигателей и агрегатов шасси. «Автомобильный транспорт», 1955, № 6. с. 12−13.
  77. С.Г. и др. Масла и присадки для тракторных и комбайновых двигателей. М.: Машиностроение, 1984. 208с.
  78. А., Палмер Д. Геология. М.: Мир, 1984. 568с.
  79. Г. П. Применение присадок к маслам для ускорения приработки двигателей. М.: Химия, 1965. 223с.
  80. Д.Н., Поляков A.A. Повышение износостойкости деталейконструкций самолетов. М.: Машиностроение, 1974. 200с.
  81. В. Образование структур при неравномерных процессах. М.: Наука,. ¦ «. * •1969.-270с.
  82. Д.Н. Самоорганизующиеся процессы при фрикционном взаимодействии в трибологической системе./Справочник по триботехнике. М.: Машиностроение, 1989. Т.!. -400с.
  83. Л.Д., Лифшиц Е. М. Теоретическая физика. В 10 т. Т.VI. Гидродинамика. М.: Наука, 1988. 736с.
  84. A.B., Браун Э. Д., Гинзбург А. Г. и др. Расчет, испытание и подбор фрикционных пар. М.: Наука, 1979. 268с.
  85. Э.Д., Евдокимов Ю. А., Чичинадзе A.B. Моделирование трения и изнашивания в машинах. М.: Машиностроение, 1982. 192с.
  86. В.Н., Буслаев А. П., Трофименко Ю. В., Яшина М. В. Автотранспортные потоки и окружающая среда. М.: ИНФРА-М, 1998. 408с.
  87. В.Д., Маслевцова Т. Т. Защита атмосферы от выбросов вредных веществ из трубчатых печей и котлов на НПЗ. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1988. 56с.
  88. Э.И. и др. Применение жидких присадок к мазутам, сжигаемым в котельных установках: Руководящие указания ЦНТИ им. Ползунова. Л. ЦНТИ, 1968.-44с.
  89. С.Т. Присадки к дизельным топливам. М.: Химия, 1994. 256с.
  90. A.M. Присадки и добавки. Улучшение экологических характеристик нефтяных топлив. М.: Химия, 1996. 232с.
  91. О.И., Лупачев П. Д. Снижение токсичности автомобильных двигателей. М.: Транспорт, 1985. 120с.
  92. Hurly R.G., Watkins W.L.H., Griffits R.C. SAE Techn. Pap. Ser. 1989. № 898 582. P. 1−11.
  93. .Х. Резиновые уплотнители. Л.: Химия, 1978. 136 с.
  94. Н.Б. Контактирование шероховатых поверхностей. М.: Наука, 1970. 227 с.
  95. Конструирование машин. В 2-х т. Т. 1. Под ред. академика К. В. Фролова. М.: Машиностроение, 1994. 528 с.
  96. Конструирование машин. В 2-х т. Т. 2. Под ред. академика К. В. Фролова. М.: Машиностроение, 1994. 624 с.
  97. Уплотнения и уплотнительная техника: Справочник. Под общ. Ред А. И. Голубева, Л. А Кондакова. М.: Машиностроение, 1994. 448 с.
  98. Справочник инженера-механика сельскохозяйственного производства. М.: Информагротех, 1995. 576 с.
  99. Пусковые двигатели тракторных и комбайновых дизелей. Технические требования на капитальный ремонт. М.: ГОСНИТИ, 1990. стр 176−179.175
Заполнить форму текущей работой