Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Регулирование инвестиционно-инновационных процессов в российской экономической системе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящих условиях формирование новой структуры экономики сопровождается угрозой потери целых отраслей промышленности, что ведет к чрезмерной зависимости от мировой конъюнктуры, большим масштабам недоиспользования мощностей жизнеспособных отраслей и производств, резкому возрастанию физического и морального износа основного капитала ведущих отраслей экономики. Характерная особенность процесса… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Современные рефор. мациониые процессы на этане перехода к возобновлению экономического роста
    • 1. 1. Анализ и оценка процессов реформирования экономики переходного периода
    • 1. 2. Экономический рост — ключевой параметр нового этапа реформирования
    • 1. 3. Стратегические приоритеты промышленной политики возобновления экономического роста
  • Глава II. Оценка состояния и возможностей использования производственно-ресурсного потенциала страны для возобновления экономического роста
    • 2. 1. Национальное богатство — основа возрождения экономики России
    • 2. 2. Природно-сырьевой потенциал России как фактор обеспечения экономического роста
    • 2. 3. Тенденции формирования современной структуры основного капитала в переходный период
    • 2. 4. Предложения по активизации использования амортизации для возобновления экономического роста
  • Глава III. Формы и методы активизации пнвестицнопно-ннновационного комплекса страны в условиях переходного периода
    • 3. 1. Анализ депрессивных тенденций в инвестиционно-инновационном комплексе н перспектив восстановления его ресурсной базы
    • 3. 2. Условия и формы активизации инвестиционно-инновационных процессов
    • 3. 3. Основы использования современных методов регулирования инвестиционных процессов
    • 3. 4. Методологические основы выбора приоритетов инвестирования
  • Глава IV. Методические основы формирования территориальных комплексов п их инвестировании в условиях рыночной экономики
    • 4. 1. Аналитическая оценка традиционных методов формирования комплексов и возможностей их использования в новых условиях
    • 4. 2. Методика обоснования экономических приоритетов и направлений структурной перестройки комплексов
  • Глава V. Роль иностранных инвестиции в возрождении экономики России
    • 5. 1. Тенденции развития мирового рынка капиталов и их влияние на инвестиционные процессы в России
    • 5. 2. Диагностика российской модели привлечения иностранных инвестиций и оценка реальных тенденций в этой сфере
    • 5. 3. Стратегические проблемы активизации привлечения иностранного капитала в экономику России
  • Глава VI. Формирование современной модели государственного регулирования инвестиционных и инновационных процессов
    • 6. 1. Государство как основной стратегический ресурс возобновления экономического роста
    • 6. 2. Методические основы создания информационной системы движения государственных финансов и возможности ее использования в инвестиционном процессе
    • 6. 3. Основы мониторинга параметров обеспечения экономического роста
    • 6. 4. Стратегические тенденции инвестиционно-инновационной политики возобновления экономического роста

Регулирование инвестиционно-инновационных процессов в российской экономической системе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследовании.

Процесс реформирования экономики России и связанные с ним коренные преобразования методов управления экономикой продолжаются. Это диктует необходимость проведения анализа и разработки новых подходов, принципов и форм организации ключевых сфер экономики. Реорганизация экономики осуществляется в сложных условиях, когда под влиянием ряда внутренних и внешних факторов, значительно ухудшилась социально-политическая обстановка в стране, углубляются структурные диспропорции, в критическом состоянии находится научно-технический потенциал, что ведет к снижению инновационной и инвестиционной активности. Утратив роль мировой экономической и военной державы, Россия теряет и роль ведущей научно-технической державы мира.

Активная поддержка государством научной и инновационной деятельности сменилась нескоординированной и' некомпетентной инвестиционной и научно-технической политикой (при отсутствии единой научно-технической доктрины страны). Это привело к серьезным деформациям структуры инвестиционного и научно-технического комплексов, малоэффективному управлению инновациями и инвестиционными процессами.

В настоящих условиях необходим глубокий и всесторонний анализ наиболее важных тенденций развития экономики, находящейся в сложных условиях переходного периода. Исследования экономической политики государства показывают, что она страдает стратегической неопределенностью. Система макроэкономических регуляторов не обеспечивает позитивных тенденций в развитии практически всех секторов экономики. Это требует поиска новых более эффективных решений, особенно в инвестиционно-инновационной'сфере, направленных на возобновление экономического роста.

Экономическое возрождение России связано с выбором направлений и системы структурных и институциональных преобразований, особенно в инвестиционно-инновационной сфере. Среди фундаментальных проблем, значение которых пока учитывается недостаточно, важное место занимают:

• более эффективное использование национального богатства;

• сохранение имеющегося производственного аппарата;

• возрождение и последующее развитие инвестиционно-инновационного потенциала страны.

Инвестиционное состояние российской экономики в последние годы стало одной из причин современной глубоко' кризисной ситуации. Недоиспользование потенциальных инвестиционно-инновационных ресурсов объясняется, прежде всего, недостатками сложившегося организационно-финансового механизма управления инвестициями и инновациями, в результате чего не созданы условия для обновления и реконструкции основного капитала, ориентированного на возобновление экономического роста.

Все это обуславливает необходимость поиска путей выхода из кризиса, определения направлений цивилизованного развития экономики страны, в частности, на основе выработки и реализации активной промышленной политики. Очевидно, что в настоящих условиях нет альтернативы решениям, связанными с мобилизацией всех (к сожалению ограниченных ресурсов), технико-экономического обновления и расширения инвестиционно-инновационного комплекса (в дальнейшем вводится сокращение И.-И. К.), способным обеспечить технологическую реконструкцию производства и прорыв на современный мировой уровень. Это представляется важнейшим средством перехода к реальному экономическому росту.

В этой связи особенно актуально комплексное исследование теоретических, методологических и организационно-экономических проблем создания механизмов эффективного развития и использования российского производственно-ресурсного потенциала, И.-И. К. и роли государства в этом процессе.

Предлагаемые в работе механизмы и инструменты регулирования развития И.-И. К. направлены на обеспечение экономического роста. Учитывая сложность И.-И. К., в работе сделан акцент на организационно-экономические формы и методы регулирования его развития (специальные финансовые, информационно-технические, кадровые проблемы анализируются в работе фрагментарно, по мере необходимости).

Недостаточная изученность теоретических и практических аспектов трансформации И.-И. К. страны, целесообразность дальнейшей разработки научно обоснованного методического инструментария использования ее производственноресурного потенциала для возобновления экономического, роста определяют актуальность темы диссертационногоисследования.

Нерешенность многих проблем формирования и управления производственным аппаратом, И.-И. К., их значимость и актуальность при переходе экономики страны в стадию возобновления экономического роста определили выбор темы и ¦ основные цели диссертационного исследования.

Цели и задачи исследования. Целью настоящего исследования является разработка единой концепции, практических и методических рекомендаций по использованию инвестиционно-инновационного потенциала страны в решении проблем возобновления экономического роста. Цель исследования предопределила круг взаимосвязанных задач, исследование и решение которых составило содержание настоящей работы. К ним относятся:

• анализ причин современных кризисных явлений в российской экономике и их воздействие на состояние И.-И. К. страны;

• анализ состояния производственного аппарата, тенденций формирования современной структуры основного капитала, а также оценка возможностей использования национального богатства для обеспечения перехода экономики в стадию экономического роста;

• выработка основных направлений и условий возобновления экономического роста в России;

• исследование процессов переоценки основных фондов и выработка современной концепции использования амортизационного фонда, как важнейшего инвестиционного ресурса;

• анализ депрессивных тенденций в И.-И. К. и определение перспектив восстановления его ресурсной базы;

• исследование условий и форм активизации инвестиционно-инновационных процессов и выявление современных методов их регулирования;

• разработка методики формирования региональных производственно-ресурсных комплексов и оценки эффективности их функционирования;

• исследование тенденций развития мирового рынка капиталов и подготовка решений по стратегическим проблемам активизации привлечения иностранных инвестиций в экономику России;

• обоснование принципов формирования современной модели государственного регулирования инвестиционно-инновационных процессов при переходе в стадию экономического роста;

• разработка предложений по организации мониторинга параметров обеспечения экономического роста;

• исследование стратегических тенденций инвестиционно-инновационной политики возобновления экономического роста.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, связанные с развитием производственного аппарата и инвестиционно-инновационных процессов в условиях реформирования экономики. Объектом исследования является И.-И. К. РФ.

Научная методология исследования основывается на положениях законодательства Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации, Постановлений Федерального собрания РФ, а также на результатах научных исследований российских и зарубежных ученых в области развития производственного аппарата, регулирования инвестиционных и инновационных процессов, привлечения иностранных инвестиций в экономику страны.

Для достижения цели, поставленной в диссертационной работе, и решения определенных в ней задач автором использованы элементы логического и системного анализапрограммно-целевые и экономико-статистические методыметоды теории анализа сложных систем и сравнительного анализатехнико-экономические расчеты.

Информационной базой исследования являются статистические и аналитические материалы Правительства РФ, Госкомстата РФ, Министерства науки и технической политики РФ, Министерства экономики РФ, Министерства финансов РФ, а также опубликованные работы ведущих экономических институтов страны, материалы конференций, семинаров и симпозиумов по проблемам управления экономикой и организации инвестиционно-инновационных процессов.

Степень разработанности темы. Проблема развития инвестиционно-инновационного процесса в экономике страны, возможностей использования производственно-ресурсного потенциала России для повышения эффективности функционирования национального хозяйства всегда находилась в центре внимания ученых-экономистов и хозяйственных работников. В экономической литературе вопросы развития инвестиционного процесса в экономике России, воспроизводства основного капитала, получили широкое освещение в трудах Абалкина Л. И., Архангельского В. Н., Бунича В. Ю., Будавея О. Н., Бирмана Г., Башмакова В. М., Бобкова И. А., Водя-нова A.A., Куренкова Ю. В., Красовского В. П., Олейникова Е. А., Палтеровича Д. М., Смехова Б. М., Черникова Д. А., Шмидта С., Хачатурова Т. С. и других. Однако, вопросы функционирования И.-И. К. страны не рассматривались применительно к условиям переходного периода возобновления экономического роста. Кроме того, недостаточно исследованными и требующими дальнейшей разработки остаются проблемы формирования современной структуры основного капиталаразработки промышленной политики возобновления экономического ростаоценки минерально-сырьевого потенциала России как фактора экономического ростаопределения форм и методов активизации И.-И. К. страны в современных условияхсоздания территориальных комплексов и возможностей их использования на переходном этапеактивизации привлечения иностранного капитала и оценки реальных тенденций в этой сфересоздания современной модели регулирования инвестиционных и инновационных процессов.

Научная новизна. Научная новизна исследования состоит в обосновании концепции современной промышленной политики и разработке организационно-экономического механизма формирования и развития И.-И. К. страны, ориентированного на возобновление экономического роста, а также методических и практических рекомендаций по формированию и эффективному использованию инвестиционно-инновационного потенциала России на новом этапе развития.

Наиболее существенные результаты, полученные лично автором:

• Обоснована концепция и теоретико-методологические подходы к формированию промышленной политики возобновления экономического роста, обеспечивающей сохранение и использование наиболее ценных элементов накопленного научно-технического потенциала для повышения эффективности и конкурентоспособности продукции отечественной промышленности, формирование ее современной структуры, ориентированной на экономический рост.

• Подготовлены рекомендации по использованию ресурсных возможностей экономики, производственного аппарата и И.-И. К. страны для решения ключевой проблемы нового этапа реформирования, связанного с возобновлением экономического роста.

Обоснована необходимость и определены реальные формы привлечения имеющегося капитала в форме основных производственных и непроизводственных фондов, а также запасов природных ресурсов к решению проблемы перехода экономики страны из фазы кризиса и депрессии в фазу экономического роста. На основе анализа депрессивных тенденций в развитии И.-И. К. доказана ошиг бочностЕ снижения государственной поддержки инвестиционной сферы, приведшая к утрате ее воспроизводственной целостности. Обоснована необходимость трансформации инвестиционно-инновационных процессов и определены подходы к разработке государственной инвестиционно-инновационной политики, принципы ее увязки с системой решений, определяющих ориентацию развития экономики на возобновление экономического роста.

Разработаны рекомендации по формированию системы индикативного планирования развития инвестиционно-инновационной сферы, носящей сквозной и многоуровневый характер и обеспечивающей согласованность, пропорциональность по времени, объемам и структуре инвестиционной деятельности с использованием индикаторов, нормативов (ориентиров) и моделей.

Даны рекомендации по привлечению ресурсов к реализации инвестиционных проектов и разработке принципиальной схемы внебюджетного финансирования крупных инвестиционных проектов, обоснованы предложения по улучшению оценки эффективности проектов при их экспертизе, отборе и выделении капитальных вложений с использованием индикаторов, сигнализирующих об изменениях инвестиционного климатаданы предложения по использованию проектного анализа инвестиционных кредитов с учетом инфляционных процессов. Осуществлена диагностика российской модели привлечения иностранных инвестиций в экономику и выработаны основы стратегии в этой области на основе использования ряда гипотез, связанных с учетом тенденций изменения объемов ВНП и душевого дохода, уровнем политического риска, динамикой валютных курсов, а также особенностей современной мировой модели перелива капиталов. Обоснована роль государства как основного стратегического ресурса возобновления экономического роста, практическая реализация которого связана с усилением государственного влияния на инвестиционно-инновационные процессы, с по-лишением эффективности механизмов управления госсобственностью (в частности, на основе создания межотраслевых промышленно-финансовых консорциумов), с обеспечением реализации схемы: «наука-инновации-инвестиции-производство-рост» .

• Разработаны методические основы создания информационной системы для оценки движения государственных финансов и возможности их использования в инвестиционном процессе.

• Разработаны’методические основы формирования территориальных комплексов и их инвестирования применительно к условиям рыночной экономики с использованием подхода к оптимизации структур и размеров территориальных промышленных комплексов на базе критерия «расчетной прибыли», являющегося более прогрессивным в сравнении с критерием «минимизации приведенных затрат».

• Предложена система мониторинга параметров обеспечения экономического роста с обоснованием принципов её организации, а также система показателей-индикаторов для оценки экономического роста.

• Проанализированы стратегические тенденции инвестиционно-инновационной политики возобновления экономического роста, показана взаимосвязь контуров роста и развития, дан краткосрочный прогноз инвестиционной активности.

Практическое значение и апробация работы. Практическая значимость работы определяется тем, что выявленные взаимосвязи между макроэкономическими факторами и тенденциями функционирования И.-И. К., а также предлагаемые решения по его активизации для возобновление экономического роста предоставляют возможность использования их при отработке конкретных мер реализации активной промышленной политики.

Внедрение.

Основные положения диссертации нашли применение в практической деятельности Министерства экономию! РФ, Российской финансовой корпорации. Отдельные аспекты исследования отражены в работах по темам НИР: «Анализ концепций инвестиционной политики России», «Анализ инвестиционных вложений в экономику России», выполненных в РЭА им. Г. В. Плеханова. Автор принимал участие в подготовке инвестиционной программы Морозовского проекта (Академия менеджмента и рынка). Ряд положений диссертации реализованы в подготовленных ОАО «НИПИЭИлеспром» методических рекомендациях по формированию территориальных комплексов и их инвестированию в лесной промышленности.

Результаты диссертационного исследования нашли применение в учебном процессе Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, использовались при подготовке учебных пособий по курсам: «Планирование народного хозяйства», «История планирования народного хозяйства», «Экономика и организация инвестиционного комплекса», «Национальная экономика».

Основные теоретические положения и практические рекомендации диссертационного исследования докладывались на семинарах и симпозиумах, в частности: на «Международной межвузовской конференции «Структурная перестройка экономики и управление персоналом», 3−5 октября 1995 года, РЭА им. Г. В. Плеханована УШ-Х международных Плехановских чтениях (1995 г., 1996 г., 1997 г.), РЭА им. Г. В. Плеханована Экономических чтениях «Прошлое и будущее в развитии российской экономики и экономической пауки», 25−26 апреля 1996 года, Университет экономики и финансов, г. Санкт-Петербургна Всероссийской научной конференции «Государственное регулирование национальной экономики», 22−24 мая 1996 года, МГУ им. М. В. Ломоносована Международной научно-практической конференции «Состояние и перспективы развития торгово-экономических отношений между странами регионов Восточной Европы, Закавказья и Средней Азии», 2325 апреля 1996 года., РЭА им. Г. В. Плеханована Всероссийской научной конференции «Цикличность как. форма экономической динамики. Структурная и инвестиционная политика», 19−21 июня 1997 г., Университет экономики и финансов, г. Санкт-Петербург и др.

Публикации.

По материалам диссертационного исследования опубликовано 37 научных работ, в т. ч. три монографии: «Тенденции организационно-экономического развития инвестиционно-инновационной сферы» — 11 пл., Изд-во Рос. экон. акад., 1997 год- «Инвестиции и инновации в концепции экономического роста» — 7 п.л., Изд-во Рос. экон. акад., 1997 год- «Научно-технический прогресс и его резервы в машиностроении" — 10,0 п.л., Изд-во Сарат. ун-та, 1991 год (в соавторстве). Общий объем опубликованных научных работ составляет 66 п. л., в т. ч. авторского текста — 41 п.л.

Выводы из анализа формулы следующие: если осуществляются дополнительные вложения капитала в интегрированное производство, то определителем эффективности выступает приращение цены природного ресурса шах, (48) при соблюдении условий, что добавленная стоимость создается в соответствии с установленными (примятыми) нормами (1У2+ г^с2). Этим принципом следует руководствоваться, оказывая селективную поддержку интегрированным компаниям в их развитии.

Для расчета максимально возможной цены единицы ресурса целесообразно объединить формулы (44 и 47). Тем самым получится сквозной анализ затрат и результатов по всем переделам работ, начиная от добычи сырья и кончая производством конечной продукции без многократного повторения материальных затрат, что было присуще методам оценки эффективности в плановой экономике.

49).

Руководствуясь формулой (49), можно управлять процессом структурной перестройки через интегрированные производства, понимая, что каждое-из них реализует свои экономические интересы через получение добавленной стоимости:

IV,+ г ¡-К, — в переработке,.

IVг+ - в реализации.

Если же интегрированная компания найдет возможность приобрести ресурсы по ценам ниже максимально возможной цены, предприятие (компания) получит дополнительную прибыль или дополнительную добавленную стоимость в размере.

АК = (50) где: Яп — приращение прибыли или добавленной стоимости, Р — цена (фактически сложившаяся), М — объем заготовленной и потребленной.

Ориентировка в принятии решений на показатель добавленной стоимости будет способствовать организации переработки древесины в районах ее заготовки, так как с вывозом «вывозятся» из региона и добавленная стоимость в виде прибыли и заработной платы, что превратится в других районах в дополнительные инвестиции, дополнительную занятость работников, развитие социальной сферы.

Для того, чтобы предложенная методика оценки приоритетов структурной перестройки работала п применялась продуктивно, необходимо соблюдать следующие условия:

1. Цены на конечную продукцию переработки были достаточно хорошо прогнозируемы (на внутреннем и внешнем рынках) с проведением соответствующих маркетинговых исследований.

2. Учет затрат на всех переделах работ проводился по единой методике, более предпочтительно на нормативной основе.

3. Действующие основные фонды (основной капитал) отражали его реальную стоимость с учетом темпов инфляции, морального и физического износа. рт тах.

— д2-г2к2.

4. Нормативы оплаты труда работников отражали их социальные потребности в пределах реальных возможностей государства на данный период времени.

5. Норма прибыли на капитал (действующий и ввозимый) отражала реальные возможности его отдачи в условиях инфляции и низких сроков оборачиваемости.

6. Была достигнута паритетная договоренность между отдельными производствами комплекса о нормативах образования и распределения добавленной стоимости.

7. Вся привлекаемая информация была в максимально возможной степени достоверной.

Весьма сложно рассчитывать, что в реальной экономической ситуации будут выполнены все названные условия, поэтому методика не претендует на роль индикатора оптимальных решений при структурной перестройке во всех отраслях промышленности.

Вместе с тем показатели:

— максимально возможной цены сырья (Р^),.

— максимально возможной цены ресурса (Р^) могут с успехом применяться в качестве критериев оптимизации структуры комплексов в добывающих отраслях промышленности.

Но для оптимизационных решений нужна прежде всего надежная расчетная база, которая в современной экономике отсутствует.

Предложенная .методика способна:

1. Оценить эффективность действующих предприятий (фирм, компаний), и перерабатывающих практически составить их аттестацию с присвоением приоритета (в порядке убывания или возрастания).

2. Сравнить различные формы интеграции производства в составе промышленных объединений.

3. Установить «чувствительность» действующих производств (предприятий, фирм) к инвестициям, сравнивая приращение инвестиций с приращением максимально возможных цен на сырье или на древесину на корню.

АРГ.

Е = (53).

АК или.

ДРг АК где: Е — коэффициент «чувствительности» (по аналогии с коэффициентом эластичности цен), Дпроцент приращения Максимально возможной цены сырья, например, на 1 млрд руб. дополнительных капитальных вложений, дя/, — то же в отношении прироста максимально возможной АК — дополнительные инвестиции.

4. Производить селективную поддержку инвестициями тех объектов комплекса, где: а) высокий показатель приоритета эффективности на действующем производстве, б) высокий коэффициент чувствительности к дополнительным капитальным вложениям.

5. Нормализовать отношения промышленных компаний с органами управления ресурсами рассматривая в качестве основы для определения платежей за ресурсы расчетные значения максимально возможных цен на природные ресурсы.

6. Создать финансовую базу для устойчивого управления ресурсами.

Предложенная методика будет эффективной лишь в случае, когда к ней будет разработана и приложена нормативная база в виде норм текущих затрат, норм удельных инвестиций, построенных в связи с влиянием различных факторов. Создание нормативной базы следует рассматривать в качестве одной из главных задач научных исследований в области формирования и развития комплексов в отраслях промышленности.

Глава V. Роль иностранных инвестиций в возрождении экономики России.

§ 5.1. Тенденции развития мирового рынка капиталов и их влияние на инвестиционные процессы в России.

На первых этапах реформирования в теоретических обоснованиях схемы цивилизованного преобразования экономики России важнейшая роль отводилась привлечению иностранных инвестиций, активизации совместной деятельности. К сожалению, многие потенциально эффективные идеи в этой сфере реализовать не удалось.1 Практически можно констатировать, что разработка и реализация эффективной российской модели привлечения иностранных капиталов в экономику находятся на самой начальной стадии. Использование традиционных форм решения этой задачи (на основе мирового опыта) не обеспечило решения этой проблемы, т.к. не удалось адаптировать их к российским условиям. Это привело к тому, что экономика России, имея один из самых либерально-ориентированных режимов для иностранных инвесторов, характеризуется наличием стагнационного процесса в сфере привлечения иностранных капиталов. Данное положение является результатом не только внутренних ошибок реформирования в России, в результате чего не были созданы необходимые условия для привлечения иностранных капиталов. Во многом это связано с тенденциями развития мирового рынка капиталов в настоящих условиях, что требует их ана.

1 Причины этого анализировались в ряде публикаций: М. Доронина. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России и за рубежом. М., 1993 г.- С. Чесно-ков. Инвестиционная стратегия. М., Финансы, 1995 г.- А. Водянов. Инвестиции в экономике переходного периода. М., 1994 г. лиза, особенно в плане влияния на характер и динамику инвестиционных процессов в России.

Процесс интернационализации усиливается, что проявляется в постоянно увеличивающихся объемах перелива ссудного капитала между государствами. Об этом говорят общин рост прямых и портфельных инвестиций, увеличение объема долгосрочных и среднесрочных кредитов, рост масштабов операций па рынке евровалют.

На настоящем этапе развития можно выделить следующие особенности процесса интернационализации:

— расширение рынка капитала, распространение его на развивающиеся страны, что связано с ростом их внутреннего финансового потенциала, укреплением валютного положения и ростом их кредитоспособности, развитием национальных финансовых рынков;

— развивающиеся страны прошли первый этап становления национальных финансовых рынков, что обеспечило их активную интеграцию в систему международных финансовых отношений.

— все возрастающую роль в процессе интернационализации рынков капиталов играют частные прямые и портфельные инвестиции, эмиссионная деятельность иностранных компаний иа национальных финансовых рынках, кредиты иностранных коммерческих банков.

Процесс интернационализации движения капитала еще далек от завершения. Обусловлено это сохраняющимися особенностями в подходах к регулированию национальных финансовых рынков, сложившимися различиями в национальных правовых системах государств рыночной экономики, сглаживание которых осуществляется путем гармонизации экономической политики, регулирования на национальных финансовых рынках в сторону их более полной адаптации к единым международным требованиям.

В росте масштабов иностранного кредитования экономики развитых и развивающихся стран огромную роль сыграл опыт решения проблем с внешней задолженностью развивающихся государств. Международному сообществу по-' надобилось целое десятилетие и применение новых подходов и компромиссов, чтобы к началу 90-х годов поставить ситуацию под контроль. И хотя внешний долг этой группы стран продолжал расти (более 2,0 трлн. долл. в 1994 г.), в результате комплексного подхода к его регулированию и применению пакета нетрадиционных методов (списание части задолженности и/или путем отсрочки платежей и снижения процентных ставок, конверсия части договорных обязательств в акции предприятий, в том числе приватизируемых, стран-должников, приобретение собственности и права управления имуществом, выкуп части долга задолжавшим государством или его коммерческими структурами, операции на рынке вторичных обязательств, размещение облигаций и т. п.) многие страны сумели оживить экономический рост, укрепить внутренние финансы и реинтег-рироваться в мировую финансовую систему, восстановив к себе доверие международных финансовых организаций и зарубежных кредиторов. Прекратился отток капитала из развивающихся стран, достигший к концу предшествующего десятилетия 25 — 30 млрд долл. в год. В 1993 году чистый приток капитала в эту группу стран составил 54,0 млрд долл.1.

При этом несколько улучшилась и структура задолженности за счет роста доли более «мягких» кредитов и применения дополнительных инструментов погашения долга. Главное внимание уделяется не столько привлечению новых кредиторов, сколько сдерживанию роста задолженности, сокращению ресурсов на ее обслуживание и продлению сроков погашения. Особенно интенсивно ведутся переговоры по урегулированию долгов по банковским и коммерческим кредитам, достигающим около половины суммы долговременной задолженности, которые предоставлены, как правило, на более жестких условиях по сравнению с государственными кредитами.

Считается, что такая стратегия вносит вклад в оздоровление финансовой системы стран с высоким уровнем задолженности, стабилизацию и оживление их экономики, в восстановление доступа на международные финансовые рынки.

Опыт урегулирования финансовых отношений между развитыми и развивающимися странами и использование внешних финансовых ресурсов в реконструкции экономики, сложившийся в 70−80-е годы, был затем активно использован лидерами мирового финансового рынка в начале 90-х годов, когда возникла проблема перехода экономик бывших социалистических стран Восточной Европы и новых государств на территории бывшего СССР на рельсы рыночной экономики. Эта группа стран стала новым крупным очагом привлечения иностранных кредитов и инвестиций и существенно повлияла на изменения в струк- • туре и направлениях мировых потоков финансовых ресурсов. Россия стала од.

1 К. Бункина. Валютный рынок. М., 1995 г. ним из крупнейших центров привлечения иностранных финансовых ресурсов в современной мировой экономике.1.

Потребность России во внешних кредитах сложилась под влиянием целого ряда факторов. Во-первых, системного кризиса экономики, который сопровождал распад СССР и был одной из главных причин этого распада. В попытках поддержать жизнеспособность экономики руководство страны прибегло к привлечению внешних кредитов в небывалых до этого масштабах, что привело к образованию к началу 90-х годов внешнего долга, с которым экономика уже * не могла справляться. Во-вторых, кризис собственно экономики, который можно охарактеризовать как синдром переходного периода. Внешние вливания могли бы стать важным дополнительным источником ресурсов для смягчения трудностей переходного периода и создания более благоприятных стартовых условий для запуска рыночных механизмов в российской экономике, однако этого не произошло.

По данным зарубежной печати, мировой капитал может вкладывать в различные проекты около 20 млрд. долларов ежегодно. За привлечение этих средств идет борьба, при этом из 56 мест рейтинга стран — потенциальных получателей кредитов, Россия, по данным международной статистики занимает 53 место2.

К «классическим» проблемам создания цивилизованных условий для инвестиций в России следует добавить еще одну. На мировом рынке капитала у России много потенциальных конкурентов, в том числе страны ближнего зарубежья. Причем в условиях превышения спроса над предложением ситуация с каждым годом усложняется: страны — потребители капитала стремятся к максимальной либерализации инвестиционного климата. В Китае, например, созданы свободные экономические зоны, которые отличаются широчайшей открытостью для национального и иностранного промышленного и банковского капитала. В Индонезии государство пошло на освобождение иностранных инвесторов от уплаты налога с прибыли в течение пяти лет и от уплаты таможенной пошлины на импорт ресурсов, материалов, оборудования. Абсолютно очевид.

1 В. Бочаров. Финансово-кредитные методы регулирования рынка инвестиций. М., 1994 г.

2 О. Жуков. Иностранные инвестиции в России. Ж. Денежный рынок. № 9. 1995 г.

I 229 но, что Россия должна последовать их примеру. То есть должна быть прежде всего продуманная государственная стратегия, принимающая в расчет интересы иностранного инвестора. Он пойдет на риск лишь в том случае, если вкладываемый в Россию капитал принесет не прибыль, а сверхприбыль.

Анализ западного содействия российским реформам показывает, что при всей значимости западной помощи для России, сама эта помощь реально всегда оказывалась существенно меньше провозглашенных размеров. Это объясняется рядом причин:

Во-первых, западные страны переживают полосу экономических трудностей.

Во-вторых, и это отчасти вытекает из первой причины, между ведущими западными странами возникают осложнения в связи с распределением их квот в общей сумме обязательств.

В-третьих, Россия далеко не единственная страна, которая нуждается в финансовом содействии извне. Изыскание ресурсов для нее должно как-то согласовываться с общей линией содействия странам, испытывающим финансовые и экономические трудности. '.

В-четвертых, Россия не может или считает нецелесообразным принимать некоторые виды помощи и содействия. По одним программам она не готова? принять и абсорбировать иностранные ресурсы вследствие недостаточной готовности реальных проектов. Сказывается также общее отставание инфраструктуры, политическая нестабильность и т. п. По некоторым программам кредитов и займов Россию не удовлетворяют слишком жесткие условия со стороны МВФ и других кредиторов.

Все отмеченные обстоятельства в полной мере проявились на протяжении 1992 — 1996 гг. и продолжают действовать в настоящее время.

Нарастание и ужесточение финансового и политического контроля над бюджетной политикой России со стороны иностранных международных организаций и государств является еще одной крайне опасной и неблагоприятной для России ситуацией, сложившейся в сфере привлечения внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета. В бюджете 1996 года внешние займы были предусмотрены в сумме 32,5 трлн. рублей, из которых 28,6 трлн. руб. или 88% привлекаемых средств предполагалось направить на обслуживание внешнего долга.

Россия относится к категории стран, испытывающих острый недостаток средств для поддержания текущей экономической деятельности и вынужденных обращаться к иностранным кредиторам с соответствующими просьбами. Мировая практика показывает, что заключаемые экономические соглашения, как правило, крайне невыгодны для стран-заемщиков, предусматривают тяжелые финансовые обязательства и требуют постоянных больших усилий по урегулированию проблемы внешнего долга.

Задолженность России иностранным государствам достигла на начало 1996 года внушительных размеров — более 100 млрд. долларов, поэтому задачей первостепенной важности становится установление жесткого финансового контроля за дальнейшим ростом внешней задолженности.

ЗАКШОЧЕНИЕ.

1. Первоочередные экономические проблемы все’больше отождествляются в первую очередь с обеспечением устойчивого развития национального хозяйства и, прежде всего, его реального сектора по пути динамичного роста научно-технического прогресса, т.к. стремление к повышению благосостояния служит основой консолидации интересов всех слоев общества и национального согласия.

В настоящих условиях формирование новой структуры экономики сопровождается угрозой потери целых отраслей промышленности, что ведет к чрезмерной зависимости от мировой конъюнктуры, большим масштабам недоиспользования мощностей жизнеспособных отраслей и производств, резкому возрастанию физического и морального износа основного капитала ведущих отраслей экономики. Характерная особенность процесса заключается в том, что быстрое разрушение сложившейся структуры экономики идет при медленном формировании новой структуры, в результате чего утрачивается часть национального богатства страны. При этом отсутствует политика экономического роста, являющаяся основой для поиска оптимального режима воспроизводства основных фондов. Речь вдет о целенаправленной промышленной политике в области обновления производственного аппарата, являющейся базовым элементом общей структурной политики. Эффективное воспроизводство основного капитала обеспечивается только всей системой хозяйственных отношений, что требует соответствующих изменений не только в плане" выживания" экономики, но и обеспечения реальной ее экономической безопасности, что является одним из важных условий ускорения экономического роста страны.

2. Кризисное состояние экономики выразилось прежде всего в состоянии производственного аппарата экономики. Основной капитал — центр экономики, ее «скелет». К сожалению, перегрузочные процессы реформирования привели к существенной деформации «скелета» экономики, что на ближайшее время выдвигает актуальнейшую проблему восстановления производственного потенциала страны.

Инвестиции и основной капитал являются составной частью производственного потенциала страны. Технико-экономический уровень и состояние (качество) основного капитала являются важнейшими характеристиками состояния экономики, влияющими на эффективность и темпы социально-экономического развития. Наличие и состояние основного капитала порождает серьезные. опасения с точки зрения обеспечения экономической безопасности страны. Старение основных фондов, замедление процессов обновления активной части фондов повлияли на общее состояние экономики переходного периода. Современная замена устаревшей техники не проводится из-за ограниченности ресурсов необходимого оборудования, что ведет к резкому снижению технического уровня промышленности.

3. Активизация использования основного капитала связана со следующими направлениями совершенствования методологии и организации переоценки основных фондов:

• развитие системы дифференцированных индексов изменения стоимости основных фондов, которые будут разрабатываться с учетом методик, используемых оценщиками;

• обеспечение более широких возможностей прямой оценки организациями основных фондов на основе увеличения изданий соответствующих справочных материалов, содержащих цены на различные объекты основных фондов;

• расширение возможностей применения методов оценки основных фондов независимыми экспертами. Необходимо изучить возможности более широкого применения при оценке основных фондов модификаций методов затрат, капитализации ожидаемой прибыли, сравнения продаж аналогичных объектов;

• совершенствование системы учета основных фондов, определения их износа и амортизационных отчислений.

4. В складывающихся условиях нехватки у предприятий средств для накоплений важно обеспечить преимущественно целевое использование амортизации — на инвестиционные нужды для воспроизводства основных фондов. С учетом дальнейшего развития рыночных отношений решение этой задачи будет осуществляться не на принципах жестких ограничений по направлениям использования амортизации, а за счет приравнивания нецелевого использования амортизационных отчислений предприятиям к их налогооблагаемому доходу.

Важным направлением повышения действенности амортизационной политики должна выступать регулярная переоценка основных фондов, призванная обеспечить защиту воспроизводственных ресурсов предприятий от инфляционного обесценения. Это не только создаст основу для разработки обоснованных норм амортизационных отчислений, но и позволит снизить нагрузку на финансы предприятий, в том числе за счет отказа от начисления амортизации на неиспользуемые в производстве основные фонды.

При этом должно быть обеспечено соответствие натуральной и стоимостной форм основного капитала, выражающееся в обязательном привлечении амортизационного фонда к моменту полного списания первоначальной стоимости над восстановительной стоимостью к этому периоду. При отсутствии этого соответствия амортизационный фонд перестает быть одним из источников расширенного воспроизводства. Ввиду высоких темпов. инфляции средства амортизационного фонда обесцениваются, что делает нереальным их накопление и требует использования методов ускоренной амортизации.

5. Ключевыми моментами при разработке стратегии в области развития ресурсно-технического потенциала должны являться:

• формирование оптимальной организационно-производственной структуры, адекватной новым рыночным условиям;

• развитие ресурсосберегающих технологий;

• обновление и модернизация производственного аппарата;

• налаживание эффективного инвестиционного процесса, особенно на приватизированных предприятиях;

• внедрение современных форм управления обновлением производственного аппарата,.

• повышение эффективности акционерных форм управления.

6. Формирование финансовой политики должно иметь своей целью действительную экономическую стабилизацию. Она должна осуществляться не в рамках узкой и малоэффективной связи «сжатие денежной массы — уменьшение относительного бюджетного дефицита — сокращения спроса — снижение инфляции», а в системе: «накопление капиталарасширение спроса — рост производства и занятости — рост бюджетных доходов — сокращение бюджетного дефицитаснижение инфляции». Политику стабилизации необходимо начинать с оздоровления финансов предприятий и отраслей, с проблем формирования и целевого использования инвестиционного потенциала производства, возмещения и накопления капитала на новой технической основе. Целесообразно отладить механизмы межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции капиталов, устранить необоснованные преимущества спекулятивного банковского и торгового капиталов на новой технической основе. Следует отрегулировать механизм межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции капиталов, устранить необоснованные преимущества спекулятивного банковского и торгового капиталов по сравнению с промышленным капиталом.

7. Необходимо формирование новой экономической политики, отвечающей реалиям развития экономики и потребностям общества. Это требует специального анализа и системы контроля за параметрами, наиболее тесно связанными со сферой обеспечения экономического развития. Причем акцент именно на таких параметрах должен обеспечить и смягчение акцентов в экономической стратегии в направлении решения этой сложнейшей и ключевой проблемы реформирования российской экономики.

8. Лимит на неудачи реформирования у России исчерпан. Экономикастраны, обладающая самыми мощным в мире ресурсами — природным потенциалом и огромным производственным аппаратом, не может больше функционировать в режиме кризисного падения. Инвестиционные и инновационные ресурсы экономики, при их эффективном использовании, является реальным обеспечением перехода экономики в стадию возобновления экономического роста. Усилия науки и практики должны быть направлены на поиск теоретико-практических решений (такая попытка сделана в настоящем исследовании), обеспечивающих активизацию инвестиционно-инновационного потенциала с ориентацией его на возобновление экономического роста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Экономические реалии и абстрактная схема. Вопросы экономики, № 12, 1996.
  2. Э.А. Плановое регулирование инвестиционного процесса в рыночной экономике, канд. дис. М., 1992 .
  3. Г. П. Формирование организационно-экономической системы управления инновационными процессами. Дис. канд. эк. наук, М. 1995.
  4. В. Государственная научно-техническая политика в регионах -актуальные проблемы' и перспективыЛ Региональное научно-техническое сотрудничество: опыт и проблемы. Сборник статей, М., 1995.
  5. С. Теория переходной экономики и ее место в ряду экономиче- • ских наук. МЭ и МО, № 10, 1996.
  6. С. Неопределенность и проблемы экономической трансформации. МЭ и МО, № 10, 1996.
  7. В.М. Планирование и определение эффективности капитальных вложений в условиях интенсификации экономики. 1990.
  8. Е. Эффективность инвестиций в открытой экономике. МЭ и МО, № 10, 1996.
  9. Л., Нельсон Р., Бабаев Р. Малая приватизация: социальная база поддержки и сопротивления. М., 1992.
  10. С., Гуревич Ф. Нововведения и мы. М., «Наука», 1990.
  11. И.А. Основной капитал в экономике России. М.: Ин-т экономики РАН, 1993.
  12. В. Закон о ФПГ принят: вопросы остаются. Финансы, № 7, 1996.
  13. Е., Волков Р. Основы экономической теории. М., Высшая школа, 1993.
  14. К., Тараканов Н. Ресурсно-технологический потенциал машиностроения. Экономист, № 11, 1996.
  15. В.В., Чернина Н. В. Восприятие инноваций и новые стимулы персонала малых арендных предприятий, Известия Сиб. отделения
  16. АН СССР, Новосибирск, 1990, N7, Серия общественных наук, вып. З, стр.43−48.
  17. А. Как иностранцу стать собственником в России. Экономика и жизнь, N 8, февраль 1995 г.- N 10, март, 1995.
  18. Э. Ориентация производства на потребителя: Опыт США. Проблемы теории и практики управления. М., 1994, N2, с.57−62.
  19. А. Экономическая реформа: перекресток мнений. «Деловой мир», 1992, N 144.
  20. В., Миндели Л. Научно-техническая политика России на современном этапе: основные задачи и методы реализации М.: ЦИСН, 1995.
  21. A.A. Инвестиционные процессы в экономике переходного периода (Методы исследования и прогнозирования). М.:ИМЭИ, 1995.
  22. Вольфганг Хойер. Как делать бизнес в Европе. М., Прогресс, 1992.
  23. Е. Аномалии экономического роста. Вопросы экономики, № 12, 1996.
  24. Н.Д., Иванов Н. П. Инновационная экономика и человеческие ресурсы. / Мировая экономика и международные отношения. М., 1994, N 3, стр. 16−29.
  25. С. Перспективы экономического роста. Вопросы экономики, № 5, 1996.
  26. А. В нас как в сильном государстве Запад не заинтересован. «Деловой мир» от 5−11 июня, 1995.
  27. Ф., Воронина Г., Малон Н. Инновационная деятельность промышленных предприятий России в 1996 году. Вопросы статистики, № 12, 1996.
  28. Ф., Останкович Г., Пврепечин И. Деловая активность финансово-промышленных групп Российской Федерации. Вопросы статистики, № 2, 1996.
  29. Н.М. Регулирование развития инвестиционной деятельности региона /на примере Краснодарского края/. Дис. канд. эк. наук, М. 1996.
  30. Е. Маркетинг: выбор лучшего решения. М., Экономика, 1993.
  31. Л., Кузнецова И. Статистика инноваций: первые результаты и ближайшие перспективы. Вопросы статистики, № 3, 1996.
  32. В. Ренессанс теории хозяйственного порядка. МЭ и МО, № 10, 1996.
  33. Н. Ноев, ковчег отечественных технологий. «Деловой мир», № 79, (1205) от 28 апреля, 1994.
  34. Л. Инновационные процессы и роль государства в их регулировании. Сб. трудов ВНИИ системных исследований. М., 1990, Вып. 3.
  35. ., Потапов В. Менеджмент и маркетинг. М., изд. Экономическая академия Минэкономики РФ, 1992.
  36. С. и др. Малые предприятия в сфере науки. Ленинградский научный центр АН СССР, Л., 1990.
  37. А. Региональные аспекты инновационной политики. Сб. трудов ВНИИ системных исследований, М., 1991, вып. 3.
  38. А. Активизация структурно-инвестиционной политики и ФПГ. Экономист, № 9, 1996.
  39. Денисов 10. Научный потенциал Японии: тенденции использования и развития. Социальные проблемы и факторы интенсификации научной деятельности. М., 1990.
  40. Джексон Грейсон младший, Карла О’Делл. Американский менеджмент на пороге XXI века. М., Экономика, 1991.
  41. . Япония: проблемы, эффективность, экономика. М., Экономика, 1985.
  42. П. Инновации и предпринимательство. М., 1992.
  43. Дун Пин. Иностранные инвестиции в экономике современного Китая. Дис. канд. эк. наук, М. 1996.
  44. Зеленый свет дан. Дело за инвестициями. Деловой мир. 4−10 июня 1994.
  45. В. Инвестиции экономического роста (новая концепция). Экономист, № 11, 1996.
  46. С. Управление нововведениями в промышленности, Под общей редакцией Войтоловского В.Н., Лайкова A.M.- Лениградский финансово-экономический институт им. H.A. Вознесенского, Л., Изд-во Ленингр. ин.-экон. ин-та, 1991.
  47. Инновационный процесс в странах развитого капитализма. Методы, формы, механизмы. Под редакцией Рудаковой И., М., Издательство Московского университета, 1991.
  48. Инновационные процессы. М., ВНИИСИ. 1985.
  49. Иностранные инвестиции. Экономика и жизнь, N 49 (8534), декабрь, 1994.
  50. Инновации в отраслях промышленности. Стат. сборник/ ЦИСН, М., 1996.
  51. С., Нистратов В. Инновационные процессы в промышленности США и Японии. Сб. трудов ВНИИ системных исследований. М., 1990, Вып. 3.
  52. Кац И. Роль и задачи государственного регулирования экономики. Экономист, № 9, 1996.
  53. А. Иностранные инвестиции в России. Экономика и жизнь. N 9, март 1995.
  54. Н. Избранные сочинения. М., Экономика, 1993.
  55. Я. Устойчивый рост как важнейший приоритет. Экономист, № 10, 1996.
  56. В. Развитие инвестиционной деятельности в экономическом пространстве СНГ. Финансы, № 7, 1996.
  57. В. Инвестиционное сотрудничество стран СНГ. МЭ и МО, № 7, 1996.
  58. Ф. Основы маркетинга. Санкт-Петербург, 1994.
  59. E.H. Привлечение иностранных инвестиций в экономику России (Региональные аспекты) (На примере Краснодарского края). Дис. канд. эк. наук, М. 1995.
  60. Н. Механизм формирования и реализации научно-технического потенциала в СССР и США и проблемы хозяйственного механизма и структурной перестройки экономики капиталистических стран. М., 1990, стр.30−564.2.
  61. А. Технологические нововведения в экономике США. АН СССР. Ин-т США и Канады. М., Наука, 1990.
  62. Н. Перестройка управления инновационными процессами в СССР, Проблемы теории и практики управления, М., 1990, N 5, стр.40−45.
  63. И. Опыт становления ФПГ в России. Финансы, № 1,1997.
  64. В. Система комплексного стимулирования инвестиций. Финансы, № 5, 1996.
  65. В. Восприимчивость производства к нововведениям и пути ускорения инновационного процесса, Науковедение и информатика. Киев, 1990, вып. 34.
  66. Материальное накопление в условиях рыночной экономики, /под ред. Ю. А. Куренкова. М.: Наука, 1991.
  67. Д. Проблемы страхования рисков. Финансы, № 1, 1997.
  68. В. Инвестиционные фонды и трасты (опыт США). М., 1992.
  69. А. Механизм обеспечения экономической безопасности. МЭ и МО, № 7, 1996.
  70. Р.Г. К вопросу о применении показателя фондоотдачи в планировании. Планирование и ускорение: Межвузовский сб., М.: МИНХ, 1986.
  71. Р.Г. Отраслевая методика анализа влияния фондоотдачи и фондоемкости на конечные результаты работы предприятий(в соавторстве), М.: ЦНИИТЭСТРОЙМАШ, 1987.
  72. Р.Г. Улучшение использования основных фондов как. фактор роста эффективности общественного производства. Проблемы экономической истории и теории: Межвузовский сб., Саратов, Изд-во Саратовского университета, 1988.
  73. В. Н. Молодцова Р.Г. Рациональное использование основных производственных фондов и их эффективность в условиях интенсификации общественного производства. М.: МИНХ, 1988.
  74. Молодцова Р. Г Резервы повышения эффективности производства в системе межотраслевых комплексов. Планирование и ускорение: Межвузовский сб., М.: МИНХ, 1988.
  75. Р.Г. Планирование интенсификации промышленного производства. М.: МИНХ, 1990.
  76. В.Н., Молодцова Р. Г. Инвентаризация и оценка имущества предприятий в ходе их разгосударствления и приватизации. М.: МДНТП им. Ф. Э. Дзержинсконо, 1991.
  77. Молодцова Р. Л Некоторые особенности воспроизводства основного капитала России в условиях возрождения ее экономики. Экономика России: теория и практика возрождения: Межвуз. сб., М.: Рос. экон. акад, 1996.
  78. Р.Г. История планирования. Программа учебного курса по специальности 06.07.00.- «Национальная экономика"(в соавторстве), М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1997.
  79. Р.Г. Тенденции организационно-экономического развития инвестиционно-инновационной сферы. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1997.
  80. Р.Г. Инвестиции и инновации в концепции экономического роста. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1997.
  81. Р.Г. Перспективы возобновления экономического роста. Технология и организация. Межвузовский сб. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1997.
  82. Р.Г. К вопросу о формировании новой амортизационной политики России. Экономика России: теория и практика возрождения, ч. Н: Межвузовский сб. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1997.
  83. А. Наукоемкое производство: механизм развития. Экономист, № 9, 1996.
  84. Наука и рынок. РАН, М.: 1993.
  85. А. Экономический рост на основе институциональных изменений. Вопросы экономики, № 2, 1996.
  86. А. Сценарии институционального развития переходного общества. МЭ и МО, № 7, 1996.
  87. Е.А. и др. Стратегия экономической безопасности и инновационной политики (страна, регион, фирма). М.: Изд-во Акад. Дзержинского, 1994.
  88. Н. Поощрение нововведений в ЕС, Бюллетень иностранной коммерческой информации, 1990, № 38.
  89. О путях выхода России из социально-экономического кризиса. /Под ред. Архангельского В. Н. и др., ч. 1,11/ М.: Изд-во „Статистика“, 1995.
  90. П. Кто защитит инвестора? Финансы, № 4, 1996.
  91. К., Юдинцев Ю. Создание в регионах России инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности Региональное научно-техническое развитие и сотрудничество: Опыт и проблемы. Сб. статей, М., 1995.
  92. Т. „Спасение утопающих ."Деловой мир“ № 29 (1124) от 24 декабря 1994.
  93. А. Государственная инновационная политика Японии. Сборник трудов ВНИИ системных исследований, М., 1990, стр.34−45.
  94. Принципы инвестирования. М., „Сроенс Интернейшенел“, 1992.
  95. Н. Институциональные-изменения и инвестиционный кризис. МЭ и МО, № 6, 1996.
  96. Rostow W. The stages of economic growth Cambridge. 1990.
  97. В. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России. Вопросы экономики, 1995, N1.
  98. Н. Как привлечь инвестиции. Деловой мир, N 15, 26 января 1995.
  99. И. Налоги в государственном регулировании экономики. Финансы, № 11, 1996.
  100. С. Научно-техническая безопасность России в условиях рынка . Власть, № 1, 1996.
  101. С. Наука в России: проблемы и перспективы. „Проблемы прогнозирования“, № 6, 1994.
  102. С. Перестройка западноевропейской промышленности, Ново-введенческая и инновационная политика фирм, Ученые записки каф. общественных наук вузов Ленинграда, Полит, экономия, Л., 1990, Вып.28, стр.53−58.
  103. Ю. Некоторые вопросы инвестиционной деятельности страховых организаций. Финансы, № 8, 9. 1996.
  104. Е. Совершенствование законодательного обеспечения научной и научно-технической деятельности Региональное научно-техническое развитие и сотрудничество: Опыт и проблемы. Сб. статей, М., 1995.
  105. Стратегия развития российской экономики и программа первоочередных шагов. М., ИЭ РАН, 1996.
  106. А., Рынок как механизм управления инновационными процессами. Рынок научной продукции, рынок научного труда. М., 1991.
  107. О. Налоги как инструмент государственного регулирования. Экономист, № 11, 1996.
  108. Региональное научно-техническое развитие и сотрудничество: опыт и проблемы Сборник статей под общей редакцией д.т.н. Тихонова А., д.э.н. Фонотова А., акад. Шорина В., М., 1995.
  109. Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. Переводе английского. М., Прогресс, 1988.
  110. О.И. Иностранные инвестиции в России в условиях развивающихся рыночных отношений. Дис. канд. эк. наук, М. 1994.
  111. В. Эволюция организационных форм научно-технического развития в частном секторе США. НИИ проблем управления. М., 1990.
  112. Формулирование инновационного комплекса в регионе, Сборник научных трудов, Под редакцией Кулешова А. В., АН СССР Сибирское отделение, Новосибирск, 1990, стр. 173.
  113. В., Шток В. Критический анализ буржуазных теорий и практика управления промышленными исследованиями и разработками. М.,"Прогресс», 1979.
  114. Я. Планирование и контроль капиталовложений. Перевод со шведского и английского. М., Экономика, 1987.
  115. В., Юнь О. Роль инновационных программ в обеспечении подъема экономики регионов России. / Региональное научно-техническое развитие и сотрудничество., стр. 105−119/
  116. В., Ширшов В., Бойко С. Инвестиции и инфляция. «Экономист» № 5, 1995.
  117. Формирование инновационного комплекса в регионе. Сб. научных трудов, Под редакцией Кулешова А. АН СССР Сибирское отделение, Новосибирск, 1990.
  118. Н. Наука на рынке нравственности. «Деловой мир», № 184, 1992.
  119. Е. ЕС и Россия: опыт стимулирования иностранных инвестиций. МЭ и МО, № 10, 1996.
  120. Л. Региональное регулирование инновационных процессов. Экономист, № 9, 1996.
  121. А. Источники и механизм частного инвестиционного финансирования." Финансы, № 12, 1996.
  122. Ю.В. Ускорение научно-технического прогресса. Теория и эконо-. мический механизм. Экономика, М., 1988.
  123. Ю.В. К новой структуре экономики России. М.: Изд-во «Книжная палата», 1993.
  124. И. Комплексная оценка эффективности нововведений в отраслях народного хозяйства, Автореферат дис. канд. экон. наук. Киев. 1989, стр. 23.
  125. Ellmart Л/. Transformation, depression and tconomies: Some lesson journal of Comparative economic/ 1994, 19 (1), 1−21.
  126. Hoover K. Why does methodology matter for economics? The economic journal. 1995, 19(1), 59−77.
  127. Lawson T. The nature of post Keynesianism and its Links to the other traditions: a realist perspective. Economics, 1994, 16(4), 503−538.
  128. Bennett W. The amerikan patent system. New York, 1982.
  129. Bidault F. Technology Pricing//From Principles to strategi L. Macmillan 1989.XX.
  130. Contractor F. International technology licensing. -Toronto, 1981.
  131. Dick Worren Twedt, ed 1982, Srvey of Marketing. Chivago, 1982.
Заполнить форму текущей работой