Социальные основы транспортных коммуникаций
В условиях нарушения самоидентификации большинства акторов второй, если не первой супердержавы мира", происходит агрессивное не" приятие объективных процессов глобализации. Глобализация обыденного сознания явно отстает от реальных глобальных продвижений. В России по-прежнему ищут «третий путь» и противостоят Америке. Но экономическое и культурное запаздывание в развитии — тоже варварство. Варвары… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ СОЦИАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 1. 1. Пространственно-временная протяженность социальных отношений
- 1. 2. Транспортно-инфраструктурные коммуникации как социальное явление
- Глава 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРАНИ ТРАНСПОРТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ПОСТИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ, ГЛОБАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ТРАНФОРМАЦИИ
- 2. 1. Институциональные элементы транспортной инфраструктуры
- 2. 2. Социоструктурные аспекты транспортно-инфраструтурных коммуникаций
- Глава 3. РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ КОМПОНЕНТЫ СЛАГАЮЩИХ МЕХАНИЗМОВ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ПРОТЯЖЕННОСТИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ЮЖНОГО РЕГИОНА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
- 3. 1. Развитие портового хозяйства и водных коммуникаций в Южном Федеральном Округе как материальной основы расширения социального пространства
- 3. 2. Развитие туризма как социального якоря и элемента активного доверия
Социальные основы транспортных коммуникаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Транспорт всегда являлся важной сферой деятельности цивилизованного человека, а пространственная мобильность важнейшим средством развития и изменений. Привлекательность и перспективность, а также значение изучения человека через изучение социальных и физических пространств, им осваиваемых и созидаемых, а также транспортно-коммуникационной сферы в современных условиях все более возрастает. Прежде всего, это обусловлено актуализацией процессов глобализации и внутренней потребностью стран, в том числе современной России, в мобильном и высокоэффективном модернизирующем развитии.
На значение развития транспортной инфраструктуры, как одной из наиболее значимых задач, стоящих перед страной, указывал в своем ежегодном послании Президент Российской Федерации.1 В Послании выделено четыре аспекта важности развития транспортной инфраструктуры: экономический (прямо влияет на состояние дел в экономике) — политический (обеспечение единства страны) — социальный (самоидентификация гражданина единого и большого государства, возможность реализации этих преимуществ) — геополитический (инфраструктура способна превратить географические особенности России в её конкурентное преимущество). Особый рефрен президентского послания состоит в том, что развитие транспортной инфраструктуры — это больше чем экономическая задача. Такой рефрен, прежде всего, основан на понимании социе-тальных глубин взаимосвязи развития транспорта и общества, а также многих особенностей социальных граней транспортно-инфраструктурных коммуникаций.
Выявление и анализ социологических аспектов функционирования транспортной инфраструктуры, ее социально-коммуникационных граней (связей), способов существования человека (авторства) в социальном и физическом пространстве способствует развитию и пониманию современного взгляда, син.
1 http://vip.lenta.ru/doc/2004/05/026/putin/Printed тезирующего и углубляющего социальную картину общества как «мир-пространства» человека, позволяет акцентировать роль социальных и коммуникативных ресурсов в формировании социально-ориентированной рыночной экономики. Данная работа представляет собой одну из первых попыток восполнить теоретический и методический дефицит в области анализа социальных основ транспортной инфраструктуры как социальной организации и конкурентного преимущества современной России посредством изучения теоретических и практических подходов на макро и микро уровне.
Степень научной разработанности проблемы.
Транспортная система как пространство и сфера социальной коммуникации в современной социологической литературе до сих пор самостоятельно не рассматривалась. Также отсутствует достаточное внимание к интегрированному, синтезированному подходу, но имеют место достаточно разработанные теоретические конструкты и исследовательские программы, а также определенные традиции и прецеденты, которые были положены в основу данного исследовательского проекта.
Концептуальные теоретические положения об экономической сущности транспортной инфраструктуры, ее месте и роли в общественном воспроизводстве были разработаны представителями классической экономической мысли, к которым в первую очередь следует отнести К. Маркса, В. Ойкена, Дж. М. Кейн-са2. За последнее время проблемы транспортной инфраструктуры находят свое воплощение в специальной литературе и периодических изданиях, в работах ученых практиков (Рыбаков Ф.Ф., Белокрылова О. С. и пр.)3.
Феномен социальной коммуникации как самостоятельного явления становился объектом исследования представителей различных социологических методологических традиций, актуализирующих отдельные аспекты этого соци.
2 Маркс К. Капитал// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23−25- Ойкен В. Основы национальной экономии.-М.: Экономика, 1996; Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег// Антология экономической классики. Т. 2. М.: МП «ЭКОНОВ», 1993.
3 Рыбаков Ф. Ф. Северо-Запад России: проблемы социально-экономического развития//Экономическая наука: проблемы теории и методологии. Санкт-Петербург, 2002; Белокрылова О. С. Теория переходной экономики. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. ального процесса (А. Щюц. — проблема понимания в коммуникации, Ю. Хабер-мас — сфера коммуникаций как особый онтологический объект, Г. Блумер — де-териминировал социокоммуникацию как истолкование взаимодействия, Н. Лу-ман приписывал коммуникации способность к самоописанию общества и его самовоспроизводству), 4 однако в пространственно-временном плане не анализировался.
Исследование пространственного аспекта социальных и экономических систем были предметом внимания многих отечественных и зарубежных исследователей. Наблюдение связи экономики, истории и географического пространства можно встретить у самых разных ученых XIX — XX вв. в широком диапазоне от Фридриха Листа («автаркия больших пространств») до Фернана Броде-ля («миры-экономики») и Иммануила Валлерстайна («мир-системный подход»)5. Значительный вклад в исследование этих вопросов внесли российские социологи и экономисты прошлого — М.И. Туган-Барановский, В. И. Ленин, Н.Д. Кондратьев6, современные российские исследователи — А. А. Илларионов, В. А. Осипов, Ю. М. Осипов и др7. выдающиеся зарубежные ученые — М. Вебер, Ф. Хайек, Р. Коуз и др.8 В их трудах нашли отражение методологические проблемы пространственного развития социально-экономических систем, отдельные вопросы их структурной организации применительно к условиям рыночного и иного способов организации хозяйственной жизни.
4 The phenomenology of social worldL.1972; Habermas J. Theory des Kommunicativen Handelns. Frankfurt.1981; Блумер Г. Коллективное поведение// Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1994; LuhmanN. Soziale Systeme. Frankfurt. 1984.
5 List F. Das nationale System der politiscen OkoTomie — Bruges.1968; Бродель Ф Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV — XVm вв. В 3-х T. — М.: Прогресс, 1982;1992; Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века. — М.: Логос, 2003.
6 В. И. Ленин Развитие капитализма в России//Полн. Собр. Соч. т. Зон же Империализм как высшая стадия капитализма// Полн. Собр. Соч. т. 16- Кондратьев Н. Д. Избранные сочинения М.: Экономика, 1993; Туган-Барановский М. И. Периодические промышленные кризисы. История английских кризисов. Общая теория кризисов. П-г.- М, 1923.
7 Осипов Ю. М. Время философии хозяйства. М.: Экономиста, 2003; Осипов Ю. М. Теория хозяйства. — М., 1998.
8 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. — Ивано-Франковск: Ист-Вью, 2002; Хайек Ф. Познание, конкуренция, свобода. СПб.: Пневма, 1999; Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. — М.: Новости, 1992;
Отдельно рассматривались проблемы развития особых пространственных систем: города — как социальной формы (в работах В. А. Чуланова, О.В. Бонда-ренко и др.) и села (в работах И.И. Камынина)9.
В 90-е годы XX столетия на стыке экономики и политологии возникает геополитика — направление социальных наук, в предмете которого просматриваются различные аспекты, объединяющие в единый комплекс вопросы истории, экономической географии, современной мировой экономики и политологии, конфликтологии, теории систем управления (Дугин А., Неклесса А. И. и др.)10, которые, так или иначе, затрагивают и проблемы транспортной инфраструктуры. К этому же классу относятся и работы по проблемам глобализации: переход к постиндустриальной эпохе (Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, В. Иноземцев, МКастельс, Л. Туроу и др.11), экономические и социальные аспекты глобализации (Т. Фаминский, А. Федотов, А. Шанин, Г. Мартин, А. Неклесса, В. Оболенский и др.)12.
Проблемы эффективности социальной коммуникации освещены в научной литературе по менеджменту (Ф.Котлер, М. Мескон).13 Оптимизация организационных коммуникаций является центральной проблемой в работах как зару.
9 Чуланов В. А., Бондаренко О. В. и др. Социология и экология городов и градостроительства.- Ростов н/Д.: изд-во «Пегас», 1997; Чуланов В. А., Камынин И. И. и др. Проблемы современного общества (лекции по социологии). — Ростов н/Д.: изд-во РГПУ, 1996; Камынин И. И., Чуланов В. А. и др. Управление социальными процессами. — Ростов н/Д.: изд-во «Пегас», 1997.
10 Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить Пространством. — М.: «АРКТОГЕЯ-центр», 2000; Неклесса А. И. Глобальное сообщество: картография постсовременного мира. -М., 2002.
11 Белл. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. — М.: Academia, 1999; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. — М.: ГУ ВЭШ, 2000; Туроу Л. Будущее капитализма. Как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир. — Новосибирск, 1999; Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества. М.: «Academia" — «Наука», 1988.
12 Фаминский Т. Экономическая глобализация: основа, компоненты, противоречия, вызовы для России.// РЭЖ.- 2000. № 10- Федотов А. Г. Глобалистика: начала науки о современном мире. — М., 2002; Шанин А. С. Локализация как продукт глобализации// Социально-гуманитарные знания. — 2003. — № 3- Мартин Г. П., Шуманы X. Западная глобализация: атака на процветание и демократию. — М.: Издательский Дом «АЛЬПИНА», 2001; Неклесса А. И. Четвертый Рим. Глобальное мышление и стратегическое планирование в последней трети XX века//Российские стратегические исследования. — М., 2002; Оболенский В. Глобализация мировой экономики и Россия// Мировая экономика и международные отношения. — 2001. — № 12.
13 Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Прогресс, 1990; Основы менеджмента/ Под ред. Мескона М. -М., 1998. бежных (П. Друкера), так и отечественных ученых — Б. З. Мильнера, И. В. Мостовой и пр. 14.
Пространственно-временные позиции социальных акторов, как играющие заметную роль и оказывающие воздействие на результаты деятельности, предложил поставить на центральное место в социологическом анализе американский социолог Э. Гидденс15. Данное предложение в социологии представляется инновационным и возможно к приложению в анализе социальной природы и характеристик транспортных коммуникаций. В силу недостаточной изученности данной проблемы, ее научной и практической значимости, она представляет существенный исследовательский интерес.
Цель и задачи исследования
Целью работы является изучение, социальных составляющих транспортных коммуникаций, и анализ базовых социологических характеристик транспортной инфраструктуры как элемента социо-экономической системы России.
Цель реализуется в процессе решения следующих исследовательских задач: определить теоретические подходы и инструменты содержательной интерпретации социологических аспектов исследования транспортных коммуникацийдать характеристику транспортно-инфраструктурным коммуникациям как социальному явлению и продукту социальной деятельностипроанализировать институциональные грани транспортных коммуникацийобобщить социально-структурные аспекты и характеристики транспортной инфраструктурывыявить региональные и отраслевые компоненты слагающих механизмов пространственно-временной протяженности конкурентных преимуществ современной России;
14 Drucker P.F. Post-Capitalist Society. — N.Y.: Harper-Collins Publishers. — 1995; Мильнер Б. З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 1999; Мостовая И. В., Дзыбов K.M. Инновационный менеджмент в современном производстве /Развитие социальных технологий. — Ростов-наДону: Изд-во Ростовск. Ун-та, 1998.
1 Giddens A. The Class structure of the advanced Societies. L., 1973; Giddens A. New rules of sociological method.L.1976; Giddens A. Central problems social Theory. — L., 1979; Giddens A. The Constitution of Society. Berkeley, 1984; Giddens A. Sociology. Cambridge, 1989. обозначить пространственно-временные проявления транспортно-инфраструк-турной коммуникативности в современной России.
Объектом исследования выступает транспортнокоммуникационная инфраструктура современного общества.
Предметом исследования являются социальные основы транспортных коммуникаций.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных обществоведов по проблемам общей и экономической социологии.
Диссертационное исследование базируется на методах системного, сравнительного, статистического анализа, применены социологические методы сбора и обработки информации (качественный и количественный анализ документов, анкетный опрос). Использованы элементы идеально-типического анализа. Макса Вебера, концепция пространственно-временной протяженности и пространственно-временных граней Энтони Гидценса, эвристический рациовита-листский подход Хуана Ортеги и Гассета, идея бриколажа Клода Леви-Стросса) и генетический структурализм позволяющий проникнуть в те сферы социальной действительности, на которые раньше мало обращалось внимания.
Гипотеза исследования. Транспортные коммуникации, во многих своих проявлениях, являются социальной системой, социальной организацией и формой социальной коммуникации (но не в социолингвистическом, а в социо-системном и социо-экономическом планах). Переход общества в постиндустриальную стадию развития соединенную с процессами глобализации, а в России, в дополнение, с процессами социально-политической транзиции, существенно трансформировал экономические характеристики транспортно-инфраструк-турных коммуникаций в социальные пространственно-временные, проявив, прежде всего, их социальные составляющие.
Научная новизна исследования. На основании проделанной работы были получены результаты, которые дали определенный прирост научного знания. К элементам научной новизны относится следующее:
— впервые проанализированы основные составляющие пространственно-временной протяженности применительно к развитию транспортной сферы;
— рассмотрены и обобщены доминирующие в настоящих социальных условиях научно-теоретические под ходы к изучению социальных аспектов транспортно-инфраструктурных коммуникаций, доказана продуктивность социологического анализа социокоммуникативных процессов в транспортной сфере;
— аргументирована социальная природа транспортной коммуникации и выявлены ее основные социальные проявления;
— предложены и обоснованы понятия социальный якорь и социальный парус, углубляющие представления о процессах социальной мобильности;
— проанализированы социоструктурные и институциональные характеристики развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры;
— рассмотрены пространственно-временные грани транспортных коммуникаций и их связь с социальной иерархией.
Положения, выносимые на защиту:
1. Транспортные коммуникации — не только технические средства, а — социальная коммуникация с целостными знаковыми социальными образовань-ями, в которых отображены знания, идеи, ценностные отношения, технические и экономические достижения, и даже программы деятельности. Они всегда порождали на всех уровнях сознания и структуры человеческого действия, дифференциацию и интеграцию, множества социальных институтов, социальных ролей и профессий, знаков и символов.
2. В рамках пространственно-временной протяженности социальных отношений, когда общество рассматривается как сложная внутренне структурированная система, в которой каждый элемент, включая транспортную инфраструктуру, может рассматриваться как подсистема, имеющая связи и пересечения с другими подсистемами, институциональные и социоструктурные характеристики каждой из подсистем, могут рассматриваться в контексте пространст венно временных граней — внутренних связей и различных уровней взаимообусловленности. Они могут быть противоречащими или симбиозными, дифференцирующими или интегрирующими, но обязательно имеющими воздействие на результаты деятельности в обществе.
3. Важнейшими элементами инициированными человеческой практикой использования пространства и транспортных коммуникаций, характеризующими их социальность являются: артефакция, метаязычность, институциональ-ность и социоструктурность, представляющие собой следствие системной интеграции. Первая пара представляет разлагающие, вторая — слагающие механизмы пространственно-временной протяженности социального действия, характерного транспортной коммуникации.
4. Транспорт и транспортная инфраструктура не детерминируют социальную структуру, но отражают ее дифференцированность и осуществляют дальнейшую социокультурную, социо-политическую, социо-идеологическую трансляции различных социальных характеристик современного общества. Они не причина, но участники-индикаторы, трансляторы этой действительности (социальные якоря и социальные паруса), пространственно-временные расширители, впитывающие не только первостепенные («аортно-венозные») скелетные характеристики социальной структуры общества, но и другие (сосудисто-капиллярные" периферийные) ее составляющие, учитываемые при осуществлении современной экономической (коммерческой, маркетинговой, управленческой), культурной (отдых и туризм), вообще всей рациональной деятельности.
5. Инструментом теоретического и прикладного анализа пространственно-временных протяженностей социально-стратификационных процессов могут выступить конструкты-близнецы: а) Социальный якорь — социально-интеграционные мотивы (индикаторы-трансляторы), солидарные слагающим механизмам, стабилизирующие и закрепляющие человека в институциональном, статусном и ролевом пространственно временном континууме социального акторства. В качестве социальных якорей выступают онтологическая уверенность, различные виды доверия и, в определенных обстоятельствах, риски. б) Социальный парус — системно-интеграционные мотивы (индикаторытрансляторы), солидарные разлагающим механизмам, подталкивающим человека к изменениям в институциональном, статусном и ролевом пространственно временном континууме социального акторства. В качестве социальных парусов выступают онтологическая неуверенность, рефлексивная модернизация, глобализация (во всех формах) и, по обстоятельствам, риски.
6.Многие ранее существовавшие элементы конкурентных преимуществ современной России в результате изменений перестали существовать и не выполняют роль слагающих механизмов. Пространства и транспортные коммуникации России, предложенные для международного использования при соответствующем правовом, институциональном и маркетинговом подходе с серьезной организационной проработкой и поддержкой государства, могут стать основой брэнда страны и регионов: «Пространства и Дороги России» — «Пространства и Реки России» — серьезного и мощного современного инструмента социальной коммуникации и элемента слагающих механизмов в постиндустриальном и глобализирующемся мире. *.
Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечена примененной теоретико-методологической базой, реализацией комплексной методики системного познания, в рамках которой применены методы и средства социологического анализа, опорой на достоверные и апробированные в других исследованиях теоретико-прикладные выводы и рекомендации, надежной эмпирической базой, репрезентативностью выборочной совокупности, сопоставлением полученных данных с результатами других исследований в процессе их интерпретации и возможностью использования полученных результатов на практике.
Практическая значимость исследования. Результаты диссертационной работы позволяют углубить теоретические представления в области социологии, научного менеджмента, маркетинга, социальной философии и других дисциплин, связанных с изучением проблем социальной иерархии в организациях и ролью человека в решении этих вопросов в условиях современной российской действительности. Их можно использовать в преподавании общих и специальных курсов социологии, экономической социологии, теории управления, социальной психологии, научного менеджмента, социальной философии и ряда других дисциплин. Они могут иметь определенное прикладное значение в сфере управления.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на ежегодных научно-практических конференциях ЮРГТУ (НПИ) в 2002;2004 гг., на международной научно-практической конференции «Проблемы развития рынка труда и политика занятости в условиях трансформации экономики Украины» (Луганск, 2003), на региональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития туризма в Северокавказском регионе» (Пятигорск, 2003), на международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы повышения конкурентоспособности российской экономики» (Темрюк, 2004). Опубликованы: статьи и доклады в сборниках научных трудов «Экономика. Бизнес. Право» (Новочеркасск, 2001), Вестнике Восточно-украинского национального университета им. Владимира Даля (Луганск, 2004), Научная мысль Кавказа. — Ростов-на-Дону, 2002, 2003), брошюра в издательстве СКНЦ ВШ. Общий объем публикаций составляет 5,4 п.л.
Структура работы. Структура диссертационного исследования определяется задачами исследования и включает введение, три главы по два параграфа в каждой, заключение, список литературы, состоящий из 235 источников, в том числе 14 на иностранных языках, 6 таблиц, двух приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В условиях нарушения самоидентификации большинства акторов второй, если не первой супердержавы мира", происходит агрессивное не" приятие объективных процессов глобализации. Глобализация обыденного сознания явно отстает от реальных глобальных продвижений. В России по-прежнему ищут «третий путь» и противостоят Америке. Но экономическое и культурное запаздывание в развитии — тоже варварство. Варвары всегда либо уничтожали цивилизацию, либо сливались с ней. Нынешние варвары массами вливаются в поры цивилизации и создают неопределенность для будущего. Россия — очень интересная страна, в которой цивилизация и варварство замешаны в одном котле. Поэтому современное социальное управление и организация, учитывая пространственно-временные грани и протяженности * социальных отношений должны держать в поле зрения ряд важнейших пространств развития:
— создание условий для повышения производительности человеческого и общественного капитала в целом;
— обеспечение роста занятости населения в интеллектуалоемких секторах деятельности;
— создание условий для расширенного воспроизводства, распространение и использование знаний и инноваций;
— снятие существующих ограничений на путях движения знаний;
— создание условий для развития профессиональных и транс профессиональных сетей как каркаса структуры включения потенциала страны в мировое развитие.
Анализ, проведенный в работе, полностью подтвердил гипотезу исследования. Транспортная коммуникация является формой проявления социального действия актора, коммуникатирующего в пространственно-временной протяженности социальных отношений. В процессе коммуникации, на различных уровнях социального действия и сознания формируются.
131 личных уровнях социального действия и сознания формируются пространственно-временные грани, связывающие транспортную инфраструктуру, не только с экономическими элементами общественной организации, но и социальными, представленными в первую очередь, институциональными и со-циоструктурными его профилями. Стратификационность общественного устройства в современных постиндустриальных и глобальных условиях отражается не в сословном, а экономически-дифференцированном виде, играющем большую роль культурном и маркетинговом разрезе. Если в социальном плане подобная дифференциация преодолевает свой социально-сословный и статусный характер, то в прикладном потребительском будет прогрессивно развиваться и дальше, отражая культурную и вкусовую поли-фоничность постиндустриального общества. Транспортно-инфраструктурные коммуникации являющиеся пространственными расширителями и трансляторами социальных действий мобильных и трансформирующихся акторов выступают индикаторами и отражателями большинства социальных процессов современного общества. Их изучение и познание сквозь этот недооцененный социальный профиль способно привести к расширению и уточнению современной картины социального мира человека.
Список литературы
- Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации, 26 мая 2004 г.// http://vip.lenta.ru/doc/2004/05/026/putin/Printed .
- Путин В.В. Вступительное слово на заседании президиума Госсовета по проблемам развития санаторно-курортного дела и туризма в Рос-CHH//http://www.president.kremlin.ru/appears/2004/07/23/2051type63378 74 775 .shtml.
- Путин В.В. Заключительное слово на заседании президиума Госсовета по проблемам развития санаторно-курортного дела и туризма в Рос-CHH//http://www.president.kremlin.ru/appears/2004/07/23/2345type63378 74 784.shtml.
- Абалкин Л.И. Логика экономического роста. М., 2001.
- Автономов B.C. Человек в зеркале экономической теории. М.: Наука, 1993.
- Архенгольц Ф. История морских разбойников Средиземного моря и Океана. М.: «Новелла», 1991.
- Бантман М. Сибирь в системе экономических районов СССР и России/ Регион.- 1998. № 2.
- Бастиа Ф. Экономические софизмы. М.: ООО «Социум», ЗАО «издательство «Экономика». 2002.
- Бек У. Что такое глобализация? М., 2001 .
- Ю.Белл. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. -М.: Academia, 1999.
- Биржаков М.Б., Никифоров В. И. Индустрия туризма: перевозки. М.: Невский фонд, 2003.
- Болыпой толковый социологический словарь (Collins). М.: Вече, ACT, 1999.
- Бондаренко JI. Состояние социально-трудовой сферы села // Вопросы экономики. 2000. — № 7.
- Бородай В.А. Социокультурная коммуникация в сфере торговли. — Рос-тов-н/Д.: изд-во «Логос», 2002.
- Бродель Ф. Структуры повседневности. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV XVIII вв. т.1. — М.: Прогресс, 1982.
- Бродель Ф. Игры обмена. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV- XVIII вв. т. 2. М.: Прогресс. 1988.
- Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV XVIII вв. т. 3. — М.: Прогресс. 1992.
- Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.
- Бурдье П. Начала. М., 1994.
- Бурдье П. Структура, Habitus, Практика //Современная социальная теория. М., 1955.
- Бурдье П. Социология политики. М., 1993
- Бурдье П. Физическое и социальное пространства. Проникновение и присвоение их// Российский монитор: архив современной политики. Вып. 3. М.: Центр «ИНДЕМ», 1993.
- Бурьянов О. В. Социальная безопасность российского общества. Ростов-на-Дону: изд-во СКНЦВШ, 1999.
- Бухарин Н.И. Избранные произведения. Экономика, 1990.
- Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века. М.: Логос, 2003.
- Валлерстайн И. Глобализация или переходный период?// Экономические стратегии. 2000. — № 2.
- Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. — Ивано-Франковск: Ист-Вью, 2002.
- Веселов Ю.В. Экономическая социология: история идей. СПб.: изд-во СПбГУ, 1995.
- Веселов Ю.В., Мацукова Т. К., Петров A.B. Основы экономической социологии. СПб.: изд-во СПбГУ, 1995.
- Вишневский А. Серп и рубль: Консервативная модернизация в СССР. — М.: ОГИ, 1998.
- Власова В.М. Таможенные операции. М., 1997.
- Воздушные перевозки, пассажиров, багажа, грузов и почты. — М.: Транспортные перевозки, 1996.
- Возьмитель A.A. Социальные типы фермеров и тенденции развития фермерского движения // Социологические исследования. 1994. -№ 10.
- Волков Ю.Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов A.B. Социология. М.: Гардарики, 2000.
- Волков Ю.Г., Мостовая И. В. Социология. М.: Гардарика, 1998.
- Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Многомерный мир современного человека. М., 1998.
- Волошин М. Путями Каина, Трагедия материальной культуры.// Волошин М. А. Избранные стихотворения. -М.: Сов. Россия, 1988.
- Габричидзе Б.Н., Суслов H.A. Таможенная служба в Российской Федерации. М., 1993.
- Ганин A.B. Автомобильные дороги как инфраструктура рыночной экономики: теория и практика развития: Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. экон. наук. Орел, 2000.
- Гидденс Э. Элементы теории структурации //Современная социальная теория. М., 1995.
- Глобальное сообщество: новая система координат/ Под ред. А.И. Не-клессы.: СПб, 2000.
- Глобализация и национальный суверенитет.// РЖ. Социальные и гуманитарные науки. Сер.2.Экономика. 2001. — № 1.
- Гораций. «Оды». М.: Наука, 1970.
- Гумилев JI.H. Древняя Русь и Великая степь. М.: Рольф, 2001.
- Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М.: Рольф, 2002.
- Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. М.: Рольф, 2002.
- Гумилев JI.H. Открытие Хазарии. М.: Рольф, 2001.
- Гумилев Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. М.: Рольф, 2002.
- Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. СПб.: СЗКЭО, ООО «Издательский Дом «Кристалл», 2003.
- Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. М.: Рольф, 2002.
- Гумилев Л.Н. Чтобы свеча не погасла: Сборник эссе, интервью, стихотворений, переводов. М.: Айрис-пресс, 2002.
- Гумилев Л.Н. Черная легенда: Друзья и недруги Великой Степи. М.: Айрис-пресс, 2003.
- Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Рольф, 2001.
- Гуляев В.Г. Практика туристского бизнеса. — М.: РУЦ, 1996.
- Гуляев В.Г. туристские перевозки. М.: Финансы и статистика, 1998.
- Гуреев С.А., Копылов М. Н. Транспортное право. М.: Ун-т Дружбы Народов, 1987.
- Дмитриев A.B., Латынов В. В. Социальная коммуникация// Социология. Основы общей теории / Под ред. Осипова Г. В., Москвичева Л.Н.).- М., 1996.
- Добреньков В.И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология. Теория и методология. М.: ИНФРА-М, 2003.
- Дорин A.B. Экономическая социология. Мн.: ИП «Экоперспектива», 1997.
- Дрейк Ч., Имбри Дж., Кнаус Дж., Турекиан К. Океан сам по себе и для нас. М.: Прогресс, 1982.
- Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить Пространством. М.: «АРКТОГЕЯ-центр», 2000.
- Дюмон JI. Homo aequalis. Генезис и расцвет экономической идеологии. М.: Издательский дом «NOTA BENE», 2000.
- Елисеев В.К. Справочник-экзаменатор по знакам, огням и зрительным сигналам на внутренних водных путях. М.: Транспорт, 1993.
- Ельмеев В. Я. Социологический метод: теория, онтология, логика. — СП.: ТОО ТК «Петрополис», 1995.
- Жюльен Н. Словарь символов. «Урал Л.Т.Д.», 1999.
- Зборовский Г. Е. Пространство и время как формы социального бытия. Свердловск, 1974.
- Зобова Л.Л. Генезис и трансформация закона рыночных ареалов. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1999.
- Зобова Л.Л. Пространство рынка в преподавании экономической теории. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1999.
- Зобова Л.Л. Пространство рынка: опыт зарубежных исследова-ний//Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей. -СПб.: Нестор, 1998.70.3обова Л. Л. Рыночное пространство или пространство рынка// Вестник Кем. ГУ. Сер «Экономика». 2002. — Вып. 19.
- Зобова Л.Л. Экономический закон рыночных ареалов (к истории вопроса)// Вестник Томского государственного университета. 2003. — № 274.
- Ильина Е.Н. Менеджмент транспортных услуг. М., 1997.
- Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. М.: «Academia" — «Наука», 1988.
- Институционализация экономической политики региона в условиях глобализации. Ростов- н/Д: Изд-во РГУ, 2001.
- Институциональные проблемы трансформации экономических процессов. Ростов-н/Д: Изд-во СКАГС, 2001.
- Кандинский В. Точка и линия на плоскости. — СПб.: Азбука, 2001.
- Капитонов Э.А. Социология XX века. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1996.
- Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. -М.: ГУ ВЭШ, 2000.
- Кастельс М. Глобальный капитализм.// Экономические стратегии. -2000. № 3.
- Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег// Антология экономической классики. Т. 2.- М.: МП «ЭКОНОВ», 1993.
- Кенэ Франсуа. Выбранные места/ Издание К. Т. Солдатенкова. Выпуск VI. М.: Типо-Литография О. И. Лашкевичъ и К, Тверская, дом Саввинского подворья, 1896.
- Кибалов Е.Б. Транспортная стратегия Великой державы//ЭКО.- 2003. -№ 5.
- Киреев А.П. Международная экономика. М., 1998.
- Китаев П.М. Культура: человеческое измерение. СПб.: изд-во СПбГУ, 1997.
- Климычев В.И., Смирнова А. П. Проблемы мотивации и удовлетворенности трудом у работников АПК // Социологические исследования. -1999.-№ 12.
- Клопотной А. Е. Промышленная революция и развитие водного транспорта России. Новосибирск: «Издатель», 1998.
- Клопотной А. Е. Технический переворот в российском морском коммерческом флоте// Социум. Вып. 1. М.: «Собрание», 1999.
- Клопотной А.Е. Развитие водного и железнодорожного транспорта: проблемы взаимодействия. Новосибирск: Новосибирская государственная академия водного транспорта, 1999.
- Клопотной А.Е. Монополизация российского водного транспорта. -Новосибирск: Новосибирская государственная академия водного транспорта, 1999.
- Козлова Н.Н. Социаиьно-историческая антропология. М.: Кпюч-С, 1998.
- Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения М.: Экономика, 1993.
- Костин В.А., Костина Н.Б.К вопросу об определении понятия «социальная организация» // Социологические исследования. 2001.- № 10.
- Котлер Ф. Основы маркетинга. -М.: Прогресс, 1990.
- Кочетов Э.Г. Глобалистика: Фундаментальные начала, теория, методология, стратегия. М., 2001.
- Курицкий А.Б. Транснациональные корпорации в информационном обществе СПб.: Судостроение, 1998.
- Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.
- Ленин В.И. Развитие капитализма в России//Полн. Собр. Соч. т. З .
- Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма// Полн. Собр. Соч. т. 16.
- Малахов А. Обыкновенный кальвинизм// Коммерсантъ-Деньги. 2004. -№ 17.
- Маркова Н. Региональная политика государства на современном этапе// Экономист. — 1996. -№ 11.
- Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23−25. М.: Политиздат. 1970.
- Мартин Г. П., Шуманн X. Западная глобализация: атака на процветание и демократию. М.: Издательский Дом «АЛЬПИНА», 2001.
- Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.
- Матяш Д.В. Архетип смерти в культуре// Известия вузов СевероКавказский регион. Общественные науки. 1998. — № 3.
- Международные отношения: социологические подходы. — М.: Гар-дарика, 1998.
- Мизес Людвиг фон. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории. М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000.
- Мильнер Б.З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 2002.
- Мировая экономика/Под ред. А. С. Булатова. — М.: Юристь, 1999.
- Морозов В.В. Интернационализация предпринимательства Ростов-на-Дону: изд-во СКНЦВШ, 2001.
- Морозов М.А. Маркетинговый анализ развития зарубежного туризма Японии. // Маркетинг в России и за рубежом.-2004. № 4.
- Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М., 1996.
- Мостовая И. В., Дзыбов K.M. Инновационный менеджмент в современном производстве /Развитие социальных технологий. Ростов-наi
- Дону: Изд-во Ростовск. Ун-та, 1998.
- Мурадян A.A. Буржуазные теории международной политики. М., 1988.
- Мхитарян K.P. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности. Ростов-на-Дону, 2001.
- Неклесса А.И. Управляемый хаос //Мировая экономика и международные отношения. 2002. — № 9.
- Неклесса А.И. Четвертый Рим. Глобальное мышление и стратегическое планирование в последней трети XX века//Российские стратегические исследования. М., 2002.
- Неклесса А.И. Глобальное сообщество: картография постсовременного мира. М., 2002.
- Неклесса А.И. Глобализация, геоэкономика и сетевая культура// Философия хозяйства. 2002. — № 4.
- Ненасильственные коммуникации в культуре и общественной жизни: Восток, Запад, Россия. С-Пб.: изд-во СПбГУ, 1997.
- Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999.
- Оболенский В. Открытость экономики и экономическая безопасность // Мировая экономика и международные отношения. -1995. -№ 5.
- Оболенский В. Глобализация мировой экономики и Россия// Мировая экономика и международные отношения. 2001. — № 12.
- Ойкен В. Основы национальной экономии.-М.: Экономика, 1996.
- Ортега и Гассет X. Восстание масс//Ортега и Гассет X. Избранные труды. М.: Издательство «Весь Мир», 2000.
- Ортега и Гассет X. Размышления о технике// Ортега и Гассет X. Избранные труды. М.: Издательство «Весь Мир», 2000.
- Ортега и Гассет X. Спортивное происхождение государства// Фило софская и социологическая мысль. 1990. — № 6 .
- Осипов Ю.М. Теория хозяйства. М., 1998.
- Основы менеджмента/ Под ред. Мескона М. — М., 1998.
- Основы таможенного дела/ Под общей ред. В. Г. Драганова. М., 1994. '
- Очерки социальной антропологии. Санкт-Петербург ТОО «Петрополис», 1995.
- Панарин A.C. Искушение глобализмом. М., 2000.
- Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1998.
- Плутарх Избранные жизнеописания. М.: Правда, 1987.
- Потемкин В.К. Методологические проблемы соотношения пространственных форм в обществе//Роль методологии в развитии науки. Новосибирск, 1985.
- Похлебкин В.В. Международная символика и эмблематика. — М.: Международные отношения, 1989.
- Правила дорожного движения Российской Федерации. М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.
- Практика глобализации: игры и правила новой эпохи / О. В. Брати-мов, Ю. М. Горский, М. Г. Делягин, А. А. Коваленко- ИПРОГ/Под ред. Делягина М. Г. М.: ИНФРА-М, 2000.
- Пригожин А.И. Социология организаций. М.: Наука, 1980.• 140. Психология в лицах: биографии выдающихся психологов XX века. 1. М., 1999.
- Радаев В.В. Экономическая социология. — М.: Аспект Пресс, 1997.
- Радаев В.В. Экономическая социология (к определению предмета) // Общественные науки и современность. 1997. — № 3.
- Региональная социально-экономическая асимметрия и механизмы ее выравнивания. М., 1998.
- Региональное развитие: опыт России и европейского Союза. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2000.
- Руткевич М.Н. Макросоциология: Методологические очерки. — М., 1995.
- Рывкина Р.В. Экономическая социология переходной России. Люди и реформы. М., 1998.
- Савон И.В. Таможенная система как фактор обеспечения политико-экономической целостности России// Пресс-бюллетень СКТУ. Ростов-на-Дону, 1999. № 43−44.
- Салинз М. Экономика каменного века. М.: ОГИ, 2000.
- Словарь античности. М.: Прогресс, 1989.
- Смелзер Н. Социология экономической жизни// Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.
- Смит А. Теория нравственных чувств. М.: 1990.
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов// Антология экономической классики. Т. 1.- М.: МП «ЭКОНОВ», 1993.
- Снисаренко А.Б. Рыцари удачи. Хроники европейских морей. JL: Судостроение, 191.
- Снисаренко А.Б. Эвпатриды удачи. Трагедия античных морей. Л.: Судостроение, 1990.
- Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. М, 1999.
- Сорос Дж. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм. М.: Некоммерческий фонд «Поддержки Культуры, Образования и Новый Информационных Технологий», 2001.
- Сорос Дж. Алхимия финансов. М.: ИНФРА-М, 200 Г.
- Социология развития: современные теории и проблемы/ Под ред. А. О. Бороноева и В. Я. Ельмеева. СПб.: Издание С.-Петербургского университета, 1999.
- Социология экономики и управления/ Под ред. Л. Т. Волчковой. -СПб.: из’д-во СПбГУ, 1998.
- Стиглиц Дж. Ю. Глобализация: тревожные тенденции. М.: Мысль, 2003.161 100 великих кораблекрушений/ Автор составитель И. А. Муромов — M.: Вече, 1999.
- Суслов В.И. От макроэкономического прогноза к транспортной стратегии России// ЭКО. — 2004. — № 5.
- Сэй Ж.Б., Бастиа Ф. Трактат по политической экономии/ Ж.-Б. Сэй- Экономические софизмы. Экономические гармонии/ Ф.Бастиа. М.: Дело, 2000.
- Теория международных отношений. М.: Гардарика, 2002.
- Тресидцер Дж Словарь символов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.
- Тейяр де Шарден П. Феномен человека. Вселенская месса. М.: Айрис-пресс, 2002.
- Теория международных отношений: Хрестоматия. М.: Гардарики, 2002.
- Толстиков А.Н. Реформа железнодорожного транспорта// ЭКО. -2004. № 5.
- Туган-Барановский М. И. Периодические промышленные кризисы. История английских кризисов. Общая теория кризисов. П-г.- М, 1923.
- Туроу JI. Будущее капитализма. Как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир. Новосибирск, 1999.
- Урманцев Ю. Пространство и время/ Философская энциклопедия М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1967. —174.
- Устойчивое развитие Юга России: состояние, проблемы, перспективы/Под ред. Игнатова В. Г. Ростов- н/Д: Изд-во СКАГС, 2003.
- Фаминский Т. Экономическая глобализация: основа, компоненты, противоречия, вызовы для России.// РЭЖ.- 2000.- № 10.
- Федотов А.Г. Глобалистика: начала науки о современном мире. М., 2002.
- Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. М.: Новости, 1992.
- Хайек Ф. Познание, конкуренция, свобода. СПб.: Пневма, 1999-
- Хёйзинга Й. Ношо ludens / Человек играющий. М: Айрис-пресс, 2003.
- Хмелев В.В. Социальный институт сервиса: сущность, проблемы, перспективы. Ростов-на-Дону, 1998.
- Хмелёв В.В. Сервис в системе политики. Шахты.: ЗАО «Полиграфист», 2001.
- Цыганков П.А. Международные отношения. М.: Новая школа, 1996.
- Цаганков П.А. Теория международных отношений. М.: Гардарики, 2004.
- Черняева РБ. Социальные издержки рынка.- СПб.: НИИХимииСПбГУ, 2000.
- Шамратова A.B. Морская энциклопедия. — M.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2002.
- Шанин A.C. Локализация как продукт глобализации// Социально-гуманитарные знания. 2003. — № 3.
- Шанин A.C. Локальные экономики: вопросы теории и методологии. -Ростов- н/Д: Изд-во РГУ, 2003.
- Шанин A.C. Территориальная стратифицированность экономического пространства: особенности и типология. — Белгород: Издательство БелГУ, 2003.
- Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. М.: ООО «Издательство ACT" — Харьков: ООО «Торсинг», 2003.
- Шнейдер Б. Первая глобальная революция// Свободная мысль. 1993. -№ 9.
- Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 1996.
- Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М.: Экономика, 1995.
- Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
- Шумпетер И. История экономического анализа. СПб: Экономическая школа, 2001.
- Щетинин A.A. Российская таможня (в зеркале социологии). Ростов-на- Дону: Изд-во РГУ, 1999.
- Шрадер X. Экономическая антропология. — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 1999.
- Черников В.Г. Общественное пространство. Воронеж, 1984.
- Черняева Р.В. Социальные издержки рынка.- СПб.: НИИХимии СПБГУ, 2000.
- Это человек: Антология. М.: Высш. шк., 1995.
- Этциони А. Новое золотое правило: сообщество и нравственность в демократическом обществе// Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. M. j 1999.
- Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. М.-К.: ЗАО «Совершенство» «Port-Royal», 1997.
- Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М., 2001.
- Яковлев В.П. Социальное время. Ростов-н/Д., 1980.
- Bourdieu P. La Reproduction. Elements pour une theorie du system d, enseignemeut. P., 1970.
- Carnoy M. et al. The New Global Economy in the Information Age. University Park, PA, 1993.
- Drucker P.F. Post-Capitalist Society. N.Y.: Harper-Collins Publishers. -1995.
- Giddens A. New rules of sociological method. L.1976.
- Giddens A. Central problems social Theory. L., 1979.
- Giddens A. The Class structure of the advanced Societies. L., 1973.
- Giddens A. The Constitution of Society. Berkeley, 1984.
- Giddens A. Sociology. Cambridge, 1989.
- Habermas J. The theory of communicative action. L. 1984.
- List F. Das nationale System der politiscen OkoTomie Bruges. 1968
- Mingione E. Fragmented Societies. Oxford, 1991.
- Ohmae K. The Bordless World: Power and Strategy in the Interlinked Economy. Fontana, 1990.
- Parsons T. Social System And The Evolution Of Action Theory. N.Y.-L., 1979.
- Sassen S. The Mobility of Labor and Capital. Cambridge, 1988.
- Veblen T. The theory jf the leisure class. N.Y., 1899.
- Wallerstein I. The Modern World-System: Capitalist Agriculture and the Origins of the European World-Economy in the Sixteenth Century. N.Y.: Academic Press, 1974.