Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальные основы транспортных коммуникаций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях нарушения самоидентификации большинства акторов второй, если не первой супердержавы мира", происходит агрессивное не" приятие объективных процессов глобализации. Глобализация обыденного сознания явно отстает от реальных глобальных продвижений. В России по-прежнему ищут «третий путь» и противостоят Америке. Но экономическое и культурное запаздывание в развитии — тоже варварство. Варвары… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ СОЦИАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Пространственно-временная протяженность социальных отношений
    • 1. 2. Транспортно-инфраструктурные коммуникации как социальное явление
  • Глава 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРАНИ ТРАНСПОРТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ПОСТИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ, ГЛОБАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ТРАНФОРМАЦИИ
    • 2. 1. Институциональные элементы транспортной инфраструктуры
    • 2. 2. Социоструктурные аспекты транспортно-инфраструтурных коммуникаций
  • Глава 3. РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ КОМПОНЕНТЫ СЛАГАЮЩИХ МЕХАНИЗМОВ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ПРОТЯЖЕННОСТИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ЮЖНОГО РЕГИОНА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
    • 3. 1. Развитие портового хозяйства и водных коммуникаций в Южном Федеральном Округе как материальной основы расширения социального пространства
    • 3. 2. Развитие туризма как социального якоря и элемента активного доверия

Социальные основы транспортных коммуникаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Транспорт всегда являлся важной сферой деятельности цивилизованного человека, а пространственная мобильность важнейшим средством развития и изменений. Привлекательность и перспективность, а также значение изучения человека через изучение социальных и физических пространств, им осваиваемых и созидаемых, а также транспортно-коммуникационной сферы в современных условиях все более возрастает. Прежде всего, это обусловлено актуализацией процессов глобализации и внутренней потребностью стран, в том числе современной России, в мобильном и высокоэффективном модернизирующем развитии.

На значение развития транспортной инфраструктуры, как одной из наиболее значимых задач, стоящих перед страной, указывал в своем ежегодном послании Президент Российской Федерации.1 В Послании выделено четыре аспекта важности развития транспортной инфраструктуры: экономический (прямо влияет на состояние дел в экономике) — политический (обеспечение единства страны) — социальный (самоидентификация гражданина единого и большого государства, возможность реализации этих преимуществ) — геополитический (инфраструктура способна превратить географические особенности России в её конкурентное преимущество). Особый рефрен президентского послания состоит в том, что развитие транспортной инфраструктуры — это больше чем экономическая задача. Такой рефрен, прежде всего, основан на понимании социе-тальных глубин взаимосвязи развития транспорта и общества, а также многих особенностей социальных граней транспортно-инфраструктурных коммуникаций.

Выявление и анализ социологических аспектов функционирования транспортной инфраструктуры, ее социально-коммуникационных граней (связей), способов существования человека (авторства) в социальном и физическом пространстве способствует развитию и пониманию современного взгляда, син.

1 http://vip.lenta.ru/doc/2004/05/026/putin/Printed тезирующего и углубляющего социальную картину общества как «мир-пространства» человека, позволяет акцентировать роль социальных и коммуникативных ресурсов в формировании социально-ориентированной рыночной экономики. Данная работа представляет собой одну из первых попыток восполнить теоретический и методический дефицит в области анализа социальных основ транспортной инфраструктуры как социальной организации и конкурентного преимущества современной России посредством изучения теоретических и практических подходов на макро и микро уровне.

Степень научной разработанности проблемы.

Транспортная система как пространство и сфера социальной коммуникации в современной социологической литературе до сих пор самостоятельно не рассматривалась. Также отсутствует достаточное внимание к интегрированному, синтезированному подходу, но имеют место достаточно разработанные теоретические конструкты и исследовательские программы, а также определенные традиции и прецеденты, которые были положены в основу данного исследовательского проекта.

Концептуальные теоретические положения об экономической сущности транспортной инфраструктуры, ее месте и роли в общественном воспроизводстве были разработаны представителями классической экономической мысли, к которым в первую очередь следует отнести К. Маркса, В. Ойкена, Дж. М. Кейн-са2. За последнее время проблемы транспортной инфраструктуры находят свое воплощение в специальной литературе и периодических изданиях, в работах ученых практиков (Рыбаков Ф.Ф., Белокрылова О. С. и пр.)3.

Феномен социальной коммуникации как самостоятельного явления становился объектом исследования представителей различных социологических методологических традиций, актуализирующих отдельные аспекты этого соци.

2 Маркс К. Капитал// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23−25- Ойкен В. Основы национальной экономии.-М.: Экономика, 1996; Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег// Антология экономической классики. Т. 2. М.: МП «ЭКОНОВ», 1993.

3 Рыбаков Ф. Ф. Северо-Запад России: проблемы социально-экономического развития//Экономическая наука: проблемы теории и методологии. Санкт-Петербург, 2002; Белокрылова О. С. Теория переходной экономики. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. ального процесса (А. Щюц. — проблема понимания в коммуникации, Ю. Хабер-мас — сфера коммуникаций как особый онтологический объект, Г. Блумер — де-териминировал социокоммуникацию как истолкование взаимодействия, Н. Лу-ман приписывал коммуникации способность к самоописанию общества и его самовоспроизводству), 4 однако в пространственно-временном плане не анализировался.

Исследование пространственного аспекта социальных и экономических систем были предметом внимания многих отечественных и зарубежных исследователей. Наблюдение связи экономики, истории и географического пространства можно встретить у самых разных ученых XIX — XX вв. в широком диапазоне от Фридриха Листа («автаркия больших пространств») до Фернана Броде-ля («миры-экономики») и Иммануила Валлерстайна («мир-системный подход»)5. Значительный вклад в исследование этих вопросов внесли российские социологи и экономисты прошлого — М.И. Туган-Барановский, В. И. Ленин, Н.Д. Кондратьев6, современные российские исследователи — А. А. Илларионов, В. А. Осипов, Ю. М. Осипов и др7. выдающиеся зарубежные ученые — М. Вебер, Ф. Хайек, Р. Коуз и др.8 В их трудах нашли отражение методологические проблемы пространственного развития социально-экономических систем, отдельные вопросы их структурной организации применительно к условиям рыночного и иного способов организации хозяйственной жизни.

4 The phenomenology of social worldL.1972; Habermas J. Theory des Kommunicativen Handelns. Frankfurt.1981; Блумер Г. Коллективное поведение// Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1994; LuhmanN. Soziale Systeme. Frankfurt. 1984.

5 List F. Das nationale System der politiscen OkoTomie — Bruges.1968; Бродель Ф Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV — XVm вв. В 3-х T. — М.: Прогресс, 1982;1992; Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века. — М.: Логос, 2003.

В. И. Ленин Развитие капитализма в России//Полн. Собр. Соч. т. Зон же Империализм как высшая стадия капитализма// Полн. Собр. Соч. т. 16- Кондратьев Н. Д. Избранные сочинения М.: Экономика, 1993; Туган-Барановский М. И. Периодические промышленные кризисы. История английских кризисов. Общая теория кризисов. П-г.- М, 1923.

7 Осипов Ю. М. Время философии хозяйства. М.: Экономиста, 2003; Осипов Ю. М. Теория хозяйства. — М., 1998.

8 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. — Ивано-Франковск: Ист-Вью, 2002; Хайек Ф. Познание, конкуренция, свобода. СПб.: Пневма, 1999; Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. — М.: Новости, 1992;

Отдельно рассматривались проблемы развития особых пространственных систем: города — как социальной формы (в работах В. А. Чуланова, О.В. Бонда-ренко и др.) и села (в работах И.И. Камынина)9.

В 90-е годы XX столетия на стыке экономики и политологии возникает геополитика — направление социальных наук, в предмете которого просматриваются различные аспекты, объединяющие в единый комплекс вопросы истории, экономической географии, современной мировой экономики и политологии, конфликтологии, теории систем управления (Дугин А., Неклесса А. И. и др.)10, которые, так или иначе, затрагивают и проблемы транспортной инфраструктуры. К этому же классу относятся и работы по проблемам глобализации: переход к постиндустриальной эпохе (Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, В. Иноземцев, МКастельс, Л. Туроу и др.11), экономические и социальные аспекты глобализации (Т. Фаминский, А. Федотов, А. Шанин, Г. Мартин, А. Неклесса, В. Оболенский и др.)12.

Проблемы эффективности социальной коммуникации освещены в научной литературе по менеджменту (Ф.Котлер, М. Мескон).13 Оптимизация организационных коммуникаций является центральной проблемой в работах как зару.

9 Чуланов В. А., Бондаренко О. В. и др. Социология и экология городов и градостроительства.- Ростов н/Д.: изд-во «Пегас», 1997; Чуланов В. А., Камынин И. И. и др. Проблемы современного общества (лекции по социологии). — Ростов н/Д.: изд-во РГПУ, 1996; Камынин И. И., Чуланов В. А. и др. Управление социальными процессами. — Ростов н/Д.: изд-во «Пегас», 1997.

10 Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить Пространством. — М.: «АРКТОГЕЯ-центр», 2000; Неклесса А. И. Глобальное сообщество: картография постсовременного мира. -М., 2002.

11 Белл. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. — М.: Academia, 1999; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. — М.: ГУ ВЭШ, 2000; Туроу Л. Будущее капитализма. Как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир. — Новосибирск, 1999; Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества. М.: «Academia" — «Наука», 1988.

12 Фаминский Т. Экономическая глобализация: основа, компоненты, противоречия, вызовы для России.// РЭЖ.- 2000. № 10- Федотов А. Г. Глобалистика: начала науки о современном мире. — М., 2002; Шанин А. С. Локализация как продукт глобализации// Социально-гуманитарные знания. — 2003. — № 3- Мартин Г. П., Шуманы X. Западная глобализация: атака на процветание и демократию. — М.: Издательский Дом «АЛЬПИНА», 2001; Неклесса А. И. Четвертый Рим. Глобальное мышление и стратегическое планирование в последней трети XX века//Российские стратегические исследования. — М., 2002; Оболенский В. Глобализация мировой экономики и Россия// Мировая экономика и международные отношения. — 2001. — № 12.

13 Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Прогресс, 1990; Основы менеджмента/ Под ред. Мескона М. -М., 1998. бежных (П. Друкера), так и отечественных ученых — Б. З. Мильнера, И. В. Мостовой и пр. 14.

Пространственно-временные позиции социальных акторов, как играющие заметную роль и оказывающие воздействие на результаты деятельности, предложил поставить на центральное место в социологическом анализе американский социолог Э. Гидденс15. Данное предложение в социологии представляется инновационным и возможно к приложению в анализе социальной природы и характеристик транспортных коммуникаций. В силу недостаточной изученности данной проблемы, ее научной и практической значимости, она представляет существенный исследовательский интерес.

Цель и задачи исследования

Целью работы является изучение, социальных составляющих транспортных коммуникаций, и анализ базовых социологических характеристик транспортной инфраструктуры как элемента социо-экономической системы России.

Цель реализуется в процессе решения следующих исследовательских задач: определить теоретические подходы и инструменты содержательной интерпретации социологических аспектов исследования транспортных коммуникацийдать характеристику транспортно-инфраструктурным коммуникациям как социальному явлению и продукту социальной деятельностипроанализировать институциональные грани транспортных коммуникацийобобщить социально-структурные аспекты и характеристики транспортной инфраструктурывыявить региональные и отраслевые компоненты слагающих механизмов пространственно-временной протяженности конкурентных преимуществ современной России;

14 Drucker P.F. Post-Capitalist Society. — N.Y.: Harper-Collins Publishers. — 1995; Мильнер Б. З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 1999; Мостовая И. В., Дзыбов K.M. Инновационный менеджмент в современном производстве /Развитие социальных технологий. — Ростов-наДону: Изд-во Ростовск. Ун-та, 1998.

1 Giddens A. The Class structure of the advanced Societies. L., 1973; Giddens A. New rules of sociological method.L.1976; Giddens A. Central problems social Theory. — L., 1979; Giddens A. The Constitution of Society. Berkeley, 1984; Giddens A. Sociology. Cambridge, 1989. обозначить пространственно-временные проявления транспортно-инфраструк-турной коммуникативности в современной России.

Объектом исследования выступает транспортнокоммуникационная инфраструктура современного общества.

Предметом исследования являются социальные основы транспортных коммуникаций.

Теоретико-методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных обществоведов по проблемам общей и экономической социологии.

Диссертационное исследование базируется на методах системного, сравнительного, статистического анализа, применены социологические методы сбора и обработки информации (качественный и количественный анализ документов, анкетный опрос). Использованы элементы идеально-типического анализа. Макса Вебера, концепция пространственно-временной протяженности и пространственно-временных граней Энтони Гидценса, эвристический рациовита-листский подход Хуана Ортеги и Гассета, идея бриколажа Клода Леви-Стросса) и генетический структурализм позволяющий проникнуть в те сферы социальной действительности, на которые раньше мало обращалось внимания.

Гипотеза исследования. Транспортные коммуникации, во многих своих проявлениях, являются социальной системой, социальной организацией и формой социальной коммуникации (но не в социолингвистическом, а в социо-системном и социо-экономическом планах). Переход общества в постиндустриальную стадию развития соединенную с процессами глобализации, а в России, в дополнение, с процессами социально-политической транзиции, существенно трансформировал экономические характеристики транспортно-инфраструк-турных коммуникаций в социальные пространственно-временные, проявив, прежде всего, их социальные составляющие.

Научная новизна исследования. На основании проделанной работы были получены результаты, которые дали определенный прирост научного знания. К элементам научной новизны относится следующее:

— впервые проанализированы основные составляющие пространственно-временной протяженности применительно к развитию транспортной сферы;

— рассмотрены и обобщены доминирующие в настоящих социальных условиях научно-теоретические под ходы к изучению социальных аспектов транспортно-инфраструктурных коммуникаций, доказана продуктивность социологического анализа социокоммуникативных процессов в транспортной сфере;

— аргументирована социальная природа транспортной коммуникации и выявлены ее основные социальные проявления;

— предложены и обоснованы понятия социальный якорь и социальный парус, углубляющие представления о процессах социальной мобильности;

— проанализированы социоструктурные и институциональные характеристики развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры;

— рассмотрены пространственно-временные грани транспортных коммуникаций и их связь с социальной иерархией.

Положения, выносимые на защиту:

1. Транспортные коммуникации — не только технические средства, а — социальная коммуникация с целостными знаковыми социальными образовань-ями, в которых отображены знания, идеи, ценностные отношения, технические и экономические достижения, и даже программы деятельности. Они всегда порождали на всех уровнях сознания и структуры человеческого действия, дифференциацию и интеграцию, множества социальных институтов, социальных ролей и профессий, знаков и символов.

2. В рамках пространственно-временной протяженности социальных отношений, когда общество рассматривается как сложная внутренне структурированная система, в которой каждый элемент, включая транспортную инфраструктуру, может рассматриваться как подсистема, имеющая связи и пересечения с другими подсистемами, институциональные и социоструктурные характеристики каждой из подсистем, могут рассматриваться в контексте пространст венно временных граней — внутренних связей и различных уровней взаимообусловленности. Они могут быть противоречащими или симбиозными, дифференцирующими или интегрирующими, но обязательно имеющими воздействие на результаты деятельности в обществе.

3. Важнейшими элементами инициированными человеческой практикой использования пространства и транспортных коммуникаций, характеризующими их социальность являются: артефакция, метаязычность, институциональ-ность и социоструктурность, представляющие собой следствие системной интеграции. Первая пара представляет разлагающие, вторая — слагающие механизмы пространственно-временной протяженности социального действия, характерного транспортной коммуникации.

4. Транспорт и транспортная инфраструктура не детерминируют социальную структуру, но отражают ее дифференцированность и осуществляют дальнейшую социокультурную, социо-политическую, социо-идеологическую трансляции различных социальных характеристик современного общества. Они не причина, но участники-индикаторы, трансляторы этой действительности (социальные якоря и социальные паруса), пространственно-временные расширители, впитывающие не только первостепенные («аортно-венозные») скелетные характеристики социальной структуры общества, но и другие (сосудисто-капиллярные" периферийные) ее составляющие, учитываемые при осуществлении современной экономической (коммерческой, маркетинговой, управленческой), культурной (отдых и туризм), вообще всей рациональной деятельности.

5. Инструментом теоретического и прикладного анализа пространственно-временных протяженностей социально-стратификационных процессов могут выступить конструкты-близнецы: а) Социальный якорь — социально-интеграционные мотивы (индикаторы-трансляторы), солидарные слагающим механизмам, стабилизирующие и закрепляющие человека в институциональном, статусном и ролевом пространственно временном континууме социального акторства. В качестве социальных якорей выступают онтологическая уверенность, различные виды доверия и, в определенных обстоятельствах, риски. б) Социальный парус — системно-интеграционные мотивы (индикаторытрансляторы), солидарные разлагающим механизмам, подталкивающим человека к изменениям в институциональном, статусном и ролевом пространственно временном континууме социального акторства. В качестве социальных парусов выступают онтологическая неуверенность, рефлексивная модернизация, глобализация (во всех формах) и, по обстоятельствам, риски.

6.Многие ранее существовавшие элементы конкурентных преимуществ современной России в результате изменений перестали существовать и не выполняют роль слагающих механизмов. Пространства и транспортные коммуникации России, предложенные для международного использования при соответствующем правовом, институциональном и маркетинговом подходе с серьезной организационной проработкой и поддержкой государства, могут стать основой брэнда страны и регионов: «Пространства и Дороги России» — «Пространства и Реки России» — серьезного и мощного современного инструмента социальной коммуникации и элемента слагающих механизмов в постиндустриальном и глобализирующемся мире. *.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечена примененной теоретико-методологической базой, реализацией комплексной методики системного познания, в рамках которой применены методы и средства социологического анализа, опорой на достоверные и апробированные в других исследованиях теоретико-прикладные выводы и рекомендации, надежной эмпирической базой, репрезентативностью выборочной совокупности, сопоставлением полученных данных с результатами других исследований в процессе их интерпретации и возможностью использования полученных результатов на практике.

Практическая значимость исследования. Результаты диссертационной работы позволяют углубить теоретические представления в области социологии, научного менеджмента, маркетинга, социальной философии и других дисциплин, связанных с изучением проблем социальной иерархии в организациях и ролью человека в решении этих вопросов в условиях современной российской действительности. Их можно использовать в преподавании общих и специальных курсов социологии, экономической социологии, теории управления, социальной психологии, научного менеджмента, социальной философии и ряда других дисциплин. Они могут иметь определенное прикладное значение в сфере управления.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на ежегодных научно-практических конференциях ЮРГТУ (НПИ) в 2002;2004 гг., на международной научно-практической конференции «Проблемы развития рынка труда и политика занятости в условиях трансформации экономики Украины» (Луганск, 2003), на региональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития туризма в Северокавказском регионе» (Пятигорск, 2003), на международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы повышения конкурентоспособности российской экономики» (Темрюк, 2004). Опубликованы: статьи и доклады в сборниках научных трудов «Экономика. Бизнес. Право» (Новочеркасск, 2001), Вестнике Восточно-украинского национального университета им. Владимира Даля (Луганск, 2004), Научная мысль Кавказа. — Ростов-на-Дону, 2002, 2003), брошюра в издательстве СКНЦ ВШ. Общий объем публикаций составляет 5,4 п.л.

Структура работы. Структура диссертационного исследования определяется задачами исследования и включает введение, три главы по два параграфа в каждой, заключение, список литературы, состоящий из 235 источников, в том числе 14 на иностранных языках, 6 таблиц, двух приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В условиях нарушения самоидентификации большинства акторов второй, если не первой супердержавы мира", происходит агрессивное не" приятие объективных процессов глобализации. Глобализация обыденного сознания явно отстает от реальных глобальных продвижений. В России по-прежнему ищут «третий путь» и противостоят Америке. Но экономическое и культурное запаздывание в развитии — тоже варварство. Варвары всегда либо уничтожали цивилизацию, либо сливались с ней. Нынешние варвары массами вливаются в поры цивилизации и создают неопределенность для будущего. Россия — очень интересная страна, в которой цивилизация и варварство замешаны в одном котле. Поэтому современное социальное управление и организация, учитывая пространственно-временные грани и протяженности * социальных отношений должны держать в поле зрения ряд важнейших пространств развития:

— создание условий для повышения производительности человеческого и общественного капитала в целом;

— обеспечение роста занятости населения в интеллектуалоемких секторах деятельности;

— создание условий для расширенного воспроизводства, распространение и использование знаний и инноваций;

— снятие существующих ограничений на путях движения знаний;

— создание условий для развития профессиональных и транс профессиональных сетей как каркаса структуры включения потенциала страны в мировое развитие.

Анализ, проведенный в работе, полностью подтвердил гипотезу исследования. Транспортная коммуникация является формой проявления социального действия актора, коммуникатирующего в пространственно-временной протяженности социальных отношений. В процессе коммуникации, на различных уровнях социального действия и сознания формируются.

131 личных уровнях социального действия и сознания формируются пространственно-временные грани, связывающие транспортную инфраструктуру, не только с экономическими элементами общественной организации, но и социальными, представленными в первую очередь, институциональными и со-циоструктурными его профилями. Стратификационность общественного устройства в современных постиндустриальных и глобальных условиях отражается не в сословном, а экономически-дифференцированном виде, играющем большую роль культурном и маркетинговом разрезе. Если в социальном плане подобная дифференциация преодолевает свой социально-сословный и статусный характер, то в прикладном потребительском будет прогрессивно развиваться и дальше, отражая культурную и вкусовую поли-фоничность постиндустриального общества. Транспортно-инфраструктурные коммуникации являющиеся пространственными расширителями и трансляторами социальных действий мобильных и трансформирующихся акторов выступают индикаторами и отражателями большинства социальных процессов современного общества. Их изучение и познание сквозь этот недооцененный социальный профиль способно привести к расширению и уточнению современной картины социального мира человека.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации, 26 мая 2004 г.// http://vip.lenta.ru/doc/2004/05/026/putin/Printed .
  2. В.В. Вступительное слово на заседании президиума Госсовета по проблемам развития санаторно-курортного дела и туризма в Рос-CHH//http://www.president.kremlin.ru/appears/2004/07/23/2051type63378 74 775 .shtml.
  3. В.В. Заключительное слово на заседании президиума Госсовета по проблемам развития санаторно-курортного дела и туризма в Рос-CHH//http://www.president.kremlin.ru/appears/2004/07/23/2345type63378 74 784.shtml.
  4. Л.И. Логика экономического роста. М., 2001.
  5. B.C. Человек в зеркале экономической теории. М.: Наука, 1993.
  6. Ф. История морских разбойников Средиземного моря и Океана. М.: «Новелла», 1991.
  7. М. Сибирь в системе экономических районов СССР и России/ Регион.- 1998. № 2.
  8. Ф. Экономические софизмы. М.: ООО «Социум», ЗАО «издательство «Экономика». 2002.
  9. Бек У. Что такое глобализация? М., 2001 .
  10. Ю.Белл. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. -М.: Academia, 1999.
  11. М.Б., Никифоров В. И. Индустрия туризма: перевозки. М.: Невский фонд, 2003.
  12. Болыпой толковый социологический словарь (Collins). М.: Вече, ACT, 1999.
  13. JI. Состояние социально-трудовой сферы села // Вопросы экономики. 2000. — № 7.
  14. В.А. Социокультурная коммуникация в сфере торговли. — Рос-тов-н/Д.: изд-во «Логос», 2002.
  15. Ф. Структуры повседневности. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV XVIII вв. т.1. — М.: Прогресс, 1982.
  16. Ф. Игры обмена. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV- XVIII вв. т. 2. М.: Прогресс. 1988.
  17. Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV XVIII вв. т. 3. — М.: Прогресс. 1992.
  18. С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.
  19. П. Начала. М., 1994.
  20. П. Структура, Habitus, Практика //Современная социальная теория. М., 1955.
  21. П. Социология политики. М., 1993
  22. П. Физическое и социальное пространства. Проникновение и присвоение их// Российский монитор: архив современной политики. Вып. 3. М.: Центр «ИНДЕМ», 1993.
  23. О. В. Социальная безопасность российского общества. Ростов-на-Дону: изд-во СКНЦВШ, 1999.
  24. Н.И. Избранные произведения. Экономика, 1990.
  25. И. Конец знакомого мира: Социология XXI века. М.: Логос, 2003.
  26. И. Глобализация или переходный период?// Экономические стратегии. 2000. — № 2.
  27. М. Протестантская этика и дух капитализма. — Ивано-Франковск: Ист-Вью, 2002.
  28. Ю.В. Экономическая социология: история идей. СПб.: изд-во СПбГУ, 1995.
  29. Ю.В., Мацукова Т. К., Петров A.B. Основы экономической социологии. СПб.: изд-во СПбГУ, 1995.
  30. А. Серп и рубль: Консервативная модернизация в СССР. — М.: ОГИ, 1998.
  31. В.М. Таможенные операции. М., 1997.
  32. Воздушные перевозки, пассажиров, багажа, грузов и почты. — М.: Транспортные перевозки, 1996.
  33. A.A. Социальные типы фермеров и тенденции развития фермерского движения // Социологические исследования. 1994. -№ 10.
  34. Ю.Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов A.B. Социология. М.: Гардарики, 2000.
  35. Ю.Г., Мостовая И. В. Социология. М.: Гардарика, 1998.
  36. Ю.Г., Поликарпов B.C. Многомерный мир современного человека. М., 1998.
  37. М. Путями Каина, Трагедия материальной культуры.// Волошин М. А. Избранные стихотворения. -М.: Сов. Россия, 1988.
  38. .Н., Суслов H.A. Таможенная служба в Российской Федерации. М., 1993.
  39. A.B. Автомобильные дороги как инфраструктура рыночной экономики: теория и практика развития: Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. экон. наук. Орел, 2000.
  40. Э. Элементы теории структурации //Современная социальная теория. М., 1995.
  41. Глобальное сообщество: новая система координат/ Под ред. А.И. Не-клессы.: СПб, 2000.
  42. Глобализация и национальный суверенитет.// РЖ. Социальные и гуманитарные науки. Сер.2.Экономика. 2001. — № 1.
  43. Гораций. «Оды». М.: Наука, 1970.
  44. JI.H. Древняя Русь и Великая степь. М.: Рольф, 2001.
  45. Л.Н. Древние тюрки. М.: Рольф, 2002.
  46. Л.Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. М.: Рольф, 2002.
  47. JI.H. Открытие Хазарии. М.: Рольф, 2001.
  48. Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. М.: Рольф, 2002.
  49. Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. СПб.: СЗКЭО, ООО «Издательский Дом «Кристалл», 2003.
  50. Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. М.: Рольф, 2002.
  51. Л.Н. Чтобы свеча не погасла: Сборник эссе, интервью, стихотворений, переводов. М.: Айрис-пресс, 2002.
  52. Л.Н. Черная легенда: Друзья и недруги Великой Степи. М.: Айрис-пресс, 2003.
  53. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Рольф, 2001.
  54. В.Г. Практика туристского бизнеса. — М.: РУЦ, 1996.
  55. В.Г. туристские перевозки. М.: Финансы и статистика, 1998.
  56. С.А., Копылов М. Н. Транспортное право. М.: Ун-т Дружбы Народов, 1987.
  57. A.B., Латынов В. В. Социальная коммуникация// Социология. Основы общей теории / Под ред. Осипова Г. В., Москвичева Л.Н.).- М., 1996.
  58. В.И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология. Теория и методология. М.: ИНФРА-М, 2003.
  59. A.B. Экономическая социология. Мн.: ИП «Экоперспектива», 1997.
  60. Ч., Имбри Дж., Кнаус Дж., Турекиан К. Океан сам по себе и для нас. М.: Прогресс, 1982.
  61. А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить Пространством. М.: «АРКТОГЕЯ-центр», 2000.
  62. Дюмон JI. Homo aequalis. Генезис и расцвет экономической идеологии. М.: Издательский дом «NOTA BENE», 2000.
  63. В.К. Справочник-экзаменатор по знакам, огням и зрительным сигналам на внутренних водных путях. М.: Транспорт, 1993.
  64. В. Я. Социологический метод: теория, онтология, логика. — СП.: ТОО ТК «Петрополис», 1995.
  65. Н. Словарь символов. «Урал Л.Т.Д.», 1999.
  66. Г. Е. Пространство и время как формы социального бытия. Свердловск, 1974.
  67. Л.Л. Генезис и трансформация закона рыночных ареалов. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1999.
  68. Л.Л. Пространство рынка в преподавании экономической теории. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1999.
  69. Л.Л. Пространство рынка: опыт зарубежных исследова-ний//Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей. -СПб.: Нестор, 1998.70.3обова Л. Л. Рыночное пространство или пространство рынка// Вестник Кем. ГУ. Сер «Экономика». 2002. — Вып. 19.
  70. Л.Л. Экономический закон рыночных ареалов (к истории вопроса)// Вестник Томского государственного университета. 2003. — № 274.
  71. Е.Н. Менеджмент транспортных услуг. М., 1997.
  72. В.Л. За пределами экономического общества. М.: «Academia" — «Наука», 1988.
  73. Институционализация экономической политики региона в условиях глобализации. Ростов- н/Д: Изд-во РГУ, 2001.
  74. Институциональные проблемы трансформации экономических процессов. Ростов-н/Д: Изд-во СКАГС, 2001.
  75. В. Точка и линия на плоскости. — СПб.: Азбука, 2001.
  76. Э.А. Социология XX века. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1996.
  77. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. -М.: ГУ ВЭШ, 2000.
  78. М. Глобальный капитализм.// Экономические стратегии. -2000. № 3.
  79. Дж. Общая теория занятости, процента и денег// Антология экономической классики. Т. 2.- М.: МП «ЭКОНОВ», 1993.
  80. Кенэ Франсуа. Выбранные места/ Издание К. Т. Солдатенкова. Выпуск VI. М.: Типо-Литография О. И. Лашкевичъ и К, Тверская, дом Саввинского подворья, 1896.
  81. Е.Б. Транспортная стратегия Великой державы//ЭКО.- 2003. -№ 5.
  82. А.П. Международная экономика. М., 1998.
  83. П.М. Культура: человеческое измерение. СПб.: изд-во СПбГУ, 1997.
  84. В.И., Смирнова А. П. Проблемы мотивации и удовлетворенности трудом у работников АПК // Социологические исследования. -1999.-№ 12.
  85. А. Е. Промышленная революция и развитие водного транспорта России. Новосибирск: «Издатель», 1998.
  86. А. Е. Технический переворот в российском морском коммерческом флоте// Социум. Вып. 1. М.: «Собрание», 1999.
  87. А.Е. Развитие водного и железнодорожного транспорта: проблемы взаимодействия. Новосибирск: Новосибирская государственная академия водного транспорта, 1999.
  88. А.Е. Монополизация российского водного транспорта. -Новосибирск: Новосибирская государственная академия водного транспорта, 1999.
  89. Н.Н. Социаиьно-историческая антропология. М.: Кпюч-С, 1998.
  90. Н.Д. Избранные сочинения М.: Экономика, 1993.
  91. В.А., Костина Н.Б.К вопросу об определении понятия «социальная организация» // Социологические исследования. 2001.- № 10.
  92. Ф. Основы маркетинга. -М.: Прогресс, 1990.
  93. Э.Г. Глобалистика: Фундаментальные начала, теория, методология, стратегия. М., 2001.
  94. А.Б. Транснациональные корпорации в информационном обществе СПб.: Судостроение, 1998.
  95. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.
  96. В.И. Развитие капитализма в России//Полн. Собр. Соч. т. З .
  97. В.И. Империализм как высшая стадия капитализма// Полн. Собр. Соч. т. 16.
  98. А. Обыкновенный кальвинизм// Коммерсантъ-Деньги. 2004. -№ 17.
  99. Н. Региональная политика государства на современном этапе// Экономист. — 1996. -№ 11.
  100. К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23−25. М.: Политиздат. 1970.
  101. Г. П., Шуманн X. Западная глобализация: атака на процветание и демократию. М.: Издательский Дом «АЛЬПИНА», 2001.
  102. А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.
  103. Д.В. Архетип смерти в культуре// Известия вузов СевероКавказский регион. Общественные науки. 1998. — № 3.
  104. Международные отношения: социологические подходы. — М.: Гар-дарика, 1998.
  105. Мизес Людвиг фон. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории. М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000.
  106. .З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 2002.
  107. Мировая экономика/Под ред. А. С. Булатова. — М.: Юристь, 1999.
  108. В.В. Интернационализация предпринимательства Ростов-на-Дону: изд-во СКНЦВШ, 2001.
  109. М.А. Маркетинговый анализ развития зарубежного туризма Японии. // Маркетинг в России и за рубежом.-2004. № 4.
  110. М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М., 1996.
  111. И. В., Дзыбов K.M. Инновационный менеджмент в современном производстве /Развитие социальных технологий. Ростов-наi
  112. Дону: Изд-во Ростовск. Ун-та, 1998.
  113. A.A. Буржуазные теории международной политики. М., 1988.
  114. K.P. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности. Ростов-на-Дону, 2001.
  115. А.И. Управляемый хаос //Мировая экономика и международные отношения. 2002. — № 9.
  116. А.И. Четвертый Рим. Глобальное мышление и стратегическое планирование в последней трети XX века//Российские стратегические исследования. М., 2002.
  117. А.И. Глобальное сообщество: картография постсовременного мира. М., 2002.
  118. А.И. Глобализация, геоэкономика и сетевая культура// Философия хозяйства. 2002. — № 4.
  119. Ненасильственные коммуникации в культуре и общественной жизни: Восток, Запад, Россия. С-Пб.: изд-во СПбГУ, 1997.
  120. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999.
  121. В. Открытость экономики и экономическая безопасность // Мировая экономика и международные отношения. -1995. -№ 5.
  122. Оболенский В. Глобализация мировой экономики и Россия// Мировая экономика и международные отношения. 2001. — № 12.
  123. В. Основы национальной экономии.-М.: Экономика, 1996.
  124. Ортега и Гассет X. Восстание масс//Ортега и Гассет X. Избранные труды. М.: Издательство «Весь Мир», 2000.
  125. Ортега и Гассет X. Размышления о технике// Ортега и Гассет X. Избранные труды. М.: Издательство «Весь Мир», 2000.
  126. Ортега и Гассет X. Спортивное происхождение государства// Фило софская и социологическая мысль. 1990. — № 6 .
  127. Ю.М. Теория хозяйства. М., 1998.
  128. Основы менеджмента/ Под ред. Мескона М. — М., 1998.
  129. Основы таможенного дела/ Под общей ред. В. Г. Драганова. М., 1994. '
  130. Очерки социальной антропологии. Санкт-Петербург ТОО «Петрополис», 1995.
  131. A.C. Искушение глобализмом. М., 2000.
  132. Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1998.
  133. Плутарх Избранные жизнеописания. М.: Правда, 1987.
  134. В.К. Методологические проблемы соотношения пространственных форм в обществе//Роль методологии в развитии науки. Новосибирск, 1985.
  135. В.В. Международная символика и эмблематика. — М.: Международные отношения, 1989.
  136. Правила дорожного движения Российской Федерации. М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.
  137. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи / О. В. Брати-мов, Ю. М. Горский, М. Г. Делягин, А. А. Коваленко- ИПРОГ/Под ред. Делягина М. Г. М.: ИНФРА-М, 2000.
  138. А.И. Социология организаций. М.: Наука, 1980.• 140. Психология в лицах: биографии выдающихся психологов XX века. 1. М., 1999.
  139. В.В. Экономическая социология. — М.: Аспект Пресс, 1997.
  140. В.В. Экономическая социология (к определению предмета) // Общественные науки и современность. 1997. — № 3.
  141. Региональная социально-экономическая асимметрия и механизмы ее выравнивания. М., 1998.
  142. Региональное развитие: опыт России и европейского Союза. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2000.
  143. М.Н. Макросоциология: Методологические очерки. — М., 1995.
  144. Р.В. Экономическая социология переходной России. Люди и реформы. М., 1998.
  145. И.В. Таможенная система как фактор обеспечения политико-экономической целостности России// Пресс-бюллетень СКТУ. Ростов-на-Дону, 1999. № 43−44.
  146. М. Экономика каменного века. М.: ОГИ, 2000.
  147. Словарь античности. М.: Прогресс, 1989.
  148. Н. Социология экономической жизни// Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.
  149. А. Теория нравственных чувств. М.: 1990.
  150. А. Исследование о природе и причинах богатства народов// Антология экономической классики. Т. 1.- М.: МП «ЭКОНОВ», 1993.
  151. А.Б. Рыцари удачи. Хроники европейских морей. JL: Судостроение, 191.
  152. А.Б. Эвпатриды удачи. Трагедия античных морей. Л.: Судостроение, 1990.
  153. Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. М, 1999.
  154. Дж. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм. М.: Некоммерческий фонд «Поддержки Культуры, Образования и Новый Информационных Технологий», 2001.
  155. Дж. Алхимия финансов. М.: ИНФРА-М, 200 Г.
  156. Социология развития: современные теории и проблемы/ Под ред. А. О. Бороноева и В. Я. Ельмеева. СПб.: Издание С.-Петербургского университета, 1999.
  157. Социология экономики и управления/ Под ред. Л. Т. Волчковой. -СПб.: из’д-во СПбГУ, 1998.
  158. Дж. Ю. Глобализация: тревожные тенденции. М.: Мысль, 2003.161 100 великих кораблекрушений/ Автор составитель И. А. Муромов — M.: Вече, 1999.
  159. В.И. От макроэкономического прогноза к транспортной стратегии России// ЭКО. — 2004. — № 5.
  160. Сэй Ж.Б., Бастиа Ф. Трактат по политической экономии/ Ж.-Б. Сэй- Экономические софизмы. Экономические гармонии/ Ф.Бастиа. М.: Дело, 2000.
  161. Теория международных отношений. М.: Гардарика, 2002.
  162. Тресидцер Дж Словарь символов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.
  163. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. Вселенская месса. М.: Айрис-пресс, 2002.
  164. Теория международных отношений: Хрестоматия. М.: Гардарики, 2002.
  165. А.Н. Реформа железнодорожного транспорта// ЭКО. -2004. № 5.
  166. Туган-Барановский М. И. Периодические промышленные кризисы. История английских кризисов. Общая теория кризисов. П-г.- М, 1923.
  167. JI. Будущее капитализма. Как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир. Новосибирск, 1999.
  168. Ю. Пространство и время/ Философская энциклопедия М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1967. —174.
  169. Устойчивое развитие Юга России: состояние, проблемы, перспективы/Под ред. Игнатова В. Г. Ростов- н/Д: Изд-во СКАГС, 2003.
  170. Т. Экономическая глобализация: основа, компоненты, противоречия, вызовы для России.// РЭЖ.- 2000.- № 10.
  171. А.Г. Глобалистика: начала науки о современном мире. М., 2002.
  172. Ф. Пагубная самонадеянность. М.: Новости, 1992.
  173. Ф. Познание, конкуренция, свобода. СПб.: Пневма, 1999-
  174. Хёйзинга Й. Ношо ludens / Человек играющий. М: Айрис-пресс, 2003.
  175. В.В. Социальный институт сервиса: сущность, проблемы, перспективы. Ростов-на-Дону, 1998.
  176. В.В. Сервис в системе политики. Шахты.: ЗАО «Полиграфист», 2001.
  177. П.А. Международные отношения. М.: Новая школа, 1996.
  178. П.А. Теория международных отношений. М.: Гардарики, 2004.
  179. РБ. Социальные издержки рынка.- СПб.: НИИХимииСПбГУ, 2000.
  180. A.B. Морская энциклопедия. — M.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2002.
  181. A.C. Локализация как продукт глобализации// Социально-гуманитарные знания. 2003. — № 3.
  182. A.C. Локальные экономики: вопросы теории и методологии. -Ростов- н/Д: Изд-во РГУ, 2003.
  183. A.C. Территориальная стратифицированность экономического пространства: особенности и типология. — Белгород: Издательство БелГУ, 2003.
  184. Е.Я. Энциклопедия символов. М.: ООО «Издательство ACT" — Харьков: ООО «Торсинг», 2003.
  185. . Первая глобальная революция// Свободная мысль. 1993. -№ 9.
  186. П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 1996.
  187. Й. Капитализм, социализм и демократия. М.: Экономика, 1995.
  188. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  189. И. История экономического анализа. СПб: Экономическая школа, 2001.
  190. A.A. Российская таможня (в зеркале социологии). Ростов-на- Дону: Изд-во РГУ, 1999.
  191. X. Экономическая антропология. — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 1999.
  192. В.Г. Общественное пространство. Воронеж, 1984.
  193. Р.В. Социальные издержки рынка.- СПб.: НИИХимии СПБГУ, 2000.
  194. Это человек: Антология. М.: Высш. шк., 1995.
  195. А. Новое золотое правило: сообщество и нравственность в демократическом обществе// Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. M. j 1999.
  196. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. М.-К.: ЗАО «Совершенство» «Port-Royal», 1997.
  197. Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М., 2001.
  198. В.П. Социальное время. Ростов-н/Д., 1980.
  199. Bourdieu P. La Reproduction. Elements pour une theorie du system d, enseignemeut. P., 1970.
  200. Carnoy M. et al. The New Global Economy in the Information Age. University Park, PA, 1993.
  201. Drucker P.F. Post-Capitalist Society. N.Y.: Harper-Collins Publishers. -1995.
  202. Giddens A. New rules of sociological method. L.1976.
  203. Giddens A. Central problems social Theory. L., 1979.
  204. Giddens A. The Class structure of the advanced Societies. L., 1973.
  205. Giddens A. The Constitution of Society. Berkeley, 1984.
  206. Giddens A. Sociology. Cambridge, 1989.
  207. Habermas J. The theory of communicative action. L. 1984.
  208. List F. Das nationale System der politiscen OkoTomie Bruges. 1968
  209. Mingione E. Fragmented Societies. Oxford, 1991.
  210. Ohmae K. The Bordless World: Power and Strategy in the Interlinked Economy. Fontana, 1990.
  211. Parsons T. Social System And The Evolution Of Action Theory. N.Y.-L., 1979.
  212. Sassen S. The Mobility of Labor and Capital. Cambridge, 1988.
  213. Veblen T. The theory jf the leisure class. N.Y., 1899.
  214. Wallerstein I. The Modern World-System: Capitalist Agriculture and the Origins of the European World-Economy in the Sixteenth Century. N.Y.: Academic Press, 1974.
Заполнить форму текущей работой