Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Взаимодействие государственных и негосударственных институтов в воспроизводстве здоровья населения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Соблюдение равенства аксиомы субаддитивности позволяет судить о правильно установленном объеме оказания платной медицинской помощи. В случае отклонения свыше допустимых значений необходимы мероприятия по оптимизации данного показателя. Возможность оптимизации показателя объема платной медицинской деятельности в условиях отдельного ЛПУ позволяет расширить реальную доступность медицинской помощи… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Воспроизводство здоровья человека в условиях трансформирующейся экономики
    • 1. 1. Методологические основы воспроизводства человека в условиях трансформирующейся экономики
    • 1. 2. Институциональные основы регулирования конкурентного рынка медицинских услуг
    • 1. 3. Общественное и личное здоровье как условие и результат социально-экономического развития
    • 1. 4. Специфика медицинских услуг как общественно-экономических благ, либертарный и солидарный подходы
    • 1. 5. Модель монополистической конкуренции на рынке медицинских услуг
  • Глава 2. Конвергенция государственной и частной систем здравоохранения
    • 2. 1. Модель управляемой конкуренции в системе общественного здравоохранения
    • 2. 2. Международный опыт реформирования институтов системы здравоохранения
    • 2. 3. Российский механизм национального проектирования
  • Глава 3. Модернизация рынка медицинских услуг в современных условиях России
    • 3. 1. Факторы, границы, варианты потребительского выбора на рынке медицинских услуг
    • 3. 2. Использование принципа предельной полезности платных медицинских услуг при формировании конкурентного рынка
    • 3. 3. Формирование условий реализации платных медицинских услуг в конкурентной среде

Взаимодействие государственных и негосударственных институтов в воспроизводстве здоровья населения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В индексе человеческого развития ООН за 2009 г. Россия заняла 71-е место, опустившись по сравнению с предшествующим исследованием на четыре позиции. Одна из главных причин этого — высокий уровень смертности, который не может компенсировать ни рост рождаемости, ни приток мигрантов. Особенно опасна растущая смертность людей трудоспособного возраста. Если в ЕС и США здоровые и практически здоровые лица составляют 70−75% населения, то в России по отдельным заболеваниям показатели не превышают 50%. При этом отечественная медицина носит «ремонтный характер» и адресуется уже заболевшему человеку.

Анализ заболеваемости населения по основным классам болезней за период последнего десятилетия свидетельствует об устойчиво сохраняющейся динамике ухудшения здоровья населения. Наблюдается увеличение как абсолютного числа заболеваний с 191,3 млн. чел. в 2000 году до 228,0 млн. чел. в 2009 году, так и заболеваний на 100 000 человек населения со 131,5 млн. чел. в 2000 году до 160,7 млн. чел. в 2009 году1.

Утрата государством монополии на оказание медицинской помощи поставила задачу теоретического осмысления взаимодействия государственных и негосударственных институтов в воспроизводстве здоровья населения. Активизация рыночных отношений определяет необходимость анализа условий формирования и механизма действия конкуренции государственных и негосударственных институтов в предоставлении медицинской помощи, выявление ее особенностей в кризисный и посткризисный период. Возникает объективная потребность исследования влияния рыночных отношений на воспроизводство здоровья трудоактивного населения.

1 Здравоохранение в России. Официальное издание Федеральной службы государственной статистики. — М, 2010. С. 48−51.

Исследование практики реализации рыночных реформ в российской медицине показывает, что в настоящий момент уровень развития конкурентных отношений при предоставлении медицинской помощи не обеспечивает рационального распределения ресурсов, повышения качества медицинской помощи и ее доступность. Характер современных социально-экономических отношений, возникающих при конкурентном взаимодействии государственных и негосударственных институтов в воспроизводстве здоровья населения, значительно сложнее, чем предполагает абстрактная рыночная модель, следовательно, необходим анализ существующих моделей охраны здоровья как основы национальной модели предоставления медицинской помощи.

Конкурентные взаимодействия государственных и негосударственных институтов в воспроизводстве здоровья населения усилили действия всех субъектов по формированию более рациональной системы оказания медицинской помощи, что требует анализа модернизации системы оказания медицинских услуг с использованием международного опыта конвергенции и становления медико-инструментального рынка.

Степень разработанности проблемы. Методологические подходы к здоровью как фактору экономического развития сформулированы в классических работах А. Смита, К. Маркса, А.Маршала. Г. Беккер, Э. Денисон и др. внесли значительный вклад в исследование здоровья как фактора влияющего на качество человеческого капитала. Среди российских исследований, посвященных теории человеческого капитала и здоровью как его элементу, следует отметить труды А. И. Добрынина, С. А. Дятлова, Е. Д. Цыреновой, Р. И. Капелюшникова, И. М. Албеговой, И. В. Ильинского и др.

Современные проблемы специфики конкуренции в медицинской деятельности рассматриваются в работах И. А. Тогунова, В. М. Донина, И. Н. Баранова, И. М. Шеймана.

Изучению институциональных 'условий повышения эффективности деятельности субъектов оказания медицинской помощи посвящены труды.

Т.И.Заславской, О. И. Меншиковой, И. Б. Назаровой, А. Л. Пидэ, В. В. Радаева, Р. В. Рывкиной, И. В. Соболевой, А. А. Цыреновой, Е. Ф. Чеберко, И. М. Шеймана.

Проблемам оказания медицинской помощи в условиях страховой медицины, предоставления платных медицинских услуг, охраны здоровья в условиях рыночной экономики посвящены работы А. И. Вялкова,.

B.Л.Гончаренко, Е. И. Данилина, Ю. Джона, Ф. Н. Кадырова, Ю. П. Лисицина, А. Милка, М. Б. Мирского, В. Д. Селезнева, В. И. Стародубова, В. О. Флека,.

C.В.Шишкина.

Конституционная защита здоровья отражена в работах А. Ф. Антоненко, Н. В. Косолаповой, Е. В. Шленевой.

Анализ современных экономических исследований позволяет сделать вывод, что здоровье населения определяется практически всеми исследователями как фактор влияния на устойчивое экономическое развитие. Однако, явно недостаточно внимания уделяется специфике здоровья трудоактивного населения, медицинским услугам, как общественно-экономическому благу, возрастающей конкуренции государственных и частных учреждений на рынке медицинских услуг, обобщению опыта российского механизма национального проектирования, институциональным основам регулирования отношений государственных и негосударственных институтов. Недостаточно исследованы факторы и варианты потребительского выбора, принципы, лежащие в основе оказания медицинских услуг на платной основе при формировании конкурентного рынка, условия реализации платных медицинских услуг.

Актуальность и относительная теоретическая неразработанность проблем воспроизводства здоровья трудоактивного населения, конкурентного взаимодействия субъектов предоставления медицинских услуг, возрастающего социального эффекта предоставления медицинской помощи на бесплатной и платной основе в период кризиса здоровья трудовых ресурсов и посткризисного развития обусловили выбор темы, цели и постановку задач данного исследования.

Цели и задачи исследования. Целью данной работы является концептуальное обоснование теоретической модели взаимодействия государственных и негосударственных институтов в области предоставления населению медицинских услуг на бесплатной и платной основе с применением функционального, институционального, программно-целевого и нормативного подходов.

Поставленная цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:

— провести критический анализэкономических теорий, исследующих воспроизводство здоровья населения, рынок медицинских услуг как структурный элемент экономической системы, уточнить влияние процесса воспроизводства здоровья населения на человеческий капитал, рассмотреть причинно-следственную связь между общественным, личным здоровьем и циклическим социально-экономическим развитием общества;

— обосновать возможность применения модели управляемой конкуренции в качестве теоретической основы расширения выбора обеспечения дополнительной медицинской помощью с использованием либертарного и солидарного подходов;

— систематизировать способы обеспечения доступности и повышения качества специализированной медицинской помощи при переходе от государственно-патерналистского к социально-страховому типу оказания медицинской помощивыявить позитивные и деструктивные тенденции процесса предоставления платных медицинских услуг государственными и негосударственными институтами;

— сравнить опыт реализации российского механизма национального проектирования и международный опыт реформирования систем охраны здоровья;

— уточнить институциональные основы регулирования конкурентного рынка предоставления медицинских услуг;

— определить основные черты национальной модели предоставления медицинской помощи в кризисный и посткризисный периоды экономического развития.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются фундаментальные положения различных экономических теорий: классической, неоклассической, институциональной, человеческого капитала, экономики благосостояния, социально-экономической трансформации экономических систем, экономического роста, эволюционной теории экономической динамики, теории фирмы, конкуренции.

В работе применялись методы исследования, соответствующие поставленным целям: синтез, наблюдение, группировка, обобщение, приемы системного, логического, исторического, сравнительного анализов, статистической обработки данных и др.

Информационной базой научного исследования послужили законодательные акты Российской Федерации, статистические данные Федеральной службы государственной статистики России, сведения отраслевых статистических органов, аналитические и статистические данные Организации Объединенных Наций, материалы периодической экономической печати, аналитические обзоры и документы, опубликованные в официальных электронных изданиях сети Интернет.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является процесс воспроизводства здоровья населения в условиях рыночной экономики.

Предметом исследования выступают отношения взаимодействия государственных и негосударственных институтов в воспроизводстве здоровья населения.

Научная новизна заключается в теоретическом обосновании растущей ценности личного и общественного здоровья как важнейшего ресурса, результата циклического развития экономической системы, объекта регулятивной функции государстваразработке механизма взаимодействия государственных и негосударственных институтов в обеспечении доступности и качества медицинской помощи с учетом нарастания конкуренции и перехода к социально-страховой модели предоставления медицинской помощи на основе разграничения компетенций властей различных уровней, разработки системы стандартов и гарантий.

Основные положения научной новизны диссертационного исследования, соответствующие специальности 08.00.01 — «Экономическая теория», заключаются в следующем:

— определена социально-экономическая ценность здоровья трудоактивного населения как фактора, влияющего на устойчивое экономическое развитие, зависящего от уровня качества жизни, условий трудовой деятельностикак элемента человеческого капиталавыявлены причинно-следственные и функциональные связи между здоровьем трудоактивного населения и социально-экономическим развитием общества, реального сектора экономики;

— на основе анализа состояния здоровья населения в кризисный период выявлены тенденции и угрозы разрушения здоровья, среди которых важнейшими являются бедность, степень изношенности рабочей силы, темпы роста интенсивности и производительности труда;

— обоснована стратегия приоритетных направлений охраны здоровья, основанная на программно-целевом подходе (обобщения опыта национального проектирования, концепции развития здравоохранения до 2020 года, концепции социально-экономического развития России до 2020 года, разработки государственных гарантий органами государственной власти субъектов Российской Федерации) — задачи и целевые показатели реализации данной стратегии;

— выявлена тенденция конвергенции государственных и негосударственных институтов в воспроизводстве здоровья населения на основе обобщения международного опыта функционирования и реорганизации систем охраны здоровья;

— предложена теоретическая модель взаимодействия государственных и негосударственных институтов в воспроизводстве здоровья населения;

— с позиций ресурсного подхода обоснован механизм формирования ценностного отношения к здоровью, воспроизводимому с использованием гарантированных ресурсов государства, фирмы и человека, их взаимной ответственностью. Доказано что ограничение государственных ресурсов порождает особую значимость степени государственного регулирования;

— уточнены условия применения модели управляемой конкуренции в качестве теоретической основы повышения эффективности функционирования рынка труда с использованием либертарного и солидарного подходов;

Основные положения научной новизны диссертационного исследования, соответствующие специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством» (Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами: сфера услуг), заключаются в следующем:

— с помощью нормативного подхода разработаны предложения по регламентации обязанностей государства, региона и местных органов власти в области предоставления медицинской помощи, по уточнению системы гарантий, направленных на повышение доступности и качества квалифицированной медицинской помощи;

— разработан механизм обеспечения доступности медицинской помощи населению, заключающийся в применении принципов диверсификации, агрегирования, субаддитивности для распределения потока финансовых средств и потока пациентов;

— предложена национальная модель адаптации к новому социально-страховому типу оказания медицинской помощи, обеспечивающая возможность получения ее гарантированной части как в государственных, так и в негосударственных медицинских учреждениях.

Теоретическая значимость работы. Выполненное исследование позволяет расширить научные представления о сущности процесса воспроизводства здоровья трудоактивного населения в государственных и негосударственных институтах рынка медицинских услуг, обеспечения реальной доступности качественной медицинской помощи.

Практическая значимость работы Состоит в возможности корректировки социально-экономической политики РФ, определения соотношения бесплатной и платной медицинской помощи, разработке механизма обеспечения доступности качественной медицинской помощи населению на основе ряда методических рекомендаций по переходу на привентивно-профилактическую модель медицинской помощи трудоактивному населению.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных и всероссийских научно-практических конференциях, конгрессах, сессиях в Москве (2006 г.), Нижнем Новгороде (2005г.), Санкт-Петербурге (2005, 2007, 2008, 2009, 2010 гг.), Саратове (2007 г.).

Публикации. Основные положения диссертационного исследования опубликованы в одиннадцати научных работах общим объемом 4,4 п.л., в том числе в двух статьях в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Логика и структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение

.

Исследованием отдельных аспектов функционирования сектора здравоохранения экономической системы занимались представители различных экономических направлений: неоклассического, институционального, неоинституционального, поведенческой теории, теории человеческого капитала.

В работе показано, что постулаты неоклассической теории о роли потребительского выбора, усиления конкуренции, явились основой адаптации традиционной рыночной модели к специфическим условиям общественного здравоохранения. Характер социально-экономических отношений, возникающих при взаимодействии современных субъектов сектора здравоохранения, значительно сложнее, чем предполагает рыночная модель. В качестве теоретико-методологической основы анализа современного здравоохранения применен неоинституциональный подход.

В рамках неоинституционального анализа, отношения субъектов в секторе здравоохранения описываются как агентские. Рассматривается три типа агентских отношений: покупатель медицинских услуг как агент населения, поставщик медицинских услуг как агент покупателя, покупатель медицинских услуг как агент государства.

В рамках институционального подхода отвергается идея только либертарной или только солидарной идеологии к анализу классификации медицинских услуг.

Выполненное исследование позволяет сделать следующие выводы:

— общественное и личное здоровье, в условиях социально-ориентированного рынка, необходимо рассматривать не иначе как условие и результат социально-экономического развития;

— только рынок не может быть мерилом потребности общества в медицинской помощи, так как рынок имеет дело только с платежеспособными покупателями- - наиболее совершенной системой охраны здоровья населения, объединяющей в себе положительные черты либертарной и солидарной идеологий, представленных, соответственно, государственным, и частным здравоохранением является система, основанная на социальном страховании;

— место рыночного фактора, воздействующего на формирование стоимости медицинских услуг, вытесняет фактор, отражающий общесоциальную потребность общества в необходимости поддержания здоровья всех членов общества независимо от их материального уровня;

— концептуальные положения институционального подхода указывают на неоднозначность многих допущений рыночной модели, таких как особая' роль потребительского выбора, конфликт интересов между покупателем и поставщиком есть двигатель прогресса в здравоохранении, возможность вытеснения государства из сферы планирования;

— неоинституциональная экономика не указывает на превосходство рыночного механизма в здравоохранении, новая теоретико-методологическая основа исследования дает основания для сомнений в адекватности рыночных моделей;

— разнообразие подходов представителей различных экономических школ объективно обусловлено постановкой различных задач, в условиях социально — ориентированного рынка необходим синтез концептуальных положений для обеспечения научной обоснованности адаптационной модели функционирования современного здравоохранения.

В диссертации исследованы условия реализации платной медицинской деятельности, предложен механизм обеспечения доступности медицинской помощи.

Действие данного механизма заключается в применении принципов диверсификации, агрегирования, субаддитивности для потока пациентов и финансового потока с целью получения максимально возможного полезного результата.

Применение механизма заключается в следующем: ЛПУ обязуется оказать равнозначную по медицинским показаниям помощь всем пациентам, находящимся на лечении, используя все имеющиеся в наличии финансовые источники покрытия затрат.

Применение принципов диверсификации и агрегирования способствует высвобождению ресурсов, которые могут бытьперераспределены с целью компенсации риска одних пациентов за счет других. Равнозначность оказанной помощи по медицинским показателям является определяющим в проведении указанного перераспределения. Перераспределению подлежит не медицинская составляющая, а величина дохода, полученная за предоставление медицинских услуг в условиях повышенной комфортности и сервисности, за проведение именных медицинских мероприятий и т. п. Такое перераспределение не противоречит свойству убывающей предельной полезности повышать общую полезность при уравнительном переделе произведенного набора благ.

Использование механизма обеспечения доступности медицинской помощи предполагает проведение периодического анализа соотношения уровня произведенных затрат уровню объема оказанной медицинской помощи по диверсифицированным потокам.

Соблюдение равенства аксиомы субаддитивности позволяет судить о правильно установленном объеме оказания платной медицинской помощи. В случае отклонения свыше допустимых значений необходимы мероприятия по оптимизации данного показателя. Возможность оптимизации показателя объема платной медицинской деятельности в условиях отдельного ЛПУ позволяет расширить реальную доступность медицинской помощи для широких слоев населения. Для обеспечения наибольшей достоверности анализа проводимого в связи с применением указанного механизма необходимо использовать сплошное обследование данных. Источниками обследования служат данные форм медицинской статистики, статистической и бухгалтерской отчетности.

Повышение реальной доступности медицинской помощи в отдельном лечебно-профилактическом учреждении в результате применения механизма обеспечения доступности медицинской помощи, позволяет рассматривать его как механизм повышения эффективности работы отдельно взятого ЛПУ.

В диссертационном исследовании" сформулированы основные принципы, лежащие в основе национальной модели адаптации к новому, социально-страховому, типу оказания медицинской помощи. Приводятся доля расходов на здравоохранение в ВВП" и источники финансирования медицинской помощи. Определены исполнители, осуществляющие функцию контроля за эффективностью расходования средств. Отражена доступность медицинского обслуживания, ассортимент доступных медицинских услуг, а также возможность использования новых технологий. Определен порядок регулирования цен на медицинские услуги.

В национальной модели адаптации к новому социально-страховому типу оказания медицинской помощи приводятся параметры, ориентированные на существующие достижения здравоохранения некоторых стран и рассчитанные исходя из усредненных мировых показателей, а также среднестатистической динамики современных показателей здравоохранения РФ.

В результате исследования и обобщения опыта национального проектирования взаимодействия государственных и негосударственных институтов в воспроизводстве здоровья населения, в диссертационной работе обоснована теоретическая модель взаимодействия государственных и негосударственных институтов в процессе воспроизводства здоровья населения.

Принципом построения теоретической модели взаимодействия государственных и негосударственных институтов в воспроизводстве здоровья населения является объединение (совокупность) программно-целевого, функционального, институционального, нормативного подходов, позволяющие определить стратегическое направление, задачи, целевые показатели (индикаторы), мероприятия, направленные на повышение качества процесса воспроизводства здоровья населения, возможного при взаимодействии государственных и негосударственных институтов в этом процессе.

Программно-целевой подход позволяет обобщить опыт концепций, проектов, определить приоритетные или разработать стратегические направления взаимодействия.

Функциональный подход способствует выявлению причинно-следственной связи между здоровьем населения и социально-экономическим развитием обществареального сектора экономикипозволяет определить здоровье как условие и результат социально-экономического развития обществавыявить проблемы, поставить задачу по их разрешению, определить целевые показатели в результате их решения.

Институциональный подход позволяет выявить тенденции взаимодействия государственных и негосударственных институтов в воспроизводстве здоровья населенияпредложить институциональные преобразования процесса воспроизводства здоровья, с учетом ограничения компетентности институтов.

Нормативный подход является основой для разработки предложений по регламентации обязанностей государства в области предоставления медицинской помощи.

На основе институционального и нормативного подходов формируются мероприятия по реализации взаимодействия государственных и негосударственных институтов в процессе воспроизводства здоровья населения.

Механизмом взаимодействия государственных и негосударственных институтов в воспроизводстве здоровья населения, в современных условиях, является механизм государственного задания, учитывающий действие прямых-обратных связей (с одной стороны, трудоактивного населения в процессе воспроизводства его здоровья, с другой стороны, — государственных и негосударственных институтов, обеспечивающих это воспроизводство).

Предложенная теоретическая модель отражает необходимость и возможность достижения интегральных целей институционального преобразования воспроизводства здоровья населения: увеличение ожидаемой продолжительности жизниснижение общего коэффициента смертностиснижение коэффициента младенческой смертностиповышение удовлетворенности населения медицинской помощьюувеличение доли государственных расходов в общих расходах на здравоохранение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.М. Раздумья о здоровье. — М.: Физкультура и спорт, 1987.- 64 с.
  2. Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. СПб.: МГП «Петрополис», 1992. — 123 с.
  3. Аристотель. Сочинение в 4 томах. М., 1984, т. 4. — 830 с.
  4. И.Н., Меркурьева И. С., Кочуров Е. В., Скляр Т. М. Анализ возможностей развития конкуренции в системе медицинского страхования // Научные доклады МОНФ. Электронный ресурс.: URL: http://www.hse.ru/data/2010/01/12/1 229 344 631
  5. И.Н. Проблемы страховой модели здравоохранения (на примере Москвы и Санкт-Петербурга).
  6. В.К., Пивень Д. В., Антонов Д. П. О проблемах инновационной политики в отечественном здравоохранении и необходимости создания кластеров медицинских инноваций. // Менеджер здравоохранения, 2008.
  7. И., Колли Ж.-Л. Толковый экономический и финансовый словарь. В 2-х т. T. II: Пер. с фр. — М.: Междунар. отношения, 1994, с. 405.
  8. С.Н. История экономических и социальных учений. М. Астрель, 2007. 988 с.
  9. База данных Федеральной службы государственной статистики Электронный ресурс.: URL: http://www.gks.m/wps/wcm/connect/rosstatyrosstatsite/main/populatioMevel/#
  10. Вопросы политики в области здравоохранения в бывших социалистических странах. Стратегия улучшения систем здравоохранения в бывших социалистических странах. / Г. Жаркович и др. М.: Федеральный фонд ОМС, 1998.
  11. Т. Теория праздного класса. М., 1984. С. 201−202
  12. А.И., Гундаров И. А. Новые подходы к организации системы профилактики преждевременной смертности. // Экономика здравоохранения, № 11, 2007.
  13. А.И., Райзберг Б. А., Шиленко Ю.В: Управление и экономика здравоохранения. М.: Изд-во «ГЕОТАР-МЕД», 2002. — 328 с.
  14. Г. М. Об итогах реализации федеральной программы оказания населению Российской Федерации высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской, помощи учреждениями здравоохранения Росздрава и РАМН в 2005 году.
  15. Н.Ф. Законодательное обеспечение здравоохранения в Российской Федерации. // Экономика здравоохранения, № 11, 2007.
  16. Н. Экономические модели национальных систем здравоохранения. // Муниципальная экономика, № 3, 2001.
  17. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2005 г.
  18. В.А., Котельников Г. П., Хуторской М. А. Стратегия воспроизводства здоровья на базе устойчивого развития медицинской организации. М.: Изд-во «Медицина», 2005. 244с.
  19. Е. Последний бастион (развитие рынка медицины общего профиля сдерживается преференциями государственногоздравоохранения и теневым сектором). О страховании — М., 2004 — N 6 (85). — С. 45−48.
  20. А.И., Дятлов С. А., Курганский С. А. Человеческий капитал (методологические аспекты анализа). СП6УЭФД999. — 209 с.
  21. А.И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб, Наука, 1999. 310с.
  22. В.М. Конкуренция в государственном здравоохранении: негосударственные медицинские организации. // Менеджер здравоохранения, 2005, № 6.
  23. С.А. Основы теории человеческого капитала. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994. — 160 с.
  24. С.А. Рабочая сила в системе рыночных отношений. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.- 124 с.
  25. М.Н. Концептуальный подход к реформированию системы здравоохранения // Современные технологии менеджмента: Материалы Международной научно-практической конференции. Россия, Нижний Новгород.: Изд-во НГУ, 2005, с. 75−78.
  26. М.Н. Методологические основы воспроизводства человека в условиях трансформирующейся экономики.// Экономика и управление.2010 № 8(58), с. 208.
  27. М.Н. Методологические основы регулирования хозяйственной деятельности здравоохранения в условиях монетизации льгот // Актуальные проблемы экономики и новые технологии преподавания
  28. Смирновские чтения): Материалы IV Международной научно-практической конференции. — СПб.: Изд-во Международного банковского института, 2005, с. 16−17.
  29. М.Н. Определяющие принципы функционирования платной медицины в условиях рынка // Известия СПбУЭФ, 2009, № 4 (60), с. 105 108.
  30. В.А.Плотникова) Материалы Всероссийской научной конференции -СПб.: Астерион, 2007. 395 с.
  31. Зб.Егоренко М. Н. Частно-государственная практика ДМС в условиях трудосберегающей политики // Профессия и здоровье: Материалы V Всероссийского конгресса. -М.: Изд-во «Дельта», 2006. е.- 9−11.
  32. Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе / Т. И. Заславская // Общественные науки и современность. — 2005. № 3, с. 5−16.
  33. Здоровье особая ценность для каждого человека и человечества в целом. Электронный ресурс.: URL: http://www.ruslife.ru/country/Folder502/503 .smx
  34. История медицины, М.: Медгиз, 1954. 284с.
  35. К. Общественные движения в средние века и эпоху реформации. СПб, 1901.
  36. Ф., Тюрго А.Р.Ж, Дюпон де Немур П. С. //Физиократы. Избранные произведения. М.: Эксмо, 2008. — 1200 с.
  37. Ю.М. К вопросу о концепции развития здравоохранения до 2020 г. Электронный ресурс.: URL: http://www.nemchenko.ru/wind.php?ID=544 829&soch=l
  38. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. Электронный ресурс.: URL: http://www.zdravo2020.ru/concept.
  39. A.B. Введение в теорию человеческого капитала. — Учебное пособие. Новосибирск: СибУПК, 2000. 112 с.
  40. А.Б. Конкуренция в вопросах и ответах: Учеб. Пособие.- М.: ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2004. 256 с.
  41. .О. Прогнозные данные об объемах финансирования федеральных целевых программ в области здравоохранения. // Экономика здравоохранения, № 11, 2006.
  42. Ю.П. Концепция «человеческого капитала»: медико-экономический аспект // Экономика здравоохранения. 1998. № 2/26.
  43. И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг: Учеб. пособие. -М.: Юрайт-Издат, 2004. — 335 с.
  44. Т. Опыт закона народонаселения. ЦКЬ: Ь11р://шут.11итапШе5.еди.Г11/ёЬ/ш8^6423
  45. Н. Без страха и упрека. О страховании. — М., 2004. — N 6 (85), с. 20.
  46. К. Капитал. М.: ГИПЛ, 1955. -Т.1.-794 с.
  47. К. Основания политэкономии. Австрийская школа в политэкономии. М., 1992.
  48. О.И. Социально- трудовой потенциал: сущность, структура, факторы роста. М.: Изд-во Московского Гуманитарного Университета, 2008.
  49. Минздравсоцразвития готовит 10-летнюю программу развития российского здравоохранения. // Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения, № 1, 2008.
  50. М.Б. Медицина России Х-ХХ веков. Очерки истории.- М., РОССПЭН, 2005.-631 с.
  51. Модернизация и развитие здравоохранения. Извлечение из проекта Концепции долгосрочного социально-экономического развития и торговли РФ. // Менеджер здравоохранения, 2007, № 12.
  52. Мор Т. Утопия. М.: Наука, 1978. — 416 с.
  53. И.Б. Здоровье занятого населения. М.: Изд-во Макс Пресс, 2007, с. 12−56.
  54. С.А. Оценка современного состояния здоровья населения и ресурсов здравоохранения в Российской Федерации. // Менеджер здравоохранения, 2008, № 12.
  55. Д. Институты и экономический рост: историческое введение// Тезис. Т. 1. Вып. 2. М., 1993, С.73
  56. Обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации 10 лет (1993−2002 гг.) // Справочно-аналитический материал. Федеральный фонд ОМС. — М., 2003. — 288 с.
  57. О.В. Теоретические подходы к развитию конкуренции и конкурентоспособности.
  58. Периодичность и объем профилактических осмотров и профилактических мероприятий: международные стандарты. // Менеджер здравоохранения, 2006, № 9.
  59. А. Экономическая теория благосостояния.// М.: Прогресс, 1985. — 512 с.
  60. А., Кривошеев Г., Киселев А. Проблемы выхода из кризиса российского здравоохранения. // Общество и экономика, № 1, 2001.
  61. Платон. Собрание сочинений в 4-х тт., СПб ун-т, 2007, т.3,ч.1 456с.
  62. Платон. Собрание сочинений в 4-х тт., СПб ун-т, 2007, т.3,ч.2. 514с.
  63. Платонов Ю.П.// Народы мира в зеркале геополитики./СПб ГУ, 2000, с 161.
  64. A.B., Симпсон Д., Марченков Н. С., Поляк Г. Б. Состояние здоровья, среднесрочные макроэкономические тенденции и макрорасходы на здравоохранение: международные сравнения и анализ. // Здравоохранение, № 1, 2007.
  65. Е. Майкл. Конкурентная стратегия: Методика анализа и конкурентов / Пер с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 454 с.
  66. Проблемы интегрирования национальных систем здравоохранения в условиях глобализации. Электронный ресурс.: URL: http://www.msmedserv.com/zdrav/control/article19.html
  67. Программа «Здоровье работающего населения России’на 2004−2015гг»:. Электронный ресурс.: URL: http:// www.budgetrf.ru .
  68. Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи должна стать основой развития здравоохранения. // Менеджер здравоохранения, 2006, № 9.
  69. О.В. Вероятностно-стохастическая модель медико-экономической эффективности многопрофильной больницы. // Экономика здравоохранения, № 6, 2006.
  70. В.В. Понятие капитала, формы капитала и их конвертация //Экономическая социология. 2002, Т. З, № 4, с. 20−32).
  71. Реформирование системы оплаты медицинской помощи: в 2 т. / под ред. JI.E. Исаковой, И. М. Шеймана. Кемерово: СибформС, 2002.
  72. Ролз Дж, Теория справедливости. Новосибирск, 1995. С.61−62
  73. Р.В. Образ жизни населения России: социальные последствия реформ 1990-х годов// Социологические исследования, 2001, № 4, с 32−39.
  74. Ю. Барак Обама: здравоохранение — не предмет политических игр. Электронный ресурс.: URL: http://www.bbc.co.ul
  75. Р.Б., Фигейрас Дж. Реформы системы здравоохранения в Европе. Анализ современных стратегий: Пер, с англ. М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000. — 432 е., 24 ил.
  76. В.О. История российской медицины. М.: Эпидавр, 1997. — 200 с.
  77. Э. Система финансирования здравоохранения в США. // Муниципальная экономика, № 2, 2002.
  78. В.Д. Социально-экономические аспекты воспроизводства здоровья населения. СПб: СПбГМА, 1999. — 132 с.
  79. В.Д., Поляков И. П. Экономические основы воспроизводства здоровья населения в условиях переходной экономики. СПб, 2006.
  80. Т.М. Поведение медицинских учреждений в российской системе здравоохранения // Вестник СПбГУ. СПб., 2007. № 1. (Серия «Менеджмент»).
  81. Т.М. Управление здравоохранением: государство или рынок // Вестник СПбГУ. СПб., 2003. № 1. (Серия «Менеджмент»).
  82. Т.М. Деятельность медицинских учреждений в российской системе здравоохранения // Вестник СПб ун-та. Сер. Менеджмент. 2007. Вып. 4, с.139−156.
  83. Н. Социология. М., 1994, С.79
  84. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. M.-JL, 1935, т. 1.
  85. И.В. Человеческий потенциал российской экономики: проблемы сохранения и развития. М.: Наука, 2007. — 202 с.
  86. В. И. От идеи до реализации путь неблизок // Известия. 2003.31 марта.
  87. В.И., Флек В. О. Проблемы и перспективы финансирования российского здравоохрания. // Экономика здравоохранения, № 1, 2007.
  88. И.А. Конкуренция в здравоохранении и медицине. // Менеджер здравоохранения, № 12. -2005.
  89. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2006.- 928 с.
  90. Г. Э. Здравоохранение России. Что надо делать: научное обоснование «Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 года». — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 592 с.
  91. P.A. Управление конкурентоспособностью организации. Учебное пособие. М.: Изд. Эксмо, 2004. — 544 с.
  92. О. Национальный проект «Здоровье»: реальный шанс возрождения или разовая инъекция. // Ремедиум. 2006. — N 1.
  93. О.Г., Рябинкина И. Н., Дурасова H.A. Репродуктивное здоровье населения. // Российский медицинский журнал, № 5, 2007.
  94. P.A. Приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения: результаты и перспективы. // Экономика здравоохранения, № 11, 2007.
  95. Г. В. Основы экономики страховой организации по рисковым видам страхования. СПб: Питер, 2005. — 235 с.
  96. Т.В. Экономика здравоохранения теоретические аспекты (научный доклад). М.: Институт экономики РАН, 2008. 69 с.
  97. Е.Ф. Государственная собственность и государственное регулирование экономики. // Власть и экономика, № 3, 2005.
  98. В.В., Медведев В. Г., Миллерман JT.C. Теория управления рисками в страховании-М.: Финансы и статистика, 2005. — 224 с.
  99. И.М. Бремя расходов на здравоохранение лежит на бедных и больных//Известия. 2003. 31 марта.
  100. И.М. Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2008. 318 с.
  101. И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения. М.: Русь, 1998. 335 с.
  102. C.B., Бесстремянная Г. Е., Заборовская A.C. и др. Здравоохранение в регионах Российской Федерации: механизмы финансирования и управления. М.: Поматур, 2006.
  103. C.B., Бесстремянная Г. Е., Красильникова М. Д. и др. Российское здравоохранение: оплата за наличный расчет. М.: НИСП, 2004.
  104. С.В., Богданова Т. В., Потапчик Е. Г. и др. Бесплатное здравоохранение: реальность и перспективы // Научные проекты. Вып. 1. М.: НИСП, 2002.
  105. С.В. Проблемные узлы системы финансирования здравоохранения. // Общество и экономика, № 8, 2000.
  106. С.В. Стратегии обеспечения государственных гарантий в здравоохранении. // Муниципальная экономика, № 4, 2003.
  107. А.Г. Теория риска. -М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2005. 400 с.
  108. А. Теория демографической революции: к вопросу о происхождении. // Демографические исследования, № 3, 2007.
  109. В.О., Пояркова Е. С. Структурно-функциональные • преобразования государственной системы здравоохранения. // Экономиказдравоохранения, № 11, 2007.
  110. О.П., Роговина А. Г. Особенности медико-демографических процессов в Российской федерации в первой половинеХХ1 века. // Вестник Российской АМН, № 1, 2008.
  111. Arrow К. Uncertainty and the Welfare Economics of Medical Care. American Economic Review. 1963. 53(5). P. 941−73.
  112. Becker G. Human Capital: a Theoretical and Empirical Analysis. 3ed. NBER- University of Chicago Press. 1964.
  113. Brainerd E., Cutler D. Autopsy on an Empire: Understanding Mortality in Russia and the Former Soviet Union // Journal of Economic Perspectives. 2005.19(1). P. 107−130.
  114. Chalkley M., Malcomson J. Government Purchasing of Health Services, in A. J. Culyer, J. P. Newhouse (eds.) Handbook of Health Economics. N.Y. and Oxford: Elsevier Science, North-Holland, 2000. P. 847−90.
  115. Chernichovsky D. Health System Reform in Industrialized Democracies: An Emerging Paradigm/ The Milbank Quarterly, 1995, v. 73, № 3, h.339−372.
  116. Cutler D. Health Care and the Public Sector, in A. J. Auerbach, M. Feldstein (eds.) Handbook of Public Economics. N. Y. and Oxford: Elsevier Science, North-Holland. 2002. P. 2143−2243.
  117. Darby M., Kami E. Free Competition and the Optimal Amount of Fraud // Journal of Law and Economics. 1973. 16. P. 67−88.
  118. Deneckere R., McAfee R. Damaged Goods // Journal of Economics and Management Strategy. 1996. 5(2). P. 149−174.
  119. Dranove D., Satterthwaite M. The Industrial Organization of Health Care Markets, in A.J. Culyer, J.P. Newhouse (eds.) Handbook of Health Economics.N. Y. and Oxford: Elsevier Science, North-Holland, 2000. P. 10 931 139.
  120. Englewood P., Enthoven A., Etheridge D. The Jackson Hole Initiatives for the Twenty-first Century American Health Care System // Health Economics, 1992. N 1 (3).
  121. Enthoven A. Market Forces and Efficient Health Care Systems // Health Affairs. March/April 2004(a). Vol 23. N 2.
  122. Enthoven A. Sustaining a Market-based Healthcare System // Healthcare Financial Management. July 2004.
  123. Enthoven A. The History and Principles of Managed Competition // Health Affairs, 1993. bl. 12. Supplement.
  124. Enthoven A., Tollen L. Competition in Health Care: It Takes Systems to Pursue Quality and Efficiency // Health Affairs. September 2005.
  125. Enthoven A., Tollen L. Toward a 21st Century Health System / The Contributions and Promise of Prepaid Group Practice. Jossey-Bass, San Francisco, 2004.
  126. Gaynor M., Vogt W. Antitrust and Competition in Health Care Markets, in A. J. Culyer, J. P. Newhouse (eds.) Handbook of Health Economics. N. Y. and Oxford: Elsevier Science, North-Holland, 2000. P. 1405−87.
  127. Hansmann H. The Role of Nonprofit Enterprise // Yale Law Review Journal. 1980. 39. P. 835−901.
  128. Hart O., Shleifer A., Vishny R. The Proper Scope of Government: Theory and an Application to Prisons // Quarterly Journal of Economics. 1997. November. P. 1127−1161.
  129. Health Care Sector: Past, Present, Future. Germantown, MD: Aspen, 1978.
  130. Hirschman A. O. Exit, Voice and Loyalty: Responses to Decline in Firms, Organizations and States. Cambridge: Harvard University Press, 1970.139. http://www.bbc.co.uk/russian/international/2009/09/9 0909obamasavchen ko. shtml
  131. Jemiai N., Thomson S., Mossialos E. An Overview of Cost Sharing for Health Services in the European Union // Euro Observatory. Autumn 2004. «Vol. 6. N 3.
  132. Kongstvedt P. The Managed Health Care Handbook / An Aspen Publication. 2nd ed. Washington, 1995.
  133. Mossialos E., Thomson S. bluntary Health Insurance in the European Union. WHO, 2004.
  134. Newhouse J. The Structure of Health Insurance and the Erosion of Competition in the Medical Marketplace, in W. Greenberg (ed.) Competition in the
  135. Rawls J. A Theory of Justice. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1971.
  136. Redistribution with Growth. P.38−51
  137. Rothschild M., Stiglitz J. Equilibrium in Competitive Insurance Markets: An Essay on the Economics of Imperfect Information // Quarterly Journal of Economics. 1976. 90(5). P. 629−649.
  138. Sari N. Competition and Market Concentration, in Evaluating Hospital Policy and Performance: Contributions from Hospital Policy and Productivity
  139. Research. Advances in Health Economics and Health Services Research. 2008. Vol. 18. P. 139−156.
  140. Shleifer A. A Theory of Yardstick Competition // Rand Journal of Economics. 1985. 16(3). P. 19−327.
  141. Shleifer A. State versus Private Ownership // Journal of Economic Perspectives. 1998. 12 (4). P. 133−150.
  142. Sloan F. Not-for-Profit Ownership and Hospital Behavior, in A. J. Culyer, J. P. Newhouse (eds.) Handbook of Health Economics. N. Y. and Oxford: Elsevier Science, North-Holland, 2000. P. 1141−1174.
  143. Stano M. A Clarification of Theories and Evidence on Supply-Induced Demand for Physician’s Services // Journal of Human Resources. 1987. 22 (4).P. 611−620.
  144. Число больничных учереждений, тыс. ЕЗЗЧисло амб.-поликлинических учреждений, тыс.
  145. СП сп О) СП СП СП О) СП СП СП о о о о о о о о от— '— т— см см см см см см см см смв Больничные учреждения тыс. коек
  146. Амбулаторно-поликлинические учреждения, тыс. посещений в смену
  147. Рис. 2 Ввод в действие медицинских учреждений в 1970—2008 гг. Ист.: Здравоохранение в России. 2009: Стат. сб./ Росстат. М., 2009. 365 с.
Заполнить форму текущей работой