Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Маргинальные страницы тетрадей как жанр естественной письменной русской речи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на 12 международных научных конференциях: «Проблемы современной лингвистики и методики преподавания языковых курсов» (Кемерово, 2008), «Концепт и культура» (Кемерово, 2008), на Международном конгрессе исследователей русского языка «Русский язык: исторические судьбы и современность» (Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, 2007… Читать ещё >

Содержание

  • i. — страницы тетрадей"
    • 2. 4. 1. Содержательная сторона знака жанра «маргинальные страницы тетрадей»
    • 2. 4. 2. Формальная сторона знака жанра «маргинальные страницы 139 тетрадей»
    • 2. 5. Субстрат жанра «маргинальные страницы тетрадей»
    • 2. 6. Функционально-целевой параметр жанра «маргинальные 147 страницы тетрадей»
    • 2. 7. Социальная оценка жанра «маргинальные страницы тетрадей»
    • 2. 8. Определение жанрообразующих признаков жанра 156 «маргинальные страницы тетрадей»
  • ВЫВОДЫ

Маргинальные страницы тетрадей как жанр естественной письменной русской речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертация посвящена выделению и жанроведческому гтпсадяю маргинальных страниц тетрадей как разновидности естественной письменной русской речи. Под маргинальными страницами тетрадей в работе предлагается понимать записи, выполненные на маргинальных страницах (последних страницах, обложке) тетрадей и имеющие попутный характер по отношению к базовому тексту.

Актуальность исследования.

Избранный в диссертации подход — жанроведческое изучение маргинальных страниц тетрадей как разновидности естественной письменной русской речи (термин Н. Б. Лебедевой) — обусловлен следующими обстоятельствами.

Последние десятилетия отмечены в лингвистике возрастанием исследовательского интереса к проблемам анализа языка как дискурса, т. е. «языка, погружённого в жизнь» (Н. Д. Арутюнова). Выделяется особое направление — прагмалингвистика (лингвистическая прагматика), объектом которой являются отношения между языковыми единицами и условиями их употребления в определенном коммуникативном пространстве. При характеристике этих отношений учитываются разные аспекты взаимодействия говорящего (пишущего) и слушающего (читающего): место и время их речевого взаимодействия, цели, их социальный статус и др. [Алефиренко 2007; Арутюнова 1990; Вежбицкая, Годдард 2002; Винокур 2005; Карасик 2002; 2007; Кравченко 2006; Крысин 2007; Макаров 2003; Почепцов 1990; Ревзина 1999; Седов 2004аСусов 1989; Шейгал 2000 и др.]. Это обусловило рассмотрение факторов ситуации общения при изучении маргинальных страниц тетрадей.

Актуальным сегодня является исследование речи в жанроведческом аспекте [Баранов 2007; Вежбицкая 1997; 1999; Гольдин 1999; Дементьев 2002; 2007; Долинин 1999; Лебедева 2003; Орлова 2002; Салимовский 1999; 2002; Седов 1999; 2007; Федосюк 1997; Шмелева 1997; 2007 и мн. др.]. Т. В.

Шмелёва говорит об обретении совращенной лингвистикой ."жанрового мышления", которое сеглдня остановится естественной частью лингвистического менталитета" [Шмелёва 2007. С. 62]. Анализ маргинальных страниц в жанроведческом аспекте повышает актуальность исследования.

В настоящее время оформляется такое направление, как культурологическое жанроведение, которое решает проблемы культурной обусловленности жанров речи [Алефиренко 2007; Вежбицкая, Годдард 2002; Дементьев 2007; Карасик 2007; Привалова 2007 и др.]. В русле этого направления нами рассматриваются культурные особенности маргинальных страниц тетрадей.

Актуальной проблемой жанроведения является изучение жанрового сознания [Баранов, Мирошниченко 2007; Дементьев 2007; Седов 200 и др.]. Особый интерес в контексте данной проблемы представляет анализ метажанровой рефлексии носителей языка по поводу маргинальных страниц тетрадей.

Фактором, обусловившим актуальность изучения маргинальных страниц тетрадей, является и то, в последние десятилетия в гуманитарных науках (философия, история, культурология, социология и др.) предметом научного осмысления становится категория повседневности [Бессмертный 1996; Гуревич 2004, 2005; Кнабе 1989; Лелеко 2001; Марков 1997; Осорина 1999; Сорокин 1992; Сыров 2000 и др.].

В парадигме общего интереса к повседневности актуальным является внимание лингвистов к «среднему» носителю русского языка [Волохов 2003; Кашкин 2002; Лебедева 2006; Осипов 1995; 1997; Толстой 1995; Химик 2000; Шалина 2005; Шмелёва 1992 и др.]. Если в поле зрения исследователей до недавнего времени оказывались, прежде всего, тексты, созданные профессионалами — мастерами слова, то сегодня полноправным объектом лингвистики становятся тексты, созданные непрофессионально, т. е. рядовыми носителями языка.

Заметим, что исследования язшка в данном направлении фокусируются преимущественно на устной реализации речи [Данилов 1999; Дементьев 2007; Седов 2007а- 2007вУздина 2002 и др.]. Подчеркнем, что спонтанная, естественная речь реализуется не только в устной форме, а русский язык в его письменной форме существует не только как книжная, кодифицированная речь. Есть и другая форма письменной речиповседневная письменная речь непрофессионалов, рядовых носителей языка, естественная (т. е. неподготовленная, спонтанная, не прошедшая обработки) письменная речь: записки, письма, граффити, заметки на полях, черновики, конспекты, объявления, шпаргалки, записи в ежедневнике и записной книжке, дневники и пр. Будучи образцом письменной речи, эти тексты созданы людьми, для которых практика письма не является регулярной или обязательной ни в профессиональной, ни в обыденной жизни.

Сегодня встречаются фрагментарные исследования по отдельным жанрам естественной письменной русской речи (письма, открытки, граффити, сочинения, объявления и т. д.) [Китайгородская, Розанова 2007; Никишина 2007; Норман 2007 и др.]. Однако систематическому изучению эти тексты не подвергались, а главное — в этих исследованиях не ставится задача подойти в целом к естественным письменным текстам (содержащим, при всем жанровом, функциональном и стилевом разнообразии, общие признаки) как к особому объекту лингвистического изучения.

Исследование жанров естественной письменной русской речи в Барнаульско-Кемеровской лингвистической школе [Лебедева 2001; 2003; 2004; 2006; 2007; 2008; Зырянова 2008; Сухотерина 2006; Тюкаева 2004; Лебедева, Казанцева 2008; Юркевич 2006 и др.] представляет собой актуальную область лингвистических исследований и находится на пересечении обозначенных выше направлений современной лингвистики: жанроведения, прагмалингвистики, обыденной лингвистики.

Разработка проблем естественной письменной русской речи (ЕПРР) позволила выделить такой объект, как маргинальные страницы тетрадей, которые находятся в ядерной зоне жанрового пространства • ЕПРР, Под тетрадью понимаются сшитые листы писчей бумаги в обложке. Такое (расширенное) понимание позволяет включить в поле данного исследования маргинальные страницы дневников, записных книжек, блокнотов, ежедневников, еженедельников, разного рода альбомов и пр.

Итак, объектом нашего исследования являются записи на маргинальных страницах тетрадей.

Предмет исследования — жанроведческие признаки маргинальных страниц тетрадей.

Выдвигается гипотеза: маргинальные страницы тетрадей являются особым жанром естественной письменной русской речи.

Цель работы заключается в обосновании жанроведческой природы маргинальных страниц тетрадей. Данная цель предполагает решение следующих задач:

1) проанализировать лингвофилософские основания выделения естественной письменной русской речи как особого объекта лингвистики и обобщить опыт жанроведческих исследований, для того чтобы обозначить методологические установки выполняемого исследования;

2) собрать материал по теме исследования, для этого разработать методику сбора и паспортизации материала — текстов маргинальных страниц тетрадей;

3) выявить жанровую специфику маргинальных страниц тетрадей, опираясь на коммуникативно-семиотическую модель описания жанров естественной письменной русской речи;

4) обосновать положение, что в жанровом сознании носителей языка существует устойчивое представление о жанре «маргинальные страницы тетрадей».

Научная новизна проведенного исследования состоит в том, что в нем впервые на основании концепции естественной письменной речи осуществлен последовательный жанроведческий подход к анализу маргинальных страниц тетрадей как разновидности естественной письменной русской речи. В рамках этого подхода установлен жанровый статус маргинальных страниц тетрадей, охарактеризована тематическая, структурная и стилистическая вариативность жанра «маргинальные страницы тетрадей», которые как объект жанроведческого изучения еще не подвергалась специальному исследованию.

В научный оборот вводится новый материал — маргинальные страницы тетрадей, собранные автором диссертационного исследования.

Теоретическая значимость работы заключается в обосновании существования особого жанра естественной письменной русской речимаргинальных страниц тетрадей. Работа вносит вклад в развитие методики описания жанров речи.

Введение

в научный оборот нового материала позволит уточнить существующие классификации письменно-речевых жанров. Настоящая работа может послужить основой для дальнейшего, более глубокого теоретического осмысления естественной письменной русской речи. Расширяется понятийный аппарат жанроведения за счёт введения в научный обиход термина-наименования жанра «маргинальные страницы тетрадей».

Результаты исследования могут быть использованы и при решении теоретических проблем лингвистики повседневности (в частности, проблемы гносеологической толерантности, т. е. проблемы толерантного отношения к «низовым» объектам лингвистики).

Практическая значимость выполненного исследования заключается в том, что данная работа может расцениваться как материал к будущей энциклопедии жанров естественной письменной русской речи. Методика описания жанра может быть использована в качестве образца для исследования других разновидностей естественной письменной речи.

Практическая значимость работы определяется также возможностью включения полученных результатов в лекционные и семинарские занятия по общему языкознанию, а именно при изучении современных направлений лингвистических исследований — обыденная лингвистика, жанроведение. Результаты исследования могут привлекаться студентами при написании курсовых и дипломных работ, при прохождении полевой практики.

Полученные результаты могут использоваться также в школьной практике (культура ведения тетради).

Материалом исследования послужили записи на маргинальных страницах тетрадей, среди которых выделяются тетради школьников и студентов (преимущественно г. Кемерова). В качестве дополнительного источника использовались ресурсы Интернета. Общий объём исследуемого материала составляет около 5 400 записей, расположенных на 1 600 маргинальных страницах. Под термином «запись» понимаются начертательные знаки различной семиотической природы: языковые, паралингвистические и иконические знаки в их взаимодействии.

Материал в диссертационном исследовании представлен тремя способами:

1) набран курсивом;

2) помещён в виде рисунков в тексте;

3) дан в приложении.

Три способа представления материала обусловлены его особым характером: тексты на маргинальных страницах тетрадей зачастую не переводимы в печатную форму со стандартным шрифтом, что связано с первостепенной ролью в них модального фактора. В текстах на МСТ имеется параметр, действие которого сравнимо с действием интонации в устной речи: это характер исполнения графических знаков — почерк, размер букв, расположение текста на странице. Данные явления могут оказывать существенное влияние на смысл высказывания.

При цитировании орфография и пунктуация авторов сохранены.

Методологическая база исследования состоит из различных исследовательских и технических методов, методик, методических" процедур и приемов.

Исследовательские методы:

1) описательный метод, который реализуется в следующих методиках: доминантно-детерминантная методика жанрового определенияметодика описания жанра по коммуникативно-семиотической моделиметодика семантических примитивов А. Вежбицкойметодика прототипов;

2) метод эксперимента, реализуемый в методике анкетирования и опроса;

3) элементы сопоставительного метода, используемого при межжанровом сопоставлении;

4) элементы статистического метода.

Частично применяется методика диахронического анализа.

Технические методики.

Поскольку маргинальные страницы тетрадей не выделялись ранее в качестве объекта специального научного исследования, потребовалось выработать специальные (технические) приёмы сбора, паспортизации и первичного описания материала.

Положения, выносимые на защиту.

1. Маргинальные страницы тетрадей — особый жанр естественной письменной русской речи, который характеризуется комплексом определенных устоявшихся признаков: а) базовая фатическая функция, реализуемая в ряде частных функций — автокоммуникативная, релаксирующующая, функция «своего отдельного бытия», что детерминирует ослабленную адресованность этого жанраб) спонтанность создания записей, которая обусловливает структурно-тематическое своеобразие, проявляющееся в семиотической, функциональной, тематической и структурно-лингвистической эклектичности маргинальных страниц тетрадей, а также в слабой структурированности отдельных записейв) стилеобразующей характеристикой жанра «маргинальные страницы тетрадей» являются повышенная экспрессивность, карнавализация речевого поведения, небрежность исполнения, высокая степень произвольности, которая обусловлена попутным характером возникновения, необязательностью для данной ситуации, т. е. тем, что эти записи осуществляются без какого-либо регулирующего воздействия извне.

2. Специфическое свойство функционирования маргинальных страниц тетрадей — попутность по отношению к базовому тексту.

3. В жанровом сознании носителей языка есть устойчивое представление о жанре «маргинальные страницы тетрадей».

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на 12 международных научных конференциях: «Проблемы современной лингвистики и методики преподавания языковых курсов» (Кемерово, 2008), «Концепт и культура» (Кемерово, 2008), на Международном конгрессе исследователей русского языка «Русский язык: исторические судьбы и современность» (Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, 2007), на международных научных конференциях «Обыденное метаязыковое сознание и наивная лингвистика» (Кемерово, 2007), «Язык города» (Бийск, 2007), «Актуальные проблемы словообразования» (Кемерово, 2007), «Изменяющаяся Россия: новые парадигмы и новые решения в лингвистике» (Кемерово, 2006), «Славянская филология: исследовательский и методический аспекты» (Кемерово, 2006), «Языковая картина мира: лингвистический и культурологический аспекты» (Бийск, 2006), на всероссийских научных конференциях «Актуальные-проблемы лингвистики и литературоведения» (Томск, 2008), «Филологическое обеспечение профессиональной деятельности» (Барнаул, 2006), на региональной научной конференции «Язык и мировая культура: взгляд молодых исследователей» (Томск, 2006).

Результаты исследования отражены в 14 публикациях. Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений (первое включает сканированные копии материалов исследования — текстов маргинальных страниц тетрадейвторое приложение — описание методики проведённого эксперимента).

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Маргинальные страницы тетрадей — это особый жанр естественной письменной русской речи, это несанкционированные записи, имеющие попутный характер по отношению к основному содержанию тетради, сделанные на последних страницах тетрадей, обложке — т. е. на закрытом, недоступном субстрате, автоадресованные, созданные с фатической целью, выражающие сиюминутное переживание, состояние автора, характеризующиеся синкретизмом семиотических кодов, негативной социальной оценкой.

Доминантными для маргинальных страниц тетрадей являются следующие признаки: базовая фатическая функция, реализуемая в ряде частных функций.

— автокоммуникативная, релаксирующующая, функция «своего отдельного бытия" — семиотическая, тематическая и структурно-лингвистическая эклектичность записейповышенная экспрессивность стиля, карнавализация речевого поведения, которая проявляется в нарушении установленных обществом речевых норм, попутность по отношению к базовому тексту, тип субстрата, который можно выразить следующей формулой: то, что не предназначено для записей подобного родапространство, скрытое от посторонних.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время категория повседневности осмысливается как представляющая научную ценность, в поле исследования гуманитарных наук попадают «низовые» объекты, считавшиеся ранее недостойными изучения. Одним из таких объектов является естественная письменная русская речь. Осмыслить естественную письменную русскую речь как специфическую форму коммуникации позволяет изучение её в жанроведческом аспекте.

В работе предпринята попытка описания маргинальных страниц тетрадей как жанра естественной письменной русской речи. В результате проведенного исследования было выявлено, что маргинальные страницы тетрадей — особый жанр естественной письменной русской речи, организованный по полевому принципу. Определена ядерная зона (доминанта) жанра, которую составили субстрат (последняя страница учебной тетради, обложка, характеризующиеся закрытостью), свойство попутности (расположение в учебной тетради, не предназначенной для подобного рода записей), тип цели (фатическая, в которой учитывается особый канал коммуникации — автокоммуникация и которая реализуется в таких функциях, как релаксирующующая и функция «своего отдельного бытия»). Выделенные доминантные признаки детерминируют остальные признаки: структурно-тематическое своеобразие, особенности стиля и др.

Структурно-тематическое своеобразие маргинальных страниц тетрадей определяется семиотической, функциональной, тематической и структурно-лингвистической эклектичностью: соотношение составляющих частей МСТ не регламентированокаждое текущее прибавление происходит на фоне уже имеющегося комплекса, образуя произведение с особым типом речевой организации. Каждый вновь поступающий элемент графически обособляется: это может быть развёртывание под определённым углом, обведение рамкой и другие способы визуально отделить его от других элементов текста, соположение частей такого высказывания может максимально варьироваться.

Стилеобразующей характеристикой жанра «маргинальные страницы тетрадей» являются повышенная экспрессивность. Фактором экспрессии выступает само выполнение посторонних записей в нелегальном пространстве — пространстве учебной тетради. Способы исполнения текстов на МСТ также имеют экспрессивную направленность. В МСТ наряду с вербальными экспрессивными средствами активно используются паралингвистические средства, способствующие усилению экспрессии.

Необязательность для данной ситуации, отсутствие регулирующего воздействия извне обусловили небрежность и высокую степень произвольности исполнения.

Нами была подтверждена гипотеза исследования о том, что такая разновидность естественной письменной русской речи, как «маргинальные страницы тетрадей», является речевым жанром.

Проведённый эксперимент и анализ ресурсов Интернета позволил выявить представления о маргинальных страницах тетрадей, существующие в жанровом сознании носителей языка. Объектом метаязыковой рефлексии могут являться следующие характеристики жанра МСТ: жанровое содержание, композиционные особенности, социальная оценка жанра.

В настоящей работе осуществлена попытка перехода от описания жанра, имеющего целью представить разнообразие их форм и особенностей, к описанию механизма (условий, интенций, мотивов, процесса, структуры и др.) его функционирования. Были выделены основные экстралингвистические особенности маргинальных страниц тетрадей: нарушение общепринятых норм, субкультурная отнесенность, карнавальное начало.

Итак, в работе жанр «маргинальные страницы тетрадей» представлен как имеющий полевую структуру, определены доминантные признаки, обусловливающие остальные (детерминантные) признаки жанра. К числу доминантных признаков жанра относятся субстрат (материальный носитель знака), свойство попутности, а также фатическая интенция, ориентированная на автокоммуникацию.

В дальнейшем возможно изучение маргинальных страниц тетрадей в сопоставительном аспекте (в кругу смежных жанров естественной письменной русской речи: граффити, личный дневник, ежедневник и др.), в лингвоперсонологическом (создание типологии языковых личностей), в плане дальнейшей разработки оппозиции «попутность VS. самостоятельность» в лингвофилософском аспекте.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Деррида и грамматология // Деррида Ж. О грамматологии. М.: Издательство «Ad Marginem», 2000. — С. 7 — 111.
  2. Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи: Сб. науч. тр. / Под ред. В. И. Карасика. Волгоград: Парадигма, 2005. — 310 с.
  3. Е.В. Русские и немецкие обявления о знакомстве: трёхкомпонентная фреймовая модель // Жанры речи: Сборник научных статей. Саратов: Издательский центр «Наука», 2007. Вып. 5. Жанр и культура. — С. 424 — 429.
  4. Н.Ф. Речевой жанр, дискурс и культура // Жанры речи. Саратов: Издательский центр «Наука», 2007. Вып. 5. Жанр и культура. -С. 44−55.
  5. В.М. Проблема речевых жанров в работах М.М. Бахтина // Жанры речи. Саратов: Колледж, 2002. Вып. 3.- С. 94 — 106.
  6. Т.А. К истории и теории графемики. М.: Наука, 1977. — 174 с.
  7. Т.А. Функциональная взаимосвязь письменного и звукового знака. -М.: Наука, 1985. 224 с.
  8. Т.А. Актуальные проблемы общей теории письма // Лексика и лексикография. М., 1993. — С. 12 — 44.
  9. И. Я хочу рассказать вам. М.: Советский писатель, 1970.-541 с.
  10. Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 128 с.
  11. А.Г. «Естественные» дискурсы: креативность VS. культурогенность // Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты. — Барнаул, 2003. С. 145 — 158.
  12. Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М.: Лабиринт, 2007. — 320 с.
  13. Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания, № 1, 1995. С. 37 — 67.
  14. Н.Д. Фактор адресата // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1981. — № 4 (Т. 40). — С. 356 — 377.
  15. Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. -М.: Наука, 1988. 338 с.
  16. Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990. — С. 136 — 137.
  17. Н.Д. Жанры общения // Человеческий фактор в языке: Коммуникация, модальность, дейксис. М., 1992а. — С. 136 — 168.
  18. Н.Д. Язык цели // Логический анализ языка: Модели действия. М.: Наука, 19 926. — С. 14 — 23.
  19. Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки рус. культуры, 1999. — 896 с.
  20. Н.Д. Наивные размышления о наивной картине языка // Язык о языке: Сб. статей /под общ. рук. и ред. Арутюновой Н. Д. — М.: Языки русской культуры, 2000. С. 7 — 19.
  21. Т.В. Порождение речи: нейролингвистический анализ синтаксиса. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 213 с
  22. Л.И. О месте разговорной речи в функциональной парадигме русского языка // Функциональная стратификация языка. М.: Наука, 1985.-С. 54−67.
  23. А.Г. Когниотипичность текста. К проблеме уровней абстракции текстовой деятельности // Жанры речи. Саратов: Колледж, 1997. Вып. 1.-С. 4−12.
  24. А.Г. Двукомпонентность когниотипа в жанровой специфичности // Жанры речи. Саратов: Колледж, 1999. Вып. 2. — С. 49 — 55.
  25. А.Г., Мирошниченко Л. Н. «Значимость» и «личностный смысл» в когнитивно-культурологической модели жанра // Жанры речи. -Саратов: Издательский центр «Наука», 2007. Вып. 5. Жанр и культура. С. 123−131.
  26. Р. Нулевая степень письма // Семиотика. М.: Радуга, 1983. -С. 306 — 349.
  27. Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. М.: Прогресс, 1989. — С. 384 — 391.
  28. Э.А., Скиданова В. О. Подростковая субкультура как образец смехового творчества // Докса. Зб^рник наукових праць з фшософп та фшологн. — Вып. 4. Логос i праксис CMixy. Одесса, 2004.
  29. М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979а. С. 281 — 307.
  30. М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 19 796. — С. 237 — 280.
  31. М.М. (Волошинов В.Н.) Марксизм и философия языка. -М.: Лабиринт, 1993.- 189 с.
  32. Ф.С. Текст, дискурс, речевой жанр: соотношение понятий // Вюник Харивського национального ушверситету. № 520: Сер1я Фшолопя. Вип. 33. -Харгав, 2001.
  33. В.И., Крысин Л. П. Социолингвистика. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. — 439 с.
  34. А.Ф. Русский школьный фольклор // Русский школьный фольклор. М., 1998. — С. 5 — 14.
  35. В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 120 с.
  36. В.П. Основы психолингвистической диагностики. — М.: Тривола. 2000. — 248 с.
  37. В.П. Психолингвистика. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 232 с.
  38. А. Смех. М., 1992.
  39. Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания, 1996. № 3. С. 32 — 41.
  40. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб.: Лениздат, 1992. — 400 с.
  41. Ю.Л. Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. М., 1996.
  42. О.И. Языковое сознание и вопросы теории мотивации // Язык и личность. М.: Наука, 1989. — С. 122 — 126.
  43. М. Апология истории, или ремесло историка. М.: Наука, 1986.-254 с.
  44. М. Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти. М.: Яз. рус. культуры, 1998. — 709 с.
  45. Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию. М.: Изд-во АН СССР, 1963. — Т. 1.-384 е.- Т. 2.-391 с.
  46. А.В. Теория морфологических категорий. JL, 1976.
  47. А.В. Лингвистика текста в системе функциональной грамматики // Текст. Структура и семантика. Т. 1. М., 2001. — С. 4 — 13.
  48. Ю. Механизм «гедонистического риска» и его роль в отклоняющемся поведении молодежи // Мир психологии и психология в мире. М., 1995. — С. 3 — 12.
  49. И.Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2001. — 408 с.
  50. Ф. Избранные работы. М., 1996.
  51. Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV XVIII вв. — М.: Весь мир, 2006.
  52. . Повседневность как плавильный тигль рациональности II СОЦИО-ЛОГОС. Вып. 1. Общество и сферы смысла.— М.: Прогресс, 1991. С. 17 — 23.
  53. А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка. М.: Наука, 1996. — 192 с.
  54. И.К. К проблеме письменного языка // Пражский лингвистический кружок. М., 1967. — С. 524 — 535.
  55. А. Речевые жанры // Жанры речи. Вып. 1. Саратов: Колледж, 1997. ~ С. 9 — 112.
  56. А. Культурно-обусловленные сценарии: новый подход к изучению межкультурной коммуникации. // Жанры речи. Саратов: Колледж, 1999. Вып. 2. — С. 116 — 139.
  57. А., Годдард К. Дискурс и культура // Жанры речи. -Саратов: Колледж, 2002. Вып. 3. С. 120 — 160.
  58. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М.: Русский язык, 1983.-269 с.
  59. В.Г., Иванова В. Ф., Моисеев А. И. Современное русское письмо. -М.: Просвещение, 1974. 144 с.
  60. В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Изд-во АН СССР, 1963. — 255 с.
  61. Г. С. Страна детства: Избр. труды по этнографии детства. СПб.: Анатолия, 2000. — 547 с.
  62. Т.Г. Устная речь и стилистические свойства высказывания // Разновидности городской устной речи. М.: Наука, 1988. — с. 44−84.
  63. Т.Г. К характеристике говорящего: интенция и реакция // Язык и личность. М.: Наука, 1989. — С. 11 — 23.
  64. Т.Г. Информативная и фатическая речь как обнаружение разных коммуникативных намерений говорящего и слушающего // Русский язык в его функционировании: Коммуникативно-прагматический аспект. М.: Наука, 1993. — С. 5 — 29.
  65. Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. М.: КомКнига, 2005. — 176 с.
  66. Т.Г. Варианты речевого поведения // Социальная психолингвистика. -М.: Лабиринт, 2007. С. 125 — 162.
  67. А.А. Грамматология. Семиотика письменной речи. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 176 с.
  68. В.Н. Марксизм и философия языка: Основные проблемы социолингвистического метода в науке о языке. М.: Лабиринт, 1993. — 192 с. (Сер. «Бахтин под маской»)
  69. С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. — 2001. № 1. С. 64 — 72.
  70. О.П. Текстовые категории и фактор адресата. Киев: «Вища школа», 1993. — 200 с.
  71. М.Б. Креолизованный текст: аспекты изучения // Политическая лингвистика. Вып. 20. — Екатеринбург, 2006. — С. 180 — 189.
  72. Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
  73. Г. Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. — 704 с.
  74. Ст. Жанры разговорных высказываний // Жанры речи. Вып. 2. Саратов: Колледж, 1999. — С. 107 — 116.
  75. Гак В. Г. Высказывание и ситуация // Проблемы структурной лингвистики. 1972. М.: Наука, 1973. — С. 349−372.
  76. И.Р. О понятии «текст» // Вопросы языкознания. -1974. № 6.-С. 68−77.
  77. И.Р. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления // Вопросы языкознания. 1977. № 4. -С. 95−101.
  78. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М.: Наука, 1981.- 139 с.
  79. Гиндин С. И Речевые действия и речевые произведения // Логический анализ языка: Язык речевых действий. М.: Наука, 1994. — С. 59 -63.
  80. Н.Д. Толерантность как вектор антиномического бытия языка // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности: коллективная монография. Екатеринбург, 2003. — С. 214 — 226.
  81. В.Е. Имена речевых событий, поступков и жанры русской речи // Жанры речи. Вып. 1. Саратов: Колледж, 1997. — С. 23 — 34.
  82. В.Е. Проблемы жанроведения // Жанры речи. Вып. 2. -Саратов: Колледж, 1999. С. 4 — 6.
  83. В.Е., Дубровская О. Н. Жанровая организация речи в аспекте социальных взаимодействий // Жанры речи. Саратов: Колледж, 2002. Вып. 3.-С. 5−18.
  84. В.Е., Сдобнова А. П. Языковое сознание школьников в современной коммуникативной ситуации // Проблемы речевой коммуникации.- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. С. 133 — 141.
  85. Е.Н. Лингвокультурный коммуникативный концепт «спор» // Жанры речи: Сборник научных статей. Саратов: Издательский центр «Наука», 2007. Вып. 5. Жанр и культура. — С. 209 — 224.
  86. И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М.: Наука, 1980.- 104 с.
  87. И.Н. Соотношение вербального и невербального в коммуникативной деятельности // Исследование речевого мышления в психолингвистике-М.: Наука, 1985.-С. 116−150.
  88. И.Н. Избранные труды по психолингвистике. М.: Лабиринт, 2003. — 320 с.
  89. И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М.: лабиринт, 1998. — 256 с.
  90. .Ю. От лингвистики языка к лингвистике общения // Язык и социальное познание. М.: Изд-во АН СССР, 1990. — С 39 — 56.
  91. Городская разговорная речь и проблемы её изучения. Омск: ОГУ, 1997.-Вып. 1.- 139 с.
  92. Городское просторечие: проблемы изучения. М., 1988.- 192 с.
  93. Е.И. Теоретический анализ Интернет-жанров: к описанию проблемной области // Жанры речи. Саратов: Издательский центр «Наука», 2007. Вып. 5. Жанр и культура. — С. 370 — 389.
  94. И.О. Индивидуальность и смеховая культура // Докса. Зб1рник наукових праць з фшософп та фшологп. Вып. 4. Логос i праксис см1ху. — Одесса, 2004.
  95. Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. -М.: Политиздат, 1991.
  96. А.Л. Карнавал и маскарад: два типа культуры // www.ssu.samara.ru/~scriptum/carnaval.doc.
  97. А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе. М., 2005.
  98. А.Я. История историка. М.: РОССПЭН, 2004. — 288 с.
  99. Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. 1992. — № 7. — С. 136 — 176.
  100. Гуц Е.Н. К проблеме типичных речевых жанров языковой личности подростка // Жанры речи: Сборник научных статей. Саратов: Колледж, 1997. Вып. 1.-С. 131 — 137.
  101. Гуц Е. Н. Ненормативная лексика в словарном запасе подростка // Городская разговорная речь и проблемы её изучения. Омск: ОГУ, 1997. -Вып. 1.-С. 72−80.
  102. С.Ю. Жанр проработки в тоталитарной культуре // Жанры речи: Сборник научных статей. Саратов: Колледж, 1999. Вып. 2. — С. 227−238.
  103. В.Л. Функциональная асимметрия уникальная особенность мозга человека // http://metaphor.nsu.ru/misc/num 1 /пит ldeglin.htm.
  104. В.В. Изучение речевых жанров: Обзор работ в современной русистике // Вопросы языкознания. 1997. № 1. — С. 109−121.
  105. В.В. Фатические и информативные коммуникативные замыслы и коммуникативные интенции: Проблемы коммуникативной компетенции и типологии речевых жанров // Жанры речи. Вып. 1. Саратов: Колледж, 1997. — С. 34 — 43.
  106. В.В. Коммуникативная генристика: речевые жанры как средство формализации социального взаимодействия // Жанры речи: Сборник научных статей. Саратов: Колледж, 2002. Вып. 3. — С. 18 — 40.
  107. В.В. Фатические речевые жанры // Вопросы языкознания. 1999. № 1. — С. 37 — 55.
  108. В.В. Непрямая коммуникация. М.: Гнозис, 2006.376 с.
  109. В.В. Изучение речевых жанров в России: аспект формализации социального взаимодействия // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М.: Лабиринт, 2007а. — С. 39 — 62.
  110. В.В. Аспекты проблемы «жанр и культура» // Жанры речи. Саратов: Издательский центр «Наука», 20 076. Вып. 5. Жанр и культура. — С. 5 — 21.
  111. В.В. Когнитивная генристика // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М.: Лабиринт, 2007 В. — С. 103 — 116.
  112. В.В., Фенина В. В. Когнитивная генристика: внутрикультурные речежанровые ценности // Жанры речи. — Саратов: Колледж, 2005. Вып. 4. С. 10 — 17.
  113. В.З. Прагматические основы интерпретации высказывания // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1981. № 4 (Т. 40). — С. 368 -377.
  114. В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века // Язык и наука конца 20 века. М.: Институт языкознания РАН, 1995.-С.239−320.
  115. В.З. Образ адресата // Культура русской речи: Энциклопедический словарь справочник / Под общим руководством Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева. М.: Изд-во «Флинта" — Изд-во «Наука», 2003. — С. 376 — 377.
  116. С. Теория речевых жанров М.М. Бахтина в тени прагмалингвистики // Жанры речи: Сборник научных статей. Саратов: Колледж, 2002. Вып. 3. — С. 106 — 120.
  117. . О грамматологии. М.: Издательство «Ad Marginem», 2000. — 498 с.
  118. ДзяковичЕ.В. Пунктуация в свете проблем культуры общения // Хорошая речь. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 2001. — С. 36−48.
  119. Е.В. Типология приёмов экспрессивной пунктуации // Человек пишущий и читающий: проблемы и наблюдения: Материалы международной конференции. 14−16 марта 2002 г. С.-Петербург. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. — С. 299 — 306.
  120. Е.И. Пространство текста // Категоризация мира: Пространство и время. М., 1997. — С. 34 — 36.
  121. Т.Л. Функциональная асимметрия мозга. М., 1988.
  122. К.А. Спонтанная речь как объект лингвистического исследования // Теория и практика лингвистического описания разговорной речи. Горький, 1973. — С. 58 — 66.
  123. К.А. Речевые жанры как средство организации социального взаимодействия // Жанры речи. Вып. 2. Саратов: Колледж, 1999.-С. 7−13.
  124. Т.М. Язык и социальная психология. М.: Высшая школа, 1980. — 224 с.
  125. О.Н. Сложные речевые события и речевые жанры // Жанры речи. Вып. 2. Саратов: Колледж, 1999. — С. 97 — 103.
  126. О.Н. Речевые жанры, речевые события и новые средства коммуникации // Жанры речи: Сборник научных статей. Саратов: Издательский центр «Наука», 2007. Вып. 5. Жанр и культура. — С. 360 — 370.
  127. И.М. Письмо // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 375 — 379.
  128. B.C. Арго и культура. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 231с.
  129. Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты. Часть II: Теория и практика современной письменной речи: Материалы конференции. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003.-280 с.
  130. Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты. Часть III: Письменная речь в психолингвистическом, лингводидактическом и орфографическом аспектах: Материалы конференции. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. — 278 с.
  131. Е.А., Ширяев Е. Н. Устная публичная речь: разговорная или кодифицированная // Вопросы языкознания. 1980. № 2. — С. 61 — 72.
  132. Зуев-Инсаров Д. М. Почерк и личность. М.: Издательство «СТ», 1993.- 112 с.
  133. Е.Г. Жанровое сознание школьников // Обыденное метаязыковое сознание и наивная лингвистика: межвузовский сборник научных статей. Кемерово- Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. — С. 270 — 275.
  134. Жанры речи: Сборник научных статей. Саратов: Колледж, 1997. Вып. 1. — 212 с.
  135. Жанры речи: Сборник научных статей. Саратов: Колледж, 1999. Вып. 2. — 287 с.
  136. Жанры речи: Сборник научных статей. Саратов: Колледж, 2002. Вып. 3. — 318 с.
  137. Жанры речи: Сборник научных статей. Саратов: Колледж, 2005. Вып. 4. Жанр и концепт.
  138. Жанры речи: Сборник научных статей. Саратов: Издательский центр «Наука», 2007. Вып. 5. Жанр и культура. — 440 с.
  139. В.И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема. М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 1997. — 330 с.
  140. В.И. Инвективная агрессия в ряду эмотивных средств // Социальная психолингвистика. М.: Лабиринт, 2007. — С. 278 — 323.
  141. Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. -370 с.
  142. Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. -157 с.
  143. Н.И. Развитие письменной речи учащихся III VII классов // Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество: Избр. труды. — М.: Лабиринт, 1998.-С. 183−319.
  144. Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. -М.: Русский язык, 1981. 113 с.
  145. Е.П. Коммуникативная норма и речевые жанры // Жанры речи. Вып. 2. Саратов: Колледж, 1999. — С. 76 — 81.
  146. Е.А. Городская устная речь и задачи её изучения // Разновидности городской устной речи. М.: Наука, 1988. — С. 5 — 44.
  147. Е.А., Китайгородская М. В., Ширяеав Е. Н. Русская разговорная речь: Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. М.: Наука, 1981.-276 с.
  148. Е.А., Китайгородская М. В., Розанова Н.Н Особенности мужской и женской речи // Русский язык в его функционировании: Коммуникативно-прагматический аспект. М.: Наука, 1993. — С. 90 — 157.
  149. Е.А., Китайгородская М. В., Розанова Н. Н. Языковая игра // Русская разговорная речь: Фонетика. Морфология. Жест. — М.: Наука, 1983.-С. 172−214.
  150. Е.А. Язык как деятельность: Морфема. Слово. Речь. М., 2004.
  151. Г. А. К вопросу о конститутивных единицах текста // Русский язык: Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст. М.: Наука, 1984. — С. 162 — 173.
  152. В.В. Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем // Иванов В. В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. — М.: Языки русской культуры, 1998. Т. 1. С. 379 — 602.
  153. О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: КомКнига, 2006. — 288 с.
  154. JI.A. О жанрах неофициальной речи // Разновидности городской устной речи. М.: Наука, 1988. — С. 230 — 234.
  155. JI.A. Структура и тенденции развития электронных жанров // Русский язык. 2002. № 21.
  156. JI.B. Парадокс о смехе // Вопросы философии. 1989. № 5.-С. 47−65.
  157. JI.B. Философия смеха. М.: Рос. гуманит. ун-т, 1996.224 с.
  158. В.И. Язык социального статуса. М.: Ин-т языкозн. РАН: Вогогр. гос. пед. Ин-т, 1992. — 330 с.
  159. В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. -Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
  160. В.И. Языковая личность как индикатор культуры // Проблемы лингвокультурологии и теории дискурса: Сб. науч. тр. / Под ред. В. И. Карасика, Н. А. Красавского. Волгоград: Перемена, 2003. — С. 5 — 15.
  161. В.И. Фанат как типаж современной массовой культуры // Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи: Сб. науч. тр. / Под ред. В. И. Карасика. Волгоград: Парадигма, 2005. — С. 269 — 282.
  162. В.И. Дискурс // Социальная психолингвистика. М.: Лабиринт, 2007. — С.162 — 197.
  163. В.И. Коммуникативная тональность // Жанры речи. -Саратов: Издательский центр «Наука», 2007. Вып. 5. Жанр и культура. С. 81 -94.
  164. В.И., Дмитриева О. А. Лингвокультурный типаж: к определению понятия // Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи: Сб. науч. тр. / Под ред. В. И. Карасика. Волгоград: Парадигма, 2005.-С. 5−25.
  165. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1989а. — 264 с.
  166. Ю.Н. Русская языковая личность и задачи её изучения // Язык и личность. М.: Наука, 19 896. — С. 3 — 8.
  167. К.Л. Духовность как фактор развития системы образования в маргинальном социуме // http://oroik.netda.ru/chten97/5karysh.htm.
  168. И.Т., Щавелев С. П. Анализ повседневности. М., 2004.
  169. В.Б. Аспекты металингвистической деятельности // Лексика и лексикография. Вып. 10. М.: Ин-т языкознания РАН, 1999. — С. 64−68.
  170. В.Б. Бытовая философия языка и языковые контрасты // Теоретическая и прикладная лингвистика. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3. Аспекты метакоммуникативной деятельности. Воронеж, 2002 // http://www.humanities.edu.ru/db/msg/29 726.
  171. М.В., Розанова Н. Н. К характеристике жанра современной эпитафии в социокультурном аспекте // Жанры речи: Сборник научных статей. Саратов: Издательский центр «Наука», 2007. Вып. 5. Жанр и культура. — С. 232 — 247.
  172. Г. С. Диалектика повседневности // Вопросы философии. -1989. № 5.-С. 26−37.
  173. М.Н. Речевой жанр и речевой акт (некоторые аспекты проблемы) // Жанры речи. Вып. 2. Саратов: Колледж, 1999. — С. 52 — 61.
  174. Н.Н., Сандомирская И. И. «Я так хочу назвать кино». Наивное письмо. Опыт лингво-социологического чтения. Записки Киселёвой Евгении Григорьевны. М., 1996. — 256 с.
  175. Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. -М.: Наука, 1984. 175 с.
  176. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.255 с.
  177. В.Г., Бурвикова Н. Д. Прецедентный текст как редуцированный дискурс // Язык как творчество М.: ИРЯ РАН, 1996. — С. 297−306.
  178. А.В. Речь и письмо как разные когнитивные области // Общетеоретические и типологические проблемы языкознания. — Бийск: ГОУ ВПО «БПГУ», 2008. С. 133 — 139.
  179. Н.К. Интерактивное, жанровое и концептуальное моделирование международно-правового дискурса. — Киев: Реферат, 2006. — 320 с.
  180. Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. — М.: Наука, 1989. 187 с.
  181. Л.П. Социальный аспект владения языком // Социальная психолингвистика. М.: Лабиринт, 2007. — С. 96 — 125.
  182. Е.С. О тексте и критериях его определения // Текст. Структура и семантика: в 2 т. Т. 1. — М.: СпортАкадемПресс, 2001. — С. 72 -80.
  183. В.А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1988.192 с.
  184. О.А. Русский разговорный синтаксис. — М.: Наука, 1976. -399 с.
  185. .А. О лингвистическом изучении города // Ларин Б. А. История русского языка и общее языкознание: Избр. работы. М.: Просвещение, 1977. — С. 175 — 189.
  186. .А. К лингвистической характеристике города // Ларин Б. А. История русского языка и общее языкознание: Избр. работы. М.: Просвещение, 1977. — С. 189 — 199.
  187. Н.Б. Полиситуативность глагольной семантики. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. — 262 с.
  188. Н.Б. Естественная письменная русская речь как объект исследования // Вестник БГПУ: Гуманитарные науки. Барнаул, 2001а. Вып. 1. — С. 4 — 10.
  189. Н.Б. Естественная письменная русская речь: проблемы изучения // Русский язык: исторические судьбы и современность: Материалы
  190. Международного конгресса исследователей русского языка. М.: МАКС Пресс, 20 016. — С. 467 — 474.
  191. Н.Б. Толерантность и естественная письменная речь // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности: коллективная монография. Екатеринбург, 2003. — С. 286 — 296.
  192. Лебедева Н.Б. Homo scribens в пространстве русской народной культуры // Человек пишущий и читающий: проблемы и наблюдения: Материалы международной конференции. 14−16 марта 2002 г. С.-Петербург.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 20 046. С. 244 — 249.
  193. Н.Б. Естественная письменная русская речь как проявление повседневной народной культуры // Антропотекст-1: Сб. статей.- Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006. С. 295 — 303.
  194. Н.Б. «Спонтанность» как конституирующий признак естественной письменной речи // Вестник Томского государственного университета. Бюллетень оперативной научной информации «Язык. Культура. Образование». 2006. № 123. Декабрь. — С. 122 — 132.
  195. Н.Б. Структура языкового сознания // Славянская филология: исследовательский и методический аспекты: материалы I Международной научной конференции (23 — 24 марта 2006). Вып. 1. -Кемерово: РА «Меркурий», 2006. С. 49 — 54.
  196. Н.Б. Жанры естественной письменной речи // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М.: Лабиринт, 2007.-С. 116−124.
  197. Н.Б. Речевая личность: параметры типологизации // Вопросы лингвоперсонологии: Межвузовский сборник научных трудов. 4.1. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2007. — С. 110 — 115.
  198. Н.Б., Юркевич А. С. К методике жанрового определения текстов естественной письменной речи // Язык города: Материалы научно-практической конференции (8−9 ноября 2007 г.). Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2007. — С 217 — 223.
  199. Н.Б., Кудакова Т. Н., Небольсина М. С., Панасенко М. В. Естественная русская речь: сбор, обработка, паспортизация материала // Вестник БГПУ: Гуманитарные науки. Барнаул, 2001. Вып. 1. — С. 10 — 15.
  200. В.Л. Смех и тело // Докса. Зб1рник наукових праць з фшософн та фшолопУ. — Вып. 1. Людина у свт CMixy. — Одесса, 2002.
  201. В.Д. Статус повседневности в современной культуре // Векторы развития культуры на грани тысячелетий. Материалы международной научной конференции. СПб., 2001.
  202. А.А. Психолингвистика. — Л.: Наука, 1967. 118 с.
  203. А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997.287 с.
  204. Л.М. Как строится текст. — М.: Просвещение, 1980. — 96 с.
  205. Ю.М. Устная речь в историко-культурной перспективе // Лотман Ю. М. Избранные статьи. Т. 1. Таллинн, 1992. — С. 184 — 190.
  206. Ю.М. Проблема текста // Ю. М Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М: Гнозис, 1994. — С. 201 -215.
  207. Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек текст -семиосфера — история. — М.: Языки русской культуры, 1996. — 464 с.
  208. Ю.М. Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты (О двух моделях коммуникации в системе культуры) // Лотман Ю. М. Семиосфера. С.-Петербург: Искусство-СПБ, 2000. — С.159 — 165.
  209. Ю.М. История и типология русской культуры. СПб., 2002. 242 с.
  210. В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории. Аналитический минимум. М., 2005. — 560 с.
  211. А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Изд-во МГУ, 1975.-254 с.
  212. А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 319 с.
  213. А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 352 с.
  214. М.В. Оценочная ситуация и словесное моделирование // Язык и личность. М.: Наука, 1989. — С. 24 — 34.
  215. Е.В. О соотношении устного и письменного вариантов языка // Восточное языкознание. — М., 1976.
  216. М.Л. Основы теории дискурса. М.: ИТДГК Гнозис, 2003.-280с.
  217. .В. Философская антропология. М., 1997.
  218. В.А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2001. —208с.
  219. А.В. Амбивалентность смеха и сакральность в культуре // Докса. 36ipHHK наукових праць з фшософи та фшологи. — Вып. 1. Людина у свт cMixy. Одесса, 2002.
  220. А.И. Письмо и язык // Вопросы языкознания. 1983. № 6.-С. 25−31.
  221. И.Ф. Психографология. Наука об определении внутреннего мира человека по его почерку. М.: Изд-во Ассоциации духовного единения «Золотой век», 1994. — 382 с.
  222. О.И. Грамматика текста.- М.: Высшая школа, 1981. 183 с.
  223. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 456 с.
  224. .С. Человек и текст: Основы культуры письменной речи. М.: Книга, 1985. — 252 с.
  225. В.В. Лингвистическая идентификация личности. М.: КомКнига, 2006. — 240 с.
  226. А.В. Философия классификации // http://www.hse.ru/infopage/persona/ri/material/nesterovav/st3.htm.
  227. Е.С. Автокоммуникация как риторическая проблема // http://pn.pglu.ru/index.php?module=subjects&fiinc=viewpage&pageid=1482.
  228. Е.А. Письмо в газету в эмиграции и в СССР в 20−30-е гг. XX века: письма-благодарности // Жанры речи: Сборник научных статей. -Саратов: Издательский центр «Наука», 2007. Вып. 5. Жанр и культура. С. 272 — 284.
  229. Т.М. От звука к тексту. М.: Яз. рус. культуры, 2000. -679 с.
  230. .Ю. Лингвистика каждого дня. Минск: Вышэйшая школа, 1991.-303 с.
  231. .Ю. Жанр шутливых объявлений в маршрутных такси // Жанры речи: Сборник научных статей. Саратов: Издательский центр «Наука», 2007. Вып. 5. Жанр и культура, — С. 429 — 438.
  232. Обыденное метаязыковое сознание и наивная лингвистика: межвузовский сборник научных статей. Кемерово- Барнаул: Изд-во Алт. унта, 2008. — 480 с.
  233. В.В. Стилистика текста. М.: Наука, 1980. — 263 с.
  234. Н.Н. Пунктуация и письмо. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000. — 216 с.
  235. Н.Н. Пунктуационная система языка в динамическом аспекте // Человек пишущий и читающий: проблемы и наблюдения: Материалы международной конференции. 14−16 марта 2002 г. С.-Петербург. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. — с. 318 — 323.
  236. Н.Н. История письма и когнитивные процессы // Антропотекст-1: Сб. статей. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006. — С. 303 — 310.
  237. Н.В. Жанры разговорной речи и их стилистическая обработка: К вопросу о соотношении стиля и жанра // Жанры речи. Вып. 1. -Саратов: Колледж, 1997. С. 51 — 56.
  238. Н.В. Жанр и тема: об одном основании типологии // Жанры речи: Сборник научных статей. Саратов: Колледж, 2002. Вып. 3. — С. 104−118.
  239. .И. Автобиографические записки сибирского крестьянина В.А. Плотникова. Омск, 1995.
  240. .И. Воспоминания работницы М.Н. Колтаковой. «Как я прожила жизнь». — Омск, 1997.
  241. М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999.
  242. Н.Н. Сплетни как жанр бытового общения // Жанры речи: Сборник научных статей. Саратов: Издательский центр «Наука», 2007. Вып. 5. Жанр и культура. — С. 224 — 232.
  243. О.Ю. Влияние темперамента человека на его речь // Вопросы стилистики: Межвуз. сб. науч. тр. — Саратов: Изд-во Сарат. унта, 1999. — Вып. 28: Антропоцентрические исследования. С. 108−114.
  244. A.M. Избранные труды. — М.: Учпедгиз, 1959. С. 50−62.
  245. Н.Ю. Маргинальные записи: жанрово-культурологический аспект // Вестник Томского государственного университета. Бюллетень оперативной научной информации «Язык. Культура. Образование». 2006. № 123. Декабрь. — С. 147 — 153.
  246. Н.Ю. Маргинальные страницы тетради // Вестник Томского государственного университета. Бюллетень оперативной научной информации «Функционирование русского языка на современном этапе». -2006. № 120. Декабрь. С. 20 — 27.
  247. Н.Ю. Маргинальные страницы учебной тетради в свете языкового жанрового сознания // Изменяющаяся Россия: новые парадигмы и новые решения в лингвистике: Материалы I Международной научной конференции. Кемерово: Юнити, 2006. — С.284 — 291.
  248. Н.Ю. Маргинальные страницы тетради в жанроведческом аспекте // Язык и мировая культура: взгляд молодых исследователей. Материалы региональной научно-практической конференции. Томск: Томский политехнический университет, 2006. — С. 159 -161.
  249. Н.Ю. Маргинальные страницы тетради как явление естественной письменной речи // Славянская филология: исследовательский и методический аспекты: материалы Международной научной конференции. Кемерово: РА «Меркурий», 2006. — С. 299 — 302.
  250. Н.Ю. Маргинальные записи: жанроведческий и культурологический аспекты // Язык города: Материалы Международной научно-практической конференции (8−9 ноября 2007 г.). Бийск: БГПУ им. В. М. Шукшина, 2007. С. 122 — 127.
  251. Н.Ю. Опыт типологии языковых личностей (на материале маргинальных страниц тетради) // Вопросы лингвоперсонологии:
  252. Межвузовский сборник научных трудов. Ч. 1. Барнаул: Изд-во АлгГТУ, 2007.-С. 104−110.
  253. Н.Ю. Маргинальные записи в жанровом сознании школьников // Обыденное метаязыковое сознание и наивная лингвистика: межвузовский сборник научных статей. Кемерово- Барнаул: Изд-во Алт. унта, 2008а.-С. 388−394.
  254. Н.Ю. Письменная языковая личность (на материале маргинальных записей) // Концепт и культура: материалы Международной научной конференции. Кемерово: Кузбассвузиздат, 20 086. — С. 88 — 92.
  255. З.Д., Стернин И. А. Язык и сознание: Теоретические разграничения и понятийный аппарат // Социальная психолингвистика. М.: Лабиринт, 2007. — С. 37 — 74.
  256. А.А. Мысль и язык. Киев, 1993. — 192 с.
  257. Г. Г. Язык и юмор. Киев: Вища шк., 1976. — 112 с.
  258. Г. Г. О коммуникативной типологии адресата // Речевые акты в лингвистике и методике: Сб. науч. тр. Пятигорск: Изд-во ПГПИИЯ, 1986.-С. 10−17.
  259. Г. Г. Языковая ментальность: Способ представления мира // Вопросы языкознания. — 1990. № 6. — С. 110 — 122.
  260. И.В. Речевые жанры сквозь призму культурных измерений // Жанры речи: Сборник научных статей. Саратов: Издательский центр «Наука», 2007. Вып. 5. Жанр и культура. — С. 55 — 63.
  261. В.Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре. М.: Лабиринт, 2006. — 256 с.
  262. Разновидности городской устной речи/ Отв. ред. Д. Н. Шмелев, Е. А. Земская. М.: Наука, 1988 — 260 с.
  263. О.Г. Язык и дискурс // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1999. № 1. — С. 25−34.
  264. А.А. Введение в языковедение. М., 1967.
  265. А.И. Переживание комического в свете некоторых более общих закономерностей психической деятельности // Вопросы психологии. -1979.-№ 2.-С. 117−125.
  266. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Б. А. Серебренников, Е. С. Кубрякова, В. И. Постовалова и др.- М.: Наука, 1988. -216 с.
  267. C.JI. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1940. — 704 с.
  268. Русская разговорная речь: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е. А. Земская. М.: Наука, 1973.-485 с.
  269. Русская разговорная речь: Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. М.: Наука, 1984. — 293 с.
  270. Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов / Сост. А. Ф. Белоусов. М.: Ладомир, ООО «Изд-во ACT-ЛТД», 1998. — 744 с.
  271. Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. М.: Наука, 1993. — 224 с.
  272. В.А. Функционально-стилистическая традиция изучения жанров речи // Жанры речи. Саратов: Колледж, 1999. Вып. 2. — С. 61−76.
  273. В.А. Есть ли у жанроведения границы в пределах коммуникативной лингвистики? // Жанры речи. Саратов: Колледж, 2002. Вып.З.-С. 52−56.
  274. В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М.: Языки русской культуры, 1999. — 544 с.
  275. К.Ф. О жанровой природе дискурсивного мышления языковой личности // Жанры речи. Саратов: Колледж, 1999. Вып. 2. — С. 14 -28.
  276. К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. М.: Лабиринт, 2004а. — 320 с.
  277. К.Ф. Психолингвистический аспект изучения речевых жанров // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М.: Лабиринт, 20 076. — С. 124 — 137.
  278. К.Ф. Человек в жанровом пространстве повседневной коммуникации // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. -М.: Лабиринт, 2007 В. С. 7 — 39.
  279. Л.Б. Современное русское письмо: Категории и единицы. — М.: Высш. шк., 2004. 224 с.
  280. .А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление. -М.: Наука, 1988. 242 с.
  281. И.Г. Тема и жанр в разговорной речи // Жанры речи. Вып. 1. Саратов: Колледж, 1997. — С. 56 — 66.
  282. О.Б. Современная разговорная речь и её особенности. М.: Просвещение, 1974. — 144 с.
  283. О.Б. Устная и письменная формы речи как объекты лингвистического исследования // Вопр. стилистики. Вып. 23: Устная и письменная формы речи. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989. — С. 3 — 6.
  284. О.Б. Тексты, текстоиды, дискурсы в зоне разговорной речи // Человек текст — культура. — Екатеринбург: ИРРО, 1994. -С. 105−124.
  285. О.Б. Устная речь и типы речевых культур // Русистика сегодня. 1995. № 4. — С. 3 — 21.
  286. О.Б. Некоторые размышления по поводу терминов «речевой жанр» и «риторический жанр» // Жанры речи. Вып. 2. Саратов: Колледж, 1999. — С. 26 — 31.
  287. О.Б. Русский язык в разных типах речевых культур / О. Б. Сиротинина // Русский язык сегодня. Вып. 1. Сб. статей./ РАН. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. Отв. ред. JI. П. Крысин. — М.: Азбуковник, 2000-С. 240 250.
  288. О.Б. Сфера повседневного общения // Хорошая речь. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2001. — С. 103 — 107.
  289. Ю.М. Введение в коллоквиалистику. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1985. — 209 с.
  290. Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. М.: Academia, 2000. — 128 с.
  291. Ю.И. Язык, фольклор и культура // Язык культура — этнос / С. А. Арутюнов, А. Р. Багдасаров, В. Н. Белоусов и др. — М.: Наука, 1994.-С. 99- 104.
  292. Современный городской фольклор. — М: РГГУ, 2007. 736 с.
  293. А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. -СПб.: СПбГУП, 1996.
  294. П. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992.-394 с.
  295. Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. -М.: Наука, 1985. 168 с.
  296. Ю.А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М., 1990. -С. 180- 198.
  297. Ю.А. Комическое: в чем его суть? // Аксиологическая лингвистика: игровое и комическое в общении: Сб. науч. тр. / Под ред. В. И. Карасика, Г. Г. Слышкина. — Волгоград: Перемена, 2003. С. 203 210.
  298. Ю.А. Этнос, сознание, культура, язык // Социальная психолингвистика. М.: Лабиринт, 2007. — С. 8 — 37.
  299. С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. Асимметрия мозга. -М.: Мир, 1983. 256 с.
  300. Ю.С. Стиль // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 494 — 495.
  301. А.И. Фактор адресата в речевом воздействии // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2004, № 1. — С. 171 — 177.
  302. И.П. Личность как субъект языкового общения // Личностные аспекты языкового общения. Калинин, 1989. — С. 9 — 16.
  303. В.Н. О статусе и структуре повседневности (Методологические аспекты) // Личность. Культура. Общество. 2000. Т. 2. Спец. выпуск. С. 147 — 159.
  304. Е.Ф. Место речевого общения в коммуникаимвном акте // Социальная психолингвистика. М.: Лабиринт, 2007. — С. 74 — 96.
  305. Н.И. Язык и культура (некоторые проблемы славянской этнолингвистики).// Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. М., 1991.-С. 5−22.
  306. Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М.: Индрик, 1995. — 512 с.
  307. Н.Н. Типология звучащего текста // Звучащий текст: Сб науч.-аналит. обзоров. -М., 1983. С. 151 — 172.
  308. Е.М. О национально-культурной обусловленности флирта // Жанры речи: Сборник научных статей. Саратов: Колледж, 2002. Вып. 3.-С. 308−314.
  309. JI. Бои за историю. М.: Наука, 1991. — 529 с.
  310. М.Ю. Комплексные жанры разговорной речи: «утешение», «убеждение» и «уговоры» // Русская разговорная речь как явление городской культуры. — Екатеринбург: Арго, 1996. С. 73 — 96.
  311. М.Ю. Нерешенные вопросы теории речевых жанров // Вопросы языкознания. 1997. № 5. — С. 102−120.
  312. М.Ю. Исследование средств речевого воздействия и теория жанров речи // Жанры речи. Саратов: Колледж, 1997. С. 66 — 88.
  313. К.А. Лингвистика текста и проблемы анализа устной речи. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 96 с.
  314. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1991. —456 с.
  315. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. -СПб., 1997.-320 с.
  316. Функциональные стили и формы речи / Под ред. О. Б. Сиротининой. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1993. — 170 с.
  317. М. Бытие и время / Пер. с нем. В. В. Бибихина. СПб.: Наука, 2002.
  318. Р. Психология имени // http://age.psypublica.ru/39/391 .htm.
  319. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.
  320. В.В. Поэтика низкого, или Просторечие как культурный феномен. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2000. — 272 с.
  321. Хорошая речь / Под ред. М. А. Кормилицыной и О. Б. Сиротининой. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 2001. — 320 с.
  322. Человек пишущий и читающий: проблемы и наблюдения: Материалы международной конференции. 14−16 марта 2002 г. С.-Петербург. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. — 348 с.
  323. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. М.: Наука, 1991.-240 с.
  324. Человеческий фактор в языке: Коммуникация, модальность, дейксис. М.: Наука, 1992. — 281с.
  325. И.В. Фатическое общение в просторечном коммуникативно-культурном пространстве // Вопросы стилистики: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. — Вып. 28: Антропоцентрические исследования. — С. 143 — 156.
  326. И.В. Просторечная речевая культура: стереотипы и ценности // Известия Уральского государственного университета. -Екатеринбург, 2005. № 35. — С. 203 — 216.
  327. Н.Г. ОРФО-арт: карнавальное общение в виртуальной реальности // Жанры речи: Сборник научных статей. Саратов: Издательский центр «Наука», 2007. Вып. 5. Жанр и культура. — С. 403 — 412.
  328. Н.И. Социальная психология в образовании. — М.: ВЛАДОС, 1995.-544 с.
  329. В.Н. Очерки социальной философии. М., 1994.
  330. Е.И. Семиотика политического дискурса. — М.- Волгоград: Перемена, 2000. 368 с.
  331. В.А. Язык, речь, письменная ментальность в истории // Шкуратов В. А. Историческая психология. Ростов-на-Дону: Издательство «Город N». 1994. — С. 213 — 225.
  332. А.Д. Русский язык и внеязыковая действительность. — М.: Языки славянской культуры, 2002. 496 с.
  333. Е.Я., Шмелёв А. Д. Русский анекдот: текст и речевой жанр. М.: Языки славянской культуры, 2002. — 144 с.
  334. Т.В. Повседневная речь как лингвистический объект // Русистика сегодня. Функционирование языка: лексика и грамматика. М.: Наука, 1992. — С. 5 — 14.
  335. Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Вып. 1. -Саратов: Колледж, 1997. С. 88 — 99.
  336. Т.В. Жанроведение? Генристика? Генология? // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М.: Лабиринт, 2007. — С. 62 — 68.
  337. Н.Л. Паралингвистические средства в письменном тексте и их функции // Художественный текст: аспекты сверхфразовой организации. СПб., 1997. — С. 36 — 48.
  338. Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974.-428 с.
  339. Щур Г. С. Теория поля в лингвистике. М.: Наука, 1974. -255 с.
  340. Юнг К. Г. Архетип и символ. — М.: Ренессанс, 1991. 304 с.
  341. Язык и личность. М.: Наука, 1989. — 216 с.
  342. Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики. — М.: ИНИОН, 1984.-223 с.
  343. B.JI. Я послал тебе бересту. М.: Языки русской культуры, 1998. — 461 с.
  344. Т.Е. Коммуникативные стратегии русской речи. М.: Языки славянской культуры, 2001. — 384 с.
  345. A.JT. Средневековая культура и город в новой исторической науке. М.: ИНТЕРПРАКС, 1995. — 412 с.
  346. Linell P. The written language bias in linguistics. — London&NewYork: Routledge, 2005.
Заполнить форму текущей работой