Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Своеобразие проявления сущности человека в условиях евразийского общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важным аспектом, евразийского видения России, является конвергенция современного мира. Глобализация обуславливает объединение человечества. Человек должен быть «Человеком», не теряя своей идентичности, своего лица, только в этом случае он не потеряет «себя», его поступки будут носить характер свободного действия. Российский человек, как человек, исторически сформированный под влиянием евразийских… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РОССИЙСКИЙ ЧЕЛОВЕК В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
    • 1. 1. Проблема человека в евразийской теории
    • 1. 2. Российский человек как своеобразный «продукт» евразийского общества
    • 1. 3. Роль природного фактора России-Евразии в формировании российского человека
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ЧЕЛОВЕКА, КАК ЧЕЛОВЕКА ЕВРАЗИЙСКОГО
    • 2. 1. Сущность российского человек, как синтез качеств человека западного и человека восточного
    • 2. 2. Ментальность российского человека как человека евразийского
    • 2. 3. Состояние и перспективы развития российского человека в современном мире

Своеобразие проявления сущности человека в условиях евразийского общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Кризисные явления в современной жизни российского общества поставили под сомнение возможность. реализации многих общечеловеческих ценностных установок без опоры на собственные культурные ценности. Это определяет повышенный интерес к евразийской мысли, стремящейся опереться на национальную ментальность, политическое, экономическое и духовное своеобразие отечественной культуры, ориентирующуюся на органическое сочетание интересов человека и общества, личности и государства.

Выявление антропологического потенциала евразийской мысли позволяет уточнить многие проблемы социально-философского знания, определить его особенности на российской почве, расширить теоретико-методологическую базу социально-философских исследований. Поэтому, научное осмысление понимания российского человека в евразийском контексте является актуальным, тем более, что проблема человека в современной философии евразийства разработана недостаточно.

В дореформенный период советский (российский) человек испытывал определённый дискомфорт, так как отсутствовала полноценная информация, не было гласности, господствовал бюрократизм и т. д. Советская идеология в целом не была тождественна, не раскрывала и не отвечала пониманию сущности российского человека, который является своеобразным «мыслящим субъек1 том"1.

Актуальность исследования обусловливается также тем, что в формировании российского человека играли и играют большую роль две крупнейшие тенденции: влияние Запада и влияние Востока. По словам. Н. А. Бердяева «Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И все.

См.: Орлова, И. Б. Контуры современной евразийской концепции http://www.ispr.ru/Confer/EuroAsia/confer9−1 .Ьйп1#ЬЬгда в русской душе боролись два начала, восточное и западное"1. Под влиянием этих тенденций («восточной» и «западной») в России сформировался^ особый тип человека, который требует своей идентификации как евразийский. Евразийская концепция, по мнению автора, является наиболее адекватно характеризующей Россию, её роль в миречеловек же в евразийской теории занимает центральное место2.

Степень научной разработанности проблемы. Основоположниками теории евразийства являются такие выдающиеся мыслители начала ХХ-го века как Н. Трубецкой, П. Савицкий, Г. Флоровский, П. Сувчинский, Н. Алексеев и др.

Первым манифестом созданного ими течения был сборник «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев», изданном в Софии в 1921 году. В этом сборнике были определены основные положения евразийской теории: Н. Трубецкой выделил евразийство как особое направление философской мысли. П. Савицкий — разработал учение о России-Евразии как особом географическом и культурно-историческом мире, резко отличающемся от европейского и азиатского миров, хотя-и содержащем в себе многие элементы обоих. И Н. Трубецкойи П.Савицкий делали упор в своих работах на раскрытие исторических связей русских с тюркскими народами.

Следует отметить, что различные стороны развития человека в российском социокультурном пространстве рассматривали в своих трудах Л. Карсавин, Н. Бердяев, И. Ильин, Л. Гумилёв, Г. Вернадский1.

1 Бердяев Н. Русская идея. ~М.: ЭксмоСПб.:Мидгард, 2005. 832с. С544.

2 См.: Савицкий П. Н. Евразийство как исторический замысел. В кн. Основы евразийства/ сост.: Н. Агамалян, В. Галимов, А. Гуськов, Н. Мелентьева, П. Зарифуллин, М.Хрустов.-М.: АрктогеяЦентр, 2002.-800с. С. 282.

3 Алексеев, H.H. Русский народ и государство / H.H. Алексеевред. А. Дугин, Д. Тараторин. -М.: Аграф, 1998. — 635с.- Трубецкой, Н. Общеевразийский национализм/ Н. Трубецкой // Свободная мысль. — 1992. — № 5. — С. 46−53- Трубецкой Н. С. Об истинном и ложном национализме. Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч.З.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС.-1997. 560с.- Флоровский, Г. Евразийский соблазн/ Г. Флоровский // Новый мир. — 1991. — № 1. — С. 23−31- Савицкий, П. В борьбе за Евразийство: Полемика вокруг евразийства в 1920;х годах/ П. Савицкий // Тридцатые годы: Утверждения евразийцев. -Париж, 1931. — Кн. 7. Савицкий, П. Евразийство/ П. Савицкий // Наш современник. — 1992. — № 2. — С. 37−44- Савицкий, П. Н. Континент Евразия/ Савицкий П. Н. — М.: Аграф, 1997. -461с.

Так, Н. Бердяев не являясь сторонником евразийских взглядов, тем не менее, признавал, что Россия находится не в одной только Европе, но и в Азии тоже. Указывая в «Русской идее» на противоречивость русского характера, он понимал, что анализирует не только характер русских, но и других народов России. Работы Н. Бердяева сыграли большую роль для формирования евразийского учения.

Г. Вернадский рассматривал проблему евразийства в историческом контексте. Он считал, что на формирование России — Евразии повлияло длительное сосуществование различных народов на её территории, которое имело своим итогом формирование особого евразийского типа общества и типа культуры. Он делает вывод о том, что на жизненный уклад русских значительное повлияли различные виды социальных отношений и коммуникации с представителями тюркских народов.

Оригинальным исследователем евразийства как социокультурного явления был советский учёный Л. Гумилёв, который, как и Г. Вернадский, полагал, что содружество русских с представителями тюркских народов положительно повлияло на формирование российской государственности. Он также доказал, что на формирование народов Евразии повлияла особая географическая среда.

После крушения Советского Союза, в 90-е годы XX века, интерес к евразийским идеям обострился. Это было вызвано кризисом социальной идентичности, в котором оказалась Россия. Общество, находящееся на перепутье, пыталось.

1 Вернадский, Г. В. Начертание русской истории/ Г. В. Вернадскийпредисл. С. Б. Лаврова, A.C. Лаврова. — М.: Айрис-пресс, 2002. — 368с.: ил. — (Б-ка истории и культуры).- Вернадский, Г. В. Русская история / Г. В. Вернадский. — М.: Аграф, 2001. -542с.- Бердяев H.A. Евразийство // Путь. — Сент. 1925. № 1. — С. 134−139 «Евразийский вестник». Книга Четвертая. Берлин 1925 г.- Бердяев, H.A. Судьба России: опыты по психологии войны и национальности/ H.A. Бердяев. — М.: Мысль, 1990. — 208с.- Гумилев, Л. Н. Чёрная легенда: Друзья и недруги Великой Степи/ Л. Н. Гумилев. — М.: Айрис-пресс, 2002. — 576с.- Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли/ Л. Н. Гумилев. — М.: Рольф, 2002. — 560 е.- Ильин, И.А. О смирении/ И. А. Ильин // Психологический журн. — 1992. — Т. 13. — № 6. — С. 34−37- Ильин, И. А. Наши задачи/ И. А. Ильин // Юность. — 1990. — № 8. — С.34−46- Ильин, И. А. Почему сокрушился в России монархический строй?/ И. А. Ильин // Социолог, исслед. — 1992 — № 5. — С. 23−28- Карсавин, Л. П. Философия истории/ Л. П. Карсавин. — СПб.: Комплект, 1993. — 352с.- Карсавин, Л. П. Основы политики / Л. П. Карсавин // Основы евразийства/ сост.: Н. Агамалян и др. — М.: АрктогеяЦентр, 2002. -800с. понять, каким путем идти: обозначить свою европейскую, восточную или евразийскую идентичность. В этих условиях евразийство как теория показала путь России в современную цивилизацию.

Среди современных исследователей евразийства можно назвать такие имена, как А. Панарин, И. Новикова, И. Сиземская, В. Ильин, А. Сабиров, В'.Барулин, С. Кара-Мурза, Т. Айзатулин, В1Хазиев, Ф. С. Файзуллин, Б. С. Галимов, У. С. Вильданов, Р.Р.Вахитов1 и др.

В настоящее время многообразие подходов и концепций, связанных с использованием евразийской теории для анализа современных социальных изменений в России, обуславливает необходимость их систематизации.

Первое направление исследует евразийство с либеральных позиций. Это работы Л. Новиковой, И. Сиземской, О. Волкогоновой, Н. Омельченко и др. В них отмечается, что российский человек является особым социально-культурным типом, сочетающим в себе черты восточного и западного.

Панарин, A.C. Россия в Евразии: геополитические вызовы и цивилизационные ответы/ A.C. Панарин // Там же. — 1994. — № 12. — С. 35−46- Панарин, A.C. Евразийство: за и против, вчера и сегодня/ A.C. Панарин // Там же. — 1995. — № 6. — С. 3−25- Панарин, A.C. Россия между евразийством и атлантизмом/.

A.C. Панарин//Рос. провинция. — 1993.-№ 1, —С. 27−31- Новикова, JI. Евразийский искус/ JI. Новикова, И. Сиземская // Мир России — Евразия: антология. — М., 1995. — С. 24−32- Новикова, Л. Два лика евразийства/ JI. Новикова, И. Сиземская// Свободная мысль. — 1992. — № 7. — С.47−59- Ильин, В. В. Философия истории/ В. В. Ильин. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. — 380с.- Вахитов P.P. Национализм: сущность, происхождение, проявления / Р. Р. Вахитов // http://redeurasia.narod.ruВахитов P.P. Евразийская сущность русской культуры (типология русской культуры по учению евразийцев) / Р. Р. Вахитов // http://redeurasia.narod.ruВахитов P.P. — Евразийский проект и его враги (критика критики евразийства) / Р. Р. Вахитов // http://redeurasia narod.ru: Вахитов, P.P. Евразийская цивилизация / P.P. Вахитов // Евразийство и национальная идея. Материалы межрегиональной конференции. Под ред. Акад. АН РБ Ф. С. Файзуллина — Уфа, 2006. — С. 31−37. Баруллин, B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретения себя: моногр./ B.C. Баруллин. — СПб.: Алетейя, 2000. — 431с.- Кара-Мурза, С. Г. Исчезновение народа / С.Г. Кара-Мурза // Наш современник. — 2006. — № 2. — С. 170−183-Кара-Мурза, С. Г. Идеология и мать её наука / С.Г. Кара-Мурза. — М.: Алгоритм, 2002. 734с.-Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием // http://www.kara-rnur7a.ru/index.htrnХазиев B.C. Гуманизм евразийской идеи и практики //.

B.С.Хазиев // Евразийство и национальная идея. Материалы межрегиональной конференции. Под ред. Акад. АН РБ Ф. С. Файзуллина — Уфа, 2006. — С. 64−70. Файзуллин, Ф. С. Евразийство и национальная идея: методологические вопросы исследования / Ф. С. Файзуллин // Евразийство и национальная идея. Материалы межрегиональной конференции. Под ред. Акад. АН РБ Ф. С. Файзуллина — Уфа, 2006.

C.5−12. Галимов Б. С. Мы достойны особого места в философском сообществе / Б. С. Галимов // Философская мысль. — 2001. № 1. с. 4−9.

2 Волкогонова О. Д. Н. А. Бердяев: интеллектуальная биография / О. Д. Волкогонова. — М.: Изд-во МГУ, 2001. 112с.- Волкогонова О. Д., Титиренко И. В. Этническая идентификация русских, или искушение национализмом // http://wwv.hse.rii/iournalsAvrldross/vol01 2/volkogonova.htmОмельченко Н. Исход к Востоку: Евразийство и его критика / Н. Омельченко // Евразийская идея и современность. М.: изд-во РУДН, 272 с. С. 10−29.

С другой стороны, в работах Л. Понамарёвой, В. Хачатурян1 делаются попытки вписать евразийскую теорию в мировую культурную и философскую традиции. Так, человека они рассматривают с точки зрения мировой культурологической практики, выявления в нёй общечеловеческих ценностей и приобщения к ним.

Второе направление трактует евразийство как продолжение «русской идеи». Среди представителей данного направления можно назвать С. Хоружего, л.

А.Соболева, В.Холодного. В их работах подчёркивается, что для русского человека не чужды универсальные ценности, однако он является носителем уникальной сущности, которая делает его не похожим на восточный и на западный тип человека.

Третье направление пытается «осовременить», модернизировать теорию евразийства. Главные его представители — А.ПанаринВ.Зорин и В.Пащенко. Особое внимание следует уделить работам А.Панарина. Рассматривая проблему российской идентичности, автор отмечает, что «драма нашей идентичности' связана с тем, что она с самого начала носила не натуралистический характерне довольствовалась наличностями этнического, географического > и административно — державного толка, а являлась, по преимуществу ценностно — нормативной, духовной"4.

Проблемой «сущности» человека занимались такие учёные как П. Гуревич, А. Сабиров, О. Базалук, В. Баруллин5 и другие. Из анализа их работ можно заклю.

1 Хачатурян В. Историософия Евразийства / В. Хачатурян // Евразийская идея и современность. М.: изд-во РУДН, 272 с. С. 93−97- Пономарева J1. Вокруг евразийства: споры в русской эмиграции / Л.Понамарёва. Евразийская идея и современность. М.: изд-во РУДН, 272 с. С.30−37.

2 Хоружий, С.С. О старом и новом/ С. С. Хоружий. — СПб.: Алетейя, 2000. — 477с.- Холодный, В. И. Идея соборности и славянофильство. Проблема соборной феноменологии/ В. И. Холодный. — М., 1994. -438 с.;

2 Зорин, В.И.

Введение

в евразийскую философию // http://www.sofiogonia.webhost.ruПащенко В-Я. Социальная философия евразийства / В. Я. Пащенко. — М.: Альфа-М, 2003.-368с.

4 Панарин A.C. Православная цивилизация в глобальном мире. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. -544с. С. 7.

5 Гуревич, П. С. Философская антропология: опыт систематики / П.С. Гуревич7/ Вопр. философии. — 1995. — № 8. — С. 21−38- Гуревич П. С. Философия человека / П. С. Гуревич, М.: Изд-во ИФРАН, 1999, в2ч. Ч. 1, 224 е.- Базалук, O.A. Сущность человеческой жизни / О. А. Базалук.- Киев, Наукова думка. -2002.-380. С. 155. Сабиров, А.Г. Социально-философская антропология: принципы конструирования и предметного определения/ А. Г. Сабиров. — М.: Изд-во Моск. пед. ун-та, 1997. — 120с.- Сабиров, А. Г. Человековедение: гуманизационные и гуманитарные функции/ А. Г. Сабиров. — Елабуга: Изд-во ЕГПИ, чить, что сущность человека определяется совокупностью факторов, (природных, социальных, духовных и т. д.). Определять сущность человека по его национальной принадлежности (русский по национальности, значит русский человек), означает рассматривать его только как «частичного» человека. ДляА. Сабирова, «русский и русский человек — это разные характеристики человека: Для того, чтобы различать эти характеристики логичнеепод словосочетанием- «русский человек» понимать его этническую принадлежность. Для обозначения! его системной характеристики? лучше: применять словосочетание «российский человек"1.

Попытка использовать возможности евразийской теорииее трактовку сущности! человека для анализа состояния т развития современногороссийского общества, составили проблемное: поле1 настоящей1 диссертации.

Объект исследования — человек в российском евразийском обществе.

Предмет исследования?- особенности^ формирования. и проявления сущности человека в условиях евразийского общества. ,-у.

Целы диссертационного исследования г — выявление своеобразия проявления сущностичеловека в условиях евразийского общества.

Реализацияданной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

— рассмотреть проблему человека в евразийской теории;

— доказать, что российский человек есть своеобразный?"продукт" евразийского общества;

— показать роль природного фактора России-Евразии в, формировании российского человека;

1996. — 210с.- Сабиров^ А. Г. Феномен российского человека / А. Г. Сабиров // Проблема человека в свете современных социально-философских наук. Сборник научных трудов преподавателей и аспирантов кафедры философии и социологии ЕГПУ, Выпуск 4. /Под ред. А. Г. Сабирова: — Елабуга: Изд-во Ела-бужск. гос. пед. ун-та, 2007, 114 с. С.60−66.

1 Сабиров, А. Г. Феномен российского человека / А. Г. Сабиров // Проблема человека в свете современных социально-философских наук. Сборник научных трудов преподавателей и аспирантов кафедры философии и социологии ЕГПУ. Выпуск 4. /Под ред. А. Г. Сабирова. — Елабуга: Изд-во Елабужск. гос. пед. ун-та, 2007, 114 с. С. 61.

— обосновать, сущность российского человека как синтез качеств человека, западного и человека восточного;

— выявить ментальность. российского человека как человека евразийского-.

— описать перспективы развития человека в современном российском обществе.,. ¦.••-'.

Методологические основания', работы. Методологической основой исследования? является? социокультурный подход, который позволяет увидеть культурное своеобразие современного российского человека.

Кроме того, автором используются возможности компаративистского подхода, который позволяет сравниватьразличные типы человека, в том • числе российского, отличающегосяпо основным-, качественным, характеристикам от западного швосточногоэлементы синергетического подходакоторый позволяет рассматривать общество как достаточно устойчивую функционирующую систему социальной жизни и как хаотическое: многообразие различных: культурных традиций;

В работе использованы адекватные поставленной' целивозможности • диалек-тико-материалистического метода, принципы, объективностиисторичностии системности. Принцип объективности предусматривает анализ проблемы российского человека в контексте влиянияприродной, социально-исторической и культурной реальности. Принципсистемности нацелен на всестороннее: познание предмета исследования- ©-шпозволяет рассматривать российского человека в системах: «человек — общество» и «человек — природа».

Научная новизна исследования заключается в том, что автором:

• выявленыв контексте евразийской: концепции черты" российского* человека! («симфоническая» личность, содержащая"в себе: элементы"целого (- общества-, историческое влияние: туранского элемента, опора на собственные традиции), которые помогают трактовать его как особый этнокультурный тип;

• обосновано, что с учетом актуальной социокультурной ситуации, необходимо понимать Россию-Евразию не с позиций традиционного понятия- «русский человек», а с позиций понятия «российский человек». При этом объясняется правомерность включения-в системное понимание современного российского человека знаний о формировании этноса в обстановке взаимодействия различных культур;

• представлен вариант системы характерных, сущностных черт российского человека в. условиях евразийского общества, выявленных в результате синтеза принциповевразийства и общих философских идей (ориентация на близких людей, ограничение в обладании собственностью, покорное подчинение власти, бесхозяйственное отношение к природе, вера в быстрое счастье, коллективизм, интернационализм и др.);

• определены основные перспективы развития российского человека в евразийском этнокультурном пространстве: приближение к традициисвоего культурного наследияосознание себя не как уникального и неповторимого существа, но и как человека, способного гармонично* вписыватьсяв современный мир, имеющего в своей генеративной* предпосылке типичные общемировые факты и условия приближения. к общемировым ценностям;

•- показано, что положениями только евразийской концепции не возможно объяснить всей сложности и противоречивой сущности российского человеканеобходимо также учитывать. и конвергентные процессы, в современном мире, наличие открытых обществ, и большую социальную мобильность людей.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы в том, что результаты могут быть применены при изучении проблемы взаимодействия" человека и общества на современном этапе в России с её тенденциями, направленными, на создание постиндустриального общества и интеграцию в' мировое сообщество.* Данное исследование может быть полезным при раскрытии сущности российского человека для понимания его исторической роли в России и в мире. Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в. диссертации положения и выводы могут быть использованы при изучении различных философских дисциплин, Вс частности, философской антропологии, социально-философской антропологии, в преподавании вузовского курса философии.

Апробация работы. Основные идеи работы были изложены на научных и научно-практических конференциях, в том числе: международной научно-практической конференции «Этнокультурные и этнополитические процессы в XXI веке». (Уфа, 2007 г.) — всероссийской научной конференции «Перспективы развития современного общества». (Казань, 2002 г.- Казань, 2003 г.) — региональной научно-практической конференции преподавателей «Проблемы человека в свете современных социально-философских наук». (Елабуга, 2004 г.) — региональной научно-практической конференции преподавателей «Проблема человека в современных социально-философских науках». (Елабуга, 2007) — а также в 8 публикациях автора общим объёмом 2,3 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, по три параграфа каждая, заключения и списка литературы. Общий объём диссертации — 143 страницы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время перед российским человеком стоит задача осмысления собственной уникальности в процессе идентификации со своей духовной и нравственной самобытностью. Поиск этой самобытности необходимо усматривать в культурно—историческом прошлом России. Также этнокультурное своеобразие России позволяет выявить национальную идентичность российского народа и индивидуальную идентичность конкретного российского человека, данная логическая соотнесённость, в свою очередь, определяет пути познания объекта и предмета нашей работы.

В результате теоретического исследования проблемы человека в российском социокультурном пространстве, как евразийском, нами, выявлены следующие особенности:

1. В настоящее время проблема России играет всё большую роль в мировой практике, и необходимо определить национальную и1 культурную самобытность российского общества. Одной из теорий, дающих возможность осуществить такую попытку является евразийская теория цивилизационной принадлежности России. Теория евразийства отрицает универсальность прогресса, гегемонию «запада в культурном отношении к другим государствам и решающую роль техногенного фактора в развитии человечества. Центральное место в евразийской теории цивилизационного развития занялапроблема России и российского человека. Она выявляет следующие особенности России: Россия особая страна, уникальная в своём историческом развитии, непохожая ни на Запад, ни на Восток. Главная особенность России состоит в том, что она, в силу своего географического положения находится одновременно на двух континентах, которые играют решающую роль в. развитии человечества. Россия должна ориентироваться главным образом на свои внутренние, национальные особенности, она должна осознать своё своеобразие и сообразно этому строить свою политику: как внутреннюю, так и внешнюю.

Евразийскаш теориям даёт на все вызовы времени ответ, определяяРоссию как уникальнуюособую странусоответственно российский человек в теории евразийства рассматривается как особый, уникальный тип человека, непохожий ни на западного, ни на восточного человека, но одновременно сочетающего в> себе черты того и другого:

2. Россия, в плане цивилизационной принадлежности является' особой, уникальной' странойне похожей ни на чисто европейскую-цивилизацию, ни на ' чисто азиатскуюодновременно заключающаяв себе черты их обеих. Её особенностью является: во-первых, географическое расположение на двух материках — Европе иАзии. Это обуславливает собой не: однородность её поведения в: геополитическом плане на арене мировойшолитикиво-вторых,. Россия"обладает богатым, природнымпотенциалом и благодаря этому играет не последнюю роль в мире, в мировой экономике, в частностив — третьих, благодаря! огромным территориям! Россия имеет возможность влиять на геополитическую составляющую мировой политики, определять ход и развитие мирового сообщества. В плане внутреннего развития и обустройства I.

Россияявляется-/ государством с сильной центральнойвластьюЭто вызваноглавным образомеё геоклиматическими и культурными особенностями, так как обстоятельства требуют, чтобы в случае внешней опасности быстро мобилизовать внутренние силы. Процесс. мобилизации часто происходит не по каналам власти главным образома стихийно;

3. Тип цивилизации формирует соответствующий тип человека, которыйбы мог вписыватьсяв >рамки данной-, цивилизации и соответствовать её особенностям и принципам. Тойнби высказал следующую мысль по этому поводу: «. мы возьмём ситуацию, когда новая динамическая сила иностранного происхождения лишилась связи с родной почвой и оказалась в чужой» и враждебной среде. Изолированный блуждающий элемент, помещённый в чуждое ему социальное тело, начинает производить хаос, ибо он утратил свою первоначальную функцию и смысл, а также: лишилсяпривычных противовесов-и связей"1. Так как Россия является самобытной, евразийской страной, то тип человека, который формируется в её недрах должен иметь некоторые особенные: признаки, благодаря которым он будет своим в данной стране, сможет полноценно реа-лизовывать свой творческий потенциал, свои возможности, раскроет свой внутренний мир.

4. Российского" человека следует рассматривать как особый тип человека, сочетающего в себе общечеловеческие качества? и качества, сформированные под воздействием"факторов российской (евразийской)? цивилизацииПоследние: можно рассматривать как синтез в-российском человеке восточного и западного начала. В этом проявляется собственная сущность человека в российском социокультурном пространстве. В зависимости от обстоятельств в российском человеке мог^т проявляться черты как восточного, так и западного человека, однако, чаще всего в нём проявляется своё — российское.

5: Современная действительность ставит передроссийскими человеком? множество проблем, решать которые: ему необходимоРоссийский! человек должен выработать в себе новые качестваш приспособиться< к современным’ус-ловиям, в. данном случае перспектива его развития видится как основаннаяша принципах евразийства. Евразийство способно раскрыть, истинную * суть=российского человека, ответить на многие вопросы, которые ставит перед ним современная действительность. Российский человек может, реализовав тот потенциал, который в нём заложен, учитывая его особенности, занять соответствующее место в мире. Он может свободно и полноценно развиваться.

В!заключение также необходимо, привести точку зрения, обретающую всё большее число сторонниково томчто «евразийской стране — России -—.

1 Тойнби А.Дж. цивилизация перед судом истории: Пер. с англ.- М.: Рольф- 2002.-594с. С. 64. предназначено быть духовным лидером в мире, ибо кроме России некому возглавить духовное обновление человечества"1.

Современному российскому человеку необходимо развивать те ценности, которые были сформированы на протяжении многовековой истории России. Это послужит созданием системы ценностей, культивируя которые каждая нация в России обретёт независимость и самостоятельность, внося одновременно свой культурный вклад в развитие российского социума.

Стоит также сказать о том, что проблема поиска идентичности, определения идентичности исходя из конкретных условий, никогда не потеряет своей актуальности. И по прошествии времениисследователи вновь и вновь будут воз-вращаться.к данной проблеме, особенно проблеме российской идентичности.

В настоящее время можно говорить лишь о предполагаемых путях развития России, основываясь на. реальных, онтологических предпосылках её существования. Прошлый исторический опыт России не есть .цепь случайных совпадений, как результат бессознательной" или полусознательной деятельности руководителей России и всего народа в целом. Этот опыт есть проявление внутренних сил и ментальных установок народа и человека. В России исторический путь был очень не прост, все произошедшие события не могли не повлиять на формирование сущностных качеств российского человека. Пройдя через испытания, в полной мере осмыслив прошлое, сделав соответствующие выводы, Россия займёт достойное место в мировом сообществе. Хотя по большому счёту, Россия всегда была на своём месте, онтологически никто не может занять чьё — то место. Необходимо лишь осознать свою принадлежность к России, почувствовать себя хозяином.

1 Капранов В. А. Нравственные основы русского духа // Россия: прошлое, настоящее будущее: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 16−19 декабря 1996 г. / Отв. ред. М. С. Уваров. — СПб.: Издательство БГТУ, 1996. — С. 68.

Говоря о России-Евразии стоит сказать, что Евразия существовала всегда — Россия появилась позже. Сама природа Евразии обуславливала появление на своей территории единого государства — России-Евразии. Разные нации, с их культурами, нашли в евразийском мире благодатную почву для своего развития на благо всей России.

Важным аспектом, евразийского видения России, является конвергенция современного мира. Глобализация обуславливает объединение человечества. Человек должен быть «Человеком», не теряя своей идентичности, своего лица, только в этом случае он не потеряет «себя», его поступки будут носить характер свободного действия. Российский человек, как человек, исторически сформированный под влиянием евразийских факторов, также почувствует на себе влияние мирровогосообщества, консолидация с которым необходима для решения общепланетарных проблем. Российский человек также испытывает на себе экологические проблемы, научит ли это его рациональности? Научит ли это его беречь родную природу? По нашему мнению эти проблемы не могут нее коснуться и не повлиять на сущность российского человека. Это не единственное, что служит причиной конвергенции мира. Культура народа может развиваться в тесном взаимодействии с другими культурами. Отрицание универсального прогресса Евразийцами ярко проявляет культурное разнообразие мира, культура народов России-Евразии вносит в него большой вклад.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Авченко, В ^ Познать Россию / В. Авченко // Наш современник.- 2001. -•№ 3. -С. 21−30.
  2. , Т.А. Теория России и русских этноконтактов // http://redeurasia.narod.ru/biblioteka/aizat l. html
  3. , H.H. Русский народ, и государство / Н.11. Алексеев- ред. А. Дугин, Д. Тараторин. М.: Аграф, 1998. — 635с.
  4. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев.-—СПб.: Питер, 2001.—288 с.
  5. , E.H. Диалог цивилизаций: Восток-Запад/ E.H. Аникеева, A.B. Се-мушкин // Там же. 1998. — № 2. — С. .1
  6. Антощенко, A.B. .Евразия или «Святая-Русь»? Российские эмигранты, «первой волны» в поисках исторического самосознания: автореф. дис. д,-ра ист. наук: 07.00.09 / A.B. Антощенко. СПб., 2004: — 38с.
  7. A.C. Россия: критика исторического> опыта / А. С. Ахиезер.-М.: Новый хронограф, 2008!- 938с.
  8. , Э. Евразийство национальная идея России? / Э- Баграмов.// http://www.nasledie.ru/oboz/N09 01/9 ОЗ.НТМ.
  9. , O.A. Сущность человеческой жизни / О. А. Базалук, — Киев, Наукова думка. -2002.-380. С. 155.
  10. Ю.Баруллин, B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретения себя: мо-ногр./ B.C. Баруллин. СПб.: Алетейя, 2000: — 431с.
  11. H.A. Евразийство- // Путь. Сент. 1925.- № 1. — С. 134−139 «Евразийский вестник" — Книга Четвертая. Берлин 1925 г.
  12. , H.A. Судьба России: опыты по психологии войны и национальности/ H.A. Бердяев. М.: Мысль, 1990. — 208с.
  13. , H.A. Человек и машина/ H.A. Бердяев // Вопр. философии. — 1989. -№ 2.-С. 23−41
  14. , Н.А. Экзистенциальная динамика божественного и человеческого / Ы-А. Бердяев. Мир философии-. Человек. Общество: Культура.- Mi, 1991. -350 с.
  15. Бердяев, Н: А. О России и» русской* философской культурен М.: «Наука».-1990. G. 43.16- Бергер, Ш Капиталистическая>революция/ ШБергер.' М-, 1994. 348с.
  16. , Э.К. Человек как философская. проблема // http://anthropology.ru/ru/texts/vagimov/modphil0206.html ' ¦ i-" '
  17. Вахитов, Р. Р: Евразийская цивилизация / Р: Р. Вахитов // Евразийство и национальная идея. Материалы межрегиональной конференции. Под ред. Акад. АН РБ Ф. С. Файзуллина Уфа, 2006. — С. 31−37
  18. P.P. Национализм: сущность, происхождение, проявления / Р. Р1Вахитов // http://redeurasia.narod.ru
  19. Вахитов Р. Р- Евразийская сущность русской культуры (типология русской культуры по учению евразийцев) / Р. Р. Вахитов // http://redeurasia.narod:ru
  20. P.P. —Евразийский проект и его враги (критика критики евразийства) / Р. Р. Вахитов // http://redeurasia.narod.ru
  21. , P.P. Евразийская цивилизация / P.P. Вахитов // Евразийство и национальная идея- Материалы, межрегиональной конференции- Под ред. Акад. А№РБ Ф: С. Файзуллина Уфа- 2006: — О. 31−37.
  22. Введение в культурологию: курс лекций / под ред. Ю-Н- Солонина- E.F. Соколова-,-СПб-, 2003:
  23. Вернадский, Г. В: Начертание русской истории/ F.B. Вернадский- предисл. С. Б. Лаврова, А. С. Лаврова. М.: Айрис-пресс, 20 021 — 368с.: ил. — (Б-ка истории и культуры).
  24. , Г. В. Русская история / Г. В. Вернадский. М.: Аграф, 2001. -542с.
  25. , М. Евразийские теоретики о советском строе/ М. Воейков// Альтернативы. 2002. — № 2. — С. 43−59
  26. , О.Д. Н.А.Бердяев: интеллектуальная биография / О. Д. Волкогонова. М.: Изд-во МГУ, 2001. 112с
  27. , Б.П. Русский национальный характер/ Б.П. Вышеславцев- предисл. к публ. Н. К. Гаврюшина // Вопр. философии. 1995. — № 6. — С. 5781
  28. , Ф. Евразийские идеи в современном Казахстане/ Ф. Вьельмини // Россия и современный мир. 2002. — № 3. — С. 24−32
  29. , Б.С. Мы достойны особого места в философском сообществе / Б. С. Галимов // Философская мысль. 2001.- № 1.- с. 4−9
  30. , М.О. Творческое самосознание/ М. О. Гершензон // Вехи: сб. ст. о русской интеллигенции. М., 1990. — 210 С.
  31. , Р. Очерки о традиции и метафизике/ Р. Генон- пер. с фр. В. Ю. Быстрова. СПб.: Азбука, 2000. — 320с.
  32. , Ф.И. Метафизика пата. Косноязычие усталого человека. М.: «Лабиринт», 1995.
  33. , А.Т. Евразийская идея в современном измерении/ А. Т. Горяев // Россия и современный мир. 2003. — № 3. — С. 112−122.
  34. , А.Т. Евразийская идея и проблема самоидентификации России: ав-тореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / Горяев А. Т. Волгоград, 2003. -47с.
  35. , Б. Поиск русской’национальной идентичности/-Б. Гройс // Вопр. философии. 1992. — № 1. — С. 55−63.
  36. , М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отчест-венной философии/ М. Н. Громов // Там же. 1994. — № 4. — С.
  37. , A.B. Русская идея и её творцы/ A.B. Гулыга. М.: Эксмо, 2003. — 448 с.
  38. ГулыгаА.В! О самобытности России // Молодаяггвардия.- 1996.- № 5
  39. , JI.H. «Меня называют евразийцем."/ JI.H. Гумилев // Наш современник. 1992. — № 2. — С. 78−85
  40. Гумилёв- JI. H*. от Руси до России / Л. Н:Гумилёв:¦.-¦¦ СПб,. 1992. 540с.
  41. Гумилев, Л-iHi Чёрная легенда: Друзья и недруги-Великой-Степи/ JI.H. Гумилев. М: Айрис-пресс, 2002.-576с.
  42. Гумилев, J1.H. Этногенез-и биосфера/Земли/ JI.H. Гумилев. М.: Рольф, 2002: „-560 с.
  43. Гуревич- П1С. Философская антропология: опыт, систематики?/ ПС. Гуревич← ,// Вопр- философии. 1995. — № 8. — С. 21−38-
  44. П.С. Философия человека / П. С. Гуревич.-М.:Изд-воИФРАН, 1999, в2ч. 4.1, 224 с.
  45. Г. Г. „Конец-истории“ или сменащивилизаций?/ Г. Г. Дилиген-ский //Там же. 1991. — № 3. — С. 53−61
  46. , А.Г. Философия традиционализма/ А. Г. Дугин. М.: Арктогея-Центр- 2002. — 624с.
  47. , И.И. Достоевский и Ницше: на пути к новой метафизике, человеiка/И.И. Евлампиев //Вопр. философии. -2002. № 2. -С. 65−76
  48. Евразийская концепция современного российского государства:// Философия права. 2000. — № 2.,-G. 5−13:
  49. Евразийство: Опыт систематического-изложения. // Основы евразийства. М.: Арктогея-Центр. 800с.
  50. , Б.С. Социокультурные и геополитические принципы евразийства / Б. С. Ерасов // Полис. 2001. — № 5. — С. 65−74.
  51. Жданова, Г. В Евразийство в современных исследованиях. Философские аспекты: автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.03 / Г. В. Жданова. М., 2002. — 24 с.
  52. , И.И. Социально-философские аспекты функционирования культуры этноса в многонациональном обществе (на примере башкирской культуры) / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Уфа, 2006.
  53. , M.B. Идентичность человека. Социально-философские аспекты/ М. В. Заковоротная. Ростов — на — Дону: Изд-воСеверо-Кавказ. науч. центра высшей школы, 1999. — 242 с.
  54. Зеньковский- В: В. История русской философии: в 2 т./ В. В. Зеньковский. -Ростов на—Дону: Феникс, 1999. Т.1, Т.2.
  55. , В.И. Введение в евразийскую философию // http ://www. sofiogonia.webhost.ru
  56. , В.Д. Евразийская“ идея: политические аспекты в прошлом и настоящем / В. Д. Зотов // Соц.-гуманит. знания. 2000. — № 5. — С. 23−38
  57. , A.B. Евразийское мировоззрение и геополитические приоритеты России в XXI в./ A.B. Иванов // Вестн. МГУ. Сер.12, Полит, науки. 2000. -№ 3. — С. 3−20.
  58. , А. „Евразийство“ и поиск новой русской культурной идентичности/ А. Игнатов // Вопр. философии. 1995. — № 6. — С. 56−70
  59. , В.В. Философия истории/ В. В. Ильин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. — 380с.
  60. , В.Н. Евразийство/ В. Н. Ильин // Ступени. 1992. — № 2 (5). — С.
  61. , И.А. О смирении/ И. А. Ильин // Психологический журн. 1992. — Т. 13.-№ 6.-С. 34−37
  62. , И.А. Наши задачи/ И. А. Ильин // Юность. 1990. — № 8. — С.34−46
  63. , И.А. Почему сокрушился в России монархический строй?/ И. А. Ильин // Социолог, исслед. 1992 — № 5. с. 23−28
  64. , А. Созидательный потенциал евразийства/ А. Капто // Безопасность Евразии. 2000. — № 2. — С. 34−48.
  65. , В.А. Нравственные основы русского духа / В. А. Капранов // Россия: прошлое, настоящее будущее: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 16−19дек. 1996 г.//http://webwaфer.net/ww/~ ау/ап111горо1о§ у.ги/ги/1ех18/каргапоу/ш8ррГ02.М.
  66. , Л.В. О символах Достоевского/ Л. В. Карасаев // Вопр. философии. 1994. — № 10. — С. 10−18
  67. Кара-Мурза, С. Г. Исчезновение народа / С.Г. Кара-Мурза // Наш современник. 2006. — № 2. — С. 170−183
  68. Кара-Мурза, С. Г. Идеология и мать её наука / С.Г. Кара-Мурза. М.: Алгоритм, 2002. 734с.
  69. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием // http://www.kara-murza.ru/index.htm
  70. , Л.П. Философия истории/ Л. П. Карсавин. СПб.: Комплект, 1993. -352с.
  71. , Л.П. Основы политики / Л. П. Карсавин // Основы евразийства/ сост.: Н. Агамалян и др. М.: Арктогея -Центр, 2002. — 800с.
  72. , Н.Н. Смысл истории, http://tvfi.narod.ru/antropog.ht
  73. , И.С. Общечеловеческое и национальное в философии // II международная научно-практическая конференция КРСУ (27−28 мая 2004 г.): материалы выступлений / под общ. ред. И. И. Ивановой. — Бишкек, 2004. — С.348−355.
  74. , В. Историософия евразийцев/ В. Кожинов // Наш современник. — 1992.-№ 2.-С. 23−34
  75. , М.А. Братство-св. Софии: „веховцы“ и евразийцы (1921−1925гг.)/ М. А. Колеров // Вопр. философии. 1994. — № 10. — С. 24−37
  76. , И.В. „По ту сторону“ Европы/ И.В. Кондаков// Вопр. философии: -2002.-№ 6.-С. 8−17
  77. , И.В. Введение в историю русской философии. М, 1997.
  78. , В.К. Демократия как историческая проблема России/ В. К. Контор,// Там же. 1996. — № 6. — С. 25−31
  79. , В.К. Духовное наследие Европы/ В. К. Контор // Там же. 1995. -№ 8. -С. 10−19
  80. , В.К. Западничество как проблема „русского пути“/ В. К. Контор.// Там же.-1993.-№ 4.-С. 36−47 !
  81. Контор, 1 В. К. Стихия, и цивилизация: два фактора российской судьбы/ В. К. Контор // Там же. 1994ч. — № 5. — С. 3 7−45 f.
  82. , М.А. Братство- св. Софии: веховцы и евразийцы (1921−1925)/ М. А. Королев // Там же. 1994. — № 10. — С. 23−31
  83. , Е.Г. Пореволюционное эмигрантское течение евразийство (1917−1932 гг.)/ Е.Г. Кривошеева- ред. Г. Г.Касаров- Моск. автодор. ин-т (техн.ун-т). -М.: Б.и., 1996. — 136с.
  84. , A.M. Россия в поисках национальной идеи/ A.M. Кузнец // Вопр. философии: 2002. — № 1. — С. 34−41
  85. Курашов В. И: Философия смысла жизни // Восток и Запад: глобализация и культурная идентичность. Материалы международного конгресса, посвя-щённого 1000 -летию г. Казани,(23−25-мая 2005 г.), Издательство Казанского Университета, 2005. С. 76.
  86. , В.И. Философия: человек и смысл его жизни/ В. И. Курашов. Казань: Изд-во КГТУ, 2001. — 351с.
  87. , Н.И. Проблема социокультурной реформации в России, тенденции и препятствия/ Н. И. Лапин // Вопр. философии. 1996. — № 5. — С. 66−73
  88. , А.Б. Духовное производство: сущность и функционирование/ А. Б. Лебедев. Казань, 1999. — 320с.
  89. Леви-Строс К. Структурная антропология / Пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 512 с.
  90. Лосский, Н. О: Условия абсолютного добра/ Н. О. Лосский. М., 1991'. -380с.
  91. , Е.А. К вопросу о специфике российской государственности /Е.А. Лукьянова // Вестн. МГУ. Сер. 12, Полит, науки. 2002. — № 1. — С. 13−34.
  92. , Л. Евразийство и консервтивная революция/ Л. Люкс // Вопр. философии. 1996. — № 3. — С. 43−51
  93. , Л. Россия между Востоком и Западом: сб. ст./ Л» Люкс. М.: Моск. Филос. Фонд, 1993. — 348с.
  94. , С.Н. История русской социально-философской- мысли/ С.Н.Малявин- ред. Н. Е. Рудомазина. М.: Дрофа, 2003. — 256с.
  95. , И.А. Глобализация и транскультурный вызов не западного мира/ И. А. Мальковская // Сицис. 2005. — № 12. — С. 3−13.
  96. , К. Экономико-философские рукописи/ К. Маркс // Маркс, К. Соч./ К. Маркс. Ф. Энгельс 2-е изд. — Т. 42. — С. 256−270
  97. , Г. Одномерный человек: Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества/ Г. Маркузе. М.: КЕРЬ-Ьоок, 1994. — 420с.
  98. Мильдон. Русская идея в конце XX века/ Мильдон // Вопр. философии. -1996.-№ 3.-С. 34−42.
  99. , Е.М. Формирование общенациональной идеи в условиях перераспределения властных полномочий в Российской Федерации / Е. М. Минеев // Евразийство и национальная идея. Уфа, 2006. С. 224−225
  100. , Ф.И. Социальная антропология: (курс лекций). — М.: Между-нар. Ун-т Бизнеса и Управления, 1997. — 192 с.
  101. , Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида/ Ф. Т. Михайлов. М.: Наука, 1990. — 520с.
  102. , М.О. Глобализация и национальное государство: три мифа/ М. О. Мнацаканян // Социс. 2004. — № 5. — С. 137−142.
  103. , К. Вызов глобализации и Россия/ К. Мяло // Наш современник. -2006. -№ 1.- С. 190−196
  104. На путях к духовно-экологической цивилизации: (Евразийский проект).-Казань: Антиядер, о-во Татарстана, 1996. -131с.
  105. , G.C. Бердяев и-Флоренский: о смысле исторического/ С. С. Неретина // Вопр. философии. 1991. — № 3. — С. 34−41
  106. , В.П. Мы и Восток/ В. П. Никитин // Евразия. 1928. — № 1. — С.5.
  107. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. Мн.: Книжный Дом. 2003.-1280с.
  108. Новейший философский словарь / В. А. Кондрашов, Д. А. Чеклов, В.Н. Ка-порулина- под общ. ред. А. П. Ярешенко, Ростов н/Д.: Феникс, 2005.- 672с.
  109. Новикова- JI. Евразийский искус/ Л. Новикова, И. Сиземская // Мир России Евразия: антология. — М., 1995. — С. 24−32 ^
  110. , JI. Два лика евразийства/ JI. Новикова, И. Сиземская// Свободная, мысль. 1992. — № 7. — С.47−59 {
  111. , Б. Евразийство: в чем суть?/ Б. Орлов // Общество и экономика. -2001.-№ 9.-С. 45−53
  112. , И.Б. Евразийская цивилизация: Соц.-ист. ретроспектива и перспектива /И.Б. Орлова. М.: Норма, 1998. — 280с.
  113. , И.Б. Контуры современной евразийской концепции/ И. Б. Орлова http://www.ispr.rU/Confer/EuroAsia/confer9-l.html#bb.
  114. Н. Исход к Востоку: Евразийство и его критика / Н. Омельченко // Евразийская идея и современность. М.: изд-во РУДН- 272 с. С. 10−29
  115. , A.C. Православная цивилизация в глобальном мире/ A.C. Пана-рин. -М.: Эксмо, 2003. 544с.
  116. , A.C. «Вторая Европа» или «Третий Рим»/ A.C. Панарин // Вопр. философии. 1996. — № 10. — С. 53−61
  117. , A.C. Россия в Евразии: геополитические вызовыш цивилизацион-ные ответы/ A.C. Панарин // Там же. 1994. — № 12. — С. 35−46
  118. , A.C. Евразийство: за и против, вчера и сегодня/ A.C. Панарин // Там же. 1995. — № 6. — С. 3−25
  119. , A.C. Россия между евразийством и атлантизмом/ A.C. Панарин // Рос. провинция. 1993- - №Г. — С.27−3 К
  120. , A.C. 13 каком мире нам предстоит жить?/ A.C. Панарин http: // www.archipelag.ru/ru mir/ostrov-rus/cymbur/composition.
  121. , A.C. Россия:в Евразии: геополитические вызовы! и цивилизацион-ные ответы/ A.C. Панарин // Вопр. философии. 1994. — № 12. — С. 87−94
  122. , И.К. Иосткоммунистическая демократия в России: основания и особенности/ И. К. Пантин // Вопр. философии- 1996. — № 6. — С. 65−71
  123. , В.Я. Евразийству 80 лет/ В .Я. Пащенко // Вести., МЦУ. Сер.7, Философия. — 2001. — № 4. — С. 21−29
  124. В.Я. Социальная философия евразийства / В. Я. Пащенко. М.: Альфа-М, 2003.-368с.
  125. , Ю.С. Русская- собственность, русская- власть, русская мысль, / Ю. С. Пивоваров //Россия и современный мир. 2002. — № 1. — С. 54−63
  126. , C.B. Политическое учение Евразийства: (Опыт системной реконструкции и интерпритации): дис.. канд. полит, наук: 23. 00. 01/ С. В- Пишун C.B. Владивосток, 1999. — 176с.
  127. , А. Интересно жить в России в России всё не так/ А. Полетаев // Знание — сила- - 1994^ - № 6- - С. 68−75
  128. Поликарпов, B.C., Поликарпова*В-А. Феномен человека вчера и- завтра/ B.C. Поликарпов, В. А. Поликарпова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. -576с.
  129. , A.B. Между Востоком и Западом: возрождение даров русской^ души/A.B. Поляков // Вопр. философии. — 1993. № 10. — С. 65−74
  130. , Л.В. Клинтон Гарднер. Между Востоком и Западом. Возрождение даров русской души/ Л. В. Поляков // Вопр. философии. 1993. — № 10. — С. 34−42
  131. Л. Вокруг евразийства: споры в русской эмиграции / Л.Понамарёва. Евразийская идея и современность. М.: изд-во РУДН, 272 с. С.30−37
  132. , А.И. Российский менталитет: к социологическому дискурсу/ А. И. Редель // Социолог, исслед. 2000.- № 12. — С. 25−33
  133. Риск исторического выбора в* России: (материалы «круглого стола»)/ выступали: А. С. Панарин и др. // Вопр. философии. 19 941 — № 5. — С.
  134. , Г. К вопросу о будущем России/ Г. Рормозер // Там же. — 1993. -№ 3. — С. 43−49
  135. Российская идея: сущность, содержание, развитие: материалы межвуз. науч. конф. Казань, 1997. — 109с.
  136. Российская ментальность: (материалы «круглого стола»)/, выступали: Г. Д. Гачев и др. // Вопр. философии. 1994. — № 1. — С. 86−93
  137. Русская идея/ сост. и авт. вступ. ст. М. А. Маслин. М.: Республика, 1992. -496с.
  138. Русский узел евразийства. Восток в русской мысли: сб. тр. евразийцев/ сост. С. Ключников- ред. Н.И.Толстой- РАН, Ин-т мировой лит. М.: Беловодье, 1997. — 525с.
  139. , А.Г. Социально-философская антропология: принципы конструирования и предметного определения/ А. Г. Сабиров. М.: Изд-во Моск. пед. ун-та, 1997. — 120с.
  140. , А.Г. Человековедение: гуманизационные и гуманитарные функции/ А. Г. Сабиров. Елабуга: Изд-во ЕГПИ, 1996. — 210с.
  141. , П. В борьбе? за Евразийство: Полемика вокруг евразийства в 1920-х годах/ П: Савицкий // Тридцатые годы: Утверждения- евразийцев. -Париж, 1931. Кн. .7.
  142. , П. Евразийство/П. Савицкий//Наш современник. 1992- - № 2. — С:. 37−44−150- Савицкий, ГШ. Континент Евразия/ Савицкий П. Н. Ml: Аграф, 1997. -461с.
  143. , И. Евразийское будущее России/ И: Савкин, В. Козловский // Ступени. 1992. — № 2(5). — С. 75−81
  144. , В .А. Евразийство-миф XX1 века?/ В •А. Сендеров // Вопр. философии. 2001. — № 5. — С. 41−53
  145. Сендеров- В-А. Общество и власть в России/ В А. Сендеров // Новый мир. -2005.-№ 12. С. 35−48
  146. Сиоран. Искушение существованием/ иер. с фр., предисл. В: А. Никитина-, ред., прим. И. С. Вдовиной.— М: Республика: Палимпсест, 2003. — 431с.
  147. , А. К вопросу о внутренних трениях и противоречиях в евразийстве 1920-х годов/ А. Соболев // Россия XXI. 2002. — № 5. — С. 18−25
  148. Ю. Непризнанная Евразия / Ю. Солозобов // Логос.- 2004.-№ 6.-с. 130−139
  149. , М.Т. Человек в традиционном обществе Востока (опыт компаративистского подхода)/ М. Т. Степанянц // Вопр. философии. 1991. — № 3. -С. 57−65
  150. , П. Православие и культура/ П. Струве. М., 1992. — 256с.
  151. , П. Исторический смысл русской революции и национальные задачи/ П. Струве // Из глубины: сб. ст. о русской революции / С. А. Аскольдов, H.A. Бердяев, С. А. Булгаков и др. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 298с.
  152. , JI.H. Об общечеловеческих ценностях/ JI.H. Столович// Вопр. философии. 2004. — № 4. — С. 36−43
  153. , Ю.А. Религиозно-нравственная проблема свободы личности в творчестве Достоевского/ Ю. А. Сухарев // Философия и общество. 1999. -№ 3.-С. 35−42
  154. , Л.Г. Социально — культурные угрозы в условиях глобализации / Л. Г. Титаренко // Безопасность Евразии. 2003. — № 3 (13). — С. 57−63
  155. , М.Л. Россия: безопасность через сотрудничество. Восточно-азиатский вектор / М.Л. Титаренко- ред. Б. Т. Кулик и др.- РАН, Ин-т Дальнего Востока.- М.: Памятники ист. мысли, 2003. 406с.
  156. , А.Дж. Постижение истории: пер. с англ. / А.Дж. Тойнби- сост. А.П. Огурцов- вступ. ст. В.И. Уколовой- закл. ст. Е. Б. Рашковского. М.: Прогресс, 1991.-736с.
  157. , А.Дж. Цивилизация перед судом истории: сб.: пер. с англ./ А.Дж. Тойнби. М.: Рольф, 2002. — 592с.
  158. , Н. Общеевразийский национализм/ Н. Трубецкой // Свободная мысль. 1992. — № 5. — С. 46−53
  159. Н.С. Об истинном и ложном национализме. Хрестоматия по истории философии. В’З ч. Ч.З.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС.-1997. 560с.
  160. , Н.О. К проблеме русского самопознания/ Н. С. Трубецкой. -' Евразийское книгоиздательство, 1927.
  161. , Н.С. Наследие Чингисхана / Н.С. Трубецкой- сост. А.Дугин. -М.: Аграф, 1999. 554с.
  162. , Н.С. Наследие Чингисхана. Взгляд на русскую историю не с Запада- а с Востока. — Берлин, 1925. 346с.
  163. , Н.С. Русская проблема/ Н. С. Трубецкой // Европа между Россией и Азией: Евразийский соблазн: антологиям М.: Наука- 1993. — 260с.
  164. , С.Н. Собрание сочинений: в т. / С. Н. Трубецкой. М., 1994. -Т.2. — 526с. ,
  165. , H.A. Евразийство и современность/ H.A. Тугаринов // Лики России.- 1993.-№ 5.-С. 36−45
  166. , П.В. Открытие прикрытого/ П.В. Тулаев// Россия и Европа: опыт соборного анализа. М., Наследие, 1992. — С. 54−60
  167. , Е.А. Евразийство как социокультурный тип: соционическая интерпретация // http://filosoflO.narod.ru/special.htm.
  168. Устойчивое развитие: материалы межрегион, филос. семинара. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 2002! — Вып. 4−5:
  169. , H.A. Образование в духовной жизни россиян/ H.A. Устич, А. Нева-ленная // Традиционное- современное и переходное в российском обществе: сб. ст. II Всерос. науч.-практ. конф./ под ред. Р. Г. Яновского и др. -Пенза, 2005.-С. 128−13V
  170. Федотова,.В. Г. Россия в глобальном и внутреннем* мире/ В'.Г. Федотова // Мир России. 2000. — Т. 9, № 4. — С. 36−42
  171. , Г. Евразийский соблазн/ Г. Флоровский // Новый мир. 1991. -№ 1.- С. 23−31
  172. , В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М., 1990. — с.
  173. B.C. Гуманизм евразийской идеи и< практики // В'.С.Хазиев // Евразийство и национальная идея. Материалы межрегиональной конференции. Под ред. Акад. АН РБ Ф. С. Файзуллина Уфа, 2006. — С. 64−70.
  174. , С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон- пер. с англ. Т. Велимеева, Ю.Новикова.- М.: ACT, 2003. 603, 5. с. — (Philosophy).
  175. В. Историософия Евразийства / В. Хачатурян // Евразийская идея и современность. М.: изд-во^РУДН, 272 с. С. 93−97
  176. Хвостов- A.A. Молчание крольчат «(размышления о радикализме. современ-ных рабочих)/ A.A. Хвостов // Альтернативы. 2002. — № 2. — С. 74−79
  177. , С.С. О старом и новом/ С. С. Хоружий.- СПб.: Алетейя, 2000. -477с.
  178. , В.И. Идея соборности и славянофильство. Проблема соборной феноменологии/ В. И. Холодный. М., 1994. — 438 с.
  179. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его-жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения / Редкол.: И. Т. Фролов и др.- Сост. П. С. Гуревич. — М.: Политиздат, 1991. — 422 с.
  180. , А. Культура и этика / А. Швейцер. -М.: Прогресс, 1973. 334с.
  181. , В. Европа и душа Востока/ В. Шубарт- пер. с нем. М. В. Назарова, З. Г. Антипенко. М.: Эксмо, 2003. — 480 с.
  182. , М.Д. Российская национальная идея: с надеждой в будущее/ М. Д. Щелкунов // Российская идея: сущность, содержание, развитие: материалы межвуз. конф.- Казань, 1997. С. 34−45
  183. Штрик-Штрикфельд, В. Секретный доклад Гитлеру/ В. Штрик-Штрикфельд // Слово. 1992. — № 1−6. — С. 44−51
  184. , Ю. Будущее России в координатах евразийской цивилизации/ Ю. Яковец // Общество и экономика. 2000. — № 1. — С. 65−72
  185. , К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М., 1991. — 620с.
  186. Gemeinschaft und Gerechtigkeit. Hrsg. von M. Brumlik und H. Brunkhorst. -Frankfurt- M., 1993.
  187. Moehler, J.A. Die Einheit in der Kirche oder das Prinzip des Katholizismus/ J.A. Moehler. Darmstadt, 1957. — S. 114.
  188. Gans, E. Mimetic Paradox and the Event о Moehler J.A. f Human Origin/ E. Gans // Anthropoetics 1, no. 2 (December 1995).
  189. Gabora, L. The Origine and Evolution of Culture and Creativity/ L. Gabora // Journal of Mimetics Evolutionary Models of Information Transmission,. — 1997. — № 1.,
  190. Gergen, K.J. Constructing the Self in a Mediated World/ K.J. Gergen. Sage, 1996.
  191. Gergen, K.J. Social Psychology as History|/ K.J. Gergen // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 26. — № 2.
  192. Rappoport, D. The Structure of Psychoanalytical Theory/ D. Rappoport // Psychology: a Study of a Science. 1959. — Vol. 3.
  193. Redfield, R. Peasant Society and Culture. An Anthropological Approach to Civilisation/ R. Redfield. Chicago, 1956.
  194. Steiner, R. Human and Cosmic Thought/ R. Steiner. London, 1967.
Заполнить форму текущей работой