Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Широкодиапазонные поворотные стенды с цифровыми системами управления и навигационными приборами в качестве чувствительных элементов для контроля измерителей угловой скорости

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Настоящая диссертационная работа посвящена разработке новых схемотехнических решений построения широкодиапазонных поворотных стендов с цифровыми системами управления (ЦСУ), где в качестве инерциальных чувствительных элементов (ИЧЭ) применяются различные навигационные приборы, а именно, измерители угловых скоростей и кажущихся ускорений. Принцип построения стендов как прецизионных систем на основе… Читать ещё >

Содержание

Глава 1. Анализ состояния современного испытательного оборудования для контроля измерителей угловой скорости. Задачи диссертационной работы. 12 1.1. Анализ схемотехнических решений построения поворотных стендов

1.2. Анализ технических характеристик функциональных элементов широкодиапазонных стендов.

1.3. Цель и задачи диссертационной работы.

1.4. Выводы по главе 1.

Глава 2. Схемотехнические решения построения широкодиапазонных стендов и инерциальных чувствительных элементов с цифровыми системами управления.

2.1. Широкодиапазонный стенд со встроенными инерциальными чувствительными элементами и единой цифровой системой управления.

2.1.1. Применение в качестве измерителя угловой скорости поплавкового датчика угловой скорости.

2.1.2. Применение волоконно-оптического или кольцевого лазерного гироскопа.

2.2. Широкодиапазонный стенд со сменными инерциальными чувствительными элементами.

2.3. Инерциальные чувствительные элементы с цифровыми системами управления.

2.4. Достоинства схемотехнических решений построения широкодиапазонных стендов с цифровыми системами управления.

2.5. Выводы по главе 2.

Глава 3. Исследование инерциальных чувствительных элементов стендов как систем автоматического управления.

3.1. Синтез и анализ цифрового регулятора поплавкового датчика угловой скорости. Результаты математического моделирования.

3.1.1. Синтез цифрового регулятора датчика угловой скорости. Формирование алгоритмов управления.

3.1.2. Результаты математического моделирования датчика угловой скорости с цифровой системой управления.

3.2. Синтез и анализ цифрового регулятора кварцевого маятникового акселерометра. Результаты математического моделирования.

3.2.1. Синтез цифрового регулятора акселерометра. Формирование алгоритмов управления.

3.2.2. Результаты математического моделирования акселерометра с цифровой системой управления.

3.3. Математическая модель кольцевого лазерного гироскопа.

3.4. Математическая модель волоконно-оптического гироскопа.

3.5. Выводы по главе 3.

Глава 4. Исследование широкодиапазонных поворотных стендов с цифровыми системами управления.

4.1. Структурные схемы стендов с цифровыми системами управления. Особенности построения цифровых регуляторов.

4.2. Определение методики синтеза цифровых регуляторов стендов.

4.3. Обеспечение масштабных коэффициентов стендов.

4.4. Синтез регуляторов контуров стабилизации стендов.

4.5. Алгоритмическая реализация комплексного цифрового регулятора.

4.6. Анализ результатов во временной и частотной областях.

4.7. Выводы по главе 4.

Глава 5. Исследование точностных характеристик широкодиапазонных стендов и инерциальных чувствительных элементов с цифровыми системами управления.

5.1. Оценка влияния помех широкодиапазонных стендов с цифровыми системами управления.

5.2. Исследование методов комплексирования выходной информации от избыточного количества первичных измерителей стенда.

5.3. Разработка методики калибровки приводного двигателя.

5.4. Алгоритм адаптации системы управления стенда к смене инерциального чувствительного элемента.

5.5. Результаты экспериментальных исследований.

5.6. Выводы по главе 5.

Широкодиапазонные поворотные стенды с цифровыми системами управления и навигационными приборами в качестве чувствительных элементов для контроля измерителей угловой скорости (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном точном приборостроении наземные испытания измерителей угловых скоростей и блоков на их основе требуют применения прецизионных поворотных стендов, задающих с высокой точностью и стабильностью вращение с постоянной или изменяющейся по определенному закону угловой скоростью в широком диапазоне (от 0,01 до 10 000%-).

Настоящая диссертационная работа посвящена разработке новых схемотехнических решений построения широкодиапазонных поворотных стендов с цифровыми системами управления (ЦСУ), где в качестве инерциальных чувствительных элементов (ИЧЭ) применяются различные навигационные приборы, а именно, измерители угловых скоростей и кажущихся ускорений. Принцип построения стендов как прецизионных систем на основе гироскопических стабилизаторов, работающих в режиме программного разворота, управляемых по информации ИЧЭ [83], лежит в основе создания нового класса малогабаритных, высокоточных, с приводом от маломощных двигателей, стендов.

Наряду с этим, развитие теории автоматического управления за последние 60 лет привело к появлению новых методов синтеза регуляторов, в том числе и цифровых, которые, в сочетании со всё возрастающими возможностями компьютерной и процессорной техники [14, 28], с успехом могут быть применены для разработки нового класса ИЧЭ и более совершенного испытательного оборудования, в частности, высокоточных поворотных стендов.

Введение

ЦСУ позволит выйти на новый уровень точностных характеристик, а также, в случае необходимости, позволит изменять динамические свойства стендов путем перепрограммирования цифровой части их регуляторов.

Цель работыповышение точности задания угловой скорости и улучшение динамических характеристик широкодиапазонных стендов с навигационными приборами в качестве ИЧЭ путем разработки новых схемотехнических решений построения стендов с ЦСУ.

Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Разработать схемотехнические решения построения стендов нового поколения — стендов с ЦСУ и ИЧЭ.

2. Провести синтез и анализ цифровых регуляторов систем управления стендов и ИЧЭ.

3. Провести анализ синтезированных систем в частотной и временной областях и экспериментальные исследования для подтверждения правильности предлагаемых решений.

4. Оценить влияние помех широкодиапазонных стендов с ЦСУ.

5. Разработать методики и алгоритмы повышения точности задания угловых скоростей стендами нового поколения.

Объектом исследования в диссертационной работе являются широкодиапазонные стенды, построенные на базе одноосного карданова подвеса, где в качестве ИЧЭ используются прецизионные измерители угловых скоростей • и кажущихся ускорений. Цифровые регуляторы как системы управления двигателями стендов, так и ИЧЭ, реализованные в процессорных модулях, включённых в цепи обратных связей соответствующих приборов, в виде программ, полученных на основе разработанных алгоритмов.

Предметом исследования являются основные методики расчета и проектирования широкодиапазонных стендов с ЦСУ и ИЧЭ, методики расчета цифровых регуляторов, исследования путей повышения точности и стабильности задаваемых стендами угловых скоростей в сравнении с имеющимися аналогами, а также исследования влияния помех, действующих в системе управления стендов.

Методы исследования применены теоретические и экспериментальные. В теоретическом исследовании использован аппарат теории автоматического управления, методы программирования и компьютерного моделирования. Экспериментальное исследование широкодиапазонного стенда с ЦСУ производилось на филиале ФГУП «НПЦ АП» — «ПО «Корпус» (далее ПО «Корпус») в г. Саратове непосредственно на выпущенном технологическом образце — прибор КХ4.136.348.

Достоверность и обоснованность результатов подтверждаются соответствием теоретических результатов, в том числе полученных математическим моделированием, с результатами экспериментальных исследований.

Использование результатов. Результаты, полученные в диссертационной работе, были использованы на ПО «Корпус» в качестве опытной разработки программно-математического обеспечения при решении задач синтеза цифровых регуляторов и способов повышения точности задания угловой скорости поворотными стендами, а именно:

— схемотехнические решения построения поворотных стендов и ИЧЭ с ЦСУ;

— алгоритмы реализации цифровых регуляторов в виде разностных уравнений вычисления управляющих воздействий в микроконтроллерах процессорных модулей, находящихся в цепях обратных связей приборов;

— методика калибровки приводного двигателя стенда.

Алгоритмы реализации цифровых регуляторов были апробированы при расчетах кварцевого маятникового акселерометра с ЦСУ и широкодиапазонного поворотного стенда с ЦСУ, имеющего датчик угловой скорости (ДУС) и акселерометры с аналоговыми системами управления в качестве ИЧЭ.

Расхождение расчетных значений выходных сигналов с экспериментальными результатами составило:

— для акселерометра — не более 5%;

— для стенда — не более 3%.

Было показано, что разработанные алгоритмы формирования управляющих сигналов в цепях обратных связей проектируемых приборов обеспечивают требуемые динамические характеристики и имеют преимущество при расчетах устройств с многоконтурной системой управления.

Внедрение результатов работ. Внедрение широкодиапазонного стенда с ЦСУ и ИЧЭ произведено на ПО «Корпус».

Апробация работы. Основные результаты работы обсуждались и докладывались на VIII ^ XIV конференциях молодых ученых «Навигация и управление движением», на XXV научно-технической конференции памяти.

H.H. Острякова, на XV ^ XVIII Международных конференциях по интегрированным навигационным системам, на IV Мультиконференции по проблемам управления (ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», г. С.-Петербург, 2006;2012 гг.) — на IV научно-технической конференции молодых специалистов (ФГУП «НПЦ АП им. H.A. Пилюгина», г. Москва, 2010 г.) — на конференции «Математические методы в технике и технологиях» ММТТ-24 (Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А., 2011 г.). Победа в программе «Участник Молодежного Научно-Инновационного Конкурса» («У.М.Н.И.К.») и получение гранта (от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере) на разработку широкодиапазонного акселерометра с цифровой системой управления.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 23 печатных работы, из них 6 статей в журналах из перечня ВАК, 3 статьи без соавторов и 3 патента РФ на изобретения.

Научная новизна полученных результатов заключается в следующем:

I. предложены два варианта построения широко/диапазонных стендов с ЦСУ. На базе предложенных вариантов разработаны частные схемотехнические решения построения стендов, защищенные патентами РФ на изобретения [99−101];

2. показано, что в стендах возможна смена ИЧЭ вне зависимости от класса ИЧЭ и типа его обратной связи. Смена ИЧЭ не ведет к изменению конструкции и функциональной электроники стенда, а обеспечивается за счет подстройки коэффициентов цифровой части регулятора в ЦСУ стенда;

3. получены новые алгоритмы цифровой стабилизации движений ИЧЭ и платформы стенда, обеспечивающие требуемые точностные характеристики и частотные свойства этих приборов;

4. разработано программно-математическое обеспечение, реализующее математические модели погрешностей предлагаемых стендов;

5. разработана методика калибровки приводного двигателя стенда, улучшающая точностные характеристики стенда.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что полученные результаты позволяют:

1. повысить точность и стабильность задаваемой угловой скорости в предлагаемых схемотехнических решениях построения стендов;

2. снизить энергопотребление и габаритно-массовые характеристики;

3. обеспечить возможность задания широкого диапазона программных движений вращения платформы стенда, а не только постоянных по величине и направлению, либо изменяющихся по гармоническому закону;

4. обеспечить возможность изменения динамических характеристик стенда и ИЧЭ путем перепрограммирования цифровой части их регуляторов в управляющих процессорах без изменения функциональной электроники;

5. с введением ЦСУ ликвидировать зависимость масштабного коэффициента и полосы пропускания стенда от угловой скорости при использовании в качестве ИЧЭ акселерометров, измеряющих центростремительное ускорение.

Применение полученных результатов позволяет не только повысить точность задания угловой скорости поворотных стендов, но также дает возможность создания универсального стенда с требуемыми габаритно-массовыми, энергетическими, динамическими и точностными характеристиками. На защиту выносятся:

1. два варианта построения широкодиапазонных стендов с ЦСУ, представленные тремя схемотехническими решениями с различными навигационными приборами в качестве чувствительных элементов;

2. новые алгоритмы цифрового управления в контурах ИЧЭ и контурах стабилизации стендов;

3. программно-математическое обеспечение, реализующее математические модели погрешностей предлагаемых стендов на компьютере;

4. алгоритм адаптации системы управления стенда к смене ИЧЭ;

5. методика калибровки приводного двигателя стендов.

Личный вклад автора в этих работах состоит в разработке схемотехнических решений построения прецизионных стендов с ЦСУв формировании математических моделей стендов с процессорными устройствамив синтезе ЦСУ приводными двигателями стендов и цифровых регуляторов поплавкового датчика угловой скорости и кварцевого маятникового акселерометраИЧЭ стендовв анализе синтезированных системв оценке влияния помех, присущих системе управления широкодиапазонных стендовв разработке программно-математического обеспеченияв разработке алгоритмов и методик повышения точностив проведении экспериментальных исследований.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка источников, включающего .120 наименований, и четырех приложений. Объем пояснительной записки составляет 125 страниц, общий объем со списком источников и приложениями — 167 страницв работе имеется 83 рисунка и 20 таблиц.

5.6. Выводы, но главе 5.

В пятой главе диссертации выполнена следующая работа:

1) проведены различные исследования работы стендов нового поколения, связанные с оценкой влияния помех в системах управления и с повышением точности обработки выходной информации от избыточного количества первичных измерителей, а также разработаны методика и алгоритм, позволяющие повысить точности задания угловой скорости;

2) для акселерометра с ЦСУ собран макетный образец, и для рассчитанного регулятора с периодом дискретизации 3,348−10″ ° с проведены экспериментальные исследования и произведена отладка коэффициентов регулятора;

3) для широкодиапазонного стенда с ЦСУ, построенного по второму варианту с ДУС и акселерометрами с аналоговыми системами управления в качестве ИЧЭ, проведены экспериментальные исследования, связанные с определением нестабильности задания угловых скоростей. В частности, для 1-го режима работы стенда нестабильность задания угловой скорости не превысила 3,6−10−3%, а для 2-го.1,5−1 0~4%.

Таким образом, проведенные числовые и экспериментальные исследования позволяют еще раз подтвердить правильность предложенных схемотехнических решений построения приборов с ЦСУ.

Заключение

.

В рамках диссертации были получены следующие результаты:

1. разработаны два варианта построения широкодиапазонных стендов с ЦСУ, в соответствии с которыми предложено три схемотехнических решения построения стендов с различными навигационными приборами в качестве ИЧЭ. По первому варианту ЦСУ приводным двигателем стенда и ИЧЭ строится на базе единого процессорного модуля. В соответствии со вторым вариантом стенд строится как универсальный с возможностью применения различных ИЧЭ с автономными обратными связями;

2. разработаны функциональные и структурные схемы ИЧЭ и широкодиапазонных стендов с ЦСУ, построенные по блочной структуре с введением аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей;

3. сформулирована задача синтеза комплексного цифрового регулятора стенда и предложен метод се решения путем нахождения составляющих этого регулятора, представленного регуляторами измерительных контуров (контуров ИЧЭ) и регулятором контура стабилизации (контур управления приводным двигателем). Для чего проведена процедура синтеза регуляторов ИЧЭ с ЦСУ на базе метода /^^-оптимизации, цифровой фильтрации и теории наблюдающих устройств минимальной размерности типа Люенбергера. Показано, что независимо от того, по какому варианту построен стенд, методика синтеза носит общий характер и применима к любому схемотехническому решению построения стенда, представленному в работе. Из полученных передаточных функций цифровых регуляторов сформированы алгоритмы управления для программирования их в процессорных модулях;

4. проведена численная реализация систем управления ИЧЭ и широкодиапазонных стендов с ЦСУ в двух режимах работы, а также анализ всех систем в частотной и временной областях. Для ИЧЭ с ЦСУ проведено исследование периода дискретности на их динамические характеристики. Кроме того, реализация цифрового регулятора стенда во 2-ом режиме работы позволяет исключить нелинейность в канале управления приводным двигателем по сигналам акселерометров, измеряющих центростремительное ускорение точек их крепления к платформе стенда, что ведет к установившемся динамическим характеристикам в этом скоростном диапазоне;

5. проведена оценка влияния возмущающих воздействий на динамические характеристики стендов с ЦСУ, которая показала, что это влияние уменьшается по сравнению с существующим аналогом, в частности, реакция угловой скорости на возмущающий момент по оси вращения уменьшается в 2 раза;

6. разработана методика повышения точности задания угловой скорости стенда, заключающаяся в калибровке приводного двигателя в соответствии с предложенной технологической последовательностью;

7. проведены экспериментальные исследования акселерометра и стенда с рассчитанными цифровыми регуляторами в системах управления. Проведен сопоставительный анализ с результатами математического моделирования, который позволил подтвердить правильность обозначенного подхода к разработке приборов нового поколения.

Проведенные в рамках диссертации исследования, позволяют определить технические характеристики широкодиапазонных стендов с ЦСУ, работающих в двух режимах задания угловой скорости на различных ИЧЭ (табл. з 1).

Существенным отличием разработанных стендов с ЦСУ является то, что появляется возможность алгоритмической компенсации погрешностей программными методами в процессорном модуле, входящем в их обратную связь. Процессор, таким образом, выполняет не только управляющие функции, но и функции обеспечения требуемых динамических характеристик за счет программирования цифровых регуляторов, что позволяет сделать предлагаемые схемотехнические решения построения стендов более гибкими и мобильными, не требующими в случае изменения их динамических характеристик перестроения конструкции и функциональной электроники. Кроме того, наличие процессорного модуля позволяет улучшать точностные характеристики за счет алгоритмической компенсации погрешностей не в выходных каскадах, а в контурах управления стендов.

125 Табл. з1.

Технические характеристики стендов с цифровыми системами управления.

Характеристика, 1 размерность Величина.

I -1,1 й режим 2-ой режим с ДУС с НОГ с КЛГ.

1. Диапазон задаваемых углоот 0,01 от 0,01 от 0,01 от 30 (с ДУС), 80 (с ВОГ) вых скоростей, °/с до 30 до 80 до 400 или 400 (с КЛГ) до 1200.

2. Нестабильность задания угловой скорости. °/с 3,6−1 (Г5 3,5-КГ5 2.8−10″ 5 1,5−1 (И.

3. Масштабный коэффициент, °/с/В j j 30.

4. Погрешность масштабного коэффициента, % 0.01 0.005 0,0005 0,01.

5. Запасы устойчивости:

— по амплитуде. дБ 14,7 15 43 43.

— по фазе, 0 89,9 72 82 66,6.

6. Полоса пропускания, Гц 25 30 25 15.

7. Время переходного процесса, с 0,1 0,1 0,1 0,14.

8. Перерегулирование, % 7 0 0 6,7.

9. Грузоподъемность, кг 15 15 15 15.

10. Энергопотребление, Вт 40 30 60 30.

11. Габариты, мм 0480×580 0500×600 0550×650 0480×580.

12. Масса, кг 60 55 70 60 норнорнор;

13. Эксплуатационные условия мальмальмальнормальные.

1 ные ные ные.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Arditty Н., Lefevre И. Theoretical Basis of Sagnac Effect in Fiber Optic Gyroscopes // Fiber-Optic Rotation Sensors, Springer Series in optical Sciences. Vol. 32, 1982. P. 44−51.
  2. Bekkeng J.K. Calibration of a Novel MEMS Inertial Reference Unit // IEEE Transactions on instrumentation and measurement, Vol. 58, no. 6, 2009. -P. 1967−1974.
  3. Brunson R.E., etc. Precision trackpoint control via correlation track referenced to simulated imagery // SPIE Acquisition, Tracing, and Pointing VI. Vol. 1697, 1992.-P. 325−336.
  4. Coocoli J.D., Flelfant S. REG evaluation --- Complementary modeling and testing, Proceedings of the NAECON, 1979. V. l, P. 14−21.
  5. Deputatova E.A., etc. The precision test simulator comprising a rate gyro as an inertial sensitive element with a digital control system // Bulletin of engineering academy of Ukraine, issue 3−4: Kyiv, 2008. C. 15−22.
  6. Havlicsek U.S., Zana E. Improving real-time communication between host and motion system in a FIWIE simulation // SPIE Defense and Security Symposium, Acutronic, USA, Pittsburgh, 2004.
  7. Luenberger D.G. On introduction to observers // IEEE Trans. Autom. Contr. 1971. V. AC-16.
  8. Mathewson M.O. Testing Methodology for Motion Sensors and Positioning Systems // Proceedings of the Canadian Ilydrographic Conference, 1996.
  9. Post E.J. Sangac Effect. Rev. Mod. Phis. 1967. Vol. 39, № 2, P. 475−493.
  10. Sagnac G. L’ether lumineux demontre par l’effet du vent relatif d’ether dans un interferomctre en rotation uniforme // Comptes rendus de l’Academie des Sciences. Vol. 95, 1913.P. 708−710.
  11. Soo D.N., etc. New European Gyroscope for Space // Preparing for the Future (ESA/ESTEC monthly journal), 1998. P. 5−6.
  12. Tschirky M., Kacgi M., Zana E. Inertial MEMS Testing New Challenges in Motion Simulation // Symposium Gyro Technology 2009, Karlsruhe, Germany, 2009.
  13. URL: http://www.acutronic.com.
  14. URL: http://www.analog.com.
  15. URL: http://www.austriamicrosystems.com.
  16. URL: http://www.dynamo.ru.
  17. URL: http://www.electroprivod.com.
  18. URL: http://www.honeywell.com.
  19. URL: http://www.ideal-aerosmith.com.
  20. URL: http://www.ielectro.ru.21. URL: hup://www.km-cs.com.
  21. URL: http://www.korpus64.ru.
  22. URL: http://www.ppk.perm.ru.
  23. URL: http://www.renishaw.com.
  24. URL: http://www.riftek.com.26. URL: http://www.rpz.ru.
  25. URL: http://www.siemens.com.28. URL: http://www.ti.com.
  26. Wie В., etc. Classical and robust H", control redesign for the Hubble Space Telescope // Journal of Guidance, Control, and Dynamics. Vol. 16(6), 1993. P. 1069−1077.
  27. A.c. № 1 663 562 СССР, МП К GO IP 21/00. Поворотная установка / С. Ф. Коновалов и др. // Б.И. 1991.
  28. A.c. № 1 721 518, Россия, МПК G01P 21/00. Устройство для воспроизведения угловых скоростей и ускорений / А. И. Скалой, В. Ю. Соколов, В.М. Ро-мачевский и др. // Б.И. 1992.
  29. A.c. № 1 820 219, Россия, МПК G01P 21/00. Стенд для испытаний гироскопических приборов / ATI. Рамзаев, A.A. Пермяков // Б.И. 1993.
  30. A.c. № 476 576 СССР, МПК G01P 21/00. Устройство для задания угловой скорости /10.А. Бажанов// Б.И. 1978.
  31. A.c. № 714 288 СССР, МПК GO IP 21/00. Поворотная платформа для калибровки ДУС / Р.10. Бансевичус и др. // Б.И. 1979.
  32. A.c. № 726 482 СССР, МПК G01P 21/00. Стенд для задания угловых скоростей / А. И. Минаев, I I.С. Чаденко // Б.И. 1980.
  33. К.П. Динамика поплавковых гироскопов и акселерометров. М.: Машиностроение, 1987. — 128 с.
  34. К.П., Андрейченко Д. К., Калихман Д. М. Температурная погрешность кварцевого акселерометра// Гироскогшя и навигация № 2, 1999. -С. 18−30.
  35. A.A. Синхронно-следящие системы повышенной точности. -М.: Оборонгиз, 1962.-212 с.
  36. Н.С. Численные методы. М.: Наука, 1973. — 63 1 с.
  37. И.С., Жидков Н. П. Методы вычислений. М.: Наука, 19 591 960. Т.1 — 464 с- Т.2 -620 с.
  38. В.А. Динамический синтез систем автоматического регулирования. .М.: Наука, 1970. -- 575 с.
  39. В.А. Проектирование следящих систем малой мощности. Л.: Судостроение, 1970.306 с.
  40. В.А., Попов ETI. Теория систем автоматического регулирования. М.: Наука, 1975. — 767 с.
  41. А.М. и др. Средства испытаний инерциальных систем и их чувствительных элементов // 18 Санкт-Петербургская Международная конференция по инерциальным навигационным системам. СПб.: Изд-во ЦНИИ «Электроприбор», 2011. — С. 34−41.
  42. .В. Прикладная теория гироскопов. М.: МТУ, 1976. -401 с.
  43. Бычков С. EL, Лукьянов Д. П., Бакаляр А. И. Лазерный гироскоп. М.: Советское радио, 1975.
  44. Ф.Р. Теория матриц. М.: Наука, 1988. — 552 с.
  45. ГОСТ 8,228−78. Государственный специальный эталон и общесоюзная поверочная схема для средств измерений угловой скорости в диапазоне 5- 1(Г8 2,5- 1СГ4 рад/с. М.: Государственный комитет стандартов совета министров СССР, 1978.-6 с.
  46. Р. Гироскоп, его теория и применение: Пер. с нем. М.: Изд-во иностр. лит., 1952. т1. — 351 с.
  47. .А. Проектирование гироскопических электродвигателей. М.: Машиностроение, 1968. — 252 с.
  48. .П., Марон И. А. Основы вычислительной математики. -М.: Наука, 1966. -664 с.
  49. Е.А. и др. Гироскопические мехатронные системы // Материалы 7-й научно-технической конференции «Мехатроника, автоматизация и управление». СПб, 2010. С. 212−216.
  50. Е.А. и др. Математическая модель волоконно-оптического измерителя угловой скорости средней точности // Авиационная промышленность. № 4, 2006. С. 33−40- № 1, 2007.С. 32−41.
  51. Е.А. и др. Математическая модель трехкомпонентного волоконно-оптического измерителя угловой скорости // Авиационная промышленность № 4, 2008. С. 53−58.
  52. Е.А. и др. Модернизация установки «Спектр» и развитие методик контроля регистрации частот и уровней вибрации гиромоторов // Гироскопия и навигация № 4, 2006. С. 115−116.
  53. Е.А. и др. Прецизионный стенд с датчиком угловой скорости в качестве инерциального чувствительного элемента и двухконтурной цифровой системой управления // Авиационная промышленность. № 1, 2010. -С. 43−49.
  54. Е.А. Разработка цифрового регулятора и исследование характеристик прецизионного поплавкового ДУС КХ79−060 при различныхчастотах квантования сигнала и различных коэффициентах весовых матриц. Леи. в ВИНИТИ № 394.В 2009 — 2009.30 с.
  55. Е.А. Способ повышения стабильности задаваемой угловой скорости в прецизионных стендах с инерциальными чувствительными элементами // Труды ФГУГ1 «НИЦ АН». Системы и приборы управления № 3(13), 201 0. С. 23−31.
  56. Е.А., Калихман Д. М. Математическая модель прецизионного датчика угловой скорости с электрической обратной связью // VIII конференция молодых ученых «Навигация и управление движением». Гироскопия и навигация № 2, 2006.С. 100−1 01.
  57. Е.А., Самойлова 10.А. Математическая модель блока датчиков угловых скоростей для низкоорбитальных космических объектов //
  58. Труды IV Научно-технической конференции молодых ученых и специалистов «Приборы и системы управления ракетно-космических комплексов». -М.: Изд-во Ф1 VII «НИЦ АН», 2010. С. 268−281.
  59. В.Э., Панкратов В. М. Математические модели теплового дрейфа гироскопических инерциальных датчиков инерциальных систем. -СПб.: ГНЦ РФ ЦНИИ «Электроприбор», 2005.
  60. A.A. Бесконтактные двигатели постоянного тока. М.: Энергия, 1967. — 144 с.
  61. Дьяконов В.П. Matlab 6.5 SP 1/7 + Simulink 5/6®. Основы применения. Серия «Библиотека профессионала». М.: СОЛОН-Пресс, 2005. — 800 с.
  62. Р. Цифровые системы управления. -¦ М.: Мир, 1984. 541 с.
  63. Ишлинский А. К). Механика гироскопических систем. М.: АН СССР, 1963. — 482 с.
  64. .А. Микропроцессоры и их применение в системах передачи и обработки сигналов. ¦- М.: Радио и связь, 1988. 368 с.
  65. Электроприбор", 2005.С. 236−241.
  66. Д.М. и др. Применение микропроцессоров в схемотехнических решениях прецизионных кварцевых маятниковых акселерометров // 1 5
  67. Санкт-Петербургская Международная конференция по интегрированным нави гационным системам. СПб.: ЦНИИ «Электроприбор», 2008. — С. 173−176.
  68. Д.М. Прецизионные управляемые стенды для динамических испытаний гироскопических приборов / Под ред. В. Г. Пешехонова. СПб.: Изд-во ЦНИИ «Электроприбор», 2008. — 273 с.
  69. В.А. Движение поплавкового узла, моделированного цилиндрическими поверхностями под действием возмущений, сообщаемых ему жидкостью // Надежность приборов точной механики: Науч. тр. / СПИ. ¦- Саратов, 1972. Вып. 55. — С. 85−87.
  70. В.А., Фузеев А. В. О повышении надежности оценки погрешности поплавковых приборов // Надежность приборов точной механики: Науч. тр. / СПИ. Саратов, 1976. — Вып. 90. — С. 30−35.
  71. С.Ф. и др. Вибрационные датчики угловой скорости // 10 Санкт-Петербургская международная конференция по инерциальным навигационным системам. СПб.: ЦНИИ «Электроприбор», 2003. — С. 261−271.
  72. Г., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. -- М.: Наука, 1978. 832 с.
  73. Н.Т. Теория автоматического регулирования, основанная на частотных методах. ¦- М.: Оборонгиз, 1960. ¦- 446 с.
  74. Куо Б. Теория и проектирование цифровых систем управления. Пер. с англ. М.: Машиностроение, 1986. — 446 с.
  75. Д.П. и др. Разработка и испытания лазерной динамической системы для калибровки испытательных стендов // 8 Санкт-Петербургская международная конференция, но инерциальным навигационным системам. -СПб.: Изд-во ЦНИИ «Электроприбор», 2001. С. 35−43.
  76. П.П. Новые типы гироскопов. Л., Судостроение, 1971, 160 с.
  77. Малы кип Г'.Б. Ранние исследования эффекта Саньяка. УФН. 1997. Т. 167, № 3, с. 337−342.
  78. Г. И. Методы вычислительной математики. М.: Наука, 1989. -608 с.
  79. А.В., Осетров И. В., Чиркин М. В. Проблемы качества в технологии лазерного гироскопа // 18 Санкт-Петербургская Международная конференция по интегрированным навигационным системам. СПб.: Изд-во ЦНИИ «Электроприбор», 2003. — С. 207−209.
  80. А.В. Гарантирование точности управления. М.: Наука, 1998. — 304 с.
  81. Патент № 6 316 218, Япония, МХИ С01С19/64, С01Р9/00, приоритет от 9.06.86. Волоконно-оптический гироскоп с фазовым модулятором / Окада Кэнъити, Нипнон Коку, Дэнси Коге // Кокай 4"оке Кохо. Сер.7 6 (1)7 -- 1988 -10-С. 95−106. (Яп.).
  82. Патент 1Ш 2 142 643 С1 6 С 01 Р 21/00, приоритет от 10.07.1996. Широкодиапазонный стенд для контроля измерителей угловых скоростей / Калих-ман Д.М. и др. // Б.И. 1999.
  83. Патент 1Ш № 2 339 912 С1 МПК СО 1С 25/00 (2006.01), приоритет от1302.2007. Стенд для контроля измерителей угловой скорости / Депутатова Е. А. и др. // Опубликовано 27.11.2008 // Б.И. № 33.
  84. Патент 1Ш № 2 378 618 С2 МПК СО 1С 25/00 (2006.01), приоритет от1802.2008. Широкодиапазонный стенд для контроля измерителей угловой скорости / Депутатова Е. А. и др. // Опубликовано 10.01.2010 // Б.И. № 1 2008.
  85. Патент RU № 2 403 538, приоритет от 25.05. 2010 г. Универсальный стенд для контроля прецизионных гироскопических измерителей угловой скорости / Депутатова Е. А. и др. // Б.И. № 3 1 2010.
  86. Д.С. Гироскопические системы. В 3 т. М.: Высшая школа, 1986.
  87. Д.С., Михалёв И. Д., Бауман В. Д. Гироскопические приборы и системы. М.: Высшая школа, 1988.424 с.
  88. П.К. Измерительные гироскопические системы. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1976.167 с.
  89. A.C. Моделирование алгоритмов комплексирования разнородных навигационных наблюдений // Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Ульяновск, 2009. — 139 с.
  90. JI.C. Обыкновенные дифференциальные уравнения. М.: Наука, 1970. — 331 с.
  91. В.А. Теоретические основы электротехники: Курс лекций. М.: Корона-Принт, 2004. — 362 с.
  92. В.Я. Микромеханические приборы: учебное пособие. М.: Машиностроение, 2007. -- 400 с.
  93. С.С., Костров A.B. Синтез гироскопических устройств // Развитие механики гироскопических и инерциальных систем. -- М., 1973. С. 432 450.
  94. Садомцев 10.В. Конструирование систем управления с обратной связью по критериям точности и грубости. -- Саратов: С1ТУ, 2003. 297 с.
  95. А.Г., Тихонов ATI. Теория функций комплексной переменной.-М.: Наука, 1979. 319 с.
  96. А.Е. и др. Новый эталон России в области измерения низкочастотных параметров движения // 9 Санкт-Петербургская международная конференция по иперциальным навигационным системам. СПб.: Изд-во ЦНИИ «Электроприбор», 2002. — С. 221−229.
  97. А.Е. Принципы построения нового комплексного эталона в области измерений низкочастотных параметров движения // Механика и навигация. СПб. 1999. — С. 59−61.
  98. Г. А., Прядилов Ю. П. Поплавковые гироскопы и их применение. М.: Оборонгиз, 1958. — 244 с.
  99. Теория автоматического регулирования. Кн. 1 / Под ред. В.В. Солодов-никова. М.: Машиностроение, 1 967. -- 768 с.
  100. Е.А., Журавлёв Л. Д. Динамика следящего привода гироскопических стабилизаторов. М.: Машиностроение, 1984. — 248 с.
  101. Фотоэлектрические преобразователи информации / Под ред. Л.Н. Пре-снухина. М.: Машиностроение, 1974. — 375 с.
  102. М.В. и др. Выделение вращательного движения из квадратурных сигналов лазерного гироскопа // 18 Санкт-Петербургская Международная конференция по интегрированным навигационным системам. СПб.: Изд-во ЦНИИ «Электроприбор», 2011. — С. 42−44.
  103. А.Г. Волоконный оптический гироскоп. М.: Радио и связь, 1987. -- 152 с.137
Заполнить форму текущей работой