Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологические и теоретические основы исследования составляют положение теории В. Н. Мясищева, согласно которому личность является продуктом системы значимых отношенийидеи педагогов-классиков в контексте исторического развития семейного воспитания в России (К.Н.Вентцель, И. А. Ильин, П. Ф. Каптерев, Я. А. Коменский, П. Ф. Лестгафт, В. П. Острогорский, И. Г. Песталоцци, В. В. Розанов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С СЕМЬЕЙ
    • 1. 1. Семейное воспитание в контексте современной социокультурной ситуации
    • 1. 2. Особенности взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей
    • 1. 3. Моделирование взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С СЕМЬЕЙ
    • 2. 1. Организация взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей
    • 2. 2. Реализация модели взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей
    • 2. 3. Динамика взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социально-культурная ситуация современной России обусловливает становление качественно новой системы образования: происходит изменение парадигмы отношений образовательных учреждений и семьи в сторону приоритета семейного воспитания. В этих условиях учреждения образования призваны помогать семье воспитывать ребенка, что, в свою очередь, актуализировало выработку единой педагогической позиции в воспитании детей, необходимость организации взаимодействия с семьей с опорой на ценности, традиции и жизненный опыт семьи, урегулирования межличностных и внутрисемейных отношений.

Учреждения дополнительного образования детей представляют открытую социально-педагогическую систему, готовую к укреплению и расширению взаимодействия с семьей, выработку единой педагогической позиции в воспитании детей (О.Ю.Арсентьева, М. И. Болотова, В. П. Голованов, Л. Н. Ходунова, А.И.Щегинская).

Анализ существующего теоретического и практического опыта учреждений дополнительного образования детей свидетельствует о наличии необходимых резервов, способствующих, с одной стороны, развитию личности ребенка, с другой — оказанию помощи родителям в семейном воспитании, на основе использования инновационных механизмов взаимодействия в системе «педагог — ребенок — родитель». Однако следует отметить отсутствие действенных механизмов по организации эффективного взаимодействия педагогов и родителей, представленного в настоящее время фрагментарно, что определяет необходимость разработки и внедрения действенных моделей по систематизации работы в данном направлении, обеспеченных необходимыми условиями.

Важную роль для настоящего исследования сыграли работы известных педагогов-классиков К. Н. Вентцеля, И. А. Ильина, П.Ф.Капте-рева, П. Ф. Лесгафта, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. П. Острогорского, В. В. Розанова, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, рассматривавших проблемы семьи и семейного воспитания. Различные аспекты взаимоотношений в семье, методы семейного воспитания ребенка в различные периоды его жизни представлены в философско-социологических исследованиях А. И. Антонова, И.В.Бестужева-Лады,.

B.А.Борисова, Ю. В. Васильевой, А. Г. Вишневского. Вопросы взаимодействия образовательных учреждений и семьи в воспитании подрастающего поколения нашли отражение в научных исследованиях.

C.И.Голод, П. А. Гурко, С. В. Дармодехина, Н. В. Лавриенко, М.С.Мац-ковского, А. Г. Харчева. Ученые Л. В. Архангельский, И.В.Бестужев-Лада, И. В. Власюк, А. Ф. Воловик, С. И. Голод, И. С. Кон, В. А. Петровский и др. единодушны в том, что, чем ярче ценностно-ориен-тационное единство семьи, тем выше ее потенциал.

Таким образом, в современной философской, психологической, педагогической науках имеется совокупность знаний по проблеме взаимодействия образовательных учреждений с семьей. Однако, имеющиеся ресурсы недостаточны, выявленная проблема требует теоретико-методологического и методического обоснования с учетом специфики организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей, деятельности педагога дополнительного образования.

Следовательно, актуальность проблемы взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей обусловлена рядом противоречий между:

— объективной потребностью общества в актуализации роли семейного воспитания и существующей традиционной системой взаимодействия образовательных учреждений с семьей;

— требованиями практики дополнительного образования детей в организации взаимодействия с семьей и недостаточным использованием имеющегося потенциала учреждений данного типа;

— потребностью педагогической практики в научно-методическом обеспечении процесса взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей и недостаточной разработанностью его программно-методического содержания.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске педагогических условий, эффективных методов и средств взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей.

Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы, недостаточность её теоретической и практической разработанности определили тему диссертационного исследования: «Педагогические условия взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей».

Цель исследования — обосновать педагогические условия, способствующие эффективному взаимодействию учреждения дополнительного образования детей с семьей.

Объект исследования — семейное воспитание в контексте современной социокультурной ситуации.

Предмет исследования — взаимодействие учреждения дополнительного образования детей с семьей.

Гипотеза исследования: взаимодействие учреждения дополнительного образования детей с семьей способно обеспечить качественные изменения существующей системы работы образовательных учреждений данного типа с родителями и послужить средством повышения уровня развития личности воспитанника при условиях:

— обеспечения субъектной позиции участников взаимодействия;

— совместного проектирования образовательной деятельности;

— организации взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе сотрудничества и сотворчества.

Цель, объект, предмет и гипотеза определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Уточнить понятие «взаимодействие учреждения дополнительного образования детей с семьей».

2. Выявить сущность взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей.

3. Разработать и теоретически обосновать процессуальную модель организации взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей.

4. Разработать научно-методическое обеспечение взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей.

Методологические и теоретические основы исследования составляют положение теории В. Н. Мясищева, согласно которому личность является продуктом системы значимых отношенийидеи педагогов-классиков в контексте исторического развития семейного воспитания в России (К.Н.Вентцель, И. А. Ильин, П. Ф. Каптерев, Я. А. Коменский, П. Ф. Лестгафт, В. П. Острогорский, И. Г. Песталоцци, В. В. Розанов, К.Д.Ушинский) — научно-психологические основы семейной педагогики (А.Адлер, Н. Аккерман, В. Е. Каган, Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, С. Кеннеди, С. В. Ковалев, Л. Н. Леонтьев, Р. В. Овчарова, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. Сатир) — индивидуальный подход к организации педагогического взаимодействия с семьей (Н.И.Болдырев, С. Г. Крамаренко, Т. А. Ильина, А. С. Макаренко, М. Н. Наседкина, В.А.Сухомлинский) — аксиологический подход к образованию и воспитанию (Д.Анойкин, Т. М. Караханова, И. Б. Котова, Н. А. Лапин, Н. Д. Никандров, А. Сунгуров) — ценностный подход во взаимодействии образовательного учреждения и семьи (С.Г.Вер-шловский, И. В. Власюк, М. Г. Казакина, А. В. Кирьякова, З. И. Равкина, Н. С. Розов, Е. Н. Шиянов, В.А.Ядов) — теория семьи (Л.II. Антонов,.

И.В.Бестужев-Лада, А. Г. Волоков, С. И. Голод, С. В. Дармодехин, И. С. Кон, Н. В. Лавриенко, М. С. Мацковский, А.Г.Харчев) — теория семейного воспитания (И.А.Арабов, А. Г. Асмолов, И.В.Гребенников) — система педагогического образования родителей (Т.К.Ахаян, И.А.Хоменко), теория педагогического взаимодействия (Е.В.Бондаревская, В.А.Кан-Калик, С. В. Белова, В. Д. Семенов,.

A.И.Малащенко, В.Г.Рындак) — теория и практика системы дополнительного образования детей (Л.К.Балясная, А. К. Бруднов,.

B.А.Горский, Г. М. Иващенко, А. Я. Журкина, А. В. Золотарева, М. Б. Коваль, О. Е. Лебедев, Р. А. Литвак, Н. А. Морозова, С. В. Сальцева, А.И.Щетинская).

Организация и этапы исследования. Исследование проходило поэтапно в период с 2000 по 2006 гг.

На первом этапе (2000;2002 гг.) — изучалось состояние рассматриваемой проблемы в научной литературе и педагогической практике: определялись методологические и теоретические аспекты исследованияего тема, объект, предмет, цель и задачивыдвигались предположения и гипотезыанализировались опыт деятельности учреждений дополнительного образования детей по проблеме исследования, нормативно-правовая и инструктивно-методическая документациясистематизировался понятийный аппарат исследования.

Основные методы исследования: анализ психолого-недагогической литературы, передового педагогического опыта, проектирование, моделирование, прогнозирование, обсервационные (прямое, косвенное и включенное наблюдение), диагностические (беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование), констатирующие эксперименты.

На втором этапе (2002;2005 гг.) выявлялись педагогические условия, разрабатывалась и апробировалась процессуальная модель организации взаимодействия учреждения дополнительного образования с семьейосуществлялась опытно-поисковая работа, в ходе которой производилось уточнение рабочей гипотезы.

Методы исследования: анкетирование, тестирование, интервьюирование, наблюдение, обработка данных, формирующий эксперимент.

На третьем этапе (2005;2006 гг.) систематизировались, обобщались и анализировались результаты опытно-поисковой работы, оформлялись диссертационное исследование и научно-методические рекомендации.

На данном этапе использовались методы статистической обработки материалов исследования, табличной и диаграммной интерпретации данных, сопоставительный анализ полученных результатов.

База исследования: областной Дворец творчества детей и молодежи им. В. П. Поляничко (г.Оренбург). В исследовании, на разных его этапах, приняло участие 50 педагогов дополнительного образования, 475 родителей.

Научная новизна полученных результатов исследования:

1. Уточнено понятие «взаимодействие учреждения дополнительного образования детей с семьей» на основе выделения специфики деятельности учреждений данного типа (индивидуализация обучения и воспитанияширокая вариативность в выборе способов самореализацииатмосфера психологического комфортаситуация успехасотворчество детей и взрослыхярко выраженный детоцентризм).

2. Выявлена сущность взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей, заключающаяся в обеспечении субъектного сорганизованного единства мотивов, целей, ценностей в образовании, позволяющего выстраивать индивидуальную траекторию гармоничного развития ребенка (субъекты образовательного процесса — педагоги и родители, в центре отношений которых находится личность ребенка).

3. Разработана процессуальная модель организации взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей, отражающая логику и внутреннюю динамику развития исследуемого процесса в контексте реализации системного, деятельностного и креативно-ценностного подходов.

4. Обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей, предполагающие:

— обеспечение субъектной позиции участников взаимодействия;

— совместное проектирование образовательной деятельности;

— организацию взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе сотрудничества и сотворчества.

Теоретическая значимость исследования:

— уточнено понятие «взаимодействие учреждения дополнительного образования детей с семьей» на основе дефиниций «семья», «взаимодействие», «образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей», обогащающее теорию дополнительного образования детей о совместной деятельности педагогов и родителей по гармоничному и всестороннему развитию личности ребенка;

— выявлена значимость интеграции воспитательного влияния семьи и учреждения дополнительного образования детей на становление личности ребенка в условиях специально организованного взаимодействия педагогов и родителей;

— определено и раскрыто содержание этапов организации взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей на основе субъектной согласованности мотивов совместной деятельности в решении педагогических проблемзнаний о современных подходах в вопросах семейного воспитания и дополнительного образования детей и их практической реализации.

Практическая значимость исследования заключается в:

— разработке научно-методического обеспечения взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей, включающего: проект «Семья плюс», программу родительского университета «Содружество», сборники материалов: «Традиции семейного воспитания», «Слагаемые семейного воспитания», научно-популярный бюллетень для родителей и детей «Семья плюс». Научно-методические материалы могут быть использованы в практике общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей как основа для организации взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей. Сборники материалов применяются педагогами при организации и проведении родительских собраний, встреч и бесед с родителями по вопросам семейного воспитания. Научно-популярный бюллетень для родителей и детей «Семья плюс» — периодическое издание, предназначенное для родителей в качестве сопровождения по вопросам воспитания в семье;

— обосновании диагностического инструментария, позволяющего определить уровень эффективности взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей в зависимости от развития мотивационной, когнитивной и деятельностной сфер субъектов взаимодействия.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Взаимодействие учреждения дополнительного образования детей с семьей — это полифункциональное, специально организованное, социально обусловленное целенаправленное общение педагога и родителей, характеризующееся субъектной согласованностью в выработке единых целей, средств и методов дополнительного образования, позволяющей осуществлять индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса в целях всестороннего развития личности ребенка.

2. Процессуальная модель организации взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей отражает взаимосвязь и взаимообусловленность основных составляющих блоков: концептуального (цель, задачи, подходы), организационно-деятельно-стного (этапы, содержание, методы, средства, педагогические условия), диагностического (уровни взаимодействия, результат).

3. Успешную реализацию процессуальной модели взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей обеспечивают педагогические условия:

— обеспечение субъектной позиции участников взаимодействия;

— совместное проектирование образовательного процесса;

— организация взаимодействия всех субъектов образовательного процесса на основе сотрудничества и сотворчества.

Личный вклад автора заключается в:

— осуществлении научно-теоретического анализа проблемы взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей;

— уточнении понятия «взаимодействие учреждения дополнительного образования детей с семьей»;

— разработке процессуальной модели организации взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей и ее экспериментальном обосновании;

— выявлении педагогических условий, обеспечивающих эффективность взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей;

— разработке научно-методического сопровождения взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей и диагностического инструментария изучения эффективности данного процесса.

Обоснованность и достоверность исследования обеспечивается соответствием исходных методологических и теоретических позиций, соответствием содержания экспериментальных исследований научным положениям, применением комплекса взаимодополняющих методов изучения проблемы, адекватных цели, предмету и задачам, длительностью экспериментальной работы, количественным и качественным анализом результатов экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и полученные результаты были изложены автором в докладах и публикациях на региональной научно-практической конференции «Модернизация образования: проблемы и перспективы» (Оренбург, 2002) — международной научно-практической конференции «Воспитание в XXI веке: новые подходы, преемственность традиций, перспективы» (Оренбург, 2004) — научно-практической конференции «Учить учителя» (Самара, 2005) — межрегиональной научно-практической конференции «Развитие и саморазвитие личности как субъекта образовательной деятельности» (Казань, 2006) — Всероссийской научно-практической конференции «Мониторинг качества образования и творческого саморазвития конкурентоспособной личности» (Казань, 2006) — семинарах и заседаниях кафедры педагогики дополнительного образования ОГГ1У (Оренбург, 2003, 2005). Результаты исследования внедрены в образовательный процесс областного Дворца творчества детей и молодежи им. В. П. Поляничко, учреждений дополнительного образования детей Оренбургской области.

Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Результаты работы позволяют наметить перспективы дальнейших исследований данной проблемы, которые связаны с обоснованием инновационных механизмов организации совместной деятельности педагогов и родителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведено теоретическое и экспериментальное исследование по проблеме «Педагогические условия взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей».

Проведенное исследование имеет теоретико-прикладной характер. Выполненная работа в целом подтвердила выдвинутую гипотезу и позволила сделать следующие выводы.

Актуальность исследования проблемы взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей обусловлена потребностями общества, ее недостаточной разработанностью в теории и практике дополнительного образования детей. Данный процесс представляется образовательной тенденцией будущего и занимает все большее место в деятельности образовательных учреждений и педагогов. Современный педагогический поиск направлен на решение задач взаимодействия с семьей, в котором учитываются склонности, потребности всех субъектов образовательного процесса, их индивидуальные особенности.

Проблемный анализ концепции реформирования образовательной системы России позволяет отнести дополнительное образование детей к сферам наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребенка, где интенсивно происходит процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций.

Учреждение дополнительного образования детей — один из важнейших социальных институтов, обеспечивающий всестороннее развитие личности ребенка во взаимодействии с семьей:

— обладает богатыми возможностями для личностного развития воспитанников, удовлетворения их потребностей в освоении различных видов и форм деятельности, приобретения опыта эмоционально-цениостного отношения к миру, опыта общения;

— является необходимым звеном современного образования, предоставляя условия для взаимодействия с семьей в целях личностного развития воспитанников разного возраста, а именно: возможность варьирования различных курсов, исходя из интересов родителей и детей;

— специфика деятельности учреждения дополнительного образования детей способствует эффективному взаимодействию с семьей и позволяет достигать положительной динамики в данном процессе за счет повышения педагогической культуры родителей, включения родителей в образовательный процесс, поддержания устойчивого интереса к занятиям ребенка, активизирующим его развитие.

Таким образом, анализ существующего теоретического и практического опыта учреждений дополнительного образования детей свидетельствует о наличии необходимых резервов, способствующих, с одной стороны, развитию личности ребенка, с другой — оказанию помощи родителям в семейном воспитании, на основе использования инновационных механизмов взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родитель».

Анализ педагогических исследований позволил рассмотреть категорию «взаимодействие» как: педагогическое взаимодействие (Г.И.Щукина), продуктивное учебное взаимодействие (В.Я.Ляудис), взаимодействие как развивающее и развивающееся явление (Н.Ф.Родионова), как процесс раскрытия творческого потенциала учителя и ученика (А.П.Тряпицина, В.Г.Рындак), как условие актуализации человеческой субъективности (В.В.Горшкова, А.Н.Ксено-фонтова). В целом взаимодействие и его эффективность определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем общаются.

В контексте нашего исследования взаимодействие можно определить как взаимообусловленный способ реализации контактов участниками данного процесса, в ходе которых происходит межличностный диалог, и в результате, при определенных педагогических условиях, осуществляется дальнейший процесс самоактуализации личности: раскрытие личностного потенциала воспитанника, на который влияет реализация личностно-профессионального роста педагога и повышение педагогической грамотности родителя в воспитании ребенка.

Осознанность сущности и педагогического смысла процесса взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей позволила нам уточнить понятие «взаимодействие учреждения дополнительного образования детей с семьей» — это полифункциональное, специально организованное, социально обусловленное целенаправленное общение педагога и родителей, характеризующееся субъектной согласованностью в выработке единых целей, средств и методов дополнительного образования, позволяющей осуществлять индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса в целях всестороннего развития личности ребенка. В данном исследовании под «субъектами образовательного процесса» мы понимаем педагогов учреждения дополнительного образования детей и родителей, в центре отношений которых находится личность ребенка.

Анализ теории и практики, собственный опыт позволили сделать вывод о том, что взаимодействие педагога с родителями — процесс специально организованный. В связи с этим возникла задача в создании процессуальной модели организации взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей.

Процессуальная модель исследуемого явления базируется па системном, деятельностном, креативно-ценностном подходах, отражает логику и содержание организации взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей.

Взаимодействие учреждения дополнительного образования детей с семьей осуществляется согласно стимулирующему, организационному и деятельностному этапам.

Целыо первого, стимулирующего, этапа мы считаем смену приоритетов и пересмотр личностных смыслов субъектов взаимодействия на основе рефлексивной самодиагностики. Самодиагностика помогает осмыслению субъектами имеющегося потенциала, осознанию собственной готовности к процессу взаимодействия.

Целью второго этапа мы считаем приобретение субъектами исследуемого процесса прочных, системных, глубоких знаний об организации взаимодействия с семьей в учреждении дополнительного образования детей, соотнесенных с личностными потребностямиразвитие умений решать и анализировать педагогические ситуации как с позиции воспитания в образовательном учреждении, так и с позиции семейного воспитания.

Целыо третьего, деятельпостного, этапа является закрепление полученных знаний на практике. Па данном этапе реализуются установки субъектов исследуемого процесса на сотрудническое взаимодействиеразвиваются умения устанавливать прочные коммуникативные связи, регулировать и поддерживать ихосуществляется организация совместной деятельностипроявляется активная личностная позиция субъектов взаимодействия в решении педагогических ситуаций.

Каждый этап направлен на согласование системы мотивов, установок, знаний, умений, которые обеспечивают внутриэтапную динамику процесса взаимодействия.

Подтверждено, что эффективность взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей обеспечивается реализацией совокупности педагогических условий:

— обеспечения субъектной позиции участников взаимодействия;

— совместного проектирования образовательной деятельности;

— организации взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе сотрудничества и сотворчества.

Исследование позволило установить значимые изменения в процессе взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей. Это дает основание считать, что выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.

Проведенное нами исследование показало общепедагогическую значимость его результатов. В то же время оно не претендует на исчерпывающий анализ проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) /К.А. Абульханова-Славская. — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 1999. -224 с.
  2. Н. Семья как социальная и эмоциональная единица СПб.: Питер.-2000.-184 с.
  3. В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития /В.И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. — 608 с.
  4. А.И., Сорокин С. А. Судьба семьи в России XXI века. -М., 2000.
  5. О.Ю. Реализация социально-педагогической поддержки семьи: Автореф.Дисс.. канд. пед. наук, Оренбург, 2002 21с.
  6. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа /А.Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  7. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект /Ю.К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  8. Л.В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие.- Ярославль, 2003. 224с.
  9. В.Д. и др. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др.- по общ. Ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. 2-е изд., доп. И перераб. — СПб.: Питер, 2006. — С. 309−314.
  10. В.П., Бондарев П. Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: Учеб. пособ. /В.П. Бедерханова, П. Б. Бондарев. Краснодар, 2000. — 54 с.
  11. В.В. Воспитание и развитие личности в системе дополнительного образования: Сб. научных трудов /В.В. Белова. М.: Просвещение, 1999.
  12. Бенин B. J1. Педагогическая культура: Философско-содиологический анализ /В.Л. Бенин. Уфа, 1997. — 131 с.
  13. II. А. Самопознание /Н. А. Бердяев. Л.: Советский писатель, 1991.
  14. В.А. Дополнительное образование как основа творческого развития и самоопределения ребенка /В.А. Березина //Образование и творчество: Мат-лы конф. М., 1998.
  15. М.Н. Гуманизация образования: Направления и перспективы /М.Н. Берулава //Педагогика. 1996.- № 4.- С. 23 — 27.
  16. В.П. Мониторинг качества обучения средство управления образованием /В.П.Беспалько //Мир образования. -1996. — № 2. — С. 31 — 36.
  17. Бестужев-Лада И.В., Варыгин В.II., Малахов В. А. Моделирование в социологических исследованиях. М.: Наука, 1978. — 103 с
  18. А.Д. Педагогические аспекты динамики личностных достижений подростков в учреждении дополнительного образования: Монография /Биктеева А. Д. Оренбург: Агентство «Пресса», 2001. — 123 с.
  19. Н.К. Проблемная семья: специфика семейно-брачной и половой социализации. Автореф. дисс. к. социолог, н. Ростов-н/Д., 2001. 22с.
  20. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 томах / П. П. Блонский. М.: Педагогика, 1979. -Т.1. — 304 е.- Т.2.- 399 с.
  21. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: Характеристики и условия /А.А Бодалев. М., 1998. — 468 с.
  22. А.А. О взаимосвязи общения и отношения /А.А Бодалев. //Вопросы психологии. 1994. — № 1.
  23. М.И. Организация совместной досуговой деятельности в УДОД: Автореф. дисс.. канд. пед. наук /М.И. Болотова. Оренбург, 2001. — 19 с.
  24. Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности /Е.В Бондаревская. Ростов н/Д: РГПИ, 1991. — 30 с.
  25. II.М. Пространство воспитания: Образ бытия: Монография / Н. М Борытко. Волгоград: Перемена, 2000. — 224 с.
  26. JI.H. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей /JI.H. Буйлова. М.: Новая школа, 2000. — 24 с.
  27. М.А. Профессионализм педагога дополнительного образования: Учеб. пособие /М.А. Валеева. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2000. — 147 с.
  28. А.А. Основы концепции развития непрерывного психологического образования /А.А.Вербицкий //Педагогика. 1997. -№ 6. — С. 31 — 36.
  29. А.Г. Эволюция семьи в СССР и принципы семейной политики // Семья и семейная политика. — М., 1991.
  30. И.В. Ценности современной семьи: Программа спецкурса / И. В. Власюк. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2000. — 23 с.
  31. О.А. К вопросу о необходимости маркетинга в учреждениях дополнительного образования детей. /О.А Волкова //Внешкольник Оренбуржья. 2005. — № 3.- С. 14−18.
  32. О.Л. Педагогические аспекты динамики личностных достижений педагогов в учреждении дополнительного образования: Монография /О.А Волкова. Оренбург: Агентство «Пресса», 2005. — 123 с.
  33. JI.C. Педагогическая психология /JI.C. Выготский. -М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  34. В.В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации //Социологические исследования. 2002. № 1.
  35. О.С. Педагогика свободы: Путь в гуманистическую цивилизацию 21 в. //Новые ценности образования. 1996. №. — С. 29.
  36. Е.А. Маркетинг дополнительного образования: Учеб.-метод. пособие /Е.А. Ганаева. М.: Издательство МГОУ, 2004. -118 с.
  37. .С. Философия образования для 21 века /Б.С. Г’ер-шунский. М.: Флинта- Наука, 1998. — 428 с.
  38. У. Школа без неудачников /У. Глассер. М.: Прогресс, 1991. — 184 с.
  39. С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб., 1998.
  40. В. Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов /В. Г. Горб //Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 5.
  41. Горский В А., Журкина А. Я., Ляшко Л.10.Система дополнительного образования детей.// Дополнительное образование. 2000 -№ 1.
  42. В.А., Третьякова Т. Н. Маркетинг дополнительного образования /В.А. Горский, Т. Н. Третьякова // Дополнительное образование. -1999. № 1.
  43. И.В. Повышение педагогической культуры родителей как основа совершенствования семейного воспитания школьников. Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1971.
  44. В.В. Теория развивающего обучения /В.В. Давыдов. -М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
  45. В.А. и др. Методы исследования тест дифференцированной самооценки функционального состояния / В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, М. Г1. Мирошников, В. Б. Шарай // Вопросы психологии. 1973. — № 6. — С. 141−145.
  46. Е.Б. и др. Дополнительное образование детей: Учеб. пособ. для студ. уч-ний сред. проф. образования /Е.Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н Михайлова. М.: Гуманитарный Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. — 352 с.
  47. А.В. Социально-педагогические условия развития дополнительного образования детей в России: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 2004. 24 с.
  48. Т.И. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования: Метод, пособие /Т.И. Ермолаева, Л. Г Логинова. М. — Самара, 1999.
  49. А.Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования /А.Я. Журкина //Дополнительное образование. 2000. -№ 9. — С. 6−9.
  50. А.Я. Самоопределение детей и молодёжи в дополнительном образовании /А.Я. Журкина //Дополнительное образование. 2001. — № 4.
  51. В.И. Педагогическое предвидение /В.И. Загвязин-ский. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  52. В.И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой / В. И. Загвязинский, С. А Гильманов. М.: Знание, 1991. -64 с.
  53. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования / Е.С.
  54. Заир-Бек. СПб.: РГПУ, 1995. — 234 с.
  55. JI.B. Избранные педагогические труды / JI.B. Занков. -М.: Новая школа, 1996. 432 с.
  56. А.В. Структурно-динамическая модель самооценки /А.В. Захарова // Вопросы психологии. 1989. — № 1.
  57. И.А. Педагогическая психология /И.А. Зимняя. М.: Логос, 2001. — 384 с.
  58. Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование /Э.Ф. Зеер. Екатеринбург: УГППУ, 1998. — 216 с.
  59. А.В. Организационно-педагогические условия социального становления детей в многопрофильном учреждении дополнительного образования: Автореф. дисс.. канд. пед. наук /А.В. Золотарёва. -Ярославль, 1999. 22 с.
  60. В.А. Педагогические аспекты синергетики /В.А. Игнатова //Педагогика. 2001. — № 8.
  61. Е.Н. Мотивация и мотивы /Е.П. Ильин. СПб., 2000.
  62. И. А. Путь духовного обновления. Путь к очевидности. -М., 1993.
  63. Т.В. Мониторинг образовательных результатов в УДОД (Научно-методический аспект) / Т. В. Ильина. Ярославль: Департамент образования администрации Ярославской области, 2000. -64 с.
  64. Т.В. О некоторых подходах к определению педагогического результата в учреждении дополнительного образования /Т.В. Ильина // Внешкольник. Ярославль: Департамент образования администрации Яросл. обл., 1996. — № 2. — С. 8 — 10.
  65. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы /И.Ф. Исаев. М.: МГЛУ, 1993. — 206 с.
  66. Е.И. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века) / Е. И Казакова, А. Б. Тряпицына. СПб.: ЗАО Пресс -Аттагис, 1997.
  67. И.В. Организационно-педагогические условия повышения квалификации педагога дополнительного образования: Авто-реф. дис.. канд. пед. наук /И.В. Калиш. М., 2000. — 26 с.
  68. Т.Г. Пути формирования интегративных развивающих сред для реализации творческой индивидуальности учителя и ученика /Т.Г. Калугина //Дополнительное образование. 2001. — № 3.
  69. Т.Г. Педагогика дополнительного образования: Курс лекций: Учеб. пособ.: В 2-х кн. Кн. 1 /Т.Г. Калугина. Оренбург, 2000.
  70. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое мастерство /А.В. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М., 1990.
  71. И. Трактаты и письма /И. Кант. М.: Наука, 1980. — 712 с.
  72. П.Ф. Избранные пед. соч. /Под ред. A.M. Арсеньева. -М.: Педагогика, 1982.
  73. В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса /В.А. Караковский. — М.: НМО «Творческая педагогика», 1993. — 80 с.
  74. М.Р. Формирование образовательной среды клуба, учреждения дополнительного образования детей: Автореферат дисс.. канд. пед. наук /М.Р. Катунова СПб., 1998. — 23 с.
  75. Келли Д. Теория личности /Д. Келли. СПб., 2000.
  76. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография /А.В. Кирьякова. Оренбург: Изд-во «Южный Урал», 1996. — 190 с.
  77. М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта) /М.В. Кларин. Рига, 1995. — 673 с.
  78. М.Б. Педагогика внешкольного учреждения /М.Б. Коваль. М. — Оренбург, 1993. — 62 с.
  79. JI.H. Теория культуры /Л.Н. Коган. Екатеринбург, 1993. — 328 с.
  80. Г. М., Коджаспирова АЛО. Педагогический словарь /Г.М Коджаспирова., АЛО. Коджаспирова. М.: Издат. центр «Академия», 2001. — 176 с.
  81. В.А. Построение модели гуманитарной образовательной среды /В.А. Козырев //Педагог (электронный педагогический журнал). 2001.- № 7.
  82. И.А. Как приблизить подготовку учителей к потребностям школы /И.А. Колесникова //Педагогика. 1992. — № 5. -С. 71 — 78.
  83. Л.Д. Организация взаимодействия семьи и предагоги-ческого коллектива в структуре деятельности заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе : Автореф. дисс.. канд. пед. Наук.- Санкт-Петербург, 1999. 21 с.
  84. В.В. Концептуальные подходы к формированию содержания дополнительного образования /В.В. Комаров. Самара, 2000. — 112 с.
  85. Ю.А. Программа активизации и развития профессиональной направленности личности учителя /Ю.А. Кореляков //Психологическая наука и образование. 1998. — № 3 — 4.
  86. К.Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики. Ростов-на-Дону,-1994. 64с.
  87. В.В. Методология педагогического исследования /В.В. Краевский. Самара, 1994. — 244 с.
  88. В.А. Педагогические способности: Их структура, диагностика, условия формирования и развития /В.А. Крутецкий, Е. Г. Балбасова. М.: Логос, 1991. — 168 с.
  89. М.В., Тельнюк И.В. Экспертные оценки в образовании
  90. М.В. Крухлехт, И. В. Телыпок. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 112 с.
  91. Н.Б. Введение в круг культурологических проблем образования /Н.Б. Крылова //Новые ценности образования: Культурная и мультикультурная среда школ. Вып. 4. М.: ИННОВАТОР -BENNET COLLEGE, 1996. — С.132 — 152- 149.
  92. А.А. Мониторинг качества подготовки учащихся /А.А. Кузнецов //Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 5.
  93. А.В. Диагностика и развитие личности учителя: Метод, пособ. /А.В. Кузьменкова. Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 1999.
  94. Н.В. Творческий потенциал специалиста /Н.В. Кузьмина // Гуманизация образования. 1995. — № 1.
  95. С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: Учеб.-практ. пособие /С.В. Кульневич. Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001.
  96. JI.H. Теоретико-методологические основания процесса саморазвития /JI.H. Куликова //Проблемы саморазвития личности в образовательном пространстве: Мат-лы науч.-метод, конф. Благовещенск, 2000.
  97. Ю.А. Взаимодействие семьи и УДОД как определяющий фактор развития личности /Ю.А. Ларченко //Развитие и саморазвитие личности как субъекта образовательной деятельности: Мат-лы науч.-практ. конф. Казань, 2006. — С. 446 — 449.
  98. Ю.А. Особенности взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей в воспитании подрастающего поколения /Ю.А. Ларченко //Педагогические науки. -2006. № 4. — С. 115 — 117.
  99. Ю.А. Традиции духовно-нравственного воспитания в семье /Ю.А. Ларченко //Семья как основа духовно-нравственного воспитания детей и подростков: Мат-лы областной науч.-практ. конф. Оренбург: Изд-во «Детство», 2006. — С. 69 — 73.
  100. Ю.А. Традиции семейного воспитания: Сб. мат-лов /Ю.А. Ларченко- Под науч. ред. А. И. Щетинской. Оренбург: Изд-во «Детство», 2006. — 90 с.
  101. О.Е. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие. М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2000. — 256 с.
  102. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т.1. /А.Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. -232 с.
  103. П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. -М., 1990
  104. Р.А. Педагогические основы деятельности детских общественных объединений: Монография / Р. А. Литвак. Челябинск, 1996. — 227 с.
  105. Личность: Внутренний мир и саморегуляция: Идеи, концепции, взгляды /Сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. СПб.: Тускарора, 1996. — 175 с.
  106. Личность. Творчество. Развитие: Учеб.-метод, пособие /Авторы-сост. В. Г. Рындак, А. В. Москвина. М.: Педагогический вестник, 2001. — 290 с.
  107. .Т. Методологические основы педагогики /Б.Т. Лихачев. Самара: Изд-во СИУ, 1998. — 200 с.
  108. Л.Г. Технология и технологический подход в образовании / Л. Г. Логинова //Внешкольник. 1998. — № 9. — С. 27 — 31.
  109. И.Д. Проблема педагогического управления развитием творческих способностей учащихся /И. Д. Лушников //Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 5. — С. 42 -46.
  110. Л.Ю. Ступени дополнительного образования /Л.Ю. Ляш-ко // Внешкольник. 1996. — № 1. — С. 16 — 18.
  111. А.Н. Мониторинг в образовании /А.Н. Майоров. -СПб.:Изд-во «Образование культура», 1998. — 344 с.
  112. А.С. О воспитании /А.С. Макаренко. М.: Политиздат, 1990.
  113. Л.И. Воспитание в современной школе: Книга для учителя-воспитателя /Л.И. Маленкова. М.: Педагогическое общество России, Изд. Дом «Ноосфера», 1999. — 300 с. 117, 157.
  114. В.А. Создание развивающей педагогической среды (Опыт профессионального взаимодействия субъектов образовательного процесса школы): Сборник /В.А. Маликова. Оренбург: Пресса, 1998. — 160 с.
  115. А.К. Психология профессионализма /А.К. Маркова. -М.: Знание, 1996. 308 с.
  116. А.К. Психология труда учителя /А.К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 264 с.
  117. А.Г. Мотивация и личность /А.Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
  118. М.В. Мотивация учения младших школьников /М.В. Матюхина. М., 1984.
  119. М.И. Интеллектуальный потенциал россиян: Причины ослабления /М.И Махмутов // Педагогика. 2001. — № 10.
  120. Г. А. Аксиологизация педагогического образования студентов: Монография /Г.А. Мелекесов. Челябинск: ИПК ОГУ, 2000 — 170 с 143.
  121. О., Яковлева А. Модель специалиста /О. Мельничук, А. Яковлева //Высшее образование в России. 2000. — № 5.
  122. B.C. Психология индивидуальности: Избранные психологические труды /B.C. Мерлин. Воронеж: МОДЭК, 1996.- 247 с.
  123. Л.М. Психология профессионального развития учителя /Л.М. Митина. -М.: Психосоциальный институт- Флинта, 1998.
  124. JI.M. Учитель как личность и профессионал /JLM. Митина. М.: Дело, 1994.
  125. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя /Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  126. Н.И. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса /Н.И. Монахов. Волгоград, 1995.
  127. Н.А. Российское дополнительное образование как многоуровневая система: Развитие и становление: Автореф. дисс.. докт. пед. наук /Н.А.Морозова. М., 2003. — 41 с.
  128. О.П. Актуализация ценностно-смысловых аспектов профессиональной деятельности учителя /О.П. Морозова //Педагогика. 2002. -№ 1.
  129. А.В. Введение в социальную педагогику /А.В. Мудрик. -М., 1997. 365 с.
  130. В.Г. Проектирование образовательного процесса в школе: Автореф. дисс.. док. пед. наук. /В.Г. Муравьева. Ярославль, 2003. — 36 с.
  131. В.Н. Личность и отношение человека /В.М.Мясищев //Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000.
  132. Т.С. Педагогические технологии: Новый этап эволюции? / Т. С. Назарова //Педагогика. 1997. — № 3. — С. 24.
  133. Т.С., Шаповаленко B.C. От экстремальных педагогических технологий к традиционной практике /Т.С. Назарова, B.C. Шаповаленко //Педагогика. 2001. — № 5.
  134. Т.С., Шаповаленко B.C. «Синергетический синдром» в педагогике /Т.С Назарова., В. С Шаповаленко //Педагогика. 2001.
  135. Н.Д. В Российской академии образования (Отчетный доклад Президиума РАО о работе Академии и ее руководящих органов) / Н. Д. Никандров //Педагогика. 2003. — № 1. — С. 3 — 13, 130, 7.
  136. Э.М. Теоретические и организационно-педагогические основы развития федеральной системы дополнительного образования /Э.М. Никитин. М., 1999. — 391 с.
  137. Л.И. Повседневность и семья как воспитательное пространство (философско-педагогическое кредо В.В. Розанова). // Педагогика. 2003. № 6.
  138. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении: Деловые советы /A.M. Новиков.- РАО, Ассоциация «Профессиональное образование «. М., 1996. — 130 с.
  139. С.И. Толковый словарь русского языка /С.И. Ожегов. -М., 1999. 939 с.
  140. Т. Функциональная теория изменения /Структурно-функциональный анализ в современной социологии. Вып. 1 М., ИСИ АН СССР, 1969.
  141. Педагогика дополнительного образования: Приоритет духовности, здоровья и творчества /Под науч. ред. В. И. Андреева, А.И. Ще-тинской. Казань — Оренбург: Центр инновационных технологий, 2001.- 327 с.
  142. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособ. /Под ред. М.В. Буланова-Топоркова. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с.
  143. Педагогическое наследие: Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. М.: Наука, 1988. — 321с.
  144. Ю.С. Высокотехнологическая образовательная среда: Принципы проектирования /Ю.С. Песоцкий //Педагогика.- 2002. -№ 5. С 26 -35.
  145. А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избр. труды /А.В. Петровский. М.: Педагогика, 1984. — 272 с.
  146. Е. Н. Проектирование системы индивидуальной работы с семьей в современном образовательном учреждении: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- Ростов-на-Дону, 2004. 21 с.
  147. И.В. Педагогические основы построения образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей: Автореф. дисс.. канд. пед. наук /И.В Пильдес. СПб., 2000. — 18 с.
  148. В.Г. Становление университетского образования в условиях филиала: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Оренбург, 2003. — 41 с.
  149. К.К. Концепция динамической функциональной структуры личности /К.К. Платонов //Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000.
  150. В.В. Организационно-педагогические условия развития инновационного потенциала педагога в учреждениях дополнительного образования детей: Автореф. дис.. канд. пед. наук /В.В. Попов. Оренбург, 2003. — 24 с.
  151. Психология личности в трудах отечественных психологов. -СПб., 2000.
  152. Разработка и реализация проектов развития образовательных учреждений / Под ред. В. И. Загвязинского, С. А. Гильманова. М.: АСОПиР, 1998. — 108 с.
  153. К.Р. Взгляд на психотерапию: Становление человека. Пер с англ. /К.Р. Роджерс. М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. — 480 с.
  154. В.В. Соч.: В 2 т., Т. 1. М., 1990.
  155. C.JI. Основы общей психологии: В 2-х т. /C.JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1984. — Т.1. — 488 е.- Т. 2. — 328 с.
  156. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.
  157. В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя: Монография /В. Г. Рындак. М.: Пед. вестник, 1997. — 244 с.
  158. В.Г. Методологические основы образования: учебное пособие/ Рындак В.Г.- Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2000. 192 с.
  159. А. Инновационное высшее образование //Высшее образование в России. 2001. — № 6. — С. 42 — 45.
  160. Н.П. Воспитание творческой инициативы /Н.П. Саку-лина. М.: Гуманитарный Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. — 67 с.
  161. С.В. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждении дополнительного образования детей: Монография /С.В. Сальцева. Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1996.
  162. Г. К. Современные педагогические технологии: Учеб. пособ. / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  163. В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: Опыт исследования /В.Д. Семенов. М.: Педагогика, 1986. — 112 с.
  164. Ю.В. Педагогический процесс как гуманитарный феномен / Ю. В Сенько //Педагогика. 2002. — № 1.
  165. В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования образовательных систем /В.В. Сериков. М., 1999. -254 с.
  166. Н.Ю., Чирковская Е. Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности /Н.Ю. Синягина, Е.Г. Чирковская- Под ред. А. А. Деркача, И. В. Калиш. М.: Вузовская книга, 2001. — 131 с.
  167. В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. высш.пед. учеб. заведений /В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, И. В. Шиянов- под ред. Е. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 576 с.
  168. В.И. Образовательная среда: Реализация целей образования в пространстве культуры /В.И. Слободчиков //Новые ценности образования: Культурные модели школ. Вып. 7. М.: Ин-новатор, 1997. -С.177−184., 181
  169. Словарь практического психолога /Сост. С. 10. Головин. -Минск: Харвест, 1997. 800 с.
  170. Современный словарь по педагогике /Сост. Е. С. Ранацевич. -Минск.: Современное слово, 2001. 928 с.
  171. Л.Б. Методологическая культура как фактор становления педагогической деятельности /Л.Б. Соколова. Оренбург, 1995. — 120 с.
  172. Л.Б. Становление культуры педагогической деятельности учителя /Соколова Л. Б. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003. -351 с.
  173. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения /В.Н. Соро-ка-Росинский- Сост. А. Т. Губко. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  174. Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания /Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. М.: ТЦ «Сфера», 2002. — 160 с.
  175. Л.Д. Педагогика. Ростов-н/Д.: Феникс, 2000.
  176. А.С. Как воспитать настоящего человека /А.С. Сухомлинский. М.: Просвещение, 1990. — 286 с.
  177. А.С. Мудрость родительской любви /А.С. Сухомлинский. М.: Просвещение, 1988. — 304 с.
  178. Теория прогнозирования и принятия решения /Под ред. С. А. Саркисяна. М.: Высшая шк., 1977. — 351 с.
  179. Ф.Ш. Формирующая педагогика /Ф.Ш. Терегулов. -Уфа, 1999. 386 с.
  180. А.И. Системный подход и общая теория систем /А.И. Уе-мов — М.: Мысль, 1978. 272 с.
  181. М. Б. Проектирование индивидуального образовательного маршрута как средство становления личностных достижений старшего школьника: Автореф. дис.. канд. пед. наук /М.Б. Утепов. Оренбург, 2004. — 24 с.
  182. К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии //Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.1. / К. Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1974. — С. 229 — 547.
  183. JI. Избранные философские произведения. В 2 т. Т.1. / JI. Фейербах. М.: Госполитиздат, 1955. — 676 с.
  184. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1999. — 632 с.
  185. JI.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя / JI. M Фридман, И. Ю Кулагина. М: Просвещение, 1991. -228 с.
  186. А.Г., Мацковский М. С. Современная семья и её проблемы: социально-демографическое исследование. -М.: Статистика, 1978.
  187. Г. А. Виды общения в обучении /Г.А Цукерман. -Томск, 1993. С. 109 — 110.
  188. В.Д. Философия образования и образовательная политика / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1993. — 181 с.
  189. Т.И. Исследовательский подход в управлении школой /Т.И. Шамова. М.: АПП ЦИТП, 1992. — 64 с.
  190. А.И. Педагогика дополнительного образования детей: Приоритет духовности, здоровья и творчества: Учебное пособие /А.И Щетинская. Казань, 2003. — 328 с.
  191. А.И. Педагогическое управление деятельностью учреждения дополнительного образования детей: Монография /А.И.
  192. . М., 2004. — 85 с.
  193. Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса / Н. Е. Щуркова, В. Ю. Питюков, А. П. Савченко, Е. А. Осипова. М.: Новая школа, 1994. — 1 10 с.
  194. Д.Б. Введение в психологию развития /Д.Б. Эль-конин. М.: Тривола, 1994. — 167 с.
  195. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности /Э.Г. Юдин. М., 1978. — 391 с.
  196. И.С. Обработка данных исихолого-педагогического эксперимента: Учеб. пособ. /И.С. Якиманская. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1998. — 72 с.
  197. И.С. Психология личностно-ориеитированного образования /И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. — 96 с.
  198. В.А. Образовательная среда: От моделирования к проектированию. М.: ЦК ФЛЛРАО, 1997. — 248 с.
  199. Н.О. Проектирование как условие повышения качества образования /Н.О. Яковлева // Модернизация образования: Проблемы и перспективы: Мат лы науч.- прак. коиф. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2002. — Часть 1. — С. 382 — 384.
  200. Banks J. Cultural Diversity and Education: Foundation, Curriculum and Teaching /J. Banks. Boston, 2001.
  201. Field J. Lifelong Learning and the New Educational Order / J. Field.- UK: Stoke on Trend- USA: Sterling, 2000.
  202. Jarvis P. Universities and Corporate Universities /Р. Jarvis. L.: Sterling, 2001.
  203. Tight M. Key Concepts in Adult Education and Training /М. Tight.- L.- N.-Y., 1998.138
Заполнить форму текущей работой