Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роль государства в стабилизации неравновесных экономических систем: На примере переходной экономики России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выводы: для регулирования экономики государство может применять прямые (в том числе административные) и косвенные (экономические) методыэкономическая политика государства в трансформируемой экономике должна быть направлена на формирование институциональной среды, соответствующей рыночной системе хозяйствованияфункции государства в период трансформации претерпевают существенную… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Экономическая система как объект государственного регулирования
    • 1. 1. Понятие экономической системы
    • 1. 2. Кризисы в эволюции экономических систем
    • 1. 3. Опыт государственного регулирования с учетом циклической составляющей
  • Глава 2. Стабилизационные функции Российского государства в переходной экономике
    • 2. 1. Стабилизационная политика государства
    • 2. 2. Классификация функций государства переходной экономики
    • 2. 3. Обеспечение условий стабильного функционирования экономики в процессе проведения экономических реформ в России

Роль государства в стабилизации неравновесных экономических систем: На примере переходной экономики России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Россия на протяжении длительного периода находится в процессе радикальных преобразований экономической системы, связанных с переходом к рыночной системе хозяйствования. Глобальный характер современных экономических проблем обостряет необходимость теоретического исследования основных детерминант, оказывающих существенное воздействие на развитие экономической системы и общества в целом. К числу таких важнейших детерминант общественного развития, оказывающих значительное влияние как на экономическую, так и на социальную сферы жизни, следует отнести государственное регулирование экономики.

Специфические условия российских реформ внесли большую противоречивость в вопрос оценки обществом роли и функций государства в современной экономике. После по существу полного отрицания государственного участия в развитии национального хозяйства, в политических и научных кругах обозначилась тенденция к усилению роли государства в экономических процессах. Переосмысление роли государства в становлении и развитии экономики характерно не только для России, но и для мира в целом [24].

Экономическая система представляет собой сложную социальную систему, неравновесное состояние которой является необходимым условием для перехода в новое положение, с более высоким уровнем организации и продуктивности. Экономическое равновесие представляет собой основу динамичного развития экономической системы в условиях рынка. Оно характеризует такое состояние экономики, при котором ни один из хозяйствующих субъектов не имеет внутренних побудительных стимулов к корректировке своих действий. Д. Стиглиц отмечал, что «экономика равновесна в том смысле, что ни у кого нет стимула менять свое поведение» [87]. Равновесие иллюстрирует «точку тяготения», к которой стремится экономическая система в ходе своего функционирования. В действительности развитие экономической системы осуществляется через нарушение рыночного равновесия. Неравновесность экономической системы обусловлена как внутренними, так и внешними причинами. Внутри системы ее энергетические, трудовые, финансовые потоки, институциональная структура находятся в изменяющихся отношениях друг к другу. На поведение системы оказывают влияние внешние техногенные, социологические, экологические факторы.

Большое значение в приближении экономики к сбалансированному состоянию имеет экономическая политика государства, направленная на стабилизацию экономических процессов.

Неразработанность теоретического аспекта стабилизации экономики, путях и методах ее достижения определяют актуальность проводимого исследования.

Степень разработанности проблемы. Исследованию роли государства в стабилизации неравновесной экономической системы в России уделено достаточно большое внимание. Несмотря на большие усилия, предпринятые в последнее время по разработке основных направлений социально-экономической политики на перспективу, проблема управления рыночными преобразованиями остается во многом открытой. В связи с этим необходим пересмотр концептуальных основ российских реформ, их целей и механизмов. К важнейшим предпосылкам успеха рыночных реформ относится исследование в этом процессе роли государства. Соответствующий круг проблем и возможных решений, включая модификацию экономической роли государства, представлен в данном диссертационном исследовании.

Цель и задачи диссертационного исследования. Основная цель диссертационной работы заключается в исследовании стабилизационной функции государства в переходной экономике.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи: определить содержание экономической системы и ее развитие в условиях трансформационных процессовопределить стабилизационную политику российского государствапровести анализ модернизации основных функций государства в переходной экономике России.

Объект исследования. Объектом исследования является национальное хозяйство России как сложная неравновесная система в условиях трансформации.

Предмет исследования. Предметом исследования являются функции государства в процессе становления рыночной системы хозяйствования.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются концепции эволюционной, институциональной теорий, изложенные в трудах отечественных и зарубежных экономистов, а также законодательные акты РФ. В ходе исследования использовался диалектический, системный и комплексный подход к анализу неравновесных экономических систем.

Эмпирической базой для экономического анализа и исследования стали официальные статистические данные Госкомстата РФ, а также результаты экономических и социологических исследований, опубликованные в научной и периодической печати.

Научная новизна диссертационного исследования. В диссертационной работе исследуются теоретические и практические проблемы, решение которых способствует проведению более эффективной экономической политики. В процессе анализа были получены следующие основные результаты: на основе методологии эволюционной и институциональной теорий доказана нелинейность и многовариантность развития национальной экономической системы Россииопределены принципы стабилизационной политики государства, предполагающей ее адаптацию к проблемам, традициям, условиям национальной экономики, в соответствии с этим дано обоснование инструментов воздействия государства на экономическую системусделан вывод о том, что стабилизационная политика российского государства тождественна системообразующей и системоукрепляющей функциям государства переходного периодапроблема формирования рыночной мотивации в практике российских реформ не была решена автоматически с приватизацией государственной собственностив России сформировалась квазирыночная хозяйственная системав сложившейся институциональной структуре российской экономики предпосылками успеха рыночных реформ является создание эффективного государства.

Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту.

1. В процессе межсистемной трансформации целевые функции государства заключаются в формировании устойчивой экономической системы, и создании условий, необходимых для качественного ее воспроизводства.

2. Стабилизационная политика государства в специфических российских условиях заключается в реализации комплекса системообразующих и системоукрепляющих целевых функций.

3. Рыночной системе России для нормального функционирования недостает ряда специфических характеристик (конкурентной среды, инфраструктуры, институциональной базы), которые должны быть сформированы усилиями государственной макроэкономической политики.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость выполненного исследования заключается в раскрытии основных функций государства в трансформируемой экономике. Основные теоретические положения и выводы работы могут быть использованы для совершенствования экономической политики государства на федеральном и региональном уровнях, а также при разработке спецкурса «Государственное регулирование экономики», в качестве дополнения раздела «Макроэкономика» .

Апробация работы. Результаты проведенного исследования отражены в научных статьях, докладах, тезисах. Основные положения диссертационного исследования были представлены на научно-практических конференциях. По теме диссертации опубликовано 6 работ, общим объемом 1,2 п.л.

Выводы: для регулирования экономики государство может применять прямые (в том числе административные) и косвенные (экономические) методыэкономическая политика государства в трансформируемой экономике должна быть направлена на формирование институциональной среды, соответствующей рыночной системе хозяйствованияфункции государства в период трансформации претерпевают существенную модификациюпредложена классификация функций государства в зависимости от целей, стоящих перед экономической системой в процессе трансформациидостижение стабилизации экономической системы должно осуществляться через реализацию государством целевых функций формирования и укрепления системыпредложены основные направления стабилизационной политики государства на ближайшее время, которые должны заключаться в завершении процесса формирования системы и ее укрепления.

Заключение

.

В последние годы в российской экономике наблюдается повышение темпов экономического роста. Впервые вместо спада отмечаются положительные темпы роста. Однако оздоровление экономики нельзя считать состоявшимся. В этой связи следует определить, за счет каких факторов может быть обеспечен дальнейший экономический рост.

Положительное влияние на экономический рост оказали не только рыночные механизмы. Определенная часть роста, если не определяющая, обеспечена реализацией механизма государственной системы воздействия на экономику. В первую очередь проведением государством стабилизационной политики. Дальнейшее развитие процесса рыночных реформ должно быть направлено на формирование национального имущества, предоставление всем членам общества равных прав на доступ и пользование территориально-природными ресурсами. Это явилось бы содержательным наполнением принципа равенства стартовых возможностей для всех в условиях трансформации экономической системы. Во избежание новых ошибок необходим поворот от нынешней деструктивной и криминальной приватизации к более продуманной системе принципов стабилизационной политики: утверждение нового порядка налогообложения, новой организации финансовой системы и активизация социальных факторов экономического роста.

Для современной экономической теории характерно повышенное внимание к институциональным факторам экономического роста. Позитивное влияние качества институтов на темпы роста подтверждает опыт стран с переходной экономикой.

Институты позволяют независимым субъектам хозяйствования максимизировать свою полезность за счет производства и перераспределения ограниченных ресурсов, путем заключения добровольных и взаимовыгодных соглашений. Представители всех экономических школ одним из важнейших условий эффективности функционирования рыночной системы в качестве базового института признают конкуренцию. Конкурентный порядок является одним из двух основополагающих идеальных типов хозяйственных порядков (наряду с централизованно-административным порядком), между которыми лежит все многообразие реальных экономических систем [64].

Конкуренция, понимаемая в широком смысле как соперничество не только товаров, но и других норм организации экономической деятельности, способна обеспечить самоорганизацию рыночной системы, ее саморазвитие и устойчивость.

Институт конкуренции не может длительное время существовать без целенаправленной политики государства по противодействию монополиям и поддержанию конкурентной среды. Конкурентная среда не может сформироваться самостоятельно, как следствие согласованных действий экономических субъектов. Это обстоятельство обусловливает потребность в постоянных усилиях государства, направленных на создание конкурентных условий для остальных субъектов рынка.

Институт конкуренции воплощает органическое единство рынка и государства, которые вместе образуют современную экономическую систему.

К началу реформ 90-х годов экономика России отличалась высокой степенью монополизации. После либерализации цен в 1992 году монополизация российского рынка не только не уменьшилась, но и выросла, поскольку предприятия, занимающие монопольные позиции, получили возможность устанавливать монопольно высокие цены на свою продукцию. При государственном контроле за ценами власть монополистов на рынке была слабее.

Реструктуризация российской экономики способствовала формированию конкурентной среды. Действенной формой поддержки конкуренции явилось целенаправленная структурная политика, способная обеспечить институциональную либерализацию экономики. Дальнейшее развитие институциональных основ государственного регулирования рынков с целью поддержания конкуренции представляется совершенно необходимым. Развитию экономической деятельности способствовало принятие в середине 1999 года.

Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» [11]. Впервые в российской экономике были созданы юридические основания для регулирования рынков банковских, страховых и других финансовых услуг, то есть институциональной либерализации рынков российской экономики в целом.

Именно институциональные формы интегрируют экономическую систему, обеспечивающую жизнедеятельность общества, и составляют структурные элементы процессов разного уровня.

Экономическая эволюция необратимый во времени процесс развития в значительной мере связанный с явлениями неравновесия, неустойчивости, неопределенности. Вместе с тем, экономике свойственно стремление к стабильности, согласованности, определенности, порядку. Сочетание этих разнонаправленных явлений порождает противоречия реальной экономики. Ин-ституционализация экономических форм и действий выступает необходимым условием стабилизации экономической системы во всех ее аспектах и проявлениях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. 1997. — № 6. — С.4−12.
  2. Л.И. Россия: Поиск самоопределения. Очерки. М.: Наука, 2002. — 448 с.
  3. В.А. Государственное регулирование и механизм саморегуляции в рыночной экономике (мировой опыт и Россия) // Вопросы экономики. 1996. — № 9. — С. 28−39.
  4. В.И. Теория катастроф. М.: Наука, 1990.
  5. К. Переход к модели ускоренного развития экономики // Экономист. 2003. — № 8. — С. 74−82.
  6. В.Г. Системность и общество. М.: Наука, 1980.208 с.
  7. В.З. Общая экономическая теория: Учеб. пособие. Новосибирск: Издательская компания «Лада», 1999. — 678 с.
  8. А. Экономическая и социальная политика государства по улучшению условий жизни // Экономист. 2003. — № 8. — С. 23−27.
  9. А.И. Экономические кризисы современного капитализма: Циклические, промежуточные и структурные. М.: Наука, 1981. — 328 с.
  10. Бестужев-Лада И. В. Россия: контуры будущего // Пути стабилизации экономики. Под ред. Г. Б. Клейнера. М.: Информэлектро, 1999. — С. 2836.
  11. В.А., Богомолова A.B. Антикризисное регулирование экономики. Теория и практика: Учеб пособ. М., 2003. — 272 с.
  12. В.Г. Трансдисциплинарное образование // Синергетиче-ская парадигма. Многообразие поисков и подходов. М., 2000. — С. 45−61.
  13. A.B. Переходная экономика: закономерности, модели, перспективы. М.: Экон. демократия, 1995. — 224 с.
  14. В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем:
  15. Синергетика и теория социальной самоорганизации). СПб.: Лань, 1999. -479 с.
  16. Т. Теория праздного класса. Институциональная экономика. -М.: Наука, 1984.
  17. В.А., Веселовский С. Я. Приватизация в глобальном контексте. М.: ИНИОН РАН, 1998.- 120 с.
  18. В. Н. Итоги социально-экономического развития России в 2000—2002 гг.. и прогнозируемые параметры в 2003 г. // Деньги и кредит. — 2003.-№ 3,-С. 3−13.
  19. Волновые процессы в общественном развитии / В. В. Василькова, И. П. Яковлев, И. Н. Барыгин и др. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1992.-227 с.
  20. С.М. Проблемы эффективной экономической политики государства в России. М., 2001. — 292 с.
  21. Всероссийский центр по изучению общественного мнения (ВЦИОМ). Экономические и социальные перемены. 1993. — Окт.№ 6.
  22. Л.Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. М.: Инфра — М, 1996. — 559 с.
  23. C.B. В очередной раз на те же грабли? (К оценке «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года» Фонда «Центр стратегических разработок») // Российский экономический журнал. 2000. — № 5−6. -С. 15−29.
  24. С., Клейнер Г. «Высветление» экономики и укрепление национальной безопасности России // Российский экономический журнал. -2003.-№ 5−6.-С. 3−13.
  25. Государство в меняющемся мире (Отчет о мировом развитии 1997 г.): Пер. с англ. -М.: Прайм-Тасс, 1997.
  26. Государство, экономика, общество: аспекты взаимодействия / Отв. ред. Е. А. Киселева. М.: МОНФ, 2000. — 135 с.
  27. Л.М. Циклическое накопление капитала (на примеренефинансовых корпораций США). М.: Наука, 1988. — 202 с.
  28. С. Конкурентоспособность экономики функция системы воспроизводства // Экономист. — 2003. — № 4. — С. 9−20.
  29. Ю.В. Адаптация экономической системы к циклическим изменениям. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1995. — 308 с.
  30. P.M. Недра для олигархов? // Российская Федерация сегодня. 2002. — № 21. — С. 48−49.
  31. М.Е. Теории роста и цикличность развития. Саратов, 1996.-213 с.
  32. Г. Трансформация экономической системы // Общество и экономика. 2003.- № 10. — С. 3−40.
  33. Р. Экономическая теория прав собственности. -М.: ИМЭМО РАН, 1990. 90 с.
  34. Дж. Большие системы: Связность, сложность и катастрофы: Пер. с англ. М.: Мир, 1982. — 216 с.
  35. Дж. М. Избранные произведения: Пер. с англ. / Предисл., коммент., сост. А. Г. Худокормов. -М.: Экономика, 1993. 543 с.
  36. Г. Б. Политика социально-экономической стабилизации: условия, содержание, институты // Пути стабилизации экономики. Под ред. Г. Б. Клейнера. М.: Информэлектро, 1999. — С. 4−15.
  37. Е.Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994. — 236 с.
  38. И.Н. Инфраструктурное обеспечение функционирования рынка транзитивной экономики. Саратов, 1997. — 122 с.
  39. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2005 года. М., 2001.
  40. Я. Социалистическая система: Политическая экономия коммунизма. М.: Вопросы экономики, 2000. — 687 с.
  41. Я. Трансформационный спад (Экономический кризис и экономические реформы) // Вопросы экономики. 1994. — № 3. — С. 4−16.
  42. В.И. Механизм государственно-монополистического регулирования французской экономики. М.: Наука, 1979. — 286 с.
  43. В.И. Попытка объяснения российского кризиса / Под ред. Ю. М. Осипова. М.: Изд-во ТЕИС, 1997.
  44. Л.П. Российская экономика: состояние и перспектива. -М.: Логос, 1998.-575 с.
  45. В. Движущие силы эволюции национальной экономики // Экономист. 2003. — № 8. — С. 3−11.
  46. Д.С., Гребенников В. Г., Зотов В. В., Пресняков В. Ф. Как лучше распорядиться собственностью // Вопросы экономики. 1995. — № 9. -С. 98−106.
  47. С. Законы структурной эволюции экономической системы // Экономист. 2003. — № 10. — С. 28−40.
  48. В. И. Введение в эволюционную макроэкономику. М.: Япония сегодня, 1997. — 105 с.
  49. Л. Государство в России должно научится управлять рыночными реформами // Общество и экономика. 2003. — № 9. — С. 5−76.
  50. В.О. О применении метода эволюционной экономики // Вопросы экономики. 1997. — № 3. — С. 18−26.
  51. М. Функционирование банковской системы России в условиях макроэкономической нестабильности. М.: ИЭПП, 2000. — 263 с.
  52. Механизм экономического цикла в США / Отв. ред. A.B. Аникин, P.M. Энтов. -М.: Наука, 1978. 471 с.
  53. H.H. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1987. — 304 с.
  54. Л.А. Германия в 30-е годы XX века // Финансы и кредит. 2003. — № 17. — С. 82−91.
  55. Независимая газета. 1997. 2 октября.
  56. Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений: Пер. с англ. М.: Дело, 2002. — 536 с.
  57. Л., Аширова Г. Воспроизводство и национальное богатство // Вопросы экономики. 2002. — № 10. — С. 103−110.
  58. P.M. Эволюционный подход и перспективы развития информационной экономики // Эволюционная экономика и «мэйнстрим». М.: Наука, 2000. — 222 с.
  59. В. Влияние российского антимонопольного законодательства на экономическое развитие // Вопросы экономики. 2003. — № 9. -С. 33−48.
  60. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начало, 1997.
  61. А. Какой должна быть экономическая теория переходного периода? // Вопросы экономики. 1993. — № 11. — С. 16−23.
  62. Р. Теория общественного выбора // Вопросы экономики. -2003,-№ 7.-С. 110−127.
  63. Обзор экономической политики России за 1999 год / Бюро экономического анализа. М., 2000. — 800 с.
  64. С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. -М.: Рус. яз., 1990.-921 с.
  65. В. Основы национальной экономии: Пер. с нем. М.: Экономика, 1996.-351 с.
  66. А.Н. Институциональные аспекты социально-экономических трансформаций. М.: ТЕИС, 2000. — 158 с.
  67. Ю.М. Опыт философии хозяйства: Хозяйство как феномен культуры и самоорганизующаяся система. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 382 с.
  68. Ю.М. Философии хозяйства: В 2 кн. М.: Юристъ, 2001.624 с.
  69. А. Россия: рождение рыночной экономики. М.: Республика, 1996.-430 с.
  70. Основные социально-экономические показатели по РФ за 19 982 003 гг. // Вопросы статистики. 2003. — № 9. — С. 43−60
  71. От кризиса к росту: опыт стран с переходной экономикой / Под ред. М. А. Дерябиной. -М.: «Эдиториал УРСС», 1998. 208 с.
  72. Политологический словарь. В 2-х частях. Ч. 1. М., 1994. — 623 с.
  73. В.В. Экономический цикл и норма прибыли в США. М.: Наука, 1989.- 174 с.
  74. А. А. Феномен «новой экономики» и функции государства (материалы к лекциям и семинарам) // Российский экономический журнал. 2002. — № 9. с. 63−72.
  75. А. А. О некоторых предпосылках анализа современных экономических процессов // Российский экономический журнал. 2003. -№ 5−6.-С. 71−75.
  76. A.A. Вектор экономического развития. М.: Теис, 2002.-304 с.
  77. Правила рынка: иностранные инвестиции, внешняя торговля, трудовая миграция, конкурентоспособность, дипломатия, помощь./ Отв. ред. В. Д. Щетинин -М.: Международные отношения, 1994. 351 с.
  78. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ. / Общ. ред В. И. Аршинова, Ю.Л. Климонтови-ча, Ю. В. Сачкова. М.: Прогресс, 1986. — 432 с.
  79. И.Р. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. М.: «Эдиториал УРСС», 2002. — 287 с.
  80. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Под ред. Д. С. Львова. М.: Экономика, 1999. — 795 с.
  81. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. М.: Институт экономики РАН, 1997.
  82. Российская экономика в 1998 году. Тенденции и перспективы. -М.:ИЭПП, 1999.-625 с.
  83. Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2002. — 690 с.
  84. Россия 2015: оптимистический сценарий / Под ред. Л. И. Абалкина. М.: ММВБ, 1999. — 414 с.
  85. Рост без развития (анализ итогов I полугодия 2003) // Экономист. -2003.-№ 9.-С. 26−37.
  86. В.Н. Проблема экономического роста в условиях перехода к рынку. Тамбов: Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина, 1999. — 69 с.
  87. П. Экономика. В 2 т. М.: Алгон, 1992.
  88. Дж. Экономика государственного сектора. / Науч. ред. пер. с англ. П. М. Куманин. М.: Изд-во МГУ, Инфра — М, 1997. — 718 с.
  89. Стратегия формирования экономики России: Аналитический доклад института экономики РАН / Руководитель J1. Абалкин. М.: Изд-во ФЭИ, 1996.
  90. В. Об экономическом росте и размерах государства // Вопросы экономики. 2003. — № 6. — С. 119−121.
  91. Теория и практика государственного регулирования на переломных этапах экономического развития. М.: ИМЭМО, 1993. — 178 с.
  92. Теория переходной экономики: Учеб. пособ. / Под ред. И. П. Николаевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 487 с.
  93. Дж. Неустойчивости и катастрофы в науке и технике: Пер. с англ. М.: Мир, 1985. — 254 с.
  94. Д., Симонова А. Прогноз развития российской экономики на 2003−2004 гг. // Вопросы статистики. 2003. — № 9. — С. 61−69.
  95. Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма: Пер. с англ. М.: Новости, 1992. — 303 с.
  96. Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. М.: Мир, 1991. — 240 с.
  97. Г. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. М., 1994.
  98. Э. Послевоенная экономика США (Ее характеристика и проблемы). М.: «Прогресс», 1966. — 176 с.
  99. А.Н. Микроэкономический механизм трансформационного цикла. М.: ТЕИС, 1998. — 210 с.
  100. А.Е. Неоинституциональная экономическая теория. -М.: ТЕИС, 1999.-465 с.
  101. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.-524 с.
  102. В.М. Преобразование государственной собственности в период экономических реформ. М.: Инфра — М, 1997. — 247 с.
  103. И.Н. Реформирование российской экономики. Опыт анализа в свете теории катастроф. М.: РОССПЭН, 1997. — 221 с.
  104. A.C. Экстремальные принципы анализа переходных процессов // Эволюционный подход и проблемы переходной экономики. М., 1995.-273 с.
  105. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991−1997. М.: ИЭПП, 1998. — 1113 с.
  106. Экономика: Учебник / Под ред. А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко, А. К. Большакова. М: «ПРОСПЕКТ», 1998. — 792 с.
  107. Экономическая теория: Учеб. пособие. Ростов н/Дону: Изд-во «Феникс», 1998.-512 с.
  108. Экономически обзор ОЭСР: Российская Федерация. 1997.
  109. Ю.В. Циклы, кризы, прогнозы. М.: Наука, 1999. — 448 с.
  110. Е. Г. Бремя государства и экономическая политика // Вопросы экономики. 2002. — № 11. — С. 4−30.
  111. Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ. М.: ГУ ВШЭ, 2002. — 437 с.
  112. Конституция РФ (с изм. от 25.07.2003 года) // Консультант Плюс. Версия Проф.
  113. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РФ от 22 марта 1991 года № 948−1 (с послед, изм. и доп.) // Консультант Плюс. Версия Проф.
  114. О едином экономическом пространстве РСФСР: Указ Президента РФ от 12 декабря 1991 года № 269 // Консультант Плюс. Версия Проф.
  115. О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 года № 220 // Консультант Плюс. Версия Проф.
  116. О свободе торговли: Указ Президента РФ от 29 января 1992 года № 65 // Консультант Плюс. Версия Проф.
  117. О естественных монополиях: Федеральный закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ // Консультант Плюс. Версия Проф.
  118. О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 123-Ф3 // Консультант Плюс. Версия Проф.
  119. О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций: Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ // Консультант Плюс. Версия Проф.
  120. О защите конкуренции на рынке финансовых услуг: Федеральный закон от 23 июля 1999 года № 117—ФЗ // Консультант Плюс. Версия Проф.
Заполнить форму текущей работой