Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов регионального вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение полученных результатов. Результаты работы обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры педагогики высшей школы Северо-Осетинского государственного университета им K.JI. Хетагурова. Разработанные методики и программы экспериментально апробированы и успешно внедрены в учебно-воспитательный процесс Северо-Кавказского горно-металлургического института (Государственный… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ
    • 1. 1. Толерантность как основополагающий принцип гуманистической педагогики
    • 1. 2. Некоторые аспекты воспитания толерантности в образовательной среде
    • 1. 3. Психолого-педагогические особенности студенческого возраста, и их роль в процессе формирования толерантной личности
  • Выводы
  • ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА
    • 2. 1. Комплексная программа формирования культуры толерантности в условиях регионального вуза
    • 2. 2. Внедрение комплексной программы по формированию культуры толерантности в учебный процесс и внеаудиторную работу регионального вуза
  • Выводы

Формирование культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов регионального вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В период социальных преобразований в современном российском обществе особую актуальность приобретают формирование ценностных мировоззренческих основ и обеспечение на основе общественного согласия преемственности между поколениями. Благоприятный социально-психологический климат необходимо создавать последовательно в дошкольных, общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях. При этом следует учитывать, что в поликультурной вузовской среде многонациональной республики большую роль играет межэтническая и межконфессиональная толерантность, которую можно считать нормой гражданского и либерального общества, ключом к решению сложных задач развития личности.

Поликультурное образование — процесс освоения подрастающим поколением этнической, общенациональной и мировой культуры в целях духовного обогащения и развития его планетарного сознания, формирования готовности и умения жить в многокультурной, полиэтнической среде (О.В. Гукаленко, Г. Н. Казилов, М. Н. Кузьмин, А. В. Мазуренко, JI.JI. Супрунова, Л. М. Сухорукова и др.).

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме толерантности в поликультурной среде показал, что создана необходимая фундаментальная база для изучения этапов, уровней проявления и разновидностей данного явления (B.C. Библер, М. Ганди, А. А. Деркач, M.JI. Кинг, М. С. Коган, А. Д. Сахаров, JT.H. Толстой и др.) — выделены сущностные аспекты. По мнению ученых, толерантность — категория социальная по происхождению — возникает и проявляется в процессе взаимодействия человека с социумомфиксирует особый ненасильственный, миролюбивый, бесконфликтный тип подобного взаимодействия: идеи и подходы «Гуманистической педагогики» (Ш.А. Амонашвили, М. А. Данилов, М. Монтессори, В. А. Сухомлинский и др.),.

Педагогики сотрудничества" (О.С. Газман, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, И. П. Иванов, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др.), «Педагогики ненасилия» (А.Г. Козлова, В. Г. Маралов, В. А. Ситаров и др.), «Педагогики культуры мира» (М.В. Кабатченко, Э. С. Соколова, З. К. Шнекендорф и др.).

Характерной чертой данного феномена является устойчивость его проявлений на двух уровнях — уровне сознания (в виде отношения личности) и уровне поведения (сознательное действие или поступок). Основным содержанием понятия «толерантность» является осознание многомерности общественного бытия, уважения человеческой личности, терпимое отношение к индивидуальным особенностям других людей, их взглядам, убеждениям, вере и т. д. Толерантность не является универсальной категорией — ее содержание и границы, а также число адептов среди рядовых граждан и активистов социального пространства различаются не только в историческом аспекте, но и в зависимости от культурной традиции, состояния общества и других факторов.

Термин «толерантность» во многих культурах тождественен понятию «терпимость». Однако, опираясь на различные точки зрения политологов, психологов и педагогов, следует заметить, что понятие «толерантность» носит многоплановый и неоднозначный характер.

Формирование основ культуры этнической и религиозной толерантности в студенческой среде регионального вуза обогащает и конкретизирует представления о стратегических направлениях развития личности. Трудность исследования выделенной темы обусловлена темпами нарастания уровня напряженности в современном обществе, способствующего осложнению межэтнических и межрелигиозных отношений в вузе.

Проблема межличностных отношений получила свое развитие в трудах И. П. Белкина, А. А. Бодалева, Я. Л. Коломинского, А. В. Петровского и др. Из числа современных авторов, посвятивших свои исследования данной проблеме, следует отметить работы В. А. Караковского,.

Б.Т.Лихачева, Н. Д. Никандрова, Н. Е. Щурковой. В зарубежной педагогике взаимосвязь между отношением к себе и положительным отношением к другим была исследована К. Роджерсом, Г. Салливаном, Р. Уайли, З. Фрейдом, Э. Фроммом, К. Хорни и др.

В современных условиях вопросами воспитания толерантных отношений занимались: С. А. Ашинова, Н. Е. Емузова, Е. Ю. Ермакова, В. А. Кучер, К. П. Овчинникова, А. В. Райцев, И. Б. Резникова, А. М. Сапожникова, Б. А. Тахохов, А. Э. Ширванян и др. Однако они рассматривали данную проблему либо в условиях начальных классов общеобразовательной школы, либо в процессе подготовки и переподготовки работников образования.

В то же время процесс формирования культуры межнациональной и межконфессиональной толерантности в образовательных учреждениях различного типа и направленности ими не затрагивался.

Учитывая особенности современного общества, расслоения его на различные часто враждующие по национальному, социокультурному и религиозным признакам, роль образовательных учреждений в формировании культуры этнической и религиозной толерантности студентов, мы посчитали данную проблему значимой и выявили следующие существующие противоречия между:

• увеличением степени полиэтничности в Северо-Кавказском социуме и недостаточной подготовленностью студентов к межэтническому общению в поликультурной среде;

• необходимостью толерантного отношения к различным этническим, конфессиональным группам и недостаточной разработанностью технологий целенаправленного формирования этнотолерантности;

• потребностью современной образовательной системы в реализации деятельности по формированию подобных установок у студентов и недостаточной готовностью преподавателей вузов данному виду деятельности.

Существенная значимость и недостаточная изученность проблемы толерантности: содержания, внешней и внутренней структуры, взаимосвязи и взаимодействия структурных компонентов ее теоретической модели, педагогических условий формирования культуры толерантности определили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов регионального вуза».

Проблемой исследования явилась необходимость разрешения противоречия между высокой теоретической и практической значимостью культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности в поликультурной вузовской среде и недостаточной разработанностью многих ее аспектов в деятельностном и личностном планах.

Решение вышеизложенной проблемы и составило цель диссертационного исследования.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в поликультурном вузе.

Предмет исследования — совокупность педагогических условий, способствующих наиболее эффективному формированию культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов регионального вуза.

Гипотеза исследования. Формирование культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности в поликультурной вузовской среде будет наиболее эффективным, если, рассматривая толерантность как основополагающий принцип педагогики ненасилия, реализовывать его на всех этапах учебно-воспитательного процесса вуза. Подобный подход приведет к повышению эффективности противодействия проявлениям у студентов национальной и религиозной нетерпимости, экстремизма, будет способствовать их гибкому опережающему реагированию на изменения социально-политической ситуации в студенческой среде, послужит основой для снижения уровня социальной напряженности.

Задачи исследования:

1. На основе анализа проблемы исследования в отечественной и зарубежной литературе уточнить и конкретизировать понятие «толерантность», определить его содержание, структуру, критерии и уровни сформированности у студентов в поликультурной вузовской среде.

2. Выявить организационно-педагогические условия формирования межэтнической и межконфессиональной толерантности студентов в процессе поликультурного образования.

3. Разработать программу по формированию культуры межнациональной и межконфессиональной толерантности данного в студенческой среде многонационального региона, охватывающую учебно-воспитательный процесс и внеаудиторную работу вуза.

4. Апробировать ее в вузах многонациональной и многоконфессиональной республики Северная Осетия-Алания.

Методологической основой исследования явились психолого-педагогические, философские, социологические, культурологические, концепции и положения, раскрывающие закономерности формирования таких общечеловеческих ценностей, как гуманизм, нравственность, межэтническая и межконфессиональная толерантность и других личностных качеств, способствующих созданию благоприятного социально-культурного климата в поликультурной вузовской среде.

Теоретической основой исследования явились современные теории личностно-деятельностного и гуманистического подходов в психолого-педагогических концепциях (А.Г. Асмолов, Л. И. Божович, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский, И. С. Харламов и др.) — теория педагогической деятельности и содержания образования в поликультурной образовательной среде (Н.Х. Байчекуева, В. П. Борисенков, С. В. Гукаленко, Л.Л. Супрунова), теория культурнообразовательных ценностей (М.М, Бахтин, А. А. Гусейнов, М. С. Каган, Н.Н. Ярошенко), теория межличностных отношений (АА. Бодалев, А. С. Белкин, Я. Л. Коломинский, Н. Н. Обозов, В. Г. Ольшанский, В. Н. Паниотто, К. К. Платонов и др.).

Методы исследования. В соответствии с целью и задачами исследования на различных его этапах использовались общие методы теории познания и диалектикиметоды теоретического и психолого-педагогического анализа проблемы и эмпирического исследованияпедагогический экспериментнаблюдение, анкетирование, опроснекоторые методы психодиагностикиматематико-статистические методы обработки результатов исследования.

База исследования: Исследование проводилось на базе СевероКавказского горно-металлургического института (Государственного технологического университета) — 243 студента — и Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова- 134 студента с 2005 по 2008 годы. В эксперименте в качестве исполнителей программы и экспертов приняло участие 25 преподавателей данных вузов.

Исследование проводилось в три основных этапа.

Первый этап (2005;2006гг.) — разработка плана исследования, теоретический анализ ее проблемы, конструирование педагогического эксперимента. Изучение существующих методик измерения уровня толерантности, адаптация их к существующим условиям. Проведение констатирующего эксперимента в студенческой среде с целью диагностики межличностных отношений, выявления уровня сформированности межэтнической и межконфессиональной толерантности в вузовской среде.

Второй этап (2006;2007гг.) — организация и проведение педагогического эксперимента на основе внедрения в учебную деятельность специально разработанных дидактических методик, ориентированных на формирование и развитие культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности в поликультурной вузовской средеуточнение гипотезы исследования, работа в контрольных и экспериментальных группах.

Третий этап (2007;2008гг.) — завершение формирующего эксперимента. Математическая обработка и анализ результатов экспериментальной работы, обобщение и структурирование опытно-экспериментальных данных по реализации программы воспитания культуры толерантностиформулирование выводов, оформление экспериментального исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем уточнена содержательная характеристика понятия «межэтническая и межконфессиональная толерантность» на психологическом (внутренняя установка отношения личности к представителям других этнических групп и различных конфессий) и деятельностном (действие или осуществляемая через закон и традицию общественная норма поведения) уровняхна основании современной трактовки гуманистического мировоззрения личности выявлены обобщенные принципы и условия формирования межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов вузов многонационального регионаобоснованы критерии и уровни сформированности культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности студентов в поликультурной средепредложены и экспериментально апробированы пути воспитания культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности студентов вузов многонационального региона.

Теоретическая значимость исследования:

— расширено научное представление понятия «толерантность» до уровня межэтнической и межконфессиональной толерантности;

— систематизированы и обобщены формы и методы формирования культуры толерантности в трансформирующемся обществепсихолого-педагогически и дидактически обоснована и разработана программа формирования межэтнической и межконфессиональной толерантности студентов в поликультурной вузовской среде.

Практическая значимость исследования состоит в: определении возможностей практического использования содержащихся в нем теоретических положений и педагогических рекомендаций по формированию в студенческой среде многонационального региона межэтнической и межконфессиональной толерантности;

— разработанном комплексе методических рекомендаций и программ для преподавателей вуза и студентов, способствующего эффективному повышению уровня культуры их межэтнической и межконфессиональной толерантности.

Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов обеспечены исходными концептуальными и методологическими позициями, четким определением научной проблемы, использованием эмпирических методов, соответствующих целям и задачам исследования, внедрением в учебно-воспитательный процесс результатов теоретических и практических разработок, положительными результатами опытно-экспериментальной работы по формированию межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов поликультурного вуза в национальной республике.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Комплексная программа формирования культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности в поликультурной вузовской среде представляет собой структурированную и целостную парадигмальную систему, отражающую механизмы взаимосвязи и взаимодействия основных ее структурных компонентов: социально-перцептивных способностей, духовной культуры личности, личностно-ценностных ее качеств.

2. Критерии формирования толерантности:

— межэтническая толерантность — отношения человека к представителям других этнических групп;

— межконфессиональная толерантность — отношения человека к представителям различных конфессий;

— толерантность как черта личности — определяющая уровень проявления таких личностно-ориентированных качеств, как: взаимодействие, восприятие, взаимоотношения, общение и взаимопонимание людей.

3. Уровни сформированности толерантности:

Низкий уровень толерантности — наличие интолерантных установок к людям другой национальности и веры.

Средний уровень толерантности — проявление толерантности и интолерантности в некоторых сферах.

Высокий уровень толерантности — сенсуальная толерантность, приводящая к размыванию границ толерантности.

Апробация и внедрение полученных результатов. Результаты работы обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры педагогики высшей школы Северо-Осетинского государственного университета им K.JI. Хетагурова. Разработанные методики и программы экспериментально апробированы и успешно внедрены в учебно-воспитательный процесс Северо-Кавказского горно-металлургического института (Государственный технологический университет), теоретические и экспериментальные положения обсуждались и были одобрены на: IV Российском философском конгрессе (Москва, 2005) — Ученых и методических советах Северо-Осетинского отделения Академии наук высшей школы РФ (20 072 008) — заседаниях и научно-практических конференциях: Владикавказского научного центра РАН (2006;2008), Ставропольского государственного университета (2008).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (193 источника) и приложения.

Выводы.

Реалии сегодняшнего дня подтолкнули нас к созданию комплексной Программы по формированию культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности в студенческой среде регионального вуза: в республике зарегистрировано 70 объединений и 20 религиозных групп, объединяющих представителей 15 конфессий.

Особенностью данной Программы является1 факт охвата ею всех дисциплин гуманитарного цикла, на долю которых приходится до 22% всего аудиторноговремени, дополнение их кураторскими^ часами и внеаудиторной работой со студентами;

При разработке данной Программы решались следующие задачи:

1. На основе существующих диагностических методик исследования толерантности — «Индекс толерантности» (С. Щеколдиной [187]), «Тест опросника для диагностики межличностных отношений» (Ч.Осгуд [122]), «Показатель межэтнической' и межконфессиональной толерантности», «Степень выраженности эмпатических способностей"'(В. Бойко [27]) — изучить систему приоритетов в межличностных ценностных ориентациях, выявить уровень проявления культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности в современной поликультурной< среде;

2. Изменить стереотип поведения студентов с учетом идеи толерантности через целеполагание и привить им понимание возможности многовариантного человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных, этнических, религиозных сферах;

3. Сформировать у студентов собственное видение культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности в масштабах группы, вуза, республики, государства;

4. Развить социальное воображение и социальную перцепцию, сформировать навыки и установки, необходимые для успешного взаимодействия с представителями другой культуры, людьми, исповедывающие другие взгляды и т. п., помочь осознать многообразие культур;

5. Найти наиболее эффективные педагогические средства и методы формирования и развития культуры толерантности в межэтнической и межконфессиональной среде регионального вуза.

Данная авторская Программа была внедрена в учебно — воспитательный процесс факультетов экономики и управления и информационных технологий Северо-Кавказского горно-металлургического института, прошла при этом следующие этапы:

Ценностно-голевой, информационный, и конструктивно-деятельностный этапы.

Работая над ней, мы руководствовались следующими принципами:

— формирование толерантности у студентов — это объективная необходимость для разрешения межэтнических и межконфессиональных проблем на Северном Кавказе, в России и в мире. внедрение идей толерантности в педагогическую практику сопровождается изменением рефлексивно-смысловой, нравственной позиции преподавателей и студентов и предлагает обучение и воспитание конструктивного поведения в социальном взаимодействии;

— воспитание толерантности формирует новое мировоззрение, в основе которого лежит идея ненасильственного взаимодействия с обществом, способствующее ответственному выбору собственного жизненного пути, при этом роль вуза как социального института не ограничивается образовательной функцией, а приобретает черты нравственной миссии.

С этой целью была проделана следующая работа:

1. Исходя из модели толерантного взаимодействия сформировали необходимые мотивационно-ценностные отношения среди студентов и преподавателей;

2. Создали в вузе условия, сочетающие традиционные (лекции и семинарские занятия) и нетрадиционные формы (круглый стол, ролевая игра и т. д.) обучения;

3. Соотнесли получение установок и навыков толерантного взаимодействия с реальными социальными ситуациями на практике, через включение студентов в социальную деятельность;

4. Использовали рефлексивные упражнения, коллективные формы для работы в аудиториях и вне их для приобретения опыта толерантного поведения;

5. Включили педагогов в процесс по формированию культуры межнациональной и межконфессиональной толерантности у студентов.

Как показывают результаты количественного анализа межличностных отношений, в ЭГ наблюдалась положительная динамика, в КГ существенных изменений не произошло.

Понимание культуры другого народа — это один из шагов по развитию в себе толерантного сознания, показатель восприятия и принятия многообразия мира. Очевидно, что знание культур других этносов, национальностей развивает творческую личность, свободную от предрассудков и стереотипов мышления — на что и указывают результаты формирующего эксперимента в ЭГ.

К факторам, способствующим саморазвитию толерантности личности, можно отнести развитие самосознания, расширение кругозора, формирование мировоззрения и это достигается в результате целенаправленного воспитательно-формирующего процесса.

Внедрение авторской Программы по формированию культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов в условиях регионального вуза, охватывающей учебно-воспитательный процесс и внеаудиторную работу, снизило накал в республике национальной и религиозной нетерпимости, способствовало гибкому реагированию на все изменения социально — политической ситуации, послужило основой для уменьшения уровня социальной, межнациональной и межконфессиональной напряженности в студенческой среде регионального вуза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В период социальных преобразований в современной российском обществе процесс наличия терпимости становится индикатором зрелости политической, юридической и психологической культуры, показателем нравственности нации, ее общественного сознания. Терпимость (толерантность) выступает как необходимое условие мира в том или ином регионе, позитивной динамикой его социально — экономического развития.

Обучение подрастающего поколения культуре мира и воспитание в нем чувства толерантности означает построение и развитие социальных отношений, основанных на принципах свободы, справедливости, демократии, терпимости и солидарности, отказа от любых видов насилия. Данный тип социальных отношений, как известно, предусматривает предотвращение конфликтов на ранней стадии их развития с помощью ликвидации (либо минимизации) порождающих их причин путем у становления, диалога и ведения переговоров.

Чтобы научить современную молодежь ценить и понимать культуру своего народа, уважать культуру других этносов и религий, необходимо кардинально изменить содержание учебно-воспитательного процесса во всех образовательных учреждениях страны. Решение этой трудной задачи в рамках вуза, лежит в контексте совмещения учебных программ, включающих объем необходимых для молодого специалиста общих знаний, с глубокими знаниями народной культуры, формированием его потребности и способности ориентироваться в самой разнообразной информации о культуре других народов и конфессии. Кроме того, ознакомление студентов с особенностями культуры своего и других народов на занятиях, во внеурочной деятельности, и свободном общении, способствует формированию у них объективного видения мира, воспитанию культурных, образованных граждан страны. Знание же ими богатства межнациональных и межконфессиональных особенностей обеспечивает развитие культуры взаимодействий, взаимопонимания и взаимоуважениягармонизацию их интересов и устремлений.

Только при таких условиях совершается поворот к новому типу взаимоотношений между людьми — диалог культур.

Данную работу в условиях образовательного учреждения должен возглавить преподаватель. От его эрудиции, такта, знания особенностей и истории становления той или иной религии, происхождения той или иной нации зависит успех формирования культуры межнациональной и межконфессиональной толерантности у студентов регионального вуза.

В пользу того, что подобная работа необходима, говорит тот факт, что в республике Северная Осетия — Алания титульный народ более, чем на 75% исповедует христианство, большая же часть оставшегося населения — ислам. На территории республики представлены почти все мировые религии и их ответвления, многочисленные секты и конфессии. Очень часто во главе необходимых объединений стоят люди, идеи которых далеки от канонов истинной веры, встречаются случаи и распространения идей ваххабизма в регионе.

Для успешности ведения подобной работы в образовательном учреждении необходимым условием является организация толерантного пространства в нем. Значимая роль в его организации принадлежит руководителям образовательных учреждений, преподавателям, родителям, общественности.

Как известно, система высшего профессионального образованиямощный культурный механизм, создающий общекультурный фонд общества. Именно этот факт мы и использовали для формирования общественного сознания, культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов в условиях регионального вуза, обогащая и конкретизируя представления о стратегических направлениях развития личностипостарались, чтобы они, принадлежащие к различным социальным слоям, этническим группам, религиозным конфессиям получили как общее, так и этно — религиозно — ориентированное образование. С этой целью нами были задействованы наряду с дисциплинами гуманитарного цикла, отвечающих за передачу культуры, развития логики, формирующих собственное «Я» молодого специалиста, дисциплины по выбору, кураторские часы и внеаудиторные мероприятия.

Как известно, особенность межэтнических и межконфессиональных отношений в поликультурном образовательном учреждении, в отличие от монокультурной, проявляется в ряде характеристик, важнейшими из которых являются: характер процессов этнической и религиозной самоидентификации, степень позитивности или негативности межэтнических и межконфессиональных отношений, удовлетворенность процессами взаимодействия в вузе. Их исследование и дало нам возможность выявить организационно-педагогические условия формирования культуры межэтнической и межкультурной толерантности у студентов в среде регионального вуза.

В соответствии с целью исследования, учитывая специфику объекта и предмета исследования, были использованы следующие основные методы: опрос, структурирование, интервью, экспертные оценки. Проведены констатирующий и формирующий эксперименты.

Процесс формирования культуры межнациональной и межконфессиональной толерантности у студентов Северо-Кавказского горно-металлургического института (ГТУ) протекая в строгом соответствии с разработанной нами Программой, и позволил отследить его уровневые проявления по ряду показателей: наличие адекватной самооценки, непосредственная эмоциональная оценка, осознанность мотивации толерантности, характер совместной деятельности, ситуативное эмоциональное отношение, степень рефлексивной активности, зависимость от внешних условий и ситуаций.

Выявление уровней этих психолого-педагогических процессов в поликультурной среде дало глубокое представление о наличии или отсутствии культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности. В данном случае речь идет о предрасположенности, готовности личности к терпимости, толерантной реакции на среду. Эта готовность проявляется на социально-перцептивном, аффективном и поведенческом уровнях коррекционно-развивающей программы по формированию межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов в экспериментальные группы, и при осуществлении традиционной практики профессиональной деятельности педагогов поликультурного вуза без акцента на формирование указанных качеств личности в контрольных группах.

В соответствии со структурой и целью эксперимента были определены и решены следующие задачи:

1. На всех видах учебных занятий, кураторских часах и в ходе внеаудиторной работы формировать средствами предмета у студентов толерантное мировоззрение, способствовать осознанию ими особенностей нации или народа, той или иной веры. Подобный подход активизировал позитивное отношение их к представителям другого*народа, иной веры.

2. Осуществлять формирование социального взаимодействия студентов с позиции межэтнической и межконфессиональной толерантности.

3. Формировать коммуникативно-поведенческую сферу студентов в аспекте позитивного межэтнического и межконфессионального взаимодействия.

Данный комплекс условий мы сопровождали использованием организационно-содержательных мероприятий, опирающихся на психолого-педагогические методы и формы формирования толерантного поведения у студентов (психолого-педагогическое просвещение (лекции, доклады), групповые занятия (дискуссии, беседы), элементы социально-психологического тренинга), проводимых как на всех видах аудиторных занятий, кураторских часах, так и в ходе внеаудиторной работы.

Полученная в процессе чтения лекций информация расширялась и дополнялась на семинарских занятияхзатем через «круглые столы», кураторские часы отслеживалась динамика развития того или иного формируемого направления толерантного общения.

Благодаря диспутам, тематическим встречам с интересными людьми различных национальностей и вероисповедания, фольклорным праздникам, выставкам, встречам с творческими коллективами театров Северного Кавказа происходило знакомство с реальными проблемами социокультурной сферы данного региона, культуротворческая деятельность студентов направлялась на развитие личностного мира каждого из них путем восхождения от индивидуального опыта к духовно-практическому опыту человечества, шел процесс восстановления личности, способной к самоопределению и продуктивной творческой деятельности в многонациональной и многоконфессиональной среде регионального вуза.

Все это привело к снижению уровня интолерантного поведения у студентов ЭГ, повысило у них общую степень толерантности, показателей межэтнической и межконфессиональной толерантности, снизило накал национальной и религиозной нетерпимости в студенческой среде, научило студентов оперативно реагировать на изменения социально-политической1 ситуации в регионе, снизило уровень социальной, межнациональной и межконфессиональной напряженности среди молодежи данного вуза.

Полученные результаты не претендуют на исчерпывающую полноту решения проблемы. В процессе дальнейших исследований представляется необходимым выявление роли и влияния общественных организаций, неформальных объединений на формирование культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов вуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абльханова-Славская К. А. Российская проблема свободы, одиночества, смирения // Психологический журнал.1999.Т.20 № 5.С.5−20
  2. B.C. Механизмы социального.восприятия. — М., //Психологический журнал. Т. 10. 1989. № 2. С. 63−71.
  3. Н.А., Александров Г. Н., Мавлютов P.P. Высшая школа. -М., 1983. 256 с.
  4. И.С. Рефлексия и ее понимание в науке //Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев., 1983. С. 41−45.5: Анисимов О. С. Принципы «выращивания» и культура педагогической деятельности. М., 1991. С. 68−71.
  5. JI.H. Структура общественного сознания. М., 1973. 215 с.
  6. Антология ненасилия //Общ. ред. Г. Джибладзе — М. Бостон, 1992. 256с.
  7. Ш. А. В школу с шести лет.М., 1986. С. 2
  8. С.Р. Учебный процесс в высшей школе его закономерные основы и методы. -М., 1980. 368 с.
  9. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров.-М., 1996.769 с.
  10. П.Бажноков Б. Х. Коммуникативное поведение и культура. // Советская этнография. 1978. № 5. С. 3−6.
  11. Базовая- культура личности теоретические и методологические проблемы. Сборник научных трудов /Под ред. О. С. Газмана. — М., 1989. 149с.
  12. Ф. Ф. Ануфриев Н.М. Культура общения структурный элемент духовного-мира личности. // Проблемы философии. 1995. № 68. С. 48−54.
  13. В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М., 1983. 244 с .
  14. Г. А. Теория учебных задач.-М., 1990. 125 с.
  15. Г. Л. Почему психолог похож на кота? Тонкости психологической помощи детям. М. 2002. 112 с.
  16. Н.В. Педагогика и прикладная психология. Р н /Д. Феникс. 1999. 322 с.
  17. А.С., Жаворонков В.Д Педагогический мониторинг. -Екатеринбург. 1977. С. 29.
  18. А.В., Майклз С. Монолог, диалог и полилог в ситуации общения. Психологические исследования общения. М., 1985. С. 219−244.
  19. Н.А. Философия свободного духа. М., 1994. 480 с.
  20. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. 190с.
  21. Бестужев-Лада И. В. Экспертный сценарно-прогностический мониторинг: принципы организации. // Социологические исследования. 1993. № 8. С. 100 104.
  22. B.C. Культура. Диалог культур. // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 31−35.
  23. П.П. Избранные педагогические и психологические произведения. В.2-х т. М. 1979.400 с.
  24. А.А. Личность и общение. М., 1983. 271 с.
  25. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности/под ред. Д. И. Фельдштейна.М., 1995. 212 с.
  26. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. — М., 1996.472 с.
  27. Е.В. Гуманизация воспитания старшеклассников. М., 1991. № 9. С. 50−56.
  28. .С. Нравственное сознание личности. М., 1985. С. 64.
  29. Ю.С. Педагогизация среды как социально-педагогический результат интеграции воспитательных взаимодействий (организационно-технологический аспект): Диссертация канд. пед. наук. Екатеринбург, 1993. 207с.
  30. М.С., Гончаренко С. У. Методологический уровень практических задач педагогики //Философия и социологическая мысль. 1989. № 4. С. 23.
  31. Н.Г. Педагогический мониторинг как* средство повышения эффективности подготовки учителя: Диссертация канд. пед. наук. -М., 1998. 168 с.
  32. К.Я., Петров Ю. Н., Белиловский В. Д. Рефлексивное пространство. М., 1991. С. 16−24.
  33. С.Г. Человеческая целостность в перипетиях диалога. // Человек. 1994. № 3. С. 14−27.
  34. В. Толерантность важный фактор культуры. — М., 2002! С. 25.
  35. А.П. Особенности этнополитических отношений и формирование новой-государственности в России. -М., 1993. С. 72'.
  36. К.Н. Идеальная* школа будущего и способы' ее осуществления//Хрестоматия по истории школы и. педагогики России. М., 1974. 254 с.
  37. Н.Е. Модель позиционного обучения студентов // Вопросы психологии. 1994. № 3'. С. 122−129.
  38. А.И. Оценка качества высшего образования. — М., 2000. 180 с.
  39. М.И. Психологические особенности общительности старших школьников и студентов: Диссертация канд. псих. наук. М., 1996. 122 с.
  40. .З. Профессиональная рефлексия: потребность, сущность, управление. //Магистр. 1995. № 6. С. 71−79.
  41. .З., Харькин В.Н: Педагогика рефлексии. М., 1995. 112 с.
  42. JI.C. Педагогическая психология. М., 1996. 168 с.
  43. М.Н. Моя вера в ненасилие. // Вопросы философии. 1992. № 3. О. 65.
  44. И. Принцип неопределенности в образовании // Высшее образование в России. 1999. № 1 С. 32.
  45. И. В'кн.: Клепцовой Е. Ю. Психология" и педагогика толерантности. М., 2004. С. 176.
  46. А. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия. //Вопросы философии. 1992. № 3. С. 54−64.
  47. С.Ю. Словарь практического психолога. — М., 1989. 378 с.
  48. Грабарь М. И, Краснянская К. А. Применение математической! статистики в педагогических исследованиях: непараметрические методы. -Ml, 1977. 135 с.
  49. Т.Г., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения. — М., 1997. 198 с.
  50. С. Д. Этносоциальная установка* в межнациональных отношениях: Диссертация канд. психол. наук. СПб., 1997. 241 С. 77−81.
  51. В. Толковый словарь живого великорусского языка.М.:Гос. Изд-во-= иностранных и национальных словарей, 1995. 388 с.
  52. А.А., Селезнева Е. В. Идеологическое воздействие: социально-психологические и педагогические аспекты. — М., 1985. 309 с.
  53. А. В кн.: Клепцовой Е. Ю. Психология и педагогика толерантности- М., 2004. 176 с.
  54. А.В., Залысин И. Ю. Насилие: Социо-политический' анализа М., РОССПЭН. 2000. 238 с.
  55. А.И. О ценностных отношениях личности. // Советская наука. 1971. № 5. С. 67−76.
  56. Р. Счастье вашего ребенка: книга для родителей. Перевод с английского. Под ред. А. В. Толстых. М., Прогресс. 1986. 239 с.58: Зиман Э., Бьюнеман О. Толерантные пространства и мозг // На пути к теоретической биологии. М. Д970. С. 27−34
  57. А.В. Почему терпимость и какая терпимость? // Вестник СПбГУ. № 3. С. 23 -27.
  58. И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997. 480sс.
  59. В.М. Терпимость как общечеловеческая ценность // Современные проблемы гуманитарных дисциплин. 4.1. М., 1997. С.7−9.
  60. В.М. Две концепции толерантности. — Кемерово: 1999. С. 63.
  61. Зотова Н. Г, Формирование смысловой сферы личности педагога. Дис.канд.пед. наук. Волгоград. 1988. 159 с.
  62. И.П. Воспитывать коллективистов. М., 1982. С. 80.
  63. К. Психология эмоций. СПБ., М., 1999. 560 с.
  64. Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000. 288 с.
  65. Ю.А. Толерантность как философско-мировоззренческая проблема // Философская и социологическая мысль. 1990. № 4. С. 48 — 60.
  66. Е.Ф. Педагогика мира: постановка проблемы, ее обоснование. //Советская педагогика. 1989. № 1. С. 132 137.
  67. Ф. Воспитание к свободе /пер с нем. М., 1992. 229 с.
  68. КингМ.Л. Любите врагов ваших. // Вопросы философии. 1992. № 3 С. 66−70.
  69. М.Л. Паломничество к ненасилию. // Ненасилие: философия, этика, политика. М., 1993. С. 175−187.
  70. Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. М., 2004. 176 с.
  71. Н.Л. Воспитание толерантности в полиэтнической образовательной среде //Вестник Ставропольского государственного/ университета. Ставрополь. 2008. № 55. С. 27−31.
  72. Н.Л. О некоторых проблемах межкультурного образования в России //Труды молодых ученых Владикавказского научного центра РАН. Владикавказ. 2008. № 3. С. 68−74.
  73. Н.Л., Некоторые аспекты исследования процесса формирования толерантной личности в студенческой среде //Сборник научных трудов Северо-Осетинского отделения Академии наук высшей школы РФ. Владикавказ. 2008. № 6. С. 24 -29.
  74. М.С. Мир общения: проблемы международных отношений. М., 1988,319 с.
  75. А.Г. Теоретические основы педагогики ненасилия: Дис. докт. пед. наук-СПб., 1997. 372 с.
  76. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984. 335 с.
  77. Кон И.С. К проблеме национального характера. // История и психология. Под редакцией Б. В. Поршнева и Л. И. Анциферовой. М., 1971. С. 122−158.
  78. A.M. Формирование установок толерантного сознания //Всероссийская научно-практическая конференция «Культура мира и ненасилия в воспитании учащихся: опыт регионов России»: сборник материалов. М., 1999, С. 37−38.
  79. С.В. Межличностное понимание и его роль в общении. Л., 1977. 186 с.
  80. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Директор школы. 2002. № 1.С.97−126
  81. Н.И. Сила, насилие, безопасность: современная диалектика взаимосвязей //МЭМО-1992 № 11 С. 44−51
  82. И.А. Социальный мониторинг. Теоретико-методологическое обоснование. Статистический анализ. Дисс. канд. филос. наук. М., 1994. 116 с.
  83. Кривцова С. В. Навыки жизни: в согласии с собой и миром.М., 2002. С. 129.
  84. В.А. Психология. М., 1980. 352 с.
  85. В.А. Твой ад и рай. Человечность и бесчеловечность в человеке. М., 1998. 213 с.
  86. Г. В книге Клепцовой Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. М., 2004. С. 176.
  87. П. Запретный плод. Этика гуманизма. — М., Генезис. 1993. С. 160.
  88. В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. 1994. № 6. С. 27.
  89. А.А. Общение как объект психологического исследования. //Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1975. С. 106−123.
  90. А.А. Психология общения. Тарту, 1974. С. 220.
  91. А.А. Совместная деятельность общения, взаимодействия: к обоснованию «педагогики сотрудничества». // Вестник высшей школы. 1989. № 4. С. 39 48.
  92. Т.Г. Неопределенность в мире неопределенности. Ростов-н/Дону., 1994.216 с.
  93. Т. Психологичесие методики. — М., 2006. С. 108.
  94. В.Т. О чем спорят старшеклассники. — М., Педагогика. 1990. С. 190.
  95. .Ф. Системность в психологии: Избранные психологические труды.М., Воронеж.2003. 424 с.
  96. Ю.М. и тартусско-семиотическая школа. М., 1994. 459 с
  97. С.И. Когда легко учиться: Из опыта работы учителя.М., 1985. С. 176.
  98. С. В книге Кпепцовой Е.Ю. Психология и педагогика толерантности.М., 2004. 176с.
  99. В.В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. № 4. С. 6. и С. 8−9
  100. В.Г. Ненасилие как профессиональная позиция педагога. // Учитель современной школы: Тезисные доклады одиннадцатой Всероссийской конференции по педагогике ненасилия. СПб.: «УЕКУА МА015ТКТ, 1996. С.5−8.
  101. А.К. Психология труда учителя. М.:Просвещение, 1993.216 с .
  102. М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики.М., 1999. С. 112.
  103. Д. Социальная психология. СПб., М., 2003. 688 с.
  104. В.Г., Ситаров В. А. Педагогика ненасилия. М., 1992. С. 50−55.
  105. А. Новые рубежи человеческой природы. Перевод Г. Балл. -М., 1999. 223 с.
  106. Н.Н. Пути к созиданию. М., Республика. 1992. 225 с.
  107. М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка // История дошк. заруб, педагогики: Хрестоматия. М., 1974. С. 24 35.
  108. К. Психология ответственности. — СПб. 1983. 240 с.
  109. На пути к толерантному сознанию /Отв.ред. А. Г. Асмолов. М., 2000. С. 255.
  110. Р.С. Психология. В 3-х кн. -М., 2001. Кн. 1 С. 210−213. Кн. 3. С. 411−425.
  111. Н.Д. На пути к гуманной педагогике. // Советская педагогика. 1990. № 9. С. 41−47.
  112. А.Ф. Педагогика прав человека. М., 1994. С. 122 -125.
  113. A.M. Профессиональное образование в России. М. 1997. 169с.
  114. JI.H., Кулешова Н. В. Воспитательное пространство: опыт и размышления. М., 1996. С. 195−202.
  115. В.В. Социальная психология: феномен и наука. М., 1998. С. 464−475.
  116. А. Н. Рефлексия в. науке и обучении. // Вопросы философии. 1986. № 2. С. 160.
  117. С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов. / Под редакцией Н. Ю. Шведовой. 14-е изд., стереотип. М., 1983. С. 816.
  118. Г. Природа предубеждения // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. № 5. -М., Изд-во МГУ. 2003. С. 59
  119. А.Е. К психологической диагностике эмоциональности // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: МГУ, 1978.
  120. Ч. Психологический словарь. М., 1977. С. 380.
  121. Педагогика высшей школы. Ответственный редактор член-корр. АПН СССР Ю. К. Бабанский. Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского университета, 1972.
  122. Педагогика и психология высшей школы. /Отв.ред. С. И. Самыгин. -Ростов н/Д., 1998. С. 544.
  123. Педагогика как диалог педагогик: Тез. Докл. X Всерос. Конф. По педагогике ненасилия. СПб., РГПУ, 1995. С. 56−71.
  124. Педагогика мира. Международный опыт. — Томск, 1991. С. 40.
  125. В.А. Толерантность-универсальный этический принцип //Известия СП лесотехнической академии. СПб., 1993. С.139−151.128 .Педагогика и психология высшей школы. /Отв.ред. С. И. Самыгин. — Ростов н/Д., 1998. С. 544.
  126. Педагогика мира. Международный опыт. — Томск, 1991. С. 40.
  127. А.А. Комплексные проекты модернизации образования. // Педагогика. 1989. № 3. С. 123−127.
  128. А. А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. — М. 2002.311 с.
  129. В.А., Коржуев А.ВА. Дидактика высшей школы. М., 2001. 136с.
  130. В. А. Коржуев А.В. Методология педагогического исследования и дидактика высшей школы. М., 2000. 184 с.
  131. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. С-Пб., М., Харьков, Минск. 1999. 432 с.
  132. И.Б. Формирование этнической толерантности у студентов^-вузов в условиях национального региона. дисс. канд. пед. наук -Владикавказ, 2007. 177с.
  133. Н.К. Избранное. М., 1979.382 с.
  134. . Толерантность дорога к миру. М., 2001. С. 256.
  135. К. Клиентоцентрированная терапия. М.1997. 320 с.
  136. К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М., 2002. 480 с.
  137. Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск. 1992. 286 с.
  138. . Ж. Педагогические сочинения, в 2- х т. 1992. С. 275
  139. . Выход из насилия. -М., 1990. С. 323.
  140. А.П., Грушевицкая Т. Г. Этнология. М. 2000. С. 35−74.
  141. В.И. Индивидуально-психологические особенности и взаимоотношения студентов.-Минск, 1976. 188 с.
  142. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М., 1999. 272 с.
  143. О.А. К вопросу о психофизиологической природе ЭУ спортсмена // Вопросы психологии. 1973. № 1. С. 29 31.
  144. В.А., Маралов В. Г. Педагогика ненасилия гуманизм в. действии. — М., 1990. С. 92.
  145. О. Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников. Дисс.канд.пед.наук. -Кострома, 2000. 209 с.
  146. Словарь иностранных слов. /Ред. В. Л. Пчелкина. 18 изд., стереотип. — М, 1989. С. 624.
  147. Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. М.: Политиздат, 1989.С.447.
  148. Современный словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 2001.742 с.
  149. Советский энциклопедический словарь. М.:Рус.Яз., 1990.С.160.
  150. Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2000. 325 с.
  151. Г. У. Межэтническая напряженность. М.: Смысл, 1998. С. 242.
  152. С.Ю., Семенов И. Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач. // Вопросы психологии. 1982. № 1, С. 70−74.
  153. Н.Н. Педагогическая рефлексия необходимый компонент культуры педагога. — Тюмень, 1995. С. 45−48.
  154. В.А. Как воспитать настоящего человека. -М., 1990. 288 с.
  155. Теория и практика воспитательных систем /отв. Ред. Л. И. Новиков. — М., 1993. 212 с.
  156. В.А. Очерки, теории и политики-этничности в России. — М., 1997. 532 с.
  157. В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах. М., 1997. С. 420.
  158. Тишков, В: А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе //Вопросы социологии. 1993. № 1−2. О. 339.
  159. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика).Сборник научно-методических статей. М, 2003.С.368.
  160. Толерантность: М-лы регион, научно-практ. конференции. Якутск: ЯНЦСО РАН, 1094. 247 с.
  161. Толерантность: Сборник научных статей. Вып. 1. Кемерово: Кузбасиздат, 1995. 342 с.
  162. С.Н. Развитие коммуникативной толерантности у будущих социальных педагогов системы образования. Дис.канд.пс.наук. Калуга- 2002, 198 с.
  163. Л.Н. Путь к жизни. М.: Республика, 1993. 601 с.
  164. Х.Г. О новой парадигме // Педагогика. 1999. № 1 С. 105,109.
  165. А.Л. Педагогическое стимулирование лидерства в подростковой группе. Диссертация канд. пед. наук. Казань, 1993». 125 с.
  166. К. Сплоченность и толерантность в группе. М., 2003. С. 336.
  167. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Под. ред. Гурова В. Н. Педагогическое общество России. М., 2004.240 с.
  168. Хантингтон.С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. № 1. С. 35.
  169. Л., Зиглер Д. Теория личности. — СПб., М., 1999. 608 с.
  170. Р. Психология влияния. — СПб., М., 2001. 272 с.
  171. А .Я., Аболин JI.M. Исследование эмоциональной усойчивости и психологические средства ее формирования у спортсменов // Психологическийокурнал. 1984. Т.5. № 4. С. 83 -90.
  172. А.В. Педагогические условия формирования коммуникативных качеств у студентов в процессе профессиональной' подготовки: Дисс, канд. пед. наук. Уфа, 1997. 171 с.
  173. А. Благоговение перед жизнью /Пер.с нем. М.: Прогресс, 1992. 572 с.
  174. А. Культура и этика / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1973.С.343.
  175. А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М.: Прометей, 1993. 367 с.
  176. Е.Н., Котова Н. Б. Развитие личности в обучении. М., 2000. С. 288.
  177. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. / Под редакцией B.C. Библера. Кемерово, 1993. С. 213.
  178. Ю.А. Равенство, сходство, порядок.М., 1971. 224 с.
  179. Р. Философия свободы. Основные черты одного совершенного мировоззрения. / Пер с нем. Ереван, 1993. 224 с.
  180. Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия. Алма-Ата, 1974. С. 12−28.
  181. С.Д. Тренинг толерантности. М.: «Ось-89», 2004. С. 79.
  182. В.В. Современный словарь по психологии. Минск, 1998. 768с.
  183. И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991. 192 с.
  184. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. М., 1979. С. 264.
  185. И.С. Развивающее обучение. М. 1979. 346 с.
  186. И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения //Вопросы психологии 1995. № 2. С. 31−42.
  187. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1989. 320 с.
Заполнить форму текущей работой