Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологическое сопровождение сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Специалист, работающий в экстремальных условиях и переживающий острые первичные психологические реакции (ОППР) или последствия посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), может преодолеть многие свои личностные проблемы, если внутри спецподразделения последовательно и системно проводится работа по психологическому сопровождению сотрудников. Психологическое сопровождение сотрудников… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КАЧЕСТВАМ СОТРУДНИКОВ СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
    • 1. Психологические требования при отборе профессионалов для работы в экстремальных условиях
      • 1. 1. Экстремальная ситуация как фактор, определяющий деятельность человека
      • 1. 2. Психологические основы отбора сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом
    • 2. Психическая напряженность и преодоление ее последствий в процессе работы в экстремальных условиях
      • 2. 1. Проблемы психической напряженности в классических учениях и эмпирических исследованиях
      • 2. 2. Понимание феномена страха в зарубежной и отечественной психологии
      • 2. 3. Проблема преодоления психической напряженности, возникшей в результате работы в экстремальных условиях
  • ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОТРУДНИКОВ СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЯ «А» (г. КРАСНОДАР)
    • 1. Анализ результатов обследования сотрудников спецподразделения «А"-тестом — ВИЗИЭС
      • 1. 1. Назначение и описание «А"-теста — ВИЗИЭС
      • 1. 2. Анализ результатов диагностики сотрудников «А"-тестом — ВИЗИЭС
    • 2. Психологическое сопровождение командиром сотрудников спецподразделения
      • 2. 1. Командир — практический психолог спецподразделения: необходимость психологического сопровождения
      • 2. 2. Психологическое сопровождение сотрудников спецподразделения
  • ВЫВОДЫ

Психологическое сопровождение сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена: специфической деятельностью сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмомнасущной потребностью общества в образовании спецподразделений по борьбе с терроризмом во многих регионах РФнеобходимостью в обучении командиров названных спецподразделений основам психологического сопровождения своих сотрудников в ситуациях текущей службы, а также в ситуациях острых первичных психологических реакций (1 111Р) и в ситуациях посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

Как показывают многочисленные психологические исследования, психическая напряженность является нормой активной жизни каждой человеческой личности. Напряженность, однако, может носить негативный характер, если она является следствием стресса, длительной депривации.

В психологии личности в течение всего XX в. исследуется зависимость между нарушениями самосознания человека и особенностями его состояний, возникших на фоне негативной психической напряженности. В этой связи особой проблемой становится проблема психологического сопровождения человека в процессе его профессиональной деятельности в экстремальных условиях.

Методологическая основа исследования базируется на концепции структуры самосознания личности В. С. Мухиной. Согласно этой концепции, самосознание человека как личности содержит пять звеньев внутри следующей исторически сложившейся социально-обусловленной структуры: 1 — идентификация с образом тела, именем и заменяющим его местоимением «Я», индивидуальная духовная сущность человека- 2 -притязание на признание- 3 — половая идентификация- 4 — психологическое время личности (индивидуальное прошлое, настоящее, будущее) — 5 -социальное пространство личности (долг и права). Названные структурные звенья самосознания субъективно переживаются человеком в качестве его уникальных личностных потребностей. Переживание стрессов, длительной депривации вызывает негативную психическую напряженность, что может привести к отклонениям в личности, к деформациям основных звеньев структуры самосознания.

Цель работы: апробация методов психологического сопровождения специалистов, работающих в экстремальных условиях (борьба с терроризмом).

Гипотеза исследования состоит в предположении, что взрослый человек, избравший своей деятельностью работу в экстремальных условиях (борьба с терроризмом) может преодолеть многие свои личностные проблемы в случае ОППР и ПТСР, если внутри спецподразделения последовательно и в определенной системе проводится работа по психологическому сопровождению сотрудников. Психологическое сопровождение сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом служит целям профилактики формирования отклонений психической деятельности (ОППР и ПТСР).

На основе гипотезы были сформулированы следующие задачи:

1. Разработать методы психологического сопровождения сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом.

2. Проанализировать и обобщить результаты методов психологического сопровождения сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом.

Методы исследования. В число методов исследования входят: 1 -анализ сложившегося в подразделении «А» (г. Краснодар) опыта психологической помощи каждому сотруднику спецподразделения со стороны командира и его доверенных лиц- 2 — психологическое сопровождение сотрудников спецподразделения в контексте ценностных орнентаций личности и уникальных личностных потребностей в сфере пяти звеньев структуры самосознания- 3 — компьютерный метод «А"-тестВИЗИЭС. Второй и третий метод составляют комплекс методов психологического сопровождения.

Результаты первого и второго методов подверглись качественному анализу. Результаты «А"-теста — ВИЗИЭС — математической обработке.

Объект исследования: 1 — сотрудники спецподразделений по борьбе с терроризмом — «А» — мужского пола, в возрасте от 21 г. до 35 лет, Краснодарского края. Общая численность — 75 человек- 2 — подростки мужского пола, в возрасте от 15 до 16 лет (Москва, пос. Никольское Краснодарского края). Общая численность — 30 человек.

Научная новизна. Впервые в отечественной психологии личности отстаивается позиция коррекции ОППР и ПТСР, возникающих в ситуациях текущей службы в спецподразделениях по борьбе с терроризмом в контексте специально создаваемых условий психологического сопровождения, когда методы психологического сопровождения включаются в повседневную службу сотрудника.

Практическая значимость. Теоретически обоснованный и экспериментально апробированный комплекс психологического сопровождения сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом может быть использован во всех спецподразделениях, работающих в экстремальных условиях в качестве диагностического и коррекционного методов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Специально организованное психологическое сопровождение сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом служит целям профилактики формирования отклонений психической деятельности.

Стратегия психологического сопровождения сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом осуществляется по следующим основным позициям: рефлексия, направленная на сотрудников в повседневной службе и во время экстремальных ситуацийподдержка каждого сотрудника в период ОППР и ПТСР как форма жизнедеятельности спецподразделения (в форме идентификации, внушающего воздействия, совместных бесед, рефлексий и др.) — мероприятия, связанные со сплочением спецподразделения, восстановлением позитивных профессиональных качеств и освобождением от профессиональных негативных акцентуаций.

2. Комплекс методов, разработанный для диагностики и психологического сопровождения специалистов экстремальных ситуаций, может быть доступным для руководителей подразделений на практическом уровне. «А"-тест — ВИЗИЭС доступен также для саморефлексии на показатели компьютерных результатов каждого сотрудника спецподразделения (на уровне, не требующем специальной психологической интерпретации).

3. Специалист, работающий в экстремальных условиях и переживающий острые первичные психологические реакции (ОППР) или последствия посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) может преодолеть многие свои личностные проблемы, если внутри спецподразделения последовательно и системно проводится работа по психологическому сопровождению. Психологическое сопровождение сотрудников спецподразделений со стороны командира оказывает позитивное воздействие на стабилизацию личности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе самого психологического сопровождения специалистов, работающих в области экстремальных ситуаций, на разного уровня спортивных соревнованиях, учебных и боевых операциях.

Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались на заседании лаборатории феноменологии и развития личности ИРЛ РАО (1997;1998 гг.), на заседании кафедры психологии Краснодарского государственного университета (1998, 1999 гг.), на заседании лаборатории социально-психологической реабилитации личности Государственного НИИ семьи и воспитания РАО (1999). «А"-тест — ВИЗИЭС патентуется в России, заявка № 98−121 139 от 24.11.1998. Мкиб. А61В5/16. Mkh6. G098B 1/100−5/00 (авторы патента В. С. Мухина и А.В.Волосников).

Объем и структура диссертации. Работа состоит из: введениядвух глав, разделенных на четыре параграфа и девять подразделоввыводовбиблиографии и приложения. Общий объем диссертации 193 с. Список использованной литературы включает 261 наименование, в том числе на английском языке — одиннадцать. Диссертация иллюстрирована: бланками (1- ВИ, 2 — ЗИ-знаковая, ЗИ-часовая), рисунком и семью таблицами.

ВЫВОДЫ.

В результате проведенного анализа исследований, касающихся проблем психических состояний профессионалов экстремальных ситуаций, обобщений нашего профессионального эмпирического опыта и специальных исследований мы пришли к следующим выводам:

1. На приборе «А"-тест — ВИЗИЭС была статистически подтверждена (по критерию Стьюдента) способность сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом к мобилизации телесных и психических функций в случае сенсорной депривации. Повышение показателей «А"-тестаВИЗИЭС в ситуациях с помехами, по сравнению с ситуациями без помех, достоверно подтверждает профессиональную способность к мобилизации.

Сравнительный анализ результатов «А"-теста — ВИЗИЭС сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом и контрольной группы подростков мужского пола 15−16 лет показывает особенности различий в ситуации без помех и ситуаций со специальными помехами.

У мужчин различия достоверны: в ситуации ВИ 5″: средняя (0,1 686) — в ситуации ВИ 5″: низкая (0,325) — в ситуации ЗИ-часовая 5″ (0,4).

У подростков при сенсорной депривации показатели в целом снижены. Однако в ситуации ЗИ-часовая 5″ эти показатели в ситуации депривации улучшаются. Различие достоверно (0,279). Оставляя обсуждение этого результата, сделаем обобщающий вывод из проведенного исследования.

Сотрудники спецподразделений по борьбе с терроризмом подтверждают свою профессиональную пригодность, если в условиях экстремальных ситуаций способны к мобилизации телесных и психических функций.

2. Взрослый человек, избравший своей деятельностью работу в экстремальных условиях и подтвердивший свою профпригодность в процессе профессиональной деятельности нуждается в психологическом сопровождении.

Стратегия психологического сопровождения сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом осуществляется по следующим основным позициям: рефлексия, направленная на сотрудников в повседневной службе и во время экстремальных ситуацийи поддержка каждого сотрудника в период ОППР и ПТСР как форма жизнедеятельности спецподразделения (в форме идентификации, внушающего воздействия, совместных бесед, рефлексий и др.) — мероприятия, связанные со сплочением спецподразделения, восстановлением позитивных профессиональных качеств и освобождением от профессиональных негативных акцентуаций.

3. Потребность к самосовершенствованию, стремление к развитию физических и психических качеств (в том числе — к развитию рефлексии на себя и других) является профессиональным качеством специалиста экстремальных ситуаций и поддерживает их психический статус как личности.

4. Комплекс методов, разработанный для диагностики и психологического сопровождения специалистов экстремальных ситуаций, может быть доступным для спецподразделений на практическом уровне. «А"-тест — ВИЗИЭС доступен для саморефлексии на показатели компьютерных результатов каждого сотрудника спецподразделения (на уровне, не требующем специальной психологической интерпретации).

5. Специалист, работающий в экстремальных условиях и переживающий острые первичные психологические реакции (ОППР) или последствия посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), может преодолеть многие свои личностные проблемы, если внутри спецподразделения последовательно и системно проводится работа по психологическому сопровождению сотрудников. Психологическое сопровождение сотрудников спецподразделений со стороны командира оказывает позитивное воздействие на стабилизацию личности, если оно проводится не спонтанно, а в рамках структурированной концепции. Теоретическая модель структуры самосознания выявляет параметры этой модели у личности, находящейся в разных условиях. В нашем исследовании были показаны особенности личностей с ярко выраженной типологией самосознания, связанной с профессиональной деятельностью специалиста спецподразделения по борьбе с терроризмом. Эта типология проявляется во всех звеньях самосознания (в особенностях притязаний на признание, половой идентификации, в особенностях психологического времени, а также в социальном пространстве в сфере прав и обязанностей).

Результаты наблюдения, рефлексивные письменные отчеты и совместные групповые рефлексии позволяют резюмировать следующее.

Для психологического сопровождения сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом командирам необходима специальная подготовка в области психологии личности в экстремальных ситуациях, при этом каждому спецподразделению следует рекомендовать иметь штатного психолога.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. А. Психологические проблемы послевоенной адаптации ветеранов Афганистана //Психол.журн. — 1992. — Т. 13, 1. -С. 131−134.
  2. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Прогресс, 1995.-292 с.
  3. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация: пограничные нервно-псих.расстройства. -М.: Наука, 1976.-272 с.
  4. Ю.А. Познай и преодолей себя. М.: Профиздат, 1992.-223 с.
  5. А.П. Риск и его роль в общественной жизни. -М.: Мысль, 1989.- 188 с.
  6. .Г. Онтогенез и жизненный путь человека //Избр. психол. труды: В 2 т. -М., 1980.-Т. 1.-С. 65−178.
  7. П.К. Эмоции //БМЭ. -М., 1964. Т.35. — С. 339−357.
  8. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита //Психол.журн. 1994. — Т. 15, № 1. — С. 3−18.
  9. А.В., Иванов В. Н. Солдатами не рождаются //Педагогика. М., 1995. — № 2. — С. 3−9.
  10. В.И. К вопросу о запредельных формах психического напряжения //Вопр. психологии. 1968. — № 6. — С. 122−126.
  11. В.Ф., Рожнов В. Е., Рожнова М. А. К современному пониманию психической травмы и общих принципов ее психотерапии //Руководство по психотерапии. М., 1974. — С. 39−53.
  12. С.В. Школа выживания. М.: Зарубеж. Обозрение. — 1992. -Ч. 1- 1994.-Ч. 2.
  13. Н.А. О войне //Русское зарубежье: из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991.
  14. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. — 267 с.
  15. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
  16. .И. Действие: психол. механизмы визуал. мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 189 с.
  17. В.М. Объективное изучение личности. М., 1923.
  18. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.-311 с.
  19. В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: ИПРАН, 1995. — 136 с.
  20. Боевое самбо и рукопашный бой для спецвойск /Сост. В. Н. Вельмякин. Рязань: Б.И., 1993.- 172 с.
  21. М.Е. «Альфа» сверхсекретный отряд КГБ. — М.: Кедр, 1992.-207 с.
  22. Л .Я., Бруханский Н. П., Сегалов Т. Я. Землетрясение в Крыму и невропсихический травматизм. М.: Изд-во Наркомздрава РСФР, 1928.- 108 с.
  23. С. Героизм и подвижничество //Вехи. М., 1993. — С. 43−85.
  24. Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1998.
  25. К. Духовное развитие ребенка. М.: Нов. Москва, 1924. — 556 с.
  26. Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критич.ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
  27. А.И. Лекции по психологии. М., 1908.
  28. В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.-142 с.
  29. М.В. Катастрофа: взгляд профессионала. М.- Л., 1989.
  30. Военная педагогика и психология /Под ред. А. В. Барабарщикова. М.: Воениздат, 1986. — 239 с.
  31. H.JI. Силы специальных операций: история, применение, вооружение, оснащение. СПб., 1996.
  32. В.Г. С природой один на один: О выживании человека в экстрем, условиях. М.: Воениздат, 1989. — 347 с.
  33. В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. -М.: Мысль, 1983.-223 с.
  34. А.В. Психологическое сопровождение командиром сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом //Развитие личности. 1998, № 3−4. — С. 131−142.
  35. В. Основы физиологической психологии. СПб., б.г. — Т. 1−3.
  36. Выживание (Survival). /Составители С. Коледа, П.Драчев. Минск, Лазурак, 1996.
  37. .А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М., 1983.
  38. Ю.А., Колесников А. А. Школа российского офицерства: Ист.справ. М.: Рус. мир, 1993.-221 с.
  39. Г. П. Об одной из форм нажитой психической инвалидности //Труды психиатрической клиники 1-го Гос. университета. 1926. Вып. 2.
  40. С.Г. Предвосхищающие реакции в деятельности летчика //Авиационная и космическая медицина. М., 1963.
  41. Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства: Нейрофизиол. исслед. М.: Мир, 1966. — 672 с.
  42. Л.Д. Клиника и профилактика невротических реакций, возникающих в экстремальных условиях. М., 1975.
  43. Л.Д. Время стрессов. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 192 с.
  44. Н.Н. Исследования боя: Исслед. деятельности и свойств человека как бойца. СПб., 1907. — 192 с.
  45. А.В. Оценка напряженности работы человека оператора в системе слежения. //Материалы 3-го Всесоюзн. съезда о-ва психологов СССР.-М., 1968. — Т. 3- вып. 1.-С. 203−205.
  46. Г. П. Землетрясение // БСЭ. 2-е изд. — 1952. Т. 16. — С. 661— 666.
  47. Ф.И. Подразделения в разведке: Учеб. пособие для командиров подразделений. М.: Воениздат, 1988. — 255 с.
  48. Л.П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1987. -284 с.
  49. Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991. — 319 с.
  50. Л.П. Магия биополя. М.: Республика, 1994. — 448 с.
  51. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. — 272 с.
  52. Ч. Происхождение человека и половой отбор //Соч. М., 1953. -Т. 5.-С. 39−134.
  53. Ч. Выражение эмоций у человека и животных // Соч. М., 1953.-Т. 5.-С. 681−920.
  54. О.В. Диагностика и коррекция психических состояний у спортсменов. М., 1983.
  55. О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Автореф. дис.. .д-ра психол.наук. М., 1985.-36 с.
  56. У. Что такое эмоция? //Психология эмоций: Тексты /Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1984. — С. 83−92.
  57. Дин Ч. Солдатская книга. Путь от войны. Нью-Йорк, 1991 (на англ.яз.).
  58. А.И. Специальная физическая подготовка. 2-е изд., доп. -М., 1989.
  59. М.И., Кандыбович JI.A., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психол.аспект. Минск: Изд-во «Университетское», 1985. — 206 с.
  60. М.И. Психология героического поступка (по опыту Великой Отечественной войны) //Психология Великой Победы советского народа. Тверь, 1995. — 88 с.
  61. Дюпюи Р. Эрнест, Дюпюи Тревор Н. Всемирная история войн: В 3 кн.- СПб., М., 1998. Кн. 3. С. 566.
  62. Ю.М. Проблемы разработки практической психологии. //Психол.журн. 1980. — Т. 1, № 2. — С. 5−18.
  63. Ю.М., Зазыкин В. Г. Основные направления исследований деятельности человека оператора в особых и экстремальных условиях //Психологические проблемы деятельности в особых условиях. — М., 1985. — С. 5−16.
  64. Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления: Эксперим.-теорет. исслед. М.: Наука, 1985. — 203 с.
  65. Н.Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.: Наука, 1986. — 173 с.
  66. В.И., Филатов М. Н. Философия агрессии. Алма-Ата: Казахстан, 1981.-315 с.
  67. А.В. Развитие произвольных движений. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-430 с.
  68. .В., Кучер А. А. Особенности боевой психологической травмы и способы психологической реабилитации военнослужащих //Мир психологии. М.- Воронеж, 1998. — С. 80−94.
  69. А.И. Психотерапия у детей и подростков. JL, 1982. — С. 46.
  70. П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора. //Очерки психологии труда оператора. М., 1974. — С. 138−172.
  71. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки рос.психологии. М.: Тривола, 1994. — 333 с.
  72. В.В. Понимание воинами-интернационалистами ситуаций насилия и унижения человеческого достоинства //Психол.журн.1989. Т. 10, № 4. — С. 113−124.
  73. В.В. Психологические причины непонимания «афганцев» в межличностном общении //Психол.журн. 1990. — Т. 11, № 2.1. С. 99−108.
  74. В.В. Психологическое исследование стереотипов понимания личности участников войны в Афганистане //Вопр.психологии.1990.-№ 4.-С. 108−116.
  75. К. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 439 с.
  76. М.М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983. — 311 с.
  77. В.П., Казначеев С. В. Адаптация и конституция человека. -Новосибирск: Наука, 1986. 120 с.
  78. Я.М. Патологический аффект //Проблемы судебной психиатрии. М., 1941. — Вып. 3.
  79. П.В. Посттравматическое стрессовое расстройство //Журн.неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1993. Т. 93, № 3. — С. 95−98.
  80. .Д. Неврозы. М.: Медицина, 1990. — 572 с.
  81. В. Физиология эмоций: Телесные изменения при боли, голоде, страхе и ярости. Л.: Прибой, 1927. — 173 с.
  82. В.В. Военно-прикладное многоборье: Учеб.-метод. пособие. -М.: Патриот, 1990. 147 с.
  83. Э. Основы педологии (наука о ребенке). М., 1925.
  84. Ю.Я. К диагностике уровня эмоциональной напряженности в спорте //Материалы 3-го Всесоюзного съезда о-ва психологов СССР. -М., 1968. Т. 3, вып. 2.-С. 50−51.
  85. Китаев-Смык ДА. Психология стресса. М., 1983.
  86. Китаев-Смык JI. Психология боевой сплоченности или что такое армия и. как с ней бороться? //Солдат удачи. 1996. — № 2. -С. 23−28.
  87. К. О войне. М.: Логос- Международная академическая издательская компания «Наука», 1997. — 448 с.
  88. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1969.-278 с.
  89. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. — 223 с.
  90. Ю.Н. Стихийные бедствия и катастрофы. Рига: Авотс, 1986.-216 с.
  91. С.А., Радионовский Е. А. Психологические условия преодоления страха на войне. Психология Великой Победы советского народа. Тверь, 1995. — 88 с.
  92. С.А. Выстоять любой ценой //Солдат удачи. 1996. № 7. -С. 12−15.
  93. С.А. Осторожность мать героизма //Солдат удачи. — 1998. -№ 10.-С. 6−15.
  94. . Как жить после психологической травмы. М., 1992. -94 с.
  95. Т.В., Долникова А. А. Диагностика импульсивности и склонности к риску //Вест.МГУ: Психология. 1995. — № 3.
  96. Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. -М.: Медицина, 1976. 191 с.
  97. М.А. Психология и безопасность. Таллин: Валгус, 1981. — 408 с.
  98. С. Духовные измерения психотерапии и целительства. //Вопр. психологии. 1994. — № 6. — С. 118−133.
  99. Е.П. Проблемы психологической устойчивости //Психологические аспекты социальной нестабильности / Под ред. Б. А. Сосновского. М., 1995.
  100. А. Война со страхом //Солдат удачи. 1997. — № 5. -С. 22−27- 1997. — № 6. — С. 19−23.
  101. В.И. Индивидуальный тест «Словесный портрет». Владивосток, 1989.
  102. А.Р., Ямпольский J1.T. Экспертная психодиагностическая система //В мире персональных компьютеров. 1988.-№ 2.-С. 143−149.
  103. С. Страх и трепет. -М.: Республика, 1993. 283 с.
  104. B.C. Психология стратегических решений: Автореф. дис.. .д-ра психол.наук. М., 1994.
  105. Р. Теория стресса и психофизиологические исследования //Эмоциональный стресс /Под ред. Л. Леви. М., 1970.
  106. Л.Г. Оптимизация управленческой деятельности военных кадров: Автореф. дис.. .д-ра психол.наук. М., 1995. — 55 с.
  107. В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989.-303 с.
  108. А.В. Психологические основы пригодности мужчин к массовым военно-морским специальностям: Автореф. дис. .д-ра психол.наук. СПб., 1994. — 36 с.
  109. Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. — 344 с.
  110. А.Н. Психология образа //Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1979. — № 2. — С. 3−13.
  111. А.Н. Психологическая теория деятельности //Избр.психол.труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. — Т. 2. — С. 93−261.
  112. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции //Психология эмоций: Тексты /Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1984. -С. 162−171.
  113. И.Б., Нечипоренко О. М. Титков С.А. По ту сторону зеркала. Б.м., б.г. 511 с.
  114. О.С., Медведев В. Н. Наводнение // БМЭ. 3-е изд. — М., 1981.-Т. 16.-С. 106−107.
  115. О.С., Медведев В. Н. Стихийные бедствия // БМЭ. 3-е изд. — М., 1985. — Т. 24. — С. 226−267.
  116. B.C. Решетников М. М. Аутогенная тренировка. Л.: Медицина, 1986. — 279 с.
  117. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 443 с.
  118. К. Агрессия: (так называемое «зло»). М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 272 с.
  119. Лук А. Н. Эмоции и личность. М., 1982.
  120. А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 319 с.
  121. Н., Антонов Г. Психологическая подготовка к рукопашному бою. Минск, 1994.
  122. В.Л. К вопросу об экстремальных факторах и «стрессе» //Материалы научной конференции, посвящ. 50-летию ВС СССР. Л., 1968.
  123. В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Автореф. дис. .д-ра психол.наук. Л., 1982.
  124. A.M. Ускорение социально-экономического развития социалистического общества и тенденции развития психологии //Вопр. Психологии. 1986. — № 2. — С. 4−11.
  125. В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. JL: Наука, 1982.- 103 с.
  126. В.И., Зараковский Г. М. Психофихиологический потенциал как фактор устойчивости популяции в условиях глобальных изменений природной среды и климата //Физиология человека. 1994. — № 6. — С. 5−15.
  127. Я.А. Высшие зрительные функции. Д.: Наука, 1986. — 163 с.
  128. Мей Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.
  129. Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека /Отв. ред. Л. Г. Дикая. М.: Ин-т психологии РАН, 1994.-206 с.
  130. Методы диагностики и коррекции психовегетативных нарушений у ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС и лиц, подвергшихся воздействию вредных факторов других катастроф: Пособие для врачей и психологов. М., 1997.
  131. Д., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. -М.: Прогресс, 1964. 238 с.
  132. Д. Коммандос: формирование, подготовка, выдающиеся операции спецподразделений. Минск, 1997.
  133. В.А. Профессиональное воспитание военнослужащих-контрактников: Автореф. дис.. .канд.пед.наук. М., 1996. — 26 с.
  134. B.C. Проблемы генезиса личности. М.: МГПИ, 1985. -105 с.
  135. B.C. Психологическая помощь пострадавшим от землетрясения в Армянской ССР //Психол.журн. 1989. — Т. 10, № 5. -С. 44−54.
  136. B.C. Возможность возникновения комплекса «жертвы» у пострадавших от аварии на ЧАЭС //Чернобыльская катастрофа: диагностика и медико-психологическая реабилитация пострадавших. Сб. материалов конф. Минск, 1993. — С. 34−38.
  137. B.C. Феноменология развития //Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1997. — С. 9−97.
  138. B.C. Таинство детства: В 2 т. М., 1998. — Т. 1−2.
  139. B.C., Волосников А. В. Психологический статус бойцов спецподразделений по борьбе с терроризмом //Развитие личности. -1998.-№ 2.-С. 91−97.
  140. В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 426 с.
  141. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. //Психологическая наука в СССР. -М., 1960.-Т. 2.-С. 110−125.
  142. И.И. Психическая напряженность. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.- 112 с.
  143. В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение, 1966. — 383 с.
  144. В.Д. К вопросу об общих и частных свойствах нервной системы //Вопр. психологии. 1968. — № 4. — С. 29−42.
  145. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 с.
  146. Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. — 165 с.
  147. В. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения //Смысл жизни. М., 1994. — С. 65−93.
  148. Н.Н. Профессия как форма жизненного самоопределения: постановка проблемы профессионального развития личности. -Кемерово, 1995.
  149. Т. Стихийные бедствия: изучение и методы борьбы. М., 1978.
  150. О борьбе с терроризмом. Федеральный закон. 3 июля 1998. Гл. 1, ст. 1.
  151. О долге и чести воинской в российской армии. М.: Воениздат, 1991. -351 с.
  152. Основы профессионального психофизиологического отбора военных специалистов /В.И. Бинкис, B.C. Елейник, И. В. Коновалова и др.- Под ред. В. А. Пухова. -М.: МО СССР, 1981.
  153. И.П. Двадцатипятилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М., 1951. — С. 399.
  154. И.П. Избранные труды. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. -616 с.
  155. И.П. Полное собрание сочинений. M.-JL, 1951−1952.
  156. В.Ф. Персонализация процесса подготовки офицеров к руководству: Автореф. дис. .д-ра психол.наук. -М., 1995.
  157. Ю.П. Профессиональное становление личности: Автореф. дис.. .д-ра психол.наук. М., 1999. — 39 с.
  158. В.А. Военный летчик: Профессионализм. Духовность. Личность //Авиация и космонавтика. 1992. — № 8. — С. 2−3.
  159. В.А. Профессионализм как образ жизни человека опасной профессии //Самолет. 1994. — № 5. — С. 8−10.
  160. В.А., Завалова Н. Д. Готовность к опасности //Авиация и космонавтика. 1970. — № 3. — С. 10−11.
  161. В.А. Страна Авиация черное и белое. — М.: Наука, 1995.-288 с.
  162. В.А. Психология духовности профессионала. — М.: Гос.науч.-исслед.испытат. ин-тМО Рос. Федерации, 1997. 296 с.
  163. В.А., Гандер Д. В., Ворона А. А. Некоторые подходы к формированию образовательной среды для повышения мотивации к освоению опасных профессий //Прикладная психология. 1998. -№ 4. — С. 42−49.
  164. В.А. Психология духовности. М.: Изд-во Магистр, 1998.- 160 с.
  165. .Ф. Социальная психология и история. 2-е изд. — М.: Наука, 1979.-232 с.
  166. Проблемы профессионального здоровья в авиационной медицине /С.А.Бугров, Э. В. Лапаев, В. А. Пономаренко, Г. П. Ступаков //Воен.-мед.журн. 1993. -№ 1.-С. 61−64.
  167. Проблемы профориентации молодежи в условиях рынка труда /Науч. ред. Е. В. Ткаченко. М.: Респ. ин-т повышения квалификации работников образования, 1995. — 91 с.
  168. Психогении в экстремальных условиях /Ю.А.Александровский, О. С. Лобастов, Л. И. Спивак, Б. П. Щукин. М.: Медицина, 1991. — 97 с.
  169. Психическая адаптация в условиях боевого стресса локальных вооруженных конфликтов: (Вопр.психопрофилактики) /И.И.Козловский, С. М. Молочко, В. П. Никонов, О. В. Никонова. -Минск, 1996.- 100 с.
  170. Психологическая диагностика и коррекция постстрессовых состояний у сотрудников внутренних дел //Материалы семинара практических психологов служб и подразделений ГУВД г. Москвы /Под ред. И. О. Котенева. М., 1997.
  171. Психологическая теория коллектива. /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — 239 с.
  172. Психология решения командира. М., 1976.
  173. А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. -М.: Физкультура и спорт, 1969. 88 с.
  174. В. Функция оргазма: Осн. сексуал.-экон. проблемы биол. энергии. СПб.: Университет.кн.- М.: ACT, 1997. — 303 с.
  175. Ф. Основные формы страха. М., 1988.
  176. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Изд. группа «Прогресс"-"Универс», 1994. — 479 с.
  177. Розе-Грищенко Н.А., Головей JI.A. Психомоторная организация человека //Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). Л., 1976.
  178. А.В. Личностная самогенная рефлексия в измененных состояниях сознания: Автореф. дис.. канд.психол.наук. -М., 1993.
  179. B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. -М.: Наука, 1984.- 193 с.
  180. С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. -328 с.
  181. С.Л. Проблемы общей психологии. -М.: Педагогика, 1976.-416 с.
  182. Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций //Психология эмоций: Тексты. М., 1984.-С. 120−137.
  183. Сартр Ж.-П. Стена: Избр. произведения. М.: Политиздат, 1992. -478 с.
  184. Д. Тревога и надежда. М., 1991.
  185. A.M. Неврозы и их лечение. М.: Медицина, 1971. — 366 с.
  186. Д. Очерки по психологии детства. 2-е изд. — М., 1904. — 456 с.
  187. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960. -254 с.
  188. Г. Профилактика некрозов сердца химическими средствами. -М.: Медгиз, 1961.-208 с.
  189. Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. — 124 с.
  190. В.Д. Гражданственность как ядро педагогической профессии //Магистр. 1996. — № 3. — С. 3−9.
  191. И.М. Элементы мысли: Сб.избр.статей. -М.- JX, 1943. 223 с.
  192. И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947.
  193. И.М. Избранные произведения. М.: Изд-во Ан СССР, 1952. -Т. 1.-772 с.
  194. .Ф. Наука и человеческое поведение. 1953.
  195. .Ф. Размышления о бихевиоризме и обществе. 1978.
  196. А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1987. — Т. 1. — 271 е.- Т. 2. — 342 с.
  197. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 231 с.
  198. B.C. Интеллект главный потенциал и ресурс нации //Стратегические ресурсы России. — М., 1995.
  199. Солдат и война. М.: Воениздат, 1971. — 320 с.
  200. Специальный курс скоростного боя (прикладное каратэ). Минск, 1996.
  201. Л.И. Психогигиена и психопрофилактика в армии // БМЭ. -3-е изд., 1983. — Т. 21. — С. 331−332.
  202. . О происхождении и природе аффектов //Избр. произведения: В 2 т. М., 1957. — Т. 1. — С. 454−520.
  203. Стресс и тревога в спорте. М., 1983.
  204. А.В. Наука побеждать. М., 1966.
  205. В.В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1975. -208 с.
  206. К.В. Состояние и перспективы развития аппаратурных диагностических средств для профессионального отбора и распределения военных специалистов (аналитический обзор). МО СССР, 1983.
  207. К.В. Многофункциональный аппаратурный комплекс «Мультипсихометр-1» для массового психодиагностического обследования //Мед.техника. 1991. — № 2. — С. 29−32.
  208. Н.В., Лазебная Е. О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы //Психол.журн. 1992. — Т. 13, № 2. — С. 14−29.
  209. Н.В., Лазебная Е. О., Зеленова М. Е. Психологические особенности посттравматических стрессовых состояний у ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС //Психол.журн. 1994. -Т. 15, № 5.-С. 67−77.
  210. А.Е., Заруцкий Ф. Д. Подготовка разведчика: система спецназа ГРУ.-Минск, 1998.
  211. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. — 239 с.
  212. .М. Проблемы индивидуальных различий — М., 1961. С. 265.
  213. .М. Психофизиология индивидуальных различий //Избранные труды: В 2 т. М., 1985. — Т. 2. — С. 5−189.
  214. .М. Ум полководца: (опыт психол.исслед.мышления полководца по воен.-ист. материалам //Избранные труды: В 2 т. М., 1985.-Т. 1.-С. 223−305.
  215. Тимофеев Н. Н. Военная психиатрия и травма мозга
  216. Журн.невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсанова. 1967. -№ 11.-С. 1680−1683.
  217. М.И. Маскировка в современном бою. 2-е изд., испр. и доп. — М., 1975.
  218. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. -451 с.
  219. Дж. Психология с точки зрения бихевиориста. М., 1919.
  220. А.А. Доминанта. М.- Д.: Наука, 1966. — 273 с.
  221. А.А. Собрание сочинений. М., 1950.
  222. C.JI. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. -510 с.
  223. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
  224. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. М.- Пг.: Госиздат, 1923.-250 с.
  225. Фрейд 3. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. -М.: Наука, 1993.- 173 с.
  226. Э. Иметь или быть? 2-е изд., доп. — М.: Прогресс, 1990. -330 с.
  227. Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. — 415 с.
  228. Э. Человек для себя. Минск, 1992. — 253 с.
  229. М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. — 447 с.
  230. М.М. Информационные неврозы. Л.: Медицина, 1978.- 143 с.
  231. С.Г. Психология безопасности взамен традиционной проблемы аварийности //Иностр.психология. 1995. — № 5.
  232. Ст. Проблемы воспитания. М., 1911.
  233. К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. М.: Прогресс.Универс., 1993. -478 с.
  234. К. Новые пути в психоанализе //Собр.соч.: В 3 т. М., 1997. -Т. 2. — С. 11−279.
  235. Хэкворт Дэвид. Натасканный и неприхотливый зверь //Солдат удачи.- 1994.- № 11.- С.24−31.
  236. Л.Д., Горбов Ф. Д. О «трудных состояниях», возникающих в задачах сложного различения при лимитированной деятельности //Вопр. психологии. 1960. — № 6. — С. 123−130.
  237. Человек и профессия /Под общ. ред. Е. А. Климова, С. Н. Левиной Л.: Лениздат, 1975. — 159 с.
  238. Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку. -М.: Academia, 1996. 95 с.
  239. В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психол.ислед. -М.: Педагогика, 1981.-208 с.
  240. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. -315 с.
  241. В.Д. Духовные способности. М., 1996.
  242. А.Ф. Психологическая реабилитация личности //Развитие личности. М., 1998. -№ 1. — С. 127−137.
  243. А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. 572 с.
  244. А.Ф. Человеческая природа и нравственность. М.: Мысль, 1979.-268 с.
  245. . Структура ценностных ориентаций: Эмпирические исслед. //Иностр. психология. 1994. — № 2. — С. 47−56.
  246. А. Свобода воли и нравственность. — М.: Республика, 1992.-448 с.
  247. В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. -Пг.: Школа и жизнь, 1915. 309 с.
  248. Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике /Г.Т.Береговой, Н. Д. Завалова, Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко, М.: Наука, 1978. — 303 с.
  249. Юнг К. Архетип и символ. М.: Изд-во «Ренессанс», 1991. — 304 с.
  250. Юнг К. Воспоминания, сновидения, размышления. Львов- М.: «Инициатива», 1998. — 480 с.
  251. Юнг К. Проблемы души нашего времени. М.: Издат. группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 329 с.
  252. Appley Н. Psychological stress /Mortimer R., Appley H., Trumball R. -N.-Y.- 1967.-471 p.
  253. Davidson L.A., Baum A. Chronic stress and post-traumatic stress disorder //Journal of Consulting and Chinical Psychology. 1986, 54, 303−308 p.
  254. Davidson S. Massive psychic traumotization and social support //Journal Psychosomatic Research. 1979, 23, 395−402 p.
  255. Levi L. Emotional stress. Stockholm, 1967. — 280 p.
  256. Mikulincer M. Motivational in volvement and learned helplessness: The behavioral effects of the importame of uncontrollable events //Journal of Consulting and chinical Psychology. 1986, 4, 402−422 p.
  257. Penk W.E., Robinwitz R., Roberts W.R. Adjustment differences among male substance abusers varying in degree of combat experience in Vietnam //Journal of Consulting and chinical Psychology. 1981, 49, 426−437 p.
  258. Rosenheck R., Nathan P. Secondary traumatization in the children of Vietnam veterans with posttraumatic stress disorder //Hospital and Commnity Psychiatry. 1985, 36, 538−539 p.
  259. Solomon Z., Mirulincer M., Fried В., Wosner Y. Family characteristics and posttraumatic stress disorder: A follow-up Israeli combat stress reaction casualties // Family Process. 1987, 26, 383−394 p.
  260. Solomon Z., Mirulincer M., Benbenishty R. Combat stress reaction: Clinical manifestations and correlates // Military Psychology. 1989, 1, Ъ5-А1 p.
  261. Weisenberg M., Schwarzwald J., Solomon Z. Effects of Combat stress reaction and posttraumatic stress reaction on perceived self-efficacy in battle // Military Psychology. 1991, 3, 61−71 p.
  262. Yrinker R.R., Spiegel I.P. Men under stress. Philadelphia, 1945. — 484 p.
Заполнить форму текущей работой