Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Математическое моделирование процессов распространения взвесей в океане при добыче полезных ископаемых

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе численных экспериментов с построенными моделями, определены границы районов Тихого океана, для которых последствия добычи ЖМК в провинции Кларион-Клипертон будут иметь существенное воздействие. Даны рекомендации по соотношению мощностей сбросов (в единицу времени) и глубин сбросов для типичных метеоусловий, при которых это воздействие не оказывает существенного влияния на близлежащие… Читать ещё >

Содержание

  • I. * Актуальность темы исследования
  • Цель работы и задачи исследования
  • Научная новизна
  • Практическая значимость
  • Апробация работы
  • Результаты, представленные к защите
  • 1. Свойства задач диффузии-конвекции
    • 1. 1. Модельные задачи диффузии-конвекции
      • 1. 1. 1. Постановка задач и основные операторы
      • 1. 1. 2. Свойства операторов диффузии и конвекции. t 1.2. Одномерные стационарные задачи диффузии-конвекции
      • 1. 2. 1. Разностные схемы
      • 1. 2. 2. Интегро-интерполяционный метод
      • 1. 2. 3. Неравномерные сетки
      • 1. 2. 4. Сходимость разностных схем
  • 2. Трёхмерная модель циркуляции океана и её численная реализация
    • 2. 1. Система координат и система уравнений
    • 2. 2. Приповерхностный слой
    • 2. 3. Придонный слой
    • 2. 4. Граничные условия и постановка задачи гидротермодинамики для мелкомасштабных процессов
    • 2. 5. Оценка характерных масштабов гидротермодинамических процессов, связанных со сбросом придонных вод в процессе добычи ЖМК
    • 2. 6. Упрощение и параметризация постановки задачи гидротермодинамики для мезо- и крупномасштабных процессов
    • 2. 7. Метод поправки к давлению расчета скоростей
    • 2. 8. Алгоритм локально-двумерного итерационного метода расчета давлений
  • 3. Построение и исследование непрерывной математической модели транспорта многокомпонентных взвесей в океане
  • М
    • 3. 1. Постановка непрерывной задачи
    • 3. 2. Исследование существования и единственности решения задачи
  • 4. Построение, исследование и численная реализация дискретной математической модели транспорта многокомпонентных взвесей
    • 4. 1. Формулировка дискретной задачи
    • 4. 2. Построение разностной схемы первого порядка аппроксимации по пространству и по времени для дискрс! ш>м задачи
    • 4. 3. Построение разностной схемы второго порядка аппроксимации по пространству и первого порядка аппроксимации по времени
    • 4. 4. Разностная схема с компенсацией потоков
    • 4. 5. Аппроксимация в случае частично заполненных дном ячеек
    • 4. 6. Аппроксимация правой части и построение граничных условий дискретной задачи
      • 4. 6. 1. Аппроксимация правой части
      • 4. 6. 2. Граничные условия на боковых стенках области
      • 4. 6. 3. Граничные условия на верхней поверхности жидкости
      • 4. 6. 4. Граничные условия на ячейках с дном
      • 4. 6. 5. Исследование точности разностных схем
      • 4. 6. 6. Схема первого порядка аппроксимации
      • 4. 6. 7. Схема второго порядка аппроксимации
      • 4. 6. 8. Получение систем линейных алгебраических уравнений и методы их решения
      • 4. 6. 9. Метод верхней релаксации
      • 4. 6. 10. Шахматное упорядочивание узлов и параллельное решение сеточных уравнений
  • 5. Применение 3D модели транспорта-диффузии-преобразования взвесей для прогноза процессов добычи железомарганцевых конкреций в восточной части Тихого Океана
    • 5. 1. Некоторые сведения о железомарганцевых конкрециях
    • 5. 2. Особенности подводной добычи и основные факторы воздействия на экосистему океана в процессе добычи
    • 5. 3. Описание физической океанографии района работ
    • 5. 4. Гидрохимические характеристики
    • 5. 5. Постановка задачи
    • 5. 6. Получение исходных данных для модели транспорта взвесей
      • 5. 6. 1. Параметры частиц
      • 5. 6. 2. Рельеф дна
      • 5. 6. 3. Распределение течений в области
    • 5. 7. Описание комплекса программ
    • 5. 8. Результаты численного моделирования и их анализ

Математическое моделирование процессов распространения взвесей в океане при добыче полезных ископаемых (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Со смещением экологических проблем на глобальный уровень Мировой океан занял в них ведущее место, т.к. именно он формирует климат и вырабатывает половину кислорода нашей планеты. Экология океана тесно связана с использованием его ресурсов. Непрерывно возрастает значение океана как гигантской кладовой минерального и биологического сырья, а это порождает проблемы борьбы с разного рода загрязнениями, необходимостью прогнозирования последствий научной и промышленной деятельности человечества. Мировой океан мощный регулятор баланса кислорода и углекислоты в атмосфере. Его фитопланктон обеспечивает 50−70% общего объема кислорода, потребляемого живыми существами [1]- взаимодействие океана и атмосферы является важным фактором формирования погоды и климата.

С использованием Мирового океана связано развитие человечества, а также история многих государств. В наши дни для всё большего числа стран Мировой океан становится сферой научной и производственной деятельности. Современное человечество все больше осознает всеобъемлющее значение Мирового океана, как источника колоссальных запасов полезных ископаемых, биологических ресурсов, генератора и регулятора климата нашей планеты.

Стремительный рост мирового промышленного производства обусловил огромные масштабы спроса на все виды сырьевых ресурсов и, особенно на те из них, которые обеспечивали развитие таких важных отраслей промышленности, как энергетика, химия, производство строительных материалов и др.

Возникшие в ряде стран и регионов проблемы обеспечения быстрорастущих потребностей промышленности в минеральном сырье наряду с постепенным истощением разрабатываемых залежей минеральных ресурсов на суше заставили обратить внимание на ресурсы Мирового океана [2,3].

Мировой океан — перспективный источник минеральных ресурсов.

В настоящее время кроме нефти и газа океан обеспечивает 90% мировой добычи брома, 60% магния- 1/3 мировой добычи поваренной соли, расширяется добыча бокситов, фосфоритов.

Актуальность темы

исследования.

Более 100 лет назад на дне океана были обнаружены железо-марганцевые конкреции (ЖМК), содержащие около 30 элементов таблицы Менделеева[4]. Часть запасов конкреций оказалась рентабельной для получения таких важных металлов, как кобальт, никель, медь, магний, ванадий, молибден, марганец. Площадь дна, на которой в ходе поисковых работ обнаруживаются запасы ЖМК, постоянно увеличивается.

В настоящее время интенсивно ведутся работы по выявлению рентабельных месторождений, созданию и испытанию сверхсложной техники сбора и подъема на борт судна ЖМК и других ископаемых.

На повестку встает вопрос о добыче полезных ископаемых со дна океана, в частности, железо-марганцевых конкреций. Уже разведанные запасы в восточной части Тихого океана способны на многие десятилетия обеспечить потребности промышленно развитых стран в этом стратегическом сырье. С момента открытия этих месторождений в мировом сообществе продолжается дискуссия о возможном воздействии промышленной добычи на океанскую экосистему.

Однако разработка месторождений ЖМК в глубоководных районах океана неизбежно вызывает изменение природного равновесия как на дне океана, так и в толще воды. В процессе добычи ЖМК в верхние слои океана будут подниматься и сбрасываться донные илы, остатки твердых минералов, что вызовет образование «султана» взвеси больших размеров (порядка нескольких десятков километров), и следовательно изменение гидрохимических и гидробиологических условий, нарушение экосистем эвфотического слоя океана [5]. [6]. Наличие взвеси изменяет прозрачность океанской воды, ее температурный режим, концентрацию и состав питательных солей и т. д. Это в свою очередь приводит к изменениям в нижних этажах трофической пирамиды (уровень фитопланктона и зоопланктона) [7].

В прошлом столетии были проведены масштабные эксперименты, в частности, с донными дисторберами, которые позволяют дать прогноз воздействия добычи на донную систему этого района. Несмотря на ценность подобных исследований, они носят локальный характер, так как относятся к придонной части водной среды данного района, находящейся в океане глубоко под термоклинном [8], [9].

Поэтому задача прогнозирования транспорта взвесей в океане с учетом возникающих трехмерных течений, процессов диффузии и трансформации взвесей является актуальной.

В настоящее время отсутствуют надежные и качественные математические модели, на основе которых можно осуществлять прогноз распространения взвесей, неизбежно возникающих при добыче ЖМК. Поэтому актуальным является данное исследование, которое позволяет дать среднеи крупномасштабный прогноз последствий извлечения полезных ископаемых со дна океана, связанных с транспортом взвесей в деятельном слое океана. Предсказание и оценка состояния водной среды является важной и трудной задачей, для решения которой математическое моделирование может оказать неоценимую помощь, так как позволяет рассматривать поведение изучаемой системы при различных вариантах удаления донных илов, поднятых в процессе добычи. Это дает возможность сократить, а в ряде случаев и исключить крупномасштабные и дорогостоящие и экологически небезопасные эксперименты.

В настоящее время отсутствует физико-математическая модель, объединяющая пространственно-трехмерные процессы гидродинамики и транспорта взвесей. Построение и при’о:ение корректных моделей, описывающих пространственно-трехмерные процессы гидротермодинамики и транспорта взвесей и базирующихся на доступных, в частности, картографических данных о полях течений, распределении температур и соленостей, и является основной задачей данной работы.

Цель работы и задачи исследования.

Целью работы является построение комплекса взаимосвязанных пространственных трехмерных моделей, прогнозирующих распределение взвеси, имеющей сложный гранулометрический состав, а также разработка эффективных численных методов реализации построенной модели транспорта и трансформации взвесей для прогноза процессов последствий добычи ЖМК в восточной части Тихого океана. Это позволит избежать проведения крупномасштабных и дорогостоящих экспериментов по выработке оптимальных сценариев добычи твердых полезных ископаемых со дна океана.

Научная новизна.

Научная новизна состоит в следующем:

1. Произведена пространственно-временная оценка последствий подъема в процессе добычи холодных придонных вод и показано, что их воздействие от конкретного добычного комплекса ощутимо для масштабов 1−10 километров. Это позволило при оценке последствий добычи для масштабов десятки-сотни километров ограничиться рассмотрением влияния транспорта взвесей, имеющих сложный гранулометрический состав.

2. Предложена агрегированная модель гидротермодинамики и транспорта взвесей, позволяющая для различных сезонов года предсказывать последствия сброса илов на поверхности и в деятельном слое океана и учитывающая неравномерное распределение температур, соленостей, сложный рельеф дна и реальный гранулометрический состав взвесей.

3. Построены дискретные модели, удовлетворяющие основным законам сохранения, и разработаны вычислительно устойчивые и экономичные алгоритмы реализации объединенных дискретных моделей гидродинамики и транспорта взвесей.

4. На основе численных экспериментов с построенными моделями, определены границы районов Тихого океана, для которых последствия добычи ЖМК в провинции Кларион-Клипертон будут иметь существенное воздействие. Даны рекомендации по соотношению мощностей сбросов (в единицу времени) и глубин сбросов для типичных метеоусловий, при которых это воздействие не оказывает существенного влияния на близлежащие районы океана, являющиеся местами отдыха и интенсивной рыбопромысловой деятельности.

Практическая значимость.

Практическая ценность выполненной работы состоит в том, что разработанный набор дискретных моделей и программ, их реализующих, может быть применен для прогнозирования распространения взвесей и их влияния на оптические свойства фотического слоя океана, в районе Тихого океана, примыкающем к провинции Кларион-Клипертон.

После верификации предложенной транспортной модели, уточнения коэффициентов турбулентного обмена, граничных и начальных условий, ее можно использовать для решения практических задач улучшения водной среды в других районах Мирового океана, где проводятся сбросы взвесей, имеющих сложный состав.

Апробация работы.

Основные результаты диссертации докладывались на 5-ой Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права (г. Москва, 2002 г.) — на 7-ой Международной конференции математического моделирования и анализа (Эстония, 2002 г.) — на 8-ой Международной конференции «Современные проблемы механики сплошной среды» (г. Ростов-на-Дону, 2002 г.) — на Международной конференции Parallel CFD (Испания, Jlac-Пальмас, 2004 г.) — на 10-ой Международной конференции «Математические модели физических процессов» (г. Таганрог, 2004 г.).

Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данной работе получены следующие основные результаты.

1. Построена непрерывная модель диффузии-конвекции взвесей, состоящих из многих фракций, между которыми возможны взаимные переходы и трансформации типа разложения частиц.

2. Определены характерные пространственно-временные масштабы гидротермодинамических процессов, протекающих в районе добычи ЖМК и показано, что влияние сброса придонных охлажденных вод носит мелко-среднемасштабный характер и им можно пренебречь для крупномасштабных (сотни-тысячи км) прогнозов.

3. Для непрерывной модели построены консервативные устойчивые разностные схемы, аппроксимирующие исходную задачу в областях сложной формы для граничных условий первого и третьего родов со вторым порядком точности относительно шагов пространственной сетки и с первым порядком относительно шага по времени, а также построены эффективные численные алгоритмы реализации дискретных моделей.

4. На основе построенных моделей, алгоритмов и программ выполнены численные эксперименты для ряда модельных задач, а также для реальной задачи прогноза распространения взвесей, состоящих из трёх фракций в районе добычи железомарганцевых конкреций, расположенном в рудоносной провинции Кларион-Клиппертон в восточной части Тихого океана. Показано, что мелкодисперсная составляющая ила может достигать района Гавайских островов при сбросе технологических отходов на поверхность океана.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Страны и народы. Земля и человечество. Глобальные проблемы. — М. Мысль, 1985.
  2. Г. Голубая планета океан. курьер ЮНЕСКО, 1986, № 3.
  3. Р. Будущее океан. — JI. Гидрометеоиздат, 1978.
  4. Распространение железомарганцевых конкреций./ С. И. Андреев, Ю. Б. Кадмин, Б. Х. Егиазаров, О. Д. Корсаков и др.- В кн.: Железомарганцевые конкреции Мирового океана/Под ред. Ю. Б. Казьмина.-JI: Недра, 1984.
  5. G. Проблемы добычи металлических полезных ископаемых с океанического дна.-Rivista di marina, 1982, т.115, вып.9.
  6. Morgan C.L., Odunton N.A. and Jones A.T. (in press) Synthesis o! Environmental impacts of Deep Seabed Mining. Marine Geotechnology and georesources.
  7. Oebius H.U., Becker J.-J., Rolinski S. and Jankowski J.A. (in print). Parametrization and evaluation of anthropogenic environmental impacts produced by deep-sea manganese nodule mining.
  8. М.Ф. К вопросу о механизме формирования вещественного состава данных отложений центральной котловины Индийского океана. Тезисы докладов XIII Международной школы морской геологии. Том 1, М., 1999.
  9. Ю.О. А. Ладыженская, Н. Н. Уральцева. Линейные и квазилинейные уравнения эллиптического типа. Москва, Наука, 1973.
  10. К. Ректорис. Вариационные методы в математической физике и технике. Москва, Мир, 1985.
  11. А.А. Самарский, В. Б. Андреев. Разностные методы для эллиптических уравнений. Москва, Наука, 1976.
  12. А.А. Самарский, А. В. Гулин. Численные методы. Москва, Наука, 1989.
  13. А.А. Самарский. Теория разностных схем. Москва, Наука, 1989.
  14. А.А.Самарский, П. Н. Вабищевич, П. П. Матус. Разностные схемы с операторными множителями. Минск, ЦОТЖ, 1998.
  15. С.Г. Михлин. Вариационные методы в математической физике. Москва, Наука, 1970.
  16. Б.М. Берковский, В. К. Полевиков. Вычислительный эксперимент в конвекции. Минск, Университетское, 1988/
  17. В.А. Гущин, В. В. Щенников. Об одной монотонной разностной схеме второго порядка точности. Журнал числительной математики и математической физики, 14 (1974) «-792.
  18. М. Hafez, К. Oshima (ed.). Computational Fluid Dynamics Review 1995. Chichester, Wiley, 1995/
  19. B.P. Leonard. A Survey of Finite Differences of Opinion on Numerical Modelling of the Incompressible Diffusion Convection equation. Finite Elements Methods for Convection Dominated Flows (Ed.rT.J.R. Hughes). New York, ASME, 1979, 1−30.
  20. С.Э. Ананич. Монотонные консервативные разностные схемы второго порядка аппроксимации на неравномерных сетках для уравнения Фоккера Планка. Минск, Институт математики АНБ, препринт, 9 (521), 1996.
  21. K.W. Morton. Numerical Solution of Convection-Diffusion Problems. London, Chapman & Hall, 1996.
  22. Г. И. Марчук. Методы расчета ядерных реакторов. Москва, Атомиздат, 1961.
  23. А.А. Самарский, А. В. Колдоба, Ю. А. Повешенко, В. Ф. Тишкин, А. П. Фаворский. Разностные схемы на нерегулярных сетках. Минск, Критерий, 1996.
  24. М. Shashkov. Conservative Finite-Difference Methods on General Grids. Boca Raton, CRC Rress, 1996.
  25. А.А.Самарский, П. Н. Вабищевич. Численные методы решения задач диффузии-конвекции. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  26. А.А. Самарский, Е. С. Николаева. Методы решения сеточных уравнений. Москва, Наука, 1992.
  27. А.А. Samarskii, P.N. Vadishchevich. Computational Heat Transfer. Chichester, Wiley, 1995.
  28. Г. И. Марчук, A.C. Саркисян. Математическое моделирование циркуляции океана. -М.: — Наука, 1988- 304 с.
  29. Г. И. Марчук, В. П. Дымников, В. Б. Залесный, В. Н. Лыкосов, В. Я Галин. Математическое моделирование общей циркуляции атмосферы и океана.Л.: — Гидрометеоиздат, 1984,-320 с.
  30. К.П., Соловьев В. Н. О численных расчетах уравнений термогидродинамики, моделирующих океанические течения в районе субполярного фронта Северной Атлантики// Математическое моделирование, 1996, т. 8,№ 11, с. 87−95.
  31. B.C., Сухинов А. И. Прецизионные математические модели мелких водоемов. Математическое моделирование, 2003, № 10, с. 17−37.
  32. И.О. Леонтьев. Прибрежная динамика: волны, течения, потоки наносов. М.:Геос, 2001−272 с.
  33. Атомосферная турбулентность и моделирование распространения примесей. -Под ред. Ф.Т. М. Ньистада и X. Ван Допа. -Л.:Гидрометеоиздат, 1985,-352 с.
  34. А.В. Колдоба, Ю. А. Повещенко, Е. А. Самарская, В. Ф. Тишкин. Методы математического моделирования окружающей среды.-М.: — Наука, 2000 -254 с.
  35. Amos A.F. et al. Environmental aspects of nodule mining.- From book: Marine Manganese Deposits, Elsevier Oceanography Publ.Co. 1977, p.391−439.
  36. B.B. Формирование основного солевого состава морской воды и ее физико-химические свойства. В кн.: Тихий океан. М.: Мысль, 1982.
  37. Р.В. Озмидов. Диффузия примесей в океане. Л.:-Гидрометеоиздат, 1986 -282 с.
  38. В.И Самолюбов. Придонные стратифицированные течения. М.: — Научный мир, 2000, — 464 с.
  39. Л.И. Климатические и гидрологические характеристики Тихого океана.- В кн.: Тихий океан. Под ред. O.K. Леонтьева.-М.:1982.
  40. Гидрология Тихого океана. — М.: Наука, 1968,-524с.
  41. Л.И. и др. Тихий океан./ Галеркин Л. И., Бараш М. Б., Сапожников В. В., Пастернак Ф.А.- М.: Мысль, 1982. 316с.
  42. Meyers G. Annual variation of the Pacific Eguatorial current system forced by the Trade Winds, EOS, 1978, vol59, № 12,p.l 112.
  43. Атлас океанов. Тихий океан. ВМФ, 1974.
  44. Chan А.Т., Andescon G.C. Environmental investigation of the effects of deep-sea mining of marin phytoplankton and productivity in the tropical Eastern North Pasific ocean.-Marine Mining, 1981, vol.3 № 1−2.
  45. Mirota J. Potential effects of deep-sea minerals mining on macrozooplancton in the North Equatorial Pacific.-Marine Mining, 1981, vol.3 № 1−2.
  46. A.I., Sukhinov A.A., Kirilchik S.V. 3D Model of Bottom Sediment Transport Due to Miner’s Operation. // Abstracts 7th International Conference Mathematical Modelling and Analysis, May31-June 2, 2002, Kaariku, Estonia, p. 58.
  47. B.K. Дебольский, Р. Зайдлер и др. Динамика русловых потоков и литодинамика прибрежной зоны моря. — М.: Наука 1994. 303 с.
Заполнить форму текущей работой