Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проектирование коммуникативных умений преподавателя высшей технической школы в системе профессионально-педагогической подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы эмпирического уровня — изучение опыта, анкетирование, беседы, интервьюирование, изучение результатов деятельности и документации, наблюдение, педагогические измерения и статистическая обработка. Частные методы эмпирического исследования дополнялись общими методами этого уровня — обобщением педагогического опыта, опытной работой, экспериментом. В исследовании выявлен ряд эмпирических… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
  • Ф

1.1. Проблема проектирования и формирования коммуникативных умений преподавателя высшей технической школы в теории и | практике. i 1.2.Структура и содержание коммуникативных умений преподавателя высшей технической школы.

1.3. Технология проектирования коммуникативных умений преподавателя высшей технической школы.

Выводы к первой главе.

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВТШ.

2.1. Комплекс дидактических условий формирования коммуникативных умений преподавателя высшей технической школы в системе профессионально-педагогической подготовки и переподготовки.

2.2. Методика и организация эксперимента.

2.3 Ход и результаты эксперимента.

Выводы ко второй главе.

Проектирование коммуникативных умений преподавателя высшей технической школы в системе профессионально-педагогической подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В профессиональной и социальной деятельности современного специалиста, в условиях вхождения его в систему рыночных отношений, появления новых информационных, технических средств, развития инновационных информационных и организационно-деятельностных технологий существенно повысилась роль коммуникативной культуры.

Новые тенденции высшего технического образования, связанные с его демократизацией, гуманизацией и гуманитаризацией, предполагают обращение к личности будущего специалиста, его нравственным, духовным качествам, актуализируют проблему проектирования процесса формирования коммуникативных умений преподавателя высшей технической школы.

Общие проблемы культуры общения рассмотрены Л. А. Воловичем, И. А. Волковой, Е. С. Кузьминым. Культура общения как компонент профессиональной культуры специалиста изучена Н. Б. Крыловойпроблема формирования коммуникативных умений — В. А. Мудриком,.

A.А.Бодалевым, Х. И. Лийметсом, Л. А. Аухадеевой и др.

Различные аспекты рассматриваемой нами проблемы освещены в работах видных философов, психологов и педагогов: социальные проблемы общения — Г. М. Андреевой, А. П. Буевой, Б. Ф. Ломовымвопросы восприятия и оценивания людьми друг друга — А. А. Бодалевым,.

B.И.Мясищевымсвязь нравственного сознания и общения — М. С. Каган, И. С. Кон, М. И. Лисинойсоотношение развития личности и ее саморегуляции — А. В. Мудриком, Ю. А. Миславскимпроблемы подготовки преподавателей к педагогическому общению К. Н. Волковым, В. С. Грехневым, В. Г. Казанской, Н. Ю. Посталюк и др.

Имеются различные программы подготовки к общению, методики формирования культуры общения (Р.К.Бикмухаметов, Н. Д. Шилова и др.), культуры межнационального общения (Г.И.Гусейнов, К. М. Мамедов и др.).

Несмотря на многоаспектность и обширность работ по культуре общения, методам формирования коммуникативных умений, они основываются преимущественно на материалах общеобразовательной и базовой профессиональной школы: формирование коммуникативных умений школьников — Е. И. Пассов, Л. Н. Марковец, В. С. Цетлинвоспитание культуры общения учащихся ССУЗ в процессе занятий физической культурой и спортом — Р. К. Бикмухаметоввоспитание культуры общения учащихся ССУЗ в процессе праздничной деятельности — Е. В. Пономареваформирование коммуникативных умений учащихся ССУЗ средствами ролевой игры — Л. А. Аухадеева. В исследовании З. И. Павицкой акцент делается на формировании коммуникативных умений студентов вузов.

В последнее время появилось немало работ в области педагогического проектирования в системе профессионально-педагогической подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Вопросам профессионально-педагогической подготовки и переподготовки преподавателей высшей технической школы, посвящены работы: В. Г. Иванова, А. А. Кирсанова, И. Я. Курамшина, Ю. А. Кудрявцева, Л. И. Гурье, Н. Ю. Посталюк и др.

В этих работах выделяется и коммуникативный компонент, однако он не является предметом специального исследования.

Педагогическое проектирование и моделирование в качестве метода научного исследования рассматривали: С. И. Архангельский, В. П. Беспалько, Ю. С. Иванов, Н. В. Кузьмина, В. И. Михеев, В. Е. Радионов, В. А. Жуков и др. Проектированию учебного процесса по дисциплинам технического вуза посвящены работы: Л. И. Гурье, О. В. Долженко,.

З.Д.Жуковской, В. Г. Иванова, А. А. Кирсанова, И. Я. Курамшина, А. В. Смирнова и др.

Вместе с этим, проблема общения, коммуникации, коммуникативных умений в высшей технической школе продолжает оставаться недостаточно разработанной. В системе высшего технического образования имеются пробелы в языковом оформлении учебных и научных текстов, в сложности их конструкции и семантики, в письменных текстах и устной речи преподавателя учебный материал часто бывает малодоступным для понимания. В рамках нашего исследования можно констатировать наличие противоречия между объективной необходимостью формирования коммуникативных умений преподавателя высшей технической школы и недостаточной разработанностью данной научной проблемы в системе профессионально-педагогической подготовки и переподготовки.

Отсюда вытекает проблема исследования: каковы дидактические условия повышения эффективности проектирования и формирования коммуникативных умений преподавателя высшей технической школы в системе профессионально-педагогической подготовки и переподготовки.

Объект исследования — процесс проектирования и формирования коммуникативных умений преподавателя высшей технической школы в системе его профессионально-педагогической подготовки и переподготовки.

Предмет исследования — состав и особенности дидактических условий проектирования и формирования коммуникативных умений преподавателя высшей технической школы в системе его профессионально-педагогической подготовки и переподготовки.

Цель исследования — теоретически и экспериментально обосновать дидактические условия проектирования и формирования коммуникативных умений преподавателя высшей технической школы в системе его профессионально-педагогической подготовки и переподготовки.

Гипотеза исследования. Проектирование и формирование коммуникативных умений преподавателя высшей технической школы в системе его профессионально-педагогической подготовки и переподготовки может быть более эффективным при реализации следующих дидактических условий:

• структура и содержание формируемых коммуникативных умений определяются целевой направленностью, содержанием и характером профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей технической школы;

• логика процесса проектирования и формирования коммуникативных умений, его этапы, методы, процедуры обусловлены особенностями структуры и содержания коммуникативных умений преподавателя высшей технической школы;

• процесс формирования коммуникативных умений строится на субъект-субъектных отношениях с использованием активных форм организации, методов и средств обучения;

• особенности процесса формирования коммуникативных умений определяются спецификой и возможностями системы профессионально-педагогической подготовки и переподготовки слушателей ЦППКП.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Обосновать теоретические предпосылки проектирования и формирования коммуникативных умений преподавателя высшей технической школы.

2. Раскрыть особенности проектирования и формирования коммуникативных умений преподавателя высшей технической школы в зависимости от их структуры, содержания и специфики системы профессионально-педагогической подготовки и переподготовки.

3. Определить и обосновать комплекс дидактических условий, повышающих эффективность проектирования и формирования коммуникативных умений преподавателя высшей технической школы.

4. Экспериментально апробировать эффективность дидактических условий формирования коммуникативных умений у преподавателя высшей технической школы в существующей системе профессионально-педагогической подготовки и переподготовки с учетом особенностей слушателей и возможностей учебного процесса вЦППКП.

Методологическую основу исследования составляют: философские и психологические теории личности, деятельности, общениятеория познания, раскрывающая возможность отражения в сознании человека объективной действительностиобщая теория коммуникативной деятельностиновая социально-экономическая политика в области подготовки современных специалистов. Теоретическую базу исследования составляют:

•философские и социально-психологические основы общения (Г.М.Андреева, А. А. Бодалев, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Я. И. Уманский и др.);

•системный подход как направление методологии научного познания социальных процессов (А.Н.Аверьянов, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э.Г.Юдин);

•личностно-деятельностный подход к организации учебного процесса и формированию коммуникативных умений (Л.П.Буева, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);

•теории управления (В.Г.Афанасьев, Ю. А. Тихонов, Р.Х.Шакуров).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

Методы эмпирического уровня — изучение опыта, анкетирование, беседы, интервьюирование, изучение результатов деятельности и документации, наблюдение, педагогические измерения и статистическая обработка. Частные методы эмпирического исследования дополнялись общими методами этого уровня — обобщением педагогического опыта, опытной работой, экспериментом. В исследовании выявлен ряд эмпирических зависимостей, фиксирующих общее, повторяющееся в доступных чувственному восприятию явлениях, зависимость процесса и результата формирования коммуникативных умений от отбора и структурирования содержания учебного материала и активных форм организации, методов и средств обучения, от типа субъект-субъектных отношенийот опыта и коммуникативных способностей преподавателя высшей школы и др.

Методы теоретического уровня — (аналогия, моделирование, системный подход) позволили выявить специфическое для исследуемого процесса противоречие, обосновать состав и особенности дидактических условий проектирования и формирования коммуникативных умений преподавателя высшей технической школы в системе профессионально-педагогической подготовки и переподготовки. Методы исследования включали и исторический подход, позволивший выявить преемственность дидактических, психологических идей и определить некоторые тенденции в развитии исследуемой проблемы.

Этапы исследования.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в период с 1997 по 2000 гг. и включала следующие этапы.

Первый этап (1997;1998 гг.) заключался в изучении и обобщении отечественой и зарубежной литературы по исследуемой проблеме, выборе предмета и объекта научного поиска, выработке предварительной рабочей гипотезы. На данном этапе осуществлялся теоретический анализ состояния проблемы проектирования содержания профессионально-педагогической подготовки и переподготовки преподавателя высшей технической школы в теории и практике, проводилось изучение руководящих документов по профессионально-педагогической подготовке и переподготовке преподавателя высшей школы, изучались материалы периодической печати по данной проблеме, уточнялись замысел и методика эксперимента.

Второй этап (1998;1999 гг.) представлял собой опытно-экспериментальную часть исследования — проведение констатирующего и формирующего экспериментов. Проводилось уточнение гипотезы, на основе теоретической базы были выявлены содержание и структура коммуникативных умений преподавателя высшей технической школы, разрабатывались и апробировались дидактические условия повышения эффективности процесса проектирования и формирования этих умений, разрабатывалась методика и проводился формирующий эксперимент. Формировались предварительные теоретические и практические рекомендации, часть которых внедрялась в процесс профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы в Центре ПГПСП.

Третий этап (1999;2000 гг.) продолжалась опытно-экспериментальная работа, осуществлялось теоретическое обобщение результатов, литературное оформление диссертационной работы, были сформулированы выводы и завершалась разработка методических рекомендаций.

Экспериментальная база. Основная научно-исследовательская работа осуществлялась в учебных группах слушателей ЦППКП Казанского государственного технологического университета.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. Раскрыты особенности, состав и структура коммуникативных умений, необходимых преподавателю высшей технической школы, и возможности их формирования в системе профессионально-педагогической подготовки и переподготовки.

2. Определены и обоснованы дидактические условия проектирования и формирования коммуникативных умений преподавателя высшей технической школы:

• структура и содержание формируемых коммуникативных умений определяются целевой направленностью, содержанием и характером профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей технической школы;

• логика процесса проектирования и формирования коммуникативных умений, его этапы, методы, процедуры обусловлены особенностями структуры и содержания коммуникативных умений преподавателя высшей технической школы;

• процесс формирования коммуникативных умений строится на субъект-субъектных отношениях с использованием активных форм организации, методов и средств обучения;

• особенности процесса формирования коммуникативных умений определяются спецификой и возможностями системы профессионально-педагогической подготовки и переподготовки слушателей ЦППКП.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на его основе разработаны и успешно внедряются методические рекомендации по проектированию и формированию коммуникативных умений у слушателей Центра ППКП и на факультетах повышения квалификации вузов г. Казани. Материалы исследования по проектированию и формированию коммуникативных умений у преподавателя высшей технической школы включены в содержание учебных программ и занятий, осуществляемых в Центре ППКП (в курсах «Педагогическое проектирование содержания общетехнических и специальных дисциплин», «Педагогическая психология», «Технология преподавания и педагогическое мастерство» и др.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Состав и особенности дидактических условий проектирования и формирования коммуникативных умений преподавателя высшей технической школы в системе профессионально-педагогической подготовки и переподготовки.

2. Доказательство того, что дидактические условия проектирования и формирования коммуникативных умений позволяют существенно повысить качество коммуникативной подготовки преподавателя высшей технической школы в системе профессионально-педагогической подготовки и переподготовки.

Достоверность научных положений, рекомендаций обеспечивалась обоснованностью теоретико-методологических позиций, системным подходом в разработке ведущих положений исследования, разнообразием используемых теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его целям, задачам, гипотезедостаточной репрезентативностью выборки для количественного и качественного анализа изучаемых зависимостей, показателей эффективности предлагаемых дидактических условий проектирования и формирования коммуникативных умений преподавателя высшей технической школыпозитивными результатами рекомендаций, внедряемых в педагогическую практику. и.

Апробация и внедрение результатов исследования: теоретические положения, выводы и рекомендации обсуждались и получили одобрение на 8-й международной конференции молодых ученых. (Казань, 1996), на 2-й международной научно-методической конференции «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании» (Пенза, 1996), на межвузовской научно-методической конференции КГТУ «Оптимизация учебного процесса в условиях многоуровневой системы высшего образования» (Казань, 1996), на международной конференции «Современные технологии обучения» (Санкт-Петербург, 1999), на 3-й международной научно-методической конференции «Качество образования: концепции, проблемы» (Новосибирск, 2000) и на заседании кафедры педагогики и методики высшего профессионального образования КГТУ. Проверка и реализация результатов исследования осуществлялись на учебных занятиях преподавателей высшей технической школы в Центре подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации вузов, а также в ходе работы методических комиссий, на экспериментальных пробных занятиях, где проводились отдельные исследования по выделенным задачам.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

Выводы ко второй главе.

Проведенное исследование подтвердило правильность гипотезы эксперимента: процесс формирования коммуникативных умений может быть эффективным, когда он целенаправленный, специально организованный с учетом логики этого процесса, его специфических этапов, противоречийкогда преднамеренно в педагогический процесс вводится комплекс специальных дидактических условий.

Представленная методика формирования коммуникативных умений адекватно отражает дидактические условия процесса их формирования и обеспечивает непрерывность и преемственность перехода от низких уровней развития данных умений к высшим.

Он предполагает этапы, отличающиеся своими целями, задачами, информационно ориентировочной основой, технологии осуществления и результатом: ориентировочно актуализирующий, ориентировочно-технологический, систематизирующий и контролирующий.

В формировании коммуникативных умений преподавателя высшей технической школы в Центре ППКП вузов, каждая учебная дисциплина, каждая форма организации и методы обучения позволяют реализовать самые различные формы коммуникативного взаимодействия преподавателя и слушателя, их совместную деятельность, установить единые цели, условия и способы работы. В этих условиях не только преподаватель, но и слушатели становятся активными субъектами учебного процесса.

Активное коммуникативное воздействие практически снимает вопрос о внешней стимуляции процесса формирования коммуникативных умений.

Уровень развития коммуникативных умений повышается, когда эта задача рассматривается как одна из важных целей коммуникативного взаимодействия преподавателей и слушателей.

В условиях экспериментального обучения установлено продвижение каждого слушателя на новые более высокие уровни развития коммуникативных умений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Как показало проведенное исследование, постановка и разработка проблемы формирования коммуникативных умений в системе профессионально-педагогической подготовки весьма актуальна.

Переход к рыночным отношениям, вхождение в мировую экономическую систему, интенсивное развитие международных контактов, создание совместных предприятий потребовали от высшей школы усиления внимания к подготовке будущих специалистов к коммуникативной деятельности, к овладению культурой делового общения. Готовность к деловому общению становится сегодня одним из важнейших показателей социально-профессионального статуса специалиста. Это, безусловно, актуализирует исследуемую нами проблему.

Различным аспектам общения, коммуникативной деятельности, коммуникативной культуры, коммуникативных умений посвящено немало работ А. А. Бодалева, Р. К. Бикмухаметова, Л. А. Воловича, И. А. Волковой, Б. Г. Казанской, Н. В. Крыловой, А. В. Мудрика, Ю. А. Миславского, Н. Ю. Посталюк.

Как показал анализ, наиболее слабо разработанной остается проблема формирования умений преподавателя высшей технической школы в системе профессионально-педагогической подготовки.

Исследование подтверждает, что процесс формирования коммуникативных умений должен быть целенаправленным, специально организованным, с учетом возможностей содержания учебных дисциплин, форм организации, методов обучения, а также логики процесса формирования коммуникативных умений, его этапов и противоречий в условиях дополнительной профессионально-педагогической подготовки.

В нашем исследовании коммуникативные умения не сводятся просто к речевым умениям, как это нередко бывает. Они рассматриваются как определенные качества личности, готовность к осознанному и успешному коммуникативному взаимодействию в процессе профессиональной и социальной деятельности, как важнейший показатель социально-профессионального статуса специалиста.

Такой подход позволил полнее и глубже раскрыть содержание и структуру коммуникативных умений, формируемых в системе профессионально-педагогической подготовки, выделить их сущностные, разносторонние, многоплановые характеристики.

Целевая психолого-педагогическая подготовка преподавателей к коммуникативной деятельности в системе профессионально-педагогической подготовки позволила психологически настроить и подготовить их к применению разработанного комплекса педагогических методов и средств по развитию коммуникативных умений у студентов как будущих специалистов.

Экспериментально проверена эффективность разработанной системы упражнений и заданий, направленных на поэтапный, управляемый процесс формирования коммуникативных умений. Отбирались задания, задачи, ситуации, игры в зависимости от уровня развития коммуникативных умений обучаемых, с опорой на уровень коммуникабельности, подготовленности к общению, на их склонности, интересы, коммуникативные способности. Подбирались формы организации, методы и приемы побуждения к активной коммуникативной деятельности.

Методика формирования коммуникативных умений базировалась на понимании умений как системы действий, последовательное выполнение которых ведет к усвоению умений. Суть этой методики состояла в том, что слушатели включались в разнообразные виды деятельности, предполагающие активную коммуникативную деятельность, в процессе которой отрабатывались необходимые коммуникативные умения. Система таких занятий охватывала весь круг предлагаемых для усвоения коммуникативных умений.

Включение деловых игр, анализа конкретных ситуаций, мозговых штурмов, психологических (интеллектуальных) разминок в процесс изучения экспериментальных тем подтвердило их огромные возможности в активизации познавательной и коммуникативной деятельности обучаемых как средства формирования коммуникативных умений.

Наибольший эффект наблюдается тогда, когда эффективные методы обучения, направленные на развитие коммуникативных умений у слушателей переносятся на занятия по спецдисциплинам, где создаются условия для включения студентов в активную коммуникативную деятельность.

В результате формирующего эксперимента у слушателей произошли существенные изменения в уровне развития коммуникативных умений, в мотивах овладения коммуникативными умениями.

Опытно-экспериментальная работа, показала, что профессиональные функции преподавателя высшей технической школы должны претерпеть определенные изменения в следующих направлениях:

• более глубокого изучения исходного уровня коммуникативных умений;

• определения факторов влияющих на повышение исходного уровня коммуникативных умений и возможностей образовательного процесса;

• выделение основных типов личностной направленности (эгоцентрической, гуманистической, негативистической, социометрической).

Результаты эксперимента доказали зависимость процесса формирования коммуникативных умений от развития интеллектуальной, эмоциональной, волевой и потребностно — мотивационной сфер и личностных качеств: открытости к диалогу, контактности, тактичности, выдержки, доброжелательности, соучастия в поиске ответа на возникающие проблемы, поддержки участника диалога в случае затруднений, уровня подготовленности к коммуникативной деятельности.

Проведенное исследование, естественно, не претендует на решение всего комплекса теоретических и прикладных вопросов проблемы формирования коммуникативных умений в системе профессионально-педагогической подготовки. Одни из них лишь обозначены, другие рассматриваются в постановочном плане. Нуждается в дальнейшем изучении влияние развития культуры речи, индивидуально-психологических особенностей на коммуникативное взаимодействие и коммуникативные умения и др. Самостоятельной исследовательской задачей является разработка целостной методики формирования коммуникативных умений.

Все это свидетельствует о необходимости продолжения разработки проблемы формирования коммуникативных умений преподавателя высшей технической школы в системе профессионально-педагогической подготовки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы.- М.: Изд-во МГУ, 1990.- 240с.
  2. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация: Сб.науч.тр. (АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии // Редкол.: А. А. Бодалев и др.- М.: АПН СССР, 1983.- 98с.
  3. Активные формы обучения основа интенсификации учебного процесса в вузах: Сб. статей.- Л.: Изд-во Ленингр.фин.-экон.ин-та, 1980.- 123с.
  4. В.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1968.-339с.
  5. В.И. Саморазвитие творческой, конкурентоспособной личности менеджера.- Казань: Изд-во Казанск.гос.ун-та, 1992.- 204с.
  6. В.И. Деловая риторика. Казань: Изд-во Казанск.гос.ун-та, 1993.-251с.
  7. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для факультета психологии университетов.- М.: Изд-во МГУ, 1980.- 415с.
  8. Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе.-М.: Просвещение, 1983.- 96с.
  9. Л.Г. Педагогический дневник и личность учителя: Пособие для учителя.- М.: Наука.- 1998.- 88с.
  10. Ю.Анцифирова Л. И. Принцип социальной обусловленности психики человека.- М.: Изд-во МГУ, 1997.- 246с.
  11. П.Афанасьева Г. П. Общение как основа формирования способностей студентов к педагогической деятельности (на примере подготовки инженерно-преподават.кадров): Дис.. канд.пед.наук/ Московский гос.пед.ин-т.-М., 1985.- 184с.
  12. Аухадеева Л. А. Формирование коммуникативных умений у учащихся ССУЗ средствами ролевой игры: Дис.. канд.пед.наук/ Казанский пед. ин-т.- Казань, 1994. 228с.
  13. Ю.К. Избранные педагогические труды/ Сост. М. Ю. Бабанский.-М.: Педагогика, 1989.-560с.
  14. В.В., Копань Т. В. Роль мотивации и стимуляции в формировании интегральной индивидуальности// Вопросы психологии.- 1995.- № 6.- С.96−103.
  15. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений: люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ./ Отв ред М. С. Мауковский: послесловие Л. Г. Ионина и М. С Мауковского. М.: Прогресс, 1988. -400с.
  16. Р., Гриндер Дж. Из лягушек в принцы. Нейролингвистическое программирование/Под ред. С.Андреаса. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1992.- 248с.
  17. Р.К. Воспитание культуры общения в процессе занятий физической культурой и спортом (на примере учащихся ССУЗ): Дис.. канд.пед.наук/Казанский пед. ин-т.-Казань, 1992.- 213с.
  18. Н.Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки //Теоретические и методологические проблемы социальной психологии /Под ред.Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, М.: Изд-во МГУ, 1977.-С. 183−204.
  19. А. А. Личность и общение. Избранные труды.- М.: Педагогика, 1983.-272с.
  20. А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения // Педагогика.- 1990.- № 12.- С. 65 -71.
  21. А.А. Развитие восприятия человека человеком в общении// Хрестоматия возрастной и педагогической психологии.- М.: Прогресс, 1981.- 275с.
  22. Н.В. Методика выбора форм и методов активного обучения (теоретическая модель).- М.: Наука, 1991.- 198с.
  23. Бороздина Г. В. Психология делового общения.- М.: Инфра, 1998.-224с.
  24. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение.- М.: Мысль, 1978.- 216с.
  25. Ю.Г., Красильников О. Ю. Деловые игры в школе бизнеса.-Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1992.- 140с.
  26. А.С. Как вести переговоры,— М.: Деловой человек, 1991.- 44с.
  27. А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход.- М.: Высш. школа., 1991.- 207с.
  28. А.А. Деловая игра как метод активного обучения// Современная высшая школа.- 1982.- № 3.- С. 129−141.
  29. А.П. Оптимизация процесса обучения в вузе.- Киев: Вища школа, 1979.- 176с.
  30. В.В. Особенности коммуникации и передачи сообщений в условиях аудиторного обучения: Метод, указания.- М.: Изд-во МГУ 1983.- 17с.
  31. В.К. Психологические механизмы мотивации человека.- М.: Прогресс, 1990.- 160с.
  32. К.Л. Психологи о педагогических проблемах.- М.: Педагогика 1981.- 206с.
  33. И.А., Митина A.M. Цели обучения в педагогике высшей школы.- М.: НИИВШ, 1986.- 48с.
  34. Воспитателю о личностном общении (психология общения). НМО «Творческая педагогика».- М.: М.П. «Новая школа», 1994.- 77с.
  35. Вопросы активности студентов: Сб. статей/ Науч.ред. Т. В. Шургакова.- М.: Изд-во Моск.гос.пед.ин-та, 1988.- 98с.
  36. Вопросы психологии личности и деятельности студента: Сб. статей.-Иркутск: Б., 1978.- 105с.
  37. Вопросы психологии познавательной деятельности: Сб.науч.тр. -М.: Изд-во Моск.гос.пед.ин-та, 1988.-150с.
  38. Вопросы психологии познавательной деятельности школьников и студентов: Межвуз.сб.науч.тр.-М.: Изд-во Моск.гос.пед.ин-та, 1988.-150с.
  39. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка.-М.: Изд-во МГУ, 1985.-45с.
  40. Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетентности как объект зарубежных методических исследований// Иностр.яз. в школе.- 1985.-№ 2.-С. 17−24.
  41. Д.С. Умения и навыки: о соотношении этих понятий// Педагогика.- 1994.- № 2.- С. 15−19.
  42. Граник Г. Т. Психологическая модель процесса формирования умения// Вопросы психологии.- 1979.- № 3.- С.56−65.
  43. О.С. Предметы формирования мотивов учения и труда у учащихся средних профтехучилищ. М.: Педагогика, 1985.-151с.
  44. О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средних профтехучилищ.- М.: Высш.шк., 1986.- 47с.
  45. B.C. Культура педагогического общения: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1990.- 144с.
  46. С.В. Самовыражение и развитие личности в игре: Дис.. канд.пед.наук/Московский гос.пед.ин-т.- М., 1991.- 214с.
  47. Ю.В. Организационно-деятельностные игры и развитие образования.- М.: Просвещение, 1992.- 196с.
  48. В.В. Проблемы развивающего образования.- М.: Педагогика, 1986.- 240с.
  49. Т.А. Язык. Познание. Коммуникация: Сб. работ, — М.: Прогресс, 1989.- 267с.
  50. А.Б. Общение: наука и искусство.- М.: Знание, 1980.-160с.51 .Додонов Б. И. Структура и динамика мотивов деятельности// Вопросы психологии.- 1984.-№ 4.- С.126−130.
  51. А.И. Психология коллектива: методические проблемы исследования. Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Изд-во МГУ, 1984.- 207с.
  52. Емельянов Ю. Л. Активно социально-психологическое обучение.- JL: Изд-во ЛГУ, 1983.- 239с.
  53. Г. И. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике (1950−1990 гг.): Автореф. дис.. докт.пед.наук/ Казанский пед. ин-т.- Казань, 1993.- 41с.
  54. Е.Н. Эффективное общение и конфликты.- С.-Пб.- Рига: Эксперимент, 1997.- 69с.63 .Игры, обучение, тренинг, досуг/ Под ред. В. В. Петрусинского.- М.: Просвещение, 1994.- 360с.
  55. И.А. Культура общения. Опыт философско-методического анализа.- Воронеж: Изд-во Воронеж.гос.ун-та, 1989.- 168с.
  56. И.И. Структура процесса учения.- М.: Педагогика, 1986.-213с.
  57. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение.- М.: Педагогика, 1981.- 194с.
  58. М.С. Мир общения: Проблема межсубъективных отношений.-М.: Политиздат, 1988.- 319с.
  59. М.С. Что должно быть в основе// Вестник высшей школы.-1990.- № 5.- С.17−19.
  60. В.Г. Взаимоотношения преподавателя с учащимся ПТУ в процессе обучения,— М.: Высш.шк., 1990.- 127с.
  61. В.Г. Психологические основы урока в среднем ПТУ.- М.: Высш.шк., 1987, — 157с.
  62. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1987.- 190с.
  63. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогич. общения.-Грозный: Изд-во Чечен.гос.ун-т, 1979.- 189с.
  64. Кан-Калик В.А., Никондров Н. Д. Педагогическое творчество.- М.: Педагогика, 1990.- 144с.
  65. С.Ю. Изучение взаимосвязи креативности общения и креативности мышления студентов: Дис.. канд.психол.наук/ Рязанский пед. ин-т.- Рязань, 1997.- 18с.
  66. JI.M. Межличностное общение как явление культуры: Дис.. канд.пед.наук/Уфимский пед. ин-т.-Уфа, 1988.- 172с.
  67. А.С. Развитие умений педагогического общения у будущих учителей иностранного языка в процессе само- и взаимообучения: Автореф. дисс.. канд.пед.наук/ Московский гос.пед.ин-т.- М., 1989.-16с.
  68. Кашина Е. Г. Деловая игра как средство обучения профессионально значимым коммуникативным умениям: Автореф. дисс канд.пед.наук/ Московский гос.пед.ин-т.- М., 1989.-16с.
  69. А.А. Индивидуализация учебной деятельности// Советская педагогика.- 1985.-№ 9,-С.48−51 .
  70. А.А. Индивидуальная учебная деятельность как педагогическая проблема.- Казань: Изд-во Казан.гос.ун-та, 1982.- 224с.
  71. А.А. Индивидуализация учебной деятельности школьников, — Казань: Татар.кн.изд-во, 1980.- 207с.
  72. В.А. Усвоение понятий в условиях непосредственного общения// Проблема общения в психологии.- М., 1981.- С.60−79.
  73. Н.И. Логический словарь-справочник.- М.: Наука, 1975.-717с.
  74. Коммуникативность обучения в практику школы: Из опыта работы/ Под ред. Е. Л-Пассова.- М.: Просвещение, 1985.- 124с.
  75. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: пособие по спец курсу для высш.пед.учебных заведений.- М.: Арена, 1994.- 226с.
  76. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта.- М.: Наука, 1997.- 326с.
  77. Е.А. Введение в психологию труда.- М.: Изд-во МГУ, 1988. -199с.
  78. Ю.Д. Мир деловой игры/ опыт обучения хозяйственных руководителей.- М.: Экономика, 1989.- 175с.
  79. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения.- JL: Изд-во ЛГУ, 1990.- 282с.
  80. Н.В. Формирование культуры будущего специалиста: метод. Пособие.- М.:Высш.шк., 1990.- 142с.
  81. В.В. Методика разработки педагогических игр: Метод, рекомендации.- М.: ВНМЦ, 1988.- 26с.
  82. В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся.-М.: Наробразование, 1994.- 113с.
  83. Н.В. Особенности коммуникативной деятельности педагога// Общение как предмет теоретических и прикладных исследований.- М., 1973.- С.26−37.
  84. Л.С. Активизация учения сущность и содержание// Педагогика.- 1994.-№ 1 .-С.38−44.
  85. Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе общения// Вопросы психологии.-1984.-№ 5.- С.25−37.
  86. Т.И. Индивидуализация и дифференциация обучения в социалистических и капиталистических странах: дис.. канд.пед.наук/ Казанский пед. ин-т.- Казань, 1988.-160с.
  87. Лабунская В-А. Невербальное поведение.- Ростов: Изд-во Ростов.пед.ин-та, 1986.- 136с.
  88. К.М. Культура педагогического общения.- Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та.- 1985.-104с.
  89. B.C. Содержание образования: Учеб. пособие.- М.: Высш.шк., 1989.- 360с.
  90. А.А. Педагогическое общение.- М.: Знание, 1979.- 75с.
  91. А.Н. Избранные педагогические произведения.- в 2-х т.-М.:Педагогика, 1983.- Т. 1.-183с.101 .Леонтьев А. Н. Принцип коммуникативности сегодня// Иностранный язык в школе.- 1986.- № 2.- С.27−32.
  92. И .Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 1981.- 185с.
  93. ЮЗ.Лещинер Р., Старостин Ю. Обучение менеджеров творчески использовать зарубежный опыт// Вестник Московского университета.-Сер.6.Экономика, 1991.- № 5.- С.53−58.
  94. А.Г. Потребность ведущей деятельности и мотивация формирования новых способов деятельности// Проблемы формирования социогенных потребностей.- Тбилиси, 1981.- С.318−320.
  95. Х.И. Групповая работа на уроке.- М.: Знание, 1975.- 64с.
  96. Юб.Лийметс Х. Й. Как воспитывает процесс обучения?- М.'.Знание, 1982.96с.
  97. М.И. Проблема онтогенеза общения.- М.: Педагогика, 1986.-144с.
  98. .Ф. Особенности познавательных процессов в условиях аудиторного общения// Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии.- М., 1991.- С.107−127.
  99. .Ф. К проблеме деятельности в психологии// Психологический журнал.- Т.2.- 1981.- С.36−49.
  100. Ю.Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы.- Воронеж: Л ПО «Модэк», 1993.- 157с.
  101. Ш. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1990.- 192с.
  102. А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 192с.
  103. З.Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1983.- 96с.
  104. Марковец Л. Н. Формирование коммуникативной деятельности у старшеклассников: Автореф. дис.. канд.пед.наук/Киевский гос.пед.ун-т.- Киев, 1980.- 18с.
  105. Е.Я. Я-Ты-Мы. Психологические возможности улучшения общения.- М.: Педагогика, 1986.- 218с.
  106. Пб.Методы эффективного обучения взрослых: Учебно-метод. пособие.-Москва-Берлин: Трансформ, 1998.- 123с.
  107. П. Познавательные процессы и способности в обучении.-М.: Прогресс, 1990.- 256с.
  108. Е. Психология формирования общетрудовых политехнических умений.- М.: Педагогика, 1976.- 51с.
  109. М.В. Философия и методы научного познания.- М.: Мысль, 1972.- 146с.
  110. Г. Н. Профессионализм общения (учителю о коммуникативных умениях).- С.-Пб.: Наука, 1993.- 56с.
  111. А.В. Общение как фактор воспитания школьников.- М.: Педагогика, 1984.- 112с.
  112. А.В. Коммуникативная культура личности// Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы.- М., 1989.- С.56−67.
  113. Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: Дис.. канд.пед.наук/Московский гос.пед.ин-т.-М., 1992.-206с.
  114. Мышление: процесс, деятельность, общение./ Под ред. М. К. Брушлинского.- М.: Наука, 1982.- 287с.
  115. А.Я. Педагогические инновации и научный подход// Педагогика.- 1996,-№ 5.-С10−15.
  116. А.Я. Культура общения.- Челябинск: Челябинский дом печати, 1997.- 155с.
  117. Р.С. Психология.- М.: Просвещение, 1995.- 357с.
  118. Н.Д., Карминская Л. И. Обучение как специально организованный процесс обучения.- М.: Педагогика, 1987.- 50с.
  119. Л.И. Ролевая игра как преодоление барьеров коммуникаций.- М.: Наука, 1984.- 250с.
  120. Новое педагогические мышление/ Под ред.А. В. Петровского.- М.: Педагогика, 1989.- 280с.131 .Новые методы обучения студентов-экономистов и менеджеров //Материалы научно-метод. конференции.- Чебоксары, 1997.- 53с.
  121. Ночевник М. Н. Человеческое общение.- М.: Политиздат, 1988.- 127с.
  122. Общение и оптимизация совместной деятельности/ Под ред. Т. М. Андреевой, Я.Яноушека.- М.:Изд-во МГУ, 1987.- 307с.134.0бщение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации: Сб.науч.тр.- М.: Изд-во АПН СССР, 1987.- 164с.
  123. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет.- М.: Педагогика, 1988.- 164с.
  124. Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению.- М.: Рус.яз., 1989.-27с.
  125. Е.И. Ситуация, тема, социальный контакт// Общая методика обучения иностранным языкам.- М., 1991.- С. 162−171.143 .Педагогические проблемы обучения учащихся: Сб.науч.тр,-Свердловск: Изд-во Свердлов.пед.ин-та, 1983.-72с.
  126. Педагогическая энциклопедия/ Под ред. А. И. Комарова, Ф. Н Петрова и др.-М.: Сов.энциклопедия.- Т.1., 1964.- 831с.- Т.2., 1965.-911с.
  127. Педагогика./ Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского.- М.: Педагогика, 1984.-366с.
  128. И.Р. Педагогическая игра как средство формирования коммуникативных умений у будущих учителей. Дис.. канд.пед.наук/ Ленинградский пед. ин-т.- Л., 1984, — 200с.
  129. Петровская Л. А. Компетентность в общении.- М.: Изд-во МГУ, 1989.-216с.
  130. Проблема общения в психологии/ Под ред. Б.Ф.Ломова-М.: Наука, 1981.-280с.
  131. Психология. Словарь.- М.: Изд-во полит. лит-ры, 1980.- 42с.
  132. Психологические исследования общения: Сб.ст.- М.: Наука, 1985.-344с.151 .Пономарев Е. В. Воспитание культуры общения: Психологические и социальные аспекты деятельности руководителя.- Киев: Знание, 1988.-С.75.
  133. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект.- Казань: Изд-во Казан.гос.ун-та, 1989.- 204с.
  134. Н.Ю. Педагогика сотрудничества: Путь к успеху: Уч.пособие.- Казань: Изд-во Казан.гос.ун-та, 1992.- 108с.
  135. В.М. Азбука педагогического труда.- М.: Высш.шк., 1990.- 127с.
  136. Е.И. Учитель как объект психического исследования.- М.: Высш.шк., 1998.- 496с.
  137. .А. Коммуникация как социальное явление.- Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1984.- 143с.
  138. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека/ Пер. с англ.- М.: Прогресс.Универс., 1994.- 480с.
  139. М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы.- М.: Наука, 1988.-213с.
  140. JI.M. Самовоспитание личности.- М.: Минск, 1984.- 184с.
  141. И.А. Коммуникативно-эстетические функции культуры.-М.: Наука, 1979.- 231с.
  142. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций, практических задач/ Под ред.В. И. Матирко.- М.: Высш.шк., 1991.- 248с.
  143. Е.В. Дидактическая игра в процессе формирования коммуникативных умений.- М.: Изд-во МГУ, 1992.- 148с.
  144. B.JI. Структура устноязычной коммуникации и вопросы обучения устной речи на иностранном языке// Общая методика обучения иностранным языкам.--М., 1991.- С. 173−180.
  145. М.Н. Проблемы современной дидактики.- М.:Высш.шк., 1984.- 96с.
  146. И.М. Методы активного обучения.- М.: Высш.шк., 1991.-176с.
  147. В.В. Коммуникативные умения, реализуемые в речевом общении// Психолого-педагогические проблемы общения в профессиональной подготовке учителя.- Горький, 1989.- 187с.
  148. В.В. Культура человеческого общения.- М.: Тр. Исследов. центра, 1991.- 117с.
  149. А.В. Социальные функции общения// Актуальные вопросы марксистской гносеологии и социологии.- М., 1977.- С. 106−121.
  150. Теория речевых актов// Новое в зарубежной лингвистике.- М., 1986.-422с.
  151. Толковый словарь русского языка.- М.: Сов. педагогика, 1948.- Т.4.-385с.
  152. И.И. Моделирование при изучении квантовой физики в средней школе.- М.: Наука, 1988.- 215с.
  153. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения.- М.: Педагогика, 1990.- 168с.
  154. Л.И. Психология организаторской деятельности.- М.: Просвещение, 1980.-213с.
  155. Т.Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека в общении.-М.: Наука, 1989.- 192с.
  156. К.Э. Игры животных и игры человека// Вопросы психологии.-1982.-№ 3.-С.26−34.
  157. Р.В. Управление иноязычным общением в учебных условиях// Методика обучения иностранным языкам.- М., 1991.-С.187- 192.
  158. Философский словарь/ Под ред. Н. Т. Фролова.- М.: Политиздат, 1987.- 540с.
  159. А.Я. Руководитель, его личность и деятельность.- М.: Знание, 1981.- 218с.
  160. А.В. Эвристический подход к обучению.- М.: Просвещение, 1998.- 186с.
  161. Человеческий фактор в языке. Коммуникация: модальность, дейксис/ Под ред.Н. Д. Арутюнова, Т. В. Булыгина и др.- М.: Наука, 1992.- 280с.
  162. Н.Я. Основы проектирования интегративного курса «Деловое общение с зарубежным партнером»: Дис.. канд.пед.наук/ Сочинский гос.пед.ин-т.- Сочи, 1996.- 135с.
  163. Р.Х. Творческий рост педагога.- М.: Знание, 1985.- 80с.
  164. Ю.А. Общение: возможность и действительность.-Фрунзе: Илим, 1985.- 176с.185 .Шилова Н. Д. Совершенствование коммуникативной культуры учащихся/ Метод.рекомендации.- Казань: Изд-во Казан.гос.ун-та, 1991.- 79с.
  165. Р. Искусство общения.- М.: Знание, 1992.- 72с.
  166. B.C. Знания, умения и навыки в обучении иностранным языкам// Общая методика обучения иностранным языкам.- М., 1991.-С.38−41.
  167. И.М. Психология взаимоотношений.- Казань: Татарское книжное изд-во, 1991.- 192с.
  168. К.К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем.- М.: Политиздат., 1991.- 527с.
  169. Butler I. Games and simulation: creatic educational alternative// Tech. Treds.- 1988.- Vol.33.- P. 20−23.
  170. Garrison L.L. Communicating in Small Groups// Journal of Business Education.- 1987.- Vol.57.1.- P. 33−36.
  171. Johnson D.W. and Johnson R T Social skills for successful group work // Educational Leadership.- 1984.- Vol.4.- P. 29−33.
  172. Lloyd D. Communication in the University Lecture// Univ. Reading Staff.J.- 1967.- Vol.1.- P. 14−22.
  173. Slavin R.E. The Cooperative Revolution in Education// The Education Digest.- 1988.- V.54.1.- P. 22−23.
Заполнить форму текущей работой