Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические аспекты управления инновационным образованием в системе народного хозяйства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Многие проблемы дальнейшего развития образования требуют новых подходов, трактовок, внедрения различного рода инноваций и модернизаций. Это вызвано причинами различного характера и, прежде всего, тем, что повсеместно наблюдаются явления несоответствия объективно изменившихся социальных запросов общества и государства тем фактическим результатам образовательного процесса, которые воспроизводятся… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПЕРСОНАЛА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ
    • 1. 1. Понятие «инновация» и «инновация в системах образования»
    • 1. 2. Традиционные современные методы обучения
    • 1. 3. Нетрадиционные методы обучения в обеспечении конкурентоспособности
      • 1. 3. 1. Инновационные методы и приемы в обучении студентов
      • 1. 3. 2. Новые методы контроля в обучении
      • 1. 3. 3. Мотивация инновационной деятельности и основы системы оценки эффективности инноваций в образовательных системах
  • ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Основные проблемы управления развитием системы современного российского общего образования
    • 2. 2. Основные проблемы управления развитием системы современного российского высшего образования
    • 2. 3. Системная новация развития системы отечественного образования на современном этапе
  • ГЛАВА 3. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПЕРЕХОДА «ШКОЛА-СОЦИУМ» ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РАБОТНИКОВ
    • 3. 1. Основные тенденции инновационного развития современных российских вузов
    • 3. 2. Носители интересов («стейкхолдеры») в образовании и инновационные возможности перехода «школа-социум»
    • 3. 3. Инновационные методы управления переходом «школа-социум» на нормативно-методологической основе для совершенствования системы отечественного образования

Теоретические аспекты управления инновационным образованием в системе народного хозяйства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На протяжении последнего времени конкурентная и экономическая роль образования стремительно возрастает, и в начале XXI века она стала определяющей в отношении дальнейших перспектив развития человечества. Образование как целенаправленный процесс I обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства является как бы важнейшим генератором (производителем) главного ресурса человечества, поскольку именно оно формирует новый качественный состав населения различных стран, в том числе Российской Федерации. От того, насколько образование успешно и эффективно в данной стране напрямую зависит успешность и эффективность ее целостного развития и процветания. В этом нет ничего удивительного, поскольку образование как социальный институт и был востребован обществом именно в целях своего развития. Образование — часть всего общества как Целого, и это их нерасторжимое единство необходимым образом должно учитываться при решении проблем управления и развития, как самого общества, так и его отдельного фрагмента, каким является образование.

Органичная, сущностная связь целостного общественного, с одной стороны, и образовательного, с другой стороны, в современной Российской Федерации основательно разрушена. Применительно к решению проблем управления образованием возобладали чисто ведомственные, чисто отраслевые подходы и принципы, в отрыве от целей и задач развития общества, в отрыве от нынешних реалий и перспектив на будущее всей страны.

Образование в современной Российской Федерации чаще всего рассматривается само по себе, без должного учета его органической связи с обществом и теми задачами, которые оно в настоящее время решает или призвано решать. Практически полностью ушло общегосударственное начало в понимании сути деятельности образования, целостное единство социального и государственного радикально нарушено и даже разорвано. Разрыв между стремительно растущими объективными требованиями общественного прогресса и фактическим уровнем «продукта» системы образования становится все большим, но еще более тревожно потому, что правительство страны не предпринимает никаких шагов по устранению угроз отрыва социального начала от начала образовательного.

Отмеченное приводит к тому, что нарушен и продолжает нарушаться баланс между сервисностъю системы образования (удовлетворение потребностей и интересов отдельной личности, отдельных социальных слоев и т. д.) и требованиями государственных интересов и основных национальных программ развития, причем процесс разрушения этого баланса развивается все с большим нарастанием. В отдельных случаях образование не обеспечивает конкурентоспособность выпускников на внешнем рынке труда. Очевидно, что такое положение не может устроить то общество, которое хотело бы в образовании видеть настоящий и самый действенный инструмент социально-экономического целостного и интенсивного развития.

Многие проблемы дальнейшего развития образования требуют новых подходов, трактовок, внедрения различного рода инноваций и модернизаций. Это вызвано причинами различного характера и, прежде всего, тем, что повсеместно наблюдаются явления несоответствия объективно изменившихся социальных запросов общества и государства тем фактическим результатам образовательного процесса, которые воспроизводятся нынешней системой образования. В качестве подобных несоответствий можно отметить оторванность образования от реальных проблем развития социума, низкое качество знаний у выпускников учебных заведений всех уровней и типов, отсутствие должных навыков и умений творческого подхода к анализу и использованию факторов стремительно меняющейся реальности, технократичность содержания современного образования и др. Эти и другие причины требуют значительных и системных изменений в образовании и, как хорошо известно, определенное и достаточно масштабное реформирование образования уже осуществляется, в том числе и в современной России. Важнейшими целями подобного рода модернизаций являются на сегодняшний день задачи учёта приоритетного значения информации в современном обществе, разви4 тия наукоёмких и «интеллектуальных» технологий, учета глубоких изменений в социальной структуре общества, процессов глобализации и интеграции мирового сообщества на современном этапе и др.

Образование в современном мире предстаёт как сложная динамическая целостная система, включающая в себя иерархически выстроенные подсистемы различной степени сложности и организации. Образование многофункционально, его можно рассматривать как спектр самых различных функцийпознавательной, воспитательной, этической, идейно культурологической, социально-психологической. Образование имеет дело с интегральной системой духовных ценностей, направленных на развитие творческих потенций и возможностей человека. В повестке дня развития современного образования — создание новой единой системы непрерывного образования, сопровождающего человека на протяжении всей его жизни. На передний край всё уверенней выступает новое требование — инновационное образование, интегрированное с интенсивной научно-исследовательской деятельностью и тесной связью между научными исследованиями и обучением.

В практике образования Российской Федерации находят свое отражение происходящие в нашем обществе негативные и позитивные процессы. Известно, что наряду со значительным интересом к образованию и его ценностям, в молодежной среде, к сожалению, наличествуют и социально — неприемлемые явления: отклоняющееся саморазрушительное поведение учащихсяснижение жизненной устойчивости к культурному обустройству своей собственной жизнидезадаптация, депривация, деиндустриализация, препятствующие успешной социализации молодежи, и другие важные моменты современной социальной практики.

Несоответствие социального запроса общества и фактических результатов образовательного процесса в современной России требует качественно иных подходов к конструированию школьного образования, обеспечивающего народнохозяйственный комплекс страны выпускниками школ с качественным и прочным базовым образовательным потенциалом.

Для целей данного исследования следует особо подчеркнуть, что детальный и системный анализ подобного рода граничных переходов содержит в себе необходимую информацию и о необходимых инновационных изменениях всей системы образования. Более того, эта информация тесным образом увязана как с образовательным, так и социальным содержаниями переходных явлений и процессов в силу их двойственности и многофакторности. Это означает, что исследуя особенности переходных процессов, можно одновременно исследовать и проблематику тех инновационных изменений, которые необходимы современному образованию во взаимосвязи с решением важнейших социальных задач, что позволит целостным образом преодолеть те важнейшие недостатки нынешнего образования, о которых шла речь вышеоторванность системы образования от социума и тех реалий, которыми этот социум (в данном случае, социум российский) живет.

Именно поэтому предметом данного диссертационного исследования являются управленческие отношения, возникающие при инновационном переходе «школа-социум» для модернизации современного отечественного образования, повышения его качества и конкурентоспособности выпускников.

Определяющим сущность содержания понятия «образование» в данном случае может служить то, что оно представляет собой процесс подготовки подрастающего поколения к будущей активной жизни в то время как понятие «социум» является процессом самой этой реальной жизни и, следовательно, переход «образование — социум» есть на самом деле переход «подготовка к реальности — сама эта реальность». Иначе говоря, сутью перехода является степень соответствия наличного уровня качества образования требованиям той социальной реальности, к особенностям которой и была нацелена вся образовательная деятельность — как подготовительная и подготавливающая. Фактически инновационные возможности анализируемого перехода — это инновационные возможности повышения качества образования с общей направленностью всех этих инноваций на все большее и большее соответствие самому главному — требованиям и реалиям самой жизни общества.

В связи с этим отметим, что наиболее содержательно и емко следует рассматривать, прежде всего, переход «школа-вуз», поскольку именно этот переход требует наибольшего соответствия образования высоким качественным требованиям и нормативамименно поэтому в дальнейшем исследовании мы будем делать упор в том числе и на анализе особенностей содержания и процесса перехода вида «школа-вуз» без особой утраты общности рассмотрения поставленной в данном исследовании проблемы.

Вполне теперь очевидна актуальность и значимость темы данного исследования, а так же те принципиально потенциальные возможности для инновационных изменений, которые содержатся в переходах «образованиесоциум» — ведь эти инновации фактически диктуются самой социальной реальностью и поэтому обладают как высокой степенью практической значимости, так и несут в себе потенциал повышения качества образования.

Степень разработанности проблемы. Проблема инновационных возможностей, содержащаяся в переходе «школа-вуз», «школа-производство» и т. д., фактически выводит исследование на анализ общих проблем образования, поскольку затрагивает всю проблематику связей и отношений образования и социума, образования как процесса подготовки к социальной реальности и самой этой социальной реальности во всех ее основных проявлениях. Общим проблемам развития и мотивации отечественного и мирового образования посвящены многочисленные исследования, среди которых отметим наиболее важные работы Б. Г. Асмолова [6], Ю. К. Бабанского [10], В. А. Балабана, П. Бергер и Т. Лукман [17], Н. В. Бордовской и А. А Реан [21], С. М. Вишняковой [28], Н. А. Волгина [23], Б. Л. Вульфсона [30], Б. М. Генкина [32], Б.С. Гер-шунского, В. И. Добренкова [42, 43], Г. Е. Зборовского [51], С.Т. Кара-Мурза [57], В. В. Краевского [65], Н. Я. Лернера [71], В. Г. Мысника и И. В. Калашниковой [82], Н. Н. Моисеева [81], В. Я. Нагаева [83], Н. Д. Никандрова [87], A.M. Новикова [88], A.M. Осипова [91], А. И. Пискунова [98], В. М. Полонского [100], Н. Н. Симоненко и С. Л. Осипова [110], Й. Шумпетера [125] и др. Проблемы образовательных запросов общества к современному образованию широко представлены в работах Б.М. Бим-Бада [18], Б. С. Гершунского [33], Э. Д. Днепрова [41], В. И. Загвязинского [49], Я. И. Кузьминова [66] и др.

В этих и других работах рассматриваются важные для понимания природы и сути образования закономерности и тенденции его развития, актуальные проблемы социологии, экономика и управление образованием, различные модели его финансирования и материально-технического обеспечения, правовые и организационно-управленческие аспекты построения системы непрерывного образования в современном мире, другие важные проблемы. Значительное внимание уделяется исследованию проблем качества образования и одним из аспектов исследований качества образования рассматривается проблематика обеспечения эффективного перехода «школа-социум» как с организационно-управленческой, так и с содержательной стороны.

Однако следует отметить, что подобного рода исследований (работы В. В. Тубарова, В. Н. Добренькова, В. Я. Нагаева, Ю. С. Васильева, В.В. Глу-хова, М. П. Фёдорова, A.M. Новикова, Я. С. Кузьминова и др.) явно недостаточно, поскольку в них нет должного анализа инновационных возможностей граничных переходов образования с одной ступени на другую или же переходов из образования в реальную жизнь, в реальное общество (особенно при переходе «школа-вуз»). Более того, имеющаяся система иерархически выстроенного образования принимается большинством исследователей как единственно возможная, безальтернативная, раз и навсегда заданная и находящаяся вне какойлибо научной критики. Такое положение дел вряд ли можно признать удовлетворительнымв нашем исследовании предпринята попытка проблему перехода «школа-социум» исследовать с точки зрения отслеживания в нём определённых инновационных возможностей, благотворно воздействующих на развитие отечественного образования, его качественных характеристик и соответствия образования социальным заказам и реалиям.

При нацеленности на решение исследовательских задач следует, прежде всего, учесть дескриптивные и нормативные особенности процессов управления вообще, а в данном конкретном случае нашей работы — дескриптивные и нормативные особенности управления переходом «школа — вуз». Остановимся на этом вопросе более подробно.

Хорошо известно, что в современной теории управления [112] различение дескриптивного и нормативного подходов к управлению принципиально важно с методологической и теоретической сторон и поэтому остановимся на этом вопросе более подробно.

Дескриптивный методологический подход [112] состоит, как известно, в том, что некий процесс (в нашем исследовании — это переход «школа — социум») воспринимается управляющей стороной как некая данность, как некий результат действия различных факторов, прежде всего факторов внешней среды и поэтому выходные данные из этого процесса достаточно случайны, произвольны, непредсказуемы, словом они такие, какие есть сами по себе без активных попыток получения на выходе именно тех результатов, которые были бы нужны, которые были бы активно желаемы. Дескриптивный подход в управлении процессами состоит в том, что только уже после получения выходных данных, с определенным запаздыванием и сдвигом по фазе управление и начинается, начинается после получения всего того, что процесс производит сам по себе, с теми его результатами, о которых шла речь выше — с результатами произвольными и во многом случайными.

Нормативный методологический подход к управлению [112] состоит в том, что управляющая сторона управлять неким процессом начинает с самого начала — с постановки и определения именно тех результатов, которые ей и нужны, с конструирования и обеспечения таких режимов осуществления процесса, которые в обязательном порядке будут производиться в заданной с помощью специальной системы показателей и индикаторов устремленностью именно к необходимым и желаемым результатам.

Цели и задачи исследования. Данное диссертационное исследование впервые выделяет в качестве отдельной и самостоятельной проблемы экономико-управленческие аспекты осуществления инновационного перехода «школа-социум» в контексте широкого распространения необходимости всемерного повышения значимости непрерывного образования в современном информационном мире, исследует инновационные возможности данного перехода для модернизации отечественного образования и повышения конкурентоспособности выпускаемых специалистов. Достижение цели обусловлено необходимостью решения следующих задач:

1) рассмотрением понятия «инновация» и «инновация в образовании»;

2) анализом традиционных современных методов обучения;

3) представлением инновационных современных методов обучения и контроля качества знаний для обеспечения конкурентоспособности;

4) раскрытием содержания мотивации инновационной деятельности университетов и предложенными основами системы оценки эффективности инноваций в образование;

5) выявлением основных проблем управления развитием системы современного российского общего образования и .

6). основных проблем управления развитием системы современного российского высшего образования;

7) обоснованием системной новации развития системы отечественного образования на современном этапе;

8) выявлением тенденции инновационного развития современных российских вузов;

9) исследованием носителей интересов («стейкхолдеров») в образовании и инновационных возможностей перехода «школа-социум»;

10) представлением инновационных возможностей управления переходом «школа-социум» на нормативно-методологической основе для совершенствования системы отечественного образования в целях повышения конкурентоспособности специалистов.

Гипотеза исследования состоит в том, что при внедрении инноваций в образование возможно наличие системной новации, обеспечивающей эффективное управление образовательными системами, без которой происходит фактическое блокирование, реальное нарушение принципа непрерывности образования с вытекающими негативными последствиями и результатами.

Объект исследования: образовательные учреждения страны с учетом внешней экономической среды.

Предмет исследования: процессы взаимодействия образовательных учреждений с внешней экономической средой.

Методологической и теоретической основой данного диссертационного исследования являются основополагающие работы отечественных и зарубежных учёных в исследовании системы образования,-отмеченные выше, а так же достижения современной науки в области теории инноваций в образовании, управления и экономической теории, педагогики, политологии, социологии и педагогической антропологии, дидактики, информатики и гносеологии.

Для решения задач диссертационного исследования были использованы различные методы научного исследования, такие, как методы системного и сравнительного анализа, методы анализа, синтеза, аналогий, обобщений, моделирования, методы экспертных оценок и экстраполяции.

На защиту выносится комплекс инновационных возмоэюностей совершенствования отечественного образования за счет управленческих изменений образовательной деятельности на переходе «школа-социум» на принципах обоснованной замены дескриптивного подхода управления образованием принципиально иным, нормативным управленческим подходом.

Основные полученные результаты исследования:

— уточнение важнейших элементов понятийного аппарата, используемого в рамках теории управления системами образования;

— предложение системы инновационных методов, обеспечивающих повышение качества образования и конкурентоспособности выпускников вузов;

— определение концептуальной сущности дескриптивного методологического подхода, ныне господствующего в управлении образованием на переходе «школа-социум»;

— раскрытие содержания мотивации инновационной деятельности университетов и выработка основ системы оценки эффективности инноваций в образование, улучшающих управление системой образования;

— выявление основных проблем управления развитием современного российского общего и высшего образования с предложением путей решения;

— обоснование системной новации развития отечественного образования на современном этапе;

— выявление тенденции инновационного развития российских вузов;

— исследование наличия и состава «стейкхолдеров» (носителей интересов) в образовании и инновационных возможностей перехода «школа-социум»;

Научная новизна исследования состоит в следующем:

• предложена система инновационных методов для повышения конкурентоспособности выпускников вузов;

• определена концептуальная сущность ныне господствующего в управлении системой образования на переходе «школа-социум» дескриптивного методологического подхода;

• показана методологическая, содержательная и конкретная практическая несостоятельность дескриптивного методологического подхода к управлению переходом «школа-социум» и обоснована необходимость перехода к принципиально другому — нормативному управленческому подходу данным звеном единой непрерывной системы образования;

• раскрыты инновационные возможности совершенствования системы отечественного образования за счет организационно-управленческих изменений образовательной деятельности на переходе «школа-социум» на основе новой нормативной концептуальной модели управления переходом «школа-социум" — показан высокий инновационный потенциал управления переходом «школа-социум» на нормативной методологической основе, который фактически состоит в переходе всей системы образования на принципиально иной путь развития и функционирования — на переход к утверждению нано-технологий в образовании;

• обоснован один из важных инновационных элементов модернизации российского образования — переход «школа-социум», воздействуя на который можно целенаправленно изменять (а значит и особым образом управлять) ценностно-целевые, организационно-управленческие, содержательноструктурные, экономико-социальные, демографические, культурные и иные аспекты деятельности образования, а через него — и самого социума;

• предложена общественная теоретическая модель перехода «школа-социум» на новой, нормативной концептуальной основе, вскрыты и обоснованы инновационные возможности этого перехода для совершенствования и модернизации системы отечественного образования в целях повышения конкурентоспособности выпускаемых специалистов.

В работе выявлена и исследована важнейшая зависимость управления системой образования от методологического подхода к управлению граничным переходом «школа—социум». При утверждении предложенного методологического подхода — нормативного, происходит качественный и масштабный генезис всей системы образования из ее нынешнего обычного функционирования в принципиально инновационный процесс функционирования системы образования как нанообразования.

Информационная база исследования:

— различные научные источники в форме сведений из монографий, учебников, журнальных научных статей, научных докладов и отчетов, материалов диссертаций, научных конференций, семинаров, симпозиумов;

— различные источники информации о конкретной образовательной деятельности учебных учреждений, органов народного образования в стране, крае, отдельных городах и поселках, за рубежом:

— официальные документы в форме законодательных и других нормативных актов, отчетов и сборников статистических данных органов государственной, региональной, ведомственной статистики, материалы различных организаций, фондов, научно-исследовательских институтов, имеющих отношение к теме данного исследования;

— результаты собственных обобщений, выводов, расчетов и вычислений.

Практическая значимость работы определяется тем, что ее результаты могут быть использованы органами государственной и региональной власти, учебными заведениями и структурами управления системой образования для разработки и реализации научно-обоснованных управленческих и социально-экономических решений с целью модернизации и совершенствования деятельности образованияучеными при исследовании теоретических, методологических, организационно-управленческих, экономических, социальных и иных аспектов деятельности системы отечественного образования;

— различными проектными и исследовательскими организациями при разработке комплексных долговременных и среднесрочных планов и предложений социально-экономического развития страны и ее отдельных регионов в части планирования и осуществления образовательной деятельности;

— преподавателями высшей школы при обучении студентов учебным курсам «Организация и управление образованием», «Система образования Российской Федерации», «Экономика и педагогика», «Теория управления» и др.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования прошли практическую проверку и нашли применение в различных областях научной, организационной и учебной деятельности. Основные идеи исследования отражены в научных статьях, опубликованных в научных журналах страны, в т. ч. в журнале, вошедшем в перечень изданий ВАК.

Результаты диссертации апробированы в деятельности управления образования г. Находки, пос. Врангель, Партизанского района, в деятельности Тихоокеанского Государственного Экономического Университета (г. Владивосток), отражены в докладах, сообщениях, и выступлениях по проблемам развития образования и социально-экономического развития Дальнего Востока Российской Федерации на семи научных конференциях в семинарах, в т. ч. на региональной (2001), двух Всероссийских (2004, 2006) и четырёх Международных (2002, 2003, 2005, 2008). Материалы исследования вошли в содержание учебных курсов «Введение в специальность «Государственное и муниципальное управление», «Региональная экономика и управление», а также нескольких спецкурсов, читаемых автором по проблемам развития и модернизации отечественного образования в современной Российской Федерации.

Заключение

.

В работе показано, что многие проблемы дальнейшего развития образования требуют новых подходов, трактовок, внедрения различного рода инноваций и модернизаций. Это вызвано причинами различного характера, но, прежде всего тем, что повсеместно наблюдаются явления несоответствия объективно изменившихся социальных запросов общества и государства тем фактическим результатам образовательного процесса, которые воспроизводятся нынешней системой образования. Такое положение дел не может устроить российское общество, которое хотело бы в образовании видеть настоящий и самый действенный инструмент социально-экономического своего целостного и интенсивного развития.

Поэтому исследование имело рабочую гипотезу, что при внедрении инноваций в образование возможно наличие системной инновации, обеспечивающей эффективное осуществление перехода «школа-социум», без которой речь слёдует вести о фактическом блокировании, о реальном нарушении принципа непрерывности образования с вытекающими отсюда негативными последствиями и результатами. Данная гипотеза нашла подтверждение в ходе последовательного решения задач и достижения поставленной цели. Предложенная в системе инновационных мер главная, системообразующая инновация призвана восстановить в современной Российской Федерации нарушенную органичную, сущностную связь целостного общественного, с одной стороны, и образовательного, с другой стороны. Применительно к решению проблем управления образованием ведомственные, чисто отраслевые подходы и принципы способны соединиться с целями и задачами развития общества, в единстве с реалиями и перспективами на будущее всей страны.

Для определения социально-обоснованных требований и тенденций развития страны специально исследовано Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина (2007 г.) Федеральному собранию. Показано, что в нем отражена та главная социально-экономическая программа развития страны, в которой должны участвовать все, в том числе и образование.

В исследовании показано, что социально-экономическое развитие страны возможно только на основе тесного единства, на основе органической увязки в целостные комплексы, с одной стороны, социального (планов, проектов, программ и т. д.) и, с другой стороны, образовательного — подготовки именно нужного кадрового потенциала. Единства, которое обеспечивает народное хозяйство страны необходимым кадровым обеспечением как в номенклатуре (профессий и специальностей) так и в объемах, причем под совершенно конкретные программы и проекты развития страны.

Как показано и обосновано в нашей работе, требование органического единства социального и образовательного начал в развитии страны — это не рекомендация на уровне некоего благого пожелания, а атрибутивно необходимое, жестко необходимое требование как к процессам управления страной, так и к управлению системой образования. Обосновано, что такое требование может быть реализовано только при особом методологическом подходе к управлению — при нормативном подходеего еще нужно внедрить в практику управления переходом «школа-социум», где пока господствует принципиально неправильный методологический подход — дескриптивный.

Показано, что проблема восстановления взаимосвязи двух важнейших начал — социального и образовательного — возможна только при восстановлении разделения управленческих функций между государством и образованием — разделения функций государства как заказчика всех социально-обусловленных программ и проектов развития страны и системы образования как исполнителя, как подрядчика всех тех социально-необходимых заказов, которые определяются именно самим государством. Разбалансированность и несогласованность отмеченных двух начал — социального и образовательногонаиболее наглядным образом проявляется на основных «выходах» из системы образования — на переходах типа «школа-вуз», «школа-производство», «школа-армия» и др. — в общем случае на переходе «школа-социум.

В первой главе, теоретической, представлено развитие конкурентоспособности персонала при использовании инновационных методов. Для этого на основании ученых-экономистов, педагогов и ученых др. направлений исследованы понятия «инновация» и «инновация в образовании" — рассмотрены традиционные современные методы обучения, обеспечивающие выпуск конкурентоспособных специалистов, а также нетрадиционные методы обучения, усиливающие их конкурентоспособность. Здесь более глубоко представлены инновационные методы и приемы в обучении студентов и новые методы контроля в обучении, рассмотрен мотивационный аспект инновационной деятельности и предложены основы системы оценки эффективности инноваций, что можно считать как система инновационных мер, направленных на повышение конкурентоспособности специалистов — выпускников вузов.

Во второй главе дан методологический анализ основных проблем управления развитием современного отечественного образования, при этом определены как основные проблемы управления развитием современного российского общего образования, так и высшего образования. В системе инновационных мер представлена системная инновация развития отечественного образования на современном этапе, что, по нашему мнению, является главной новизной проведенного исследования.

В третьей главе на основании изучения теории и методологического анализа обоснованы и предложены инновационные возможности перехода «школа-социум» для дальнейшего повышения конкурентоспособности работников. Это стало возможным в связи с тем, что основные тенденции инновационного развития современных российских вузов представлены в критическом плане, с достаточными, по нашему мнению, обоснованиямивыявлены носители интересов («стейкхолдеры») в образовании и инновационные возможности перехода «школа-социум" — разработаны предложения и исследованы инновационные возможности управления переходом «школа-социум» на нормативно-методологической основе для совершенствования отечественного образования и повышения конкурентоспособности выпускников.

В работе осуществлен детальный и системный анализ подобного рода граничных переходов и показано, что он содержит в себе необходимую информацию о тех инновационных изменениях всей системы российского образования, которые должны быть осуществлены в соответствии с социально — обусловленными задачами развития России на современном этапе. Обосновано, что исследуя особенности переходных процессов, мы получаем возможность исследовать проблематику тех инновационных изменений, которые необходимы современному образованию во взаимосвязи с решением важнейших социальных задач — ведь сам переход «школа-социум — это переход «образование — реальная жизнь», где действительно лучше всего представлены, «перемешаны» социальное и образовательное начала.

В данном исследовании неоднократно подчеркнуто, что проблема инновационных возможностей, содержащаяся в переходе «школа-вуз», «школа-производство» и т. д., фактически выводит исследование на анализ общих проблем образования, поскольку затрагивает всю проблематику связей и отношений образования и социума, образования как процесса подготовки к социальной реальности и самой этой социальной реальности во всех ее основных проявлениях. Нами показано, что имеющаяся система иерархически выстроенного образования принимается большинством исследователей как единственно возможная, безальтернативная, раз и навсегда заданная.

Нами впервые вводятся в научный обиход применительно к исследованию проблем управления образованием дескриптивные и нормативные особенности процессов управления вообще, а в данном конкретном случае нашей работы — дескриптивные и нормативные особенности управления переходом «школа-вуз» и обосновывается дескриптивный характер управления современным российским образованием. В нашем исследовании показано, что нынешняя практика управления образованием на переходе «школа-социум» осуществляется согласно господствующей ныне дескриптивной методологической основе, в то время как социальные реалии развития российского общества настоятельно требуют принципиально иных — нормативных методологических подходов как к управлению переходом «школа-социум», так и в целом управлением российским образованием.

Показано, что время работы системы образования с некими абстрактными массами, безличными «контингентами обучаемых» и т. д. безвозвратно прошло. Наступило принципиально иное время — время нанообразо-вания — время работы системы образования персонально с каждым в отдельности, с полным учетом особенностей и мотиваций данного конкретного человека, с полным планированием персональной траектории его развития, образования, профессионального роста и использования возможностей этого конкретного человека в народнохозяйственном комплексе страны.

Впервые выделяется в качестве отдельной и самостоятельной проблемы организационноуправленческие аспекты осуществления перехода «школа-социум» в контексте необходимости всемерного повышения значимости непрерывного образования в современном информационном мире, исследует инновационные возможности данного перехода для модернизации отечественного образования.

В работе обоснован и систематизирован некий комплекс основных инновационных возможностей совершенствования отечественного образования за счет организационно — управленческих изменений образовательной деятельности на переходе «школа-социум» на принципах обоснованной замены господствующего ныне дескриптивного подхода управления образованием принципиально иным, нормативным управленческим подходом, что, в свою очередь, позволяет вскрыть и исследовать такие важные инновационные возможности образования, как его соответствие современной парадигме нанотех-нологического развития всей человеческой практики, ее системность, целостность, принципиально — востребованный индивидуальный характер обучения и т. д. Впервые определена концептуальная сущность ныне господствующего в управлении образованием на переходе «школа-социум» дескриптивного методологического подхода.

Показана методологическая, содержательная и конкретно-практическая несостоятельность дескриптивного методологического подхода к управлению переходом «школасоциум» и обоснована необходимость перехода к принципиально другому — нормативному управленческому подходу данным звеном единой непрерывной системы образования. Впервые показан огромный инновационный потенциал управления переходом «школа — социум» на нормативной методологической основе, который фактически состоит в переходе всей системы образования на принципиально иной путь развития и функционирования — на переход к утверждению нанотехнологий в образовании.

Впервые найден один из важных инновационных элементов модернизации российского образования — переход «школасоциум», воздействуя на который можно целенаправленно изменять (а значит и особым образом управлять) ценностно-целевые, организационно-управленческие, содержательно-структурные, экономико-социальные, демографические, культурные и иные аспекты деятельности образования, а через него — и самого социума.

В данной работе выявлена и исследована важнейшая зависимость управления системой образования от методологического подхода к управлению граничным переходом «школа-социум». Показано, что при господстве одного из них — дескриптивного методологического подхода управления переходом «школа-социум» — образование становится ориентированным на количественные и безличностные показатели в образовании, на расточительство в условиях относительного достатка человеческих ресурсов, на образовательную работу с абстрактными массами и контингентами обучаемых. Именно такое состояние характерно для современного российского образования. При утверждении противоположного методологического подхода управления переходом «школа-социум» — нормативного — происходит качественный и масштабный переход всей системы образования из ее нынешнего обычного функционирования в принципиально инновационный процесс функционирования образования как нанообразования.

В исследовании показано, что практика управления образованием на переходе «школа-социум» осуществляется согласно господствующей ныне дескриптивной методологической основе, в то время как социальные реалии развития российского общества настоятельно требуют принципиально иных, нормативных методологических подходов как к управлению переходом «школа-социум», так и в целом управлением российским образованием. Именно эти проблемы анализируются и исследуются в данной работе.

В целом, в работе обосновывается, что предлагаемый инновационный переход к управлению граничным переходом «школа-социум» с дескриптивной на нормативную методологическую основу на самом деле есть не что иное, как переход всей системы образования на принципиально иной путь развития и функционирования — на переход к утверждению нанотехноло-гий в образовании, на переход к работе всей системы образования с точностью до нанотолщины в образовании — «толщины» каждой отдельной человеческой судьбы. Иными словами, показана и обоснована действительно важная роль перехода «школа-социум» для системы образования в целом: в зависимости от условно подаваемого на переход управленческого методологического подхода (дескриптивного или нормативного) вся система образования может «переключатся» на различные режимы своего функционирования и развития, включая режим инновациционного нанообразования (при господстве на граничном переходе «школа-социум» нормативного методологического подхода к его управлению).

В работе особое место и значение отведено анализу практической значимости исследования и показано, что ее результаты могут быть использованы органами государственной и региональной власти, учебными заведениями и структурами управления системой образования для разработки и реализации обоснованных управленческих и социально-экономических решений с целью модернизации и совершенствования деятельности образованияучеными при исследовании теоретических, методологических, психолого-педагогических, организационно-управленческих, экономических, социальных и иных аспектов деятельности системы отечественного образованияразличными проектными и исследовательскими организациями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.Ф. Допрофессиональная социализация школы: аспект педагогического руководства / А. Ф. Амиров. Челябинск, ЧГПИ, 1999.
  2. Американские буржуазные теории управления: Критический анализ. -М., 1978.
  3. Аналитическая справка о работе службы адаптации и трудоустройства студентов за период 2000—2003 гг. Благовещенск: АмГУ, 2003.
  4. , Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. М.: Наука. 1997.
  5. , Г. А. Социальное проектирование / Г. А. Антонюк. -Минск: Наука и техника, 1998.
  6. , А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование мира / А. Г. Асмолов. М., 1996.
  7. , С. Индикаторный анализ развития системы высшего образования // Высшее образование в России. 1999. № 5.
  8. , B.B. Опыт инновационно-моделирующей деятельности по проектированию образовательных процессов // Педагогика. 1998. — № 1.
  9. , В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление /ВТ. Афанасьев.-М., 1986.
  10. , Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. М., 1985.
  11. , Н.И. Проблемы управления образованием / Н. И. Бабкин, Г. Е. Иванов, Н. С. Толстов. — Чебоксары: Северол, 1993.
  12. , Т. Молодёжь на рынках труда и образовательных услуг // Человек и труд. 2004. № 6.
  13. , К.В. Инвестиции в инновации / К. В. Балдин, Передеряев, P.C. Голов. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. — 238 с.
  14. , A.B. Инновации / A.B. Барышева, К. В. Балдин, P.C. Голов, И. И. Передеряев. Под общ. ред. д.э.н., проф. A.B. Барышевой. 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. — 382 с. 124.
  15. , Г. Человеческий капитал (главы из книги) // США экономика, политика, идеология, 1993, № 11−12.
  16. Бестужев-Лада, И. В. Нужна ли школе реформа? XXI век: ожидаемые и желаемые изменения системы народного образования России / И.В. Бестужев-Лада. -М., Педагогическое общество России, 2000.
  17. , П. Социальное конструирование мира. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М, 1995.
  18. Бим-Бад, Б. М. Образование в контексте социолизации// Педагогика. 1996. № 1.
  19. , A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / A.A. Бодалев. — М., 1998.
  20. , В.А. Теория и практика реформирования педагогического образования в России в условиях социальных перемен: Автореф. дис. докт. пед. наук. СПб., 2001.
  21. , Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордов-ская, A.A. Реан. СПб., 2000.22: Быков, С. А. Условия гармонизации процессов социализации и индивидуализации в воспитании подростка: Автореф дис. к. п. н. Тюмень, 1999.
  22. , H.A. Кейз-стади в подготовке экономистов и менеджеров / H.A. Волгин, Ю. Г. Одегов, О. Н. Волгина. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и 1С», 2006. — 440 с.
  23. , А.П. Философское основание современной парадигмы образования// Педагогика. 1997. № 3.
  24. , Ю.С. Экономика и организация управления вузом: Учебник / Ю. С. Васильев, В. В. Глухов, М. П. Федоров. СПб., 2004.
  25. Великая хартия европейских университетов. М., 1988 22
  26. , А.Б. Экономика образования / Вифлеемский А. Б. Учебное пособие в 2-х кн.-М.: Народное образование, 2003.
  27. , С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. М.: НМЦ СПО, 1999.
  28. , И.А. Проблема целей обучения в современной педагогике. Учебно-методическое пособие / И. А. Володарская, A.M. Митина. -М., 1989.
  29. , Б.Л. Сравнительная педагогика в системе современного научного знания//Сравнительная педагогика. Вып. З.М.: Педагогика, 1998.
  30. , М.А. Социальная педагогика: Курс лекций / М.А. Га-лагузова. -М.: Владос, 2001.
  31. , Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов 5-е изд., доп. М.: Норма-Инфра.М, 2003. 384 с.
  32. , Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский.-М., 1998.
  33. , В.П. Критерии и показатели инновационного потенциала корпорации / Инновации, №. 4 (91), май, 2006 г.
  34. , В. Довгялло, А. Пути развития информационного образования //Информатика и образование. 1989, № 6, с. 3−12.
  35. , И.М. Индивидуальная ситуация на рынке труда и стратегия занятости // Общественные науки и современность. 1999. № 3.
  36. Дальний Восток и Забайкалье — 2010. Программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года / Под ред. П. А. Минакира. Рос. акад. наук. Дальневост. Отд-ние. ин-т экон. исследований. М.: ЗАО «Экономика», 2002.
  37. Дандон, Элейн. Инновации: как определять тенденции и извлекать выгоду / Элейн Дандон — пер. с англ. С. Б. Ильина — под общ. ред. М. Б. Шифрина. Москва: Вершина, 2006. — 304 с.
  38. , Э. Исследование различий в темпах экономического роста. М.: Наука, 1974.
  39. , Г. В., Духовный A.B. Моделирование экономических процессов: Учеб.-метод. пособие / Г. В. Духовная, A.B. Духовный. Благовещенск, 2001.
  40. , Э., Суть образовательной политики и ее ключевая современная задача//Образование шаг в будущее / Э. Днепров, Г. Разбивная. — Петрозаводск, 2001.
  41. , В.И. Социология: Учебное пособие для ВУЗов.- М., 2006.
  42. , В.И. Общество и образование / В. И. Добренков, В. Я. Негаев.-М., 2003.
  43. , О.В. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе / О. В. Долженко, B. J1. Шатуновский. М.: Высш. шк., 1990.- 191 с.
  44. , А. Компьютеризация школы и математическое образование // Информатика и образование, 1989. № 5/6, с. 3−12.
  45. , Е.И. Теория и практика становления экологической культуры будущего специалиста в условиях высшей технической школы. Монография / Е. И. Ефимова. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2000. -190 с.
  46. , H.A. Теория и практика индивидуализации процесса обучения в многоступенчатой системе «детский сад — школа — вуз»: Автореф. дис. докт. пед. наук. Барнаул: БПТУ, 2001.
  47. , П.Н. Инновационный менеджмент: Справочное пособие / под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. Изд. 2-е, перераб. И доп. М.: ЦИСН, 1998.
  48. , В.И. О стратегических ориентирах развития образования на современном этапе // Образование и наука. 1999. № 1.
  49. , А.Н. Образование: философия, культурология, политика / А. Н. Запесоцкий. М.: Наука, 2002.
  50. , Г. Е. Социология образования. В 3-х частях / Г. Е. Зборовский. Екатеринбург, 1993.
  51. Зуб, А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика / А. Т. Зуб. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект — Пресс, 2004.
  52. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / К. В. Балдин и др. Под ред. д.э.н. проф. A.B. Барышевой. 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. — 384 с.
  53. , В.В. На рубеже эпох. Экономические тенденции и их неэкономические следствия /В.В. Иноземцев. — М.: Экономика, 2003.
  54. , А.Н. Человеческий капитал в современной экономике. США- Канада: экономика, политика, культура. 2002. № 2.
  55. , В.И. Стратегическое планирование регионального экономического развития. Владивосток: Дальнаука, 1998.
  56. Кара-Мурза, С. Т. Потерянный разум / С.Т. Кара-Мурза. М.: ЭКСМО, 2005.
  57. , И.Б., Мысник В. Г. Потребность в специалистах с высшим профессиональным образованием на рынке труда // Актуальные вопросы экономической политики в современных условиях. Периодический сборник науч. трудов. Хабаровск, ДВИМБП, 2003.
  58. , И.С. Управление инвестиционной политикой в России / Вестник ГОУ ВПО КнАГТУ, Выпуск 12, Комсомольск-на-Амуре, 2008.
  59. , И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход) И. П. Калошина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 168 с.
  60. , Г. Д. Инновационные коммуникации / Г. Д. Ковалев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 288 с.
  61. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 3.
  62. Концепция модернизации российского образования до 2010 года // Тематическое приложение № 1 к журналу «Вестник образования». — М.: Просвещение, 2003.
  63. Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации // Учительская газета, 6 августа 2006 г.
  64. , В.В. Содержание образования: вперед к прошлому / В. В. Краевский. -М.: Педагогическое общество России, 2001.
  65. , Я.С. Реформа образования: причины и цели. Отечественные записки / Я. С. Кузьминов. 2002, № 1.
  66. , А.Ж. Взаимодействие общества, личности и государства в сфере образования: Автореф. дис. докт. философ, наук. М.: МГУ, 1996.
  67. , Е. Региональные особенности регулирования рынка труда с позиции маркетинга // Управление персоналом.2000. № 12.
  68. , Л.В. Инновационные технологии, используемые ЦПК и ДП (Центр повышения квалификации и довузовской подготовки) в курсовом обучении": Москва, Журнал «Вопросы филологических наук», ноябрь 2007 г.
  69. , Л.В. Инновационные возможности управления переходом «школа-социум» на нормативно-методологической основе для совершенствования отечественного образования. Монография: Москва, 2008.
  70. , Н.Я. Содержание образования. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1998 1999.
  71. , Н.А. Рынок труда и образовательные услуги в регионе. //Регионология.2002. № 2.
  72. , Т.Ю. Диверсификация базового профессионального образования.: Автореф. дис. докт. пед. наук. Казань, 2001.
  73. , Д.С. Теоретическое ядро социально — экономического развития страны// Экономист. 1998. № 1.
  74. , К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм. М.: Юрист, 1994.
  75. Материалы Шестого Всероссийского съезда ректоров. М., 2000.
  76. Материалы Седьмого Всероссийского съезда ректоров. — М., 2006.
  77. , З.Ф. Инновационный менеджмент: интеллектуальная собственность в образовании / З. Ф. Мазур, Н. З. Мазур, A.M. Цапенко. — Ин-форм.изд. центр Роспатента, 2005. 91 с.
  78. , В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. — 295 с.
  79. Методы принятия решений в процессах управления хозяйственными промышленными образованиями: Монография / В. В. Литовченко, И. Д. Овчинников, П. С. Протченко, H.H. Симоненко- под ред. H.H. Симоненко. — Хабаровск: Изд-во ГОУВПО «КнАГТУ», 2005. 155 с.
  80. , H.H. Быть или не быть . человечеству? / H.H. Моисеев -М., 1999.
  81. , В.Г., Калашникова, И.В., Игнатов, Я.Л., Каширина, И. Б. Рынок профессиональных образовательных услуг Дальнего Востока. Монография. Хабаровск: ДВГУПС, 2003.
  82. , В.Я. Социология образования / В .Я. Нагаев. М., 1992.
  83. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года.-М., 2005.
  84. Нетрадиционные формы и методы обучения и контроля качества знаний. Межвузовский сборник научных трудов / под общей ред. Н.П. Ма-каркина. — Издательство Мордовского ун-та, 1994. 219 с.
  85. , Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н. Д. Никандров. — М., 2000.
  86. , A.M. Российское образование в новой эпохе / парадоксы наследия, вектор развития / A.M. Новиков. М.: ЭГВЕС, 2000
  87. Основы теории управления: Учебное пособие. Под ред. В.Н. Пара-хиной, Я. И. Ушвицкого. — М.: Финансы и статистика, 2003.
  88. Основные итоги работы системы образования в 2002 году по реализации концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Аналитический доклад. М., 2003.
  89. , A.M. Общество и образование A.M. Осипов. — Новгород, 1998.
  90. Официальные документы в образовании. 2000. № 21.
  91. , А. Развитие экономики зависит от человеческого фактора. Экономист. 2002. № 2.
  92. , А. Потребность экономики в специалистах и квалифицированных рабочих: методические основы прогнозирования // Человек и труд. 2004. № 6.
  93. , Т.А. Социально-педагогический анализ развития школьного образования / Т. А. Панкова. Монография. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004.
  94. , Т.А. Социально-педагогический подход в конструировании школьного образования / Т. А. Панкова. Монография. -М.: Логос, 2004.
  95. , Т.А. Реформирование системы образования в России 90-х годов: социологическое исследование / Т. А. Панкова. Монография.- М., 2003.
  96. , А.И. История педагогики и образования / А. И. Пискунов -М.: Сфера, 2001.
  97. , A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-304 с.
  98. , В.М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. М.: Педагогика, 2004.
  99. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Российская газета. 26 апреля 2007.
  100. , М.М. Управление качеством образования / М. М. Поташник — М.: Новая школа, 2000.
  101. Потенциал российских вузов в реформе высшего образования. — М., 2005.
  102. , А.И. Нововведения: Стимулы и препятствия. (Социальные проблемы инноваций). — М.: Политиздат,-1989.
  103. , A.A. Социально — педагогическая психология. Учебное пособие для вузов / A.A. Реан. СПб.: Питер. 2000.
  104. , C.B. Исследование систем управления / C.B. Рогожин, Т. В. Рогожина. -М.: Издательство «Экзамен», 2005. 288 с.
  105. М.Н., Потапов В. П. «После школы» // Социально профессиональная ориентация молодежи. -М., 1995.
  106. , Б. Общество и образование // Пер. с англ. под общ. ред. В. Я. Пилиповского / Б. Саймон. М.: Прогресс, 1999.
  107. , В.Н. Формирование механизма предпринимательских финансовых структур: мотивационный аспект: монография / В. Н. Симоненко, H.H. Симоненко. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2005. — 134 с.
  108. , H.H. Заработная плата и пути снижения издержек производства. Моногр. / H.H. Симоненко, Осипов C.JI.- Владивосток. Изд-во Дальневосточного ун-та, 2001. 108 с.
  109. Ш. Сергеева, В. П. Управление образовательными системами / Программно методическое пособие / В. П. Сергеева. — М., 2000.
  110. Современные тенденции в управлении. М.: Финансы и статистика, 2005.
  111. ПЗ.Суббето, А. И. Канун третьего тысячелетия как Финал Классической стихийной истории // Народы содружества независймых государств на- I кануне третьего тысячелетия: реалии и перспективы. Тезисы Международного научного конгресса. СПб, 1996.
  112. Теория управления: учебник / под ред. Ю. В. Васильева, В.Н. Парахи-ной, Л. И. Ушвицкого. — 2-е изд., доп. М.: Финансы и статистика, 2007. — 608 с.
  113. , O.A., Фисенко, А.И. Задачи формирования и проблемы развития кадрового потенциала вуза в условиях организационных инноваций / Вестник Морского государственного университета, Владивосток, Вып. 19, 2007.
  114. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. — М., 1990.
  115. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты // А. Н. Тихонов, А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина и др. М.: Вита-Пресс, 1998.
  116. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 — 2015гг.).
  117. Федеральный закон «Об образовании». М, 1992.
  118. Федеральная программа развития образования. М., 2000.
  119. , А.М. История образования в портретах и документах / A.M. Цирульников. М.: ВЛАДОС. 2000.
  120. , Т.И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамов, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. М.: «Академия», 2006.
  121. , Т.В. Современные проблемы семьи / Т. В. Шеляг. М.: Педагогика, 1992.
  122. , И. Теория экономического развития / И. Шумпетер. -М.: Прогресс, 1982.
  123. Д.А. Студент и рынок. Трудоустройство выпускников вузов // Элитное образование, 2001. № 11.
  124. , П.Г. Избранные труды / П. Г. Щедровицкий. -М., 1995.
  125. Экономика труда: (социально- трудовые отношения) / / Под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. М.: Изд-во «ЭКЗАМЕН», 2003.
  126. , И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская. М, 2000.
  127. , В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты / В. А. Якунин. Л., 1988.
  128. Bejarano, J. A Cooperative Small-Group Methodology in the Language Classroom // TESOL Quarterly, 1987/ Vol. 21, N. 3. P. 483−504.
  129. Drucker, P.F. Technology Management and Society. -L. 1970.
  130. Hippel, V.L. U. S. high technology trade and competitiveness. Staffreport. U. S. Departament of Commerce. 1985.
  131. Kingston, W. The Political Economy of innovation. The Hagne. 1984.
  132. Mendell, S., Ennis, D. Looking at innovation strategies // Research Management. 1985/ Vol. 28. N 3.
  133. Nickols, A. Managing Educational Innovations, London, 1983,174 p.
  134. Riggs, H.E. Managing high technology companies Belmont. 1983.
  135. Rivers, W.M. Speaking in Many Tongues: Essays in Foreign Language Teaching. 3rd impr. Cambridge, 1983. XI, 258 p.
Заполнить форму текущей работой