Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Повышение экономической эффективности регионального АПК на основе развития маркетинга: На материалах Ставропольского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическими и методологическими основами диссертационного исследования послужили труды ведущих зарубежных и отечественных экономистов, специалистов в области маркетинга и менеджмента, многолетние достижения экономической науки, а также опыт адаптации к условиям Ставропольского края и России различных научных школ, методик, моделей и параметров, используемых в мировой экономической науке… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы современных экономических реформ в разрезе маркетинговой деятельности
    • 1. 1. Социально-экономические предпосылки формирования и развития агромаркетинга в условиях переходной экономики
    • 1. 2. Сущность и особенности агромаркетинга
    • 1. 3. Принципы и закономерности агромаркетига
  • 2. Проблемы формирования и развития агромаркетинговых структур в АПК Ставропольского края
    • 2. 1. Характеристика макроэкономического состояния АПК Ставропольского края и агромаркетинговых структур
    • 2. 2. Анализ механизма формирования и реализации системы агромаркетинга в отраслях агропромышленного комплекса Ставропольского края
    • 2. 3. Технология агромаркетинга в условиях неравномерного ф производства и сбыта сельскохозяйственной продукции
  • 3. Основные направления становления агромаркетига в условиях перехода к рынку
    • 3. 1. Методика определения влияния системы агромаркетинга на результаты агропромышленного производства
    • 3. 2. Управление маркетинговым проектированием в системе АПК. ш З. З. Концепция создания организационно-управленческого механизма агромаркетинга

Повышение экономической эффективности регионального АПК на основе развития маркетинга: На материалах Ставропольского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ускоренная, спрессованная в узкие исторические рамки, глубокая политико-экономическая трансформация российской действительности обуславливает необходимость пересмотра сложившихся научных воззрений на такой важнейший элемент воспроизводственного процесса, каким является маркетинговая деятельность.

Маркетинговая система играет основополагающую роль в эффективном функционировании АПК, выступая интеллектуальной основой экономического роста. Переход к рыночным отношениям сопровождается глубоким экономическим кризисом, особенно остро ощущаемом в сфере сельскохозяйственного производства.

Проблема повышения эффективности АПК — узловая проблема переходной экономики, от которой зависит решение всех других экономических и социальных проблем.

Повышение активности маркетинговой инфраструктуры агробизнеса является важнейшим фактором преодоления спада сельскохозяйственного производства, реализации структурных сдвигов в экономике в целом.

Сложность рассмотрения данной проблемы обусловлена, наряду с кризисным состоянием аграрной сферы тем, что эффективность тех или иных форм реформирования является процессом не одного года развития агросферы.

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена необходимостью комплексного рассмотрения проблемы повышения экономической эффективности на основе маркетинговой деятельности, углубленного рассмотрения теоретических, методологических и прикладных проблем агромаркетинга — как ответной меры на негативные результаты аграрной реформы 1991—1996 годов. Следует также отметить, что рыночные структуры аграрного сектора экономики до сих пор продолжают формироваться без достаточного научно теоретического обоснования, детальной проработки концептуальных положений и программ, всестороннего учета региональных условий, предприятий.

Значение теоретических положений маркетинга возрастает еще и потому, что в стране не происходит стабилизации, а тем более преодоления кризисной ситуации, разрушительных тенденций в сельском хозяйстве. Принимаемые на местах меры мало содействуют развитию маркетинга, не позволяют рассматривать его как важное условие эффективного хозяйствования при разнообразии форм собственности.

Вышеуказанное определяет особое значение тех положений Федеральной целевой программы стабилизации и развития сельскохозяйственного производства в Российской Федерации на 1996—2000 годы, которые ориентированы на усиление научного и методического обеспечения деятельности сельскохозяйственных предприятий.

Острейшей проблемой для нашей экономики остается проблема создания системы сельскохозяйственного маркетинга. Становится все более очевидным, что преодоление кризисной ситуации в экономике России невозможно вне организации маркетинговой деятельности, как отдельных субъектов, так и всего АПК в целом.

Первостепенность поставленной проблемы продиктована обострением всех экономических, политических, социальных и других проблем, которые поставили на повестку дня острый для нашей страны вопрос — аграрный.

Использование агромаркетинга в хозяйственной деятельности в целях повышения ее эффективности становится объективно необходимым.

Учитывая, что маркетинг представляет собой обобщение мирового опыта экономической деятельности предприятий в условиях развитого динамичного рынка, который при острой конкуренции проверяет ее эффективность, умение руководителей принимать экономически обоснованные решения с точки зрения возможностей сельхозпредприятий и требований рынка, все это вместе взятое еще более актуализирует проблемы агромаркетинга.

Анализ процесса реализации сельскохозяйственной продукции в 1997— 1999гг. позволяет сделать вывод о необходимости формирования и развития агромаркетинга в связи с сокращением объемов закупок в федеральный и региональный фонды при одновременном расширении продажи продукции по свободным каналам сбыта, интервенцией импортных продуктов питания и развивающейся тенденцией самообеспечения населения продовольствием (в 30% регионов России население производит 50% сельхозпродукции, картофеля — 90%. овощей — 77%).

Необходимость в изменении экономической ситуации в стране и недостаточный уровень разработанности вопросов теории, практики формирования и развития агромаркетинга обусловливают актуальность настоящей темы исследования.

Эмпирическую базу исследования составили годовые отчеты перерабатывающих предприятий, колхозов, совхозов, крестьянских хозяйств, кооперативов, товариществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ, межхозяйственных предприятий и агропромышленных фирм Новоалександровского района Ставропольского края, а также результаты проведенных в 1997—2000 гг. маркетинговых исследований, нормативно— справочные материалы, рекомендации научных учреждений, данные Ставропольского краевого комитета государственной статистики и Госкомстата РФ.

Теоретическими и методологическими основами диссертационного исследования послужили труды ведущих зарубежных и отечественных экономистов, специалистов в области маркетинга и менеджмента, многолетние достижения экономической науки, а также опыт адаптации к условиям Ставропольского края и России различных научных школ, методик, моделей и параметров, используемых в мировой экономической науке. Частичная адаптация зарубежного научного опыта, использование новых категорий и методологических подходов к анализу маркетинговых систем с учетом специфики национальной аграрной экономики способствуют развитию теоретико-методологических основ отечественной экономической науки, интеграции России в общеэкономические мировое пространство.

Методическую базу исследования составили общие принципы изучения маркетинговой деятельности хозяйствующих субъектов. Применялись современный научный аппарат и методы исследования: системный анализ экономических процессов, экономико-математические методы, методы прогнозирования процессов и результатов функционирования маркетинговых систем, методы экспертных оценок анкетирования и интервьюирования, логического моделирования, абстрактно-логический, нормативно-целевой, графический и метод аналогий, компьютерные программы обработки данных. Анализ и оценка проблем маркетинга в условиях становления рынка базируются на функциональном аспекте общего метода познания.

Предмет исследования — теоретические и практические аспекты повышения экономической эффективности АПК на основе формирования и развития агромаркетинга Ставропольского края.

Объекты исследования — сельскохозяйственные предприятия и организации Ставропольского края, в частности сельхозтоваропроизводители, впервые создавшие собственные маркетинговые службы.

Углубленное изучение формирующейся маркетинговой системы проведено в СХ племсовхозе «Россия» Новоалександровского района, отделе маркетинга краевого департамента сельского хозяйства и продовольствия, Новоалександровском районном сельхозуправлении Ставропольского края, АОЗТ «Родина», СХА колхозе имени Ворошилова и др. Для маркетинговой теории и практики эти объекты важны тем, что вокруг них на основе интеграционных процессов постепенно начинает формироваться система агромаркетинга Ставропольского края.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе системного анализа, обобщения теории и практики развития маркетинга разработать научную концепцию и механизм эффективного функционирования регионального АПК. Для достижения поставленной цели были выделены и решены следующие задачи:

— исследовать вопросы формирования механизма управления эффективностью производства и обоснования комплекса факторов, направленных на преодоление кризиса в аграрном секторе и стабилизацию ведения сельского хозяйства. В сложившихся условиях особенно важно среди множества направлений повышения эффективности производства выделить приоритетные, которые бы учитывали требования, предъявляемые рынком, спросом и предложением, конкуренцией. Все это ставит перед аграрной наукой разработку не только научной методологии построения всей системы хозяйствования интегрированного производства, но и реализацию ее на практике.

— исследовать отдельные составляющие механизма управления эффективностью и обосновать его структуру, адекватную новым условиям;

— выявить специфику и дать экономическую оценку рыночным преобразованиям в сельском хозяйстве региона;

— раскрыть сущность и функции агромаркетинга как экономической категорииисследовать состояние, тенденции и проблемы развития агромаркетингаоценить состояние разработки и реализации программ агромаркетинга на сельскохозяйственных предприятиях краяразработать методы и технологию управления сельскохозяйственным предприятием в условиях неравномерного производства и сбыта продукцииразработать методику определения влияния комплекса агромаркетинга на конечные результаты сельскохозяйственного производства и провести ее апробацию в сельскохозяйственных предприятиях Новоалександровского района.

Существенный вклад в разработку теоретических аспектов маркетинга внесли зарубежные ученые различных школФ. Котлер, П. Друкер, К. Ланкастер, Т Левитт, И. Ансофф, Б. Берман, Д. Эванс, А. Дайан, Л. Роджерс, К. Исикява, С. Блэк, Г. Картер, М. Моритани, X. Окумура, Ж. Ж, Ламбен и др. Среди российских ученых следует отметить И. Н. Герчикову. Е. П. Голубкова, В. Е. Хруцкого, М. П. Афанасьева, А. А. Бравермана.

Относительно агромаркетинга следует отметить работы И. Т. Крячкова, В. Т. Комова, И. Я. Петренко, Г. П. Абрамовой, А. Н. Семина, Ю. А. Цыпкина, В. Г Хаустова, С. М. Хаустова, С. М. Ягуткина, А. Е. Матушкина, В. А. Клюкача, Ю. Г. Бинатова, А. Г. Гладилина, П. В. Акинина, В. Ф. Брылевой, Л. И. Кардановой и других.

Вместе с тем основная масса экономических методов и моделей для принятия решений по управлению предприятием, изложенных в работах отечественных и зарубежных авторов по маркетингу, разработана для условий устойчивого производства и сбыта продукции.

Таким образом, проведенный анализ изученности проблемы указывает на отсутствие научной концепции, методологии, механизма формирования и развития агромаркетинга в условиях неравномерного производства и сбыта продукции. Это в значительной степени сдерживает процессы реформирования сельского хозяйства региона и повышения его эффективности.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1) уточнение сущности маркетинга как экономической категории в отраслевом и прикладном аспектах;

2) анализ состояние АПК и его маркетинговых структур региона и РФ в целом;

3) предложение структуры отраслевого маркетингового проектирования;

4) разработка методики влияния комплекса агромаркетинга на эффективность сельскохозяйственного производства, осуществлена ее апробация на ряде сельхозпредприятий Ставропольского края;

5) разработка метододов и моделей агромаркетингового управления сельскохозяйственным предприятием в условиях неравномерного производства и сбыта сельскохозяйственноц продукции;

6) разработка системы агромаркетинга Ставропольского края.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности использования содержащихся в работе теоретических положений и методик в организации и практике служб агромаркетинга сельскохозяйственных предприятий, обеспечивающих устойчивую деятельность на рынках агропродукции и достижение планируемого ими результата.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы в качестве учебного материала при подготовке специалистов подразделений агромаркетинга на предприятии.

Перспективная направленность и возможность практического применения научных результатов исследования отражена на научных конференциях и семинарах профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов Ставропольского Государственного Университета.

Департаменту сельского хозяйства и продовольствия предложен комплекс мер по совершенствованию маркетинговой деятельности на территориально-отраслевом уровне, усилению его воздействия на дальнейшее развитие интеграционных процессов в целях восстановления связей между поставщиками — товаропроизводителями, посредниками, потребителями на качественно иных основах, повышения их значения в интенсивном подъеме сельской экономики и решении социальных вопросов.

По теме исследования автором опубликованы три печатные работы общим объемом.

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы и приложений.

Основные результаты исследования, детерминирующие его актуальность и новизну, заключаются в следующем:

— уточнена сущность агромаркетинга в отраслевом и прикладном значении. Уточнением является определение маркетинга с учетом специфики сельскохозяйственного производства, с учетом региональных особенностей Ставропольского края и специфики применения агромаркетинга на уровне конкретных агроформирований, а также утверждение о том, что маркетинг проявляется на всех стадиях сельскохозяйственного производства и актуален сегодня. Иными словами, агромаркетинг представляется нам как специфический комплексный вид творческой деятельности по предвидению, планированию, организации и управлению спросом на сельскохозяйственную продукцию в процессе производства, распространения, обмена и потребления в целях удовлетворения потребностей человека, предприятия и общества в целом;

— разработана методика влияния комплекса агромаркетинга на эффективность сельскохозяйственного формирования;

— осуществлен теоретический и практический анализ современного состояния и развития агромаркетинга в различных агроформированиях. В результате анализа сделаны выводы о том, что все они в разной степени применяют в своей деятельности элементы агромаркетинга. Несмотря на то, что осуществляется это чаще всего методом «проб и ошибок» исходя из собственного опыта или кратковременных зарубежных стажировок, сельхозтоваропроизводители получают существенный экономический эффект;

— разработаны методы и технологии в условиях неравномерного производства и сбыта продукции.

В соответствии с проведенными исследованиями на ряде сельхозпредприятий Ставропольского края, экономический эффект может быть значительно выше при должной теоретической, концептуальной, методической и организационной проработке вопросов агромаркетинга, при учете всего комплекса факторов, влияющих на темпы маркетингового развития.

Изучение форм и методов перехода предприятий на маркетинговую ориентацию показало стихийность и непродуманность действий, приводящих иногда к противоположным результатам. Нами предложены условия реализации агромаркетинговой концепции в сельскохозяйственных формированиях. Следует отметить, что данное исследование не претендует на решение всех проблем агромаркетинга, поскольку является одной из первых попыток комплексного изучения агромаркетинговых вопросов применительно к конкретному региону и конкретным группам сельхозпредприятий. Неоднозначность, а порой и противоречивость позиций специалистов по рассматриваемым проблемам определяется дискуссионностью более общих проблем: агрореформ и маркетинга. И то, и другое находится в стадии становления.

1. В результате исследования проблемы повышения экономической эффективности АПК мы сформулировали следующие основные выводы: Производственная деятельность в нынешних условиях занимает по-прежнему ведущее место на сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях края, однако особую значимость в этих условиях приобретают маркетинговые службы. В связи с этим, современная концепция управления предприятием состоит в том, что вся его деятельность основывается на знании потребительского спроса и его измерении в перспективе. Иными словами, система маркетинга предполагает производить продукцию и виды услуг в объеме полного сбыта и ставит тем самым производство продукции на функциональную зависимость от потребительского спроса. Отсюда следует, что предприятиям необходимо производить только то, что, безусловно, найдет сбыт, а не пытаться навязывать покупателю несогласованную предварительно с рынком продукцию. Поэтому служба маркетинга, создаваемая на предприятиях, должна являться мозговым центром, источником информации и рекомендаций не только рыночной, но и производственной, научно-технической, финансовой политики предприятия.

2. Основной целью формирования и развития агромаркетинга является удовлетворение потребностей края в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии, обеспечении войсковых частей, межгосударственного и межрегионального обмена. Удельный вес основных видов продовольствия на потребление в крае из общего объема их производства довольно велик: картофеля — 92,2%, молока и молокопродуктов — 86,2%, сахара — 154%, яиц — 175%, в связи с чем представляется возможным такое перераспределение основных продуктов питания.

3. При проведенном анализе современного состояния развития рыночных отношений в АПК Ставропольского края позволяет утверждать, что созданы основные социально-экономические предпосылки для формирования и развития агромаркетинга, как фактора позволяющего повысить экономическую эффективность сельскохозяйственного производства. Вследствие чего, основной целью агромаркетинговой деятельности на краевом уровне является создание стабильного и эффективного сельскохозяйственного производства, способного реагировать на изменение рыночной конъюнктуры.

4. В результате отсутствия взаимосвязанных агромаркетинговых действий, крупные мясоперерабатывающие предприятия края, способные производить в год более 30 тыс.т. колбасных изделий, а маслосырзаводы — 1,7 тыс.т. масла животного и 5,3 тыс.т. сыра, вынуждены сокращать производство. Об этом свидетельствуют остатки готовой продукции, которые значительно превышают прошлогодние: по маслу сливочному они составляют более 900 тонн, против 70 тонн в прошлом году, сыру натуральному — 470 тонн, против 190 тонн, что в значительной степени замораживает оборотные средства предприятий и не дает возможность нормально вести финансово-хозяйственную деятельность.

5. Сложность процесса перехода к маркетинговой концепции в управлении перерабатывающих и сельскохозяйственных предприятий, который сопровождается системным кризисом сбыта и производства всех отраслей АПК, позволяет сделать нам вывод об эффективности применения методологии управления проектами для формирования системы агропромышленного маркетинга. Поскольку маркетинг как концепция рыночной ориентации управления обусловлен необходимостью быстрого реагирования предприятия на изменяющуюся ситуацию, одним из основных этапов агромаркетинговой деятельности является разработка маркетинговых стратегий и планов. Важность этой проблемы возрастает по мере того, как среда, в которой работают сельскохозяйственные предприятия, становится все более агрессивной и неопределенной. Во-первых, это позволяет внедрить в систему агромаркетингового управления достижения современной теории анализа и управления проектами, во-вторых, облегчает задачу планового проведения рыночных реформ.

6. Поскольку сельскохозяйственное производство имеет ряд особенностей, в частности несовпадение рабочего периода и периода производства, товаропроизводителю необходимо их учитывать в моделях принятия решений по ведению агромаркетинговых мероприятий. Модели для принятия решений должны быть стоимостными, в которых должно учитываться временное запаздывание поступления выручки от реализации продукции. На основе этого для повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства нами разработаны и предложены к применению методы и технология агромаркетинга в условиях неравномерного производства и сбыта сельскохозяйственной продукции.

7. Для повышения экономической эффективности АПК на основе комплекса агромаркетинга автором были адаптированы динамические модели: модель определения требуемой прибыли и цены для накопления собственных финансовых средств и модель для оценки влияния скачков в издержках на объемы сельскохозяйственного производства. Проведенный анализ динамических моделей позволяет службам агромаркетинга получить картину изменения прибыли в функции времени и планировать мероприятия по расширению и обновления сельскохозяйственного производства.

8. Эффективность деятельности сельскохозяйственных предприятий в значительной степени определяется качеством решений, повседневно принимаемых руководителями различных уровней. В связи с этим важное значение приобретает задача совершенствования процессов принятия решений. Поскольку, комплекс агромаркетинговых задач по повышению эффективности АПК производителем, в рамках системного анализа можно отнести к слабоструктурированным или смешанным, то нами была предпринята попытка определить количественную характеристику комплекса агромаркетинга с помощью применения метода расстановки приоритетов.

9. Внедрению в практику агропромышленного производства принципов маркетинга в нашей стране должна предшествовать незамедлительная разработка положений и регламентирующих актов по поддержке и контролю конкуренции, предупреждению монополии, защите потребителей, усилению торговли и обеспечению услуг, а также правил, влияющих на цены на продукцию и тарифы, на услуги, в частности, на частновладельческое хранение продукции и др.

Контроль над выполнением этих регулирующих актов может быть возложен на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и его подразделения на местах, как это практикуется в странах с развитой рыночной экономикой.

Заключение

.

Современное экономическое положение России характеризуется тем, что старый административно — командный механизм уже разрушен и не действует, а новый, рыночный механизм находится в стадии длительного противоречивого формирования. Эта ситуация определяет положение дел в аграрном секторе экономики: кризисная ситуация не преодолена, разрушительные тенденции не приостановлены, стабилизации не произошло.

В результате проведенных исследований представляется возможным сделать следующие теоретические выводы и практические предложения по повышению экономической эффективности регионального АПК на основе развития агромаркетинга:

В этих условиях особую значимость приобретает теоретическая, методологическая, научная проработка многих насущных проблем сельского хозяйства. Одной из них является агромаркетинг. Сокращение объемов закупок в федеральный и региональный фонды при одновременном расширении продаж по свободным каналам, интервенция импортных продуктов питания и развивающаяся тенденция самообеспечения населения продовольствием обуславливают обращение к формированию и развитию маркетинга.

Цель исследования заключалась в том, чтобы на основе системно анализа, обобщения теории и практики развития маркетинга разработать научную концепцию и механизм эффективного функционирования регионального АПК.

Для достижения поставленной цели были выделены и решены следующие задачи: исследовать вопросы формирования механизма управления эффективностью производства и обоснования комплекса факторов, направленных на преодоление кризиса в аграрном секторе и стабилизацию ведения сельского хозяйстваисследовать отдельные составляющие механизма управления эффективностью и обосновать его структуру, адекватную новым условиямвыявить специфику и дать экономическую оценку рыночным преобразованиям в сельском хозяйстве регионараскрыть сущность и функции агромаркетинга как экономической категорииисследовать состояние, тенденции и проблемы развития агромаркетингаоценить состояние разработки и реализации программ агромаркетинга на сельскохозяйственных предприятиях краяразработать методы и технологию управления сельскохозяйственным предприятием в условиях неравномерного производства и сбыта продукцииразработать методику определения влияния комплекса агромаркетинга на конечные результаты сельскохозяйственного производства и провести ее апробацию в сельскохозяйственных предприятиях Новоалександровского районарасчитать прогноз социально-экономической эффективности функционирования разработанной внутрихозяйственной системы маркетинга на исследуемых предприятиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Налоговой кодекс Российской Федерации: часть первая. Собрание законодательства РФ. 1998. — № 31. — ст.3824.
  2. Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства». Собрание законодательства РФ — 1997. -№ 100.- 14.07.97.-
  3. Постановление правительства РФ «О ценовой политике в сфере агропромышленного производства». Собрание законодательства РФ. -1999. -№ 295.-16.03.99.-
  4. Постановление правительства РФ «Об утверждении Положения об оперативном резерве сельскохозяйственной продукции и продовольствия Правительства РФ». Собрание законодательства РФ. -1998. № 822.-
  5. Постановление правительства РФ «О комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998−2005 годы». Собрание законодательства РФ. -1998. № 593.-
  6. Г. П., Шигалин Н. Н. Маркетинг в АПК. М., Колос, 1997.-
  7. Г. П. Маркетинг: вопросы и ответы. М., 1991.-
  8. Л.А. Рынок, маркетинг и формирование рыночных отношений // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 1992. -№ 7.-С.31−36.-
  9. Г. Л. Конкуренция: анализ стратегии и практики. М., 1996.-
  10. И.А., Шамин А. Е. Новый аграрный строй России. Нижний Новгород, 1996.-
  11. А.А., Стерликов Ф. Ф. 1000 терминов рыночной экономики. М.: Кронпресс, 1993.-
  12. В.Г., Вихор Н. В. Повышение эффективности агропромышленного производства. Киев., 1990.-
  13. М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. М., 1995.-
  14. В.А. Формирование и развитие маркетинговой деятельности в АПК. Саратов, 1996. С. 76 — 77 —
  15. Л.В. Оптовая торговля: маркетинг и коммерция. М.: Экономика, 1990.-
  16. Д.И., Ходяченко В. Б. Как сегментировать рынок и изучить потребителя. Вып 2. — Ленинград, 1991.-
  17. Д.И. Маркетинг для всех: беседы для начинающих. Ленинград: Культинформпресс, 1991.-
  18. Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М., 1999.-
  19. А. Введение в учение о рынке. Мюнхен, 1991.-
  20. ., Эванс Дж.Р. Маркетинг. М., 1990.-
  21. В., Цыпкин Ю. Технология процесса агромаркетинга в формировании малого бизнеса // АПК: экономика и управление. 1995. -№ 3. — С.34 — 36.-
  22. В.А. Наука искусство принятия управленческих решений. -Киев.: Высшая школа, 1985.-
  23. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М., Статистика, 1974.-
  24. Е. Маркетинг в 2-х томах. Опладен, 1983.-
  25. И.В., Садовский В. Н., Юдин Б. Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии. 1978. — № 3. -с.39 — 52.-
  26. Т.Л., Богданов Е. Л. Маркетинговая статистика. СПб., 1999.-
  27. Боев В. Р Проблемы формирования и реализации региональных продовольственных программ // Вестник сельскохозяйственной науки., 1983. № 7.-С. 19−24.-
  28. Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом. М.: Экономика, 1991.-
  29. А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. М., 1997.-
  30. В.А., Гузик М. М. Повышение функционирования АПК. М., 1988.-
  31. О. Совершенствование агромаркетинга в регионе // Экономика сельского хозяйства России. 1998. — № 7. — С.26.-
  32. О.Я. Совершенствование агромаркетинга в регионе. Орел, 1998. — С.78 — 81.-
  33. В.В. Математические модели маркетинга. Новосибирск, Наука, 1992.-
  34. В.К., Костяев А. И., Мицкевич А. А. Оценка эффективности и критериев развития АПК // Аграрная наука. 1993. — № 4. — С. 16 — 17.-
  35. Ц. Маркетинг. Людвигсхафен, 1990.-
  36. А.Х., Филипова С. В. Маркетинг в агробизнесе. Горки, 1996. — С.37 -39.-
  37. B.C. Основы маркетинга в сельском хозяйстве. Пермь, 1995.-
  38. Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент. М.: Высшая школа, 1994.-
  39. И.Н. Маркетинг: Организация. Технология. М.: МГИМО, 1990.-
  40. В.Ф. Методические и организационные вопросы использования экспертных методов в управлении / НИИ и КБ: Автореф. дис. канд.экон.н. ЛИЭИ., 1977.-
  41. Е.П. Теория, методы и практика маркетинговых исследований. -М.: ДИС., 1997.-
  42. Е.П., Голубкова Е. Н., Сикерин В. Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. — М.: Экономика, 1995.-
  43. П.Л. Производство продовольствия в условиях экстремальной среды // Аграрная наука. 1993. — № 4. — С.2 — 3.-
  44. С.А., Назаренко Н. Т., Попов Ю. Ю. Основы рыночных отношений в сельском хозяйстве. Воронеж, 1996.-
  45. А.Г. Динамические модели народного хозяйства. М.: Экономика, 1985.-
  46. С.Е. Маркетинга на предприятиях различных отраслей в период перехода крынку // Хранение и переработка сельскохозяйственного сырья. 1998. — № 7.-
  47. Я. Инструменты маркетинга // АПК: экономика и управление. -1992. -№ 9.-С.60−63.-
  48. И.Т., Игнатюк И. Н. рыночные отношения в АПК: маркетинг и методы управления. М.: МСХА., 1995.-
  49. Г. В., Литвак Б. Г. Управление современным предприятием. -М.: ЭКМОС, 1998.-
  50. А.И. Интенсификация сельскохозяйственного производства и агромаркетинг. Самара, 1996. — С.24 — 33.-
  51. А.И. Маркетинговые возможности предприятия и их использование // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1994. — № 3. — С.11 — 12.-
  52. А., Беккерель Ф., Ланкар Р. Академия рынка: маркетинг. М.: Экономика, 1993.-572с.-
  53. Демьяненико В. Н Продовольственный комплекс России: переход к рынку и мировой опыт // Мировая экономика и международные отношения. -М.: ИМЭиМО РАН. -№ 11, — 1994.-С.19−29.-
  54. Е., Хершген X. Практический маркетинг. М., 1995.-
  55. С.А. Управление производством и кибернетика. М., Машиностроение, 1969.-
  56. Л.Г., Кутузов В, а. Экспертные оценки в управлении. М., Экономика, 1978.-
  57. В.Г., Жуков Н. Г. и др. Экономика аграрного рынка. -Екатеринбург, 1994.-
  58. С.А. Методы рыночной технологии экономического управления. М., Дело и сервис, 1999.-
  59. Р.Е., Абдиров Ж. А. Организация маркетинга на агрофирме «Береке». Алматы., Казахстан, 1993.-
  60. А. А. Стратегия адаптивной интенсификации сельского хозяйства (концепция). М., РАН., 1994.-
  61. И. С. Ушачев И.Г. Основы управления производством в сельскохозяйственных предприятиях. Киев.: Вища школа, 1973.-
  62. Н.Д. Основы предпринимательской деятельности в АПК. -М., 1994.-
  63. П.С. Маркетинг в схемах рисунках таблицах. М., ИНФРА — М, 2000.-
  64. П.С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг. М.: Международные отношения, 1994.-
  65. Е.В. Проблемы маркетинговой деятельности сельскохозяйственных предприятий в условиях перехода крынку. -Воронеж, 1995. С. 118 — 120.-
  66. Зубова Н. И. Особенности агромаркетинга и его использование в переходный период в рыночной экономике —
  67. Р.Г. Возможность исследования зарубежного опыта в организации управления сельскохозяйственных предприятий. М., ТСХ А., 1995.-
  68. Р.Г. Основные пути и задачи формирования и развития маркетинговых служб АПК. М., 1994. — С.48 — 52.-
  69. Н.Е. Теория и практика маркетинга в США. М: Экономика, 1994.-
  70. Л.И. Маркетинговая деятельность (стратегия) поведения субъектов рыночных отношений.: Автореф. дис. канд. экон. н. -Ставрополь, 1995.-
  71. В.А. Моделирование экономических процессов в сельском хозяйстве. -М.: Наука, 1979.-
  72. С.В. Новая аграрная политика и законодательство / Агропромышленный комплекс России. М., 1999.-
  73. В., Серова Н., Пролыгина Н. Маркетинг в системе управления продовольственными рынками // Экономика сельского хозяйства России. 1998. -№ 12.-С.27.-
  74. В.А. Развитие маркетинга в агропромышленном производстве. М.: 1994.-
  75. А.И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. М., 1996.-
  76. Н.Я. Экономика сельского хозяйства: курс лекций. М., Экмос, 1999.-
  77. Н.Я., Сорокин B.C. Сельскохозяйственные рынки / Учебное пособие. М. МСХА, 1998.-
  78. Ю.А., Дмитриев О. Н. Эффективные технологии маркетинга. -М.: Машиностроение, 1994.-
  79. М.И. Маркетинг: комплексная система в АПК. Оренбург, 1998.-
  80. О. Устойчивое сельское хозяйство от теории к практике // Международный сельскохозяйственный журнал. — 1999.-№ 3- С. 8 — 12.-
  81. Р. Новый максимаркетинг. Челябинск: Урал LTD, 1997.-
  82. В. Концепция бюджетного финансирования маркетинга // Бизнес Информ. 1997. — № 5.-
  83. Ф. Маркетинг менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль. СПб.: Питер, 1998.-
  84. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990. — 736с.-
  85. Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж.бВонг В. Основы маркетинга. -Киев, М., СПб.: Вильяме., 1998.-
  86. Краткий Статистический сборник Ставропольского краевого комитета гос. статистики / Ставропольский край в цифрах 1996 2000. -Ставрополь, 2000.-
  87. И. Методология современного маркетинга / Практическое пособие: Маркетинг на предприятии. М., 1994.-
  88. И.Т., Комов В. Т. Основы маркетинга в АПК. Курск, 1995.-
  89. А.И. Некоторые вопросы математических моделей в маркетинговой деятельности. Краснодар.: КубГУ., 1993. — В — 337.-
  90. Е. Маркетинг в розничной торговли. Штудгард, 1980.-
  91. .Ж. Стратегический маркетинг. М., 1996.-
  92. К.П. Прогнозирование и планирование агропромышленного комплекса. -М., 1999.-
  93. Г. Организация маркетинга в АПК как экономического института управления // Международный сельскохозяйственный журнал. 1999. — № 1.-С.6- 10.-
  94. Мамадинов А. А Исследование маркетинга в аграрном секторе. -Душанбе, 1994. С. 28 — 34.-
  95. Маркетинг: Под. ред. Романова А. Н. М.: ЮНИТИ, 1995.-
  96. Математические методы и системный анализ в управлении АПК. -М., 1988.-
  97. Математическое моделирование экономических процессов в сельском хозяйстве. М., 1990.-
  98. Матушкин А. Е, Ягуткин С. М. Агропромышеленный маркетинг. -Белгород., СХИ, 1993.-
  99. Р.В., Ахметова Н. М. Формирование маркетинговой деятельности сельскохозяйственных предприятий. Ростов-наДону, 1996.-
  100. Методические положения по организации маркетинга в АПК. -Белгородский НИИ экономики АПК. Минск, 1996.-
  101. Методические рекомендации по организации маркетинга в агропромышленном производстве / Под ред. Клюкач В. А. М., РУ ВНИИМ., 1993.-
  102. Методы анализа регрессии и корреляции при определении агроэкономических функций. Рига., 1970.-
  103. И.А., Сабетова А. А. и др. Эффективность аграрного производства. Тамбов, 1996.-
  104. .Н. Коэффициент эластичности от дохода и цен и оценка параметров замещения. М.: Наука, 1966.-
  105. А.А. Проблемы развития сельского хозяйства Ставрополья и повышение его экономической эффективности // Экономические проблемы развития сельского хозяйства Ставрополья. -Ставрополь, 1972.-
  106. Одинец В. П, Тарасевич В. М., цацулин А. Н. Рынок, спрос, цены: стратификация, анализ, прогноз. СПб.: СПбУЭФ, 1993. — 160с.-
  107. Организация и методы использования спроса и рынков сбыта в современных условиях. М., 1991.-
  108. А., Хухрин А. Стратегическое управление // АПК: экономика, управление. № 12. — 1995. — С.24 — 29.-
  109. Основы маркетинга в АПК: Программа для сельскохозяйственных учебных заведений. М., МСХА, 1994.-
  110. А.В. Организация рыночного исследования в системе маркетинга. -М.: МСХА, 1992.-
  111. Ф.И., Сагатовский В. П., Ямпольский В. З., Кочнев J1.B. Принципы декомпозиции целей и методика построения дерева целей с системах организационного управления // Кибернетика и ВУЗ. Томск: Томский университет, 1974.-
  112. И.Я. Основы маркетинга в сельском хозяйстве: учебное пособие. Кустанай, 1992.-
  113. И.Я., Жучинов П. И. Экономика сельского хозяйства. -Алма-Ата: Койнар, 1988.-
  114. Т.Е. Маркетинг сельскохозяйственных предприятий. -Ульяновск., 1993. С. 71 — 79.-
  115. А.Ф. Развитие маркетинговой деятельности в системе АПК Республики Мордовия. Саранск, 1996. — С.117 — 119.-
  116. В.Н. Моделирование региональных систем ведения сельского хозяйства в Ставропольском крае // Вестник сельскохозяйственной науки, 1984. № 1. — С.36 — 40.-
  117. В.Н. Целеориентированное управление в АПК. -Ставрополь, 1998.-
  118. В.Н., Акинин П. В., Пономарев Е. Г. Современный аграрный кризис и некоторые подходы к его решению // Вестник СГУ. Вып 9. -1997.-С.101 — 110 .-
  119. Попова J1.P. Маркетинг в АПК. Новосибирск, 1998. — С. 144 — 146.-
  120. А.В., Беспалов В. А. Управление сельскохозяйственным производством. -М.: Колос, 1995.-
  121. А.В., Бойко А. В. Проблемы управления агромаркетинга / Депонированная рукопись. М., ИНИОН., 1997.-
  122. Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятии. М., 1993.-
  123. В.Н., Кроткин Н, Н, Маркетинг и его роль в системе сельскохозяйственного производства. Горки, 1996. — С. 131 — 133.-
  124. Н.А. Состояние и эффективность сельского хозяйства в переходный период. М., Экономика и информатика, 1998.-
  125. Реформирование агропромышленного производства в России / Прогнозирование и планирование: Учебное пособие / Отв. ред. Черный Е. А. -М., 1999.-
  126. А.А. Рыночные отношения и рынки АПК. Краснодар, 1998.-
  127. Г., Шредер Г. Г. Маркетинг: интенсивные курсы менеджмента. Гамбург, 1992.-
  128. Россия: Северный Кавказ // Бизнес-карта 1997 1998. — М., 1997.-
  129. А.В. Аграрная реформа и организационно-экономический механизм хозяйствования в АПК в условиях перехода к рынку. М., 1996.-
  130. Н.Н. Маркетинг в АПК. М., ТСХА, 1992. — С.29 — 36.-
  131. Р.Н. Основы маркетинговой деятельности сельскохозяйственных предприятий. Гродно, 1996. — Вып.6. — С.4 — 5.-
  132. Сельскохозяйственная практика: противоречия перестройки / Сост. Никольский С. А. М.: Агропромиздат, 1989.-
  133. Сельскохозяйственное производство и маркетинг // АПК: экономика и управление. 1992. — № 3. — С. 62 — 66.-
  134. А.В. Меодология прикладных исследований в сельскохозяйственном производстве. М., 1989.-
  135. Е.В. Сельскохозяйственный маркетинг / Аграрная экономика. М., 1999.-
  136. П.Н. Оценка эффективности сельскохозяйственного производства // Техника в сельском хозяйстве. 1992. — № 1.-
  137. Система ведения сельского хозяйства Ставропольского края. -Ставропольский НИИ сельского хозяйства / Под ред. д-ра экон. наук Никонова А. А. Ставрополь: Кн. Изд-во, 1980.-
  138. Сорокин П. П Основы сельскохозяйственного маркетинга. М., 1991.-
  139. Статистический сборник Ставропольского краевого комитета гос. статистики / Ставропольский край и регионы Северного Кавказа. -Ставрополь, 1999.-
  140. Статистический сборник Ставропольского краевого комитета гос. статистики / Ставропольский край в цифрах 1993 1997. — Ставрополь, 1998.-
  141. Статистический сборник Ставропольского краевого комитета гос. статистики / Социальное положение и уровень жизни населения Ставропольского края. Ставрополь, 1999.-
  142. Е.С. Финансы маркетинга. М.: Перспектива, 1994.-
  143. И.Ф. Выбор пути : дискуссии на полях Земельного кодекса России. М.: Флинта. Наука, 1998.-
  144. В.И. Система цен и эффективность хозяйствования. -Минск, 1991.-
  145. Терехов J1. J1. Кибернетика для экономистов. М: Финансы и статистика, 1983:
  146. П. Маркетинг в аграрной сфере // Международный сельскохозяйственный журнал. 1990.-X® 5- С. З -11.-
  147. В.П. Организация маркетинговой деятельности в сельскохозяйственных предприятиях. Горки, 1996. — С.34 — 35.-
  148. Д.Я., Хосиев Б. Н. Рынок и маркетинг в системе АПК. -Владикавказ, 1993. С. 210 — 212.-
  149. Э.А. Маркетинг. М.: Экмос, 1998.-
  150. В.В. Экономико-математические методы и модели в маркетинге. М., 1996.-
  151. В. Маркетинговая в АПК // АПК: экономика: экономика и управление. 1992. — № 9. — С.58 — 60.-
  152. В.Г., Чарыкова О. Г. Формирование и развитие маркетинговой деятельности в сельскохозяйственных предприятиях. М.: 1994.-
  153. В. Маркетинг в 2-х томах. Берн, 1988.-
  154. К., Эриашвили Н. Д., Соловьев Б. А., Цыпкин Ю. А. Маркетинг: принципы и технология в свободной рыночной системе. М.: ЮНИТИ, 1998.-
  155. В.Е., Карнеева И. В., Автухова Е. Э. Современный маркетинг. М.: Финансы и статистика, 1991.-
  156. В.Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. М.: Финансы и статистика, 1992.-
  157. В. Повышение эффективности сельскохозяйственного производства // Международный сельскохозяйственный журнал. 1999. -№ 4. — С.33 — 36.-
  158. А.Н. Ценообразование в системе маркетинга. М., 1998.-
  159. А.Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга. М., Филинъ, 1998.-
  160. Ю.А. Агромаркетинг. М., Колос, 1998.-
  161. Ю.А. Эффективный агромаркетинг. М.: Изд-во «Колос»., 1994.-
  162. Ю.А., Костенко А. Н. Технология эффективного маркетинга//, Международный сельскохозяйственный журнал. 1997. — № 6. — С.46 — 47.-
  163. Ю.А., Пакулин С. Я. Основы маркетинга в АПК. -М., 1996.-
  164. О.Г. Формирование и развитие маркетинговой деятельности в сельском хозяйстве (на примере Воронежской области): Автореф. дис. канд. экон. н. Воронеж, 1997.-
  165. С.Р. Современные направления маркетинга. Казань, 1997. — С.74 — 76.-
  166. С.Е. Маркетинговая деятельность сельскохозяйственных предприятий. М.: МСХА, 1996.-
  167. Г. В. Аграрный маркетинг в процессе реформ. 1997. -Вып.1.-С.81 -86.-
  168. С.П. Реформирование АПК с ориентацией на маркетинговую деятельность. Горки, 1996. — С.104 — 105.-
  169. Н.М. Характеристика маркетинга сельскохозяйственного предприятия. Йошкар-Ола., 1995. — С.44 — 45.-
  170. X. Практика маркетинга для малых и средних предприятий. М., 1995.-
  171. Г. И. Аграрный сектор России проблемы и пути их решения / Агропромышленный комплекс России. — М., 1999.-
  172. Р.А. Теория статистики. М., 1999.-
  173. А.А., Боев В. Р., Серков А. Ф. О социально-экономических результатах реформ в агропромышленном производстве. М.: Информагробизнес, 1996.-
  174. Шутьков С. 3. Проблемы вывода агропромышленного комплекса из кризиса // Экономика сельского хозяйства России. 1998. — № 3.-
  175. В. Повышение эффективности хозяйствования // Экономика сельского хозяйства России. 1998. — № 3. — С.З.-
  176. Эгон Велькен. Введение в теорию сельскохозяйственного рынка. -М., 1999.-
  177. Экономика переходного периода: Очерки экономической политики посткоммунистической России / Институт экономических проблем переходного периода / Гайдар Е. Т. М.: Внештогиздат, 1998.-
  178. Экономические аспекты рыночных преобразований в АПК/ Отв.ред. Кузнецова Е. Н. Ростов-на-Дону, 1998.-
  179. Экономические проблемы АПК. М.: Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства, 1995.-
  180. С.Ю. Практикум по маркетингу. Саратов.: 1995.-
  181. В.Б., Корлев Г. Н. Анализ эффективности сельскохозяйственного производства. М., 1990.-
  182. О.Р. Введение в агробизнес. -М., МГУ, 1994.-
  183. Christy R., Hinson R. Agricultural marketing for 1991.-
  184. Dellenbarger L., Gauthier W., Hinson R. Marketing outlook for Louisiana agricultural of producers, 1992.-
  185. Kolls Richard L., Uhl Joseph N. Marketing of agricultural products. Pt -1. New-York, London.: Makmillan Publishing Company, 1990.-
  186. Reneau D., Asseldonl H., Frogberg K. Limit and Consequences of Agricultures and Food Productions: A general Methodology for Case Studies. February 1981, WP-81−000.
Заполнить форму текущей работой