Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Механизмы государственного управления развитием образовательной отрасли в условиях глобализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С точки зрения развития образовательной отрасли как необходимого элемента рыночной инфраструктуры эти задачи выглядят следующим образом: поддержка государственно-важных научных школ, специальностей и учебных заведений в период спада спроса на образовательные услуги, в зависимости от демографической ситуации в стране, состояния экономики, моды и др. факторов. Такая поддержка может быть реализована… Читать ещё >

Механизмы государственного управления развитием образовательной отрасли в условиях глобализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Влияние процессов глобализации на развитие образовательной отрасли.

Изменения в образовательной отрасли, связанные с процессами глобализации. Образовательная отрасль как доходная сфера экономики в условиях глобализации. Управление развитием образовательной отрасли.

Государственное управление развитием образовательной отрасли в Российской Федерации.

Механизмы государственного управления развитием образовательной отрасли Российской Федерации. Направления модернизации системы государственного управления развитием образовательной отрасли Российской Федерации Заключение.

3 10.

98 101.

Актуальность темы

данного исследования обосновывается назревшей необходимостью качественных изменений в современной образовательной отрасли Российской Федерации. Но любые изменения требуют четкого плана действий. Причем эти изменения должны носить созидательный характер, поскольку нельзя разрушать предыдущие достижения отечественного образования. Но для разработки такого плана действий необходима теоретическая база, которая будет давать возможность прогнозировать результаты воздействия государства на рынок образовательных услуг.

Социальной функцией государства является обеспечение равных возможностей в получении образования, а не производство образовательных услуг.

Отсутствие четкого понятийного аппарата и сложность в прогнозировании результатов действий государства приводят к ошибочным решениям, которые вызывают недовольство практически всех субъектов рынка образовательных услуг. К таким решениям можно отнести попытки организации прямого регулирования качества образования путем усиления проверок, приостановления действия соответствующих лицензий. При этом не берется в расчет то, что современная система образования работает в условиях рынка и сама является рыночной структурой. Естественно, что применение в рыночной среде административно-карательных методов, характерных для централизованной экономики, неуместно и не приносит результатов, кроме как сокращения числа вузов.

На рынке образования, как и на любом другом рынке, качество напрямую зависит от уровня конкуренции и возможности привлечения инвестиций. Принудительное сокращение числа вузов повышает макроэкономические риски, что создает условия для снижения уровня притока капитала и, соответственно, качества производимых образовательных услуг. Так, ни один инвестор не будет строить новый корпус для вуза, если вуз в любой момент могут лишить аккредитации и приостановить действие его лицензии.

В научной литературе отсутствуют четкие рекомендации по проведению антимонопольной государственной политики на рынке образования, которая должна включать в себя функцию предотвращения картельных договоренностей между участниками образовательного рынка, недопущения использования механизма лицензирования и аккредитации в целях ограничения выхода на рынок образования новых участников, обеспечения равных возможностей в получении государственной финансовой поддержки развития инфраструктуры учебного заведения (библиотека, компьютерные классы, лаборатории) вне зависимости от организационно-правовой формы вуза.

Недостаточным изучением вопросов финансирования образования можно объяснить некоторые принципы финансирования образовательных учреждений, отраженные в российском законодательстве. Один из таких принципов определяет необходимость регистрировать учебные заведения только как некоммерческие организации. Смысл этого ограничения в том, чтобы учебное заведение не могло «наживаться» на учащихся и было обязано реинвестировать всю прибыль на нужды образовательного процесса.

По существу, этот принцип не только не стимулирует, но и тормозит процесс привлечения инвестиций в образовательные учреждения, особенно это касается внешних инвестиций. Каковы стимулы внешнего инвестора для вложения средств в образовательное учреждение, если любая полученная прибыль пойдет на реинвестирование в учебный процесс? Этих стимулов нет, поэтому внешнее финансирование образовательного учреждения крайне затруднено. Образовательные учреждения вынуждены ориентироваться только на собственные средства, что приводит к удорожанию образовательных услуг.

Эти и ряд других проблем обусловили выбор темы диссертационной работы.

В работе обоснована группировка механизмов государственного управления развитием образовательной отрасли. В рамках данной группировки все механизмы государственного стимулирования образовательной отрасли поделены на две основные группы: механизмы прямого воздействия и косвенного. Необходимость деления на данные группы обусловлена разными подходами к применению прямых и косвенных механизмов управления развитием образовательной отрасли. Доказано, что в целях стимулирования развития образовательной отрасли, механизмы прямого воздействия должны быть максимально упрощены, они не должны ограничивать «академические свободы» учебных заведений, организационно-правовые формы учебных заведений, внутреннюю организационную структуру учебного заведения. Механизмы косвенного воздействия выполняют основную функцию по стимулированию развития отрасли, но при этом могут требовать дополнительных затрат со стороны государства, применения режима льготного налогообложения.

К механизмам прямого воздействия отнесены: законодательно установленные ограничения (организационно-правовые формы при регистрации учебного заведения, организационная структура образовательного учреждения), система лицензирования образовательных учреждений и государственная стандартизация. С помощью данных механизмов государство может разрешить или запретить деятельность учебного заведения.

С помощью механизмов косвенного воздействия, государство может стимулировать развитие отдельных образовательных учреждений или отрасли в целом. К этим механизмам отнесены: система государственной оценки качества образовательных услуг (государственная аттестация и аккредитация) — прямое государственное финансирование образовательных учрежденийгосударственный заказгосударственное финансирование развития инфраструктуры образовательной отраслисистема льготного налогообложения образовательных учрежденийсоциальные льготы для учащихся образовательных учрежденийприменение льготных тарифов на тепло, электроэнергию, воду, телефон и т. п.- государственная поддержка экспорта образовательных услуг.

Автором предложен новый механизм косвенного воздействиягосударственное и/или муниципальное финансирование создания региональных и/или муниципальных центров развития студенческого предпринимательства, интегрированных в систему высшего профессионального образования. Данные структуры должны способствовать реализации бизнес-проектов студентов и выпускников вузов, созданию фирм и производств. Такие центры должны быть юридически независимыми, но вузы должны выполнять консультационные функции в реализации бизнес-проектов данных центров. Этот механизм может способствовать не только развитию образовательной отрасли, но и региональной экономики в целом.

Неотъемлемой частью всестороннего изучения процессов функционирования образовательной отрасли стало раскрытие содержания функции государственного управления развитием образовательной отрасли, направленной на увеличение объемов производства и повышение качества образовательных услуг, нивелирование негативных последствий циклических колебаний структуры спроса на рынке образования и обеспечение прав всех субъектов рынка образовательных услуг (учащихся, учебных заведений, государства, работодателей и спонсоров). При этом выявлено два направления развития образовательной отрасли. Первое направление основывается на развитии образовательной отрасли как доходной сферы экономики, существенно влияющей на экономические показатели национальной экономики. Второе направление основывается на развитии образования как необходимого элемента рыночной инфраструктуры, обеспечивающего качественную подготовку специалистов для других отраслей экономики.

Автором определены основные задачи государственного управления развитием образовательной отрасли.

С точки зрения развития образовательной отрасли как доходной сферы экономики к этим задачам относятся: обеспечение защиты прав и интересов всех субъектов рынка образовательных услуг (учащихся, учебных заведений, работодателей, спонсоров и государства) — обеспечение равных возможностей в получении образования разным социальным слоям российского обществасоздание условий для обеспечения конкурентоспособности национальной образовательной отрасли на международном рынкеувеличение общего объема производства услуг в образовательной отрасли, в том числе путем стимулирования экспорта образовательных услуг, что создает дополнительные рабочие места и увеличивает налоговые поступления в бюджет.

С точки зрения развития образовательной отрасли как необходимого элемента рыночной инфраструктуры эти задачи выглядят следующим образом: поддержка государственно-важных научных школ, специальностей и учебных заведений в период спада спроса на образовательные услуги, в зависимости от демографической ситуации в стране, состояния экономики, моды и др. факторов. Такая поддержка может быть реализована с помощью механизма государственных именных финансовых обязательств (ГИФО) путем увеличения выплат по ГИФО, при выборе студентом вуза и специальности, нуждающихся в государственной поддержке. Проведение антимонопольной политики на рынке образования. Монополизация рынка образовательных услуг приводит к необоснованному повышению стоимости образования, усилению коррупции внутри учебного заведения, снижению качества услуг. Обеспечение равных возможностей получения государственной финансовой поддержки, для всех учебных заведений независимо от правовых форм организации.

Создание условий для привлечения частных инвестиций в образовательную отрасль.

В случае если государство является учредителем производителей образовательных услуг, к этим задачам добавляется обеспечение условий, необходимых для развития государственного образовательного учреждения в условиях рынка.

На основе изучения образовательных отраслей развитых стран, выявлена общемировая тенденция выделения из общего числа вузов двух типов высших учебных заведений. Доказано, что в российской образовательной отрасли целесообразно выделение двух типов вузов. Первый тип — учебные заведения, основным продуктом которых являются результаты научных исследований (исследовательские университеты). Второй тип — учебные заведения, основным продуктом которых являются образовательные услуги (предпринимательские университеты). Данное разделение обусловлено жесткой конкурентной борьбой, в ходе которой каждый вуз вынужден концентрировать ресурсы на производстве одного из видов продукта и рассматривать производство второго как непрофильное. Появление двух типов вузов ставит перед государством задачу дифференциации некоторых механизмов управления развитием образования, в зависимости от типа вуза.

Обоснована необходимость отмены для предпринимательского типа вузов ограничений в создании учебных заведений на основе коммерческих организационно-правовых форм (ООО, ОАО, ЗАО).

Автором разработаны основные элементы государственной политики стимулирования экспорта образовательных услуг. В целях развития данного направления деятельности образовательных учреждений государство может проводить политику, включающую в себя: организацию международной сети «Центров российского образования». Цель таких центров должна состоять в международной пропаганде российского образования, наборе студентов в российские образовательные учреждения, поддержании контактов с выпускниками российских вузов. Необходимость государственной поддержки в создании таких центров обусловлена значительными капиталовложениями для их организации.

— Выделение защиты прав иностранных студентов в качестве важнейшего элемента государственной политики. Безопасность нахождения в стране — одно из главных условий выбора места обучения. Случаи нарушения прав иностранных студентов должны рассматриваться особенно тщательно. В настоящее время растущая межрасовая напряженность, усиление молодежных преступных организаций, особенно в провинциальных городах, негативно влияют на имидж России как экспортера образовательных услуг.

— Ориентацию миграционного законодательства на стимулирование экспорта образовательных услуг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современной системе государственного регулирования рынка образовательных услуг существует ряд проблем, мешающих дальнейшему развитию отрасли. Первоочередного решения требует проблема лишних государственных функций, служащих административным барьером на пути развития субъектов образовательного рынка. Эта проблема определена государством как проблема общеэкономическая. В выступлениях членов Правительства Российской Федерации не раз звучали призывы к устранению лишних государственных функций. При этом, не рассматривая образование как рынок, в тех же выступлениях они призывали к усилению государственного контроля за образовательной отраслью. Но современное российское образование уже функционирует как отрасль экономики. Задачи государственного регулирования должны быть адекватны современному этапу развития отрасли. При этом государство должно обеспечивать своим гражданам равный доступ к образованию. Это возможно путем прямого финансирования затрат конечного потребителя образовательных услуг.

Современная система финансирования образования не позволяет сделать это. Поэтому второй по важности проблемой является реорганизация системы финансирования образования — переход к системе подушевого финансирования. Для этого в Российской Федерации внедряется система Государственных Именных Финансовых Обязательств. Такая система позволит совместить выполнение обязанностей государства по финансированию образованию и сохранению рыночных механизмов образовательной отрасли.

Научно — технический прогресс и развитие рынка образовательных услуг изменили цели существования образовательных учреждений. Образовательные учреждения превратились в субъекты рынка образовательных услуг. У них появились экономические цели своего функционирования. Необходимо отметить, что это не является негативным фактом. В современных условиях, образование перестало быть социальной функцией, и превратилось в отрасль производящую услугу массового потребления. А с производством чего-либо лучше справляются организации ориентированные на рыночные принципы функционирования. В такой ситуации государству необходимо создать условия, чтобы данные услуги оказывались на современном уровне, с применением новых технологий и были доступны. Для этого государству необходимо стимулировать привлечение инвестиций в образование. Важным шагом на этом пути должно быть снятие ограничений на регистрацию учебных заведений на основе коммерческих организационно-правовых форм. Приватизация ряда государственных образовательных учреждений на условиях их дальнейшего развития могла бы так же стать эффективным способом привлечения инвестиций.

В ближайшей перспективе российский рынок образовательных услуг подвергнется серьезной проверке на прочность. Сокращение рыночного спроса, вызванного демографической ямой, может подтолкнуть государство к нерыночным методам регулирования. Среди них может стать закрытие ряда мелких негосударственных вузов и филиалов. Это приведет к ослаблению инвестиционной привлекательности образовательной отрасли. Поэтому государство в период спада должно проводить политику поддержки образования, в периоды циклического колебания спроса. Оно должно дополнительно финансировать наиболее важные направления образования.

Система образования, как и образовательное сообщество, в любой стране несут в себе значительный консервативный заряд, что позволяет им играть существенную роль в поддержании социального порядка и сохранении преемственности и традиций в обществе. Это обстоятельство нельзя не учитывать при проведении реформ в данной области. Вместе с тем, накопившиеся к настоящему времени проблемы в области экономики образования настоятельно требуют безотлагательного решения. Однако эти решения должны строиться на балансе общенациональных государственных интересов и интересов субъектов рынка образовательных услуг — как производителей, так и, прежде всего, потребителей.

Страна, которая сможет найти правильный путь развития образовательной отрасли, станет обладательницей неоспоримого экономического и политического преимущества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Н. Организационно-экономические основы учебных заведений в региональной системе образования: Автореферат дис. д.э.н. -СПб, 1999.-20 с.
  2. Американская экономика: новые реальности и приоритеты. XXI век. -М.: Анкил, 2000. 198 с.
  3. Анализ состояния российской системы образования // Материалы к заседанию рабочей группы Государственного совета РФ. 03.07.2001. -С. 48.
  4. Н.Г. Высшая школа сегодня и завтра пути преодоления кризиса. М.: Экономика, 2003. — 431 с.
  5. Г. В., Беляков С. А., Виноградов Н. М. Экономика высшей школы: проблемы и перспективы. СПб: Изд-во СПб. университета экономики и финансов, 1996. — 130 с.
  6. Бизнес-образование / Под ред. С. Р. Филоновича. М.: ГУ ВШЭ, 2004. -690 с.
  7. С.А., Куклин В. Ж. Системные аспекты образовательной политики и управления образованием // Университетское образование: практика и анализ. 2003. № 3(26). С. 10−23.
  8. Болонский процесс / Пер. с англ. Касевич В. Б., Светлов Р. В., Петров А. В., Цыб А. В. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. — 157 с.
  9. Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию: Учебное пособие. М.- Домодедово: ВИПК МВД России, 1999.-174 с.
  10. Ю.Булгакова Н., Соснов А. Когда отходит поезд на Болонью? // Платное образование, № 2, 2003. — С. 15−18.
  11. Введение в сетевые технологии обучения / Под ред. Л. Г. Титарева и Ю. Б. Рубина. М.: РИЦ «Альфа» МГОГТУ, 2003. — 243 с.
  12. А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.- 75 с.
  13. Р.А. Аккредитация высших учебных заведений в Соединенных Штатах // высшее образование в Европе. 1993. — № 3.
  14. Н.Воронина Т. П., Кашицын В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М.: АМО, 1995.
  15. Вузы в ожидании проверок и реформ // Вечерние Челны. 2004. — № 37.
  16. Е., Болонские тайны // Агентство политических новостей. -2005.-№ 7.
  17. Е.Н. Рынок образовательных ресурсов: аспекты модернизации. М.: Маркет ДС, 2005. — 360 с.
  18. Глобализация образования: компетенции и система кредитов/ Под. ред. Ю. Б. Рубина. М.: Маркет ДС, 2005. — 490 с.
  19. Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). СПб.: Алетейя, 2000.-320 с.
  20. Е.Г. Некоммерческий маркетинг в управлении высшей школой США // Вестник С.-Петербугского университета. Сер.5 «Экономика».- 1994. № 2. — С. 105−107.
  21. В.А. Экономика образования (вопросы теории и практики). -М.: Просвещение, 1969. 335 с.
  22. Е.Н. Экономика общественного сектора и некомерческих организаций. М.: Изд-во МГУ, 1995.24.3айцева Ж.Н., Рубин Ю. Б., Титарев Л. Г., Тихомиров В. П., Хорошилов А. А., Усков В. Л., Филиппов В. М. Открытое образование стратегия
  23. XXI века для России / Под общ. ред. Филиппова В. М. и В. П. Тихомирова. М.: Издательство МЭСИ, 2000. — 356 с.
  24. В.М. и др. Организационно-экономический механизм региональных систем высшего образования: Учебное пособие НИИВО- Кафедра экономики социальной сферы МГУ им. М. В. Ломоносова. -М., 1995.
  25. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. Ф. О. Шкаратана, М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
  26. О., Ринне Р. Рынок образования, квалификации европейская интеграция//Высшее образование в Европе. 1993. — № 2. — С.34−49.
  27. А.Н. Российская экономика: новый индустриализм, или шанс на постиндустриальное общество. М., 2001.
  28. В.Г. Предпринимательская деятельность высшего учебного заведения. М.: Маркет ДС, 2005. — 104 с.
  29. М.А. Рыночные отношения в системе образования России. -М.:ИНИОН РАН, 2001.-271 с.
  30. М.А. Становление рыночных отношений ы системе образования современной России. М.: МЭСИ, 1998. — 106 с.
  31. М.А. Образование в условиях рынка: концепция учебного заведения М.: Высш. шк.: КноРус, 2002. — 285 с.
  32. Г. Трансграничное образование // Высшее образование сегодня, 2004. — № 4. — С. 12.
  33. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие / Под ред. А. П. Егоршина, Н. Д. Никандрова. Н. Новгород: НИМБ, 2004. -526 с.
  34. Г., Шнайдер Д. Метакапитализм и революция в электронном бизнесе: какими будут компании и рынки в XXI веке: Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2001. — 280 с.
  35. Зб.Наукоемкие технологии образования: Межвузовский сборник научно-методических трудов. Т. З / Под ред. К. И. Курбакова. М.: МИРЭА, 2000.-105 с.
  36. Образование в Москве. История и современность. М.: Издательствообъединения «Мосгорархив», 2000. 416 с. 38, Основные направления перестройки высшего и среднего образования в стране. -М., 1987.
  37. Особенности современного развития высшего образования в ведущих странах мира / Под ред. Ю. Г. Татура. М., 1994. — 119 с.
  38. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. М.: Интерпракс, 1995. — 240 с.
  39. Правовое регулирование образовательной деятельности: Учебное пособие / Под ред. В. М. Сырых. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Академия труда и социальных отношений, 2000. — 106 с.
  40. Российский статистический ежегодник. — М., 2001.
  41. Российское образование в 2001 г.: Аналитический Обзор. Минобразования РФ. М., 2002.
  42. Россия в цифрах, 2002: Кат. стат. сб./ Госкомстат России. М., 2003. -С. 121.
  43. М., Мисюров Д., Кульбака Н. По-японски мудр и образован // Платное образование. 2003. — № 2(4). — С.56.105 I * .1.i
  44. B.A., Чащихин Е. Д. Аккредитация учебных заведений. Опыт США. М.: Мир книги, 1993. — 230 с.
  45. Справочно-статистический материал по системе московского образования. Материал к докладу «Модернизация московск1го образования». М.: МИПКРО, 2001. — 151 с. '
  46. США: общество и ценности//Электронный журнал ЮСИА. Т.2. 1997. -№ 4.
  47. А.Н., Абрамшин А. Е., Иванников А. Д. Молчанова О.П. Управление современным образованием. Социальные и экономические аспекты. М.: Вита-пресс, 1998. — 345 с.
  48. Тенденции развития и роль сферы образования: экономические и социальные аспекты / Под ред. В. И. Марцинкевича. М.: ИМЭМО РАН, 1994.-228 с.
  49. Д., Раджасингам JI. Что такое виртуальное обучение. Образование в информационном обществе. М.: Информатика и образование, 1999. — 312 с.
  50. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / А. Н. Тихонов, А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, А. Д. Иванников, О.П. Молчанова- Под ред. А. Н. Тихонова. М.: Вита -Пресс, 1998.-256 с.
  51. И.Б., Еркович С. П., Коршунов С. В. Высшее профессиональное образование: Мировые тенденции (социальный и философский аспекты). М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. — 368 с.
  52. К.Н., Тарасюк JI.H. и др. высшая школа за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1994. — С.9.
  53. М.С., Липский И. А. Информатизация системы напрерывной подготовки специалистов: методология, теория, практика. — М. — Тамбов: Издательство ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. 518 с.
  54. Шиц М. Образование в зеркале статистики. // Платное образование -2003.-№ 2(4).-С.5.
  55. Й.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1983.бО.Экономика и управление: актуальные проблемы теории и практики: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. С. Д. Ильенковой. -М.: ИНИОН, 2001. 121 с.
  56. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. М.: Изд-во РЭА, 2000. — 592 с.
  57. Т.В. Экономика некоммерческих организаций: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2002. — 320 с. 63 .Якобсон Л. И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 367 с.
  58. Л.И. Экономика общественного сектора: основы теории государственных финансов. М.: Аспект Пресс., 1996. — 319 с.
  59. Becker G.S. Economic Theory. N.-Y. 1971.
  60. Вескег G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. 2nd ed. N.-Y., 1975.
  61. Business Week, 10.12.1990. p. 10 ED. 2.
  62. R.H. (ed.) Foundations of Lifelong Education: Some Methodological Aspects, Paris, Pergamon Press, 1976.
  63. Digest of Education Statistics 1988.
  64. Economic Report of president, 1992.
  65. Higher education in the learning society. Report of the national committee: Main rep. L., 1997.
  66. Higher education in the learning society. Rep. 12: Options for financing higher education: modelling and policy analysis. L., 1997.73 .Peter F. Druker. The Practice of Management.- N.Y.- Harper and Row, 1954.
  67. Schultz T.W., Investment in human capital: the role of education and of research, N.Y. 1971
  68. World Telecommunications and Development report, 1995, P.2.
Заполнить форму текущей работой