Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблема воспитания социальной активности студентов педагогических вузов в отечественной педагогике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Хронологические рамки исследования определяются периодом 19 582 000 гг. Выбранный хронологический отрезок является значительным по своей временной протяженности и охватывает две исторические вехи: советскую и постсоветскую. В этот период были приняты фундаментальное законодательные акты и документы, на основе которых отечественная система высшего педагогического образования функционировала… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСТВА
    • 1. 1. Определение понятия «социальная активность» в системе гуманитарных знаний
    • 1. 2. Сущность воспитания социальной активности личности и его специфика в системе высшего педагогического образования
  • ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ПЕРИОД С 1958 ПО 2000 ГГ
    • 2. 1. Состояние педагогической практики воспитания социальной активности студентов педвузов в период с 1958 по 1970 гг
    • 2. 2. Воспитание социально активной личности студентов высших педагогических учебных заведений в период с 1971 по 1982 гг
    • 2. 3. Процесс воспитания социальной активности студентов педвузов в период с 1983 по 1990 гг
    • 2. 4. Воспитание социальной активности у будущих педагогов в высшей школе в период с 1991 по 2000 гг
    • 2. 5. Анализ педагогического опыта воспитания социальной активности у студентов на примере Мурманского государственного педагогического института в период с 1958 по 2000 гг

Проблема воспитания социальной активности студентов педагогических вузов в отечественной педагогике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Происходящие в современной России преобразования в политической, экономической и социальной сферах, нацеленные на дальнейшее развитие основ демократии и рыночной экономики, предъявляют новые требования к качеству подготовки специалистов с высшим образованием. В этой связи в последние годы наблюдается возрождение интереса государства к проблемам профессиональной подготовки будущих педагогов.

В апреле 2001 года Министерство образования Российской Федерации утвердило «Программу развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001;2010 гг.», которая служит организационной основой государственной политики в данной области и определяет стратегию его развития. Педагогическое образование объявлено приоритетным направлением сферы российского образования. Программа нацелена на развитие исторически сложившейся системы педагогического образования в соответствии с условиями современности и направлена на формирование профессионально компетентной, социально активной, творческой личности педагога [175, С.14].

Выделение социальной активности как одного из неотъемлемых качеств личности учителя, связано с существующей в нашем обществе острой потребностью в педагогических кадрах с четко обозначенной активной жизненной позицией. Однако практика показывает, что на сегодняшний день задаче воспитания социальной активности у студентов педвузов уделяется недостаточно внимания. Вследствие этого значительная часть студенчества демонстрирует не-сформированность социальной ответственности за свою учебную деятельность, пассивное отношение к выработке современного мировоззрения и выбору жизненного пути, отчужденность в сфере управления вузом, ограниченность возможностей для самореализации, пассивные формы проведения свободного времени и т. п.

Таким образом, проявляются противоречия между: насущной потребностью общества в социально активных педагогических кадрах и существующим опытом вузовской воспитательной работывысокой социальной значимостью учительской профессии и низкой социальной устремленностью студентов, их слабой ориентацией на овладение социальным смыслом будущей профессиональной деятельности.

Проблема воспитания социальной активности, по сути, является комплексом проблем. Разработке ее различных аспектов посвящены научные труды И. М. Андрамоновой, С. Ф. Анисимова, Е. А. Ануфриева, Т. С. Арефьевой, JI.M. Архангельского, В. Ф. Бехтерева, Е. Н. Василевской, В. А. Вединяпиной, А. К. Дусавицкого, М. Б. Заславской, С. А. Козловой, В. П. Кутеевой, В. Т. Лисовского,.

A.И. Ломова, Т. Н. Мальковской, В. Г. Мордковича, А. И. Норца, Е. А. Подольской, Е. А. Якубы, И. А. Яременко и других отечественных ученых.

К исследованию проблемы воспитания социальной активности у студентов педагогических вузов обращались ученые Н. М. Бакурадзе, И. Н. Банкуров, Н. А. Воробьева, B.C. Грибов, С. А. Ибрагимова, Р. А. Островская, Л. А. Сикорская,.

B.А. Сластенин, Л. А. Трепоухова, Е. М. Харланова, Е. П. Шастина и др. Следует отметить, что имеющийся в отечественной психологопедагогической науке обширный теоретико-эмпирический материал был накоплен преимущественно во второй половине XX века. Именно поэтому представляется актуальным изучение проблемы воспитания социальной активности студентов педвузов в ретроспективе, на основе критического анализа конкретно-исторической ситуации, обусловившей появление различных педагогических идей и подходов к пониманию данной проблемы, а также накопленного опыта ее решения.

Все вышеизложенное обусловило выбор темы диссертационной работы -«Проблема воспитания социальной активности студентов педагогических вузов в отечественной педагогике».

Хронологические рамки исследования определяются периодом 19 582 000 гг. Выбранный хронологический отрезок является значительным по своей временной протяженности и охватывает две исторические вехи: советскую и постсоветскую. В этот период были приняты фундаментальное законодательные акты и документы, на основе которых отечественная система высшего педагогического образования функционировала в прошлом и продолжает развиваться в настоящее время. К ним относятся: Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране» (1958 г.), Программа КПСС (1961 г., 1986 г.), «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (1984 г.), «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик по народному образованию» (1973 г., 1985 г.), Федеральный закон «Об образовании» (1992 г., 1996 г.), Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (1994 г.), Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» (1996 г.), Национальная доктрина образования в Российской Федерации (2000 г.) и ряд других. Все это позволяет рассматривать проблему воспитания социальной активности у студентов педагогических вузов в развитии и выделить ее наиболее значимые этапы.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе изучения архивных, документальных, научных источников по обозначенной проблеме, а также практики воспитательной работы в высших учебных заведениях, их теоретического анализа и систематизации проследить, как протекал процесс воспитания социальной активности у студентов педагогических вузов с 1958 по 2000 гг.

Объектом исследования является процесс воспитания социальной активности студентов педагогических вузов.

Предмет исследования заключается в рассмотрении основных путей и способов воспитания социальной активности у студентов, применявшихся в практике педагогических вузов в период 1958;2000 гг.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

1) изучить историю развития рассматриваемой проблемы на основе анализа отечественной психолого-педагогической, методической, философской и социологической литературы, архивных источников, документов;

2) обосновать специфику социальной активности для студенческого возраста, уточнить факторы и механизмы воспитания данного личностного качества в системе высшего профессионального образования;

3) проследить динамику проблемы воспитания социальной активности у студентов педагогических вузов, выделить основные этапы ее развития;

4) в рамках каждого этапа выявить, охарактеризовать и систематизировать основные пути и способы реализации процесса воспитания социальной активности в высшей педагогической школе;

5) определить педагогическую ценность основных путей и способов реализации процесса воспитания социальной активности на примере учебно-воспитательного процесса в Мурманском государственном педагогическом институте (1958;2000 гг.).

Методологическая основа исследования представлена научной теорией познания и системным подходом. В основу исследования положен ряд общефилософских и общенаучных принципов: историзма, единства исторического и логического, детерминизма, объективности.

Существенное влияние на понимание проблемы воспитания социальной активности оказали идеи марксистско-ленинского философского учения о всестороннем развитии и социальной детерминированности личности.

На разработку теоретических положений работы повлияли отечественные психолого-педагогические теории: активности человека (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Н. А. Бернштейн, В. Ф. Бехтерев, А. И. Крупнов, А. В. Петровский, Д. Н. Узнадзе и др.) — социальной активности личности (Е.А. Ануфриев, Т. С. Арефьева, JI.M. Архангельский, В. Х. Беленький, С. Н. Иконникова, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, В. Г. Мордкович, А. В. Мудрик, Е. А. Якуба и др.) — деятельности (М.Я. Басов, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.).

Данные теории дополняются философским и социологическим подходами к определению понятия «социальная активность», положениями современной психолого-педагогической концепции содержания высшего профессионального образования и теорией педагогического образования (О.А. Абдуллина, Е.П. Бе-лозерцев, З. И. Васильева, Б. Т. Лихачев, З. А. Малькова, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин и др.), фундаментальными исследованиями по вопросам формирования личности учителя (Н.А. Асташова, Ф. П. Гоноболин, В.А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, Н. Д. Левитов, Л. М. Митина, А. И. Щербаков и др.), базовыми положениями гуманистического подхода к воспитанию (Е.В. Бондаревская, Б. С. Гершунский, В. А. Караковский, В. В. Сериков и др.).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: сравнительно-сопоставительный, историко-логический, системный анализ философской, социологической, психолого-педагогической, методической литературы и периодических научно-педагогических изданийметоды источниковедческого анализа и исторической реконструкциианализ, систематизация и обобщение педагогического опытацеленаправленное наблюдение за учебно-воспитательным процессом в вузесоциологические методы опросов и бесед.

Источниковую базу исследования составляют архивные материалы, монографические труды, статьи и диссертационные исследования в области педагогики и психологии высшей школы, истории педагогики, документы партийных и комсомольских органов, съездов КПСС и ВЛКСМ. Привлечен широкий круг нормативных и программно-методических документов, теоретических и методических работ, материалов научных периодических изданий по проблеме исследования.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

• выделены и охарактеризованы основные этапы развития проблемы воспитания социальной активности у студентов педагогических вузов;

• обоснована динамика процесса воспитания социальной активности в отечественной высшей педагогической школе в период 1958;2000 гг.;

• выявлены, систематизированы и охарактеризованы основные пути и способы воспитания социальной активности у студентов педагогиче7 ских вузов в рассматриваемый период- • определена педагогическая ценность некоторых путей и способов воспитания социальной активности студентов на примере Мурманского государственного педагогического института (1958;2000 гг.).

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении специфики социальной активности личности студента, факторов и механизмов ее воспитания в системе высшего профессионального образования, а также в анализе исторической ситуации развития проблемы воспитания социально активной личности в отечественной педагогике в период 1958;2000 гг.

Практическая значимость исследования выражается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы направлены на совершенствование процесса воспитания социальной активности в современном педагогическом вузе. Заключенные в работе сведения могут способствовать углубленной разработке соответствующих разделов теории и истории отечественной педагогики. Применение материалов исследования возможно для дальнейшего изучения проблемы, составления методических рекомендации в помощь преподавателям высшей педагогической школы. Положения исследования могут быть использованы при создании учебных пособий, факультативных курсов, при чтении лекций для преподавателей общеобразовательной и высшей школы, повышающих профессиональную квалификацию.

Достоверность исследования обусловлена его методологической основой, исходными теоретическими положениями, проверенными в многочисленных теоретико-прикладных исследованиях отечественной педагогики и психологии высшей школыиспользованием различных методов исследования и их адекватностью объекту, предмету, целям и задачам работы, репрезентативностью источниковой базы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Несмотря на кардинальные перемены исторической ситуации в период 1958;2000 гг., в нашем государстве сохранялась объективная потребность в социально активной личности граждан. Для ее удовлетворения в педагогике высшей школы была разработана система воспитательных мер, направленных на формирование, развитие и повышение уровня социальной активности у будущих учителей.

2. В хронологических рамках исследования выделяются четыре основных этапа в развитии проблемы воспитания социальной активности будущих педагогов: I этап — 1958 — 1970 гг., II этап — 1971 — 1982 гг., III этап — 1983 — 1990 гг., IV этап — 1991 — 2000 гг.

3. Сущность, содержание и способы воспитания социальной активности личности студента в педагогическом вузе на каждом из обозначенных временных этапов обусловлены их конкретно-историческими особенностями и социальным заказом.

Актуализация проблемы воспитания социальной активности студентов педагогических вузов в период 1958;1970 гг. (I этап) была связана с попытками социалистической модернизации общества и созданием новой системы воспитания учащейся молодежи, которая базировалась на идее марксистско-ленинской философии о всестороннем развитии личности. В вузах одним из центральных направлений стало идейно-политическое воспитание, в рамках которого начала складываться воспитательная система, нацеленная на формирование социальной активности будущих педагогов.

Направленность государственной идеологии на проблему активизации трудящихся для дальнейшего развития народного хозяйства и развертывания научно-технической революции в стране и углубление ее психолого-педагогической разработки в период с 1971 по 1982 гг. (II этап) способствовали формированию воспитательной системы, ориентированной на весь период обучения в педвузе и охватывающей широкий арсенал воспитательных форм и методов. Основой для системной организации процесса воспитания социальной активности стала общественно-политическая практика.

Между тем, крайняя идеологизированность и политизированность содержания воспитательной работы, бессистемность и бесконтрольность ее результатов, унификация и навязывание «сверху» воспитательных форм и методов, отстраненность от студенческих интересов и инициатив, неразвитость студенческого самоуправления служили факторами, негативно влиявшими на процесс воспитания социальной активности у студентов педагогических вузов.

Социальная ситуация в стране в период 1983;1990 гг. (III этап) обнажила назревшее в обществе противоречие между объективной потребностью в активной, инициативной, творческой личности учителя и воспитательной практикой, готовившей преимущественно исполнителей. В педагогике высшей школы шел интенсивный поиск путей совершенствования методического обеспечения процесса воспитания социальной активности студенчества. В педагогических институтах были предприняты попытки демократизации вузовской жизни.

В период 1991;2000 гг. (IV этап) утверждение новых социально-экономических реалий и ценностных ориентиров, отказ от коммунистической идеологии, ослабление роли государства и общества в процессе целенаправленного формирования общественного сознания студенчества привели к тому, что созданная ранее вузовская система воспитания социальной активности у будущих педагогов перестала функционировать. К началу нового тысячелетия под влиянием объективных факторов российской действительности в высшей педагогической школе был возрожден воспитательный ориентир на формирование социальной активности у будущих педагогов.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования представлялись и обсуждались на международных научно-практических конференциях: «Детство в эпоху трансформации общества» (Мурманск, 2002), «Проблемы модернизации образования в условиях вхождения России в Болонский процесс» (Кемерово, 2005), «Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете» (С.

Петербург, 2005), «Реализация Болонского процесса как инструмент повышения конкурентоспособности высших образовательных учреждений» (Мурманск, 2005) «Культурное разнообразие в эпоху глобализации» (Мурманск, 2006).

Материалы исследования представлялись на межрегиональной научно-практической конференции «Молодые исследователи региону» (Вологда, 2002), региональной научно-практической конференции «Результативность научно-исследовательской работы студентов как показатель качества образовательного процесса в вузе» (Сыктывкар, 2002), научно-практической конференции «Молодая наука Заполярья» (Мурманск, 2004), научно-практических конференциях и методических семинарах в Мурманском государственном педагогическом университете (Мурманск, 2003;2006 гг.).

Положения исследования, отражающие специфику проблемы воспитания социальной активности в отечественной системе высшего профессионального образования, излагались в курсе лекций, прочитанном в Лапландском университете (Рованиеми, Финляндия, 2006), и были описаны в 10 авторских публикациях.

Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Во введении обосновывается научная значимость и актуальность темы, выявляется степень ее разработанности, определяются цель и задачи, аппарат исследования, раскрывается новизна и практическое значение его результатов. Первая глава работы состоит из двух параграфов. Вторая глава включает в себя пять параграфов. Итоги проведенного исследования сформулированы в заключении.

Список литературы

состоит из 297 источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование показало, что на данном этапе развития психолого-педагогической науки социальная активность рассматривается как сложное социально-педагогические явление: интегральная характеристика всех прогрессивных социальных проявлений человека и личностное качество.

Наибольшее влияние на понимание сущности категории «социальная активность» в отечественной педагогике оказали: идея марксистско-ленинского философского учения о социальной детерминации активности личностиположение психологической теории деятельности, раскрывающее активный характер поведения и познаниятеоретические исследования процесса социализации.

Социальная активность обладает многокомпонентной структурой, объединяющей комплекс количественных и качественных характеристик, свидетельствующих об уровне ее развития. Ей присуще многообразие форм проявления, при этом ядро социальной активности составляют ее общественная и профессиональная формы.

Социальная активность имеет свою специфику на каждом возрастном этапе. Отличительной особенностью студенчества как отдельной возрастной и социальной группы является сензитивность к социально значимым проявлениям. Ее основу формируют типичные для студенческой молодежи социально-психологические черты, такие как высокий образовательный уровень, активное потребление культуры, поиск смысла жизни и новых социальных ролей, стремление к идеалу, новым идеям, преобразованиям и пр.

Проделанный анализ содержания существующих трактовок, позволил нам прийти к выводу, что социальная активность студентов выступает как сложное состояние и одновременно свойство личности, связанное с осуществлением деятельности по преобразованию себя и социума в соответствии с задачами общественного развития.

Принцип общественной направленности воспитания, заложенный в основу современной воспитательной парадигмы, актуализирует проблему воспитания социальной активности в высшей школе. Непременными условиями процесса воспитания социальной активности у студентов являются: развитие социальных потребностей, интересов и выработка на их основе убежденийовладение социальными и культурными условиями, нравственными нормами и принципами общественной жизниразвитие биопсихических свойств и социально значимых качеств личности. При этом социальная активность студентов не однообразна, а различается по уровням и находит выражение в ведущей деятельности — учебно-научно-общественной.

В настоящее время высокая социальная активность педагога рассматривается как одно из базовых требований к качеству его профессиональной подготовки. Важность и необходимость воспитания личностного качества «социальная активность» у студентов педагогических вузов объясняется высокой социальной значимостью получаемой профессии, которая заключена в осуществлении воспитательной функции, направленной на содействие процессу социализации подрастающих поколений. Становление профессиональной позиции воспитателя изначально связано с формированием социальной активности и других социально значимых личностных качеств, поскольку эффективная реализация воспитательной функции возможна, только если за время обучения в вузе педагог приобрел и развил у себя те личностные качества, над формированием которых у учащихся ведет напряженную работу. В этой связи обучение в педагогическом вузе предполагает усвоение студентами общепринятых ценностей и норм морали, социальных функций и задач, развитие умений и навыков социально полезной деятельности, непосредственное включение студентов в разнообразные общественные отношения.

Обращение к ретроспективному изучению проблемы воспитания социальной активности личности в системе высшего педагогического образования, конкретизация периода исследования временными рамками 1958;2000 гг. и выделение в нем четырех этапов (I этап — 1958 — 1970 гг., II этап — 1971 — 1982 гг.,.

Ill этап — 1983;1990 гг., IV этап — 1991;2000 гг.) позволили нам отразить в исследовании: педагогические взгляды и позиции относительно данной проблемы, существовавшие на данном временном отрезкединамику проблемы воспитания социальной активности у будущих педагоговразвернутую характеристику основных принципов, путей и способов воспитания социальной активности студентов, применявшихся в практике высших педагогических учебных заведений.

Исследование показало, что, несмотря на нестабильность исторического периода 1958;2000 гг. и неоднозначность имевших место событий, в нашей стране сохранялась потребность в социально активной личности педагога.

Актуализация проблемы и подъем интереса к ней научно-педагогической общественности в период 1958;1970 гг. (I этап) были обусловлены попытками социалистической модернизации общественной жизни и созданием новой систем воспитания учащейся молодежи. В педагогических вузах страны в рамках идейно-политического направления воспитания закладывались организационные основы воспитательной системы, нацеленной на формирование социальной активности будущих педагогов.

С 1971 по 1982 гг. (II этап) направленность государственной идеологии на проблему активизации трудящихся для дальнейшего развития народного хозяйства и развертывания научно-технической революции в стране, идеологическая пропаганда, планомерное и специально организованное сплочение студенческой молодежи составляли базис для воспитания социальной активности в высшей школе. Углубление психолого-педагогической разработки проблемы способствовало окончательному формированию воспитательной системы, ориентированной на весь период обучения в педагогическом вузе, и охватывающей широкий арсенал воспитательных форм и методов. Основой для системной организации процесса воспитания социальной активности стала общественно-политическая практика.

Но в виду крайней идеологизированности и политизированности содержания воспитательной работы, бессистемности и бесконтрольности ее результатов, унификации и навязывания «сверху» воспитательных форм и методов, отстраненности от студенческих интересов и инициатив, неразвитости студенческого самоуправления в педагогических вузах отмечалась недостаточно высокая эффективность процесс воспитания социальной активности студентов.

В период 1983;1990 гг. (III этап) начатые в стране социально-экономические преобразования, направленные на ускорение общественного развития, и последующая за ними перестройка, обнажили назревшее противоречие между объективной потребность общества в активной, творческой личности учителя и воспитательной практикой, готовящей преимущественно исполнителей. В высшей педагогической школе были предприняты попытки демократизации и совершенствования методического обеспечения процесса воспитания социальной активности.

Однако в свете событий в 1991;2000 гг., связанных с отказом от коммунистической идеологии, ослаблением роли государства и общества в процессе целенаправленного формирования общественного сознания студенчества, утверждением новых социально-экономических реалий и ценностных ориентиров, созданная ранее вузовская система воспитания социальной активности у будущих педагогов не смогла функционировать. Как следствие, в молодежной среде ярко проявились такие негативные тенденции как дезинтеграция, пессимизм, социальная пассивность. Это вернуло общество к осознанию ведущей роли молодого поколения в построении российской государственности и привело правительство и научно-педагогическое сообщество к необходимости переосмыслить стратегию вузовского воспитания. Были созданы нормативно-правовые, программные документы, разработаны и реализованы Федеральные целевые программы, отражающие вопрос повышения уровня социальной активности учащейся молодежи. Возобновилось психолого-педагогическое исследование проблемы воспитания социальной активности у будущих педагогов.

Сведения, полученные в результате теоретического анализа и систематизации документальных и архивных материалов Мурманского государственного педагогического института за период 1958;2000 гг. позволили проследить, как на практике протекал процесс воспитания личностного качества «социальная активность» у студентов. Воспитательный процесс в Мурманском пединституте строился в соответствии с социально-историческими реалиями времени, на основании разработанной для педвузов нормативно-организационной базы и собственного планирования.

Основной период целенаправленной, комплексной, систематической работы по формированию качества «социальная активность» у студентов Мурманского педагогического института пришелся на 1968;1987 гг. В это время в вузе широко использовался воспитательный потенциал административно-общественных организаций, дисциплин общественного и гуманитарного цикла, института кураторства, системы общественных поручений, общественно-политической практики, факультета общественных профессий, движения студенческих отрядов. Жизненность и актуальность систем студенческого самоуправления и кураторства, студенческой научно-исследовательской и социальной работа в деле формирования социальной активности в последующие годы указывают на их педагогическую ценность. Вместе с тем, в ходе исследования были обнаружены факты, свидетельствующие о недостаточно высокой эффективности воспитательного процесса. Их анализ позволил вскрыть причины, обусловившие такое положение.

Существующий в настоящее время ориентир системы высшего педагогического образования на воспитание социально активных кадров требует дальнейшей разработки данной проблемы. Изучение состояния и динамики социальной активности современного студента педагогического вуза, подготовка будущих педагогов к формированию и развитию социальной активности у учащихся в процессе профессиональной деятельности, создание новых и модернизация ранее применявшихся воспитательных методов и форм могут рассматриваться в качестве перспективных линий для продолжения данного исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: для пед. спец. высш. учеб. заведений. / О. А. Абдуллина — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990.-141 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности. / К.А. Абульханова-Славская М.: Наука, 1980. — 337 с.
  3. , В.А. О проблеме воспитания в вузе. / В. Н. Айнштейн // Высшее образование в России. 1998. — № 3. — С. 75−83.
  4. Активность личности в обучении (психолого-педагогический аспект): сб. науч. трудов./ отв. ред. Т. В. Кудрявцева М.: НИИ ВШ, 1986. — 191 с.
  5. Активность личности // Коджаспирова, Г. М., Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров М.: Изд. центр «Академия», 2000. — С. 8−9.
  6. Активность личности// Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./ гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. -Т.1. (А-М)-С. 27.
  7. Активность, активность личности// Психология: Словарь/ под ред. А. В. Петровского, М. Г. Брошевского 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990.-С. 14−15.
  8. , Л.Ф. Психология активности личности./ Л. Ф. Алексеева Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1996. — 149 с.
  9. , Б.Г. Человек как предмет познания./ Б. Г. Ананьев СПб: Питер, 2002.-288 с.
  10. , И.М. Воспитание социальной активности старшеклассников в теории и практике отечественной педагогики (1960−1985 гг.): дис.. канд. пед. наук/И.М. Андрамонова Кострома, 1999. — 157 с.
  11. П.Ануфриев, Е. А. Социальная активность личности./ Е. А. Ануфриев М.: Изд-во «Знание», 1961. — 126 с.
  12. , Е.А. Социальная роль и активность личности./ Е. А. Ануфриев М.: Изд-во Московского уни-та, 1971. — 151 с.
  13. , Г. А. Затянувшееся выздоровление (1953−1985 гг.): Свидетельство современника. / Г. А. Арбатов М.: Международные отношения, 1991. -398 с.
  14. , А.Г. Психология личности. / А. Г. Асмолов М.: МГУ, 1990. -367 с.
  15. , Н.А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей./ Н. А. Асташова М.: МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. -272 с.
  16. , Н.М. Формирование социальной активности будущих учителей в процессе обучения на факультете общественных профессий: дис. канд. пед. наук./ Н. М. Бакурадзе Р-на-Д, 1988. — 128 с.
  17. , И.Н. Формирование социально-политической активности студентов педагогических вузов в процессе педагогической практики: автореферат дис.. канд. пед. наук./И.Н. Банкуров-М., 1989. 16 с.
  18. , М.Я. Избранные психологические произведения./ М. Я. Басов. М., 1975.-239 с.
  19. , Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки./ Е.П. Бело-зерцев М.: Педагогика, 1989.- 208 с.
  20. , Н.А. Очередные задачи в свете современной теории биологической активности./ Н. А. Бернштейн //Вопросы психологии. 1966. — № 4.-С. 30−39.
  21. , В.Ф. Активность личности: психолого-педагогический аспекты воспитании в современных условиях: Учеб. пособие./ В. Ф. Бехтерев -Красноярск, 1996. 140 с.
  22. , JI. Метаморфозы воспитательного процесса в эпоху кризиса и реформ./ Л. Бойко, Ю. Колесников, А. Юрков //Вестник высшей школы. -1997.-№ 9.-С. 6−8.
  23. , В.А. Реформа педагогического образования./ В. А. Болотов, В.Б. Новичков// Педагогика. 1992.- № 7−8. — С. 49−54.
  24. , Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Основные положения концепции воспитания в изменяющихся условиях: Научно-методическая разработка./ Е.В. Бон-даревская Р-на-Д: РГПУ, 1995. — 32 с.
  25. , А.П. Откуда и куда идем: взгляд философа на историю советского общества./ А. П. Бутенко Л.: Лениздат, 1990. — 288 с.
  26. , В.В. Формирование личности учителя в теории и практике педагогического образования (1960−1990 гг.): дис. докт. пед. наук./ В. В. Буткевич М.: МГПУ им. В. И. Ленина, 1994. — 203 с.
  27. , Ю.Ф. Общественная активность, ее содержание и критерии./ Ю. Ф. Буханов, Е.А. Якуба// Философские науки. 1968. — № 4. — С. 11−17.
  28. , Е.Н. Педагогические проблемы воспитания общественной активности студентов высших учебных заведений: дис.. канд. пед. наук./ Е. Н. Василевская Одесса, 1975. — 136 с.
  29. , З.И. Авторские педагогические исследования проблем воспитания (1973−2000 гг.)./З.И. Васильева СПб.: ХИМИЗДАТ, 2002. — 172 с.
  30. , З.И. Гуманистические ценности образования и воспитания (90-е годы XX в. Россия): педагогическое исследование./ З. И. Васильева -СПб.: ХИМИЗДАТ, 2003. 336 с.
  31. , В.А. Активность учения: Учеб. пособие./ В. А. Вединяпина -СПб, 1994.-179 с.
  32. Воспитательная работа в вузах России в новых условиях / составители А. А. Бартоломей, М. Б. Немировский и др. М., 1997. — 40 с.
  33. Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания./ под ред. В. А. Березиной, О. И. Волжиной, И. А. Зимней. М.: Вентана-Графф, 2003. — 384 с.
  34. , Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. В 6 т. — Т. 3. Проблемы развития психики./ Л. С. Выготский — М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
  35. , Б.С. Менталитет и образование. Учеб. пособие для студентов./ Б. С. Гершунский М.: Институт практической психологии, 1996. -144 с.
  36. , И.З. Актуальные проблемы воспитания будущих учителей./ И. З. Гликман // Вестник высшей школы. 1999. — № 8. — С. 32−35.
  37. , Ф.Н. Книга об учителе./ Ф. Н. Гоноболин М.: Просвещение, 1965. — 124 с.
  38. , В.В. Взрослый как субъект непрерывного профессионального образования. Монография./ В. В. Горшкова СПб.: ГНЦ «ИОВ РАО», 2004. -148 с.
  39. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 33 200 «Иностранный язык». М.: МОРФ, 2000. — 20 с.
  40. , А.А. Реализация личностной активности рабочего в производственных ситуациях жизнедеятельности./ А. А. Грачев //Психология личности и образ жизни / под ред. Е. В. Шороховой. М., 1987. — С. 41−45.
  41. , В.В. Воспитание молодежи в новых социально-экономических условиях./ В.В. Давыдов// Педагогика. 1991. — № 7. — С. 3−15.
  42. , Э.Д. Современная школьная реформа в России./ Э. Д. Днепров. -М.: Наука, 1998.-464 с.
  43. , В.И. Российское общество: современное состояние и перспективы (от социологии кризиса к социологии надежды)./ В.И. Добрень-ков//Вестник Московского Университета. Сер. 18. Социология и политология. — 2004. — № 1.- С. 7−27.
  44. , В.В. Мурманский государственный педагогический институт: Страницы истории./ В. В. Дранишников Мурманск: МГПИ, 1999.- 100 с.
  45. , В.В. Ориентация школьников и молодежи на духовно-нравственные ценности./ В.В. Дранишников// Наука и образование.2000.-№ 1.-С. 39−45.
  46. , А.К. Социальная активность студента как отражение системы его жизнедеятельности./ А. К. Дусавицкий // Социальная активность студентов: тез. докл. на науч.-пр. конф., 12−13 июня 1985 г. / Отв. ред. B.C. Петровский. Каунас, 1985. — С. 15−19.
  47. , JI.H. Проблемы потребления и воспитания личности./ JI.H. Жилина, Н. Т. Фролова М., 1969. — 84 с.
  48. , М.Б. Формирование общественной активности студентов./ М. Б. Заславская Алма-Ата, 1977. — 78 с. 54.3имняя, И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб./ И. А. Зимняя М.: Логос, 2000. — 348 с.
  49. , С.А. Формирование социальной активности студентов педагогических вузов в процессе общественно-педагогической деятельности: дис. канд. пед. наук./ С. А. Ибрагимова Баку, АГПИ, 1987. — 122 с.
  50. Из истории античной культуры. Сборник. М., 1976. — 152 с.
  51. , С.Н. На пороге гражданской зрелости (Об активной жизненной позиции современного молодого человека)./ С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский Л.: Лениздат, 1982. — 176 с.
  52. Иного не дано: сб. статей. / под общ. ред. Ю. Н. Афанасьева. М.: Прогресс, 1988.-680 с.
  53. , И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / И. Ф. Исаев М.: Издат. центр «Академия», 2002. — 208 с.
  54. История КПСС: Курс лекций. Вып. 3/ под общ. ред. Н. Н. Маслова.- М.: Мысль, 1985. 304 с.
  55. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений/ под ред. А. И. Пискунова. 2-е изд., испр. и дополн. -М.:ТЦ Сфера, 2005.-512 с.
  56. , В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса./ В. А. Караковский — М., 1993.-80 с.
  57. Квалификационные характеристики специалистов с высшим образованием по специальностям педагогических институтов. М.: Министерство просвещения СССР, 1985. — 55 с.
  58. , Д.Д. Подготовка специалистов в высшей школе в конце 1950-х в 1980-е гг. (на материале Северного Кавказа): дис.. докт. истор. наук./ Д. Д. Квициани — Р-на-Д, 1992. — 193 с.
  59. , В.И. Общественное поручение как средство формирования общественной активности учащихся средних профтехучилищ./ В. И. Клюшкин Ленинград, 1985. — 83 с.
  60. , Л.В. К определению содержания категории «социальная активность»./ Л. В. Коваль, В. М. Чижова // Социальная активность: споры и суть. Сб. науч. тр. / отв. ред. В. Г. Мордкович. Челябинск: ЧГПИ, 1976. -Вып.З. — С. 65−76.
  61. , О.Н. Введение в теорию воспитания. Пособие для преподавателей. / О. Н. Козлова М.: Интерпракс, 1994. — 208 с.
  62. , С.А. Формирование общественной направленности дошкольников в процессе познания социальной действительности: автореферат дис.. докт. пед. наук./ С. А. Козлова М.: АПН, 1988. — 39 с.
  63. , В.А. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета: сущность, модель, проектирование: Монография./ В. А. Козырев СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 328 с.
  64. Комментарии к Закону Российской Федерации «Об образовании» / отв.ред. В. И. Шкатулла. М.: Юрист, 1998. — 558 с.
  65. Коммунистическое воспитание молодежи. Октябрьские чтения. / отв. ред. С. И. Никишев М.: Изд-во МГУ, 1975. — 566 с.
  66. Комплексная программа коммунистического воспитания студентов. Основные принципы, направления, методы и формы воспитательной работы в высшем учебном заведении. / отв. ред. B.C. Рахманин. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1983. — 178 с.
  67. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание./ И. С. Кон М. «Политиздат», 1984. — 335 с.
  68. , В.Н. Социальная активность и пассивность личности: Учеб. пособие./ В. Н. Константинов Владимир: ВГПИ, 1990. — 113 с.
  69. Концепция воспитания студентов вузов Российской Федерации: Метод, пособие / под ред. В. Т. Лисовского. СПб: Изд-во СПбГУ, 1999. — 92 с.
  70. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе.// Народное образование. 1991. — № 11. — С. 65−70.
  71. , Д.С. Коммуникативная активность в структуре интегральной индивидуальности: генетический и онтогенетический аспекты: дис.. канд. психолог, наук. / Д. С. Корниенко Пермь, 2003. — 198 с.
  72. , В.Ф. Политическая социализация молодежи. /В.Ф. Костюке-вич Мурманск: Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, НИЦ «Пазори», 1998. — 186 с.
  73. , А.И. Психологические проблемы исследования активности человека. / А. И. Крупнов // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 25−32.
  74. , В.Н. Западноевропейская философия восемнадцатого века. / В. Н. Кузнецов, Б. В. Мееровский, А. Ф. Грязнов М., 1986. — 189 с.
  75. Кузьмина, Н. В. Формирование педагогических способностей. / Н.В. Кузьмина-Л.: ЛГУ, 1961.-98 с.
  76. , В.П. Развитие активности личности будущего специалиста./ В. П. Кутеева Саранск: Изд-во Мордовского Университета, 1996. — 87с.
  77. , Т.Н. Современное студенчество. Актуальные вопросы образования и воспитания./ Т. Н. Кухтевич, В. М. Прокопенко М.: Изд-во МГУ, 1992.- 121 с.
  78. , Т.С. Активность личности в свете коммунистической морали/ Т. С. Лапина // Вопросы философии. 1966. — № 9. — С. 117−126.
  79. , X. Трактовка воспитания как взаимодействия воспитателя и воспитанника./ X. Лийметс // Проблемы воспитательного коллектива: Сб. науч. трудов. Вып.1. Таллин, 1979. — С. 68−73.
  80. , В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учеб. пособие./ В. Т. Лисовский СПб, 2000. — 595 с.
  81. , В.Т. Личность студента./ В. Т. Лисовский, А. В. Дмитриев Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.-183с.
  82. , Л.А. Методология и методика формирования социальной активности школьников./ Л. А. Лиферов // Формирование социальной активности личности: материалы конференции / отв. ред. И. И. Купцов. -Рязань: изд-во РПИ, 1990. С. 30−42.
  83. , Б.Т. Теория коммунистического воспитания. Опыт методологического исследования./ Б. Т. Лихачев М."Педагогика", 1974. — 496 с.
  84. , А.Н. Формирование социальной активности студентов: Учеб. пособие./ А. Н. Ломов Грозный, 1982. — 83 с.
  85. , З.А. Педагогические науки на новом этапе./ З. А. Малькова, Н. Д. Никандров // Советская педагогика. 1989. — № 1. — С. 40−46.
  86. , Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников: Учеб. пособие./Т.Н. Мальковская Л, 1973. — 172 с.
  87. , Т.Н. Социальная активность старшеклассников. (Педагогическая наука реформе школы)./ Т. Н. Мальковская — М. «Педагогика», 1988. — 144 с.
  88. , А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя./ А. К. Маркова М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  89. , К. Экономические рукописи. 1857−1859./ К. Маркс// К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения в 50 томах. Т. 46. — 4.1. — изд. 2. — М., 1968. — с. 1748.
  90. , B.JI. Тревоги и надежды высшей школы России./ B.JI. Матросов// Педагогика. 1995. — № 3. — С.3−6.
  91. Меры по реализации Программы реформирования и развития системы образования РФ в условиях углубления социально экономических реформ (1992−1994 гг.). // Вестник образования. 1992. — № 12. — С.8−22.
  92. , JI.M. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ JI.M. Митина М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 320 с.
  93. А.В. Социализация человека: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений./ А. В. Мудрик М: изд. центр «Академия», 2004. -304 с.
  94. , А.В. Социализация и «смутное время». / А. В. Мудрик -М.: Знание, 1991.-80 с.
  95. Народное образование в СССР./ под ред. М. А. Прокофьева и др. -М.: Педагогика, 1985. 448 с.
  96. Народное образование в СССР./ под ред. М. А. Прокофьева и др. -М.: Просвещение, 1967. 544 с.
  97. Научные основы системы воспитательной работы в педагогическом институте./ отв.ред. А. В. Деттер, Б. Г. Иоганзен. Томск, 1976. — 183 с.
  98. , Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий./ Н. Д. Никандров М.: Педагогическое общество России, 2000. -304 с.
  99. Новое педагогическое мышление./ под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.-280 с.
  100. Норец, А. И. Формирование социально активной личности студента вуза во внеаудиторной работе: дис.. канд. пед. наук./ А. И. Норец -Магнитогорск, 2002. 179 с.
  101. О 80-летиии комсомола и об усилении внимания к молодежи в Российской Федерации: постановление Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации. — 22.06.1998. — № 25. — С. 5303−5305.
  102. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании»: федер. закон от 5 янв. 1996 г. № 12-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. № 3. — 15.01.1996. — С. 693−735.
  103. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: федер. закон.// Бюллетень Министерства труда и социального развития РФ. -1996.-№ 10.-С. 49−76.
  104. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: постановление ЦК КПСС от 26.04.1979. М.: Изд-во «Правда», 1979. — 16 с.
  105. О кризисном положении в системе образования Российской Федерации: постановление Государственной Думы Российской Федерации от 25 окт. 1995 г.// Российская газета. 1996. — № 4. — С. 6.
  106. О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране: постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР.// Бюллетень Министерства высшего и среднего специального образования СССР. -1972.-№ 10.-С. 15−22.
  107. О мерах по коренному улучшению качеств подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве: приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР.//
  108. Бюллетень Министерства высшего и среднего специального образования СССР.- 1987.-№ 6.-С. 1−17.
  109. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 4 авг. 2000 г., № 751.// Бюллетень Министерства образования РФ. Высшее и среднее профессиональное образование. 2000. — № 11. — С. 3−14.
  110. MOB ЦК (1898−1986). T.12. (1971−1975). 9-е изд., доп. и испр. — М.: Политиздат. — 1986. — С. 430−436.
  111. О работе комсомольских организаций вузов по коммунистическому воспитанию студенчества: постановления ЦК ВЖСМ.// Комсомол и высшая школа. 1968. — С. 240−251.
  112. О совершенствовании структуру и содержания высшего педагогического образования в РФ: решение коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 9 дек. 1997 г., № 15/2. // Вестник образования. 1998. — № 7. — С. 10−17.
  113. О состоянии высшего образования в Российской Федерации. Заявление Совета Федераций Федерального Собрания РФ от 26.02.1994//Российская газета. 1994. — № 12. — С. 5
  114. О состоянии и перспективах развития системы высшего профессионального образования: постановление Министерства образования Российской Федерации./Юбразование в документах. 1998. — № 13. — С. 1922.
  115. О стратегии развития и воспитания личности в системе общего и профессионального образования в России: приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 21 июня 1997 г. № 1252
  116. Бюллетень Министерства общего и профессионального образования РФ. Сер.: Высшее и среднее профессиональное образование. 1997. — № 9. -С. 24−27.
  117. Об образовании: федер. закон. Мурманск, 1992. — 64 с.
  118. Об образовании: федер. закон.// Сборник законодательства Российской Федерации. 1996. — № 3. — С. 693−755.
  119. Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного образования: решение коллегии Министерства образования от 5 июня 1996 г., № 12/1. // Вестник образования. № 8. — 1996. — С. 76−81.
  120. Об укреплении связи школы с жизнь и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране. Тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР. //Правда. 1958. — № 320. — 16.10.1958 г. — С. 1−3.
  121. Об улучшении работы профсоюзных и комсомольских организаций с детьми и подростками по месту жительства: постановление Секретариата ВЦСПС и Секретариата ЦК BJIKCM.// Документы ЦК ВЖСМ. 1971. — С. 333.
  122. Об утверждении Федеральной программы развития образования на период до 2005 года.: федер. закон от 10 апр. 2000 г. № 51-ФЗ.// Официальные документы в образовании. 2000. — № 8. — С. 4−75.
  123. Образ жизни современного студента. Социологическое исследование / отв. ред. В. Т. Лисовский. Л., 1981 — 179 с.
  124. Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране.// Сборник документов и материалов. М.: Высшая школа, 1987. — с.17−36.
  125. Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976−1980 гг. М.: Политиздат, 1976. — 95 с.
  126. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик по народному образованию (1973 г.) // Высшая школа. Сб. основных постановлений, приказов и инструкций. / под ред. Е. И. Войленко. В 2-х ч. 4.1. -М.: Высшая школа, 1978. с. 3−13.
  127. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик по народному образованию (1985 г.) // Высшая школа. Сб. основных постановлений, приказов и инструкций. М.: Высшая школа, 1986. — с. 3−18.
  128. Отечественное образование: тенденции и перспективы развития.// Педагогика. 1998. — № 8. — С. 3−25.
  129. Отчет ЦК ВЛКСМ и задачи комсомола по воспитанию молодежи в духе Ленинских заветов. XVI съезд ВЛКСМ. М.: Молодая гвардия, 1970.-64 с.
  130. Очерки истории педагогической науки в СССР (1917−1980 гг.)/ под ред. Н. И. Кузина, М. Н. Колмаковой. М.: Педагогика, 1986. — 288 с.
  131. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1961−1986 гг.)/ под ред. Ф. Г. Паначина, М. Н. Колмаковой, З. И. Равкина. М.: Педагогика, 1987. — 416 с.
  132. Педагогика: Учебное пособие для студ. пед. ин-тов/ Ю.К. Бабан-ский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др./ под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. — М., Просвещение, 1988. -479 с.
  133. Педагогическое образование России: Сб. нормативных документов/ Министерство образования РФ./ сост. М. Н. Костикова, Э. М. Никитин и др. -М., 1994.-184 с.
  134. , Е.Н. Природно-биологические факторы социальной активности личности./ Е. Н. Песоцкая Саранск: Изд-во Мордовского университета, 1999. -136 с.
  135. , А.В. Быть личностью./А.В. Петровский М.: Педагогика, 1990.- 112 с.
  136. Пленум ЦК КПСС. 27−28 января 1987 г. // КПСС. Коммунистическая Партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций, пленумов ЦК (1898−1988). Т.15. (1985−1988). 9-е изд., доп. и испр. — М.: Политиздат. — 1989. — с. 352−368.
  137. , И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. Кн. 2: Процесс воспитания / И. П. Подласый, -М.: ВЛАДОС, 2002.-256 с.
  138. , Е.А. Ценностные ориентации и проблемы активности личности. / Е. А. Подольская, — Харьков: изд-во «Основа», 1991. 128 с.
  139. Положение о высших учебных заведениях страны: приказ Министерства высшего и среднего специального образования от 29 марта 1961 г. № 106.// Бюллетень Министерства высшего и среднего специального образования СССР. 1961. — № 6. — С. 3−15.
  140. , В.В. Социальная активность как категория исторического материализма./ В. В. Помыкалов // Социальная активность: от потребности к деятельности/ Сб. науч. тр./ отв. ред. Н. Н. Михайлов. Челябинск, 1978. — Вып.4. — С. 3−28.
  141. Примерное положение об общественно-политической практике студентов высших учебных заведений.// Бюллетень Министерства высшего и среднего специального образования СССР. 1981. — № 12. — С. 1517.
  142. Примерный комплексный план коммунистического воспитания студентов высших учебных заведений на весь период обучения.// Бюллетень Министерства высшего и среднего специального образования СССР. 1980.-№ 11.- С. 4−20.
  143. Примерный комплексный план коммунистического воспитания студентов высших учебных заведений на весь период обучения. Бюллетень Министерства высшего и среднего специального образования СССР. -1980.-№ 12.- С. 14−26.
  144. Проблемы общественной активности студентов: сб. науч. тр./ отв. ред. А. Я. Райбекас. Красноярск, 1972. — 93 с.
  145. Проблемы социальной активности: сб. науч. тр./ отв. ред. В. Г. Мордкович. Челябинск, 1974. — Вып.2. — 97 с.
  146. Программа КПСС. Новая редакция. // КПСС. Коммунистическая Партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций, пленумов ЦК (1898−1988). Т.15. (1985−1988). 9-е изд., доп. и испр. -М.: Политиздат. — 1989. — с. 91−161.
  147. Программа развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001−2010 гг.// Бюллетень Министерства образования РФ. Высшее и среднее профессиональное образование. 2001. — № 8. — С. 3−20.
  148. Программа реформирования и развития системы образования РФ в условиях углубления социально экономических реформ.// Вестник образования. 1992. — № 10. — С. 25−34.
  149. , В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник./ В. Г. Пряникова, З. И. Равкин М.: Новая школа, 1994.-96 с.
  150. Пути повышения общественной активности студентов педагогических вузов: сб. материалов науч. конф. / отв. ред. B.C. Грибов. М, 1978. -160 с.
  151. , А.И. Будущее России: социально-технологическая модель./ А.И. Ракитов// Общественные науки и современность. 1996.- № 2. -С. 5−11.
  152. Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования.// Вестник образования. 1992. — № 10. — С. 2−25.
  153. , М.И. Воспитание учащихся: теория и методика./ М. И. Рожков, JI.B. Байбородова Ярославль, 2002. — 282 с.
  154. , СЛ. Проблемы общей психологии. В 2 т./ АПН СССР. / СЛ. Рубинштейн М.: Педагогика, 1989. — Т. 1. — 485 с.
  155. , В.Р. Юность в хаосе реформ (Опыт социально-этического становления самосознания молодежи Мурманской области в 1994—1996 гг.)./В.Р. Рыбкин -Мурманск: МГПИ, 1996.-206 с.
  156. , В.А. Воспитание студенчества в середине 50-х- 1 половине 60-х гг. годов: критический анализ (на материалах вузов г. Ленинграда): дис. канд. пед. наук. / В. А. Сенченков СПб, 1992. — 151 С.
  157. , А.И. История формирования политической активности молодежи СССР и Российской Федерации (1985−1996 гг.): автореферат дис.. канд. ист. наук./ А. И. Скулов Воронеж, 2000. — 16 с.
  158. , В.А. Основные тенденции модернизации высшего образования./ В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. 2004 -№ 1.- С. 43−50.
  159. , В.А. Программно-целевой подход к формированию социально активной личности учителя./ В. А. Сластенин // Теория и практика высшего педагогического образования: сб. науч. тр./ отв. ред. В. А. Сластенин. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1984. — С. 3−15.
  160. , В.А. Учитель в воспитательной системе./ В. А. Сластенин // Моделирование воспитательных систем: теория практике: сб. науч. ст./ под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. — М.: РОУД995.- С. 23−32.
  161. , В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки./ В. А. Сластенин М.: Просвещение, 1976. -159 с.
  162. , В.А. Формирование социально активной личности учителя: общая концепция исследования./ В. А. Сластенин //Формирование социально активной личности учителя: межвузов, сб. науч. тр./ отв.ред. В. А. Сластенин. М.:МГПИ им. Ленина, 1986. — С. 3−21.
  163. , В.А. Целостный педагогический процесс./ В. А. Сластенин, А. И. Мищенко М., 1998. — 237 с.
  164. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ С. Д. Смирнов М.: изд. центр «Академия», 2003 — 304 с.
  165. , В.В. Политическая история современной России: 1985−2001 гг.: от Горбачева до Путина. / В. В. Согрин М.: «Весь мир», 2001. — 272 с.
  166. Социализация личности// Мижериков, В.А. Психолого-педагогический словарь. /В.А. Мижериков Р-на-Д: изд-во «Феникс», 1998. — С. 412−413.
  167. Социализация// Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./ гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1999. -Т.2.(М-Я) — С. 359−361.
  168. Социализм: между прошлым и будущим: сб. статей / ред.- сост. В. П. Киселев, И. М. Клямкин. -М.: Прогресс, 1989.-424 с.
  169. Социальная активность: споры и суть./ Сб. научных трудов./ отв. ред. В. Г. Мордкович. Челябинск, 1976. — Вып. 3. — 116 с.
  170. Студент и его деятельность./ под ред. Г. П. Давидюка. Минск.: изд-во БГУ, 1978. — 160 с.
  171. Студенты будущее России: Заявление V съезда Российского союза ректоров высших учебных заведений.// Бюллетень Министерства общего и профессионального образования РФ. Высшее и среднее профессиональное образование. — 1998. — № 8. — С. 27−29.
  172. , Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке / Ю. Г. Татур // Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С. 111−125.
  173. , Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке. / Ю. Г. Татур // Высшее образование в России. 1994. — № 3. — С. 140−156.
  174. Теоретико-методологические проблемы формирования социально активной личности в условиях совершенствования социализма: межвуз. сб. науч. тр./ отв. ред. А. К. Рычков. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1986. -80 с.
  175. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации.// Вестник образования. 1994. — № 1. — С. 7−32.
  176. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской
  177. Федерации. // Бюллетень Министерства образования РФ. Высшее и среднее профессиональное образовании. 2001.- № 6. — С. 3−29.
  178. , JI.B. Проблемы формирования политической зрелости студентов: Учеб.-метод. пособие./ А. В. Топчий М.: Высшая школа, 1991 -159 с.
  179. , Д.Н. Основные положения теории установки./ Экспериментальные основы психологии установки./ Д. Н. Узнадзе Тбилиси, 1961.-113 с.
  180. , М.Ф. Воспитание специалиста./ М. Ф. Фатхуллин Казань: изд-во Казанского Университета, 1990. — 149 с.
  181. Федеральная программа развития воспитания в системе образования России: приказ Министерства Образования от 18 окт. 1999 г. № 574.// Официальные документы в образовании. 1999. — № 22 (109) — Ноябрь.-С. 8−23.
  182. Федеральная целевая программ «Молодежь России» (1998−2000 гг.).// Собрание законодательства Российской Федерации. № 26. -30.06.1997.- С.5051−5079.
  183. , Г. Н. Проблемы эффективности воспитания личности в условиях развитого социализма./ Г. Н. Филонов М.: Педагогика, 1978. -224 с.
  184. , Г. Н. Трудные будни воспитания./ Г. Н. Филонов// Советская педагогика. 1991. — № 1. — С. 3−9.
  185. , Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ Ю. Г. Фокин М.: Издательский центр «Академия», 2002.-214 с.
  186. Формирование личности будущего учителя/ сост. Р. И. Цветкова, Ф. Г. Вашенина, Т. П. Черкасская и др. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 1991. — 128 с.
  187. Формирование социальной активности личности: межвузов, сб. науч. тр./ отв. ред. А. П. Петрова. М., 1985. — 158 с.
  188. Формирование социальной активности специалиста в вузе: сб. науч. тр./ отв. ред. Е. А. Якуба. Харьков, 1985. — 101 с.
  189. Формирование социальной активности студентов (комплексно-целевой подход): межвузовский сб. науч. трудов/ отв. ред. Р.Д. Клочков-ский. Саратов, 1989. — 108 с.
  190. , И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет./ И. Т. Фролов М.: Политиздат, 1989. — 559 с.
  191. , Е.М. Развитие социальной активности студентов педагогических вузов в деятельности студенческих педагогических отрядов: дис. канд. пед. наук./ Е. М. Харланова Челябинск, 2002. — 153 с.
  192. , А.П. Между либерализмом, демократией и сползанием в авторитаризм: предварительные итоги политического развития России (1991−1996 гг.). / А.П. Цыганков// Социально-политический журнал. -1997.-№ 1, С. 15−38.
  193. , Н.А. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в педвузе./ Н. А. Шайденко Тула: Приокское книжное изд-во, 1991.-144 с.
  194. , А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя (в системе высшего педагогического образования). / А. И. Щербаков // Ученые записки ЛГПУ им. А. Н. Герцена. Л.: Просвещение, 1967. — Т. 292.- С. 21−64 .
  195. , Г. Н. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя./ Г. Н. Щукина М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  196. , Е.А. Воспитательный процесс в высшей школе: его эффективность. Социологический аспект./ Е. А. Якуба, В. Л. Арбенина, А.И. Ан-дрющенко и др. К.: Выща школа, 1988. — 275 с.
  197. , Е.А. Социальная активность специалиста: истоки и механизмы формирования (социологический анализ)./ Е. А. Якуба Харьков, 1983.-273 с.
  198. , И.А. Организационно-педагогические условия формирования социальной активности личности средствами массовой информации: дис.. канд. пед. наук./ И. А. Яременко Магнитогорск, 2000. — 160 с.
  199. , Е.Г. Модернизация экономики и система ценностей./ Е. Г. Ясин М.: ГУ ВШЭ, 2003. — 83 с.
  200. XXV съезд КПСС и актуальные проблемы коммунистического воспитания молодежи: по материалам Всесоюзной научно-практической конференции в г. Минске, июнь 1976 г. М.: Молодая гвардия, 1976. -400 с.
  201. XXVII съезд КПСС. // КПСС. Коммунистическая Партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций, пленумов ЦК (1898−1988). Т. 15. (1985−1988). 9-е изд., доп. и испр. — М.: Политиздат. -1989.-с. 66−91.1. Архивные материалы
  202. Центральный государственный архив Российской Федерации
  203. Ф. Р 9661С4. ОП. 1. Д. 26−5-
  204. Ф. Р-9661С4. ОП. 1 Д. 26−11-
  205. Ф. Р 9661С4. ОП. 1. Д. 32−6-
  206. Ф. Р 9661С4. ОП. 1. Д. 34−05-
  207. Архив Мурманского Государственного Педагогического Университета
  208. Ф.Р -948. ОП. 1.Д. 1041- 291. Ф. Р -948. ОП. 1 Д. 1287-
  209. Ф.Р -948.0П. 1.Д. 1072- 292. Ф. Р -948. ОП. 1 Д. 1358-
  210. Ф.Р -948. ОП. 1.Д. 1106- 293. Ф. Р -948. ОП. 1 Д. 1431-
  211. Ф.Р -948. ОП. 1.Д. 1178- 294. Ф. Р -948. ОП. 1 Д. 1432-
  212. Ф.Р -948. ОП. 1.Д. 1188- 295. Ф. Р -948. ОП. 1 Д. 1492-
  213. Ф.Р -948. ОП. 1.Д. 1237- 296. Ф. Р -948. ОП. 1 Д.1493-
  214. Ф.Р -948. ОП. 1.Д. 1238- 297. Ф. Р -948. ОП. 1.Д. 1602.
Заполнить форму текущей работой