Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Смысл в герменевтике: опыт семиотического анализа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рамках герменевтического подхода, который приобрел философский парадигмальный характер было значительно углублено и универсализировано само понимание смысла. В условиях бурного развития всех сфер современного общества ускоряются и усложняются трансформации самого гуманитарного знания. В условиях плюрализма и динамической смены подходов важна не только фиксация феномена смысла как устойчивого… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Генезис и развитие проблемы смысла в герменевтике
    • 1. 1. Герменевтические идеи в античности: имманентность смысла и действительности
    • 1. 2. От экзегезиса к субъективации смысла
    • 1. 3. Смысл в философской герменевтике
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Герменевтика и семиотика
    • 2. 1. Герменевтика и семиотика: анализ методологических оснований
    • 2. 2. Круговой герменевтический семиозис как модель репрезентации смысла
    • 2. 3. Эффекты герменевтического смысла
  • Выводы по главе

Смысл в герменевтике: опыт семиотического анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Смысл в герменевтике, необходимость его семиотического анализа и рассмотрения с позиций философии знака обусловлены, с одной стороны, развитием самой герменевтики, возвысившейся до уровня философской рефлексии и вбирающей в свою орбиту многие направления гуманитарного знания, естественнонаучного знания и когнитивных наук, и, с другой, — качественными сдвигами в самом гуманитарном знании.

С философским преобразованием герменевтики стало возможным рассматривать с позиций смыслопорождения, актуализации смысловых. перспектив, смысловой насыщенности широкий спектр явлений человеческой культуры. Такого рода универсалистская трактовка герменевтики, с одной стороны, позволила осуществлять исследования, важной частью которых была смысловая валентность тех или иных явлений познания, эстетической теории и практики, а с другой, — привела к тому, что смысл стал пониматься либо как жесткое структурное явление, либо в качестве некоего таинственного феномена, непосредственное исследование которого затруднительно в силу его особой природы. Семиотическое исследование репрезентации смысла в рамках герменевтических подходов позволяет прояснить его природу и механизм функционирования.

Семиотика, так же как и герменевтика, в настоящее время покинула тесные рамки лингвистической области исследования (а некоторые ее версии, например, прагматистские подходы, изначально не были ориентированы на рассмотрение языка и процессов, происходящих в нем в качестве эталонных моделей, объяснительных схем семиозиса, и имели в первую очередь онтологические философские основания). Это дает возможность рассматривать и применять семиотические подходы в деле анализа создания, а также функционирования знания, процессов творчества, эстетической рецепции, процесса и результатов практической деятельности человека.

Семиотика во многом дополняет герменевтический подход, ибо позволяет наряду с герменевтической репрезентацией смысла в рамках различных явлений в ходе интерпретативных и рецептивных процедур и процессов показать механизм этой репрезентации.

Важность сотрудничества подходов герменевтики и семиотики проявляется в том, что не только есть возможность показать как «сделаны» смыслы в теоретическом знании, эстетической практике, теории, но сложность, а зачастую невозможность выхода за рамки механизмов смыслопорождения и репрезентации, обусловленности ими человеческого мышления и деятельности.

Герменевтика, не претендуя, особенно в настоящее время, на роль объяснительной метафизической схемы, своего рода «науки всех наук», вырабатывает и реализует скорее универсалистский (по аналогии с универсализмом языка) интерпретативный подход, в рамках которого проявляется, с одной стороны, фиксация множественности культурных смыслов, а с другой, реализация диалогической модели, делающей возможными их взаимодействие и взаимообогащение.

Степень разработанности проблемы.

Проблема смысла в рамках герменевтических концепций является достаточно сложной, многоаспектной и многогранной. Философы рассматривали проблему смысла (смысла высказываний, тех или иных явлений действительности, продуктов деятельности мышления, феноменов искусства и других явлений), однако как специфическая предметная область. проблематика смысла — этого вечно ускользающего феномена — оказалась представленной в рамках герменевтических концепций.

Анализ проблемы смысла в экзегетических и герменевтических теориях (включая концепцию философской герменевтики как логическое продолжение и результат рефлексии над выводами, подходами и историей развития герменевтики классической) в их закономерном развитии помогает понять сложный, неоднозначный и многоаспектный характер смысла, пронизанность смысловыми отношениями различных явлений и граней мышления и действительности, а не только ограниченной области продуктов устного и письменного типов дискурса.

Пройдя путь в герменевтических исследованиях от психологического содержания высказывания до точки пересечения традиции и конкретного исторического момента, своеобразного «фокуса схождения» интерпретативных перспектив, определяемых культурой и историей (в том числе культурой и историей мышления) проблема смысла, покинув тесные рамки областей экзегетической практики и филологической герменевтики, обрела подлинно философское звучание. Этот выход на качественно иной уровень осмысления репрезентации смысла стал возможен в рамках концепций философской герменевтики.

Подходы к проблематике смысла содержатся в трудах античных философов: Платона, Аристотеля, Пифагора и пифагорейцев, Секста Эмпирика, стоиков (Зенон, Клеанф, Хрисипп). Существенный вклад в проблематику смысла внесли экзегеты и средневековые философы: Филон Александрийский, Климент Александрийский, Ориген. Следует особо отметить работы Аврелия Августина, в которых большое внимание уделено проблемам смысла и знака (они впервые были определены как составляющие особую предметную область). Подходы к проблематике смысла мы находим у Дунса Скота, Фомы Аквинского, Бонавентуры, Матиаса Флация.

Смысл как своеобразный психологический феномен был представлен в работах мыслителей, оказавших наиболее серьезное воздействие на развитие герменевтических идей — Ф. Шлейермахера и В. Дильтея.

Большой вклад в разработку проблемы смысла в рамках герменевтических исследований внесли: Ф. Аст, И. Андерег, Р. Бернштейн, Э. Бетти, О. Ф. Больнов, А. Бюлер, Д. Ваттимо, М. Вишке, К. Гирц, Ж. Гронден, И. Г. Дройзен, Г. Кёглер Э. Корет, автор концепции «герменевтической логики» Г. Липпс, Г.-Ф. Майер, Г. Миш, В. Панненберг, Л. Парейсон, О.

Пёгглер, Ф. Роди, Г. Фигаль, Ф.-В. фон Херрманн, Э. Хирш, И.-М. Хладениус, Г. Шольц, О. Р. Шольц, Э. Штайгер, В. Штегмайер, Г. Эбелинг.

В рамках феноменологического направления философии, оказавшего решающее влияние на развитие герменевтической мысли смысл предстает в качестве «интенционального коррелята» того или иного объекта действительности (Э. Гуссерль), однако в рамках даже поздней феноменологии такое понимание подвергается критике, и смысл предстает в качестве возможной интерпретативной перспективы (А. Шюц). Следует отметить зарубежных и отечественных исследователей, касавшихся проблемы смысла в феноменологических исследованиях: Х. Р. Зеппа, Р. Ингардена, И. Н. Инишева, В. А. Куренного, Д. Н. Разеева, К. А. Свасьяна, Э. Тугендхадта, А. Г. Чернякова и других.

Попытки переосмысления экзегетического символизма с выявлением и фиксацией экзистенциальных смыслов, преодоление недостатков структурализма и феноменологии в отношении понимания смыслов, а также понимание герменевтики как практики прояснения смыслов, определяемых теми или иными интерпретационными моделями, принадлежат П. Рикёру.

Большое влияние на развитие герменевтики оказали онтолого-герменевтические работы М. Хайдеггера. Философская герменевтика Х.-Г. Гадамера, сохранив онтологический статус, приданный ей Хайдеггером, пытается рассматривать с этих позиций широкий спектр явлений философии, искусства и культуры в целом и представляет собой одну из наиболее значимых концепций, в рамках которой было осуществлено целостное философское переосмысление герменевтики.

Концепция трансцендентальной прагматики, интегрирующая некоторые выводы герменевтики и семиотики, представлена у К.-О. Апеля. Теория коммуникативного действия, представляющая вариант критической герменевтики, разработана Ю. Хабермасом.

Проблема смысла была затронута в трудах М. Даммита, Д. Дэвидсона У. Куайна, Ф. Рамсея, Г. Фреге.

Проблему смысла в применении к феноменам рецепции произведений искусства исследовали представители рецептивной эстетики: X. Вайнрих, Г. Гримм В. Изер, Н. Мекленбург Х. Р. Яусс. Эта предметная область так или иначе тесно связана с герменевтической философией и методологией.

Особый интерес в контексте диссертационной темы представляют взгляды теоретиков так называемой «новейшей эстетики». В. Велып, М. Зеель и близкий к ним Х. У. Гумбрехт рассматривают подходы философской герменевтики к смыслу в критическом аспекте.

Серьезный вклад в разработку проблемы смысла в русле герменевтики и в применении к гуманитарному знанию внесли отечественные мыслители: С. Р. Абрамов, A.B. Арапов, Е. В. Афонасин, Б. И. Бессонов, В. В. Бибихин, Г. И. Богин, A.A. Брудный, П. П. Гайденко, Х. С. Гафаров, Е. С. Громов, Н. О. Гучинская, С. И. Земляной, А .Я. Зись, Э. В. Ильенков, Л. Г. Ионин, В. Г. Кузнецов, B.C. Малахов, Б. В. Марков, JI.A. Микешина, A.A. Михайлов, A.B. Михайлов, В. И. Молчанов, Н. В. Мотрошилова, С. С. Неретина, А. П. Огурцов,.

A.И. Пигалев, В. А. Подорога, A.A. Потебня, Е. Б. Рашковский, A.M. Руткевич,.

B.Я. Саврей, Б. Г. Соколов, Э. Ю. Соловьев, М. П. Стафецкая, Г. Г. Шпет, E.H. Шульга, В. В. Янцен и ряд других.

Объект исследования — смысл, понимаемый как сложный поливалентный феномен, реализующийся в широком спектре измерений познания и деятельности человека.

Предмет исследования — герменевтический смысл, особенности смыслопорождения и смыслопроявления в рецептивных и интерпретативных процессах.

Цель диссертационного исследования — семиотический анализ специфики, закономерностей и особенностей проявления смысла в различных концепциях герменевтики.

Для достижения цели предполагается решение следующих исследовательских задач: проанализировать генезис и развитие основополагающих герменевтических идей, содержащих подходы к проблеме смысла;

— раскрыть специфику развития проблемы смысла в ходе ее эволюции от экзегетической теории и практики к герменевтическим концепциям Ф. Шлейермахера и В. Дильтея;

— выявить предпосылки и особенности онтологического видения смысла в рамках концепции философской герменевтики;

— провести анализ основных подходов семиотики и герменевтики как важнейших стратегий изучения культуры, раскрыть и проанализировать с позиций семиотики и философии знака особенности репрезентационной природы конституирования смысла в рамках герменевтики;

— выявить и охарактеризовать возможные эффекты герменевтического смысла.

Теоретико-методологическая база исследования.

Методологической основой исследования являются методы: компаративного анализа, логико-исторической реконструкции, системный, логического анализа, философской рефлексии. Большое значение для исследования имеют методы феноменологического анализа, герменевтического круга. Особо следует отметить методы семиотического анализа (получившие развитие как в концепции семиологии соссюровского образца, так и в рамках прагматистской семиотики). Применяется категориальный аппарат, а также методологические подходы, выработанные в рамках доктрин Х.-Г. Гадамера, Э. Гуссерля, В. Дильтея, М. Хайдеггера, Ф. Шлейермахера, и других. При проведении семиотического анализа были использованы методологические семиотические подходы, получившие разработку в концепциях Д. В. Анкина, Р. Барта, Ж. Бодрийяра, В. В. Кирющенко, Ю. М. Лотмана, Ч. У. Морриса, Ч. С. Пирса, A.M. Пятигорского, О. Л. Резникова, Ю. А. Степанова, Ц. Тодорова, Б. А. Успенского, И. А. Хабарова, У. Эко и других.

Основные результаты диссертационного исследования и их научная новизна.

1. Осуществлен анализ значения феномена смысла в рамках различных герменевтических концепций. Обосновывается интенция смыславыход в невербальную, внетекстовую и «трансцендентальную» области в системах мировоззрения, начиная с античной и средневековой.

2. Раскрыта специфика развития проблемы смысла в ходе ее эволюции от экзегетической теории и практики к герменевтическим концепциям Ф. Шлейермахера и В. Дильтея.

3. Выявлены особенности онтологического видения смысла в рамках концепции философской герменевтики.

4. Проведен анализ сходства и различия семиотической и герменевтической исследовательских стратегий, их взаимообусловленный и взаимодополнительный характер.

5. Предложена и обоснована семиотическая модель смысла в рамках философской герменевтики (на основе подходов прагматистской семиотики), выявлены и описаны возможные эффекты герменевтического смысла.

Положения, выносимые на защиту:

1. Смысл, одновременно воплощая структурные отношения и динамическую репрезентацию, не только отражает процессы интеллектуальной, эстетической рецепции, традиционно составляющие предмет герменевтических исследований, но и образует широкую область философской рефлексии.

2. Специфика становления и развития проблемы смысла предполагает диалог его онтологической «значимости» и онтологической «незначимости».

3. Смысл в рамках концепции философской герменевтики имеет онтологический статус, фиксирующий один из модусов бытия человека.

4. Герменевтическая и семиотическая стратегии исследования являются взаимообусловленными и взаимодополнительными. Подходы, выработанные в ходе сотрудничества данных направлений, являются плодотворными в деле анализа явлений современного философского знания, гуманитарных наук и культуры в целом.

5. Изменчивый характер и динамические особенности репрезентации герменевтического смысла коррелируют со сложностью современного культурного и информационного пространства, в связи с чем актуализируются эффекты «обогащения», «оскудевания» и «перенасыщения» сущности герменевтического смысла.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

•Теоретическая значимость исследования определяется, главным образом, его методологической направленностью и состоит в переосмыслении подходов герменевтики и феномена герменевтического смысла с позиций семиотики и философии знака. Семиотический подход и герменевтическая рефлексия над проявлением смысла в рамках различных явлений познавательной и практической деятельности человека позволяют наметить пути исследования процессов познания, мышления и устройства культуры в целом. Рассмотрение процесса семиозиса как присутствующего во всех этих явлениях позволяет на основе семиотико-герменевтической методологии проводить анализ достаточно сложных явлений духовной культуры.

Этот комплексный подход весьма актуален в связи с оживлением интереса к онтологическим проблемам эстетики и расширению ее предметной области. Использование различных направлений семиотики и герменевтической рефлексии позволяет наметить пути к сближению предметных областей эстетики, семиотики, философии знака и герменевтики в междисциплинарном и неэклектическом планах.

Положения и выводы, сформулированные в исследовании, могут использоваться в ходе разработки общих и специальных курсов по философии знака, культуры, семиотическим проблемам герменевтики и гуманитарного знания.

Апробация работы.

Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на: Всероссийской научно-практической конференции «Экономика, экология и общество в XXI столетии» (Пятигорск, ИНЭУ, 2006), ежегодных межвузовских конференциях профессорско-преподавательского состава и молодых ученых ПГЛУ «Университетские чтения», ежегодных конференциях молодых ученых ПГЛУ «Молодая наука». Основные результаты исследования были представлены к обсуждению на V Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру» (Пятигорск, ПГЛУ, 2007 г.), на Международной герменевтической конференции «Понимание и рефлексия в коммуникации, культуре и образовании» (Тверь, ТвГУ 2007 г.). По итогам конгресса и конференций опубликованы тезисы и статьи. Основные идеи и положения диссертации изложены в 9 научных публикациях, в том числе в двух изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура диссертационного исследования.

Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографии.

Выводы по главе 2 Герменевтическая и семиотическая исследовательские стратегии являются взаимодополнительными. Их сотрудничество нам представляется перспективным в современном гуманитарном знании, отличающимся большой плюралистичностью исследовательских позиций. Имея дело со сходными феноменами (язык, текст, коммуникация, дискурс, смысл) герменевтика (в особенности в философских ее вариантах) и семиотика предлагают фиксацию ризличных аспектов, однако, для понимания всей глубины и сложности современного знания, процессов рецепции тех или иных эстетических феноменов и явлений актуализации смыслов, смыслопорождения данные исследовательские направления пересекаются, и точки их соприкосновения являют собой наглядный пример взаимодействия механизма функционирования культуры в целом, отдельных культурных универсалий и философской рефлексии.

Использование подходов прагматистской семиотики в деле анализа феноменологии герменевтического смысла позволило установить, что функционирование смысла является процессом семиотическим, основанным на соозначивании различных элементов. В этом плане, существование смысла предстает в качестве одного из значимых измерений семиозиса. Семиотический анализ этико-эстетических категорий, традиционно занимающих особое место в герменевтических концепциях, позволяет продемонстрировать, что смысл этих категорий трудноуловим в силу их коннотативной перенасыщенности, являющейся следствием того исторического и культурно интеллектуально-исторического пути, который прошли эти философские категории. Исследование и прояснение этих категорий есть путь герменевтический, предполагающий их непрерывное взаимное соотнесение и взаимодействие, в результате которого можно постичь их смысл.

Анализ эффектов герменевтического смысла сделал возможным определение смысла как феномена подвижного и изменчивого не только в плане синхроническом, но и в плане диахроническом. Как нам представляется, использование предлагаемой нами модели «герменевтической петли смысла» является перспективным в деле анализа функционирования смысла важнейших философских универсалий и концептов.

Так же мы определили, что те или иные смыслы настолько глубоко пронизывают культуру и мышление человека, что сама рефлексия в модусе автоинтерпретации с неизбежностью наталкивается на огромные трудности в построении своей собственной феноменологии в попытках «снятия» семиотической каузальности.

Автономизация смысловой сферы, имеющая место в условиях постмодернистского мышления с его «усталостью от семиозиса» зачастую ведет к попыткам «преодоления», упразднения культуры. В этом пункте, герменевтическое мышление способно, отдавая отчет в смысловой перенасыщенности определенных элементов культуры, фиксировать их универсальную значимость и не ограничиваться притязаниями не демифологизацию через объяснение механизма функционирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Резюмируя основные результаты нашего исследования можно сказать следующее. Герменевтика, выступающая в настоящее время в качестве философского направления и особой мировоззренческой основы, покинув тесные рамки инструментально окрашенных теории и практики толкования, привнесла в область гуманитарного знания специфическое понимание смысла различных проявлений и результатов человеческой деятельности. В герменевтических исследованиях, даже до появления философских версий, смысл стремился к расширению в нетекстовую область (например в средневековом символизме).

Тот импульс, который герменевтика получила, главным образом от феноменологии в различных ее вариантах позволил строить различные феноменологии смысла, применительно к различным областям человеческого освоения и преобразования действительности.

Отметим, что преобразование герменевтического подхода, которое было осуществлено в рамках концепций М. Хайдеггера и Х.-Г. Гадамера позволило рассматривать смысл как явление онтологического порядка. Следует сказать, что и концепция П. Рикёра имеет большую важность, так как переосмысляет процессы актуализации экзистенциального смысла в аспектах понимания сакрального, художественного символизма и вывод смысла в область интеракции.

В рамках герменевтического подхода, который приобрел философский парадигмальный характер было значительно углублено и универсализировано само понимание смысла. В условиях бурного развития всех сфер современного общества ускоряются и усложняются трансформации самого гуманитарного знания. В условиях плюрализма и динамической смены подходов важна не только фиксация феномена смысла как устойчивого структурного явления, но и внимание к динамике его репрезентации. На наш взгляд, герменевтика позволяет проследить эту феноменологию смысла с одной стороны, фиксируя смысл отдельного явления и соотнося его с той или иной областью смыслового универсума, а с другой — признавая смысловую динамику как необходимое условие существования культуры во взаимосвязанных аспектах создания и рецепции тех или иных артефактов, обусловленных традицией и историей, в этом плане выступая в качестве своеобразной методологической основы, в рамках которой разворачивается репрезентация различных смыслов. Это делает герменевтический подход перспективным в плане неэклектического синтеза различных видов и направлений знания.

Подход с позиций репрезентации смысла к различным явлениям развития современного общества и культуры обусловлен еще и тем обстоятельством, что в современном обществе происходят очень бурные процессы циркуляции информации и информационного обмена.

Нами были проанализированы в целом подходы герменевтики и в особенности, философские ее варианты с применением методологии современной семиотики. Подводя итоги, хотелось бы сказать, что необходимо избегать некоторых крайностей в трактовке семиотики как особого методологического явления, и, соответственно, в понимании задач и методологии исследований.

• С одной стороны, не следует сводить семиотику исключительно к структуралистскому ее пониманию, семиотика должна учитывать динамику культуры, быстроту и специфический характер трансформаций в. современном глобализирующемся мире — эти изменения не могут не отражаться на состоянии и перспективах гуманитарного знания. С другой же стороны, необходимо оценивать те тупики, в которые может завести постструктуралистский пансемиотический деконструктивизм с его размыванием онтолого-гносеологических основ гуманитарного и не только гуманитарного типов знания. Во многом указанные крайности обусловлены тем ' обстоятельством, что семиотика в западноевропейском интеллектуальном пространстве либо отождествляется с семиологией соссюровского типа, либо особым образом «преодолевает» ее — как, например в постструктуралистской критике. Так или иначе, в большинстве случаев в таких исследованиях преобладает взгляд на язык как на основную образцовую семиотическую систему, особенности и принципы функционирования которой распространяются и на другие знаковые системы. Такая ситуация, в свою очередь, связана с тем обстоятельством, что американская прагматистская семиотика Ч. С. Пирса, несмотря на основательность подхода и детальную проработку нюансов, исходящая из других принципов, нежели лингвистический семиологический проект, практически не оказала заметного влияния на западноевропейскую мысль в этой области.

Отнюдь не противопоставляя эти семиотические традиции, мы в нашем исследовании попытались показать возможности и семиологической методологии, и прагматистской семиотики (в особенности ее потенциала в области изучения герменевтической феноменологии смысла).

Исследования в данном направлении представляются перспективными в силу того, что современные версии герменевтики вышли за рамки концепций, работающих исключительно с проявлениями вербального дискурса. Тот онтологический импульс, который был дан герменевтической мысли Хайдеггером и Гадамером, открыл широкие возможности рассмотрения гносеологических, эстетических и других проблем в свете герменевтического подхода. И даже если в рамках самой философской герменевтики говорится о среде языка как некоем универсуме, охватывающем собой все стороны человеческого бытия, то очевидно, что сам язык мыслится специфически — онтологически и событийно, и не в последнюю очередь как поле реализации смысла.

Перспективность использования герменевтико-семиотической методологии нам видится в следующих направлениях.

1. В сравнительно-историческом изучении философского категориального аппарата, терминосистем и философскокультурологических универсалий, в анализе динамики и семиотических особенностей фиксации смысла и с использованием методологии «герменевтической петли смысла».

2. В эстетике. В связи с формированием новых направлений в эстетическом знании на первый план выходят идеи о новых измерениях семиозиса не связанных вербальной фиксацией эстетического смысла или стремящихся преодолеть ее. В этом плане сотрудничество герменевтики и семиотики позволяет прояснить и успешно анализировать притязания «новейшей эстетики» в вопросах, связанных с онтологическим измерением произведения искусства.

3. В историко-философских исследованиях. В настоящее время актуализировались различные «финалистские», «вырожденческие» течения и постметафизические направления, связанные с попытками радикальной переоценки исторического пути философии, так или иначе отрицающих традицию или достаточно произвольно ее эксплуатирующих. В условиях методологического и теоретического плюрализма, на наш взгляд, необходимо стремиться к сохранению преемственности и целостности философского проекта.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С. Р. Герменевтика: история и теория метода / С. Р. Абрамов.- Майкоп: Адыг. гос. ун-т, 2001. 319 с.
  2. , А. П. Философский текст: идеи, аргументация, образы А. П. Алексеев. М.: Прогресс-Традиция, 2006. — 328 с.
  3. , Д. В. Пролегомены к семиотике философии / Д. В. Анкин. — Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2003. 294 с.
  4. Апель, К.-О. Трансформация философии: пер. с нем. / К.-О. Апель. — М.: Логос, 2001.-344 с.
  5. , А. В. Герменевтика сакрального текста / А. В. Арапов. -Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2005.- 179 с.
  6. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения в четырех томах.. ТЛ: пер. с древнегреч. / Аристотель. М.: Мысль, 1975. — С. 63−367.
  7. Аристотель. Об истолковании // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 2: пер. с древнегреч. / Аристотель. М.: Мысль, 1978. — С. 91−116.
  8. Аристотель. Этика: пер. с древнегреч. / Аристотель. М.: ACT, 2006.- 492 с.
  9. П.Афонасин, Е. В. Философия Климента Александрийского / Е. В. Афонасин. Новосибирск: Изд-во НИИ мат.-информ. основ обучения, 1997. — 126 с. 12. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: пер. с франц. / Р. Барт. — М.: Прогресс, 1989. — 616 с.
  10. , Р. Мифологии : пер. с франц. / Р. Барт. М.: Академический Проект, 2008.-351 с.
  11. , Р. Основы семиологии / Р. Барт // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму: пер. с франц. М.: Прогресс, 2000.-536 с.
  12. , Р. Нулевая степень письма : пер. с франц. / Р. Барт. М.: Академический проект, 2008. — 431 с.
  13. , М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1979.-С. 7−180.
  14. , В. В. Внутренняя форма слова / В. В. Бибихин. СПб.: Наука, 2008. — 420 с.
  15. , В. В. Язык философии / В. В. Бибихин. СПб.: Наука, 2007. -389 с.
  16. , Г. И. Филологическая герменевтика / Г. И. Богин. Калинин: Калининский гос. ун-т, 1982. — 87 с.
  17. , X. Л. История вечности // Борхес X. Л. Письмена Бога / X. Л. Борхес. М.: Республика, 1992. — С. 76−92.
  18. , А. А. Психологическая герменевтика / А. А. Брудный. М.: Лабиринт, 2005. — 336 с.
  19. , Р. Избранное. Вера и понимание. Том I—II: пер. с нем. / Р. Бультман. М.: РОССПЭН, 2004. — 752 с. 25. «Бытие и время» М. Хайдеггера в философии XX века: материалы обсуждения // Вопросы философии. 1998. — № 1. — С. 110−121.
  20. , B.B. Эстетика поздней античности (II-III вв.) / В. В. Бычков. -М.: Наука, 1981.-325 с.
  21. , В. В. Эстетика Аврелия Августина / В. В. Бычков. М.: Искусство, 1984. — 264 с.
  22. , К. Теория языка. Репрезентативная функция языка: пер. с нем. / К. Бюлер. М.: Прогресс, 2001. — 528 с.
  23. , Р. М. «Универсальная» герменевтика Фридриха Шлейермахера / Р. М. Габитова // Герменевтика: история и современность. М.: Мысль, 1985. — С. 61−96.
  24. Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного: пер. с нем. / Г.-Г. Гадамер. М.: Искусство, 1991. — 367 с.
  25. Гадамер, Г.-Г. Диалектическая этика Платона (феноменологическая интерпретация «Филеба») / Г.-Г. Гадамер. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — 256 с.
  26. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: пер. с нем. / Х.-Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988. — 704 с.
  27. Гадамер, Х.-Г Путь к повороту // Гадамер Х.-Г. Пути Хайдеггера: ' исследования позднего творчества: пер. с нем. / Х. Г. Гадамер. Минск
  28. Пропилеи, 2007. С. 139−158.
  29. , П. П. От исторической герменевтики к «герменевтике бытия» : критический анализ эволюции М. Хайдеггера / П. П. Гайденко // Вопросы философии. 1987. — № 10. — С. 124−133.
  30. . Т. Греческие мыслители. Т.1: пер. с нем. / Т. Гомперц. — СПб.: Алетейя, 1999. -270 с.
  31. , Е. С. Искусство и герменевтика в ее эстетических и социологических измерениях / Е. С. Громов. СПб.: Алетейя, 2004. — 335 с.
  32. , А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. -М.: Искусство, 1984. 318 с.
  33. , Э. Избранные работы : пер. с нем. / Э. Гуссерль. М.: Территория будущего, 2005. — 464 с.
  34. , Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Э. Гуссерль. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. — 336 с.
  35. , Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э. Гуссерль. СПб.: Владимир Даль, 2004.
  36. , Э. Феноменология* внутреннего сознания времени / Э. Гуссерль. М.: Логос, 1994. — 102 с.
  37. , Э. Картезианские размышления : пер. с нем. / Э. Гуссерль. СПб.: Наука, 2006. — 320 с.
  38. , А. Малые произведения : пер. с ит. / А. Данте. М.: Наука, 1968.-651 с.48'. Данто, А. Ницше как философ / А. Данто. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — 280 с.
  39. , Ж. Логика смысла : пер. с фр. / Ж. Делез. М.: Издат. Центр «Академия», 1995. -299 с.
  40. , Ж. Ризома : пер. с фр. / Ж. Делез, Ф. Гваттари // Философия ¦ эпохи постмодерна. — Минск: Красико-принт, 1996. С. 6−31.
  41. , Ж. Голос и Феномен : введение в проблему знаков в феноменологии Гуссерля // Деррида Ж. Голос и феномен и другиеработы по теории знака Гуссерля: пер. с фр. / Ж. Деррида. СПб.: Алетейя, 1999. — С. 9−116.
  42. , Ж. О Грамматологии : пер. с фр. / Ж. Деррида. М.: Ad Marginem, 2000. — 511 с.
  43. , Ж. Позиции : беседы с Анри Ронсом, Юлией Кристевой, Жаном-Луи Удбином, Ги Скарпетта / Жак Деррида — пер. с фр. В. В. Бибихина. М.: Академический Проект, 2007. — 160 с.
  44. , В. Описательная психология : пер. с нем. / В. Дильтей. — СПб.: Алетейя, 1996. 160 с.
  45. , В. Сущность философии / В. Дильтей. М.: Интрада, 2001. -159 с.
  46. , В. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 1. Введение в науки о духе: пер. с нем. / В. Дильтей. М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. -763 с.
  47. , В. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 3. Построение исторического мира в науках о духе: пер. с нем. / В. Дильтей. — М.: Три квадрата, 2004. 426 с.
  48. , В. Категории жизни / В. Дильтей // Вопросы философии. — 1995.-№ 10.- С. 129−143.
  49. , И. Г. Историка : лекции об энциклопедии и методологии истории: пер. с нем. / И. Г. Дройзен. СПб.: Владимир Даль, 2004. -584 с.
  50. , Д. Истина и интерпретация. Исследования истины и интерпретации: пер. с англ. / Д. Дэвидсон. М.: Праксис, 2003. — 448 с.
  51. , Г. Искусство и истина : Теория и метод истории искусства: пер. с нем. / Г. Зедльмайр. СПб.: Axioma, 2000. — 272 с.
  52. , А. Я. Методологические искания в западном искусствознании : критический анализ современных герменевтических концепций / А. Я. Зись, М. П. Стафецкая. М.: Искусство, 1984. — 238 с.
  53. , И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И. П. Ильин. М.: Интрада, 1996. — 256 с.
  54. , И. Н. Медиалистская трактовка языка в философской герменевтике X. Липпса и Х.-Г. Гадамера / И. Н. Инишев // Вопросы философии. 2009. — № 4. — С. 168−175.
  55. , И. Н. Чтение и дискурс: трансформации герменевтики / И. Н. Инишев. Вильнюс: ЕГУ, 2007. — 168 с.
  56. , Л. Г. Понимающая социология : историко-критический анализ / Л. Г. Ионин. М.: Наука, 1979. — 207 с.
  57. Исследования по феноменологии и философской герменевтике. — Минск: ЕГУ, 2001.- 156 с.
  58. Истина и благо: универсальное и сингулярное. — М.: Изд-во ИФРАН, 2002. 367 с.
  59. , И. Критика способности суждения / И. Кант. СПб.: Наука, 1995.-512 с.
  60. , Л. В. Онтология и поэтика / Л. В. Карасев // Вопросы философии. 1996. — № 7. — С. 55−82.
  61. , В. В. Язык и знак в прагматизме / В. В. Кирющенко. — СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. — 199 с.
  62. Климент Александрийский. Строматы. Т. 1. Кн. 1−3 / Климент Александрийский. СПб.: Библиополис, 2003. — 544, 1. с.
  63. Климент Александрийский. Строматы. Т. 2. Кн. 4−5 / Климент Александрийский. СПб.: Библиополис, 2003. — 334, 1. с.
  64. , В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание / В. Г. Кузнецов. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 192 с.
  65. , С. В. Теология Рудольфа Бультмана / С. В. Лёзов // Вопросы философии. 1992.-№ 11.-С. 71−85.
  66. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна: пер. с фр. / Ж.-Ф. Лиотар. — М.: Алетейя, 1998.-160 с.
  67. , А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм / А. Ф. Лосев. М.: Искусство, 1979. — 815 с.
  68. , А. Ф. Очерки Античного символизма и мифологии / А. Ф. Лосев. М.: Мысль 1993. — 960 с.
  69. , Ю. М. Внутри мыслящих миров // Лотман Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство-СПБ, 2004. — С. 150−390.
  70. , Ю. М. Текст и полиглотизм культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи. Т. 1. Статьи по семиотике и топологии культуры / Ю. М. Лотман. Таллинн: Александра, 1992. — С. 142−148.
  71. , Г. Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика) / Г. Г. Майоров. М.: Мысль, 1979. — 431 с.
  72. , О. М. Теория и методология когнитивной истории / О. М. Медушевская. М.: РГГУ, 2008. — 358 с.
  73. , Ю. К. Чарлз Пирс и прагматизм / Ю. К. Мельвиль. М.: Изд-во МГУ, 1968. — 499 с.
  74. , Л. А. Философия познания. Полемические главы / Л. А. Микешина. -М.: Прогресс-Традиция, 2002. 624 с.
  75. , Л. А. Эпистемология ценностей / Л. А. Микешина. М.: РОССПЭН, 2007. — 439 с.
  76. , А. А. Современная философская герменевтика : критический анализ / А. А. Михайлов. Минск: Изд-во университетское, 1984. — 191 с.
  77. , А. В. Избранное. Историческая поэтика и герменевтика / А. В. Михайлов. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2006. -560 с.
  78. , Ч. У. Основания теории знаков / Ч. У. Моррис // Семиотика.. М.: Радуга, 1983. — С. 37−89.
  79. , К. М. Мастера французской готики XII—XIII вв.еков : проблемы теории и практики художественного творчества / К. М. Муратова. М.: Искусство, 1988. — 349, 2. с.
  80. , С. С. К истории средневековой философии / С. С. Неретина. Архангельск: Изд-во Поморского педагогического ун-та, 2008.-368 с.
  81. , С. С. Пути к универсалиям / С. С. Неретина, А. П. Огурцов.- СПб.: Изд-во Русской Христианской гуманитарной академии, 2006. -1000 с.
  82. , М. Греческая народная религия : пер. с англ. / М. Нильссон.- СПб.: Алетейя, 1998. 218 с.
  83. , Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей: пер. с нем. / Ф. Ницше. М.: REFL-book, 1994. — 352 с.
  84. , Ф. Ессе Homo // Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. Т. 2: пер. с нем. / Ф. Ницше. М.: Мысль, 1990. — С. 693−769.
  85. Общая риторика: пер. с фр. / Ж. Дюбуа, Ф. Пир, А. Тринон и др. -М.: Прогресс, 1986. 392 с.
  86. Ориген. О началах: пер. с лат. / Ориген. СПб.: Амфора, 2000. — 380, 2. с.
  87. Ортега-и-Гассет, X. Идеи и верования // Ортега-и-Гассет X. Запах культуры: пер. с исп. / X. Ортега-и-Гассет. М.: Алгоритм: Эксмо, 2006. — С. 227−267.
  88. , Э. Готическая архитектура и схоластика // Панофский Э. Перспектива как «символическая форма»: пер. с англ. / Э. Панофский.- СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 213−325.
  89. , Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада : пер. с англ. / Э. Панофский. СПб.: Азбука-классика, 2006. — 544 с.
  90. , Э. Смысл и толкование изобразительного искусства /
  91. Панофский. СПб.: Академический проект, 1999. — 400 с.
  92. Панофски, Э. Idea: К истории понятия в теориях искусства от ' античности до классицизма: пер. с нем. / Э. Панофский. СПб. :
  93. Аксиома, 1999. 228 с. ¦103. Переписка Вильгельма Дильтея с Эдмундом Гуссерлем // Вопросы философии. — 1995. — № 10. — С. 144−150.
  94. , А. И. Рене Жирар и Мартин Хайдеггер : о смысле «преодоления метафизики» / А. И. Пигалев // Вопросы философии. -2001.-№ 10.-С. 152−168.
  95. , Ч. С. Начала прагматизма / Ч. С. Пирс — пер. с англ. М. В. Колопотина. СПб.: Алетейя, 2000. — 318 с.
  96. , Ч. С. Логические основания теории знаков : пер. с англ. /
  97. С. Пирс. СПб.: Алетейя, 2000. — 352 с.
  98. , Ч. С. Принципы философии. Т.1: пер. с англ. / Ч. С. Пирс. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургское философское общество, 2001.224 с.
  99. , Ч. С. Принципы философии. Т.2: пер. с англ. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургское философское общество, 2001. — 320 с.
  100. , Ч. С. Избранные философские произведения : пер. с англ. / Ч. С. Пирс. М.: Логос, 2000. — 448 с.
  101. Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 1: пер. с древнегреч. / Платон. М.: Мысль, 1990. — 860 с.
  102. Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 2: пер. с древнегреч. / Платон. — М.: Мысль, 1993. 528 с.
  103. Платон. Сочинения в трех томах. Т. 3. Ч. 2: пер. с древнегреч. / Платон. М.: Мысль, 1972. — 678 с.
  104. , А. М. Непрекращаемый разговор / А. М. Пятигорский. СПб.: Азбука-классика, 2004. — 432 с.
  105. , Д. Н. В сетях феноменологии / Д. Н. Разеев. Гуссерль Э. Основные проблемы феноменологии / Э. Гуссерль — пер. с нем. А. А. Анипко. Спб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2004. -367 с.
  106. , Ф. П. Философские работы : пер. с англ. / Ф. П. Рамсей. -Томск: Изд-во ТГУ, 2003. 216 с.
  107. , Е. Б. Смыслы в истории : исследования по истории веры, познания, культуры / Е. Б. Рашковский. — М.: Прогресс-Традиция, 2008. 367 с.
  108. JI. О. Гносеологические вопросы семиотики / JI. О. Резников. JI.: Издательство Ленинградского университета, 1964. — 304 с.
  109. , П. Время и рассказ. Т. 1: пер. с франц. / П. Рикёр. М — СПб.: Университетская книга, 1998. — 313 с.
  110. , П. Время и рассказ. Т. 2: пер. с франц. / П. Рикёр. М — СПб.: Университетская книга, 2000. — 218 с.
  111. , П. Герменевтика. Этика. Политика: пер. с франц. /. П. Рикёр. М.: Academia, 1995. — 160 с.
  112. , П. История и истина : пер. с франц. / П. Рикёр. СПб.: Алетейя, 2002. — 399 с.
  113. , П. Кант и Гуссерль : пер. с франц. / П. Рикёр // Интенциональность и текстуальность. — Томск, 1998. — С. 162—193.
  114. , П. Конфликт интерпретаций : очерки о герменевтике: пер. с фр. / П. Рикёр. М.: КАНОН-пресс-ц: Кучково поле, 2002. — 624 с.
  115. , Ф. Жизненные корни гуманитарных наук : по поводу отношения «психологии» и «герменевтики» в позднем творчестве Дильтея: пер. с нем. / Ф. Роди // Герменевтика. Психология. История.
  116. Вильгельм Дильтей и современная философия. М.: Три квадрата, 2002. -С. 11−30.
  117. , Ю. М. Бытие и естество : Онтология и метафизика как типы философского знания / Ю. М. Романенко. СПб.: Алетейя, 2003.-779 с.
  118. , В. Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли / В. Я. Саврей. М.: КомКнига, 2006. — 1005, 1. с.
  119. Святой Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч. 1. Вопросы 1−64 / Свт. Фома Аквинский — пер. А. В. Апполонова. М.: Издатель Савин С. А., 2006.-814, 2. с.
  120. Секст Эмпирик. Сочинения в двух томах. Т.1: пер. с древнегреч. / Секст Эмпирик. М.: Мысль, 1976. — 400 с.
  121. , А. В. У истоков европейской рациональности : (начало древнегреческой философии) / А. В. Семушкин. М.: Интерпракс, 1996. — 192 с.
  122. , Б. Г. Герменевтика метафизики / Б. Г. Соколов. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1998. — 224 с.
  123. , В. В. Средневековая философия / В. В. Соколов. М.: Высшая школа, 1979. — 448 с.
  124. , Э. Ю. Судьбическая историософия Мартина Хайдеггера // Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас: очерки по истории философии и культуры. М.: Политиздат, 1991. — С. 346−388.
  125. , А. Позитивная семиотика : (о знаках, знаковых системах и семиотической деятельности) / А. Соломоник. Минск: МЕТ, 2004.-191 с.
  126. , Ф. Курс общей лингвистики : пер. с фр. / Ф. Соссюр. -Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1999. 432 с.
  127. , С. Н. Введение в философию Хайдеггера / С. Н. Ставцев. СПб.: Лань, 2000. — 192 с.
  128. , Ю. С. Семиотика / Ю. С. Степанов. М.: Наука, 1971. -167 с.
  129. , Н. Л. О семиотике Ч.С. Пирса. Тройственный знак в универсуме репрезентаций / Н. Л. Сухачев. М.: Наука, 2003. — 106 с.
  130. , Ц. Теории символа : пер. с фр. / Ц. тодоров. М.: Дом интеллектуальной книги: Русское феноменологическое общество, 1998.-408 с.
  131. , Б. А. Семиотика искусства / Б. А. Успенский. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. — 360 с.
  132. , Е. В. Герменевтика Мартина Хайдеггера / Е. В. Фалев. -СПб.: Алетейя, 2008. 224 с.
  133. Философия, логика, язык: пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1987.-336 с.
  134. Фрагменты ранних греческих философов: пер. с древнегреч. М.: Наука, 1989.-576 с.
  135. Фрагменты ранних стоиков. Т. 1. Зенон и его ученики: пер. с древнегреч. М.: «Греко-латиский кабинет» Ю. А Шичалина, 1998. -230 с.
  136. , Г. Логика и логическая семантика : сборник трудов: пер. с нем. / Г. Фреге. М.: Аспект Пресс, 2000. — 512 с.
  137. , И. А. Философские проблемы семиотики / И. А. Хабаров. М.: Высшая школа, 1978. — 160 с.
  138. , Ю. Будущее человеческой природы : пер. с нем. / Хабермас. М.: Весь Мир, 2002. — 143 с.
  139. , Ю. Модерн незавершенный проект // Хабермас Ю. Политические работы: пер. с нем. / Ю. Хабермас. — М.: Праксис, 2005. -С. 7−31.
  140. , Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие : пер. с нем. / Ю. Хабермас. СПб.: Наука, 2006. — 384 с.
  141. , Ю. Познание и интерес // Хабермас Ю. Техника и наука как «идеология»: пер. с нем. / Ю. Хабермас. М.: Праксис, 2007.-С. 167−191.
  142. , Ю. Философский дискурс о модерне : двенадцать лекций: пер. с нем. / Ю. Хабермас. М.: Весь Мир, 2008. — 416 с.
  143. , М. Бытие и время : пер. с нем. / М. Хайдеггер. СПб.: Наука, 2002. — X, 1., 450, 1. с.
  144. , М. Бытие и время. Избранные параграфы // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет: пер. с нем. / М. Хайдеггер. М.: Гнозис, 1993.-С. 1−45.
  145. , М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления: пер. с нем. / М. Хайдеггер.' М.: Республика, 1993.-С. 192−220.
  146. , М. Гёльдерлин и сущность поэзии / М. Хайдеггер // Разъяснения к поэзии Гёльдерлина: пер. с нем. СПб.: Академический проект, 2003. — С. 63−98.
  147. , М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни : десять докладов, прочитанных в Касселе (1925) / М. Хайдеггер // Вопросы философии. — 1995. -№ 11.-С. 119−145.
  148. , М. Исток художественного творения // Хайдеггер М.. Работы и размышления разных лет: пер. с нем. / М. Хайдеггер. — М. :1. Гнозис, 1993. С. 280−292.
  149. , М. Мой путь в феноменологию. / М. Хайдеггер // Бимель В. Мартин Хайдеггер сам свидетельствующий о себе и о своей жизни / В. Бимель. Челябинск: Урал LTD, 1998. — С. 38−51.
  150. , М. Положение об основании : статьи и фрагменты: пер. с нем. / М. Хайдеггер. СПб.: Алетейя, 2000. — 290 с.
  151. , М. Пролегомены к истории понятия времени / М. Хайдеггер. Томск: Водолей, 1998. — 384 с.
  152. , М. Разговор на проселочной дороге : сборник: пер. с нем. / М. Хайдеггер. М.: Высшая школа, 1991. — 192 с.
  153. , М. Что зовется мышлением : пер. с нем. / М. Хайдеггер. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. -320 с.
  154. , М. Что такое метафизика? : пер. с нем. / М. Хайдеггер.- М.: Академический проект, 2007. 303 с.
  155. , Й. Осень Средневековья : (исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах): пер. с нидерланд. / Й. Хейзинга. М.: Наука, 1988. -543 с.
  156. Херрманн, Ф.-В. фон. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля: пер. с нем. / Ф.-В. фон Херрман. Минск: Пропилеи, 2000.- 192 с.
  157. Херрманн, Ф.-В. фон. Фундаментальная онтология языка: пер. с нем. / Ф.-В. фон Херрман. Минск: Пропилеи, 2001. — 168 с.
  158. , Ф. Герменевтика : пер. с нем. / Ф. Шлейермахер. -СПб.: Европейский дом, 2004. 242 с.
  159. , Ф. Речи о религии к образованным людям ее презирающим. Монологи / Ф. Шлейермахер. — М.: Алетейя, 1994. — 336 с.
  160. , Ф. Эстетика. Философия. Критика: в 2-х т. Т. 2: пер. с нем. / Ф. Шлегель. М.: Искусство, 1983. — 447 с.
  161. , Г. Г. Герменевтика и ее проблемы / Г. Г. Шпет // Контекст-1989.-М.: Наука, 1989. С. 231−268.
  162. , Г. Г. Мысль и слово : избранные труды / Г. Г. Шпет. М.: РОССПЭН, 2005. — 688 с.
  163. , Е. Н. Когнитивная герменевтика / Е. Н. Шульга. М.: ИФРАН, 2002.-235 с.
  164. , Е. Н. Проблематика предпонимания в герменевтике, феноменологии и социологии / Е. Н. Шульга. М.: Изд-во ИФРАН, 2004. 173 с.
  165. Шюц, А. Размышления о проблеме релевантности // Шюц, А. Избранное: Мир, светящийся смыслом: пер. с нем. / А. Шюц. М: РОССПЭН, 2004. — С. 235−397.
  166. Эко, У. Эволюция средневековой эстетики: пер. с ит. / У. Эко. — СПб.: Азбука-классика. 2004. 288 с.
  167. Эко, У. Роль читателя: исследования по семиотике текста: пер. с англ. и итал. / У. Эко. СПб.: Симпозиум, 2005. — 502 с.
  168. Эко, У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию / пер. с ит. / У. Эко. — СПб.: Симпозиум, 2006. 432 с.
  169. Эко, У. Сказать почти то же самое: Опыты о переводе: пер. с ит. / У. Эко. СПб.: Симпозиум, 2006. — 574 с.
  170. Abbot Suger on the Abbey Church of St.-Denis and its art Treasures,. edited, translated and annotated by Erwin Panofsky. Princeton: Princeton
  171. University press, 1946. 250 p.
  172. Bernstein, R. J. Beyond objectivism and relativism: Science, Hermeneutics and Praxis / R. J. Bernstein. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1983. — 284 p.
  173. Caputo, J. D. Radical hermeneutics. Repetition, deconstruction, and the hermeneutic project / J. D. Caputo. Indiana University Press, 1987. — 319 p.
  174. Corliss, R. L. Schleiermacher’s hermeneutics and its critics / R. L. Corliss // Religious Studies. Vol. 29, Issue 03, 1993. — P. 363−379.
  175. Danielou, J. Gospel Message and hellenistic culture. London, London: Darton, Longman, and Todd- Philadelphia: Westminster Press, 1973. 5401. P
  176. Dialogue and deconstruction. The Gadamer Derrida encounter / hrsg. von D. Michelfelder und R. E. Palmer. — Albany: SUNY Press, 1989. -352 p.
  177. Iser, W. The act of reading: a theory of aesthetic response / W. Iser. — Baltimore: John Hopkins University Press, 1978. 239 p.
  178. Iser, W. Der implizite Leser: Kommunikationsformen des Romans von Bunyan bis Beckett/ W. Iser. Munchen: W. Fink, 1972. — 420 p.
  179. Frankl, P. The Gothic. Literary sources and interpretations through Eight Centures / P. Frankl. Princeton: Princeton University Press, 1960. -916 p.
  180. Gardavsky, V. Jacob // Gardavsky V. God is not yet dead / V. Gardavsky. Harmonsworth, 1973. — P. 21−33.
  181. Geertz, C. The interpretation of cultures: selected essays / C. Geerts. New York: Basic Books, 1973. — 470 p.
  182. Gjesdal, K. Hermeneutics and philology: a reconsideration of Gadamer’s critique of Schleiermacher / K. Gjesdal // British Journal for The
  183. History of Philosophy. Vol. 14, Issue 01, 2006. — P. 133−156.
  184. Maclntyre, A. Contexts of interpretation. Reflections on Hans-Georg Gadamer’s Truth and Method / A. Maclntyre // Boston University Journal. -№ 24, 1976.-P. 41−46.
  185. Hirsch, E. D., Jr. Validity in interpretation / E. D. Hirsch. New Haven: Yale University Press, 1967. — 275 p.
  186. Kogler, H. H. The power of dialogue: Critical hermeneutics after Gadamer and Focault / H. H. Kogler. Cambridge, MA.: MIT Press, 1996. -334 p.
  187. Leach, E. The legitimacy of Solomon // Leach E. Genesis as myth and other Essays / E. Leach. London, 1969. — P. 25−83.
  188. Niehoff, M. R. Homeric scholarship and Bible exegesis in Ancient Alexandria: Evidence from Philo’s «quarrelsome» colleagues /
  189. M. R. Niehoff // Classical Quarterly. Vol. 57, Issue 01, 2007. — P. 166 182.
  190. Ocker, C. Medieval exegesis and the origin of hermeneutics / C. Ocker // Scottish Journal of Theology. Vol. 52, Issue 03, 1999. — P. 382 345.
  191. Palmer, R. E. Hermeneutics: Interpretation theory in Schleiermacher, Dilthey, Heidegger and Gadamer / R. E. Palmer. Evanston: Northwestern University Press, 1969. — 283 p.
  192. Ricoeur, P. From text to action. Essays in hermeneutics, II / • P. Ricoeur. Evanston: Northwestern University Press, 1991. — 346 p.
  193. Ricoeur, P. Hermeneutics and the human sciences: essays on language, action, and interpretation / P. Ricoeur. Cambridge: Cambridge University Press, 1981. — 314 p.
  194. Risser, J. Hermeneutics and the voice of the Other Rereading: Gadamer’s Philosophical hermeneutics / J. Risser. — Albany: SUNY Press 1997.-278 p.
  195. Scalise, C. J. The «sensus literalis»: a hermeneutical key to biblical exegesis / C. J. Scalise // Scottish Journal of Theology. Vol. 42, Issue 01, 1989.-P. 45−65.
  196. Seel, M. Aesthetics of appearing / M. Seel. Stanford: Stanford University Press, 2004. — 256 p.
  197. Taylor, C. Philosophical papers. Vol. 1. Human agency and language / C. Taylor. New York: Cambridge University Press, 1985. — 304 p.
  198. Torrance, T. Divine meaning. Studies in patristic hermeneutics / T. Torrance. Edinburgh: T&T Clark Publishers, 1995.-439 p.
  199. Welsch, W. Undoing aesthetics / W. Welsch. London: Sage Publications, 1998. — 224 p.
Заполнить форму текущей работой