Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Бытие и небытие. 
Понятие субстанции и проблема единства мира

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Другую версию единства мира предлагают сторонники атрибутивной модели. Она исходит из единства атрибутов (от лат. attribio — придаю, наделяю), под которыми понимаются необходимые, существенные свойства объекта. Отличие данной модели от предыдущих состоит в том, что и вещественно-субстратная, и функциональная модели являются локальными концепциями, которые описывают отдельные аспекты бытия… Читать ещё >

Бытие и небытие. Понятие субстанции и проблема единства мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мини-глоссарий.

Бытие философская категория, обозначающая реальность в ее объективном и целостном существовании.

Небытие — философская категория, означающая абсолютное или относительное отсутствие, отрицание бытия.

Субстанция — первооснова бытия, придающая ему внутреннее единство и являющаяся причиной многообразия и изменчивости вещей.

Единство мира — универсальная связь всех элементов и уровней бытия, которая обусловливает его целостность.

Категория бытия. Эта категория выступает в качестве исходного, базисного понятия при создании философской картины мира. Что означает слово «быть» в философском понимании? В нем заложена не просто констатация самого факта существования, но и обоснование того, что существует на самом деле, независимо от нашего к нему отношения. Не случайно древнегреческий мыслитель Парменид, который впервые ввел это понятие в философию, использовал слово, близкое по своему значению к термину «истина». С тех пор философы понимают под бытием мир, как он есть сам по себе, а не каким он может казаться. В этом отношении философское понимание бытия имеет сходство с его значением в обыденной речи, поскольку слово «быть» означает для нас нечто, существующее в самой действительности, а не только в нашем воображении. Таким образом, бытие — это категория, которая представляет совокупность всего существующего, неся в себе критерий его существования.

Три смысла бытия. Категория бытия может пониматься, по меньшей мере, в трех присущих ему смыслах. Во-первых, под бытием имеется в виду сущее как объективно данная действительность. При этом подходе бытие выступает как характеристика реально существующих объектов и явлений. Во-вторых, бытие трактуется как существование, т. е. реальное пребывание в мире. Бытие в таком значении представляет собой процесс, в ходе которого данные объекты и явления демонстрируют присущие им свойства. В-третьих, бытие предстает как основа, позволяющая нашему изменчивому миру сохранять единство с самим собой. Бытие в этом смысле характеризует наш мир в его целостности, которая нс даст ему распасться на составляющие его элементы. Все смыслы категории бытия взаимосвязаны, но могут рассматриваться отдельно. Поэтому в истории философии существуют направления, которые фокусировали свой интерес на одном из трех смыслов категории бытия (натурфилософия и субъективный идеализм, «философия жизни» и экзистенциализм, гегельянство и марксизм).

Виды бытия. Действительность многообразна в своих аспектах, поэтому предельно общая категория бытия раскрывается в различных ипостасях. Так, живая природа качественно отличается от неживой природы, а общество устроено сложнее царства животных. Сознание человека, творящее внутренний мир личности, представляет иную реальность, чем его телесное существование, зависимое от мира внешнего. Вещи и ценности реальны, но проявляют себя различным образом. Поэтому необходимо иметь классификацию бытия, в основу которой могут быть положены разные основания для деления. Исходя из них, философы выделяют бытие материальное и идеальное, бытие природы и общества, бытие культуры, бытие человека, бытие сознания, бытие ценностей и т. д. Многие из этих видов бытия представляют собой объекты исследования различных философских дисциплин. Так, изучением общества занимается социальная философия, изучением культуры — философия культуры, изучением человека — философская антропология, изучением ценностей — аксиология. Для самой же онтологии как универсальном, положительном, истинном знании о действительности наибольший интерес исторически представляют бытие идеальное и материальное бытие.

Проблема небытия. Категория небытия является парной к категории бытия, хотя большинство философских учений отказывают ему в праве на существование. В античной философии оба эти понятия появляются в учении Парменида, отрицавшего существование небытия на том основании, что его «нельзя ни помыслить, ни в слове выразить». О важности постановки этой проблемы говорят слова М. Хайдеггера, что «вопрос: „Почему есть сущее, а не ничто?“ — предрешил судьбу западного мира». Реабилитация небытия произошла в учении атомистов, которые принимали него пустоту. Платон и Аристотель находили многие характеристики небытия (неопределенность, пассивность, чистая возможность) в материи, но все же считали последнюю низшим видом бытия. Если Платон допускал небытие только как содержание ложных высказываний, то Аристотсль относил к нему также непричастность к объекту тех или иных качеств (не-белый, не-добрый) и принадлежность его к прошлому или к будущему, но не к настоящему времени. Так Аристотель впервые выделил абсолютное небытие, как невозможное по определению, и небытие относительное как отсутствие в том или ином отношении.

В средневековой философии понятие небытия замещало понятие «ничто», из коего Бог сотворил мир. Различие между этими близкими терминами состоит лишь в том, что небытие противопоставляется бытию вообще, в то время как ничто — всевозможным нечто. В философии XIX—XX вв.еков категория небытия трактовалась в основном в экзистенциальном смысле (применительно к человеческому существованию), представая в виде то ничем не обусловленной свободы, то страха перед смертью, то отсутствия смысла в жизни. В истории философии помимо небытия бытию также противопоставлялось некое сверхбытие, лишенное всех «бытийственных» характеристик (пребывание вне пространства и времени, неподчинение всем законам этого мира, неземное совершенство). Таким сверхбытием обладает у Платона и Плотина «единое», в религиознофилософских учениях — Бог, в буддизме — нирвана, которая представляет как свербытие, так и небытие.

Понятие субстанции. Один из трех смыслов категории бытия представляет реальность в ее целостности и единстве. Это логически ведет к признанию некой общей основы, которая удерживает многообразную и изменчивую действительность от впадения в хаос. В философии принято называть эту общую основу нашего мира субстанцией (от лат. substantia — нечто, лежащее в основе). Субстанция обозначает первооснову реальности, которая существует сама в себе и представляется через себя. Определяя все виды и воплощения бытия, субстанция не нуждается для собственного существования ни в чем другом, являясь «причиной самой себя» (Б. Спиноза). Вопрос о том, что именно является субстанцией, представляет собой одну из самых важных и сложных проблем философии.

Так, выбор в качестве субстанции материальной или идеальной основы мира разделил философов на материалистов и идеалистов. Материалисты (Демокрит, Эпикур, Дж. Локк, Л. Фейербах, К. Маркс и др.) находят первооснову мира в материальном бытии. Идеалисты (Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Г. В. Лейбниц, Г. В. Гегель и др.) считают, что первоначальным и порождающим началом в мире выступает идеальное бытие. В то же время некоторые мыслители утверждали, что положительно решить вопрос о субстанции невозможно, так как человек ограничен в своем познании субъективными образами своих ощущений (Д. Юм).

Понятие субстанции вызывает вековые споры среди философов по вопросу не только ее качественной, но и количественной определенности. Одни мыслители утверждают, что в основе нашей реальности находится одна субстанция. Другие полагают, что в мире сосуществуют две субстанции, а третьи заявляют, что имеется множество равноправных субстанций. При этом большинство философов решало данный вопрос, делая выбор в пользу единой субстанции, тем самым переходя на позиции монизма (от лат. monos — один, единственный). В зависимости от того, принимается ли за первооснову природа, материя (Демокрит, Фейербах, Маркс) или Бог, идея (Платон, Гегель, В.С. Соловьев), выделяются два направления монизма: материалистический и идеалистический. Другого взгляда придерживаются представители дуализма (от лат. dualis —двойственный), наиболее видным из которых является Р. Декарт. Дуалисты, в отличие от монистов, признают существование двух субстанций, материальной и духовной, независимых и несводимых друг к другу. Еще дальше идут представители плюрализма (от лат. pluralis — множественный), которые полагают, что в мире имеется много субстанций. Философский плюрализм представлен в персонализме, провозглашающем субстанциальность каждой личности, в философии жизни, прагматизме, экзистенциализме.

Проблема единства мира. С категорией субстанции тесно связана проблема единства мира — одна из важнейших в онтологии. Суть ее заключается в том, как объяснить и обосновать внутреннее единство многообразных и изменчивых вещей, явлений, процессов, составляющих в своей совокупности само бытие. Для того чтобы существовать, бытие как сущее нуждается не только в процессе существовании, но и в наличии какой-то основы. Как писал Ф. Энгельс, «единство мира состоит не в его бытии, хотя его бытие есть предпосылка его единства, ибо сначала мир должен существовать, прежде чем он может быть единым». При доказательстве единства мира философы опираются на категорию субстанции, которая представляет первооснову многообразия и изменчивости бытия. Но поиск субстанциальной основы действительности является более сложным делом, чем это может показаться.

Бытие состоит не только из множества элементов, но и включает в себя различные уровни. Космос и человек, природа и общество, предмет и образ, явление и сущность слишком различаются между собой, чтобы всегда можно было установить, в чем заключается их единство. Представление о единообразной материи как первооснове бытия вступает в растущие противоречия с данными современного естествознания. Столь же серьезные научные возражения встречают попытки выдать за первоначало нашего мира духовную сущность (Бог, мировой разум, идея). Это побуждает многих философов и ученых искать доказательства единства мира, не апеллируя к субстанции, видя в обращении к ней уход от проблемы, а не сс решение. В результате были предложены несколько моделей единства мира.

Первой возникла вещественно-субстратная модель мира, согласно которой вся Вселенная может быть сведена к некой «прамагерии». У ее истоков стояли древнегреческие философы Левкипп и Демокрит, которые считали, что все вещи состоят из мельчайших неделимых материальных частиц — атомов. Ответом на это со стороны идеалистов стала философия Платона, сводившего вещи к их идеальным первообразам — идеям. Попытки найти исходные элементы бытия присущи и многим ученым. Например, английский физик Праут считал первоматерией всех вещей атом водорода. К этой же модели относятся учения, исходящие из того, что каждый уровень бытия имеет свою структуру, в основе которой лежит наименьшее начало. Так, на физическом уровне — это адроны и лептоны, на химическом уровне — молекулы, на биологическом — клетки, на социальном — люди.

Иной позиции придерживаются сторонники функциональной модели. Согласно ей каждая частица во Вселенной связана с другими частицами, поэтому Вселенная функционирует как единая система. Постоянные, существенные и необходимые связи называются законами. Каждый уровень бытия имеет свои специфические законы (например, закон сохранения энергии), но помимо них есть универсальные законы, которые действуют на всех уровнях реальности. Ученые стремятся объединить универсальные законы в научном знании путем создания теорий, имеющих общенаучный характер. Примером общенаучной теорией является общая теория систем, которая рассматривает законы, действующие на любых уровнях реальности. В рамках этой же модели некоторыми учеными ведется поиск «формулы мироздания», которая способна объяснить любое явление. Так, А. Эйнштейн одно время надеялся раскрыть универсальную формулу устройства мира, полагая, что всем им управляет какая-то единая сила, единая формула, одна причина и одна цель. Но большинство ученых полагает, что такая формула невозможна в принципе, поскольку она должна была бы учитывать все возможные связи в природе и обществе, в материальной и духовной жизни.

Другую версию единства мира предлагают сторонники атрибутивной модели. Она исходит из единства атрибутов (от лат. attribio — придаю, наделяю), под которыми понимаются необходимые, существенные свойства объекта. Отличие данной модели от предыдущих состоит в том, что и вещественно-субстратная, и функциональная модели являются локальными концепциями, которые описывают отдельные аспекты бытия на основе естественнонаучных знаний. Между тем существуют и более общие, универсальные свойства и закономерности, которые называются атрибутами и проявляются на всех структурных уровнях бытия. Среди них можно выделить движение, пространство и время, взаимодействие, структурность и системность, временную и пространственную бесконечность и т. д. Атрибутивная модель является чисто философской концепцией единства мира, позволяющей соединить различные уровни бытия: неживой природы, живой природы, общества, — в каждой из которых выделяются собственные подуровни.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

  • 1. Что изучает онтология?
  • 2. Какие смыслы заключены в категории бытия?
  • 3. В чем состоит сложность понимания небытия?
  • 4. Что такое субстанция?
  • 5. Почему доказательство единства мира так важно для философии и науки?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой