Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Internet как новая информационная среда исторической науки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При написании диссертации использовались методы современного исторического познания: историко-генетический, который способствовал воссозданию истории Сети в зарубежных странах и России. Историко-сравнительный метод применялся для анализа темпов развития зарубежного и российского сегментов Internet. Были использованы также математические методы и информационные технологии. В частности, путем… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ INTERNET
    • 1. 1. История возникновения Internet в зарубежных странах
    • 1. 2. Создание российских компьютерных и телекоммуникационных сетей
    • 1. 3. Формирование зоны «ru»
  • ГЛАВА II. НАПОЛНЕНИЕ РОССИЙСКОГО СЕГМЕНТА INTERNET ИСТОРИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ
    • 2. 1. Создание русскоязычных серверов
    • 2. 2. Тематика российских ресурсов Internet по истории
    • 2. 3. Поисковые системы российского сегмента Internet
  • ГЛАВА III. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ INTENET В ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ И ОБРАЗОВАНИИ
    • 3. 1. Web-страницы как исторический источник
    • 3. 2. Использование ресурсов Internet в исторических исследованиях
    • 3. 3. Internet-технологии в историческом образовании

Internet как новая информационная среда исторической науки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В настоящее время в мире быстрыми темпами идет процесс информатизации всех сторон жизни общества, развития и внедрения новых информационных технологий. Компьютерные технологии привели к впечатляющим изменениям в сфере промышленного производства и бизнеса, социальной жизни и образования, науки и культуры. Информация превратилась в глобальный неистощимый ресурс человечества, вступившего в новую эпоху развития цивилизации, которую называют информационной.1.

За последние 50 лет в сфере информатики произошли три революции: первая — появление «больших» ЭВМ, вторая — создание персональных микрокомпьютеров, третья — создание Internet.

Особая роль в создании информационного общества принадлежит Internetглобальной информационной системе. Темпы расширения Internet беспрецедентны. В середине 1997 г. к сети было подключено свыше 50 млн. компьютеров в различных странах мира. В 2001 г. ее услугами уже пользовалось около 0,5 млрд. человек. Internet способен преобразовать различные сферы жизни и деятельности человеческого общества. Уже в наши дни он показал огромные возможности в области бизнеса, коммерции, развития телекоммуникаций, геодезии, образования и науки др.

Internet — глобальная общепланетарная информационная система, или Сеть сетей. Термин «Internet» состоит из двух частей: inter — между, и net — сеть, т. е. Internet — это средство объединения разнообразных компьютерных сетей.

По словам одного из основоположников Сети Винтона Серфа, «необычайная свобода самовыражения и доступность информации в Internet заставляют предположить, что Сеть может совершить революцию в общении между людьми» «1.

Internet-технологии нашли применение в различных отраслях науки и образования. Широкое внедрение они получили и в области исторических знаний. В.

России сформировалось новое научное направление — историческая информатика, изучающая закономерности процесса информатизации исторической науки и образования.

Историческая информатика включает разработку общих подходов к применению информационных технологий в исторических исследованияхв создании исторических баз и банков данныхприменение информационных технологий, представления и анализа структурированных, текстовых и изобразительных и других источниковкомпьютерное моделирование исторических процессовразвитие и применение мультимедиа-технологий и других новых направлений информатизации исторической науки и образования4.

В современных условиях особое значение в развитии исторических знаний приобретает применение глобальных информационных сетей. Как подчеркивает Л. И. Бородкин: «Сегодня речь идет уже не только об освоении компьютерной грамотности, сколько об ускорении темпов развития и компьютерной обеспеченности гуманитариев. Источники в массовом порядке эволюционируют в «машиночитаемую» форму, широкое распространение получила технология использования баз данных в исторических исследованиях. На основе внедрения персональных электронно-вычислительных устройств открылся доступ к прикладным пакетам статистических программ, с развитием компьютерных технологий и коммуникаций — к ресурсам, создаваемым по всему миру"3.

Объектом исследования является история развития Internet и его российского сегмента и применение его ресурсов в области исторических знаний.

Предметом исследования стал анализ Internet как новой информационной среды исторической науки, процесс накопления, тематика и применение ресурсов глобальной Сети в исторических исследованиях и образовании.

Новизна исследования. В диссертации впервые комплексно раскрыты социально-экономические и научно-технические предпосылки формирования российскцх и зарубежных компьютерных сетей. Проанализировано формирование зоны «ги», наполнение русскоязычных серверов историческими знаниями, их тематика и создание поисковых систем.

При подготовке диссертации автором было проведено исследование, в ходе которого проанализировано более 250 сайтов и Web-страниц, размещенных на различных серверах. Среди них 120 сайтов по истории Отечества, 70 сайтов по всеобщей истории и 30 сайтов по истории отдельных регионов России.

Автор раскрыл феномен Internet, как глобального архива и эффективного средства общения. В диссертации проанализированы принципы работы глобальной сети и ее возможности в области исторической науки. В частности, установлено, что Internet-технологии позволяют не описывать социальные факторы, а конструировать модели исторических процессов и явлений. Они делают возможным ставить в центр исторических исследований сложные проблемы взаимодействия и общения индивида и социума.

Особое внимание уделено анализу Web-страниц как исторических источников, а так же применению технологий Internet в исторических исследованиях и историческом образовании. В итоге автор пришел к ряду выводов, существенно обогащающих отечественную историографию. Во-первых, Internet позволяет раскрыть феномен человеческого общения — главную проблему современного гуманитарного знания. Во-вторых, Web-страницы представляют феномен человеческого общения в его опосредованной материализованной форме. В-третьих, Internet является важнейшим инструментом историографического исследования, позволяющим определить социальные условия, характер источников и организационные формы развития современной исторической науки. Кроме того, путем биб-лиометрического анализа материалов конференций Ассоциации «История и компьютер» в диссертации раскрыт процесс создания Internet-pecypcoB отечественными авторами и внедрения их в исторические исследования и образование.

Степень разработанности проблемы. У истоков отечественной информатики стояли В. М. Глушков, А. М. Белоцерковский, А. А. Дородницын, Е. П. Велихов, А. П. Ершов, А. А. Кузнецов, Д. А. Поспелов, в результате усилий которых в СССР было преодолено негативное отношение к кибернетике как «лженауке» и началась систематическая разработка ее проблем 6.

Философские проблемы информатики исследовали Р. Ф. Абдеев, А. И. Берг, А. И. Ракитов, А. Д. Урсул, показавшие роль информатики в социально-экономическом и научно-техническом прогрессе, основные направления и социп альную модель информационного общества .

Историю компьютерной техники освещали Б. М. Малиновский, И. А. Апокин, JI. Е. Майстров, JI. Г. Хоменко и др. Однако их работы касаются «больших» g.

ЭВМ и персональных компьютеров .

Конец 90-х годов ознаменовался широким потоком публикаций об Internet. Среди них работы С. Дунаева, В. Соломенчука, С. Симоновича, Г. Евсеева, В. И. Мураховского, С. В. Глушакова, Д. В. Ломотько, И. В. Мельникова, Э. В. Мурта-зина и др. Эти издания носят характер пособий для пользователя. Освещают такие вопросы, как подключение к Internet, навигация в WWW, сервисы и службы, поиск информации в сети и т. д. 9 К сожалению, некоторые из них страдают описа-тельностью и поверхностным изложением материала. Что касается формирования российского сегмента Internet, то эта проблема слабо изучена.

А. П. Пятибратов, Л. П. Гудыно, А. А. Кириченко, В. Г. Олифер, Н. А. Олифер рассмотрели вычислительные системы и телекоммуникации, В. А. Васенин опубликовал несколько работ о российских академических сетях10.

В декабре 2000 г. была опубликована книга «Российский Интернет накануне больших перемен», в которой предпринята попытка осветить историю зоны «ги». В основу книги положены интервью с известными деятелями Рунета. В книге содержится также Летопись русского Интернета с 1990 по 1999 гг., составленная Е. Горным. Электронный вариант книги представлен в Сети." .

В последнее время появились работы, посвященные применению Internet-технологий в образовании. Б. М. Бирюков издал «Интернет-справочник по образованию», в котором показал поисковые возможности Интернета, его ресурсы в области образования, межвузовские и студенческие объединения, информационно*' 1 9 библиографические каталоги отечественных и зарубежных библиотек.

Пособие по развитию дистанционного обучения на основе Internet-технологий опубликовали научные сотрудники Института общего среднего образования РАО. Опираясь на теоретические исследования и эксперименты, авторы стремились показать педагогические возможности использования новых информационных технологий при изучении гуманитарных дисциплин, в том числе истории.13.

Проблемы развития Internet и применения его ресурсов стали предметом специального рассмотрения российских историков середины 90-х гг. В частности с 1996 г. эта проблема стала изучаться членами Ассоциации «История и компью-тер"(АИК). По словам В. Н. Владимирова, первая серьезная постановка вопроса о роли значении Интернета для историков произошла на V конференции АИК. Это время подключения большинства историков к Интернету, дискуссий о роли и значении Сети для исторических исследований и образования и начала создания научно-образовательных ресурсов по истории 14.

Об этом свидетельствует и первый учебник по «Исторической информатике», изданный в 1996 г. под редакцией Л. И. Бородкина и И. М. Гарсковой, в котором была дана оценка роли глобальной Сети в информационном обеспечении исторических исследований и образования.15.

Двумя годами позже в пособии «Информационные технологии для гуманитариев» историки описали основные сервисы Internet и пришли к выводу, что «из всех информационных технологий, используемых сегодня гуманитариями, Интернет стал вторым (после текстовых редакторов) по значимости программным приложением.16.

Основными центрами разработки проблем Internet стали исторические факультеты МГУ им. М. В. Ломоносова и Алтайского госуниверситета. Здесь был накоплен первый опыт создания электронных ресурсов Internet и их использования в научной и учебной работе.

В мае 1998 г. в Барнауле состоялась международная конференция, обсудившая проблему: «Интернет — новая информационная среда исторической науки». Организатором конференции стали Алтайский университет, Институт гуманитарных исследований при АГУ и Ассоциация «История и компьютер». На конференции были рассмотрены вопросы создания новой информационной среды для историков, освещен опыт использования существующих Internet-pecypcoB, поставлена проблема: глобальная Сеть и архивы и др.17.

Данная конференция послужила серьезным стимулом для изучения различных проблем Интернет и его российского сегмента многими российскими историками. Л. И. Бородкин, В. Н. Владимиров, И. М. Гарскова, A.M. Робачевский исследуют теоретические и методологические вопросы глобальной Сети.18.

Е.В. Боброва, А. П. Деревянко, В. Т. Воронин, Е. Н. Голованова, Д. Д. Горбунов, Д. Д. Васильев, А. А. Столяров, Н. В. Самарина и др. разрабатывают проблемы формирования исторических ресурсов в Internet.

Т.Я. Валетов, И. Е. Сафонов, Ф. В. Горбачева, Е. В. Злобин, М. И. Петров, В. И. Тихонов анализируют вопросы использования ресурсов Сети в исторических ис.

19 следованиях.

И.Н. Киселев, В. Л. Носевич, И. Ф. Юшин и другие ставят проблему «Интернет и архивы».

А.В. Кириллов, 3.0. Джалиашвили, Е. Н. Балыкина, В. И. Беседин, В.Г. Мо-жаева, Ю. Ю. Иерусалимский, А. Ф. Оськин, Ю. Ю. Юмашева и другие разрабатывают вопросы дистанционного обучения, подготовки электронных учебников по 20 истории.

Осенью 2000 г. состоялся «круглый стол» членов АИК по проблеме «Историк, источник и Интернет», который обсудил одну из ключевых проблем — создание электронных версий исторических источников, доступа к ним через глобальную сеть Интернет. Участники дискуссии: Д. А. Гутнов, Л. И. Бородкин, В. Н. Владимиров, Т. Я. Валетов, Ю. Ю. Юмашева, М. И. Петров, В. И. Тихонов и Ю.А. Свя-тец поставили ряд историографических, источниковедческих и методологических вопросов, разрешение которых будет означать переход к новому этапу превращения Internet в России в полноценный канал обмена историческими материалами.21.

В зарубежных странах основные публикации об Internet появились в середине 90-х годов. Среди них книги П. Гильстера, П. Кента, Б Фока, Э. Крола, С. Шат-та, С. Брауна и др. Наибольшую известность из зарубежных авторов получила книга «Навигатор Интернет» П. Гильстера, в которой автор достаточно глубоко и всесторонне раскрыл предпосылки возникновения Internet, его структуру и назначение, техническое устройство отдельных узлов, дал многочисленные советы.

22 пользователям Internet .

Д. Комер и Ф. Хэлсалл всесторонне показали межсетевой обмен с помощь протоколов Internet. Высокоскоростные цифровые соединения и сети Internet ис.

23 следовали Ч. Саммерз, Б. Динц, Д. Найк .

В зарубежных странах предпринимаются попытки воссоздать историю Интернет и показать его применение в истории. В качестве примера можно привести доклад профессора Лейденского университета (Голландия) П. Доорна, который в 1994 г. на II конференции АИК раскрыл структуру и возможности глобальной сети для исторической науки.24 Немецкий автор Шредер Т. А., исследует примене.

25 ние ресурсов Internet по истории в образовании .

Таким образом, несмотря на большое число литературы об Internet, появившейся за последние годы в России и за рубежом, тем не менее нет комплексной работы об истории возникновения Internet и его российского сегмента, не раскрыт процесс накопления исторических знаний в зоне «ги», не обобщен опыт применения технологии Internet в исторических исследованиях и образовании.

Цель данной диссертации: анализ Internet как новой информационной среды для историков, применение его ресурсов в исторических исследованиях и образовании.

Задачи диссертации. раскрыть основные социально-экономические и научно-технические предпосылки формирования Internetвыявить главные этапы и направления формирования зоны «ги" — проанализировать процесс накопления исторических знаний на русскоязычных серверах, их тематику и поисковые системыобобщить опыт применения Internet-технологий в исторических исследованиях и историческом образовании.

Хронологические рамки диссертации охватывают временной период с конца 60-х гг., когда появились первые разработки университетских сетей в зарубежных странах, до конца 90-х гг., — время консолидации российского сегмента Internet и широкое внедрение его технологий в исторические исследования и образование.

Методология и методы исследования. Диссертация строится на основе сочетания системно-структурного подхода и историзма как поиска закономерностей общественного развития. Именно такой подход позволяет выявить особенности Internet как общественного феномена, возникшего на рубеже XX и XXI столетий, раскрыть его возможности в области исторических исследований и исторического образования.

При написании диссертации использовались методы современного исторического познания: историко-генетический, который способствовал воссозданию истории Сети в зарубежных странах и России. Историко-сравнительный метод применялся для анализа темпов развития зарубежного и российского сегментов Internet. Были использованы также математические методы и информационные технологии. В частности, путем библиометрического анализа каталогов ведущих поисковых систем Яndex и Rambler, а также публикаций Ассоциации «История и компьютер» выявлен процесс накопления исторических знаний в российском сегменте и проанализировано применение Интернет-технологий в исторических исследованиях и образовании.

Источниковая база. Источниковая база о развитии Интернет достаточна многообразна и информативна. Она включает несколько групп. В первую группу входят опубликованные документы об информационной политике Российской Федерации. Важнейшими документами в этой области являются «Концепция информатизации Российской Федерации на 1991;2000 гг.» и Федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2002 — 2010 годы». Документы представляют собой общегосударственные программы информатизации страны. Основной целью последней программы является повышение эффективности функционирования экономики и государственного управления за счет внедрения и массового распространения компьютерных технологий, создание информационных предпосылок для развития гражданского общества за счет обеспечения прав на свободный доступ к информации, в т. ч. на базе расширения подготовки специалистов по информационным технологиям и квалифицированных пользователей .

Одним из документов этой группы является также «Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской.

Федерации на 2001;2005 гг.", которая ставит главной целью переход от сохранения к развитию научно-технического потенциала высшей школы, устанавливает взаимосвязь науки и образования, науки и производства в новых социально-экономических условиях 27.

Процесс информатизации образования нашел отражение в документах Федерации Интернет-Образования (ФИО). Федерация реализует проект «Поколение.ги», который предусматривает, что до 2005 года будет открыто 50 региональных центров для обучения работников образования Интернет-технологиям28.

Ко второй группе источников относится текущий архив Ассоциации «История и компьютер», который отражает основные результаты ее деятельности за 1992;2001 гг. Наибольшую ценность представляют отчеты Совета АИК, раскрывающие основные направления развития исторической информатики в России и других странах СНГ, издательскую деятельность и международные связи АИК29. При написании диссертации широко использованы так же материалы IV-VII конференций АИК, на которых обсуждались теоретические и практические проблемы применения Интернет-технологий в исторических исследованиях и образовании.

Третью группу источников составляют материалы текущих архивов крупнейших компаний, занятых развитием Internet в России: АО «Релком», Вузтеле-комцентр, «Ростелеком», «Глобал Один», «Гласнет», «Демос» и др. Так например, архив ОАО «Ростелеком», крупнейшего российского оператора телекоммуникационных услуг, созданного в 1990 г., раскрывает основные этапы строительства линий связи на территории России, развитие услуг междугородней связи, передачи информации по магистральным сетям и линиям связи, каналов тональной частоты, каналов и средств звукового и телевизионного вещания, участия в международных проектах развития связи jl.

Значительный интерес представляют материалы о развитии Internet-технологий в отдельных регионах страны. При написании диссертации использованы документы архива ОАО «Электросвязь» (г. Ставрополь)''2, Регионального центра информатизации при СГУ33. В первом из них получены материалы узла доступа в сеть Internet, схема сетей (Южный Интернет), технические средства и способы соединения, предоставляемые услуги и тарифы на них, а также динамика роста числа пользователей в сети Internet в 2000 г. Из архива РЦИ при СГУ использованы «Схема информационно-вычислительной сети Ставропольского государственного университета» и другие документы.

Четвертую группу источников составляют законодательные акты об информатизации России и участии ее в международном информационном обмене, в частности Федеральный закон «Об информации, информатизации, защите информации» — 1995 г. 34, а также закон РФ «Об участии в международном информационном обмене» — 1996 г.35.

Пятым видом источников послужили справочные издания о ресурсах Internet — «Желтые страницы» на иностранных и русском языках. На Западе наиболее известным является справочник X. Хана The Internet Yellow Pages («Желтые страницы Internet»), который уже выдержал три издания 36. Российский Internet представлен в справочниках: А. Поляка, А. Сигалова «Internet. Русские ресурсы», «Русский Интернет. Russian Internet» под редакцией Горностаева Ю. М. и Поляка Ю. Е37.

Наконец, ценная информация была почерпнута из сайтов российских и зарубежных компаний: АО «Релком» (www. relcom. ru), Global One в России (www. global-one. ru), Global One (www. global-one. net), EUnet (www. eu. net), и др3S.

Таким образом, разнообразная источниковая база позволяет раскрыть основные этапы формирования Internet в России и зарубежных странах, показать развитие русскоязычных серверов и ресурсов, а так же осветить опыт применения Internet-технологий в исторических исследованиях и образовании.

Практическая значимость заключается в том, что материалы диссертации могут использоваться как в теоретической, так и в практической работе. В теоретическом плане выводы диссертации позволяют осмыслить процесс информатизации одной из областей гуманитарных знаний — истории, выявить нерешенные методологические, историографические и источниковедческие вопросы и ускорить процесс внедрения Internet-технологий в различные отрасли исторической науки.

В практическом плане материалы диссертации могут применяться при подготовке учебных дисциплин по «Исторической информатике» и «Компьютерным технологиям в науке и образовании», «Основам работы в Internet», «Современным технологиям информационного поиска в исторической науке» и др. В работе сформулированы рекомендации по ускорению этого процесса и развертыванию отечественного производства программного и методического обеспечения.

Структура работы включает Введение, 3 главы, Заключение, а также список литературы, источников и сетевых адресов. Она строится по проблемному принципу.

Апробация работы. Основные положения исследования были доложены на научных конференциях в Ставропольском государственном университете 19 992 002гг., на VIII конференции Ассоциации «История и компьютер». Они нашли отражение в 8-ми публикациях автора.

Заключение

.

233 См.: Энциклопедия ПК «Кирилл и Мефодий». ООО «Кирилл и Мефодий». Великобритания. 1996.

236 http://www.telegeograthy.com/Publications/publicat.html.

237 Цит. по: Гильстер П. Навигатор Интернет, — М., 1995. — С.4.

238 Ср. Проншейн А. П. Методика исторического исследования. — Ростов-на-Дону, 1971.

О Л О.

J Исключение составляет электронный учебник «История России. XX век», подготовленный под редакцией профессора А. А. Данилова, сайт которого ежедневно посещает более 200 читателей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Опубликованные материалы:
  2. Концепция информатизации Российской Федерации. М., 1991.
  3. Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской федерации на 2001−2005 гг. М., 2000.
  4. Паспорт Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001−2005гг.». М., 2000.
  5. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» на 2002−2010 гг. -М., 2001.1. Архивные документы:
  6. Текущий архив Ассоциации «История и компьютер»
  7. Отчеты о деятельности Совета Ассоциации «История и компьютер» за199,2−2001 гг.
  8. Действительные члены Ассоциации «История и компьютер»
  9. Материалы IV-VII конференций Ассоциации «История и компьютер» Текущий архив «RUNNet»
  10. История RUNNet Текущий архив «RBNet»
  11. RBNet (Russian Backbone Network) Текущий архив «Relcom»
  12. История AO «Релком» Текущий архив ОАО «Ростелеком»
  13. История ОАО «Ростелеком» Текущий архив компании «Гласнет»
  14. История компании «Гласнет»
  15. Текущий архив ОАО «Электросвязь» Ставропольского края.
  16. Сеть передачи данных ОАО «Электросвязь» Ставропольского края. 11 .Узел доступа к сети Internet.
  17. Цифровая сеть ПД ОАО «Электросвязь» г. Ставрополь. Текущий архив Регионального центра информатизации при СГУ.
  18. Схема информационно-вычислительных сетей Ставропольского государственного университета.
  19. Технический проект создания регионального академического сегмента сети RBNet в Ставропольском крае и Карачаево-Черкессии.1.I. Законодательные акты: —
  20. Федеральный закон РФ «Об информации, информатизации, защите информации» //Собрание законодательства РФ № 8 от 20 февраля 1995 г,. ст. 609.
  21. Федеральный закон РФ «Об участии в международном информационном обмене» //Собрание законодательства РФ 5 июня 1996 г № 8,. ст. 3347.
  22. Проект закона РФ «О государственной регистрации средств массовой информации, использующих для распространения информации глобальные информационные сети („сетевых СМИ“)». www.deadline.ru/dosie/gov000112.asp1. Электронные и периодические публикации:
  23. Адаптер FreedomLine-PnP для всех платформ ПК.// Computer Update -1996. 1st Quart.
  24. Администрирование и настройка ОС Windows ШУ/Базы и банки данных России. М.: — НТЦ «Информрегистр». -1998. № 1673.
  25. Администрирование сетей TCP/IP и серверов Internet//Ba3bi и банки данных России. М.: — НТЦ «Информрегистр». -1998. № 167 421 .Альтернативы протоколу RIP в больших сетях/ Люис К.// Сети и системы связи. 1997. № 5.
  26. Брандмауеры Internet// Computer World Россия. — 1996.- № 31.
  27. Введение в язык HTML/ Федоров А.// Компьютер-Пресс. 1996. № 6.
  28. Данные по запросу./Даффи Т.// PC Week.- Russ. ed. 1996, № 28.
  29. Использование глобальных сетей и Internet для построения корпоративных сетей.//Базы и банки данных России. М.: — НТЦ «Информрегистр». -1998. № 1684.
  30. Локальные сети Novell NetWare. //Базы и банки данных России. М.: -НТЦ «Информрегистр». -1998. № 1685.
  31. Многопрофильный маршрутизатор LinkBuilder MSH.// Экспоком-96/6. Р.8 28. Организация доступа к базам данных в сетях Internet/Intranets// Базы ибанки данных России. М.: — НТЦ «Информрегистр». -1998. № 1687.
  32. Построение сложных корпоративных Web-узлов.// Базы и банки данных России. М.: — НТЦ «Информрегистр». -1998. № 1691.
  33. Решения Microsoft. -М.: Microsoft АО, 1996.31 .Самый быстрый в мире сервер Compac AlphaServer DS20// Автоматика и вычислительная техника. Сводный том № 12, 1999.
  34. Спутниковая сеть ТЕЛЕПОРТ-ТП: технология DAMA на российском рынке// Прохоров Ю.Н.// Сети и системы связи. 1996. № 3.
  35. Спутниковая система передачи данных ROMANTIS DATA/ Минаков А. Е., Пехтерев С.В.// Сети и системы связи, 1996. № 3.
  36. Суперсервер в сети NetWare/ Ямкоуви Ш.// Сети и системы связи, 1996. № 3.
  37. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
  38. И.А. Историческая информатика в России. Ставрополь, 1999. 38. Антонова Т. С. Харитонов А.Л. Мультимедийный курс История России.
  39. Новые возможности // Новые информационные ресурсы и технологии в исторических исследованиях и образовании. М., 2000.
  40. И.А., Майстров Л. Е. Развитие вычислительных машин. М., 1974.
  41. Т. Active X. Создание Web-приложений. Киев, 1998.
  42. К., Федоров A. Microsoft Internet Explorer 4.0 для всех. М., 1997.
  43. P.M. Интернет: проблемы и противоречия глобализации информационного пространства// Глобализация и регионализм. М., 2001.
  44. М. Иваненко С. Коростылев В. Web-сервер в действии. СПб. -1997.
  45. В.Д., Предтеченский А. Г. Интернет, первые шаги в России, СПб.: — 1996.
  46. С., Грей X. Как сделать красиво в Интернет. СПб, 1998.
  47. Д., Галлагер Р. Сети передачи данных. -М.: Мир, 1998.
  48. Е.В. «Интернет-проект 1812»// Новые информационные ресурсы и технологии в исторических исследованиях и образовании. М., 2000.
  49. Л.И. Историческая информатика: этапы развития// Новая и новейшая история. 1997. № 1.51 .Бородкин Л. И. VII Конференция Ассоциации «История икомпьютер"//Информационный бюллетень АИК № 26/27, ноябрь 2000.
  50. Л.И., Владимиров Н. Internet для историка. Новая парадигма в действии// Информационный бюллетень АИК. № 21, март 1997.
  51. Л. И., Владимиров Н., Юшин И. Ф. Историческая информатика в информационном обществе// Круг идей: историческая информатика в информационном обществе. М., 2001
  52. Л.И., Владимиров — Н., Гарскова И. М., Филимонова Т. И. XV Международная конференция «History and Computing"// Информационный бюллетень АИК. № 28, ноябрь 2001
  53. С. «Мозаика» и «Всемирная паутина» для доступа к Internet: Пер. с англ. М.: Малип, 1996.
  54. Т.Я. Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова // Новые информационные ресурсы и технологии в исторических исследованиях и образовании. М., 2000.
  55. В.А. Высокопроизводительные научно-образовательные сети России. Настоящее и будущее. Изд-во МГУ, 1999.
  56. В.А. Российские академические сети и Интернет (состояние, проблемы, решения)/Под ред. В. А. Садовничего. М-: РЭФИА, 1997.
  57. Д.Д., Столяров А. А., Голованов Е. И. Востоковедный информационный сервер в сети Интернет// Информационный бюллетень АИК. № 21, март 1997.
  58. Дж. История на Интернете// Информационный бюллетень АИК. № 19, ноябрь 1996.
  59. Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М.: Связь, 1968.
  60. Владимиров В. Internet для историка: глобальная информационная игрушка или новая парадигма?// Информационный бюллетень АИК. № 17, март 1996.
  61. Владимиров, J, H. Интернет: что изменилось в АИК? // Информационный бюллетень АИК. № 26/27, ноябрь 2000.
  62. Владимиров, Н. Интернет для историка: и все-таки новая парадигма!// Круг идей: историческая информатика в информационном обществе. М., 2001.
  63. Владимиров «Н. Сервер «Клио»: что изменилось?// Информационный бюллетень АИК. № 26/27, ноябрь 2000.
  64. Н., Колдаков Г. В.Историческая информатика в Алтайском государственном университете// Из истории исторической информатики. Вып.7. Ставрополь, 1999.
  65. М. Е., Светлов Н. М. Организационные основы глобальной сети Internet., М., 1997.
  66. Ю. «Internet 2000». СПб., 2000.
  67. И.М. Российская сеть «Социально-гуманитарные науки» // Новые информационные ресурсы и технологии в историчсеких исследованиях и образовании. М., 2000.
  68. А. Путеводитель по глобальной компьютерной сети Internet. ТИП «Сфера».-М., 1995.
  69. Ги К. Введение в ЛВС. М.: Радио и связь, 1986.
  70. П. Навигатор Internet (путеводитель для человека с компьютером и модемом). «Джон Уайли энд Санз». М., 1995.
  71. Глобальные сети: информация и средства доступа (версия 3.0). Ассоциация EARN,-Пермь, 1995.
  72. С.В., Ломотько Д. В., Мельников И. В. Работа в сети Интерент. Учебный курс. Харьков-Ростов н-Д- Киев. 2000.
  73. В.М. Основы безбумажной информатики. М., 1982.
  74. Г. Рабочие станции и информационные сети. М.: Радио и связь, 1990.
  75. В., Першин Ф. Безопасность электронных банковских систем. -М.: Единая Европа, 1994.
  76. Дайсон П. Web-узел на базе Microsoft Internet. М., 1997.
  77. Э. Жизнь в эпоху. Интернета. Release S. О. /Пер. с англ. М.:Бизнес и компьютер, 1998.
  78. В.П., Вымятнин В. М., Можаева Г. В., Тарунина Г. А. Дистанционное обучение в гуманитарном образовании.// Интернет новая информационная среда исторической науки. — Барнаул, 1998.
  79. В.П., Холюшкин Ю. П., Воронин В.Т. WWW-сервер «археология и этнография Северной Азии"// Информационный бюллетень АИК. № 17. Март 1996.
  80. Ф. Практическая передача данных: Модемы, сети и протоколы./Перев. с англ. — М.: Мир, 1989.
  81. С. Секреты разработки Web-приложений на Visual Basic 5. СПб., 1998.
  82. П. Электронный лабиринт: возможности и «ловушки» компьютерной системы INTERNET для историков// Круг идей: Развитие исторической информатики. Труды второй конференции Ассоциации «История и компьютер». М., 1995.
  83. Е.А., Зайцева JI.B. Вопросы применения Интернета в области образования // Новые информационные технологии: научно-педагогический семинар. Московский государственный институт электроники и математики. 18 января 2000 г. М., 2000.
  84. Дунаев С.Б. Intranet-технологии. WebDBC. CGI. CORBA 2.0. Netscape. Suite. Borland. IntraBuilder. Java. JavaScript Live Wire. M.: Диалог-МИФИ, 1997.
  85. А.П. Иформатика. Предмет и понятия. // Информатика и научно-технический прогресс. М., 1987.88.3олотов С. Протоколы Internet. СПб.: BHV — Санкт-Петербург, 1998.
  86. Ю.Ю., Федюк В. П. Электронные издания по отечественной истории // Новые информационные ресурсы и технологии в исторических исследованиях и образовании. М., 2000.
  87. Интернет новая информационная среда исторической науки. — Барнаул, 1998.
  88. Интернет: культура и образование: Материалы междунар. конф. 20−21 февр. 1998 г. / С.-Петерб. гос. акад. культуры и др.- Редкол.: Подболотов П. А. (отв. ред.) и др. СПб., 1998.
  89. Информационные технологии для гуманитариев/Под ред. Л. И. Бородкина и Н. М. Арсентьева М.-Саранск, 1998.
  90. Историческая информатика / Под ред. Л. И. Бородкина, И. М. Гарсковой. -М., 1996.
  91. Источниковедение. Теория, история, метод. М., 1998.
  92. М. и др. Построение сетей ЭВМ. М.: Мир, 1988.
  93. А.В., Джалиашвили З. О. Дистанционное обучение новое или хорошо забытое старое // Новые информационные ресурсы и технологии в исторических исследованиях и образовании. — М., 2000.
  94. И.Н. Электронные документы на пороге архива // Вестник архивиста. 1998. № 3.
  95. С., Уразметов В. Internet — среда обитания информационного общества. Российский Центр Физико-Технической Информатики, -Протвино, 1995.
  96. Компьютерные сети. Учебный курс, 2-е изд. — MicrosoftPress, М.: Русская редакция, 1998.
  97. Е.Г., Беляев А. А. Обучение, компьютеры, Интернет. // КомпьютерПресс. 1997. № 9.
  98. Круглый стол по проблеме «Историк, источник, Интернет» // Информационный бюллетень АИК. № 26/27, ноябрь 2000 г. М., 2000.
  99. М.В. Коммутация и маршрутизация IP/IPX графика. М.: Компьютер-пресс, 1998.
  100. А. Шифрование как средство информационной гигиены // Известия. 2001, 26 апреля.
  101. .М. История вычислительной техники в лицах. Киев, 1994.
  102. М.Г., Толстой А. И. Интрасети: доступ в Internet, защита. -М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2000.
  103. Юб.Муртазин Э. В. Internet. Учебник. М., 2000.
  104. Д. Стандарты и протоколы Интернета /Пер. с англ. М.: Изд.отд. «Русская редакция» ТОО «Channel Trading Ltd.,» 1999.
  105. Научный сервис в Интернет. Тезисы докладов Всероссийской научной конференции 20−25 сентября 1999 г., Новосибирск. Изд-во МГУ, 1999.
  106. П.В. Информационные ресурсы страны// Информатика и информационная деятельность (практика, проблемы, перспективы). М.: ВИМИ, 1990.
  107. Ю.Норберг А. Л., Эспрей У. Двигатели века информации // Информатика в жизни США. -М., 1987.111.0лифер В.Г., Олифер Н. А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. СПб.: Питер, 2001.
  108. Опыт компьютеризации исторического образования в странах СНГ. -Минск, 1999.
  109. Очерки истории информатики в России/Сб. сост. Д. А. Поспелов, А. Я. Фет. Новосибирск, 1998.
  110. Пайк М. Internet в подлиннике/Пер. с англ. BHV— Санкт-Петербург, 1996.
  111. Петерсен P. LINUX: Полное руководство/ Пер. с англ. 3-е изд. — Киев: BHV, 2000.
  112. В.Ф. Европейская модель исторической информатики. Автореф. дисс. канд. истор. наук. Ставрополь, 2001
  113. К., Гопдстайн Б. Информационные технологии многомиллионные прибыли / Пер. с англ. М.: Экономика, 1990.
  114. Проблемы создания российского фрагмента глобальной информационной инфраструктуры./ЛВестн. Рос. Общ-ва информатики и вычисл. техники, 1996, № 1.
  115. Провайдеры о наболевшем, или о «бесплатном сыре» — из первых рук!// Мир Интернет, 2000, № 4.
  116. А.П. Методика исторического исследования. Ростов-на-Дону, 1971.
  117. А.П., Гудыно Л. П., Кириченко А. А. Вычислительные системы сети и телекоммуникации. М., 1998.
  118. А.И. Информационная революция: наука, экономика, технология. М., 1993.
  119. Д., Лебедев A. World Wide Web — Всемирная Информационная Паутина в сети Internet (практическое руководство). Изд-во МГУ, 1995.
  120. Ресурсы Microsoft Windows NT Server 4.0. Книга 1-/Перев. с англ. СПб.: — BHV -Санкт-Петербург, 1997.
  121. A.M. Глобальная сети Internet// Информационный бюллетень АИК. 1995. № 13.
  122. Ч., Динц Б. Высокоскоростные цифровые сети в Интернет. М., 998.
  123. А.Б. Волоконная оптика в локальных и корпоративных сетях :вязи., М.: Компьютер-пресс, 1998.
  124. Ю.А. Сети Интернет. Архитектура и протоколы. М. Сиринь, 998.
  125. Сетевые средства Microsoft Windows NT Server 4.0/Перев. с англ. СПб.: -BHV — Санкт-Петербург, 1997.
  126. В.Н., Балыкина Е. Н., Комличенко В. Н., Липницкая О. Л., -1осевич В.Л. Историческая информатика. Минск, 1998.
  127. Н.Н. Пороговый уровень развития Internet и перспективылобальных сетей// Информационный бюллетень АИК. № 23, март 1998.
  128. С.В., Евсеев Г. А., Мураховский В.И. INTERNET: Лаборатория мастера. М., 2000.
  129. Н.Н. Синхронные цифровые сети SDH. Эко-Трендз, 1998.
  130. .Я. Информационная технология. М., 1994.
  131. В. Интернет. Краткий курс СПб, 2000.
  132. B.C., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. -М., 1995.
  133. В.И. Когда наступит время «компьютерной палеологии»?// Круг идей: историческая информатика в информационном обществе. М., 2001.
  134. А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику. М., 1990.
  135. А.Н. История INTERNET и его российского сегмента. -Ставрополь, 2001.
  136. Фок Б. Интернет с самого начала. СПб., 1995.
  137. А.В., Фролов Г. В. Разработка приложений для Internet/Intranet в среде MsVisual С++ и MFC. М., 1997.
  138. К. Персональные компьютеры в сетях TCP/IP./Перев. с англ. — BHV—Киев, 1997.
  139. Ю.П., Екимов Д. В. Использование археологических и информационных ресурсов в сети Internet// Информационный бюллетень АИК. № 17, март 1996.
  140. Л.Г. История информатики в СССР. Киев, 1987.
  141. Мб.Храмцов П. Лабиринт Internet (практическое руководство). Книга 1.1. ЭЛЕКТРОНИНФОРМ, М., 1996.
  142. П.Б. Вначале была APRANet./Юткрытые системы сегодня. 1995, № 2 (23).
  143. Дж., Перкинс Ч., Стриб М.Основы построения сетей. Учебное руководство для специалистов MCSE/Перев. с англ. — Лори, 1997.
  144. ШрайбергЯ.Л., Гончаров М. В. Телекоммуникации и Интернет в библиотеках. М., 2000.
  145. А.В. Подготовка будущего педагога-гуманитария к профессиональной деятельности в дидактических компьютерных средах (на примере подготовки учителя истории). Автореф. дисс. канд. пед.наук. -Волгоград, 2000
  146. Ю.Ю. Электронный учебник: поиски формы продолжаются. // Новые информационные ресурсы и технологии в исторических исследованиях и образовании. М., 2000.
  147. Электронная почта в системе MS-DOS. Официальное руководство компании Relcom. СПб: «Симбо», 1995.
  148. Barker R. Case Method. Function and process modeling. Wokingham: Addison-Wesley publishing Company. 1992.
  149. Comer D.E. Internetworking with TCP/IP: Principles, Protocols, and Architecture, Prentice Hall, 1995.
  150. Croun M. J. Doing More Business on the Internet: How the Electronic Highway Is Transforming American Companies. 2-nd Edition. Published by Van Nostrand Reinhold, Trade. 1995.
  151. J. И. Using the Internet: Business//Internet Unleashed. SAMS Publishing, 1994.
  152. Emerging Communications Technologies, 2-е, Uyless Black, Prentice Hall Professional, 1997.
  153. Hahn H. The Internet yellow pages // Third edition. New York. 1996.
  154. Halsall F. Data Communications, Computer Networks and Open Systems, Adisson-Wesley, 1996.
  155. Hoffman D. L., Novak T. P. A New Paradigm for Electronic Commerce, -New York. 1994.
  156. Hoffman D. L., Novak T. P. Marketing in Computer Mediated Environments: Conceptual Foundations., New York, 1995.
  157. Hunt G. TCP/IP Network Administration, 2-е, O’Reilly & Associates, 1998. 163. Inmon W., Hackatborn R. Using the Data Warehouse. N.Y.: John Wiley &1. Sons, Inc., 1994.
  158. D. S. 101 Businesses You Can Start on the Internet. Published by Van Nostrand Reinhold, Trade, 1996.
  159. Kalcikoci R., Whinston A. B. Frontiers of Electronic Commerce. Published by Addison Wesley Pub Co., 1996.
  160. Krol E., Fergiison P. The Whole Internet for Windows 95: User’s-.Guide and Catalog. O’Reilly & Associates Inc., 1995.
  161. Martin W.J. The information society. L., 1988.
  162. Masuda Y. Hypothesis on the Genesis of Homo Intelligence // Futures, 1985, V.17, № 5.
  163. Milchell D. H. Virtual Reality on the Internet //Internet Unleashed. SAMS Publishing, 1994.
  164. Moore M. Introducing the Internet//Internet Unleashed. SAMS Publishing. 1994.
  165. Net. Genesis Corporation. Build a World Wide Web Commerce Center: Publishing. 1994.
  166. S. В., Arrants S. Building Your Own Website for Version 1.1. O’Reilly & Associates Inc., 1995.
  167. Plan. Program and Manage Internet Commerce for Your Company. Published by John Wiley & Sons, 1996.
  168. Rankin B. Dr. Bob’s Painless Guide to the Internet, No Starch Press, San Francisco, 1996.
  169. Resnick R., Tnyior D. Internet Business Guide. 2-nd Edition. Published by Sams, 1995.
  170. Rosenfclil L., Janes J., Vcinder Kolk M. The Internet Compendium: Subject Guides to Social Sciences, Business and Law Resources. Published by Ncal Sclni-man Pub., 1995.
  171. Rowe H. Telecommunications for Managers, 3-е, Stanford H, Prentice Hall, 1995.
  172. Schroder T.A. Geschichte im Internet: Moglichkeiten fur den Unterricht.
  173. Geschichte in Wissenschaft und Unterricht. Stuttgart, 1998. — Jg. 49, H.l. 179. Stallings W. Data and Computer Communications, 5-e, Prentice Hall, 1997. 180. Stallings W. ISDN and Broadband ISDN with Frame Relay and ATM, 3-е, Prentice Hall, 1995.
  174. Sterne J. WorldWide Web Marketing: Integrating in Internet into your marketing strategy. A Wiley Publication — John Wiley & Sons, 1995.
  175. Tanenbaum A.S. Computer Networks, Prentice Hall, 1996.
  176. VI. Справочники и энциклопедии
  177. Высокопроизводительные сети. Энциклопедия пользователя./ М. А. Спартак и др./Перев. с англ. — Киев: ДиаСофт, 1998.
  178. Желтые страницы Internet 2001. СПб., 2001.
  179. Интернет. Энциклопедия /Под. ред. Мелиховой Л.- СПб. 2000.
  180. Информатика: энциклопедический словарь. / Под ред. академика Д. А. Поспелова, М., 1994.
  181. Кирилл и Мефодий. ООО «Кирилл и Мефодий», Великобритания, 1996.
  182. Эд. Интернет ресурсы /Пер. с англ. — М., 1996.
  183. В. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. М.: ОЛМА-ПРЕСС. 1999.
  184. А., Сигалов A. Internet. Русские ресурсы. СПб., 1998,
  185. Русский Интернет. Russian Internet/Под ред. Горностаева Ю. М. и Поляка Ю.Е.-М., 1999.
  186. Ю. Сети ЭВМ: протоколы стандарты, интерфейсы. /Перев. с англ. — М.: Мир, 1990.
  187. Стандарты по локальным вычислительным сетям: Справочник. В. К. Щербо, В. М. Киреичев, С. И. Самойленко/Под ред. С. И. Самойленко. — М.: 1998.
  188. Телекоммуникационные сети и их информационные ресурсы. Международное бюро информации и телекоммуникаций. М., 1994.
  189. Толковый словарь по вычислительной технике/Перев. с англ. — М.: Издательский отдел «Русская редакция» ТОО «Channel Trading Ltd.», 1995.
  190. Хоффман П.И. Internet (краткий справочник). «ЛОРИ», М., 1995.
  191. Fast Ethernet. Л. Куинн, Р. Рассел. Киев, BHV, 1998.
  192. Han Н. The Internet Yellow Pages. Third edition. New York. 1996.1. VII. Сетевые адреса
  193. AO «Релком» (www.relcom.ru), 200. AO «Ростелеком» www.rt.ru201. Апорт www.aport.ru202.Гласнет www.glasnet.ru
  194. Компания «Демос» www.demos.su
  195. Роснет. АО «Российская телекоммуникационная сеть» www.rosnet.ru
  196. Российский НИИ развития общественных сетей (РосНИИРОС, Russian Institute for Public Networks, RIPN) www.ripn.net
  197. Р01ДИТ (Российский общественной центр Интернет-технологий) www.rocit.ru
  198. All-in-One Search Page www.albany.net/allinone/
  199. Alta Vista www.altavista.digital.com
  200. American Directory Assistance, People Search www.lookupusa.com/adp/
  201. AOL (America Online) home.aol.com/211 .Bigfoot bigfoot.com
  202. BotSpot www.botspot.com/faqs/
  203. CERN, http://info. cern. Ch
  204. Citforum.ru www.citforum.ru/
  205. CompuServe ourworld.compuserve.com
  206. Cyber Patrol www.cyberpatrol.com217.Delphi people.Delphi.com218.EUnet (www.eu.net),
  207. First Worldwide International Yellow Pages www.worldyellowpages.com220.Four 11 www.fourll.com
  208. Free Online Computing Dictionary wombat.doc.ic.ac.uk/222.FREEnet www.free.net
  209. Global One (www.global-one.net),
  210. Global One в России (www.global-one.ru).
  211. Gopher gopher://rs.internic.net/
  212. Hotbot www.hotbot.com 227. Infoseek Email Search guide.infoseek.com 228. InfoSpace email.infospace.com
  213. Internet Address Finder www.iaf.net
  214. Internet Engeneering Task Force ds.internic.net/rfc/rfc2109.txt 231. InterNIC White Pages Directory Services ds.internic.net/tools/wptext.html 232. IRC www.thenet.co.uk
  215. Jone Doe Home Page www.compulinl.co.uk/~net-services/care/
  216. Linux Documentation Project (LDP): metalab. unc. edu/LDP/, www. linux. org и www. linuxjournal. org.
  217. Lycos www.lycos.com/emailfind.html 23 6. Magellan www.mckinley.com
  218. Mail Filtering FAQ (Unix) www.cs.ruu.nl/wais/html/na-dir/mail/filtering-faq.html238.MSUnet www.msu.ru
  219. National Computer Security Association (NCSA) www.ncsa.com240.NFIC www.fraud.org241.NSA www.nsa.gov:8080
  220. PGP (Pretty Good Privacy) bozo.mit.edu:9999/pgp243. Prodigy pges.prodigy.com
  221. Radio-MSU www. radio-msu.net245.Rambler www.rambler.ru246.Rbnet www.ripn.net
  222. RUNNet (Вузтелекомцентр) www.runnet.ru 248. Search America www.searchamerica.com 249^ndex www.yandex.ru
  223. POCCH^.ZAfi ГОСУДА,^.'-!.-*!/.?/ БИБЛйО^КДt/j, 39~ г- ox-'
Заполнить форму текущей работой