Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разработка метода расчета и исследование характеристик газовых подвесов поршней холодильных компрессоров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Цилиндр- 2 — нагнетательный клапан- 3 — всасывающий клапан- 4 — поршневой палец- 5 — шатун- 6 — кривошип коленчатого вала- 7 — поршень- 8 — поршневое кольцо- 9 — рабочий зазор- 10 — дроссели- 11 — каналы, сообщающие дроссели с источником газа для наддува (б — камерой, в — ресивером) — 12 — камера в поршне- 13 — клапан в поршне- 14 — ресивер. 11% от мощности на валу компрессора затрачивается… Читать ещё >

Содержание

  • Условные обозначения
  • Глава 1. Состояние исследований, цель работы, общая постановка задач исследований
    • 1. 1. Анализ схем организации газостатического подвеса поршня в цилиндре холодильного компрессора
    • 1. 2. Анализ известных методов расчета и экспериментальных исследований газостатических подвесов поршней компрессоров, выводы
  • Глава 2. Выбор математической модели расчета газового подвеса поршня компрессора
    • 2. 1. Принимаемые допущения при расчете давления в газовом слое
    • 2. 2. Высота смазочного слоя в газовом подвесе
    • 2. 3. Уравнение распределения текущего давления газа в рабочем зазоре газового подвеса
    • 2. 4. Методика расчета газового подвеса поршня и определение условия равновесия поршня в цилиндре
      • 2. 4. 1. Подвес с однорядным наддувом
      • 2. 4. 2. Подвес с двухрядным наддувом
    • 2. 5. Уравнения для расчета коэффициента расхода газа через дроссели
      • 2. 5. 1. Дроссели типа «кольцевое сопло»
      • 2. 5. 2. Дроссели с карманами
    • 2. 6. Расчет несущей способности газового смазочного слоя
      • 2. 6. 1. Подвес с однорядным наддувом
      • 2. 6. 2. Подвес с двухрядным наддувом
    • 2. 7. Коэффициент радиальной жесткости
    • 2. 8. Расчет расхода газа на подвес и утечек газа в картер
    • 2. 9. Расчет частоты собственных колебаний поршня при движении в цилиндре
    • 2. 10. Динамическая неустойчивость («пневмомолот»)
    • 2. 11. Итерационный процесс для расчета динамической неустойчивости газового подвеса
    • 2. 12. Расчет энергетических характеристик компрессора
      • 2. 12. 1. Расчет эффективной мощности, механического, изотермического и изоэнтропного КПД
      • 2. 12. 2. Расчет объема камеры в поршне
      • 2. 12. 3. Коэффициент подачи компрессора
    • 2. 13. Холодильный коэффициент компрессора
    • 2. 14. Конструктивный анализ схем газового подвеса поршня
  • Глава 3. Определение рациональной области основных характеристик и конструктивных параметров газового подвеса
    • 3. 1. Влияние параметров газового подвеса на характеристики газового смазочного слоя
      • 3. 1. 1. Влияние на несущую способность
      • 3. 1. 2. Влияние на коэффициент радиальной жесткости
      • 3. 1. 3. Влияние на утечки газа в картер и расход газа на подвес
    • 3. 2. Влияние параметров газового подвеса на энергетические характеристики компрессора
    • 3. 3. Моделирование газового подвеса на различных веществах
  • Глава 4. Экспериментальное исследование рабочих характеристик газового подвеса поршня
    • 4. 1. Предмет и задачи исследования
    • 4. 2. Описание стенда и приборного оборудования для экспериментальной установки
    • 4. 3. Программа и методика проведения экспериментального исследования
    • 4. 4. Результаты и обработка экспериментальных данных
    • 5. Основные рекомендации по проектированию газовых подвесов, возможные конструкции

Разработка метода расчета и исследование характеристик газовых подвесов поршней холодильных компрессоров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Главная тенденция развития техники в XXI веке: энергосбережение и улучшение экологической обстановки на Земле, в том числе, путем сокращения выделения теплоты машин и агрегатов в окружающую среду.

В связи с этим требуется, чтобы, например, поршневые компрессоры были экономичными и выделяли меньше теплоты в окружающую среду и, кроме того, имели повышенный ресурс работы.

Одним из перспективных направлений совершенствования компрессоров холодильных машин является повышение их механического коэффициента полезного действия rjMex = 1 — Nmp! Ne .

Это важно, в основном, для бескрейцкопфных компрессоров холодильных парокомпрессионных машин малой мощности (от 1 до 20 кВт), в которых Лмех составляет часто 80−85% [42]. Для машин средней и большой производительности т]мех 85−95% [42]. На рис. В1а представлена конструктивная схема элемента (поршень-цилиндр-шатун-кривошип коленчатого вала) такого компрессора с тронковым поршнем и поршневыми кольцами, совершающими в цилиндре возвратно-поступательное движение.

Общую мощность трения компрессора Nmp обычно представляют [36] как.

V = N + N.

1 v mp 1 v mp. nc ~ 1 v mp. ep ¦

Согласно [36] распределение мощностей трения в поршневом бескрейц-копфном компрессоре выглядит следующим образом: дт = дг + N + N +N +N.

1 v mp 1 v тр. кол ^ 1 у тр. ncui ^ 1 v тр.ш.ш ^ 1 v тр.к.п ^ 1 v тр. п'.

Обычнотр.кол ~.

40.55% от NmpNmpMarj= 4.5%- Ятршш= 15.20%- Nmpjejt= 13.16%.

Силы трения в уплотнении делятся в соотношении: от действия давления газов на кольцо (85%) и от сил упругости колец (15%) [42].

Мощность трения поршневых колец и поршня о стенки цилиндра можно вычислить по формуле [42], [47]:

Nmp.KOM=2PmpSnn/60> (Вл) где Р) пр ~ /тр.колЯko.i71-^п^-колРпк (В.2).

Гтр.кол=ЪЛ-0,2 (В.З).

Рп.кол ~ Руп. кол + [Рср.ц — Ра)/{2<Зкол) (В -4).

Pyn.KOJ кол ~.

A F.

113 г} 1 Г кол.

V СР D ц.

В.5).

В.6) rn=Dn/ 2 гср=[°ц ~Ькол)/2.

21 37j.

Кол/ЬКол=^-1,0 (В.7).

Акол={ЪЛ + 5 $)Ькол (В.8).

Цкол = (ОД — ОД3) * Ю12 Па Для чУгУна.

В.9) СВ.10).

Если, например, принять г/мех =0,8, тогда Nmp K0Jl «(0,08.0,1)Ne. Т. е.

8−11% от мощности на валу компрессора затрачивается на преодоление механического трения поршневых колец по цилиндру компрессора, что является достаточно весомой величиной в затратах энергии всей холодильной машины. При г]мех = 0,85 Nmp K0Jl «(0,06.0,083)Л^. Для компрессоров средней и большой производительности г]мех =0,9.0,95 [42] Nmp K0Jl «(0,02.0,055)Ne.

В настоящей работе предлагается заменить «сухое» трение поршня с поршневыми кольцами о стенки цилиндра (рис.В1а) на бесконтактный газовый подвес поршня относительно цилиндра, осуществляемый за счет технологического газа цикла холодильной установки, в которой работает холодильный компрессор (рис.В1б, в).

Газовый подвес поршня 7 в цилиндре 1 может осуществляться либо за счет наддува технологического газа (например, хладона) через дроссели 10 (рис.В1б, в) в рабочий зазор 9 от постороннего источника сжатого газа (дополнительного баллона со сжатым газом), либо за счет наддува газа, отбираемого от этого же компрессора в процессе нагнетания [8]. Система смазки шатунно-поршневой группы компрессора при газовом подвесе поршня может оставаться штатной с масляной смазкой (как в компрессоре с поршневыми кольцами) и без изменений, с меньшим количеством жидкой смазки (при использовании гибридных подшипников с телами качения из нитрида кремния) или может быть вообще без жидкостной смазки (поршневой палец и кривошипная группа имеют подшипники качения с консистентной смазкой).

Такое конструктивное решение позволит получить существенные преимущества по сравнению с обычным поршневым холодильным компрессором, а именно:

1 .Экономичность — общий КПД компрессора повышается на 5−10% (малые потери на трение в поршневой группе вследствие уменьшения коэффици.

О 1 ента трения порядка в 10″ - 10 раз). Обоснуем это на следующем примере. Для газового подвеса коэффициент трения можно определить по формуле Петрова Н. П. [25] для газовой и жидкостной смазки:

Если принять Dn = 0,05 мLn =0,1 мТз ср = 310 К- /л — 1,34*10″ 5 Па*с;

0 = 2*10″ 5 мсп = 4 м/сPN — 60 Нs = 0,1, то получим fmp = 0,0007. При смазке поршневых колец маслом коэффициент трения поршневых колец и поршня о стенки цилиндра fmp = 0,1 — 0,2. Следовательно, при рассмотренных условиях коэффициент трения газа примерно в 286 раз меньше коэффициента трения поршневых колец о стенки цилиндра.

Мощность трения поршня о газ в газовом подвесе:

Nmp- 1-PN fmpS пп (В.2).

7iDnLn^cn.

B.l) а б в.

Рис.В1. Конструктивная схема поршневой группы бескрейцкопфного компрессора холодильной установки: а — с тронковым поршнем и поршневыми кольцамиб — с тронковым поршнем и газовым подвесом с внутренним наддувомв — с тронковым поршнем и газовым подвесом с наружным наддувом.

1 — цилиндр- 2 — нагнетательный клапан- 3 — всасывающий клапан- 4 — поршневой палец- 5 — шатун- 6 — кривошип коленчатого вала- 7 — поршень- 8 — поршневое кольцо- 9 — рабочий зазор- 10 — дроссели- 11 — каналы, сообщающие дроссели с источником газа для наддува (б — камерой, в — ресивером) — 12 — камера в поршне- 13 — клапан в поршне- 14 — ресивер

Откуда для описанных выше условий Nmp = 2'60*0,0007*0,048*24,17 = 0,1 Вт.

2.Малое загрязнение продуктами крекинга смазки газового тракта установки, а также окружающей среды в разомкнутых технологических циклах, работающих на безвредных для окружающей среды газах.

3.Малый шум и низкий уровень вибраций.

4.Смазка поршневой группы хладагентом, циркулирующим в технологическом цикле холодильной установки, где работает компрессор. и.

5.Снижение расхода жидкостной смазки (меньше смазывается поршневая группа).

6. Повышение надежности и долговечности (за счет устранения поршневых колец).

7. Возможность полного отказа от масла, что позволит решить проблему сочетаемости масел и хладагентов и упростит ретро фит (замену хладагента).

Данные преимущества повышают конкурентноспособность компрессора с газостатическим подвесом поршня на техническом рынке по сравнению с традиционной конструкцией (с поршневыми кольцами). и.

Такие предложения (газовый подвес поршня) от инженеров-конструкторов и исследователей поступают не впервые, однако исследовались, в основном, крейцкопфные машины. Глубокие исследования крейцкопфных компрессоров проводились в Омском Государственном Техническом Университете группой ученых под руководством Болштянского А. П. На данный момент отсутствует достоверная методика расчета газовых подвесов поршней бес-крейцкопфных компрессоров парокомпрессионных холодильных машин и их рациональной области использования. Применение газовых подвесов бес-крейцкопфных компрессоров на практике неизвестно и такие компрессоры пока никем не были испытаны даже на уровне моделей и макетов.

Холодильных поршневых компрессоров в России и мире производится достаточно много. Поэтому данный вопрос актуален.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ).

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1. Разработан и апробирован метод расчета газового подвеса поршня компрессора для определения профиля давления в слое смазки и его основных характеристик. Новизна метода заключается в том, что впервые при решении задачи учтен перекос поршня в цилиндревпервые принимается переменным коэффициент расхода газа через дроссели;

— впервые получена область рациональных параметров для работы газового подвеса поршня бескрейцкопфного компрессора;

— для конечно-разност ной аппроксимации системы уравнений динамической неустойчивости газового подвеса поршня реализован метод простых итерацийвпервые определена граница устойчивости газового подвеса;

— впервые определена частота собственных колебаний поршня на газовом слое для бескрейцкопфного компрессора.

2. Рассчитаны и представлены интегральные характеристики газового подвеса (несущая способность, жесткость газового слоя, расход газа, утечки газа в картер) для широкого диапазона исходных данных.

3. Рассчитаны и представлены энергетические характеристики холодильного компрессора с газовым подвесом поршня: механический, изоэнтропный, изотермический КПД, коэффициент подачи.

4. Впервые произведено моделирование газового подвеса на различных рабочих веществах.

5. Впервые показано, что можно создать компрессор, не уступающий по утечкам компрессору с поршневыми кольцами с такой же холодопроизводи-тельностью.

Намечены и предложены дальнейшие пути использования таких компрессоров.

6. Проведены экспериментальные исследования, подтверждающие корректность решения поставленной задачи. Расхождение по эффективной мощности компрессора по сравнению с экспериментальной не более 5%. Максимальная экономия энергии компрессора с газовым подвесом составила 4%. Теоретическая экономия была 5−10%.

7. Предложены рекомендации по проектированию газовых подвесов и приведены варианты возможных конструктивных решений. Результаты работы внедрёны в учебный процесс кафедры «Холодильная, криогенная техника и системы кондиционирования» МГТУ им. Н. Э. Баумана, а именно: выпущено методическое издание Тищенко И. В. Расчет газового подвеса поршня холодильного компрессора: Методические указания к выполнению домашних заданий, курсовых и дипломных проектов по курсу «Объемные компрессорные и расширительные машины» / Под ред. Ю. В. Пешти. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2006. — 56с.: ил. Также результаты работы внедрены в опытно-конструкторскую работу предприятия ОАО НПО «Наука». it ri.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Асинхронные двигатели серии 4А: Справочник / А. Э. Кравчик, М. М. Шлаф, В. И. Афонин, Е. А. Соболенская. М.: Энергоиздат, 1982. — 504 с.
  2. А.П. Математическое и программное обеспечение реального проектирования компрессоров с газостатическим центрированием поршня // Компрессорная техника и пневматика. 1998. — № 1−2. — С. 55−59.
  3. А.П. Проектирование механизмов привода компрессора с газостатическим центрированием поршня // Механика процессов и машин: Сб. научных трудов. Омск, 1996. — Кн.2. — С. 71−74.
  4. А.П. Расчет динамики поршня компрессора с газостатическим центрированием на начальных этапах проектирования // Прикладные задачи механики: Сб. научных трудов. Омск, 1997. — Кн.2. — С. 111−117.
  5. А.П. Расчет рабочих процессов и основы конструирования компрессора с газостатическим центрированием поршня для газовых криогенных машин: Автореф. дис. .канд. техн. наук. Омск, 1984. — 18 с.
  6. А.П. Теоретические основы расчета и проектирования компрессоров с газостатическим центрированием поршня: Автореф. дис.. докт. техн. наук. Омск, 1999. — 35 с.
  7. А.П., Белый В. Д., Дорошевич С. Э. Компрессоры с газостатическим центрированием поршня. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2002. — 406 с.
  8. А.П., Гринблат В. Л. Методика расчета мембранного регулятора расхода для газостатического центрирования поршня повышенной жесткости // Совершенствование компрессорных и холодильных машин: Сб. научных трудов ОмПИ. Омск, 1984. — С. 96−99.
  9. В.Л. Поршневые компрессоры с газостатическим подвесом поршня (ГСПП). Омск: ОмПИ, 1984, — 87 с.
  10. В.Л. Расчет газостатического подвеса поршня для поршневых газовых машин // Вестник машиностроения. 1985. — № 7. — С. 40−43.
  11. В.Л. Расчет и конструирование поршневых компрессоров с газостатическим подвесом поршня. Омск: ОмПИ, 1982, — 87 с.
  12. В.Л., Громыхалин В. Г., Болштянский А. П. Экспериментальное исследование поршневого компрессора с газостатическим уплотнением поршня (ГСПУ) // Холодильные и компрессорные машины: Сборник научных трудов НИСИ. Новосибирск, 1978. — С. 94−97.
  13. В.Л., Громыхалин В. Г., Болштянский А. П. Математическое моделирование и экспериментальное исследование ступени компрессора // Криогенные машины: Сборник научных трудов ОмПИ. Омск, 1980. -С. 50−61.
  14. В.Л., Громыхалин В. Г., Хорошунов А. И. Выбор материалов цилиндра и поршня для компрессоров с газостатическим подвесом поршня // Холодильные и компрессорные машины: Сборник научных трудов ОмПИ. -Омск, 1980. С. 67−71.
  15. Громыхал и н В. Г. Оптимизация газостатического щелевого подвеса поршня // Совершенствование компрессорных и холодильных машин: Сборник научных трудов ОмПИ. Омск, 1984. — С. 91−96.
  16. Е.Г. Исследование устойчивости газовых подвесов // Машиноведение. 1981. — № 2. — С. 93−99.
  17. Е.Г., Заблоцкий Н. Д. Характеристики гибридного радиального подшипника на газовой смазке // Машиноведение. 1976. — № 5. — С. 93−98.
  18. В.Г., Громыхалин В. Г. Расчет газостатического щелевого подвеса поршня // Повышение эффективности холодильных и компрессорных машин: Сборник научных трудов ОмПИ. Омск, 1982. — С. 87−89.
  19. М.М., Колесников К. С. Саратов Ю.С. Теория колебаний. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2003. — 272 с.
  20. Д.В. Самоучитель Mathcad 2001. СПб.: БХВ-Петербург, 2002. — 544 с.
  21. В.Н. Газовая смазка. Перевод с румынского / Под редакцией М. В. Коровчинского. М: Машиностроение, 1968. — 709с.
  22. Криогенные поршневые детандеры / A.M. Архаров, К. С. Буткевич, И. К. Буткевич, А. З. Миркин М: Машиностроение, 1974. — 240с.
  23. Н.Б. Основы программирования в Delphi 7. СПб.: БХВ-Петербург, 2006. — 608 с.
  24. В.А., Деньгин В. Г., Толочный В. И. Характеристики газостатического подвеса в зависимости от несоосности, конусности несущей поверхности и давлений на краях // Машиноведение. 1988. — № 4. — С. 109−115.
  25. В.А., Деньгии В. Г., Толочный В. И. Численный метод расчета подвеса с дискретным наддувом газа // Машиноведение. 1987. — № 4. — С. 5762.
  26. Г. А., Пешти Ю. В., Снопов А. И. Газовые опоры турбомашин. М.: Машиностроение, 1989. — 240с.
  27. Некоторые результаты моделирования процессов в рабочей полости поршневого компрессора с газостатическим уплотнением поршня (ГСПУ)
  28. B.JI. Гринблат, В. Г. Громыхалин, А. П. Болштянский и др. // Холодильные и компрессорные машины: Сборник научных трудов НИСИ. Новосибирск, 1978. С. 90−93.
  29. И.И., Захаренко В. П., Ландо Б. С. Бессмазочные поршневые уплотнения в компрессорах. Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1981. -238 с.
  30. P.M., Оносовский В. В. Рабочие процессы поршневых машин (ДВС и поршневые компрессоры). Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1972. — 168 с.
  31. Ю.В. Газовая смазка. М: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1993. -381 с.
  32. С.В., Поспелов Г. А., Пешти Ю. В. Опоры с газовой смазкой в турбомашинах ограниченной мощности. М.: Наука, 1977, — 149 с.
  33. П.И. Поршневые компрессоры. Теория и расчет. — М.: Колос, 2000.-Том 1.-456 с.
  34. П. И., Автономова И. В. Динамические расчеты и уравновешивание поршневых компрессоров. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1991.- 125 с.
  35. Расчет газостатического поршневого уплотнения (ГСПУ) / В. Л. Гринблат, В. Г. Громыхалин, А. П. Болштянский и др. // Холодильные и компрессорные машины: Сборник научных трудов НИСИ. Новосибирск, 1978. — С. 80−89.
  36. А.А., Гулин А. В. Численные методы. М.: Наука, 1989. — 432с.
  37. В.А. Исследование холодильной машины с поршневым компрессором без смазки: Автореф. дис.. канд. техн. наук. Л.: ЛТИХП, 1980. -23 с.
  38. В.И. Сопротивление материалов. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2003. — 592 с.
  39. .С., Прилуцкий И. К. Поршневые компрессоры. Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1987. — 372 с.
  40. М.И. Поршневые компрессоры. Л.: Машиностроение, Ле-нингр. отд-ние, 1969. — 743 с.
  41. М.Г., Луканин В. Н. Двигатели внутреннего сгорания. Динамика и конструирование. — М.: Высшая школа, 2005. — Т.2. — 400 с.
  42. С.А., Жедь В. П., Шишеев М. Д. Опоры скольжения с газовой смазкой. М.: Машиностроение, 1979. — 336 с.
  43. .М. Математическая обработка наблюдений. М.: Наука, 1969.- 344 с.
  44. К. Поршневые кольца. Перевод с немецкого / Под ред. В. К. Житомирского. М.: Машгиз, 1963. — Т. 1. — 586 с.
  45. А.с. 676 752 (СССР). Поршневой компрессор / А. П. Болштянский, В. Л. Гринблат, В. Г. Громыхалин, В. Г. Деньгин, А. И. Хорошунов // Б.И. 1979. -№ 28.
  46. А.С. 947 465 (СССР). Поршневой холодильный компрессор / А. П. Болштянский, В. Л. Гринблат, В. Г. Громыхалин, В. Е. Щерба, А. Н. Кабаков //Б.И.- 1982.-№ 28.
  47. А.С. 989 133 (СССР). Поршневой компрессор / А. П. Болштянский // Б.И.- 1983.-№ 2.
  48. Пат. 2 098 658 (РФ). Компрессор с бесконтактным уплотнением поршня / А. П. Болштянский // Б.И. 1997. — № 34
  49. Пат. 2 098 659 (РФ). Компрессор с газостатическим центрированием поршня / А. П. Болштянский // Б.И. 1997. — № 34.
  50. Пат. 2 098 660 (РФ). Компрессор с газостатическим подвесом поршня и псевдопористыми питателями / А. П. Болштянский // Б.И. 1997. — № 34.
  51. Пат. 2 098 661 (РФ). Поршневой компрессор / А. П. Болштянский // Б.И.- 1997.-№ 34.
  52. Пат. 2 116 507 (РФ). Бесконтактный компрессор с газостатическим центрированием поршня / А. П. Болштянский // Б.И. 1998. — № 21.
  53. Пат. 2 132 486 (РФ). Бесконтактный компрессор с жестким центрированием поршня / А. П. Болштянский // Б.И. 1999. — № 18.
  54. Compresseur miniaturise // L’Usine nouvelle. L’Annee technologique.- 1991.-P.45.
  55. Contactless seal between compressor parts eliminates lubrication // Engineering materials and design. 1975. — Vol.19, № 9. — P.43.
  56. Curwen P.W., Hurst R. Development of an oil-free resonant piston compressor for helium liquefacting // Advances of an cryogenic engineering. London, 1982. P. 628−629.
  57. Keribar R. Gas lubrication of a ringless piston in an internal combustion engine under dynamic loading // Trans. ASME. 1989. — Vol. l 11, № 2. — P.394−396.
  58. Mourelatos Z.P. Gas lubrication of a ringless piston in an internal combustion engine under dynamic loading // Trans. ASME, 1988. — Vol.110, № 4. — P.718−726.
  59. Vaultier R. Des progress dans la conception des compresseurs non lubrifies // L’Industrie du petrole. 1976. — Vol.44, № 472. — P.61, 65. 67−69.
  60. Zurcher, Meier H. Labyrinth und Kunststoffring- Trockenlaufkolbenkompres-soren // Technische Rundshau Sulzer. 1967. — Band 49, № 1. — S.25−29.
  61. Пат.З 001 609 (США). Fluid supported device / Elmer Fred Macks. 1961.
  62. Пат.З 068 960 (США). Fluid supported device / Elmer Fred Macks. 1962.
  63. Пат.З 127 955 (США). Fluid supported device / Elmer Fred Macks. 1964.
  64. Пат.1 173 297 (ФРГ). Durch das Arbeitsmittel bertihrungsfrei gefuhrter Kol-ben fur Hubkolbenmaschinen / Bernhard Schreiber. 1958.
  65. Пат. 1 236 877 (ФРГ). Steuerkolben / Erich Rieger. 1960.
  66. Пат. 1 238 289 (ФРГ). Durch das Arbeitsmittel bertihrungsfrei gefuhrter Kolben fur Hubkolbenmaschinen / Bemhard Schreiber. 1960. it
  67. Пат. 359 507 (Швейцария). Verfahren fur den Betrieb eines Labyrinthkol-ben-Kompressors und Kompressor zur Durchfuhrung des Verfahrens / Gebriider Sulzer. 1962.
  68. Пат. 359 508 (Швейцария). Labyrinthkolben-Kompressor / Gebriider Sulzer.- 1962.
  69. Холодильные машины / А. В. Бараненко, Н. Н. Бухарин, В. И. Пекарев, И. А. Сакун, JI.C. Тимофеевский. СПб.: Политехника, 1997. — 992 с. и
Заполнить форму текущей работой