Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организация управления пространственным развитием региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так как на пространственное развитие оказывают влияние прежде всего региональные органы власти и управления, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты и общественные организации, то систему управления экономическими зонами следует сформировать следующим образом. Целесообразно создать ассоциацию муниципалитетов, входящих в состав экономических зон. Ассоциации муниципалитетов… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА
    • 1. 1. Методологические аспекты пространственного развития национальной экономики
    • 1. 2. Пространственное развитие на региональном уровне
    • 1. 3. Зарубежный и отечественный опыт организации управления пространственным развитием региона
    • 1. 4. Анализ методик типологизации муниципальных образований
  • 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 2. 1. Оценка современного уровня социально-экономического развития области
    • 2. 2. Разработка методики и оценка дифференциации социально-экономического развития муниципальных образований региона
    • 2. 3. Приоритетные направления регионального пространственного развития
  • 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫМ РАЗВИТИЕМ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 3. 1. Переход к стратегическому управлению пространственным развитием региона
    • 3. 2. Механизм реализации системы стратегического управления пространственным развитием области
    • 3. 3. Формирование институтов пространственного развития региона

Организация управления пространственным развитием региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Приоритетными направлениями государственной политики России является повышение благосостояния населения, укрепление единства государства, развитие общенационального рынка, рост эффективности экономики в целом. Необходимым условием достижения поставленных целей является уменьшение различий в уровне развития территорий. Однако в современной России в процессе рыночных реформ усиливается и без того значительная дифференциация регионов.

Аналогичная ситуация складывается и на региональном уровне. Дифференциация муниципальных районов Вологодской области весьма значительна, что обусловлено географическими, социально-экономическими, историческими и прочими факторами. Для решения проблемы территориальной дифференциации от региональных органов власти требуется осуществление политики, направленной на сближение муниципальных образований по уровню социально-экономического развития и преодоление тенденций усиления социального неравенства.

Этим обуславливается необходимость разработки системы организационно-экономических механизмов территориального развития, основывающихся на интеграции экономического пространства, что способствует развитию единого рынка, повышению уровня жизни населения и конкурентоспособности региона.

Согласно принципам федерализма в России к полномочиям регионального уровня власти относится регулирование развития территории региона. Региональные органы власти в совокупности с федеральными должны обеспечить на всей территории субъекта федерации возможность осуществления функций управления, предоставление социальных услуг и прочих общественных благ на определенном качественном уровне, что достигается через систему сглаживания социально-экономической дифференциации с помощью бюджетных и внебюджетных механизмов и инструментов.

Проблемы обеспечения сглаживания социально-экономической дифференциации, и в частности, ее управленческие аспекты, на региональном уровне, в отличие от федерального, на сегодняшний день изучены недостаточно и не нашли полного теоретического обобщения. На современном этапе необходимо методическое обеспечение, которое позволит направить социально-экономическую политику региональных органов власти на гармоничное развитие территории. Кроме того, необходимо выработать комплекс мер, который способствовал бы системному решению задач создания устойчивой базы развития. При этом необходимо учитывать, что данный процесс должен происходить в условиях рыночной экономики и соответствовать принципам федерализма и развития местного самоуправления.

Вышеизложенное определяет актуальность темы диссертационного исследования.

Разработанность проблемы. Проблемы экономического пространства привлекали внимание еще античных философов (Аристотель, Платон), создателей социальных утопий (Т. Мор, Т. Компанелла, М. Фурье, Р. Оуэн), а в XVII—XVIII вв. постоянно входили в структуру создававшихся экономических теорий А. Смита, Д. Рикардо, Р. Контильона, Дж. Стюарта. После этого периода и вплоть до конца XIX в. фактор пространства выпал из поля зрения общих экономических теорий.

В XIX в. влияние фактора пространства на региональное развитие рассматривалось в статических, а сначала XX в. — и в динамических теориях размещения. Наиболее известные научные школы сложились в Германии, Швеции, Великобритании, США и Франции. В Германии были разработаны первые теории размещения (И.Г. фон Тюнен, В. Лаунхардт, А. Вебер, А. Пред ель и др.) и регулирования территориального развития (В. Кристаллер и А. Леш). В Швеции Г. Мюрдалем была создана одна из базовых моделей регионального роста, значительную роль в развитии теорий размещения сыграл Т. Хэгерстандт. Американская школа внесла значительный вклад в развитие теорий регионального роста (Дж. Фридман и Э. Таафе) и теорий государственного регулирования территориального развития (Э. Гувер). Французские ученые известны, в первую очередь, благодаря развитию научных направлений, связанных с урбанистикой — концепции «полюсов роста» и «осей развития» (Ф. Перу, Ж.-Р. Будвиль, П. Потье). В настоящее время развиваются как статистические, так и динамические теории. Кроме того, фактору пространства в последнее время уделяется большое внимание благодаря теории кластерного развития (М. Портер).

Среди отечественных ученых, повлиявших на развитие региональной теории в области размещения производительных сил и улучшения региональной структуры, в первую очередь, необходимо выделить таких как И. Г. Александров, Н. Н. Баранский, И. А. Витвер, В. В. Кистанов, Н.Н. Колос-совский, О. В. Грицай, Г. В. Иоффе, О. П. Литовка, А. И. Трейвиш и Ю.Г. Са-ушкин. В настоящее время проблемы социально-экономического развития территорий исследуются такими учеными как А. Г. Гранберг, Б. М. Гринчель, В. Г. Игнатов, В. Н. Лексин, Д. С. Львов, П. А. Минакир, О. С. Пчелинцев, В. Е. Рохчин, И. И. Сигов, С. А. Суспицын, А. И. Татаркин, А. Н. Швецов.

Целью диссертационного исследования является разработка методологических подходов и методического инструментария управления пространственным развитием региона. На достижение поставленной цели направлено решение следующих задач:

1. Анализ отечественного и зарубежного теоретического и практического опыта пространственного развития территорий.

2. Оценка пространственного развития региона и анализ методических основ его осуществления (на материалах Вологодской области).

3. Разработка методологических аспектов управления пространственным развитием территории.

4. Разработка методического инструментария управления пространственным развитием.

Объектом исследования является Вологодская область и входящие в ее состав территориальные образования.

Предмет исследования: организационно-экономические механизмы управления пространственным развитием региона.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются научно-теоретические и практические разработки российских и зарубежных исследователей по проблемам пространственного развития. Диссертационное исследование построено на принципах системного подхода с использованием методов логического анализа и синтеза, экономико-статистического анализа и других методов.

Информационной базой в работе служат статистическая информация по указанной проблеме, нормативно-правовые акты, отчетность региональных и местных органов власти.

Научная новизна работы представлена в следующих результатах теоретического и прикладного характера:

1. Разработана методика оценки дифференциации регионального развития и проведена ее апробация на материалах Вологодской области.

2. Доказано, что комплексное развитие региона обеспечивается путем экономического зонирования, выявления точек роста и формирования на этой основе опорного каркаса.

3. Обосновано, что целенаправленное развитие региона обеспечит разработка стратегии пространственного развития, механизмом реализации которой является формирование ассоциации муниципальных образований.

4. Обосновано, что особые экономические зоны являются точками роста экономики региона, их создание способствует повышению конкурентоспособности региона и привлечению инвестиций в экономику.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в возможности использования его результатов в процессе управления развитием региона, что позволит усилить интеграционные процессы внутри региона, увеличить валовой региональный продукт и, как следствие, повысить уровень жизни населения.

Апробация и публикация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и одобрены на конференциях, в т. ч. международных: Шестая и Седьмая кон ференции молодых ученых «Региональная наука» (г. Москва, Совет по изучению производительных сил и Международная академия регионального развития и сотрудничества) — Седьмая Международная молодежная научная конференция «Севергеоэкотех — 2006» (г. Ухта, Ухтинский государственный технический университет) — Третья, Четвертая и Пятая Всероссийские научно-техническая конференция «Вузовская наука — региону» (г. Вологда, Вологодский государственный технический университет) — Третья международ.

Ш ная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы управления экономикой региона» (г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет) — Межвузовская научно-практическая конференция «Молодые ученые — экономике региона» (г. Вологда, Вологодский филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета), Региональная научная конференция молодых ученых и специалистов в области экономики «Проблемы повышения научно-технического потенциала региона» (г. Вологда, Вологодский государственный технический университет), Пятая Российская научно-практическая конференция «Стратегия и тактика реализации социально-экономических реформ: региональный аспект» (г. Вологда, Правительство Вологодской области), Всероссийская научная конференция студентов и аспирантов «Молодые исследователи — регионам» (г. Вологда, Вологодский государственный технический университет), Конференция «Актуальные со циально-экономические проблемы развития России» (г. Москва, Московская финансово-юридическая академия).

По теме диссертации опубликовано 12 печатных работ, в том числе одно учебное пособие по региональной экономике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведения теоретических исследований и обобщений, а также выполнения анализа и конкретных разработок по исследуемой проблеме представляется целесообразным сделать следующие выводы и рекомендации:

1. Внутрирегиональная дифференциация требует разработки методики ее оценки и типологизации муниципальных образований региона с целью выработки комплекса мер по ее снижению.

На основании изученных материалов нами предлагается перечень показателей, в наибольшей степени отвечающий заявленным требованиям с учетом специфики территориального развития Вологодской области, который целесообразно использовать для проведения типологизации муниципальных образований региона. Были отобраны соответствующие индикаторы, характеризующие уровень социального и экономического развития му®ниципальных образований области, на основе которых в дальнейшем будет проведена типологизация муниципальных образований региона. На основании предлагаемой системы показателей формируется информационный массив, куда включаются данные по муниципальным образованиям Вологодской области за определенный период. В массивах производится нормирование исходных данных с помощью метода наименьших квадратов с целью сведения их к единому масштабу, что исключает влияние различий единиц изме-I рения. Вычисление обобщающего показателя, характеризующего уровень социального и экономического развития муниципальных образований, требует определения значимости соответствующих критериев.

2. Комплексное развитие региона обеспечивается путем экономического зонирования и формирования опорного каркаса.

С учетом выявленных проблем назрела необходимость разработки следующих направлений развития экономических зон в целях снижения внутрирегиональной дифференциации:

Во-первых, создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата для развития реального сектора экономики, малого бизнеса, туризма и для привлечения инвестиций (Северо-западная, Северная, Восточная зоны).

Во-вторых, переход к экономике знаний для повышения инвестиционной привлекательности региона (агломерация, Западная зона).

В-третьих, использование резервов лесопромышленного комплекса и других отраслей, работающих на местном сырье (Северная, Восточная зоны).

В-четвертых, осуществление мероприятий по увеличению использования ресурсов и интенсификации сельхозпроизводства (все зоны).

В-пятых, развитие инфраструктуры, позволяющей реализовать преимущества территории, за счет ресурсов федерального, регионального и местного бюджетов (все зоны региона).

В-шестых, создание системы обеспечения населения доступным жильем, развитие ипотечного кредитования (все зоны региона).

В-седьмых, реализация целевых программ, основная часть которых носит социальный характер и направлена на решение проблем в сфере здравоохранения, образования и социальной защиты населения, а также на повышение уровня его жизни (все зоны региона).

3. Наиболее эффективным механизмом управления региональным пространственным развитием выступает стратегия пространственного развития, координация реализации которой может быть возложена на ассоциацию муниципальных образований.

Так как на пространственное развитие оказывают влияние прежде всего региональные органы власти и управления, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты и общественные организации, то систему управления экономическими зонами следует сформировать следующим образом. Целесообразно создать ассоциацию муниципалитетов, входящих в состав экономических зон. Ассоциации муниципалитетов формируются на уровне городских и сельских поселений, городских округов, из своего состава они формируют ассоциации муниципалитетов экономических зон, а те образуют ассоциацию муниципалитетов области. Деятельность ассоциации строится в соответствии с Европейской Хартией местного самоуправления, Конституцией РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ФЗ «О некоммерческих организациях». Целесообразно осуществление работы ассоциации в тесном сотрудничестве с представительными и исполнительными органами местного самоуправления района и поселений района, общественными организациями, предприятиями, организациями, учреждениями всех форм собственности.

4. Повышению конкурентоспособности региона и привлечению инвестиций в экономику способствует создание особых экономических зон, выступающих в качестве точек роста.

Создание особой экономической зоны «Шексна» (ОЭЗ «Шексна») является органичной частью реализации стратегии пространственного развития Вологодской области. Структурирование агломерации Вологда — Череповец позволит не только развить инфраструктуру пространства (современные средства коммуникации, транспорта), но и сформировать на основе частно-государственного партнерства современные производственные комплексы. Цель создания ОЭЗ «Шексна» — диверсификация экономики области на основе создания современных высокотехнологичных производств с высокой добавленной стоимостью, обеспечение наибольшей устойчивости экономики и повышения капитализации региона путем привлечения бизнеса способного реализовать высокотехнологичные проекты и производить новые виды конкурентоспособной продукции. Создание ОЭЗ предполагает формирование в Вологодской области кластера автокомпонентов и продукции стройиндуст-рии на основе высокоточной металлопереработки.

Общая сумма поступления налогов за 20 лет функционирования ОЭЗ «Шексна» составит 77 937,6 млн руб., в т. ч. в федеральный бюджет -47 400,2 млн руб., в региональный — 22 791,8 млн руб. Дисконтированные налоговые поступления от создания ОЭЗ «Шексна» в Вологодской области (за 20 лет функционирования) составят 47 941,4 млн руб.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 31.07.98 г. № 145-ФЗ): Электронный ресурс. Режим доступа: www.consultant.ru.
  2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.03 г. № 131-ФЭ: Электронный ресурс. Режим доступа: www.consultant.ru.
  3. Приказ Министерства финансов «О методических рекомендациях субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений» от 27.08.2004 г. № 243: Электронный ресурс. Режим доступа: www.consultant.ru.
  4. Указ Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» от 03.06.96 г. № 803: Электронный ресурс. Режим доступа: www.consultant.ru.
  5. Указ Президента РФ от 03.06.1996 № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» Текст.// Собрание законодательства РФ, 3 июня 1996 г., № 23, ст. 2756.
  6. Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ (2002−2010 г. г. и до 2015 г.)» / Постановление Правительства РФ от 11.10.2001 г. № 717: Электронный ресурс. Режим доступа: www.consultant.ru.
  7. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006−2008 годы) / Утверждена Распоряжением Правительства РФ № 38-Р от 19 января 2006 г.: Электронный ресурс. Режим доступа: www.consultant.ru.
  8. Об основных мероприятиях по управлению качеством и адаптации организаций Вологодской области к условиям ВТО на 2005−2008 годы: Постановление Правительства Вологодской области от 09.08.2004 г. № 773: Электронный ресурс. Режим доступа: www.consultant.ru.
  9. О межбюджетных трансфертах в Вологодской области: Закон Вологодской области от 4 июля 2005. № 1308−03: Электронный ресурс. Режим доступа: www.consultant.ru.
  10. Постановление Губернатора Вологодской области «О Совете глав самоуправления муниципальных образований области» № 1 от 05.01.97 г.: Электронный ресурс. Режим доступа: www.consultant.ru.
  11. , А.Б. Особенности территориального управления в пригородных зонах крупнейших городов Текст. / А. Б. Агапова. М.: МГУ, 2001 г. -289 с.
  12. , Е.Г. Малые и средние города: научно-теоретические аспекты исследования Текст. / Е. Г. Анимица, И. А. Медведева, В. А. Сухих. -Екатеринбург: Урал. гос. экон. ун-т, 2003. — 99 с.
  13. , B.C. Региональная экономика Текст. / B.C. Бильчак. -Калининград: Янтарный сказ, 1998. -123 с.
  14. , Ю.Е. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление Текст. / Ю. Е. Благов // Российский журнал менеджмента. 2004. — № 3. — С. 17−43.
  15. , Л.П. Дифференциация муниципальных образований для целей внутриобластной социальной политики: поиск новых подходов Текст. / Л. П. Богданова, А. А. Ткаченко, А. С. Щукина // Вопросы статистики. 2005. -№ 1.- С. 65−71.
  16. , А. Организационные структуры управления Текст. / А. Быкова. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест: Институт экономических стратегий, 2003.- 160 с.
  17. , С.Г. Системный подход к статистической оценке различий регионов по уровню жизни населения Текст. / С. Г. Бычкова. // Вопросы статистики 2005. — № 12. — с. 24−28.
  18. , Л.Б. Центро-периферийная асимметрия России Текст. / Л. Б. Вардомский // Социально-экономические реформы: региональный аспект. Материалы Третьей Российской научно-практической конференции. Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2002. — с. 141−148.
  19. , Г. С. Современная экономическая энциклопедия Текст. / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. М.: Лань, 2002. — 880 с.
  20. , Б.Н. Проблемы областного районирования (на примере РСФСР) Текст. / Б. Н. Волынская // Географические аспекты управления. -М.: Мысль, 1978.- 192 с.
  21. , А.Г. Муниципальное хозяйство и управление Текст. /
  22. А.Г. Воронин. -М.: Финансы и статистика, 2002. 176 с.
  23. , А.Г. Основы управления муниципальным хозяйством Текст. / А. Г. Воронин, В. А. Лапин, А. Н. Широков. М.: Издательство «Дело», 1998.- 128 с.
  24. , Е.Т. Российская экономика в 2004 году. Тенденции и перспективы (Выпуск 26) Текст. / под ред. Е. Гайдара, С. Синельникова-Мурылева, Н. Главацкой. М.: ИЭПП, 2004. — 684 с.
  25. , Е.Т. Российская экономика в 2005 году. Тенденции и перспективы (Выпуск 27) Текст. / под ред. Е. Гайдара, С. Синельникова-Мурылева, Н. Главацкой. М.: ИЭПП, 2006. — 646 с.
  26. , Ю.Н. Основы региональной политики Текст. / Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев. СПб.: Издательство Михайлова В. А., 1998. -659 с.
  27. , В.А. Стратегический анализ социально-экономического развития региона: принципы, основные направления, проблемы Текст. / Под ред. В. А. Гневко, В. Е. Рохчина. СПб.: ИРЭ РАН, ИУЭ, 2004. — 288 с.
  28. , А.Г. Основы региональной экономики Текст. / А. Г. Гранберг М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 495 с.
  29. , А.Г. Темпы роста в национальном экономическом пространстве Текст. / А. Г. Гранберг, Ю. С. Зайцева // Вопросы экономики. -2002.-№ 9.-С. 29−46.
  30. , Т.В. Государственное регулирование экономики: теория и практика Текст. / Т. В. Грицюк. М.: Издательство РДЛ, 2006. — 288 с.
  31. , Е.С. Инвестиционный потенциал региона Текст. / Е. С. Губанова // Социально-экономические реформы: региональный аспект. Материалы Третьей российской научно-практической конференции. Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2002. — С. 151−155.
  32. , Е.С. Обоснование и выбор приоритетов инвестированияв экономике региона Текст. / Е. С. Губанова. Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2002.-104 с.
  33. , О.Г. Региональная экономическая диагностика Текст. / О. Г. Дмитриева. СПб.: Изд-во С.-Петербургского Университета экономики и финансов, 1992. 274 с.
  34. Доходный потенциал регионов и его общегосударственное значение Текст. / А. Селезнев, Н. Доценко // Экономист. 2006. — № 9.
  35. , Б.С. Современная экономическая политика городских и региональных властей Текст. / Б. С. Жихаревич. СПб., 1995. — 137 с.
  36. , В.Г. Местное самоуправление Текст. / В. Г. Игнатов, В. В. Рудой. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. — 416 с.
  37. , В.А. Формирование городской агломерации Текст. /
  38. B.А.Ильин, С. А. Селякова, Р. Ю. Малышев и др. Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН, 2006. — 120 с.
  39. Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований Текст. -М.: Фонд «Институт экономики города», 2001. 129с.
  40. Индикаторы структурной реформы Субъектов Федерации и муниципальных образований, Выпуск 2 Текст. М.: Фонд «Институт экономики города», 1998.-97 с.
  41. , Л.Г. Особая экономическая зона «Шексна» стратегический горизонт развития региона Текст. / Л. Г. Иогман // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. — 2006. — № 33.1. C. 27.
  42. , М.Я. Опыт теории регионального развития: пример для России? Текст. // Сборник трудов конференции ИЭПП «Посткоммунистическая Россия в контексте мирового социально-экономического развития» / М. Я. Кади. М.: Приор, 2000. С. 45−53.
  43. , А. О ходе выполнения приоритетных направлений деятельности администрации города Перми за 9 месяцев 2003 года / А. Каменев: Электронный ресурс. Режим доступа: www.gorodperm.ru.
  44. , Е. Кластеростроители Текст. / Е. Карасюк // Секрет фирмы. 2005. — № 8. — С. 10−15.
  45. В.В. Новации в межбюджетных отношениях в свете реформы местного самоуправления Текст. /В.В. Климанов // Программное решение проблем бюджетной сферы в регионах Северо-Западного Федеральщ ного округа РФ. 2004. — С. 114−119.
  46. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты Текст. / Под ред. Ю. К. Перского, Н. Я. Калюжновой М.: ТЕИС, 2003. -405 с.
  47. , Б.Л. Депрессивный район в переходной экономике Текст. / Б. Л. Корсунский, С. Н. Леонов. Владивосток: Дальнаука, 1999. -155 с.
  48. , А. Социальная ответственность бизнеса как формасоциального партнерства Текст. / А. Котлубинский // Окно в НКО. 2003. -№ 20.-С. 59−78.
  49. , Б.Л. Измерение региональной асимметрии на примере России Текст. / Л. Б. Лавровский. // Вопросы экономики. 1999. № 3. С. 4763.
  50. , Б.Л. Территориальная дифференциация и подходы кее ослаблению в Российской Федерации Текст. / Л. Б. Лавровский. // Экономический журнал ВШЭ, № 4,2003. С. 524 537.
  51. , Г. М. География городов Текст. / Г. М. Лаппо. М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1997−480 с.
  52. , Г. М. Города на пути в будущее Текст. / Г. М. Лаппо. М.: Мысль, 1987.-236 с.
  53. , Г. М. Развитие городских агломераций в СССР Текст. / Г. М. Лаппо. М.: Наука, 1978. — 152 с.
  54. , Г. М. Городские агломерации в СССР и за рубежом Текст.
  55. Г. М. Лаппо, В .Я. Любовный. М.: Знание, 1977. — 48 с.
  56. , В.Н. Городская Россия проблемное воплощение реформ Текст. / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов // Российский экономический журнал. -2002.-№ 1.-С. 8−30.
  57. , В.Н. Депрессивные территории: прежние проблемы и новые варианты их решения Текст. / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов // Российский экономический журнал. 2001. -№ 9. — С. 35−63.
  58. , В.Н. Региональная Россия начала XXI века: новая ситуация и новые подходы к ее исследованию и регулированию Текст. / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов // Российский экономический журнал. 2004. — № 8. — С. 13−32.
  59. , В.Н. Региональные программы в новейшей реформацион-ной ситуации Текст. / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов // Российский экономический журнал. 2000.-№ 8. — С. 23−35.
  60. , В.Н. Реформы и целостность государства. Проблемы территориальной дифференциации и дезинтеграции Текст. / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов // Российский экономический журнал. 1999. — № 11−12. — С. 13−32- 2000.-№ 1.-с. 28−48.
  61. , В.Н. Проблемы и перспективы реформирования межбюджетных отношений Текст. / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов // Экономические реформы в регионах Российской Федерации: опыт и перспективы. М., 1998. -407 с.
  62. , В.Н. Муниципальная Россия. Социально-экономическая ситуация, право, статистика. Текст. / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов. — М., Эди-ториал УРСС, 2001.-199 с.
  63. , С. Приоритеты социальной ответственности бизнеса Текст. / С. Литовченко // Материалы общественного совета «Социальное партнерство», М.: 2003−2004. — С. 12−46.
  64. , И.И. Управление проектами: учебное пособие Текст. / Под. общ. ред. И. И. Мазура. 2-е изд. — М.: Омега-Л, 2004. — 664 с.
  65. , В.Л. Социальные технологии на нижнем уровне Текст. / В. Л. Макаров. Препринт #WP/2004/175. — М.: ЦЭМИ РАН, 2004. — 21 с.
  66. , Р.Ю. Внутрирегиональная дифференциация Вологодской области Текст. / Р. Ю. Малышев // Молодые исследователи регионам:
  67. Материалы Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов. -Вологда: ВоГТУ, 2006. С. 60 62.
  68. , Р.Ю. К вопросу о формировании городской агломерации в рамках пространственного развития Вологодской области Текст. / Р. Ю. Малышев // Региональная наука: Сборник научных трудов. Книга 2. М.: СОПС, 2006.-С. 18−28
  69. , Р.Ю. Приоритеты пространственного развития Грязо-вецкого района Текст. / Р. Ю. Малышев // Вузовская наука региону: Материалы третьей всероссийской научно-технической конференции. — Вологда:
  70. Ш ВоГТУ, 2005.-Т. 3,-С. 70−73.
  71. , Р.Ю. Пространственное планирование в Вологодской агломерации Текст. / Р. Ю. Малышев // Вузовская наука региону: Материалы четвертой всероссийской научно-технической конференции. — Вологда: ВоГТУ, 2006. — С. 120−123.
  72. , Р.Ю. Совершенствование управления пространственным развитием Вологодской области Текст. / Р. Ю. Малышев // Труды Меж1. дународного форума по проблемам науки, техники и образования. Том 1. М.:
  73. Академия наук о Земле, 2006. С. 14−16.
  74. , Р.Ю. Экономическое районирование Вологодской об- • ласти Текст. / Р. Ю. Малышев // Проблемы современной экономики. 2007. -№ 2. С. 224−229.
  75. , Р.Ю. Формирование модели управления городской агломерацией Текст. / Р. Ю. Малышев // Проблемы стратегии и тактики регионального развития. Часть 2. Вологда 2007. — С. 199−204.
  76. , Р.Ю. Формирование территориально-экономических зон Текст. / Р. Ю. Малышев, С. А. Селякова // Экономические и социальныеперемены в регионе. Выпуск 34. — 2006 — С. 40−46.
  77. , Р.Ю. Модернизация территориальной структуры региона Текст. / Р. Ю. Малышев, С. А. Селякова, Т. В. Ускова // Экономические и социальные перемены в регионе. Выпуск 36. — 2007 — С. 31−38.
  78. Межбюджетные отношения в РФ: обеспечение единства интересов центра и регионов Текст. / А. Дорждеев // Международный журнал проблемы и практики управления. 2000. — С. 73−77.
  79. Межбюджетные отношения и региональные бюджеты в 2005 г. Текст. / С. Н. Рябухин // ЭКО Всероссийский экономический журнал. 2004 г.-№ Ю.-С. 144−154.
  80. , Б.В. Региональная экономика в системе управления Текст. / Б. В. Мелентьев. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2003. — 300 с.
  81. Местные власти и рыночная экономика. Уроки западноевропейского опыта Текст. / Под ред. Б. М. Гринчеля. СПб., 1996. — 295 с.
  82. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования Текст. М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2000. — 300 с.
  83. Мониторинговые показатели реформы в сфере земли и недвижимости в городах России Текст. / Под ред. О. Г. Кагановой М., Фонд «Институт экономики города», 1998. — 234 с.
  84. Муниципальное экономическое развитие. Программы социально-экономического развития городов Хабаровска, Саратова, Ярославля Текст. М.: Фонд «Институт экономики города», 1999. — 602 с.
  85. , Н.Н. Региональная экономика Текст. / Н. Н. Некрасов. -М.: Экономика, 1975. 409 с. ф 93. Нижегородцев, P.M. Поляризация экономического пространства
  86. России и как ей противодействовать Текст. / P.M. Нижегородцев // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 1. С. 89−95.
  87. , П.П. Анализ и социально-экономическое прогнозирование развития города Текст. / П. П. Ореховский. Городское управление, № 9, 1997.-С. 34−42.
  88. , К. Экономическое ядро: сущность, критерии формирования и элементный состав Текст. / К. Павлов // Общество и экономика. -2004.-№ 11−12. -С. 158−170.
  89. , В. Бюджетная реформа: нерешенные вопросы налогового обеспечения финансовых потребностей субъектов Федерации и муниципальных образований Текст. / В. Пансков // Российский экономический журнал. -2005. № 9−10. — С. 26−32.
  90. , Е.Н. География городов (геоурбанистика) Текст. /
  91. Е.Н. Перцик. -М.: Высшая школа, 1991.-319 с.
  92. ЮО.Перцик, Е. Н. Города мира: география мировой урбанизации Текст. / Е. Н. Перцик. М.: Международные отношения, 1999. — 384 с.
  93. , A.M. Политика регионального выравнивания в России (основные подходы и принципы) Текст. / A.M. Поздняков, Б. Л. Лавровский // Вопросы экономики. 2000, № 10. С. 30−54.
  94. Ю2.Полынев, А. О. Межрегиональная дифференциация: методология анализа и государственного регулирования Текст. / А. О. Полынев. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 208 с.
  95. Правовые основы организации транспортного обслуживания городского населения Текст. М.: Фонд «Институт экономики города», 2000. -463 с.
  96. Проект Сирена: методы измерения и оценки региональной асимметрии Текст. / Под ред. С. А. Суспицина. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2002.-248 с.
  97. Пространственные трансформации в российской экономике Текст. / Под общ. ред. П. А. Минакира. Российская академия наук. Дальневосточное отделение. Институт экономических исследований. М.: ЗАО «Экономика», 2002.-424 с.
  98. Юб.Пчелинцев, О. С. Региональная экономика в системе устойчивого развития Текст. / О. С. Пчелинцев, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. М.: Наука, — 2004. — 258 с.
  99. Районы Вологодской области. Социально-экономические показатели районов области. Статистический сборник. Том 2 Текст. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. Вологда, 2005. 330 с.
  100. Районы Вологодской области. Социально-экономические показатели районов области. 1998 2003: Официальный стат. сб. Текст. / Территориальный орган Федеральной службы госстатистики по Вологодской области. — Вологда, 2004. — 332 с.
  101. Региональная стратегия экономического роста 2015 Текст. / Коллектив авторов под руководством д.э.н., проф. В. А. Ильина. — Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН, 2005. — 224 с.
  102. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза
  103. Текст. / Рук. авт. колл. и отв. ред. А. Г. Гранберг. М.: ЗАО «Издательство „Экономика“», 2000. — 435 с.
  104. , И.И. Региональная экономика (методология исследования и понятийный аппарат) Текст. / И. И. Сигов. М.: Вуз и школа, — 2003. -334 с.
  105. , Б.И. Сущность и методика определения показателей освоенности региона Текст. / Б. И. Смагин, С. К. Неуймин // Вопросы статистики• -2005.-№ 12.-С. 19−54.
  106. Социально ориентированное местное управление: Опыт городов Германии для России Текст. / Под ред. Б. М. Гринчеля, Н. Е. Костылевой. -СПб.: Наука.-388 с.
  107. Статистика пространственного развития. Том 1. Система расселения Северо-Запада России Текст. / Под руководством Ю. Перелыгина. -СПб.: Издательский Дом «Corvus», 2002. 96 с.
  108. Статистический ежегодник Вологодской области 2004 г. Текст. /
  109. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. Вологда, 2005. 305 с.
  110. Статистический ежегодник Вологодской области в 1998—2003 годах: Стат. сб. Текст. / Вологодский облкомстат. Вологда, 2004. — 428 с.
  111. Стратегический выбор города: научное обоснование и механизм реализации (на примере г. Тольятти Самарской области) Текст. / Под ред. В. Е. Рохчина, С. Ф. Жилкина. СПб.: ИСЭП РАН, 1999. -183 с.
  112. Стратегическое управление: регион, город, предприятие Текст. /
  113. Под ред. Д. С. Львова, А. Г. Гранберга, А.П. Егоршина- ООН РАН, НИМБ. щ М.: ЗАО «Издательство „Экономика“»,-2004.-605 с.
  114. Стратегия развития крупнейшего города: взгляд в будущее (научно-методологический подход) Текст. / Науч. рук. авт. колл. проф. Е.Г. Ани-мица и проф. B.C. Бочко. Екатеринбург: Урал. гос. экон. ун-т, — 2004. -600 с.
  115. , С.А. Моделирование и анализ межуровневых отношений в РФ Текст. / С. А. Суспицын. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1999. -196 с.
  116. , С.А. Потенции и ограничения пространственныхтрансформаций в экономике России Текст. / С. А. Суспицын // Регион: экономика и социология. 2004. — № 4. — С. 12−42.
  117. , С. Зачем бизнесу социальная ответственность Текст. / С. Туркин // Журнал управление компанией. 2004. — № 7. — С. 50−53.
  118. Удал ьцова, М. В. Городская агломерация как социально-экономическая система Текст. / М. В. Удальцова. Томск: Изд-во Томск, унта, 1985.-200 с.
  119. , И. С. Предпосылки возникновения кластеров в экономике
  120. Красноярского края Текст. / И. С. Ферова // Регион: экономика и социология. -2005. -№ l.-C. 56−70.
  121. Информирование рынка земли в городах: проблемы выкупа земельных участков приватизированными предприятиями и организации земельных торгов Текст. М., Фонд «Институт экономики города», 2000. — 223 с.
  122. , О.А. Методологические вопросы оценки уровня социально-экономического развития региона Текст. / О. А. Хохлова // Вопросы статистики. 2005. — № 1. С. 58−65.
  123. , В.Б. Межбюджетные отношения и управления региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы Текст. / В. Б. Христенко. М.: Дело, 2002. — 608 с.
  124. Центр и периферия в региональном развитии Текст. / Под ред. О. В. Грицай, Г. В. Иоффе, А. И. Трейвиша. -М.: Наука, 1991. 168 с.
  125. , Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия: учебник для вузов Текст. / Ф. И. Шамхалов. М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 2000. — 382 с.
  126. , Б.М., Региональная политика России: теоретические основы, задачи, методы реализации Текст. / Б. М. Штульберг, В. Г. Введенский. М.: Гелиос АРВ, 2000. — 208 с.
  127. Экономическая статистика Текст. / Под ред. Иванова Ю. М., М.: «Инфра-М», 1998.-705 с.
  128. Friedmann, J. Regional Development as a Policy Issue / J. Friedmann, -Cambridge (Mass.), 1994.-478 p.
Заполнить форму текущей работой