Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организация самостоятельной иноязычной подготовки будущих военных специалистов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема самостоятельности в образовательном процессе — одна из стержневых проблем дидактики. Однако в детерминированном образовательном процессе военного вуза в большинстве случаев отсутствуют психолого-педагогические и воинские условия развития самостоятельности курсантов. Вместе с тем самостоятельность является ведущим качеством будущего офицера, которое связано с предоставлением личности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
    • 1. 1. Проблема самостоятельной работы в теории и практике высшего профессионального образования
    • 1. 2. Самостоятельность курсантов в иноязычном образовательном процессе
    • 1. 3. Возрастные и психологические особенности курсантов как социальной группы с учетом специфики обучения в военном вузе
    • 1. 4. Педагогические условия эффективной организации самоподготовки курсантов по иностранному языку
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА
    • 2. 1. Структурно-содержательная характеристика системы самостоятельной иноязычной подготовки будущего военного специалиста
    • 2. 2. Технология комплексной организации самостоятельной подготовки курсантов по иностранному языку
    • 2. 3. Учебно-методическое обеспечение внеаудиторной самостоятельной подготовки курсантов по иностранному языку
    • 2. 4. Экспериментальная проверка эффективности организации процесса самостоятельной иноязычной подготовки курсантов
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Организация самостоятельной иноязычной подготовки будущих военных специалистов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных условиях реформирования Вооруженных Сил России вопросы подготовки высококвалифицированных офицерских кадров приобретают особую актуальность и являются предметом научных исследований. Учитывая задачи, которые ставит перед Армией Европейский Совет: укреплять идентичность ЕС на международной арене (в основном благодаря общей внешней политике и политике безопасности), развивать сферу свободы, безопасности и справедливости, ввести европейское гражданство [124], совершенно очевидно, что военному специалисту обойтись без иностранного языка невозможно. Именно поэтому перед высшей военной школой ставится задача организации образования такого уровня, при котором будущие военные специалисты будут способны участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладении ими иноязычно-речевой деятельностью.

В последние годы приметой времени стала актуализация личностно-ориентированного подхода в современном профессиональном образовании. Это в полной мере относится и к высшим учебным заведениям. Более того, личностно-ориентированный подход, в частности, к организации самостоятельной подготовки курсантов по иностранному языку особо востребован в условиях военного вуза, поскольку здесь к этой форме учебной деятельности предъявляются более жесткие требования, касающиеся ее нормирования, планирования, выполнения и контроля. В этой связи необходимо пересматривать не только содержание самостоятельной работы, но и методы ее организации, создавать новое, отвечающее современным требованиям учебно-методическое обеспечение. В последние годы ситуация относительно содержания самостоятельной иноязычной подготовки курсантов значительно улучшилась за счет большого количества исследований в этой области (Н.Д. Гальскова, Н. И. Гез, Н.Ф. ЬСоряковцева, Л. И. Корнилова, Г. В. Артамонова, С. Н. Татарницева, Л. В. Цыганова, И. М. Воротилкина, М. А. Иванова, Л. Н. Лецких, и.

Л.Н. Волкова и др.), однако, организация и качество самостоятельной работы курсантов оставляют желать лучшего. Наблюдения за курсантами (в том числе старших курсов) показывают, что многие из них не владеют приемами самостоятельной работы (например, не умеют работать со специальной литературой), не в состоянии усвоить программу военного вуза.

Дальнейший анализ проблемы показал, что самостоятельная иноязычная деятельность курсантов требует особых условий развития и сопряжена с необходимостью ее организации на коммуникативной основе. Этот аспект исследуемой проблемы остается, к сожалению, пока еще недостаточно изученным. Более того, нам не удалось найти работы, в которых проблема самостоятельной работы по иностранному языку (тем более в военном вузе) рассматривалась бы с учетом коммуникативного подхода. Было выявлено также отсутствие учебно-методических пособий для самостоятельной иноязычной подготовки курсантов, разработанных в соответствии с принципами коммуникативной методики.

Один из путей решения рассмотренных вопросов предложен в нашем исследовании, раскрывающем условия и технологию успешной организации самостоятельной иноязычной подготовки курсантов при коммуникативном обучении иностранному языку, а также обосновывающем тот факт, что становление важных профессиональных качеств будущего военного специалиста происходит именно в процессе самостоятельной работы со специально созданным учебно-методическим обеспечением, выступающим в качестве самообразовательной среды развития личности и ее профессионального становления.

Таким образом, актуальность диссертационной работы определяется всем вышесказанным.

Ситуация в высшем военном образовании по поводу сущности самостоятельной работы курсантов такова, что ей присущи следующие недостатки: все еще недостаточно разработанными остаются вопросы классификации и систематизации самостоятельной работы, овладения будущими военными специалистами приемами самостоятельной иноязычно-речевой деятельности, выделения условий, обеспечивающих системность и эффективность самостоятельных работ, создания учебнометодических средств и др.- использование традиционного подхода ориентировано на формирование знаний, умений, навыков курсантов, в то время как коммуникативный подход ориентирован на развитие межличностной коммуникации с целью овладения курсантами межкультурными, языковыми, речевыми знаниями и умениямиспособствует развитию социокультурной личности, и готовности к диалогу культур. Поэтому ведущая идея организации самостоятельной иноязычной подготовки состоит в признании коммуникативности как методологической основы самостоятельной иноязычно-речевой деятельности, в процессе которой соблюдаются основные параметры общения на иностранном языке. Выявленные недостатки позволили сформулировать противоречия между: возрастанием роли самостоятельной работы в подготовке будущего военного специалиста, увеличением доли внеаудиторной самостоятельной работы курсантов и неподготовленностью их к активной самостоятельной иноязычной деятельноститрадиционной системой организации самостоятельной иноязычной подготовки курсантов (преимущественно на основе заучивания учебного материала и отработки языковых и речевых навыков и умений) и необходимостью создания новой системы на основе коммуникативного подхода, обеспечивающей включение курсантов в образовательный процесс межкультурного общения, его развитие и саморазвитиевысоким уровнем требований к знаниям и умениям по дисциплине «Иностранный язык» и отсутствием научно-обоснованной системы организации и осуществления самостоятельной подготовки, которое усугубляется недостаточно развитыми у курсантов приемами самостоятельной работы и непривычной для них психологической обстановкой воинских учебных коллективов;

— приоритетной направленностью современного высшего военного образования на повышение эффективности самостоятельной иноязычной деятельности курсантов и качеством ее учебно-методического обеспечения.

Выявленные недостатки и противоречия способствовали определению педагогической проблемы: каковы условия создания системы самостоятельной подготовки курсантов на основе коммуникативного подхода и условия эффективного овладения курсантами приемами самостоятельной иноязычной деятельности в процессе реализации этой системы. В соответствии с проблемой определена тема исследования: «Организация самостоятельной иноязычной подготовки будущих военных специалистов».

Цель исследования: повышение качества самостоятельной подготовки будущих военных специалистов путем целенаправленного овладения ими приемами самостоятельной иноязычной деятельности при коммуникативном обучении иностранному языку.

Объект исследования: самостоятельная работа в системе высшего профессионального образования.

Предмет исследования: организация самостоятельной иноязычной подготовки курсантов военных вузов.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что организация самостоятельной подготовки курсантов по иностранному языку будет качественно обеспечена, если этот процесс выстраивается следующим образом:

— разрабатывается система самостоятельной иноязычной подготовки курсантов с учетом специфики обучения в условиях военного вуза;

— определяется содержательный аспект коммуникативного подхода как основополагающего для исследуемой проблемы;

— выявляется и апробируется комплекс условий эффективной организации самостоятельной подготовки курсантов;

— создается на основе коммуникативного подхода технология организации самостоятельной иноязычной подготовки курсантов;

— разрабатывается, апробируется и внедряется в процесс самостоятельной работы учебно-методическое обеспечение самостоятельной подготовки будущего военного специалиста;

— разрабатываются и описываются уровни самостоятельной иноязычной деятельности и критерии их проявления.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и гипотезой исследования определены следующие его задачи:

— изучить состояние проблемы самостоятельной работы студентов как компонента их профессиональной подготовки;

— раскрыть особенности организации самостоятельной подготовки курсантов в условиях военного вуза;

— определить на основе анализа литературных источников роль коммуникативного подхода в организации самостоятельной иноязычной подготовки и в овладении курсантами коммуникативными умениями межкультурного общения;

— разработать систему самостоятельной подготовки курсантов на основе коммуникативного подхода, выявить условия ее эффективной реализации в процессе самостоятельной работы;

— создать и экспериментально апробировать технологию организации иноязычной подготовки курсантов;

— разработать адекватное учебно-методическое обеспечение самостоятельной подготовки будущего военного специалиста;

— экспериментально проверить практическую приемлемость системы и технологии, оценить их эффективность на основе разработанных критериев.

Методологическую основу диссертационного исследования составили: о у педагогические концепции, раскрывающие природу профессионального образования и развития (Г.Д. Бухарова, В. А. Федоров, В. П. Беспалько, В. А. Сластенин, A.JI. Бусыгина, О. М. Буранок, A.A. Вербицкий, J1.B. Панфилова и др.) — теория языковой личности (И.И. Халеева, Н. Д. Гальскова, Ю. Н. Караулов, Г. И. Богин и др) — идеи личностно-ориентированного и коммуникативного подходов (А.Н. Леонтьев, И. Л. Бим, Е. И. Пассов, В. Н. Михелькевич, Е. В. Бондаревская, И. С. Якиманская, В. А. Бетев, H.A. Менчинская и др.) — теоретические основы концепции межкультурной коммуникации (Г.В. Рогова, В. В. Сафонова, С.Г. Тер-Минасова, И. И. Халеева, Г. В. Елизарова, М. В. Смирнова и др.) — научные труды по методике обучения иностранному языку (Е.И. Пассов, С. К. Фоломкина, И. В. Рахманов, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, E.H. Соловова, Л. И. Корнилова и др.);

— научные труды по психологическим закономерностям и принципам профессионального становления личности (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, H.A. Зимняя, А. Л. Бусыгина и др.);

— теория управления самостоятельной учебной деятельностью (П.И. Пидкасистый, Ю. Н. Кулюткин, Б. П. Есипов, К. Б. Есипович, З. С. Харьковский, Л. И. Корнилова, И. А. Зимняя, Н. Ф. Коряковцева и др.);

— теория формирования познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения (Т.И. Шамова. Г. И. Саранцев, Н. И. Мирза, И. Н. Зайнулина и др.);

— системный подход и такие его признаки, как целостность, взаимосвязь и связь со средой, а также принципы структурирования содержания обучения на различных ступенях многоуровневой подготовки (П.К. Анохин, В. П. Беспалько, Т. М. Носова, В. А. Гусев и др.).

Задачи исследования определили его содержание и выбор наиболее эффективных теоретических методов в сочетании с опытно-экспериментальной работой: изучение и теоретический анализ литературы по философии, педагогике, психологии, методике преподавания иностранных языковконцептуальный анализ диссертационных работ по теме исследования, изучение педагогического опытанаблюдение и обобщение эмпирического материала по организации самостоятельной подготовки курсантов по иностранному языку в условиях военного вузаизучение продуктов самостоятельной работы курсантовотбор аутентичного материала — текстов по страноведческой и профессиональной тематике. А также эмпирические методы (собеседование, анкетирование, тестирование) и экспериментальные (констатирующий, формирующий, итоговый эксперименты), опытное обучение, обработка результатов исследования.

Опытно-экспериментальной базой явились Тольяттинский военный технический институт, Тольяттинский государственный университет, Вольский военный институт тыла (филиал) государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военная академия тыла и транспорта им. генерала армии A.B. Хрулева». Исследованиями были охвачены курсанты 1−2 курсов ТВТИ, 1−2 курсов ТГУ факультетов: архитектурно-строительный, управления персоналом, машиностроительный, защита окружающей средыкурсанты 1−2 курсов Вольского военного института тыла. Всего в исследовании приняли участие 383 человека.

Исследование проводилось в три этапа в течение пяти лет.

На первом этапе (2008;2009 гг.) осуществлялось накопление эмпирического материала, теоретическая разработка проблемы на основе изучения философской, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования. Была выдвинута гипотеза, определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи, определены этапы исследования. Проводились также анкетирование, опросы, тестирование, беседы и др.

На втором этапе (2009;2010 г. г.) уточнялись цели и задачи работы, а также гипотеза исследования, разрабатывалось содержание и методы работы, проводились констатирующие и экспериментальные срезы, публиковались материалы исследования. Была разработана система организации самостоятельной подготовки курсантов на коммуникативной основе, выявлена совокупность условий, обеспечивающих эффективность этой системы, спроектирована технология, разработано учебно-методическое обеспечение самостоятельной подготовки курсантов.

На третьем этапе (2010;2013 г. г.) проводилась опытно-экспериментальная работа по внедрению разработанной системы в процесс самостоятельной иноязычной подготовки курсантов, выявлялась эффективность предложенной технологии (на основе коммуникативного подхода) и эффективность учебно-методического обеспечения, посредством которого осуществлялось выполнение самостоятельной работы. На данном этапе осуществлялась также систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, количественный и качественный анализ полученных данных, формулировались выводы, продолжалась публикация материалов и завершалось литературное оформление диссертации, определялись перспективы дальнейшего исследования проблемы.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем впервые:

— разработана система самостоятельной иноязычной подготовки курсантов на основе коммуникативного подхода с учетом специфических особенностей их профессиональной подготовки;

— в рамках данной системы выявлена и экспериментально обоснована совокупность условий (социально-организационных, психолого-педагогических, дидактических), обеспечивающих ее эффективное функционирование и позволяющих повысить качество самостоятельной подготовки курсантов по иностранному языку;

— создана, теоретически обоснована и экспериментально проверена технология организации самостоятельной работы по развитию коммуникативных умений во всех 4-х видах речевой деятельности;

1 о 1 предложено учебно-методическое обеспечение самостоятельной подготовки курсантов, эффективность которого подтверждена в ходе опытно-экспериментальной работы.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: система самостоятельной иноязычной подготовки курсантов представлена в контексте личностно-ориентированного и коммуникативного подходов как доминантныхтеоретически аргументирована целесообразность разработки на коммуникативной основе технологии самостоятельной подготовки курсантов и ее учебно-методического обеспечения в условиях военного вуза.

Практическая значимость работы определяется тем, что: предлагаемая технология организации самостоятельной подготовки предусматривает формирование у обучающихся как приемов самостоятельной иноязычной деятельности, так и коммуникативных умений межкультурного общения в связи с активным развитием их познавательных мотивовреализован коммуникативный подход в организации самостоятельной иноязычной подготовки курсантов, что позволяет повысить ее продуктивность и целенаправленностьразработанное учебно-методическое обеспечение достоверно повышает качество формируемых языковых и речевых навыков и умений, приемов самостоятельной работы, что, в свою очередь, положительно сказывается и на качестве профессиональной подготовки курсантовполученные результаты позволяют дать в помощь преподавателю конкретные рекомендации по эффективной организации и управлению самостоятельной иноязычной деятельностью курсантовматериалы исследования могут быть использованы преподавателями военных и гражданских вузов для планирования и организации самостоятельной работы курсантов и студентов по различным иностранным языкам.

Обоснованность и достоверность полученных данных обеспечивается исходными методологическими и теоретическими положениями педагогики, психологии, методики преподавания иностранных языковрассмотрением проблемы в целостном образовательном процессе, применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели и задачам, и направленных на проверку гипотезырепрезентативностью выборки количества испытуемых и значимостью данных, полученных в результате опытно-экспериментальной работыопытом работы автора в качестве преподавателя иностранного языка в военном и гражданском вузах.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились на протяжении всего периода работы автора в качестве преподавателя в Тольяттинском военном техническом институте, в качестве старшего преподавателя в Тольяттинском государственном университете. Результаты исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение на международных, всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях: «Преподавание и изучение иностранных языков и культур: традиции и новации» (Тольятти, 2005, 2006, 2008, 2010), «Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков в неязыковых вузах: традиции и новации» (Сызрань, 2010), «Развитие вуза через развитие науки» (Тольятти, 2006, 2007), «Современные проблемы филологии и методики обучения лингвистическим дисциплинам в школе и вузе» (Самара, 2009).

Отдельные результаты исследования нашли отражение в 14 публикациях автора, в том числе в 3-х изданиях, рекомендованных ВАК РФ и трех учебных пособиях. Ход и результаты исследования обсуждались на заседании кафедры иностранных языков ТВТИ и кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» ТГУ.

Внедрение результатов исследования и разработанных учебных пособий («Учись учиться», «Внеаудиторное чтение текстов по страноведческой.

1 А 1 *т тематике", «Сборник программированных пособий») осуществлялось в учебном процессе Вольского военного института тыла, в филиале военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил (г. Сызрань), что подтверждено актами о внедрении.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Самостоятельная иноязычная подготовка будущих военных специалистов является особым видом профессиональной подготовки, обеспечивающим возможность развития и совершенствования межкультурных умений общения, а также целенаправленного формирования приемов самостоятельной работы и таких профессионально важных качеств, как самостоятельность, дисциплинированность, готовность к совершению волевых усилий по преодолению различного рода затруднений, а также способность к самообразованию.

2. Система самостоятельной иноязычной подготовки курсантов будет эффективной, если она будет соответствовать выявленным социально-организационным, психолого-педагогическим и дидактическим условиям.

3. Технологию самостоятельной иноязычной подготовки курсантов целесообразно разрабатывать в контексте коммуникативного подхода, учитывающего необходимость формирования у будущих военных специалистов готовности и способности к межкультурной коммуникации.

4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной подготовки курсантов как средство поэтапной реализации технологии, как действенный способ повышения качества иноязычного самообразовательного процесса в военном вузе.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 229 наименований, содержит 18 приложений, 13 таблиц, 15 рисунков, 6 диаграмм. Общий объем рукописи составляет 249 страниц.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. В связи с коммуникативным обучением иностранному языку возрастает значение эффективной организации внеаудиторной самостоятельной работы, в процессе которой должны быть использованы максимальные возможности по формированию и тренировке языковых навыков и речевых умений в конкретных видах речевой деятельности, по развитию курсантов в определенных формах общения. В этом плане личностно-ориентированный и коммуникативный подходы могут наилучшим образом обеспечить комплексное решение проблем, связанных с ее организацией.

2. Разработанная нами система самостоятельной подготовки курсантов по иностранному языку представляет собой обязательную составную часть учебного процесса по данной дисциплине, которая состоит из тесно взаимосвязанных и взаимовлияющих друг на друга элементов, соответствующим образом организованных с позиции коммуникативного подхода к обучению и рационально управляемых со стороны преподавателя. При этом коммуникативная направленность должна быть присуща всем видам самостоятельной подготовки курсантов по иностранному языку, а освоение навыков иноязычного общения в разных видах (рецептивных, продуктивных) и сферах должно осуществляться на всех этапах самостоятельной работы. Особая роль принадлежит активности познающего субъекта, постепенное увеличение самостоятельности которого происходит при выполнении заданий соответствующего уровня сложности, изменении роли и руководства со стороны педагога.

Проблема обеспечения готовности и способности курсантов эффективно решать задачи, стоящие в каждом виде самостоятельной подготовки по иностранному языку, может быть максимально решена посредством внедрения в иноязычный образовательный процесс специально разработанной технологии организации самостоятельной подготовки курсантов, которая реализуется на основе выделенных ранее педагогических условий, а также предложенной в работе последовательностью этапов самостоятельной иноязычной деятельности курсантов, коммуникативными заданиями и учебными приемами, направленными на формирование, развитие и совершенствование речевых и учебных умений. Курсанты обеспечиваются необходимым учебным материалом в виде методических указаний, инструкций, памяток, алгоритмов, указывающих на приемы самостоятельной работы. Организация всех видов самостоятельной работы оказывается эффективной в русле коммуникативного обучения иностранному языку, если она обеспечена необходимыми учебными пособиями и техническими средствами и если к содержанию самостоятельной работы, к ее учебным материалам предъявляются соответствующие требования коммуникативной методики (мотивированность, личностный смысл, речемыслительная активность, взаимодействие общающихся, ситуативность, функциональность). Именно такого качества система самостоятельной подготовки курсантов по иностранному языку является основой нашего исследования.

В связи с этим возникает необходимость поиска новых средств коммуникативной направленности внеаудиторной самостоятельной работы курсантов. Разработанное в контексте данного подхода учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы по иностранному языку характеризуется тем, что оно позволяет максимально индивидуализировать самостоятельную подготовку курсантов и гибко управлять ею. Коммуникативные задания, предлагаемые курсантам для самостоятельного выполнения, позволяют систематизировать языковые знания, отработать речевые умения в целом, восстановить пробелы в базовых знаниях и умениях, накапливать приемы самостоятельной работы, способы интеллектуального труда, получать новые знания, углублять и упорядочивать уже имеющиеся. Кроме того, оно создает условия для развития самостоятельности, самовоспитания и дальнейшего профессионального саморазвития будущего военного специалиста.

6. Практическая реализация предложенной самостоятельной подготовки курсантов на основе разработанной технологии и специально созданного учебно-методического обеспечения дала планируемые результаты, а проведенная опытно-экспериментальная работа показала их эффективность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе проведенного теоретического и опытно-экспериментального исследования в полном соответствии с его целью, задачами и гипотезой получены следующие основные результаты и сделаны выводы:

1. Актуальность проблемы исследования обусловливает необходимость создания такого технологического обеспечения процесса самостоятельной подготовки курсантов, который бы соответствовал современному заказу на выпускника военного вуза, способного участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладении им иноязычно-речевой деятельностью.

2. Анализ научной литературы позволил проследить явно возрастающую роль самостоятельной деятельности обучающихся, широкий спектр определения понятия «самостоятельная работа», которая понимается как особый вид учебной деятельности, направленный на индивидуальное решение дидактических задач, формирование интереса к познавательной деятельности, пополнение знаний в определенной области осуществления профессиональной деятельности, которая в целом развивает и совершенствует личность.

Применительно к военным вузам, самостоятельная работа, реализуясь в форме самостоятельной подготовки курсантов, может рассматриваться как особый вид профессиональной подготовки, обеспечивающий возможность повышения качества знаний курсантов, а также целенаправленного формирования у них таких профессионально важных качеств, как положительная учебная мотивация, самостоятельность, а также способность к эффективному самообразованию.

3. Проблема самостоятельности в образовательном процессе — одна из стержневых проблем дидактики. Однако в детерминированном образовательном процессе военного вуза в большинстве случаев отсутствуют психолого-педагогические и воинские условия развития самостоятельности курсантов. Вместе с тем самостоятельность является ведущим качеством будущего офицера, которое связано с предоставлением личности свободы в принятии самостоятельных решений. Следовательно, развитие самостоятельности курсантов в процессе изучения различных дисциплин, в том числе иностранного языка, становится особенно актуальным в военном вузе. Этот процесс определяется нами как создание необходимых условий для формирования у курсантов способности планировать, систематизировать, регулировать и активно осуществлять иноязычную речевую деятельность без постоянного внешнего руководства и помощи, адекватно оценивать процесс и результат овладения этой деятельностью. В соответствии с этим, раскрыта структура самостоятельности, компонентами которой являются самореализация (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия), самоконтроль, самооценка, самоуправление.

4. В работе обозначены некоторые этапы развития курсанта как субъекта учения (самостоятельной иноязычной деятельности): адаптация к условиям военного вуза, идентификация с требованиями учебной и учебно-профессиональной деятельностисамореализация в самостоятельном иноязычном образовательном процессе. При этом учитывались индивидуальные склонности курсантов к самостоятельной иноязычной деятельности, а также реально ограниченные возможности учебного процесса в военном вузе. Был сделан вывод о том, что позицию субъекта самостоятельной деятельности необходимо обеспечивать дифференцированно, создавая необходимые для этого условия.

5. Система самостоятельной подготовки курсантов по иностранному языку построена на основе личностно-ориентированного и коммуникативного подходов. При коммуникативном обучении иностранному языку данный вид учебной деятельности должен содействовать достижению основной цели курса обучения — формированию способности и готовности к межкультурной коммуникации. В соответствии с этим главными целями самостоятельной работы курсантов должны стать: 1) достижение соответствующего уровня межкультурной коммуникативной компетенции;

2) развитие курсанта как личности, как субъекта деятельности- 3) повышение мотивации курсантов к овладению иностранным языком, включение его в широкий профессиональный контекст. Предложенная система самостоятельной иноязычной подготовки, по сути своей, имеет перспективную направленность, так как основана на выполнении иноязычной деятельности, близкой по своему содержанию к будущей профессиональной деятельности, связанной с иностранным языком. Ее отличительной чертой является использование в самостоятельной работе информационного продукта «Учись учиться», содержащего целенаправленное обучение курсантов приемам самостоятельной работы по всем видам речевой деятельности.

6. Внедрение разработанной системы самостоятельной работы в процесс самоподготовки курсантов по иностранному языку стало возможным при соблюдении выделенных условий: 1) социально-организационныхадаптация вчерашнего школьника к вузовской жизни и одновременно к несению воинской службыучет совокупности факторов, оказывающих влияние на развитие профессионально значимых качеств будущего военного специалистасоздание субъект-субъектных отношений в рамках специфики военного вуза- 2) психолого-педагогических — повышение мотивации курсантов к овладению иностранным языком в процессе самостоятельной работыинтеграция современных подходов обучения иностранному языку в иноязычный самообразовательный процесс в военном вузеразработка учебно-методического обеспечения самостоятельной подготовки курсантов по иностранному языку;

3) дидактических — обеспечение единства образовательной, развивающей и воспитательной задачсоблюдение принципов коммуникативной методикиформирование рефлексивной позиции курсанта, дифференцированное определение содержания языкового и речевого материала для отдельных групп курсантов и др.

Разработана и экспериментально апробирована технология организации самостоятельной подготовки по иностранному языку, с помощью которой курсант может самостоятельно с индивидуальной скоростью усвоения изучать учебный материал и осваивать виды иноязычной речевой деятельности при выполнении заданий соответствующей сложностирегулировать количество выполняемых заданий и упражненийосуществлять самоконтроль и оценивать уровень усвоенной языковой информации и уровень сформированности речевых умений, приобретая тем самым навыки самообразования, самоконтроля и самооценки. Эффективность применения такой технологии в процессе самостоятельной работы курсантов по иностранному языку определяется интеграцией целого ряда подходов, среди которых особую значимость для решения рассматриваемой проблемы имеет коммуникативный подход, так как разработанная на его основе технология приобретает новую форму и содержание, исключает овладение иностранным языком вне реального контекста коммуникации.

В этом плане технология организации самостоятельной подготовки курсантов по иностранному языку реализуется предложенными коммуникативными, ситуативно-ролевыми заданиями и упражнениями, речевыми и деловыми играми, алгоритмами чтения, приемами самостоятельной работы и приемами овладения иноязычной речевой деятельностью, а также последовательностью этапов выполнения заданий курсантами.

В военном вузе обеспеченность самостоятельной подготовки курсантов по иностранному языку современными учебными пособиями достаточно низкая. Эта проблема решалась посредством создания учебно-методического обеспечения самостоятельной работы, состоящего из трех учебных пособий: «Учись учиться», «Внеаудиторное чтение текстов по страноведческой тематике», «Сборник обучающих программ», которые характеризуются тем, что: 1) позволяют организовать индивидуальную самостоятельную работу курсантов и гибко управлять ею- 2) коммуникативные задания, предлагаемые обучающимся, составлены с учетом языковой подготовки различных групп курсантов, а также с учетом времени, которое должен затратить курсант на их выполнение- 3) содержат обширный дидактический материал для формирования приемов самостоятельной работы, а также приемов овладения языковыми и речевыми навыками и умениями- 4) позволяют развивать профессионально значимые качества будущего военного специалиста, в частности самостоятельность.

Эти учебные пособия успешно апробированы также в учебном процессе Вольского военного института тыла, в филиале военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина» (г. Сызрань), что подтверждено актами о внедрении.

9. С целью определения педагогической целесообразности разработанная технология подвергнута экспериментальному исследованию, которое проводилось на основе учебно-методического обеспечения самостоятельной работы. Результаты срезов различного целевого назначения подтвердили достоверно более высокую эффективность авторской технологии (на коммуникативной основе) по сравнению с традиционной в плане достижения выделенных критериев (качество языковых знаний, уровень сформированности речевых умений, характер мотивации самостоятельной работы, сформированность приемов самостоятельной работы, уровень развития самостоятельности). Перспективы исследования заявленной многоаспектной проблемы связаны с выявлением особенностей реализации предложенного подхода (в русле коммуникативного обучения иностранному языку) к организации самостоятельной работы и разработке учебных материалов в условиях гражданских (неязыковых) вузов по другим иностранным языкам.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.Д. Шадрикова. М.: РАО, 1999. — 261 с.
  2. Абасов, 3. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов / 3. Абасов // Высшее образование в России. 2007. — № 10.1. C.81−84.
  3. , Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Б. Г. Ананьев. -М.: издательство, 1908. Т. 1. — 166 с.
  4. , Г. В. Формирование профессионально-ориентированной самостоятельной деятельности студентов языкового вуза (на материале оригинального художественного произведения): дисс.. канд. пед. наук / Г. В. Артамонова. Тольятти, 2002. — 198 с.
  5. , В.В. Проектирование педагогических технологий / В. В. Афанасьев // Лучшие страницы педагогической прессы. 2002. — № 1. -С. 35−39.
  6. , О.В. Особенности УМК «Английский язык для общеобразовательных школ» / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева // ИЯШ. -2012. -№ 7. с. 13−19.
  7. , Ю.К. Оптимизация учебного процесса (общедидактический аспект) / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1977. — 463 с.
  8. , К.Б. Педагогические основы научной организации самостоятельной работы студентов младших курсов педагогических факультетов: дисс.. канд. пед. наук / К. Б. Бабенко. Одесса, 1982. -183 с.
  9. , Г. И. Учебно-методический комплекс: теория и практика проектирования: Методические рекомендации для преподавателей вузов / Г. И. Бабко. Минск, 2003. — 27 с.
  10. , H.A. Психология мотивации студентов / H.A. Бакшаева, A.A. Вербицкий. М.: Логос, 2006. — 184 с.
  11. , A.B. Методика исследования проблем военной педагогики / A.B. Барабанщиков, В. П. Давыдов, А. И. Конюхов, Н. Ф. Феденко. М.: ВПА, 1987. — 135 с.
  12. , A.B. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза / A.B. Белошицкий, И. Ф. Бережная // Педагогика. 2006. — № 5. — С. 60−66.
  13. , Ш. Тендерная психология / Ш. Берн. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.-320 с.
  14. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне- пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.-422 с.
  15. , В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 2002. — 352 с.
  16. , В.П. Основы теории педагогических систем / В. П. Беспалько. -Воронеж: Изд-во Воронежского гос. университета, 1977. 304 с.
  17. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 191 с.
  18. Е.И. Учу любить учиться / Е. И. Бессчастная // Начальная школа. 1995,-№ 3,-С. 22.1. Г 'z5z
  19. Бим, И. Л. Что означает личностная ориентация образования применительно к деятельности учителей / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. 2009. — № 3. — С. 2−9.
  20. М.Р. Профессия школьник: Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников: учеб.-метод, пособие для школьных психологов и педагогов / М. Р. Битянова. -М.: Генезис, 2000. — 108 с.
  21. , В.Н. Теоретические основы научного сопровождения образовательного процесса в педагогическом университете: дисс.. докт.пед.наук / В. Н. Богословский. СПб., 2000.
  22. , Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л. И. Божович // Хрестоматия по психологии: учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. проф. Петровского A.B. М.: Просвещение, 1977.-С. 149−150.
  23. , М.К. Обучение иностранному языку как специальности / М. К. Бородулина, А. Л. Кармен, A.C. Лурье, Н. М. Минина. М.: Высшая школа, 1982.-254 с.
  24. , A.B. Проблемы субъекта в психологической науке / A.B. Брушлинский // Психологический журнал. 1991. — № 6. — Т. 12. -С. 3.
  25. , Т.А. Самостоятельная деятельность и творческое мышление / Т. А. Буткин, И. А. Володарская // Учебная деятельность и творческое мышление. Уфа: 1985. — С. 22−23.
  26. , Е.И. Воспитание творческой активности курсанта / Е. И. Варуновских // Морской сборник. 2002. — № 8. — С. 48−53.
  27. , A.A. Лингвокультурное сопровождение процесса обучения французскому языку учащихся средней школы / A.A. Василенко // ИЯШ. -2012. -№ 5. С. 81−85.
  28. , Г. В. Учебно-методические комплексы как средство организации самостоятельной работы студентов-заочников /
  29. Г. В. Вишневская, Л. П. Вишневская // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. -2009. -№ 16. С. 152−155.
  30. , JI.H. Самостоятельная работа студентов как средство активизации их познавательной деятельности / JI.H. Волкова // СПО. -2012.-№ 2.-С. 34−37.
  31. , И.М. Самостоятельность студентов в учебном процессе / И. М. Воротилкина // Высшее образование в России. 2012. — № 3. — С. 9297.
  32. JI.C. Избранные психологические исследования / JI.C. Выготский. М.: АПН РСФСР, 1956. — 375с.
  33. , Н.Д. «Языковой портфель» как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков / Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. 2000. — № 5. — С. 7−8.
  34. , М.Г. Самостоятельная работа студентов / М. Г. Гарунов, П. И. Пидкаеистый. Вып. 1. — М.: Знание, 1978. — 44 с.
  35. , A.C. Разработка тестового комплекса для развития познавательной самостоятельности студентов / A.C. Гераскин // СПО. -2009. -№ 12. С. 14−16.
  36. , Е.Я. О развитии самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения // Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся. 4.1. / Е. Я. Голант. Казань: КГУ, 1969. — С. 120−145.
  37. , Т.В. Учебно-методическое обеспечение качества внеаудиторной самостоятельной работы студентов / Т. В. Горбачева // СПО.-2009.-№ 1,-С. 27−29.
  38. , В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996.-540 с.
  39. , Л.П. Организация самостоятельной работы студентов-заочников младших курсов: дисс.. канд. пед. наук / Л. П. Давыдова. М., 1985.-212 с.
  40. , М.А. Теоретические основы обучения и проблема воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся / М. А. Данилов // Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников. Казань: КГУ, 1989.-С. 15−19.
  41. , A.A. Педагогическая технология дифференцированной организации самостоятельной работы курсантов (на опыте изучения общевойсковых дисциплин): дисс.. канд. пед. наук / А. А. Дорофеев. -Орел, 1998. 194 с.
  42. , С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя / С. Б. Елканов. -М.: Просвещение, 1986. 143 с.
  43. , Н.Г. Педагогические основы формирования отношения личности к себе / Н. Г. Емузова. Нальчик: Кабардино-Балканский государственный университет им. Х. М. Бербекова, 2001. — 158 с.
  44. , Л.И. Дидактический анализ самостоятельной деятельности школьника / Л. И. Ерегина // Самостоятельная деятельность учащихся в процессе обучения. Ее роль в довузовской подготовке. Севастополь: Ахтиар, 1998.-С. 11−18.
  45. , Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б. П. Есипов. -М.: Педагогика, 1961. 314 с.
  46. , В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка / В. А. Ефремова // Иностранные языки в школе. 2007.- № 8.-С. 18−20.
  47. , Л.В. Учить самостоятельности: Книга для учителя / Л. В. Жарова.- М.: Просвещение, 1993.-205 с.
  48. , Г. К. Воспоминания и размышления / Г. К. Жуков. М.: АПН, 1969.- 736 с.
  49. , В.П. Преемственность учебной деятельности в системе «Школа военный вуз»: автореф. дисс.. докт. пед. наук / В. П. Жуковский. — Тольятти, 1999. -41 с.
  50. , И.Н. Творческая познавательная самостоятельность студентов (курсантов) военно-инженерного вуза как фактор совершенствования профессиональной подготовки: дисс.. канд. пед. наук / И. Н. Зайнулина. -Ставрополь, 2000. 186 с.
  51. , Л.В. Развитие школьников в процессе обучения / Л. В. Занков. М.: Просвещение, 1967. — 175 с.
  52. , Е.В. Организация самостоятельной работы студентов с использованием информационно-коммуникативных технологий (на примере иностранного языка): автореф. дисс.. канд. пед. наук / Е. В. Захарова. Якутск, 2008. — 22 с.
  53. , И.А. Педагогическая психология. 2-е изд., испр. и перераб. / И. А. Зимняя. — М.: Логос, 2004. — 384 с.
  54. , И.А. Педагогическая психология: учебное пособие / И. А. Зимняя. -Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. 480 с.
  55. , И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1991. — 219 с.
  56. , И.А. Психология обучения неродному языку / И. А. Зимняя. М.: Русский язык, 1989. — 220 с.
  57. , О.В. Организационно-педагогические условия развития самостоятельности у детей подготовительной группы: автореферат дисс.. канд. пед. наук / О. В. Зитонина. Брянск, 1998. — 24 с.
  58. Иваненко, Н.В. Lingual-Training Practical Work (Лингафонный практикум) / Н.В. Иваненко- под ред. проф. Л. И. Корниловой. Тольятти: ТВТИ, 2007. -75 с.
  59. , М.А. СРС: всегда ли она действительно самостоятельна? / М. А. Иванова // Высшее образование в России. 2010. — № 6. — С. 159−163.
  60. , Н.Ю. Первый опыт общения заграницей: учебное пособие / Н.Ю. Игнатьева- под ред. проф. Корниловой Л. И. Тольятти: ТГУ, 2008. -171 с.
  61. , Г. В. Формы работы по иностранному языку в рамках ВНО / Г. В. Иевлева, Т. И. Рябухина // Преподавание и изучение иностранных языков: традиции и новации. Тольятти: Современник, ТВТИ, 2005. -С. 85−88.
  62. , Т. А. Некоторые подходы к анализу понятия «социальная активность» / Т. А. Ильина // Формирование социальной активностиличности в условиях развитого социализма. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1983.-С. 30−41.
  63. , А.З. Диагностика уровней познавательной активности школьников / А. З. Иоголевич // Новые исследования в педагогических науках. 1976. — № 2/28. — 64 с.
  64. , Е.И. О проблемах воспитывающих и развивающих методов обучения иностранному языку / Е. И. Исенина // Иностранные языки в школе. 1990. — № 1. — С. 32−38.
  65. , Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Каджаспирова, А. Ю. Каджаспиров. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.
  66. , М.Г. О самоконтроле студентов в учебном процессе / М. Г. Капаров // Ученые записки МГПИИЯ им. М.Тореза. 1987. — Т.44. — С. 70−76.
  67. , Э.Д. Слагаемые успеха военно-педагогической деятельности / Э. Д. Капелюшный // Сборник докладов 1 -й Международной научно-практической конференции «Развитие вуза через развитие науки».- Часть 2. Тольятти: ТВТИ, 2007. — С. 155−159.
  68. , С.И. Дидактические функции компьютера в организации самостоятельной учебной деятельности Электронный ресурс. / И. С. Карп.- Режим доступа: http://ito.edu.rU/2005/Moscow/II/2/II-2−5613.html (Дата обращения: 27.04.11)
  69. , М.Г. О самоконтроле студентов в учебном процессе / М. Г. Каспарова // Ученые записки МГПИИЯ им. М. Тореза. Т.44. 1987. -С. 70−76.
  70. , Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам / Г. А. Китайгородская. М.: Высшая школа, 1986. — 103 с.
  71. Климко Н. В. Развитие навыков самоорганизации у студентов среднего специального учебного заведения: автореферат дисс.. канд. пед. наук / Н. В. Климко. Казань, 2009. — 21 с.
  72. , Е.А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессий // Вопросы психологии. 1985. — № 4.-С. 17−21.
  73. , М.И. Самостоятельная работа учащихся по экономической географии СССР / М. И. Ковалевская. -М.: Просвещение, 1984. 112 с.
  74. , В.Ф. Самостоятельная учебная работа как фактор социально-профессиональной адаптации студентов колледжа: автореф. дисс.. канд. пед. наук / В. Ф. Колобков. М., 2007. — 23 с.
  75. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса: метод. пособие / Сост. Т. Г. Аргунова, И.П. Пастухова- под общей ред. проф. Ю. В. Шаронина. М.: Библиотека журнала «СПО», 2006. — 197 с.
  76. , Ю.А. Анализ урока / Ю. А. Конаржевский. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. — 336 с.
  77. , Jl.П. Внеаудиторное чтение на старших курсах: пособие / Л. П. Константинович. Тольятти: ТВТИ, 2005. — 40 с.
  78. , A.B. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку / A.B. Конышева. СПб.: КАРО, Изд-во «Четыре четверти», 2005. — 208 с.
  79. , A.B. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования / A.B. Коржуев, В. А. Попков, Е. Л. Рязанова // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 18.
  80. , К.Н. О самостоятельной работе студентов в вузе: Очерки попедагогике / К. Н. Корнилов, А. Г. Ковалев. Л.: Воениздат, 1963.
  81. , Л.И. Английский язык для пожарных: учебное пособие / Л. И. Корнилова, Н. В. Иваненко. Тольятти: ТВТИ, 2008. — 216 с.
  82. , Л.И. Иностранный язык на занятиях по обучению общению в военном вузе: пособие для преподавателей / Л. И. Корнилова, В. В. Сайгушева. Л.: ВВИСУ, 1992. — 93 с.
  83. , Л.И. К вопросу определения основных требований к составлению программированного пособия. Проблемы активизации форм и методов обучения иностранным языкам / Л. И. Корнилова // Межвузовский тематический сборник. Ярославль: ЯГУ, 1981. — С. 43−53.
  84. , Л.И. Немецкие производные и сложные существительные и прилагательные, их образование, значение и употребление, узнавание ипонимание при чтении: Сборник обучающих программ / Л. И. Корнилова. -Тольятти: ТВТИ, 2007. 78 с.
  85. , Л.И. Немецкий язык в военном вузе: учебное пособие / Л. И. Корнилова, В. В. Сайгушева, Л. П. Константинович. Тольятти: ТВТИ, 2008.- 136 с.
  86. , Л.И. Немецкий язык для пожарных: учебное пособие. Часть I, II / Л. И. Корнилова, В. В. Сайгушева. — Тольятти: ВИТУ, 2005. — 187 с.
  87. , Л.И. Немецкий язык на занятиях по обучению общению на иностранном языке: учебное пособие / Л. И. Корнилова, В. В. Сайгушева и др. Л.: ВВИСУ, 1992. — 155 с.
  88. , Л.И. Обучение студентов неязыковых вузов словообразовательным моделям имен существительных с помощью программированных пособий: дисс.. канд. пед. наук / Л. И. Корнилова. -М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1977. 207 с.
  89. , Л.И. Общие, разделительные и специальные вопросы: их построение, значение и употребление в устной речи на английском языке: Сборник обучающих программ / Л. И. Корнилова, О. В. Лебединская. -Тольятти: ТВТИ, 2009. 56 с.
  90. , Л.И. Пособие по внеаудиторному чтению для курсантов 1−3 курсов / Л. И. Корнилова. Тольятти: ТВВКИСУ, 1997. — 128 с.
  91. , Л.И. Самостоятельная работа по иностранному языку (анализ проблем) / Л. И. Корнилова, О. В. Лебединская // Развитие вуза через развитие науки: сборник докладов. Ч. 2. Тольятти: ТВТИ, 2007. — 223 с.
  92. , Н.Ф. Автономия учащегося в процессе изучения иностранного языка и культуры / Н. Ф. Коряковцева // Автономность впрактике обучения иностранным языкам и культурам: Сборник научных трудов. Вып. 461-М.: МГЛУ, 2001. С. 24−26.
  93. , Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей / Н. Ф. Коряковцева. -М.: Аркти, 2002. 176 с.
  94. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994. — 575 с.
  95. , Л.В. Применение информационных технологий в обучении иностранному Электронный ресурс. / Л. В. Кругленко, С. С. Костюк. -Режим доступа: www.rusnauka.com/3.KAND2007/Pedagogical/ 18 883. doc. htm (Дата обращения: 12.11.09)
  96. , И.В. Деловые контакты. Французский язык: учебное пособие / И.В. Кулагина- под ред. проф. Корниловой Л. И. Тольятти: ТВТИ, 2005. -50 с.
  97. , И.В. Читаем о Великой отечественной войне на английском языке: пособие / И. В. Кулагина, О.Н. Михайлина- под ред. проф. Л. И. Корниловой. Тольятти: ТВТИ, 2008. — 99 с.
  98. , В.М. Самостоятельная работа (слушателей) курсантов / В. М. Куликов, А. П. Порохин. М.: Воениздат, 1973. — 112 с.
  99. , В.А. Формирование у учащихся умений учиться / В. А. Кулько, Т. Д. Цехмистрова. М.: Просвещение, 1983. — 80 с.
  100. , Ю.М. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения / Ю. М. Кулюткин // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 42−44.
  101. , Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин. М.: Просвещение, 1985. — 440 с. 1. Z.UZ.
  102. , Ю.Н. Рефлексивная регуляция мышления / Ю. Н. Кулюткин // Деятельность и психические процессы. М.: Педагогика, 1977. — С. 131 140.
  103. , О.В. Внеаудиторное чтение текстов по страноведческой тематике: учебное пособие / О.В. Лебединская- под ред. проф. Л. И. Корниловой. Тольятти: Изд-во «Рич-Марк», 2011. — 166 с.
  104. , О.В. Учись учиться: учебно-методическое пособие / О.В. Лебединская- под ред. проф. Л. И. Корниловой. Тольятти: Изд-во «Рич-Марк», 2011. — 117 с.
  105. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Академия, 2004. — 304 с.
  106. , А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах. Т. 2 / А. Н. Леонтьев. -М.: Педагогика, 1983. 320 с.
  107. , Л.А. Инновационный подход к моделированию самостоятельной работы / Л. А. Лецких И СПО. 2008. — № 4. — С. 51 -55.
  108. , Г. Суггестология и суггестопедия: автореф. докт. дисс.. пед. наук / Г. Лозанов. София, 1970. — 64 с.
  109. , Г. Суггестопедия при обучении иностранным языкам / Г. Лозанов // Методы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1973. — С. 9−11.
  110. , И.Д. Обучение чтению в режиме самостоятельной работы на втором этапе подготовки в неязыковом вузе / И. Д. Людмирская // Автономность в практике обучения иностранным языкам и культурам. Вып. 461.-М.: МГЛУ, 2001.-С. 108−115.
  111. , Ф. Воспитание сверхзадача: обращение к глобальному форуму по защите окружающей среды и развитию / Ф. Майер. — М.: Знание, 1990. — 29 с.
  112. , Г. С. Внеаудиторное чтение по страноведческой тематике: пособие / Г. С. Максимцева- под ред. проф. Л. И. Корниловой. Тольятти: ТВТИ, 2007. — 50 с.
  113. , Г. С. Внеаудиторное чтение текстов по военной специальности: пособие / Г. С. Максимцева- под ред. проф. Л. И. Корниловой. Тольятти: ТВТИ, 2005. — 39 с.
  114. , Г. С. Деловые контакты. Английский язык: учебное пособие / Г. С. Максимцева- под ред. проф. Корниловой Л. И. Тольятти: ТВТИ, 2005.-287 с.
  115. , А.К. Формирование интереса к учению у школьников / А. К. Маркова. -М.: Педагогика, 1983. 191 с.
  116. , А.К. Формирование мотивации ученика: Книга для учителя / А. К. Маркова. -М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  117. , З.В. Некоторые вопросы организации и методики CP студентов над развитием речевых навыков и умений на первом году обучения на языковом факультете: дисс.. канд. пед. наук / З. В. Матукайтес. М., 1964. — 192 с.
  118. , P.M. О самостоятельной работе учащихся / P.M. Микельсон. -М.: Учпедгиз, 1963. 176 с.
  119. , Р. Контроль уровня сформированности у обучаемых коммуникативных навыков / Р. Милман // ИЯШ. 1998. — № 5. — С. 61−63.
  120. , Л.А. Учебные материалы как средство обучения иностранному языку в профильной школе / Л. А. Милованова // ИЯТТТ. -2012.-№ 5.-С. 63−68.
  121. , Р.П. О проблеме центрированного на ученике подхода к обучению иностранным языкам в России / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. 1997. -№ 6. — С. 7−12.
  122. , Н.И. Педагогические условия развития самостоятельности курсантов военно-морского вуза (на примере изучения культурологии): дисс.. канд. пед. наук / Н. И. Мирза. Красноярск, 2005. — 168 с.
  123. , О.Н. Фонокурс к «Практическому курсу для обучения общению на английском языке» / О. Н. Михайлина, Ю.В. Пономарева- под ред. проф. Л. И. Корниловой. Тольятти: Изд-во ВИТУ (ФТ), 2002. — 43 с.
  124. , О.И. Учебно-методические комплексы в обучении иностранному языку / О. И. Моисеенко // Высшая школа. 2002. — № 5. -С. 26−29.
  125. , P.C. Психология: в 2-х кн. Кн. 2. Психология образования / P.C. Немов. — М.: Изд-во «Просвещение», 1995. — 496 с.
  126. , H.H. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности / H.H. Нечаев. М.: МГУ, 1998. — 184 с.
  127. , O.A. Влияние специфики военного вуза на обучение иностранным языкам / O.A. Никитина // Профессиональная направленность обучения иностранному языку в военном вузе: Сборник материалов. Сызрань: СВАИ, 2002. — С. 43−44.
  128. О долге и чести воинской в Российской Армии. Сборник материалов, документов, статей / Под ред. В. Н. Попова. М.: Воениздат, 1991. — 368 с.
  129. , Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Книга для учителя / Ю. М. Орлов. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  130. , А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности / А. К. Осницкий. М.: Знание, 1986. — № 6. — 80 с.
  131. Основы научной организации труда в вузах / Под ред. Ф. П. Тонких. М.: Военное издательство МО, 1974. — 366 с.
  132. , И.П. Полное собрание сочинений: в 6-ти томах / И. П. Павлов. М.: Изд-во АПН СССР, 1952.
  133. , И.П. Типология обучающих программ по иностранным языкам и их место в самостоятельной работе / И. П. Павлова // Применение обучающих программ в самостоятельной работе студентов. Сб. научных статей. Куйбышев, 1990. — С. 3−14.
  134. , Е.И. Методика как теория и технология иноязычного образования. Книга 1 / Е. И. Пассов. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2010. — 543 с.
  135. , Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. М.: Рус.яз., 1989. — 276 с.
  136. , Е.И. Пятое колесо в телеге или когнитивность для коммуникативности / Е. И. Пассов. Липецк: «Типография» г. Ельца, 2011. — 141 с.
  137. , Е.И. Сорок лет спустя, или сто и одна методическая идея / Е. И. Пассов. М.: Глосса-Пресс, 2006. — 236 с.
  138. Педагогическая энциклопедия / под ред. И. А. Капралова, Ф. Н. Петрова. -М.: Советская энциклопедия, 1966. 880 с.
  139. Педагогическая энциклопедия: в 4 томах. Т. 3. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1966. — 880 с.
  140. , С. Рефлексия как условие становления компетентного специалиста / С. Пеняева // Высшее образование в России. 2007. — № 4. -С. 31−32.
  141. , В.А. Личность: феномен субъектности / В. А. Петровский. -Ростов-н/Дону, 1993. 67 с.
  142. , П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов: учеб. пособие / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 112 с.
  143. , П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. 2-е изд., доп. и пер. / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогическое общество России, 2005. — 144 с.
  144. , H.A. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности школьников в обучении / H.A. Половникова. Казань: Татарское книжное издательство, 1968. — 204 с.
  145. , О.Г. Самоконтроль в обучении английскому языку / О. Г. Поляков // ИЯШ. 2005. — № 7. — С. 48−52.
  146. , О.Ю. Моделирование самостоятельной работы будущих педагогов (на примере математики): автореф. дисс.. канд. пед. наук / О. Ю. Поляничко. Барнаул, 2008. — 22 с.
  147. , Г. С. Информационные технологии в обучении английскому языку / Г. С. Попова, Э. Ф. Нигматуллова // Современные теории и методы обучения иностранным языкам. М.: Издательство «Экзамен», 2006. -С. 240−242.
  148. Практикум по тендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. СПб.: Питер, 2003.-480 с.
  149. , М.Б. Организация самостоятельной подготовки курсантов военных вузов (на примере курса математики): дисс.. канд. пед. наук / М. Б. Притугина. Пенза, 2007. — 165 с.
  150. Программа курса иностранного языка для вузов неязыковых специальностей. М.: МГЛУ, 2004. — 75 с.
  151. , Е.П. Компьютерное обучение: за и против / Е. П. Протасеня, Ю. С. Штеменко // Иностранные языки в школе. 1997. — № 3. — С. 10−13.
  152. , А.Н. Управление формированием профессиональной компетентности будущих офицеров: автореф. дисс.. канд. пед. наук / А. Н. Протасов. Саратов, 2007. — 23 с.
  153. Психология: учебник / Под ред. Крылова A.A. М.: Проспект, 1998. -584 с.
  154. , H.A. Организационно-педагогические условия формирования навыков самоконтроля при профессионально-иноязычной подготовке студентов вузов: автореф. дисс.. канд. пед. наук / H.A. Пыркина. -Самара, 2006. 23 с.
  155. , З.С. Педагогические основы проектирования вузовских технологий обучения / З. С. Рамазанова // Развитие вуза через развитие науки: Сборник докладов 1-й Международной научно-практической конференции. 4.2. — Тольятти: ТВТИ, 2007. — С. 195−200.
  156. , A.A. Социализация личности / A.A. Реан // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. JI.B. Куликов. СПб: Издательство «Питер», 2000. — С. 360−365.
  157. , Т.Д. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной деятельности студентов педвуза: дисс.. канд.пед.наук / Т. Д. Речкина. -Ростов н/Д, 2003.-210 с.
  158. , Е.А. Учитесь работать с информацией в Интернете: практикум / Е.А. Роганина- под ред. проф. Л. И. Корниловой. Тольятти: Изд-во: «Рич-Марк», 2011.-25 с.
  159. , Г. В. Методика обучения английскому языку / Г. В. Рогова. М.: Просвещение, 1995. — 460 с.
  160. , Г. В. Методическое содержание работы над иноязычным текстом различного характера в старших классах средней школы / Г. В. Рогова, Ж. И. Мануэльяк // ИЯШ. 1974. — № 5. — С. 48.
  161. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 томах. Т. 1 / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 с.
  162. , А. Самостоятельная работа студентов / А. Рубаник, Г. Болшакова, Н. Тельных // Высшее образование в России. 2005. — № 6. — С. 120−124.
  163. , C.JI. Проблемы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 424 с.
  164. , В.В. Добро пожаловать в Германию: учебное пособие / В.В. Сайгушева- под ред. проф. Корниловой Л. И. Тольятти: ТВТИ, 2011. -218 с.
  165. , В.В. Добро пожаловать в Германию: учебное пособие / Под редакцией проф. Л. И. Корниловой. Тольятти: ТВТИ, 2010. — 214 с.
  166. , В.В. Страноведческий компонент как один из аспектов содержания обучения курсантов иностранному языку: Сборник докладов 1-й Международной научно-практической конференции. Часть 2 / В. В. Сайгушева, Ю. Г. Шибаев. Тольятти: ТВТИ, 2007. — 223 с.
  167. , И.Д. Вопросы программирования в учебном процессе по иностранному языку / И. Д. Салистра. М.: Высшая школа, 1977. — 166 с.
  168. , И.Д. Некоторые проблемы разработки системы обучающих программ по иностранным языкам для вузов / И. Д. Салистра // Методика преподавания иностранных языков в вузе: Сб. научных трудов МГПИИЯ им. М.Тореза. Выпуск 89. М., 1973. — С. 18−31.
  169. , И.Д. Очерки методов обучения иностранным языкам / И. Д. Салистра. -М.: Высшая школа, 1976. 252 с.
  170. Самостоятельная работа студентов и роль кафедр общественных наук / под ред. Т. Д. Гарт. Л.: ЛГУ, 1981. — 11 1 с.
  171. , H.A. Организация самостоятельной работы обучаемых в военном вузе / H.A. Сапожникова // Развитие вуза через развитие науки: сборник докладов. 4.2. Тольятти: ТВТИ, 2006. — С. 184−186.
  172. , A.A. Педагогические условия организации CP студентов технического вуза по иностранному языку на основе личностно-ориентированного подхода: автореф. дисс.. канд. пед. наук /
  173. A.A. Сарсембаева. Караганда, 2008. — 26 с.
  174. , В. Самостоятельная работа студентов: актуальные проблемы /
  175. B. Сенашенко, Н. Жалнина // Высшее образование в России. 2006. — № 7.1. C. 103−114.
  176. , Г. Н. О соотношении между самостоятельной работой и самообразованием / Г. Н. Сериков // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 1 / Сост. И. К. Журавлев, B.C. Шубинский. М.: Педагогика, 1989.-С. 28−30.
  177. , В.П. Учет тендерных различий в образовательном процессе / В. П. Симонов // Педагогика. 2005. — № 4. — С. 40−44.
  178. , М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. / М. Н. Скаткин. — М.: Педагогика, 1984. — 95 с.
  179. , В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  180. , В.И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. -М.: Школа-Пресс, 1996. 383 с.
  181. , Н.М. Основы организации учебно-научной работы студента: учебно-методическое пособие для СР студентов / Н. М. Соловьева. М.: издательство, 2003.
  182. , В.П. Педагогика в вузе: самостоятельная работа студентов / В. П. Тарантей // Советская педагогика. 1990. — № 2. — С.83−87.
  183. , Г. М. Реализация контекстного подхода при обучении иностранному языку в неязыковом Электронный ресурс. Режим доступа: http//herzen.spb.ru/text/tatarinal 2 290 296. pdf (Дата обращения: 23.09.2009)
  184. , С.Н. Методическая компетенция учителя и ее формирование в процессе самостоятельной работы студентов: дисс. .канд. пед. наук / С. Н. Татарницева. Самара, 2002. — 195 с.
  185. , В.А. Предмет и метод психологической науки: субъектная парадигма / В. А. Татенко // Психолого-педагогические исследования субъекта деятельности: Сборник трудов. Казань: ЮЛАКС, 2004. — С. 5−22.
  186. , Л.М. Дифференцированный подход к организации СР студентов экономического вуза (на примере английского языка): дисс.. канд. пед. наук / Л. М. Тернавская. Запорожье, 2001. — 141 с.
  187. , A.B. Иностранный язык в вузе: изменения в свете Болонского процесса Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ibl.ru/konf/41 208/88.html (Дата обращения: 07.12.08)
  188. , И.В. Формирование навыков самоконтроля у младших школьников / И. В. Тухман // Педагогическое обозрение. 1999. — № 4. — С. 136−144.
  189. , JI.К. Формирование готовности студента технического вуза к самообразованию средствами информационных технологий: автореферат дисс.. канд. пед. наук / Л. К. Тучкина. М., 2008. — 26 с.
  190. , С.Ю. УМК как средство обучения иностранному языку для профессиональных целей в магистратуре высшей школы / С. Ю. Тюрина // Вестник Забайкальского государственного университета. 2012. — № 6. — С. 9−13.
  191. , З.С. Интегративный подход к формированию коммуникативной компетеции студентов в профессионально-иноязычной подготовке: дисс.. канд. пед. наук / З. С. Уколова. Самара, 2006. — 193 с.
  192. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
  193. Управление самостоятельной работой студентов: методическое пособие / под общей редакцией И. П. Пастуховой. М.: Библиотека журнала «СПО», 2006.-192 с.
  194. , М.А. Кабинет самостоятельной работы / М. А. Федорова, Л. П. Якушкина // Высшее образование в России. 2010. — № 2. — С. 164 166.
  195. , М.А. Модель организации внеаудиторной самостоятельной работы / М. А. Федорова, Л. П. Якушкина // Высшее образование в России.2007.-№ 10.-С. 88−90.
  196. , М.А. Формирование самостоятельной деятельности студентов в дидактической компьютерной среде / М. А. Федорова // Информатика и образование. 2006. — № 10. — С. 126−128.
  197. , З.С. Теоретическое обоснование и практическая реализация приемов подачи информации в обучающей программе / З. С. Харьковский,
  198. Л.И. Корнилова, М. С. Пилинская // Методика разработки и применения обучающих программ по иностранным языкам в школе и вузе. Материалы семинара. М.: Педагогическое сообщество РСФСР, 1978. — С. 6−16.
  199. , А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения / А. В. Хуторской. М.: Владос, 2000. — 320 с.
  200. , И.А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам: учебно-методическое пособие / И. А. Цатурова, А. А. Петухова. -М.: Высш. школа, 2004. 95 с.
  201. , Н.В. Теоретические основы учебно-методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин в педагогическом вузе: дисс.. докт.пед.наук /Н.В. Чекалева. СПб., 1998. -427 с.
  202. , В.Л. О самостоятельной работе студентов / В. Л. Шатуновский // Вестник высшей школы. 1990. — № 3. — С. 35−41.
  203. , Э.А. Организация CP студентов первого курса языкового вуза в лаборатории с использованием элементов программирования: дисс.. канд. пед. наук / Э. А. Штульман. М., 1964. — 187 с.
  204. , Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  205. , П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. М.: Просвещение, 1969. — 317 с.
  206. Bowler В., Parminter S. Network Pre-Intermediate Student’s book. Oxford University Press, 1999. — 111 p.
  207. Davies E. Pearse. Success in English Teaching. Oxford University Press, 2000. -P. 90−91.
  208. Evans V., Dooley J. Upstream Intermediate Student’s book/ Express publishing, 2002. — 152 p.
  209. Gibbons-Wood D. and Lange T. Developing Core Skills: lessons from Germany and Sweden // Education + Training, 2000. Vol. 42 (1). — P. 24−32.
  210. Holliday A.J. The Struggle to Teach English as an International Language. -Oxford: Oxford University Press, 2008.
  211. Rotter, I.W. Social learning and clinical psychology. New York, 1954.
  212. Savington S.J. Evaluation of communicative competence: the ACFL Provisional ficiency Guidelines // The Modern Language Journal. 1985. -Vol. 69. — P. 129−134.
  213. Skehan P.A. Cognitive Approach to Language Learning. Oxford: Oxford University Press, 2008.
  214. Sparks, R. Foreign language learning differences: affective or native language aptitude differences? / R. Sparks, L. Ganschow // The Modern Language Journal. 1991. -Vol. 75 (1). — P. 3−13.
Заполнить форму текущей работой